27. Территориальное общественное самоуправление: 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается

Разъяснения по созданию и организации деятельности территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании

27. Территориальное общественное самоуправление: 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается

1. Понятие ТОС.

Согласно Федеральному закону от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением (далее – ТОС) понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

ТОС носит общественный характер:

создается по инициативе граждан и не может быть создано по решению органов местного самоуправления;

не наделено законом обязательной компетенцией и решает только добровольно принятые на себя вопросы, за которые несет ответственность;

не имеет собственных властных полномочий, принимаемые решения носят рекомендательный характер;

создается для решения вопросов местного значения;

в любое время может прекратить свою деятельность и ликвидироваться.

2. Нормативно-правовое регулирование ТОС в муниципальном образовании.

Правовую основу деятельности ТОС образуют:

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

— устав муниципального образования;

— муниципальные нормативные правовые акты;

— устав ТОС.

3. Учреждение ТОС.

Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ТОС считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района.

Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

4. Устав территориального общественного самоуправления.

В уставе ТОС необходимо закрепить положения:

1) о территории, на которой осуществляется ТОС;

2) о целях, задачах, формах и основных направлениях деятельности ТОС;

3) о порядке формирования, прекращения полномочий, правах и обязанностях, сроке полномочий органов ТОС;

4) о порядке принятия решений;

5) о порядке приобретения имущества, а также порядке пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) о порядке прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

5. Установление границ территории, на которой осуществляется ТОС.

Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения, городского округа по предложению населения, проживающего на данной территории.

6. Территория деятельности ТОС.

Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан:

— подъезд многоквартирного жилого дома;

— многоквартирный жилой дом;

— группа жилых домов;

— жилой микрорайон;

— сельский населенный пункт, не являющийся поселением.

Данный перечень не является исчерпывающим, представительные органы муниципальных образований вправе дополнить его новыми видами проживания граждан.

7. Формы осуществления ТОС.

Территориальное общественное самоуправление осуществляется:

1) непосредственно населением:

— посредством проведения собраний граждан;

— посредством проведения конференций граждан;

2) посредством создания органов ТОС.

8. Собрания и конференции граждан по вопросам организации и осуществления ТОС.

Собрание граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

9. Полномочия собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС.

К исключительным полномочиям собраний и конференций граждан, осуществляющих ТОС, можно отнести:

1) установление структуры органов ТОС;

2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов ТОС;

4) определение основных направлений деятельности ТОС;

5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.

10. Органы ТОС.

Органы ТОС избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. Граждане самостоятельно определяют структуру и наименование органов ТОС, их численность, срок полномочий.

Избрание членов органа ТОС осуществляется в порядке, определенном Уставом ТОС.

К органам ТОС можно отнести:

— советы (комитеты) микрорайонов, жилых комплексов, поселков;

— объединений жителей-собственников в едином комплексе недвижимого имущества;

— квартальные, уличные, домовые комитеты (советы);

— контрольно-ревизионная комиссия (ревизор) (образование контрольно-ревизионного органа ТОС не является обязательным, если ТОС не будет зарегистрирован в качестве юридического лица).

В Уставе ТОС для организации деятельности и оперативного управления ТОС может быть предусмотрена должность руководителя органа ТОС (председатель).

Для организации и проведения определенного вида работ при органе ТОС могут создаваться группы (комиссии) по различным вопросам (например, по строительству, социальной, культурно-массовой работе и т.п.) из числа жителей ТОС.

11. Права и полномочия органов ТОС.

Органы ТОС:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Реализуя данные правомочия, органы ТОС:

организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и обеспечивают их исполнение;

привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;

содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;

участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;

выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;

осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;

принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;

выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, нецелевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;

кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;

участвуют в охране общественного порядка;

принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;

взаимодействуют в своей работе с общественными организациями

(женсоветами, советами ветеранов и др.);

информируют население о своей работе;

рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения;

осуществляют контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТОС (контроль осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля).

12. Экономические основы деятельности территориального общественного самоуправления.

Финансовые средства ТОС могут складываться из:

собственных средств (доходы от экономической деятельности органов ТОС, добровольные взносы и пожертвования граждан, проживающих на соответствующей территории, добровольные взносы и пожертвования предприятий, учреждений, организаций, иные поступления (в соответствии с законодательством);

привлеченных средств (заемные средства и средства, перечисляемые органами местного самоуправления, гранты).

Органы ТОС самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые средства в соответствии с установленными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.

ТОС может иметь собственные средства и имущество только в случае, если оно является юридическим лицом.

