2.6. Регулирование рыболовства в замкнутых и полузамкнутых морях

§ 11. Международно-правовой режим замкнутых или полузамкнутых морей

2.6. Регулирование рыболовства в замкнутых и полузамкнутых морях

Замкнутым или полузамкнутым морем считается залив, бассейн или море, окруженные двумя или более государствами и сообщающиеся с другим морем или океаном через узкий проход или состоящие полно­стью или главным образом из территориальных вод и экономических зон двух или более прибрежных государств. Таковы, например, Черное, Балтийское и Средиземное моря. Море, окруженное территорией двух или более государств и не имеющее выхода в Мировой океан, считается пограничным озером.

Правовой режим замкнутого или полузамкнутого моря определяется прибрежными государствами на основе общепризнанных норм междуна­родного права.

Обычно правовой режим таких морей регулируется меж­дународными соглашениями прибрежных государств с учетом интересов их безопасности, прав и других интересов, а также свободы судоходства для рыболовных и торговых судов всех стран.

Например, правовой ре­жим Черного моря определяется многосторонней Конвенцией, заклю­ченной в 1936 г. в Монтрё (Швейцария), Балтийского моря — договора­ми стран Балтийского бассейна XVII—XIX вв., последним из которых был Копенгагенский трактат 1857 г.

Режим замкнутых и полузамкнутых морей предусматривает опреде­ленные ограничения либо полное запрещение плавания в них военных кораблей стран, не являющихся прибрежными в данном море. Напри­мер, в соответствии с Конвенцией о режиме Черноморских проливов 1936 г.

неприбрежные к Черному морю страны могут иметь в этом море в мирное время суда Общим тоннажем не более 30 000 т. В соответствии со ст. 123 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

государства, омы­ваемые замкнутыми или полузамкнутыми морями, должны сотрудничать друг с другом в осуществлении своих прав и выполнении своих обязан­ностей.

В этих целях они должны либо непосредственно (например, пу­тем заключения двусторонних или многосторонних договоров), либо че­рез соответствующую региональную организацию стремиться: а) коорди­нировать управление живыми ресурсами моря, их сохранение, разведку и эксплуатацию; б) координировать осуществление своих прав и обязан-

§11. Международно-правовой режим замкнутых или полузамкнутых морей

521

ностей в отношении защиты и сохранения морской среды; в) координи­ровать политику проведения научных исследований и осуществлять там, где это целесообразно, совместные программы научных исследований в данном районе; г) приглашать, когда это целесообразно, другие заин­тересованные государства или международные организации для сотруд­ничества по проблемам управления ресурсами замкнутых или полузамк­нутых морей.

Ведение промысла рыбы и других морских животных в этих морях обычно регулируется устанавливающими международные правила рыбо­ловства многосторонними или двусторонними соглашениями заинтере­сованных государств.

Так, например, в Балтийском море режим рыбо­ловства регулируется в соответствии с Конвенцией о рыболовстве и со­хранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 г.; в Черном море — Соглашением между правительствами СССР, НРБ и СРР о рыболовстве на Черном море 1959 г.

; в Средиземном море — в рамках Генерального совета по рыболовству в Средиземном море.

За­ключение этих соглашений и создание межправительственных рыбохо-зяйственных организаций объясняются заинтересованностью этих при­брежных государств в поддержании максимально устойчивой ответст­венности за сохранение этих ресурсов и их рациональное использование и признанием необходимости более тесного и широкого сотрудничества государств в этой области.

В целях охраны среды замкнутых и полузамкнутых морей прибреж­ные государства заключили соответствующие соглашения.

В 1974 г. на дипломатической конференции одобрена Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря. В 1982 г. Конвенция была пересмотрена. Конференция полномочных представителей при­брежных государств Средиземного моря в 1976 г. одобрила Конвенцию о защите Средиземного моря от загрязнения. В 1978 г.

Бахрейн, Иран, Ирак, Оман, Саудовская Аравия заключили Конвенцию об охране и улучшении морской среды и прибрежных районов. В 1983 г.

