20. Структура и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

Вопрос 20.Система федеральных органов исполнительной власти: понятие, значение, нормативных основа, структура

20. Структура и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

Системафедеральных органов исполнительнойвласти (ФОИВ)

СистемаФОИВ — это совокупность государственныхорганов, взаимосвязанных и взаимозависимых,образующих целостное единство в процессереализации исполнительной власти навсей территории Российской Федерации.

СистемаФОИВ основана на принципе федерализмаи административно-территориальногоделения, и в пределах ведения и полномочийРоссийской Федерации и по предметам ихсовместного ведения с субъектамиРоссийской Федерации представляетсобой единую систему исполнительнойвласти в Российской Федерации (п. 2 ст.77 Конституции РФ).

Всоответствии с принципом система органовисполнительной власти включает двауровня:

• федеральныеорганы исполнительной власти РФ;

• органыисполнительной власти субъектов РФ(республик в составе России, краев,областей, городов федерального значения,автономной области и автономных округов).

Структурафедеральных органов исполнительнойвласти

Структурафедеральных органов исполнительнойвласти (ФОИВ) — это форма взаимосвязиэлементов (органов) системы, образованнаяв целях успешной реализации функций изадач государственного управления попредметам ведения и в объеме полномочий.Создание структуры ФОИВ, их реорганизацияи ликвидация осуществляется в соответствиис Конституцией РФ Президентом РФ попредложению Председателя ПравительстваРФ.

Вструктуру федеральных органовисполнительной власти входят: ПравительствоРФ, а в указе Президента РФ «О системеФОИВ», Правительство РФ не входит всистему и структуру ФОИВ, так как всоответствии с ст. 10, 110 Конституции РФПравительство РФ является органомисполнительной власти, котораясамостоятельна по предметам ведения ив объеме полномочий;

21.Правовое положение федеральных министерств: понятие, функции, организационная структура, полномочия

УказПрезидента РФ

от9 марта 2004 г. N 314

«Осистеме и структуре

федеральныхорганов

исполнительнойвласти»

Федеральныеминистерстваэто органы исполнительной власти,которые осуществляют функции по выработкегосударственной политики инормативно-правовому регулированию вустановленной сфере деятельности.

Федеральноеминистерство возглавляет входящий всостав Правительства РоссийскойФедерации министр Российской Федерации(федеральный министр);

Функциифедерального министерства будутрассмотрены через функции федеральногоминистра.

ФЕДЕРАЛЬНОЕМИНИСТЕРСТВО:

1)самостоятельноосуществляет правовое регулированиев установленной сфере деятельности,за исключением вопросов, правовоерегулирование которых в соответствиис КонституциейРоссийской Федерации, ФКЗ, ФЗ, актамиПрезидента Российской Федерации иПравительства Российской Федерацииосуществляется исключительно ФКЗ, ФЗ,актами Президента Российской Федерациии Правительства Российской Федерации;

2)осуществляеткоординацию и контроль деятельностинаходящихся в его ведении федеральныхслужб и федеральных агентств. В этихцелях федеральный министр осуществляетследующие функции:

  • утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и федеральных агентств, а также отчет об их исполнении;
  • вносит в Правительство Российской Федерации проект положения о федеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатной численности федеральной службы, федерального агентства и фонде оплаты труда их работников;
  • вносит в Министерство финансов Российской Федерации предложения по формированию федерального бюджета и финансированию федеральных служб и федеральных агентств;
  • дает поручения федеральным службам и федеральным агентствам и контролирует их исполнение;
  • назначает на должность и освобождает;

3)осуществляет координацию деятельностигосударственных внебюджетных фондов.В этих целях федеральный министросуществляет следующие функции:

  • вносит в Правительство Российской Федерации предложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителя государственного внебюджетного фонда;
  • принимает нормативные правовые акты по сферам деятельности государственных внебюджетных фондов;
  • вносит в Правительство Российской Федерации проекты нормативных правовых актов;
  • вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда;
  • назначает проверки деятельности внебюджетных фондов;

Ст.12 ФЗ от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «ОПравительстве Российской Федерации»

ПравительствоРоссийской Федерациируководит работой федеральных министерстви иных федеральных органов исполнительнойвласти и контролирует их деятельность.

