26.Источники административного права: понятие, система

26.Источники административного права: понятие, система

26.Источники административного права: понятие, система

Источникиадминистративного права — это внешниеформы выражения административно-правовыхнорм. В практическом варианте имеютсяв виду юридические акты различныхгосударственных органов, содержащиетакого рода правовые нормы, т.е. нормативныеакты.

Многообразиеадминистративно-правовых норм предполагаети многообразие содержащих и выражающихих источников. К их числу относятся:

1.Конституция РФ, многие из норм которойимеют прямую административно-правовуюнаправленность. Вместе с тем источникамиадминистративного права являютсяконституции республик, входящих в составРоссийской Федерации; уставы (основныезаконы) краев, областей, городовфедерального значения, автономнойобласти, автономных округов.

2.Законодательные акты РоссийскойФедерации, а также ее субъектов. Наибольшеезначение при этом имеют законы РоссийскойФедерации, поскольку они содержатадминистративно-правовые нормы, действиекоторых распространяется и на еесубъекты.

Внастоящее время законодательная формаисточников административного правазначительно расширена. Соответственноадминистративно-правовые нормы могутнайти свое выражение и в законодательныхактах представительных органов всехсубъектов Федерации.

3.Нормативные указы Президента РФ (ст. 90Конституции РФ), а также утверждаемыеего указами положения.

Следуетуказать также на утверждаемые имположения о федеральных органахисполнительной власти (например, оМинистерстве юстиции РФ и др.).

Источникамиадминистративного права являются иуказы высших должностных лиц субъектовРФ.

4.К числу источников административногоправа относятся также нормативныепостановления Правительства РФ (ст. 115Конституции РФ).

Источникамиадминистративного права могут бытьтакже нормативные постановленияправительств субъектов Федерации.

5.В межотраслевом и отраслевом масштабев качестве источников административногоправа служат нормативные акты федеральныхминистерств, служб и агентств РоссийскойФедерации, а также исполнительныхорганов государственной власти субъектовФедерации.

6.Источниками административного праваявляются также нормативные актыпредставительных и исполнительныхорганов местного самоуправления вслучае наделения этих органов закономнеобходимыми государственнымиполномочиями (ст. 132 Конституции РФ).

7.Административно-правовые нормы могутнайти свое выражение в межгосударственныхсоглашениях, которые в таких случаяхследует рассматривать в качествеисточников административного права.

8.Наконец, источниками административногоправа внутриорганизационного характераможно назвать нормативные актыруководителей государственных корпораций,концернов, объединений, предприятий иучреждений (или акты их коллективныхорганов).

Действие содержащихся в нихнорм ограничено рамками данногоформирования, например, Правиламивнутреннего трудового распорядка.

Внекоторых случаях нормативные актыгосударственных корпораций, концерновмогут выходить за границы данныхколлективных образований (например, всфере топливно-энергетическогокомплекса).

Приведеннаямногообразная система источниковадминистративного права остро ставитпроблему систематизации и кодификацииадминистративно-правовых норм.

Административноеправо относится к числу самыхнесистематизированных, а тем более -некодифицированных отраслей правовойсистемы России. Во многом это объясняетсяего многопрофильностью.

Долгиегоды четких подходов к его систематизациине наблюдалось. Между тем административноеправо по сравнению с многими другимиотраслями права отличается исключительноймобильностью (постоянные изменения,преобразования, модификация).

КонституцияРФ создает прочную правовую базу дляпроведения такого рода работы, включаяформирование стабильного законодательствапо кардинальным вопросам организациифункционирования механизма исполнительнойвласти, упорядочения огромного массивадействующих административно-правовыхнорм различного уровня, нередко устаревшихи противоречивых.

Посуществу, сейчас кодифицирован лишьодин институт российского административногоправа. Имеется в виду Кодекс РФ обадминистративных правонарушениях,объединивший нормы материального ипроцессуального административногоправа. Но это лишь частичная кодификация.

Конечно, трудно представить возможностьобщей административно-правовойкодификации.

В силу этого на первый планвыдвигается задача систематизацииадминистративно-правовых норм, приведенияих в соответствие с потребностямисегодняшнего дня, с интересами проводимойсоциально-экономической и административнойреформ, с институтами, закрепленными вКонституции.

Разумеется, при этомтребуется существенное обновлениесоответствующего административно-правовогонормативного материала, а также устранениедовольно частых пробелов вадминистративно-правовом регулированииуправленческих общественных отношений,инкорпорация административного права(объединение и расположение всистематизированном порядке норм поего важнейшим институтам) и т.п.

