29 Понятие и виды предприятий, учреждений.: К числу субъектов административного права относятся предприятия

Административное право России

29 Понятие и виды предприятий, учреждений.: К числу субъектов административного права относятся предприятия

Предприятия и учреждения — разновидности организаций, осуществляющих, в отличие от органов исполнительной власти, не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных, и других потребностей граждан, общества и государства. В качестве таковых они не обладают юридически-властными полномочиями и не являются субъектами управления (исключение составляют учреждения, представляющие собой форму органов управления, например, морской регистр, речной регистр).

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация. Оно занимается производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

Учреждение — некоммерческая организация, выполняет социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.).

Различия между предприятиями и учреждениями коренятся в содержании и результатах их основной деятельности.

Вместе с тем деятельности предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характерную для предприятий (например, в научно-исследовательских учреждениях часто функционируют экспериментальные и другие заводы, различные производственные подразделения).

В Гражданском кодексе РФ обозначены государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), отнесенные к разновидностям коммерческих организаций и организационно-правовых форм юридических лиц — субъектов гражданского права.

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться также в таких организационно-правовых формах, как хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы.

В отличие от унитарных они относятся к корпоративным организациям (см. гл. 4 ГК РФ).

С точки зрения ГК, эти организации не являются предприятиями, хотя реально в соответствующих формах могут функционировать заводы, фабрики и им подобные организации сферы производства и обращения.

Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество с вытекающими из этого определенными законом последствиями. Имущество же иных коммерческих организации принадлежит им на праве собственности. По сравнению с ними унитарные предприятия ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом.

В ГК РФ предприятие рассматривается также как определенный имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132), — объект гражданского права.

Следовательно, понятие предприятия, по ГК РФ, является сугубо специальным, основанным на особенностях гражданско-правового режима имущества, закрепленного за ним собственником, и на признании предприятием определенного имущественного комплекса.

Однако коммерческие организации являются субъектами и объектами других отраслей права (административного, финансового, трудового и др.).

Поэтому в правовых актах термин «предприятие» часто употребляется в качестве родового понятия, охватывающего все виды коммерческих организаций, независимо от их организационно-правовых форм как юридических лиц1Термин «предприятие» относится также ко всем коммерческим организациям, если иное не вытекает из текста..

Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям.

Они подразделяются в зависимости от:

  1. видов собственности — на частные, государственные и муниципальные. Государственные предприятия могут быть федеральными и субъектов РФ; муниципальные — городских, сельских поселений и других муниципальных образований;
  2. организационно-правовых форм коммерческих организаций — полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционерные общества; государственные и муниципальные предприятия; производственные кооперативы.

При этом унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия.

Многообразны виды предприятий, определяемые их отраслевой производственно-технологической специализацией.

Различают:

промышленные предприятия — заводы, фабрики, шахты, рудники, комбинаты и др.;

сельскохозяйственные предприятия — кооперативы, совхозы, акционерные общества и др.;

строительные предприятия — комбинаты, строительные управления, кооперативы, мостостроительные поезда и др.;

транспортные предприятия — железные дороги, отделения железных дорог, станции, депо и другие предприятия железнодорожного транспорта; пароходства, порты и другие предприятия водного транспорта; объединения, аэропорты и другие предприятия гражданской авиации; автопредприятия, автокомбинаты автомобильного транспорта; территориальные управления трубопроводного транспорта и т.д.;

предприятия связи — узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.;

предприятия торговли — универмаги, гастрономы, различные специализированные магазины:

жилищно-коммунальные предприятия — жилищно-эксплуатационные конторы, дирекции единого заказчика, ремонтно-эксплуатационные управления, теплоемкости, энергосети и др.

В зависимости от организационно-правового статуса можно различать предприятия, входящие и не входящие в систему органов управления, других образований.

По общему правилу, предприятия не входят в систему каких-либо отраслевых органов управления в качестве звеньев их единых организационных систем.

