3. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

Предмет административного права: общественные отношения, регулируемые административным правом, их классификация

3. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

В этих общественных отношениях соответственно:

а) опосредуется закрепленная в Конституции РФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

б) непосредственно выражается многообразное содержание подчиненного задачам реализации этой политики особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти (исполнительная, или государственно-управленческая, деятельность);

в) выражаются приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

Такого рода общественные отношения принято называть управленческими. Они непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью.

Поскольку управление может осуществляться не только по государственной линии, то в данном случае речь пойдет об управленческих отношениях, в которых непосредственно выражается государственный интерес, государственная управляющая воля.

не все управленческие отношения можно отнести к предмету административного права. В частности, отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований (общественные объединения, коммерческие структуры и т.п.), не относятся к предмету административного права.

В отдельных случаях административное право регламентирует и некоторые стороны внутренней жизни негосударственных формирований (например, применительно к трудовым коллективам), (например, добровольные народные дружины).

Соответственно административное право регулирует такие общественные отношения, в рамках которых в принципе исключено юридическое равенство их участников.

Данную область общественных отношений традиционно называют сферой государственного управления, в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководят хозяйственными, социально-культурными и административно-политическими процессами свойственными для них средствами (методами).

2) Административное право регулирует те отношения с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, которые складываются по поводу осуществления ими возложенных именно на них управленческих функций.

3) такие категории, как «сфера государственного управления» и «управленческие отношения», настолько многозначны, что охватывают все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни. Соответственно они обнаруживаются и там, где действуют нормы иных отраслей права.

В зависимости от особенностей их участников выделяются следующие наиболее типичные их виды между:

а) соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различноморганизационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися наодинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства, администрация двух областей);

в) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями (корпорации, концерны и пр.) организациями;

г) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, организациями (по вопросам финансового контроля, административного надзора и т.п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системыместного самоуправления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, организациями (коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

С учетом государственного устройства России (по ведущим позициям, закрепленным Конституцией РФ (ст. ст. 5, 71 — 72):

а) между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Федерации. Это, например, отношения между Правительством РФ и правительствами республик, администрациями краев и областей и т.п.;

б) между органами исполнительной власти различных однопорядковых субъектов Федерации (например, между правительствами двух республик, администрациями двух областей и т.п.);

в) между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов Федерации (например, между администрациями края и автономного округа).

Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей возникновения:

а) внутренние, или внутриорганизационные, внутрисистемные.

Это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т.п.

Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица;

б) внешние — отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти

Источник: https://cyberpedia.su/4x8083.html

6.Общественные отношения, регулируемые административным правом

3. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

Предметадминистративного права — об­щественныеотношения, урегулированные норма­миадминистративного права.

Впредмет административного права входятследующие группы отношений:

1.управленческиеотношения.Представляютсобой исполнительно-распорядительнуюдея­тельность.Онивстречаются в сфере организации ифункционирования органов, осуществляющиххозяйственное, социально-культурное,административное и политическоестроительство.

2.организационныеправоотношения. Являются вспомогательные,реализуются в процессе фор­мированиясостава государственных органов,распределения между ними прав, обязанностейи ответственности, в целом при формированииструктуры управления;

3.контрольныеправоотношения. Как и любой дру­гойвид деятельности, осуществлениегосудар­ственного управленияконтролируется специа­лизированнымиорганами.

В какой-то мере контрольныеполномочия характерны для любогогосударственного органа.

Однакоконтрольные функции для определенногогосударственного органа могут быть какосновными (например, для Счетной палаты),так и дополнительными (напри­мер, дляМинистерства сельского хозяйства).

4.административно-принудительныеотношения. Возникаютв сфере обеспечения общественнойбезопасности и общественного порядка.

5.управленческие отношениявнутриорганизационного характера,возникающие в процессе функционированиясубъектов представит., судебной властии прокуратуры

6.отношения. которые возникают приосуществлении общественными организациямиделегированными им государствомспециальных государственно-властныхполномочий.

