3.1.1. Понятие государственного бюджета: Основным элементом в системе государственных финансов является бюджет

Финансовая система. Государственный бюджет, его структура

3.1.1. Понятие государственного бюджета: Основным элементом в системе государственных финансов является бюджет

Изучение современной экономической структуры любого общества невозможно без анализа финансовой системы.

Финансовая системапредставляет собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов.

Посредством данной системы государство образует и использует фонды денежных средств, необходимые для выполнения многочисленных функций его в экономической, социокультурной, политической и геополитической сферах. Финансы (от лат. financia – наличность, доход) — совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, фирмы и государство.

Возрастание регулирующей роли государства в XX веке обусловило рост объема финансовых ресурсов, располагаемых государством. Основой финансовой базы всякого государства является бюджет, состоящий из бюджета центрального правительства и бюджетов местных органов власти всех уровней.

Бюджетная система государства формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей того или иного общества. В свою очередь, структура бюджета страны определяется ее государственным устройством.

Так, в странах с унитарным устройством бюджетная система является двухъярусной – государственный и местный бюджеты, а в странах с федеративным устройством (например, Германия, США, Россия и др.) бюджетная система включает еще одно звено – бюджеты регионов.

Государственный бюджет представляет собой крупнейший денежный фонд, аккумулируемый главным образом с помощью налогов и расходуемый государством для решения своих задач, является мощным рычагом регулирования экономики

В самом общем плане бюджет представляет собой баланс государственных доходов и расходов, составленный на определенный срок и утвержденный в законодательном порядке.

онсолидированный бюджет Российской Федерации – это расчетный годовой объем доходов и расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных фондов, используемых в целях анализа состояния и прогноза развития бюджетной и денежно-кредитной систем и экономики страны.В настоящее время государственные бюджеты перераспределяют до 40% вновь созданной стоимости. Концентрируемые в руках государства крупные финансовые ресурсы служат материальной основой его деятельности, создают широкие возможности активного вмешательства в хозяйственную жизнь.Система государственных финансов — это совокупность финансовых звеньев, призванных обеспечить выполнение политических и экономических функций государства. Она состоит из четырех основных звеньев: государственный бюджет; внебюджетные фонды; государственный кредит; финансы государственных предприятий.

Каждый из них представляет собой совокупность финансовых элементов, органически увязанных между собой и направленных на осуществление финансовой политики государства.

Государственный бюджет – основной элемент финансовой системы. Государственный бюджет выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при формировании и расходовании единого централизованного денежного фонда страны. Госбюджет является важным звеном системы государственных финансов.

В нем объединяются все важнейшие финансовые инструменты: расходы, различные виды доходов, государственные займы. Важнейшие функции государственного бюджета:

• аккумулирование финансовых ресурсов в руках государства с целью распределения и перераспределения между отраслями, регионами, физическими и юридическими лицами;

• стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям;

• социальная защита отдельных слоев населения.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на разные стороны экономического организма: повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширение основного капитала. Государственный бюджет служит катализатором развития научно-технического прогресса в условиях резкого обострения конкуренции на мировых рынках.

В последнее время возросла роль человеческого фактора, что требует нового подхода к главному элементу производительных сил – человеку.

Это требует возрастания объем средств, направляемых на развитие социальной сферы: образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Значительная часть социальных расходов проходит по местным бюджетам.

В развитых странах на социальные цели расходуется до 30% бюджетных средств.

Государственный бюджет во всех странах имеет стандартную структуру. Она состоит из двух больших разделов: доходов и расходов, сведенных в баланс (табл. 1).

Таблица 1

Структура доходов и расходов бюджета РФ

ДОХОДЫ РАСХОДЫ
В т.ч. налоговые: — налог на прибыль; — налог на добавленную стоимость (НДС); — подоходный налог с физических лиц; — единый социальный налог; — акцизы; — таможенные сборы. В т.ч. неналоговые: — от продажи принадлежащего государству имущества (в т.ч. золотовалютных резервов); — от приватизации; — от внутренних и внешних займов; — от внешнеэкономической деятельности. — на народное хозяйство; — на национальную оборону; — на государственное управление, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности; — на науку, образование и медицину; — на социально-культурные мероприятия; — на внешнеэкономическую деятельность; — государственные займы; — расходы по обслуживанию государственного долга; — на создание стабилизационного фонда.

Доходы госбюджетаформируют:

• налоги (личный подоходный налог, налог на прибыли корпораций, акцизы, таможенные пошлины), которые по источникам образования подразделяются на налоги с юридических лиц и на налоги с населения.

• неналоговые доходы, включающие (по источникам образования): доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности, поступления от внутренних и внешних займов, средства от продажи части золотовалютных резервов, средства от внешнеэкономической деятельности.

.Государственные (бюджетные) расходы – финансовые ресурсы, направляемые на нужды развития экономики и социальной сферы. Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на:

• государственное управление;

• международную деятельность;

• национальную оборону;

• правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства;

• фундаментальные исследования и содействие НТП;

• хозяйственную деятельность государства;

•социально-экономические цели (образование, здравоохранение, культура, искусство, социальная политика);

• обслуживание государственного долга;

• бюджетные ссуды на текущие нужды;

• капитальные расходы на новое строительство и развитие действующих объектов государственной и муниципальной собственности.

В случае, когда расходы по размеру равны доходам, достигается баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек (профицит), который идет на покрытие государственного долга. В современных условиях бюджеты большинства стран сводятся с дефицитом.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование – перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разного уровня.

