20. Проблема бюджетного дефицита.: Бюджет дефицита-это превышением расходов над доходами. Причин

Государственный бюджет. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

20. Проблема бюджетного дефицита.: Бюджет дефицита-это превышением расходов над доходами. Причин

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа

На тему:

«Государственный бюджет. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга»

Москва 2011 г.

Государственный бюджет — основной финансовый план страны

Изучение экономической структуры любого общества современного государства невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе.

Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.

Финансовая система охватывает многочисленные институты государственных финансов, которые действуют в тесном взаимодействии с кредитными институтами различного назначения.

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет.

Это крупнейший централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства. В нем объединяются все основные финансовые институты — расходы, различные виды доходов, государственные займы. Его главнейшие функции — проведение в жизнь финансовой политики, организация выполнения финансовой программы правительства.

Основные функции бюджета:

— образование бюджетного фонда (бюджетные доходы);

— использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

— контрольная.

В современных условиях бюджет широко используется государством для воздействия на различные стороны экономического организма: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала и т. п. Формы государственного вмешательства в экономику различны. Среди них: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления.

Государственный бюджет является основной формой планомерного образования и использования централизованного фонда денежных средств, направляемых на обеспечение расширенного воспроизводства, удовлетворение общественных потребностей и социальную защиту населения. В системе финансов госбюджет занимает ведущее место и является важнейшим орудием распределения и перераспределения национального дохода.

Сущность и роль госбюджета определяются способом производства, функциями государства. Сущность госбюджета раскрывается наиболее полно в 3-х направлениях:

1. Бюджет — это основной финансовый план государства.

2. Бюджет — самый крупный централизованный денежный фонд страны

3. Бюджет является выражением экономических денежных распределительных отношений, т. е. он является частью системы финансов, представляет собой централизованные финансы.

Бюджет представляет собой совокупность входящих в него организационных структур и образует бюджетную систему.

Структура бюджета страны зависит прежде всего от ее государственного устройства. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение — государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, ФРГ) имеется промежуточное звено — бюджеты штатов, земель и соответствующих им административных образований.

Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, отражающий все многообразие его функций. Прежде всего, в бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства.

Основными источниками доходов бюджета, поступающих в распоряжение органов государственной власти, являются различного вида налоги (налог на прибыль, подоходный налог и др.), займы, пошлины, сборы, доходы от эмиссии бумажных денег.

В странах с развитой рыночной экономикой поступления от налогообложения составляют до 90% всех доходов бюджета государства. Если этих поступлений недостаточно для покрытия расходов, то правительство прибегает к государственным займам.

Структура бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических условий развития данной страны. Изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения, связанные с экономическими процессами.

Так, например, изменение соотношения между налогами и займами в сторону увеличения доли последних отражает явный спад производства, изменение соотношения между потреблением и накоплением.

Важной статьей расходов бюджета государства являются государственные закупки товаров и услуг: строительство дорог и учреждений, средства связи, оплата услуг врачей, педагогов, покупка оружия для национальной обороны.

Значительную долю в расходах правительства составляют трансфертные платежи, посредством которых перераспределяются налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению, пособий и пр.

К расходной статье бюджета государства относится выплата процентов по государственному долгу.

Бюджетные дефициты

Бюджетный дефицит — сумма превышения расходов федерального правительства над его доходами в каждый данный год.

Как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда — за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой.

Бюджетный дефицит — это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны.

Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения бюджетные дефициты не рассматриваются как катастрофически отрицательные экономические показатели.

Однако причины, вызывающие бюджетный дефицит могут быть различными.

1. Дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики.

В этом случае он отражает не кризисное течение общественных процессов, а государственное регулирование экономической конъюнктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства. Еще Дж.М.

Кейнс обосновал возможность допущения опережающего роста государственных расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса.

3. Дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств: войны, крупных стихийных бедствий, массовых беспорядков, крупных катостроф и т.п., когда обычно резервов становится недостаточно и приходиться прибегать к источникам особого рода.

4. Неэффективность финансовой системы государства.

Дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

В этом случае он — явление чрезвычайно тревожное, требующее принятие не только срочных и действенных экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих политических решений.

5. Политический популизм, выражающийся в росте социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами. Так же увеличение военных расходов, численности государственного аппарата и т.д.

В периоды циклических кризисов перепроизводства уменьшается сумма налоговых поступлений в бюджет. В то же время государство вынуждено увеличивать свои расходы на социальные нужды (пособия по безработице и др.

), а так же для поддержания определенных секторов экономики, сохранения объема инвестиций в отраслях, имеющих общегосударственное значение.

6. Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

7. Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста инфляции.

С одной стороны, за счет воздействия инфляционного фактора увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение темпов производства и наблюдается рост взаимной задолженности предприятий, в целом такое увеличение доходов не имеет стабильного характера.

Расходные статьи бюджета полностью не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях, как правило, имеет место недофинансирование не только по сумме, но и по срокам.

Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.

Бюджетные дефициты, будучи сами по себе следствием глубокой несбалансированности государственных финансов, стали в свою очередь причиной серьезных потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетных дефицитов превратилось в одну из острейших проблем деятельности современного государства в сфере экономики.

Меры по снижению бюджетного дефицита:

1. Конверсия (замена одних объектов производства другими или одних финансовых инструментов на другие).

2. Переход от финансирования к кредитованию.

3. Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.

4. Снижение расходов на управление государством.

5. Изменение системы налогообложения.

6. Повышение роли местных бюджетов.

Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:

1) выпуск госзаймов — основная форма государственного заимствования финансовых ресурсов. В ходе их размещения государство привлекают временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний. Государственные займы выпускаются на различные сроки и делятся по этому признаку на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

2) ужесточение налогообложения. Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет.

Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор.

Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.

3) эмиссионное покрытие бюджетного дефицита. Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег. Такая мера провоцирует инфляцию, которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание.

Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными.

Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию, крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду.

Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой. Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959—1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.

Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так, следуя Джону Мэйнарду Кейнсу, ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.

Когда в экономике высока безработица, увеличение государственных закупок создает рынок для предпринимательской активности, порождая доход и стимулируя повышение потребительских расходов.

Это стимулирует дальнейший экономический рост (эффект мультипликатора), что повышает реальный ВВП и занятость населения и, в конечном итоге, снижает уровень безработицы.

Связь между спросом на внутреннем рынке и безработицей называется законом Окуна, который описывает эмпирически наблюдаемую обратно-пропорциональную зависимость ВВП от уровня безработицы.

Увеличение объемов рынка, вызванное бюджетным дефицитом, стимулирует экономику также и постольку, поскольку увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм производителя, который в свою очередь способствует долгосрочным инвестиционным вложениям (эффект акселератора). В результате возрождается спрос, вызывающий в свою очередь рост занятости населения.

Но дефицит не просто стимулирует спрос. Ко всему прочему, если дефицит используется для финансирования таких сфер, как инфраструктура, фундаментальная наука, образование или здравоохранение, то это также в перспективе увеличивает объёмы производства.

Таким образом, бюджетный дефицит в определённых случаях может оказаться стимулом для активизации экономических процессов

Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.

На основе причин бюджетного дефицита можно сделать вывод, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное эффективными международными связями, бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны.

Правда, при этом количество не должно переходить в отрицательное качество, т.е. сумма, полученных государством в долг финансовых ресурсов, не должна ложиться тяжким грузом на экономику страны, на плечи налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Положение считается контролируемым при государственном долге, не превышающем половины выпуска валового национального продукта, и бюджетном дефиците не свыше 2 — 3 %.

Государственный долг

государственный бюджет дефицит доход

Государственный долг — это общая сумма всех выпущенных, но еще не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов. Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Государственный долг может быть внешним и внутренним.

Внешний государственный долг — это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.

Внутренний долг — это задолженность правительства данной страны ее гражданам.

Рост государственного долга сокращает запас капитала в экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство.

Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины.

В силу того, что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.

Последствия накопления государственного долга

Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.

1. Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.

2. Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов развития производства.

3. Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению капиталовложений внутри страны.

4. Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом каждого гражданина в отдельности.

Пик Российского государственного долга пришёлся на 1998 г.(146,4 % ВВП). На 1 января 2000 г. внешний долг достиг 146 млрд долларов (а суммарный внешний и внутренний государственный долг составлял 84 % ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5 % ВВП).

Для сравнения, по данным S&P за 2005 г., государственный долг Германии составлял 68 % ВВП, Франции — 66 %, США — 53 %, Великобритании — 43 %, Норвегии — 36 %, Австралии — 12 %, Казахстана — 10 %, Гонконга — 2 %.

Государственный долг по странам Европейского союза:

Франция — 75 % ВВП (2010 г.), Германия — 83 % ВВП (2010 г.), Португалия — 97 % ВВП (2010 г.), Италия — 118 % ВВП (2010 г.), Греция — 153 % ВВП (2010 г.).

Для сравнения, США — 100 % ВВП (2011 г.).

В зависимости от срока погашения Государственный долг может быть текущим или капитальным.

Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим госдолгом — расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

Другими словами,

капитальный долг — вся сумма долга;

текущий долг — процентные платежи.

Порядок утверждения бюджета

Составление бюджета, его обсуждение, утверждение, использование средств, рассмотрение итогов бюджетной деятельности — все это представляет собой единый бюджетный процесс.

Весь бюджетный процесс регламентируется законом, в котором предусмотрен порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета.

В этом процессе важное место занимает бюджетное регулирование, которое означает перераспределение денежно-финансовых ресурсов между различными бюджетами.

В соответствии с законом президент должен заблаговременно, задолго до на чала финансового года принять решение о начале работы над составлением проекта бюджета, составить бюджетное послание парламенту.

Для этого составляется прогноз социально-экономического развития страны, определяется сводный баланс имеющихся финансовых ресурсов и определяются основные направления бюджетной политики. Все это дает основание рассчитать контрольные цифры проекта бюджета на следующий бюджетный год. В Российской Федерации бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря.

Когда проект бюджета составлен, он рассматривается президентом, который направляет его в парламент для обсуждения и утверждения. В ходе процесса составления и рассмотрения бюджета в него обычно вносится множество изменений и дополнений. В утвержденном бюджете должны быть указаны суммы верхнего предела объема ассигнований бюджета на текущие расходы и на бюджет развития.

Дело в том, что если возникает бюджетный дефицит, то прежде всего должны быть обеспечены соответствующими доходами текущие расходы, а бюджет развития, который связан с направлением средств на увеличение объемов производства, на расширение строительства, должен ограничиваться теми суммами, которые первоначально были утверждены при рассмотрении бюджета.

В утвержденном бюджете также должны определяться пределы несбалансированной части бюджета, излишек или дефицит, причем эти суммы определяются как в абсолютных величинах, так и в процентах от прогнозируемых доходов.

Закон о федеральном (республиканском) бюджете после утверждения парламентом подписывается президентом. В то же время, в случае несогласия президента с версией бюджета, представленной парламентом, он может отклонить ее, то есть наложить вето.

Пока окончательно бюджет не принят и вето не отменено, правительство имеет право использовать ежемесячно бюджетные ассигнования по спорным статьям в размере 1 / 12 части их величины в предшествующем году.