Длявсех указанных отношения характерныявляется то, что они возникают в областигосударственного управления и местногосамоуправления.

Особенностямиэтих общественных отношений являются:

1.Они возникают, развиваются и прекращаютсяв сфере государственного управления;

2.Регулируют государственную политикупризнания, соблюдения и защиты прав исвобод человека и гражданина, созданияусловий, обеспечивающих достойную жизньи свободное развитие человека;

3.Представляют собой особый видгосударственной деятельности пореализации исполнительной власти(исполнительная или государственно-управленческаядеятельность);

4.В них выражается государственный(публичный) интерес, государственная(управляющая) воля.

Такиеотношения называются управленческие.Они и составляют предмет административногоправа.

Такимобразом, в обобщённом виде предметадминистративного права составляютобщественные отношения, возникающие,изменяющиеся и прекращающиеся в процессепрактической реализации исполнительнойвласти.

7.Метод административного права

Методадминистративного права – это совокупностьпредписывающих, запрещающих идозволительных средств воздействия науправленческие отношения.

Метод– совокупность приемов и способов.

Выделяютследующие методы:

  1. метод властных предписаний

2.методpекомендаций

3.методсогласования(взаимодействие сторон)

4.метод дозволения (разрешающий вариантповедения)

5.метод запрета

1.предписание-возлож-еюр. обяз-ти соверш-ть те или иные действ-яв условиях предусм-х адм.-пр-ой нормой.

методpекомендаций,при котором обязательных для исполненияуказании не дается, по предла­гаетсявариант поведения, наиболее благопри­ятный в определенной ситуации. Рекомендациим.б. приняты к сведению, но не исполнены;

методсогласования.Он проявляется в административном правепри заключении административныхдоговоров и при перераспределении илиделегировании полномочий одних органовуправления другим.

дозволение— юр.разреш-е совершать те или иные действия либо воздержаться от их соверш-я посв-му усмотр-ю, в услов-х предусм-хадм.-пр. нормой.

Например:при решении вопроса о привлечении лицак административной ответственности кнему могут быть применены различныеадминистративные взыскания либо онможет быть освобожден от ответственности.

методдозволения выражается также впредоставлении возможности действоватьпо своему усмотрению, т.е. совершать илине совершать предусмотренныеадминистративно-правовой нормойдействия. Это мягкий вариант дозволения.Например, гражданин сам решает, нужноли обжаловать действия должностноголица, которые он рассматривает какпротивоправные.

4.методзапрета– запрещение определенных действийпод угрозой применения соответствующихадминистративно-правовых санкций.

Например,запрещено направление жалоб граждантем должностным лицам, действия которыеобжалуются. Нарушение этого запретавлечет привлечение должностного лицак дисциплинарной ответственности.

Вовсех вариантах регулирующего воздействияадминистративное право проявляет себявластно независимо от конкретной формывыражения властности.

Сутьметодов адм.-правовогорегул-я управленческих отнош. заключаютсяв следующем:

установлениеопредел. порядка действий –предписание к действию в опред. условияхи надлежащим образом, предусмотреннымсоответсвующей админ.-правовой нормой;

запрещениеопред. действий подстрахом применения соотв. юрид. средстввоздействия;

предоставлениевозможности выбора одногоиз предусмотренных адм.-правой нормойвариантов должного поведения;

предоставлениевозможности совершать либо не совершатьдействия, предусмотренныеадм.-правовой нормой в условиях,определенных данной нормой.

Особ-тирегулир: ·когда даются предпис-я, то стор-на,кот.дает предп-е, проявляет об'ем юр. властн.полномочий, которые адресуются другойстор-не и она обяз-на им подчин-ся;

·в этих юр-их предпис-х всегда предпол-сяодностор. волеизъявление 1го из участн.отнош-й, 1им из кот. всегда явл-ся суб'.исп. власти

;·при даче разрешений эти отнош. всегдапредполагают равенство участниковотнош.

