2. Дисциплинарная ответственность в экологопользовании

21. Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования

2. Дисциплинарная ответственность в экологопользовании

Данный видответственности предусмотрен запротивоправное, винов-ное неисполнениеили ненадлежащее исполнение работникомего трудовых обязанностей, связанныхс выпачнением планов и мерощ)иятий поохране окружающей среды и рациональномуиспользованию природных ресурсов, атакже за нарушение требованийэкологического законодательства,выте-кающих из трудовой функции (ст.82 Законаоб охране окружающей природной среды).В соответствии со ст.135 КЗоТРСФСР к виновным лицам могут бытьприменены следующие виды дисциплинарнойответст-венности (взысканий): замечание,выговор, строгий выговор, увольнение.Законодательством о дисциплинарнойответстаенности, уставами и поло-жениямимогут быть предусмотрены для отдельныхкатегорий работников и другиедисциплинарные взыскания. Возможнатакже и замена админи-стративнойответственности на дисциплинарную вслучаях, прямо предус-мотренных внормативных актах (ч.2 ст.16 КсАПРСФСР).

Для данного видаэколого-правовой ответственностихарактерны сле-дующие отличительныепризнаки:1.Дисциплинарная ответственность в сфереэкологопользования может

наступать лишьза экологические нарушения, совершенныеработниками в процессе исполнения имисвоих трудовых обязательств. 2.Дисциплинарная ответственность заэкологические правонарушения применяетсяадминистрацией предприятия, на которомработает правона-рушитель, или руководствомкооператива, членом которого он является.3.

Отличительной особенностью дисциплинарнойответственности за экологическиеправонарушения является то, что взаконодательстве не перечисленыконкретные составы дисциплинарныхпроступков. В законе предусмотрен лишьперечень дисциплинарных взысканий иобозначен общий контур составадисциплинарного проступка. 4.

Дисциплинарные взыскания дифференцируютсяв зависимости от субъекта дисциплинарногоправонарушения. Например руководителипредприятий, учреждений и организацийи их име-ют большие возможности причинитьвред окружающей природной среде. 5.

Должностные лица и иные виновныеработники предприятий, учреждений,организаций в соответствии с положениями,уставами, пра-вилами внутреннегораспорядка и другими нормативнымиактами несут дисциплинарную ответственностьза невыполнение планов и мероприятийпо охране природы и рациональномуиспользованию природных ресурсов, занарушение нормативов качества окружающейприродной среды и тре-бованийприродоохранительного законодательствас учетом их трудовой функции илидолжностного положения.

22. Административная ответственность в сфере экологопользования

В отличие отдисциплинарной административнаяответственность име-ет надведомственныйхарактер, поскольку применяется неадминистрацией предприятия, а специальноуполномоченными на то органами идолжно-стными лицами: административнымикомиссиями (ст.61 — 75, 87КоАП РСФСР), органами санэпидемнадзора(ст.77 — 84 КоАПРСФСР), орга-нами охраны водных ресурсов(ст.57—60 КоАПРСФСР), органами рыбоохраны (ст.85, 86 КоАПРСФСР) и др.

Административнаяответственность в сфере экологопользованияимеет ряд специфических особенностей:1. ответственность может наступатьтолько за конкретные правонаруше-ния,указанные в законе как административные;2.

субъектами ответственности по неймогут быть любые лица (как юридические,так и физические), которые в соответствиис законом ответственны за административныепроступки; 3. ответственность применяетсяв соответствии с компетенцией специ-альногоуполномоченного органа или должностноголица; 4.

применяется в определенномпроцессуальном порядке (сбор доказа-тельств,протоколы нарушений, рассмотрение делаи т. д.); 5. применяются только предусмотренныезаконом взыскания (ст.24 КоАПРСФСР); возможно освобождение от нихпри малозначительности проступка (ст.22 КоАПРСФСР); 6. предусматривается дифференциацияответственности для должност-ных лиц;7.