Исключения составляют предприятия отдельных отраслей, органично связанные между собой технологически в едином производственном процессе, атомной промышленности и т.п.

Принудительное включение предприятии, не подпадающих под установленные исключения, в какие-либо организационные системы противоречит закону.

ГК РФ разрешает коммерческим организациям по договору между собой создавать объединения в форме союзов или ассоциаций в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов.

Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предприятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе договоров с предприятиями.

В зависимости от принципа, положенного в основу организации управления предприятием, можно различать предприятия, управляемые непосредственно собственником, и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками. Например, согласно п. «г» ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.

Правовые нормы, закрепляющие виды учреждений, рассредоточены по правовым актам, регулирующим отношения в отдельных отраслях и сферах социально-культурной и административно-политической деятельности — здравоохранения, образования, культуры, иностранных дел и т.д. Например, в Законе РФ от 10 июля 1995 г. «Об образовании», Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан от 21 июля 1993 г., Основах законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. и др.

Учреждения могут быть частными, государственными, муниципальными. Они, как правило, специализируются на выполнении определенного вида деятельности (учреждения здравоохранения, учреждения образования и т.д.).

Однако ГК РФ признает учреждениями также организации, выполняющие управленческие функции, т.е. органы управления. А Закон РФ от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» выделяет негосударственные учреждения в разновидность общественных объединений.

Источник: https://isfic.info/alehin/kargol67.htm

Предприятия и учреждения как субъекты административного права

29 Понятие и виды предприятий, учреждений.: К числу субъектов административного права относятся предприятия

Коллективными субъектами административного права являются разнообразные по своему правовому положению организации, осуществляющие хозяйственные, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности граждан, общества и государства. Их административно-правовой статус определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).

Под организацией понимаются организованные коллективы людей, возглавляемые своим органом управления и имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество. Их разновидностями являются коммерческие и некоммерческие организации.

Разновидностями организаций являются предприятия и учреждения, которые также, как иные организации, в отличие от государственных органов исполнительной власти, осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства. Предприятия и учреждения различаются между собой по их назначению.

Предприятие — это хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:

• государственные;

• муниципальные;

• находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц;

• образованные на базе смешанных форм собственности.

По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на:

• общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.);

• предприятия субъектов федерации.

По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, то есть по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на:

• промышленные (заводы, фабрики, шахты, комбинаты и др.);

• сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);

• строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);

• транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);

• предприятия связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);

• предприятия торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);

• жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплуатационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти, министерства, комитеты, управления, отделы и т.п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.).

Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:

• по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);

• по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);

• по характеру и сфере деятельности.

По характеру и сфере деятельности выделяются учреждения:

• образования (школы и иные образовательные учреждения);

• науки (академии наук, научно-исследовательские институты и др.);

• культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);

• здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

• социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Предприятия и учреждения являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций.

Нормы права, определяющие административно-правовой статус предприятий и учреждений, устанавливают:

• общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;

• государственную регистрацию предприятий и учреждений;

• по отдельным видам деятельности — государственное лицензирование, нормирование, техническое регулирование, контроль и надзор и т.п.

• общеобязательный порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.

Административно-правовой статус государственных предприятий и учреждений имеет свои особенности. К особенностям административно-правового статуса предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства.

Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. Порядок образования и ликвидации предприятий и учреждений регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа.

Муниципальные предприятия и учреждения — основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйственной и иной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации.

Они определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.

Органы местного самоуправления непосредственно управляют жилищно-коммунальным хозяйством населенных пунктов. Они решают вопросы организации, содержания и развития муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и других сфер, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплекс­ном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.

Их долг — создавать благоприятные условия для предпринимательства, эффективного использования местных природных ресурсов и координации деятельности всех предприятий малого и среднего бизнеса по выполнению работ для населения и оказания ему услуг, обеспечению его продукта­ми питания и товарами народного потребления.

