- Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО АЯН
- 5.2 Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками
- Методика аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
- Цель проверки и источники информации
- Проверка организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
- План и программа проверки
- Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере ОАО АЯН
Федеральноеагентство по образованию
Кемеровскийтехнологический институт пищевойпромышленности
Кафедра:«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Курсоваяработа
по дисциплине:«Аудит»
по теме:«Аудит расчетов с поставщиками иподрядчиками»
на примереОАО «АЯН»
Вариант 1
Выполнила:ст. гр. АБн-061
Ючко Н.А.
Проверила:КЭН, доцент
ФалилееваД.В.
Кемерово2009
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава1. ФПСАД №10 «События после отчетнойдаты»……………………….5
Глава2. Предварительная экспертиза учредительныхдокументов ОАО «АЯН»…………………………………………………………………………….13
Глава3. Методика аудита расчетов с поставщикамии подрядчиками………24
3.1.Источники информации для проверки учетарасчетов с поставщиками иподрядчиками………………………………………………………………….…24
3.2.Проверка организации внутреннегоконтроля по учету расчетов с поставщикамии подрядчиками…………………………………………………26
3.3.План и программа аудиторской проверкиучета расчетов с поставщиками иподрядчиками………………………………………………………………….32
3.4.Состав аудиторских процедур проверкиучета расчетов с поставщиками иподрядчиками…………………………………………………………………….39
3.4.1.Правовая оценка договоров с поставщикамии подрядчиками…………39
3.4.2.Аудиторская проверка первичного учетаопераций по расчетам с поставщиками иподрядчиками…………………………………………………40
3.4.3.Аудиторская проверка организациибухгалтерского и налогового учетарасчетов с поставщиками иподрядчиками………………………….…………46
Глава4. Оценка финансового состояния ОАО«АЯН»…………………….…57
Глава5. Аудиторское заключение …………………………………………..…62
Заключение…………………………………………………………………….…66
Списоклитературы………………………………………………………………67
Приложения………………………………………………………………………69
Введение
Аудитв современном мире развивался с техпор, как возникла концепция компаниикак юридически независимой единицы.Это привело к отделению правасобственности от фактического распоряженияею.
Задачей аудитора является не поиск конкретных отклонений и ошибок, а выражение мнения об истинности и справедливости финансовой отчетностипредприятия.
Для обоснования своего мнения аудитор должен осуществить рядпроцедур, которые он считает необходимымипри аудите конкретной компании всоответствии с действующими аудиторскими стандартами.
Целью работыявляется изучение теоретических ипрактических аспектов аудиторскойпроверки расчетов с поставщиками иподрядчиками.
Актуальностьвыбранной темы в том, что в настоящеевремя большое внимание уделяетсярасчётам с поставщиками и подрядчиками.Это обусловлено тем, что постоянносовершающийся кругооборот хозяйственныхсредств вызывает непрерывное возобновлениемногообразных расчётов.
Одним из наиболеераспространённых видов расчётов какраз и являются расчёты с поставщикамии подрядчиками за сырьё, материалы,товары и прочие материальные ценности.
Всёвыше сказанное обусловило выбор темыкурсовой работы: «Аудит расчётов споставщиками и подрядчиками», построеннойпо материалам ОАО «АЯН».
Объектомисследования в работе является ОАО«АЯН». Предметом исследования — учетрасчетов с поставщиками и подрядчиками. Сучётом поставленной цели в курсовойработе необходимо решить следующиезадачи:
- провести предварительную экспертизу учредительных документов ОАО «АЯН»;
- дать краткую характеристику организации, оценить финансовое состояние ОАО «АЯН» в 2007г.;
- рассчитать уровень существенности и аудиторский риск;
- провести проверку организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- составить план и программу аудиторской проверки выбранного объекта учета;
- изучить методику аудита расчетов с поставщика и подрядчиками;
- составить аудиторское заключение и др.
Курсоваяработа состоит из пяти глав.
Впервой главераскрывается содержание Федеральногоправила (стандарта) аудиторскойдеятельности № 10 «События после отчетнойдаты». Выбор стандарта производится повариантам.
Вовторой главе «Предварительная экспертизаучредительных документов ОАО «АЯН»» дается краткая характеристикадеятельности аудируемой организации,оценивается эффективность системыбухгалтерского учета и надежностьвнутреннего контроля проверяемогообъекта на основании изучения учетнойполитики предприятия, применяемойсистемы бухгалтерского учета, а такжетиповых тестов. На основе полученнойинформации определяется уровеньсущественности и аудиторский риск.
Втретьей главе «Методика аудита расчетовс поставщиками и подрядчиками» отраженпорядок проведения аудита выбранногообъекта бухгалтерского учета. Данаоценка состояния внутреннего контроляи бухгалтерского учета расчетов споставщиками и подрядчиками. Составленыплан и программа аудиторской проверкиданного объекта учета.
В четвертойглаве проанализирована правильностьсоставления годовой бухгалтерской(финансовой) отчетности организации, атакже дана оценка финансового состоянияорганизации.
В пятой главена основе полученных данных и всоответствии со стандартами аудиторскойдеятельности составлено аудиторскоезаключение.