В случае если ТОС не является юридическим лицом, на собрании (конференции) ТОС могут приниматься лишь решения о добровольных взносах населения на определенные цели.

Органы ТОС ежегодно отчитываются об исполнении сметы доходов и расходов перед собранием, конференций граждан, проживающих на территории ТОС.

Порядок составления, утверждения, исполнения сметы доходов и расходов, а также порядок общественного контроля за исполнением сметы устанавливается уставом ТОС.

13. Формы экономической поддержки территориального общественного самоуправления.

Рекомендуются следующие формы экономической поддержки ТОС органами местного самоуправления:

— выделение бюджетных средств на создание и развитие, включая финансирование текущей деятельности;

— материальное поощрение активистов;

— предоставление на безвозмездной основе помещений и оборудования для временного пользования органами ТОС, компенсация расходов;

— конкурсное распределение денежных средств на реализацию социально-значимых программ органами ТОС.

Источник: https://www.altairegion22.ru/gov/administration/isp/kompart/usloviya-tos/TOS-razyasneniya.php

Территориальное общественное самоуправление

27. Территориальное общественное самоуправление: 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

44

Министерство транспорта РФ

Федеральное агентство морского и речного транспорта

МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА

Заочный факультет

Специальность: «Юриспруденция»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Муниципальное право России»

на тему: «Территориальное общественное самоуправление»

2006 г.

Введение

1. Понятие территориального общественного самоуправления

2. Принципы и функции территориального общественного самоуправления

3. Практика организации территориального общественного самоуправления

Заключение

Список использованной литературы

fВВЕДЕНИЕ

Одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» значительно расширяет сферу правового регулирования организации и деятельности территориального общественного самоуправления на федеральном уровне и не содержит указания на законодательное регулирование территориального общественного самоуправления субъектами Федерации (ст. 27), также предусматривает, что территориальное общественное самоуправление может являться юридическим лицом в соответствии с его уставом, а не в соответствии с уставом муниципального образования.

Статья 27. Территориальное общественное самоуправление

1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

2. Территориальное общественное самоуправление осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.

3. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

4. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

5.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения.

Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

6. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.

7. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:

1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

3) избрание органов территориального общественного самоуправления;

4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

8. Органы территориального общественного самоуправления:

1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;

2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

1) территория, на которой оно осуществляется;

2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;

3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

4) порядок принятия решений;

5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/law/00025179_0.html

Тос как форма участия населения в осуществлении местного самоуправления

27. Территориальное общественное самоуправление: 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается

Федеральный закон о местном самоуправлении, называя непосредственные формы демократии, в которых может быть осуществлено местное самоуправление, делит их на два вида:
а) формы непосредственного осуществления местного самоуправления населением;
б) формы участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Реализация форм непосредственного осуществления местного самоуправления населением ведет к принятию властного решения по вопросам местного самоуправления (такое решение может быть принято на референдуме, на выборах принимается решение о создании выборного органа и т.д.). Такие формы, как референдум, выборы, ание по досрочному отзыву выборного должностного лица, сход граждан, являются формами непосредственного решения населением вопросов местного значения.

Нормы, устанавливающие формы участия населения в решении вопросов местного значения, предусматривают, что помимо населения в решении вопросов местного значения участвуют и другие субъекты (органы, должностные лица местного самоуправления).

Реализация форм этой группы ведет только к выявлению мнения по конкретному вопросу местного значения, решать же этот вопрос будут органы местного самоуправления или их должностные лица.

Отличие этих форм друг от друга состоит в том, что формы первой группы являются обязательными.

Среди форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, регламентируемых в Законе, нас в наибольшей степени интересует реализация такой формы, как территориальное общественное самоуправление.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Правовой статус ТОС
Согласно Статье 27 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», под территориальным общественным самоуправлением понимается: «…самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения».

Другими словами, самоорганизация — это деятельность, это еще не организация как общественное формирование. Поэтому юридическим лицом может быть орган ТОС, но не само территориальное общественное самоуправление.

Несмотря на точное определение понятия ТОС в Федеральном законе, до настоящего времени многие активисты ТОС, муниципальные деятели, ученые спорят о сущности территориального общественного самоуправления, относя его то к институтам власти, в частности, к одной из форм организации местного самоуправления, то к общественным объединениям. На самом деле, ответ на этот вопрос однозначен и может быть дан только на основе анализа норм действующего законодательства.

Территориальное общественное самоуправление не может быть отнесено к общественным объединениям граждан, так как в этом случае на него распространялись бы нормы законодательства об общественных объединениях, и его организация и деятельность не могли бы регулироваться указанным выше Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации и местными нормативными актами. Не может быть признан этот институт и властным, в том числе и как одна из форм организации местного самоуправления, так как Конституцией Российской Федерации данный институт в этом качестве не назван. Наличие ТОС не является обязательным, как наличие органов власти. Также, органы ТОС не обладают властными функциями по отношению к населению.