Источник: https://studfile.net/preview/6323474/page:3/

Общественные отношения, регулируемые административным правом

3. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

Тема № 2. Предмет и метод административного права.

Вопросы по теме:

1. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

2. Метод административного права.

3. Функции и принципы административного права.

4. Понятие и система субъектов административного права.

5. Место административного права в правовой системе РФ.

Административное право является одним из важнейших отраслей российского права и занимает наряду с конституционным, гражданским, уголовным правом, ведущее место в регулировании общественных отношений.

их особенность состоит в том, что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти.

Система российского права состоит из отраслей права, которые отличаются предметом и методом правового регулирования.

Предметом административного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исполнительной власти, регулируемых нормами административного права. Эти общественные отношения непосредственно связаны с государственно-управленческой деятельностью, а потому и обобщённо называются управленческими.

Давая определение предмета административного права, необходимо иметь ввиду то, что не все общественные отношения, по своей природе являющиеся управленческими, могут быть отнесены к его предмету. Необходимо помнить следующее:

1. Не все управленческие отношения включаются в предмет административного права (где отсутствует воля и интересы государства, обеспечивается необходимость самоорганизации).

2. Не все отношения с участием органов исполнительной власти включаются в предмет административного права (заключение имущественных сделок при приобретении имущества ОИВ).

Главное, что характерно для регулятивной роли административного права и в чём в наибольшей степени проявляются его особенности – это функционирование системы исполнительной власти.

Административное право фактически выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий возлагаемых на субъектов исполнительной власти, функционирующих в рамках разделения властей.

Для правильного понимания предмета административного права необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых определяет его реальное место в российской правовой системе, на его служебную роль.

1. Своё регулятивное воздействие на управленческие общественные отношения, придавая им тем самым упорядоченный, т.е. соответствующий интересам общества и государства характер.

2. Административное право регулирует отношения, которые складываются по поводу осуществления ими управленческих функций (исполнительно-распорядительной деятельности).

3. Управленческие отношения настолько многогранны, что охватывают собой все основные проявления экономической, социально-культурной и административно-политической жизни (могут действовать и другие отрасли права).

Как уже было отмечено – управленческие отношения весьма многообразны. В зависимости от особенностей их участников выделяются следующие наиболее типичные их виды:

а) между соподчинёнными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (например, вышестоящие и нижестоящие органы);

б) между несоподчинёнными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (например, два министерства);

в) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями, учреждениями;

г) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями, предприятиями и учреждениями (по вопросам финансового контроля, административного контроля и т. п.);

д) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного управления;

е) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, предприятиями и учреждениями (например, коммерческие структуры и т.п.);

ж) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

з) между субъектами исполнительной власти и гражданами.

Как видно, во всех названных видах управленческих отношений обязательно участвует исполнительный орган.

В современных условиях управленческие отношения в административно-правовом аспекте могут быть классифицированы с учётом государственного устройства России (ст. ст. 5, 71-72 Конституции).

Управленческие отношения можно классифицировать также, в зависимости от конкретных целей их возникновения, на две группы:

1. Внутренние(или внутрисистемные, внутриорганизационные, внутриаппаратные).

2. Внешние, т.е. связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему органов исполнительной власти.

Итак, административное право – это отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_1708_obshchestvennie-otnosheniya-reguliruemie-administrativnim-pravom.html

Круг общественных отношений, регулируемых административным правом

3. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

административное право государство

Административно-правовые отношения — это урегулированные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения являются разновидностью правоотношений вообще, а потому обладают всеми свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности:

  • — обязанности и права сторон данных отношений ассиметричны, они связаны с деятельностью исполнительных органов государства и других субъектов исполнительной власти;
  • — одной из сторон в этих отношениях всегда выступает субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная организация, наделенные государственно-властными полномочиями);
  • — данные отношения чаще всего возникают по инициативе одной из сторон;
  • — в случае нарушения административно-правовой нормы нарушитель несет ответственность перед государством;
  • — разрешение споров между сторонами, как правило, осуществляется в административном порядке.

