28. Основы административно-правового статуса служащих органов

Основы административно-правового статуса государственных служащих

28. Основы административно-правового статуса служащих органов

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая

Административно-правовой статус государственных служащих представляет собой их правовое положение в государственном органе, в системе соответствующих внутренних и внешних административных и государственно-служебных правоотношений и включает в себя права, обязанности, гарантии, ограничения, запреты и ответственность.

Возложение на служащих должностных обязанностей и наделение их соответствующими правами, гарантиями производится в целях успешного осуществления функций в соответствии с занимаемой должностью.

Права государственных служащих представляют собой установленные законодательством о государственной службе возможности государственных служащих осуществлять профессиональную служебную деятельность по занимаемым должностям государственной службы. Конкретный объем прав, предоставляемых государственным служащим, различается в зависимости от вида государственной службы.

В соответствии со ст. 20 закона о государственной службе государственный служащий имеет право:

– на письменное закрепление своих служебных обязанностей и соз-дание надлежащих условий для их исполнения;

– принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

– посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

– получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

– повышение квалификации и переподготовку за счет средств соот-ветствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;

– повышение в должности, классе государственного служащего;

– заработную плату и дополнительное стимулирование труда;

– участие в конкурсе на занятие вакантной государственной долж-ности;

– публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных законом о государственной службе и иными актами законодательства;

– ознакомление с материалами своего личного дела и другими доку-ментами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

– проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

– уважение личного достоинства, справедливое и уважительное от-ношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

– отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законода-тельству;

– свободу объединений;

– здоровые и безопасные условия труда;

– отставку;

– государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения) и в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Обязанности государственных служащих – это установленные законодательством о государственной службе правомерные действия, которые должны совершать государственные служащие в процессе осуществления профессиональной служебной деятельности по занимаемым должностям государственной службы. В составе обязанностей государственных служащих можно выделить следующие основные группы:

– общие обязанности, устанавливаемые законодательством о госу-дарственной службе и адресуемые всем государственным служащим;

– должностные обязанности, которые должен исполнять государ-ственный служащий, занимающий ту или иную должность государственной службы (они в отличие от общих зависят от конкретной должности, обязательны к исполнению только тем государственным служащим, который занимает данную должность, и могут устанавливаться должностной инструкцией или иными специальными актами, например уставами, положениями, договорами и т. п.);

– специальные обязанности, устанавливаемые для некоторых видов государственной службы (например, военной) и исполняемые государственным служащим наряду с общими и должностными обязанностями.

В соответствии со ст. 21 закона о государственной службе государственный служащий обязан:

– поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обе-спечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции и иных актов законодательства;

– исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предо-ставленных ему законодательством;

– соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией и иными законодательными актами;

– обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов фи-зических и юридических лиц;

– исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

– соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

– не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

– соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

– в пределах своих должностных полномочий своевременно и объ-ективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

– сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

– не разглашать полученные при исполнении служебных обязан-ностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

– поддерживать необходимый уровень квалификации для эффектив-ного исполнения своих служебных обязанностей.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Гарантии государственных служащих представляют собой установленные законодательством о государственной службе меры правового, имущественного и организационного характера, необходимые для обеспечения качественного и полного исполнения государственными служащими обязанностей по занимаемым должностям государственной службы.

Для всех видов государственной службы законодательно установлены повышенные гарантии для лиц, осуществляющих служебную деятельность. Тем не менее конкретный объем гарантий различается для различных видов государственной службы (гражданской или военной).

В соответствии со ст. 46 закона о государственной службе государственным служащим гарантируются:

– условия труда, обеспечивающие надлежащее исполнение служеб-ных обязанностей;

– заработная плата на условиях и в размере, установленных законо-дательством;

– трудовой отпуск;

– соблюдение условий и порядка перевода на другую должность, высвобождения в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, предусмотренных законодательством о труде;

– выплата выходного и иных единовременных пособий в случаях, порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

– право на медицинское обслуживание в организациях здравоохра-нения в порядке, определяемом актами законодательства.