ряд госу­дарств Карибского бассейна: Колумбия, Гренада, Гондурас, Ямайка, Мексика, Никарагуа, Антильские острова, Панама, Сент-Люсия, США, а также Франция и Венесуэла — подписали Конвенцию и План дейст­вий по охране морской среды района Карибского моря.

Правовой режим Каспийского моря определен Договором между РСФСР и Персией от 26 февраля 1921 г. В соответствии со ст. XI этого Договора признано право судов обеих сторон на свободное плавание в Каспийском море под своим флагом. В октябре 1927 г. в Москве под­писано Соглашение между СССР и Ираном об эксплуатации рыбных промыслов южного побережья Каспийского моря.

В марте 1940 г. СССР и Иран подписали Договор о торговле и мореплавании. При подписании Договора стороны обменялись письмами, согласно которым Каспийское море являлось советским и иранским морем.

В последние годы прово­дятся интенсивные мероприятия по разработке и заключению конвен­ции о режиме Каспийского моря и конвенций о режиме различных ви­дов деятельности в этом бассейне1.

Подробнее см.: Бекяшев К. А., Магеррамов А. А. Международно-правовой ста­тус Каспийского моря de lege ferenda // Рыбное хозяйство. 2003. № 5. С. 8—12.

522

Глава XVII. Международное морское право

Источник: https://lib.sale/uchebnik_religiovedenie/mejdunarodno-pravovoy-rejim-zamknutyih-ili.html

Рд 52.08.21-84 охрана природы. гидросфера. методические указания. правила ведения учета поверхностных вод. учет вод замкнутых и полузамкнутых морей и морских устьев рек, рд от 01 июня 1984 года №52.08.21-84

2.6. Регулирование рыболовства в замкнутых и полузамкнутых морях

РД 52.08.21-84

Группа П69

Настоящий разделМетодических указаний устанавливает основные правила учета водзамкнутых и полузамкнутых морей и морских устьев рек, включаяметоды учета и оценки его точности, формы учета, обобщения,контроля и машинной обработки данных.

1.СИСТЕМА ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И МЕТОДЫ УЧЕТА ВОД В ЗАМКНУТЫХ ИПОЛУЗАМКНУТЫХ МОРЯХ

1.1.

Получение наиболееточных данных о количестве и качестве вод морей в настоящее времявозможно лишь применительно к замкнутым и полузамкнутым морям,которые либо совсем не сообщаются с океаном и другими морскимибассейнами, либо имеют с ними слабую связь.

Для этой целииспользуются результаты прибрежных наблюдений на береговыхгидрометеорологических станциях и постах и рейдовых станциях,глубоководных наблюдений на стандартных разрезах иокеанографических станциях, а также на сети ОГСНК.

1.1.1.

На береговых ирейдовых станциях производятся наблюдения за гидрологическимиэлементами (уровнем моря, температурой и соленостью воды,волнением, течением) и за метеорологическими элементами (скоростьюи направлением ветра, температурой и влажностью воздуха,атмосферными осадками и испарением).

Методика наблюдений набереговых гидрометеорологических станциях и постах, а такжеприборы, с помощью которых проводятся наблюдения, и точностьизмерений, описаны в Наставлении вып.9, часть I /54/.

1.1.2. На стандартныхразрезах и океанографических станциях проводятся гидрологические игидрохимические, а также некоторые метеорологические наблюдения.Состав наблюдений, методика, приборы и точность измерений изложеныв «Руководстве по гидрологическим работам в океанах и морях»/79/,а также в «Руководстве по методам химического анализа морских вод»(1977).

1.1.3. Для исследования иконтроля загрязненности вод морей наблюдения проводятся на сетиОГСНК в соответствии со специальными инструкциями, действующими всистеме Госкомгидромета.

Дискретность измерения иметодика определения загрязняющих веществ изложена в «Методическихуказаниях N 40 по организации системы наблюдений и контроля зазагрязнением морей и устьев рек» (1978).

