Административное право России
Предприятия и учреждения — разновидности организаций, осуществляющих, в отличие от органов исполнительной власти, не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных, и других потребностей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически-властными полномочиями и не являются субъектами управления (исключение составляют учреждения, представляющие собой форму органов управления, например, морской регистр, речной регистр).
Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.
Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация. Оно занимается производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Учреждение — некоммерческая организация, выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.).
Различия между предприятиями и учреждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности.
Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, в научно-исследовательских учреждениях часто функционируют экспериментальные и другие заводы, различные производственные подразделения).
В Гражданском кодексе РФ обозначены государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), отнесенные к разновидностям коммерческих организаций и организационно-правовых форм юридических лиц — субъектов гражданского права.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в таких организационно-правовых формах, как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.
В отличие от унитарных они относятся к корпоративным организациям (см. гл. 4 ГК РФ).
С точки зрения ГК, эти организации не являются предприятиями, хотя реально в соответствующих формах могут функционировать заводы, фабрики и им подобные организации сферы производства и обращения.
Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество с вытекающими из этого определенными законом последствиями. Имущество же иных коммерческих организации принадлежит им на праве собственности. По сравнению с ними унитарные предприятия ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом.
В ГК РФ предприятие рассматривается также как определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132), — объект гражданского права.
Следовательно, понятие предприятия, по ГК РФ, является сугубо специальным, основанным на особенностях гражданско-правового режима имущества, закрепленного за ним собственником, и на признании предприятием определенного имущественного комплекса.
Однако коммерческие организации являются субъектами и объектами других отраслей права (административного, финансового, трудового и др.).
Поэтому в правовых актах термин «предприятие» часто употребляется в качестве родового понятия, охватывающего все виды коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовых форм как юридических лиц1Термин «предприятие» относится также ко всем коммерческим организациям, если иное не вытекает из текста..
Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям.
Они подразделяются в зависимости от:
- видов собственности — на частные, государственные и муниципальные. Государственные предприятия могут быть федеральными и субъектов РФ; муниципальные — городских, сельских поселений и других муниципальных образований;
- организационно-правовых форм коммерческих организаций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества; государственные и муниципальные предприятия; производственные кооперативы.
При этом унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия.
Многообразны виды предприятий, определяемые их отраслевой производственно-технологической специализацией.
Различают:
промышленные предприятия — заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.;
сельскохозяйственные предприятия — кооперативы, совхозы, акционерные общества и др.;
строительные предприятия — комбинаты, строительные управления, кооперативы, мостостроительные поезда и др.;
транспортные предприятия — железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо и другие предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты и другие предприятия водного транспорта; объединения, аэропорты и другие предприятия гражданской авиации; автопредприятия, автокомбинаты автомобильного транспорта; территориальные управления трубопроводного транспорта и т.д.;
предприятия связи — узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.;
предприятия торговли — универмаги, гастрономы, различные специализированные магазины:
жилищно-коммунальные предприятия — жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции единого заказчика, ремонтно-эксплуатационные управления, теплоемкости, энергосети и др.
В зависимости от организационно-правового статуса можно различать предприятия, входящие и не входящие в систему органов управления, других образований.
По общему правилу, предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев их единых организационных систем.
Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном процессе, атомной промышленности и т.п.
Принудительное включение предприятии, не подпадающих под установленные исключения, в какие-либо организационные системы противоречит закону.
ГК РФ разрешает коммерческим организациям по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов.
Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.
Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.
В зависимости от принципа, положенного в основу организации управления предприятием, можно различать предприятия, управляемые непосредственно собственником, и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками. Например, согласно п. «г» ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.
Правовые нормы, закрепляющие виды учреждений, рассредоточены по правовым актам, регулирующим отношения в отдельных отраслях и сферах социально-культурной и административно-политической деятельности — здравоохранения, образования, культуры, иностранных дел и т.д. Например, в Законе РФ от 10 июля 1995 г. «Об образовании», Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 21 июля 1993 г., Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. и др.
Учреждения могут быть частными, государственными, муниципальными. Они, как правило, специализируются на выполнении определенного вида деятельности (учреждения здравоохранения, учреждения образования и т.д.).
Однако ГК РФ признает учреждениями также организации, выполняющие управленческие функции, т.е. органы управления. А Закон РФ от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» выделяет негосударственные учреждения в разновидность общественных объединений.