Все бюджеты функционируют автономно и не входят своими доходами и расходами в бюджет более высокого административного звена.

Бюджет федерации аккумулирует примерно 60-65% всех ресурсов, остальная треть ресурсов поступает в региональные и местные бюджеты.

Перераспределение финансовых ресурсов происходит в форме дотаций, субвенций, субсидий. Дотация – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия ткущих расходов.

Субвенция – это средства, предоставляемые на безвозвратной и безвозмездной основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов.

Субсидия – это средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный дефицит – это превышение государственных расходов над доходами. Бюджетный профицит – это превышение доходов над расходами.

Правительственная политика формирования расходов влияет на экономический рост.

Она прямо воздействует на совокупный спрос, позволяет формировать основные макроэкономические пропорции и добиваться равновесия между внутренним рынком и экономическим потенциалом страны, между уровнем развития отдельных отраслей и регионов страны, между уровнем экономики страны и ее внешней безопасностью, между внутренней товарной массой и зависимостью от внешней торговли.

В рамках кейнсианской концепции умеренный бюджетный дефицит расценивается как благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. В соответствии с монетаристской концепцией это – величайшая проблема экономики, порождающая многие негативные последствия.

Принято различать фактический, циклический и структурный дефициты государственного бюджета.

Есть несколько способов финансирования бюджетного дефицита:

• эмиссионное – финансирование за счет выпуска новых денег;

• долговое – финансирование за счет займов;

• увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

1. Эмиссионное финансирование – выпуск новых денег (или монетизация), при котором совокупные расходы возрастают, не оказывая пагубного влияния на инвестиционные или потребительские расходы.

Положительная сторона этой меры в том, что не сокращается экономическая активность частного сектора. Отрицательная сторона – увеличивается денежная масса, как потенциальный источник инфляции.

Данный способ финансирования получил название «инфляционный».

В случае монетизации дефицита возникает сеньораж доход государства от печатания денег.

Сеньораж возникает на фоне превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВНП, что приводит к повышению среднего уровня цен.

В результате все хозяйствующие субъекты платят так называемый инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться эмиссией наличности, а осуществляться в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам процента или в форме отсроченных платежей.

2. Долговое финансирование – заем денег путем выпуска и размещения государственных займов. Положительная сторона – отсутствие потребности в дополнительной эмиссии денег (неинфляционный способ). Отрицательная сторона – сокращение экономической активности частного сектора.

Если дефицит госбюджета финансируется с помощью выпуска государственных займов, то увеличивается средняя рыночная ставка процента (выпуск госзаймов повышает спрос на деньги), что приводит к снижению инвестиций в частном секторе, падению чистого экспорта и частично – к снижению потребительских расходов.

В итоге возникает эффект вытеснения частных инвестиций, который ослабляет стимулирующий эффект фискальной политики. Эффект вытеснения становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов.

В экономике с недоиспользованными ресурсами подобные действия в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будут стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

3. Увеличение налоговых поступлений в госбюджет обеспечивается в долгосрочной перспективе проведением налоговой реформы, нацеленной на снижение налоговых ставок и расширение базы налогообложения.

Одной из сложнейших проблем современной экономики – проблемой государственного долга.

Государственный долг – сумма задолженности государства внутренним и внешним кредиторам по займам и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг определяется динамикой бюджетного дефицита: чем больше бюджетный дефицит, тем быстрее растет государственный долг. В зависимости от рынка размещения задолженности различают внутренний и внешний долг государства.

Внутренний долг — накопленная задолженность государства внутренним кредиторам: банкам, физическим и юридическим лицам.

Внешний долг — накопленная задолженность государства по займам, полученным от других государств или международных финансовых организаций.

Государственный долг вызывает экономические последствия:

• сокращение возможностей потребления населением страны, связанное с необходимостью обслуживания внешнего долга;

• вытеснение частного капитала, ограничение роста экономики;

• увеличение налогов для оплаты долга, снижение экономической активности хозяйствующих субъектов;

• перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/15_95494_finansovaya-sistema-gosudarstvenniy-byudzhet-ego-struktura.html

Понятие финансов. Госбюджет

3.1.1. Понятие государственного бюджета: Основным элементом в системе государственных финансов является бюджет

⇐ ПредыдущаяСтр 51 из 70Следующая ⇒

В современном цивилизованном обществе государство ста­ло одним из действенных регуляторов экономики и для успеш­ного решения задач государству необходимы огромные денеж­ные средства, называемые государственными финансами.

Сам термин «финансы» произошел от латинского «fi-nancia», что значит платеж, доход. Впервые в этом значении его

начали использовать торговцы в средневековой Италии в XIII— XV вв. В дальнейшем термин получил международное распрос­транение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежного обращения, образованием денежных ресур­сов, мобилизуемых государством для выполнения своих поли­тических и экономических функций.

Финансы — это система сложившихся в обществе экономи­ческих отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределе­ния валового национального продукта.

Таким образом, финансы — это не просто денежные сред­ства государства, а именно экономические отношения, возни­кающие по их поводу. Ведь деньги надо в определенном поряд­ке собрать, рационально распределить по различным фондам (например, Пенсионный фонд, фонды развития науки, образо­вания, поддержки малого бизнеса и т. д.) и эффективно исполь­зовать.

