2.4 Теория кодификации и ее применение в систематизации

Систематизация и кодификация законодательства

2.4 Теория кодификации и ее применение в систематизации

В целях приведения многочисленных и разнообразных нормативных актов в единую согласованную систему осуществляется их систематизация, в результате которой создается, совершенствуется, либо упорядочивается система законодательства.

При этом под «законодательством» понимается не только вся совокупность законов, действующих в стране, но и другие нормативные акты-документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).

Систематизация — деятельность по упорядочению и совершенствованию законодательства, приведению его в единую, согласованную систему. Систематизация — объективная необходимость по работе с законами для любой страны, она обусловлена таким свойством права, как его системность.

Цели систематизации могут достигаться двумя основными способами (формами).

Кодификация — вид правотворчества, при котором обеспечивается системное нормативное регулирование определенных общественных отношений путем издания единого цельного, внутренне согласованного нормативного акта-кодекса.

При кодификации в процессе правотворческой деятельности происходит внутренняя переработка нормативного материала, создаются новые правовые нормы, совершенствуются ранее действующие, развивается содержание правовых предписаний. Таким образом, предметом кодификации являются сами нормы права.

В результате кодификации создается единый сводный нормативный акт, который отличается логической стройностью, внутренней согласованностью.

Систематизируемый нормативный материал охватывается в кодифицированном акте с максимальной полнотой и регулирует отношения, которые являются предметом целой отрасли права или иной значительной совокупности юридических норм.

В результате кодификации создаются различные по содержанию, значению и наименованию кодифицированные нормативные акты: кодексы, уставы, положения.

Инкорпорация — деятельность по внешнему упорядочению нормативного материала без переработки норм права, когда нормативные акты помещаются в единые сборники (собрания) в хронологическом или тематическом порядке.

При хронологической инкорпорации нормативные акты объединяются в сборники по времени их издания. Тематическая (систематическая) инкорпорация предполагает объединение нормативных актов по предметному признаку: отраслям народного хозяйства, сферам государственной деятельности, отраслям права.

Различаются два вида инкорпорации:

1) неофициальная — проводится научными и учебными заведениями, разнообразными издательствами, практическими органами. Это, например, издание тематических сборников «Таможенное законодательство», «Жилищное законодательство», «Нормативные акты о приватизации» и др.

Такого рода сборники инкорпорации не являются изданиями, подтверждающими достоверность и точность помещенных в них юридических норм. На них нельзя ссылаться при рассмотрении и решении юридических вопросов.

Они носят справочно-информационный характер, используются в учебных целях;

2) официальная — упорядочение системы законодательства путем издания компетентными государственными органами сборников действующих нормативных актов.

В процессе такого упорядочения может осуществляться внешняя обработка нормативного материала: исправление ошибок, опечаток в тексте нормативных актов, внесение в них всех последующих официальных изменений, исключение из текста статей временного назначения, устранение противоречий между нормативными актами с применением коллизионных норм, укрупнение, консолидация близких по содержанию актов. Издания официальной инкорпорации от имени компетентных государственных органов являются также формой официального опубликования или переопубликования актов, что свидетельствует о достоверности и точности помещенных в них юридических норм. На них можно ссылаться при разрешении юридических дел.

В Российской Федерации в настоящее время из таких изданий основное значение имеет «Собрание законодательства Российской Федерации».

Оно является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ.

Это издание официального опубликования актов является собранием хронологической инкорпорации. Помещаемые в нем законы, иные правовые акты располагаются в той очередности, в какой они публикуются.

«Собрание законодательства» издается по годам; на каждом выпуске обозначаются порядковый номер и дата издания, имеются иные технико-юридические реквизиты. Это обеспечивает приведение издаваемых законов, иных актов в единую систему, создает удобства в пользовании ими, быстрое нахождение нужного законодательного текста.

Наиболее высоким по уровню тематическим собранием официальной инкорпорации является Свод законов, который отличается тщательным отбором законов, иных актов, отработанностью, достоверностью и точностью законодательных текстов, глубиной внешней обработки нормативного материала. В настоящее время в России в соответствии с Указом Президента РФ осуществляется подготовка и издание Свода российского законодательства.

