5. Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
Опросы жителей. Опрос гражданпроводится согласно ст. 31 Закона от 6октября 2003 г.
на всей территориимуниципального образования или на частиего территории для выявления мнениянаселения и его учета при принятиирешений органами местного самоуправленияи должностными лицами местногосамоуправления, а также органамигосударственной власти. Результатыопроса носят рекомендательный характер.
В опросе граждан имеют право участвоватьжители муниципального образования,обладающие избирательным правом.Следовательно, этот факт организаторамиопроса должен проверяться.
Опроспроводится по инициативе: 1) представительногооргана муниципального образованияили главы муниципального образования— по вопросам местного значения; 2)органов государственной власти субъектовРФ — для учета мнения граждан припринятии решений об изменении целевогоназначения земель муниципальногообразования для объектов региональногои межрегионального значения. Представляется,что субъекты РФ, муниципальные образованиявправе в своих актах расширять кругсубъектов, уполномоченных инициироватьпроведение опроса. Тем более что такойподход уже сложился. Например, в ЗаконеЧелябинской области «О территориальномобщественном самоуправлении в Челябинскойобласти» (ст. 8)1 право инициированияопроса по вопросам, затрагивающиминтересы жителей соответствующейтерритории, было закреплено затерриториальным общественнымсамоуправлением, любым дееспособнымгражданином. Другое дело, что опросы,инициируемые гражданами, органамитерриториального общественногосамоуправления, должны финансироватьсяза их счет, а не за счет бюджетных средств.
Порядок назначения и проведения опросаграждан определяется уставом муниципальногообразования и (или) нормативнымиправовыми актами представительногооргана муниципального образования.
Федеральный законодатель определил,что в нормативном правовом актепредставительного органа муниципальногообразования о назначении опроса гражданустанавливаются: 1) дата и сроки проведенияопроса; 2) формулировка вопроса (вопросов),предлагаемого (предлагаемых) припроведении опроса; 3) методика проведенияопроса; 4) форма опросного листа; 5)минимальная численность жителеймуниципального образования, участвующихв опросе. Однако все перечисленныеположения носят индивидуальный характер,в том числе о методике, поскольку речьидет о методике проведения конкретногоопроса. Содержащий перечисленныеположения акт в Силу этого затруднительноотнести к числу нормативных правовыхактов. Акт о назначении конкретногоопроса — это все-таки акт индивидуальный(правоприменительный). Однако приниматьсяон должен на основе нормативного актасубъекта РФ или муниципальногообразования, определяющего порядокпроведения любых муниципальных опросов.
Жители муниципального образованиядолжны быть проинформированы опроведении опроса граждан не менее чемза 10 дней до его проведения.
Финансированиемероприятий, связанных с подготовкойи проведением опроса граждан,осуществляется: 1) за счет средствместного бюджета — при проведенииопроса по инициативе органов местногосамоуправления; 2) за счет средств бюджетасубъекта РФ — при проведении опроса поинициативе органов государственнойвласти соответствующего субъектаФедерации.
Собрания, конференции жителей. Собрания,конференции жителей —формысовместного публичного обсуждения ирешения жителями муниципальногообразования, его определенной территории(дом, улица, квартал, микрорайон, населенныйпункт) вопросов местного значения,других общественно значимых вопросов.
Собрание — публичное мероприятие, вкотором вправе участвовать все обладающиеизбирательным правом жители соответствующейтерритории. Правомочность собранийопределяется исходя из общей численностиназванных жителей. При значительномчисле жителей или удаленностиотдельных поселений (населенных пунктови т.п.
) муниципального образованиядруг от друга проведение собранийзатруднительно. В таких случаях вместоних проводятся конференции.
Жителимуниципального образования, входящегов него поселения (населенного пункта,его части), по установленным нормамделегируют на конференцию муниципальногообразования, поселения (населенногопункта, его части) своих представителей(делегатов). Конференции осуществляютте же полномочия, что и собрания.
Собрание (конференция) проводитсяпо инициативе населения, представительногооргана муниципального образования,главы муниципального образования, атакже в случаях, предусмотренных уставомтерриториального общественногосамоуправления.
Собрание (конференция),проводимое по инициативе представительногооргана муниципального образования илиглавы муниципального образования,назначается соответственно представительныморганом муниципального образованияили главой муниципального образования.
Собрание (конференция), проводимое поинициативе населения, назначаетсяпредставительным органом муниципальногообразования в порядке, установленномуставом муниципального образования.
Порядок назначения и проведения собрания,конференции, а такЖе их полномочияопределяются Законом от 6 октября 2003г.
, уста-вом муниципального образованияи (или) нормативными правовыми актамипредставительного органа муниципальногообразования. Порядок назначения ипроведения собрания (конференции) вцелях осу.
