24. Виды ответственности органов местного самоуправления.

23.Понятие и виды ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц

24. Виды ответственности органов местного самоуправления.

Юридическуюответственность можно определить какнеблагоприятные последствия, наступающиедля субъекта права при произведении имопределенных действий и выраженные всанкциях правовых норм.

Органы идолжностные лица местного самоуправлениянесут ответственность за нарушение имиКонституции, федеральных законов ифедеральных конституционных законови других правовых актов, невыполнениевозложенных на них населениеммуниципального образования обязанностей.

Таким образом,ответственность органов и должностныхлиц местного самоуправления — этонеблагоприятные последствия, наступающиев случае принятия органами и должностнымилицами местного самоуправленияпротивоправных решений, неосуществлениеили ненадлежащее осуществление своихзадач и функций, выраженные в санкцияхправовых норм. Ответственность органови должностных лиц местного самоуправления,контроль их деятельности служатобеспечению функционирования местногосамоуправления в интересах населения,граждан, общества в целом.

Органы местногосамоуправления могут нести конституционную,административную и гражданско-правовуюответственность за свои действия. Кдолжностным лицам местного самоуправлениямогут применяться меры конституционной,административной, дисциплинарной,материальной и уголовной ответственности.

Должностные лицаместного самоуправления несутадминистративную ответственность вслучае совершения ими при исполнениислужебных обязанностей правонарушений,предусмотренных КоАП или законамисубъектов РФ.

КоАП определяетдолжностное лицо как лицо, постоянно,временно или в соответствии со специальнымиполномочиями осуществляющее функциипредставителя власти, т.е.

наделенноев установленном законом порядкераспорядительными полномочиями вотношении лиц, не находящихся в служебнойзависимости от него, а равно лицо,выполняющее организационно-распорядительныеили административно-хозяйственныефункции в государственных органах,органах местного самоуправления,государственных и муниципальныхорганизациях, а также в ВооруженныхСилах РФ, других войсках и воинскихформированиях РФ (ст. 2.4). В то же времяЗакон о местном самоуправлении 2003 г.содержит специальное определениедолжностного лица местного самоуправления- это выборное либо заключившее контракт(трудовой договор) лицо, наделенноеисполнительно-распорядительнымиполномочиями по решению вопросовместного значения и (или) по организациидеятельности органа местногосамоуправления. При привлечениидолжностных лиц местного самоуправленияк административной ответственностиследует руководствоваться примечаниемк ст. 2.4 КоАП, так как эта норма являетсяспециальной.

К должностным лицамместного самоуправления применяетсятолько одно административное наказание:штраф. Конкретные составы правонарушений,за которые должностные лица местногосамоуправления могут быть привлеченык ответственности, содержатся в КоАП.

Так, например, действия должностных лицорганов местного самоуправления,направленные на незаконное ограничениесвободы торговли, т.е. недопущение наместные рынки товаров из других регионовРФ либо запрещение вывоза местныхтоваров в другие регионы РФ, — влекутналожение административного штрафа вразмере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. (ст. 14.

9);непредставление руководителем илидругим должностным лицом организации,а равно должностным лицом органа местногосамоуправления, ответственными завоенно-учетную работу, в установленныйсрок в военный комиссариат или в инойорган, осуществляющий воинский учет,списков граждан, подлежащих первоначальнойпостановке на воинский учет, — влечетналожение административного штрафа вразмере от 300 до 1 тыс. руб. (ст. 21.1).

Согласно ч. 1 ст. 1.1 КоАПзаконодательство об административныхправонарушениях состоит из кодекса ипринимаемых в соответствии с ним законовсубъектов РФ об административныхправонарушениях. В силу этого некоторыесоставы административных правонарушений,которые могут совершаться должностнымилицами местного самоуправления,содержатся в законодательстве субъектовРФ.

Действующеезаконодательство не содержит каких-либоособенностей привлечения депутатов,членов выборных органов местногосамоуправления, выборных должностныхлиц органов местного самоуправления кадминистративной ответственности.

Вто же время такие особенности установленыв отношении кандидатов в депутатыпредставительных органов местногосамоуправления, кандидатов на должностивыборных должностных лиц местногосамоуправления.

Закон об обеспеченииконституционных прав граждан РоссийскойФедерации избирать и быть избраннымив органы местного самоуправленияустанавливает, что зарегистрированныйкандидат не может быть на территориимуниципального образования привлеченк уголовной ответственности, задержан,арестован или подвергнут мерамадминистративного взыскания, налагаемымв судебном порядке, без согласия прокурорасубъекта РФ (ст. 24).

Уголовная ответственностьдолжностных лиц местного самоуправлениянаступает в случае совершения имидеяний, содержащих все признаки составапреступления и предусмотренных УК.Перечень этих деяний содержится в гл.

30 «Преступления против государственнойвласти, интересов государственнойслужбы и службы в органах местногосамоуправления». Применительно кдолжностным лицам местного самоуправленияданная глава содержит такие составыпреступлений, как злоупотреблениедолжностными полномочиями (ст.

