3. Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственность юридических лиц

3. Административная ответственность юридических лиц

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных указанным Кодексом. Административным же правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Таким образом, признаками административного правонарушения являются антиобщественность, противоправность, виновность, наказуемость.

Что касается таких признаков, как антиобщественность (законодательством определено, какое деяние является антиобщественным в рамках института административной ответственности, а какое ‑ нет), противоправность (заключается в совершении деяния, нарушающего нормы административной и других отраслей права, охраняемые мерами административной ответственности) и наказуемость (административным правонарушением признается только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность), то их применение оправданно относится к деяниям, совершенным как физическими лицами, так и юридическими лицами.

В соответствии с требованиями ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административно – правовом нарушении необходимо выяснить виновность лица привлекаемого к ответственности. Исходя из содержания ч. 2 ст. 2.

1 КоАП РФ, юридическое лицo считается виновным в совершении административного правонарушения, если это юридическое лицo должно былo выполнить возложенную на него обязанность (за невыполнение (несоблюдение) которой установленa законная ответственность), могло ее выполнить, но данное юридическое лицo не предприняло все зависящие от него меры по ее выполнению. Причем в отличие от физического лицa, вина юридического лицa, по сути, есть характеристика объективной стороны совершенного административно — правового нарушения. Начиная соответствующие правоотношения, лицо должно понимать и знать, o существовании определенных установленных обязанностей, a также обеспечить, их соблюдение и выполнение. То есть соблюсти такую заботливость и осмотрительность, которая минимально необходимa для строгого и полного соблюдения требований действующих норм и правил. В связи с этим во время доказывания вины юридического лица необходимо установить и подтвердить материалами делa, все указанные обстоятельствa в совокупности. Как правило, вопрос o виновности организации (юридического лица) решить однозначно обычно весьма затруднительно. Так как вина – это есть внутреннее психическое состояние лицa в отношении к совершаемому им правонарушению и его последствиям, то возникает вполне справедливый и закономерный вопрос: «Как можно рассматривать психическое отношение организации к противоправному деянию и его последствиям?». Рассмотрение данного вопроса позволяет понять вину юридического лица за счет и с помощью проекции вины физических и должностных лиц, которые непосредственно осуществляют действия от имени данного юридического лица. Рассмотренная таким способом «виновность юридического лица должна восприниматься как психологическое отношение к содеянному коллектива (сотрудников данного юридического лица), определяемое по лидирующей (руководящей) воле в данном коллективе».

В соответствии со ст. Ст. 26.1, 26.2 КоАП РФ при производстве по делу об административном правонарушении, особенно совершенном организацией (юридическим лицом), факт виновности в совершении правонарушения подлежит выяснению и обязательному доказыванию вместе с другими обстоятельствами. При этом в ст. 2.

1 КоАП РФ содержится специальное определение: «Организация (юридическое лицо) признается виновной в совершении административно — правового нарушения, в том случае если будет установлено, что у данной организации имелись возможности для соблюдения правил и норм… но ей не были приняты все необходимые и зависящие от нее меры по их соблюдению».

Также Налоговый кодекс РФ в своей первой части содержит достаточно ясное определение вины организации (юридического лица) при нарушении законодательства о налогах и сборах РФ (п. 4 ст.

110 НК РФ): виновность организации (юридического лица) в совершении правонарушения в сфере налогового законодательства определяется, беря за основу вину его должностных лиц, либо вину представителей данной организации (юридического лица), действия (бездействие) которых обусловили совершение данного правонарушения в сфере налогового законодательства.