наложение штрафа и других взысканийне освобождает виновных тустранениядопущенных нарушений и возмещенияпричиненного вреда, включая упущеннуювыгоду (ст.62 проектаФедерального закона).

Можно отметитьследуюшие характерные черты административнойответственности в сфере экологопользования:1.В законе не предусмотрен общий составадминистративного про-ступка, которыйможно было бы применить к нарушителямприродоохран-ных правил, как это имеетместо при применении дисциплинарнойответственности.

Административноевзыскание применяется только за такоедеяние, которое содержит конкретньгйсостав административного проступка.Так, в КоАП РСФСР (гл.15)предусмотрены30 составовадминистративных правонарушений всфере экологопользования, из ко-торьгх5 относятсяк охране земли,2 — к охраненедр,4 — к охраневод,17 — кохране лесов и2—к охранеправил охоты и рыболовства. 2.

Административные правонарушения всфере экологопользования являютсяотносительно неопасными по сравнениюс уголовнъгми преступ-лениями, а поэтомуадминистративные взыскания носят мягкийхарактер. 4.

Административная ответственность всфере экологопользования применяетсяв точном соответствии со своей компетенциейспециально уполномоченным на то лицомили государственным органом, круг- жеполномочий последних четко ограничензаконом.

6.Учитываются при применении административныхвзысканий смяг-чающие и отягчающиеобстоятельства, т. е. вводит правовоймеханизм обеспечения справедливостипри применении взысканий.

7.Административная ответственность всфере экологопользования дифференцируетсяна следующие виды экологическихправонарушений:

а) незаконныесделки с природными объектами: недрами,водами, лесами, животным миром б)самовольное экологопользование(хозяйственная эксплуатация при-родныхобъектов) (ст.46, 47, 48\ ч.1, ст.55, 59, 61, 63, 68, 132 КоАП РСФСР).

г) нецелевое использование природныхобъектов (ст.50, 63 КоАПРСФСР), д) нарушение правил экологопользования(ст.50, 53, 59, ч.2 ст.60, 62, 66, ч.1 ст.76, 84, 8484-*,85 КоАПРСФСР).

е) производственно-хозяйственнаядеятельность, наносящая вред при-роднымобъектам.

Источник: https://studfile.net/preview/2093851/page:13/

Административная ответственность в сфере экологопользования

2. Дисциплинарная ответственность в экологопользовании

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Посмотреть оригинал

Такая ответственность предусматривается за совершение экологического правонарушения (проступка) при отсутствии состава преступления и применяется к юридическим лицам, гражданам, физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. Эта ответственность выражается в наложении административного штрафа, конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, приостановлении деятельности, лишении специального права, предоставленного физическому лицу.В отличие от дисциплинарной, административная ответственность имеет надведомственный характер, поскольку налагается не администрацией предприятия, а должностными лицами органов государственного экологического надзора, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды (перечень указанных должностных лиц Росприроднадзора, его территориальных органов утвержден приказом Росприроднадзора от 19.03.2015 № 224).Можно отметить следующие характерные черты административной ответственности:

  • а) общий состав административного проступка, который можно было бы применить к нарушителям природоохранных правил, в законе не предусмотрен, как это имеет место при применении дисциплинарной ответственности. Административное взыскание применяется только за такое деяние, которое содержит конкретный состав административного проступка (гл. 8 КоАП РФ);
  • б) административные правонарушения в сфере экологопользования по сравнению с уголовными преступлениями носят мягкий характер (ст. 3.2 КоАП РФ).