Контроль за состоянием и ходом выполнения республиканского бюджета осуществляется контрольно-счетной палатой при парламенте, которая в своей деятельности не зависима ни от парламента, ни от аппарата президента. Финансовые органы контролируют исполнение бюджета.

В случаях превышения предельного уровня дефицита и значительного снижения поступления доходных источников вводится механизм секвестра расходов. Секвестр означает, что необходимо произвести пропорциональное снижение расходов на 5,10,15% и т.д. ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени всего финансового года. Секвестру не подлежат так называемые защищенные статьи — это расходы на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание и т.д.

При чрезвычайных обстоятельствах в стране может вводиться чрезвычайный бюджетный режим расходования средств. Введение чрезвычайных мер предусматривается принятием специального закона.

Используемая литература

1. Белова В.К. Введение в макроэкономику. Бюджетный дефицит государственный долг // Социально — политический журнал. 1998. №6

2. Википедия. Свободная энциклопедия — Бюджетный дефицит http://ru.wikipedia.org/wiki/Бюджетный_дефицит

3. Википедия. Свободная энциклопедия — Государственный долг http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%F1%F3%E4%E0%F0%F1%F2%E2%E5%ED%ED%%E9_%E4%EE%EB%E3

4. Курс экономической теории Под общей редакцией: проф. Чепурина М. Н., проф. Киселевой Е. А. — Издательство АСА, Киров 1995

5. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга // Экономист. № 4,1996

6. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2006

7. Экономика: Учебник / Под ред. доц. А. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002.

8. Энциклопедический словарь экономики и права

http://www.vedomosti.ru/glossary/государственный%20долг

Размещено на Allbest.ru

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/finance/00182356_0.html

К вопросу о дефиците бюджета субъекта российской федерации

20. Проблема бюджетного дефицита.: Бюджет дефицита-это превышением расходов над доходами. Причин


В настоящее время в сфере функционирования государственных и муниципальных финансов проблема бюджетного дефицита и государственного (муниципального) долга является актуальной для всех уровней бюджетной системы РФ.

Темпы роста расходов бюджетов превышают темпы роста доходов, что ведет к образованию бюджетного дефицита.

Для его финансирования используются различные источники, часть из которых составляют государственные и муниципальные заимствования, использование которых ведет к увеличению государственного и муниципального долга.

Для понимания сущности дефицита бюджетов субъектов РФ его изучение следует начать с теоретических основ о возможных состояниях бюджета любого уровня и собственно самого дефицита. В теории государственных финансов, как правило, выделяют три состояния бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный.

Дефицит бюджета означает, что расходы бюджета превышают доходы, а профицит, наоборот, представляет собой превышение доходов над расходами.

Согласно экономической теории, сбалансированным же считается такой бюджет, дефицит или профицит которого не превышает один процент от общего объема расходов, или, у которого доходы равны расходам [1, С.209].

Поскольку в теории нет однозначных, всегда эффективных способов обеспечения баланса между расходами и доходами бюджетов, актуальная проблема их правильного соотношения и финансирования дефицита бюджетов является предметом научных исследований и дискуссий.

Считалось, что сбалансированный бюджет свидетельствует о проведении в жизнь рациональной бюджетной политики, при которой весь объем предусмотренных расходов обеспечен доходами, а наличие дефицита или профицита говорило об ошибках проводимой политики.

Однако нельзя однозначно говорить о том, что дефицит или профицит бюджета носит только лишь негативный характер, а также о том, какое из этих двух состояний бюджета лучше для государства.

Проводя анализ указанных состояний бюджета нужно учитывать причины его возникновения, экономическую ситуацию страны (региона), а также проводимую финансовую политику.

В Бюджетном кодексе РФ речь о сбалансированном бюджете идет в статье 33 «Принцип сбалансированности бюджета»: объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов [2]. По мнению Н. М. Сабитовой, такое понятие сбалансированности является некорректным [3]. Ведь согласно теории вопроса, если бюджет дефицитный — предусматриваются источники его финансирования, если он сбалансирован — расходы равны доходам. Законодатель же понятие сбалансированности трактует иначе. Во-первых, исходя из формулировки, игнорируется возможность существования профицитного состояния бюджета, во-вторых, во всех странах, где имеет место дефицитное состояние бюджета, предусматриваются источники его финансирования. Примечательно, что из-за подобных расхождений теории вопроса и статьи Бюджетного кодекса РФ, Министерству финансов РФ в одном из своих докладов пришлось использовать термин «нулевой бюджетный дефицит», таким образом, как бы говоря о каком-то четвертом состоянии бюджета.

Рассмотрим концепции регулирования бюджетного дефицита. Первая концепция основывается на ежегодном сбалансированном бюджете. Однако ежегодно балансируемый бюджет уменьшает или исключает эффективность государственной фискальной политики, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность, а также углубляет колебания экономического цикла.

Вторая концепция основывается на том, что сбалансированность бюджета должна достигаться не в каждом году, а в ходе экономического цикла. Предполагается, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Во время экономического спада государство должно сокращать налоги и увеличивать расходы бюджета, допуская бюджетный дефицит, который финансируется за счет государственных заимствований. Накопленные долги выплачиваются в период подъема.

Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет.

Но в данной концепции бюджета существует ключевая проблема, которая состоит в том, что спады и подъемы в экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема, что может привести к циклическому дефициту бюджета [4].

Третья концепция связана с теорией функциональных финансов. Вопрос сбалансированности бюджета — второстепенный. Первоначальной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не сбалансированность бюджета.

Достижение этой цели может сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом.

Проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляции [4].

