3. Юридическая ответственность в области природопользования и охраны

Административная ответственность в области природопользования и охраны окружающей среды

3. Юридическая ответственность в области природопользования и охраны

Административная ответственность – вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

Через институт административной ответственности реализуются нормы различных отраслей права (административного, экологического, земельного, аграрного и др.).

Основные нормативные правовые акты, регулирующие привлечение к административной ответственности, – КоАП РФ и кодексы об административных правонарушениях, принятые в субъектах РФ.

Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения (административного проступка). Элементы состава правонарушения показаны на рис. 10.3.

Рис. 10.3.Элементы и содержание состава правонарушения

Полномочиями по применению мер административной ответственности за правонарушения в сфере природопользования наделены различные органы, в число которых входят: судьи; органы внутренних дел (полиция); налоговые органы; органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель; органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов; органы, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор; органы, осуществляющие функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; органы, осуществляющие государственный экологический контроль и др. Все указанные органы перечислены в гл. 23 КоАП РФ. Определение перечня таких органов имеет большое значение, поскольку рассмотрение дел об административных правонарушениях неуполномоченным органом влечет за собой нарушение принципа законности. В субъектах РФ могут быть установлены и другие органы, наделенные полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Однако такие органы должны быть определены законодательством субъекта РФ.

Кроме того, важно определить перечь органов, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, поскольку именно этот документ фиксирует правонарушение, в том числе и в сфере природопользования.

Пример

Прокуратурой Ростовской области был принесен протест на закон Ростовской области от 25.10.

2002 № 273-3C «Об административных правонарушениях», в котором неправомерно определено, что перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в том числе в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, утверждается главой муниципального образования. Протест прокуратуры рассмотрен и удовлетворен.

Административная ответственность предусматривает административное наказание, которое является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами [1].

Среди полномочий Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях в соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ закреплено установление перечня видов административных наказаний и правил их применения.

Перечень административных наказаний определен в ст. 3.2 КоАП РФ и включает в себя 10 видов. Однако за совершение экологических правонарушений применяются не все виды, а лишь некоторые, в число которых входят:

  • • предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ст. 3.4 КоАП РФ);
  • • административный штраф – денежное взыскание, выражаемое в рублях; устанавливается законом (ст. 3.5 КоАП РФ);
  • • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей (ст. 3.7 КоАП РФ). Наиболее часто такая мера применяется при незаконной охоте или рыбной ловле;
  • • лишение специального права – лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права. Это может выражаться в лишении права осуществлять охоту, за исключением тех лиц, для которых охота является основным законным источником средств к существованию и осуществлялась в установленные сроки (ст. 3.8 КоАП РФ);
  • • административный арест – содержание нарушителя в условиях изоляции от общества; устанавливается на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции – до 30 суток; назначается судьей (ст. 3.9 КоАП РФ);
  • • дисквалификация – лишение физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность но управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг или деятельность в сфере проведения экспертизы промышленной безопасности; назначается судьей (ст. 3.11 КоАП РФ). Такая мера наказания в сфере природопользования применяется к работникам государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в число которых входят и сделки с землей;
  • • административное приостановление деятельности – временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ст. 3.12 КоАП РФ). Административное приостановление деятельности в сфере природопользования применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в области общественного порядка, общественной безопасности, градостроительной деятельности, охраны собственности, в том числе и на природные ресурсы, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
  • • обязательные работы – выполнение физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ (ст. 3.13 КоАП РФ). '

Правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования посвящена гл. 8 КоАП РФ, закрепляющая административную ответственность за административные правонарушения, приведенные на рис. 10.4. Такие правонарушения разделены условно на несколько групп, в зависимости от вида деятельности.

Указанные нормы КоАП РФ применяются при привлечении к административной ответственности за нарушение различных норм природоресурсного и природоохранного законодательства. В некоторых случаях правоприменительная практика отдельных норм является затруднительной, в связи с чем кроме КоАП РФ принимаются и другие акты, регламентирующие порядок их применения.

Так, ст. 8.41 КоАП РФ применяется при нарушении ст. 16 «Плата за негативное воздействие на окружающую среду» Федерального закона «Об охране окружающей среды»; ст. 28 «Плата за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»; ст. 23 «Плата за размещение отходов» Федерального закона «Об отходах производства и потребления» и др.

В целях систематизации практики осуществления федерального государственного надзора, предупреждения правонарушений в данной сфере и упорядочения процедуры привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения, приказом Росприроднадзора от 04.05.

2012 № 213 утверждены Методические рекомендации по привлечению к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.

41 «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2].

Рис. 10.4.Административная ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования

Рис. 10.4. (продолжение)

Рис. 10.4. (окончание)

Статьи 8.44 и 8.45 введены в КоАП РФ Федеральным законом от 21.10.2013 № 282-ФЗ . Практика по ним пока еще не сформирована, однако нет сомнений в том, что они будут востребованы. Последние события, произошедшие в некоторых субъектах РФ, затопления, подтопления, заиления вод и другие наглядно продемонстрировали масштабность последствий в случае несоблюдения законодательства.

Дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, предусмотренной ТК РФ и другими нормативными правовыми актами.

Она имеет важное значение в условиях развития и применения современных средств производства и новых технологий, поскольку неправомерное поведение работников может полечь за собой самые серьезные последствия.

Примерами могут служить атомная, энергетическая, газовая, нефтяная и другие отрасли промышленности.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине труда.

Работники в зависимости от занимаемой должности, сложности выполняемой работы и других факторов подразделяются на рядовых сотрудников и руководителей.

Кроме того, среди работников следует выделить и такую категорию, которая в силу специфики своей работы отвечает за соблюдение норм природоохранного законодательства на предприятии, в учреждении и организации.

К ним относятся главный инженер, инженер по охране труда, инженер по технике безопасности, главный технолог и др.

Обязанности таких работников по соблюдению норм природоохранного законодательства закрепляются в заключаемых с ними трудовых договорах, должностных инструкциях, регламентах и других документах.

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности является совершение дисциплинарного проступка. В соответствии со ст.

192 ТК РФ дисциплинарный проступок – неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Из этого следует, что речь идет о поведении работника при осуществлении трудового процесса и на рабочем месте.

Таким образом, при обнаружении дисциплинарного проступка на него реагирует работодатель в лице его руководителя, который и является инициатором привлечения работника к ответственности.

Именно руководители (собственники) предприятий, учреждений и организаций могут способствовать реализации принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений в сфере природопользования. Так, п.

21 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации [1] установлено, что без соответствующего воздействия руководителя не должен оставаться ни один дисциплинарный проступок.

Руководитель, не использующий или превысивший предоставленные ему дисциплинарные права, несет за это ответственность в установленном порядке. Это, безусловно, положительный пример.

