21.3. План и программа аудиторской проверки учета нематериальных

Аудит учета нематериальных активов

21.3. План и программа аудиторской проверки учета нематериальных

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки

2. Источники информации для проверки

3. План и программа аудиторской проверки учета нематериальных активов

4. Перечень аудиторских процедур

5. Типичные ошибки

Заключение

Список используемой литературы

fВведение

Само понятие нематериального актива (НМА) многогранно: это и бухгалтерское понятие, и экономическое, и юридическое.

Разнообразен и состав НМА: наличие таких активов предприятия связано как с наличием конкурентных преимуществ, так и с использованием предприятием компонентов интеллектуального капитала.

В общем случае все нематериальные активы можно разделить на две категории: идентифицируемые нематериальные активы и гудвилл (деловая репутация).

Одно из самых кратких определений нематериального актива дано Барухом Левом: «…нематериальный актив обеспечивает будущие выгоды, не имея материального или финансового (как акция или облигация) воплощения» Б. Лев “Нематериальные активы. Управление, измерение, отчетность” М.: Квинто-консалтинг, 2007..

Более подробное описание характеристик, которыми должен обладать такой актив, приводят Р. Рейли и Р. Швай. Они выделяют шесть признаков, которые должны выполняться, чтобы объект можно было отнести к категории нематериальных активов, а именно Р. Рейли, Р. Швайс “Оценка нематериальных активов”, М.

: Квинто-консалтинг, 2006.:

-актив должен быть конкретно идентифицируемым и иметь узнаваемое описание;

— он должен иметь юридический статус и подлежать правовой защите;

-он должен быть объектом права частной собственности, которое может быть передано в соответствии с законом;

-он должен иметь некоторое вещественное доказательство или проявление своего существования (контракт, лицензию, список клиентов, комплект финансовых отчетов, и т.д.);

-он должен быть создан или должен возникнуть в идентифицируемый момент времени или в результате идентифицируемого события;

-он должен подлежать уничтожению или прекратить свое существование в идентифицируемый момент времени или в результате идентифицируемого события;

Первые экономические исследования, в которых анализируются объекты, ныне относимые к нематериальным активам, относятся к концу ХIХ века — 30-м годам XX века.

Что же касается бухгалтерского понятия НМА, то первым нормативным документом, в котором такие активы стали фигурировать, как объект учета был бюллетень «Амортизация нематериальных активов» Комитета по методам бухгалтерского учета Американского института бухгалтеров, изданный в 1944 году.

Позже нематериальные активы стали фигурировать и в международных стандартах финансовой отчетности: сначала в МСФО 9 «Затраты на исследования и разработки», а затем и в МСФО 38 «Нематериальные активы».

В российской практике составления бухгалтерской отчетности нематериальные активы впервые появились в Положении по бухгалтерскому учету и отчетности 1992 года.

Эти положения еще не содержали четкого определения понятия «нематериальный актив», ограничиваясь лишь бессистемным перечислением того, что к этой категории может быть отнесено.

Сегодня учет нематериальных активов регулируется ПБУ 14/2007.

Цель данной работы — аудит учета нематериальных активов.

Задачи работы:

— Рассмотреть основные законодательные и нормативные акты, используемые в аудиторской деятельности;

— Проанализировать теорию и методику проведения аудита;

— Раскрыть типовые ошибки, имеющие место при аудите учета нематериальных активов. Рассмотреть составление плана и программы проведения аудита учета нематериальных активов.

Предметом исследования является проведение аудита.

Объектом исследования являются особенности аудита учета нематериальных активов.

Структура работы состоит из введения, четырех пунктов работы, заключения, списка использованной литературы.

f1. Основные законодательные и нормативные документы, регулирующие объекты проверки

Аудит нематериальных активов осуществляется на базе следующих нормативных документов:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» № 3520-1 от 23 сентября 1992г. Суйц В. П., Смирнов Н. Б. Основы российского аудита.- М.: 2007. -С. 12-21.

3. Закон РФ « О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» № 3523-1 от 23 сентября 1992г.

4. Закон РФ « О правовой охране топологий интегральных микросхем» № 3526-1 от 23 сентября 1992г.

5. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 19 июля 1995г.

6. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21 ноября 1996г. с изменениями и дополнениями.

