2.2. Меры по преодолению кризиса и поддержке банков в Европейском

Европейский долговой кризис: причины, последствия и варианты решений

2.2. Меры по преодолению кризиса и поддержке банков в Европейском

Европейские лидеры вчера вновь обсудили пути выхода из кризиса. В ближайшее время Париж и Берлин обнародуют документы, которые должны улучшить управление в еврозоне. Канцлер Германии Ангела Меркель по-прежнему выступает против выпуска общих облигаций еврозоны.

По ее мнению, это решение подаст рынкам «полностью неверный сигнал», частично потому, что будет способствовать сближению процентных ставок по долговым обязательствам стран региона.

Франция, Италия и Германия договорились также воздержаться от комментирования роли Европейского центрального банка в ситуации финансового кризиса.

Однако рынки, похоже, такие новости явно не успокоят. Тревожным знаком для мировых площадок стала неудача Германии — самой стабильной экономики Европы — на аукционе по размещению десятилетних гособлигаций. К тому же не утихают разговоры о сокращении состава еврозоны.

Единственным путем выхода проблем в дальнейшем будет такая экономическая ситуация, в которой страны еврозоны развиваются гораздо быстрее, чем другие члены блока, так считает французский президент Николя Саркози.

При этом он не исключат возможность выхода из зоны евро одной или нескольких стран с целью создания своеобразного «костяка», в котором будет консолидирована экономическая мощь ЕС. Стратеги HSBC в октябрьском исследовании о природе кризиса предупредили, что последствия распада еврозоны будут сопоставимы с результатами Великой депрессии.

Покидающую валютный союз страну будет ждать коллапс банковской системы, отток капитала и всплеск инфляции. По мнению аналитиков HSBC, если чиновники ЕС не договорятся о едином мнении по решению проблемы, то она только еще больше углубится. Увеличение объема EFSF это решение правильное, но его не достаточно.

Меркель недавно заявила о том, что долговые проблемы привели Европу к кризису, возможно, сильнейшему со времён окончания Второй мировой войны.

В своей речи, обращённой к консервативной партии, Меркель предупредила, что падение евро приведёт к негативным последствиям для Европы, и она пообещала сделать всё, чтобы предотвратить наступление этого события.

Финансовый кризис приобрел системный характер, признал на днях председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу во время своего выступления перед членами Европарламента. При этом он выступил против дробления европейского экономического сообщества.

Напротив — для борьбы с кризисом необходима еще более тесная экономическая интеграция, которая потребует изменений основополагающих соглашений Евросоюза. Долговой кризис в еврозоне может быть в значительной степени объяснен кризисом доверия к власти, к ее способности решать насущные проблемы быстро и эффективно, считает Баррозу.

У американского президента Барака Обамы есть свой вариант спасения мировой экономики. В октябре он опубликовал его в Financial Times.

Несмотря на скоординированные действия стран «большой двадцатки» и лидеров ЕС, «прогресс не идет достаточно быстрыми темпами, и положение глобальной экономики остается шатким», отмечает президент.

Самой эффективной мерой в борьбе с надвигающимся кризисом, по его мнению, станет стимулирование крупнейшей в мире экономики — США.

Причины: создание Евросоюза в отсутствие доверия

Европейский долговой кризис разразился примерно два года назад. Греция стала первой страной, уровень госдолга которой оказался слишком высоким. Российский премьер Владимир Путин уверен, что ситуация в Греции, прежде всего, это политическая, а не финансовая проблема.

«Для того чтобы сконцентрировать ресурсы, ведущие страны Европы должны подставить свое плечо тем странам, которые оказались в трудной ситуации. Это требует определенного политического мужества от руководителей, потому что население этих стран, конечно, такому развитию событий не очень радуется», — заявил глава российского правительства в интервью китайским СМИ.

В конечном итоге, разрешение проблемы выгодно для всей объединенной Европы, поэтому «надо что-то делать». По его мнению, долговой кризис наступил потому, что принимались неточные решения, что «в какие-то годы начинали жить не по средствам, а потом не могли прервать этот тренд».

Чрезмерные социальные обязательства, не основанные на реальных результатах работы экономики приводят именно к такому состоянию, а потом вызывают необходимость резко сокращать расходы, секвестировать бюджеты, считает премьер.

Корень проблемы, который лежит в основе европейского кризиса, — потеря конкурентоспособности ряда стран еврозоны, рассуждает Патрик Батлер, член правления Raiffeisen Bank International.

После того, как была создана еврозона, затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции в Греции и ряде других периферийных стран сильно выросли, сделав их неконкурентоспособными. Но дешевизна займов позволяла правительствам привлекать на рынках столько денег, сколько они хотели.

В прошлом проблему конкурентоспособности решали путем изменения валютного курса и прочими мерами внутри одной страны. Сейчас это невозможно, полагает Батлер.

По мнению Олега Абелева, руководителя аналитического отдела ИК «Риком Траст», существует две причины возникновения европейского кризиса. Основная — уходит корнями в 1999 и 2002 годы, когда создавалась зона евро, когда, по сути, локомотивы европейской экономики были инициаторами запуска валютного союза.

Тогда ряд наблюдательных организаций давали свои рекомендации относительно того, соответствуют ли финансовые системы стран-претендентов требованиям, которые необходимы для участия в зоне евро. В случае с Грецией давно известно, что страна занижала уровень дефицита, чтобы войти в союз.

По мере того как еврозона развивалась, становилось понятно, что те страны, которые были инициаторами проекта, затевали его по одной причине — гарантированного сбыта своей продукции.

Государства с высокой долей экспорта — Германия и Франция — были заинтересованы в крепкой валюте и надеялись на то, что это позволит стабилизировать финансовую систему, рассчитывая на помощь со стороны старших собратьев и Еврокомиссии, что, собственно, последние годы и осуществлялось в отношении проблемных государств.

Это, по словам Абелева, привело к тому, что темпы промпроизводства с момента вступления в ЕС разошлись кардинально. Крупные западноевропейские страны захватили весь рынок сбыта и отдавать не собираются. Это одна из причин того, что произошло. Вторая причина — поскольку стало ясно, что расходы стран ЕС растут, приходилось занимать.

А когда стало понятно, что занимать в тех объемах, в которых нужно для компенсации дефицита, уже невозможно, стали выпускаться гособлигации. Часть западноевропейских банков худо-бедно их покупала, но когда стало понятно, что темпы промышленности настолько низки, что не позволяют обеспечивать покрытие этих выпущенных облигаций и займов, то стало ясно, что, кроме как на ЕЦБ, надеяться не на кого.

Сегодняшний кризис все же похож на кризис 2008 года, уверен Константин Стырин, профессор макроэкономики Российской экономической школы. Схожесть заключается в том, что, как и в 2007-2009 гг., так и в долговом европейском кризисе, проблемой оказались некачественные финансовые инструменты.