Вместе с тем, территориальное общественное самоуправление позволяет участвовать всем заинтересованным гражданам в решении отдельных вопросов местного значения. То есть — это тот пограничный институт между общественным и властным, который в любом государстве необходим и без которого не может существовать ни одно государство.

Территориальное общественное самоуправление не является самостоятельной формой публично-властной деятельности. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление не служит формой непосредственного осуществления власти. Органы территориального общественного самоуправления не входят в систему органов местного самоуправления и, следовательно, не являются органами, через которые осуществляется власть народа.

Население части территории муниципального образования и органы территориального общественного самоуправления не имеют собственных властных полномочий и не вправе издавать правовые акты; принимаемые ими решения, в отличие от решений органов местного самоуправления, не подкреплены инструментами государственного принуждения.

Конституция РФ и законодательство не предполагают наличия у территориального общественного самоуправления собственной налоговой базы и бюджетных прав.

Вместе с тем территориальное общественное самоуправление в силу его направленности на участие в реализации публичных интересов местного уровня не может быть отнесено исключительно к формам общественной самодеятельности. Не являясь самостоятельным уровнем публичной власти, оно, тем не менее, признается одним из институтов местного самоуправления.

По замыслу законодателя, на этом уровне не требуются инструменты публично властного воздействия и правотворческие полномочия, а достаточно механизмов самоорганизации населения. Определение оптимальных путей решения локальных проблем населения и добровольное исполнение жителями принимаемых на себя обязательств должны составлять основное содержание территориального общественного самоуправления.

Согласно Закону, территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Права и полномочия органов территориального общественного самоуправления
Органы ТОС:

  • представляют и защищают общественные интересы, собственные права, законные интересы граждан, проживающих на данной территории, в органах государственной власти и местного самоуправления, судах и других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и на предприятиях;
  • организуют проведение собраний (сходов), конференций жителей данной территории, принимают решения и организуют их выполнение; привлекают население к работам по улучшению санитарного состояния, по благоустройству данной территории (улиц, скверов, парков, водоемов), их озеленению, к строительству и ремонту дорог и тротуаров, коммунальных сетей, спортивных и детских площадок;
  • содействуют охране памятников истории и культуры, поддержанию в надлежащем состоянии кладбищ, братских могил и иных мест захоронения;
  • участвуют в создании условий для работы с детьми и подростками, подготовке и проведении культурно-массовых и спортивных мероприятий, в создании и работе клубов по интересам по месту жительства, других форм гражданской активности;
  • выявляют одиноких людей, требующих поддержки, малообеспеченные и неблагополучные семьи и сообщают о них в органы местного самоуправления, оказывают им посильную помощь;
  • осуществляют общественный контроль за сроками и качеством проведения ремонта домов, выполнения заявок жильцов организациями, занимающимися эксплуатацией жилого фонда и выполнением жильцами условий договора найма жилого помещения;
  • принимают решение о проведении конкурсов между жителями за надлежащее содержание домов, придомовых территорий, улиц, подводят их итоги;
  • выявляют факты самостоятельного строительства жилых помещений, хозяйственных построек, гаражей, не целевого использования земли и информируют об этом соответствующие органы местного самоуправления;
  • кооперируют денежные и (или) материальные средства на проведение конкретных работ по благоустройству или ремонту объектов коммунального хозяйства;
  • участвуют в охране общественного порядка;
  • принимают меры по обеспечению противопожарной безопасности;
  • взаимодействуют в своей работе с общественными организациями (ДНД, женсоветами, советами ветеранов и др.);
  • информируют население о своей работе;
  • рассматривают в пределах своих полномочий заявления, предложения граждан, ведут прием населения. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ
  • контроль за поступлением и расходованием финансовых ресурсов органа ТОС осуществляется ревизионной комиссией (ревизором), а также соответствующими органами финансового контроля.

Некоторые противоречия в правовом регулировании ТОС
Спорным является вопрос о том, могут ли быть закреплены в Законе исключительные полномочия собраний, конференций граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление. Ведь ТОС — это самоорганизация, как определил законодатель. Самоорганизуясь, граждане сами определяют перечень вопросов, решение которых берут на себя.

К сожалению, в Законе не определены формы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления, за исключением того, что последние могут вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, а ведь перечень таких возможных форм шире.

Например, органы местного самоуправления могут передавать отдельные полномочия органам ТОС, могут принимать решения по согласованию с органами ТОС и т.д.