Ряд исследователей выделяют теорию (концепцию) автоматически стабилизирующейся экономической политики и теорию компенсирующегося бюджета. Суть первой состоит в том, что сбалансированность бюджета достигается в рамках всего цикла экономического развития, а не на годичной основе.

Встроенные стабилизаторы (прогрессивное налогообложение, система пособий по безработице и различных социальных выплат и т. п.) увеличивают (в период кризиса) или уменьшают (в период подъема) дефицит бюджета без необходимости принятия каких-либо специальных правовых актов.

Накопленные во время экономического спада долги выплачиваются в течение фазы экономического подъема за счет возросших благодаря встроенной прогрессивной шкале налогообложения доходов бюджета [5].

В теории компенсирующего бюджета отказываются от понятия сбалансированного за счет постоянных доходов бюджета.

Государственные займы — не особый случай финансирования расходов бюджета, а вполне легитимный источник доходной части бюджета любого развитого государства.

Постоянное повышение государственного долга рассматривается в качестве предварительного условия для гармоничного экономического развития [5].

Отметим, что понятие дефицита бюджета и проблемы, связанные с его существованием, в Российской Федерации мало изучены по сравнению с рядом зарубежных стран, поскольку при советской власти считалось, что бюджет страны вообще не мог быть дефицитным, ведь финансовая и экономическая политика при социалистическом строе была наиболее эффективной по сравнению с остальным миром. На самом же деле, бюджет и в то время был дефицитным: в 1918–1919 г.г. дефицит государственного бюджета составлял 80 % от всего объема расходов, в 1925–1926 г.г. его размер сократился до 4,3 %. В 90-х годах 20 века состоянию государственной финансовой системы Российской Федерации присущи такие черты как возникновение кризисного бюджетного дефицита, рост государственного долга и значительное увеличение расходов на его обслуживание.

Проблема увеличения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик.

Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других, является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных группнаселения. Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно.

Ростналогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствуеткриминализации экономики (уклонению отналогообложения, росту теневой экономики).

Бюджетным дефицитом необходимо грамотно и эффективно управлять. Особое значение в упорядочении информации об операциях органов власти по его финансированию, опознавании возможного воздействия на экономическую ситуацию страны или отдельного региона использования тех или иных источников покрытия дефицита бюджета приобретает научная классификация видов дефицита бюджета.

Изучив теоретические аспекты понятия дефицит бюджета, обратимся к статистическим данным по региональным бюджетам. Проследим динамику количества регионов с бюджетным дефицитом и его объемами. Для этого представим ее на рисунке 1 и в рисунке 2.

Рис. 1 Динамика количества регионов с дефицитом бюджета

Отметим, что количество бюджетов субъектов РФ, исполненных с дефицитом, неуклонно растет на протяжении с 2000 по 2015 год, за исключением ряда лет.

Если в 2000 году таких регионов было всего 25, то в 2015 году — 76 (максимальное количество регионов с дефицитом бюджета) за исследуемый период.

Помимо 2015 года такое количество регионов с дефицитом бюджета наблюдалось и в 2013 году, однако в 2013 году в составе РФ было 83 субъекта, а в 2015 году — 85.

Наблюдается тенденция многократного увеличения объемов дефицита бюджетов субъектов РФ: в 2015 году по сравнению с 2000 годом объем увеличился почти в 25 раз.

Более, чем двукратное увеличение наблюдалось в 2009 году по сравнению с 2008 годом, еще один период более чем двукратного увеличения — 2013 год по сравнению с 2012 годом.

После 2013 года наблюдается некоторое снижение объемов бюджетного дефицита.

На наш взгляд, причины возникновения дефицита бюджета каждого региона на определенном временном промежутке могут быть разными. Главной причиной можно считать то, что темп роста расходов бюджетов опережает темпы роста доходов.

Рис. 2 Динамика объемов дефицита бюджетов субъектов РФ, млрд.руб.

Исследователи выделяют ряд причин возникновения бюджетного дефицита [1,4]: — рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности; — сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса; — чрезвычайные обстоятельства(войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия);- неэффективностьфинансовой системыгосударства; — более быстрый темп роста социальных расходов по сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта; — коррупцияв государственном секторе; — неэффективностьналоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики; — неблагоприятная внешнеполитическая ситуация (санкции); — направление средств на военные нужды в мирное время; — неустойчивость национальной валюты вследствие увеличения обменного курса; — производственные спады; — слабость национальной валюты в силу высокого обменного курса; — финансирование программ импортозамещения. Отметим, что динамику бюджетного дефицита субъектов РФ в 2014–2016 годах в экспертно-аналитический докладе Центра политической информации объясняют необходимостью исполнения «майских» указов Президента РФ.

В теории способы покрытия бюджетного дефицита делятся на долговые, налоговые и эмиссионные. Последний, согласно БК РФ, запрещен на всех уровнях.

Ко второму можно отнести повышение (снижение) налоговых ставок региональных налогов в рамках разрешенных пределов, установленных федеральным законодательством. Данный способ практически не используется, т. к.

ведет к сокращению деловой активности предприятий и сокращению объемов производства. Долговое же финансирование осуществляется на основе проведения политики государственных заимствований.

Таким образом, увеличение количества субъектов с дефицитным бюджетом и увеличение объемов дефицита бюджетов субъектов РФ в рассматриваемом периоде заставляет регионы финансировать свои бюджетные дефициты в большем объеме. Это приводит к увеличению использования различных инструментов его финансирования. В связи с чем, выбор наиболее оптимального набора инструментов является важным компонентом грамотной бюджетной политики субъекта РФ.

Литература:

1. Бездворных М. В. Генезис правового регулирования институтов дефицита бюджета и государственного долга // Бизнес в законе, № 2, 2009. — с. 209–213.

