23. Муниципальные выборы: 1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов

Муниципальное право России

23. Муниципальные выборы: 1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов

Муниципальные выборы являются второй важнейшей формой прямой демократии при осуществлении местного самоуправления.

В соответствии с п. 9 ст. 2 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

выборы — форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

В ч. 1 ст. 23 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» уточняется, что муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.

Правовую базу проведения муниципальных выборов составляют Конституция РФ, Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г., «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 2002 г., от 26 ноября 1996 г.

№ 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», конституции и уставы субъектов РФ (Устав города Москвы 1995 г., Устав Ставропольского края 1994 г.), законы субъектов РФ (Законы СК «О местном самоуправлении в Ставропольском крае», от 22 июля 2004 г.

№ 60-кз «О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территории районов Ставропольского края», «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления», Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве»), муниципально-правовые акты (Устав внутригородского муниципального образования Сокольники в городе Москве, Устав г. Ставрополя 2008 г.).

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ.

Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.

В соответствии с установленными законом субъекта РФ видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Под избирательной системой в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 г.

понимаются условия признания кандидата (-ов) избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Так, в ст.

2 Закона СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» — «Избирательная система при проведении выборов» указывается, что выборы депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляются по одномандатным (один округ — один депутат) и (или) многомандатным (один округ — несколько депутатов) избирательным округам на основе единой для данного муниципального образования нормы представительства по решению соответствующего представительного органа местного самоуправления. Таким образом, установлена мажоритарная избирательная система.

В соответствии с п. 3 ст. 32 Устава г. Ставрополя в состав Ставропольской городской Думы входят 50 депутатов Ставропольской городской Думы, избираемых по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства путем всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном ании.

В Москве при формировании представительных органов местного самоуправления мажоритарная система также применяется. В п. 1 ст. 12 Закона г.

Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» указывается, что муниципальное собрание состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.

В соответствии со ст. 11 Устава муниципального образования Хорошевское в г.

Москве выборы депутатов муниципального собрания муниципального образования осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании при обеспечении установленных законодательством избирательных прав граждан. При этом депутаты муниципального собрания избираются по многомандатным избирательным округам.

Выборы глав муниципальных образований, иных выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляются по единому округу, границы которого совпадают с границами муниципального образования.

В п. 5—6 ст. 47 Устава г. Ставрополя указывается, что глава г. Ставрополя избирается на муниципальных выборах населением г. Ставрополя на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном ании. Срок его полномочий составляет 5 лет.

Конкретизируя положения Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», Закон СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» устанавливает, что гражданин РФ, достигший на день ания возраста 18 лет, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях и быть избранным депутатом в представительный орган местного самоуправления, а по достижении 21 года вправе быть избранным главой муниципального образования, иным выборным должностным лицом местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Устава г. Ставрополя депутатом Ставропольской городской Думы может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательным правом и достигший возраста 18 лет. В соответствии с п. 5 ст. 47 Устава г.

Ставрополя главой города Ставрополя может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательным правом и достигший возраста 21 года. В соответствии с положениями Закона г.

Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» депутатом муниципального собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день выборов возраста 18 лет.

Подготовку и проведение муниципальных выборов осуществляют: избирательная комиссия муниципального образования; окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. В соответствии с ч. 4 ст.

24 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта РФ, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования, могут возлагаться на территориальную комиссию. Порядок возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную комиссию в случае отсутствия представ отельного органа муниципального образования может быть установлен законом субъекта РФ. Если на территории муниципального образования образуется несколько территориальных комиссий, полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на одну из них.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.

В соответствии с п. 2 ст. 15 Устава г. Ставрополя решение Ставропольской городской Думы о назначении муниципальных выборов должно быть принято не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня ания. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней со дня его принятия.

Однако в случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

В соответствии со ст. 10 Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», если уполномоченный на то орган (представительный орган местного самоуправления) не назначит выборы в сроки, предусмотренные п.

7 этой статьи (не ранее чем за 90 дней и не позднее чем за 80 дней до дня ания), а также если уполномоченный на то орган отсутствует, то выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией (в данном случае — избирательной комиссией муниципального образования) не позднее чем за 70 дней до дня ания.

Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня истечения срока официального опубликования решения о назначении выборов (5 дней со дня принятия).

Если муниципальная избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном федеральным законом, соответствующий суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора может определить срок, не позднее которого уполномоченный на то орган или должностное лицо, а в случае их отсутствия — избирательная комиссия муниципального образования должны назначить выборы.

При этом суд также вправе возложить на избирательную комиссию субъекта РФ обязанность сформировать в 10-дневный срок со дня вступления в силу решения суда временную избирательную комиссию в количестве не более 15 членов комиссии с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, предусмотренных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», а при отсутствии уполномоченного назначить выборы органа — также установить срок, в течение которого временная избирательная комиссия должна назначить выборы. Срок полномочий и количество членов временной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливаются сформировавшей ее избирательной комиссией.

Списки избирательных участков, в том числе образованных в местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях.

домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания), с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для ания должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа, а при проведении выборов в орган местного самоуправления поселения — главой местной администрации поселения не позднее чем за 40 дней до дня ания.

Предвыборная агитация, выдвижение кандидатов, а также сбор подписей в поддержку кандидатов осуществляются в порядке, предусмотренном Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

О выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление, в котором должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства кандидата и наименование должности, на которую выдвигается кандидат.

Период, включающий в себя выдвижение кандидатов, сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, иные формы поддержки выдвижения, составляет 25 дней и начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов.

В соответствии со ст. 8 Закона СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов, составляет 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может быть менее 10 подписей.

Количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может быть менее 10 подписей.

При проведении выборов депутатов представительного органа местного самоуправления по одномандатному избирательному округу со средней нормой представительства не более 500 избирателей устанавливается заявительный порядок регистрации.

В данном случае сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, внесение избирательного залога не осуществляются.

Если в связи с обстоятельствами, предусмотренными п. 33 ст.

38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в одномандатном избирательном округе окажется зарегистрированным один кандидат, ание по одной кандидатуре допускается на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований. При этом кандидат считается избранным, если за него проало не менее 50% от числа избирателей, принявших участие в ании.

Регистрация кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».

Для регистрации кандидат лично либо уполномоченный представ отель избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, не позднее чем за 45 дней до дня ания до 18 часов по местному времени представляет в избирательную комиссию документы, предусмотренные данным Федеральным законом.

Регистрация возможна не только при представлении подписей избирателей, но и внесении избирательного залога. В Ставропольском крае избирательный залог для кандидата равен 10% от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата.

В соответствии с Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления не может превышать 100 тыс. рублей.

Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда кандидата на должность главы муниципального образования, иного выборного должностного лица не может превышать при численности избирателей:

  • до 10 тыс. избирателей — 100 тыс. руб.;
  • от 10 до 20 тыс. избирателей — 200 тыс. руб.;
  • от 20 до 30 тыс. избирателей — 300 тыс. руб.;
  • от 30 до 40 тыс. избирателей — 400 тыс. руб.;
  • от 40 до 50 тыс. избирателей — 500 тыс. руб.;
  • от 50 до 100 тыс. избирателей — 1 млн. руб.;
  • от 100 до 200 тыс. избирателей — 3 млн. руб.;
  • свыше 200 тысяч избирателей — 6 мл руб.

Голосование на муниципальных выборах проводится с 8 до 20 часов по местному времени. В соответствии с новой редакцией Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» внесение в бюллетень графы «Против всех» и ание по этому варианту не допускаются.

В соответствии со ст. 19 Закона СК «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число избирателей, принявших участие в ании.

При равном количестве полученных кандидатами избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, зарегистрированный ранее.

Избранными по многомандатному избирательному округу считаются кандидаты, включенные в список, получившие наибольшее по сравнению с другими число избирателей.

Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случаях, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Некоторые из этих случаев (касающиеся списков кандидатов) неприменимы к муниципальным выборам в Москве и Ставропольском крае, так как для них установлена мажоритарная система.