Сейчас европейские банки говорят, что им нужно больше капитала. А инвесторы хотят переждать неспокойное время, полагает профессор. Отмечая усиливающееся давление кризиса на финансовые рынки, руководитель ФСФР Дмитрий Панкин все же не ожидает дефолтов.

Однако если будет какой-то шок, например, нефтяной, то развитие негативных последствий наиболее вероятно. Глава ММВБ Рубен Аганбегян уверен, что не стоит придерживаться оптимистичных прогнозов и ожиданий. «Европейским коллегам будет тяжело.

Вероятность дефолта стран зоны евро составляет 40%», — такую оценку он привел на Финансовом форуме в Москве.

Последствия: инфляция и дефолты

Один из вариантов последствий европейского кризиса — частичный выход некоторых стран из еврозоны, к примеру, Греции, Португалии и Италии, и возможный отказ от евровалюты во избежание дефолта по своим обязательствам. Например, частичное списание долга ряда французских и немецких банков — это уже первый звоночек претворения в жизнь подобного алгоритма.

Кроме того, «евротройку» могут наделить дополнительными функциями, в том числе задачей привлечения финансирования МВФ, предоставления гарантий и попытками оздоровить промышленность этих стран, что вряд ли возможно, поскольку рынки уже давно поделены между крупными глобальными концернами, рассуждает Абелев.

Еще один вариант — осуществление экспортных поставок в валюте альтернативной евро, но в определенных зонах. И еще одно последствие — сворачивание банковской системы, что мы сейчас наблюдаем, резкое сжатие денежной массы и сворачивание рынка межбанковского кредитования, отсутствие денежной поддержки от американских банков европейским.

Что логично, потому как американцы боятся, что кризис перекинется через океан и отразится на их кредитном рейтинге, считает Абелев. В октябре на саммите лидеров еврозоны было решено увеличить достаточность сердцевинного капитала первого уровня европейских банков до 9%.

Банки намерены достичь этого, в частности, ограничением на кредитование, что будет толкать экономику в рецессию, а без быстрого роста из кризиса не выбраться.

Если банки так и не смогут привлекать капитал из EFSF, рыночных источников финансирования не найдется, а из-за рецессии потребность в капитале будет сильно выше обозначенных 100 млрд евро, то им придется просить помощи у своих национальных правительств. Принятие на себя части долга банков приведет к снижению кредитного рейтинга Франции, что разрушит всю систему EFSF, полагают аналитики «Арбат Капитала».

Сжатие кредита, которое произошло в США в 2007 году и которое сейчас происходит в Европе, потенциально приводит к рецессии, считает Константин Стырин. Чиновники ЕС очень долго мешкают, что вносит нервозность на рынки.

«Те решения, которые они принимают сейчас, должны были быть приняты еще три месяца назад. Главное, необходимо нарастить стабфонд, чтоб денег было достаточно для поддержки других стран, которые могут платить по своим долгам.

Паника в случае такого промедления может переместиться на те страны, у которых относительно все хорошо. Инвесторы видят для себя единственным благом уходить из европейских активов в казначейские облигации, и это создает давление на доллар.

Развитие событий по очень неблагоприятному сценарию в Европе будет способствовать укреплению доллара», — отмечает эксперт.

Исходов европейского долгового кризиса может быть несколько, считает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Вероятность дефолта стран с нездоровой экономикой составляет около 30%, вероятность роста инфляции — 40%, благополучное развитие событий, экономический рост — 30%.

Меры по противодействию финансовому кризису, предпринимаемые европейскими странами, остаются «покупкой времени», а ключ к окончательному урегулированию кризиса заключается в том, смогут ли они создать основу роста, заявил президент Всемирного банка Роберт Зеллик.

По его мнению, европейский долговый кризис состоит из трех проблем: банковского кризиса, суверенного долгового кризиса и проблемы конкурентоспособности, связанной с валютным союзом. С ним согласен и Патрик Батлер.

Лишь долгосрочный процесс по восстановлению конкурентоспособности может решить экономические проблемы периферийных стран, полагает член правления Raiffeisen Bank International. Выход возможен с помощью реструктуризации долга или дефолта и повышения конкурентоспособности, либо необходим выход некоторых стран из еврозоны.

Минфин РФ уверен в обратном — странам надо объединиться. Если государства, испытывающие трудности в экономике, договорятся об ужесточении экономической политики, то им на выручку придет ЕЦБ, но на определенных условиях. Антон Силуанов, и.о.

министра финансов РФ, полагает, что дефолт одной страны повлечет за собой целый ряд неприятных ситуаций для всей Европы. Из возможных вариантов последствия кризиса Силуанов называет высокую инфляцию. «Должно быть такое решение, которое станет стабилизатором проблем в Европе», — со сдержанным оптимизмом сказал он в ходе Финансового форума в Москве.

По мнению экспертов, решению европейских проблем будет способствовать централизация фискальной политики в ЕС. Необходимо создание единого Европейского министерства финансов, которое будет определять бюджетные параметры стран. Большая интеграция стран-членов союза является не выходом из долгового кризиса, а причиной нынешних финансовых проблем ЕС.

Осуществляемые в странах, пораженных или только начинающих заражаться долговым кризисом, реформы — это лишь необходимая, но вовсе не достаточная составляющая успешного его преодоления, такого мнения придерживаются аналитики НБ «Траст».

Ключ к полному выздоровлению проблемных стран находится в руках наднациональных европейских органов управления, которые должны найти решение ставшего уже действительно системным кризиса.

Источник: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/evropeiyskiiy-dolgovoiy-krizis-prichiny-posledstviya-i-varianty-resheniiy-20111125-14020/

Меры и программы по преодолению финансового кризиса

2.2. Меры по преодолению кризиса и поддержке банков в Европейском

В предыдущих двух главах подробно было рассмотрено основные причины мирового финансового кризиса, а также проведен сравнительный анализ с предыдущими кризисами. Данная глава будет посвящена конкретным антикризисным программам, которые принимались различными странами, прежде всего США, для борьбы с кризисом.

Глобальный финансовый кризис затронул почти все страны в той или иной степени, было проведено несколько созывов стран большой двадцатки, в результате которых принимались различные решения. Одним из главных решений было выделение 5 трлн. долл.

на решение проблем экономики. В ходе одной из встреч главы финансовых ведомств и центральных банков большой двадцатки ведущих экономик мира подчеркнули, что проблема огромных бюджетных дефицитов требует к себе незамедлительного внимания.

США и ЕС предложили идею введения глобального налога на банки, но против нее выступают некоторые развивающиеся страны, а также Канада и Австралия.

В любом случае, было принято несколько положений, указывающие на необходимость более жесткого регулирования вопроса о размере сумм, которые банки должны иметь в качестве резервных.