Почему мы говорим о необходимости определить основные формы такого взаимодействия на федеральном уровне? Дело в том, что на уровне муниципального образования не всегда правильно определены формы взаимодействия органов местного самоуправления и органов TOС.

Так, иногда в уставах муниципальных образований можно встретить норму, согласно которой органы местного самоуправления и органы ТОС определяют сферу совместной компетенции. Но никакой совместной компетенции у этих органов быть не может в силу их различного характера.

Если органы местного самоуправления обладают властными полномочиями, то такими полномочиями не обладают органы ТОС. Последние формируются иным, чем органы местного самоуправления, способом и имеют лишь общественный характер. В силу этого органы ТОС не могут так же, как органы местного самоуправления, принимать властные решения. Отсюда не может быть у этих органов совместной компетенции, которая заключается в том, что по вопросам, входящим в эту компетенцию, властные решения принимают оба субъекта.

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Территориальное общественное самоуправление представляет собой социальную практику самостоятельного и ответственного осуществления населением собственных инициатив по вопросам местного значения. В ее основе лежат процессы самоорганизации граждан по месту жительства.

Эта социальная практика в российских городах получила мощный толчок развития на последнем этапе, начиная с конца 1990-х годов.

Однако предыдущие этапы ее институционализации имеют корни не в XX веке, а значительно раньше: от крестьянской общины и объединения посадских людей — до органов общественной самодеятельности советского времени и советов общественности в микрорайонах на заре перестройки.

Время показало, что залог успеха развития территориального общественного самоуправления находится не только в сфере гражданской активности, готовности людей взять на себя ответственность за решение возникающих по месту жительства вопросов, но и в поддержке со стороны органов местного самоуправления.

На практике ТОС чаще всего образуется на территориях микрорайонов, кварталов, улиц, дворов, а в домах и отдельных подъездах избираются уполномоченные выборные лица ТОС — старшие по домам и старшие по подъездам.

Например, в Новосибирске к середине 2007 года насчитывалось 106 советов микрорайонов, 562 уличных комитета, 189 домовых комитетов, 5527 старших по домам и 10 499 старших по подъездам.

Подобные системы органов и выборных лиц ТОС сложились в Краснодаре, Твери, Барнауле, Омске, Кемерове, Сургуте и других городах, а их основы были заложены еще в конце 1980-х гг. Например, в Барнауле советы микрорайонов начали создаваться в этот период времени в порядке эксперимента.

Первым нормативным актом стало Положение «Об общественном самоуправлении микрорайонов города Барнаула», утвержденное 19 июня 1990 года президиумом Барнаульского городского Совета народных депутатов. На сегодняшний день в этом городе с численностью населения 603,5 тыс. чел.

функционирует 34 совета микрорайонов, каждый из которых обладает правами юридического лица. В Омске с численностью населения 1133,9 тыс. чел. создано 73 комитета ТОС в границах микрорайонов. В Ишиме население составляет 67 тысяч человек, из них 40% проживают в домах частного сектора, на территории которого действует 9 крупных органов ТОС.

Также в этом городе сумели сохранить 127 квартальных комитетов, которые активно работали еще до перестройки. В Кемерово с численностью населения почти 475 тыс. человек работают 32 комитета ТОС, 832 уличных комитета, 1003 домовых комитета, 1015 старших по домам, 3423 старших по подъездам, 79 советов общежитий, 371 старший по этажу общежития. В целом по стране это общественное движение вовлекает огромное число людей в сферу гражданской активности.

Территориальное общественное самоуправление представляет собой форму участия населения в местном самоуправлении. Однако в крупном городе смысл понятия «самоуправление» искажается, поскольку власть в нем отдалена от населения примерно в той же степени, что и в субъекте Федерации.

Например, город Новосибирск опережает по числу жителей почти пятьдесят субъектов Российской Федерации, в границах которых созданы органы государственной власти и отдельные муниципальные образования с органами местного самоуправления. По данным Всероссийской переписи населения 2002 года, на территории города проживало 1425,6 тыс. чел.

Самый близкий по численности — Ханты-Мансийский автономный округ, на территории которого расположено 106 самостоятельных муниципальных образований.

Такой характер управления частично компенсируется самоуправляющимися сообществами на внутригородских территориях — объединениями граждан по месту жительства, функционирующими в системе территориального общественного самоуправления. Они исполняют роль посредников между населением и органами власти.

Тем самым устанавливается стабильная обратная связь с населением через институты гражданского общества. Кстати сказать, в 75% крупнейших городов с населением свыше 500 тыс.