Однако встречаются случаи, когда в стремлении снизить себестоимость выпускаемой продукции и сделать ее конкурентоспособной руководители предприятий, структурных подразделений, а также их должностные лица сами нарушают законодательство, занижая показатели отчетных выбросов и сбросов загрязняющих веществ, жидких и твердых отходов, размещая промышленные отходы в неустановленных для этого местах.

В этих случаях реагировать на нарушение законодательства должны соответствующие государственные органы. Как правило, это и происходит.

Пример

Постановление прокурора г. Калуги, в соответствии с которым было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «К.» за добычу подземных вод без лицензии в течение длительного промежутка времени.

Постановлением Управления Росприроднадзора Калужской области на основании представленных прокуратурой материалов к предприятию было применено административное наказание в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. Кроме того, прокуратурой г.

Калуги в адрес генерального директора предприятия внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения закона и привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Процедура привлечения работника к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 193 ТК РФ предусматривает, что работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение по поводу проступка.

При этом непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Исходя из этой нормы закона, важным является момент обнаружения проступка, поскольку проступки в сфере природопользования можно обнаружить спустя некоторое время. Здесь речь идет о дне, когда должностному лицу, которому подчинен работник, стало известно о совершении работником такого дисциплинарного проступка, независимо от того, наделено это лицо нравом наложения взысканий или нет.

Очень важно обнаружить проступок своевременно, поскольку ст.

193 ТК РФ предусматривает, что дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения.

В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. Исходя из этого, законодатель косвенно стимулирует работодателей поддерживать дисциплину среди работников и своевременно реагировать на нарушения ими норм природоохранного законодательства.

Процессуальный срок в шесть месяцев со дня совершения проступка за нарушение норм природоохранного законодательства активно используется работодателями, поскольку, например, для привлечения работника к дисциплинарной ответственности за нарушение технологии на опасном производственном объекте требуется проведение служебной проверки. Результаты проверки и призваны установить конкретных виновных лиц, их вину, обстоятельства совершения проступка, причиненный вред или возможность его причинения и др.

Ограничение сроком не позднее двух лет со дня совершения проступка, выявленного по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки, также может касаться и проступка за нарушение норм природоохранного законодательства. Это может выражаться, например, в недостоверном учете добытых полезных ископаемых, что в свою очередь влечет за собой неправильное исчисление и уплату налогов в бюджет.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Аналогичный подход предусмотрен законодателем и в отношении длящихся правонарушений, когда противоправное действие либо бездействие продолжается и после применения взыскания. Часто такие правонарушения имеют место при захоронении твердых бытовых отходов, сбросе сточных вод и др.

Однако при причинении ущерба работником возможно сочетание дисциплинарных и материальных санкций.

При этом материальные санкции могут проявляться в форме лишения или уменьшения размера премии работника либо в виде обязанности возмещения причиненного ущерба (материальная ответственность).

Следует отметить, что работники возмещают только прямой действительный ущерб, упущенная выгода ими не возмещается.

К примеру, виновное поведение водителя нефтевоза на дороге привело к дорожно-транспортному происшествию. Причиненный этим ущерб состоял из стоимости восстановительного ремонта автотранспортного средства и затрат работодателя на восстановление почвенного слоя принадлежавшего крестьянско-фермерскому хозяйству земельного участка, пострадавшего в результате разлива перевозимой нефти.

Дисциплинарная ответственность работников бывает двух видов, каждый из которых предусматривает различные меры взысканий (рис. 10.5).

Специальная дисциплинарная ответственность предусматривается также Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, Федеральным законом от 27.07.

2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.

Положения и уставы о дисциплине обязательны для всех работников, которые подпадают под их действие.

Так, например, ст. 57 Федерального закона «О государственной гражданской службе» предусматривает, кроме замечания, выговора и увольнения по соответствующим основаниям, такое дисциплинарное взыскание, как предупреждение о неполном должностном соответствии.

Рис. 10.5.Дисциплинарная ответственность работников

По отношению к нормам природоресурсного и природоохранного законодательства это может выражаться в халатном отношении государственного гражданского служащего при проведении проверки хозяйствующего субъекта либо искажении фактических данных, обнаруженных при проверке.

На основании ст. 195 ТК РФ к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены руководитель организации, руководитель структурного подразделения организации, их заместители по требованию представительного органа работников.

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, руководителем структурного подразделения организации, их заместителями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения, и сообщить о результатах его рассмотрения в представительный орган работников. В случае когда факт нарушения подтвердился, работодатель обязан применить к руководителю организации, руководителю структурного подразделения организации, их заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

При применении дисциплинарного взыскания должны учитываться вина работника, причиненный вред, тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, и причинно-следственная связь между ними.

Дисциплинарное взыскание оформляется приказом, который объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. Работник имеет право его обжаловать. В соответствии со ст.

194 ТК РФ, если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Работодатель вправе до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания снять его с работника по собственной инициативе, по инициативе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Источник: https://studme.org/33591/ekologiya/administrativnaya_otvetstvennost_oblasti_prirodopolzovaniya_ohrany_okruzhayuschey_sredy

Экологическое право России

3. Юридическая ответственность в области природопользования и охраны

Точное и неуклонное соблюдение эколого-правовых норм обеспечивает поддержание режима законности и безопасности в сфере экологического права.

Этому способствуют те действия субъектов хозяйственной и иной деятельности, которые совершаются ими в соответствии с установленной законодательными и иными нормативными актами системы прав, обязанностей и запретов в области природопользования и охраны окружающей среды.

Между тем приходится констатировать, что отдельные субъекты экологических правоотношений при пользовании природными ресурсами допускают в своем поведении соответствующие отклонения от установленных норм, правил, нормативов, лимитов и иных нормативных предписаний. К сожалению, количество данных нарушений сегодня представляет серьезную опасность как для окружающей среды, так и для здоровья человечества и имеет тенденцию увеличения.

Это прежде всего связано с тем, что ежегодно возрастает уровень антропогенного воздействия человека на природу и количество хозяйствующих субъектов, его осуществляющих, уровень экологического образования и культуры которых оставляет желать лучшего. В данных условиях особую актуальность представляет рассмотрение вопросов, связанных с юридической ответственностью и ее основаниями в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Юридическая ответственность — это специфическая обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпевать установленные законодательством лишения и ограничения различного характера, предусмотренные нарушенной нормой права.

Под юридической ответственностью понимается:

  • право соответствующих уполномоченных субъектов подвергнуть лицо, совершившее экологическое правонарушение, определенным нормами права лишениям и ограничениям личного, имущественного или морально-нравственного воздействия;
  • обязанность лица, совершившего правонарушение, претерпевать определенные последствия своего поведения;
  • само принудительное воздействие (взыскание, наказание и т.д.), связанное с нарушением экологических или природоохранительных предписаний;
  • общественное отношение, возникающее в связи и по поводу совершения экологического правонарушения, между лицом, его совершившим, и соответствующим уполномоченным субъектом, обладающим юрисдикционными полномочиями в области использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Существуют следующие виды юридической ответственности.