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 (утв.Приказом МФ РФ № 60н от 9 декабря 1998г.)

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 ( утв.Приказом МФ РФ № 91н от 16 октября 2000г.).

2. Источники информации для проверки

Источники информации, используемые при аудите нематериальных активов, следующие:

1. ф.НМА-1- карточка учета нематериальных активов;

2. акт (накладная) приемки нематериальных активов;

3. акт на списание нематериальных активов;

4. ведомость учета нематериальных активов №17 по дебету и кредиту счета 04 «Нематериальные активы»;

5. журнал-ордер № 10 по кредиту счета 05 «Износ нематериальных активов»;

6. журнал- ордер № 13 по кредиту счета 04 « Нематериальные активы»;

7. расчет износа нематериальных активов (при журнальной форме учета);

8. книга;

9. баланс (ф. № 1);

10. отчет о прибылях и убытках (ф. № 2);

11. приложение к бухгалтерскому балансу;

12. другие документы, справки, расчеты и т.д. Аудит: Учебник для вузов. Подольский В.И.-с.373

3. План и программа аудиторской проверки учета нематериальных активов

Важная задача аудита нематериальных активов — установление соответствия применяемой предприятием методики учета нематериальных активов требованиям нормативных актов, а также соответствующих стандартов и положений, устанавливающих правила их учета.

В соответствии с основными направлениями и задачами аудита нематериальных активов можно выделить четыре направления проверки:

1) операций учета поступления и создания нематериальных активов;

2) учета амортизации нематериальных активов;

3) учета выбытия нематериальных активов;

4) правильности налогообложения по нематериальным активам.

Аудиторская проверка нематериальных активов основана на общем плане проведения аудита, где необходимо уделить внимание важным или нетипичным операциям по учету нематериальных активов. Планирование должно способствовать выявлению потенциальных проблем и качественному конечному результату аудита.

Аудитор выполняет данный план посредством программы, которая определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур и составляется с учетом оценки системы внутреннего контроля Федеральное правило (стандарт) N 3 «Планирование аудита», утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.

2002 N 696..

Общий план проверки нематериальных активов должен направление аудита данных участков, названные выше.

общего плана и программы аудита приведены в табл. 1 и 1.1.

Таблица 1 — Общий план аудита нематериальных активов

Проверяемая организация ООО «Вымпел»

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/audit/00035040_0.html

21.3. План и программа проверки: На этапе предварительного планирования аудита издержек производства

21.3. План и программа аудиторской проверки учета нематериальных
На этапе предварительного планирования аудита издержек производства аудитору следует ознакомиться с организационно-управленческой структурой, целями и видами производственной деятельности, с ее масштабами и структурой, номенклатурой выпускаемой продукции, технологическими особенностями производства продукции, основными операциями предприятия, поставщиками, системой внутреннего контроля, оплаты труда и порядком использования прибыли.

После предварительного планирования аудиторской проверки аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита, который должен содержать предполагаемый объем и порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, что-иы служить руководством при разработке программы аудита, і. е. план и программа аудита должны быть связаны между со-(юй и не противоречить друг другу. Аудитору следует обеспечить вариантность планирования для возможности выбора оптимального варианта общего плана и программы аудита.

Вместе с тем содержание общего плана аудита может меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором. При разработке общего плана аудиторской проверки рекомендуется основываться на предварительных знаниях об экономическом субъекте, а также на результатах проведенных аналитических процедур.

План аудита издержек производства и обращения можно разделить на несколько разделов в соответствии с проверяемыми сегментами: 1)

аудит расходов по обычным видам деятельности; 2)

аудит прочих расходов (в том числе чрезвычайных расходов); 3)

налоговый аудит.

Программа аудита может содержать следующие вопросы: •

проверка положений учетной политики предприятия по учету издержек, а также фактического состояния дел на предприятии; •

аудит отнесения затрат к расходам по обычным видам деятельности и к прочим расходам; •

аудит используемой корреспонденции счетов; •

порядок распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов; •

аудит включения в издержки расходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов, штрафов, пеней и неустоек по хозяйственным договорам, дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности и прочих долгов; •

аудит калькулирования себестоимости; •

аудит незавершенного производства; •

налоговый аудит: проверка нормируемых статей затрат (командировочные, страхование, проценты по кредитам и займам, представительские расходы); •

аудит регистров налогового учета.