Штрафы за административные правонарушения налагаются в пределах компетенции специально уполномоченными органами государственной власти РФ в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического надзора. Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в суде или арбитражном суде. Наложение штрафов не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного вреда;

  • в) вопрос о возмещении виновным имущественного ущерба окружающей среде может решаться одновременно с применением административного взыскания (при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба, — ст. 4.7 КоАП РФ);
  • г) административная ответственность применяется специально уполномоченным на то лицом или государственным органом в соответствии с их компетенцией;
  • д) принимая во внимание, что административная ответственность имеет более жесткий характер по сравнению с дисциплинарной, закон обязывает соблюдать определенный процессуальный порядок (сбор доказательств, оформление протокола административного правонарушения, рассмотрение дела и т.д.) и учитывать при применении административных взысканий смягчающие и отягчающие обстоятельства. Вводится правовой механизм обеспечения справедливости при применении взысканий. Смягчают административную ответственность такие обстоятельства, как добровольное устранение виновным вреда, причиненного природным объектам; отягчают — продолжение противоправного поведения, совершение в течение года правонарушения, аналогичного тому, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, и др.;
  • е) административная ответственность дифференцируется по видам экологических правонарушений:
    • — административные правонарушения в области охраны собственности на природные объекты (самовольное занятие природных объектов) — землю, недра, водные объекты, леса, животный мир (ст. 7.1, 7.3, 7.4, 7.6, 7.9, 7.11 КоАП РФ). Сами по себе эти правонарушения не наносят прямого вреда природной среде, но их совершение создает условия для экологических правонарушений. Например, нарушитель, самовольно занявший лесной участок, может осуществлять незаконную рубку леса, раскорчевку, возведение построек и др.;
    • — самовольное экологопользование (хозяйственная эксплуатация природных объектов) (ст. 7.1, 7.3—7.6, 7.9, 7.11 КоАП РФ). Данные нарушения представляют собой непосредственное вторжение в экологические взаимосвязи и экологические системы, что чревато необратимыми последствиями: например, несанкционированное производство гидротехнических работ на водоемах может нанести непоправимый вред рыбному хозяйству;

самовольная рубка и раскорчевка лесных участков — повлечь нарушение экосистемы леса и т.н.;

  • — самовольная уступка права экологопользования (ст. 7.10 КоАП РФ), которая приводит к невозможности определения ответственности конкретных лиц за ущерб, причиненный природным объектам, что влечет безнаказанность, порождающую новые правонарушения;
  • — нецелевое использование природных объектов (ст. 8.8 КоАП РФ), например использование земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством;
  • — нарушение правил экологопользования (ст. 8.6,8.7,8.9,8.10,8.12—8.15 КоАП РФ), сопряженное со специальным видом ответственности, который применяется за нарушение требований экологопользования;
  • — производственно-хозяйственная деятельность, наносящая вред природным объектам. В данном случае критерием ответственности является вред, нанесенный природному объекту.

Дисциплинарная ответственность в сфере экологопользования.

Предусматривается за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых функций, связанных с осуществлением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, предусмотренных его должностными обязанностями. Объектом данного вида правонарушений являются правила внутреннего трудового распорядка и окружающая среда. В соответствии со ст. 192 ТК РФ к виновным лицам применимы такие виды дисциплинарных взысканий, как замечание, выговор, увольнение. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Возможна также замена административной ответственности на дисциплинарную (в случаях, указанных в нормативных актах).

Для дисциплинарной эколого-правовой ответственности характерны следующие отличительные признаки:

  • — она может наступать лишь за экологические нарушения, совершенные работниками в процессе исполнения ими своих трудовых обязанностей. Например, недопустимо наказывать в дисциплинарном порядке рабочего сельскохозяйственного предприятия, который занимался браконьерством в нерабочее время. Дисциплинарную ответственность за такое деяние можно применить лишь в случае, если это нарушение совершено виновным работником в его рабочее время, что и является дисциплинарным проступком. При этом дисциплинарное взыскание накладывается не за браконьерство, а за использование рабочего времени не по целевому назначению, т.е. за нарушение правил внутреннего распорядка предприятия, и не исключает производства дела в административном порядке. Дисциплинарная ответственность может наступить лишь за нарушение экологических правил, выполнение которых входит в круг должностных обязанностей нарушителя: нельзя привлечь к ответственности водителя за выпуск в эксплуатацию автомобиля, у которого содержание загрязняющих веществ в выбросах превышает установленные нормативы, поскольку контроль за выпуском нс входит в круг его обязанностей;
  • — применяется администрацией (работодателем) хозяйствующего субъекта, на котором работает правонарушитель. Не имеют права наказывать нарушителя руководители подразделений предприятия (организации), другие должностные лица, не относящиеся к руководству этого предприятия (организации), вышестоящие органы предприятия (организации), с которыми правонарушитель не состоит в трудовых отношениях. Так, например, прокурор вправе опротестовать приказ главного ветеринарного врача сельскохозяйственного предприятия о вынесении выговора заведующему животноводческой фермой за сброс стоков в водоем, поскольку главному ветеринарному врачу не предоставлено такое право;
  • — в законодательстве не перечислены конкретные составы дисциплинарных проступков, а лишь предусмотрен перечень дисциплинарных взысканий и обозначен общий контур состава дисциплинарного проступка, имеющий формальный характер, т.е. дисциплинарное взыскание может быть наложено на нарушителя экологических правил независимо от наступивших последствий. Например, виновные лица могут быть подвергнуты взысканию за допущенные ими нарушения по устранению неисправностей очистных сооружений промышленного предприятия даже в том случае, если это не породило каких-либо отрицательных последствий для окружающей среды;
  • — для применения дисциплинарной ответственности предусмотрена упрощенная процедура. Закон не устанавливает таких обязательных форм документов, как протоколы, составляемые с участием понятых, вещественные и иные доказательства, без которых не может быть вынесено решение о наказании в административном и уголовном порядке. Достаточно иметь объяснение от нарушителя по существу данного дисциплинарного дела;
  • — должностные и иные работники, по вине которых предприятие, учреждение, организация понесли расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением, несут материальную ответственность перед предприятиями, учреждениями, организациями в соответствии с трудовым законодательством.

Уголовная ответственность в сфере экологопользования. Наступает за экологические преступления, имеющие наибольшую общественную опасность.

В УК РФ экологические преступления выделены в специальную гл. 26 «Экологические преступления». Эти составы можно классифицировать в зависимости от объекта посягательства на следующие группы:

  • 1) нарушение действующих правил в области экологопользования-.
  • — ст. 246 («Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»);
  • — ст. 247 («Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов»);
  • — ст. 248 («Нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами»);
  • — ст. 249 («Нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений»);
  • 2) загрязнение основных природных компонентов', вод, воздуха, земли и пр.
  • — ст. 250 («Загрязнение вод»);
  • — ст. 251 («Загрязнение атмосферы»);
  • — ст. 252 («Загрязнение морской среды»);
  • — ст. 253 («Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации»);
  • — ст. 254 («Порча земли»);
  • —ст. 255 («Нарушение правил охраны и использования недр»);
  • — ст. 257 («Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов»);
  • 3) преступления, посягающие на общественные отношения в сфере охраны фауны.
  • — ст. 256 («Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов»);
  • — ст. 258 («Незаконная охота»);
  • — ст. 258.1 («Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации»);
  • 4) преступления, посягающие па общественные отношения в сфере охраны флоры.
  • — ст. 259 («Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации»);
  • — ст. 260 («Незаконная рубка лесных насаждений»);
  • — ст. 261 («Уничтожение или повреждение лесных насаждений»);
  • — ст. 262 («Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов»).

В УК РФ введен новый состав экологического преступления — экоцид (ст. 358, гл. 34 «Преступления против мира и безопасности человечества»). Экологическая сфера здесь выступает как дополнительный объект.

Данная статья предусматривает ответственность за массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызывать экологическую катастрофу.

Указанные деяния наказываются лишением свободы на срок от 12 до 20 лет.

В гл. 25 «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» УК РФ содержатся такие смежные с экологическими составы, как сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 237), и уничтожение или повреждение природных комплексов (ст. 243).