по характеру и содержанию:

  • уголовная;
  • административная;
  • гражданско-правовая;
  • дисциплинарная;
  • материальная;

по привлекающему субъекту:

  • реализуемая в административном порядке;
  • реализуемая в судебном порядке;

по субъекту привлечения:

  • физических лиц (граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства);
  • юридических лиц (коммерческих и некоммерческих организаций);

по источнику правового установления:

  • устанавливаемая нормами закона (федерального или субъекта РФ);
  • устанавливаемая нормами подзаконных актов;

по характеру принудительного воздействия:

  • морально-нравственная;
  • правоограничительная;
  • имущественная.

Основанием всякой юридической ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава правонарушения.

Правонарушение — это виновное, противоправное деяние (действие или бездействие) лица (физического или юридического), за совершение которого действующим законодательством или иными правовыми актами предусмотрена юридическая ответственность.

Всякое правонарушение посягает (негативно воздействует) на установленные ценности и интересы (материальный признак правонарушения), поэтому и закрепляется в действующих правовых актах как недопустимое, запрещенное (формальный признак правонарушения).

Правонарушение характеризуется следующими признаками:

  • материальные признаки:
    • общественная опасность (вредность);
  • формальные признаки:
    • противоправность;
    • виновность;
    • наказуемость.

Под опасностью правонарушения понимается его способность причинять вред или создавать угрозу причинения вреда общепризнанным нормам и стандартам поведения, сложившимся на данном этапе исторического и социально-экономического развития общества. В связи с этим опасность некоторых правонарушений может меняться, т.е. признаваться таковой или отменяться.

Под противоправностью правонарушения понимается его запрещенность действующим нормативным материалом. Она выражается в том, что лицо, совершившее правонарушение, своими действиями осуществило акт пренебрежения какими-либо нормативами, нарушило установленный запрет либо не выполнило возложенную на него обязанность.

Виновность — это свойство правонарушения, которое выражается в том, что в совершенном лицом деянии (действии или бездействии) нашли свое отражение внутренние (субъективные) моменты его психической деятельности (интеллектуальные или волевые).

Наказуемость — это свойство правонарушения, характеризующееся тем, что за его совершение предусмотрено какое-либо негативное принудительное воздействие (наказание), необходимо применяемое в отношении лица, его допустившего.

Состав правонарушения — это совокупность установленных законодательными и иными нормативными актами объективных и субъективных признаков деяния, характеризующих его как правонарушение.

Иными словами, состав правонарушения представляет собой юридическую фикцию, посредством которой в нормативных актах описываются те действия (бездействия) физических или юридических лиц, которые в объективной реальности при своем проявлении характеризуются такими признаками, как общественная опасность (вредность), противоправность, виновность и наказуемость.

В структуру состава правонарушения входят его элементы (объективные и субъективные), представляющие совокупность различных свойств деяния, характеризуемого как правонарушение (обязательные или факультативные).

Состав правонарушения состоит из следующих элементов:

  • объект состава правонарушения;
  • объективная сторона состава правонарушения;
  • субъективная сторона состава правонарушения;
  • субъект состава правонарушения.

Объект состава правонарушения — это то, на что направлено правонарушение, на что оно посягает, чему причиняет вред или создает угрозу причинения вреда.

Прежде всего, каждое правонарушение направлено на определенные общественные отношения, находящиеся под защитой правовых норм различных отраслей правовой системы. Это обязательные признаки объекта состава правонарушения.

Кроме этого, отдельные правонарушения, помимо того что направлены на определенные общественные отношения, могут посягать на отдельные виды предметов материального мира (факультативные признаки объекта состава правонарушения), т.е. быть предметными.

Объективная сторона состава правонарушения — это внешняя сторона правонарушения, его проявление в объективном мире, то, что подлежит восприятию органами чувств при его совершении. К обязательным признакам объективной стороны состава правонарушения относится общественно опасное (вредное) деяние, т.е.

действия или бездействие, обладающие способностью вредоносного (опасного, деформирующего) воздействия на охраняемые правом общественные отношения.

К факультативным признакам объективной стороны состава правонарушения относятся: общественно опасные (вредные) последствия, причинная связь между деянием и наступившими последствиями, а также время, место, способ, обстановка, условия совершения правонарушения, используемые орудия и средства.

Субъективная сторона состава правонарушения — это внутренняя сторона правонарушения, состояние субъективного (внутреннего) мира лица, совершившего правонарушение, в момент его совершения и те процессы, происходящие в нем при этом, которые нашли отражение и явились условием совершения общественно опасного (вредного), противоправного деяния. К обязательным признакам субъективной стороны состава правонарушения относится вина. Вина представляет собой психическое отражение совершаемого правонарушения посредством закрепления в составе системы интеллектуальных и волевых параметров психики правонарушителя в форме умысла (прямого или косвенного) и неосторожности (легкомыслия или небрежности). К факультативным признакам субъективной стороны состава правонарушения относятся мотив, цель и эмоциональное состояние лица, совершившего правонарушение.

Субъект состава правонарушения — это законодательная характеристика признаков лица, совершившего правонарушение. Субъектом состава может быть в определенных случаях, установленных законом, физическое или юридическое лицо.

К каждому из них предъявляются соответствующие требования для признания в качестве субъекта: для физических лиц — возраст, вменяемость; для юридических лиц — наличие соответствующей государственной регистрации и постановка на учет.

В отдельных случаях законодатель вводит при описании субъекта состава правонарушения какие-либо дополнительные признаки (специальный субъект).

Юридическая ответственность в сфере природопользования и охраны окружающей среды — это установленная нормами права обязанность лица, совершившего экологическое правонарушение, подвергнуться предусмотренному нарушенной при этом эколого-правовой нормой наказанию.

Специфика эколого-правовой ответственности заключается в следующем:

  • экологические правонарушения совершаются в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • объектом состава экологического правонарушения является совокупность общественных отношений, складывающихся в области использования различных компонентов окружающей среды, или объектов, находящихся в тесной связи с ними;
  • экологическое правонарушение отличается повышенной степенью общественной опасности, оно, как правило, двуобъектно: окружающая среда и здоровье человека;
  • к ответственности в области природопользования и охраны окружающей среды могут быть привлечены физические и юридические лица;
  • эколого-правовая ответственность проявляется в традиционных формах юридической ответственности: уголовной, административной, дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой;
  • порядок привлечения к экологической ответственности устанавливается нормами законодательных и подзаконных актов:
  • юрисдикционными полномочиями в области привлечения к экологической ответственности обладают административные органы и органы судебной власти.

Специфика правонарушения, совершенного в области природопользования и охраны окружающей среды, позволяет определить его как экологическое правонарушение.

Экологическое правонарушение — это виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) физического или юридического лица, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды — по рациональному использованию, сохранению благоприятной для человека среды и обеспечению экологической безопасности общества.

Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов: противоправности деяния, причинения вреда или наступления реальной угрозы его причинения и существования причинной связи между противоправным поведением и наступившим (наступающим) вредом. С понятием противоправности непосредственно связано понятие общественной опасности, степень которой влияет и на вид ответственности, применяемой за совершение данного правонарушения.