Среди остальных случаев такие:

  • ание проводилось по одной кандидатуре, и за соответствующего кандидата проало менее 50% от числа избирателей, принявших участие в ании;
  • все кандидаты выбыли при проведении повторного ания;
  • если законом предусмотрено проведение повторного ания, а в бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил необходимое для избрания число избирателей.

Признание результатов муниципальных выборов недействительными осуществляется по основаниям, аналогичным вышеописанным (в §2) основаниям признания недействительными результатов местного референдума.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Источник: https://isfic.info/munici/prudn42.htm

Лекция 4: «Формы местного самоуправления»

23. Муниципальные выборы: 1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов

В.Т. Батычко
Муниципальное право
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010 г.

4.3. Муниципальные выборы

Муниципальные выборы — это выборы, проводимые в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним региональными законами.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать (т.н.

активное избирательное право), а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления (т.н. пассивное избирательное право).

Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день ания возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других избирательных действиях, других действиях по подготовке и проведению референдума.

Согласно ст.

32 Конституции Российской Федерации не имеют права быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы местного самоуправления.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если ание на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 года на день ания на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации участвуют в муниципальных выборах на равных основаниях. Если на выборах в представительный орган местного самоуправления образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число .

Гражданин Российской Федерации голосует на муниципальных выборах соответственно за кандидата (список кандидатов) или против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).

Голосование на муниципальных выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Выборы органов местного самоуправления и депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно ст.

23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.

Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения.

В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании.

Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Под избирательной системой в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

При проведении муниципальных выборов используются мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система, а также избирательная система, соединяющая в себе две первые (смешанная).

Мажоритарная избирательная система — это избирательная система, в основе которой лежит принцип большинства избирателей.

Большинство может быть абсолютным, когда превышена половина от общего числа избирателей; относительным, когда количество избирателей, полученных одним кандидатом, превышает количество , поданных за других кандидатов в отдельности; квалифицированным, когда избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство , которое превышает абсолютное большинство. Мажоритарная избирательная система была применена первой при выборах в представительные учреждения. Мажоритарная избирательная система является наиболее простой при определении результатов ания. Один из основных недостатков мажоритарной избирательной системы состоит в том, что в ней не учитываются голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам ания.

Пропорциональная избирательная система — это избирательная система, в соответствии с которой мандаты в выборном органе распределяются пропорционально полученному партией или списком кандидатов числу избирателей по всей стране или в одном из нескольких многомандатных избирательных округов.

Пропорциональная избирательная система в настоящее время в мире более распространена, чем мажоритарная избирательная система.

Применение пропорциональной избирательной системы позволяет решить основной недостаток мажоритарной избирательной системы и учесть при выборах голоса избирателей, по тем или иным причинам оказавшихся в меньшинстве по результатам ания в конкретном избирательном округе.

Партии, не набравшие большинство избирателей в таких избирательных округах, но получившие необходимое число в других избирательных округах, получают представительство в выборном органе. Первый в Российской Федерации представительный орган муниципального образования, полностью сформированный по пропорциональной системе, был избран в г. Волжском Волгоградской области.

В настоящее время государственная политика сводится к максимальному отсечению от участия в выборах всех общественных объединений, кроме политических партий.

Само понятие «избирательное объединение» сводится к политической партии, имеющей, в соответствии с федеральным законом, право участвовать в выборах, а также к региональному отделению или иному структурному подразделению политической партии, имеющим в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

Единственной «избирательной отдушиной» для иных общественных объединений являются муниципальные выборы.

При проведении выборов в органы местного самоуправления избирательным объединением является также иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее чем за один год до дня ания, а в случае назначения выборов в орган местного самоуправления в связи с досрочным прекращением его полномочий — не позднее чем за шесть месяцев до дня ания. Указанные сроки не распространяются на иные изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения.

Источник: http://www.aup.ru/books/m234/5_3.htm

III Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся Старт в науке

23. Муниципальные выборы: 1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

По Конституции Российской Федерации, Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ).

Муниципальные выборы являются высшей формой прямой демократии на территории муниципальных образований. Муниципальные выборы регламентируются законами (федеральными, региональными), но законы постоянно корректируются, в том числе в закон о местном самоуправлении вносятся изменения, дополнения.

