3. Источники АП. Понятия и виды.: Источники АП – юрид. акты разл-х гос. органов, в кот. сод-ся

Понятие, особенности, виды административно-правовых норм

3. Источники АП. Понятия и виды.:  Источники АП – юрид. акты разл-х гос. органов, в кот. сод-ся

Предмет и методы АП.

АП – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Предмет АП – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности исп. власти.

Метод правового регул-я – способы воздействия на волю и поведение участников правовых отношений.

Для АП характерны след. методы прав. регул-ния:

метод власти-подчинения или метод прямого распорядительства (отношения в рамках АП строятся на подчинении одного участника другому).

метод рекомендаций (рекомендации субъекта управления приобретают правовую силу при условии принятия ее другим участником управления).

метод согласования (субъекты, находящ. на одном уровне гос. механизма, предпр. совместн. действия в форме адм. договора).

Суть методов адм.-правового регул-я управленческих отнош. заключаются в следующем:

установление определ. порядка действий – предписание к действию в опред. условиях и надлежащим образом, предусмотренным соответсвующей админ.-правовой нормой;

запрещение опред. действий под страхом применения соотв. юрид. средств воздействия;

предоставление возможности выбора одного из предусмотренных адм.-правойо нормой вариантов должного поведения;

предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные адм.-правовой нормой в условиях, определенных данной нормой.

Система АП. Место АП в системе российского права.

Сист. АП состоит из отд. адм. норм права, институтов и подотраслей права, тесно связанных между собой.

Система АП делится на общую и особенную части. Общая включает в себя нормы, охватывающие управление в целом, а особенная часть состоит из норм, действующих в пределах отдельных сфер деят. исполнительной власти.

Общая часть включает в себя институты:

а) устанавливающие адм.-правовой статус граждан (индивидуальных субъектов права) и негосуд. организаций;

б) регулирующие основы организации и деят. исп. власти (аппарата гос. упр-я);

в) обеспечивающие законность деят-ти исп. власти;

г) регламентирующие принуждение по АП.

Особенная часть включ. институты, регулирующие:

а) обеспечение безоп-сти граждан, общ-ва, гос., а также адм.-политич. деят-ть;

б) организационно-хозяйственную деят-ть;

в) соц.-культурную деят-ть;

г) деят-ть гос. администрации по организации и осуществл. политических, экономич. и иных внешних связей.

Правовая сист. – органически целое правовое явление, включающее в себя следующие структурные элементы: 1) отрасли права; 2) институты права; 3) нормы права.

Основным элементом системы права явл-ся отрасль права. Это относительно самостоятельное подразделение сист. права, кот. состоит из правовых норм, регулирующих специфич. вид общ. отношений. Правовые нормы, кот. регулируют общ. отношения, возникающие в процессе осуществл. исполн. власти, образуют такую отрасль, как АП.

Отрасль права подразделяется на правовые институты – обособленные комплексы правовых норм, кот. регул. общ. отношения конкретного вида. Для АП в качестве примера можно назвать институты адм. ответственности, админ. процесса.

Предмет АП не охватывает все общ. отн., возникающие в сфере гос. управления. Эти отношения регул. иными отраслями права. Так, возникает взаимодействие со следующими отраслями права:

конст. правом. Конст. право закрепляет основные принципы организации и функционир. исполн. власти, место ее субъектов в гос. механизме, правовые основы их формирования, взаимоотношений с субъектами других ветвей гос.

власти; права и свободы граждан, часть которых реализуется в сфере гос. управления. АП берет начало в нормах конст. права, детализирует и конкретизирует их; определяет правовую реализацию прав и свобод граждан, компетенцию различных звеньев системы исполн.

власти; формы и методы гос.-управленческой деятельности и т.п.;

гражд. правом. Нормами АП регул. правила движения имущества (передача, изъятие и т.д.) в сфере гос. управления. Нормы гражд. права регул. отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом;

угол. правом. Нормы АП определяют, какие деяния явл. адм. правонарушениями, и меры взыскания, применяемые к лицам, совершившим их. Угол. право устанавливает, какие деяния явл.

