- Понятие и виды организаций, предприятий и учреждений
- Коллективные субъекты административного права: виды и их характеристики
- Определение
- Государственные организации
- Особенности правового регулирования
- статуса участников административных правоотношений
- Особенности юрлиц
- Виды объединений
- Коммерческие общества
- Исполнительные структуры юрлиц
- Учреждения
- Правовое регулирование работы предприятий и учреждений
- Общественные объединения
- Контролирующие органы
- Политические объединения
- Профсоюзы
- Дачные некоммерческие товарищества
- Заключение
- Предприятия, учреждения, организации как субъекты АП
- 8.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
Понятие и виды организаций, предприятий и учреждений
К субъектам административного права относят предприятия (хозяйственные товарищества и общества), учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.), осуществляющие хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства.
Различия между предприятиями и учреждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности.
Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, в научно-исследовательских учреждениях часто функционируют экспериментальные и др. заводы, различные производственные подразделения).
Предприятие – хоз-ная организация, образованная для производства продукции, вып-я работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В зависимости от видов собственности они подразделяются на гос-ные; муниципальные; находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юр-х и физических лиц, а также образованные на базе смешанных форм собственности.
По значению и организационной форме гос-ные предприятия подразделяются на общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.) и предприятия субъектов федерации. Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.
К негосударственным относятся частные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.
По виду выпускаемой продукции и оказанию услуг (по отраслевой специализации), предприятия подразделяются на промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.); сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.); строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.
); транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо), пароходства, аэропорты и др.): связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.); торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.
); жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).
Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.
Учреждение — организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и др. функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы госвласти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти — министерства, комитеты, управления, отделы и т.п.
, аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).
В данном случае речь идет об учреждениях второго вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.
Учреждения подразделяются на виды по разным основаниям: по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.); по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные); и характеру и сфере деятельности.
По сфере деятельности: образования (школы, высшие учебные заведения и др.); науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.); культуры (театры, музеи, библиотеки и др.); здравоохранения (больницы, поликлиники и др.
); социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).
К иным некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы, фонды.
Потребительский кооператив — добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами или юридически лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Учреждения и иные некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включена слова «ассоциация» или «союз».
Правовое положение предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом РФ, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).
Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций независимо от форм собственности, устанавливают:
— общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;
— государственную регистрацию предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций;
— порядок производства регистрации и основания отказа регистрации;
— общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности госорганам, необходимый для налогообложения и ведения общегос-ной экономической информации.
К особенностям административно-правового статуса госпредприятий и учреждений относится то, что они являются собственностью государства.
Последнее в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность.
Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями.
Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество.
Административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу госпредприятий.
Особенностью административно-правового статуса негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций является то, что влияние на них со стороны государства ограничено.
Оно не управляет ими.
Управление негосударственными предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями осуществляют собственники или уполномоченные ими органы, необладающие государственно-властными полномочиями.
Порядок образования и ликвидации предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа. Учредительным документом является устав (положение) предприятия, учреждения, организации, который утверждается его учредителями (участниками).
Предприятия, учреждений и иные некоммерческие организации подлежат государственной регистрации. Данные регистрации включаются в единый государственный реестр.
Нарушение установленного законом порядка образования или несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации.
Предприятие, учреждение и иная некоммерческая организация считаются созданными с момента госрегистрации.
Их ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа, уполномоченного их создавать, либо по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами РФ и ее субъектов. Предприятия, учреждения могут быть ликвидированы в случае признания их банкротами.
Гарантиями самостоятельности предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций являются: запрет на вмешательство органов государства в их деятельность; право на защиту самостоятельности в административном и судебном порядке. Неправомерные действия или незаконные акты государственных органов, в том числе и органов исполнительной власти, могут быть обжалованы в прокуратуру, суд или арбитражный суд.
Вместе с тем предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами юридической ответственности, в том числе административной. Они несут административную ответственность за нарушение налогового законодательства, несоблюдение правил и сроков представления отчетности и др. административные правонарушения.
Административно-правовой статус структурных подразделений госпредприятий и учреждений (бухгалтерий, юр-ких и др.служб, отделов и управлений) определяется нормативными актами РФ и ее субъектов, а также актами руководителей предприятий и учреждений.
Правовое положение потребительских кооперативов, а также права и обязанности их членов определяются Гражданским кодексом РФ и законами о потребительской кооперации, уставом потребительского кооператива.
Устав должен содержать: наименование потребительского кооператива, указание на основную цель его деятельности, а также или слово «кооперация», или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество».