Глава1. ФПСАД № 10 «События после отчетнойдаты»
стандарта:
Введение
События,произошедшие до даты подписанияаудиторского заключения
Отражениесобытий, произошедших после датыподписания аудиторского заключения,но до даты предоставления пользователямфинансовой (бухгалтерской) отчетности
Отражениесобытий, обнаруженных после предоставленияпользователям финансовой (бухгалтерской)отчетности
Осуществлениеэмиссии ценных бумаг
Правило(стандарт) № 10. События после отчетнойдаты
Введение
- Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности устанавливает единые требования в отношении действий аудитора по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты. В настоящем правиле (стандарте) аудиторской деятельности термин «события после отчетной даты» используется для обозначения как событий, происходящих с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения, так и фактов, обнаруженных после даты подписания аудиторского заключения.
- Аудитору следует принимать во внимание влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение событий, произошедших после отчетной даты, как благоприятных, так и неблагоприятных.
- В финансовой (бухгалтерской) отчетности необходимо отражать следующие благоприятные и неблагоприятные события, происходящие после окончания отчетного периода:
а) события,подтверждающие существовавшие наотчетную дату хозяйственные условия,в которых аудируемое лицо вело своюдеятельность;
б) события,свидетельствующие о возникших послеотчетной даты хозяйственных условиях,в которых аудируемое лицо вело своюдеятельность.
События,произошедшие до даты подписанияаудиторского заключения
- Аудитор должен выполнить процедуры с целью получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что все события, имевшие место до даты подписания аудиторского заключения, которые могут потребовать внесения корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность или раскрытия в ней информации, были установлены. Данные процедуры выполняются в дополнение к обычным процедурам, которые могут быть применимы к конкретным операциям, происходящим после окончания отчетного периода, с целью получения аудиторских доказательств в отношении остатков на счетах бухгалтерского учета на конец периода (например, оценка правильности отнесения операций по товарно-материальным запасам к отчетным периодам или тестирование платежей кредиторам). От аудитора не требуется проведения последующей проверки всех вопросов, по которым в результате ранее проведенных процедур были получены удовлетворительные выводы.
- Процедуры, предназначенные для определения событий, которые могут требовать внесения корректировок в финансовую (бухгалтерскую) отчетность или раскрытия в ней информации, выполняются как можно ближе к дате подписания аудиторского заключения и обычно включают:
а) анализметодов, установленных руководствомаудируемого лица для того, чтобыобеспечить определение событий послеотчетной даты и оценить их влияние нафинансовую (бухгалтерскую) отчетность;
б) изучениепротоколов собраний акционеров, заседанийсовета директоров (наблюдательногосовета), ревизионной комиссии иисполнительного органа аудируемоголица, проводимых после окончанияотчетного периода, направление запросовотносительно событий, протоколыобсуждения которых еще не готовы,изучение документов службы внутреннегоаудита в составе органа управленияаудируемого лица;
в) анализпоследней имеющейся в наличии промежуточнойфинансовой (бухгалтерской) отчетноститекущего периода и, если это необходимои целесообразно, анализ смет, прогнозовдвижения денежных средств и другихсоответствующих отчетов руководства;
г) направлениезапросов юристам аудируемого лица илиповторное обращение к ним по поводупредыдущих письменных или устныхзапросов относительно судебныхразбирательств и претензий;
д) направлениезапросов руководству аудируемого лицаотносительно событий после отчетнойдаты, которые могли бы повлиять нафинансовую (бухгалтерскую) отчетность,содержащих, в частности, следующиевопросы:
- текущее состояние счетов, которые были отражены в учете на основе предварительных данных;
- принимались ли новые обязательства, осуществлялись ли новые займы, заключались ли договоры поручительства;
- имела ли место или планируется продажа активов;
- имели ли место или планируются выпуск новых акций или долговых обязательств, реорганизация или ликвидация аудируемого лица;
- имели ли место случаи конфискации государством активов или их гибели, например в результате пожара или наводнения;
- произошли ли какие-либо изменения, связанные с существующими рисками или условными фактами хозяйственной деятельности;
- были ли внесены или рассматривается внесение каких-либо нетипичных бухгалтерских проводок;
- произошли ли или могут произойти какие-либо события, которые поставят под вопрос надлежащий характер учетной политики, применявшейся при подготовке финансовой (бухгалтерской) отчетности, например события, которые могли бы поставить под сомнение обоснованность допущения непрерывности деятельности.
- Если аудит дочернего общества аудируемого лица или структурного подразделения аудируемого лица, такого как представительство или филиал, проводит другой аудитор, аудитору следует принять во внимание процедуры, осуществляемые другим аудитором в отношении событий, имевших место после окончания отчетного периода, а также рассмотреть вопрос о необходимости проинформировать другого аудитора о планируемой дате подписания аудиторского заключения.
- Если аудитору становится известно о событиях, которые оказывают существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность аудируемого лица, аудитору следует выяснить, отражены ли эти события должным образом в бухгалтерском учете и раскрыты ли они адекватно в финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Отражениесобытий, произошедших после датыподписания аудиторского заключения,но до даты предоставления пользователямфинансовой (бухгалтерской) отчетности
- В обязанности аудитора не входит осуществление процедур или направление запросов в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности после даты подписания аудиторского заключения. В течение периода, начинающегося с даты подписания аудиторского заключения, ответственность за информирование аудитора о фактах, которые могут повлиять на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, несет руководство аудируемого лица.
- Если после даты подписания аудиторского заключения аудитору становится известно о факте, который может оказать существенное влияние на финансовую (бухгалтерскую) отчетность, аудитор должен определить, нужно ли внести изменения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, обсудить этот вопрос с руководством аудируемого лица и предпринять необходимые в данных обстоятельствах действия.