В гл. 24 «Преступления против общественной безопасности» УК РФ содержатся два состава: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215) и незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ст. 220), которые предусматривают в качестве тяжелых последствий радиоактивное заражение окружающей среды.

Специфика (особенности) уголовной ответственности в сфере эколого- пользования заключается в следующем:

  • — такая ответственность является особой формой защиты общества от экологических преступлений, имеющих наивысшую степень общественной опасности;
  • — предусмотренные меры воздействия на нарушителей жестче, чем в иных видах эколого-правовой ответственности. Они включают штрафы, в несколько раз превышающие размер, установленный при административных взысканиях, лишение свободы, арест, лишение права занимать определенные должности, исправительные работы и др.;
  • — субъектом может быть лишь вменяемое физическое лицо, достигшее возраста привлечения к уголовной ответственности (ст. 20, 21 УК РФ);
  • — составы экологических преступлений зависят от объекта преступления;
  • — уголовная ответственность применяется после проведения предварительного следствия или дознания специально уполномоченными на то лицами в особом процессуальном порядке, определенном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (УПК РФ). Единственным основанием назначения уголовного наказания за экологическое правонарушение является приговор суда.

Таким образом, уголовная ответственность в сфере экологопользования наступает за совершение экологических преступлений, обладающих наивысшей общественной опасностью и предусмотренных уголовным законодательством, в соответствии с требованиями уголовного процесса и только по приговору суда.

Источник: https://studme.org/186809/pravo/administrativnaya_otvetstvennost_sfere_ekologopolzovaniya

Экологическое право России

2. Дисциплинарная ответственность в экологопользовании

Дисциплинарная ответственность представляет собой разновидность юридической ответственности, которая характеризуется всеми признаками последней и имеет собственные индивидуальные признаки.

Дисциплинарная ответственность характеризуется следующими признаками:

  • основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является совершенный дисциплинарный проступок;
  • правовым источником ее установления являются как законодательные, так и подзаконные акты:
  • к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем;
  • она выражается в применении к нарушителю трудовой дисциплины дисциплинарных взысканий;
  • полномочиями по ее применению обладают субъекты, обладающие дисциплинарной властью;
  • она реализуется в форме дисциплинарного производства;
  • одним из последствий привлечения к дисциплинарной ответственности может быть увольнение с работы.

Таким образом, дисциплинарная ответственность — это обязанность работника претерпевать лишения и ограничения за допущенное им дисциплинарное правонарушение (проступок).

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение работником его трудовых обязанностей, вытекающих из характера выполняемых им трудовых функций.

К виновным лицам могут быть примечены следующие виды дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Дисциплинарная ответственность за экологическое правонарушение — это разновидность юридической ответственности, которая предусмотрена за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником его трудовых обязанностей, связанных с выполнением планов и мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также за нарушение требований экологического законодательства, вытекающих из трудовой функции.

Дисциплинарная ответственность в сфере природопользования может наступать лишь за экологические правонарушения, совершенные работником в процессе исполнения своих трудовых обязанностей, и при условии, что работник нарушил экологические правила, исполнение которых входило в круг его трудовых функций в силу трудового договора или временного поручения администрации. Закон не устанавливает конкретных составов дисциплинарных проступков, за которые могло бы быть предусмотрено взыскание, как это имеет место в отношении административных или уголовных правонарушений. Объект этого вида правонарушений двойной — правила внутреннего трудового распорядка и окружающая среда.

Дисциплинарная ответственность применяется администрацией предприятия, на котором работает субъект экологического правонарушения, за нарушения только тех экологических правил, исполнение которых входит в трудовые обязанности нарушителя.

Трудовым кодексом РФ предусмотрена материальная ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. Поскольку предприятие находится с потерпевшим в правоотношениях, то оно должно возместить причиненный его работником вред окружающей среде, имуществу юридических и физических лиц, здоровью человека.