К инкорпорации примыкает справочно-информационная работа с законами, иными нормативными актами, осуществляемая государственными органами, общественными объединениями, юридическими учебными заведениями и научными учреждениями, юридическими фирмами и др. Она включает сбор нормативного материала, его хранение, размещение по рубрикам, составление каталогов, информацию о нормативных актах.

В настоящее время созданы и совершенствуются автоматизированные информационно-поисковые системы (АИПС — Законодательство), осуществляется перевод нормативной информации на язык электронных носителей.

Формируется эталонный банк правовой информации научно-технического центра правовой информации «Система».

Автоматизированные информационно-поисковые системы на электронных носителях создаются и отдельными частными юридическими фирмами, например, законодательные программы «Консультант-плюс», «Гарант» и др.

Справочно-информационная работа предполагает создание единого стабильного общеправового классификатора отраслей законодательства. Такой классификатор утвержден Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г.

и действует с последующими уточнениями.

В нем данные правовой информации распределены по 50 разделам с цифровыми девятизначными (по трем блокам) обозначениями, позволяющими проводить машинную обработку данных правовой информации.

Литература.

Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. ред. М.Н. Марченко. – М., 2001. – Т.2.

Законодательная техника // Под. ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 2000.

Законотворчество в Российской Федерации // Под. ред. А.С. Пиголкина. – М., 2000.

Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. – М., 1991.

Порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов. Заключение и опубликование международных договоров Российской Федерации. Сборник нормативных правовых актов. – М., 1996.

Систематизация законодательства в Российской Федерации / Под ред. А.С. Пиголкина. – СПб., 2003.

Тихомиров Ю.А., Котелевская И.В. Правовые акты. – М., 1995.

Тихомиров Ю.А. Действие закона. – М., 1992.

Шугрина Е.С. Техника юридического письма. – М., 2000.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_114771_sistematizatsiya-i-kodifikatsiya-zakonodatelstva.html

Систематизация нормативно-правовых актов

2.4 Теория кодификации и ее применение в систематизации

Инкорпорация

Консолидация

Кодификация

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внут­ренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса — систематизации.

Систематизация — это деятельность по упорядочению и совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией.

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет про­цесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени неко­торые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются проти­воречия между юридическими предписаниями и т. п.

Практическое значение систематизации еще в 1833 г. подчеркивал Миха­ил Михайлович Сперанский (кстати, один из лучших кодификаторов не толь­ко России, но и Европы), который говорил, что «приведение Законов в один состав» является «одною из первых Государственных нужд».

Он же указывал и на значение систематизации для юридической науки: «Ученое законоведе­ние… не может основаться, если законы не будут прежде приведены в пра­вильный состав».

Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации — инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.

Инкорпорация

Инкорпорация — это вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

Для инкорпорации характерны следующие черты:

1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;

3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;

4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

5) внешняя обработка заключается в том, что:

а) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие си­лу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;

б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

в) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание зако­нодательства или иной нормативный акт.

Особой разновидностью собрания законодательства являетсясвод зако­нов, который представляет собой:

а) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов влас­ти (законодательной и исполнительной);

б) источник официального опубликования;

в) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.

6 февраля 1995 г. Президент России издал Указ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». До революции 1917 г. в России дей­ствовал Свод законов Российской империи.

Консолидация

Консолидация — это вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.

Для консолидации характерны следующие черты:

1) она представляет собой своеобразныйправотворческий прием (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Кодификация

Кодификация — это такой вид систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

Для кодификации характерны следующие черты:

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму сис­тематизации;

2) по существу являетсявидом правотворчества, поскольку объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государствен­ные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, про­изводитсяпериодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными соци­альными преобразованиями;

6) результатом кодификации являетсякодификационный акт, который от­личает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединя­ет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствую­щее положение среди других отраслевых актов.

Кодификационные акты это прежде всего основы законодательства и кодексы. К ним относятся также уставы, положения, правила и др.