Правовое положение фонда, порядок управления и порядок формирования его органов определяются уставом фонда, утверждаемым учредителями.
Устав должен содержать: наименование фонда, сведения о цели фонда, указание об органах фонда, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества в случае его ликвидации.
Устав фонда не должен противоречить Гражданскому кодексу РФ, иным нормативным актам РФ и ее субъектов, которые определяют правовой статус предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, в том числе и фондов.
Источник: https://admin-laws.ru/konspekt-lekczij-po-administrativnomu-pravu/26-ponyatie-i-vidy-organizacij-predpriyatij-i.html
Коллективные субъекты административного права: виды и их характеристики
В качестве субъекта административного права признается участник публичных правоотношений, наделенный в соответствии с юридическими нормами обязанностями и правами.
Его отличает два признака: социальный и юридический. Первый предполагает участие в общественных правоотношениях в качестве самостоятельного персонифицированного субъекта.
Он обладает способностью вырабатывать и реализовывать волю.
Юридический признак свидетельствует о возможности являться носителем обязанностей и прав и участвовать в правоотношениях. Эти участники именуются индивидуальными субъектами, которые могут создавать организованные группы. Люди, объединившиеся в них, будут называть уже коллективными участниками правоотношений. Далее в статье рассмотрим их особенности.
Определение
Коллективными субъектами административного права являются самоуправляемые, организованные, обособленные группы, обладающие правами вступать в правоотношения с другими участниками оборота как персонифицированные лица.
Обычно люди объединяются каким-то общим интересом, целью. Коллективный субъект административного права действует на законных основаниях, он дифференцирован и имеет собственные механизмы управления.
Он участвует в правоотношениях от своего имени, наделяется определенными обязанностями и правами. Вместе с тем в его структуре отдельные люди (его члены) обезличены.
Следовательно, никакие изменения в личном составе не могут повлиять на его наименование, правовой статус, правосубъектность.
Все коллективные субъекты административного права в зависимости от уровня своей организационной самостоятельности, особенностей юридического положения в сложной системе, целей своего создания подразделяются на:
- Организации.
- Структурные подразделения.
- Трудовые коллективы. Участниками правоотношений являются сотрудники не только предприятий, но и их подразделений.
- Сложные организации.
Указанные группы весьма разнообразны по своему составу. При этом сложных организаций насчитывается не так много, а вот в первой группе субъектов огромное количество.
Классификация коллективных субъектов административного права может осуществляться и по иным критериям. Достаточно часто используется разделение по форме собственности и принадлежности к определенной системе правоотношений. Так, выделяют общественные и религиозные объединения, государственные образования. В последнее время увеличилось число иностранных, акционерных и прочих предприятий.
Государственные организации
Их количество непрерывно увеличивалось в условиях командно-бюрократического режима. После перестройки ситуация несколько изменилась.
Реформирование административной системы привело к созданию условий для образования некоммерческих предприятий, преобразования государственных учреждений в общественные, акционерные, для ликвидации большого количества исполнительно-распорядительных структур.
Каждую государственную организацию как коллективного субъекта административного права можно считать частью государственного механизма, обладающую юридической и организационной самостоятельностью, но функционирующую под руководством вышестоящей госструктуры.
К прочим важнейшим признакам такого объединения следует отнести экономическое обеспечение и финансирование за счет госсобственности, нормативную регламентацию работы и структуры, возможность использовать правовое принуждение.
Госорганизация представляет собой коллективный субъект административного права, реализующий не собственный, а государственный. В зависимости от цели деятельности и правового статуса такие объединения разделяют на госорганы, учреждения, предприятия и прочие организации (к примеру, воинские части).
Особенности правового регулирования
Даже при поверхностном анализе всех категорий коллективных субъектов административного права можно отметить их большое разнообразие по социальной роли, размерам, формам собственности, прочим признакам. Отражая это многообразие, действующие нормы закрепляют юридическое неравенство участников оборота, предоставляя им различные права.
Это положение выражается в разных способах легализации объединений граждан, в их видах, размере подчиненности или отсутствия таковой, объеме полномочий и других аспектах их статуса. В этой связи раскрыть содержание правосубъектности всех существующих коллективных субъектов не представляется возможным.
Отсутствуют и нормы, в общей форме определяющие их административно-правовой статус.
Коллективные субъекты административного права изучаются разными учеными достаточно длительное время. Тем не менее особенности их правосубъектности исследованы недостаточно. При этом многие специалисты при анализе допускают одну грубую ошибку.
Давая общую характеристику коллективных субъектов административного права, определяя особенности их правосубъектности, авторы используют подходы, применяемые в гражданском праве.