Источник: https://isfic.info/alehin/kargol67.htm
Предприятия и учреждения как субъекты административного права
Коллективными субъектами административного права являются разнообразные по своему правовому положению организации, осуществляющие хозяйственные, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности граждан, общества и государства. Их административно-правовой статус определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).
Под организацией понимаются организованные коллективы людей, возглавляемые своим органом управления и имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Их разновидностями являются коммерческие и некоммерческие организации.
Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения, которые также, как иные организации, в отличие от государственных органов исполнительной власти, осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения различаются между собой по их назначению.
Предприятие — это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:
• государственные;
• муниципальные;
• находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц;
• образованные на базе смешанных форм собственности.
По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на:
• общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.);
• предприятия субъектов федерации.
По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на:
• промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.);
• сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);
• строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);
• транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);
• предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);
• предприятия торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);
• жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).
Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти, министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).
Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:
• по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);
• по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);
• по характеру и сфере деятельности.
По характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:
• образования (школы и иные образовательные учреждения);
• науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);
• культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);
• здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);
• социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).
Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.
Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:
• общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;
• государственную регистрацию предприятий и учреждений;
• по отдельным видам деятельности — государственное лицензирование, нормирование, техническое регулирование, контроль и надзор и т.п.
• общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.
Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности. К особенностям административно-правового статуса предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства.
Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.
Муниципальные предприятия и учреждения — основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.
Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
Органы местного самоуправления непосредственно управляют жилищно-коммунальным хозяйством населенных пунктов. Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
Их долг — создавать благоприятные условия для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказания ему услуг, обеспечению его продуктами питания и товарами народного потребления.
Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/5_96566_predpriyatiya-i-uchrezhdeniya-kak-sub-ekti-administrativnogo-prava.html
21. Предприятия и учреждения как субъекты административного права
Предприятия.
Предприятие— это хозяйствующий субъект, созданныйдля производства продукции, выполненияработ и оказания услуг в целяхудовлетворения общественных потребностейи получения прибыли.
Основу этойдеятельности составляет его имущество.
Предприятие самостоятельно осуществляетсвою деятельность, распоряжаетсявыпускаемой продукцией, полученнойприбылью, оставшейся в его распоряжениипосле уплаты налогов и других обязательныхплатежей.
Признакипредприятий:
-организационное единство;
-имущественная обособленность;
-самостоятельная имущественнаяответственность;
-в гражданском обороте выступает отсвоего имени;
-выполнение работ услуг на возмезднойоснове с целью получения прибыли.
Законодательствоо предприятиях в равной степенираспространяется на предприятия всехформ собственности. Это — выражениеюридического равенства всех формсобственности, установленного ч. 2 ст.8 Конституции России.
Однако длягосударственных предприятийзаконодательство предусматриваетособые правила.
Например, только онимогут осуществлять производство любыхвидов оружия, боевых припасов, взрывчатыхвеществ и других предметов так называемойразрешительной системы.
Предприятиесчитается созданным с момента егогосударственной регистрации и действуетна основе учредительных документов.
Административно-правовойстатус предприятия(учреждения) — комплекс прав и обязанностей,которые предприятие (учреждение)приобретает и реализует в процессесовершения следующих действий:
-создание предприятия (учреждения) порешению собственника имущества илиуполномоченного им органа, либо порешению трудового коллектива предприятия;
-государственная регистрация, осуществляемаяпо месту нахождения
предприятия(учреждения) местным органом государственнойвласти;
-получение разрешения на занятиеопределенными видами деятельности,выдаваемого в административном порядкеместным органом государственной власти;
-формирование органа управления делами;
-определение круга вопросов и полномочийвышестоящих государственных органовв отношении предприятия (учреждения);
-ведение и представление бухгалтерскойи статистической отчетности.
Вчисло гарантий прав предприятия входятнекоторые меры административно-правовогохарактера:
-недопущение отказа в регистрациипредприятия (учреждения) по мотивамнецелесообразности;
-запрет на вмешательство органовгосударства в деятельность предприятия(учреждения), за исключением случаев,предусмотренных законодательством;
-защита имущества предприятия отнезаконного изъятия;
-недопущение монопольного положения нарынке отдельных предприятий инедобросовестной конкуренции.