Как правило, в результате совершения противоправного деяния наступают определенные последствия: причинение вреда, нанесение ущерба элементам природы, народному хозяйству, человеку, которые в ряде случаев являются обязательным признаком объективной стороны состава правонарушения. Так, в соответствии с ч. 1 ст.

258 УК РФ обязательным признаком объективной стороны такого преступления, как незаконная охота, является причинение крупного ущерба. Наступившие в результате совершенного правонарушения общественно опасные последствия, указанные в законе, вменяются лицу только в том случае, если будет доказано, что они состоят в причинной связи с допущенными нарушениями.

Такие составы принято называть материальными.

Большинство экологических правонарушений имеет формальные составы, которые предусматривают наступление ответственности за сам факт совершения правонарушения независимо от наступления общественно опасных последствий.

Имеются и такие составы правонарушений, которые предусматривают ответственность как в случае наступления последствий, так и в случае, когда они еще не наступили по каким-либо причинам, но деянием была создана реальная угроза их наступления (например, ст.

251 и 259 УК РФ, предусматривающие ответственность за загрязнение воздуха и вод).

Субъективная сторона состава экологического правонарушения выражается в наличии вины, которая существует в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (по легкомыслию и небрежности). Так, незаконная охота (ст. 258 УК РФ) и незаконная добыча морского зверя и иных водных животных (ст. 256 УК РФ) могут быть совершены только в форме прямого умысла.

Субъектом экологического правонарушения могут быть граждане — вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста, и юридические лица, а также некоммерческие объединения. В некоторых случаях необходимо говорить о специальном субъекте, т.е.

лицах, специально названных в соответствующих статьях законов.

Специфика привлечения к ответственности специального субъекта, в частности, должностных лиц, заключается в том, что они в зависимости от совершенного правонарушения могут нести ответственность за соответствующее должностное преступление, либо экологическое правонарушение, либо по совокупности проступков.

Источник: https://isfic.info/ecolog/nikar27.htm

7.3. Юридическая ответственность в сфере охраныи использования земельВ ЗК РФ содержится глава XIII «Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель». В соответствии со ст. ст. 74 — 75 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную, уголовную и дисциплинарную ответственность. На основании ст.

76 ЗК РФ мы можем сделать вывод, что в случае причинения вреда в результате совершения земельного правонарушения виновные также привлекаются к гражданско-правовой и материальной ответственности.

Уголовная ответственность за земельные преступления. Уголовная ответственность за земельные преступления предусмотрена ст. 254 «Порча земли» УК РФ.

Объектом преступления являются общественные отношения в области рационального использования и охраны земель, а также в области обеспечения экологической безопасности. Дополнительным объектом являются общественные отношения по охране жизни и здоровья человека. Предметом преступления является земля, т.е. почвенный слой.

Объективная сторона преступления выражается в порче земли, которая может быть совершена путем выполнения одного из действий: отравления, загрязнения или иной порчи земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке. Данное деяние может быть совершено как в форме действия, так и бездействия. Обязательным элементом объективной стороны являются последствия — причинение вреда окружающей среде или здоровью человека, поэтому состав преступления по конструкции является материальным. Необходимо также наличие причинно-следственной связи между деянием и наступившими последствиями. Субъективная сторона преступления может быть выражена как в форме умысла (прямого или косвенного), так и в форме неосторожности (легкомыслия или небрежности).

Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.Квалифицирующим признаком ч. 2 ст. 254 УК РФ является порча земли в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. В этом случае состав преступления по конструкции является формальным.

Особо квалифицирующим признаком в ч. 3 ст. 254 УК РФ является причинение смерти человеку по неосторожности в результате совершения деяний, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 254 УК РФ.

В случае совершения земельного преступления у виновного лица, обладающего земельным участком на праве собственности, этот земельный участок может быть конфискован в соответствии со ст. 50 ЗК РФ.Дознание по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст.

254 УК РФ, производится дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации. Предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ч. ч. 2 и 3 ст. 254 УК РФ, производится следователями следственного комитета Российской Федерации.

Административная ответственность за земельные правонарушения. Ответственность за совершение административных правонарушений в области использования и охраны земель предусмотрена КоАП РФ, в котором содержатся следующие составы земельных правонарушений:

— самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);- уничтожение или повреждение специальных знаков (ч. 4 ст. 7.2);- самовольная уступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10);- нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, их территорий либо несоблюдение ограничений, установленных в границах их зон охраны (ст. 7.13);- организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст. 7.14);- неисполнение обязанности по приостановлению работ в случае обнаружения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, или работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия либо нарушить его целостность и сохранность (ст. 7.14.2);- незаконное изменение правового режима земельных участков, отнесенных к землям историко-культурного назначения (ст. 7.16);- использование земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования юридическим лицом, не выполнившим в установленный федеральным законом срок обязанности по переоформлению такого права на право аренды земельного участка или по приобретению этого земельного участка в собственность (ст. 7.34);- порча земель (ст. 8.6);- невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7);- использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8).Административная ответственность за нарушение требований в области использования и охраны земель может наступать также и по общим составам, например за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами (ст. 8.2). Законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены и иные составы административных правонарушений в сфере использования и охраны водных объектов.Органы внутренних дел не рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных вышеуказанными статьями КоАП РФ. К органам, уполномоченным на рассмотрение дел по данным статьям, относятся федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный карантинный фитосанитарный надзор, государственный надзор в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами и государственный земельный надзор (в отношении использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения), а также органы, осуществляющие государственный земельный надзор, и др.

Гражданско-правовая ответственность в сфере земельных отношений.

Источник: https://kommentarii.org/2019/ekologicheskoe_pravo/page43.html

Ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования

3. Юридическая ответственность в области природопользования и охраны

  1. Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.
  2. Понятие экологического правонарушения.
  3. Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства.
  4. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.

  5. Уголовная ответственность за нарушение экологического законодательства.
  6. Особенности применения гражданско-правовой ответственности за нарушение экологического законодательства.
  7. Правовые формы возмещения вреда, причиненного природной среде в результате правомерной деятельности.

  1. Понятие и сущность ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования.

Эколого-правовая ответственность выступает важным звеном правового обеспечения рационального природопользо­вания и охраны окружающей среды.

В юридической литературе признано, что ответственность проявляется, как «обязанность выполнять соответствующие нормы поведения и обязанность нести неблагоприятные последствия за их нарушение»1. При этом для экологических правоотношений представляется важ­ным рассмотрение юридической ответственности не только в традиционном (ретроспективном), но и перспективном смысле.

В последнем случае под ответственностью понимается обязан­ность соблюдения требований в области охраны окружающей среды. Такую ответственность в литературе иначе называют позитивной2. Ответственность в ретроспективном плане (нега­тивная ответственность) представляет собой обязанность лица нести неблагоприятные последствия в случае нарушения зако­нодательства.