Существует значительное разнообразие административных (управленческих) правоотношений.

По назначению их можно разделить на:

  • организационно-структурные отношения обеспечивают стабильность структуры органов исполнительной власти, а также регламентируют механизм структурных изменений;
  • организационно-функциональные отношения возникают в процессе повседневной работы органов исполнительной власти. Так, в ходе прогнозирования имеют место информационные отношения, отношения по проведению различных экспериментов. Принятие управленческих решений вызывает большое число организационных и процедурных связей по обоснованию управленческих актов. Координация предполагает согласование интересов различных ведомств и должностных лиц. Наконец, контроль как функция исполнительной власти предусматривает взаимодействие органов разного уровня подчиненности.
  • административно-деликтные отношения возникают в связи с нарушением норм материального административного права, предусматривающих административную ответственность. Их субъектами являются правоохранительные органы, наделенные полномочиями по выявлению и пресечению правонарушений, рассмотрению дел об административных правонарушениях и принятию по ним решений, осуществляющие общую и индивидуальную профилактику правонарушений и преступлений, обеспечивающие защиту лиц от незаконных действий либо бездействия государственной администрации.1

В зависимости от целей деятельности отношения могут быть регулятивными или охранительными.

По составуучастников правоотношения подразделяются на внутриаппаратные и внеаппаратные.

В первом случае обязательный субъект (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения с другими звеньями аппарата (органами, служащими и др.).

Во втором случае обязательный субъект взаимодействует с гражданами, негосударственными организациями, государственными предприятиями, учреждениями.

По субъектному составу можно выделить административно-правовые отношения между:

  • — органами исполнительной власти;
  • — органами исполнительной власти и государственными предприятиями, организациями и учреждениями;
  • — органами исполнительной власти и негосударственными

предприятиями, организациями и учреждениями;

  • — органами исполнительной власти и смешанными (имеющими доли государства и частных лиц) предприятиями и учреждениями;
  • — органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
  • — органами исполнительной власти и общественными формированиями;
  • — органами исполнительной власти и гражданами.

По уровню возникновения обычно классифицируют административно-правовые отношения с учетом федеративного устройства России:

  • — отношения между центральными (федеративными) органами исполнительной власти и органами субъектов Российской Федерации;
  • — между органами исполнительной власти одного уровня;
  • — между органами исполнительной власти разных уровней.

Административно-правовые отношения по юридическому характеру взаимодействия между участниками делятся на горизонтальные, вертикальные и диагональные.

  • вертикальные — такие отношения, при которых одна из сторон, наделенная юридически-властными полномочиями, либо сторона, имеющая больший их объем как вышестоящий орган, реализует право на непосредственное управляющее воздействие в отношении другой стороны;
  • горизонтальные — это отношения, при которых их участники юридически и фактически равноправны, возникают между органами исполнительной власти одного уровня,
  • диагональные — отношения между органами исполнительной власти разного уровня подчиненности (обычно это координационные связи).

Административное правоотношение имеет определенную структуру. Вопрос о составе правоотношения, количестве элементов, входящих в его структуру, в литературе трактуется неоднозначно. По мнению В.Н. Хропанюка, «структура правоотношения имеет четыре необходимых элемента: субъект, объект, право и обязанность»1.

«Правоотношение обладает сложной по составу структурой, в нее входят субъект (участник), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание правоотношения»1.

однако представленные точки зрения принципиально не отличаются друг от друга, если принять во внимание утверждение В.К. Кабаева о том, что состав правоотношения образуют «субъекты правоотношения, содержание правоотношения и объекты правоотношения».

При этом «субъективное право и юридическая обязанность является содержанием правоотношения»2.