Проверку правильности ведения учета затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), можно условно разделить на несколько этапов.

1. Ознакомление со структурой предприятия. (Виды деятельности, подразделения по основному производству, вспомо-

гательные производства, обслуживающие производства и хозяйства.)

2. Изучение внутренней нормативной базы. (Приказ об учетной политике, технологические нормативы по расходу сы рья и материалов и т. п.) 3.

Документальная проверка бухгалтерской отчетности. (Проверка соответствия данных баланса остаткам Главной книги по счетам затрат. Проверка соответствия данных полной себестоимости отгруженной продукции, отраженных в отчете о прибылях и убытках, суммарным оборотам в Главной книге с кредитом счетов учета затрат и себестоимости готовой продукции.) 4.

Проверка на соответствие учетных регистров. (Проверка тождества оборотов по счетам затрат, отраженным в Главной книге, данным журналов-ордеров и ведомостей учета затрат. Проверка аналитического учета затрат на производство по счетам «Основное производство» и «Вспомогательные производства».) 5.

Проверка правильности оценки незавершенного производства. 6.

Анализ затрат, включенных в себестоимость продукции (работ, услуг) на основании выборки первичных документов. Проверка производится выборочно по следующим направлениям: —

расчетно-платежные документы; —

анализ договоров и актов сдачи-приемки выполненных работ (приобретенных услуг); —

проверка полученных счетов, счетов-фактур.

7. Проверка правильности и экономической обоснованности формирования себестоимости. При этом следует обратить внимание на следующие факторы: —

методы формирования себестоимости в зависимости от мест возникновения затрат: попередельный и позаказный, полуфабри-катный и бесполуфабрикатный; —

распределение общепроизводственных расходов и расходов вспомогательных производств между счетами основного производства; —

распределение и полноту списания общехозяйственных расходов в дебет счетов — обслуживающие производства и хозяйства или реализации; —

правильность отражения в учете процесса приобретения и заготовления материальных ресурсов; —

своевременность включения затрат в себестоимость на основании первичных документов; —

правильность включения в себестоимость нормируемых затрат и наличие аналитического учета сверхнормативных затрат.

8. Проверка нормируемых затрат. Проверка полноты вклю- чения в себестоимость для целей бухгалтерского учета, а для полей налогообложения в пределах лимита и норм следующих играт: —

командировочные расходы; —

представительские расходы; —

расходы на рекламу; —

расходы на подготовку и переподготовку кадров; —

расходы по добровольному страхованию имущества, жизни работников, страхованию от несчастных случаев и болезней

и т. п.; —

платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ; —

амортизация нематериальных активов; —

расходы на НИОКР и т. п.

Источник: https://economy-ru.com/uchet-audit-knigi/213-plan-programma-22095.html

План и программа аудиторской проверки учета нематериальных активов

21.3. План и программа аудиторской проверки учета нематериальных
Разработка плана и программы аудита учета нематериальных активов основывается на предварительных данных об аудируе­мом субъекте.

При их подготовке аудитор устанавливает прием­лемый уровень существенности и аудиторский риск, которые по­зволяют считать бухгалтерскую отчетность достоверной.

Для оценки неотъемлемого риска при аудите операций с не­материальными активами аудитору необходимо принимать во внимание факторы, непосредственно воздействующие на форму использования, организацию учета и контроля нематериальных активов (НМА) в организации (табл.

20.1).