Федеральныеминистерстваи иные федеральные органы исполнительнойвласти подчиняются ПравительствуРоссийской Федерации и ответственныперед ним за выполнение порученныхзадач.

Внутренняяструктура федеральных министерств:

1)Руководитель,который назначается Президентом РФ попредставлению Председателя ПравительстваРФ.

2)Заместители(их число может быть разным, в зависимостиот количества функций, которое выполняетминистерство) назначаются ПравительствомРФ или Президентом РФ, в зависимости оттого, кому подведомственно данноеминистерство (какое министерство комуподведомственно Президенту РФ илиПравительству РФ смотрите ниже)

3)государственныеслужащие

Основнымструктурным подразделением министерстваявляется департамент.Численность департамента варьируетсяот 20 до 50 (и более) государственныхслужащих. Внутри департамент делитсяна более мелкие подразделения.

!!!Просто ознакомьтесь, мало ли, можетспросят:

С

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам, они включают в себя:

уществует в интернете официальныйисточник: «сервер органов государственнойвласти»,в нем говорится, что

Министерствовнутренних дел Российской Федерации;

МинистерствоРоссийской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийныхбедствий;

Министерствоиностранных дел Российской Федерации;

Министерствообороны Российской Федерации;

Министерствоюстиции Российской Федерации.

II. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам, они включают в себя:

Министерствоздравоохранения Российской Федерации;

Министерствокультуры Российской Федерации;

Министерствообразования и науки Российской Федерации;

Министерствоприродных ресурсов и экологии РоссийскойФедерации;

Министерствопромышленности и торговли РоссийскойФедерации;

Министерствосвязи и массовых коммуникаций РоссийскойФедерации;

Министерстворегионального развития РоссийскойФедерации;

Министерствосельского хозяйства Российской Федерации;

Министерствоспорта Российской Федерации;

Министерствотранспорта и связи Российской Федерации;

Министерствофинансов Российской Федерации;

Министерствоэкономического развития РоссийскойФедерации;

Министерствопромышленности и энергетики РоссийскойФедерации;

Министерствотруда и социальной защиты РоссийскойФедерации;

МинистерствоРоссийской Федерации по развитиюДальнего Востока.

Источник: https://studfile.net/preview/6189512/page:5/

Глава 20. Федеральные органы исполнительной власти

20. Структура и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

1. Система федеральныхорганов исполнительной власти.

2.Статус, полномочия и структура федеральныхорганов исполнительной власти.

1. Система федеральных органов исполнительной власти

Системуорганов исполнительной власти всоответствии со ст. 110 Конституции Россиивозглавляет Правительство России.Определяет систему и структуру федеральныхорганов исполнительной власти ПрезидентРоссии по предложению ПредседателяПравительства.

В настоящее время системафедеральных органов исполнительнойвласти определяется Указом Президентаот 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структурефедеральных органов исполнительнойвласти»1и Указом Президента от 20 мая 2004 г.

№ 649«Вопросы структуры исполнительнойвласти».2

ПроведеннаяПрезидентом России административнаяреформа системы органов исполнительнойвласти существенно изменила не толькоих количество (в сторону уменьшения),но и видовой состав, оставив в качествефедеральных органов исполнительнойвласти федеральные министерства,федеральные службы и федеральныеагентства. Правительство России такжевыведено из перечня органов исполнительнойвласти, входящих в федеральную систему.3

Воснове структуризации системы федеральныхорганов исполнительной власти, как иранее, используется принцип деленияфедеральных органов исполнительнойвласти на две группы по признаку ихподчиненности:

а)органы исполнительной власти, руководстводеятельностью которых осуществляетПрезидент России;

б)органы исполнительной власти, руководстводеятельностью которых осуществляетПравительство России.