человек, главы которых приняли участие в проведенном два года назад экспертном опросе , развивается территориальное общественное самоуправление; в 63-64% — средних и больших городов и лишь в 27% малых городов.

ТОС предполагает самостоятельное и ответственное осуществление населением собственных инициатив, когда территориальные сообщества не находятся в иерархических связях с какими-либо структурами, обеспечивают соответствие своей деятельности только нормам права и должны быть гарантированы от вмешательства извне.

На практике эта характеристика часто искажается, — когда органы ТОС ставятся в иерархическую зависимость от органов местного самоуправления. Еще более распространенным случаем является использование финансовых инструментов влияния на территориальное общественное самоуправление.

Поэтому органы ТОС часто опасаются администрирования, возникновения отношений подчинения местным администрациям, поскольку это противоречит самой сущности территориального общественного самоуправления.

В какой мере распространено территориальное общественное самоуправление в российских муниципальных образованиях? О фактическом осуществлении ТОС в своем муниципальном образовании сообщили лишь 29% глав муниципальных образований.

Для сравнения: в 62-64% обследованных муниципальных образованиях проходят собрания (конференции) и сходы по месту жительства. Однако полезной считает эту форму самоуправления большее число респондентов — 80% всех опрошенных (чаще всего в малых городах и сельской местности).

Собрания и конференции по месту жительства проходят чаще всего в городских поселениях и округах, а сходы — на селе. При этом первые — форма реализации территориального общественного самоуправления.

Такая разница в ответах респондентов связана, по-видимому, с тем, что ТОС ассоциируется респондентами больше с наличием институциональной структуры, чем с соответствующими социальными практиками и поведением граждан.

Таким образом, территориальное общественное самоуправление имеет оформление на институциональном уровне (закреплено в специальных нормативных правовых актах, имеет организационные структуры в виде советов микрорайонов, уличных комитетов и т.д.

) в каждом втором городском округе, в каждом третьем муниципальном районе, почти в каждом третьем городском поселении и каждом четвертом сельском поселении.

Однако социальные практики общественной активности по месту жительства — проведение субботников, собраний по месту жительства, участие населения в благоустройстве, организации досуга по месту жительства — имеют место в подавляющем большинстве российских муниципальных образований.

Очень важно фиксировать на этом внимание и оценить масштаб распространения территориального общественного самоуправления, поскольку именно органы ТОС являются самыми ближайшими и надежными партнерами органов власти в решении вопросов местной жизни.

Эту форму участия населения в местном самоуправлении считают полезной в современных условиях 67% опрошенных глав городских округов, 43% глав муниципальных районов, 39% глав городских поселений и 30% глав сельских поселений.

Видно, что ценность этого ресурса для представителей государства уменьшается по мере сокращения дистанции между органами власти и населением.

При этом согласно данным наших опросов, именно главы малых городов полагают, что их население больше всего страдает от плохого отношения самих жителей к сохранности жилья и дворовых территорий.

РЕЗУЛЬТАТЫ ТОС: ОТ МАЛЫХ ДЕЛ — К ВКЛАДУ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Территориальное общественное самоуправление на сегодняшний день представляет собой мощный ресурс социально-экономического развития поселений. Оно вносит существенный вклад в решение вопросов местного значения, который пока, к сожалению, не имеет достаточной статистической оценки.

Сфера деятельности ТОС ограничена вопросами местного значения — вопросами непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения. Федеральный закон от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит список таких вопросов для каждого типа муниципальных образований.

Ограничения накладываются лишь на те вопросы, которые отнесены к исключительной компетенции иных субъектов, функционирующих в системе местного самоуправления.

Эти законодательно закрепленные вопросы местного значения представляют собой институциональные рамки деятельности ТОС.

Реальные права на участие в решении тех или иных вопросов должны быть конкретизированы в нормативно-правовых актах муниципальных образований.

На практике ТОС выполняют разнообразные функции (в рамках законодательно установленной компетенции), удовлетворяя многие потребности и решая широкий круг проблем жителей определенной территории.

Перечисление направлений деятельности органов ТОС дает нам представление о широте сферы их деятельности.

Это — благоустройство территории, помощь пожилым людям, организация досуга и занятости детей и подростков, проведение дворовых праздников и спортивных соревнований, содействие в проведении паспортизации, охране и поддержании правопорядка, строительство игровых и спортивных площадок, защита прав и интересов жителей и многие другие.

Несмотря на достаточную широту функций, выполняемых территориальным общественным самоуправлением, многие представители ТОСовского движения отмечают, что их сообщества могли бы делать еще больше, если бы у них имелось достаточно денежных средств. На сегодняшний день проблема финансирования ТОСов очень остра, хотя существует достаточно много цивилизованных способов получения территориальными сообществами денежных средств, которые не ставят их в зависимость от местных администраций.