преступлениями, и виды наказания за их совершение. В опред. условиях отд. деяния, относящиеся к проступкам, могут перерастать в прест. и наоборот, что свидетельствует о «подвижности» границ между адм.

и уголовным правом.

финансовым правом. Фин. право регулирует управленческие отнош., связанные с формированием бюджета, налоговой системы и т.д.

земельным правом. Значительная часть отношений, отнес. к предмету зем. права, регул-ся нормами АП.

уголовно-процесс. и гражд.-процесс. правом. Рассмотрение дел об адм. правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.

Понятие, особенности, виды административно-правовых норм.

Адм.-правовая норма – норма права, регул. отношения в сфере гос. управления, а также отнош. управленческого хар-ра, возникающие в процессе осуществления гос. деят-ти.

Нормы АП:

а) устанавливают правовые положения и компетенцию органов исп. власти;

б) регулируют деят-ть органов исп. власти;

в) регламентируют формы и методы осуществл-я исп. власти;

г) опред. порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Особенности адм.-правовых норм:

а) цели адм.-правовых норм – обеспечение организации и упорядочение функционирования всей сист. исполн. власти;

б) адм.-правовые нормы определ. должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере гос. управления;

в) назначение адм.-правовых норм состоит в обеспечение эффективной реализации функций исп. власти;

г) адм. отв-ть – юр. средство защиты от посягательств на адм.-правовые нормы;

д) адм.-правовые нормы способствуют урегулированию таких общ. отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;

е) адм.-правовые нормы устанавливаются зачастую в процессе реализации исп. власти.

Виды адм.-пр. норм.

По конкретному содержанию и регулированию общ. отношений все нормы делятся:

на общие – нормы, регулирующие общ. отнош. общего хар-ра (для всех сфер и отраслей);

особенные – нормы. регул. ОО в конкр. сфере управления.

По предмету регулирования:

материальные – нормы, кот. юридич. закрепляют комплексы обязанностей и прав, а также отв-ть уч. управленческих отнош., регулируемых АП, т.е. фактически их адм.-правовой статус.

процессуальные – нормы, определяющие методы (способы, порядок процедуры) деят-ти по реализации гос. управления и регламентирующие управленч. отношения.

По предмету воздействия на субъекты АП выделяют:

обязывающие – нормы, предписывающие совершать опред. действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязат. предписание;

запрещающие – нормы, предусматривающие запрет на соверш. тех или иных действий в опред. условиях. Запреты могут носить общий или спец. хар-р.

уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) – нормы, в кот. выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;

стимулирующие (поощрительные) – нормы, кот. обеспечивают с помощью соотв. средств матер. или морального возд-я должное поведение участников регулируемых управленческих ОО (напр., установл. налоговых льгот);

по адресату могут быть нормы, регламентирующие:

а) организацию и деят-ть механизма исп. власти, т.е. различных звеньев аппарата гос. управления;

б) адм.-правовой статус общ. объед.;

в) адм.-правовой статус гражданина;

г) вопросы организации и деят-ти гос. предприятий и учреждений и пр. и др.

по кругу лиц:

а) нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех, либо на отд. юр. лиц;

б) нормы, действие кот. связано с распространением устанавливаемых правил либо на все граждан, либо на отд. их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).

С учетом федеративного устройства РФ адм.-прав. нормы подразделяются на общефедеральные и устанавливаемые субъектами федерации.

существуют и другие основания для деления.

Источники АП.

Источники АП – юрид. акты разл-х гос. органов, в кот. сод-ся адм.-прав. нормы. В завис-ти от юр. силы актов, содержащих адм.-прав. нормы, источники АП можно разделить на след. группы:

Актф фед. органов подразделяются на Законы РФ и подзаконные фед. акты.

Законы РФ:

а) Конст. РФ, обладает высшей юр. силой и явл-ся базой текущего зак-ва;

б) акты Федерального Собрания РФ:

фед. конст. законы – основные законы, кот. сод. нормы, устанавливающие сист. органов гос. управления, определ. круг прав и обязанностей граждан и общ. организаций;

фед. законы, издаваемые в порядке текущего зак-ва, регулируют различные стороны общ. и хоз. жизни;

акты ФС (декларации, положения, пост-я и др.).