В 2011 году выборы главы Чесменского муниципального образования происходили всенародно. В 2016 году глава администрации Чесменского муниципального образования избирался другим способом.

Каковы особенности выборов в органы местного самоуправления, какова система выборов глав муниципальных образований – эти вопросы стали предметом моей работы.

Задачи:

— изучить материал о муниципальных выборах, определив их особенности

— изучить особенности выборов глав муниципалитетов.

  1. Муниципальные выборы в системе местного самоуправления

Муниципальные выборы — это выборы, которые проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном ании.

Значение этого института состоит в том, что посредством выборов формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица местного самоуправления.

Муниципальные выборы проводятся, во-первых, в целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.), и, во-вторых, в целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Муниципальные выборы назначаются Собранием депутатов муниципального района. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией или судом.

Выделяют следующие виды муниципальных выборов:

а) основные выборы, которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы;

б) повторные выборы;

в) дополнительные выборы.

Очередные муниципальные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочия органа или должностного лица местного самоуправления. Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Повторные муниципальные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными, либо кандидат, избранный по одномандатному (много мандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, несовместимые со статусом выборного должностного лица. А также в других установленных законом случаях.

Дополнительные муниципальные выборы назначаются в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу, а в определённых случаях — и в многомандатном округе.

Правовое регулирование муниципальных выборов осуществляется на всех уровнях публичной власти в государстве: федеральном, субъектов Федерации и муниципальном.

Кроме того, необходимо учитывать, что правовую основу местного самоуправления, принципов его организации и деятельности, формирования органов местного самоуправления составляют также общепризнанные принципы и нормы международного права, определяющие международные избирательные стандарты, важнейшие условия обеспечения демократического избирательного процесса, и которые учитываются в практике правого регулирования муниципальных выборов.

Конституционное право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст.32 Конституции РФ) получает своё развитие и конкретизацию в системе федеральных гарантий его осуществления, закрепляемой Федеральным законом от 12 июня 2002г.

№67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Федеральным законом от 27 ноября 1996г.

№ 142-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», который применяется в целях защиты конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Ряд положений, касающихся организации и проведения муниципальных выборов, содержит Федеральный закон от 6 октября 2003г.

№131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: о назначении муниципальных выборов представительным органом муниципального образования; об избирательных системах, применяемых на муниципальных выборах; об организации и проведении выборов органов и должностных лиц местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях и др.

Нормативно-правовое обеспечение муниципальных выборов в России включает в себя четыре взаимосвязанных уровня: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России, которые являются частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации); федеральное законодательство о выборах, законодательство о муниципальных выборах субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты, содержащие нормы о выборах.

Конституция Российской Федерации определяет общий статус местного самоуправления, признает и гарантирует местное самоуправление, предоставив субъектам Российской Федерации право урегулировать вопросы организации муниципальных выборов.

В Конституции РФ вопрос о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами в сфере избирательного законодательства решен недостаточно четко.

На основе достаточно последовательно проведенного разделения полномочий между Российской Федерацией, её субъектами и органами местного самоуправления последние могут самостоятельно, под собственную ответственность решать задачи, связанные с проведением выборов, исходя из максимального учета интересов населения, особенностей субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Региональный уровень муниципального избирательного законодательства характеризуется большим разнообразием. Статья 23 ФЗ №131-ФЗ содержит указание на то, что субъекты Федерации вправе принимать свои законодательные акты, регулирующие вопросы организации и проведения муниципальных выборов, на основе норм федерального законодательства. В ч. 3 ст.

23 говорится о том, что законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения, а также могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств.

Уставами муниципальных образований определяются органы и должностные лица местного самоуправления, которые избираются населением на муниципальных выборах, срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. В соответствии с этим мы выбираем глав сельских поселений, депутатов сельских поселений, депутатов муниципального собрания.

Процесс организации проведения муниципальных выборов включает в себя несколько этапов:

  • назначение выборов;
  • формирование избирательных комиссий;
  • составление списков избирателей;
  • образование избирательных округов и избирательных участков;
  • выдвижение и регистрация кандидатов для избрания на выборные должности;
  • проведение предвыборной агитации;
  • ание, определение результатов выборов.