Внастоящее время система федеральныхорганов исполнительной власти выглядитследующим образом:

I.Федеральные министерства, федеральныеслужбы и федеральные агентства,руководство деятельностью которыхосуществляет Президент России, федеральныеслужбы и федеральные агентства,подведомственные этим федеральнымминистерствам:

1. Министерствовнутренних дел России

Федеральнаямиграционная служба

2.МинистерствоРоссии по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и ликвидациипоследствий стихийных бедствий

3. Министерствоиностранных дел России

4. Министерствообороны России

Федеральная службапо военно-техническому сотрудничеству

Федеральная службапо оборонному заказу

Федеральная службапо техническому и экспортному контролю

Федеральноеагентство специального строительства

5. Министерствоюстиции России

Федеральная службаисполнения наказаний

Федеральнаярегистрационная служба

Федеральная службасудебных приставов

6. Государственнаяфельдъегерская служба России (федеральнаяслужба)

7.Служба внешнейразведки России (федеральная служба)

8. Федеральнаяслужба безопасности России (федеральнаяслужба)

9.Федеральная служба России по контролюза оборотом наркотиков (федеральнаяслужба)

10. Федеральнаяслужба охраны России (федеральнаяслужба)

11. Главноеуправление специальных программПрезидента России (федеральное агентство)

12. Управлениеделами Президента России (федеральноеагентство)

II.Федеральные министерства, руководствокоторыми осуществляет ПравительствоРоссии, федеральные службы и федеральныеагентства, подведомственные этимфедеральным министерствам

1. Министерствоздравоохранения и социального развитияРоссии

Федеральнаяслужба по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека

Федеральная службапо надзору в сфере здравоохранения исоциального развития

Федеральная службапо труду и занятости

Федеральноеагентство по здравоохранению и социальномуразвитию

Федеральноемедико-биологическое агентство

2. Министерствокультуры и массовых коммуникаций России

Федеральнаяслужба по надзору за соблюдениемзаконодательства в сфере массовыхкоммуникаций и охране культурногонаследия

Федеральноеархивное агентство

Федеральноеагентство по культуре и кинематографии

Федеральноеагентство по печати и массовымкоммуникациям

3. Министерствообразования и науки России

Федеральная службапо интеллектуальной собственности,патентам и товарным знакам

Федеральная службапо надзору в сфере образования и науки

Федеральноеагентство по науке и инновациям

Федеральноеагентство по образованию

4. Министерствоприродных ресурсов России

Федеральная службапо надзору в сфере природопользования

Федеральноеагентство водных ресурсов

Федеральноеагентство лесного хозяйства

Федеральноеагентство по недропользованию

5. Министерствопромышленности и энергетики России

Федеральноеагентство по промышленности

Федеральноеагентство по техническому регулированиюи метрологии

Федеральноеагентство по энергетике

6. Министерстворегионального развития России

Федеральноеагентство по строительству ижилищно-коммунальному хозяйству

7. Министерствосельского хозяйства России

Федеральная службапо ветеринарному и фитосанитарномунадзору

Федеральноеагентство по рыболовству

Федеральноеагентство по сельскому хозяйству

8. Министерствотранспорта России

Федеральная службапо надзору в сфере транспорта

Федеральноеагентство воздушного транспорта

Федеральноедорожное агентство

Федеральноеагентство железнодорожного транспорта

Федеральноеагентство морского и речного транспорта

Федеральноеагентство геодезии и картографии

9. Министерствоинформационных технологий и связиРоссии

Федеральная службапо надзору в сфере связи

Федеральноеагентство по информационным технологиям

Федеральноеагентство связи

10. Министерствофинансов России

Федеральнаяналоговая служба

Федеральная службастрахового надзора

Федеральная службафинансово-бюджетного надзора

Федеральная службапо финансовому мониторингу

Федеральноеказначейство (федеральная служба)