Помасштабу и значению своей деятельностигосударственные предприятия и учреждениямогут быть: федеральными, субъектовФедерации и местными — районного,городского, поселкового и сельскогозначения.
Предприятиямогут создаваться государственнымиорганами, органами местного самоуправления,учредителями (участниками),собственниками имущества либо органами,уполномоченными на то собственникамиимущества.
Учредительнымдокументом государственного имуниципального предприятия являетсяустав, который утверждается учредителемпредприятия. Негосударственныепредприятия действуют на основанииустава либо учредительного договора иустава, либо только учредительногодоговора. В учредительных документахдолжны содержаться сведения, предусмотренныезаконом для юридических лиц соответствующеговида.
Учреждения.
Учреждениев отличие от предприятия выполняеттолько социально-культурные илиадминистративно-политические функции.Учреждения создают социальные ценностив основном непроизводственного характера(например, учреждения образования,здравоохранения).
Учреждениемпризнается организация, созданнаясобственником для осуществленияуправленческих, социально-культурных,административно-политических или иныхфункций некоммерческого характера ифинансируемая собственником полностьюили частично. Социально-культурныефункции выполняют учреждения образования,науки, культуры, здравоохранения и др.Различия между предприятиями иучреждениями состоят в содержании ихосновной деятельности.
Кучреждениям, осуществляющим управленческиефункции, относятся, например, аппаратызаконодательных, судебных органов,прокуратуры.
Признакиучреждения:
-разновидность некоммерческих организаций;
-обладает правом юридического лица;
-полностью или частично финансируетсясобственником имущества;
-обладает правом оперативного управлениена закрепленное за ним имущество;
-создается собственником имущества длянекоммерческих целей;
-отвечает по обязательствам денежнымисредствами, находящимися в егораспоряжении;
-собственник имущества несет субсидиарнуюответственность по обязательствамучреждения при недостаточности имуществаучреждения.
Правовоеположение учреждений определено рядомправовых актов, регулирующих отношенияв отдельных отраслях и сферах управления,например, в федеральных законах «Обобразовании», «О науке и государственнойнаучно-технической политике», «Обосновах социального обслуживаниянаселения в Российской Федерации»,«Основах законодательства РоссийскойФедерации о культуре» и др.
Государственныеучреждения, как и государственныепредприятия, наделены достаточнойсамостоятельностью; их оперативнаядеятельность координируется иконтролируется соответствующимиорганами исполнительной власти.
Чтокасается муниципальных предприятий иучреждений,то ряд вопросов их правового положения,взаимоотношений с органами исполнительнойвласти разных уровней определенФедеральным законом «Об общих принципахорганизации местного самоуправленияв Российской Федерации» от 28 августа1995 г., Указом Президента «Об утвержденииОсновных положений государственнойполитики в области развития местногосамоуправления в Российской Федерации»от 15 октября 1999 г. и некоторыми другимиправовыми актами.
Органыместного самоуправления вправе создаватьпредприятия, учреждения и организациидля осуществления хозяйственной и инойдеятельности, решать вопросы ихреорганизации и ликвидации.
Они определяютцели, условия и порядок деятельностипредприятий, учреждений и организаций,находящихся в муниципальной собственности,осуществляют регулирование цен и тарифовна их продукцию (услуги), утверждают ихуставы, назначают и увольняют руководителейданных предприятий, учреждений иорганизаций, заслушивают отчеты об ихдеятельности.
Органыместного самоуправления непосредственноуправляют жилищно-коммунальным хозяйствомнаселенных пунктов. Они решают вопросыорганизации, содержания и развитиямуниципальных учреждений образования,здравоохранения, культуры и другихсфер, отнесенных к предметам веденияместного самоуправления.
Органыместного самоуправления вправекоординировать участие предприятий,учреждений и организаций в комплексномсоциально-экономическом развитиитерритории муниципального образования.
Их долг — создавать благоприятныеусловия для предпринимательства,эффективного использования местныхприродных ресурсов и координациидеятельности всех предприятий малогои среднего бизнеса по выполнению работдля населения и оказания ему услуг,обеспечению его продуктами питанияи товарами народного потребления.
Ноони не вправе устанавливать ограниченияхозяйственной деятельности предприятий,учреждений и организаций, за исключениемслучаев, предусмотренных федеральнымизаконами и законами субъектов Федерации.