В содержании административного правоотношения различаются две стороны: материальная (поведение субъектов) и юридическая (субъективные юридические права и обязанности)3.

По вопросу о том, что является объектом правоотношения, в юридической литературе существуют разные мнения.

Одни авторы в качестве единственного объекта любого правового отношения признают действия, поведение людей, а другие выделяют объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы и вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей).

Представляется, что здесь следует учитывать наличие непосредственного и более отдаленного объекта отношения. Непосредственным объектом административных правоотношений является волевое поведение человека, его деяния. А через управляемые деяния оказывается влияние на процессы, на материальные предметы, информацию, продукты духовного творчества.

Субъектом права является участник общественных отношений, которого юридическая норма наделила правами и обязанностями.

Он обладает двумя признаками: во-первых, социальным (участие в общественных отношениях в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, повелевшего, персонифицированного субъекта); во-вторых, юридическим (признание правовыми нормами его способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях).

Административно-правовые отношения чаще всего возникают в связи с событиями, односторонними волеизъявлениями. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание субъекта административной власти, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении штрафа.

В ст. 2 ГК РФ говорится: «К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством».

Что же касается гражданского права, то, закрепляя имущественные, товарные отношения, оно устанавливает юридическое равенство сторон (покупателя и продавца, заказчика и подрядчика и т. д.). Поэтому юридическим фактом, порождающим, прекращающим, изменяющим гражданские правоотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон.

Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности. Иначе строится административно-правовое регулирование. Как правило, нормами точно определяется, когда и между какими субъектами должны возникать правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон.

Так, отношения граждан, связанные с призывом на военную службу, получением прав на управление транспортными средствами, возникают при заранее определенных обстоятельствах, с определенными органами исполнительной власти, при этом права и обязанности сторон четко закреплены юридическими нормами. В определенные сроки, по определенной форме, определенным адресатам организации, к примеру, должны направлять статистические данные, отчеты, справки.

При возникновении споров между участниками равноправных гражданско-правовых отношений они вправе обратиться за помощью к третьей, незаинтересованной стороне — суду. Санкции, которые применяются к виновной стороне, чаще всего являются правовосстановительными (взыскание убытков и т.п.

) и используются в интересах пострадавшего. Иными словами, гражданско-правовые отношения обеспечены судебной защитой. Существующие в административно-правовых отношениях права и интересы тоже могут защищаться в судебном порядке. Но это не правило, а исключение из него1.

В основном же права участников таких отношений, споры между ними решаются в административном порядке: субъектом управления, который был (является) стороной административного правоотношения, вышестоящим или иным органом исполнительной власти.

Субъекты исполнительной (административной) власти наделены правом решать, а другие участники отношений имеют право обжаловать такие решения.

Более того, субъекты исполнительной власти, во многих случаях, наделены правом применять самые разнообразные меры воздействия к другим субъектам правоотношений.

В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в просьбе, не присвоить звание, использовать средства административного, дисциплинарного принуждения. Одинаковое подчинение закону и суду ставит должностных лиц и граждан на общую юридическую плоскость.

Должностное лицо может быть наделено большими правами, нежели гражданин, но перед законом они становятся принципиально равными.

Еще раз подчеркнем, что особенности предмета обуславливают специфику метода регулирования. Административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов, право носителей административной власти во внесудебном порядке воздействовать на граждан и организации. Но административно-правовое регулирование властеотношений обеспечивает внедрение в сферу администрирования демократических начал.

В управленческих отношениях есть субъект и объект воздействия. Их правовое опосредование превращает обе стороны в субъектов правоотношений, носителей определенных прав и обязанностей. Оба они наделяются определенными государственно-властными полномочиями.

Однако объем этих полномочий, как правило, неодинаков. Они соотнесены таким образом, чтобы обеспечить подчиненность управляемой стороны управляющему субъекту.

В некоторых случаях, когда имеют место отношения координации и устанавливаются связи на одном организационном уровне, объем полномочий субъектов административно-правовых отношений может быть равен. Такие связи оформляются административными договорами.