Связь же виновного работника и предприятия — трудовая, следовательно, предусматривает компенсацию работником предприятия всех потерь, которые оно понесло, перед потерпевшим.

Материальная ответственность носит компенсационный характер, поэтому применяется наряду с дисциплинарной, административной и уголовной ответственностью.

Таким образом, материальная ответственность в сфере природопользования представляет собой систему юридических мер, направленных на сохранность природной среды и дифференцированное отношение к видам, способам и характеру причиняемого вреда, а также к виновным в причинении экологического ущерба работникам предприятий, организаций и учреждений.

Для материальной ответственности характерны следующие признаки:

  • она ограничивается определенной частью заработка и не должна превышать полного размера причиненного ущерба, кроме случаев, предусмотренных законодательством;
  • материальная ответственность работника по трудовому законодательству возможна только при наличии его вины;
  • возмещению подлежит только прямой ущерб, причиненный работником, а не упущенная выгода;
  • работники, причинившие ущерб при нормальном производственно-хозяйственном риске, должны освобождаться от ответственности данного вида;
  • для привлечения к данному виду ответственности законодательством предусмотрены сокращенные сроки (не позднее двух недель со дня обнаружения ущерба);
  • взыскание производится администрацией предприятия при наличии согласия на это виновного лица (в противном случае предусмотрен судебный порядок взыскания);
  • ущерб должен возмещаться независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.

Эффективным правообеспечительным механизмом охраны природных объектов является материальная ответственность.

Так, по общему правилу, материальная ответственность может наступить при наличии следующих обязательных условий:

  • противоправности поведения нарушителя, т.е. несоблюдения предельно допустимых норм выбросов вредных веществ в атмосферу, непринятие обязательных природоохранительных мер, самовольное использование природного объекта и т.д.;
  • ущерба природной среде, который может быть разнообразным по характеру — повреждение природного объекта (почвенного плодородного слоя, деревьев в лесу, гибель дикой фауны), расходы по восстановлению нарушенного природного объекта (производство лесопосадок, рекультивация земель, рыборазведение), убытки в хозяйственной деятельности из-за экологических нарушений (недополучение урожаев сельхозкультур, потеря значительных объемов воды и полезных ископаемых);
  • причинной связи между наступившим вредом и противоправным поведением (например, нельзя признать находящимися в причинной связи обработку полей агрохимикатами и гибель дикого кабана на кромке этого поля, пока не будет установлена истинная причина смерти животного. Если вскрытие животного покажет, что оно погибло из-за болезни, а не от отравления агрохимикатами, то колхоз, на поле которого производилось агрохимопыление, не несет материальной ответственности перед охотхозяйством за падеж этого кабана);
  • виновности лица в совершении экологического правонарушения: материальная ответственность наступает для нарушителя, как правило, при любой форме вины; в некоторых случаях при умышленной форме вины материальная ответственность повышается по сравнению с неосторожной формой вины, т.е. если ущерб природе причинен работником при использовании трудовых обязанностей вследствие его небрежности, то виновный подвергается ограниченной материальной ответственности в пределах одного среднемесячного заработка; но если ущерб причинен умышленно, то наступает полная материальная ответственность.

Источник: https://isfic.info/ecolog/nikar31.htm

Виды юридической ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

2. Дисциплинарная ответственность в экологопользовании

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде»

В юридической науке выделяется четыре вида юридической ответственности:

  1. административная ответственность;
  2. уголовная ответственность;
  3. гражданско-правовая ответственность;
  4. дисциплинарная ответственность.

Под юридической ответственностью за экологические правонарушения понимается правоотношение между государством в лице специально уполномоченных органов и совершившим экологическое правонарушение лицом (физическим, должностным или юридическим), на которое возлагается обязанность претерпевать меры государственного принуждения в форме определенных лишений (личного, имущественного или организационного характера) за нарушение норм экологического законодательства.