ществления территориальногообщественного самоуправления определяетсятакже уставом территориальногообщественного самоуправления.
Перечисленные акты задают специальныйправовой режим собраний, конференцийпо вопросам местного значения. Поэтомунадо отличать данные мероприятия отсобраний, конференций общественных,религиозных объединений, трудовыхколлективов, а также собраний,проводимых в порядке осуществлениясвободы собраний, митингов, уличныхшествий, демонстраций, пикетов,избирательных прав.
Собрание, конференция может приниматьобращения к органам местного самоуправленияи должностным лицам местногосамоуправления, а также избиратьлиц, уполномоченных представлятьсобрание, конференцию во взаимоотношенияхс органами местного самоуправленияи должностными лицами местногосамоуправления. Итоги собрания,конференции подлежат официальномуопубликованию (обнародованию).
Порядок организации, проведения названныхмероприятий, их компетенцию детальноопределяет законодатель Челябинскойобласти в законах «О территориальномобщественном самоуправлении в Челябинскойобласти» и «О собраниях (сходах) гражданв Челябинской области».
Собрания,конференции созываются органамиместного самоуправления, главамимуниципальных образований, органамитерриториального общественногосамоуправления или инициативнымигруппами жителей по мере необходимости,но не реже одного раза в год.
В работесобраний, конференций вправе приниматьучастие граждане, достигшие 16 лет ипроживающие на соответствующихтерриториях. Граждане, не проживающиена этих территориях, могут участвоватьв работе собраний, конференций с правомсовещательного голоса.
Подготовка ипроведение собраний, конференций жителейобеспечивается органами, должностнымилицами местного самоуправления илиорганами территориального общественногосамоуправления. О времени и местепроведения собрания, схода, конференциинаселение оповещается доступнымиспособами не менее чем за три дня до ихпроведения.
Собрания правомочны, если в них принимаютучастие более половины жителейсоответствующей территории. Конференцииправомочны при участии в их работене менее 2/3 представителей от жителей.
На собраниях, сходах, конференцияхжителей могут быть рассмотрены любыевопросы, затрагивающие жителей иотнесенные при этом уставами муниципальныхобразований к компетенции данных формпрямого гражданского волеизъявления.
Среди полномочий собраний, конференцийзаконодатель называет: принятие уставовтерриториального общественногосамоуправления (ТОС); избрание органовХОС; досрочное прекращение полномочийорганов ТОС; утверждение программдеятельности ТОС; оценка деятельностиорганов ТОС по их отчетам: избраниеревизионной комиссии ТОС; организациявыпаса скота, борьбы с нарушениямиправопорядка, проведения спортивных,культурных мероприятий; обсуждениевопросов медицинского, торгового,коммунально-бытового обслуживаниянаселения, природоохранных мероприятий,содержание клубов, детских садов,библиотек, медпунктов, спортивныхсооружений, санитарного состояниянаселенных пунктов, их благоустройства.
Решения собрания, конференции принимаются,по общему правилу, открытым анием,большинством от числа присутствующих.Однако, например, органы территориальногообщественного самоуправленияизбираются тайным анием.
Решения,принятые собранием, конференцией впределах полномочий последних обязательныдля исполнения органами и должностнымилицами местного самоуправления,предприятиями, учреждениями, организациямии гражданами на территории муниципальногообразования.
Принятые решения могутбыть отменены или изменены толькособранием, конференцией граждан.
Обращения граждан в органы местногосамоуправления. Наиболее общимоснованием обращения граждан в органыместного самоуправления являютсяпредписания ст. 33, 45, 46 Конституции РФ,Кт. 29 Закона от 6 октября 2003 г.
Граждане имеют право на индивидуальныеи коллективные обращения в органыместного самоуправления. Обычной формойкак индивидуальных, так и коллективныхобращений граждан в органы местногосамоуправления являются предложения,заявления, жалобы.
Предложение —обращение по совершенствованиюзаконодательства, улучшению деятельностигосударственных органов, органовместного Самоуправления, общественныхобъединений, предприятий, учреждений,организаций. Заявление — сообщение оправонарушении, обращение в целяхреализации прав и законных интересовграждан, иных субъектов.
Жалоба —обращение с просьбой устранить принятоерешение, а также обращение на отказ илиуклонение от принятия конкретногорешения по заявлению или предложению.Форма обращений может быть какписьменной, так и устной.
Письменныеобращения должны быть подписаны, в нихчетко и полно указываются фамилии, именаи отчества как авторов, так и лиц, вотношении которых ставятся вопросы, ихадреса или местонахождение, сутьпредложений, требований или просьб,обжалуемые решения и другие сведения,необходимые для рассмотрения.