11. Министерствоэкономического развития и торговлиРоссии

Федеральнаятаможенная служба

Федеральноеагентство по государственным резервам

Федеральноеагентство кадастра объектов недвижимости

Федеральноеагентство по управлению федеральнымимуществом

III.Федеральные службы и федеральныеагентства, руководство которымиосуществляет Правительство России:

1. Федеральнаяантимонопольная служба

2. Федеральнаяслужба по тарифам

3. Федеральнаяслужба по гидрометеорологии и мониторингуокружающей среды

4. Федеральнаяслужба государственной статистики

5. Федеральнаяслужба по финансовым рынкам

6. Федеральнаяслужба по экологическому, технологическомуи атомному надзору

7. Федеральноеагентство по атомной энергии

8. Федеральноекосмическое агентство

9. Федеральноеагентство по туризму

10.Федеральное агентство по физическойкультуре и спорту1.

Изпредставленного перечня следует, чтов систему федеральных органовисполнительной власти входят: 16министерств, имеющих в своей структуре27 федеральных агентств и 23 федеральныхслужбы; 11 самостоятельных федеральныхслужб; 6 самостоятельных федеральныхагентства.

ПрезидентРоссии осуществляет руководстводеятельностью пяти министерств, имеющихв своем подчинении семь служб и одноагентство; семи самостоятельныхфедеральных исполнительных органовгосударственной власти (пять служб, дваагентства). Все они объединены общимпонятием «силовой блок», деятельностькоторого обеспечивает Президенту Россииреализацию закрепленных за ним вКонституции России полномочий.

Источник: https://studfile.net/preview/5715096/page:69/

Указ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

20. Структура и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

Текст документа:

В целях формирования эффективной структурыфедеральных органов исполнительной власти, в соответствии со статьей 112Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»постановляю:

1.

Установить, что Председатель Правительства РоссийскойФедерации имеет 10 заместителей, в том числе одного Первого заместителяПредседателя Правительства Российской Федерации – Министра финансов РоссийскойФедерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации –полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточномфедеральном округе и Заместителя Председателя Правительства РоссийскойФедерации – Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

2. Преобразовать Министерство образования и наукиРоссийской Федерации в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.

Передать Министерству просвещения Российской Федерациифункции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднегопрофессионального образования и соответствующего дополнительногопрофессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образованиядетей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношениинесовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся,а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственнымимуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессиональногообучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания.

Передать Министерству науки и высшего образования РоссийскойФедерации функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования и соответствующегодополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, развития федеральных центров наукии высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов,интеллектуальной собственности (за исключением нормативно-правовогорегулирования вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственныхуслуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленныхобразцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологийинтегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии,товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров),в сфере социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежнойполитики, а также функции по оказанию государственных услуг и управлениюгосударственным имуществом в сфере высшего образования и соответствующегодополнительного профессионального образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендови установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научныхшкол, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационнойдеятельности.

3. Установить, что руководство деятельностью Федеральнойслужбы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по деламмолодежи осуществляет Правительство Российской Федерации.

Рабочая встреча с Дмитрием Медведевым

4. Упразднить:

а) Правительственную комиссию по координации деятельностиоткрытого правительства;

б) Федеральное агентство научных организаций, передав его функциипо нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществомМинистерству науки и высшего образования Российской Федерации.

5. Переименовать Министерство связи и массовых коммуникацийРоссийской Федерации в Министерство цифрового развития, связи и массовыхкоммуникаций Российской Федерации.

6.

Передать Министерству промышленности и торговли РоссийскойФедерации функции по осуществлению руководства деятельностью торговыхпредставительств Российской Федерации в иностранных государствах, а такжефункции полномочного представителя Российской Федерации в отношениирасположенного за пределами Российской Федерации и закрепленного за Министерством экономического развития Российской Федерации на правеоперативного управления федерального недвижимого имущества, необходимого дляобеспечения функционирования торговых представительств Российской Федерации.