Согласно ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливаюется следующие виды ответственности:

  1. имущественная;
  2. дисциплинарная;
  3. административная;
  4. уголовная ответственность.

Непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде.

Равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.

Основание юридической ответственности за экологические правонарушения:

  • совершение экологического правонарушения — виновного противоправного деяния (действия или бездействия), нарушающего нормы экологического законодательства.

Исключением из общего правила является возможность привлечения к ответственности за правомерное поведение в случае причинения вреда окружающей среде, жизни и здоровью людей, имуществу физических и юридических лиц в результате эксплуатации источников повышенной опасности (объектов атомной энергетики, опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений), при этом причинитель вреда возмещает вред в соответствии с положениями действующего гражданского законодательства.

Основание для привлечения лица к имущественной ответственности за экологические правонарушения:

  • причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).

Проблемы привлечения к юридической ответственности за экологические правонарушения:

  1. сложность определения в общем виде состава экологического правонарушения, который можно было бы распространить на экологические преступления, административные правонарушения, деликты и дисциплинарные проступки;
  2. сложность выделения родовых признаков в отношении объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

Например, у экологических преступлений, за редким исключением, состав материальный, то есть преступление считается оконченным при наступлении вредных последствий, следовательно, в объективную сторону должны быть включены в качестве обязательных признаков вред и причинно-следственная связь между вредом и наступившими последствиями.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности наличие вреда также является обязательным.

В отношении административных правонарушений законодательством установлены формальные составы, иными словами, доказательств факта наличия вреда окружающей среде и причинно-следственной связи не требуется.

Уголовная и административная ответственность

Одним из сложных практических вопросов является квалификация экологических правонарушений как уголовных преступлений или административных проступков.

Высказываются мнения о латентности экологической преступности, поскольку в связи с трудностью доказывания умышленного совершения деяний и причинно-следственной связи между действием или бездействием и наступившими последствиями, на практике вместо уголовной ответственности виновное лицо нередко привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности.

В УК РФ и КоАП РФ в отношении экологических преступлений и правонарушений можно выявить похожие составы по способам описания диспозиций норм. К таким составам можно отнести, например, ст. 8.1.

КоАП РФ «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов» и ст. 246 УК РФ «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ».

И в том, и в другом случае ответственность наступает за нарушение правил охраны окружающей среды (экологических требований) на различных стадиях хозяйственной деятельности: проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий и иных объектов, с той лишь разницей, что для квалификации деяния как преступления, необходимо наступление вредных последствий в виде существенного изменения радиоактивного фона, причинения вреда здоровью человека, массовой гибели животных либо иных тяжких последствий.

Определенную ясность при квалификации деяний как экологических преступлений или административных правонарушений вносят разъяснения вышестоящих судов. Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 5 ноября 1998 г.

«О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» указал, что в случае возникновения трудностей в разграничении уголовно-наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба.

Таким образом, главное отличие экологических преступлений от административных проступков заключается в более высокой степени их общественной опасности, кроме того, указанные экологические правонарушения отличаются по признакам их объективной стороны, предмету и формам вины.

Помимо уголовной и административной ответственности за экологические правонарушения, устанавливается еще два вида ответственности – гражданско-правовая и дисциплинарная.

Гражданско-правовая ответственность

Если речь идет о возмещении вреда окружающей среде, то необходимо говорить о гражданско-правовой ответственности.

Как показывается судебная практика и научные источники, сфера применения гражданско-правовой ответственности распространяется и на природоохранные отношения.

Гражданско-правовая ответственность является одним из видов юридической ответственности и потому обладает всеми свойственными ей признаками: возможностью применения государственно-принудительного воздействия, а также санкций, являющихся мерами юридической ответственности.

м гражданско-правовой ответственности является применение к правонарушителю санкций, которые вызывают отрицательные последствия в виде лишения субъективных гражданских прав либо возложения на правонарушителя новых или дополнительных гражданско-правовых обязанностей.