- Если руководство аудируемого лица вносит изменения в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, аудитору следует осуществить процедуры, необходимые в данных обстоятельствах, и предоставить руководству новое аудиторское заключение по измененной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Новое аудиторское заключение должно быть датировано датой не ранее даты подписания или утверждения измененной финансовой (бухгалтерской) отчетности, и соответственно процедуры, предусмотренные в пунктах 4 и 5 настоящего правила (стандарта) аудиторской деятельности, должны быть распространены до даты нового аудиторского заключения. В данном случае имеются в виду финансовая (бухгалтерская) отчетность и аудиторское заключение до утверждения их акционерами аудируемого лица в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
- Если руководство аудируемого лица не вносит изменений в финансовую (бухгалтерскую) отчетность, в то время как аудитор считает, что они должны быть внесены, и аудиторское заключение еще не представлено аудируемому лицу, аудитору в аудиторском заключении следует выразить мнение с оговоркой или отрицательное мнение.
- Если аудиторское заключение по ранее подготовленной финансовой (бухгалтерской) отчетности было выдано аудируемому лицу, а впоследствии произошли события, которые, по мнению аудитора, предполагают внесение изменений в данную отчетность, аудитору необходимо уведомить лиц, несущих ответственность за общее руководство аудируемым лицом, о том, что аудируемое лицо не должно предоставлять финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение по ней третьим лицам. Если впоследствии финансовая (бухгалтерская) отчетность будет передана третьим лицам, аудитору нужно предпринять меры, необходимые для того, чтобы такие третьи лица не полагались на аудиторское заключение. Предпринятые меры будут зависеть от прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
Отражениесобытий, обнаруженных после предоставленияпользователям финансовой (бухгалтерской)отчетности
- После предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитор не несет никаких обязательств, касающихся направления любых запросов относительно данной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
- Если после предоставления пользователям финансовой (бухгалтерской) отчетности аудитору становится известно о событии или факте, существовавшем на дату подписания аудиторского заключения, вследствие которого, если бы такой факт был тогда известен, аудитор должен был бы модифицировать аудиторское заключение, аудитору следует рассмотреть вопрос о необходимости пересмотра финансовой (бухгалтерской) отчетности, обсудить его с руководством аудируемого лица и предпринять необходимые в данных обстоятельствах действия. В данном случае имеются в виду финансовая (бухгалтерская) отчетность аудируемого лица и аудиторское заключение до утверждения их акционерами аудируемого лица в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
- Если руководство аудируемого лица пересматривает финансовую (бухгалтерскую) отчетность, аудитору следует выполнить необходимые в данных обстоятельствах аудиторские процедуры, проверить предпринятые руководством аудируемого лица действия по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную финансовую (бухгалтерскую) отчетность вместе с аудиторским заключением по ней, и предоставить новое заключение по пересмотренной финансовой (бухгалтерской) отчетности.
- Новое аудиторское заключение должно включать часть, привлекающую внимание к вопросу, и примечание к финансовой (бухгалтерской) отчетности, в котором подробно излагаются основания для пересмотра ранее представленной финансовой (бухгалтерской) отчетности и аудиторского заключения. Новое аудиторское заключение должно быть датировано датой не ранее даты утверждения пересмотренной финансовой (бухгалтерской) отчетности, и соответственно процедуры, предусмотренные в пунктах 4 и 5 настоящего правила (стандарта) аудиторской деятельности, должны быть распространены до даты нового аудиторского заключения.
- Если руководство аудируемого лица не предпринимает мер по информированию о сложившейся ситуации всех, кто получил ранее представленную финансовую (бухгалтерскую) отчетность и аудиторское заключение, и не пересматривает финансовую (бухгалтерскую) отчетность, в то время как аудитор считает ее пересмотр необходимым, аудитору следует уведомить лиц, которым подчиняется руководство аудируемого лица, о том, что аудитор самостоятельно предпримет меры для того, чтобы третьи лица не полагались на аудиторское заключение. Предпринятые меры будут зависеть от прав и обязанностей аудитора, а также от рекомендаций юристов аудитора и не должны противоречить законодательству Российской Федерации.
- Необходимость в пересмотре финансовой (бухгалтерской) отчетности и выдаче нового аудиторского заключения может не возникнуть, если приближается дата представления финансовой (бухгалтерской) отчетности за следующий период, при условии, что в новой отчетности информация будет надлежащим образом раскрыта.
Осуществлениеэмиссии ценных бумаг
- В случае осуществления эмиссии ценных бумаг, сопровождающейся регистрацией проспекта ценных бумаг, в том числе при публичном размещении эмиссионных ценных бумаг, аудитор должен принять во внимание соответствующие требования законодательства Российской Федерации и требования, связанные с ними. Например, от аудитора может потребоваться проведение дополнительных аудиторских процедур, охватывающих период до даты государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг. Это включает выполнение процедур, предусмотренных в пунктах 4 и 5 настоящего правила (стандарта) аудиторской деятельности и охватывающих период до даты государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг или возможно близкой к этому даты, а также изучение проспекта ценных бумаг на предмет соответствия содержащихся в нем сведений той бухгалтерской информации, к которой причастен аудитор.
Глава2. Предварительная экспертизаучредительных документов ОАО «АЯН».
Акционерноеобщество открытого типа «АЯН» созданопутем реорганизации в форме преобразования.К обществу перешли права и обязанностиОАО «Пивоваренный завод «Абаканский».