В случае смерти государственного служащего, в том числе вышедшего в отставку (на пенсию при наличии права на отставку), за исключением умерших вследствие виновных противоправных действий, его семье выплачивается единовременное пособие в размере двукратной средней заработной платы рабочих и служащих в республике за позапрошлый месяц (относительно месяца наступления смерти). Выплата производится по месту службы (бывшему месту службы) или органом, выплачивающим государственному служащему пенсию, в порядке, установленном правительством.

Государственной службе присущи ограничения и запреты.

Ограничения – это установленные законодательством о государственной службе условия, при наличии которых лицо не может быть принято на государственную службу, а проходящее ее лицо не может далее занимать должности государственной службы и таким образом осуществлять служебную деятельность. Запреты – установленные законодательством о государственной службе деяния, признаваемые несовместимыми с положением государственных служащих, наносящие существенный ущерб служебным и иным общественным правоотношениям.

Установление режима ограничений и запретов на государственной службе, а также особенностей трудовых правоотношений предопределено спецификой самого института государственной службы.

Режим ограничений и запретов предполагает в той или иной степени ограничение прав и свобод государственных служащих, а соответственно его установление возможно только на основании законодательства о государственной службе; в целях защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь; в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения безопасности государства; в интересах стабильного и эффективного функционирования института государственной службы; при предоставлении государственным служащим иных дополнительных гарантий, не имеющихся у всех остальных граждан Республики Беларусь.

В соответствии со ст. 22 закона о государственной службе государственный служащий не вправе:

– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

– принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

– занимать другие государственные должности, за исключением случа-ев, предусмотренных Конституцией, иными законодательными актами;

– принимать участие в забастовках;

– заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятель-ностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;

– выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

– использовать служебное положение в интересах политических пар-тий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

– принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность[108];

– использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

– иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев вы-полнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

– принимать без согласия Президента государственные награды ино-странных государств.

Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Ответственность государственных служащих регламентируется гл. 8закона о государственной службе и представляет собой меры дисциплинарного, материального, административного, уголовного и иного воздействия, применяемые в отношении государственных служащих, совершивших те или иные противоправные деяния.

Ответственность является способом стимулирования эффективного выполнения государственными служащими своих должностных обязанностей, претворяя в жизнь тот принцип, что страх наказания есть залог послушания и должного выполнения обязанностей.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей к государственным служащим могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в классе государственного служащего на срок до шести месяцев, увольнение с занимаемой должности.

К государственным служащим могут применяться и иные меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные законодательством.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю соответствующего государственного органа. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая служба и поведение государственного служащего на государственной службе.

Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий, органы, руководители, правомочные применять дисциплинарные взыскания, порядок обжалования, снятия и погашения дисциплинарных взысканий определяются законодательством о труде и иными актами законодательства.

Основания, порядок и особенности привлечения к дисциплинарной ответственности судей, прокурорских работников, работников таможенных органов устанавливаются законодательством.

Государственный служащий несет ответственность за неправомерность своих действий.

В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения государственный служащий должен незамедлительно сообщить об этом в письменной форме своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему приказ, распоряжение, и вышестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший приказ, распоряжение, в письменной форме подтверждают указанные приказ, распоряжение, государственный служащий обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием.

Ответственность за последствия исполнения государственным служащим неправомерных приказа, распоряжения несет подтвердивший эти приказ, распоряжение руководитель.