Министры финансов в своем заявлении отметили также, что финансовый сектор должен вносить «справедливый и заметный вклад» в договоренности о помощи, необходимости которых может возникнуть в будущем. Кроме того, министры заявили о необходимости более жесткого контроля и регулирования функций хедж-фондов, кредитных агентств, а также большей прозрачности их деятельности.

Среди важнейших мер можно выделить предоставление ликвидности, расширение гарантий по банковским вкладам физических лиц, выкуп части банков государством, агрессивное снижение ставок рефинансирования и т.д.

Одновременно правительство стран пошли на снижение курса национальных валют по отношению к доллару США, что должно было сохранить международные резервы, а также стать дополнительным фактором стимулирования внутреннего производства.

Так как мировой финансовый кризис начался в США и затронул большую часть стран мира, рассмотрим антикризисные меры, которые принимались правительством страны.

В программе антикризисных мер по реформированию системы финансового регулирования в США, подготовленной Министерством финансов подчеркивается:

необходимость координации действий по регулированию различных сегментов финансового рынка, поскольку «нынешняя система финансового регулирования включает отдельные регулирующие агентства, которые отвечают за различные сегменты финансового рынка», что не позволяет осуществлять регулирование при требуемом уровне координации;

важность дальнейшего расширения функций ФРС (центрального банка) с точки зрения обеспечения стабильности всего финансового рынка, а всей финансовой системы в дополнение к ее традиционным функциям, которые, включают в том числе и вопросы поддержания уровня занятости и экономического роста.

В начале октября 2008 года были одобрены предложения министра финансов США Генри Полсона. Акт 2008 года о чрезвычайной экономической стабилизации (англ.

Emergency Economic Stabilization Act of 2008 (EESA)), известен больше под названием План Полсона (англ. Paulson plan) или План спасения финансовой системы США (англ. Proposed bail U. S.

financial system) — план мероприятий по преодолению последствий финансового кризиса 2008 — 2010 годов.

План Полсона включает в себя:

программу выкупа проблемных активов;

налоговые льготы бизнесу и населению;

специальные стимулы в сфере энергетики.

Термин «бэйлаут» (др. написание «бейлаут», англ. bailout), означающий финансовую политику, направленную на выкуп государством у финансовых учреждений т. н.

«токсичных активов» (невозвратных кредитных обязательств), с целью недопущения их массового банкротства и коллапса финансовой системы, вошел в широкое употребление именно в связи с планом Полсона.

Следствием политики такого рода является рост бюджетного дефицита и инфляционные процессы

План был разработан в ответ на серию банкротств крупных финансовых структур США, таких как ипотечные агентства Fannie Mae, Freddie Mac, банк Lehman Brothers и пр. План предполагает предоставление Федеральной резервной системой США займов банкам в размере 700 млрд долл.

Данные средства пойдут на приобретение у банков «проблемных ценных бумаг» для перевода в государственный фонд, чтобы они не оказались выброшенными на рынок по весьма заниженным ценам.

После стабилизации цен этих ценных бумаг банки получат возможность получить свой капитал в форме акций обратно.

Администрация Барака Обамы представила в середине февраля 2009 года масштабную программу борьбы с кризисом. Президентом был подписан «Закон об оздоровлении национальной экономики и реинвестирования в нее». Данный закон предполагает:

выделение 787 млрд. долл. на преодоление финансово-экономического кризиса;

преобразование экономики США с помощью науки и технологий;

модернизация дорог, мостов, магистралей и водных путей сообщения;

сохранение рабочих мест и помощь работникам, пострадавшим от кризиса и т.д.

Одновременно гражданам и бизнесу предоставляются налоговые послабления на сумму около 287 млрд. долл. Одна из целей данной меры — это восстановление покупательной способности американцев. Новый закон также призван остановить рост безработицы.

Кроме плана Полсона и вышесказанного закона, к антикризисным программам можно отнести также следующие меры:

реструктуризацию финансовой поддержки кредитных учреждений;

выкуп государством эмиссионных ценных бумаг финансовых учреждений за счет средств Программы по спасению проблемных активов;

поддержку небанковских организаций, которые работают с потребительскими кредитами и лизингом;

выделение 29 млрд. долл. банку JP Morgan Chase для покупки обанкротившегося инвестиционного банка Bear Stearns;

выкуп прямых обязательств и ценных бумаг ипотечных брокеров (было выделено 100 млрд. долл. на приобретение прямых обязательств Fannie Mae и Freddie Mac), а также федеральных ипотечных банков;

выкуп правительством США ценных бумаг AIG, обеспеченных ипотекой, на общую сумму 52,5 млрд. долл. в качестве страховки по выданным кредитам;

правительство выделило банку Citigroup Inc.20 млрд. долл. в рамках программы по спасению проблемных активов (Troubled Assets Relief Program), в дополнение к 25 млрд. долл., которые он получил в октябре 2008 года;

правительство США объявило о выделении 17,4 млрд. долл. на поддержку американской автомобильной промышленности — General Motors и Chrysler. Расходование средств будет жестко контролироваться, кроме того, правительство отследит все крупные сделки концернов, а также запретит вывод производства за рубеж.

Администрация Барака Обамы видело принятие новой экономической программы как ключевой шаг на пути к восстановлению экономики США, которая уже более года до этого переживало самый тяжелый спад со времен Великой депрессии. Так, к примеру, в 2008 году в США было создано 2,6 млн. рабочих мест Кокшаров А. «Каким будет новый кризис» // Эксперт, №1 (640), 2009 г. .

Требования к банкам, которые получали государственные субсидии, предъявлялись в жесткой форме. Правительство будет требовать от них более трезвой оценки рисков, более устойчивого баланса активов и пассивов, более прозрачной отчетности.

21 января 2010 года Барак Обама выступил в Белом доме с новым проектом банковских реформ. Суть новых реформ сводится к двум пунктам:

1. Предлагалось запретить банкам владеть хедж-фондами и фондами частных инвестиций и каким-либо образом вкладывать в них деньги. Кроме того, банки будут также лишены права напрямую участвовать в биржевой торговле.

Они могут выступать только в качестве представителя своих клиентов.

Конкретная задача данной меры — запретить банкирам играть на бирже теми деньгами, которые они получили от налогоплательщика в рамках многочисленных государственных программ поддержки финансового сектора.

2. Финансовая система не должна быть монополизирована. Администрация Обамы намерена принять меры против концентрации банковского бизнеса в руках немногих гигантов-монополистов.

Так как, в результате различных слияний и поглощений образовались четверка крупных банков (JP Morgan Chase, Citigroup, Bank of America и Wells Fargo), правительство США планирует обложить их специальным штрафом. За последующие 10 лет общая сумма должна составить 90 млрд. долл.

Примерно 60% этой суммы должны заплатить 10 крупнейших финансовых компаний www.economistcafe.com — «О банковской реформе Барака Обамы» // 22. 04.2010 года. .