Подобным образом различаются и форма вины организации (юридического лица) ‑ прямой (осознает противоправный характер своих действий (бездействий)) либо косвенный (намеренное или сознательное допущение наступления вредных последствий, действий (бездействия)) умысел, а также неосторожность, но только в форме небрежности, это когда лицо (физическое или юридическое) не осознавало неправомерность и противозаконность своих действий (бездействий), либо их вредных последствий, хотя оно (физическое или юридическое лицо) должно было и могло это осознавать. Поскольку для привлечения к административной ответственности в соответствии с п. 6 ст. 108 НК РФ вина физического или юридического лица, в нарушении законодательства о налогах и сборах должна быть установлена вступившим в законную силу решением суда то, административный штраф, являясь мерой ответственности, принудительно взыскивается с юридического лица, только по итогам судебного разбирательства. В связи с этим в Налоговом кодексе РФ отсутствуют процессуальные основы, опираясь на которые налоговый орган мог бы доказывать обстоятельства нарушений, которые свидетельствуют о факте налогового правонарушения и соответственно виновности лица в его совершении. Сказано, что виновность физического или юридического должна быть доказана в предусмотренном федеральным законом порядке, однако какой это закон не указано. Конституционный Суд Российской Федерации это противоречие уже разрешил, хотя и по другому поводу: ч. 2 п. 8 Постановления Конституционного Суда РФ от 12 мая 1998 г. № 14-П, принятого касательно Закона о применении контрольно-кассовых машин, принято, что суд или какой либо иной орган государственной власти, обладающий административной юрисдикцией, имеет возможность рассматривать указанные дела в соответствующей процедуре: в данном случае должно применяться процессуальное законодательство, которое относится к рассмотрению дел, возникающих из административных правоотношений. При этом доказыванию, подлежит, как уровень вины правонарушителя, так и сам факт совершения данного правонарушения. При этом однако в административном праве содержатся некоторые исключения, а именно, то когда возможна ответственность организаций (юридических лиц), при отсутствии вины. В КоАП Российской Федерации имеются такие случаи. Прежде всего это, указанная в ст. 2.10 административно – правовая ответственность организаций (юридических лиц) при реорганизации, или выделении, слиянии, или разделении, преобразовании, или присоединении. Во всех этих случаях административно – правовые нарушения связаны с прекращением деятельности организацией ((юридическим лицом) правонарушителем) и появлением у нее или нескольких ее правопреемников, которые самостоятельно несут административно-правовую ответственность только за собственные деяния, правонарушений. Правопреемство является гражданско-правовым понятием; в административном и в частности в таможенном праве, его нет, оно (правопреемство) отсутствует как правовой институт, не предусмотрена также и законодательная оговорка об применении терминов и понятий гражданского права в правоприменительной деятельности. Например, п. 2 ст. 50 НК РФ указывает: что правопреемник (правопреемники) реорганизованного предприятия (юридического лица) получает (принимает) также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на предприятие (юридическое лицо) предшественника за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации.

Таким образом, к доказыванию по делу об административном правонарушении относится момент привлечения правонарушителя к ответственности: до или после реорганизации.

В том случае если привлечение к ответственности предприятия (юридического лица) произошло после окончания процедуры его реорганизации, то тогда соответственно административный штраф за нарушение в сфере законодательства о налогах и сборах исключается.

По той причине, что организация, которая является правонарушителем, перестает к этому моменту существовать как юридическое лицо, и в результате чего все ее права и обязанности переходят к одному или нескольким правопреемникам, в отличие от ответственности, которая всегда индивидуальна.

Если же юридическое лицо привлекли к имущественной административной ответственности до реорганизации, но по факту ни какого исполнения не произошло, то в таком случае возможно применение взыскания на имущество правопреемникa, но без привлечения правопреемникa к ответственности за правонарушение, которое было содеяно его предшественником, так как у приемника вина отсутствует. За исключением тех некоторых случаев когда присутствуют умышленные согласованные действия, направленные на то чтобы уклонится от уплаты налогов и сборов.

КоАП РФ, напротив, не имеет явного разграничения по ответственности предприятий (юридических лиц) при реорганизации. Из п. 8 ст. 2.10 можно понять, что административное наказание применяется к организации (юридическому лицу) только до момента окончания ее реорганизации. Тем не менее, в п.

7 данной статьи говорится, что во время проведения реорганизации во всевозможных ее формах административно – правовая ответственность за совершенные правонарушения наступает в любом случае независимо от того, было ли известно предприятию (юридическому лицу) которое привлекается к административной ответственности о факте правонарушения или нет до момента завершения процедуры реорганизации. В принципе, существующая ныне норма допускает возможность возникновения юридической ответственности у вновь созданного (реорганизованного) предприятия (юридического лица) без наличия у нег вины. Данная юридическая норма может быть воспринята правоприменителем, как возможность привлечь к административной ответственности предприятие (юридическое лицо) которое было либо вновь создано, либо реорганизовано (организация-правопреемник) за административно — правовое нарушение, которое когда-либо было совершенное реорганизуемым предприятием (юридическим лицом). Иметься в виду, что существует возможность привлечь к административной ответственности также и после реорганизации предприятия (юридического лица), но в пределах срока давности нарушения. Подвергнув анализу виновность предприятия (юридического лица) как составную часть субъективной стороны состава правонарушения (налоговое и финансовое право) посредством субъективного рассмотрения, как результат высшей нервной деятельности людей. Появляется возможность определить виновно ли данное предприятие (юридическое лицо), через виновность его рабочего коллектива, но не всего, а лишь только той его части, которая выполняет роль носителя доминирующей воли, из-за которой и произошло совершение административного правонарушения. Носителем доминирующей воли у коллектива, как правило, является ‑ администрация предприятия (юридического лица), то есть ее уполномоченные должностные лица, виновность которых в основном и является поводом для признания организации (юридического лица) виновной и в итоге привлечения ее к административной ответственности. В итоге, отличительная особенность субъективной стороны административно – правового нарушения, которое совершено предприятием (юридическим лицом), проявляются в следующем:

1) вина предприятия (юридического лица) в совершении данного административно – правового нарушения есть субъективное отношение к неправомерному действию (бездействию) коллектива этой организации (юридического лица), но которое определяется по доминирующему желанию, под которым прежде всего понимается воля администрации (органов управления) данного предприятия, ее уполномоченных должностных лиц, а также тех лиц, которые имеют право давать указания обязательные к исполнению в пределах структуры этой организации (юридического лица). В данном случае виновность организации (юридического лица), подобает рассматривать путем субъективного подхода, как факт высоких умозаключений людей. Она (виновность предприятия) должна пониматься, как выявление вины должностных лиц в администрации этого предприятия и считаться доказанной только когда будет установлена и доказана вина должностного лица;

2) вина организации (юридического лица) может быть также подвергнута анализу с объективной стороны, как виновность юридического лица с позиции органа государственной власти, который осуществляет наложение административного взыскания.

Только государственный орган, который осуществляет надзорные действия над данным предприятием, имеет возможность и должен решать, была ли у данного предприятия (юридического лица) объективная возможность выполнять необходимые действия (бездействия) чтобы не допустить совершения административного правонарушения.

Иностранное юридическое лицо – это юридическое лицо, созданное на территории иностранного государства.

Под юридическими лицами в отличие от физических лиц понимаются обычно такие субъекты права, имущество которых обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников).

В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона юридического лица. Таким образом понятие иностранного юридического лица раскрывается через понятие личного закона юридического лица.

Согласно третьей части ГК РФ, на основе личного закона юридического лица определяются, в частности, следующие вопросы:

– правовой статус организации в качестве юридического лица;

– организационно-правовая форма юридического лица;

– требования к наименованию юридического лица;

– вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;

– содержание правоспособности юридического лица;

– порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;

– отношения внутри юридического лица, включая отношения юридического лица с его участниками;

– способность юридического лица отвечать по своим обязательствам.

Из этого перечня видно, какое значение придается личному закону (иногда применяют термин «личный статут») юридического лица

Каким образом можно определить, закон какой страны будет рассматриваться в качестве личного закона? Это определяется так называемой национальностью юридического лица. Термин «национальность», как и многие термины в области международного частного права, применяется к юридическим лицам условно, в ином смысле, чем он применяется к гражданам.

Речь идет об установлении принадлежности юридического лица к определенному государству. В международной практике наряду с определением личного закона юридического лица государственную принадлежность юридического лица («национальность») необходимо установить для того, чтобы знать, какое государство может оказывать дипломатическую защиту таким лицам.

Кроме того, без определения «национальности» юридического лица нельзя будет установить, на какие юридические лица распространяется национальный режим или режим наибольшего благоприятствования, предусмотренный двусторонними договорами о правовой помощи, например, по договорам РФ с Латвией и Эстонией, соглашениями о торгово-экономическом сотрудничестве, о поощрении и взаимной защите капиталовложений, действующими для России в отношении большого числа государств.

Вопрос о критериях определения «национальности» юридических лиц решается по-разному в различных государствах.

Под местом нахождения юридического лица понимается то место, где находится его центр управления (совет директоров, правление и т.д.). Такой принцип принят, в частности, во Франции, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Польше, Литве, Латвии, Эстонии, Испании.

Так, в Латвии, где продолжает действовать Гражданский закон 1937 г. правоспособность и дееспособность юридического лица определяется законом места нахождения его органа управления, а в соседней Эстонии (Закон 1994 г.

об общих принципах Гражданского кодекса) предусмотрены более подробные правила.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/8_32823_administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskih-lits.html

3. Административная ответственность юридических лиц

3. Административная ответственность юридических лиц

Административнаяответственность (АО)– это реализация административно-правовыхсанкций, применение уполномоченныморганом или должностным лицомадминистративных наказаний к гражданами юридическим лицам, совершившимправонарушение.

Административнымправонарушениемпризнается противоправное, виновноедействие (бездействие) физического илиюридического лица, за которое настоящимКодексом или законами субъектов РФ обадминистративных правонарушенияхустановлена административнаяответственность (Статья2.1 КоАП от 30.12.2001).

Юридическоелицо признается виновнымв совершении административногоправонарушения, если будет установлено,что у него имелась возможность длясоблюдения правил и норм, за нарушениекоторых настоящим Кодексом или законамисубъекта РФ предусмотрена административнаяответственность, но данным лицом небыли приняты все зависящие от него мерыпо их соблюдению.

Назначениеадминистративного наказания юридическомулицу не освобождает от административнойответственности за данное правонарушениевиновное физическое лицо, равно как ипривлечение к административной илиуголовной ответственности физическоголица не освобождает от административнойответственности за данное правонарушениеюридическое лицо.