Кобращениям прилагаются документы илиих копии, в том числе полученные ранееответы, относящиеся к поставленнымвопросам.. Заявитель может уполномочитьдругое лицо или орган защищать своиправа и интересы по доверенности,заверенной нотариально. Заявления,жалобы в интересах несовершеннолетнихили недееспособных лиц вправе податьих законные представители, органыопеки и попечительства.
Должностные лица местного самоуправленияобязаны дать письменный ответ посуществу обращений граждан в органыместного самоуправления в течениеодного месяца.
Порядок и сроки рассмотренияобращений граждан в органы местногосамоуправления устанавливаютсязаконами субъектов Федерации ипринимаемыми в соответствии с ниминормативными правовыми актамипредставительных органов муниципальныхобразований.
Проанализируем положенияЗакона Республики Саха (Якутии) от 3ноября 1994 г. «О порядке рассмотренияпредложений, писем, заявлений и жалоб».
В соответствии с указанным Закономорганы местного самоуправления, как,впрочем, и государственные органы,общественные объединения, предприятия,учреждения, организации, обязаны: вестирегистрацию как письменных, так иустных обращений; объективно, всестороннеи своевременно проверять все обращения;отменять или изменять не соответствующиезаконам или установленным фактамрешения, давать необходимые указанияи принимать меры к их исполнению,пресекать неправомерные действия;обеспечить восстановление нарушенныхправ, реальное исполнение принятыхрешений, а также мер по предотвращениюнарушений законности; письменно сообщитьавтору письменного обращения о результатахрассмотрения и существе принятогорешения, давать ответ на доводы, ссылаясьна нормативные акты, на основании которыхпринято решение, в необходимых случаяхразъяснить порядок обжалования,возвращать принадлежавшие заявителюдокументы. Ответы на обращения,рассмотренные органами местногосамоуправления, даются председателем(заместителем председателя) выборногооргана муниципального образования(его заместителями), иными должностнымилицами, правомочными приниматьнеобходимые решения. Ответы на обращения,не требующие дополнительной проверки,даются в срок до 15 дней. Решения пообращениям принимаются и заявителямдаются ответы в срок до одного месяца,если законодательством не предусмотреныболее короткие сроки. В исключительныхслучаях рассмотрение письма или жалобыприостанавливается на срок не болеетрех месяцев, о чем руководитель сообщаетавтору обращения. Должностное лицо,получив обращение, решение по которомудолжен принять иной орган или руководитель,в том числе вышестоящий, обязано направитьэто обращение по принадлежности,если обращение отвечает формальнымтребованиям, или возвратить в 10-дневныйсрок с разъяснением причин оставленияписьма без рассмотрения.
За нарушение должностным лицом местногосамоуправления порядка и срокаписьменного ответа на обращения гражданв органы местного самоуправлениязаконом субъекта Федерации устанавливаетсяадминистративная ответственность.
Правотворческая инициатива граждан.Природа такой инициативы схожа сзаконодательной (нормотворческой)инициативой. Она представляет собойправо граждан в установленном порядкевозбуждать перед органом, должностнымлицом местного самоуправления вопросо рассмотрении и возможном принятииими в рамках их компетенции нормативного(индивидуального) акта.
С правотворческой инициативой можетвыступить инициативная группа граждан,обладающих избирательным правом, впорядке, установленном нормативнымправовым актом представительного органамуниципального образования.
Минимальнаячисленность инициативной группыграждан устанавливается нормативнымправовым актом представительногооргана муниципального образования ине может превышать 3% от числа жителеймуниципального образования, обладающихизбирательным правом.
В случае отсутствиянормативного правового актапредставительного органа муниципальногообразования, регулирующего порядокреализации правотворческой инициативыграждан, принятие к рассмотрению ирассмотрение проекта муниципальногоправового акта, внесенного гражданами,осуществляются в соответствии сЗаконом от 6 октября 2003 г.
Проект муниципального правового акта,внесенный в порядке реализацииправотворческой инициативы граждан,подлежит обязательному рассмотрениюорганом местного самоуправления илидолжностным лицом местногосамоуправления, к компетенции которыхотносится принятие соответствующегоакта, в течение трех месяцев со дня еговнесения.
Представителям инициативнойгруппы граждан должна быть обеспеченавозможность изложения своей позициипри рассмотрении указанного проекта.
В случае, если принятие муниципальногок правового акта, проект которого внесенв порядке реализации правотворческойинициативы граждан, относится ккомпетенции коллегиального органаместного самоуправления, указанныйпроект должен быть рассмотрен на открытомзаседании данного органа.
Мотивированноерешение, принятое по результатамрассмотрения проекта муниципальногоправового акта, внесенного в порядкереализации правотворческой инициативыграждан, должно быть официально вписьменной форме доведено до сведениявнесшей его инициативной группы граждан.
Публичные слушания.
