28. Публичные слушания: 1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам

Публичные слушания

28. Публичные слушания: 1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам

Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает широкое вовлечение населения в консультативные процедуры, используя которые, органы местного самоуправления смогут более полно учитывать интересы населения при принятии тех или иных решений. В качестве одной из таких процедур Федеральный закон вводит публичные слушания.

Согласно ст. 28 данного Федерального закона публичные слушания проводятся для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Несмотря на консультативное значение результатов публичных слушаний, использование данной процедуры при рассмотрении ряда вопросов Федеральный закон определяет как обязательное. К таким ситуациям относится обсуждение:

  • – проекта устава муниципального образования, а также проекта решения представительного органа местного самоуправления о внесении в него изменений и дополнений;
  • – проекта бюджета муниципального образования и отчета о его исполнении;
  • – проектов планов и программ развития муниципального образования;
  • – проектов правил землепользования и застройки и проектов о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
  • – проекта генерального плана муниципального образования и проекта о внесении изменений в генеральный план;
  • – проектов планировки территорий и проектов межевания территорий;
  • – вопросов предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
  • – вопросов о преобразовании муниципального образования.

На публичные слушания могут быть вынесены проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, а также иные вопросы, определенные законодательством. В соответствии с ч. 4 ст.

28 Федерального закона № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Законом устанавливается исчерпывающий перечень требований к правовому акту, регламентирующему проведение публичных слушаний: он должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний; жители должны иметь возможность ознакомиться с проектом муниципального правового акта; должны быть приняты также все необходимые организационные меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования; наконец, результаты слушаний должны публиковаться (обнародоваться).

Публичные слушания проводятся как на всей территории муниципального образования, так и на ее части. В публичных слушаниях могут участвовать лица, имеющие право осуществлять местное самоуправление в муниципальном образовании и составляющие в соответствии с его уставом население данного муниципального образования (или его часть).

Сроки, дата, время и место проведения публичных слушаний определяются уставом муниципального образования или специальным муниципальным правовым актом. Источником финансирования расходов, связанных с организацией и проведением публичных слушаний, является бюджет муниципального образования, если иное не установлено законодательством.

Инициаторами проведения публичных слушаний могут быть:

  • – население муниципального образования;
  • – представительный орган местного самоуправления;
  • – глава муниципального образования.

Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или представительного органа местного самоуправления, назначает представительный орган; слушания, проводимые по инициативе главы муниципального образования, назначает он сам.

В целях выдвижения инициативы о проведении публичных слушаний создается группа граждан, обладающих избирательным правом на выборах в органы местного самоуправления, в количестве, определяемом муниципальным правовым актом.

Инициативная группа направляет обращение о проведении публичных слушаний в представительный орган муниципального образования, который вправе отказать в назначении публичных слушаний по инициативе населения в случаях, если:

  • – не соблюден порядок выдвижения инициативы о проведении публичных слушаний;
  • – предмет регулирования предлагаемого к вынесению на публичные слушания проекта правового акта не относится к вопросам местного значения либо вынесение на публичные слушания предлагаемого вопроса не предусмотрено законодательством;
  • – по проекту правового акта, иному вопросу, предлагаемому к вынесению на публичные слушания, данные слушания уже назначены по инициативе иного субъекта;
  • – ранее проводились публичные слушания по проекту правового акта, регулирующему тот же вопрос.

Представительный орган муниципального образования, рассмотрев обращение инициативной группы, принимает решение по существу и информирует о нем инициативную группу.

Процедура проведения публичных слушаний, как правило, проводится в той же форме, что и собрание граждан. Она включает регистрацию участников, избрание председательствующего и иных органов и лиц (счетной комиссии, секретаря), утверждение повестки, обсуждение и принятие решения.

При этом обычно вводится правило о том, что при наличии свободных мест в помещении, где проводятся слушания, заинтересованным лицам, не являющимся участниками слушаний, не может быть отказано в участии в слушаниях. Председательствующий ведет слушания и следит за порядком обсуждения вопросов повестки дня слушаний.