Если понимание юридической ответственности в ретроспективном смысле, т.е.

как правовое последствие на­рушения законодательства, традиционно для правовой науки, то ответственность в перспективном смысле, согласно пред­ставлениям ученых, базируется на правомерной деятельности и означает несение лицом установленных в законодательстве правовых последствий, не связанных с нарушением нормы права1.

В экологических отношениях такой подход означает воз­можность возмещения вреда, который причиняется окружающей среде в результате хозяйственной деятельности, осуществляемой в соответствии с экологическими требованиями. Общую правовую основу позитивной ответственности составляет ч. 3 ст. 933 ГК, устанавливающая, что вред, причиненный правомерными дей­ствиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных за­конодательством. К таким случаям экологическое законодатель­ство относит, например, уплату экологического налога.

Кроме названных выше эколого-правовая ответственность имеет и другие особенности.

В результате совершения эколо­гического правонарушения вред причиняется как окружающей среде в целом, экологическому благополучию населения (эко­логическая составляющая), так и конкретным лицам (экономи­ческая составляющая).

В силу того что природные ресурсы не имеют стоимости, применяются специальные способы исчис­ления вреда (таксы, методики, затраты на восстановление).

При нарушении законодательства эколого-правовая ответ­ственность заключается в применении к нарушителям мер го­сударственного принуждения и предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вы­званные совершением экологического правонарушения.

В со­ответствии со ст. 99 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды влечет применение мер дисциплинарной, административной и уголовной ответствен­ности.

Привлечение лиц к ответственности за нарушение эко­логического законодательства не освобождает их от возмеще­ния вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду (гражданско-правовой ответственности).

Таким образом, различают следующие виды юридической от­ветственности за нарушение экологического законодательства:

• административную;

• уголовную;

• гражданско-правовую;

• дисциплинарную.

Применение дисциплинарной ответственности регламен­тировано ст. 197-204 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Сущность дисциплинарной ответственности за нарушение экологического законодательства выражается в наложении на виновного работника дисциплинарного взыскания за невыпол­нение служебных обязанностей, связанных с охраной окружа­ющей среды. В соответствии со ст.

40009 Трудового кодекса Республики Беларусь нарушители законодательства в области охраны окружающей среды могут быть привлечены к матери­альной ответственности, которая выражается в обязанности работника возместить вред, причиненный по его вине органи­зации в результате ненадлежащего исполнения им своих тру­довых обязанностей. Таким образом, дисциплинарная ответ­ственность в области охраны окружающей среды применяется только в связи с трудовыми или служебными отношениями и не обладает эколого-правовой спецификой.

В силу особенностей, присущих отдельным компонентам природной среды, целесообразно выделение ответственности в области земельных, водных, горных, лесных и других отно­шений как самостоятельных подвидов эколого-правовой от­ветственности.

Эколого-правовая ответственность имеет следующую кон­струкцию: деяния, нарушающие экологическое законодатель­ство, установлены в нормативных правовых актах, которые регулируют правовой режим использования и охраны компо­нентов природной среды, а правовые последствия такого нару­шения (санкции) закреплены в ином законодательстве — адми­нистративном, уголовном, гражданском. Из чего следует вы­вод, что эколого-правовая ответственность — это комплексный правовой институт.

Следует отметить, что в юридической литературе экологи­ческая (или эколого-правовая) ответственность выделяется в качестве самостоятельного вида ответственности.

  1. Понятие экологического правонарушения.

Экологическое правонарушение представляет собой ви­новное, противоправное деяние (действие, бездействие), по­сягающее на установленный экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей среде, а через него также здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц либо создающее реальную угрозу причинения такого вреда.

Сущность экологического, как и всякого иного, правонару­шения раскрывается через его состав: субъект, объект, субъек­тивную и объективную стороны.

Отсутствие хотя бы одного из элементов состава правонарушения исключает возможность применения юридической ответственности.

Из всех элементов состава экологических правонарушений для выделения их в самостоятельную группу наибольшее значение имеет объект и объективная сторона таких правонарушений.

Объект правонарушения в теории права определяется как общественные отношения, регулируемые нормами пра­ва. В юридической литературе существуют различные точки зрения относительно объекта экологических правонаруше­ний. Так, В.В.

Петров определяет его как «природную среду, охраняемую законом от загрязнения, истощения, разрушения, а через нее и здоровье человека, материальные ценности, со­стояние которых зависит от качества окружающей природной среды»1. Б.В.

Ерофеев рассматривает в качестве объекта эко­логических правонарушений «общественные отношения по поводу обеспечения условий для оптимальной жизнедеятель­ности человека и общества во взаимосвязи со средой обита­ния, иными словами отношения по поводу права на благопри­ятную окружающую среду»2. В свою очередь Ю.С.

Шемшу-ченко указывает, что к вопросу об объекте экологических от­ношений следует подходить дифференцированно и выделять общий и специальный объекты экологических правонаруше­ний. Общим объектом всех соответствующих правонаруше­ний является установленный в государстве экологический правопорядок.

Его основу составляют общественные отно­шения по охране окружающей среды и рациональному ис­пользованию природных ресурсов, урегулированные норма­ми права. Всякое посягательство на этот правопорядок есть его нарушение, влекущее в установленном законом случае применение к виновным лицам мер юридической ответствен­ности.

Общий объект дифференцируется на специальные объекты. В качестве специальных объектов экологических правонарушений выступают группы однородных обществен­ных отношений по охране и рациональному использованию земли, вод, недр, лесов, животного мира, охране атмосферно­го воздуха, особо охраняемых природных территорий и объ­ектов и некоторые другие1.

Таким образом, объектом экологического правонарушения следует признать общественные отношения по поводу окружа­ющей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируе­мые нормами права2.

Такие отношения по содержанию могут быть связаны с отношениями собственности на компоненты природной среды, природопользования, защиты экологиче­ских прав граждан и др.

Следует отметить, что компоненты природной среды и природные объекты (земля, недра, воды, леса и др.) выступают в качестве предмета посягательства.

Объективная сторона экологического правонарушения вы­ражается в действиях, нарушающих экологические предписа­ния, причиняющих вред природной среде, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписа­ний.

Противоправное поведение посягает на установленный в стране экологический правопорядок, т.е. систему правил, обе­спечивающих научно обоснованное взаимодействие общества и природы.

Противоправность поведения имеет место, когда нарушается конкретная норма экологического законодатель­ства.

К числу основополагающих признаков объективной сто­роны экологического правонарушения относится причинение вреда окружающей среде, здоровью человека или реальная угроза такого причинения. При этом между нарушением за­кона и наступившими последствиями должна существовать причинно-следственная связь.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя. Экологиче­ское законодательство воспринимает обе формы вины: умысел и неосторожность. Умышленная вина предполагает как пря­мой, так и косвенный умысел.

Правонарушение признается со­вершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало их наступления, а с косвенным умыслом, если физическое лицо, его совершившее, сознавало противоправность своего деяния, предвидело его вредные по­следствия, но сознательно допускало наступление таких по­следствий либо относилось к ним безразлично.