1.2. Основным методомучета вод в замкнутых и полузамкнутых морях, особенно в условияхлимитирующего стока рек, является метод водного баланса.

1.2.1. Уравнение водногобаланса определяется характером моря (замкнутое илиполузамкнутое).

Для полузамкнутого моряиспользуется уравнение:

(1)

где — суммарный сток рек;

— атмосферные осадки, выпадающие наповерхность моря;

— подземный сток;

— испарение с поверхности моря;

— приток вод через проливы;

— отток вод через проливы;

— изменение объема вод в море или невязкабаланса.

Для замкнутого моря изуравнения (1) исключаются составляющие водообмена черезпроливы.

1.2.2.

Водный балансзамкнутых и полузамкнутых морей рассчитывается за различныевременные интервалы (месяц, год) на основе результатовгидрометеорологических наблюдений прибрежных и островныхгидрометеорологических станций и постов, гидрометрических данных остоке на замыкающих створах рек, гипсометрических характеристикморей с применением ряда формул и приемов для расчета составляющихводного баланса.

1.2.3. Для замкнутыхморей, подверженных резким изменениям площади и объема, расчетбаланса выполняют в линейных единицах. Для полузамкнутых морей, гдеза счет водообмена с другими бассейнами площадь моря почти неменяется в течение года, целесообразно производить расчет баланса вобъемных единицах.

1.2.4. Расчет текущихмесячных и годовых балансов осуществляет ГОИН в соответствии с»Методическими указаниями по подготовке и изданию «Ежегодных данныхо режиме и качестве вод морей и морских устьев рек» /38/,в рамках АИС ГУВ и ГВК на основе специализированного базовогомассива «Водный баланс внутренних морей СССР» и разработанного ГОИНматематического обеспечения для ЕС ЭВМ 10-40.

1.2.5. В настоящее времяводные балансы рассчитываются только по Аральскому, Каспийскому иАзовскому морям, их результаты представляются в «Ежегодных данных орежиме и качестве вод морей и морских устьев рек».

1.2.6. Метод расчетаводного баланса применительно к внутренним морям (Каспийскому,Азовскому и Аральскому), определение составляющих водного баланса иоценка их точности подробно изложены в трудах ГОИН, вып.108(1972).

2.СИСТЕМА ГИДРОЛОГИЧЕСКИХ НАБЛЮДЕНИЙ И МЕТОДЫ УЧЕТА ВОД В УСТЬЕВЫХОБЛАСТЯХ РЕК

2.1. Учет вод в устьевыхобластях рек заключается в исследовании распределения речного стокапо основным водотокам дельты.

2.2. Устьевые области рекпредставляют собой конечные звенья гидрографической сети речныхбассейнов. Здесь интегрируются все изменения речного стока,происходящие в речном бассейне.

Это особый географическийобъект, формирующийся в переходной между рекой и морем зоне.

Впределах устьевой области реки речной режим постоянно сменяетсяморским режимом. При этом происходит сложное взаимодействие исмешение вод с различными физико-химическими свойствами — речныхпресных и морских соленых, а также протекают процессыдельтообразования.

Устьевая область рекивключает устьевой участок реки вместе с дельтой и частью бассейнадельты, а также устьевое взморье. Верхней границей (вершиной)устьевой области реки является створ нижнего течения реки, где несказываются процессы дельтообразования и нагонные или приливныеколебания уровня моря в межень.

Нижней границей устьевой областиреки или морской границей устьевого взморья является зонамаксимальных градиентов солености (гидрофронт) в половодье.

2.3.

Распределениеречного стока в устьевой области не остается постоянным, аизменяется вследствие многолетних изменений гидрографической сетидельты и морфологии отдельных водотоков (многолетнееперераспределение стока по пространству дельты), в результатесезонных колебаний стока и уровня моря и вследствие влияниясгонно-нагонных и приливных явлений (кратковременноеперераспределение). На многолетнее перераспределение стока поводотокам в дельтах рек влияют также водохозяйственные мероприятияв бассейнах рек и гидротехнические мероприятия в самих дельтовыхводотоках и при их выходе на устьевое взморье (углубление илиспрямление русел, углубление подходящих к устью участков навзморье, сооружение удлиняющих молов и др.).