Подзаконные федеральные акты:

а) указы, распоряжения Президента РФ;

б) пост-я, распоряжения Прав-ва РФ;

в) норм. акты министерств и других центр. органов;

г) приказы, пост-я, инструкции иных фед. органов исп. власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

Акты субъектов РФ подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов РФ.

Законы субъектов РФ:

а) конституции, уставы субъектов РФ;

б) законы субъектов РФ;

Подзаконные акты субъектов РФ:

а) указы, распоряжения президентов (губернаторов);

б) пост-я, распоряж. правительств субъектов РФ;

в) приказы, пост-я министерств субъектов Федерации;

г) приказы, пост-я иных органов субъектов Федерации, руководителей учреждений субъектов РФ.

Акты органов МСУ (местного самоуправления) – нормативные акты местной администрации, кот. действуют только на территории края, области, города, района, сельской местности.

Виды актов МСУ: а) распоряжения, б) решения.

Международные акты, кот. регулируются, напр., вопросы безвизового пересечения границ, таможенного контроля.

Принципы АП.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/7493.html

Понятие и виды источников АП

3. Источники АП. Понятия и виды.:  Источники АП – юрид. акты разл-х гос. органов, в кот. сод-ся

⇐ ПредыдущаяСтр 30 из 86Следующая ⇒

Источники административного права – это совокупность юридических средств закрепления норм административного права, позволяющих адресатам этих норм реально пользоваться их предписаниями, в том числе и знакомиться с их реальным содержанием.

Виды источников административного права:

1. Конституция РФ, а так же конституции и уставы субъектов РФ. Конституция – базовый источник норм всего российского права, в ней находят отражение принципы формирования всей правовой системы Российской Фе­дерации, и абсолютно каждая отрасль причисляет этот документ к числу своих источников.

2. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные до­говоры Российской Федерации.

Данный вид актов включается в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст.

15 Конституции РФ, где закреплено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

3. Законы (федеральные конституционные, федеральные, основы законодательства, действующие законы РФ и РСФСР, СССР), а также законы субъектов Российской Федера­ции.

4. Указы Президента РФ и нормативно-правовые акты глав субъектов Российской Федерации.

Законодательная деятельность Федерального Собрания РФ не всегда поспевает за потребностями в правовом регулировании бурно раз­вивающегося общественного организма.

В этой связи Президент РФ как Глава государства берет на себя функции законодателя, временно «закрывая брешь» правового вакуума в части определенной группы отношений.

5. Постановления Правительства РФ и нормативно-правовые акты, правительств (администраций) субъектов Российской Федерации.

Правительство РФ ведет наиболее активную правотворческую деятельность в области административно-правового нормотвор­чества.

Большинство законов, регулирующих вопросы административного права, имеют отсылочные нормы на постановления Правительства РФ, которыми утверждаются те или иные конкретизирующие, поясняющие нормы.

6. Нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов исполнитель­ной власти, а также органов местного самоуправления, которым переданы отдельные государственно-властные полномочия, и других уполномоченных государством органов и организаций.

Данная группа источников административного права наиболее численно обширна. Основным видом нормативно-правового акта, принимаемого на уровне органов исполнительной власти, является приказ, содержащий нормы административного права.

Кроме того, это могут быть принимаемые в качестве самостоятельного нормативно-правового акта положение или инструкция.

Д. Н. Бахрах в зависимости от того, кем приняты акты, содержащие нормы административного права, делит все источники административного права на несколько групп:

· акты, принятые на основе референдумов и акты законодательных органов (куда, помимо прочего отнесены декларации, положения, акты об амнистии и другие акты палат Федерального собрания РФ);

· акты Президента Российской Федерации (в том числе и распоряжения, как известно, не носящие нормативного характера);

· акты государственной администрации (включая акты руководителей аппаратов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, а также ненормативные акты Правительства РФ — распоряжения);

· акты муниципальных органов;

· публичные договоры (международные договоры, федеративные договоры, админи­стративные договоры, соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России либо администрациями субъектов Федерации);

· акты правосудия (а именно: акты судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России, а также постановления Конституционного Суда РФ и конституци­онных (уставных) судов субъектов Федерации);

· административные обыкновения (под которыми понимаются, прежде всего, правила деятельности в отдельных государственных организациях, т. е. локальные нормы).