Чесменский район состоит из 12 поселений. В каждом поселение избирается глава сельского поселения, (Главой Чесменского сельского поселения с 2010 г.

является Перчаткин Сергей Валерьевич), совет депутатов сельских поселений, в который могут входить от 7 до 10 депутатов (в сельских поселениях Чесменского района в основном 10 депутатов) и собрание депутатов, которое составляет 15 человек.

Из числа депутатов избирается председатель собрания депутатов. Возглавляет собрание депутатов Чесменского муниципального района Федяшев В.Я.

  1. Особенности муниципальных выборов.

На муниципальные выборы распространяются те же принципы, что и на выборы, происходящие на уровне Федерации. Право избирать и быть избранными имеют все граждане, которые достигли 18-летнего возраста. Не могут ать на выборах те граждане, которых суд признал недееспособными или те, которые находятся в заключении.

Процедура проведения муниципальных выборов обнаруживает сходство с процедурой проведения выборов в органы государственной власти. Однако все-таки можно выделить некоторые особенности:

• при проведении муниципальных выборов обычно применяется не пропорциональная, а мажоритарная избирательная система;

• на практике при осуществлении муниципальных выборов чаще, чем при проведении выборов в органы государственной власти, используются многомандатные избирательные округа;

• при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей менее 10 000 сбор подписей в поддержку кандидатов может не проводиться, если законом субъекта Федерации предусмотрен иной порядок выдвижения кандидатов.

  1. Выборы Главы муниципального образования

Главы муниципальных районов и городских округов избираются представительными органами муниципальных образований (в Чесменском муниципальном районе это Собрание депутатов) из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местные администрации.

Представительный орган района (собрание депутатов), как уже говорилось, избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном ании.

Согласно Конституции Российской Федерации любой человек в возрасте от 18 лет может как выбирать, так и быть избранным. Однако для кандидатов на ответственные муниципальные должности установлена нижняя планка возраста — от 21 года. Официально верхняя возрастная планка не ограничена, и в одном из Челябинских муниципалитетах зарегистрировали одного кандидата в возрасте 86 лет.

Выборы руководителей органов местного самоуправления регламентируются Законом Челябинской области от 11 июня 2015 г. № 189-ЗО «О некоторых вопросах правового регулирования организации местного самоуправления в Челябинской области».

Он предусматривает, что все главы муниципальных образований Челябинской области, кроме глав закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), избираются на конкурсной основе.

Конкурсная комиссия представляет кандидатуры победителей конкурса в собрание депутатов муниципалитета, которое, в свою очередь, избирает из их числа главу муниципального образования сроком на пять лет.

Комиссия по отбору кандидатов состоит из трех депутатов представительного органа местного самоуправления, двух представителей правительства и администрации губернатора Челябинской области и одного депутата Законодательного собрания Челябинской области — всего шесть человек. В каждом из муниципальных образований комиссия собирается дважды.

На первом, так называемом предварительном заседании, члены комиссии обсуждают кандидатов в главы муниципальных образований: рассматривают документы претендента, оценивают его личностные характеристики, проверяют достоверность и полноту сведений, которые представил кандидат на конкурсную комиссию. После проверки всех документов рабочая группа собирается во второй раз для подведения итогов конкурса и определения его победителей, кандидатуры которых впоследствии рекомендуются представительному органу власти для избрания. Между этими двумя комиссиями проходит не более 10 дней.

Участники конкурсной комиссии обращают внимание на целый спектр качеств кандидатов. Будущий глава должен зарекомендовать себя как цельная личность, как успешный руководитель и профессионал своего дела. Немаловажны богатый опыт, уровень знаний, мотивация кандидата, а также положительные характеристики общественности.

Обязательно учитывается программа социально-экономического развития муниципального образования, которая должна привнести новшества в векторе развития Челябинской области в целом, сохранить и приумножить ее потенциал. Если кандидат не умеет работать с кадрами, не готов системно трудиться в команде, он вряд ли подойдет в качестве кандидата на должность главы.