Источник: https://studfile.net/preview/5662473/page:15/
Предприятия и учреждения — как субъекты административного права
К числу субъектов административного права относятся предприятия (хозяйственные товарищества и общества), учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.
), осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства. См.: Административное право. М.
, 2007. С. 250.
Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:
— государственные;
— муниципальные;
— находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе сметанных форм собственности.
По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на:
— общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.);
— предприятия субъектов федерации.
Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.
К негосударственным относятся частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.
По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, т.е. по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на: См.: Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2003. С. 203.
— промышленные (заводы, фабрики, тахты, комбинаты и др.);
— сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);
— строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);
— транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);
— связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);
— торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);
— жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплутационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).
Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти — министерства, комитеты, управления, отделы и т.
п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). В данном случае речь идет об учреждениях второго вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.
Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:
— по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);
— по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);
— по характеру и сфере деятельности. По последнему основанию выделяются учреждения:
— образования (школы, высшие учебные заведения и др.);
— науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.);
— культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);
— здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);
— социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).
Административно-правовой статуе предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций. Правовое положение предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).
Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций. См.: Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2008. С. 405.
Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации обязаны соблюдать природоохранительное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и правила об охране здоровья работников предприятий, учреждений и некоммерческих организаций и населения, законодательство о пожарной безопасности, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство о качестве выпускаемой продукции и др.
Компетентные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями вышеуказанного законодательства.
Они наделены правом применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством.
В частности, могут приостановить работу предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, привлекать их к административной ответственности, налагать административные взыскания в случаях, предусмотренных законом.
Административно-правовой статус государственных и административно-правовой статус негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций имеет особенности.
К особенностям административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства.
Последнее в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность.
Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. См.: Попов Л.Л. Административное право. М., 2005. С. 250.
Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество.
Административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу государственных предприятий.
Особенностью административно-правового статуса негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций является то, что влияние на них со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими.
Управление негосударственными предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.
Порядок образования и ликвидации предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа. Учредительным документом является устав (положение) предприятия, учреждения, организации, который утверждается его учредителями (участниками).
Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации подлежат государственной регистрации. Данные регистрации включаются в единый государственный реестр.
Нарушение установленного законом порядка образования или несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации, а также уклонение компетентного органа от производства регистрации могут быть обжалованы в суд.
Предприятие, учреждение и иная некоммерческая организация считаются созданными с момента государственной регистрации.
Их ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа, уполномоченного их создавать, либо по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.
В системе органов внутренних дел Российской Федерации функционируют предприятия, учреждения и фонды, которые предназначены для обеспечения выполнения основных задач и функций органов внутренних дел.
К числу предприятий, осуществляющих производственную деятельность, относятся: См.: Хаманева Н.Ю. Административное право РФ. М., 2004. С.109.
— предприятия по выпуску продукции по государственным заказам, по производству продукции для нужд органов внутренних дел, в том числе по производству мебели, отдельных видов техники, ателье и другие организации по пошиву обмундирования;
— научно-производственные объединения по разработке и выпуску экспериментальных партий криминалистической и специальной техники, средств транспорта и связи, по разработке средств охранной и пожарной сигнализации и защиты, систем сигнализации для обеспечения безопасности дорожного движения;
— организации капитального строительства и ремонта; предприятия и организации материально-технического и военного снабжения (базы, склады и др.);
— автотранспортные и другие транспортные предприятия; типографии, торговые и иные предприятия и организации.
Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственной связи полиции с трудовыми коллективами, населением и средствами массовой информации.
Правоохранительная практика показывает, что, опираясь на поддержку трудовых коллективов, населения и средства массовой информации, полиция более успешно решает задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
Сотрудники полиции проводят в трудовых коллективах и среди населения информационно-консультативную деятельность. Разъясняют законы и иные правовые акты по вопросам обеспечения правопорядка, личной и общественной безопасности, охраны собственности от противоправных посягательств.
Взаимодействие с трудовыми коллективами (независимо от форм собственности) поддерживают: См.: Ивакин А.А. Общая характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений // Современное право. — 2006. — № 12. — С. 15.
