29. Собрание граждан: 1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ

29. Собрание граждан: 1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования

1. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

1.1. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования.

Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца (часть дополнительно включена с 23 июля 2007 года Федеральным законом от 18 июня 2007 года № 101-ФЗ).

1.2. Вновь избранный представительный орган муниципального образования собирается на первое заседание в установленный уставом муниципального образования срок, который не может превышать 30 дней со дня избрания представительного органа муниципального образования в правомочном составе (часть дополнительно включена с 23 июля 2007 года Федеральным законом от 18 июня 2007 года № 101-ФЗ).

2.

Представительный орган поселения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

3. Представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан.

Уставом поселения с численностью жителей более 100 и не более 300 человек может быть предусмотрено, что представительный орган не формируется и его полномочия осуществляются сходом граждан.

(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 165-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

3.1. В случае, если в поселении, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составит более 300 человек, избирается представительный орган поселения. Численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения определяются населением на сходе граждан.

В случае отсутствия инициативы граждан о проведении указанного схода численность и срок полномочий депутатов представительного органа поселения первого созыва устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации формирует избирательную комиссию поселения, которая назначает выборы в представительный орган данного муниципального образования и осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации полномочия избирательной комиссии муниципального образования по проведению выборов. Полномочия избирательной комиссии данного поселения могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
(Часть дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 165-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

4. Представительный орган муниципального района в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.

В случае, если глава поселения избран представительным органом поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, такой глава поселения не входит в состав представительного органа муниципального района, при этом представительный орган данного поселения к числу депутатов, избранных им в соответствии с указанной нормой представительства поселений, дополнительно избирает из своего состава в представительный орган муниципального района, в состав которого входит это поселение, одного депутата. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом муниципального района и уставами поселений может быть установлена норма представительства поселений, входящих в состав муниципального района, в представительном органе данного муниципального района исходя из численности населения поселения. При этом норма представительства одного поселения, входящего в состав муниципального района, не может превышать одну треть от установленной численности представительного органа указанного муниципального района. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом в состав территории муниципального района входят поселения, полномочия представительных органов которых осуществляются сходом граждан, избрание депутатов от таких поселений в состав представительного органа муниципального района осуществляется сходом граждан в порядке и на срок, которые установлены уставом такого поселения;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 171-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.

При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

5. Представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом соответствующего муниципального образования:

1) может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства.

Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, в представительном органе данного городского округа исходя из численности населения внутригородских районов. При этом норма представительства одного внутригородского района, входящего в состав городского округа с внутригородским делением, не может превышать одну треть состава представительного органа указанного городского округа;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.

(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

5.1.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок формирования или избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, устав соответствующего муниципального образования подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 5 июля 2014 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 165-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением на муниципальных выборах к его формированию из состава представительных органов поселений, внутригородских районов, выборы депутатов такого муниципального района, городского округа с внутригородским делением не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением был бы вправе принять решение о назначении выборов в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».Установленный таким образом порядок формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением применяется после истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, избранного до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов к избранию на муниципальных выборах, выборы в представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

6.

Численность депутатов представительного органа поселения, муниципального округа, городского округа определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года № 171-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10000 человек;

15 человек — при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 человек — при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 человек — при численности населения от 100000 до 500000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500000 человек.

7. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

7.1. Численность депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородского района определяется законом субъекта Российской Федерации и уставами соответствующих муниципальных образований исходя из численности депутатов, установленной частью 6 настоящей статьи.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ)

8. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

9. Представительный орган городского поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа обладает правами юридического лица.

Представительный орган сельского поселения, внутригородского муниципального образования города федерального значения, внутригородского района может обладать правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

(Часть в редакции, введенной в действие с 30 декабря 2008 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 мая 2019 года № 87-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

10. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

4) утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 10 ноября 2017 года Федеральным законом от 30 октября 2017 года № 299-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений, выполнение работ, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 361-ФЗ. — См. предыдущую редакцию)

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку (пункт дополнительно включен с 24 мая 2009 года Федеральным законом от 7 мая 2009 года № 90-ФЗ);

11) утверждение правил благоустройства территории муниципального образования.
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ)

11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

11.1.

Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть дополнительно включена с 24 мая 2009 года Федеральным законом от 7 мая 2009 года № 90-ФЗ).

12.

Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации.

13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования.

В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений.

Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования.

Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию (часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ, — см. предыдущую редакцию).

Источник: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/99_901876063_XA00M6K2N4

Собрание граждан

29. Собрание граждан: 1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования

  • 1.

    Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

  • 2. Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.

Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.

3. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

4. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными 264

лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

  • 5. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
  • 6. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
  • 1. Собрания граждан следует относить к инструментам муниципальной демократии в той мере, в какой они служат учету мнения населения при осуществлении органами местного самоуправления своих властных функций и реализации права граждан на обращения в органы местного самоуправления. Вместе с тем граждане имеют право самостоятельно проводить на той или иной локальной территории собрания в рамках общественной самодеятельности. Свобода собраний гарантирована в ст. 31 Конституции РФ, она не может быть сужена лишь до реализации местного самоуправления.

В комментируемой статье речь идет только о собраниях, проводимых в целях участия населения в местном самоуправлении.

Этими целями являются: обсуждение вопросов местного значения, информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществление территориального общественного самоуправления. Собрания граждан проводятся на части территории муниципального образования.

В отличие от схода, собрание всегда имеет совещательный характер, оно не является формой прямого народовластия и поэтому не вправе принимать правовые акты, решения собраний не имеют публично-властной природы.

2.

Если собрание граждан организуется и проводится органами местного самоуправления, оно назначается представительным органом муниципального образования по собственной инициативе или по инициативе населения либо главой муниципального образования. Собрание граждан может проводиться в целях учреждения территориального общественного самоуправления, избрания его органов, обсуждения и принятия решений в соответствии с уставом территориального общественного самоуправления.

Граждане имеют право организовывать собрания без участия органов местного самоуправления в силу ст. 31 Конституции РФ и Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Такие собрания не подпадают под регулирование комментируемой статьи, однако граждане вправе по своей инициативе обсуждать на них вопросы местного значения.

3. На собраниях граждан могут обсуждаться актуальные вопросы, связанные с реализацией местного самоуправления и имеющие особую общественную значимость. Собрания граждан также являются важной формой осуществления территориального общественного самоуправления.

Комментируемый Закон определяет (ч. 7 ст. 27) перечень вопросов, касающихся территориального общественного самоуправления, которые могут решаться только на собраниях или конференциях граждан.

Такие собрания назначаются, организуются, проводятся, а их решения обнародуются в порядке, установленном уставом территориального общественного самоуправления.

В собрании по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления должны принимать участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста.

О времени и месте проведения собрания, организуемого органами местного самоуправления, вопросах, которые вносятся на его обсуждение, должны быть заблаговременно оповещены жители соответствующей территории с использованием средств массовой информации, объявлений, почтовых извещений, подворных обходов и иных возможных средств.

Перед открытием собрания должна проводиться регистрация его участников. Для ведения собрания избираются его рабочие органы: председатель, секретарь, в случае необходимости — счетная комиссия и т. д.

На собрании граждан ведется протокол, в котором указываются дата и место проведения собрания, количество присутствующих на собрании граждан по результатам регистрации, рабочие органы собрания, повестка дня, содержание выступлений, результаты ания и принятые решения.

  • 4. Обращениям граждан, включая принимаемые на собраниях коллективные обращения, посвящена ст. 32 комментируемого Закона.
  • 5. Устав муниципального образования должен конкретизировать положения комментируемого Закона, устанавливающие порядок назначения и проведения собраний. Возможно регулирование соответствующих вопросов отдельным нормативным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования на основании отсылочной нормы устава.
  • 6. Порядок официального опубликования итогов собрания, которое было организовано органами местного самоуправления, принятых на нем решений и обращений может совпадать с порядком опубликования муниципальных правовых актов.
  • 1. В случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
  • 2. Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
  • 3. Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
  • 1. Конференции граждан, т. е. собрания делегатов, представителей жителей части территории муниципального образования, призваны заменить собрания граждан в тех случаях, когда из-за большой численности жителей, протяженности соответствующей территории или по иным причинам невозможно обеспечить одновременное присутствие на общем собрании жителей этой территории.
  • 2. Уставом муниципального образования и (или) принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования должны определяться порядок назначения и проведения конференции граждан, а также нормы представительства и порядок избрания гражданами делегатов на конференцию. Указанное избрание не является муниципальными выборами, поэтому допустим любой способ делегирования представителей на конференцию, который отвечает общим демократическим принципам (на собраниях, посредством опросных листов и т. д.). Конференция проводится на основе тех же принципов, что и собрание граждан, с соблюдением необходимых демократических процедур.

Конференции граждан, проводимые в целях осуществления территориального общественного самоуправления, считаются правомочными, если в них принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, причем избирающие делегатов собрания должны охватить не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших 16-летнего возраста (ч. 6 ст. 27 комментируемого Закона).

3. Порядок официального опубликования (обнародования) итогов конференции граждан (собрания делегатов) и принятых решений может совпадать с порядком официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

Источник: https://studref.com/540270/pravo/sobranie_grazhdan

Studio-pravo
Добавить комментарий