27. Классификация органов исполнительной власти: Критерии, в соответствии с которыми действующие органы исполнительной

Основания классификации органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти в зависимости от характера их компетенции

27. Классификация органов исполнительной власти: Критерии, в соответствии с которыми действующие органы исполнительной

Конституция РФ, закрепляя единую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает иx полного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура» федеральных органов исполнительной власти, отсутствует четкая научная классификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительной власти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерации разработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этом законы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать все элементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия, ответственность, организацию работы.

В Российской Федерации создано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню их нахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности, сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования, характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификации этих органов.

В зависимости от критерия, который лежит в основе классификации, можно выделить следующие виды органов исполнительной власти:

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации (в зависимости от федеративного государственного устройства страны):

а) федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты и др.);

б) органы исполнительной власти субъектов РФ: республик, краев, областей, городов республиканского значения (Москва и Санкт-Петербург), автономной области и автономных округов.

Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно-властные полномочия.

Традиционно в этом случае говорят о территориальном масштабе деятельности соответствующих органов исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей Российской Федерации, могут создавать свои территориальные органы, которые не входят в систему органов исполнительной власти субъектов РФ (хотя их деятельность осуществляется в соответствующих субъектах РФ), а также территориально-региональные органы исполнительной власти, компетенция которых распространяется на территорию нескольких субъектов РФ (экономический район, военный округ; соответственно можно говорить об органах управления в определенном экономическом районе, органах военного управления).

Принцип федерализма способствует формированию единой системы органов исполнительной власти, предполагающей как непосредственную подчиненность нижестоящих органов вышестоящим, так и известную самостоятельность, которая обеспечивается действующим законодательством.

Именно с учетом принципа федерализма следует разрабатывать основные критерии распределения полномочий федеральных, региональных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также определять основы взаимодействия и порядок разрешения споров и коллизий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ.

2. По субъекту, в ведении которого находится право формировать (учреждать) органы:

а) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самой Российской Федерацией в соответствии с конституционными положениями, отнесшими процедуру образования этих органов к ведению Федерации. Следовательно, к этой группе принадлежат лишь федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы;

б) органы исполнительной власти, которые формируются (учреждаются) самими субъектами РФ на основании положений Конституции РФ, конституций (уставов) и законов субъектов РФ. Право образования этих органов отнесено к ведению субъектов РФ.

Органы исполнительной власти, формируемые в субъектах РФ, могут находиться в так называемом двойном подчинении, т.е.

подчиняться не только президентам, главам администраций, но и соответствующим федеральным органам исполнительной власти.

Например, управление внутренних дел администрации субъекта РФ (края или области), подчиняется и главе администрации этого субъекта РФ (губернатору), и министру внутренних дел РФ.

3. По организационно-правовым формам:

а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например, Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;

б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей — субъектов РФ);

в) комитеты, комиссии, (республиканские);

г) российские агентства, федеральные службы (они имеют свои территориальные органы государственного управления);

д) администрации;

е) мэрии;

ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).

5. По характеру компетенции (или содержанию деятельности):

а) органы исполнительной власти общей компетенции осуществляют управление на подведомственной территории всеми или большинством отраслей и сфер деятельности (управления) по всем основным вопросам их деятельности. Этим органам принадлежит так называемая общая компетенция, т.е. они могут решать общие вопросы социального, экономического, культурного, административно-политического строительства на соответствующей территории;

б) органы отраслевой компетенции осуществляют управление подчиненными им отраслями в различных сферах государственной деятельности.

Ими являются, как правило, федеральные и республиканские министерства и образуемые ими иные отраслевые органы государственного управления.

В субъектах РФ также создаются органы отраслевого управления, выступающие структурными образованиями (например, администраций краев, областей) и осуществляющие деятельность в рамках конкретной отрасли управления;

в) органы межотраслевой компетенции выполняют специальные функции для всех или для большинства отраслей и сфер деятельности (управления). Орган исполнительной власти межотраслевой компетенции учреждается в целях обеспечения координации в управлении делами в конкретной отрасли и сфере деятельности.

6. По порядку принятия управленческих решений (правовых актов управления):

а) коллегиальные органы;

б) единоначальные органы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_120042_osnovaniya-klassifikatsii-organov-ispolnitelnoy-vlasti-vidi-organov-ispolnitelnoy-vlasti-v-zavisimosti-ot-haraktera-ih-kompetentsii.html

Классификация органов исполнительной власти

27. Классификация органов исполнительной власти: Критерии, в соответствии с которыми действующие органы исполнительной

Существует различные основания для классификации органов исполнительной власти:

1) по основаниям образования:

— образуемые на основе Конституции РФ и конституционных актов субъектов Федерации (президенты, правительства и т.д.);

— создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных актов (министерства, государственные комитеты, управления и т.д.);

2) по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством России и территориальным масштабом деятельности:

— федеральные (Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства);

— региональные (представители Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и т.д.);

— органы исполнительной власти субъектов Федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

3) по порядку образования:

— избираемые (президенты, главы администраций субъектов Федерации);

— образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов республик и глав администраций субъектов Федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

4) по объему и характеру компетенции:

— органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления и решающие все вопросы на определенной территории (Правительство РФ, президенты республик, губернаторы, правительства субъектов Федерации и т.д.);

— органы отраслевой компетенции, ведающие отдельными отраслями управления (министерства, комитеты);