Созданное общество зарегистрированоАбаканской регистрационной палатой 17сентября 1992 года №242, внесено Межрайоннойинспекцией МНС России №1 по РеспубликеХакасия в Единый Государственный реестрюридических лиц за основным государственнымрегистрационным номером 1021900533060,свидетельство серия 19 № 0121456 от 26 ноября2002 года.
Местонахождения и реквизиты обществапредставлены в таблице №1:
Реквизиты: |
Источник: https://works.doklad.ru/view/5yMisMXjHZ8/all.html
5.2 Программа аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками
Аудиторская проверка расчетов с поставщиками подрядчиками, покупателями и заказчиками
Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками
При проверке учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями аудитору необходимо оценить качество первичной информации, поступающей в систему бухгалтерского учета. Связано это с тем, что практически все документы поступают на предприятие извне, увеличивая внутрихозяйственные и контрольные риски при проведении аудита данного раздела. Причин тому несколько:
1. отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки;
2. сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов;
3. большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов
Выполняя процедуру проверки организации первичного учета, аудитор применяет процедуру опроса главного бухгалтера , для получения нужной ему информации.
вопроса | Ответы главного бухгалтера |
Соответствует ли первичный учет по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками положениям нормативных актов, графику документооборота | Да,соответствует |
Правильно ли отражаются в учете операции по счету 60 и 62. | Да |
Правильно ли оформляются основные документы первичного учета( договора , счета-фактуры, накладные) | Да |
Соответствуют ли суммы первичных документов отражению в учете и НДС по ним | Да |
Вся ли первичная документация хранится в бухгалтерии в соответствии с законодательством. | Да |
При проверке были проанализированы договора, накладные, счета-фактуры, приемки, товарные чеки ,платежные поручения , относящиеся к первичным документам.
При проверке соответствия достоверности первичного учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками графику документооборота нарушений не обнаружено.
При проверке достоверности отраженной суммы , было выявлено нарушение по одному из договоров поставки и нарушена правильность отражения в бухгалтерском учете.
В ходе выборочной проверки сроков хранения актов о приемке ТМЦ за 2011 год было обнаружено ,что часть актов утеряно.
В ходе проверки оформления договора не было обнаружено информации о сроках предоставления товара при необходимых требованиях:
- реквизиты обеих сторон;
- сроки действия и/или сумма договора;
- предмет договора (товар и/или услуга)
- порядок и сроки предоставления товаров и/ или услуг.
Аудитору не были представлены инвентаризационные описи и сличительные ведомости, составляемые при ежегодной инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, так же в книге приказов нет записи о приказе руководителя для проведения инвентаризации, следовательно, аудитор может сделать вывод о том, что инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проводилась.
Требования нормативных актов.
Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством РФ, федеральными и отраслевыми стандартами. Об этом говорится в пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Это указано в пункте 22 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г.
№ 119н, а также в пункте 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Аудиторская проверка достоверности (полноты и точности) ТМЦ
Аудиторская проверка товарно-материальных ценностей позволяет определить фактическое наличие и недостачу материальных ценностей.
Цель проверки: установить правильность операций, документального оформления и отражения в учете ТМЦ.
Выполняя процедуру проверки ТМЦ, аудитор опросил главного бухгалтера по следующим вопросам:
вопроса | Ответы главного бухгалтера | Примечания |
Имеет ли доступ к документации кто-либо, кроме ответственных лиц | Нет | |
Как часто проводится инвентаризация ТМЦ | — | В соответствии с учетной политикой |
Проводится ли предварительная нумерация первичной документации и используется ли она для выявления отсутствующих или фиктивных документах | Да | |
Готовят ли соответствующую документацию специально ответственные лица | Нет | |
Присваивается ли к поступившим ТМЦ номенклатурный номер | Да |
При проверке ТМЦ использовались следующие процедуры:
правильность заключения договоров о материальной ответственности ТМЦ.
проверка правильности документации по поступлению и расходу ТМЦ.
правильность принятия к бухгалтерскому учету ТМЦ и выделения НДС.
проверка ведение аналитического учета движения ТМЦ в бухгалтерии.
проведение инвентаризации ТМЦ.
При проверке правильности документации и отражения ТМЦ было выявлено следующее:
1.Договора о материальной ответственности заключены правильно;
2.документация по поступлению и расходу ТМЦ принимаются верно;
3.Выделение НДС на поступившие ТМЦ отражен неверно, а именно:
Хозяйственная операция | По мнению предприятия | По мнению аудитора | ||
Отражение НДС в расчетах с поставщиками и подрядчиками | ДБ КТ | ДБ КТ | ||
19 | 60 | 19 | 60 | |
НДС с разными кредиторами и дебиторами | 68 | 76 | 19 | 76 |
НДС поступивших материалов, услуг. | 68 | 76 | 19 | 60 |
4. Аналитический учет ТМЦ ведется правильно.
5. Проведение инвентаризации ТМЦ проводится в соответствии с учетной политикой предприятия, а именно:
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
3.6. Товарно-материальные ценности (производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы) заносятся в описи по каждому отдельному наименованию с указанием вида, группы, количества и других необходимых данных (артикула, сорта и др.).
3.7. Инвентаризация товарно-материальных ценностей должна, как правило, проводиться в порядке расположения ценностей в данном помещении.
При хранении товарно-материальных ценностей в разных изолированных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение не допускается (например, опломбировывается) и комиссия переходит для работы в следующее помещение.