Выполнение органами ТОС своих функций зависит от множества факторов. Важнейшая роль принадлежит желаниям, побуждениям членов территориальных сообществ, — мотивации участвовать в территориальном общественном самоуправлении.

Однако решение проблем зависит не только от активности этих людей, но и от усилий органов власти.

В такой ситуации основная задача состоит в повышении эффективности взаимодействия между органами местного самоуправления и объединениями граждан по месту жительства.

ПРОБЛЕМЫ ТОС
Итак, резюмируя вышесказанное, а также основываясь на анализе практической деятельности ТОС в разных регионах России, выделим основные проблемы, с которыми сталкивается сегодня территориальное общественное самоуправлении. Это:

  • непонимание сущности ТОС;
  • сложности с юридической регистрацией ТОС;
  • проблемы в разграничении полномочий между муниципальными органами власти и органов ТОС;
  • недостаточная инициатива граждан в создании ТОС;
  • различная степень активности комитетов ТОС на местах;
  • ресурсная (в первую очередь – финансовая) необеспеченность деятельности органов ТОС;
  • недостаточность материального стимулирования активистов ТОС.

Источник: http://cmokhv.ru/materials/mat20161212/

Что такое ТОС и зачем он нужен? | Территориальное общественное самоуправление городского округа город Воронеж

27. Территориальное общественное самоуправление: 1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается

Более 12 лет назад в Российском законодательстве появилось положение предоставляющее гражданам самостоятельно принимать участие в управлении при решении вопросов местного значения. В Воронежской области закон о территориальном самоуправлении был принят ещё в 2000 году. Первая статья закона определяет понятие территориального общественного самоуправления (далее ТОС).

Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон №131-Ф3) предусмотрено, что одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления является территориальное общественное самоуправление (ТОС).

«Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения» (часть 1 статьи 27).

ТОСы возникают как «снизу», так и «сверху» Предполагается, что ТОСы возникают там и тогда, где и когда люди начинают самостоятельно заботиться о комфорте, чистоте и красоте своего двора, своей улицы или даже своей деревни.

Такое тоже бывает, если территории сильно повезет на активного и конструктивного неформального лидера, который вдруг прочитал и понял статью 27 из ФЗ- 131.

ТОСы такого типа создаются «снизу», сугубо по инициативе жителей, которым приходится затем уговаривать органы МСУ их зарегистрировать, как и положено по закону, и разрешить взять часть забот по содержанию территории на себя, причем безвозмездно.

Тосовский труд на благо местного сообщества, преимущественно, волонтерский, причем свои мероприятия тосовцы организуют и проводят полностью сами, власть может только подсказывать, как сделать правильно, и поддержать инициативу небольшим вложением в виде стройматериалов на благоустройство или ремонт общественно-значимых объектов.

Из определения следует, что ТОС не может охватывать всю территорию муниципального образования, не является органом власти, при этом является частью местного самоуправления как института демократии.

Это одна из форм участия населения в местном самоуправлении, а именно к развитию этого участия и призывает, начиная с мая 2014 года, все уровни власти Президент России. В то же время ТОС не является в чистом виде общественной самодеятельностью.

ТОС считается официально созданным только после официальной регистрации. ТОСы без юридического лица регистрируют уполномоченные органы МСУ.

ТОСы с юридическим лицом — террорганы Минюста, при этом в составе документов для регистрации должен быть документ от муниципалитета. В этом смысле ТОС — наиболее удобная форма локального волонтерства, деятельность которой в любом случае подконтрольна муниципалитетам и может регулироваться муниципальными НПА.

Наиболее впечатляющие результаты представлены в сельской местности, когда люди, поняв, что никто им этого не сделает в обозримом будущем, самостоятельно ремонтируют колодцы и водонапорные башни, дороги, пешеходные мосты и т. д.

Власть здесь только помогает советами по соблюдению требований по техбезопасности, техникой и стройматериалами, выделяемыми по программам поддержки гражданских инициатив и т.д. Важно, что, работая инициативно и для себя, тосовцы не обязаны собирать и оформлять пакеты документации о ремонте и строительстве, участвовать в торгах по ФЗ-44.

Но при этом власть не может напрямую поручить общественникам отремонтировать, к примеру, участок дороги, иначе это уже будет муниципальным заданием, и ТОС, наравне с прочими участниками рынка, должен будет бороться за него на торгах, а ни один ТОС не располагает таким объемом капитала, чтобы предоставить финансовые гарантии.

Значит, власть должна предоставить гражданам полную свободу принятия решения: что для них на данный момент важнее — дорога или клуб.