Теория государства и права Теория государства и права  Теория государства и права

 Предмет истории государства и права России

История государства и права близка к науке теории государства и права. Обе они изучают возникновение государства и права. … www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/1.htm

 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА РОССИИ

История государства и права тесно связана с уже изученными студентами дисциплинами — Историей государства и права стран и Теорией … www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava/

 Понятие финансового права. Система финансового права. Аспекты …

Большинство авторов, разрабатывающих общие проблемы теории государства и права, а также изучающих вопросы финансовой деятельности, … www.bibliotekar.ru/finansovoe-pravo-3/4.htm

 Философия права принадлежит к числу основополагающих дисциплин …

Традиционно она служит теоретическим введением к ряду других юридических курсов — общей теории государства и права, истории, … www.bibliotekar.ru/filosofiya/126.htm

 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации …

М.В.Ломоносова. Соискатель кандидатской степени в Институте государства и права РАН. Тема диссертации: «Теория разделения… bibliotekar.ru/kodex-arbitrazh/index.htm

 Историография истории государства и права России

Тем не менее, элементы предмета истории государства и права России можно найти в … наиболее влиятельным из которых был… bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/2.htm

 Бухарин. Маркс. Энгельс. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА

Необходима, следовательно, социологическая теория государства. … было заявлено, что «целью правителя являются в стране права, … www.bibliotekar.ru/buharin/1.htm

Источник: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/18.htm

Систематизация законодательства

2.4 Теория кодификации и ее применение в систематизации

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Работа по систематизации законодательства и подготовке Свода законов, проводящаяся в настоящее время в РФ, организационно обеспечена специальным органом — Комиссией, которая действует при Президенте РФ и подотчетна ему. Полномочия и обязанности Комиссии определены соответствующим Положением.

В подготовке сводов должны принимать активное участие аппараты Государственной Думы, Администрации Президента, Правительства РФ, Министерство Юстиции, так как создание сводов очень сложный и трудоёмкий процесс Колдаева Н.П. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. — Государство и право. — 1999. — №3. — с. 24-25.

в силу состояния современного российского законодательства (огромный массив нормативно-правовых актов). Научное обеспечение по подготовке и проведению работ по созданию федерального Свода законов в нормативном порядке возложено на ряд НИИ: Институт государства и права АН РФ, МГУ им. М.В. Ломоносова, Московская Юридическая Академия и др.

Основные направления работы: фундаментальные научно-теоретические разработки, оказание методической помощи, выработка научно обоснованных рекомендаций по схеме свода, этапам работы над ним, непосредственное участие в разработке нормативного материала (рецензирование, проведение экспертизы старых актов на предмет выявления тех из них, которые действуют в новых условиях).

Другая проблема обновление и пополнение свода, поддержание его в действующем состоянии. В некоторых зарубежных странах действуют специальные правила, позволяющие поддерживать законодательство в кодифицированном состоянии.

Так, в США разработаны правила технического оформления нормативных актов, предписывающие придавать актам текущего правотворчества такую форму, которая позволяла бы включать их без дополнительной обработки в Свод.

Во Франции запрещается издавать нормативные акты, редакция которых не согласуется с текстом и структурой соответствующего кодекса. Учитывая бурное развитие компьютеризации и правовой информатики, логично предположить, что будущее — за автоматизированной моделью свода. И здесь открываются широчайшие возможности.

Например, весьма эффективны различные автоматизированные способы, приемы обновления материалов свода, поддержание текста свода в контрольном (а в дальнейшем и в кодифицированном) состоянии.

В условиях достаточной стабилизации нормативного материала главная цель — превращение Свода законов в полностью кодифицированное издание.

Заключение

В данной работе были рассмотрены основные признаки и основные направления такого вида юридической деятельности как систематизация законодательства.

Главной особенностью систематизации, по нашему мнению, является сочетание упорядочения законодательства с его обновлением, совершенствованием.

Конечная цель систематизации — создание стройной и эффективно работающей системы законодательства. Основные черты такой системы рассмотрены в первой главе работы.

Также дана характеристика основных форм систематизации: учет, консолидация, инкорпорация и кодификация. Высшей формой систематизации всеми авторами признается кодификация, все другие формы преимущественно рассматриваются как этапы кодификационной работы, приемы систематизации законодательства.

Однако, по нашему мнению, это не так. В зависимости от конечной цели систематизации законодательства учет, консолидация и инкорпорация могут рааматриваться как самостоятельные формы систематизации. Так как конечный результат этих форм используется в повседневной жизни в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.

Каждая из этих форм постоянно совершенствуется. Например, при систематизации законодательства применяются информационные технологии, что позволяет постоянно поддерживать законодательство в контрольном состоянии, осуществлять оперативный поиск необходимой информации.