Также правительство США стало закрывать все те слабые места в законодательстве, чтобы контролировать торговлю такими рисковыми продуктами, как деривативы, кредитные свопы и т.д.

Теперь проведем сравнительный анализ антикризисных программ, предпринимаемых в разных странах. Для того, чтобы было понятно и наглядно выделим четыре группы проблем, которые должны решаться путем антикризисных мер, предпринимаемых различными странами.

Группа 1. Банковская сфера. В эту группу относятся меры по спасению банковской системы. Основная задача этих мер, это в первую очередь избежание банковской паники и дестабилизации (остановки) национальных кредитно-банковских систем. Рассмотрим более подробно данные меры.

В рамках антикризисных мер, в Бельгии реализовалась рекапитализация национальных банков Dexia, Ethias, Fortis и KBC объемом 17,4 млрд. евро. В других странах ЕС, например, в Нидерландах на рекапитализацию банков выделено 36,8 млрд. евро, в Австрии — 15 млрд. евро.

, в Венгрии — 1,5 млрд. долл., в Швейцарии — 5 млрд. долл. в Италии — 12 млрд. евро. и т.д. В Китае в рамках рекапитализации Agricultural Bank of China стоимостью 19 млрд. долл., в ОАЭ было выделено 19 млрд. долл., в Кувейте 5 млрд. долл., в Саудовская Аравия — 3 млрд.

долл.

К мерам по спасению банковских систем предусматривались предоставление стабилизационных кредитов, а также меры по реструктуризации банковской системы, включая содействие объединению банков или их национализацию. Были снижены процентные ставки практически до нуля, резко повышены гарантии по вкладам физических лиц в банках и т.д.

Группа 2. Денежно-кредитная политика. Эти меры предусматривали переход от антиинфляционной политики к стимулирующей. Их задачей являлось стимулирование экономического роста и расширение доступа к кредитным ресурсам, стремление не допустить дефляцию, стабилизация внутреннего рынка и платежного баланса, а также повышение эффективности мер экономической политики.

В рамках вышеперечисленных мер были снижены процентные ставки в большинстве стран из опасения дефляции (например, в Швеции, в Южной Корее базовая процентная ставка снижена до 2%, в Канаде, Швейцарии и Великобритании до 1%, в США до 0,25%, а в Японии до 0,1%). Однако некоторые страны, как Белоруссия, Исландия, Венгрия, пошли по пути повышения процентных ставок. Также снижали курсы национальных валют, норм резервирования и т.д.

Группа 3. Реальный сектор экономики. Меры, которые принимались для воздействия на реальный сектор и стимулирования спроса, это:

поддержка отдельных отраслей (в частности энергетика, транспорт, строительство, лесная промышленность, инновационные технологии, авиакомпании, автомобилестроение, экспортно-ориентированные отрасли);

снижение налогов;

поддержка малого и среднего бизнеса;

создание специальных бюджетных фондов;

увеличение государственных заимствований.

Такая политика может быть определена как преимущественно кейсианская, для которой характерны меры воздействия на спрос, включая фискальную политику страны.

В Китае был принят пакет стимулирующих мер для национальной авиаиндустрии, который включает в себя предоставление налоговых льгот авиакомпаниям на 360 млн. долл. и кредитов на 26 млрд. долл., которые достанутся главному китайскому производителю воздушных судов. Правительство Франции оказало помощь в размере 5-6 млрд. евро в обмен на их акции.

Группа 4. Противодействия негативным ожиданиям населения. Принимаемые меры были направлены на недопущение бегства населения из банков, стимулирование сбережений и т.д.

Эти меры включали в себя:

повышение суммы гарантий по вкладам либо введение 100 процентной гарантии по вкладам;

принятие программ переобучения и адаптации людей, потерявших работу;

национализация пенсионных фондов;

достижение договоренности с бизнесом о несокращении рабочих мест и т.д.

Отдельно отметим меры, предпринимаемые в Исландии — стране с наиболее катастрофическим положением в банковской системе, где рухнули три главных банка страны (Glitner, Landsbanki, Kaupthing), а рыночная капитализация исландской фондовой биржи понизились более чем на 90%.

Правительство Исландии приобрело доли в крупнейших сетевых магазинах Великобритании таких, как House of Fraser и Hamleys, что являлся частью плана, составленного для реформирования национальной экономики.

Также предусмотрена национализация крупнейших банков, внешние заимствования, в частности у России.

Кроме того, правительство рассматривает возможность принятия доллара или евро в качестве основной денежной единицы или же привязки кроны к евро и доллару.

Мировой финансовый кризис 2008 года выявил необходимость осуществления совместных скоординированных действий со стороны правительств развитых и развивающихся стран по его преодолению и реформированию международных финансовых институтов.

8 октября 2008 года все ведущие центробанки мира, исключая ЦБ Японии и России, приняли беспрецедентное решение об одновременном снижении процентных ставок.

Ключевая ставка Федеральной резервной системы США (ФРС) была снижена с 2% до 1,5%; так же на 0,5 процентного пункта были снижены ставки Банка Канады, Банка Англии, Банка Швеции, Национального банка Швейцарии и Европейского центробанка (ЕЦБ) Шишкин М.

«Кризис стал мировым» // газета «Коммерсант» № 183 (4000), 2008. Такое решение было расценено обозревателями как признание глобального характера кризиса, требующего координированных действий ведущих экономик.

12 октября 2008 года лидеры 15 стран Евросоюза на встрече, прошедшей в Париже, договорились ввести систему государственных гарантий для кредитов, привлекаемых банками, а также обеспечить поддержку финансовым институтам, которые столкнулись с проблемами: гарантии должны предоставляться по межбанковским кредитам на срок до 5 лет; правительства получат право поддерживать банки, покупая их привилегированные акции; системообразующие банки, столкнувшиеся с трудностями, будут рекапитализироваться за счёт бюджетных средств.

13 октября 2008 года Европейский центробанк (ЕЦБ), Банк Англии и ЦБ Швейцарии пообещали, что по договору о валютном свопе с Федеральной резервной системой (ФРС) США предоставят «долларовое фондирование в размере, необходимом для удовлетворения спроса» в 2008 и 2009 годы.

https://www.youtube.com/watch?v=2YXLLqdwqD4

В тот же день британский премьер-министр Гордон Браун призвал к созданию «нового Бреттон-Вудса».

14 октября 2008 года правительство США объявило «план спасения», предусматривающий выделение 250 миллиардов долларов на стабилизацию финансовой системы, часть которых, а именно 125 миллиардов, пойдёт на покупку долей в девяти крупнейших американских банках, в частности: Bank of America Corp, Wells Fargo, Citigroup, JPMorgan Chase, Goldman Sachs, Morgan Stanley и Bank of New York Mellon Corp. План предусматривает беспрецедентную в истории США частичную национализацию частных банков, что сам Г. Полсон назвал «предосудительным», но необходимым для оживления экономики.