Это решение должно быть оформлено протоколом схода или собрания ТОСа, затем копия протокола должна быть под- шита в дело ТОСа, заведенного в муниципалитете, и на основании этого протокола бюджетная комиссия муниципалитета или представительный орган, или иной уполномоченный орган МСУ принимает решение о софинансировании гражданского проекта. Однако никто не мешает представителям муниципалитетов выступать в качестве приглашенных гостей на тосовских сходах и собраниях.

Для чего нужно общественное самоуправление?

Основной задачей общественного самоуправления является обустройство и благоустройство места проживания, создание инфраструктуры. Для этой цели ТОС вправе создавать объекты коммунально-бытового и социально-культурного назначения. ТОС разрабатывает проекты планов и программы развития соответствующей территории.

Законодатель определяет довольно обширный перечень полномочий общественного самоуправления куда входит и контроль за качеством уборки территории, и организация работы по благоустройству и озеленению территории, созданию детских площадок, мест отдыха, физкультурно-оздоровительных комплексов, а так же учреждать коммерческие и некоммерческие организации для осуществления  деятельности в интересах жителей территории общественного самоуправления.

Как финансируется территориальное самоуправление?

Вся деятельность ТОС финансируется в основном за счёт личных средств жителей территории, однако законодатель определяет, что территориальное самоуправление может получать и бюджетные средства, а так же определяется довольно широкий спектр возможностей получения грандов и целевого финансирования.

Очевидная польза ТОС

Потенциальный положительный эффект от деятельности ТОС наблюдается как для региональной, так и для муниципальной власти, и, конечно, для населения.

Для субъекта федерации:

  1. Эффективные рычаги управления территориями.
  2. Инструменты выявления, актуализации и мобилизации собственных внутренних резервов территории, ее бизнеса и общественности для решения задач по содержанию и развитию данной территории.
  3. Возможность экономии бюджетных средств по ряду социально-значимых направлений расходов с перспективой увеличения бюджетных инвестиций в развитие реальных секторов экономики.
  4. Механизмы мониторинга и мягкой коррекции общественного мнения, создания позитивного имиджа органов публичной власти и их руководителей.
  5. Гарантия формирования и активизации конструктивно настроенного электората и, в целом, гражданского общества.
  6. Вклад в формирование позитивного имиджа и узнаваемого бренда субъекта Федерации, рост инвестиционной привлекательности территории.

Для муниципального образования:

  1. Социально-экономическое развитие территории муниципалитета становится управляемым и предсказуемым за счет укрепления взаимодействия органов МСУ с населением.
  2. Состояние территории муниципалитета выходит из зависимости от общей финансово-экономической конъюнктуры.
  3. Гарантия участия жителей в решении наиболее острых проблем территории в различных социально-значимых сферах.
  4. Гарантия выявления и вовлечения в управленческий инструментарий скрытых или не актуализированных социально-экономических ресурсов территории, что, в т.ч. повышает инвестиционную привлекательность территории.
  5. Гарантия экономии расходов бюджета по социально-значимым направлениям за счет необязательности для ТОСов выполнять требования ФЗ-44 и иного антимонопольного законодательства.
  6. Возможность полного контроля органа МСУ за эффективностью расходования ТОСами выделяемых бюджетных средств.
  7. Самый быстрый, надежный и комфортный способ реализации норм федерального законодательства об общественном контроле, поддержке социально ориентированных НКО и иных законов, касающихся развития гражданского общества.
  8. Механизм выявления и формирования конструктивного электората, оздоровления социального климата, повышения уровня удовлетворенности граждан условиями жизни в муниципалитете.
  9. Возможность для создания муниципального кадрового резерва, прежде всего, для представительного органа МСУ. 10. Механизм воспитания грамотного, социально ответственного и активно- го собственника и налогоплательщика.

Для населения самоуправляющейся территории:

  1. Каждый житель может заявить о важной для него лично проблеме и принять непосредственное участие в ее решении.
  2. Каждый житель может реализовать свой личный потенциал для улучшения качества жизни на своей территории и заслужить тем самым уважение соседей.
  3. Каждый житель может воспользоваться механизмами ТОСа для создания своего позитивного политического имиджа, для старта в своей политической или управленческой карьере.
  4. Каждый житель может установить надежные рабочие и личные контакты с представителями органов власти, участвовать в формировании наказов для выборных должностных лиц органов власти.
  5. Жители территории получают реальные, определенные и защищенные законодательством возможности непосредственно участвовать в распределении бюджетных средств и контроле за эффективностью бюджетных расходов.

Как создать ТОС?