Предыдущая18192021222324252627282930313233Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/11-105864.html

Административное право России

28. Основы административно-правового статуса служащих органов

Административно-правовой статус государственных служащих в общем характеризуется тем, что1По ФЗ о системе государственной службы правовое положение государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливаются соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.:

  1. их права и обязанности устанавливаются, как правило, в пределах компетенции органов, в которых, они состоят на государственной службе;
  2. деятельность государственных служащих подчинена осуществлению задач, возложенных на соответствующий орган, и носит официальный характер;
  3. служебные права и обязанности государственных служащих обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одновременно являются обязанностями, ибо они должны использоваться в интересах службы, а обязанности — правами, ибо в противном случае их (обязанности) нельзя будет осуществить;
  4. осуществление служащими служебных прав и обязанностей гарантируется законодательством;
  5. законные предписания и требования государственных служащих подлежат исполнению всеми, кому они адресованы;
  6. они имеют право на продвижение по службе, т.е. на служебную карьеру. Порядок и условия реализации этого права устанавливаются нормативными актами;
  7. предусмотрены ограничения их общегражданских прав в целях эффективности служебной деятельности;
  8. для них предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонарушения.

В целом содержание правового положения государственных служащих характеризуется их:

  1. общегражданскими правами и обязанностями;
  2. обязанностями и правами по занимаемой должности государственной службы2См.: Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утв. Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. // СЗ РФ. 2002. №33. Ст. 3196..

Права и обязанности государственного служащего делятся на общегражданские и те, которыми он наделен в качестве государственного служащего. Они образуют основу его административно-правового служебного статуса.

Общегражданские права и обязанности государственных служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами.

Ограничения возможны с их согласия.

Например, в установленных случаях государственные служащие не могут заниматься предпринимательской деятельностью: у гражданина есть выбор — быть государственным служащим или заниматься предпринимательской деятельностью.

Кроме того, гражданские права и свободы государственных служащих могут быть ограничены законом, когда это диктуется интересами нормального функционирования государственной службы.

Обязанности и права государственного служащего, составляющие содержание его административно-правового статуса, могут быть подразделены на служебные и не служебные.

Служебные относятся его профессиональной деятельности.

Не служебные — непосредственно не направлены на ее осуществление, но неотъемлемы от статуса государственного служащего, обусловлены его принадлежностью к государственной службе.

Служебные обязанности и права предоставляются государственным служащим для успешного осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности.

Служебные права и обязанности делятся на общие для всех государственных служащих и специальные для данного вида государственной службы, обладание которыми связано с конкретными должностями.

В свою очередь, общие служебные права и обязанности могут быть подразделены на две подгруппы.

Первую составляют обязанности и права, относящиеся к существу служебной деятельности.

Например, добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения служебных обязанностей. Право государственного служащего на ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности государственной службы: получать необходимые для исполнения должностных обязанностей информацию и материалы и т.д.

Вторую подгруппу составляют служебные права и обязанности, сопутствующие статусу государственных служащих.

Так, они обязаны не совершать действий, приводящих к подрыву авторитета государственной службы; имеют право знакомиться со всеми материалами своего личного дела, требовать приобщения к личному делу своих объяснений. Обязанности и права этой подгруппы не влияют на содержание служебной деятельности.

Характер и объем специальных обязанностей и прав государственных служащих зависят от вида государственной службы, правового положения органа, в котором они состоят на службе, от вида занимаемой государственной должности.

Так, специальными являются обязанности и права главных бухгалтеров в области бухгалтерского учета и отчетности, налоговых инспекторов — в области контроля за соблюдением налогового законодательства и т.д.

Они предусматриваются в законах, должностных регламентах и других правовых актах.

Имеются особенности в классификации обязанностей и прав сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих. Так, обязанности военнослужащих делятся на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям отнесены защита государственного суверенитета и территориальной целостности РФ. обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и др.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их выполнения определяются законодательными актами, вотскими уставами и другими нормативными документами. Так, командиры (начальник) отвечают за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, воинскую дисциплину, безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения и т.д.

Специальные обязанности и порядок их выполнения устанавливаются законодательством и общевойсковыми уставами. Специальные обязанности военнослужащие выполняют, когда находятся на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонных нарядах.

при чрезвычайных обстоятельствах.

Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться дополнительными правами — на применение оружия, предъявлять требования, обязательные к исполнению, подчинению строго определенным лицам.

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за применение насилия в отношении представителя власти (ст.

318 УК РФ); за оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ); за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.