7. Установить, что федеральные органы исполнительной власти,которым переданы функции иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с настоящим Указом, являются их правопреемниками по обязательствам, в том числе по обязательствам, возникшим в результате судебныхрешений.

8. Утвердить прилагаемую структуру федеральных органовисполнительной власти.

9. Правительству Российской Федерации:

а) обеспечить проведение реорганизационных мероприятий в соответствии с настоящим Указом;

б) определить численность федеральных государственных служащихфедеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

в) уточнить функции федеральных органов исполнительной власти с учетом распределения функций в соответствии с настоящим Указом;

г) представить предложения по внесению изменений в акты ПрезидентаРоссийской Федерации в соответствии с настоящим Указом;

д) привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.

10. Внести в сводный перечень государственныхдолжностей Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РоссийскойФедерации от 11 января 1995 г.

№ 32 «О государственных должностяхРоссийской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации,1995, № 3, ст. 173; 1996, № 52, ст. 5912; 1998, № 43, ст. 5337; 2007, № 23, ст.2752; 2008, № 20, ст. 2290; № 43, ст. 4919; № 49, ст. 5763; 2011, № 4, ст.

572;2012, № 29, ст. 4071; 2014, №30, ст. 4286; 2015, № 11, ст. 1585; 2017, № 5, ст.777), следующие изменения:

а) дополнить новым абзацем четвертым следующего содержания:

«Первый заместительПредседателя Правительства Российской Федерации – Министр финансов РоссийскойФедерации»;

б) абзацы четвертый – пятидесятый считать соответственно абзацамипятым – пятьдесят первым.

11.

Внести в Положение о проверке достоверностии полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещениегосударственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающимигосударственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограниченийлицами, замещающими государственные должности Российской Федерации,утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1066«О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами,претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности РоссийскойФедерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 39,ст. 4589; 2010, № 27, ст. 3446; 2011, № 4, ст. 572; 2012, № 12, ст. 1391; 2013,№ 14, ст. 1670; № 49, ст. 6399; 2014, № 26, ст. 3518; 2015, № 11, ст.1585;2017, № 39, ст. 5682), изменение, дополнив подпункт «а» пункта 1после слов «Первого заместителя Председателя Правительства РоссийскойФедерации,» словами «Первого заместителя Председателя ПравительстваРоссийской Федерации – Министра финансов Российской Федерации,».

12. Внести в Указ Президента РоссийскойФедерации от 30 сентября 2013 г. № 742 «О денежном вознаграждении лиц,замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации»(Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, №40, ст. 5043; 2015,№11, ст.1585) (приложение №2) изменение, дополнив его после позиции:

«Первый заместитель ПредседателяПравительства Российской Федерации 97 221»

позицией следующего содержания:

«Первый заместитель ПредседателяПравительства Российской Федерации – Министр финансов Российской Федерации 101 110»

13. Признать утратившими силу:

пункты 1 и 2, пункт 10 в части, касающейся передачи функций по выработке и реализации государственноймолодежной политики, а также по созданию условий для обеспечения здоровогообраза жизни, нравственного и патриотического воспитания молодежи, реализацииее профессиональных возможностей Министерству образования и науки РоссийскойФедерации, пункт 11 в части, касающейся подведомственности Федеральногоагентства по делам молодежи Министерству образования и науки РоссийскойФедерации, и пункт 17 Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2012, № 22, ст. 2754);

пункт 6 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 25 июля 2013 г. № 645 «Об упразднении Федеральнойслужбы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторыхактов Президента Российской Федерации» (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2013, № 30, ст. 4086);

Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 31 августа 2013 г. № 690 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структурефедеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2013, № 35, ст. 4503);

Указ Президента РоссийскойФедерации от 27 сентября 2013 г. № 735 «О Федеральном агентстве научныхорганизаций» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 39,ст. 4969);

пункт 2 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 1 ноября 2013 г. № 819 «О Министерстве строительстваи жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2013, № 44, ст. 5729);