3.8. Комиссия в присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие товарно-материальных ценностей путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания. Не допускается вносить в описи данные об остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.
3.9. Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
Эти товарно-материальные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации».
В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма.
Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка «после инвентаризации» со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти ценности.
3.10 Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).
На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
3.11. Результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей оформляются следующими документами:
инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3),
инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей, принятых на ответственное хранение (форма N ИНВ-5),
Аудиторская проверка организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками
Цель проверки: проверка правильности отражения в учете операций по расчету с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
Выполняя процедуру проверки правильности отражения в учете операций по расчету с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, аудитор опросил сотрудников бухгалтерии и главного бухгалтера.
вопроса | Ответы гл. бухгалтера. | |
Имеется ли отдельная группа в бухгалтерии по учету ТМЦ | Да/нет | Примечания |
Производственная группа бухгалтерии | ||
Соблюдается ли правильность отражения операций по счетам 60 и 62 | Да | |
Существует ли на вашем предприятии безналичная форма расчетов | Да | |
По какой ставке отражается сумма НДС по приобретенным ценностям | 18% |
При проверке использовались следующие процедуры:
Проверка правильности отражения в бух. учете операций по счетам 60 и 62.
Проверка документального оформления операций по счетам 60 и 62.
Проверка правильности отражения НДС.
При проверке правильности отражения в бух. учете операций по счетам 60 и 62 было выявлены следующие ошибки:
операции | По мнению предприятия | По мнению аудитора | ||
Оприходовано оборудование к установке, поступившее от поставщика | ДБ08 | КТ60 | ДБ07 | КТ60 |
Отражены фактические затраты, увеличивающие стоимость первоначальную стоимость ОС. | 01 | 60 | 08 | 60 |
Оприходованы поступившие от поставщика материалы | 07 | 60 | 10 | 60 |
Отражена задолженность покупателей за отгруженную продукцию | 90 | 62 | 62 | 90-1 |
Поступили денежные средства из кассы от покупателей и заказчиков. | 62 | 50 | 62 | 50 |
Начислен НДС с авансовых платежей | 19 | 62 | 62 | 68 |
5.5 Ошибки и принятые по ним рекомендации аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками
Ошибки | Документ, НПА | Рекомендации |
Нарушения в оформлении договоров с поставщиками и подрядчиками, поставщиками и подрядчиками | Договор купли- продажи | Оформить договора, исправить в соответствии с необходимыми требованиями |
Утеря подлинных документов | Первичные документы (накладные, счета-фактуры, контракты) | Восстановить утерянные (уничтоженные) документы |
Ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов) | ФЗ «О бухгалтерском учете №402 от 6 декабря 2011 г. | Откорректировать бух. проводки, провести и определить взаимосвязь между аналитическими и синтетическими счетами. Подготовить акт сверки расчетов. |
Неправильное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков. | План счетов бухгалтерско-финансовой отчетности | Откорректировать бух. проводки по начислению и списанию НДС по приобретенным ценностям. |
Неправильное формирование проводок по счетам 60 и 62. | План счетов бухгалтерско-финансовой отчетности | Откорректировать бух. проводки и правильно отразить их. |
5.6 Аудиторское заключение
АУДИТОРСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы провели аудит расчета с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками по состоянию бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2011 и 2012 года, состоящей из :бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств и других приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и пояснительной записки.
Ответственность аудируемого лица
за бухгалтерскую отчетность
Руководство аудируемого лица несет ответственность за составление и достоверность указанной бухгалтерской отчетности в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности и за систему внутреннего контроля, необходимую для составления бухгалтерской отчетности, не содержащей существенных искажений вследствие недобросовестных действий или ошибок.
Ответственность аудитора
Наша ответственность заключается в выражении мнения о достоверности бухгалтерской отчетности на основе проведенного нами аудита. Мы проводили аудит в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности.
Данные стандарты требуют соблюдения применимых этических норм, а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.
Аудит включал проведение аудиторских процедур, направленных на получение аудиторских доказательств, подтверждающих числовые показатели в бухгалтерской отчетности и раскрытие в ней информации.
Выбор аудиторских процедур является предметом нашего суждения, которое основывается на оценке риска существенных искажений, допущенных вследствие недобросовестных действий или ошибок.
В процессе оценки данного риска нами рассмотрена система внутреннего контроля, обеспечивающая составление и достоверность бухгалтерской отчетности, с целью выбора соответствующих аудиторских процедур, но не с целью выражения мнения об эффективности системы внутреннего контроля.
Аудит также включал оценку надлежащего характера применяемой учетной политики и обоснованности оценочных показателей, полученных руководством аудируемого лица, а также оценку представления бухгалтерской отчетности в целом.
Мы полагаем, что полученные в ходе аудита аудиторские доказательства дают достаточные основания для выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.
Мнение
По нашему мнению, бухгалтерская отчетность отражает достоверно во всех существенных отношениях финансовое положение организации ООО «Интернациональ» по состоянию на 31 декабря 2011 и 2012 года, результаты ее финансово-хозяйственной деятельности и движение денежных средств за 2011 и 2012 год в соответствии с установленными правилами составления бухгалтерской отчетности.