Применение электронных носителей способствует более широкому распространению правовой информации, делает её более доступной и как результат повышает правовую культуру населения. В то же время формы систематизации более низкого уровня служат основой для применения форм систематизации более высокого уровня.

Таким образом, можно выстроить следующую логическую цепочку: учет — инкорпорация — консолидация — кодификация.

Были выделены основные этапы кодификационной работы и рассмотрено их значение для развития всей системы законодательства.

Систематизация законодательства, таким образом, необходима во-первых, для дальнейшего развития законодательства.

Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Во-вторых, систематизация законодательства нужна как эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии действующей правовой системы. В-третьих, она обеспечивает возможность хорошо ориентироваться в законодательстве, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, в-четвертых, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.

Систематизация законодательства должна быть непрерывной деятельностью. В разные периоды развития государства потребность в систематизации законодательства бывает различна.

Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда существует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима.

В условиях же модификации, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план. В настоящее время в России нормативно-правовая база стабилизировалась, поэтому проблема систематизации законодательства становиться актуальной.

Список литературы

I. Законодательные и другие официальные материалы:

1. СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 509.

2. СЗ РФ. 2002. №12. Ст. 1260.

3. СЗ РФ. 2003. №7. Ст. 829.

II. Книги:

1. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 1998. — с. 456.

2. Керимов Д.А. Законодательная техника. М.: Норма-Инфра, 1998. — с.

3. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. — М.: Государственное изд-во юридической литературы, 1962. — с.

4. Керимов Д.А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права. — М.: НОРМА, 2000. — с. 568.

5. Краткий философский словарь. / Под ред. Алексеева А.П. — М.: Наука, 2000. — с. 388.

6. Марченко М.Н. Источники права. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — с. 664.

7. Мухаев Р.Т. Теория государства и права. — М.: «Издательство ПРИОР», 2002. — с. 464.

8. Новицкий И.Б. Римское право. — М.: «ТЕИС», 1997. — с. 286.

9. Общая теория государства и права. Академический курс. / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1998. — с. 498.

10. Общая теория права и государства. / Под ред. Лазарева В.В. — М.: Юристъ, 2002. — с. 526.

11. Общая теория права. / Под ред. Пиголкина А.С. — М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998. — с. 512.

12. Пиголкин А. С. Общая теория государства и права. Академический курс. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана 1998. — Т. 2. — с. 468.

13. Синельников Б.М., Горчиков В.А., Свечников В.П. Системный подход в научном познании. — М.: Пресс, 1999. — с. 246.

14. Систематизация законодательства в Российской Федерации. / Под ред. Пиголкина А.С. — Спб.: «Юридический центр Пресс», 2003. — с. 458.

15. Теория государства и права. / Под ред. Перевалова В.Д. — М.: Норма, 2005. — с. 412.

16. Теория государства и права. / Под ред. Рассолова М.М. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2004. — с. 476.

17. Теория государства и права: Курс лекций. / Под ред. Матузова Н.И., Малко А.В. — М.: Юристъ, 2000. — с. 542.

18. Теория права и государства. / Под ред. Сальникова В.П., Ромашов В.А. — Спб.: «Университет», 2002. — с. 148.

19. Шапкин М.А., Дмитриев Ю,А. Правоохранительные органы. — М.: Изд-во Эксмо, 2004. — с. 452.

III. Статьи:

1. Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Классификатор правовых актов и вопросы упорядочения законодательства. — Журнал российского права. — 2003. — №7. — с. 62-71.

2. Колдаева Н.П. Современное состояние российского законодательства и его систематизация. — Государство и право. — 1999. — №3. — с. 24-25.

3.

4. Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации. — Журнал российского права. — 1999. — № 11. — с. 35-53.

5. Мицкевич А.В. Систематизация законов Российской империи М.М. Сперанским. — Журнал российского права. — 2001. — №5. — с. 154-160.

6. Сидорчук М.В. О систематизации законодательства в России (1826-1832 гг.). — Известия ВУЗов: Правоведение. — 1990. — №6. — с. 26-32.

7. Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах. — Журнал российского права. — 2003. — №3. — с. 27-32.