Источник: https://studfile.net/preview/7016262/page:23/

Понятие, система и источники административного права

26.Источники административного права: понятие, система

Версия  шаблона1.1
ФилиалСовременная Гуманитарная Академия
Вид работыТелеэссе
Название  дисциплиныАдминистративное  право
ТемаПонятие, система  и источники административного  права
Фамилия студентаПлетнева 
Имя студентаЭльвира
Отчество  студентаГеннадьевна
№ контракта00000090120107

     

Понятие, система и источники административного права……………………………..3 

     Основная часть

Понятие, система и источники административного права  

      Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют порядок организации и деятельности управленческого аппарата, права и обязанности должностных лиц и граждан, порядок рассмотрения административных споров, наложения административных взысканий.

      Как и любая отрасль права, административное право имеет свой предмет – тот круг общественных отношений, который регламентирован нормами данной отрасли права.

Характерная особенность административного права в том, что оно в той или иной степени участвует в регулировании всего комплекса отношений в современном обществе.

Традиционным в определении предмета административного права как отрасли является то, что оно как совокупность правовых норм регулирует общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления).

Несомненно, административное право – это право государства, необходимое условие его существования и функционирования. Административно-правовые нормы направлены на оптимизацию общественных процессов, вытеснения многих негативных явлений, объективно возникающих в них.

      Административное право – это и право на жизнь и защиту, и право на обжалование, и право на то, чтобы быть услышанным государством и обществом. Существенная часть норм права призвана обеспечить функционирование человека и общества в сложных системах, во взаимодействии с техническими достижениями прогресса.

Многие административно-правовые нормы направлены на то, чтобы не допустить трагических повторений. Таковы всем известные Правила дорожного движения, правила эксплуатации многих видов техники, требования к функционированию некоторых отраслей экономики.

Именно административное право приводит в действие механизм государственного принуждения, обеспечивает государственную монополию силы.

      Административное право – это целостная, логически завершенная система, состоящая из правовых норм и институтов, объединенных общими предметом, методом, принципами и целью регулирования общественных отношений. Они согласуются друг с другом, опираются на единые определения, используют единую терминологию.

      Система любой отрасли права, и административное не является исключением, представляет собой совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права. Группировка однородных норм позволяет обеспечить целостность системы отрасли права, обеспечить практическую реализацию его норм.

      Традиционным для большинства отраслей права является система из двух крупных взаимообусловленных блоков: общая часть и особенная часть

      В рамках Общей части административного права выделяют нормы и институты, определяющие:

      1. предмет и метод правового регулирования отрасли;

      2. характеристику административно-правовых норм;

      3. особенности административно-правовых отношений;

      4. иерархию источников административного права;

      5. статус участников административно-правовых отношений;

      6. основу организации и деятельности органов исполнительной власти;

      7. формы и методы реализации исполнительной власти, в том числе правовые акты управления;

      8. механизм обеспечения законности в сфере исполнительной власти, в том числе порядок обжалования неправомерных действий;

      9. вопросы административной ответственности и административного принуждения.

      Что же касается Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления:

      1. управление экономической сферой. В данный институт входит управление государственным имуществом, общие вопросы управления предпринимательской деятельностью, управление антимонопольной деятельностью, управление промышленностью, управление сельским хозяйством, управление транспортом, управление связью, управление жилищно-коммунальным хозяйством и т.д.

      2. управление социально-культурной сферой, в рамках которой выделяют управление образованием, управление в области науки, управление в области культуры, управление в области здравоохранения и социального обеспечения и т.д.

      3. управление административно-политической сферой, подразделяемое на управление в области обороны, управление в области безопасности, управление внутренними делами, управление иностранными делами, управление в области юстиции.

      Источники административного права – это внешняя форма выражения административно-правовой нормы.

      Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).

      Источниками административного права являются многочисленные и разнообразные акты государственных органов, в которых содержатся административно-правовые нормы.

В зависимости от того, каким органом государственной власти или должностным лицом были приняты акты, содержащие административно-правовые нормы, а значит, в зависимости от их юридической силы источники административного права делятся на несколько типов:

    1. Правовые акты федеральных органов государственной власти, включающие:

— Законы Российской Федерации (Конституция РФ, акты Федерального Собрания, федеральные конституционные законы, федеральные законы, декларации, положения, постановления и др.)

— подзаконные федеральные акты (указы, распоряжения Президента РФ, постановления, распоряжения Правительства  РФ; приказы, постановления министерств и других федеральных органов власти; приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти и руководителей федеральных предприятий, учреждений).

      2.  Правовые акты субъектов Российской Федерации:

— законы субъектов Российской Федерации (конституции, уставы субъектов РФ, правовые акты представительных органов субъектов РФ, законы, положения, постановления).

— подзаконные правовые акты субъектов РФ (акты глав исполнительной власти субъектов РФ, акты правительств или администрации субъектов РФ, ведомственные акты органов исполнительной власти субъектов РФ, приказы, инструкции руководителей государственных унитарных предприятий, учреждений субъектов РФ).

      3. Правовые акты органов местного самоуправления.