В первом случае присутствует неравенство сторон, во втором — стороны равны. Но эти отношения являются основанием возникновения неравенства субъектов при осуществлении условий административного договора.

Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контроля за ее деятельностью, рациональные формы организации управленческого труда, разнообразные права граждан, процедуры разрешения споров с исполнительной властью и многое другое, административное право придает управленческим отношениям цивилизованной характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости, демократии.

Административное право является составной частью правовой системы.

Однако специфика его предмета и метода регулирования общественных отношений позволяют отметить самобытность и исследовать функциональные связи с другими правовыми подсистемами.

Поскольку эта отрасль права обеспечивает государственно-управленческую деятельность, то круг общественных отношений, на которые данная отрасль оказывает влияние, чрезвычайно широк.

Прежде всего, оно тесно связано с конституционным правом.

Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности органов исполнительной власти, место их в государственном механизме, взаимоотношения с другими ветвями власти, регламентирует права и свободы человека и гражданина, которые обеспечиваются в сфере государственного механизма. По существу, конституционное право определяет исходные начала административного права.

Административное право очень тесно связано и с гражданским правом. По отношению к гражданскому праву во многих случаях оно выступает регулятором имущественных отношений.

Например, антимонопольные органы вводят ограничения в деятельность хозяйствующих субъектов, устанавливают обязательные предписания и т.п.

органы управления государственным имуществом распоряжаются объектами федеральной собственности, устанавливают порядок его приватизации, продажи или сдачи в аренду.

Административное право взаимодействует с трудовым правом. Например, Правительство РФ устанавливает порядок разработки и утверждения типовых норм труда. По многим вопросам оно вправе принимать постановления, содержащие нормы трудового права. Единственным условием является то, что эти нормы не должны противоречить Трудовому кодексу РФ.

Административное право тесно связано с финансовым правом и земельным правом. Значительная часть финансово-правовых отношений регулируется нормами административного права. Так же соотносятся административное и земельное право.

Связь административного и уголовного права проявляется в процессе применения норм уголовного права. Так, в уголовном судопроизводстве при рассмотрении конкретного дела учитывается степень общественной опасности лица, совершавшего прежде административные нарушения.

В современный период активно развивается административно-процессуальное право. Пока оно не оформилось в самостоятельную отрасль, но основания для ее выделения имеются.

Отрасль административного права характеризуется ярко выраженной целостностью и функциональным единством.

Эта целостность определяется единым предметом, основными целями и специфическим методом правового регулирования общественных отношений. Внутри самой отрасли устанавливается четкая субординация норм разной юридической силы.

Это создает административно-правовой режим, под которым понимается особая система регулятивного воздействия на общественные отношения.

Источник: https://vuzlit.ru/1305798/krug_obschestvennyh_otnosheniy_reguliruemyh_administrativnym_pravom

Общественные отношения, регулируемые административным правом — страница 3

3. Общественные отношения, регулируемые административным правом.

Управленческие отношения можно классифицировать также в зависимости от конкретных целей их возникновения и, соответственно, административно-правового регулирования. По этому критерию выделяются две группы таких отношений:

  • внутренние или внутриорганизационные, внутрисистемные. Это отношения, связанные с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и ответственности между работниками аппарата органа управления и т.п. Такого рода управленческие отношения выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти сверху донизу, а также каждого ее звена. Сторонами в них выступают соподчиненные исполнительные органы, их структурные подразделения, а также должностные лица;
  • внешние — отношения, связанные с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему (механизм) исполнительной власти (например, на граждан, на общественные объединения, коммерческие структуры, включая частные). В принципе это и отношения по управлению государственными предприятиями и учреждениями, так как они не являются субъектами исполнительной власти.

Изложенные позиции, относящиеся к общей характеристике управленческих отношений, составляющих предмет административного права, нуждаются в некоторых дополнениях.