Информационные материалы к слушаниям, проекты рекомендаций и иных документов, которые предполагается принять по результатам слушаний, включая проекты муниципальных правовых актов, готовятся инициаторами слушаний. Продолжительность слушаний определяется характером обсуждаемых вопросов.

Председательствующий па слушаниях вправе принять решение о перерыве в слушаниях и их продолжении в другое время.

По результатам публичных слушаний могут приниматься итоговые и организационные документы. Итоговыми документами публичных слушаний являются протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. Организационными документами являются протоколы счетных комиссий об итогах ания, письменные предложения по повестке дня и т.п.

Итоговые документы публичных слушаний направляются органу местного самоуправления, должностному лицу, проект правового акта которого был вынесен на публичные слушания (к компетенции которого относится решение вопроса, вынесенного на публичные слушания).

Указанные субъекты учитывают их при принятии (издании) проекта правового акта (решении вопроса). Кроме того, итоговые документы направляются органу местного самоуправления, назначившему публичные слушания.

Результаты публичных слушаний, как уже отмечалось, в силу требований Федерального закона № 131-ФЗ подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для опубликования (обнародования) правовых актов муниципального образования.

Орган местного самоуправления, назначивший публичные слушания, обеспечивает хранение итоговых документов публичных слушаний и организационных документов, связанных с проведением публичных слушаний. Результаты публичных слушаний носят рекомендательный характер.

Следует также отмстить, что помимо норм Федерального закона № 131-ФЗ вопросы проведения публичных слушаний регулируются и положениями другого федерального акта – ГрадК РФ, который содержит ряд дополнительных требований к проведению публичных слушаний, касающихся вопросов градостроительной деятельности. Так, согласно ч. 2 ст. 39 ГрадК РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Для обсуждения данного вопроса вводятся особые субъекты публичных слушаний:

  • – граждане, проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение;
  • – в случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.

В подготовке и проведении публичных слушаний участвует особый субъект – комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки (коллегиальный орган, в состав которого на условиях равного представительства входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления). Она информирует участников о проведении слушаний, ведет учет предложений и замечаний, включает их в протокол публичных слушаний. Для проведения данного вида публичных слушаний устанавливается особый срок: один месяц с момента опубликования сообщения. Итогом таких публичных слушаний является заключение по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, подлежащее официальному опубликованию и являющееся одним из документов, необходимых для предоставления собственно разрешения.

Федеральный закон № 131-ФЗ в ст. 31 закрепил в качестве формы осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях опрос граждан.

Опрос рассматривается как возможность выявления мнения населения муниципального образования по вопросам местного значения для его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления, а также в отдельных случаях и органами государственной власти.

Таким образом, цель опроса – консультативная, его результаты носят рекомендательный характер. Опрос может проводиться как на всей территории муниципального образования, так и на его части.

Многие субъекты РФ и муниципальные образования урегулировали вопросы, связанные с проведением опросов в своих нормативных правовых актах.

В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Жители участвуют в опросе на равных основаниях.

Каждый участник обладает, как правило, одним голосом и участвует в опросе непосредственно. Участие является свободным и добровольным: в ходе опроса никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Опрос проводится по инициативе:

  • – представительного органа муниципального образования;
  • – главы муниципального образования;
  • – органов государственной власти субъекта РФ.

Граждане и их объединения вправе обратиться в представительный орган муниципального образования или к главе муниципального образования с предложением о проведении опроса, которое рассматривается в порядке, предусмотренном для рассмотрения обращений граждан.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Решение о назначении опроса граждан принимается только представительным органом. Закон закрепляет ряд обязательных требований правового акта о проведении опроса.