Предусмотрена административная ответственность за злостное неповиновение, в частности, законному распоряжению или требованию работника милиции, военнослужащего внутренних войск; за невыполнение требований уполномоченных должностных лиц налоговой инспекции, антимонопольных органов и т.д.

Создание нормальных условий для служебной деятельности работников — одна из важнейших обязанностей руководителей, невыполнение которой может повлечь их ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Источник: https://isfic.info/alehin/kargol43.htm

36 Основы административно-правового статуса служащих органов государственного управления

28. Основы административно-правового статуса служащих органов

Административно-правовойстатус государственных служащих вобщем характеризуется тем. что:

а)их права и обязанности устанавливаются,как правило, в пределахкомпетенции органов, в которых онисостоят на государ­ственнойслужбе;

б)деятельность государственных служащихподчинена осуще­ствлениюзадач, возложенных на соответствующийорган, и носит официальный характер;

в)служебные права и обязанностигосударственных служащих обладаютединством, своеобразие которого состоитв том, что их праваодновременно являются обязанностями,ибо они должны ис­пользоватьсяв интересах службы, а обязанности —правами, ибо впротивном случае их (обязанности) нельзябудет осуществить;

г)осуществление служащими служебных прави обязанностей гарантируетсязаконодательством;

д)законные предписания и требованиягосударственных слу­жащих подлежатисполнению всеми, кому они адресованы;

е)они имеют право на продвижение по службе,то есть на слу­жебнуюкарьеру. Порядок и условия реализацииэтого права уста­навливаютсянормативными актами;

ж)предусмотрены ограничения ихобщегражданских прав в целяхэффективности служебной деятельности;

з)для них предусмотрены определенныельготы, а также по­вышеннаяответственность за совершенные имиправонарушения.

Общегражданскиеправа и обязанностигосударственныхслужащих те же что и у других граждан.Гражданские права и свободы гос. служащихограничены законом с целью нормальногофункционирования гос.службы.

Например, государственные слу­жащие,замещающие государственные должности,не могут за­ниматьсяпредпринимательской деятельностью: угражданина есть выбор— быть государственным служащим илизаниматься пред­принимательскойдеятельностью.

Служебныеправа и обязанностипредоставляются гос.служащим для эффективного осуществленияслужебной деятельности по занимаемойгос. должности. Служебные права иобязанности делятся на общиедлявсех государственных служащих испециальные,обладаниекоторыми связанос конкретными должностями.

Характери объем специальных обязанностей иправа гос. служащих зависят от правовогоположения органа, в котором они состоятна службе. Например, специальнымиявляются обязанности и права налоговогоинспектора в области контроля засоблюдением налогового законодательства.

ФЗ«О гос.гражд.службе РФ» 27.07.2004 ст.13.

Ст.14права

Ст15 обязанности

37Понятие и виды предприятий, организаций и учреждений

Участниками(сторонами) административно-правовыхотношений являются различные по своемуправовому положению организации,создающие материальные и духовныеценности.

Подорганизацией понимаетсяколлектив работников разной численности(от нескольких человек до десятковтысяч), возглавляемый своим органомуправления и имеющий в собственности,хозяйственном ведении или оперативномуправлении обособленное имущество.

Предприятия,учреждения являются коллективнымисубъектами АП. Предприятие – этосамостоятельно хозяйствующий субъект,созданный для пр-ва продукции, выполненияработ и оказания услуг в целяхудовлетворения общ. потребности иполучения прибыли. Предприятие считаетсясозданным с момента его государственнойрегистрации и действует на основеучредительных документов

Учреждение выполняет соц.-культурные илиадм.-политические ф-ции. Учреждениясоздают социально-культурные ценностив основном непроизводственного характера(например, учреждения образования,здравоохранения).

Различиямежду предприятиями и учреждениямисодержится в результатах их основнойдеятельности.

ПР-тия,учр. взависимости от видов собственностимогут быть разделены на:

1)государственные (федеральные илисубъектов РФ); 2) муниципальные (районного,городского,б поселкового и сельскогозначения); 3) частные 4) общественные; 5) смешанных форм соб-ти

Взависимости от организационно-правовыхформ различают:

полныетоварищества; товарищества на вере; общества с ограниченной ответственнойтью;закрытые и акционерные общества; государственные и муниципальные пр-тия; производственные кооперативы.