Систематизация АП.

Многообразие административно-правовых норм и источников административного права остро ставит проблему его системати­зации и кодификации. Административное право относится к числу самых хаотичных отраслей правовой системы Российской Федера­ции.

Систематизация – это упорядочивание нормативно-правового материала, приведение его в единую согласованную систему.

Самым сложным способом систематизации является кодификация. Кодификация – форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания.

По существу, сейчас кодифицирован лишь один институт дей­ствующего российского административного права. Имеется в виду КоАП объединивший нормы материального и процессуального административного права. Но это — лишь частичная кодификация.

Сейчас многие управленческие проблемы регламентированы в кодифицированных актах других отраслей российского права (в Водном, Воздушном, Таможенном и других кодексах РФ). По мнению некоторых учёных — административистов, их можно бы было свести в единый кодифицированный акт – Основы административного законодательства РФ.

Однако сейчас единого административного кодекса нет, и большинство учёных придерживаются мнения, что его невозможно создать. Почему?Во-первых, потому что нельзя в один акт поместить такое огромное число норм, которое требует правовое регулирование и деятельность государственной администрации.

Во-вторых, кодификация означала бы чрезмерную централизацию и концентрацию правотворчества, а значит, лишение возможности административного правотворчества федеральных органов исполнительной власти, органов субъектов Федерации. Полная кодификация административного права означала бы нарушение ст.

72 Конституции России.

В силу того, что полная, всеобъем­лющая кодификация административно-правовых норм вряд ли воз­можна, на первый план выдвигается за­дача систематизации административно-правовых норм, приведения их в соответствие с потребностями сегодняшнего дня, с института­ми, закрепленными в российской Конституции.

Разумеется, что при этом требуется существенное обновление соответствующего адми­нистративно-правового нормативного материала, а также устра­нение довольно частых пробелов в административно-правовом ре­гулировании управленческих отношений.

Здесь помогают другие способы систематизации, такие как инкорпорация – создание сборников нормативно-правовых актов, упорядочивающих материал в алфавитном, хронологическом и ином порядке без изменения содержания актаи консолидация форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Консолидация используется как промежуточный этап, когда отсутствует возможность кодификации.

⇐ Предыдущая25262728293031323334Следующая ⇒

Date: 2016-07-05; view: 582; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/12-15239.html

Шпаргалка по

3. Источники АП. Понятия и виды.:  Источники АП – юрид. акты разл-х гос. органов, в кот. сод-ся

1. Исполнительная власть и государственное управление 2

2. Предмет административного права. взаимодействие с другими отраслями 2

3. Метод АП 3

4. Понятие, особенности, виды административно-правовых норм. Источники АП. 3

5. Основные черты административно-правовых отношений. соотношение с другими правоотношениями. 5

6. Виды АП отношений 6

7. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти. 7

8. Система органов исполнительной власти: организационные основы построения. 9

9. Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. 10

10. Правительство РФ. 11

11. Федеральные органы исполнительной власти РФ. 12

12. Органы исполнительной власти субъектов РФ. 14

13. Особенности органов местного самоуправления. Их отличие от местных органов государственного управления. 14

14. Понятие, виды, система гос. службы. 15

15. Классификация гос. должностей. 16

16. основы правового статуса госслужащих. 16

17. Ответственность гос. служащего 18

18. Поступление на госслужбу. 18

19. Прохождение госслужбы.  прекращение службы 19

20. Понятие и назначение методов управления.  Критерии их классификации и административно-правовое опосредование. 20

21. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение, виды. Требования к административным актам. 21

22. Административно-правовое принуждение: сущность и виды. 22

23. Административно — предупредительные меры принуждения. 22

24. Понятие и виды мер административного пресечения. Процессуальное обеспечение производства по делам об административных правонарушениях. 23

25. Основные черты административной ответственности, ее отличие от других видов юридической ответственности. 24

26. Понятие и виды административных взысканий по действующему законодательству. 25