Но они не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_96566_predpriyatiya-i-uchrezhdeniya-kak-sub-ekti-administrativnogo-prava.html

21. Предприятия и учреждения как субъекты административного права

29 Понятие и виды предприятий, учреждений.: К числу субъектов административного права относятся предприятия

Предприятия.

Предприятие— это хозяйствующий субъект, созданныйдля производства продукции, выполненияработ и оказания услуг в целяхудовлетворения общественных потребностейи получения прибыли.

Основу этойдеятельности составляет его имущество.

Предприятие самостоятельно осуществляетсвою деятельность, распоряжаетсявыпускаемой продукцией, полученнойприбылью, оставшейся в его распоряжениипосле уплаты налогов и других обязательныхплатежей.

Признакипредприятий:

-организационное единство;

-имущественная обособленность;

-самостоятельная имущественнаяответственность;

-в гражданском обороте выступает отсвоего имени;

-выполнение работ услуг на возмезднойоснове с целью получения прибыли.

Законодательствоо предприятиях в равной степенираспространяется на предприятия всехформ собственности. Это — выражениеюридического равенства всех формсобственности, установленного ч. 2 ст.8 Конституции России.

Однако длягосударственных предприятийзаконодательство предусматриваетособые правила.

Например, только онимогут осуществлять производство любыхвидов оружия, боевых припасов, взрывчатыхвеществ и других предметов так называемойразрешительной системы.

Предприятиесчитается созданным с момента егогосударственной регистрации и действуетна основе учредительных доку­ментов.

Административно-правовойстатус предприятия(учреждения) — комплекс прав и обязанностей,которые предприятие (учреждение)приобретает и реализует в процессесовершения следующих действий:

-создание предприятия (учреждения) порешению собственника имущества илиуполномоченного им органа, либо порешению трудового коллектива предприятия;

-государственная регистрация, осуществляемаяпо месту нахождения

предприятия(учреждения) местным органом государственнойвласти;

-получение разрешения на занятиеопределенными видами деятельности,выдаваемого в административном порядкеместным органом государственной власти;

-формирование органа управления делами;

-определение круга вопросов и полномочийвышестоящих государственных органовв отношении предприятия (учреждения);

-ведение и представление бухгалтерскойи статистической отчетности.

Вчисло гарантий прав предприятия входятнекоторые меры административно-правовогохарактера:

-недопущение отказа в регистрациипредприятия (учреждения) по мотивамнецелесообразности;

-запрет на вмешательство органовгосударства в деятельность предприятия(учреждения), за исключением случаев,предусмотренных законодательством;

-защита имущества предприятия отнезаконного изъятия;

-недопущение монопольного положения нарынке отдельных предприятий инедобросовестной конкуренции.

Помасштабу и значению своей деятельностигосударственные предприятия и учреждениямогут быть: федеральными, субъектовФедерации и местными — районного,городского, поселкового и сельскогозначения.

Предприятиямогут создаваться государственнымиорганами, органами местного самоуправления,учредителями (участника­ми),собственниками имущества либо органами,уполномоченными на то собственникамиимущества.

Учредительнымдокументом государственного имуниципального предприятия являетсяустав, который утверждается учредителемпредприятия. Негосударственныепредприятия действуют на основанииустава либо учредительного договора иустава, либо только учредительногодоговора. В учредительных документахдолжны содержаться сведения, предусмотренныезаконом для юридических лиц соответствующеговида.

Учреждения.

Учреждениев отличие от предприятия выполняеттолько социально-культурные илиадминистративно-политические функции.Учреждения создают социальные ценностив основном непроизводственного характера(например, учреждения образования,здравоохранения).

Учреждениемпризнается организация, созданнаясобственником для осуществленияуправленческих, социально-культурных,административно-политических или иныхфункций некоммерческого характера ифинансируемая собственником полностьюили частично. Социально-культурныефункции выполняют учреждения образования,науки, культуры, здравоохранения и др.Различия между предприятиями иучреждениями состоят в содержании ихосновной деятельности.