2.4. Гидрометрическаясеть для учета стока в устьевых областях рек должна состоять изосновного, опорных и специальных гидрометрических створов.

2.4.1. Основнойгидрометрический створ разбивается на реке в вершине устьевойобласти или выше ее вне влияния сгонно-нагонных и приливныхколебаний уровня.

2.4.2. Опорныегидрометрические створы располагают в истоках основных рукавовдельт, по возможности, так же вне влияния сгонно-нагонных иприливных колебаний уровня моря.

2.4.3. Системаспециальных гидрометрических створов организуется для изученияраспределения стока воды по дельтовым водотокам. На каждом крупномрукаве (водотоке) должен быть как минимум один створ.

На малыхрукавах, сток которых очень мал, и на рукавах, сток которых можнополучить суммированием или вычитанием расходов воды соседнихрукавов, гидростворы не организуют.

Обязательна организациягидростворов на поперечных протоках, расход воды в которых меняетзнак в зависимости от изменения гидрологических условий.

2.4.4. Местоположениестворов закрепляется и сохраняется постоянным. Допускается переносствора для сильно деформируемых русел и при значительных измененияхгидрографической сети дельты.

2.4.5. Требования кустройству гидрометрического створа на водотоках в устьевыхобластях рек в целом те же, что и для равнинных рек. Они изложены вНаставлении /47/и Руководстве /77/.

2.4.6. При любом вариантеразмещения гидростворов должны быть организованы уровенные посты насамих гидростворах (постоянные или на период измерений) и вблизиосновных узлов разветвления (для постоянных наблюдений).

Источник: http://docs.cntd.ru/document/464658050

Правовой режим открытого моря

2.6. Регулирование рыболовства в замкнутых и полузамкнутых морях

Международно-правовое регулирование рыболовства и других морских промыслов в Мировом океане устанавливается в целях рационального промысла, не нарушающего воспроизводства биомассы океана.

Ведение рыболовства в открытом море современными промысловыми методами при отсутствии урегулирования лова и при неприменении средств охраны может привести к истощению районов промысла. Меры по охране включают в себя как непосредственное регулирование промысла морских биоресурсов, рыбоводства и воспроизводства рыбных запасов, так и защиту от загрязнения среды обитания морской флоры и фауны.

Имеется значительное число многосторонних и двусторонних соглашений, регулирующих рыбный и другие морские промыслы в море, среди которых ведущее место занимают Женевская Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г. и Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.

Женевская Конвенция предусматривает право каждого государства на то, чтобы его граждане занимались рыболовством в открытом море.

Конвенция предоставляет прибрежному государству право введения односторонних мер по охране живых ресурсов в районах открытого моря, примыкающих к его территориальным водам.

Такие меры, однако, признаются действительными лишь в случае, если они основаны на надлежащих научных заключениях, являются настоятельно необходимыми и не дискриминационными в отношении иностранных рыбаков.

Конвенция ООН по морскому праву детализует права государств по ведению промысла рыбы в открытом море и устанавливает их обязанности по сохранению живых ресурсов открытого моря и управлению ими. Она подтверждает право всех государств на то, чтобы их граждане занимались рыболовством в открытом море.

Конвенция обязывает государства сотрудничать друг с другом в сохранении живых ресурсов и управлении ими в районах открытого моря, в необходимых случаях создавать для этой цели субрегиональные или региональные организации по рыболовству.

При определении размера допустимого улова и установлении других мер по сохранению живых ресурсов открытого моря государства: принимают меры с целью поддержания или восстановления популяций вылавливаемых видов на уровнях, при которых может быть обеспечен максимальный устойчивый вылов, определяемый с учетом экологических и экономических факторов, включая особые потребности развивающихся государств.

Государства принимают во внимание воздействие на виды, связанные с вылавливаемыми видами или зависимые от них, в целях поддержания или восстановления популяций таких видов выше уровней, при которых их воспроизводство может быть подвергнуто серьезной опасности.