административнаяответственностьюридических лиц — это применение корганиза­циям,обладающим административнойправосубъектностью, адми­нистративныхнаказаний за неисполнение или ненадлежащееис­полнение установленных государствомправил, норм и стандартов вцелях государственного осужденияпротивоправной деятельности юридическихлиц и выполнения возложенных на нихобязанно­стей,а также предупреждения новых правонарушений

Статья2.10. КоАП.

1.Юридические лица подлежат АО за совершениеадминистративных правонарушений вслучаях, предусмотренных статьямираздела II настоящего Кодекса или законамисубъектов РФ об административныхправонарушениях.

2.В случае, если в статьях разделов I, III,IV, V настоящего Кодекса не указано, чтоустановленные данными статьями нормыприменяются только к физическому лицуили только к юридическому лицу, данныенормы в равной мере действуют в отношениии физического, и юридического лица, заисключением случаев, если по смыслуданные нормы относятся и могут бытьприменены только к физическому лицу.

3.При слиянии нескольких юридических лицк АО за совершение административногоправонарушения привлекается вновьвозникшее юридическое лицо.

4.При присоединении юридического лица кдругому юридическому лицу к АО засовершение административногоправонарушения привлекается присоединившееюридическое лицо.

5.При разделении юридического лица илипри выделении из состава юридическоголица одного или нескольких юридическихлиц к АО за совершение административногоправонарушения привлекается тоюридическое лицо, к которому согласноразделительному балансу перешли праваи обязанности по заключенным сделкамили имуществу, в связи с которыми былосовершено административное правонарушение.

6.При преобразовании юридического лицаодного вида в юридическое лицо другоговида к АО за совершение административногоправонарушения привлекается вновьвозникшее юридическое лицо.

7.В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящейстатьи, АО за совершение административногоправонарушения наступает независимоот того, было ли известно привлекаемомук АО юридическому лицу о фактеадминистративного правонарушения дозавершения реорганизации.

В Особенной частисодержится более 200юридических составов,субъектом которых является юридическоелицо:

  • правонарушения, посягающие на права граждан, здоровье, в области промышленности, строительства и энергетики, с/х, дорожного движения, связи и информации, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, на транспорте, в области таможенного дела;
  • нарушения, посягающие на институты государственной власти и установленный порядок управления, общественный порядок и общественную безопасность, в области защиты государственной границы РФ и др.

В случае привлеченияюр. лица к АО на него распространяютсяв равной мере общие задачи, принципызаконодательства об админ. правонарушениях,правила назначения админ. наказаний,процессуальный порядок возбуждения,рассмотрения, вынесения решения опривлечении к ответственности и егоисполнения. (юр. и физ. лица не могутнести дважды АО за одно и то же)

Юридическое лицопризнается виновным в совершении админ.правонарушения,если будет установлено, что у негоимелась возможность для соблюденияправил и норм, за нарушение которых КоАПили законами субъекта РФ предусмотренаАО, но данным лицом не были приняты всезависящие от него меры по их соблюдению.Юр.

лицо считается невиновным,пока его вина не будет установленавступившим в законную силу постановлениемсудьи, органа, должностного лица,рассмотревших дело. При этом юридическоелицо не обязано доказывать своюневиновность.

Неустранимые сомнения ввиновности юридического лица, привлекаемогок АО, толкуются в пользу этого лица.

Вина юр.лица обычноопределяется черезвину физ. лиц,занимающих руководящие должности ворганах управления юр. лица, входящихв совет директоров (наблюдательныйсовет), осуществляющих специальныеполномочия, предусмотренные должностнойинструкцией, и в силу этого ответственныхза их соблюдение.

Учитывая, что вовсех случаях нарушений юридическимлицом норм и правил, установленныхгосударством, сформулированных вОсобеннойчасти КоАП,усматривается вина должностного лица,целесообразновину юридического лица определять черезвину должностного лица.Такой подход обусловлен и тем, что поюридической конструкции практическивсе составы имеют формальныйхарактер,т.е. формы вины (умысел или неосторожность),цели и мотивы совершения правонарушенияне влияют на размер санкции.

Административныенаказания,применяемые к юр. лицу:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Вид и размернаказания налагается на юр. лицо с учетомхарактера правонарушения, имущественногои финансового положения юр. лица,обстоятельств, смягчающих и отягчающихответственность.

Источник: https://studfile.net/preview/6331949/page:2/

При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц

К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица — в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.

Получается, что для наступления административной ответственности юридического лица необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ.

При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.

Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности.

Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры.

При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.

Особенности административной ответственности юридических лиц

Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.

Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица:

— При слиянии 2 и более юр. лиц с целью образования нового административная ответственностьнаступает для вновь созданного (образованного в процессе слияния) предприятия.

— При разделении виновной организации на 2 или более новых административная ответственность юридического лица будет распределяться не равными частями или частями пропорционально полученным долям в имуществе (именно так считают многие), а с учетом данных, отраженных в разделительном балансе.