Руководитель аудиторской организации : _________ 21.11.2014 г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в курсовой работе была рассмотрена и решена поставленная цель- изучение методики и проведение аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. Эта цель решена с помощью выполненных задач:
изучение теоретических основ аудиторской проверки операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;
рассмотрение теоретических основ аудиторской проверки учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками;
краткая характеристика аудируемого предприятия. Общий план и программа аудита;
описание проведения аудиторской проверки операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
Хозяйственная деятельность любой организации невозможна без приобретения у поставщиков товарно-материальных ценностей, потребления работ и услуг сторонних организаций и ,следовательно, без расчетов за эти услуги.
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые заказчиком работы и потребленные услуги предназначены счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 62 » Расчеты с покупателями и заказчиками».
Основными нормативными актами, используемыми для проверки, являются Налоговой кодекс, Гражданский кодекс, а также законодательные акты, регулирующие порядок расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. Для аудита операций по этим расчетам разработаны задачи проверки, характерные источники информации и аудиторские процедуры, а также определены типичные ошибки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гражданский кодекс Российской Федерации, часть первая №51-ФЗ от 30 ноября 1994 г, часть вторая №14-ФЗ от 26 января 1996 г.(ред. от 06.12.2011)
Источник: https://studfile.net/preview/4165650/page:12/
Методика аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
К основным документам, регулирующим расчеты с поставщиками и подрядчиками, относятся следующие.
- Гражданский кодекс РФ, ч. 1 и 2.
- Налоговый кодекс РФ, ч.1 и 2.
- Закон РФ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г.
- Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ № 34н от 29 июля 1998 г.).
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2006).
- Положение по бухгалтерскому учету «Учет материальнопроизводственных запасов» (ПБУ 5/01).
- План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий (Приказ Минфина РФ № 94н от 31 октября 2000 г.).
- Методические указания о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» (Приказ Минфина РФ № 67н от 22 июля 2003 г.).
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (Приказ Минфина РФ № 49 от 13 июня 1995 г.).
- О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций с векселями, применяемыми при расчетах между организациями за поставку товаров, выполненные работы и оказанные услуги» (Письмо Минфина РФ № 142 от 31 октября 1994 г.).
Цель проверки и источники информации
Основная цель проверки — установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок.
Все сделки с поставщиками и подрядчиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности заключаемых договоров. В первую группу входят расчеты с поставщиками. Предмет договоров данной группы — приобретение любых товаров (термин «товар» применяется в контексте ГК РФ) и имущественных прав.
Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, поставки, энергоснабжения, мены.
Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками. Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, возмездного оказания услуг, на выполнение НИОКР.
Такое деление на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует разных подходов при проведении аудита.
В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.
В ходе аудита данного раздела учета подлежат проверке: поступление товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг), в том числе неотфактурованные поставки и поставки, обеспеченные векселями; выставленные поставщикам и подрядчикам претензии; списанные безнадежные к взысканию долги; выданные авансы и полученные коммерческие кредиты. При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.
Если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует вышснить, как велся учет курсовыгх разниц, и уточнить, производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату.
При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить, каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.
При применении в организации журнально-ордерной формы бухгалтерского учета все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками отражаются в журнале-ордере № 6. При ведении учета с использованием средств автоматизированной обработки данных все операции группируются в различных аналитических карточках и ведомостях аналитического и синтетического учета.
Данные синтетического и аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками должны давать полное представление о расчетах:
- с поставщиками и подрядчиками по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
- с поставщиками и подрядчиками по не оплаченным в срок расчетным документам;
- с поставщиками по неотфактурованным поставкам;
- по выданным авансам;
- с поставщиками и подрядчиками по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;
- с поставщиками и подрядчиками по просроченным оплатой векселям;
- с поставщиками по полученному коммерческому кредиту и др.
Основные источники информации для проверки данного раздела учета:
- договоры на поставку товарно-материальных ценностей (выполнение работ, оказание услуг);
- счета-фактуры поставщиков (при импортных операциях — таможенные декларации);
- накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ;
- документы оплаты поставщикам (кассовые, банковские, акты о взаимозачетах и пр.);
- журналы регистрации счетов-фактур;
- книга покупок;
- регистры аналитического и синтетического учета.
Проверка организации внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
Перед составлением плана и программы проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками прежде всего необходимо установить качество состояния внутреннего контроля по учету таких операций.
Для достижения этой цели, как правило, прибегают к опросу (письменному и устному) работников организации. Это позволяет выявить наиболее уязвимые места в системе учета расчетов и определить дальнейшее направление проверки.
Преимущественно проверяют работы, которые совсем не подвергались контролю либо мало контролировались бухгалтерией (или другой внутренней службой предприятия).
В табл. 25.1 приведен примерный перечень процедур контроля и возможных методов организации внутреннего контроля на предприятии, наличие или отсутствие которых аудитору надлежит выявить в ходе опроса.
Заполнив две последние графы таблицы, аудитор уже с достаточной степенью определенности может оценить действующую на предприятии систему внутреннего контроля применительно к разделу учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач говорит о наличии очень высокого уровня системы внутреннего контроля в организации.
Однако положительные ответы на первые предложенные методы обязательно должны подтверждаться рабочими документами службы внутреннего контроля.
После проведения анализа системы внутреннего контроля аудитору следует определить, каким образом на предприятии организован обмен информацией между службой внутреннего контроля и органом управления предприятия.
Это также важный момент в понимании организации учета на предприятии, так как сами по себе результаты внутреннего контроля лишь свидетельствуют о допущенных нарушениях и ошибках, но не являются подтверждением того, что обнаруженные ошибки и нарушения будут исправлены.