Кучреждениям, осуществляющим управленческиефункции, относятся, например, аппаратызаконодательных, судебных органов,прокуратуры.

Признакиучреждения:

-разновидность некоммерческих организаций;

-обладает правом юридического лица;

-полностью или частично финансируетсясобственником имущества;

-обладает правом оперативного управлениена закрепленное за ним имущество;

-создается собственником имущества длянекоммерческих целей;

-отвечает по обязательствам денежнымисредствами, находящимися в егораспоряжении;

-собственник имущества несет субсидиарнуюответственность по обязательствамучреждения при недостаточности имуществаучреждения.

Правовоеположение учреждений определено рядомправовых актов, регулирующих отношенияв отдельных отраслях и сферах управления,например, в федеральных законах «Обобразовании», «О науке и государственнойнаучно-техничес­кой политике», «Обосновах социального обслуживаниянаселения в Российской Федерации»,«Основах законодательства РоссийскойФедерации о культуре» и др.

Государственныеучреждения, как и государственныепредприятия, наделены достаточнойсамостоятельностью; их оперативнаядеятельность координируется иконтролируется соответствующимиорганами исполнительной власти.

Чтокасается муниципальных предприятий иучреждений,то ряд вопросов их правового положения,взаимоотношений с органами исполнительнойвласти разных уровней определенФедеральным законом «Об общих принципахорганизации местного самоуправленияв Российской Федерации» от 28 августа1995 г., Указом Президента «Об утвержденииОсновных положений государственнойполитики в области развития местногосамоуправления в Российской Федерации»от 15 октября 1999 г. и некоторыми другимиправовыми актами.

Органыместного самоуправления вправе создаватьпредприятия, учреждения и организациидля осуществления хозяйственной и инойдеятельности, решать вопросы ихреорганизации и ликвидации.

Они определяютцели, условия и порядок деятельностипредприятий, учреждений и организаций,находящихся в муниципальной собственности,осуществляют регулирование цен и тарифовна их продукцию (услуги), утверждают ихуставы, назначают и увольняют руководителейданных предприятий, учреждений иорганизаций, заслушивают отчеты об ихдеятельности.

Органыместного самоуправления непосредственноуправляют жилищно-коммунальным хозяйствомнаселенных пунктов. Они решают вопросыорганизации, содержания и развитиямуниципальных учреждений образования,здравоохранения, культуры и другихсфер, отнесенных к предметам веденияместного самоуправления.

Органыместного самоуправления вправекоординировать участие предприятий,учреждений и организаций в комплекс­номсоциально-экономическом развитиитерритории муниципального образования.

Их долг — создавать благоприятныеусловия для предпринимательства,эффективного использования местныхприродных ресурсов и координациидеятельности всех предприятий малогои среднего бизнеса по выполнению работдля населения и оказания ему услуг,обеспечению его продукта­ми питанияи товарами народного потребления.

Ноони не вправе устанавливать ограниченияхозяйственной деятельности предприятий,учреждений и организаций, за исключениемслучаев, предусмотренных федеральнымизаконами и законами субъектов Федерации.

Источник: https://studfile.net/preview/5662473/page:15/

Предприятия и учреждения — как субъекты административного права

29 Понятие и виды предприятий, учреждений.: К числу субъектов административного права относятся предприятия

К числу субъектов административного права относятся предприятия (хозяйственные товарищества и общества), учреждения и иные некоммерческие организации (потребительские кооперативы, фонды и др.

), осуществляющие, соответственно, хозяйственные, управленческие, социально-культурные и иные функции, обеспечивающие материальные и духовные потребности людей, общества и государства. См.: Административное право. М.

, 2007. С. 250.

Под предприятием понимается хозяйственная организация, образованная для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

В зависимости от видов собственности предприятия подразделяются на:

— государственные;

— муниципальные;

— находящиеся в собственности общественных объединений, иностранных государств, юридических и физических лиц, а также образованные на базе сметанных форм собственности.