То есть отвечать в административном порядке придется тому из новообразованных юр. лиц, к которому в соответствии с этим балансом перешло имущество или права (в частности, по договорам), связанные с допущенным правонарушением. — В случае же присоединения все довольно просто: даже если присоединяемое юр.

лицо совершило правонарушение до момента осуществления процедуры присоединения, отвечать за его поступки придется «старшему брату», т. е. тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось.

— Если же вести речь о преобразовании юр. лица в какую-либо иную форму, то административная ответственность юридического лица при этом не исчезает. Это означает, что вновь созданная компания, независимо от ее организационно-правовой формы, все равно обязана ответить по всем обязательствам преобразуемого юридического лица, в том числе и относительно административной ответственности.

Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.

Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц.

Какие правонарушения административного плана наказуемы

Административная ответственность юридического лица, как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ.

Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.

10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.

Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют

Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.

Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлечении административной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.

Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.

Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.

Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц

Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, — это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо.

Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.

Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.

К должностным лицам применяют штрафы (штраф — это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность.

При этом штрафы — это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже.

Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.

Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.

Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц, перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями.

Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр.

лицам избежать крупных штрафов.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ

КоАП РФ Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

4. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.

5.

При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.

6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.

8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 — 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 — 6 настоящей статьи.

9. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.

Ремонт своими руками

Источник: https://www.webohrannik.ru/sovetnik/administrativnye-pravonarusheniya/administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskikh-lits.html

Какие организации могут быть субъектом административной ответственности

Не всякая организация может быть субъектом административной ответственности. Не могут привлекаться наравне с юридическими лицами такие организации, которые не имеют статус юридического лица. Речь идет, в частности, о некоторых общественных объединениях, филиалах и представительствам юридических лиц.

С другой стороны, отсутствие хозяйственной (предпринимательской) деятельности не означает, что юридическое лицо не может привлекаться к административной ответственности. Сюда, например, относятся политические партии, государственные, региональные и местные учреждения, профсоюзы, саморегулируемые организации, а также органы власти любого территориального уровня и подчиненности.

Все они – тоже юридические лица, подлежащие административной ответственности на общих основаниях.

Таким образом, любая организация может быть субъектом ответственности, если она имеет статус юридического лица. И при этом необязательно, чтобы юридическое лицо занималось коммерческой или сопутствующей деятельностью.

Интересная особенность административного законодательства – ответственность индивидуальных предпринимателей. Они не являются юридическими лицами, но в тоже время не являются и обычными гражданами. При этом зачастую в санкциях статей КоАП РФ индивидуальные предприниматели прямо не указываются в качестве субъектов ответственности.

В отношении ИП административное законодательство выделяет 2 ситуации:

  1. Индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности наравне с юридическими лицами – только если это прямо предусмотрено законом (например, это предусмотрено примечаниями к ст. 18.1 и к ст. 16.1 КоАП РФ).
  2. Индивидуальные предприниматели несут ответственность наравне с должностными лицами – только если законом не установлено иное (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Виды наказаний для юридических лиц

Административные наказания представлены 10 видами. К юрлицам могут применяться далеко не все – только четыре: приостановка деятельности, штраф, предупреждение и конфискация. Если посмотреть на практику, то, самое распространенное наказание юридического лица – штраф.

При этом размеры административного штрафа юридическому лицу отличаются от наказания физического лица в разы, доходя до нескольких сотен тысяч, а порой и нескольких миллионов рублей. Здесь четко прослеживается карательная функция штрафа.

Аналогичное можно сказать и о принудительном приостановлении деятельности юридического лица. И значительный штраф, и временный запрет на работу способны серьезно ухудшить финансово-экономическое положение, вплоть до вынужденной ликвидации или банкротства. Особенно это касается субъектов малого и среднего бизнеса.

Тем более что закон не делает разницы между крупной компанией с миллиардными оборотами и, скажем, семейным бизнесом в форме ООО.

Тот факт, что за одно и то же административное правонарушение физическое или должностное лицо может отделаться относительно небольшим штрафом, а юридическое лицо – в кратно большем размере, Конституционный суд не считает ущемлением в правах.

Он полагает это допустимым, учитывая все риски, которые юридическое лицо должно принимать на себя, а также более высокие требования к обязанности не допускать нарушения. Правомерным Конституционный суд считает и ситуации, когда за одно и то же нарушение к ответственности могут привлекаться как должностные лица юридического лица, так и сама организация.

Правда, Верховный суд полагает, что в таких случаях должна быть установлена и доказана вина всех субъектов правонарушения – и юридического лица, и его руководства или сотрудников.