Приложение №1

Инкорпорация и её виды

Инкорпорация
по субъекту, производящему систематизацию (по юридической силе создаваемых актов)Официальнаяосуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает или иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Оно носит официальный характер, на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельностиОфициозная(полуофициальная)издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например. Министерством Юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характерНеофициальнаяосуществляется теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать собрания законодательства и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Данные инкорпоративные сборники не являются официальным источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права
Обыденнаяосуществляется любымисубъектами общественных отношенийПрофессиональнаяосуществляется лицами, обладающими специальными познаниями
Свод законов РСФСРСистематическое собрание действующего законодательства РСФСРСборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т. д.
по характеру расположения материалаХронологическаянормативные акты располагаются последовательно по датам их изданияСистематическая (предметная)нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, в каждом разделе акты размещаются по предметному принципуСмешаннаяпри подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный принципы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке
Собрание законодательства РФ, бюллетень нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и дрОбъединение нормативных актов по отраслям права, сферам государственной деятельности (образование, здравоохранение и т.д.)
по объему охватываемого нормативного материалагенеральная (полная, общая)в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т. д.частичная (отраслевая)составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам
Собрание законодательства РФ
по методу обработки нормативных актовпростаяиз актов в процессе их помещения в сборники исключаются ненормативные, а также формально отмененные положения, временные нормы, срок действия которых истек, подписи уполномоченных должностных лицсложнаянаряду с указанными действиями из сборников исключаются также формально не отмененные, но фактически утратившие силу акты

Приложение №2

Кодификация и её виды

Кодификация
ВсеобщаяСоздание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательстваКомплекснаяОбъединение норм различных отраслей права, регулирующих крупные сферы однородных общественных отношенийОтраслеваяСистематизация актов отдельных отраслей праваСпециальнаяОбъединение норм определённого правового института либо нескольких правовых институтов
??УК РФ, ГК РФ и др.Налоговый, лесной кодекс и др.

Приложение №3

Сравнительная характеристика основных форм систематизации законодательства (инкорпорация и кодификация)

Признаки сравненияИнкорпорацияКодификация
цельподдерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии; упорядочение законодательствакритическое переосмысление действующих норм, устранение противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм; упорядочение и обновление законодательства
приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему
по субъекту, производящему систематизациюможет быть официальной и неофициальнойвсегда носит официальный характер и осуществляется только
критерии расположения и отбора материалаимеют субъективный характер, т.е. выбираются произвольно в зависимости от цели систематизации и назначения инкорпорированного сборникаимеют объективный характер, т.к. основывается на системе права, но может применяться и субъективный критерий, выбранный законодателем.
предмет воздействиянормативно-правовые актыправовые предписания и юридические институты
результат систематизациисборник или собрание, в котором сохраняется неизменным содержание нормативного регулированиясоздаётся новый, сводный, систематизированный нормативно-правовой акт, при этом происходит глубокая всесторонняя внутренняя переработка нормативного материала; акт кодификации всегда имеет значительный объем, сложную структуру
времяпредставляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органовпредставляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных органов
уровень систематизациинизший, часто рассматривается как предварительный этап (прием) кодификации, но может иметь и самостоятельный характервысший, наиболее сложный и совершенный уровень, включающий в себя инкорпоративные приемы
особая форма правотворчества

Приложение №4

Основные этапы систематизации законодательства

Источник: https://knowledge.allbest.ru/law/3c0a65625b2ac68b4d53a88421306c27_1.html

Кодификация как форма систематизации законодательства

2.4 Теория кодификации и ее применение в систематизации

Кодификация — это вид систематизации нормативно — правовых актов представляющий собой правотворческую деятельность, заключающуюся в издании кодексов, уставов и других, крупных нормативно — правовых актов, регулирующих качественно своеобразную область общественных отношений. В отличие от других видов систематизации кодификация касается не только формы, но и содержания нормативно — правового акта.

На основе данного определения можно выделить следующие особенности кодификации как формы систематизации законодательства. Во — первых субъектом кодификации может быть исключительно правотворческий орган. Во — вторых, предметом кодификации выступают правовые нормы.

В третьих, в ходе кодификации создается новый нормативно — правовой акт, который объединяет в себе нормы, регулирующие качественно своеобразную область общественных отношений.

В четвертых, принципы кодификации, механизмы кодификации, методы кодификации во многом аналогичны методам правотворчества, ибо кодификация — это разновидность правотворческой деятельности.