— подразделения патрульно-постовой службы милиции — в процессе охраны общественного порядка на улицах, в парках, площадях и в других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий;
— подразделения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения — с трудовыми коллективами автотранспортных организаций в деле обеспечения безопасности дорожного движения;
— участковые инспектора полиции — с трудовыми коллективами предприятий, организаций и населением по вопросам профилактики правонарушений на обслуживаемой ими территории;
— сотрудники лицензионно-разрешительной службы — с коллективами частных охранных объединений, а также предприятий, имеющих огнестрельное оружие и взрывчатые материалы, используемые в хозяйственной деятельности;
— подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел — с коллективами объектов, которые они охраняют;
— сотрудники криминальной полиции, дознаватели и следователи — с трудовыми коллективами и населением при проведении мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.
Необходимым условием выполнения задач и функций, возложенных на органы внутренних дул (милицию), является поддержание ими связи со средствами массовой информации.
Источник: https://studbooks.net/967057/pravo/predpriyatiya_uchrezhdeniya_subekty_administrativnogo_prava
Понятие и виды организаций
Коллективные субъекты административного права представляют собой организации, т. е. объединения физических лиц. Часть таких организаций, а именно органы исполнительной власти, были уже подробно рассмотрены ранее. Их отличает особое положение в обществе.
Они не только обязательные субъекты административно-правовых отношений, но и обладают государственно-властными полномочиями. Кроме них существует многочисленная группа других организаций, не обладающих государственно-властными полномочиями, но также являющихся субъектами административного права.
Понятие «организация» имеет широкий смысл, и рассмотреть ее административно-правовой статус невозможно без использования норм других отраслей права, в том числе гражданского, трудового и финансового.
Под организацией понимается объединение физических лиц любой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее обособленное имущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов. Орган управления организации — ее администрация.
Функции администрации может выполнять единоличный руководитель (самостоятельно или через возглавляемый им управленческий аппарат) либо одновременно единоличный руководитель и коллективный исполнительный орган.
Единоличными руководителями могут быть: директор, генеральный директор, начальник, ректор, заведующий, управляющий и др.
Возглавляемый руководителем организации управленческий аппарат (администрация) в различных организациях носит название либо просто администрация, либо дирекция, генеральная дирекция, ректорат, управление и т. д. Коллективный исполнительный орган, как правило, — совет Директоров, правление, дирекция.
Администрация — орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Администрация действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, распоряжается ее средствами, издает приказы и Дает указания, обязательные для всех членов организации.
В руках администрации находятся все распорядительные полномочия юридически властного характера, необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности организации.
Администрация осуществляет управленческие функции внутри самой организации, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами административного права. Осуществляя внутриорганизационные управленческие отношения, администрация является субъектом управления к подчиненным органам и работникам.
Внешним управлением, т. е.
управлением другими организациями и их работниками, в отличие от органов исполнительной власти, администрация организации не занимается, она не обладает необходимыми для этого государственно-властными полномочиями.
Во внешних административно-правовых отношениях администрация сама — объект управления со стороны органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления.
Принадлежащие организации права осуществляются как ее руководителем, так и по установленному распределению обязанностей другими должностными лицами. Руководитель организации персонально наделен определенными полномочиями по представительству, распоряжению имуществом и средствами организации.
Он действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации.
Организации создаются для выполнения определенных целей: производства материальных или духовных ценностей; реализации законных прав и интересов их членов. В этой связи по предназначению можно выделить такие виды организаций, как:
Организации возможно разделить также в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью их деятельности или нет. По этому основанию организации делятся на:
коммерческие организации; некоммерческие организации.
К коммерческим организациям могут принадлежать только предприятия. К некоммерческим относятся учреждения, фонды, общественные и религиозные объединения и др.
Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности подразделяются на: государственные; муниципальные; частные; общественных организаций и др.
Особенности административно-правового статуса государственных организаций обусловливаются тем, что государство — их собственник.
К ведению государственных органов относится создание государственных организаций; определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; обеспечение их в установленных случаях государственными заказами; реорганизация и ликвидация этих организаций и др.
Нормы, определяющие административно-правовой статус государственных организаций, закрепляют принципиальные позиции в их взаимоотношениях с государственными органами, и прежде всего с органами исполнительной власти.
Эти нормы устанавливают запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность организаций; необходимость их государственной регистрации; порядок осуществления регистрации и основания для отказа в регистрации организаций; обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Должностные лица государственных организаций наделены определенными полномочиями государственно-властного характера, на них распространяется ряд положений административно-правового статуса должностных лиц государственных органов.
Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=33807