Жители должны быть проинформированы об опросе не менее чем за 10 дней до его проведения. В данном акте должны устанавливаться:

  • – дата и сроки проведения опроса;
  • – формулировка вопросов, предлагаемых при проведении опроса;
  • – методика проведения опроса;
  • – форма опросного листа;
  • – минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

В решении о назначении опроса должна быть указана территория его проведения. Решение о назначении опроса граждан подлежит официальному опубликованию (обнародованию).

Вопросы, формулируемые для проведения опроса, должны относиться к вопросам, решение которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления.

При проведении опроса по инициативе органов государственной власти предметом опроса, как установлено Федеральным законом № 131-ФЗ, могут быть только вопросы, связанные с изменением целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Как правило, органы местного самоуправления или органы государственной власти для организации подготовки и проведения опроса создают специальный орган (чаще всего комиссию по проведению опроса), в состав которой включаются должностные лица органов местного самоуправления, органов государственной власти, депутаты, граждане, представители общественных объединений и т.д.

Этот орган принимает меры по обеспечению прав и законных интересов граждан, участвующих в опросе, информирует граждан об условиях проведения опроса, обеспечивает изготовление опросных листов, составляет списки участников опроса, устанавливает и обнародует итоги опроса.

Деятельность данного органа прекращается после официального опубликования (обнародования) результатов опроса.

Собственно опрос проводится путем заполнения опросного листа в период и время, определенные решением о назначении опроса. Лицо, осуществляющее опрос, обязано ознакомить опрашиваемого с вопросами, предлагаемыми при его проведении. Цель заполнения опросного листа – получение от граждан ответов на вопросы с одновременным внесением данных об опрошенных гражданах.

Работа по проведению опроса может быть поручена физическим или юридическим лицам (в том числе специализированным социологическим службам) на условиях заключенного с ними договора о проведении опроса.

Опрос считается состоявшимся, если в течение установленного срока его проведения опрошено установленное решением представительного органа число жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом и проживающих на территории, на которой проводился опрос.

Проверку достоверности сведений, содержащихся в опросном листе, как правило, организует упоминавшийся специальный орган по проведению опроса с участием специалистов и экспертов, привлекаемых для этого на условиях заключенных с ними договоров.

После окончания опроса члены специального органа (иные уполномоченные должностные лица) определяют его результаты путем обработки данных, содержащихся в опросных листах. На основании полученных результатов составляется протокол.

Если число граждан, принявших участие в опросе, меньше минимального числа, установленного решением о его назначении, опрос признается несостоявшимся.

Мнение населения, выявленное в ходе опроса, как уже отмечалось, носит рекомендательный характер, но оно подлежит обязательному рассмотрению инициатором проведения опроса и обычно публично оглашается на заседании представительного органа муниципального образования.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан по инициативе органов местного самоуправления, осуществляется за счет средств местного бюджета, по инициативе органов государственной власти субъекта РФ – за счет средств бюджета субъекта РФ.

Материально-техническое обеспечение мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, как правило, осуществляется местной администрацией, а при проведении опроса по инициативе органов государственной власти – соответствующими государственными органами.

В случае нарушений установленного порядка назначения и проведения опроса граждан, а также при наличии обоснованных сомнений в достоверности его результатов представительный орган муниципального образования вправе принять решение об аннулировании результатов опроса и проведении повторного опроса.

Источник: https://studme.org/94725/pravo/publichnye_slushaniya

Вопрос

28. Публичные слушания: 1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам

Обязана ли администрация городского округа выдавать жителям по их письменному обращению копии протоколов прошедших публичных слушаний, в которых участвовали жители данного городского округа?

Ответ

Ч. 4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что порядок организации и проведения публичных слушаний по проектам и вопросам, указанным в ч. 3 ст.

28 Федерального закона № 131-ФЗ, определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

Вместе с тем следует отметить, что Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 455-ФЗ) в ст.

28 Федерального закона № 131-ФЗ были внесены изменения, предусматривающие, среди прочего, что по проектам градостроительных документов, в том числе генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов и т.д. в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.