1. Без создания юридического лица (рекомендуемая управлением региональной политики правительства Воронежской области форма)

2. С созданием юридического лица Регистрируется в органах юстиции как некоммерческая организация в соответствии с законодательством РФ. В данном случае необходимо предусмотреть издержки, связанные с содержанием юридического лица.

Этапы учреждения ТОС

1 этап «Предварительное собрание»

Для начала, Вам необходимо провести предварительное собрание среди жителей той территории, на которой вы хотите учредить ТОС. На предварительном собрании вам необходимо обсудить следующие вопросы:

1.Избрать Председателя и секретаря собрания.

2. Информировать Граждан о требованиях Положения «о территориальном  общественном самоуправлении» в вашем муниципальном образовании.

3.Проать за создание ТОС.( Самый важный пункт повестки)

4.Избрание инициативной группы для проведения мероприятий по созданию ТОС

2 Этап « Согласование организационных вопросов с Администрацией города»

Далее инициативной группе необходимо обратиться в Администрацию для согласования границ образуемого ТОСа и предоставлении жителям схемы территории, справки о численности населения, достигшего 16 –ти летнего возраста.( Все эти документы понадобятся для подачи заявления в городскую думу).

3 этап «Подача заявления в городскую думу»

Инициативная группа  подает  заявление  об установлении границ территории деятельности ТОС в городскую думу. Для принятия решения в вашу пользу необходимо соблюсти следующие условия:

  1. Границы территории ТОС не могут выходить за пределы территории муниципального образования.
  2. Территория, на которой осуществляется ТОС, как правило, должна составлять единую территорию.

Заявление об установлении границ территории деятельности ТОС подписывается инициативной группой. Заявление должно содержать следующие сведения:

       1. ФИО       2. Адрес места жительства.

       3. Паспортные данные подписавшихся.

Источник: http://tos36.ru/%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D1%82%D0%BE%D1%81-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC-%D0%BE%D0%BD-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD/

Page 3

Собрания, конференции граждан являются формами участия населения в местном самоуправлении, одним из самых доступных средств самоорганизации населения в небольших муниципальных образованиях либо на части территории муниципальных образований. В последнем случае они являются частью системы ТОС.

Право граждан участвовать в местном самоуправлении путем проведения собраний, конференций закреплено в ст. 29, 30 Федерального закона № 131-ФЗ.

Подробно регламентировать порядок созыва и проведения собраний, сходов, конференций граждан должны уставы муниципальных образований в соответствии с законами субъектов РФ.

Собрания граждан. В соответствии со ст. 29 Федерального закона № 131-ФЗ для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления ТОС на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом ТОС.

Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.

Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления ТОС определяется уставом ТОС.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением ТОС, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом ТОС. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию.

Конференции граждан (собрания делегатов). В соответствии со ст.

30 Федерального закона № 131 -ФЗ в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом ТОС, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан.

Порядок назначения и проведения конференции граждан, избрания делегатов определяется уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги конференции граждан подлежат официальному опубликованию.

Page 4

В ст.

31 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Как уже говорилось выше, результаты опроса носят рекомендательный характер.

В опросе имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Опрос граждан проводится по инициативе:

  • 1) представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования — по вопросам местного значения;
  • 2) органов государственной власти субъектов РФ — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения.

Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом муниципального образования. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:

  • 1) дата и сроки проведения опроса;
  • 2) формулировка одного или нескольких вопросов, предлагаемых при проведении опроса;
  • 3) методика проведения опроса;
  • 4) форма опросного листа;
  • 5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.

Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется за счет средств: 1) местного бюджета — при проведении опроса по инициативе органов местного самоуправления; 2) бюджета субъекта РФ — при проведении опроса по инициативе органов государственной власти соответствующего субъекта РФ.

Согласно Положению об опросах граждан на территории Сергиево-Посадского муниципального района[1] опрос может проводиться на всей территории района либо на ее части. Опрос проводится путем тайного, поименного или открытого ания в течение одного или нескольких дней.

Тайное ание проводится по опросным листам (бюллетеням) в пунктах проведения опроса. Поименное ание проводится по опросным спискам в пунктах проведения опроса и (или) по месту жительства участников опроса. Опрос может также проводиться в форме открытого ания на собраниях жителей.

Организация и проведение таких собраний осуществляются в соответствии с Положением о собраниях и конференциях граждан на территории Сергиево-Посадского муниципального района.

Опрос признается состоявшимся, если в ании приняли участие более 20% граждан, имеющих право на участие в опросе.

Источник: https://studref.com/390709/pravo/territorialnoe_obschestvennoe_samoupravlenie

Studio-pravo
Добавить комментарий