Для привлечения организации к административной ответственности требуется наличие особых признаков вины. Они отличаются от вины физического лица, что понятно: у организаций нет и быть не может психологической, эмоциональной составляющих, воли, сознания и т.п. Из-за этого нельзя говорить и о таких обстоятельствах, как невменяемость или крайняя необходимость.

Часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ определяет вину юридического лица как непринятие всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм при наличии возможности их соблюсти. Таким образом, юридические лица виновны потому, что бездействовали или действовали, но недостаточно, чтобы предотвратить правонарушение.

Такая формулировка весьма расплывчатая и порождает споры. Особенно, учитывая, что, по сути, любое нарушение совершается конкретными людьми, а в ситуации с юридическими лицами – действующими от его имени.

Суды порой оценивают вину юридического лица именно по действиям или бездействию определенной группы ответственных лиц, которые были причастны к нарушению, как если бы это бы некий «коллективный разум» юридического лица.

Но зачастую все проще: есть нарушение административного законодательства – есть наказание, а виновно или невиновно юридическое лицо – определяется по степени его причастности к правонарушению. Если же юридическое лицо считает себя невиновным – пожалуйста, обжалуйте решение в вышестоящем ведомстве или в судебном порядке.

Назначение наказания, оплата штрафов

Административные штрафы на юридическое лицо накладываются в таком же порядке, как и в отношении физических или должностных лиц. То есть, серьезных процессуальных особенностей назначения наказания нет.

Первоначально уполномоченный орган или должностное лицо составляет протокол об административном правонарушении, который затем рассматривается для принятия решения о наказании.

При определении вида и размера наказания юридического лица должны быть учтены:

  • характер нарушения;
  • материальное и финансовое положение;
  • смягчающие (ст. 4.2 КоАП) и отягчающие (ст. 4.3 КоАП) обстоятельства.

Если есть исключительные обстоятельства, возможно назначение штрафа в меньшем размере, чем предусматривает санкция соответствующей статьи КоАП. Но такое допускается только при условии, что минимальный штраф для юридических лиц начинается от 100 тыс. рублей. При этом наказание не может быть меньше половины минимального штрафа.

По делам, рассматриваемым в упрощенном порядке (без протокола) и касающихся правонарушений, предусмотренных частями 2, 4 и 6 статьи 14.5 КоАП РФ (онлайн-кассы), размер возможного штрафа в 2016 году был ограничен – 1/3 минимального размера, предусмотренного санкцией.

Оплата административного штрафа, наложенного на юридическое лицо, должна быть произведена со счета такого юридического лица. По крайней мере, это обязательно делается в безналичном порядке (через банк), и должно быть понятно, что штраф оплачен лицом, которое привлечено к ответственности. 

Общий срок административного штрафа для уплаты – 60 дней с момента вступления решения в силу. В течение 7 дней нужно оплатить штраф, если организация привлечена к ответственности по статье 19.28 КоАП (незаконное вознаграждение от имени юрлица).

Если юридическое лицо получило отсрочку или рассрочку уплаты штрафа, срок считается с момента истечения срока отсрочки или рассрочки. Если юридическое лицо добровольно не исполняет наказание, штраф взыскивается судебными приставами принудительно.

Возможны арест имущества и счетов.

Источник: https://law03.ru/biznes/article/administrativnaya-otvetstvennost-yuridicheskix-lic

3.Административная ответственность юридических лиц

3. Административная ответственность юридических лиц

Административная ответственностьюридических лиц — это применение к

организациям, обладающим соответствующейадминистративной правосубъектностью,

административных наказаний за неисполнениеили ненадлежащее исполнение

установленных государством правил,норм и стандартов с целью государственного

осуждения противоправной деятельности,обеспечения выполнения возложенных наних

обязанностей, предупрежденияправонарушений.

Административную ответственностьюридических лиц характеризуют традиционные

признаки состава административногоправонарушения (объект, объективнаясторона,

субъект, субъективная сторона).

Вина — необходимое условие всякойответственности.

Это принятие либо непринятие всехнеобходимых и возможных мер для

предотвращения нарушения либо смягченияего неблагоприятных последствий.

В административном праве можетсуществовать комплексное пониманиевины

юридического лица, включающее объективныйи субъективный подходы.

Объективная вина, как это установленост. 2.1 КоАП, юридическое лицо признается

виновным в совершении административногоправонарушения, если будет установлено,что у него имелась возможность длясоблюдения правил и норм, но даннымлицом не были приняты все зависящие отнего меры по их соблюдению.

Субъективная вина — отношениеадминистрации, конкретных должностныхлиц к

противоправному деянию. назначениеадминистративного наказания юридическомулицу

не освобождает от административнойответственности за данное правонарушение

виновное физическое лицо, равно как ипривлечение к административной илиуголовной

ответственности физического лица неосвобождает от административнойответственности

за данное правонарушение юридическоелицо.