При этом следует учитывать, что Федеральным законом № 455-ФЗ, наряду с публичными слушаниями, был введен институт «общественного обсуждения» градостроительных документов, предполагающий преимущественно «заочный» формат обсуждения (направление своего мнения по обсуждаемому вопросу организатору обсуждения, например посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»), в то время как институт публичных слушаний, предполагает непосредственное «очное» обсуждение (присутствие лиц, желающих принять участие в обсуждении, в определенном месте) и представляет форму очного участия населения в управлении делами государства и/или местного сообщества, и это право защищено ч. 1 ст. 32 Конституции Российской Федерации.

Порядок проведения публичных слушаний (общественных обсуждений) по проектам градостроительных документов достаточно подробно урегулирован нормами ст. 51 ГрсК РФ, введенной Федеральным законом № 455-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрсК РФ общественные обсуждения или публичные слушания по вышеуказанным документам проводятся в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений ГрсК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ГрсК РФ и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 4 ст. 5.1 ГрсК РФ процедура проведения общественных обсуждений включает, среди прочего, этапы по: подготовке и оформлению протокола общественных обсуждений; подготовке и опубликованию заключения о результатах общественных обсуждений (п. 4 и 5 ч. 4 ст. 51 ГрсК РФ).

Вместе с тем, в случае выбора такой формы публичного рассмотрения проектов муниципальных правовых актов как общественные обсуждения, организатор общественных обсуждений в соответствии с ч. 16 ст. 5.

1 ГрсК РФ должен обеспечить равный доступ к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях, всех участников общественных обсуждений (в том числе путем предоставления при проведении общественных обсуждений доступа к официальному сайту, информационным системам в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) помещениях органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций).

При этом, согласно ч. 17 ст. 51 ГрсК РФ официальный сайт и (или) информационные системы, которые в соответствии с ч. 24 ст. 51 ГрсК РФ определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования на основании положений ГрсК РФ, среди прочего, должны обеспечивать возможность:

1) проверки участниками общественных обсуждений полноты и достоверности отражения на официальном сайте и (или) в информационных системах внесенных ими предложений и замечаний;

2) представления информации о результатах общественных обсуждений, количестве участников общественных обсуждений.

Ч. 20 ст. 51 ГрсК РФ прямо указывает, что участник общественных обсуждений или публичных слушаний, который внес предложения и замечания, касающиеся проекта, рассмотренного на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, имеет право получить выписку из протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, содержащую внесенные этим участником предложения и замечания.

На основании протокола общественных обсуждений или публичных слушаний организатор общественных обсуждений или публичных слушаний осуществляет подготовку заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, в котором, среди прочего, должны быть указаны: реквизиты протокола общественных обсуждений или публичных слушаний, на основании которого подготовлено заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний; аргументированные рекомендации организатора общественных обсуждений или публичных слушаний о целесообразности или нецелесообразности учета внесенных участниками общественных обсуждений или публичных слушаний предложений и замечаний и выводы по результатам общественных обсуждений или публичных слушаний (ч. 21 и 22 ст. 51 ГрсК РФ).

В соответствии с ч. 23 ст. 51 ГрсК РФ заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Таким образом, несмотря на рекомендательный характер общественных обсуждений и публичных слушаний, в настоящее время учет мнения населения при проведении публичных слушаний (общественных обсуждений) по проектам муниципальных правовых актов и внесению изменений в них регулируется законодательством и предполагает, среди прочего, своевременное ознакомление граждан с результатами общественных обсуждений (публичных слушаний) посредством предоставления выписок из протокола общественных обсуждений, а также предоставляет возможность ознакомления населения с результатами общественных обсуждений после обязательного опубликования заключения о результатах общественных обсуждений в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещения на официальном сайте и (или) в информационных системах.

Источник: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Federalnyj-zakon-ot-6-oktyabrya-2003-god/Formy-uchastiya-naseleniya-v-osushhestvl/Publichnye-slushaniya-statya-28-/item/15977255

Studio-pravo
Добавить комментарий