Функции финансов:

1) аккумулирующая — создание материальной основы суще­ствования государства и обеспечение его функционирова­ния;

2) регулирующая — стимулирование деятельности субъектов финансовых отношений с целью развития НТП и решения социальных проблем;

3) распределительная — формирование и использование денеж­ных средств через соответствующие фонды целевого назна­чения: госбюджет, фонд соцстраха, специальные фонды, фонды предприятия;

4) контрольная — обеспечение правильности взимания нало­ гов и использования их по целевому назначению. Совокупность финансовых звеньев, обеспечивающих госу­ дарству выполнение его экономических и политических функ­

ций, называется финансовой системой. В современных услови­

ях она состоит из четырех звеньев: государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предпри­

ятий и специальных правительственных фондов.

Финансовая система большинства государств, в том числе и России, сегодня строится на принципе фискального федера­лизма.

Принцип фискального федерализма: функции отдельных зве­ньев финансовой системы должны быть четко разграничены. Так, правительство полностью независимо в целях, касающих-

ся нации в целом: расходы на оборону, космос, во внешних сно­шениях государства. Местные органы власти финансируют раз­витие школ, охрану общественного порядка и т. д. Местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государ­ственный (федеральный) бюджет.

Госбюджет называют главным звеном финансовой системы и важнейшим инструментом макрорегулирования. Через совре­менные бюджеты государств в развитых странах перераспреде­ляется от четверти до половины валового продукта нации.

Государственный бюджет — это финансовая программа де­ятельности государства той или иной страны, отражающая его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Подавляющая часть всех доходов бюджета западных госу­дарств образуется за счет налогов (90% поступлений на государ­ственном и 70% на местном уровне). С помощью налогового механизма в бюджет направляется от 30% валового националь­ного продукта в США и Японии, до 40—50% — в Германии, Франции, Швеции.

Возможны и иные источники: использование или продажа госсобственности — земли, зданий, предприятий, золота.

Расходы бюджета идут по двум основным направлениям:

1) государственные закупки товаров и услуг (оплата поставок вооружений, оборудования и продуктов питания для школ, больниц, армии; оплата труда работников бюджетной сфе­ры и пр.);

2) государственные выплаты из бюджета (трансфертные пла­тежи): пенсии, пособия, дотации и т.д.

В зависимости от соотношения между доходами и расхо­дами госбюджета различают:

1) бюджет с профицитом, с превышением доходов над расхо­дами;

2) сбалансированный бюджет, т.е. с равновесием между дохо­дами и расходами;

3) бюджет с дефицитом, при котором доходных сумм не хва­тает, чтобы покрыть расходы.

Бюджетный дефицит — это та денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы.

Как решить проблему дефицитности госбюджета?

Первый способ — сократить расходы бюджета. Это самый простой, но и самый болезненный путь, ибо страдать в первую очередь будут незащищенные слои общества из-за урезания со-

циальных программ, ведь государство обычно финансирует не­рыночные сферы. Этот путь «бьет» по социальным программам.

Второй способ — увеличить доходы. Это самый лучший, но самый трудновыполнимый путь. Увеличение доходов возмож­но как за счет повышения налогов и их собираемости, так и за счет более продуманного и гибкого налогообложения. Могут быть и другие источники, например, выручка от приватизации госсобственности.

Третий способ — денежная эмиссия. Это самый легкий, но самый опасный и порочный путь. Общенациональный рынок немедленно отреагирует на это скачком цен. Бюджет всегда проигрывает гонку с инфляцией.

Четвертый способ — госзаймы у населения и предприятий, у иностранных государств и международных организаций. Мера эта бюджет не спасает, она лишь переводит бюджетный дефи­цит в разряд госдолга.

Государственный долг — это сумма задолженности государ­ства по еще не погашенным внутренним и внешним займам (сам долг и начисленные по нему проценты).

Проблемы бюджетного дефицита и государственного дол­га экономисты оценивают по-разному.

Может ли большой внутренний государственный долг (за­долженность правительства населению) каким-то образом при­вести к банкротству правительства? К. Макконнелл и С. Брю отвечают на этот вопрос категорическим «нет». Нет никакой необходимости погашать долг, его нужно только реинвестиро­вать.

На практике, как только подходит срок платежа по какой-то части долга, правительство обычно не сокращает расходы и не повышает налоги, чтобы получить средства для погашения облигаций, срок выплаты по которым наступил (в условиях деп­рессии фискальная политика была бы ошибочной). Правитель­ство всего лишь рефинансирует свой долг, т.е.

продает новые облигации и использует выручку для выплаты держателям по­гашенных облигаций.

Многие экономисты считают, что основная тяжесть долга состоит в необходимости ежегодно осуществлять процентные платежи.

От внутреннего долга, который население «должно само себе», нужно отличать внешний долг.

Внешний долг — задолженность государства гражданам или организациям других стран. Этот долг, безусловно, является

бременем, так как требует передачи реального выпуска продук­ции в распоряжение других стран.

По данным Минфина России, государственный внешний долг нашей страны по состоянию на 1 января 2004 г. составлял 119,7 млрд дол. США; на 1 января 2005 г. он уменьшился до 110,5 млрд дол. Основная часть долга приходится на страны-члены Парижского клуба кредиторов. Крупнейшими кредито­рами России являются Германия, Италия, Франция, Япония.

Проблемы бюджетных дефицитов, займов и долгов много­гранны и сложны. Но несомненно то, что радикальный путь к финансовому здоровью нации — это стабильная и эффективная экономика и рациональная жизнь общества по средствам.