Поэтому аудитору следует выяснить, какие действия со стороны руководства и непосредственных исполнителей были предприняты после того, как служба внутреннего контроля выявила конкретные недостатки в системе учета.
Таблица 25.1. Оценка состояния внутреннего контроля
Наименование процедуры контроля | Конечные задачипроцедурыконтроля | Возможные методы проведения процедуры контроля на предприятии | Оценка наличиявнутреннегоконтроля | Примечание |
«+» | «—» | |||
1. Контроль законности совершения операции и создания первичного документа | 1. Все хозяйственные операции совершаются и фиксируются в учете с письменного разрешения руководства или уполномоченный на то лиц | Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимые подписей службой внутреннего контроля | ||
Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без необходимые подписей | ||||
Отказ конкретные исполнителей в исполнении хозяйственной операции без необходимых письменные распоряжений | ||||
2. Все хозяйственные операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством | Проверка службой внутреннего контроля соответствия произведенных и зафиксированные на носителе операций хозяйственным договорам и действующему законодательству | |||
Визирование договоров и прочих юридических актов главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии | ||||
2. Формальная проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов | 3. Весь массив первичные документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете | Систематическая проверка службой внутреннего контроля наличия всех обязательные реквизитов в документах | ||
Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов | ||||
3. Соответствие первичной документации регистрируемым оперативным фактам | 4. Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафиксировавший совершенный оперативный факт | Систематическая проверка службой внутреннего контроля соответствия созданные и полученные первичных документов экономическому смыслу операции | ||
Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатышающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу | ||||
4. Контроль полноты регистрации первичных документов | 5. Достижение уверенности, что все первичные документы на предприятии будут введены и обработаны | Проверка службой внутреннего контроля полноты регистрации документов в учетных регистрах | ||
Единая нумерация первичной документации, контроль со стороны бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов | ||||
5. Контроль точности регистрации и обработки первичных документов | 6. Точный количественный и качественный перенос данных из документа в систему учета | Проверка службой внутреннего контроля соответствия занесения данных из первичного документа в систему бухгалтерского учета | ||
Автоматический ввод бухгалтерской проводки с документа с помощью программных продуктов | ||||
Обязательная контировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку | ||||
6. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов | 7. Достижение уверенности в том, что принцип временной определенности на предприятии соблюден | Проверка службой внутреннего контроля соответствия даты документа дате его регистрации в учетном регистре | ||
Проведение инвентаризации и сверок расчетов в целях установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату | ||||
Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером — исполнителем своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов | ||||
7. Контроль докумен- топотоков | 8. Достижение уверенности в том, что на предприятии исполняются действующие графики документооборота | Проверка службой внутреннего контроля исполнения функций персонала, участвующего в системе документооборота в соответствии с действующими графиками | ||
Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов | ||||
8. Контроль защиты информации при организации обработки и регистрации документов | 9. Достижение уверенности в том, что в процессе регистрации и обработки информации вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа | Проверка службой внутреннего контроля организации хранения документов в процессе текущей деятельности | ||
Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке | ||||
9. Контроль системы защиты информации в условиях КОД | Практика введения паролей на автоматизированных рабочих местах (АРМ), установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМ | |||
10. Контроль организации хранения документов | 10. Достижение уверенности в том, что в организованной на предприятии системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения | Проверка службой внутреннего контроля соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы | ||
Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации | ||||
Инвентаризация дел в архивах | ||||
11. Контроль за истребованием кредиторской задолженности | 11. Достижение уверенности в том, что с любой сомнительной или просроченной задолженностью на предприятии будет проводиться необходимая работа по ее истребованию | Систематическая проверка службой внутреннего контроля (ВК) своевременности предъявления претензий поставщикам и своевременности подачи дел в арбитражные суды и отслеживание результатов проведенных мероприятий | ||
Контроль со стороны бухгалтерии за своевременностью истребования задолженности | ||||
12. Контроль за правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета | 12. Достижение уверенности в том, что все операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками будут отражены на соответствующих экономическому смыслу совершенной операции счетах бухгалгер- ского учета | Использование на предприятии автоматизированных средств обработки данных, в которых реализована возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям | ||
Контроль со стороны службы внутреннего контроля и главного бухгалтера (или другого ответственного лица) за правильностью произведенных на счетах учета записей | ||||
Разработка типовых корреспонденций счетов без дальнейшего контроля за их соблюдением |
План и программа проверки
План и программа аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками строятся с учетом результатов проверки системы внутреннего контроля этого раздела. План аудита должен охватить следующие основные направления проверки:
- правовую оценку договоров с поставщиками и подрядчиками с позиций действующего законодательства;
- организацию первичного учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
- организацию бухгалтерского учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками;
- организацию налогового учета операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
плана и программы проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками приведены в табл. 25.2 и 25.3.