Другими словами, дается оценка абстрактной предпосылке правообладания и исполнения обязанностей.
В иных юридических отраслях правосубъектность признается равным, общим свойством только по исходным компонентам. По прочим элементам она отражает различия правового положения субъектов.
статуса участников административных правоотношений
Определить ключевые элементы правового положения субъектов попытался (и весьма успешно) Алехин. По его мнению, содержание статуса формируется:
- Правовым закреплением целей, функций, задач, предмета деятельности государственных, общественных организаций и объединений.
- Подчиненностью.
- Наличием административных обязанностей и прав.
- Ответственностью.
- Установлением правового режима управления.
- Наличием административно-правовых гарантий реализации прав и исполнения обязанностей.
Особенности юрлиц
Юрлицо приобретает обязанности и права (как гражданские, так и административные) через свои структуры управления. Эти органы действуют на основании закона, иных нормативных актов и учредительных документов. Именно ими устанавливается порядок формирования (избрания, назначения) уполномоченных структур юрлица.
В качестве юридических лиц могут выступать организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли как основной цели их работы.
В этом случае они именуются коммерческими хозяйственными предприятиями. Другие организации функционируют не для извлечения прибыли. Они не распределяют доходы между участниками.
Их деятельность регламентируется положениями ФЗ «О некоммерческих организациях».
Виды объединений
Коммерческие организации создаются в форме хозяйственных обществ и товариществ, унитарных предприятий (государственных и муниципальных), производственных кооперативов.
Законом разрешено объединение некоторых видов таких субъектов в союзы и ассоциации.
Согласно ФЗ «О некоммерческих организациях», допустимыми формами таких юрлиц признаются потребительские кооперативы, благотворительные фонды, религиозные организации и пр.
Коммерческие общества
Они считаются основными объектами управленческих правоотношений. Это обусловлено тем, что именно они выпускают большую часть ВВП. Значительное количество нормативных актов направлены на регулирование порядка деятельности предприятий. Частные предприниматели тоже являются объектами административного права. Однако их количество в сравнении с коммерческими организациями незначительно.
Организационно-правовая форма коммерческих обществ не имеет существенного значения при характеристике административно-правового положения. Исключением можно назвать только унитарные госпредприятия.
Ими являются коммерческие организации, не обладающие правом собственности на имущество, закрепленное за ними. Управляет такими предприятиями непосредственно государство.
Они считаются основой экономического сектора страны.
Имущество любого унитарного предприятия находится в собственности государства или муниципалитета. Сама организация владеет им по праву хоз. ведения либо оперативного управления.
Исполнительные структуры юрлиц
В организациях формируется коллегиальный орган управления (дирекция, правление, исполнительный комитет) или единоличный руководитель.
Он осуществляет внутреннее управление, руководит деятельностью трудового коллектива, ответственен за социально-культурные мероприятия, производственно-хозяйственные операции.
На него возлагаются полномочия по распоряжению имуществом и деньгами. Во внешних отношениях исполнительный орган представляет предприятие без доверенности.
Они считаются разновидностями организаций. Предприятия и учреждения реализуют социально-культурные, экономические, иные функции. Цель их деятельности состоит в удовлетворении духовных, материальных и прочих потребностей государства, общества и отдельных граждан.
Предприятием признается хозяйственная организация, созданная для выпуска продукции, предоставления услуг, производства работ для удовлетворения общественных нужд и извлечения прибыли. Они могут быть:
- Государственными.
- Муниципальными.
- Находящимися в собственности публичных объединений, зарубежных стран, граждан, юрлиц.
- Имеющими смешанную форму собственности.
- Общефедеральными (унитарными, казенными в т. ч.).
- Контролируемыми региональной властью.
В зависимости от отраслевой специализации, различают предприятия:
- Промышленные (фабрики, заводы, комбинаты, шахты и т. д.).
- Сельскохозяйственные (фермерские хозяйства, объединения, кооперативы и пр.).
- Строительные.
- Транспортные.
- Торговые.
- Жилищно-коммунальные.
Из нескольких предприятий могут создаваться концерны, ассоциации, союзы, иные объединения. Свою деятельность они осуществляют на договорной основе. Стоит отметить, что подразделения предприятия также являются коллективными субъектами административно-правовых отношений. Через них основная организация взаимодействует с государственными и иными органами власти.
Учреждения
Они, как и предприятия, классифицируются на разные виды по:
- форме собственности – государственные, частные, муниципальные и пр.;
- значению и масштабу деятельности (региональные, общефедеральные, местные);
- сфере и характеру деятельности.
Учреждения могут быть:
- образовательными.