пункт 3 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 12 мая 2014 г. № 321 «О Министерстве РоссийскойФедерации по делам Северного Кавказа» (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2014, № 20, ст. 2496);

пункт 3 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 612 «Об упраздненииМинистерства регионального развития Российской Федерации» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2014, № 37, ст. 4934);

подпункт «б»пункта 7 Указа Президента Российской Федерации от 8 сентября 2014 г. № 613«О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сферегосударственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации,2014, № 37, ст. 4935);

пункт 5 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 31 марта 2015 г. № 168 «О Федеральном агентстве по делам национальностей» (Собрание законодательства Российской Федерации,2015, № 14, ст. 2106);

пункт 3 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 15 июля 2015 г. № 368 «Об упразднении МинистерстваРоссийской Федерации по делам Крыма и Государственной комиссии по вопросамсоциально-экономического развития Республики Крым и г. Севастополя»(Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 29, ст. 4479);

пункт 4 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросахгосударственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифногорегулирования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 30, ст. 4571);

пункт 3 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 28 декабря 2015 г. № 666 «Об упраздненииФедерального космического агентства» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2016, № 1, ст. 203);

пункт 3 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 15 января 2016 г. № 12 «Вопросы Министерствафинансов Российской Федерации» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2016, №3, ст. 473);

пункт 4 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 40«Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственнойграницы Российской Федерации» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2016, № 6, ст. 830);

пункт 4 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 2 февраля 2016 г. № 41 «О некоторых вопросахгосударственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2016, № 6, ст. 831);

пункт 2 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 151 «О Федеральном архивномагентстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 15,ст. 2069);

подпункт «б»пункта 9 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156«О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сферемиграции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, № 15, ст.2071);

пункт 21 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службывойск национальной гвардии Российской Федерации» (Собраниезаконодательства Российской Федерации, 2016, № 15, ст. 2072);

Указ ПрезидентаРоссийской Федерации от 19 октября 2016 г. № 556 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 „О структурефедеральных органов исполнительной власти“ (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2016, № 43, ст. 6000);

пункт 5 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 23 ноября 2016 г. № 620 «О Федеральном агентствепо государственным резервам» (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2016, № 48, ст. 6753);

пункт 8 Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 727 «Об упраздненииФедерального агентства специального строительства'' (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2017, № 1, ст. 149);

подпункт «б»пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 г. № 141«О некоторых вопросах совершенствования государственного управления в сфере официального статистического учета» (Собрание законодательстваРоссийской Федерации, 2017, №15, ст. 2161).

14. Настоящий Указвступает в силу со дня его официального опубликования.

* * *

Структура федеральныхорганов исполнительной власти

I. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет ПрезидентРоссийской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства,подведомственные этим федеральным министерствам

Министерствовнутренних дел Российской Федерации

МинистерствоРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерствоиностранных дел Российской Федерации

Федеральноеагентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников,проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству

Министерствообороны Российской Федерации

Федеральнаяслужба по военно-техническому сотрудничеству

Федеральнаяслужба по техническому и экспортному контролю

Министерствоюстиции Российской Федерации

Федеральнаяслужба исполнения наказаний

Федеральнаяслужба судебных приставов

Государственнаяфельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)

Службавнешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральнаяслужба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральнаяслужба войск национальной гвардии Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральнаяслужба охраны Российской Федерации (федеральная служба)

Федеральнаяслужба по финансовому мониторингу (федеральная служба)

Федеральноеархивное агентство (федеральное агентство)

Главноеуправление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральноеагентство)

Управлениеделами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

II. Федеральные министерства, руководстводеятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации,федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

Министерствоздравоохранения Российской Федерации

Федеральнаяслужба по надзору в сфере здравоохранения

Федеральноемедико-биологическое агентство

Министерствокультуры Российской Федерации

Федеральноеагентство по туризму

Министерствонауки и высшего образования Российской Федерации

Министерствоприродных ресурсов и экологии Российской Федерации

Федеральнаяслужба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральнаяслужба по надзору в сфере природопользования