Наиболее распространенным видомостается штраф. Возможно также применение

таких мер, как предупреждение, возмездноеизъятие орудия совершения или предмета

административного правонарушения, ихконфискация (ст. 3.2 КоАП).

Применение административногонаказания к юридическому лицу также сцелью

обеспечения выполнения организациейсвоих обязанностей, требованийгосударственных

органов.

5.Административная юрисдикция

Административная юрисдикция – этовозможность осуществленияя правосудия.

Это разрешение конкретных административноправовых споров уполномоченнымиорганами, должностными лицами в рамкахсвоей компетенции по существу.

В ее основе лежит рассмотрение иразрешение спорных вопросов примененияматериальных правовых норм, правоваяоценка поведения тех или иных лиц,наконец, применение в необходимыхслучаях при негативной оценке ихповедения предусмотренных действующимзаконодательством мер государственного(юридического) принуждения.

Однако юрисдикционную функциюосуществляют исполнительные органы(должностные лица), т.е. во внесудебномпорядке. (то есть они осуществляютадминистративную юрисдикцию,т.к. это 1из элементов их адм право- и дееспособности)

споры возникают по инициативеуправляемой стороны, испытывающей насебе управляющее воздействие того илииного субъекта исполнительной властии считающей это воздействие дефектным.

Стороны:

сторонами которых могут быть органыисполнительной власти различныхсубъектов РФ.

Президент РФ может использоватьсогласительные процедуры, целью которыхявляется достижение согласованногорешения (ч. 1 ст. 85 Конституции РФ).

Правительство РФ разрешает спорымежду федеральными органами исполнительнойвласти и правительствами республик,администрацией иных субъектов Федерации,а также между министерствами

правовая оценка поведения сторонвозникшего спора является важнейшимусловием, обеспечивающим основанноена законе, справедливое и эффективноеразрешение административно-правовогоспора. Для административно-юрисдикционнойдеятельности она обязательна.

наступает ответственность передгосударством в лице его соответствующегооргана (должностного лица). Исполнительныеорганы (должностные лица) наделенынеобходимыми полномочиями по применениюк виновным предусмотренных законодательствоми подзаконными административно-правовыминормами мер государственного (юридического)принуждения.

Действующим административным правомзакреплен порядок разрешения индивидуальныхдел, в основе которых лежит конкретныйспор о праве.

Наиболее ярко выраженными вариантамитакого вида административно-юрисдикционныхпроизводств являются: производство поделам об административных правонарушениях;дисциплинарное производство; производствопо жалобам.

Виды:

1. Производство по делам об административныхправонарушениях в силу своей максимальнойоснащенности кодифицированным правовымактом — Кодексом об административныхправонарушениях.

2. Дисциплинарное производство. Здесьсуть заключена в применении к лицам,совершившим правонарушение в видедисциплинарного проступка, предусмотренныхнормами права дисциплинарных взысканий.В отношении государственных служащихречь идет о совершении ими служебныхпроступков (неисполнение или ненадлежащееисполнение обязанностей по должности).

Производство по наложению дисциплинарныхвзысканий на служащих в настоящее времярегламентировано многими нормативнымиправовыми актами, что предопределеноналичием различных форм государственно-служебныхотношений (собственно государственнаяслужба, военная служба и правоохранительнаяслужба).

Кроме того, на государственныхслужащих распространяются в соответствующихслучаях нормы трудового законодательстваи правила внутреннего трудовогораспорядка.

Важное значение для правовогорегулирования дисциплинарногопроизводства имеет Указ Президента РФ»О мерах по укреплению дисциплины всистеме государственной службы» от6 июня 1996 г.

Общее, что характерно для дисциплинарногопроизводства, независимо от специфическогохарактера службы заключается в том, чтодисциплинарное взыскание налагаетсялицом (руководителем) или органом,назначившим (имеющим право назначать)совершившего служебный проступок надолжность. Объясняется это тем, чтодисциплинарное взыскание может бытьналожено, как правило, в порядке служебногоподчинения, т.е. руководителем, обладающимв отношении подчиненных работниковдисциплинарной властью. Налицо,следовательно, специальный субъектприменения этой власти.

Порядок дисциплинарного производствав обобщенном виде следующий. Взысканиеприменяется непосредственно заобнаружением проступка, но не позднееодного месяца со дня его обнаружения,не считая времени болезни работникаили пребывания его в отпуске. Днемобнаружения проступка является день,когда должностному лицу, налагающемувзыскание, стало об этом известно.

До применения дисциплинарноговзыскания с работника должно бытьполучено письменное объяснение, а такжеобеспечена возможность личного приемапривлекаемого к ответственностируководителем.

Государственный служащий, совершившийпроступок, может быть временно (но неболее чем на месяц) отстранен от исполнениядолжностных обязанностей с сохранениемденежного содержания до решения вопросао его дисциплинарной ответственности.