- научными;
- культурными;
- медицинскими;
- социальными.
Правовое регулирование работы предприятий и учреждений
Выступая в качестве коллективных административно-правовых субъектов, эти организации вступают в различные отношения с другими участниками оборота, в т. ч. с органами власти.
Нормы, закрепляющие статус учреждений и предприятий, определяют:
- Общие правила взаимодействия с исполнительными структурами.
- Порядок госрегистрации.
- Правила лицензирования, нормирования, техрегулирования, надзора, контроля и пр.
- Порядок ведения и предоставления отчетности.
Общественные объединения
Это еще один вид коллективных субъектов, участвующих в административно-правовых отношениях.
В Конституции закреплено право всех граждан на объединение. Оно предполагает возможность создавать на добровольной основе организации для достижения общих целей и защиты интересов. Граждане могут вступать в уже образованные объединения или воздерживаться от этого.
указанного права, гарантии свободы при осуществлении деятельности, особенности статуса, правила формирования, реорганизации и ликвидации регламентируются федеральными законами:
- «О политических партиях».
- «Об общественных объединениях».
- «О профсоюзах».
- «О господдержке детских и молодежных объединений».
- «О благотворительной деятельности».
Согласно положениям ФЗ № 82, общественным признается самоуправляемое, добровольное, некоммерческое объединение, образованное по инициативе граждан, имеющих общие интересы, для реализации целей, закрепленных уставом.
Важнейшим признаком таких формирований является добровольность создания. Закон допускает образование общественных объединений без получения предварительного разрешения на это исполнительных государственных и местных структур. Эти формирования могут быть зарегистрированы в качестве юрлица или действовать без такой регистрации.
Все общественные объединения, вне зависимости от формы собственности, равны перед законом. Функционирование таких образований осуществляется на основе принципов самоуправления, добровольности, равноправия, законности.
Общественные объединения должны исполнять нормативные предписания, соблюдать общепризнанные международно-правовые положения, относящиеся к их сфере деятельности, правила, закрепленные уставом и прочей учредительной документацией.
Обязанностью таких образований является также ежегодное опубликование отчета об использовании имущества, обеспечение доступности ознакомления с ним всех заинтересованных лиц.
Общественное объединение должно каждый год уведомлять структуру, осуществляющую госрегистрацию, о продолжении работы, предоставлять ей все необходимые сведения.
Контролирующие органы
Прокуратура осуществляет надзор за исполнением общественными объединениями законодательных предписаний.
Органы, ответственные за госрегистрацию, контролируют соответствие деятельности этих образований, целям, закрепленным в уставе.
При выявлении нарушений эти структуры выносят общественным объединениям письменное предупреждение. За грубые нарушения законодательства или устава деятельность объединения может быть приостановлена.
Ликвидация объединения осуществляется по судебному постановлению или решению общего собрания.
Контроль источников доходов, размера полученных средств и отчисления налогов осуществляют фискальные органы.
Политические объединения
Они занимают особое место среди всех коллективных субъектов, участвующих в административно-правовых отношениях.
Согласно 13 статье Конституции, в РФ признается политическое и идеологическое многообразие, провозглашается многопартийность. Закон не допускает установление какой-либо одной идеологии в качестве обязательной или государственной.
Политическими считаются общественные объединения, устав которых в числе основных целей закрепляет участие в политической жизни страны, в выборах в государственные и местные органы власти. Такие образования должны быть зарегистрированы. Списки членов объединений подлежат обязательному опубликованию в официальных СМИ.
Контроль деятельности партий, соблюдения ими их уставов осуществляют органы, уполномоченные их регистрировать, знакомиться с документами, направлять на съезды своих представителей, выносить предупреждения при выявлении нарушений, а также ходатайства в судебные инстанции о приостановлении деятельности на срок до полугода и о ликвидации.
Профсоюзы
Они представляют собой добровольные объединения физлиц, связанных общими профессиональными, производственными интересами. Профсоюзы формируются для обеспечения защиты социально-трудовых прав их членов. Создавать такие объединения могут граждане, достигшие 14-ти лет и осуществляющие трудовую деятельность.
Профсоюзы вправе участвовать в разработке госпрограмм, касающихся занятости, в урегулировании споров, предлагать меры совершенствования системы соцзащиты работников, контролировать соблюдение трудового законодательства. Таким объединениям может принадлежать имущество на праве собственности.
Профсоюзы не зависят от госструктур и органов территориального самоуправления, нанимателей, руководства учреждений и предприятий политических движений и прочих организаций.
Дачные некоммерческие товарищества
Эти объединения формируются гражданами на добровольных началах. Ее цель – содействие членам в решении общих вопросов, связанных с ведением дачного хозяйства.