27. Административное правонарушение: понятие, юридический состав. 28

28. Виды субъектов административной ответственности. АО организаций 29

29. Органы и должностные лица уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Подведомственность дел. 30

30. Правила назначения наказаний: сроки, назначение наказаний при совершении нескольких административных правонарушений, возмещение причиненного ущерба, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. 31

31. Обжалование и опротестование постановлений о назначении административных наказаний. 32

32. Исполнение административных наказаний. 32

33. Законность и способы ее обеспечения в государственном управлении. 33

34. Общий надзор прокуратуры. 34

35. Государственный контроль: сущность и виды. 34

36. Судебный контроль. 35

37. Обжалование гражданами неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц. 36

38. Отличие АП норм зарубежных государств от Российских. 37

В соответствии с принципом разделения властей, государственная власть подразделяется на три относительно самостоятельные ветви – законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянно действующий контроль друг за другом.

Исполнительная власть должна быть подзаконной. Её главное предназначение – исполнение законов, их реализация. В подчинении исполнительной власти находится большая сила – чиновничий аппарат, силовые министерства и ведомства.

Всё это составляет объективную основу для возможной узурпации всей полноты государственной власти как раз органами исполнительной власти. Поэтому в демократическом государстве формирование и порядок деятельности административной (исполнительной) ветви государственной власти должны быть чётко урегулированы юридическими нормами.

Административное законодательство является правовой основой построения и эффективного функционирования подсистемы государственного аппарата– исполнительной власти.

В законодательстве и юридической литературе как очень близкие используются понятия: исполнительная власть, государственное управление. Эти понятия связаны с властной деятельностью, которая осуществляется под руководством более высокой власти (парламента, монарха и т.д.). Но их смысл не совпадает полностью.

Управление – это деятельность, администрация – основной субъект этой деятельности, власть – главный способ её (деятельности) осуществления.

Понятие «государственное управление» прежде всего, раскрывает содержание властной деятельности, понятие «государственная администрация» связано с её субъектом. Понятия «административная власть» и «исполнительная власть» не идентичны, но оба соединяют субъектов, деятельность и методы воздействия, часто под ними понимают только власть.

Все эти названия связаны с понятием, которое включает в себя три основных признака: (управленческий 
исполнительный, административный) аппарат (совокупность служащих, органов), выполняемую им деятельность (управленческую, исполнительную, административную) и используемую им при этом управленческую (исполнительно- распорядительную, административную) власть.

Предмет: общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

АП – отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти по поводу реализации их задач и функций, а также внутриорганизационные управленческие отношения, возникающие в остальных органах государства.

Взаимодействие с:

КП устанавливает исходные положения для всех отраслей права, в том числе административного. На основании норм КП административное право своими нормами обеспечивает реализацию конституционных принципов в сфере государственно-управленческой деятельности, определяет компетенцию органов исполнительной власти, конкретизирует механизм реализации прав и свобод граждан и т. д.

ФП регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Административное право, в свою очередь, определяет порядок и правовой статус органов, осуществляющих данную деятельность.

целый ряд трудовых отношений возникает на основании односторонних административных актов, которым предшествуют соглашения (контракты) об условиях работы. Административный акт требуется при прекращении трудовых отношений, оформлении отпуска, больничного и т. д.

в ряде случаев регулируют сходные имущественные отношения, но путем применения различных методов правового регулирования. В основе гражданского права лежит метод равенства сторон, в административном праве – метод одностороннего предписания.

    • уголовно-процесс. и гражд.-процесс. правом:

Рассмотрение дел об адм. правонарушениях в суде основывается на общих процессуальных началах.

Предмет правового воздействия (что, какие отношения?) определяет специфику метода регулирования (как, каким образом регулируются общественные отношения?).

Управление предполагает преобладание одной воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому, юридически оформляется неравенство, этим объясняются особенности административно-правового метода.

Методы:

  • императивный (неравенство сторон, оностороннее юр. Властное волеизъявление 1го из участников)
  • диспозитивный (рав-во ст-н, вступ. в правоотнош.).

Адм.-правовая норма (АПН) – норма права, регул. отношения в сфере гос. управления, а также отнош. управленческого хар-ра, возникающие в процессе осуществления гос. деят-ти.