2 апреля 2009 г. состоялся саммит большой двадцатки в Лондоне, на котором был принят План действий по выходу из глобального финансового кризиса. В частности, одной из наиболее серьёзных мер стало решение о значительном увеличение ресурсов МВФ — до 750 млрд. долл., поддержка новых ассигнований СПЗ в размере 250 млрд. долл.

Источник: https://studbooks.net/2210644/ekonomika/mery_programmy_preodoleniyu_finansovogo_krizisa

Меры по преодолению европейского долгового кризиса

2.2. Меры по преодолению кризиса и поддержке банков в Европейском

Как говорилось в первой главе, возросшие затраты государств в рамках поддержки банковского сектора повлекли за собой нехватку средств у правительств.

Но проблема нехватки ликвидности в банковском секторе в Еврозоне решалась не только за счет собственных средств стран, но и благодаря наднациональным органам, ответственным за проведение денежно-кредитной политики. С 1998 г.

таким институтом является Европейский центральный банк, являющийся непосредственной частью Евросистемы.

Следует сказать, что изначально ЕЦБ обеспечивал банковский сектор Еврозоны дополнительной ликвидностью отлично от центральных банков других стран, которые начали последовательно снижать ставку рефинансирования.

ЕЦБ ориентировался не на то, чтобы предоставить банковскому сектору более дешевые средства, а на то, чтобы облегчить доступ к ним. В предкризисный период ЕЦБ поднял ставку рефинансирования сначала с 3,75 до 4,00% в июне 2007 г., а потом до 4,25% в июле 2008 г.

Но средний срок погашения по операциям рефинансирования был увеличен с трех до шести месяцев, а в июне 2009 г. до года, что помогло снять некоторую напряженность в финансовой сфере.

Это «нетрадиционное» отношение к предоставлению средств банковскому сектору позволило прибегать к снижению ставки лишь при более серьезных угрозах экономике европейских стран. Так ставка рефинансирования была снижена в период с октября 2008 г. (после краха Lehman Brothers) по июль 2009 г. до 0,75%.

Данная мера позволила противостоять угрозе снижения темпов экономического роста в странах еврозоны.

Это значит, что к началу долгового кризиса ставка рефинансирования уже была слишком мала, и дальнейшее ее снижение не принесло бы значительных улучшений в рамках обеспечения стабильного развития еврозоны, поэтому в период долгового кризиса ЕЦБ больше ориентировался на продолжение проведения политики расширенной кредитной поддержки. За 2010 г. ЕЦБ не менял ставку, а в 2011 г. даже предпринял попытки ее увеличить, что оказалось преждевременным шагом в условиях долгового кризиса. Ставка рефинансирования снова начала снижаться и на сегодняшний момент составляет только 0,5%.

Политику расширенной кредитной поддержки можно разделить на две составляющие: операции рефинансирования и действия центрального банка на рынке ценных бумаг.

К началу долгового кризиса сроки по операциям рефинансирования уже были постепенно возвращены к докризисному значению. В декабре 2009 г. произошло уменьшение с двенадцати до шести месяцев, а в декабре 2010 г. еще больше — до трех месяцев.

После проявившейся проблемы дисбалансов бюджетов стран Европы помимо повторного увеличения сроков до шести месяцев в рамках операций рефинансирования ЕЦБ изменил процесс предоставления ликвидных средств банковскому сектору в еврозоне. В октябре 2008 г.

он внедрил систему распределения ссужаемых средств при помощи аукционов с фиксированной ставкой. Более того, ЕЦБ принял решение предоставлять неограниченный объем ликвидности банковскому сектору, то есть центральный банк удовлетворял все заявки коммерческих банков при предоставлении достаточного обеспечения.

Для банков, нуждающихся в ликвидных средствах, но не имеющих достаточного обеспечения, ЕЦБ расширил список активов, принимаемых в качестве залога.

Таким образом, европейская денежно-кредитная система позволяет не искусственно устанавливать планку необходимых экономике средств, а определять объемы кредитования исходя из заявок, поданных банками, а более высокие издержки ЕЦБ компенсируется тем, что он контролирует ставку, по которой эти средства будут ссужаться.

Несмотря на то, что изначально планировалось изъять избыточную ликвидность по окончанию финансового кризиса, ситуация с высокими долговыми обязательствами стран еврозоны не дает стабилизировать денежно-кредитную сферу. На данный момент ЕЦБ осуществляет кредитование посредством аукционов с фиксированной ставкой, хотя объем предоставляемых средств не такой масштабный как в 2008-2009 гг.

Изменилась не только система предоставления денежных средств, но и валюта, в которой банки могут кредитоваться. С декабря 2007 г. ЕЦБ предоставляет ликвидные средства не только в евро, но и в долларах. Это позволяет увеличить кредитование в долларах на европейском рынке, что упрощает доступ европейских компаний к этой валюте.

Для осуществления идеи кредитования в долларах ЕЦБ подписал ряд своп-соглашений с центральными банками разных стран. Необходимость данной меры актуальна и по сей день. Последнее своп-соглашение, подписанное в декабре 2012 г., продлило сотрудничество ЕЦБ с ФРС и центральными банками Англии, Канады и Швейцарии до февраля 2014 г.

Вторая часть предпринятых ЕЦБ мер в кризисный период состоит в прямых покупках на рынке ценных бумаг. Если обычные операции центральных банков на открытом рынке проводятся через сделки РЕПО, то в данном случае ЕЦБ предпочел стать непосредственным участником рынка ценных бумаг.

Впервые ЕЦБ использовал данный механизм в больших размерах при скупке обеспеченных ипотечных облигаций. Рынок ипотечных ценных бумаг серьезно пострадал во время финансового кризиса, поэтому ЕЦБ был вынужден вмешаться, чтобы оживить торговлю в данном секторе. С июля 2009 г. по июнь 2010 г. Евросистема выкупила облигаций на сумму в 60 млрд. евро.

В мае 2010 г. стало понятно, что экономика еврозоны нуждается в дальнейшем вмешательстве ЕЦБ в деятельность рынков ценных бумаг.

Была разработана специальная программа — Securities Markets Programme, — которая была предназначена для обеспечения достаточной ликвидности в проблемных сегментах финансового рынка, что необходимо для восстановления нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.

Согласно программе Евросистема выкупала облигации стран с высоким бюджетным долгом, что позволяло удерживать рейтинги суверенных ценных бумаг и стабилизировать ситуацию на вторичном рынке.

Согласно информации, представленной в приложении 2, общая сумма выкупленных облигаций оказалась выше 200 млрд. евро. Особое внимание Евросистема уделяла покупке суверенных долгов Италии и Испании.

Также финансовый портфель ЕЦБ содержит облигации Греции, Ирландии и Португалии.