Федеральноеагентство водных ресурсов

Федеральноеагентство лесного хозяйства

Федеральноеагентство по недропользованию

Министерствопромышленности и торговли Российской Федерации

Федеральноеагентство по техническому регулированию и метрологии

Министерствопросвещения Российской Федерации

МинистерствоРоссийской Федерации по развитию Дальнего Востока

МинистерствоРоссийской Федерации по делам Северного Кавказа

Министерствосельского хозяйства Российской Федерации

Федеральнаяслужба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

Федеральноеагентство по рыболовству

Министерствоспорта Российской Федерации

Министерствостроительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Министерствотранспорта Российской Федерации

Федеральнаяслужба по надзору в сфере транспорта

Федеральноеагентство воздушного транспорта

Федеральноедорожное агентство

Федеральноеагентство железнодорожного транспорта

Федеральноеагентство морского и речного транспорта

Министерствотруда и социальной защиты Российской Федерации

Федеральнаяслужба по труду и занятости

Министерствофинансов Российской Федерации

Федеральнаяналоговая служба

Федеральнаяслужба по регулированию алкогольного рынка

Федеральнаятаможенная служба

Федеральноеказначейство (федеральная служба)

Министерствоцифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Федеральнаяслужба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовыхкоммуникаций

Федеральноеагентство по печати и массовым коммуникациям

Федеральноеагентство связи

Министерствоэкономического развития Российской Федерации

Федеральнаяслужба по аккредитации

Федеральнаяслужба государственной регистрации, кадастра и картографии

Федеральнаяслужба государственной статистики

Федеральнаяслужба по интеллектуальной собственности

Федеральноеагентство по управлению государственным имуществом

Министерствоэнергетики Российской Федерации

III. Федеральные службы и федеральные агентства,руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РоссийскойФедерации

Федеральнаяантимонопольная служба

Федеральнаяслужба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека

Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования и науки

Федеральнаяслужба по экологическому, технологическому и атомному надзору

Федеральноеагентство по государственным резервам

Федеральноеагентство по делам молодежи

Федеральноеагентство по делам национальностей

Источник: http://www.kremlin.ru/d/57475

Административное право России

20. Структура и полномочия федеральных органов исполнительной власти.

Данные органы, а также их определенные виды имеют как общие, так и специфические функции и полномочия. Это обусловлено их принадлежностью к одной и той же ветви государственной власти и функциональным назначением.

Общие — это одинаковые (однотипные, однородные) по своему характеру функции и полномочия.

Они свойственны либо всем органам исполнительной власти, либо их определенным видам1Общие функции и полномочия органов исполнительной власти освещаются обособленно исходя из того, что это позволяет ограничить повтор одних и тех же положений при характеристике их компетенции применительно к порученным им сферам, а также уяснить основания дифференциации объема функции и полномочий относительно конкретных органов данного вида. Это облегчает также восприятие специфических функций и полномочий органов, для осуществления которых они созданы..

Объем общих функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ не совпадает: неодинаковы организация их систем, масштабы деятельности и т.д. Но он неодинаков и для органов исполнительной власти данного вида, зависит от их непосредственной подчиненности, особенностей порученных сфер и содержания деятельности.

Положениями о федеральных органах исполнительной власти закрепляются а) общие для всех этих органов, б) общие для каждого их вида: федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, в) специфические для каждого их вида функции и полномочия. Все федеральные органы исполнительной власти:

осуществляют функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на их содержание и реализацию возложенных на них функций; организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение обращений граждан; обеспечивают в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; организуют профессиональную подготовку работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; осуществляют работу по комплектованию, хранению и учету архивных документов, образовавшихся в процессе их деятельности; вправе запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к их компетенции вопросам; обеспечивать мобилизационную подготовку данного органа, а также контроль и координацию деятельности находящихся в их ведении организаций по мобилизационной подготовке; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к их сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

Общие для данного вида федеральных органов исполнительной власти функции и полномочия наряду с общими для всех федеральных органов исполнительной власти иногда имеют существенные различия в зависимости от того, осуществляет ли непосредственное руководство ими Президент РФ или Правительство РФ либо они подведомственны федеральным министерствам, Примечательно также то, что те из них, которыми непосредственно руководит Президент РФ, осуществляют некоторые функции и полномочия в качестве субъектов, обязанных одновременно по отношению к Президенту РФ и Правительству РФ.