Передача научной информации, статистических данных об уловах и промысловом усилии и других данных, относящихся к сохранению рыбных запасов, и обмен ими должны осуществляться через компетентные международные организации с участием всех заинтересованных государств.

Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в своей исключительной экономической зоне.

С учетом имеющихся у него научных данных, оно обеспечивает путем принятия надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации. Прибрежное государство и компетентные международные организации сотрудничают для достижения этой цели.

Такие меры также направлены на поддержание или восстановление популяций вылавливаемых видов на уровнях, при которых может быть обеспечен максимальный устойчивый вылов, определяемый с учетом экологических и экономических факторов, включая нужды прибрежных рыболовецких общин и особые потребности развивающихся государств, а также с учетом методов ведения рыбного промысла, взаимозависимости запасов, и международных стандартов.

Государства сотрудничают с целью запасов морских млекопитающих, а в отношении китообразных осуществляют, в частности, деятельность через надлежащие международные организации с целью их охраны, управления их запасами и изучения.

Рыбные биоресурсы Мирового океана подразделяются на далеко мигрирующие, анадромные и катадромные виды. К далеко мигрирующим рыбам относятся например тунцы, сайра,  китообразные (киты и дельфины).

Прибрежное государство и другие государства, граждане которых ведут в данном районе промысел далеко мигрирующих видов, сотрудничают прямо или через соответствующие международные организации в целях обеспечения сохранения таких видов и содействия их оптимальному использованию во всем этом районе, как в исключительной экономической зоне, так и за ее пределами.

Анадромные виды рыб – виды рыб, воспроизводящихся в пресной воде водных объектов прибрежного государства, совершающих затем миграции в открытое море для нагула и возвращающихся для нереста в места своего воспроизведения. К ним относятся например лососевые (горбуша, нерка, кижуч, чавыча, кета), осетровые.

Государства, в реках которых образуются запасы анадромных видов, в первую очередь заинтересованы в таких запасах и несут за них первоочередную ответственность.

Государство происхождения запасов анадромных видов обеспечивает их сохранение путем принятия мер по регулированию рыбного промысла во всех водах к берегу от внешних границ своей исключительной экономической зоны и рыбного промысла.

Государство происхождения может, после консультаций с другими государствами, ведущими промысел этих запасов, устанавливать общий объем допустимых уловов в отношении запасов, образующихся в его реках.

Катадромные виды рыб – виды рыб, проводящих большую часть своего жизненного цикла в водах прибрежного государства, в т.ч. во внутренних водах и в территориальном море. К ним относятся виды рыб, которые кормятся в пресных водах, а для размножения уходят в море (некоторые виды бычков, речной угорь, тропические виды сомовых и др.).

Прибрежное государство, в водах которого запасы катадромных видов проводят большую часть своего жизненного цикла, несет ответственность за управление этими запасами и обеспечивает мигрирующей рыбе доступ в эти воды и выход из них. Промысел запасов катадромных видов ведется только в водах к берегу от внешних границ исключительных экономических зон.

Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов в исключительных экономических зонах прибрежных государств того же субрегиона или региона с учетом имеющих к этому отношение экономических и географических обстоятельств всех заинтересованных государств.

Государства, находящиеся в географически неблагоприятном положении, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации соответствующей части остатка допустимого улова живых ресурсов исключительных экономических зон прибрежных государств того же субрегиона или региона с учетом имеющих к этому отношение экономических и географических обстоятельств всех заинтересованных государств.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. содержит часть IX, которая посвящена замкнутым и полузамкнутым морям. Она состоит из двух статей: 122-й, содержащей определение понятия замкнутого и полузамкнутого моря, и 123-й, говорящей о сотрудничестве государств, расположенных у таких морей.

Для того чтобы отнести то или иное море к замкнутому или полузамкнутому морю, нужно, чтобы оно соответствовало определенным критериям. Выделяют как географические, так и правовые критерии.