Нормы АП:

а) устанавливают правовые положения и компетенцию органов исп. власти;

б) регулируют деят-ть органов исп. власти;

в) регламентируют формы и методы осуществл-я исп. власти;

г) опред. порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Особенности АПН:

а) цели АПН – обеспечение организации и упорядочение функционирования всей сист. исполн. власти;

б) АПН определ. должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере гос. управления;

в) назначение АПН состоит в обеспечение эффективной реализации функций исп. власти;

г) адм. отв-ть – юр. средство защиты от посягательств на АПН;

д) АПН способствуют урегулированию таких общ. отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;

е) АПН устанавливаются зачастую в процессе реализации исп. власти.

Виды адм.-пр. норм.

По конкретному содержанию и регулированию общ. отношений все нормы делятся:

  • на общие – нормы, регулирующие общ. отнош. общего хар-ра (для всех сфер и отраслей);
  • особенные – нормы. регул. ОО в конкр. сфере управления.

По предмету регулирования:

  • материальные – нормы, кот. юридич. закрепляют комплексы обязанностей и прав, а также отв-ть уч. управленческих отнош., регулируемых АП, т.е. фактически их адм.-правовой статус.
  • процессуальные – нормы, определяющие методы (способы, порядок процедуры) деят-ти по реализации гос. управления и регламентирующие управленч. отношения.

По предмету воздействия на субъекты АП выделяют:

  • обязывающие – нормы, предписывающие совершать опред. действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязат. предписание;
  • запрещающие – нормы, предусматривающие запрет на соверш. тех или иных действий в опред. условиях. Запреты могут носить общий или спец. хар-р.
  • уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) – нормы, в кот. выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению;
  • стимулирующие (поощрительные) – нормы, кот. обеспечивают с помощью соотв. средств матер. или морального возд-я должное поведение участников регулируемых управленческих ОО (напр., установл. налоговых льгот);

по адресату могут быть нормы, регламентирующие:

  • организацию и деят-ть механизма исп. власти, т.е. различных звеньев аппарата гос. управления;
  • адм.-правовой статус общ. объед.;
  • адм.-правовой статус гражданина;
  • вопросы организации и деят-ти гос. предприятий и учреждений и пр. и др.

по кругу лиц:

  • нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех, либо на отд. юр. лиц;
  • нормы, действие кот. связано с распространением устанавливаемых правил либо на все граждан, либо на отд. их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).

С учетом федеративного устройства РФ адм.-прав. нормы подразделяются на общефедеральные и устанавливаемые субъектами федерации.

существуют и другие основания для деления.

Источники АП.

Источники АП – юрид. акты разл-х гос. органов, в кот. сод-ся АПН. В завис-ти от юр. силы актов, содержащих АПН, источники АП можно разделить на след. группы:

Актф фед. органов подразделяются на Законы РФ и подзаконные фед. акты.

Законы РФ:

а) КРФ, обладает высшей юр. силой и явл-ся базой текущего зак-ва;

б) акты Федерального Собрания РФ:

  • фед. конст. законы – основные законы, кот. сод. нормы, устанавливающие сист. органов гос. управления, определ. круг прав и обязанностей граждан и общ. организаций;
  • фед. законы, издаваемые в порядке текущего зак-ва, регулируют различные стороны общ. и хоз. жизни;
  • акты ФС (декларации, положения, пост-я и др.).

Подзаконные федеральные акты:

а) указы, распоряжения Президента РФ;

б) пост-я, распоряжения Прав-ва РФ;

в) норм. акты министерств и других центр. органов;

г) приказы, пост-я, инструкции иных фед. органов исп. власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений.

Акты субъектов РФ подразделяются на законы и подзаконные акты субъектов РФ.

Законы субъектов РФ:

а) конституции, уставы субъектов РФ;

б) законы субъектов РФ;

Подзаконные акты субъектов РФ:

а) указы, распоряжения президентов (губернаторов);

Источник: https://www.referat911.ru/Administrativnoe-pravo/shpargalka-po-administrativnomu-pravu/253096-2532208-place1.html

Studio-pravo
Добавить комментарий