285);превышение должностных полномочий (ст.286); отказ в предоставлении информацииФедеральному Собранию РФ или Счетнойпалате РФ (ст. 287); незаконное участие впредпринимательской деятельности (ст.289); получение взятки (ст. 290); служебныйподлог (ст. 292); халатность (ст. 293).

Дляпривлечения к ответственности всоответствии с данными статьями следуетруководствоваться определениемдолжностного лица, данным в примечаниик ст. 285 УК.

Дисциплинарнаяответственность должностных лиц местногосамоуправления предусматривается целымрядом нормативных актов. Прежде всегоэто касается должностных лиц муниципальнойслужбы.

Дисциплинарнымпроступком в сфере муниципальной службыпризнается — неисполнение или ненадлежащееисполнение муниципальным служащим поего вине возложенных на него служебныхобязанностей (ст. 27 Федерального закона»О муниципальной службе в РоссийскойФедерации»).

На муниципальногослужащего могут быть наложены следующиедисциплинарные взыскания:

— замечание;

— выговор;

— увольнение смуниципальной службы по соответствующимоснованиям.

Перечень случаев,когда в качестве дисциплинарноговзыскания служащий может быть уволенс муниципальной службы, установленсамим Федеральным законом «Омуниципальной службе в РоссийскойФедерации», а также ТК.

Муниципальныйслужащий, допустивший дисциплинарныйпроступок, может быть временно (но неболее чем на один месяц), до решениявопроса о его дисциплинарнойответственности, отстранен от исполнениядолжностных обязанностей с сохранениемденежного содержания.

Дисциплинарноевзыскание на муниципального служащегоналагается в установленном ТК порядке.

Нормативные актынекоторых субъектов РФ и муниципальныхобразований предусматривают дисциплинарнуюответственность выборных должностныхлиц местного самоуправления, преждевсего депутатов представительныхорганов.

В ряде субъектов РФ, муниципальныхобразований в качестве дисциплинарногопроступка рассматривается тольконеисполнение или ненадлежащее исполнениедолжностных обязанностей. В отдельныхрегионах речь идет только о нарушениинорм этики. Кроме того, встречаютсяслучаи, когда под дисциплинарнымпроступком понимается и то и другое.

Внекоторых регионах к дисциплинарномупроступку приравнивается несоблюдениевыборным должностным лицом накладываемыхна него ограничений.

Чаще всего дисциплинарнымпроступком депутата представительногооргана муниципального образованияпризнается нарушение порядка работыпредставительного органа, которое можетвыражаться в различных деяниях: отнепосещения заседаний представительногооргана до нарушения правил депутатскойэтики во время этих заседаний. Взависимости от характера дисциплинарноювзыскания решение о привлечении кответственности могут принимать:комиссия по этике, мандатная комиссия,постоянный комитет, председательствующий,представительный орган муниципальногообразования в целом или по представлению2.

В перечне дисциплинарныхвзысканий наиболее часто указываются:предупреждение о лишении слова; лишениеслова; призыв к порядку; удаление иззала заседания; порицание

(выговор), исключениеиз состава комитета либо комиссии идосрочное прекращение полномочий.

Закон о местномсамоуправлении 2003 г., так же как исоответствующий Закон 1995 г., выделяеттри вида ответственности органов идолжностных лиц местного самоуправления:1) перед населением муниципальногообразования; 2) перед государством; 3)перед физическими и юридическими лицами.Рассмотрим их более подробно.

Виды ответственностиорганов и должностных лиц местногосамоуправления

В новой редакцииФедерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправленияв Российской Федерации» значительноусилен контроль за исполнением органамиместного самоуправления полномочий порешению вопросов местного значения иответственность этих органов за ихнеисполнение.

Юридическаяответственность подразделяется на видыво многом по отраслевому признаку.

Втеории государства и права традиционноговыделяют следующие виды юридическойответственности: уголовная, административная,гражданско-правовая, дисциплинарная,материальная.

Некоторые ученые выделяюти другие виды ответственности, в частностиполитико-правовую, под которой имеетсяв виду отзыв выборного должностноголица, роспуск представительного органавласти и т.п.

Согласно ст. 70Федерального закона «Об общих принципахорганизации местного самоуправленияв Российской Федерации» органы идолжностные лица местного самоуправленияв соответствии с федеральными законаминесут ответственность перед:

а)    населениеммуниципального образования;

б)   государством;

в)   физическимии юридическими лицами.

Такая иерархиязакрепления ответственности органовместного самоуправления и должностныхлиц местного самоуправления не случайна.

Указание на первоочередностьответственности перед населениемотражает сущность местного самоуправлениякак формы народовластия в соответствиис ч. 2 ст. 3 Конституции РоссийскойФедерации. Население является основнымсубъектом прав местного самоуправления.

Поэтому прежде всего необходимоустановление эффективных видовответственности органов и должностныхлиц местного самоуправления переднаселением.