Взависимости от отраслевой специализациипредпр-я и учр-я подразделяютсяна:

  • промышленные (заводы, фобрики, шахты, рудники, комбинаты и др.);
  • сельскохозяйственные (совхозы, фермерские хоз-ва и др.);
  • строительные (строительные управления, кооперативы и др.);
  • транспортные (предпр-я ж/д транспорта, предпр-я водного транспорта, аэропорты, предпр-я гражданской авиации и др.);
  • связи (узлы связи, почтамты, телеграфы и др.);
  • торговли (универмаги, гастрономы и др.);
  • жилищно-коммунальные жилищно-эксплуатационные управления и др.).

Поцели деятельности организацииподразделяются накоммерческие и некоммерческие.Согласно ч. 1 ст. 50 ГК коммерческимисчитаются организации, преследующиеизвлечениеприбылив качестве основной цели своейдеятельности, анекоммерческиенеимеющие такой цели и не распределяющиеполученную прибыль между участниками.

2группы предприятий: государственные инегосударственные.

  1. Государственные образуются в соответсвии с Постановлением, то ли это Постановление Прав-ва РФ, Решение министра. При этом гос. Орган передает или в оперативное имещество или в хозяйственное, и оставляет за собою контроль.

Гос.органназначает руководителя гос.предприятия.

Гос.органможет реорганизовать гос.предприятие,ликвидировать или закрыть.

Гос.органможет решить при нерентабельности этогопредприятия – объявить его банкротоми отдать на приватизацию.

  1. Негосударственные— где присутствуют доля собственности гос-ва, средства гос-ва. Гос-во имеет контрольный пакет.

Гос-вовлияет на деят-ть этого предприятия(через совет директоров регулирует егодеят-ть)

Связьгос-ва с другими негосуд-ми предприятиямиосуществляется при непосредственномустановлении правилам (ст. 34 35 порядокрегистрации предпр. Учр. Орг-ций)

Гос-воконтролирует порядок

Источник: https://studfile.net/preview/6323474/page:25/

Вопрос 29. Основы административно-правового статуса государственных служащих

28. Основы административно-правового статуса служащих органов

Вопрос 28. Понятие государственного служащего.

Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»

Статья 10. Государственные служащие

1. Федеральный государственный служащий — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

2.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации — гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

3. Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации.

4. Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы.

В статус государственного служащего включаются следующие элементы: права, обязанности, поощрения и гарантии, ответственность.

Названные элементы органически связаны между собой, поскольку только в своей совокупности они как бы образуют реальный статус слу­жащего.

Утрата связи или ослабление внутренних зависимостей этих элементов делает работу служащих неполной, и их положе­ние — ущербным. Поэтому баланс элементов требует их поддер­жания в стабильном состоянии.

Гражданский служа­щий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обя­зательства по прохождению гражданской службы.

Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятель­ность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и полу­чает денежное содержание за счет средств федерального бюдже­та или бюджета субъекта Федерации.

Гражданский служащий имеет право на:

— обеспечение надлежащих организационно-технических условий, не­обходимых для исполнения должностных обязанностей;

— ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должно­стных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста;

— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительностью служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и допол­нительных отпусков,

— оплату труда и другие выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;

— получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на вне­сение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;

— доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим госу­дарственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано

использованием таких сведений;

— доступ в установленном порядке в связи с исполнением должност­ных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации;

— ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его пись­менных объяснений и других документов и материалов;

— защиту сведений о гражданском служащем;

— должностной рост на конкурсной основе;

— профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами;

— членство в профессиональном союзе;

— рассмотрение индивидуальных служебных споров;

— проведение по его заявлению служебной проверки;

-защиту своих прав и законных интересов на гражданской служб( включая обжалование в суд их нарушения;

— медицинское страхование;

— государственную защиту своих жизни и здоровья; жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества;

— государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

Гражданский служащий обязан:

1) соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные за­коны, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации и обеспечивать их исполнение;

2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;

3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные и пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;

6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежа­щего исполнения должностных обязанностей;

7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или за­трагивающие их честь и достоинство;

8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;

9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствам имущественного характера;

10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из граж­данства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;

11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные федеральными законами;

12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может при­вести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению та кого конфликта.