Но в принципе к общим функциям и полномочиям федеральных министерств относятся:

внесение в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленным им сферам ведения и подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, а также проектов планов работы и прогнозных показателей деятельности министерств; на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ принимают нормативные правовые акты по определенным, специфическим для каждого министерства, вопросам; обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации проведения государственной политики в установленной сфере деятельности; контроль и координацию деятельности подведомственных федеральных служб и федеральных агентств; утверждение в пределах их компетенции сведений, составляющих государственную тайну, и т.д.

Решение ряда вопросов деятельности федеральных министерств составляет прерогативу федеральных министров, например, утверждение ежегодных планов работы и показателей деятельности подведомственным министерствам федеральных служб и федеральных агентств, отмена противоречащих федеральному законодательству решении подведомственных федеральных служб и федеральных агентств, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом, а также в решении ряда вопросов организации министерств и подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств и других вопросов.

Федеральные службы и федеральные агентства, руководимые Президентом РФ и Правительством РФ, обладают более широкими функциями и полномочиями, чем подведомственные федеральным министерствам.

Хотя и не в одинаковом объеме, они выполняют отдельные общие функции и полномочия такие же, какие и федеральные министерства.

Например, осуществляют нормативное правовое регулирование в порученной сфере, некоторые из них представляют Правительству РФ проекты документов по вопросам, по которым оно принимает решения, и т.д.

Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, такого рода функций и полномочий не имеют. Они возложены на соответствующие министерства, которые в этом случае выступают в известном смысле промежуточными звеньями между Правительством РФ и подведомственными им федеральными службами и федеральными агентствами.

За исключениями, обозначенными выше, как федеральные службы, так и федеральные агентства осуществляют определенные общие функции и полномочия.

Среди возложенных на федеральные службы общих для них функций и полномочий к важнейшим из них относятся: осуществление контроля и надзора в установленной сфере.

Это обобщающая функция, предопределяющая назначение и содержание деятельности данных органов, и все другие их функции и полномочия, в том числе и такие, как: применение предусмотренных законодательством РФ мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также ликвидацию последствий нарушений; осуществление производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях и другие.

Осуществление ряда важных полномочий по организации и деятельности федеральных служб возложено на руководителя такой службы, например, внесение по подведомственности Правительству РФ или федеральному министру проекта ежегодного плана и прогнозных показателей деятельности службы, а также отчета об их исполнении; предложений по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования обеспечения деятельности службы; назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц центрального аппарата службы и др.

Общие функции федеральных агентств в положениях о них сведены к реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в установленной сфере.

Это можно объяснить высокой степенью специализации соответствующих сфер деятельности и адекватных ей разнообразных функций в каждой из них, например, Федерального космического агентства, федеральных агентств атомной энергии, связи и т.п.

Для конкретизации общих функций только федеральных агентств нет достаточных социально-экономических и технических предпосылок. Это подтверждается содержанием нормативных правовых актов, устанавливающих их правовое положение.

Функции и полномочия органов исполнительной власти определяются также не только с учетом сфер их деятельности, но и места, занимаемого ими в их иерархической системе. Это относится к ведению субъектов РФ: в решении соответствующих вопросов допустимо разнообразие, диктуемое различными для них факторами.

В целом в нормативных правовых актах достаточно развернуто, подробно регламентируются функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти, определяемые спецификой сфер их деятельности. Необходимому их анализу посвящаются последующие главы.

Источник: https://isfic.info/alehin1/kargol07.htm

Studio-pravo
Добавить комментарий