В совместной собственности участников объединения находится имущество, созданное или приобретенное на целевые взносы. Ценности, полученные при использовании средств фонда, сформированного по решению собрания, признаются собственностью дачного некоммерческого товарищества как юрлица.
Специальный фонд образуется:
- Членскими и вступительными взносами.
- Доходами от хозяйственных операций.
- Средствами, предоставленными объединению на основании положений статей 35, 36, 38 ФЗ № 66.
- Прочими поступлениями.
Специальный фонд может расходоваться на цели, закрепленные в уставе.
Что касается ответственности товариществ, то объединения не отвечают по обязательствам своих участников. Аналогичное правило действует и в отношении членов организации. Участники товарищества по его обязательствам не отвечают.
Объединение формируется на основании решения граждан при учреждении или реорганизации. Число участников товарищества не может быть меньше трех человек.
Членом объединения может стать совершеннолетний гражданин РФ, которому принадлежит участок земли в границах товарищества. Участниками также могут быть наследники членов товарищества, несовершеннолетние и малолетние в т. ч., а также субъекты, получившие права на наделы в соответствии с договором дарения или в результате иных законных сделок.
Иностранцы, физлица, не имеющие гражданства, вправе вступить в дачное товарищество, если участки передаются им в срочное пользование или аренду.
Каждый участник объединения в трехмесячный срок с даты приема его в состав, получает членскую книжку либо иной документ, заменяющий ее.
Дачное товарищество функционирует на основании ГК, а также ФЗ № 66.
Заключение
В настоящее время в стране функционирует огромное количество организаций, учреждений, предприятий. Все они являются коллективными субъектами административно-правовых отношений.
Каждое предприятие, учреждение, организация наделяются особым статусом, реализует права и несет обязанности. Федеральными отраслевыми законами закрепляется ответственность объединений за нарушение нормативных предписаний и положений устава.
Санкции за нарушения предусмотрены самые различные, вплоть до приостановления деятельности.
Источник: https://FB.ru/article/380831/kollektivnyie-subyektyi-administrativnogo-prava-vidyi-i-ih-harakteristiki
Предприятия, учреждения, организации как субъекты АП
Организация – это коллектив работников различной численности, возглавляемый своим органом управления и имеющий в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество.
Администрация – орган, на который возложены функции оперативного управления организацией.
Возглавлять администрацию может единоличный руководитель в лице генерального директора, директора, председателя, ректора, другой назначенный орган или орган, которому коллектив делегировал право управлению организацией, возможно совместно единоличное и коллективное руководство в лице совета директоров, дирекции, правления.
Вопросы деятельности организаций являются предметом изучения ряда отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового, налогового и др.
В Гражданском кодексе РБ (глава 4) нашло свое юридическое закрепление понятие юридического лица, которое имеет важное теоретическое и практическое значение не только для гражданского, но и для административного права, так как определяет виды различных организаций.
Юридическим лицом в целом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде…
Классификация организаций:
1.Поцели деятельности– коммерческие и некоммерческие.
В соответствии со ст. 46 Гражданского кодекса Республики Беларусь коммерческими считаются организации, преследующие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяющие полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации – это организации, не распределяющие полученную прибыль между участниками и не имеющие такой цели.
Коммерческие организациимогут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, унитарных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Некоммерческие организации – в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательством.
Некоммерческие организациимогут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима, для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций.
Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.
Всоответствии с законодательными актами юридические лица могут создавать объединения, в том числе с участием иностранных юридических лиц в форме финансово–промышленных и иных хозяйственных групп в порядке и на условиях, определяемых законодательством о таких группах.
2.По видам собственности– государственные и негосударственные.
3.По роду деятельности(предназначению) – предприятия, учреждения и иные организации (напр., общественные объединения граждан).
Предприятия и учреждения – это особые субъекты административного права. В отличие от органов исполнительной власти они осуществляют не руководство, а экономические, социально–культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.
Предприятия– это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.
Правовое положение и организационно–правовые формы предприятий определяются Гражданским кодексом. В частности, предусмотрено, что хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и коммандитного товарищества, а хозяйственные общества – в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.
Формы предприятий:
а) промышленные предприятия: заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.;
б) сельскохозяйственные предприятия: колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и др.;
в) строительные предприятия: строительные управления, кооперативы и др.;
г) транспортные предприятия: железные дороги, станции, депо, пароходства, порты, аэропорты и др.;
д) предприятия связи: узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.;
е) предприятия торговли: универмаги, гастрономы и др.;
ж) жилищно–коммунальные предприятия: жилищно–эксплуатационные службы, ремонтно–эксплутационные управления, энергосети и др.