⇐ Предыдущая46474849505152535455Следующая ⇒

Date: 2015-07-01; view: 1277; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/2-25924.html

Государственный бюджет как основной элемент финансовой системы

3.1.1. Понятие государственного бюджета: Основным элементом в системе государственных финансов является бюджет

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Бюджет является важным звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.В бюджете ежегодно централизуется часть денежных доходов предприятий и населения. Аккумулированные средства распределяются и используются на финансирование затрат по осуществлению функций государства. За счет бюджетных средств удовлетворяются общегосударственные потребности, финансируются отдельные сферы деятельности — оборона, управление, охрана общественного порядка и безопасности государства, фундаментальная науки и др. Кроме того за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство.В таблице 1 приведена структура государственного бюджета Российской федерации.Таблица 1. Структура государственного бюджета
ДоходыРасходы
Налог с физических лиц (подоходный)Социальные расходы
Налог на прибыль предприятийВоенные расходы
Налог с оборота (НДС)Расходы на фундаментальную науку и научные исследования
АкцизыРасходы на финансирование экономики:
  • А) предоставление субсидий, дотаций, займов;
  • Б) гос. инвестиции
  • В) федеральные программы
Таможенные пошлиныгос. аппарата
Прочее Обслуживание гос. долга

Структура бюджета страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. В странах имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двух ярусное построение — государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено — бюджет штатов, земель и соответствующих им административных образований.

Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственною бюджета (расходной части) распределяется и перераспределяется около 30% национального дохода, 20% — валового внутреннего продукта, 10% — валового общественного продукта.

Он распределяет денежные средства между различными отраслями национального хозяйства, секторами производства, сферами общественной деятельности, экономическими районами и территориями страны.

Государственный бюджет активно воздействует на экономику в целом, так как он выступает в качестве бюджета всего национального хозяйства. Большую роль играет государственный бюджет в сфере материального производства выступая в качестве стимулятора его роста.

Средства бюджета используются для обеспечения как индивидуального (в рамках отдельных предприятий), так и общественного (в масштабе всего национального хозяйства) кругооборота фондов.

Бюджетное финансирование капитальных вложений и оборотных средств на действующих и вновь вводимых предприятиях, обеспечение других расходов позволяет бюджету включаться в индивидуальный кругооборот фондов на отдельных предприятиях, способствуя его бесперебойности и равномерности.

Бюджетные ассигнования в производственной сфере являются основным источником ее функционирования и дальнейшего развития. Основная часть учреждений и организаций этой сферы не имеет собственных источников доходов и находится на бюджетном финансировании.

Расходы государства на просвещение и здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, науку, культуру и искусство являются той финансовой базой, без которой невозможно проведение социально-культурных мероприятий общегосударственного масштаба. Большое значение имеет бюджет в формировании рациональной структуры отраслей непроизводственной сферы.

Обеспечивая финансовыми ресурсами функционирование непроизводственной сферы, государство через бюджет может формировать окончательные размеры фонда потребления, влиять на территориальные пропорции в его использовании.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его макроэкономические функции: распределительную, контрольную и функцию по обеспечению существования государства.

1. Проявление распределительной функции обусловлено тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый доход, получаемый в обществе.

Между тем, это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта (подоходный налог с граждан), а иногда и национального богатства.

Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей.

Распределение и перераспределение денежных средств происходит между отдельными отраслями и сферами деятельности, между отдельными слоями населения, между некоторыми видами услуг.

В результате распределения и перераспределения осуществляется формирование различных фондов денежных ресурсов ѕ государственного и местных бюджетов, фондов социального страхования, фондов пенсионного обеспечения, фондов занятости населения, фондов социальной защиты, инновационного фонда.

Распределительная функция бюджета используется также для вмешательства государства в процесс общественного производства ѕ регулирования хозяйственной деятельности предприятий, ускорения темпов экономического роста, усиления хозяйственной активности предпринимателей.

Посредством бюджета государство воздействует не только на перераспределение национального дохода, но и на его производство, накопление денежных средств, сферу потребления, процессы демонополизации экономики и обобществление производства, а также его разгосударствление.

Существенно, что содержание распределительной функции бюджета определяется процессами перераспределения финансовых средств между различными подразделениями общественного производства и слоями населения.

Важно отметить, что ни одно из звеньев финансовой системы не осуществляет такого многовидового (межотраслевое, межтерриториальное) и многоуровневого (республиканский, областной, городской бюджет) перераспределения денежных средств, как бюджет.

2. Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно ѕ через формирование и использование денежных средств государства ѕ отражает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

При формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизации других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Финансовый контроль осуществляется за производством, распределением и потреблением совокупного общественного продукта и национального дохода, за пропорциями, складывающимся в процессе перераспределения национального дохода.

3. Функция обеспечения существования государства ставит своей задачей создание материально-финансовой базы функционирования государства; содержание аппарата управления страной, президентской власти, законодательной и исполнительной власти, правоохранительных и таможенных органов, налоговой службы.

Источник: https://studwood.ru/1378513/finansy/gosudarstvennyy_byudzhet_osnovnoy_element_finansovoy_sistemy

9.4 Финансовая система страны. Государственный бюджет

3.1.1. Понятие государственного бюджета: Основным элементом в системе государственных финансов является бюджет

Финансыкакэкономическая категория представляютсобой экономическиеотношения, возникающие в процессераспределения, перераспределенияи использования денежных фондов дляобеспечения общественных потребностей.

Финансывыполняют двеосновныефункции:распределительную и контрольную.

Распределительнаяфункцияфинансов вусловиях рыночной экономики выполняетсяв процессе распределения общественногопродукта и удовлетворения личных иобщественных потребностей черезобразование и использование фондовденежных ресурсов субъектов хозяйствования,государства и населения.

Контрольнаяфункция появляетсяв том, что движение денежных средствколичественно отображается различнымифинансовыми показателями, которыепоказывают, как распределяются ииспользуются финансовые ресурсы. Этопозволяет контролировать процесссоздания, перераспределения и эффективногоиспользования денежных средств.