Каково же содержание кодификации? Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо рассмотреть те действия, которые необходимо совершить при осуществлении кодификации.

К таким действиям, можно отнести следующие: 1) принятие решения о необходимости разработки кодифицированного нормативно — правового акта; 2) разработка концепции кодифицированного нормативно — правового акта; 3) обсуждение концепции кодифицированного нормативно — правового акта; 4) принятие решения о разработке проекта кодифицированного нормативно — правового акта; 5) разработка проекта кодифицированного нормативно — правового акта; 6) предварительное обсуждение проекта кодифицированного нормативно — правового акта; 7) подготовка текста проекта кодифицированного нормативно — правового акта для внесения его в законотворческий орган; 7) внесение проекта кодифицированного нормативно — правового акта в законодательный или иной правотворческий орган, в соответствии с видом нормативно — правового акта; 8) рассмотрение проекта кодифицированного нормативно — правового акта в законотворческом органе; 9) принятие кодифицированного нормативно — правового акта; 10) промульгация и обнародование кодифицированного нормативно — правового акта. Совокупность средств, организованных наиболее последовательным образом и направленных на достижение целей кодификации нормативно — правовых актов именуется механизмом кодификации нормативно — правовых актов. Этот механизм включает в себя действия комбинации и операции связанные с: а) принятием решения о необходимости разработки кодифицированного нормативно — правового акта; б) с разработкой и обсуждением концепции кодифицированного нормативно — правового акта; в) с подготовкой проекта кодифицированного нормативно — правового акта; г) с внесением проекта кодифицированного нормативно — правового акта в законодательный или иной правотворческий орган, в соответствии с видом нормативно — правового акта; д) с принятием кодифицированного нормативно — правового акта; е) с промульгацией и обнародованием кодифицированного нормативно — правового акта.

В заключение необходимо остановится на видах кодификации. В юридической науке можно выделить следующие виды кодификации: а) всеобщую кодификацию — вид кодификации, заключающийся в принятии и издании нормативно — правового акта, регулирующего все или большую часть общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования.

Примером всеобщей кодификации может быть Русская Правда, Судебники 1497 и 1551, Соборное Уложение 1649 г и другие; б) отраслевую кодификацию — вид кодификации выражающейся в принятии и издании нормативно — правового акта, регулирующего общественные отношения, входящие в предмет отрасли или подотрасли права.

Примерами отраслевой кодификации могут быть принятие Гражданского кодекса, Трудового кодекса, Уголовного кодекса, Уголовно — процессуального кодекса, Уголовно исполнительного кодекса, Семейного кодекса, Налогового кодекса, Бюджетного кодекса и.т.

д; в) институциональная кодификация — вид кодификации выражающейся в принятии и издании нормативно — правового акта, регулирующего наиболее крупные и сложные институты российского права. Например, институт банкротства или институт конкуренции и. т.д.

Мы рассмотрели основные формы систематизации законодательства. В заключение данной темы еще раз напомним особенности соотношения различных форм систематизации законодательства: формы систематизации различаются между собой по предмету, по содержанию, по последствиям.

Так, если предметом инкорпорации и консолидации выступают нормативные акты, нормативные договоры, решения судов (судебные прецеденты); то предметом кодификации выступают нормы права.

Если содержанием инкорпорации выступает создание сборников, в которые включаются нормативные документы, объединенные по определенному признаку, то содержанием консолидации выступает издание вместо нескольких нормативно — правовых актов одного, либо издание текста нормативно — правового акта, договора и.т. д.

с включением в него изменений и дополнений, а содержанием кодификации будет правотворческая деятельность, заключающаяся в издании кодексов, регулирующих качественно однородную область общественных отношений.

Если последствиями инкорпорации будут издание сборников нормативных документов, то последствиями консолидации будет обнародование и доведение до сведения населения обновленного текста нормативно — правового акта, договора и.т.д. с включением в него изменений и дополнений, а последствиями кодификации будут принятие и обнародование новых кодексов, уставов и других крупных кодифицированных актов.

Каким же образом соотносятся между собой различные формы систематизации законодательства?