По значению и организационной форме государственные предприятия подразделяются на:

— общефедеральные (в том числе казенные, унитарные и др.);

— предприятия субъектов федерации.

Муниципальные предприятия, находящиеся в ведении местных органов самоуправления, имеют районное, городское, поселковое значение.

К негосударственным относятся частные (индивидуальные и семейные) предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и другие виды негосударственных предприятий.

По характеру (виду) выпускаемой продукции и оказанию услуг, т.е. по отраслевой специализации, предприятия подразделяются на: См.: Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М., 2003. С. 203.

— промышленные (заводы, фабрики, тахты, комбинаты и др.);

— сельскохозяйственные (кооперативы, объединения, фермерские хозяйства и др.);

— строительные (строительно-монтажные управления, строительные кооперативы и др.);

— транспортные (железнодорожные станции, вагоноремонтные заводы, депо, пароходства, аэропорты и др.);

— связи (телеграфы, почтамты, узлы связи и др.);

— торговли (универмаги, специализированные магазины, торговые базы и др.);

— жилищно-коммунальные (ремонтно-эксплутационные управления, предприятия по благоустройству, энергосети, газоснабжения и др.).

Предприятия могут объединяться в концерны, союзы, ассоциации и другие объединения на договорной основе.

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.

К учреждениям, осуществляющим управленческие функции, относятся органы государственной власти (аппараты представительных органов, органы исполнительной власти — министерства, комитеты, управления, отделы и т.

п., аппараты судебных органов, прокуратуры и др.). В данном случае речь идет об учреждениях второго вида, которые осуществляют социально-культурные и иные функции, не связанные с материальным производством.

Учреждения, так же как и предприятия, подразделяются на виды по разным основаниям:

— по форме собственности (государственные, муниципальные, негосударственные, частные и др.);

— по масштабу и значению своей деятельности (общефедеральные, субъектов федерации, местные (муниципальные);

— по характеру и сфере деятельности. По последнему основанию выделяются учреждения:

— образования (школы, высшие учебные заведения и др.);

— науки (научно-исследовательские институты, академии наук и др.);

— культуры (театры, музеи, библиотеки и др.);

— здравоохранения (больницы, поликлиники и др.);

— социальной защиты (интернаты для престарелых, школы-интернаты и др.).

Административно-правовой статуе предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций. Правовое положение предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, законами и иными нормативными актами (положениями, уставами и т.п.).

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации являются субъектами административного права. Они вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций. См.: Бахрах Д.Н. Административное право. М., 2008. С. 405.

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации обязаны соблюдать природоохранительное законодательство, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и правила об охране здоровья работников предприятий, учреждений и некоммерческих организаций и населения, законодательство о пожарной безопасности, антимонопольное законодательство, налоговое законодательство, законодательство о качестве выпускаемой продукции и др.

Компетентные органы исполнительной власти осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями вышеуказанного законодательства.

Они наделены правом применять к нарушителям меры административного принуждения, предусмотренные законодательством.

В частности, могут приостановить работу предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций, привлекать их к административной ответственности, налагать административные взыскания в случаях, предусмотренных законом.

Административно-правовой статус государственных и административно-правовой статус негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций имеет особенности.

К особенностям административно-правового статуса государственных предприятий и учреждений относится, прежде всего, то, что они являются собственностью государства.

Последнее в лице государственных органов образует предприятия и учреждения, утверждает уставы (положения) о них, прекращает их деятельность.

Руководство государственными предприятиями и учреждениями осуществляют должностные лица, назначаемые компетентными государственными органами и обладающие государственно-властными полномочиями. См.: Попов Л.Л. Административное право. М., 2005. С. 250.

Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики, хозяйства. Их правовое положение характеризуется меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, в частности, может быть изъято неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество.

Административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу государственных предприятий.

Особенностью административно-правового статуса негосударственных предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций является то, что влияние на них со стороны государства ограничено. Оно не управляет ими.