Совокупностьденежных отношений, возникающих поповоду формирования и расходованияденежных фондов, образует финансовыеотношения.

Финансовыеотношения — понятие более узкое, чемденежные отношения; они являются ихсоставной частью. Денежныеотношения охватывают все экономическиеотношения,связанные с выполнением функций денег,а финансовые отношения связаны сдвижением фондов денежных средствпроизводственного и непроизводственногоназначения.

Вфинансовые отношения не входят денежныеотношения, связанные с товарным иденежным обращением в розничной торговле;с оплатойтранспортных, бытовых, коммунальных,зрелищных и прочих услуг, с движениемденег при их дарении и наследовании.

Финансоваясистема− это совокупность финансовыхотношений, охватывающих формированиеи использование первичных, производныхи конечныхденежныхпотоков.

Сточки зрения структурыфинансовую систему можно рассматриватькак совокупность сфер, звеньев,опосредствующих формирование ииспользование доходов, а так же каксистему финансовых учреждений (рис. ?).

Рисунок9.4 – Структура финансовой системы

Основнымипринципамипостроения финансовойсистемы государства являются принципыдемократическогоцентрализмаи фискальногофедерализма.

Принципдемократическогоцентрализмахарактерен для плановой экономики исостоитвсосредоточении в руках высшейгосударственной власти правана мобилизацию и использованиепреобладающей части финансовых средствнациональной экономики.

Принципфискального федерализмаозначает распределение функций междуотдельными звеньями финансовой системы.

Правительство призвано обеспечиватьобщенациональные цели (оборону, космос,внешние государственные отношения).Источником их финансирования являетсягосударственный бюджет.

Местные органывласти осуществляют финансированиешкол, жилищного строительства, охрануобщественного порядка и т.д.

Ведущим звеномфинансовой системы любой страны являетсягосударственный бюджет.

Государственныйбюджет– основной финансовый план государства,отражающий экономические отношения поповоду формирования, распределения ииспользования главного централизованногофонда денежных средств. Чаще всегогосударственный бюджет определяют какфинансовый документ, который представляетсобой смету (роспись) доходов и расходовгосударства.

Сущностьгосбюджета проявляется в выполняемыхим функциях:

1.Распределительная.Через госбюджет происходитперераспределение более половинынационального дохода и¾ денежных средств. Это позволяетгосударству не только удовлетворятьобщегосударственные потребности, но иобеспечивать выполнениепрограмм экономического и социальногоразвития страны.

2.Контрольная.Движениебюджетных ресурсов сообщает о финансовомсостоянии экономики и позволяет егоконтролировать.

3.Регулирующая.Изменениедоходов и расходов государственногобюджета позволяет смягчить спадпроизводства, снизить уровень безработицы,т.е. стабилизировать экономику.

Государственныйбюджетсостоит из доходной и расходной частей.

Доходыгосбюджета– это денежные средства, поступающиев соответствии с законодательством враспоряжение органов государственнойвласти соответствующего уровня.

Удельный весотдельных статей в государственномбюджете стран с рыночной экономикой:

  • налоги(в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины) — 75-85%;
  • неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли — 5-8%; взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы — 10-12%.

Расходыбюджета– это процесс выделения и использованияфинансовых ресурсов, аккумулированныхв бюджетах различных уровней.

Структурарасходов государственного бюджета встранах с рыночной экономикой следующая:

  • затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей 40-50%;
  • затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации госпредприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ — 10-20 %;
  • расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам —10-20%;
  • административно—управленческие расходы (содержание правительственных органов, юстиции и пр.) — 5-10%;
  • платежи по государственному долгу — до 7-8%.

Структурагосударственного бюджета имеет своинациональные особенности и зависит отуровня социально-экономического развитиягосударства, его административно-территориальногоустройства, принципов функционированияэкономической системы и других факторов.

Если расходыгосударственного бюджета превышаютдоходы, то образуется бюджетный дефицит.

Бюджетныйдефицит– сумма, на которую ежегодныегосударственные расходы бюджета вданном финансовом периоде превышаютего доходы.

Он может бытьвызван различными причинами:

-необходимостью проведения государственныхпрограмм развития экономики;

-экономическими кризисами;

-стихийными бедствиями;

-милитаризацией экономики;

-войнами и др.

Взависимости от пpичиныобразованияразличают структурныйи циклический бюджетные дефициты.

Структурныйбюджетный дефицитобразуется, если правительство сознательнозакладывает в госбюджет превышениерасходов над доходами, т.е.он возникает в результате сознательногоего планирования всвязи с выполнением определенныхсоциально-экономических программ.

Покрытиеструктурного бюджетного дефицитапроисходит в основномза счет внутреннего финансирования:кредитов национального банка, выпускагосударственных ценных бумаг и т.д.Равномерное уменьшение расходов иассигнований по статьям государственногобюджета называется секвестрированием.

Реальныйдефицит может превышать структурный(например, в связи со спадом в экономике,завышенными расходами на социальныепрограммы, возросшими затратами наоборону). Разность между реальным иструктурным дефицитом называетсяциклическимдефицитом государственного бюджета.

Внастоящее время в большинстве развитыхстран существует бюджетный дефицит.Считается, что финансовое положениестраны является нормальным, если дефицитне превышает 2-3% ВВП или 8-10% расходнойчасти бюджета.

Бюджетный дефицитпорождает государственный долг.