Таблица 20.1. Факторы, влияющие на форму использования, организацию учета и контроля нематериальных активов
ВидКраткая характеристика влияния фактора
Факторфак­ торавоздей­ ствия
Государст­венная поли­тикаВнеш­ нийКосвен­ ноеВыражается в отсутствии механизма реали­зации законодательной базы, регулирующей отношения в области создания, использова­ния и защиты объектов интеллектуальной собственности, в целях повышения эффектив­ности использования экономических рычагов прямого и косвенного воздействия на ры­нок интеллектуальной собственности
Состояние отраслевого рынка и конкурент­ной средыВнеш­ нийПрямоеОказывает непосредственное влияние на основные причины вовлечения НМА в хо­зяйственную деятельность организации. Среди этих причин можно выделить: стрем­ление к созданию монопольных барьеров в сфере деятельности организации; получение конкурентного преимущества на внутренних и внешних рынках; обеспечение защиты от недобросовестной конкуренции; увеличение капитализации организации; повышение ин­вестиционной привлекательности; оптимизация издержек производства и пр.
Состояние нормативно­правовойбазыВнеш­ нийПрямоеВыражается в неурегулированности и неяс­ности отдельных норм законодательства о бухгалтерском учете и о налогах и сборах
Размеры ор­ганизацииВнеш­ нийКосвен­ ноеВ значительной мере способны определить уровень организационного контроля за со­вершением операций в организации, т.е. ока­зать влияние на порядок разделения мето­дов и способов выполнения операций и распределения контролирующих функций
Философия управления и стиль рабо­ты руководи­телейВнеш­ нийКосвен­ ноеВыражается в оценке субъективного влия­ния работы руководящего состава аудируе­мого лица на построение и функциониро­вание системы учета и контроля операций с НМА. Здесь можно выделить две основные формы влияния этого фактора: 1) вовлече­ние в оборот НМА рассматривается руковод­ством как важный инструмент корпоратив­ного управления организацией, поэтому учету, контролю за операциями с НМА, а также оп­ределению коммерческих перспектив вовле­чения их в оборот уделяется повышенное внимание; 2) вовлечение НМА рассматрива­ется руководством лишь как необходимость, продиктованная конкурентной средой
Продолжение табл. 20.1
ФакторВидКраткая характеристика влияния фактора
фак­ торавоздей­ ствия
Организаци­онная струк­тураВнут- рен-нийКосвен­ ноеВлияние этого фактора сводится к определе­нию основных центров ответственности, ко­торые реально обеспечивают построение и функционирование системы учета и контро­ля за операциями с НМА
Квалифика­ция и рота­ция персона­лаВнут­ рен­нийКосвен­ ноеПозволяет аудитору оценить систему внут­реннего контроля аудируемого лица, так как вопрос о профессионализме и компетенции сотрудников в вопросах учета, контроля операций с НМА в значительной мере оп­ределяет уровень организации этих опера­ций и позволяет с большей долей уверенности судить об отношении к данной категории внеоборотных средств как к стратегическо­му ресурсу
Выбор эле­ментов учет­ной политики организацииВнут­ рен­нийПрямоеОказывает воздействие на порядок организа­ции бухгалтерского учета операций с НМА
Структура нематериаль­ным активовВнут­ рен­нийПрямоеПозволяет аудитору определить мотивы при­нятых и реализованных управленческих ре­шений в отношении операций с НМА (ре­шения о выбытии НМА, о приобретении или создании конкретных видов НМА); предва­рительно оценить действия руководителей, направленные на оптимизацию структуры НМА (через механизм амортизационной политики, через использование приклад­ных методов многокритериальной оптими­зации и др.)
Оценка объектов нематериаль­ным активовВнут­ рен­нийПрямоеПозволяет аудитору оценить правильность применения методов оценки НМА; удосто­вериться в правильности профессионально­го суждения бухгалтера, контролирующего учет операций с НМА, в решении конкрет­ной учетной проблемы. Такой подход мо­жет служить и одним из способов косвен­ного подтверждения уровня квалификации бухгалтера

В плане проверки учета нематериальных активов необходимо предусмотреть сроки проведения проверки, способ аудита, бюд­жет рабочего времени, состав аудиторской группы, планируемый аудиторский риск, уровень существенности и виды работ.

В общем виде содержание общего плана аудита учета немате­риальных активов, разрабатываемого в соответствии с основными направлениями и задачами проверки, представлено в табл. 20.2.