Совершением правонарушения по неосторожности признает­ся противоправное деяние, совершенное по легкомыслию (если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных основа­ний рассчитывало на их предотвращение) или небрежности (если физическое лицо, его совершившее, не предвидело возможности наступления вредных последствий своего деяния, хотя при необ­ходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть). Так, к умышленным правонарушениям относятся, например, незаконная порубка деревьев и кустарни­ков, незаконная добыча рыбы или водных животных, незаконная охота. По неосторожности могут быть совершены такие право­нарушения, как уничтожение либо повреждение леса по неосто­рожности, нарушение правил охраны рыбных ресурсов и водных животных и др. Признаком субъективной стороны экологическо­го правонарушения также является его мотив и цель.

В юридической литературе предлагаются различные клас­сификации экологических правонарушений. Так, С.А. Бала-шенко и Д.М.

Демичев подразделяют все экологические право­нарушения на два вида: нарушения права собственности на землю и другие природные объекты и ресурсы (совершение сделок с недрами, водами, лесами и иными природными ре­сурсами: купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен, самовольное занятие земельного, водного, лесного участка и другие противоправные сделки); правонарушения, оказываю­щие отрицательные воздействия на окружающую среду и ее компоненты, т.е. действия, вызывающие загрязнение, засоре­ние, истощение. В соответствии с видами экологических отно­шений выделяют следующие экологические правонарушения: земельные, горные, водные, лесные, нарушения законодатель­ства об охране и использовании растительного мира, об охра­не и использовании животного мира, об охране атмосферного воздуха. Данные виды правонарушений определены в соответ­ствующих кодексах и законах1.

Следует отметить, что в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» не определено понятие экологи­ческого правонарушения. При этом в ст.

98-99 названного за­кона приведен перечень основных деяний, нарушающих эко­логическое законодательство, и установлено, что нарушение законодательства об охране окружающей среды влечет дисци­плинарную, административную и уголовную ответственность, привлечение лиц к ответственности за нарушение законода­тельства об охране окружающей среды не освобождает их от возмещения вреда, причиненного в результате вредного воз­действия на окружающую среду. Таким образом, в зависимости от вида применяемых санкций экологические правонарушения могут быть: дисциплинарными, административными, уголов­ными, гражданско-правовыми. Указанные виды экологических правонарушений установлены соответственно в трудовом, ад­министративном, уголовном и гражданском законодательстве.

  1. Дисциплинарная ответственность за нарушение экологического законодательства.

В соответствии с трудовым законодательством обеспе­чение дисциплины труда наряду с другими методами до­стигается и с помощью метода принуждения. В необходи­мых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность — это приме­нение нанимателем мер дисциплинарного воздействия (взыскания). Она наступает за совершение дисципли­нарного проступка.

Дисциплинарный проступок — противоправное, винов­ное неисполнение или ненадлежащее исполнение работни­ком своих трудовых обязанностей.

Видами дисциплинарной ответственности являются: общая и специальная.

Общая дисциплинарная ответственность наступает на основе ПВТР. Она распространяется на всех работников, в том числе на тех, для которых установлена специальная дисциплинарная ответственность. При привлечении к этой ответственности могут приниматься во внимание лишь про­ступки, непосредственно связанные с работой.

Специальная дисциплинарная ответственность насту­пает на основе специальных нормативных правовых актов: уставов и положений о дисциплине, действующих в отдель­ных отраслях; нормативных правовых актов, регламентирующих порядок прохождения службы отдельными категориями работников (государственными служащими, прокурорскими работниками и др.)- Смысл и значение этой ответственности состоят в применении более строгих, спе­цифических взысканий (санкций) к нарушителям, в том числе в ряде случаев и за проступки, непосредственно с рабо­той не связанные.

В соответствии со ст. 198 ТК за совершение дисципли­нарного проступка наниматель может применить к работ­нику следующие меры дисциплинарного взыскания:

♦ замечание;

♦ выговор;

♦ увольнение (п. 4, 5, 7, 8, 9 ст. 42, п. 1 ст. 47 ТК).

Указанные взыскания могут применяться к работникам, несущим любой вид дисциплинарной ответственности (об­щую и специальную). При этом по отношению к работникам, несущим общую дисциплинарную ответственность, данный перечень является исчерпывающим.

Для работников, несу­щих специальную ответственность, согласно ч. 2 ст. 198 ТК могут применяться и другие дисциплинарные взыскания, предусмотренные уставами и положениями о дисциплине, а также иными актами законодательства.

Например, согласно Закону Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» к государственным служащим поми­мо предусмотренных трудовым законодательством могут применяться такие взыскания, как предупреждение о непол­ном служебном соответствии, понижение в классе государ­ственного служащего на срок до 6 месяцев и др.

  1. Административная ответственность за нарушение экологического законодательства.

В соответствии с КоАП административная ответствен­ность за нарушение экологического законодательства вы­ражается в применении административного взыскания к фи­зическому лицу, совершившему административное правонару­шение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности.

Основанием административной ответственности является совершение административного правонарушения, т.е. проти­воправного виновного деяния (действия или бездействия), за которое установлена административная ответственность.

Кодекс Республики Беларусь об административных правона­рушениях от 21 апреля 2003 г.

(с изменениями и дополнениями) определяет составы административных правонарушений в обла­сти использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, при совершении которых наступает административная ответственность, виды административных взысканий, налагае­мых в случае совершения таких правонарушений, а также осо­бенности применения административной ответственности при нарушении экологического законодательства.

Источник: https://megapredmet.ru/1-67561.html

Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды

3. Юридическая ответственность в области природопользования и охраны

Одним из важных институтов правового регулирования природопользования и охраны окружающей природной среды является юридическая ответственность, возникающая в случае нарушения экологического законодательства.

Экологическое правонарушение — противоправное, виновное деяние (действие или бездействие), причиняющее вред или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее права и законные интересы субъектов экологического права.

Юридическая ответственность представляет собой систему принудительных мер, применяемых к физическим или юридическим лицам в случае их неправомерного поведения как субъектов экологического права.

Основанием для юридической ответственности является правонарушение в области охраны окружающей среды (экологическое правонарушение).

Состав правонарушения — это фактическое основание для ответственности, а норма права — правовое.

В статье 75 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены следующие виды ответственности:

  • — имущественная;
  • — дисциплинарная;
  • — административная;
  • — уголовная.

Имущественная ответственность наступает при нанесении вреда окружающей среде юридическими и физическими лицами и выражается в обязанности лиц, причинивших такой вред, возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (ст. 77 ФЗ-7 «Об охране окружающей среды»).

Вред окружающей среде возникает в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.

Широкий перечень экологических правонарушений, за которые могут применяться меры имущественной ответственности, содержится в административном и уголовном законодательстве.