Управление негосударственными предприятиями, учреждениями и иными некоммерческими организациями осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

Порядок образования и ликвидации предприятий, учреждений и иных некоммерческих организаций регламентируется законодательством. Они могут быть созданы по решению собственника или уполномоченного органа. Учредительным документом является устав (положение) предприятия, учреждения, организации, который утверждается его учредителями (участниками).

Предприятия, учреждения и иные некоммерческие организации подлежат государственной регистрации. Данные регистрации включаются в единый государственный реестр.

Нарушение установленного законом порядка образования или несоответствие учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации, а также уклонение компетентного органа от производства регистрации могут быть обжалованы в суд.

Предприятие, учреждение и иная некоммерческая организация считаются созданными с момента государственной регистрации.

Их ликвидация производится по решению учредителей (участников) или органа, уполномоченного их создавать, либо по решению суда, в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации и ее субъектов.

В системе органов внутренних дел Российской Федерации функционируют предприятия, учреждения и фонды, которые предназначены для обеспечения выполнения основных задач и функций органов внутренних дел.

К числу предприятий, осуществляющих производственную деятельность, относятся: См.: Хаманева Н.Ю. Административное право РФ. М., 2004. С.109.

— предприятия по выпуску продукции по государственным заказам, по производству продукции для нужд органов внутренних дел, в том числе по производству мебели, отдельных видов техники, ателье и другие организации по пошиву обмундирования;

— научно-производственные объединения по разработке и выпуску экспериментальных партий криминалистической и специальной техники, средств транспорта и связи, по разработке средств охранной и пожарной сигнализации и защиты, систем сигнализации для обеспечения безопасности дорожного движения;

— организации капитального строительства и ремонта; предприятия и организации материально-технического и военного снабжения (базы, склады и др.);

— автотранспортные и другие транспортные предприятия; типографии, торговые и иные предприятия и организации.

Эффективность обеспечения правопорядка во многом зависит от непосредственной связи полиции с трудовыми коллективами, населением и средствами массовой информации.

Правоохранительная практика показывает, что, опираясь на поддержку трудовых коллективов, населения и средства массовой информации, полиция более успешно решает задачи по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Сотрудники полиции проводят в трудовых коллективах и среди населения информационно-консультативную деятельность. Разъясняют законы и иные правовые акты по вопросам обеспечения правопорядка, личной и общественной безопасности, охраны собственности от противоправных посягательств.

Взаимодействие с трудовыми коллективами (независимо от форм собственности) поддерживают: См.: Ивакин А.А. Общая характеристика содержания административно-правового статуса общественных объединений // Современное право. — 2006. — № 12. — С. 15.

— подразделения патрульно-постовой службы милиции — в процессе охраны общественного порядка на улицах, в парках, площадях и в других общественных местах, а также при проведении массовых мероприятий;

— подразделения Государственной инспекции по безопасности дорожного движения — с трудовыми коллективами автотранспортных организаций в деле обеспечения безопасности дорожного движения;

— участковые инспектора полиции — с трудовыми коллективами предприятий, организаций и населением по вопросам профилактики правонарушений на обслуживаемой ими территории;

— сотрудники лицензионно-разрешительной службы — с коллективами частных охранных объединений, а также предприятий, имеющих огнестрельное оружие и взрывчатые материалы, используемые в хозяйственной деятельности;

— подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел — с коллективами объектов, которые они охраняют;

— сотрудники криминальной полиции, дознаватели и следователи — с трудовыми коллективами и населением при проведении мероприятий по предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений.

Необходимым условием выполнения задач и функций, возложенных на органы внутренних дул (милицию), является поддержание ими связи со средствами массовой информации.

Источник: https://studbooks.net/967057/pravo/predpriyatiya_uchrezhdeniya_subekty_administrativnogo_prava

Понятие и виды организаций

29 Понятие и виды предприятий, учреждений.: К числу субъектов административного права относятся предприятия

Коллективные субъекты административного права представляют собой организации, т. е. объединения физических лиц. Часть таких организаций, а именно органы исполнительной власти, были уже подробно рассмотрены ранее. Их отличает особое положение в обществе.