Таблица 20.2. Общий план проверки учета нематериальных активов Проверяемая организация ООО «Вымпел»Период проверки с 1 января по 31 декабря 2006 г.Число человеко-часов 80Руководитель аудиторской группы Иванов И.И.Состав аудиторской группы Иванов И.И., Петров И.Я.Планируемый аудиторский риск 4%Планируемый уровень существенности 1%
№ п/пПланируемые виды работПериод проведенияИсполнительПримечания
1Проверка операций учета поступления и создания нематериальных активовВ течение отчетного годаИванов И.И.Согласно сводно­му общему плану аудита экономиче­ского субъекта
2Проверка учета амортизации нематериальных активовВ течение отчетного годаПетров И.Я.
3Проверка своевременности отражения в бухгалтерском учете операций по движе­нию НМАВ течение отчетного годаИванов И.И.
4Проверка правильности проведения инвентаризаций НМА и отражения ее ре­зультатов в учетеВ течение отчетного годаИванов И.И., Петров И.Я.
5Проверка учета выбытия нематериальных активовВ течение отчетного годаИванов И.И.
6Проверка правильности рас­крытия информации о НМА в бухгалтерской отчетностиВ течение отчетного годаПетров И.Я.
7Проверка правильности налогообложение операций с НМАВ течение отчетного годаИванов И.И.
8Проверка отражения в отчетности всех операций по учету нематериальных активовВ течение отчетного годаПетров И.Я.

Руководитель аудиторской организации Руководитель аудиторской группы

Программа аудита представляет собой развитие плана провер­ки, детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана проверки.

В общем виде содержание программы аудита учета немате­риальных активов, разрабатываемой в соответствии с основны­ми направлениями и задачами проверки представлено в табл.3.

Таблица 20.3. Программа проверки учета нематериальных активов

Проверяемая организация ООО «Вымпел»

Период проверки с 1 января по 31 декабря 2006 г.

Число человеко-часов 80

Руководитель аудиторской группы Иванов И.И.

Состав аудиторской группы Иванов И.И., Петров И.Я.