В общем виде гражданско-правовую ответственность можно определить как претерпевание субъектом неблагоприятных имущественных последствий в связи с допущенным неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, нарушением прав и законных интересов другого лица.

В теории гражданского права в зависимости от основания возникновения гражданско-правовая ответственность подразделяется на:

  • договорную (по договору);
  • внедоговорную или деликтную (по закону).

Внедоговорная ответственность возникает при причинении личности или имуществу потерпевшего вреда, не связанного с исполнением или ненадлежащим исполнением нарушителем обязанностей, лежащих на нем в силу договора с потерпевшей стороной, а также в тех случаях, когда исполнением договорных обязанностей причинен вред жизни или здоровью гражданина.

Основанием гражданско-правовой ответственности, как правило, является наличие в действии (бездействии) состава гражданского правонарушения.

В некоторых случаях ответственность может наступать и при отсутствии правонарушения со стороны лица, на которое она возлагается, в частности, за действия третьих лиц; поэтому в качестве оснований гражданско-правовой ответственности следует рассматривать не только правонарушения, но и иные обстоятельства, прямо предусмотренные законом или договором.

Дисциплинарная ответственность

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения наступает при неисполнении трудовых, служебных обязанностей. Применение дисциплинарной ответственности регламентируется ТК РФ и соответствующими специальными нормативными актами локального характера — уставами, правилами внутреннего распорядка, коллективным договором и т.п.

Несмотря на то, что дисциплинарная ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности, на практике привлечение к ней работников, совершивших дисциплинарный проступок, выразившийся в нарушении требований экологического законодательства, связано, как правило, с привлечением юридического лица — работодателя к административной или гражданско-правовой ответственности. При этом между двумя правонарушениями (дисциплинарным и административным проступками или деликтом и дисциплинарным правонарушением) можно проследить как прямую, так и обратную взаимосвязь: действия работника, нарушившего выполнение своей трудовой функции, причинили вред окружающей среде, нарушили экологические требования, за что юридическое лицо привлекается к административной или гражданско-правовой ответственности (выплачивает штраф, возмещает вред), и, в свою очередь, накладывает дисциплинарное взыскание на виновного работника. Данное положение свидетельствует о нарушении принципа недопустимости двойной ответственности за один совершенный проступок, хотя в части привлечения к так называемой налоговой ответственности, основанием применения которой являются положения НК РФ и административной ответственности в части налоговых правонарушений, правило «двойной ответственности» также действует.

Фактическим основанием дисциплинарной экологической ответственности является дисциплинарный проступок, который предоставляет собой противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей, связанных с выполнением экологических требований. Необходимо обратить внимание, что дисциплинарный проступок должен находиться в непосредственной связи с трудовой функцией работника, т.е. выражаться в неисполнении им своих должностных обязанностей.

В ст. 192 ТК РФ предусмотрены три разновидности дисциплинарных взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение.

Этот перечень не является исчерпывающим: в Федеральных законах, уставах и положениях о дисциплине может предусматриваться применение иных взысканий к работникам.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение, но его непредоставление не является препятствием для применения взыскания в отношении работника.

Особенностью дисциплинарных взысканий являются сроки их применения — не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Руководитель организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности по заявлению представительного органа организации по правилам, предусмотренным ст. 195 ТК РФ.

В юридической литературе нередко высказывалось мнение о наличии самостоятельной эколого-правовой ответственности, которая включает в себя имущественную, уголовно-правовую, административную и дисциплинарную ответственность за экологические правонарушения. Но говорить о подобном понимании «эколого-правовой ответственности» можно лишь с точки зрения науки экологического права, как о комплексном институте, включающем в себя положения о различных видах юридической ответственности за экологические правонарушения.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/vidi-iuridicheskoy-otvetstvennosti-za-narushenie-zakonodatelstva-v-oblasti-ochrani-okruzhaiuschey-sredi

Studio-pravo
Добавить комментарий