Для обсужденияпроектов муниципальных правовых актовпо вопросам местного значения с участиемжителеймуниципального образованияпредставительным органом муниципальногообразования, главой муниципальногообразования по инициативе населения,представительного органа муниципальногообразования или главы муниципальногообразования могут проводиться, публичныеслушания. Публичные слушания, проводимыепо инициативе населения илипредставительного органа муниципальногообразования, назначаются представительныморганом муниципального образования, апо инициативе главы муниципальногообразования — главой муниципальногообразования. На публичные слушаниядолжны выноситься: 1) проект уставамуниципального образования, а такжепроект муниципального правового актао внесении изменений и дополнений вданный устав; 2) проект местного бюджетаи отчет о его исполнении; 3) проектыпланов и программ развития муниципальногообразования; 4) вопросы о преобразованиимуниципального образования.
Порядок организации и проведенияпубличных слушаний определяетсяуставом муниципального образования и(или) нормативными правовыми актамипредставительного органа муниципальногообразования и должен предусматриватьзаблаговременное оповещение жителеймуниципального образования о времении месте проведения слушаний, заблаговременноеознакомление с проектом муниципальногоправового акта, другие меры, обеспечивающиеучастие в публичных слушаниях жителеймуниципального образования, опубликование(обнародование) результатов публичныхслушаний.
Общественные объединения. В рамкахкорпоративного самоуправления наместах значительна роль общественныхобъединений.
Они являются важнымканалом экспериментирования в областипоиска и отработки новых формсамоуправленческой активности населенияи существенным источником информациио проблемах, запросах жителей.
Общественныеобъединения — не просто одна из формзаявления потребностей, интересовграждан, но и средство, выявляющеестепень значимости, важности подобныхзапросов. Иными словами, они позволяютне только фиксировать какое-либо явление,но и определять его качественную сторону,интенсивность.
Деятельность общественных объединенийпозволяет определять уровень волевогоподкрепления заявленных потребностей,интересов, ценностных ориентиров,что дает возможность государственными местным органам судить о степенипритязаний жителей, следовательно,более объективно видеть картину наличныхсоциальных устремлений, правильнеесоотносить последние между собой припринятии управленческих решений. В тоже время общественные объединения могутиспользоваться органами местногосамоуправления как средство доведенияважной информации до населения.Информируя общественников, органывласти тем самым интенсифицируют,углубляют и расширяют информационныеконтакты с населением в целом.
Кроме того, общественные объединения— это не только средство информированияграждан, выявления проблем, но и важноесредство разрешения данных проблем,самореализации гражданами собственныхзапросов.
Для органов местногосамоуправления общественные объединенияявляются дополнительным (по отношениюк самим себе) средством удовлетворениязапросов людей. В отмеченном планевелика роль самодеятельных организаций,работающих в сфере активностиисполнительных органов самоуправления.
В советский период данные формированиябыли многочисленным и наиболееорганизованным отрядом общественныхобъединений. Так, с 1978 по 1984 гг. общеечисло добровольных народных дружин,товарищеских судов, пожарных дружин вмасштабах СССР составляло около 656 тыс.,в них действовало 13 млн 960 тыс. человек.К 1986 г.
в них состояло примерно 18 млн 786тыс. человек. Возможно, вышеприведенные,цифры не совсем точно отражают реальноесостояние общественного движения техлет, однако они все же свидетельствуюто масштабном привлечении органамивласти к своей деятельности силобщественности. К сожалению, с конца80-х гг.
самодеятельное движение, наместах, задействованное в сфереудовлетворения общественных нужд,пошло на убыль. Органы власти пересталиво многих местах опираться на организованнуюсамодеятельность людей. И лишь в последнеевремя наметилось движение повосстановлению прежних форм работы снаселением.
Безусловно, общественникине должны подменять работников местногоаппарата власти, муниципальных и иныхпредприятий, организаций. Самодеятельныеорганизации населения должны работатьне вместо органов местного самоуправленияи их служб, а вместе с ними.
Общественные объединения много могутсделать для.активизации личности,социализации ее интересов. Это один изканалов контроля со стороны населенияза деятельностью государственных иместных органов, политических структур.
Наконец, необходимо отметить присущеевсем объединениям качество представительства.Они представляют интересы своихчленов (участников) и тех групп населения,взгляды которых пытаются формулироватьи выражать.
И в этом своем качествемогут принимать посильное участие впредставительном управлении, в томчисле в процессах местного правотворчестваи местных выборов.
Источник: https://studfile.net/preview/5712684/page:3/
Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления
К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления, общие принципы которых устанавливаются в статьях 26-32 Федерального закона № 131-ФЗ, относятся: собрания и конференции граждан, территориальное общественное самоуправление, правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, иные формы.