Гражданские служащие подлежат обязательной государст­венной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, ус­тановленных федеральным законом.

Важные государственные функции госслужащих требуют от них добросовестности, честности и стараний по их реализации Отступления от нормативных требований недопустимы. Поэтому важны меры ответственности государственного служащего.

Государственный служащий несет предусмотренную феде­ральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и интересов граждан.

В системе государственной службы совершается, к сожале­нию, немало преступлений.

В УК РФ предусмотрены соответст­вующие составы преступлений и меры ответственности за них Глава 32 «Преступления против порядка управления» содержит ряд статей, в том числе о применении насилия в отношении пред­ставителя власти, его оскорблении, незаконном пересечении госу­дарственной границы, приобретении или сбыте официальных до­кументов и государственных наград, самоуправство. Глава 30 по­священа преступлениям против государственной власти, интере­сов государственной службы и службы в органах местного само­управления. В ней есть статьи о злоупотреблении должностными полномочиями, о превышении должностных полномочий, при­своении полномочий должностного лица, о получении взяток, служебном подлоге, халатности.

Источник: https://studopedia.su/13_96007_vopros--osnovi-administrativno-pravovogo-statusa-gosudarstvennih-sluzhashchih.html

Основы административно-правового статуса служащих органов аппарата государственного управления

28. Основы административно-правового статуса служащих органов

Основы административно-правового статусагос.служащего – это права и обязанности государственных служащих, а также ограничения, связанные с гос.службой, установленные законодательством Республики Беларусь ( Глава 2 Закона №204-З).

Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий государственных служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям. Такие права и обязанности весьма разнообразны.

Государственные служащие независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности имеют право на (ст. 20 Закона №204-З):

1) письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

2) принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

3) посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

4) получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

5) повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;

6) повышение в должности, классе государственного служащего;

7) заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами;

8) участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;

9) публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных актами законодательства;

10) ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

11) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

12) уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

13) отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

14) свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией;

15) здоровые и безопасные условия труда;

16) отставку по основаниям, предусмотренным Законом №204-З;

17) государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение (ст. 20 Законом №204-З).

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Права государственного служащего связаны с выполнением им служебных обязанностей и реализуются с целью выполнения установленных должностных обязанностей.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством перечень прав государственного служащего, приведенный в ст. 20 Закона № 204-З, является гораздо более внушительным: 17 позиций против 8 в ранее действующем. Причем это различие не исчерпывается только количественной характеристикой.

Гораздо большее значение представляет характеристика содержания, сущностного предназначения этих прав. В этой связи можно согласиться с предложенным в литературе (см., например:Старилов Ю.Н. Служебное право. — М.: БЕК. — 1996. — С.

322) делением прав государственных служащих на 3 группы:

1) права, обеспечивающие уяснение государственным служащим своего правового статуса и его правовую защиту (п.1, п.10-12 ст. 20 Закона №204-З);

2) права, способствующие непосредственному выполнению государственным служащим служебных обязанностей (п. 2-4, п. 13 ст. 20 Закона №204-З);

3) права, способствующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод и обеспечивающие его социальные гарантии (п. 5-7, п. 15, п. 13 ст. 20 Закона №204-З).

Государственный служащий обязан : (ст. 21 Закона №204-З)

1. поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

2. исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

3. соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, Законом №204-З и иными законодательными актами;

4. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

5. исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

6. соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

7. не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

8. соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

9. в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

10. сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

11. не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

12. поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.

Законодательными актами могут быть установлены иные обязанности государственного служащего, например на основе соответствующих квалификационных характеристик (закрепляются в должностных положениях и инструкциях).