Они не только обязательные субъекты административно-правовых отношений, но и обладают государственно-властными полномочиями. Кроме них существует многочисленная группа других организаций, не обладающих государственно-властными полномочиями, но также являющихся субъектами административного права.

Понятие «организация» имеет широкий смысл, и рассмотреть ее административно-правовой статус невозможно без использования норм других отраслей права, в том числе гражданского, трудового и финансового.

Под организацией понимается объединение физических лиц любой численности, возглавляемое своими органами управления, имеющее обособленное имущество, созданное для производства материальных или духовных ценностей, а также реализации иных потребностей его членов. Орган управления организации — ее администрация.

Функции администрации может выполнять единоличный руководитель (самостоятельно или через возглавляемый им управленческий аппарат) либо одновременно единоличный руководитель и коллективный исполнительный орган.

Единоличными руководителями могут быть: директор, генеральный директор, начальник, ректор, заведующий, управляющий и др.

Возглавляемый руководителем организации управленческий аппарат (администрация) в различных организациях носит название либо просто администрация, либо дирекция, генеральная дирекция, ректорат, управление и т. д. Коллективный исполнительный орган, как правило, — совет Директоров, правление, дирекция.

Администрация — орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Администрация действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, распоряжается ее средствами, издает приказы и Дает указания, обязательные для всех членов организации.

В руках администрации находятся все распорядительные полномочия юридически властного характера, необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности организации.

Администрация осуществляет управленческие функции внутри самой организации, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами административного права. Осуществляя внутриорганизационные управленческие отношения, администрация является субъектом управления к подчиненным органам и работникам.

Внешним управлением, т. е.

управлением другими организациями и их работниками, в отличие от органов исполнительной власти, администрация организации не занимается, она не обладает необходимыми для этого государственно-властными полномочиями.

Во внешних административно-правовых отношениях администрация сама — объект управления со стороны органов исполнительной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления.

Принадлежащие организации права осуществляются как ее руководителем, так и по установленному распределению обязанностей другими должностными лицами. Руководитель организации персонально наделен определенными полномочиями по представительству, распоряжению имуществом и средствами организации.

Он действует от имени организации, представляет ее интересы, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в банках расчетный и другие счета, пользуется правом распоряжения средствами, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников организации.

Организации создаются для выполнения определенных целей: производства материальных или духовных ценностей; реализации законных прав и интересов их членов. В этой связи по предназначению можно выделить такие виды организаций, как:

Организации возможно разделить также в зависимости от того, является ли извлечение прибыли основной целью их деятельности или нет. По этому основанию организации делятся на:

коммерческие организации; некоммерческие организации.

К коммерческим организациям могут принадлежать только предприятия. К некоммерческим относятся учреждения, фонды, общественные и религиозные объединения и др.

Предприятия и учреждения в зависимости от видов собственности подразделяются на: государственные; муниципальные; частные; общественных организаций и др.

Особенности административно-правового статуса государственных организаций обусловливаются тем, что государство — их собственник.

К ведению государственных органов относится создание государственных организаций; определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; обеспечение их в установленных случаях государственными заказами; реорганизация и ликвидация этих организаций и др.

Нормы, определяющие административно-правовой статус государственных организаций, закрепляют принципиальные позиции в их взаимоотношениях с государственными органами, и прежде всего с органами исполнительной власти.

Эти нормы устанавливают запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность организаций; необходимость их государственной регистрации; порядок осуществления регистрации и основания для отказа в регистрации организаций; обязательность ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения и ведения общегосударственной системы сбора и обработки экономической информации. Должностные лица государственных организаций наделены определенными полномочиями государственно-властного характера, на них распространяется ряд положений административно-правового статуса должностных лиц государственных органов.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=33807

Studio-pravo
Добавить комментарий