Заметим, что, в отличие от регулирования форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, федеральный законодатель здесь исключает вмешательство субъектов РФ (кроме регулирования обращения граждан в статье 32).
Таким образом, федеральное регулирование участия населения в осуществлении местного самоуправления в основном должно дополняться, расширяться и конкретизироваться лишь муниципальными правовыми актами (уставом муниципального образования и иными нормативными актами).
Собрания и конференции граждан являются формами самоорганизации жителей в небольших поселениях либо на части территории муниципального образования. В последнем случае они могут являться также одной из форм территориального общественного самоуправления.
Право граждан участвовать в осуществлении местного самоуправления посредством проведения собраний и конференции установлено в статьях 27, 29 и 30 Федерального закона № 131-ФЗ.
По своим полномочиям собрание граждан и конференция граждан (собрание делегатов) не отличаются (статья 30).
В статье 29 названного закона указано три цели проведения собрания граждан:
— обсуждение вопросов местного значения,
— информирование населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления,
— осуществление территориального общественного самоуправления.
В качестве итогов проведения собраний, конференций могут быть обращения к органам и должностным лицам местного самоуправления, а также избрание лиц, уполномоченных представлять граждан во взаимоотношениях с органами и должностными лицами местного самоуправления. Обращения, принятые собранием или конференцией граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
Порядок назначения и проведения собрания и конференции граждан, избрания делегатов на конференцию, а также полномочия собрания или конференции определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления. Итоги собрания, конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Для назначения собрания или конференции граждан необходимо решение либо представительного органа муниципального образования, если инициатива проведения принадлежит населению или самому представительному органу, либо главы муниципального образования, если инициатива принадлежит ему.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) определено в статье 27 Федерального закона № 131-ФЗ как самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения. Целью ТОС является самостоятельное и под свою ответственность осуществление собственных инициатив граждан по вопросам местного значения.
Таким образом, деятельность ТОС определяется двумя факторами:
1) ТОС — это институт общественного, а не местного самоуправления,
2) субъекты ТОС, т.е. непосредственно граждане или органы ТОС, могут участвовать в решении вопроса местного значения, реализуя собственные инициативы.
Границы территории, на которой осуществляется ТОС (ею может быть подъезд дома; многоквартирный дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории) устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения. Создание ТОС возможно при представительстве не менее половины жителей соответствующей территории, достигших 16 лет.
Закон предусматривает две формы осуществления ТОС:
1) путем проведения собраний и конференций граждан, т.е. непосредственно населением без избрания органов;
2) путем создания и деятельности органов ТОС, избираемых на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Для первой формы — собраний и конференций граждан — Федеральным законом определены исключительные полномочия:
1) установление структуры органов ТОС;
2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов ТОС;
4) определение основных направлений деятельности ТОС;
5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС.
Для органов ТОС, которые должны по закону представлять интересы населения, проживающего на соответствующей территории, и обеспечивать исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан, законом предусмотрена возможность:
— осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
— вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Чтобы осуществлять хозяйственную деятельность по договорам за счет средств иных субъектов, в том числе средств местного бюджета, органы ТОС должны работать в рамках договора, получив предварительно статус юридического лица. Деятельность собственными силами и за счет собственных средств может осуществляться без приобретения статуса юридического лица.
Например, деятельность органов ТОС по содержанию жилищного фонда может начаться только после того, как они выиграют конкурс при отборе управляющей организации, объявленный органом местного самоуправления (в случае, если решение о способе управления домом не приняли сами собственники), и заключили договор на управление с собственниками. При этом такой договор может быть заключен только при наличии государственной регистрации органов ТОС как юридических лиц. Напротив, посадка деревьев или оборудование детских площадок гражданами, участвующими в ТОС, может проводиться без каких-либо договоров и государственной регистрации органов ТОС.
С учетом особенностей данной формы участия граждан в осуществлении местного самоуправления Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает два вида регистрации ТОС (часть 5 статьи 27) — «муниципальный» и государственный.
«Муниципальная» регистрация состоит в регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Причем ТОС будет считаться учрежденным только с момента регистрации устава.
Следовательно, этот вид регистрации по закону № 131-ФЗ считается обязательным, но статус юридического лица субъекты ТОС не приобретают. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Важно, что федеральный законодатель устанавливает требования к уставу ТОС (часть 9 ст. 27) и запрещает органам местного самоуправления дополнять эти требования (часть 10 ст.27).
Государственная регистрация по закону не является обязательной, и её прохождение, а значит, приобретение права юридического лица некоммерческой организации (НКО), должно быть предусмотрено в уставе ТОС.
Кроме возможности государственной регистрации, Федеральный закон № 131-ФЗ предусматривает для ТОС возможность получения средств из местного бюджета.
Порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (часть 11 статьи 27).
Принципиальным новшеством Федерального закона № 131-ФЗ по сравнению с прежним законом № 154-ФЗ является отсутствие требований о принятии закона субъекта РФ, регулирующего деятельность ТОС в данном регионе. Поскольку не все субъекты РФ принимали соответствующие законы, либо их регулирование оказывалось недостаточным, нередки были споры и коллизии между органами ТОС и органами местного самоуправления.
Правотворческая инициатива граждан — форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления, реализующая право населения на правотворческую инициативу в вопросах местного значения, которая осуществляется путем внесения проектов правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления).
Федеральные гарантии правотворческой инициативы установлены в статье 26 Федерального закона № 131-ФЗ. С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, или орган ТОС.
Минимальная численность этой группы не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятия к рассмотрению и рассмотрения проекта муниципального правового акта должен устанавливаться нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
При этом нормы — гарантии реализации правотворческой инициативы должны быть указаны в Уставе МО.
В случае отсутствия названного акта принятие к рассмотрению и рассмотрение проекта муниципального правового акта, внесенного гражданами, осуществляются в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.
Внесенный гражданами проект подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта, должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан.
Публичные слушания — обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования, организуемые по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования (часть 1 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ).
Если публичные слушания проводятся по инициативе населения или представительного органа муниципального образования, то они назначаются представительным органом, а если проводятся по инициативе главы муниципального образования, то назначаются главой (статья 28 Федерального закона № 131-ФЗ).
В качестве федеральных гарантий участия граждан в законе перечислены вопросы, которые должны пройти публичные обсуждения обязательно:
1) проект устава муниципального образования или проект муниципального
правового акта о внесении в него изменений;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, правил землепользования и застройки, планировки территорий и межевания территорий;
4) вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
5) вопросы о преобразовании муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Причем этот порядок должен предусматривать:
— заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний,
— заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта,
— другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования,
— опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Опрос граждан — метод выявления мнения населения на всей территории муниципального образования или на части его территории, результаты которого носят рекомендательный характер при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Роль опроса тем выше, чем меньше численность поселения. Хотя порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа, федеральный законодатель в статье 31 достаточно подробно регулирует вопросы организации и проведения опроса.
Опрос граждан, обладающих избирательным правом, проводится либо на всей территории муниципального образования, либо на её части. Результаты опроса носят рекомендательный характер.
Инициатива опроса принадлежит:
1) представительному органу или главе муниципального образования — по вопросам местного значения, тогда финансирование опроса осуществляется за счет средств местного бюджета;
2) органам государственной власти субъектов РФ — для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения, тогда финансирование опроса осуществляется за счет средств регионального бюджета.
Решение о назначении опроса граждан принимается представительным органом поселения.
При назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
Жители муниципального образования должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
Обращения граждан в органы местного самоуправления (как коллективные, так и индивидуальные) — важная форма участия граждан в осуществлении местного самоуправления, предусмотренная Конституцией РФ (ст. 33) и Федеральным законом № 131-ФЗ (ст. 32).
Принято выделять следующие виды обращений:
Предложение — обращение в орган власти, содержащее замечания, предложения по улучшению работы.
Заявление — обращение к органу по поводу реализации права или законного интереса заявителя (заявителей).
Жалоба — сигнал о нарушении права или законного интереса и просьба пересмотреть вопрос.
Федеральный закон № 131-ФЗ указывает, что должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течение одного месяца.
Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан законом субъекта РФ устанавливается административная ответственность.
К иным формам участия граждан в осуществлении местного самоуправления можно отнести право участвовать в заседаниях представительного органа поселения, ТСЖ, гражданские комитеты, общественные экспертизы муниципальных проектов, программ, решений, земские и жилищные движения, родовые общины в национальных республиках, казачье самоуправление, союзы потребителей, советы предпринимателей и т.д. и т.п. Чем больше разнообразных форм участия граждан в поселении, тем более структурировано местное сообщество, а значит, более полно реализуются в решениях органов местного самоуправления интересы жителей.
Для расширения участия населения в осуществлении местного самоуправления существенное значение имеет информирование органами местного самоуправления населения о своей деятельности, принимаемых или готовящихся решениях, отчеты органов, должностных лиц, депутатов перед населением.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Источник: https://studopedia.ru/3_130479_formi-uchastiya-naseleniya-v-osushchestvlenii-mestnogo-samoupravleniya.html
Формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления
В соответствии с положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Таким образом, действующее законодательство подчеркивает, что институт местного самоуправления предполагает решение вопросов местного значения населением соответствующих муниципальных образований – городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов. При этом на первое место законодатель ставит такое осуществление населением местного самоуправления, которое связано с непосредственным участием граждан в решении вопросов местного значения.