Обязанности государственного служащего характеризуют сущность, содержание служебной деятельности, ибо реализация государственным служащим государственно-властных полномочий и (или) обеспечение выполнения функций государственных органов — необходимые условия надлежащего функционирования государственной службы.

Занятие государственной должности предполагает не только наделение государственного служащего определенными правами и установление его обязанностей, но и соблюдение государственным служащим ряда ограничений и запретов, обусловленных самим характером государственной службы, спецификой выполняемых государственным служащим государственных функций.

Ограничения, связанные с государственной службой (государственный служащий не вправе) (ст. 22 Закона №204-З):

1. заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

2. принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

3. занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

4. принимать участие в забастовках;

5. заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;

6. выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

7. использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

8. принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность;

9. использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

10. иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

11. принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий, нарушивший требования пунктов 1 — 3 ст. 22 Закона №204-З, подлежит освобождению от занимаемой должности.

цель вышеуказанных правоограничений заключается в обеспечении эффективного функционирования института государственной службы, в создании условий для эффективного осуществления государственным служащим своих должностных полномочий, надлежащей реализации прав и исполнения обязанностей, установлении правовых преград возможному злоупотреблению государственных служащих.

17. Общий порядок прохождения государственной службы. Способы замещения должностей.

Право равного доступа граждан к любым должностям закреплено в Законе №204- З о государственной службе в качестве принципа государственной службы.

Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным настоящим Законом, иными законодательными актами о государственной службе.

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

1. соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

2. необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

3. владение государственными языками Республики Беларусь;

4. знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

5. Для отдельных категорий государственных служащих установлены дополнительные требования

Для лиц, впервые поступающих на государственную службу, проводится квалификационный экзамен.

Экзаменационные вопросы, вопросы для собеседования и тестирования, единые для всех экзаменуемых, разрабатываются Академией управления при Президенте Республики Беларусь и после согласования с Администрацией Президента Республики Беларусь утверждаются ректором этой Академии.

Форма проведения квалификационного экзамена (экзамен, собеседование, тестирование) определяется государственными органами (организациями), в которых созданы экзаменационные комиссии.

Эффективность государственной службы в немалой степени зависит от существующих в государственном аппарате способов замещения государственных должностей. В настоящее время поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения или избрания.

Указанные способы замещения государственной должности оформляются административным актом (указом, решением, постановлением, приказом, распоряжением) соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Следовательно— способы замещение должностей:

1) назначение на государственную должность (самый распространенный)

Заключается контракт, который является основанием для издания приказа (распоряжения) руководителем (должностным лицом) государственного органа.

Государственный служащий должен ознакомиться с административным актом о назначении на должность и подписать его без каких-либо оговорок и тем более возражений, что будет свидетельствовать о сугубо добровольном поступлении гражданина на государственную службу.

2) Утверждение в государственных должностях государственных служащих происходит после назначения их на соответствующие должности.

Например, председатели областного, Минского городского исполнительных комитетов назначаются на государственную должность Президентом Республики Беларусь; председатели районных и городских исполнительных комитетов — председателем областного исполкома, а затем эти должностные лица утверждаются соответствующими Советами депутатов на сессиях путем открытого ания. Кандидатура на соответствующую государственную должность считается утвержденной, если за нее проало большинство депутатов от числа избранных.

3)Путем избрания занимаются выборные должности в органах государственной власти.

Например, государственные должности депутатов Палаты представителей, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов (председателей Совета депутатов и их заместителей), осуществляющих свои полномочия на профессиональной основе, судей Конституционного Суда Республики Беларусь, на которые они избираются Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Суть избрания на государственную должность как одного из способов занятия государственных должностей, путей поступления на государственную службу состоит в выдвижении кандидатуры и акта избрания, оформляемого соответствующим постановлением палаты Парламента или решением местного Совета депутатов.

4) по конкурсу

Источник: https://lektsii.com/1-92637.html

Studio-pravo
Добавить комментарий