Источник: https://moluch.ru/archive/130/35934/

Дефицит бюджета. Источники финансирования дефицита государственного бюджета

20. Проблема бюджетного дефицита.: Бюджет дефицита-это превышением расходов над доходами. Причин

Дефицит государственного бюджета — это превышение расходов бюджета над доходами. 

Простыми словами, если государство тратит больше, чем получает — это и есть бюджетный дефицит. Обычно дефицит бюджета оценивается в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП).

Дефицит — всегда проблема, потому что государству нужно где-то найти деньги на оплату расходов.

Основные методы борьбы с бюджетным дефицитом: секвестр — сокращение бюджетных расходов; налоговое покрытие — введение дополнительных налогов и сборов; заимствования — наращивание внешнего и внутреннего госдолга; денежная эмиссия — дополнительный выпуск наличных.

Дефицит бюджета — не карастрофа для страны. Бюджеты многих государств являются дефицитными. Иногда попытки бороться с дефицитом оказываются вреднее самого дефицита — сокращая важные расходы и чересчур повышая налоги, государство может усугубить экономический кризис и спровоцировать долгосрочные проблемы.

Профицит и сбалансированный бюджет

Профицит государственного бюджета — это обратная ситуация, когда доходы выше расходов. Простыми словами, это избыток доходов, при котором в бюджете остаются «лишние» деньги.

Сбалансированный бюджет — это бюджет, где доходы равны расходам. В идеале, государственный бюджет должен быть сбалансированным — общий объем запланированных расходов должен соответствовать общим поступлениям в бюджет. Но учесть все обстоятельства бывает невозможно, и потому возникает дефицит либо профицит.

Причины бюджетного дефицита

  • Рост государственных расходов. Расходы могут расти в том числе из-за политического популизма — необеспеченных социальных программ.
  • Рост неоплаченного государственного долга.
  • Сокращение доходов из-за экономического кризиса.
  • Чрезвычайные обстоятельства: катастрофы, стихийные бедствия, войны.
  • Неэффективность финансовой системы государства.
  • Неэффективность налоговой политики, уход налогоплательщиков в тень.
  • Коррупция.

Виды бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит — это чаще всего следствие затянувшегося экономического кризиса. Временный дефицит способен перерасти в хронический.

Фактический дефицит бюджета состоит из структурного и циклического дефицита.

  • Структурный дефицит — это дефицит, который возник бы в условиях полной занятости при текущем уровне налогов.
  • Циклический дефицит бюджета — это дефицит, вызванный экономическим кризисом, то есть спадом деловой активности и сокращением налоговых поступлений.

Последствия дефицита бюджета

Бюджетный дефицит не является чрезвычайным явлением. Он встречается в бюджетах многих государств, особенно в период экономического кризиса. Тем не менее, властям необходимо принимать жесткие меры, чтобы устранить дефицит и минимизировать его последствия.

Дефицит приводит к задержке финансирования бюджетных учреждений, срыву сроков выполнения государственных заказов. Это значит, что могут возникнуть проблемы в образовании, здравоохранении, обороне, работе государственных учреждений.

Кроме того, дефицит практически всегда приводит к инфляции — снижению покупательной способности денег.

Если не устранить дефицит бюджета и не принять меры, он рискует стать хроническим.

Источники финансирования дефицита государственного бюджета

Для финансирования дефицита бюджета государство может использовать внутренние и внешние источники.

Внутренние источники финансирования бюджетного дефицита

  • Размещение государственных ценных бумаг, облигаций в национальной валюте.
  • Кредиты, полученные от кредитных организаций — банков и фирм.
  • Бюджетные кредиты.
  • Доходы от продажи государственного имущества.
  • Использование государственных резервов.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита

  • Размещение государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.
  • Кредиты иностранных государств.
  • Кредиты зарубежных банков и фирм.
  • Кредиты международных финансовых организаций.

Проблема с любыми заимствованиями в том, что они помогают лишь временно. Нарастает государственный долг, который необходимо обслуживать — возвращать с процентами. 

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита государство может предпринять слеюущие меры:

  • Денежная эмиссия. Бюджетный дефицит можно покрыть, напечатав больше наличных денег. Это позволит государству оплатить текущие расходы, но если «включить печатный станок», вырастет инфляция — деньги начнут обесцениваться.
  • Налоговое покрытие бюджетного дефицита. Увеличение налоговых ставок или введение дополнительных налогов позволит наполнить бюджет. Однако из-за роста налогов предприниматели могут сократить производство или уйти в тень — перестать платить вовсе. В этом случае доходы бюджета снизятся.
  • Секвестирование бюджета. Урезание бюджетных расходов — секвестр — позволит сэкономить деньги и обойтись имеющимися доходами. Минус в том, что это означает недофинансирование бюджетных программ. Это непопулярная мера, которая вызовет недовольство граждан. А некоторые расходы сократить окажется невозможно — жизненно важные статьи бюджета не подлежат секвестированию.

Источник: https://www.anews.com/p/114440530-deficit-byudzheta-istochniki-finansirovaniya-deficita-gosudarstvennogo-byudzheta/

1.3. Проблемы бюджетного дефицита и государственного долга

20. Проблема бюджетного дефицита.: Бюджет дефицита-это превышением расходов над доходами. Причин

Припринятии бюджета планируемые поступленияи расходы не совпадают. Бюджетный процесспредполагает балансирование государственныхдоходов и расходов. Несбалансированностьбюджета означает количественноенеравенство между доходами и расходамибюджета.

Бюджетныйдефицит отражает определенные измененияв национальной экономике, фиксируетрезультат этих изменений.

Подбюджетным дефицитом понимается превышениерасходов государственного бюджета надего доходами. Обратное явление — профицитбюджета — означает превышение доходовбюджета над расходами.