При необходимости проводится служебнаяпроверка (расследование) указанных вобъяснениях сведений с вынесениемзаключения по результатам проверки.Возможно также проведение ревизии илипроверки финансово-хозяйственнойдеятельности.

Взыскание не может быть примененопозднее шести месяцев со дня совершенияпроступка, а при расследовании (проверке)- не позднее одного года со дня егосовершения. За каждый проступок можетбыть наложено только одно дисциплинарноевзыскание.

При наложении взыскания учитываются:характер проступка; обстоятельства,при которых он совершен; прежнее поведениеслужащего; соответствие степени виныи тяжести совершенного проступка. Неможет быть наложено дисциплинарноевзыскание за деяния, совершение которыхнаказуемо в ином порядке.

Дисциплинарное взыскание налагаетсяпрямым начальником в устной (замечание,выговор) или письменной форме. Приказ(распоряжение) или постановление оприменении дисциплинарного взысканияс указанием мотивов его примененияобъявляется (сообщается) служащему,подвергнутому взысканию, под расписку.В военизированных службах взысканиеможет быть объявлено перед строем илина совещании.

Дисциплинарное взыскание считаетсяснятым, если в течение года со дня егоналожения служащий не будет подвергнутновому дисциплинарному взысканию.Руководитель, применивший взыскание,может снять его досрочно по собственнойинициативе, по ходатайству трудовогоколлектива при условии добросовестногоповедения работника. Меры поощрения вовремя действия взыскания не применяются.

Устное взыскание считается снятымпо истечении одного месяца.

Приказ (решение) о наложениидисциплинарного взыскания может бытьобжалован по команде (административныйпорядок) или в суд. Для обжалованияустановлен трехмесячный срок.

3. Производство по жалобам. Жалобывсегда связаны с мнением жалобщика отом, что его права или законные интересынарушены действиями или правовымиактами должностных лиц исполнительныхорганов.

Для установления правомерностилибо необоснованности такого рода акцийграждан, а также в интересах защиты ихсубъективных прав и предусматриваетсяспециальное производство.

Его предметомявляется прямо выраженный спор о правеадминистративном.

Определяется действующим и в нашидни Указом Президиума Верховного СоветаСССР «О порядке рассмотренияпредложений, заявлений и жалоб граждан»от 12 апреля 1968 г. .

Конституция РФ,не говоря прямо о жалобах граждан,адресуемых в административном порядке,тем не менее закрепляет их правообращаться лично, а также направлятьиндивидуальные и коллективные обращенияв государственные органы (ст. 33).

Очевидно,что жалоба является одной из формподобного обращения.

Общие правила административногопроизводства по жалобам следующие.

Жалобы подаются в исполнительный орган(должностному лицу), к непосредственномуведению которого относится разрешениепоставленного гражданином вопроса обоспаривании правомерности действийили решений подчиненного ему (нижестоящего)должностного лица или органа.

Запрещаетсянаправлять жалобы для разрешения темдолжностным лицам, чьи действия являютсяпредметом жалобы. В некоторых случаяхпредусматривается обжалование покоманде, т.е.

через то должностное лицо,чьи действия обжалуются; последнийобязан передать ее в вышестоящуюинстанцию со своими объяснениями(например, это установлено длявоеннослужащих). Если жалоба поступилав орган, не компетентный разрешить ее,он обязан в пятидневный срок направитьее компетентному органу с уведомлениемоб этом гражданина.

Для рассмотрения жалобы установленмесячный срок со дня ее поступления.Если жалоба не требует дополнительнойпроверки, она должна быть разрешенабезотлагательно, но не позднее 15 дней.Для некоторых категорий гражданустановлены более короткие срокиразрешения их жалоб (например, жалобывоеннослужащих разрешаются в семидневныйсрок).

Жалоба подлежит проверке, т.е. требуетсярасследование, изучение содержащихсяв ней сведений. При необходимости вдополнительной проверке ее рассмотрениеможет быть в порядке исключения продленодо двух месяцев.

В подобных случаях дляпроверки изложенных в жалобе фактовможет назначаться ответственныйработник, который истребует всенеобходимые для вынесения объективногорешения материалы.

Решение по жалобедолжно быть мотивированным и своевременносообщаться гражданину.

Если гражданин не согласен с решениемпо жалобе, т.е. она не удовлетворена, онвправе обжаловать это решение ввышестоящий исполнительный орган илив суд.

Нарушение порядка рассмотрения жалобграждан влечет за собой дисциплинарнуюответственность должностных лиц.

Решение по жалобе в пользу заявителя,по общему правилу, влечет за собой отменуили изменение обжалованного действия(решения), а также ответственностьдолжностного лица, чьи действия былипризнаны в административном или судебномпорядке неправильными.

Источник: https://studfile.net/preview/7377483/page:3/

Studio-pravo
Добавить комментарий