Государственныйдолг –это общая сумма задолженности государствасвоим или иностранным физическим июридическим лицам по непогашеннымзаймам, обязательствам, кредитам иневыплаченным по ним процентам.

Государственныйдолг состоит из суммы бюджетных дефицитовза вычетом бюджетных излишков наопределенную дату.

В зависимости отсферы размещения государственный долгподразделяется на внутренний и внешний.

Внутреннийдолг− это долг государства своему населению,предприятиям и организациям.

Внешнийдолг −это общая сумма задолженности государствамеждународным валютно-финансовыморганизациям, частным 6анкам,правительственныминститутам, иностранным гражданам.

Системагосударственного долга позволяетгосударству получать денежныесредства на покрытие бюджетных дефицитов.Он является важныминструментом макроэкономическогорегулирования.

Государство,управляя своей задолженностью, влияетна состояние кредитно-денежной сферы,а через нее — на экономику в целом. Кфункциям управления государственнымдолгом относят определение условийвыпуска новых займов, т.е.

размеравыпуска, срока, курса облигаций,ставки процента.

Современныеэкономисты считают, что умеренныйвнутренний долг − явление обычное, неимеющее тяжелых социально-экономическихпоследствий.

Даже большой государственныйдолг не приведет к банкротству национальнойэкономики,так как всегда существуют источникиего финансирования(продажановых облигацийи использование выручки для выплатыдержателям погашенных облигаций;дополнительное налогообложение,увеличение денежной массы вобращении для оплаты суммы долга спроцентами).

Однакорост государственного долга вызываетотрицательныетенденции. Выплата процентов погосударственному долгу увеличиваетнеравенство в доходах, так как держателямиценных бумаг являются наиболееобеспеченныеслои населения. Дополнительноеналогообложение негативно сказываетсяна деловой активности субъектовхозяйствования.

Повышение ставкипроцента на внутреннем рынке, вызванноебюджетнымдефицитом, вытесняет частные инвестиции.Нарастаниевнутреннего долга считается менееопасным, чем внешнего. Дляпогашения внешнего долга нация вынужденарассчитываться частью национальногопродукта, недвижимостью.

Рост внешнегодолга подрывает авторитет страны;усиливает неуверенность населения взавтрашнем дне; происходитперекладывание долгового бремени набудущее поколение.

Дляколичественной характеристикигосударственного долга используютсяпоказателиобщей задолженности, соотношенияразличныхее видов, разности полученных и выданныхкредитов, сравнение величиныгосударственного долга с объемом ВНПи ВВП, расчет задолженностина душу населения.

Относительнымипоказателями оценки государственногодолга являются:

1.Соотношение ВВП и государственногодолга. При увеличении долга над ВВПболее чем в 2,5 раза стране сложно решатьсвои проблемы, и все ее усилия будутнаправлены только на погашение долга.

2.Сравнение с поступлениями от внешнеторговойдеятельности. Она приносит страневалюту, необходимую для выплат по внешнимобязательствам. Если такие платежисоставляют 20 — 30% внешнеторгового оборота,то привлекать новые займы из-за рубежастановится проблематично.

Практикасвидетельствует о том, что в современныхэкономических условиях оценка госдолгас помощью показателя “Госдолг/ВВП”является слишком упрощенной и не отражаетреального положения дел в мировойэкономике в условиях ее глобализации.

Например, согласно рейтингу стран поуровню долговой нагрузки по итогам 2011года, наиболее высоким уровнем долговойнагрузки характеризуются следующиестраны (см. таблицу ?).

Подобнаяситуация обусловлена тем, что с позицииучастников финансовых рынков важен нетолько коэффициент Долг/ВВП, но и качествоего обслуживания, а также темпы ростаи структурные особенности рассматриваемыхэкономик.

Таблица9.1 ‒ Страны, характеризующиеся наиболеевысоким уровнем долговой нагрузки поитогам 2011 года по показателю Долг/ВВП

Место в рейтингеСтранаДолг/ВВП, в %
1Япония229,8
2Греция160,8
3Сент—Китс и Невис153,4
4Ямайка139,0
5Ливан136,2
6Эритрея133,8
7Италия120,1
8Барбадос117,3
9Португалия106,8
10Ирландия105,0
11Соединенные Штаты102,9
12Сингапур100,8
13Исландия99,2
14Бельгия98,5
15Мавритания92,4
16Кот—д`Ивуар90,5
17Ирак86,9
18Гренада86,6
19Франция86,3
20Канада85,0

http://vid1.rian.ru/ig/ratings/gosdolg2012.pdf— официальный сайт Рекламно—информационногоагентства «Новости»

Встранах с развитой рыночной экономикойзаконодательные органыстрого контролируют размер государственногодолга. Например, в СШАустанавливаетсялимит его абсолютной величины, во Франциии Великобритании — лимит прироста загод.

Источник: https://studfile.net/preview/5440773/page:7/

1.1 Государственный бюджет, его сущность и функции в финансовой системе государства

3.1.1. Понятие государственного бюджета: Основным элементом в системе государственных финансов является бюджет

Государственный бюджет является основным звеном финансовой системы любой страны. Существует множество определений государственного бюджета. Так, А.Ю. Казак рассматривает бюджет как «совокупность денежных отношений,… как основной финансовый план,… как важнейший финансовый регулятор…».

В учебном пособии «Государственный бюджет» под редакцией М.И. Ткачук бюджетом называется «… основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств» [22, с. 30].

В учебнике «Финансы» под редакцией Л.А.