Впервые выборы главы муниципального образования на конкурсной основе прошли в Челябинской области в августе 2015 года. Именно таким образом избирался глава в Чесменском муниципальном районе в 2016 году. Законодательством не запрещено участие в конкурсе предыдущего главы.

Данная система выборов позволит определить победителем конкурса на должность главы муниципального образования прежнего эффективного руководителя. Однако последнее слово в выборе кандидатов остается за депутатами муниципальных образований.

Большинство проблем, с которыми сталкиваются муниципальные выборы в России, являются общими для всех российских выборов. К таким проблемам относятся:

  • сложность и запутанность избирательного законодательства;
  • избирательные системы, не обеспечивающие адекватного выражения воли избирателей;
  • низкая степень конкурентности;
  • неравные условия ведения кандидатами и партиями предвыборной агитации;
  • отсутствие надежных механизмов воспрепятствования фальсификациям.

Итак, я выполнила задачи поставленные в работе, изучила особенности муниципальных выборов, выборов глав муниципалитетов, узнала о выборах в Чесменском муниципальном районе, с интересом общалась с людьми, которые организуют выборы на местном уровне.

Конечно же, изучая данный вопрос, я поняла какой большой пласт информации нужно найти, прочитать, понять. Но главное я для себя уяснила, что это очень сложно, но интересно и думаю, у меня впереди еще будет возможность изучить все досконально.

Используемые источники:

  1. Конституция РФ

  2. Сайты:

    1. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=209844&rnd=244973.108131851#0

    2. http://www.cikrf.ru/law/federal_law/comment/st17.html

    3. http://studopedia.ru/10_214395_obrazovanie-izbiratelnih-okrugov-i-izbiratelnih-uchastkov.html

    4. http://studopedia.ru/8_46738_poryadok-golosovaniya-opredelenie-itogov-golosovaniya-i-rezultatov-viborov.html

    5. http://www.chesmamr74.ru/htmlpages/Show/overview/our_ragion/USTAVCHESMENSKOGOMUNICIPALNOGO

    6. https://vecherka.su/articles/policy/116535/

    7. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/4b352d52507eaf3114e6abcdd9757901f513ca/

13

Источник: https://school-science.ru/3/8/33050

Муниципальные выборы

23. Муниципальные выборы: 1. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов

Свободные и демократические выборы в органы местного самоуправления являются высшим непосредствен­ным выражением принадлежащей народу власти. Госу­дарством гарантируются свободное волеизъявление граж­дан Российской Федерации на выборах, защита демо­кратических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Выборы — это наиболее распространенный институт в системе народовластия.

Муниципальные выборы — это выборы, которые проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном ании.

Значение этого института состоит в том, что посредством выборов формируются представительные органы местного самоуправления и избираются выборные должностные лица местного самоуправления.

Специалисты отмечают следующие особенности муниципальных выборов:

— при проведении муниципальных выборов используется не пропорциональная, а мажоритарная избирательная система;

— по сравнению с выборами депутатов представительных органов власти субъектов Федерации на местном уровне чаще всего используются многомандатные избирательные округа;

— низкий барьер участия избирателей в ании.

Правовую основу муниципальных выборов составляют Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав дан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы местного самоуправления» от 26 ноября 1996 г., Конституции, Уставы, а также законы субъектов РФ о выборах органов и должностных лиц местного самоуправления, уставы муниципальных образований, акты закрепляют принципы участия в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном ании, создания избирательных комиссий, составления списков избирателей, образова­ние избирательных округов и участков, выдвижения и регистрации кандидатов, финансирования выборов, предвыборной агитации, ания и подведения итогов выборов, а также некоторые другие.

В процессе участия в муниципальных выборах граж­данами России реализуются свои избирательные права.

К этим правам относятся: конституционное право граж­дан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвиже­нии кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, рабо­той избирательных комиссий, включая установление ито­гов ания и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установлен­ном Конституцией РФ, Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), за­конами субъектов РФ.

Муниципальные выборы назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмот­ренные уставом муниципального образования. В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные вы­боры назначаются соответствующей избирательной комис­сией муниципального образования или судом.