Примерный перечень соответствующих форм непосредственной демократии на уровне местного самоуправления предусмотрен тем же Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно положениям главы 5 указанного Закона к ним относятся: местный референдум; муниципальные выборы; ание по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления; ание по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.
Безусловно, наиболее значимой формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления с точки зрения своей значимости является местный референдум.
Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, наряду с уставом муниципального образования, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Однако, референдум достаточно трудно организовать и провести. Поэтому более распространенными являются другие способы выражения волеизъявления населения по вопросам местного значения.
Прежде всего, это – муниципальные выборы. Муниципальные выборы носят периодический характер и являются способом избрания основных органов местного самоуправления (как правило, представительного органа и главы муниципального образования).
В отличие от референдума в ходе выборов невозможно напрямую принять те или иные решения, определяющие жизнь местного населения, однако именно на выборах определяются те должностные лица, которые будут данные решения на постоянной основе принимать и обеспечивать их исполнение.
Действенным средством контроля населения за уже избранными должностными лицами местного самоуправления является наличие другой формы непосредственного волеизъявления – ания по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Основания для отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и процедура отзыва указанных лиц устанавливаются в основном уставом муниципального образования. В то же время ряд вопросов регламентируется действующим федеральным и областным законодательством.
Так, согласно части 2 статьи 24 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» процедура отзыва депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления должна обеспечивать ему возможность дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления считается отозванным, если за отзыв проало не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе). Та же статья Федерального закона предусматривает, что в случае, если все депутатские мандаты или часть депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования замещаются депутатами, избранными в составе списков кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, отзыв депутата не применяется. В данном случае функции контроля за действиями депутата выполняет соответствующее избирательное объединение, оценку эффективности которого жители муниципального образования смогут дать в ходе последующих выборов.
Также в силу требований Закона Рязанской области от 15 февраля 2006 года № 11-ОЗ «Об отзыве депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления в Рязанской области» ание по отзыву депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления не может быть назначено:
а) в течение первого и последнего года срока их полномочий;
б) ранее, чем через год после проведения предыдущего ания по отзыву того же депутата и выборного должностного лица органа местного самоуправления.
Среди форм прямой демократии необходимо отдельно выделить сход граждан, осуществляющий полномочия представительного органа муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» он проводится для решения вопросов местного значения в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.
Сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом, и осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Однако, не все формы прямого волеизъявления связаны с непосредственным принятием местным населением решений по вопросам местного значения. В ряде случаев они обеспечивают участие граждан в обсуждении решений органов местного самоуправления, помогая последним в своей нормотворческой деятельности в максимальной мере учесть мнение различных социальных групп.
К таковым относятся правотворческая инициатива граждан, публичные слушания, собрания граждан, конференции граждан (собрания делегатов).
Правотворческая инициатива – предложение группы граждан по принятию муниципального правового акта.
С правотворческой инициативой может выступить инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. На публичные слушания должны выноситься:
1) проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании муниципального образования.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Еще одна форма участия населения в осуществлении местного самоуправления – собрания (конференции) граждан применяется для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования.
Следует отметить, что перечень форм прямого волеизъявления, предусмотренный Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не является исчерпывающим.
Наряду с ними, граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, законодатель открыл широкий простор для проявления инициативы населения муниципальных образований, для прямого участия рядовых граждан в решении проблем, стоящих перед местными сообществами.
Ведущий специалист-эксперт
отдела законодательства субъекта РФ,
ведения федерального регистра и регистрации
уставов муниципальных образований
Управления Минюста России
по Рязанской области
А.В. Ковригина
Источник: https://to62.minjust.ru/ru/formy-neposredstvennogo-uchastiya-naseleniya-v-osushchestvlenii-mestnogo-samoupravleniya
Формы участия населения в местном самоуправлении
Анализируя внешние проявления реализации населением права на местное самоуправление, можно выделить следующие формы участия населения в местном самоуправлении:
Местный референдум — ание жителей муниципального образования по вопросам местного значения. Конституция РФ, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления, признает за каждым гражданином России право участвовать в референдуме.
В местном референдуме участвуют граждане Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах муниципального образования. Они участвуют в местном референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном ании.
Решения, принятые местным референдумом, являются окончательными, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для исполнения на территории соответствующего муниципального образования.
Решение о назначении местного референдума принимается представительным органом муниципального образования по инициативе:
- — граждан РФ, имеющих право на участие в местном референдуме;
- — избирательного объединения, иного общественного объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
- — представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 5% от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.
Итоги ания и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования.
Решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение может быть обжаловано в судебном порядке гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной властиАвакьян С.А. Муниципальное право России. М.: Проспект, 2009.С.374-375. .