Таблица 25.2. План аудиторской проверки учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
№ п/п | Планируемые виды работ | Период проведенияаудита | Исполнитель | Примечания |
1 | Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками |
Источник: http://be5.biz/ekonomika/a018/25.html
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
1. Организация аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Цели, задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2 Необходимая правовая база при проведении проверки
1.3 Общий план и программа проведения аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.4 Типичные ошибки и нарушения при учете расчетов с поставщиками и подрядчиками
2. Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками на ГУП «Башплодородие»
2.1 Исходная информация при проведении аудита
2.2 Аудиторские процедуры и сбор аудиторских доказательств
2.3 Оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля в ГУП «Башплодородие»
2.4 Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками
2.5 Расчет уровня существенности и аудиторского риска
2.6 Составление отчета аудитора и аудиторского заключения
Заключение
Список использованных источников
fВВЕДЕНИЕ
С возникновением новых форм предпринимательской деятельности, созданием акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, коммерческих банков, совместных предприятий возникла необходимость в создании аудиторских фирм, занимающихся аудиторским контролем.
Одним из наиболее важных разделов для проведения аудита является учет расчетов с поставщиками и подрядчиками. Аудит этих расчетов наиболее актуален в сложившейся системе кредитных отношений и данная тема интересна для изучения.
Рассмотрим проведение аудита на материалах государственного унитарного предприятия по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства «Башплодородие».
Предприятие является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ним Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан.
Данное предприятие обеспечивает сельхозпроизводителей современными высококачественными сертифицированными химическими средствами зашиты растений и минеральными удобрениями.
Кроме того, оно дает необходимые консультации и оказывает помощь в работе со средствами химизации.
Цель работы — исследование аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками, выявление проблемных вопросов, и определение путей их решения.
Задачи работы: определение сущности и нормативного регулирования аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками; оценка системы внутреннего контроля, уровня существенности и аудиторского риска; формирование плана и программы аудита; сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки.
f1. Организация аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.1 Цели, задачи аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками
Основная цель проверки — установить соответствие совершенных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками действующему законодательству и достоверность отражения этих операций в бухгалтерской отчетности.
Согласно основной цели аудитору в первую очередь необходимо проверить наличие договоров с поставщиками и подрядчиками, правильность их оформления и соответствие содержания договоров экономическому смыслу совершенных сделок. При этом все сделки с поставщиками можно разделить на две группы в зависимости от предмета и сущности всех заключаемых договоров.
В первую группу входят расчеты с поставщиками. Предмет договоров данной группы — приобретение любых товаров и имущественных прав. Основные формы заключаемых договоров в рамках этой группы: договор купли-продажи, договор поставки, договор энергоснабжения, договор мены. Во вторую группу входят расчеты с подрядчиками.
Предметом договоров этой группы является выполнение определенной работы и сдача ее результата заказчику. Основные формы договоров: договор подряда, договор возмездного оказания услуг, договор на выполнение НИОКР. Подобное разделение на группы обусловлено тем, что специфика договоров внутри каждой из групп требует различных подходов при проведении аудита.
В первую очередь это разница в используемых приемах сбора аудиторских доказательств и порядке построения аудиторской выборки.
В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен:
· проверить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;
· подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;
· оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий;
· проверить списанные безнадежные к взысканию долги;
· проверить выданные авансы и полученные коммерческие кредиты.
При этом особое внимание должно быть уделено просроченной задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности. Аудитору следует выяснить причины возникновения такой задолженности и уточнить, какие были приняты меры к ее взысканию. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату и причину ее возникновения.
В случае если среди контрагентов предприятия есть поставщики-нерезиденты, осуществляющие поставки за иностранную валюту, следует выяснить, как велся учет курсовых разниц, и уточнить производился ли пересчет остатков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» на отчетную дату.
При наличии поставщиков-резидентов, договоры на поставку от которых выражены в иностранной валюте (или в условных единицах), необходимо определить каким образом в учете отражались суммовые разницы, возникшие до даты принятия товарно-материальных ценностей (выполненных работ, оказанных услуг) к учету и после этой даты.
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками используются приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.
При аудите расчетов с использованием различных форм безналичных расчетов выясняется наличие всех оправдательных документов, а при необходимости проводятся встречные сверки в банке или у поставщика.
Аудитор, исходя из конкретных целей аудита расчетов, устанавливает:
· правильность и завершенность сумм, относимых к дебиторской задолженности;
· право собственности организации на подлежащие оплате ценности;
· обоснованность оценки сумм дебиторской задолженности, включаемой в баланс;
· правильность корреспонденции и отражения на счетах дебиторской задолженности;
· обоснованность отнесения дебиторской задолженности к соответствующему периоду;
· арифметическую точность и соответствие статей дебиторской задолженности в балансе итогам учетных регистров и Главной книге;
· правильность раскрытия краткосрочной, долгосрочной и просроченной дебиторской задолженности в финансовой отчетности.
1.2 Необходимая правовая база при проведении проверки
Аудитор, выходя на проверку учета расчетов с поставщиками и подрядчиками, должен быть проинформирован и знать на основании чего он будет проверять.
В соответствии с требованиями действующего законодательства аудиторские фирмы должны разрабатывать и утверждать методики аудиторских проверок финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов. Аудиторы должны осуществлять аудиторскую проверку только в соответствии с разработанными в фирме методиками.
Большинство хозяйственных операций, отраженных в бухгалтерском и налоговом учете, являются сделками по тому или иному виду гражданско-правового договора. Любому аудитору в своей деятельности приходится сталкиваться с нормами гражданского законодательства, регулирующего договорные отношения.
В процессе аудиторской проверки следует руководствоваться следующими нормативными документами:
1. Гражданский кодекс РФ
2. Налоговый кодекс РФ
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ
4. Правила (стандарты) аудиторской деятельности
Источник: https://knowledge.allbest.ru/audit/2c0a65635a3bc68a4d53a89521216c26_0.html