Гарантии избирательных прав граждан при проведе­нии муниципальных выборов, порядок назначения, под­готовки, проведения и подведения итогов муниципаль­ных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Итоги муниципальных выборов подлежат официаль­ному опубликованию (обнародованию).

Официальное опубликование (обнародование) полных данных о результатах выборов в органы местного осуще­ствляется в течение двух месяцев со дня ания.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, ание по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования

В соответствии с ст.

24 Федерального закона «Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ» ание по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится по инициативе населения в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии ним законом субъекта Российской Федерации для про­ведения местного референдума, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Законы субъектов РФ предусматривают более широкий круг субъектов, имеющих право инициативы отзыва.

Инициаторами возбуждения вопроса об отзыве депутата, выборного должностного лица местного самоуправления законы субъектов РФ признают:

1) гражданина (Хабаровский, Алтайский края, Саратовская, Оренбургская, Тюменская области);

2) группу граждан (Алтайский, Красноярский края, Нижегородская, Тюменская области);

3) группу депутатов (Нижегородская область);

4) избирательные объединения (Волгоградская, Тамбовская, Пермская, Оренбургская, Челябинская области, Красноярский край);

5) представительный орган местного самоуправления (Амурская, Тюменская области, Красноярский край).

В большинстве субъектов РФ приняты специальные за­коны, регулирующие порядок отзыва выборных лиц мест­ного самоуправления.

В зависимости от субъектов ответ­ственности, порядок отзыва которых регламентируется, за­коны субъектов Федерации можно разделить на 4 группы:

1) законы, регулирующие порядок отзыва депутата представительного органа местного самоуправления (Чу­вашская республика, Красноярский край, Кировская, Нижегородская, Саратовская области, Коми-Пермяцкий автономный округ);

2) законы, регулирующие порядок отзыва выборного должностного лица местного самоуправления (Республи­ка Хакасия, Чувашская республика, Кировская, Ниже­городская, Пермская, Тамбовская, Тюменская области, Коми-Пермяцкий автономный округ);

3) законы, регулирующие порядок отзыва и депутата представительного органа, и выборного должностного лица местного самоуправления (Республика Марий Эл, Оренбургская, Пензенская области);

4) кодексы о выборах, референдуме, в которые ин­корпорированы нормы о порядке отзыва депутатов и вы­борных должностных лиц местного самоуправления (Ал­тайский край).

Основанием для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должност­ного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются уставом муниципаль­ного образования.

Основаниями для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выбор­ного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные реше­ния или действия (бездействие) в случае их подтвержде­ния в судебном порядке.

Следует иметь в виду, что отзыв влечет прекращение полномочий избранного лица как депутата, члена вы­борного органа местного самоуправления, выборного дол­жностного лица местного самоуправления, но не нарушает установленного Конституцией РФ статуса этого лица как гражданина.

Процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избира­тельном округе).

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в целях получения согласия населения при вменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования проводится ание по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Голосование по данным вопросам проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12, частями 3, 5 и 7 статьи 13 Федерального закона «Об общих принципах организации …».

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования назначается представительным органом му­ниципального образования и проводится в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для проведения (местного референдума, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом. При этом положения федерального закона, закона субъекта РФ, запрещающие проведение агитации государственными органами, органами местного самоуправления, лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, а также положения, определяющие юридическую силу решения, принятого на референдуме, не применяются.

Голосование по вопросам изменения границ муници­пального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приня­ло участие более половины жителей муниципального об­разования или части муниципального образования, об­ладающих избирательным правом.

Согласие населения на изменение границ муниципального образования, пре­образование муниципального образования считается по­лученным, если за указанные изменение, преобразова­ние проало более половины принявших участие в ании жителей муниципального образования или части муниципального образования.

Итоги ания по отзыву депутата, члена выбор­ного органа местного самоуправления, выборного долж­ностного лица местного самоуправления, итоги голосо­вания по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образова­ния и принятые решения подлежат официальному опуб­ликованию (обнародованию).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/10_214669_munitsipalnie-vibori.html

Studio-pravo
Добавить комментарий