Данная программа действовала в период с мая 2010 г. по сентябрь 2012 г., когда Евросистемой был предложен новый план по скупке суверенных облигаций стран еврозоны. На данный момент сформулированы только технические аспекты программы прямых денежных операций (Outright Monetary Transactions), но сроки ее проведения еще не установлены.

Из-за проведения столь активной поддержки финансового сектора в еврозоне изменились структура и размеры баланса Евросистемы. Активы ЕЦБ увеличились более, чем в два раза: с 1.1 млрд. евро в конце 2006 г. до 2.6 млрд. евро в конце 2012 г.

Кризисная ситуация потребовала от ЕЦБ оперировать большим объемом денежных средств. Изменения в сторону увеличения коснулись практически всех статей его баланса.

За указанный период наибольший рост пришелся на покупку облигаций стран еврозоны (увеличение практически в 8 раз): раньше данный механизм почти не использовался, тогда как сейчас он является одним из важных пунктов антикризисных мер.

Такие изменения говорят об увеличении значения роли ЕЦБ в финансовой сфере еврозоны. Чем больше ресурсов имеет данный институт, тем масштабнее его деятельность в регионе и тем более зависимыми становятся экономики стран от наднациональных институтов в денежно-кредитном секторе.

Таким образом, в кризисный период Евросистема усилила свое вмешательство в экономику стран еврозоны не только посредством традиционных механизмов, но и внедрения новшеств в свою денежно-кредитную политику. Антикризисные меры ЕЦБ способствовали установлению среднесрочной ценовой стабильности в регионе.

И хотя долгосрочные результаты деятельности ЕЦБ еще не ясны, становится очевидным увеличение влияния его политики на финансовую сферу, что доказывает факт увеличения активов Евросистемы. Но для разрешения кризисной ситуации кредитования денежно-кредитного сектора мало.

Поэтому были созданы институты финансовой взаимопомощи стран еврозоны, о которых пойдет речь ниже.

Источник: https://vuzlit.ru/16886/mery_preodoleniyu_evropeyskogo_dolgovogo_krizisa

План по преодолению европейского кризиса: детали и перспективы

2.2. Меры по преодолению кризиса и поддержке банков в Европейском

Лидеры ведущих европейских государств в среду 26 октября предприняли еще один важный шаг на пути к разрешению европейского кризиса, договорившись с банками — кредиторами Греции о 50-процентном списании задолженностей этой страны. О деталях и путях реализации дальнейших планов по спасению еврозоны рассказывают корреспонденты The New York Times Стивен ЭРЛАНГЕР и Стивен КАСЛ.

Достижение соглашения относительно греческого долга было решающим в процессе осуществления комплексных мер, направленных на спасение евро, который последнее время держал паниковавшие рынки на грани краха.

Соглашение было достигнуто к четырем часам утра по брюссельскому времени после напряженных переговоров. Существенное снижение госдолга позволит Греции снизить свои обязательства до 120% от ВВП государства к 2020 году. Цифра, конечно, все еще огромная, но все-таки более приемлемая для греческой экономики, вошедшей в рецессию после принятия мер по сокращению расходов.

Помимо того лидеры стран Евросоюза разработали план, согласно которому европейские банки должны привлекать больше новых капиталов с целью подстраховаться от потенциальных дефолтов по суверенным долгам. Вместе с тем не так много было озвучено по поводу увеличения Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) до 1,4 трлн долларов для лучшей подстраховки Италии и Испании.

Если бы саммит не удался, ошибка эта была бы фатальной. И если план по привлечению банками региона новых капиталов (примерно 150 млрд долларов) с целью защититься от ненадежных долговых обязательств Греции и Португалии прошел без проблем, то по поводу Греции все было далеко не столь однозначно.

«Итоги (данной встречи) принесут огромное облегчение всему миру, который ожидает окончательных решений», — заявил по этому поводу президент Франции Николя Саркози.

В свою очередь, канцлер ФРГ Ангела Меркель отметила: «Я убедилась в том, что мы не зря жили ожиданием и что наши действия пойдут на пользу еврозоне, что мы предприняли еще один шаг на пути к благоприятному и разумному разрешению нынешних проблем».

Под давлением европейских политических лидеров банки региона смирились с предстоящими потерями 50% выданных ими займов, что значительно превышает предыдущий лимит в 21%.

Однако после долгих месяцев полной неуверенности в том, что Греция сможет реструктурировать свои долговые обязательства, которые торговались в районе 40% от своей номинальной стоимости, европейские политические лидеры настояли на том, чтобы банки снизили долги неблагополучного государства наполовину, а Международный валютный фонд (МВФ) пообещал увеличить объемы помощи стране.

Германия заняла более жесткую позицию в дискуссии о банках, нежели Франция. Ангела Меркель хотела настоять на принудительном списании долгов с частного сектора Греции, однако Николя Саркози усомнился в том, что такая мера будет благотворной для финансовых рынков и банковской системы Европы.

Чарльз Даллара, управляющий директор Института международных финансов, представляющего крупнейшие банковские организации, заявил по этому поводу, что принятые меры «вполне разумны для стабилизации Европы, для укрепления европейской банковской системы и для поддержки реформ в Греции».

В ходе встречи, которая была признана решающей для судеб еврозоны, политические лидеры пытались восстановить веру финансовых рынков в евро и в кредитоспособность 17 стран, в которых используется данная валюта.

Первым важным шагом с точки зрения политических лидеров должна стать рекапитализация банков региона к концу июня следующего года в размере 147 млрд долларов, чего достаточно для увеличения уровня защищенных активов банков до 9% от их общего капитала. Такая цифра должна просигнализировать инвесторам о финансовой надежности финансовых институтов с учетом того, что в их портфелях присутствует немалая доля суверенных долгов.

Германские представители законодательных органов сообща проали за то, чтобы Ангела Меркель договорилась об увеличении EFSF до 1,4 трлн долларов, что более чем вдвое превосходит нынешнюю сумму на счетах фонда — 610 млрд.

Затем Меркель призвала законодательные власти преодолеть свое неприятие рисковой политики и тем самым переломить ситуацию, когда Германия, сильнейшая из стран Евросоюза, была не в состоянии справиться с кризисом, что сообщило дополнительное беспокойство рынкам Старого Света.

«Весь мир смотрит на Германию и оценивает, достаточно ли мы сильны для того, чтобы преодолеть крупнейший со времен Второй мировой войны кризис. И не рисковать в этой ситуации попросту безответственно с нашей стороны», — заявила канцлер ФРГ.

В итоге стороны в ходе переговоров подтвердили сумму увеличения EFSF до 1,4 трлн долларов.

На сей раз перед Европой не было поставлено жестких сроков для достижения согласия по обсуждаемым вопросам в отличие от ситуации с предотвращением греческого дефолта, однако лидеры данного региона хотели прийти к общему решению и принять четкие решения для борьбы с кризисом, хотя до того они отделывались лишь туманными заявлениями.