Различные ученые в области международного морского права одни и те же моря называют по-разному: «замкнутые и полузамкнутые», «закрытые и полузакрытые» или «материковые». Нередко можно встретить в литературе употребление термина «региональное море».

Таким образом, одно и то же море может квалифицироваться разными учеными как внутреннее, материковое, региональное, замкнутое или полузамкнутое, закрытое или полузакрытое.

Например, Каспийское море, квалифицируется либо как внутреннее, либо как материковое, либо как замкнутое море, или даже озеро.

Балтийское море, в свою очередь, относят к внутреннему, либо материковому, либо замкнутому, либо полузамкнутому или региональному морю.

В настоящее время основным критерием выделения замкнутых и полузамкнутых морей в отдельную категорию морей выступает замкнутость сушей и характер связи с Мировым океаном.

Так например:

1) незамкнутое море – окраинная часть Мирового океана, смыкающаяся с ним одной своей частью непосредственно (моря Аравийское, Берингово, Бофорта, Тасманово и многие другие);

2) полузамкнутое море – окраинная часть Мирового океана, окруженная территорией двух или более государств, которая связана с остальной частью Мирового океана несколькими судоходными соединениями непосредственно либо через другое незамкнутое море и используется в качестве международного транзитного морского пути (например, Красное море, моря Индонезийского и Филиппинского архипелагов);

3) замкнутое море – небольшая часть мирового океана, окруженная территорией двух или более государств, которая соединяется с остальной частью мирового океана через одно или несколько полузамкнутых морей единственным судоходным проливом (проходом) и не используется в качестве международного транзитного морского пути (Черное море).

В ст. 122 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. дано следующее определение замкнутых и полузамкнутых морей.

Замкнутое или полузамкнутое море — залив, бассейн или море, окруженные территорией нескольких государств, сообщающиеся с другим морем через узкий пролив или полностью изолированные, главным образом состоящие из территориального моря и исключительных экономических зон нескольких государств.

Данное определение подвергалось и до сих пор подвергается критике со стороны представителей многих государств.

Во-первых, возражения против данного определения замкнутых и полузамкнутых морей сводились к тому, что такое определение не содержит различия между замкнутыми и полузамкнутыми морями.

Во-вторых, множество государств высказались против включения в определение положения о том, что такие моря должны состоять из территориальных вод или исключительных экономических зон.

Однако отсутствие различия между замкнутыми и полузамкнутыми морями, как представляется, не имеет на практике большого значения. Основной принцип состоит в том, что режим таких морей определяется соглашением прибрежных государств. Они обязаны сотрудничать при осуществлении своих прав в отношении рассматриваемых морей.

Это обязательство включает:

а) координацию управления живыми ресурсами моря;

б) защиту окружающей среды;

в) координацию научных исследований.

Россия является прибрежным государством такого полузамкнутого моря, как Черное море,  сообщающееся с другим морем через узкий пролив, и такого замкнутого, как Каспийское море, не имеющее связи с открытым морем.

До распада СССР оно было советско-иранским морем, которым пользовались только эти прибрежные государства и на него не распространялся режим открытого моря.

Появление на берегах Каспия ряда новых независимых государств поставило вопрос об установлении нового режима.

За период переговоров 1992 — 2005 гг. прикаспийские страны сформировали свои позиции по вопросу раздела Каспия. Россия, Азербайджан и Казахстан заняли единую позицию по разграничению Каспийского моря, вытекающую из принципа «делим дно, а вода — общая».

В то время как Туркменистан продолжал отстаивать позицию о полном секторальном разделе Каспия. Иран же в начале отстаивал идею общего использования водного пространства, но затем, изменив позицию, стал выступать за секторальное деление.

Таким образом, несмотря на продолжающийся переговорный процесс, учитывая противоречивость позиций сторон, согласованного проекта Конвенции по статусу Каспия до сих пор нет.

В современных условиях, когда установление правового статуса Каспия — задача ближайшего времени, другим направлением взаимодействия прикаспийских государств становится вопрос развития многогранного международного экономического сотрудничества, в частности по вопросам добычи газа и минеральных ресурсов, судоходства и рыболовства, защиты окружающей среды.