      4. Союзные акты (акты органов бывшего СССР). После распада Советского Союза некоторые акты продолжают действовать на территории России при соблюдении двух условий: если еще не приняты соответствующие нормативные акты Российской Федерации; если они не противоречат новому российскому законодательству.

      5. Международно-правовые акты.

      В соответствии со статьей 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

      Нормы административного права содержатся в различных по своему характеру и значению юридических актах, в которые они включаются как статьи, пункты, параграфы и т.д. такие акты, если они содержат правовые нормы, являются источниками административного права и конкретными формами его выражения.

      В заключение следует сформулировать выводы обобщающего характера.

      Административное право России следует рассматривать в качестве отрасли юридической науки и нормативного массива , высшим выражением которого должно выступать отраслевое кодифицированное законодательство .

      Административное право неразрывно связано с государственным управлением. Это следует рассматривать и как предмет административного права  и как средство, при помощи которого осуществляется административно-правовое регулирование.

Государственное управление в качестве предмета включает общественные отношения, с которыми связывается факт существования государства как социально-политического явления.

К числу таких отношений следует прежде всего отнести отношения, связанные с формированием и функционированием государственного управления, обеспечением общественного порядка, осуществлением фискальной функции государства.

      Государственное управление как средство правового регулирования непосредственным образом связано с механизмом государственного принуждения.

Независимо от того, применяется это принуждение реально или только предполагается, оно всегда имеет место и выступает либо в качестве стимула, обеспечивающего правомерное поведение субъектов   административно-правовых отношений, либо в качестве меры административно-правовой  ответственности за совершенный административный проступок.

      Рассмотрение административного права «в широком смысле» позволяет говорить о выделении самостоятельной научной специальности «Административное право; Административно процессуальное право; Административная юстиция».

Источник: https://www.stud24.ru/administrative-law/ponyatie-sistema-i-istochniki-administrativnogo/222552-651540-page1.html

newinspire

26.Источники административного права: понятие, система

Понятие источников административного права

Источники административного права — это нормативные акты, содержащие в себе административно-правовые нормы. Из нормативных актов складывается эта отрасль права.

С точки зрения правовых свойств источников административного права они представляют собой стройный иерархический ряд соподчиненных между собой нормативных актов следующих разновидностей.

Система источников административного права

Конституция РФ и Федеральные конституционные законы, например, Федеральные конституционные законы «О Правительстве Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и другие — это государственные правовые акты с высшими юридическими свойствами, и содержащиеся в них административно-правовые нормы составляют основу и фундамент отрасли административного права.

В соответствии с п. 4 ст. 14 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Федеральные кодификационные законы, например, Градостроительный кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях и многие другие кодексы, содержащие в себе нормы административного права.

Федеральные системно-инкорпорационные законы, например, «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Указы Президента РФ по своим правовым свойствам стоят ниже законов. Они должны издаваться на основе Конституции РФ и федеральных законов в их развитие или для восполнения пробелов в законодательном правовом урегулировании соответствующих областей и сфер государственной и общественной жизни.

Нормативные правовые акты Правительства РФ (постановления, распоряжения и другие акты) должны развивать и конкретизировать нормы, содержащиеся в законах, указах Президента РФ и актах Правительства РФ, и быть направлены на их исполнение и претворение в жизнь.

Статусные законы и иные нормативные правовые акты высших органов государственной власти субъектов Российской Федерации, например, конституции республик в составе России (Башкортостан, Татарстан и др.), уставы (Основные законы) краев, областей и других субъектов РФ, законы об администрациях или правительствах субъектов РФ и другие.

Нормативные правовые акты центральных федеральных и субъектов Российской Федерации органов исполнительной власти (министерств и ведомств) в виде приказов, постановлений, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования.

Нормативные правовые акты местных муниципальных органов исполнительной власти также могут быть источниками административного права, но лишь в пределах территории данного муниципального образования.

Правовые свойства всех перечисленных источников административного права указывают на иерархическое место каждого из них в системе данной отрасли права, их сравнимость и соподчиненность.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, все другие законы и иные правовые акты РФ и ее субъектов не могут противоречить Конституции РФ и должны соответствовать указам Президента РФ, актам Правительства РФ и высших органов государственной власти субъектов РФ, а также актам центральных органов исполнительной власти, принятых в установленном порядке и в пределах предоставленной им компетенции.

Формы источников административного права

Источники административного права отличаются друг от друга не только своими правовыми свойствами, но и формами: кодексы, уставы, положения, правила, инструкции, иные акты текущей законодательной и управленческой деятельности (регламенты, концепции и другие нормативные правовые акты).

Все эти формы источников административного права определяются их внутренней структурой, характером и содержанием объединяемых правовых норм, а не правовыми свойствами каждого из них.

Источник: http://newinspire.ru/l/3/33/715

Studio-pravo
Добавить комментарий