Ответ на данный вопрос дает следующая таблица

Соотношение форм систематизации законодательства

ПравовыеформыУчетИнкорпорацияКонсолидацияКодификация
1Правотворчество+
2Реализацияправа+++

Таким образом, мы видим, что учет, инкорпорация, консолидация осуществляется в форме реализации права, а кодификация осуществляется в форме правотворчества. Это имеет очень важное значение для определения видов систематизации законодательства, которые мы рассмотрим ниже. Каковы же виды систематизации законодательства? В юридической

литературе обычно выделяют два вида систематизации законодательства:

299

официальную и не официальную.[1] На наш взгляд классификацию систематизации законодательства следует осуществлять по следующим критериям: а) по правовому положению субъектов систематизации; б) по объекту и предмету систематизации; по способу осуществления систематизации: по предметному и хронологическому критериям.

Так в зависимости от правового положения субъектов права можно выделить следующие формы систематизации: а) официальную систематизацию, осуществляемую специально — на то уполномоченными государственными органами и должностными лицами и не официальную.

В зависимости от объекта и предмета систематизации можно выделить: а) систематизацию федерального законодательства; б) систематизацию законодательства субъектов РФ. В зависимости от особенностей способов систематизации законодательства можно выделить предметную систематизацию законодательства и хронологическую систематизацию законодательства.

Каким же образом соотносятся между собой различные виды и формы систематизации законодательства. Ответ дан в следующей таблице.

Соотношение вида и формы систематизации законодательства

ВидУчетИнкорпорацияКонсолидацияКодификация
1Официальная++++
2Неофициальная+++
3Предметная++++
4Хронологическая++

Таким образом, мы рассмотрели соотношение форм и видов систематизации законодательства.

Из данной таблицы видно, что официальная систематизация может осуществляться во всех формах, тогда как неофициальная систематизация может осуществляться во всех формах, кроме кодификации.

Предметная систематизация может осуществляться во всех формах, тогда как хронологическая только в форме учета и инкорпорации нормативно — правовых актов.

Мы рассмотрели основные виды правовых процессов. Возникает, однако, вопрос, насколько эффективно в российской правовой системе осуществляется правовые процессы, в особенности же правовое регулирование, правотворчество, реализация права, правоприменение.

Поиску ответа на данный вопрос посвящена заключительная глава данной монографии.

Источник: https://studref.com/579339/pravo/kodifikatsiya_forma_sistematizatsii_zakonodatelstva

69. Кодификация как вид систематизации законодательства

2.4 Теория кодификации и ее применение в систематизации

Кодификация -наиболее сложная и совершенная формасистематизации, представляющая собойдеятельность, направленную на коренную,как внешнюю, так и внутреннюю, переработкудействующего законодательства путемподготовки и принятия новогокодификационного акта.

Кодификацияустраняет пробелы, архаизмы и противоречияв законодательстве, облегчает выбор иформулирование нормы, подлежащейприменению, а также пользованиенормативными актами, В процессекодификации происходит качественнаяпереработка действующих правовых норм,а в необходимых случаях и формулируютсяновые нормы права.

Результатом кодификациизаконодательства является нормативно-правовойакт. Он может носить особое наименование- основы, кодекс, устав, положение и т.п.В нем объединены различные правовыенормы, институты, регламентирующиеразнородные общественные отношенияопределенной правовой отрасли.

Цельюкодификации является созданиенормативно-правового акта, при помощикоторого осуществляется комплексноеправовое регулирование однородныхобщественных отношений.

Как правило,кодифицированные акты характеризуютсяотносительно большим объемом, высокойюридической целостностью и внутреннейсогласованностью, стабильностью,устойчивостью, важностью регулируемыхобщественных отношений и тщательнойподготовкой проекта.

В РоссийскойФедерации с кодификацией тесно связанапроблема унификации нормативно-правовыхактов федеральных органов исполнительнойвласти (министерств, ведомств, Федеральныхслужб и т.п.).

В этой сфере стоит задачасокращения количества актов, проведенияих консолидации и кодификации, повышениясогласованности актов, принимаемыхразными государственными органами,уменьшения числа форм, в которых издаютсятакие нормативно-правовые акты.

Кодификацияотличается от инкорпорации по следующимоснованиям:

1.Инкорпорация— постоянный процесс упорядочениядействующего законодательства, неменяющий его содержания. Кодификацияже, напротив, осуществляется периодически,в зависимости от накопления нормативногоматериала и объективной необходимостиего всесторонней переработки и объединенияв целом или по отдельным отраслям.