Муниципальные выборы — наиболее массовая форма участия населения в местном самоуправлении, посредством которой образуются представительный орган муниципального образования и другие выборные органы местного самоуправления, получают свои полномочия главы муниципальных образований.
Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном ании. Они назначаются представительным органом муниципального образования в сроки, предусмотренные уставом муниципального образования.
В случаях, установленных федеральным законом, муниципальные выборы назначаются соответствующей избирательной комиссией муниципального образования или судом.
Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Отзыв депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления — это досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования и иного выборного лица на основе волеизъявления избирателей соответствующего избирательного округа, выраженного путем ания.
Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования. Проводится в целях получения согласия населения при изменении границ муниципального образования, преобразовании муниципального образования, как на всей территории муниципального образования, так и на части его территории.
Итоги ания по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию)Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2007. С. 135-136. .
Сходы граждан — это форма коллегиального решения вопросов местного значения в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек.
Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, и правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.
Сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек.
Его проведение обеспечивается главой местной администрации. Участие в сходе граждан выборных лиц местного самоуправления является обязательным.
Председательствует на нем глава муниципального образования или иное лицо, избираемое сходом граждан.
Решение схода граждан считается принятым, если за него проало более половины его участников. Решения подлежат обязательному исполнению на территории поселения. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обеспечивают исполнение таких решений в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом поселения.
Решения, принятые на сходе граждан, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Правотворческая инициатива граждан — это форма участия населения в подготовке муниципальных правовых актов по инициативе группы граждан, обладающих избирательным правом, в порядке, установленном нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования либо в случае его отсутствия. Минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.
Волеизъявление граждан и их правотворческая инициатива не означает обязательного принятия органом местного самоуправления инициированного ими правового акта.
В случае, если принятие муниципального правового акта, проект которого внесен в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, относится к компетенции коллегиального органа местного самоуправления, указанный проект должен быть рассмотрен на открытом заседании данного органа.
Отказ в реализации правотворческой инициативы граждан должен быть мотивированным. В этом случае он не влечет за собой никаких юридических последствий. Любое мотивированное решение должно быть официально в письменной форме доведено до сведения внесшей его инициативной группы граждан Кудилинский М.Н., Шевелева И.А. Муниципальное право. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. С.167-168..
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) — это форма самоорганизации граждан для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения на части территории поселения, т.е.
в подъезде многоквартирного жилого дома; многоквартирном жилом доме; группе жилых домов; жилом микрорайоне; сельском населенном пункте, не являющемся поселением и иной территории проживания граждан.
Границы территории, на которой осуществляется ТОС, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
Нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и (или) уставом муниципального образования также определяются порядок организации и осуществления ТОС, условия и порядок выделения необходимых для этого средств из местного бюджета.
ТОС осуществляется в поселениях непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания на них органов ТОС. Как правило, избранные в органы ТОС лица осуществляют возложенные на них полномочия на общественных началах. Но по решению собрания (конференции) они могут содержаться за счет добровольных взносов участников ТОС.
ТОС считается учрежденным с момента регистрации уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения устава ТОС, в котором устанавливаются: 1) территория, на которой оно осуществляется; 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления; 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления; 4) порядок принятия решений;5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; 6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
https://www.youtube.com/watch?v=-qS5tHfWzR0
Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Важной частью работы по развитию ТОС является осуществление постоянного мониторинга реализуемых проектов, обобщение практического опыта и его распространение на других территориях поселенияВасиленко И. А. Государственное и муниципальное управление. учебник. М.: Гардарики, 2007. С. 247-248.
Публичные слушания — это сравнительно новая форма участия населения в местном самоуправлении. Она используется представительным органом муниципального образования и его главой для обсуждения проектов наиболее важных муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования.
Особенно большое значение имеет привлечение населения к публичным слушаниям по бюджетным вопросам. Это повышает эффективность управления муниципальными финансами за счет большей открытости и подконтрольности действий органов местного самоуправления.
Важное значение имеет также проведение публичных слушаний по вопросам градостроительства. Это позволяет оптимизировать соотношение общественных и частных интересов в развитии города.
Собрания граждан. Конференции граждан (собрание делегатов) — это формы участия населения в местном самоуправлении, используемые для организации и осуществления территориального общественного самоуправления, а также для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Опрос граждан — это одна из форм выявления мнения населения по вопросам осуществления местного самоуправления.
Опрос граждан может проводиться с целью, например, выявления их мнения по вопросам местного значения, а также его учета при принятии решений органами и должностными лицами местного самоуправления.
Его результаты носят рекомендательный характер. В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом.
Источник: https://studwood.ru/930379/pravo/formy_uchastiya_naseleniya_mestnom_samoupravlenii