Во-первых, в специально предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации или подзаконными административно-правовыми нормами случаях в управленческих отношениях, регулируемых административным правом, субъект исполнительной власти может отсутствовать. Но он в подобной ситуации обязательно заменяется равнозначной по юридическому смыслу стороной, которая наделена необходимым объемом полномочий, имеющих юридически-властный характер. Эта сторона получает тем самым возможность выступать уже и от имени государства.

Так, органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ст. 132 Конституция Российской Федерации).

Длительное время в таком качестве функционировали профсоюзы, которым были частично переданы функции и полномочия, не утратившие государственный характер (например, надзор за соблюдением законодательства об охране труда и технике безопасности и т.п.).

Затем процесс передачи внешне-властных функций общественным формированиям фактически прекратился. Тем не менее отдельные случаи такой передачи имеют место и сейчас. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 года на Российскую оборонно-техническую организацию (бывший ДОСААФ) возложена подготовка граждан к воинской службе.

Во-вторых, особо следует выделить управленческие отношения, которые возможны между различными звеньями системы исполнительной власти, с одной стороны, и исполнительными органами (администрацией) системы местного самоуправления, с другой. В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Несмотря на спорность такой позиции, следует признать, что эти органы не могут быть исключены из числа возможных участников управленческих отношений, регулируемых административным правом. Исполнительные органы городов, поселков и т.п.

действуют не изолированно от администрации краев и областей, а также органов исполнительной власти республик, в состав которых они входят.

Естественно, что подобного рода управленческие отношения регламентируются нормами административного права.

В-третьих, управленческая деятельность имеет место не только в сфере государственного управления и внутренней жизни негосударственных формирований.

Практически ее отдельные проявления можно обнаружить и в процессе функционирования органов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры.

Свой рабочий аппарат имеет, например, Законодательное Собрание Российской Федерации, его Палаты, республиканские, краевые, областные и прочие законодательные (представительные) органы.

Конечно, такой аппарат не осуществляет конституционных функций и полномочий этих органов. Его роль — подсобная, имеющая своим назначением обеспечение необходимых условий для эффективной работы указанных государственных органов.

Например, это — подготовка материалов, оказание организационной и методической помощи комитетам и комиссиям и т.п. По сути это внутриорганизационная деятельность, не связанная с реализацией исполнительной власти.

Аналогичные по своему назначению управленческие проявления обнаруживаются в деятельности председателей судов, прокуроров, которые при этом не осуществляют функции правосудия или прокурорского надзора. Они обеспечивают их организационно.

Подобного рода внутриорганизационные отношения также регулируются нормами административного права.

Кроме того, народные суды (народные судьи) часто реализуют юридически-властные полномочия, характерные для исполнительных органов (например, при наложении административных взысканий, рассмотрении и разрешении жалоб граждан на неправомерные действия органов управления и должностных лиц). Естественно, что такого рода их действия и возникающие при этом отношения прямо «вписываются» в предмет административного права.

На основе изложенных позиций возможно получить обобщенную характеристику предмета административного права. Он достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

  • управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
  • управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  • управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
  • отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере «внутренней» жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

Административное право в рамках своего предмета создает определенный правовой режим организации и деятельности прежде всего субъектов исполнительной власти в полном соответствии с их конституционным назначением, а также поведения всех иных участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное проявление служебной роли данной отрасли российского права, его регулятивная функция.

Она может быть детализирована и может получить более развернутое выражение, что обосновано, ибо само регулирование имеет различную целевую нагрузку и, соответственно, формы своего проявления.

В силу этого возможно выделить следующие функции административного права: правоисполнительную, правотворческую и правоохранительную.

Последняя обеспечивает как соблюдение установленного правового режима, так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых управленческих отношений.

Таким образом, административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в более широком понимании — в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

Страницы: 1 2 3

Источник: https://isfic.info/adom/cint08.htm

Studio-pravo
Добавить комментарий