Существует такжепонятие «первичный профицит»,которое означает превышение доходовнад расходами без учета расходов наобслуживание государственного долга.

Как правило бюджетный дефицит выражаетсяв процентах к ВНП (ВВП).

Причинбюджетного дефицита может быть много:

-спад общественного производства;

-рост предельных издержек общественногопроизводства;

-массовый выпуск «пустых» денег;

-значительные социальные программы;

-возросшие затраты на финансированиеВПК;

-крупномасштабный оборот «теневого»капитала;

-огромные непроизводственные расходы,прописки, хищения, потери произведеннойпродукции и многое другое, поканеподдающееся общественному учету.

Наличиебюджетного дефицита обычно рассматриваетсякак негативное явление. Его финансированиена основе денежной эмиссии гарантированноведет к инфляции, с помощью не эмиссионныхсредств росту государственного долга.Но это не всегда так. Бюджеты оченьмногих государств являются дефицитными.

Если государство стремится ежегоднопринимать бездефицитный бюджет, этоможет усугублять циклические колебанияэкономики за счет сокращения важныхрасходов и излишнего повышения налогов.

Поэтому при регулировании дефицитаважно учитывать не только текущие задачибюджетной политики, но и ее долгосрочныеприоритеты.

Еслибюджет на очередной год принимается сдефицитом, в законе о бюджете необходимопредусмотреть источники его финансирования.К ним относятся различные виды заемныхсредств, которые привлекаются государствомс денежного, кредитного и финансовогорынка.

Различаютследующие виды финансирования бюджетногодефицита — денежное и долговое.

Денежноефинансирование означает, что для покрытиябюджетного дефицита правительствополучает кредиты центрального банкаили напрямую продает ему свои долговыеобязательства.

Но при таком подходецентральный банк увеличивает денежнуюмассу на величину, не обеспеченнуютоварами и услугами.

В результате растетинфляция, нарушается нормальный механизмценообразования, падает курс национальнойвалюты, ухудшаются рациональные ожиданияв экономике и возникает ряд другихнеблагоприятных последствий.

Вотличие от денежного, долговоефинансирование дефицита осуществляетсяпутем выпуска доходных государственныхобязательств, которые размещаются нафондовом рынке, свободно покупаются ипродаются на нем, а по истеченииопределенного срока погашаютсягосударством. Поскольку деньги занимаютсяне у центрального банка, а на рынке,прироста денежной массы не происходит.В этом состоит преимущество долговогофинансирования.

Помимогосударственных займов, источникамифинансирования дефицита могут бытькредиты и ссуды, полученные от бюджетовдругих уровней, частных банков и компаний,правительств других стран, а такжемеждународных финансовых организаций- Международного валютного фонда (МВФ),Международного банка реконструкции иразвития (МБРР).

Структураисточников финансирования дефицитабюджетов различных уровней в Россииопределяется Бюджетным кодексом (ст.94-96). В соответствии с ним выделяютсяследующие источники финансированиядефицита федерального бюджета:

1)внутренние источники:

-кредиты, полученные от кредитныхорганизаций в рублях;

-государственные займы, осуществляемыепутем выпуска ценных бумаг от имениРоссийской Федерации;

-бюджетные ссуды, полученные от другихуровней бюджетной системы;

2)внешние источники:

-государственные займы, осуществляемыев иностранной валюте путем выпускаценных бумаг от имени РФ;

-кредиты в иностранной валюте, полученныеот правительств иностранных государств,банков, фирм, международных финансовыхорганизаций.

Бюджетныйкодекс устанавливает ограничения наего объем дифицита. Так, размер дефицитафедерального бюджета не может превышатьсуммарный объем бюджетных инвестицийи расходов на обслуживание государственногодолга РФ.

Дефицитбюджета субъекта РФ не может быть больше5 процентов от объема его доходов безучета финансовой помощи из федеральногобюджета.

При этом доходы бюджета должныполностью покрывать его текущие расходы.

Источники финансирования дефицитарегиональных бюджетов могут использоватьсятолько на покрытие инвестиционныхрасходов, эти средства нельзя направлятьна обслуживание и погашение долгасубъектов РФ.

Ограничениена размер дефицита местного бюджета -не более 3 процентов от объема доходовбез учета финансовой помощи из федеральногои регионального бюджетов. Поступленияиз источников финансирования дефицитатакже могут направляться только наинвестиционные расходы.

Бюджетныйдефицит и государственный долг тесносвязаны, так как, во-первых, государственныйзайм — важнейший источник покрытиябюджетного дефицита; во-вторых, определить,насколько опасен тот или иной размердефицита бюджета, невозможно без анализавеличины государственного долга. Сдругой стороны, для оценки величиныгосударственного долга необходимоисследование роста бюджетного дефицита.

Обычнов государственном долге видятся двеопасности: банкротство нации и опасностьпереложения налогового бремени набудущие поколения.

Долговоефинансирование дефицита в мирераспространено очень широко. Подгосударственным долгом в общем случаепонимается величина накопленногобюджетного дефицита, которая былапокрыта путем выпуска и размещениядолговых обязательств.

Таким образом,государственный долг представляетсобой совокупность долговых обязательствисполнительных органов власти передфизическими и юридическими лицами,иностранными государствами, международнымиорганизациями и иными субъектамимеждународного права.

Внешнийгосударственный долг — это долг иностраннымгосударствам, организациям и отдельнымлицам. Этот долг — наибольшее бремя длястраны, так как необходимо отдаватьценные товары, оказывать определенныеуслуги, Чтобы оплатить проценты по долгуи сам долг.

Внутреннийдолг — это долг государства своемунаселению.