Административно–правовой статус предприятия – это комплекс прав и обязанностей, которые предприятие приобретает и реализует в процессе своей деятельности.
Нормы права, устанавливающие административно–правовой статус предприятий и учреждений, могут быть разделены на три основные группы:
1) нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;
2) нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;
3) нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.
Нормы первой группы закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами исполнительной власти. Они устанавливают:
- запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий;
- государственную регистрацию предприятий, порядок ее осуществления и основания для отказа в регистрации;
- обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения.
Предприятия, независимо от видов собственности, обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, правила безопасности на производстве, санитарно–гигиенические нормы и требования и т.д.
Особенности административно–правового статуса государственных предприятий проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий.
К ведению государственных органов относятся учреждение предприятий, определение их профиля и дислокации, утверждение устава, управление ими, назначение на должность и освобождение от нее руководителей, доведение в установленных случаях государственных заказов, прекращение деятельности государственных предприятий.
Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям (производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ).
Влияние государственных органов на негосударственные предприятия более ограничено, чем на государственные. Они не решают конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.
Учреждения – это организации, которые выполняют социально–культурные или административно–политические функции. Они предназначены для создания социальных ценностей в основном непроизводственного характера.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся, например, аппараты законодательных, судебных органов, прокуратуры.
Социально–культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др.
Государственные учреждения наделены достаточной самостоятельностью, при этом их оперативная деятельность координируется и контролируется соответствующими органами исполнительной власти.
Право граждан на объединение предусмотрено ст. 36 Конституции.
этого права, его основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются Законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом, специальными законами об отдельных видах общественных объединений: политических партий, профессиональных союзов, религиозных организаций, молодежных объединений и т.п.
Общественное объединение – добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Добровольность формирования – важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения государственных органов, а также вступать в такие объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобретать права юридического лица.
Членами общественного объединения могут быть как физические, так и юридические лица – общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов.
Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение, поэтому изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.
Виды общественных объединений:
—политические партии,
-массовые движения,
-профессиональные союзы,
-женские, молодежные, ветеранские организации, организации инвалидов, научные, технические и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, ассоциации.
В зависимости от масштаба деятельности общественные объединения делятся:
-на международные – общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию Республики Беларусь (одну или несколько административно–территориальных единиц) и территорию одного или нескольких иностранных государств и которые имеют там организационные структуры;
-республиканские – общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию всей Республики Беларусь и которые имеют учредителей в большинстве ее областей;
-местные – общественные объединения, деятельность которых распространяется на территорию одной или нескольких административно–территориальных единиц.
В Законе «Об общественных объединениях» названы многие виды общественных объединений, на которые не распространяется его действие. Их правовой статус регулируется иными законами – «О политических партиях», «О профессиональных союзах», «О свободе совести и религиозных организациях» и др.
Степень государственного регулирования деятельности общественных объединений зависит от характера установленных целей и задач конкретного общественного объединения.
Целями создания общественных объединений могут выступать: реализация и защита гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, удовлетворение профессиональных и любительских интересов, развитие научно–технического и художественного творчества, охрана здоровья населения и окружающей среды и др.
Исходным в определении статуса общественных объединений является запрет на создание объединений, преследующих незаконные цели, и осуществление деятельности, посягающей на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.
Общественные объединения создаются по инициативе не менее 10 граждан Республики Беларусь, достигших 18–летнего возраста.
Молодежные и детские общественные объединения могут создаваться гражданами Республики Беларусь, достигшими 16–летнего возраста.
Государство не регулирует деятельность общественных объединений. Исключения здесь редки и связаны с необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья и жизни граждан (например, при использовании источников повышенной опасности).
Внешние и внутриорганизационные отношения общественных объединений связаны с реализацией ими уставных целей и задач, поэтому они не регулируются правом.
Закон закрепляет право общественных объединений участвовать в формировании органов государственной власти, выработке их решений, представлять и защищать законные интересы своих членов (участников) в государственных и общественных органах.
Устав общественного объединения подлежит государственной регистрации. По своему существу регистрация устава – юридически значимое действие разрешительного характера.
За деятельностью общественных объединений осуществляется государственный контроль: финансовые органы контролируют источники доходов этих объединений, размеры получаемых ими средств, уплату налогов; орган, зарегистрировавший устав, – соблюдение устава относительно целей деятельности общественного объединения.
Он может вынести ему предупреждение за совершение действий, выходящих за пределы целей и задач устава или нарушающих закон. Органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов общественными объединениями.
Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять экологические, пожарные, эпидемиологические и иные органы государственного надзора и контроля.
Общественные объединения и граждане, чьи права оказались нарушенными, могут обратиться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями и жалобами в административные органы.
Ликвидация общественного объединения осуществляется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность, независимо от факта его государственной регистрации.
Политической партиейявляется независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов РБ, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.
Политические партии действуют на основании принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия всех политических партий.
Порядок организации и деятельности политических партий регламентируется Конституцией и Законом «О политических партиях».
В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане РБ, достигшие 18–летнего возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы.
Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей и Минска.
Политические партии учреждаются на учредительных съездах, конференциях и иных учредительных организационных мероприятиях, которые принимают решение о создании политической партии, ее названии и образуют выборные органы.
Построение политических партий осуществляется по территориальному принципу. Они должны иметь свой устав и символику.
Символика политических партий утверждается их руководящими органами в соответствии с уставами и подлежит государственной регистрации органом, который осуществлял или осуществляет ее регистрацию.
Органом, осуществляющим регистрацию политических партий, является Министерство юстиции. Оно же ведет Государственный реестр политических партий. После принятия решения о регистрации политической партии и (или) символики Министерство юстиции в трехдневный срок выдает свидетельство о регистрации партии и (или) ее символики.
Органам государственной власти и управления запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.
Законодательством РБ закреплены права и условия деятельности политических партий, порядок и особенности осуществления надзора и контроля за соответствием деятельности политических партий законодательству и их уставам, а также ответственность за нарушение законодательства.
Надзор при этом возлагается на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров, а контроль – на Министерство юстиции.
Ликвидация политической партии, союза осуществляется либо по решению высшего органа политической партии, союза, либо по решению Верховного Суда по заявлению Министерства юстиции или прокуратуры.
Профессиональный союз – добровольная организация, объединяющая граждан, в том числе обучающихся в высших, средних и специальных профессионально–технических учебных заведениях, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сфере, для защиты трудовых, социально–экономических прав и интересов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декларацией прав человека, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, Международным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке международными договорами.
Порядок организации и деятельности профсоюзов регламентируется Законом «О профессиональных союзах ».
Профсоюзы не зависят в своей деятельности от органов исполнительной власти и хозяйственных органов, общественных объединений, не подотчетны и не подконтрольны им. При этом профсоюзы находятся под защитой государства, которая осуществляется органами государственной власти и управления, судами и другими правоохранительными органами.
Для создания и деятельности республиканского профессионального союза необходимо не менее 500 учредителей от большинства областей и Минска; территориального профессионального союза – не менее 500 учредителей от большинства административно–территориальных и территориальных единиц соответствующей территории; профессионального союза на предприятии, в учреждении, организации и иных местах работы (учебы) – не менее 10 % работающих (обучающихся) от их общего числа на предприятии, в учреждении, организации, но не менее 10 человек.
Прекращение деятельности профсоюзов возможно только в судебном порядке.
___________________________________________________________________________________________________________
10.Реализация прав и свобод граждан в административно-правовой сфере зависит от гарантий, среди которых выделяют:
1. экономические, которые предполагают стабильную и эффективную работу экономики, устойчивую финансовую и денежную системы, высокий прожиточный уровень населения др.;
2. политические, предусматривающие приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, сильную и устойчивую государственную власть, созданную и руководствующуюся в своей деятельности принципами демократии;
3. организационные, обусловленные наличием и деятельностью соответствующих судебных и несудебных органов, обеспечивающих защиту конституционных, административно — правовых и иных прав и свобод граждан. К этим органам относятся: суды, прокуратура, органы внутренних дел, частично профсоюзы и иные органы и организации;
4. юридические, которые можно рассматривать как правовые, связанные с наличием соответствующей правовой базы, закрепляющие права и свободы граждан в сфере административного права. Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
Судебные гарантии являются наиболее приемлемыми, так как суды и единолично судьи, система правосудия в целом всегда ставились на первое место в вопросах защити прав и свобод граждан.
Однако внесудебные гарантии гораздо шире и многообразнее по содержанию, форме, порядку осуществления и субъективному составу.
По большому счету вся система органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц созданы для того, чтобы служить людям, обеспечивать гражданам реализацию их прав и свобод, законных интересов и выполнение возложенных на них обязанностей.