Виды ответственностиорганов местного самоуправления,депутатов, членов выборных органов идолжностных лиц местного самоуправления,основания наступления этой ответственностии порядок решения соответствующихвопросов, в том числе основания и порядокотзыва населением выборных должностныхлиц местного самоуправления, досрочногопрекращения полномочий выборных органови выборных должностных лиц местногосамоуправления, определяются уставамимуниципальных образований в соответствиис Федеральным законом «Об общих принципахорганизации местного самоуправленияв Российской Федерации».

Население муниципальногообразования также вправе отозватьдепутатов, членов выборных органов ивыборных должностных лиц местногосамоуправления в соответствии сФедеральным законом «Об общих принципахорганизации местного самоуправленияв Российской Федерации».

Источник: https://studfile.net/preview/3190893/page:13/

1. Понятие и виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления

24. Виды ответственности органов местного самоуправления.

Органы и должностные лица МС несут ответственность троякого вида:

1) ответственность перед населением

2) ответственность перед государством

3) ответственность перед юридическими и физическими лицами

В науке МП выделяют 2 вида ответственности:

1. позитивная

2. негативная

Позитивная ответственность выражается в строгом соблюдении законодательства, точном следовании его нормам. Она предполагается в осознании гражданином необходимости исполнения законодательных норм. Позитивная ответственность реализуется, например, в форме отчётов перед избирателями.

Негативная ответственность представляет собой неблагоприятные последствия, которые лицо претерпевает за нарушение закона.

Существуют мнения, согласно которым ответственность нужно рассматривать только как негативную.

Однако ряд учёных выделяют «двухаспектную» ответственность, т.е. рассматривают в совокупности позитивную и негативную.

В зависимости от вида ответственности выделяют уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, конституционно-правовую, муниципально-правовую.

Основанием наступления муниципально-правовой ответственности является утрата доверия.

2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением

В соответствии со ст.48 ФЗ «Об общих принципах…» основанием для наступления данного вида ответственности является утрата доверия населением.

Данный вид ответственности является особым, поскольку может наступать и не в результате совершения неправомерных действий.

Привлекать по данному виду ответственности может только население МО.

Субъектом же ответственности выступают органы и должностные лица МС.

Результатом данного вида ответственности должен быть роспуск представительного органа либо прекращение полномочий должностного лица.

Законодательство на сегодняшний день не содержит порядка роспуска органа МС в связи с утратой доверия населения.

Одним из главных принципов организации и деятельности ОМС является коллегиальность, которая означает, что ОМС состоит не из одного лица, а из нескольких лиц => решения принимаются не одним лицом, а органом коллегиально.

Представительный орган МС состоит из депутатов, которые избираются избирателями округов. Депутат конкретного округа ответственен перед избирателями именно этого органа. В случае утраты депутатом доверия населения он может быть отозван (также как и глава МО).

Но не совсем понятно, как может быть отозван ОМС в целом. Орган МС может быть распущен органами гос.

власти в случае нарушения законодательства, однако, это уже будет ответственность ОМС перед государством => непосредственно перед населением могут нести ответственность отдельные выборные лица, но не орган в целом.

Порядок и условия реализации данного вида ответственности перед населением устанавливаются Уставом МО. Однако на сегодняшний день, как правило, такой порядок закреплён законом субъекта «Об отзыве выборного лица органа МС». Основанием отзыва является утрата доверия населения. Однако в законодательстве данное понятие не расшифровывается.

Под утратой доверия следует понимать неудовлетворённость избирателей деятельностью выборного лица, связанною совокупно или по отдельности с такими причинами, как

  • невыполнение предвыборной программы

  • отказ от контактов с избирателями

  • отказ от ведения приёма избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений.

Мнения учёных об институте отзыва разделяются:

  • некоторые учёные (например, судья КС Витрук) считают, что отзыв депутата

служит одновременно и формой института прямой демократии. Установление института отзыва расширяет возможности граждан по формированию дееспособного авторитетного состава представительных органов власти, служит гарантией населению позитивной юридической ответственности депутатов.

  • Другие учёные (например, Морщикова, Баглай) убеждены, что институт отзыва

не согласуется с идеями плюрализма парламентской деятельности, направлен против парламентского меньшинства.

По их мнению, введение института отзыва практически не исключает ситуаций, когда депутат, получивший на выборах относительное большинство , может быть лишён мандата голосами других избирателей, вообще не авших или авших за других кандидатов.

Отзыв характерен для тоталитарных государств, демократические государства он ведёт к нарушению стабильности результатов выборов. Вместо этого института достаточно ввести дисциплинарные меры (вплоть до лишения депутатского мандата).

На самом деле отзыв является не только гарантией поддержания связи депутата (выборного лица) с населением, но и санкцией против депутата, ненадлежащим образом выполняющего свои обязанности.

Источник: https://studfile.net/preview/6189762/page:9/

Studio-pravo
Добавить комментарий