Дробозиной бюджет рассматривается как «основной централизованный фонд денежных средств», а Республиканский бюджет Российской Федерации (или Федеральный бюджет России) — это главное звено бюджетной системы, «он выражает экономические денежные отношения, опосредующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и утверждается Федеральным Собранием Российской Федерации как закон». [26, с. 102].

Представляется наиболее точным определение бюджета, приведенное В.М. Родионовой: «Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета».

В Бюджетном кодексе Республики Беларусь приводится следующее определение понятия «бюджет»: «бюджет — план формирования и использования денежных средств для обеспечения реализации задач и функций государства» (статья 2 «Основные термины и их определения» п. 1.2).

Таким образом, в различных источниках под бюджетом понимается финансовый план государства, форма образования и расходования денежных средств, фонд денежных средств либо система или совокупность денежных отношений, фактор реализации экономических законов и др.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации, к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: «федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.» [7]

Резюмируя вышесказанное, отметим, что определение бюджета не может вызывать разночтений. Оно должно раскрывать сущность категории и основываться на главной его характеристике: бюджет является составной частью финансов, центральным звеном финансовой системы.

Исходя из этого, бюджет следует определять как систему специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на определенных этапах общественного развития.

Исторически возникновение бюджета обусловлено существованием государства, развитием товарно-денежных отношений и объективной необходимостью удовлетворять общественные потребности посредством государства.

В древнем мире общественные запросы ограничивались потребностью в функционировании суда, организации управления и обеспечении военной защиты.

В средние века, когда общие потребности все чаще удовлетворялись совместными усилиями, началось укрепление союзов общественно-принудительного характера — княжеской и королевской власти, появились зачатки государства. Одновременно возросли сборы средств в пользу этих союзов.

Дальнейшее общественное развитие вызвало к жизни ряд новых потребностей, удовлетворявшихся за счет общих средств. Увеличению бюджетного фонда способствовал рост государственных расходов на вооружение, ведение войн, отправление суда, управление, народное образование и др. Народ признавал их необходимость и оплачивал путем натуральных или денежных взносов.

Развитие бюджета происходило одновременно со становлением общества, государства и товарно-денежных отношений. Организационная деятельность государства по удовлетворению общественных потребностей требовала мобилизации определенных доходов для создания бюджетного фонда и осуществления государственных расходов.

Очевидно, что существование бюджетных отношений обусловлено наличием государства. Несмотря на это, бюджетные отношения являются органической частью экономической структуры общества, элементом базиса, а не надстройки, поскольку объективно предопределены закономерностями общественного развития. [24, с. 234-235]

Итак, по своей организационной (внешней) форме бюджет — это финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Он является основным финансовым планом государства, в пользу чего свидетельствуют следующие аргументы:

— бюджет формируется как финансовая база государства;

— через бюджет перераспределяется значительная доля валового продукта и национального дохода государства, определяются макроэкономические пропорции бюджетного перераспределения стоимости;

— порядок формирования доходов бюджета влияет на условия образования и объемы децентрализованных фондов субъектов хозяйствования, доходы населения;

— объемы государственных расходов определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и задачами каждого конкретного этапа развития общества;

— в конечном счете бюджет объединяет все финансовые планы экономических агентов через систему показателей (платежи в бюджет и ассигнования из бюджета), отражающих взаимоотношения с бюджетом в специальных разделах финансовых планов предприятий, организаций и сметах бюджетных учреждений.

Бюджетный план является организационной формой воплощения бюджетных отношений и принимает силу закона. В нем отражаются доходы государства, направления и пропорции распределения решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный финансовый период (год), размер дефицита бюджета, основные направления финансовой политики страны.

Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетного плана соответствуют этапам бюджетного процесса и регламентируются законодательством. Утвержденный бюджетный план принимает силу закона. В ходе его исполнения формируется бюджетный фонд.

Бюджетный план доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует их финансовые взаимоотношения с государством. Это обусловливает необходимость прогнозирования платежей в бюджетный фонд и ассигнований из него в финансовых планах экономических агентов.

Бюджетные взаимоотношения после утверждения бюджетного плана как закона страны принимают форму государственных обязательств. Поэтому предусмотренные в нем принципы формирования доходов, цели и объекты финансирования становятся выражением финансовой политики государства и являются обязательными для всех субъектов, вовлеченных в бюджетный процесс.

Сущность госбюджета наиболее полно проявляется в следующих функциях.

1. Функция перераспределения национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и ѕ денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, о и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны.

2. Функция вмешательства в процесс производства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики.

3. Осуществление внутренней и внешней безопасности.

4. Осуществление государственной социальной политики, направленной на поддержание социальной справедливости в обществе.

5. аппарата управления. [15, с. 173]

Сущность государственного бюджета как объективных специфических финансовых отношений и его назначение остаются неизменными в различных общественно-экономических формациях, но его качественное содержание и роль как фонда денежных средств и финансового плана зависят от ряда объективных факторов: типа государства, уровня развития производительных сил, характера производственных отношений, экономического потенциала страны, территориальных, природных и других особенностей. Кроме того, содержание бюджета во многом определяется такими субъективными факторами, как проводимая правительством экономическая и финансовая политика, приоритеты социально-экономического развития и финансирования и др.