— органы межотраслевой компетенции, осуществляющие межотраслевое (функциональное) управление (государственные комитеты статистики, стандартизации, метрополии и сертификации и т.д.);

— органы специальной компетенции, осуществляющие контрольные и надзорные функции (надзоры);

— органы внутриотраслевой компетенции, осуществляющие управление определенной сферой деятельности в рамках отрасли;

5) по организационно-правовой форме: правительства; советы министров, имеющие статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и т.д.;

6) по порядку принятия решений:

— единоначальные органы, в которых подведомственные им вопросы решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

— коллегиальные органы, принимающие решения в подведомственной области коллегиально (Правительство РФ, правительства субъектов Федерации, государственные комитеты и т.д.);

7) по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

— основные, которые непосредственно выражают и осуществляют волю государства и принимают от его имени обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.);

— вспомогательные органы, которые обеспечивают деятельность основных и не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

Вспомогательные органы действуют при основных органах внутри самой исполнительной власти и могут быть двух видов: консультативные и координационные.

Консультативные занимаются предварительным рассмотрением вопросов, готовят по ним предложения юридического или технического характера. Эти органы могут создаваться на постоянной или временной основе и включать как государственных служащих, так и экспертов, представителей общественности.

Координационные органы образуются в виде правительственных или межведомственных комиссий для подготовки предложений по вопросам общегосударственного значения или требующим межотраслевой координации. Решения этих комиссий обязательны для всех представленных в них органов.

Глава 2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение

Система федеральных органов исполнительной власти

В нормативных актах используются два понятия «система» и «структура» органов исполнительной власти. Для более глубокого анализа и практического применения необходимо четко толковать эти понятия[8].

Под системой в общефилософском смысле понимается «объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места»[9].

Структура – это способ связи «внутренних связей и отношений системы»[10]. Структура определяет функциональную деятельность системы, линию ее поведения, характер взаимодействия. Она отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств.

Из приведенных определений делаем вывод: понятия «система» и «структура» обеспечивают целостность и целенаправленность системы.

Система органов всегда имеет внутреннее устройство; структура же не существует вне системы.

В Конституции РФ понятие «система органов исполнительной власти» отграничивается от понятия «орган исполнительной власти». В последнем случае выделяется главное: с помощью органов государство реализует свои функции.

Понятие «система органов исполнительной власти» закрепляет основные свойства органов, отражает способ связи между органами, иерархичность их построения. Сами органы в данном случае отступают на второй план, образуя структурные звенья в составе единой системы.

Итак, система органов исполнительной власти — это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения полномочий между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации.

Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении.

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года была произведена реформа федеральных органов исполнительной власти. В соответствии с этой реформой в систему федеральных органов исполнительной власти входят:

Федеральное министерство: осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию;

Федеральная служба: осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

Федеральное агентство: осуществляет функции по оказанию государственных услуг[11], по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору[12].

Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти с 21 мая 2012 г.

Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Утверждается с 1994 г. при каждой смене Правительства (в период работы Правительства одного состава в нее вносятся изменения).

Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

· Министерство внутренних дел Российской Федерации

· Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

· Министерство иностранных дел Российской Федерации

· Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

· Министерство обороны Российской Федерации

· Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству

· Федеральная служба по техническому и экспортному контролю

· Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств

· Федеральное агентство специального строительства

· Министерство юстиции Российской Федерации

· Федеральная служба исполнения наказаний

· Федеральная служба судебных приставов

· Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

· Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

· Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)

· Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

· Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

· Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

· Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

· Министерство здравоохранения Российской Федерации

· Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения

· Федеральное медико-биологическое агентство

· Министерство культуры Российской Федерации

· Федеральное архивное агентство

· Федеральное агентство по туризму

· Министерство образования и науки Российской Федерации

· Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

· Федеральное агентство по делам молодёжи

· Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

· Федеральная служба по надзору в сфере природопользования

· Федеральное агентство водных ресурсов

· Федеральное агентство лесного хозяйства

· Федеральное агентство по недропользованию

· Министерство промышленности и торговли Российской Федерации

· Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

· Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока

· Министерство регионального развития Российской Федерации

· Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству

· Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

· Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций

· Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям

· Федеральное агентство связи

· Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

· Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

· Федеральное агентство по рыболовству

· Министерство спорта Российской Федерации

· Министерство транспорта Российской Федерации

· Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

· Федеральное агентство воздушного транспорта

· Федеральное дорожное агентство

· Федеральное агентство железнодорожного транспорта

· Федеральное агентство морского и речного транспорта

· Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации

· Федеральная служба по труду и занятости

· Министерство финансов Российской Федерации

· Федеральная налоговая служба

· Федеральная служба финансово-бюджетного надзора

· Федеральное казначейство (федеральная служба)

· Министерство экономического развития Российской Федерации

· Федеральная служба по аккредитации

· Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

· Федеральная служба по интеллектуальной собственности

· Федеральное агентство по государственным резервам

· Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

· Министерство энергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации

· Федеральная антимонопольная служба

· Федеральная служба государственной статистики

· Федеральная служба по оборонному заказу

· Федеральная миграционная служба

· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

· Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка

· Федеральная таможенная служба

· Федеральная служба по тарифам

· Федеральная служба по финансовым рынкам

· Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

· Федеральное космическое агентство

· Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации

Источник: https://studopedia.net/9_41836_klassifikatsiya-organov-ispolnitelnoy-vlasti.html

Studio-pravo
Добавить комментарий