2. Прикодификации мы имеем дело с правовыминормами и юридическими институтами, апри инкорпорации — с нормативно-правовымиактами, их технической обработкой. Такимобразом, у них различен предметвоздействия.

3.Результатоминкорпорации является собрание илисборник изданных в разное времянормативно-правовых актов, содержаниекоторых точно повторяет официальныйисточник, а кодификацию завершает новыйкак по форме, так и по содержанию правовойакт. Его текст является официальным, нанего должны ссылаться правоприменительныеорганы.

4.Кодификациявсегда носит официальный характер иосуществляется исключительногосударственными органами, а инкорпорацияне придерживается таких жестких рамоки может проявлять себя в разных вариантах,в т.ч. на обыденном уровне.

70. Инкорпорация как вид систематизации законодательства

Инкорпорация -такой процесс объединения правовогоматериала, при котором он полностью иличастично размещается в разного родасборниках.

Нормативноесодержание актов при этом не меняется,хотя форма изложения их сути иногдапретерпевает изменения.

Все операцииосуществляются в плоскости внешнейобработки правового акта: в первоначальныйтекст вносятся официальные изменения;исключаются статьи и пункты, потерявшиесилу, имевшие временное значение, атакже содержащие явные противоречия ит.п. Юридическая сила актов, подвергшихсянекорпоративной переработке, сохраняетсяс момента их принятия.

Вопросамиинкорпорации могут заниматьсягосударственные органы и частные лица.Отсюда различают инкорпорацию официальнуюи неофициальную.

Официальнаяинкорпорация означает подготовку ииздание соответствующих систематическихсобраний и сборников специальноуполномоченными на то государственнымиорганами. Такие собрания являютсяисточниками официального опубликования.Например, Своды законов, Собраниезаконодательства Российской Федерациии т.п.

Неофициальнаяинкорпорация состоит в том, чтосистематические собрания формируютсяотдельными ведомствами, научными иучебными заведениями, частными лицамибез специального поручения и контроляправотворческого органа. Поэтомунеофициальные инкорпорационные сборникинельзя рассматривать в качестве источниказаконодательства, формы опубликованиянормативных актов.

На них нельзя ссылатьсяв процессе правотворчества и примененияправа. Материал для обработки здесьотбирается исключительно по усмотрениюинкорпоратора.

Таковы сборники новыхзаконодательных актов РоссийскойФедерации, выпущенные в виде изданий,содержащих тексты нормативно-правовыхактов, принятых либо за определенныйпериод времени, либо для регулированиягруппы сходных общественных отношений.

В рамках неофициальнойразличаются профессиональная и обыденнаяинкорпорация.

Профессиональнаяинкорпорация осуществляется лицами,обладающими специальными познаниямив области права. К таковым относятсялица, чья деятельность связана с вопросамиприменения или создания права — следователиправоохранительных органов, юрисконсульты,судьи и т.п. (практическая инкорпорация),а также ученые, специально занимающиесяпроблемами права (научная инкорпорация).

Обыденнаяинкорпорация может осуществлятьсялюбыми субъектами общественных отношенийв основном в форме учета нормативно-правовыхактов.

В зависимости отприемов и способов достижения целейсистематизации, различается хронологическаяи предметная инкорпорации.

Хронологическаяинкорпорация предполагает приведениенормативных актов в определенный порядокв процессе их официального опубликования.Примером может служить СобраниеЗаконодательства Российской Федерациии т.д. Нормативные акты в подобныхизданиях размещаются в хронологическом(временном) порядке с годовой нумерациейвыпусков и статей.

Предметнаяинкорпорация — более сложный видсистематизации, в результате которойсоздаются тома Собрания действующихнормативных актов высших органовгосударственной власти и управления,расположенных по предметному принципусо строго тематической направленностью.

Предметная инкорпорция являетсярезультатом более глубокого изученияи анализа объединяемого по отраслевомупризнаку материала. На этой стадиинаиболее полно используются возможностиинкорпорационной формы относительноосвобождения законодательства отустаревших актов и иной внешней обработки.

Примером предметной инкорпорации могутслужить различные сборники отраслевыхнормативных актов.

Источник: https://studfile.net/preview/2799005/page:46/

Studio-pravo
Добавить комментарий