Структура бюджета представлена доходами и расходами бюджета.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые и неналоговые доходы: налоги на прибыль, доходы; налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами; государственная пошлина; страховые взносы на обязательное социальное страхование; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства и другое;

2) безвозмездные поступления.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

1) общегосударственные вопросы: функционирование Президента Российской Федерации; функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования; функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований и др.;

2) национальная оборона: Вооруженные Силы Российской Федерации; модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка;

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность: органы прокуратуры и следствия; органы внутренних дел; внутренние войска; органы юстиции; система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничной службы; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона; обеспечение пожарной безопасности;

4) национальная экономика: общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; исследование и использование космического пространства; воспроизводство минерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водное хозяйство; лесное хозяйство; транспорт; дорожное хозяйство (дорожные фонды); связь и информатика; прикладные научные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в области национальной экономики;

5) жилищно-коммунальное хозяйство: жилищное хозяйство; коммунальное хозяйство; благоустройство; прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства;

6) охрана окружающей среды: экологический контроль; сбор, удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания; прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды;

7) образование: дошкольное образование; общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации; высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежная политика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в области образования; другие вопросы в области образования;

8) культура, кинематография: культура; кинематография; абзацы четвертый — пятый утратили силу; прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии; другие вопросы в области культуры, кинематографии;

9) здравоохранение: стационарная медицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневных стационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительная помощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; абзац утратил силу; прикладные научные исследования в области здравоохранения; другие вопросы в области здравоохранения;

10) социальная политика: пенсионное обеспечение; социальное обслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи и детства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другие вопросы в области социальной политики;

11) физическая культура и спорт: физическая культура; массовый спорт; спорт высших достижений; прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта; другие вопросы в области физической культуры и спорта;

12) средства массовой информации: телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства; прикладные научные исследования в области средств массовой информации; другие вопросы в области средств массовой информации;

13) обслуживание государственного и муниципального долга: обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга; обслуживание государственного внешнего долга;

14) межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; иные дотации; прочие межбюджетные трансферты общего характера.

Бюджетная политика является составной частью общегосударственной (федеральной) социально-экономической политики и направлена на регулирование доходов и расходов государственного бюджета для достижения основных макроэкономических приоритетов.

Рассмотрим сущность бюджетной политики и основные ее признаки.

Источник: https://fin.bobrodobro.ru/11993

Государственный бюджет: основные понятия

3.1.1. Понятие государственного бюджета: Основным элементом в системе государственных финансов является бюджет

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Профессиональный институт управления

Факультет мировая экономика

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

РЕФЕРАТ

Государственный бюджет

Подготовила студентка IV курса

Бакалавр экономики Романова Р.В.

f

  • Введение
  • 1. Экономическая сущность понятий «бюджет» и «бюджетная система»
  • 1.1 Развитие понятий «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов
  • 1.2 Государственный бюджет как основной элемент экономической политики государства
  • 2. Характеристика отдельных элементов бюджетной системы
  • 2.1 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения
  • 2.2 Расходы государственного бюджета
  • 2.3 Безвозвратность государственных расходов
  • 2.4 Бюджетное планирование
  • Заключение
  • Список литературы

fВведение

государственный бюджет система планирование

В современной науке исследование систем разного рода проводится в рамках системного подхода, общей теории систем, различных специальных теорий систем и т.д.

Как уже отмечалось, бюджетная система представляет собой совокупность взаимодействующих планов, фондов, что следует считать очевидными признаками системы. Но экономическая система требует включения регулятора, управленческого аппарата.

Регулирующие действия осуществляются властными государственными и общественными структурами.

В свою очередь, элементы отмеченной системы распадаются на множество других подсистем, взаимосвязанных элементов.

Так, на каждом уровне управления бюджетный фонд имеет систему формирования доходов и расходов; сложную систему исполнения бюджетов, которую можно представить как совокупность:

источников финансовых ресурсов;

объектов бюджетного инвестирования;

органов управления;

инфраструктуры и алгоритмов их взаимоотношений, обеспечивающих достижение целей бюджета во множестве возможных реальных условий.

Модель бюджетной системы состоит из совокупности шести основных взаимосвязанных сфер: бюджета (денежных отношений); финансово-бюджетных учреждений (аппарата); бюджетной политики; бюджетных денежных фондов; бюджетного устройства; бюджетного механизма.

Согласованность элементов бюджетной системы является важнейшей предпосылкой эффективного ее функционирования. Разобщенность (нарушение равновесия) как внутри блоков (сфер) между различными уровнями государственного управления, так и между сферами сводит на нет деятельность государственного бюджета, придавая ему формальный характер.

Примером тому может стать такое положение, когда третий уровень власти — органы местного самоуправления согласно Конституции РФ не входят в уровни государственной власти, имея свою муниципальную собственность, в то же время в бюджетной практике игнорируется этот принцип и по существу осуществляется принцип демократического централизма.

Традиционно под бюджетной системой понимают совокупность бюджетов различных уровней.

В Бюджетном кодексе РФ понятие бюджетной системы формулируется как совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права». Эта формулировка слишком узкая, поскольку характеризует явление с одной стороны, как совокупность бюджетов всех уровней управления.

Учитывая результаты теоретических исследований финансов и бюджета, обобщая точки зрения видных ученых-экономистов, а также принимая во внимание нормативные документы, можно определить бюджетную систему как совокупность взаимодействующих финансово-бюджетных институтов, бюджетных фондов, бюджетной политики, бюджетного права, бюджетного механизма, направленных на цели удовлетворения общегосударственных потребностей и финансирования социально-экономических программ в масштабах страны.

1.2 Государственный бюджет как основной элемент экономической политики государства

  • Развитие понятий «бюджет» и «бюджетная система» в теории финансов. Государственный бюджет как элемент экономической политики государства. Бюджетная система России. Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения.курсовая работа [43,9 K], добавлен 02.02.2010

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/finance/00107304_0.html

Studio-pravo
Добавить комментарий