Планируемый аудиторский риск 4%

Планируемый уровень существенности 1%

№ п/пПеречень аудиторских мероприятий (процедур)Период прове­денияРабочие документы аудитораИсполнитель
1Проверка операций учета поступления и создания нематери­альных активовВ тече­ние годаИванов И.И.
1.1Проверка создания ко­миссии по приемке не­материальных активовЕжеквар­ тальноПриказыИванов И.И.
1.2Проверка оформления договора купли- продажи нематериаль­ных активовЕжеквар­ тальноДоговоры, приказыПетров И.Я.
1.3Проверка оформления протоколов договор­ной ценыЕжеквар­ тальноПриказы, протоколы, соглашенияИванов И.И.
1.4Проверка правильно­сти и обоснованности формирования перво­начальной стоимости НМАЕжеквар­ тальноДокументы, подтвер­ждающие осуществле­ние расходов, связан­ных с формированием первоначальной стои­мости НМАПетров П.П.
1.5Проверка правильно­сти отражения перво­начальной стоимости в актах приема-пере­дачи нематериальных активовЕжеквар­ тальноАкты приема-пере­дачи, накладные, приказыПетров И.Я.
Продолжение табл. 20.3
№ п/пПеречень аудиторских мероприятий (процедур)Период прове­денияРабочие документы аудитораИсполнитель
1.6Проверка правильно­сти оценки вносимых в уставный капитал не­материальных активовПо мере внесения в устав­ный капиталМетодики оценки, протоколы собраний учредителейИванов И.И.
1.7Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал нематериальных активовЕжеквар­ тальноПриказы, акты, счета, регистры бухгалтер­ского учета, балансПетров И.Я.
1.8Оценка организации синтетического и ана­литического учета не­материальных активов в бухгалтерии предпри­ятия и по материально ответственным лицам в местах эксплуатацииПоме­ сячноМетодики оценки, маршрутные листы, штатное расписание, договоры о материаль­ной ответственностиИванов И.И.
1.9Проверка отражения в отчетности поступ­ления и создания не­материальных активовЕжеквар­ тальноФормы отчетностиПетров И.Я.
2Проверка учета амор­тизации нематериаль­ных активовВ тече­ние годаИванов И.И. Петров И.Я.
2.1Проверка обоснован­ности определения срока полезного ис­пользования НМАЕжеме­ сячноДокументы, подтвер­ждающие существо­вание НМА и право на него, приказы по установлению срока полезного использо­вания НМА, создания специальных комис­сий, учетная политикаПетров П.П.
2.2Проверка правильно­сти ежемесячного на­числения амортизации по нематериальным активамЕжеме­ сячноПриказы, регистры, расчеты, справкиИванов И.И.
2.3Проверка отражения в отчетности начис­ленной амортизации нематериальных активовЕжеквар­ тальноФормы отчетностиПетров И.Я.
Продолжение табл. 20.3
№ п/пПеречень аудиторских мероприятий (процедур)Период прове­денияРабочие документы аудитораИсполнитель
3Проверка своевремен­ности отражения в бух­галтерском учете опера­ций по движению НМА21 марта 2007 г.Журнал-ордер № 10, 13, 16, ведомость № В-1, № 17, журнал прово­док, первичные до­кументы по учету НМА, главная книга, оборотно-сальдовые ведомости, бухгалтер­ские справки-расчеты, учетная политикаСидоров С.С.
4Проверка правильно­сти проведения инвен­таризаций НМА и отражения ее результа­тов в учете21 марта 2007 г.Приказ о назначении действующей инвента­ризационной комис­сии, инвентарные описи, сличительные ведомости, учетная политикаПетров П.П.
5Проверка учета выбытия нематериальных активовВ тече­ние годаИванов И. И. Петров И.Я.
5.1Проверка фактического выбытия нематериаль­ных активов в резуль­тате расчетов с учреди­телямиЕжеквар­ тальноПротоколы, приказы, регистры бухгалтер­ского учета, акты, балансИванов И.И.
6Проверка правильно­сти раскрытия инфор­мации о НМА в бух­галтерской отчетности22 марта 2007 г.Регистры бухгалтер­ского учета и бухгал­терская отчетностьПетров П.П.
7Проверка правильно­сти налогообложения операций с НМА23 марта 2007 г. — 24 марта 2007 г.Петров П.П. Сидоров С.С.
7.1Проверка правильно­сти расчетов по НДС23 марта 2007 г.Счета-фактуры, книга покупок и продаж, ре­гистры синтетическо­го и аналитического учета по счетам 19 и 68, налоговые декларацииСидоров С.С.
7.2Проверка правильно­сти расчетов по налогу на прибыль24 марта 2007 г.Бухгалтерские справ­ки, регистры налого­вого учета, декларации по налогу на прибыль, регистры синтетиче­ского и аналитическо­го учета по счету 68Петров П.П.
Окончание табл. 20.3
№ п/пПеречень аудиторских мероприятий (процедур)Период прове­денияРабочие документы аудитораИсполнитель
7.3Проверка правильно­сти расчетов по НДФЛ23 марта 2007 г.Бухгалтерские справ­ки, расчеты, сведения, декларации, регистры синтетического и аналитического учета по счету 68Сидоров С.С.
8Проверка отражения в отчетности всех опе­раций по учету нема­териальных активовЕжеквар­ тальноФормы отчетностиИванов И.И. Петров И.Я.

Руководитель аудиторской организации _____________________________

(подпись)

Руководитель аудиторской группы _______________________

(подпись)

Общий план и программа аудита учета нематериальных акти­вов могут быть дополнены. Аудитору необходимо получить пред­ставление о системах бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, достаточное для планирования аудита и эффек­тивного подхода к своей работе.

Основные элементы системы бухгалтерского учета и внутрен­него контроля по операциям с нематериальными активами пред­ставлены в табл. 20.4.