Заключение

Рассмотрение в настоящей работе теории и правоприменительной деятельности касающейся правового режима открытого моря позволило сделать ряд выводов.

Открытое море как международно — правовое понятие — это морские пространства, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства, на них не распространяются ни суверенитет, ни суверенные права, ни юрисдикция прибрежных государств.

Основу международно-правового режима этих пространств составляет принцип свободы открытого моря, сущность которого состоит в праве всех государств на пользование открытым морем и воздушным пространством над ним.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

Свобода открытого моря включает: свободу судоходства, свободу полетов, свободу рыболовства, свободу научных исследований, свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, свободу возведения искусственных островов, сооружений и других установок.

Правовой режим открытого моря регламентируется Женевской конвенцией об открытом море 1958 г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г..

Кроме того, он определяется рядом универсальных и специальных принципов и норм международного права, которые содержатся в действующих международных договорах, таких, как Устав ООН, Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.

, Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. и др.

Источник: https://www.referat911.ru/Mejdunarodnoe-pravo/pravovoj-rezhim-otkrytogo-morya/34961-1291833-place3.html

Закрытые и полузакрытые (замкнутые и полузамкнутые) моря

2.6. Регулирование рыболовства в замкнутых и полузамкнутых морях

Закрытые или полузакрытые моря омывают берега нескольких государств и по своему географическому положению не могут быть использованы для транзитного прохода через них в другие моря и океанские пространства. Доставка из открытых морей в закрытые осуществляется по узким морским путям (проливам, каналам и рекам), ведущим только к побережью государств, расположенных вокруг закрытого моря.

Сущность концепции закрытых морей, разработанная в XVIII–XIX вв., заключается в том, что в таких пространствах в полном объеме не могут применяться свободы открытого моря: в закрытые моря ограничен доступ военных морских судов неприбрежных государств.

Эта концепция является общепризнанной, поскольку соответствует интересам безопасности прибрежных государств.

В настоящее время концепция закрытых морей используется в целях установления специальных правил правовой защиты морской среды, правового регулирования рыболовства.

Конвенция 1982 г. содержит определение замкнутых или полузамкнутых море (ст.

122) – это заливы, бассейны или моря, окруженные двумя или более государствами и сообщающиеся с другими морями или океанами через узкий проход либо состоящие главным образом или полностью из территориального моря и ИЭЗ прибрежных государств.

Конвенция не определяет правового режима закрытых морей, но устанавливает приоритетные права прибрежных государств на управление живыми ресурсами, защиту и сохранение морской среды, координацию научных исследований.

Черное и Балтийское моря – это закрытые или полузакрытые (региональные) моря. Их правовой режим отделен от статуса Черноморских или Балтийских проливов. В частности, в Декларациях о вооруженном нейтралитете 1780 и 1800 гг.

(Россия, Швеция, Дания) закреплено, что Балтийское море закрыто «на вечные времена», но в мирное время свобода судоходства предоставляется торговым судам всех государств.

Балтийские государства вправе принимать меры для предотвращения военной деятельности в Балтийском море и на его побережье.

Каспийское море, не имеющее естественного соединения с Мировым океаном, является замкнутым водоемом, пограничным морем-озером.

Каспий представляет собой международный водоем: прибрежными странами долгое время являлись два государства – Россия (СССР) и Персия (Иран); по Каспию осуществляется международное судоходство. Правовой режим Каспийского моря установлен советско- иранскими договорами 1921 и 1940 гг.

(формально юридически действуют) и предусматривает общее владение и совместное использование Каспия. Договоры регулируют вопросы мореплавания (1921 г.) и рыболовства (1940 г.), но не касаются недропользования.

После распада СССР появились три новых государства – Азербайджан, Казахстан и Туркменистан, которые приступили к хозяйственной деятельности на каспийском шельфе, разделив его на «национальные сектора».