В целом к юридическим гарантиям административно-правового статуса граждан относятся:
1. правовое закрепление административно-правового статуса граждан;
2. ответственность органов управления и должностных лиц за нарушение административно-правового статуса граждан;
3. право на административное, судебное обжалование действий органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
4. право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей;
5. контрольно-надзорная деятельность государственных органов;
6. прокурорский надзор и др.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/15_30271_osobennosti-administrativno-pravovogo-statusa-inostrannih-grazhdan-i-lits-bez-grazhdanstva.html
8.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В зависимости от видов производства предприятия делятся на следующие три группы:
1) производящие продукцию определенного вида (заводы, фабрики);
2) производящие работы определенной направленности (строительство социально-культурных объектов, производственных корпусов, жилья, дорог и т.д.);
3) оказывающие различные, в том числе и хозяйственные, услуги (магазины, дома быта, прачечные, станции технического обслуживания и т.д.).
В свою очередь, в каждой группе предприятий по видам производства осуществляется дальнейшее разделение их на более конкретные виды.
Например, предприятия, которые производят продукцию, делятся на промышленные и сельскохозяйственные; предприятия, производящие работы, делятся на строительные, проектные, изыскательные и др.
; предприятия, оказывающие хозяйственные услуги, делятся на транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения и т.д.
В зависимости от формы собственности различают следующие предприятия:
1) государственные (основанные на государственной собственности – федеральной или субъектов Российской Федерации);
2) муниципальные (основанные на собственности органов местного самоуправления);
3) кооперативные (основанные на собственности кооперативов различного вида);
4) частные (основанные на частной собственности);
5) предприятия, принадлежащие общественным объединениям и основанные на их собственности (например, типографии политических партий);
6) смешанные (основанные на двух или более формах собственности).
По своему гражданско-правовому статусу различаются предприятия:
· полное товарищество;
· товарищество на вере;
· общество с ограниченной ответственностью;
· акционерное общество и другие.
Особенностью унитарных предприятий является то, что их учредителями могут быть лишь органы государственной власти или муниципальные органы.
В случаях, предусмотренных законом, по решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).
Его устав утверждается Правительством Российской Федерации, а собственность по обязательствам кроме самого предприятия несет Российская Федерация.
Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных (например,
административно-политических) функций некоммерческого характера[1]. Оно может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение).
Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера»[2].
Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные или муниципальные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения).
В зависимости от взятых за основу критериев учреждения также делятся на определенные виды.
Например, по характеру своей деятельности они делятся на учреждения:
· социальной сферы (образовательные, культурные, социальной защиты, научные, здравоохранения и др.);
· внешнеполитические (системы МИД России – консульства, посольства, миссии);
· правоохранительных органов (высшие и средне специальные образовательные учреждения, научно-исследовательские и иные).
Учреждения также могут быть классифицированы по формам собственности и другим критериям.
Федеральным законом «Об автономных учреждениях» предусмотрено создание Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта автономных учреждений в форме некоммерческих организаций. Как на разновидность юридических лиц на них распространяется действие норм Гражданского кодекса Российской Федерации.
Органами автономного учреждения являются: наблюдательный совет, руководитель, общее собрание или конференция работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие.
Наблюдательный совет создается не более чем на 5 лет в составе не менее пяти и не более одиннадцати членов. В его состав входят представители учредителя, исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления.
Кратность нахождения лиц в составе наблюдательного совета законодательством не ограничивается.
В компетенцию наблюдательного совета входит широкий круг вопросов, предусматривающий рассмотрение целесообразности реализации поступающих предложений по организации работы автономного учреждения.
Руководитель автономного учреждения (директор, генеральный директор, ректор, главный врач, художественный руководитель и т.д.
) уполномочен решать вопросы осуществления текущего руководства деятельностью автономного учреждения в определенных границах. От имени автономного учреждения руководитель действует без доверенности.
Он представляет интересы и совершает сделки от имени автономного учреждения, утверждает штатное расписание; контролирует документооборот; издает
[1] Например, пункт 1 статьи 120 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Такая же формулировка воспроизведена и в статье 3 федерального закона от 3 ноября 2006 года № 175-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федерального закона «Об автономных учреждениях», а также в целях уточнения правоспособности государственных и муниципальных учреждений».
[2] Статья 9 федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
«приказы и дает указания, являющиеся обязательными для исполнения всеми работниками автономного учреждения».
В соответствии с федеральным законом «О саморегулируемых организациях» Правительство Российской Федерации утвердило Порядок ведения соответствующего государственного реестра[1]. В нем определены: состав сведений, вносимых в реестр; порядок внесения сведений в реестр и исключения сведений из реестра; предоставление сведений, содержащихся в реестре.
Источник: http://libraryno.ru/8-1-ponyatie-i-vidy-predpriyatiy-i-uchrezhdeniy-2013_adm_pr_1/