Применение административных и уголовных санкций не является основанием для освобождения от возмещения вреда, причиненного окружающей среде. Тем более, что размер причиненного вреда, как правило, несоизмеримо больше размера санкций, предусмотренных административным и уголовным законодательством.

Общие принципы оценки и возмещения вреда и убытков (экономического ущерба) содержатся в Гражданском кодексе РФ. Согласно ст.

 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые необходимо произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение имущества (реальный ущерб), а также недополученные доходы (упущенная выгода).

Реальный ущерб определяется стоимостью утраченного имущества, а упущенная выгода определяется неполученными доходами, которые потерпевший получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Указанная статья ГК РФ, по сути дела, описывает и закрепляет в качестве правовой нормы основную экономическую формулу, которая в настоящее время довольно широко используется при подсчете убытков и ущерба, вызываемых повреждением, гибелью и уничтожением всех видов имущества и ресурсов, включая и природные ресурсы и объекты, большая часть из которых согласно ст. 130 ГК РФ относится к объектам недвижимости. То есть: экономический смысл формулы, установленной ст. 15 ГК РФ, заключается в том, что размер убытков определяется суммированием затрат, необходимых для восстановления нарушенного объекта (приведения его в первоначальное состояние), стоимости утраченного объекта и убытков, вызванных неполучением ожидаемых доходов. На этой же формуле основан и порядок исчисления размера потерь и убытков различных субъектов права (государства, субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, отрасли народного хозяйства и т.д.), а также вреда, причиненного тем или иным природным объектам, закрепленный различного рода законодательными и иными правовыми актами.

Закон возлагает обязанность по возмещению вреда окружающей среде, причиненного субъектом хозяйственной и иной деятельности, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, на заказчика и (или) субъекта хозяйственной и иной деятельности.

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Дисциплинарная ответственность — это одна из основных правовых форм воздействия на нарушителей трудовой дисциплины, в том числе и за правонарушения в области охраны и использования земель. Как и другие виды ответственности, дисциплинарная ответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств.

Прежде всего, дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения может наступать в том порядке и тогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах — Трудовом кодексе Российской Федерации от 30 декабря 2001 г.

№197-ФЗ, уставах, правилах внутреннего трудового распорядка, иных актах как федерального, так и регионального уровня, а также в локальных актах, принимаемых в организации.

В них могут предусматриваться профессиональные обязанности и меры дисциплинарного воздействия за их невыполнение — чаще всего это относится к работникам очистных и иных природоохранных цехов и установок, экологических служб предприятий, сельскохозяйственных предприятий, т.е. к лицам, деятельность которых прямо или опосредованно связанна с использованием и охраной природных ресурсов.

Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является нарушение работником или должностным лицом трудовой дисциплины — совершение дисциплинарного экологического проступка, которым признается противоправное, виновное деяние, посягающее на экологический правопорядок в сфере трудовой деятельности, причиняющее вред природным ресурсам. Дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушение законодательства об охране окружающей среды только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдение эколого-правовых норм.

Дисциплинарная ответственность выражается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, увольнения по соответствующим основаниям (ст. 192 ТК РФ). Федеральными законами, уставами, положениями о дисциплине для определенных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Порядок применения дисциплинарных взысканий за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды определен в ст. 193 ТК РФ.

При причинении ущерба работником возможно сочетание дисциплинарных и материальных санкций, поскольку дисциплинарная и материальная ответственность имеют разное целевое назначение и могут совмещаться.

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие должностные лица могут применять дисциплинарные взыскания, если такие полномочия им предоставлены соответствующими документами (уставом организации, приказом руководителя и др.).

О применении дисциплинарного взыскания издается приказ (распоряжение) или постановление. В приказе (распоряжении) или постановлении должны быть указаны мотивы его применения, т.е.

конкретный дисциплинарный проступок, за совершение которого работник подвергается взысканию.

Необходимо отметить и то, что ТК РФ не требует, чтобы работодатель обязательно налагал на работника за каждый дисциплинарный проступок взыскание. Ведь применение дисциплинарного взыскания — это право, а не обязанность работодателя. Поэтому вопрос об ответственности должен решаться с учетом тяжести совершенного проступка, того, насколько ценен конкретный работник для организации, и т.п.

Согласно п. 3 ст. 209 ГК РФ, владение, пользование и распоряжение природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляется их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В связи с этим, владелец предприятия, использующего в своей деятельности компоненты окружающей среды, отвечая перед обществом за экологическое состояние своего предприятия и его воздействия на окружающую среду, обязан обеспечивать экологический правопорядок на предприятии, не допускать негативного воздействия на состояние окружающей среды, всеми доступными и законными средствами реагировать на соответствующие обращения государственных органов.

Административная ответственность применяется за совершение административно-экологического проступка, выразившегося в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Понятие административного правонарушения содержатся в ст. 2.

1 КоАП РФ, где установлено, что под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В отличие от уголовной ответственности, административная ответственность допускает назначение наказания юридическому лицу.

Однако назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо. Согласно ст. 2.4 КоАП РФ, к административной ответственности можно привлечь должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Глава 8 КоАП РФ устанавливает ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, в частности, несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами; нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами; нарушение законодательства об экологической экспертизе; сокрытие и искажение экологической информации; порча земель; нарушение требований по рациональному использованию недр; нарушение правил охраны водных объектов; правил водопользования; правил охраны атмосферного воздуха; правил лесопользования; пожарной безопасности в лесах; правил пользования объектами животного мира и т.д.

За правонарушения в сфере экологии КоАП РФ предусматривает следующие виды административных взысканий:

  • — штраф — назван во всех статьях, может выражаться в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда, стоимости предмета административного правонарушения, не может быть менее одной десятой МРОТ;
  • — в некоторых статьях предусматривается предупреждение (например, за уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных (ст. 8.29));
  • — за нарушение установленных правил предусмотрены такие меры, как конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения;
  • — конфискация орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов;
  • — лишение права охоты.

Самыми распространенными правонарушениями природопользователями являются:

  • — несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (ст. 8.1 КоАП);
  • — несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);
  • — невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы (ст. 8.4).
  • — сокрытие или искажение экологической информации (т.е. несвоевременная сдача или ошибки в документах госстатотчетности (ст. 8.5)
  • — выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения; нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него; нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры (ст. 8.21);
  • — невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 8.41)

Таким образом, любая организация, недостаточно уделяющая внимание окружающей среде, допускающая вышеперечисленные нарушения при видении своей деятельности, может на 3 месяца остаться без работы, а штрафы могут исчисляться сотнями тысяч.

Кроме того, при отсутствии у юридического лица либо индивидуального предпринимателя разработанных проекта ПДВ и ПНООЛР и отсутствии разрешения на выброс ЗВ и лимитов на размещение отходов предусмотрены штрафные санкции в виде внесения платы за негативное воздействие на окружающую природную среду в 5- и 25-кратных размерах.

В отличие от уголовной ответственности, где единственным органом, который налагает наказания, является суд, к административной ответственности могут привлекать и другие органы, осуществляющие государственный экологический контроль.