В соответствии с законодательствомРФ, государственным внутренним долгомРФ являются долговые обязательстваправительства РФ, выраженные в национальнойвалюте, перед юридическими и физическимилицами.

Долговые обязательства могутиметь форму кредитов, полученныхправительством, государственных займов,осуществленных посредством выпускаценных бумаг от имени правительства,других долговых обязательств,гарантированных правительством.1

Нарастаниевнутреннего долга менее опасно длянациональной экономики по сравнению сростом ее внешнего долга. Утечки товарови услуг при погашении внутреннего долгане происходит, однако возникаютопределенные изменения в экономическойжизни, последствия которых могут бытьзначительными.

Это связано с тем, чтопогашение государственного внутреннегодолга приводит к перераспределениюдоходов внутри страны. Возникновениеи рост государственного долга обусловливаютнеобходимость управления им.

Управлениегосударственным долгом — это совокупностьфинансовых мероприятий государства,связанных с погашением займов, организациейвыплат доходов по ним, проведениемконверсии и консолидации государственныхзаймов.

Конверсияи консолидация государственного долгаявляются важнейшими приемами, используемымив процессе управления государственнымдолгом.

Конверсия государственныхзаймов предполагает изменение ихпервоначальных условий, например срока,процента и др.

Как правило, правительствастремятся максимально отодвинуть вовремени выплату задолженности, поэтомучаще всего конверсия сводится кпревращению краткосрочных займов всредне — и долгосрочные обязательства.

Консолидациягосударственного долга производитсяпутем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путемунификации ранее выпущенных кратко — исреднесрочных займов в один долгосрочныйзаем. Так формируется консолидированныйдолг как часть общей суммы государственнойзадолженности в результате выпускадолгосрочных займов. Это приводит ктому, что отодвигаются сроки выплат подолгу.

Чрезмерныйрост государственного долга несет всебе угрозу для экономической безопасностистраны и стабильности бюджетной системы.Поэтому законодательством предусматриваютсяразличные механизмы, направленные наограничение объема заимствований,накопленных долговых обязательств ирасходов по их обслуживанию.

Такимобразом, в законе о бюджете ежегодноутверждаются предельные объемыгосударственного внутреннего, внешнегодолга и пределы внешних заимствований.Общие требования к предельным объемамвнешних заимствований РоссийскойФедерации таковы: заимствования недолжен превышать годовой объем платежейпо обслуживанию и погашению государственноговнешнего долга РФ.

При этом Правительствовправе осуществлять займы сверхустановленного лимита, если это неприводит к превышению предельнойвеличины долга и позволяет сократитьрасходы по его обслуживанию.

Максимальныйобъем долга субъекта федерации имуниципального долга не должен превышатьобъем доходов соответствующего бюджетабез учета финансовой помощи из бюджетовдругих уровней.

Источник: https://studfile.net/preview/6018329/page:4/

III. �������� ���������� ��������

20. Проблема бюджетного дефицита.: Бюджет дефицита-это превышением расходов над доходами. Причин
�����: IV. ��������� ���������� � �����: ���� 5. ������ � �����: II. �������� ��������� ��������

��� ��������� ��������� ����������� ���������� ����������� �� ���������� ��� �������� � ��������� �������, ��� � ��������� ���������, �.�. ����������� �������� ��� ��������.

������ ���������� �������� ����� ���� ���������� �����: ������������� ����; ���� ���������� �������� ������������� ������������; �������� ������ �������������� �����; ������������ �������� ���������� ���������; ��������� ������� �� �������������� ���; ������������ ������ «��������'' ��������; ������������������ ������� � ������; � �.�. � ����� � ���� ������� � ��������� �������� ������ ��������:

1) ������� ����� ���� ������ � �������������� ������������� ������� ��������������� �������� � �������� ���������;

2) ������� ��������� � ���������� ������������ ������������� (�����, ������� ��������� �������� � �.�.);

3) ������� ����� �������� ��������� ������� � ���������, ��������������� ���������-��������� ������, ������������� ������������� ������� �� ��������� ���������� �������� � ������. ������ � ��������� ������ �� ����� ��������������� ��� ������� ������������, ��������� �������� �������, ����������� ������������� ��� � ��������������� ������������ �������.

� ������������� ������ �������� ��������� ��������� ��������� �������� (������� ���������� ��������).

������ ���������� �� ���, ��� ������ ������ ���� �������� �������������. �� ��������� ������� ����� ������ �������� ������� ����� ���������� ��������, �������������� ���������� �������� ������������ ���������.

�� ��� ����� ������������ ������������ �������� ����������, ��� ����� ��������� ������� ����������� ��������� ������������� ���������� �������� �����������, ������� ��������������� ��������������.

���������� ��� �� ���� ��������.

1. ��������, ��� ��������� ������������ � ���������� �������� �����������. ������ ��������� ������. ��� ����� ��������������� ��������� ����������� ������������� �����������.

�������� ���������� �������������� ������, ������������� ������ ���� �������� ������ �������, ���� ��������� ����������, ���� ������� � �� � ������.

������, ���������� ���� ��� ����� ��� ������� ���������� ����������� ������.

2. � �������� ��������, ��� ��������� �������� ������� ������������� ������������� ��������� �����������. ��� �������������� ���������� �������� ������������� ������ — ���� ������� ������ �������, ���� ��������� ���� �������, ���� ������������ ��������� ���� ���. ���������� ����� �������� ��������.

������ ��������� ���������� �� ���, ��� ������ ������ ���� ������������� � ���� �������������� �����, �� ��������. ��� ������������, ��� ������������� ������������ ��������������� ����������� � ������������ ��������� �������������� ������. ��� ����, ����� ������������� �����, ��� ������� ������ � ����������� ���������� , �.�.