Дедлайн, впрочем, был обозначен, пусть и неформально, а именно — начало саммита «большой двадцатки» во французском Канне 3—4 ноября. Президент США Барак Обама и прочие лидеры прибывают на саммит с надеждой на то, что Европа больше не будет обузой глобальной экономике.

Дискуссия предстоит непростая: так, для предотвращения паники относительно третьей по величине в Евросоюзе экономики Италии, а также по поводу сравнительно небольших экономик Португалии и Греции предстоит в едином блоке обсудить попытки реструктуризации греческих долгов, увеличения капитализации европейских банков и расширения Фонда финансовой стабильности. Все внимание сосредоточено на Италии, поскольку похоже на то, что правительство этой страны не в состоянии справиться с кризисом, а это подрывает уверенность рынков в способности Европы урегулировать внутренние проблемы.

Еще в воскресенье Ангела Меркель и Николя Саркози упрекнули премьер-министра Италии Сильвио Берлускони в неспособности выполнить обещание урезать бюджетные расходы и внести изменения в экономику страны.

Однако Берлускони, попав под огонь внешних обстоятельств, смог в Брюсселе всего лишь предъявить «письмо о намерениях», то есть о том, какие экономические изменения, желаемые его коллегами, он готов претворить в жизнь.

Европейские лидеры хотят, чтобы Берлускони выполнял взятые им обязательства и сделал все возможное для снижения совокупного госдолга Италии для ускорения роста ныне стагнирующей итальянской экономики. Несмотря на то что бюджетный дефицит страны невелик, финансирование госдолга пробивает брешь в бюджете государства.

Еще утром в вторник президент Евросоюза Херман ван Ромпей сказал, что лидеры союза одобрили итальянскую инициативу в плане повышения роста и конкурентоспособности экономики страны. «Но нам нужны реальные действия», — добавил ван Ромпей.

Если учесть, что Ирландия, Португалия и Испания решили проблемы своих налоговых систем, то именно уязвимость итальянской экономики оказалась в центре внимания на прошедшей встрече.

И именно это стало главной причиной для грядущего увеличения EFSF с тем, чтобы быть наготове, когда понадобятся средства для покрытия гособязательств Италии.

Еще по крайней мере 200 млрд долларов из фонда пойдет на долги Греции, Ирландии и Португалии.

Будут и попытки привлечь сторонних инвесторов, включая такие страны, как Россия, Китай и ряд суверенных фондов. Европейские лидеры сошлись на том, что EFSF предназначается для ограничения рисков инвесторов, могущих пострадать в дальнейшем. Гарантируя часть активов инвесторов от потерь, увеличение фонда может достичь пятикратного размера.

Перевела Наталья ЧЕРКАШИНА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/bankpress/?id=3335498

Меры правительства и ЦБ РФ по преодолению кризиса

2.2. Меры по преодолению кризиса и поддержке банков в Европейском

Необходимость реструктуризации встала перед банками еще до кризиса.

Кризис лишь ускоряет процесс и усложняет условия реструктуризации деятельности кредитной организации, что, в конечном счете, неизбежно приведет от реструктуризации отдельных банков к реструктуризации всей кредитно-финансовой системы России.

В России этот процесс идет одновременно на двух уровнях: на локальном — на уровне отдельных банков, и на уровне общегосударственном — при активнейшем влиянии государственных органов, прежде всего ЦБ РФ.

Характеристика существующих проблем российской банковской системы была дана в известном официальном документе «О мерах по реструктуризации банковской системы Российской Федерации». В качестве основных проблем были названы следующие:

Низкий уровень банковского капитала.

Значительный объем невозвращенных кредитов, в результате чего значительная часть

банковских активов оказалась обесцененной и иммобилизованной.

Высокая зависимость ряда банков от состояния государственных и местных бюджетов.

Чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики; пренебрежение к вопросам освоения перспективных банковских технологий.

Значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп.

Низкий профессиональный уровень руководящего звена ряда банков, а, в отдельных случаях, — личная заинтересованность банковских менеджеров в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров.

Политизированность мышления и действий высших руководителей некоторых крупных банков, масштабное использование ими находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за рамки собственно банковского дела.

Недостаточная жесткость надзорных требований.

Недостатки действующего законодательства, нерегулированность многих юридических аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов населения, организации процедур санирования, реструктуризации и банкротства банков.

Во многих банках плохо налажено управление рисками, нарушались размеры риска на одного заемщика. К обычным банковским рискам добавлялись риски, связанные с владением промышленными и другими предприятиями. Из всего этого следует вывод — причины кризиса накапливались задолго до его начала.

Целью программы является восстановление деятельности банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для активизации ее работы с реальным сектором экономики, повышение ответственности руководителей и собственников за результаты их деятельности по управлению банками.

Основными принципами реструктуризации банковской системы является минимизация государственных издержек при проведении процесса реструктуризации и максимально возможное сохранение имущества банковской системы Осуществление процесса реструктуризации предполагает равное отношение к защите интересов всех кредиторов и клиентов, выраженной в сокращении доли объема принадлежащего им банковского капитала и привлечении всех заинтересованных сторон к процедуре реструктуризации.

Решения о процедурах реструктуризации будут приниматься на основе комплексного анализа финансового положения проблемных кредитных организаций, перспектив их дальнейшей деятельности с учетом информации, полученной от кредитных организаций, в том числе и о качестве их активов, размере собственных средств.

Минимально необходимые затраты на рекапитализацию этой группы банков можно оценить в сумму, не меньшую чем 40 млрд. рублей. Ввиду ограниченности ресурсов на проведение реструктуризации банковской системы поддержка банков со стороны государства будет производиться постепенно, в течение определенного времени.

Программа реструктуризации должна учитывать и опыт других развивающихся рынков, где в основе подобных программ лежали четыре принципа, уже доказавшие свою действенность.

Ассоциация российских банков разработала «Национальную программу развития банковской системы РФ на период 2010-2020гг.»

В подготовке расчетов и обосновании прогнозов развития банковской системы принимали активное участие специалисты Сбербанка РФ, Банка Москвы, Росбанка, Агрохимбанка, Внешторгбанка, Российского банка развития, Метробанка, Газпромбанка, Альфа-банка, банка Зенит, Челябинвестбанка и других кредитных оргаизаций, а также компания «Прогноз», ученые Финансовой Академии при Правительстве РФ, Института государства и права РАН, Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Института банковского дела АРБ, Института экономики переходного периода.

Исходя из целей этой программы важное значение для банковской системы будет иметь также позиция по вопросам:

необходимой и желательной вовлеченности России в процессы глобализации, в том числе на рынках финансовых услуг;

будет ли осознана необходимость ускоренного развития и укрепления национальной банковской системы и сформирована стратегия «банкизации» страны;

способов и направлений решения демографических проблем страны, которые могут стать основным ограничителем экономического роста;

социальной политики, которая способствовала бы повышению качества «человеческого капитала», уменьшению социального расслоения населения и формированию широкого «среднего класса», который является одним из главных потребителей банковских услуг.