Таблица 20.4. Основные элементы системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля по операциям с нематериальными активами
Наименование элементаНазначение элемента
Система бухгалтерского учета
Идентификация объ­ектов в качестве НМАОпределение объектов, подлежащих учету в составе НМА
Классификация НМАВыделения однородных групп НМА, установление сроков их полезного использования, проведения амортизацион­ной политики
Оценка НМАУчет, определение доходности от использования НМА, определение чистых активов организации, использова­ние в инвестиционной деятельности, предотвращение ущерба от ненадлежащего использования НМА и др.
Продолжение табл. 20.3
Наименование элементаНазначение элемента
Документальное оформлениеПридание юридической силы операциям, совершаемым с НМА
Отражение в системе бухгалтерских счетовГруппировка и хранение данных об операциях, совершае­мых с НМА
Ведение учетных регистровСистематизация и накопление информации, содержа­щейся в первичных документах по учету операций с НМА, а также для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности
Формирование бух­галтерской отчетностиОтражение данных о состоянии НМА и о результатах операций, осуществляемых организацией с их участием
Формирование учет­ной политикиОтражение совокупности способов ведения бухгалтер­ского учета в части операций с НМА
Инвентаризация НМАПроверка наличия документов, подтверждающих право собственности организации на НМА, охранных и пер­вичных документов, анализа способности НМА прино­сить экономическую выгоду
Система внутреннего контроля
Стиль и основные принципы управле­нияОтношение руководителей высшего звена к НМА как к инструменту корпоративного управления
Организационный контрольРазделение методов и способов выполнения операций, организационное распределение контролирующих функций
Фактический контроль за документациейИспользование технических средств и процедур, пре­дотвращающих утерю, изъятие, неправомерное исполь­зование документов
Распределение обязанностейРазбивка операций с НМА в целях недопущения сосре­доточения контрольных функций за их выполнением (с момента начала операции до полного ее завершения) у одного сотрудника организации
Определение соот­ветствующих полно­мочийВыполнение операций с НМА только теми сотрудника­ми, которые имеют на это полномочия
СанкционированиеВыполнение операций только с разрешения (санкций) уполномоченных на то лиц
Контроль за доступом к внутренним инфор­мационным даннымНаличие у каждого сотрудника организации своего уров­ня доступа к информации, содержащейся во внутренних компьютерных программах и базах данных
Контроль за испол­нением операцийПостоянные или периодические проверки своевремен­ности и правильности выполнения операций с НМА, правильности арифметических подсчетов

Для получения аудиторских доказательств относительно эф­фективности структуры систем учета и внутреннего контроля в час­

ти операций с нематериальными активами аудитор может восполь­зоваться специально разработанными для этого тестами.

20.4.

Источник: https://all-sci.net/audit/plan-programma-auditorskoy-proverki-ucheta-60203.html

12.3. План и программа проверки. Методика аудиторской проверки

21.3. План и программа аудиторской проверки учета нематериальных

Планирование аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета включает следующие основные этапы:

предварительное планирование;

подготовка и составление плана;

подготовка и составление программы.

На этапе предварительного планирования аудитору следует получить и изучить информацию о деятельности предприятия, его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции, структуре уставного капитала, технологических особенностях производства, основных покупателях и поставщиках, системе внутреннего контроля.

Важное место на предварительном этапе планирования занимает анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, который позволяет аудитору оценить финансовое положение предприятия, а также определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, помогает установить плановый уровень существенности. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.

По окончании предварительного планирования руководитель проверки должен составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.

При планировании проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности (см. параграф 5.1 главы 5).

плана аудита системы бухгалтерского учета может уточняться в ходе проверки в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

При разработке плана аудита системы бухгалтерского учета необходимо учитывать:

общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;

особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;

общий уровень компетентности руководства;

учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;

влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;

ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;

существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т. Д.

Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита.

Программа аудита системы бухгалтерского учета более детально определяет характер, временные рамки и объем заплани-рованных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.

Таким образом, программа является более подробным разви-тием плана аудиторской проверки для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о системе бухгалтерского учета предприятия.

Программа аудита включает набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку системы бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.

Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде программы тестов и аудиторских процедур по существу. Программа тестов представляет собой перечень процедур для сбора информации о функционировании системы бухгалтерского учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.

Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия. С этой целью уже на стадии планирования аудитору необходимо предварительно оценить систему бухгалтерского учета.

Для этого изучению, анализу и оценке подвергаются самые существенные стороны деятельности предприятия (критериями выбора служат максимальные суммы по оборотам и сальдо счетов бухгалтерского учета), и, основываясь на том, как осуществляется учет и контроль на этих самых больших и ответственных участках, аудитор формирует свое мнение о состоянии системы бухгалтерского учета в целом.

На стадии планирования руководитель аудиторской проверки разрабатывает аудиторские процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.

При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверить:

имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;

есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;

назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;

соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;

соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации; • полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;

проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;

правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;

наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;

применяемую форму бухгалтерского учета, ее соответствие форме учета, утвержденной в установленном порядке;

соответствие структуры и штата бухгалтерии объему совершаемых операций.

Источник: https://knigi.news/audit/123-plan-programma-proverki-metodika-25183.html

Studio-pravo
Добавить комментарий