����������� ���� �� ��������� ������� �������. �� � ���� ������������ ������� ������������� ������������ �������� ���� � ���������� �������������� ������ �������. ��� ����� ���� ������������ ��� ����������� ��������, ���������� � ������ �����.

�������� �����, ������, ������� � ���, ��� ����� � ������� � ������������� ����� ����� ���� ������������� �� ������� � �����������������.

���������� � �������� ���������������� �������� �������. � ��� ����� ��� ��������� �� ��������������� ��� ������������� ������.

���������, ��� ��������� ������� �� ������������ ��������� ��� ������������ ���������, ��� ��� ��� �������, ������������ �� ���������� �����������, ������������ ���������� �������������� � ������. (���������� ���������� ������ ������� ��������������� �������).

��� ����������� ���, ��� ��������� ������� ����� � ���������� ������� ������������� ��������� � ���������, ��� ������������ ���������� ������������� ����������� � � �������� ����� ����������� ������������ ������������.

������ � ���, ���������� ������ ��������� �������� � �� ����������. ��������, ��������� ������� ������� ���������������� ������� (������� ������, ��������� ������� �� ������������, �������� �� � ��.) ����� ����, ��� ����������� �������� ����������� ������ ������������ �������� � ����������� �������, ��������� ����������� � ����������� �������, ��� �������� � �������� � �����������.

�������� ���������������� �������� ���������������� ������� �������� ��������� � �������� ������������ ��������, ����������� �������� � �.�., ������������ � ��������� �������. �� ����������� ������������ �������� ���� ������������� ��������. � ����� � ����, �� ������ �������� �����, ����� �������������� ��������� �������������� �������� ������ � ��������� ���������.

1. ��������� ������� — ���, �� ��� ������� ���� ��� ��������� � ���������� ������� ������ �������� ������ ��� ���������� ����� ����� �������������� ��������. � ���� ������ ������� ��������� � ������� �����, ������� ������� ����������� «�������''.

2. ������ ������� � ���� ���������� ��������� ������� ��� ��������� �� ������� ������������� � �������� ������������ ����� ��������, ��������� ������������� ���������. ������ �������� ��������� ������� �������.

3. �������� ���������� �������� �� ������ ��������� ��������� ����������� �������, ������������� 2-3% ���.

4. ��� �������� ���������� �������� ����� �������������� ��������� �������: �) ���������� � ������� �����; �) ���������� ��������� �����������; �) ��������-�������� ������� (����������� �������). �� ���� �� ��� �� ����� ���������� ����������� ����� ������� � �� �������� ��������� ��������������. �� ���������������� � ���� ��������� ��������� ����� ���������������� �������.

5. ��� ����������� ���������� �������� ���������� «�������'' ����� ���������. ��� ����������� ����������� �� �������� � ������� �������� ������������� ���������� �������� ���������� ������������ ������. ����� �� ������������� ���������� ���� ��� ���� �� �����������.

� �������� �����������, ������������ �� �������� �������� �������, ����������� ������������ �����, �������, � ����� �������, ����������� ������ ����������� � ������, � � ������ — ������������ ���������� �������� �����������. � ��� ���������:

1) ��������� ����������� ��������������� ���������� � ������� ��������� � ����� ������������� ��������� ���������� ������ ��������� �������;

2) ����� ������� ������������� ���������� ����� � �������. ��� ��������� ������ ��������� ������������� ������� �������������� � ����������� ���� ������������;

3) ������ ���������� ����� ���������������� ��������������. ������ ����������� ����������������� ������ ����������� ������������. �������� ������� ��������. ���������� �������������� ���� ��������� ���������� ��������;

4) ���������� ������������ ����� ������ ������������� ������� ����������������� ���������� ������ ������ ��� ����������� ���������� ������������� ���������������� ������� ��������.

��� ��� ���������� ����, ���������, ��� ��������������� ����� ����� ������, ��� �������. �� � ��� ��������� �������� ���������� ����������� �� ���������.

��-������, ������������� ����� ��������� � ��������������� �� ����������, ��� �������� �������� ��������� ������������ ������� ���������� ����������.

��-������, �������� ������� ��������������� ������ �����, ��������� ��������� �������� ����������� �����, ����������� ������� �������� ������ ��������.

��� ����� � ���������� �������, �������� ���������� � ������� �������, ������� ������� �������� � �������� — � �������� ��������������� ��������.

� ����� ��������� ������ ���������� ���������������� ���������� �����������, ������� ����������� ��������� ������������� ������ ���������� ��������.

�-�������, �������� ������������� �����������, ������������, ��������� ���������� � ������� ��������������� ����. ��� ���������� ����������� � ����������. ������� �������, ��� ����������� ��������������� ����� — ��� ���������� ������.

��� �������, �� ������� ��������� ������� �� ������� ����������� ��������� �������� � � ���� �������� ���� �����.

��������� �������� � ���������, ������������� ��������� � ����� ������; �������� ������ �����, ��� ������ ��� ������� ����� (�������� ���������������� ���������������� �����).

�������� �������������� ���������� �������� ������� ��������������� ��� ���������������� ������������ ����������� ��������. ������, �������� ������ �� ��������� ������ ����� ��������.

�� ������ ������� ��������� �������� ��� ����� �����, ��� ���������� ��� ������ ���������� ��������, � ��� ����� � ��� ����������.

��� �����, ���� ��������� ��������� � ������������ ����� ����������� ������ ��������������� ��������� �� ��������� ����� ������ �����.

�����: IV. ��������� ���������� � �����: ���� 5. ������ � �����: II. �������� ��������� ��������
����, ����� �������������� ���������� ��������
19.10.2009

Источник: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met107/node27.html

Studio-pravo
Добавить комментарий