В 1992 г. начались переговоры о правовом статусе Каспийского моря. Россия предложила принять на основе консенсуса Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Проект Конвенции был предложен российской делегацией в 1996 г. на встрече министров иностранных дел прикаспийских государств.

Суть российского проекта:

  • – поверхность Каспия остается в общем использовании, на национальные сектора делится только дно;
  • – в 45-мильной прибрежной зоне каждое государство должно обладать исключительными суверенными правами на минеральные ресурсы морского дна. Там, где морская добыча уже велась прибрежным государством за пределами 45-мильной зоны, такое государство обладает «точечной» ресурсной юрисдикцией на соответствующие месторождения. Центральная часть моря остается в общем владении, а ее углеводородные ресурсы разрабатываются совместной акционерной компанией прикаспийских государств;
  • – дно Каспийского моря делится между сопредельными и противолежащими государствами. Разграничение производится на основе международно-правовых принципов справедливости с использованием метода срединной линии. На разграниченных участках дна прикаспийские государства обладают суверенными правами на недропользование, но не территориальной юрисдикцией. Большая часть водного пространства Каспия остается в совместном пользовании без границ по воде (за исключением двух прибрежных зон, одна из которых была бы аналогом территориального моря, а вторая являлась бы рыболовной зоной, предусмотренной Договором 1940 г.);
  • – от берега каждого государства должна идти зона пограничного, таможенного, санитарного и иного контроля (аналог территориальных вод). Ее можно назвать «контрольной зоной». От береговой линии устанавливается прибрежная рыболовная зона шириной до 20 миль, в которой ловят рыбу только суда под флагом прибрежного государства. Далее сохраняются свобода судоходства, общие биологические ресурсы, согласованные нормы рыболовства, единообразные экологические стандарты;
  • – в пределах «донных секторов» прибрежные государства осуществляют суверенные права в целях разведки, разработки и управления минеральными ресурсами дна и недр, т.е. обладают ресурсной юрисдикцией. В случае прохождения разграничительной линии через углеводородные структуры и месторождения прибрежные государства имеют исключительное право на их совместную разработку;
  • – прибрежное государство, чьи физические или юридические лица открыли месторождения углеводородов в районе прохождения разграничительной линии до ее согласования с сопредельным или противолежащим государством, обладает приоритетным правом на получение лицензии на разработку с обязательным привлечением представителей сопредельного или противолежащего государства;
  • – прибрежным государствам необходимо сосредоточить внимание на проблеме спорных нефтяных месторождений; предлагается использовать принцип «50 на 50», когда вторая из претендующих на залежи нефти стран компенсирует половину затрат соседнему государству, которое раньше занялось разработкой и добычей углеводородов со дна Каспия;
  • – учреждение Стратегического центра по проблемам Каспия. В задачи Центра должны входить мониторинг бассейна Каспийского моря, анализ геоинформации, выявление источников загрязнения, координация природоохранной деятельности, судоходства и рыболовства.

Если бы все прикаспийские государства согласились с таким подходом, это дало бы возможность сохранить на большей части Каспийского моря свободу судоходства, согласованные нормы рыболовства и в то же время самостоятельно решать вопросы нефтедобычи в пределах «своих» донных секторов.

В последние годы в Каспийском регионе сложилась критическая экологическая ситуация, вызванная подъемом уровня Каспийского моря и активизацией нефтегазодобывающей деятельности. Напряженная обстановка складывается с каспийскими осетровыми.

Из-за браконьерства и превышения допустимых уловов их запасы сокращаются и через пять лет могут полностью иссякнуть.

Положение еще можно спасти, если немедленно подписать Соглашение о сохранении и использовании биологических ресурсов Каспийского моря.

В 2004 г. представители пяти прикаспийских стран приступили к обсуждению проекта Конвенции о статусе Каспийского моря. Самые сложные вопросы – разграничение дна моря и прокладка транскаспийских трубопроводов.

Источник: https://studme.org/91063/pravo/zakrytye_poluzakrytye_zamknutye_poluzamknutye_morya

Studio-pravo
Добавить комментарий