Порядок наложения и взыскания штрафов установлен КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, в том числе Постановлениями Правительства и ведомственными актами. Следует сразу отметить, что наложение штрафов и других видов административных взысканий не освобождает виновных от устранения допущенных нарушений.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении согласно п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ являются:

  • — непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • — поступившие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • — сообщения и заявления физических лиц и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

О совершении административного правонарушения согласно ст. 28.2 КоАП РФ, как правило, составляется протокол лицами, перечисленными в ст. 28.3 КоАП РФ, немедленно после выявления такого правонарушения, а если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или сведений о лицах, в отношении которых оно возбуждается, — в течение двух суток с момента выявления.

Лицу, подозреваемому в совершении правонарушения, или его законному представителю предоставляется возможность ознакомиться с протоколом. Эти лица имеют право представить замечания и объяснения, приложив их к протоколу, и получить под расписку его копию. Если указанные лица отказываются подписать протокол, в нем делается соответствующая запись.

Далее протокол направляется лицу, правомочному рассматривать дело об административном правонарушении. Срок рассмотрения — 15 дней с момента получения указанным лицом (но не составления) протокола, причем в отдельных случаях этот срок может быть продлен еще на месяц, о чем выносится мотивированное определение (ст. 29.6 КоАП РФ).

Дело об административном правонарушении обычно рассматривается по месту его совершения, но в случае ходатайства лица, в отношении которого возбуждено дело, оно может быть рассмотрено и по месту его жительства. Это особенно важно в связи с тем, что правонарушитель может не проживать на том земельном участке, в отношении которого им нарушены санитарные нормы и правила или в непосредственной близости от него.

Для приглашения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном нарушении, составляется определение о вызове и направляется ему таким способом, чтобы было доказано его получение адресатом (почтой или нарочным с уведомлением о вручении).

Как правило, лицо, в отношении которого возбуждено дело, стремится присутствовать на его рассмотрении.

При неявке дело в большинстве случаев может быть рассмотрено в его отсутствие, но при этом должны быть данные о надлежащем извещении такого лица, о том, что от него не поступало ходатайство о переносе времени рассмотрения, или о том, что ходатайство оставлено без удовлетворения. В отдельных случаях лицо, рассматривающее дело, вправе признать обязательным присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (ст. 25.1 КоАП РФ).

По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по нему. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, и его копия вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. В ряде случаев по результатам рассмотрения дела выносится определение.

Если при установлении обстоятельств административного правонарушения были выявлены условия и причины, подлежащие устранению, соответствующим организациям и должностным лицам направляются представления о принятии мер. В свою очередь, названные организации и должностные лица обязаны рассмотреть представления в течение одного месяца со дня их получения и сообщить о принятых мерах.

Иногда нарушители уклоняются от уплаты штрафа. В таких случаях, если нарушитель — физическое лицо, постановление направляется по месту работы.

Если юридическое лицо — постановление должно направляться в банк и в безусловном порядке взыскиваться штраф со счета, но для этого надо знать номер банковского счета юридического лица.

А поскольку он, как правило, неизвестен, судебному исполнителю направляется протокол.

В соответствии с действующим законодательством средства, полученные в результате уплаты штрафов, поступают в местные бюджеты.

Загрязнение окружающей среды — это негативное физико-химическое, радиоактивное, биологическое и иное изменение качества природной среды (атмосферного воздуха, вод, почвы и пр.) в результате хозяйственной и иной деятельности человека, превышающее установленные нормативы вредного воздействия на окружающую среду.

Несмотря на ту работу, которая проводится по защите окружающей природной среды, влияние на нее хозяйственной деятельности человека характеризуется производством все большего числа новых веществ и выбросами их в окружающую среду, увеличением количества отходов и другими факторами, которые приводят к изменению естественных ландшафтов, к загрязнению атмосферы и природных водных объектов. Особенно это отмечается в крупных городах и промышленных центрах Российской Федерации.

При совершении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность. Эта ответственность наступает только за уголовно наказуемые действия или бездействие, которые признаются таковыми в УК РФ.

Субъекты РФ не вправе устанавливать уголовные наказания, так как эти вопросы отнесены ст. 71 п. «о» Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации.

Следовательно, к уголовной ответственности лицо может быть привлечено лишь в том случае, если за нарушения экологического и иного законодательства предусмотрена такая ответственность в УК РФ.

УК РФ содержит самостоятельную главу 26 «Экологические преступления», в которой к числу экологических преступлений отнесены такие общественно опасные деяния, которые посягают на экологический правопорядок и экологическую безопасность общества.

Глава «Экологические преступления» объединяет 17 статей. В зависимости от вида экологического преступления, в зависимости от непосредственного объекта они подразделяются на:

  • 1) общие виды экологических преступлений (преступления, посягающие на природу в целом: ст. 246 УК РФ нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ, ст. 247 УК РФ нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, ст. 248 УК РФ нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами, ст. 249 нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений);
  • 2) специальные экологические преступления (преступления против отдельных компонентов природы: ст. 250 УК РФ загрязнение вод, ст. 251 УК РФ загрязнение атмосферы, ст. 252 УК РФ загрязнение морской среды, ст. 253 УК РФ нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ, ст. 254 УК РФ порча земли, ст. 255 УК РФ нарушение правил охраны и использования недр, ст. 256 УК РФ незаконная добыча водных животных и растений, ст. 257 УК РФ нарушение правил охраны рыбных запасов, ст. 258 УК РФ незаконная охота, ст. 259 УК РФ уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, ст. 260 УК РФ незаконная порубка деревьев и кустарников, ст. 261 УК РФ уничтожение или повреждение лесов, ст. 262 УК РФ нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов).

В УК РФ последствия экологических преступлений представлены разнообразно. Они могут выражаться в существенном изменении радиоактивного фона; вреде здоровью человека; массовой гибели животных; угрозе причинения существенного вреда здоровью человека; угрозе причинения существенного вреда окружающей среде и других последствиях.

Вред здоровью человека можно рассматривать как последствие экологического преступления, и заключается он в причинении вреда здоровью хотя бы одного человека.

Создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде (ч. 1 ст.

 247 УК РФ) подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде.

Существенный экологический вред характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при котором уровень смертности превышает среднестатистический в три и более раза; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Вред, причиненный нарушением экологического законодательства подлежит возмещению виновным лицом в полном объеме, независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий или по неосторожности.

При назначении наказания лицам, виновным в совершении экологических преступлений необходимо соблюдать принцип индивидуализации.

Следует тщательно выяснять и учитывать всю совокупность обстоятельств дела, и прежде всего характер допущенных нарушений и данных о личности подсудимых, тяжесть последствий, размер причиненного вреда и др.

При этом виновному могут быть применены дополнительные наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Источник: https://vuzlit.ru/633815/yuridicheskaya_otvetstvennost_oblasti_ohrany_okruzhayuschey_sredy

Studio-pravo
Добавить комментарий