Очевидно, что достижение поставленных задач требует ускоренного развития банковского сектора, активность которого является ключевой детерминантой социально-экономического развития.

К сожалению, развернутых программных заявлений ведущих политических сил в отношении социально-экономического развития страны до 2020 года в настоящее время не существует, поэтому прогнозы возможной динамики основных показателей развития банковской системы России в период до 2010, 2020 годов неизбежно будут носить «объективистский» характер.

В их основе лежит предположение, что достижение Россией определенного уровня ВВП на душу населения «объективно требует» таких количественных и качественных параметров банковской системы, которые характерны для стран с аналогичным уровнем развития.

Предложено два сценария развития, исходя из них, можно ожидать, что в период 2006-2010 годов среднегодовые темпы прироста ВВП России в сравнимых ценах будут находиться в интервале от 5,9% до 4,8%, а в период 2011-2020 годов 6,8-4,9%. В текущих ценах темпы прироста будут существенно выше, что задает ориентиры для среднегодового прироста активов банковской системы в 13-24% для периода 2005-2010 и 8-13% для периода 2010-2020гг.

Соответственно, можно ожидать, что к 2010 году ВВП на душу населения составит 9,5- 8,4 тыс. долларов США при численности населения в 140 млн.

человек (по паритету покупательной способности ВВП России в 2004 году уже составлял 10,2 тыс. долларов США на душу населения), а к 2020 году 18,1- 13,8 тыс. долларов США при численности населения в 137 млн.

человек (ВВП на душу населения в ППС может составить 29-21 тыс. долларов США).

Для достижения темпов экономического развития, предусмотренных Инновационно-активным сценарием, необходимо, чтобы банковская система России в 2010 году достигла уровня таких восточно-европейских стран как сегодняшние Чехия, Венгрия, Польша. Для таких объемов экономики необходима достижение следующих параметров:

Активы / ВВП = 65-70%

Капитал / ВВП = 8-10%

В этом случае доля кредитов реальному сектору в ВВП возрастает до 40%. При таких предпосылках развития банковского сектора, обеспечивающего условия самоподдерживающегося развития, отечественная экономика выходит на траекторию инновационного роста.

Несмотря на прогнозируемое замедление темпов роста в интервале 2010-2015 г.г., к 2020 году ВВП на душу населения России может приблизиться к уровню США и Канады начала ХХI века.

В итоге ВВП в 2010 году вырос примерно на 5%. Структура ВВП продемонстрировала экономический рост в 2010 году, кторый обосновывается восстановлением запасов. Во втором и третьем квартале 2010 года рост запасов составил 25-30 %, то в четвертом, примерно 50%, исходя из предварительных данных Росстата.

От мер экономической политики, реализованных в стадии послекризисной стабилизации, во многом зависит качество экономического роста. К февралю 2009 г. в российской экономике закончилась активная фаза экономического кризиса и началась стабилизация, предшествующая фазе активного восстановления.

Меры экономической политики приобретают особую актуальность в фазе стабилизации, когда требуются системные мероприятия по обеспечению высоких темпов восстановления экономики и устойчивого долгосрочного развития.

Антикризисная программа правительства не сыграла той роли, которую могла бы сыграть. Программа оказалась неубедительной для тех, кто мог повлиять на исход кризиса. Тем не менее, меры, принятые правительством, при всех отягчающих последствиях избавили страну от иллюзий, поставили ее на почву реальности, оказавшейся намного менее благоприятной, чем казалось.

Сегодня на федеральном уровне принимаются различные меры для стабилизации ситуации, поддержки системообразующих финансовых и промышленных структур. Каждый видит свой выход из кризиса.

Как заявил премьер — министр Владимир Путин на первом заседании правительственной комиссии по вопросам регионального развития: «Именно малый бизнес способен активно генерировать новые рабочие места, новые точки роста, оказывать действенное влияние на диверсификацию и повышение эффективности экономики. Всё это сейчас крайне необходимо»

В «Деловой России» например считают, что этому процессу могли бы помочь некоторые льготы: возмещение предприятиям до 50% стоимости их затрат на НИОКР и внедрение инноваций в производство «из суммы всех налогов, уплачиваемых в бюджет в отчетном году; освобождение введенного в эксплуатацию нового оборудования от налога на имущество организаций в течение первых 3 лет его использования; снижение на 50% ставки налога на прибыль, реинвестированную предприятиями в развитие производства, в том числе в покупку иностранных и новых российских производственных активов и технологий» [ ]

На съезде «Единой России», который прошел 20 ноября, Владимир Путин внёс предложения по реформированию налогов. Крупнейший из них — снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%.

Плюс предоставление регионам право снижать ставку налога в рамках упрощенной системы налогообложения малого бизнеса — с 15% до5%. Кроме того, с 1 января 2009 года увеличен размер амортизационной премии — с 10% до 30%.

То есть предприятие сможет уменьшать платежи по налогу на прибыль фактически на треть вновь приобретенного оборудования.

Проанализировав текущее финансовое состояние отечественной экономики, представители банковского сообщества выражают готовность к дальнейшей конструктивной работе по оздоровлению финансового сектора.

В целом банкиры настроены оптимистично.

В свою очередь, представитель Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Олег Солнцев говорит о необходимости кардинальной реструктуризации самого финансового сектора и концептуальных изменений его стратегического развития. Как считает О.

Солнцев, экономическая модель, функционировавшая в период с 2004 по 2008 г.

, была изначально недостаточно сбалансированной по отношению импорта и экспорта, динамике расходов и доходов, а также сопровождалась ростом внешнего долга и наличием «пузырей» на рынке недвижимости.

Соответственно экономика нуждалась в развитии несырьевого экспорта и значительно большего участия банков в капиталах предприятий различных отраслей. При этом сами банки могут решить проблемы с ликвидностью только с помощью ценных бумаг, обеспеченных государством. [5стр.]

В качестве одного из механизмов преодоления кризиса глава Национальной Факторинговой Компании Михаил Трейвиш предлагает вывод на аутсорсинг наименее приоритетных направлений банковской деятельности.

По его мнению, работу с залоговыми портфелями дебиторской задолженности фактор-компании могут осуществлять более системно и качественно, чем универсально ориентированные банки, издержки которых по таким продуктам в последнее время очень возросли.

Аналогичные трудности возникают и в процессе взыскания задолженности по кредитам физических лиц. Это происходит из за того, что в текущих условиях у банков не хватает ресурсов и специалистов для ведения собственной работы с проблемной задолженностью.

Генеральный директор коллекторской компании «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елена Докучаева утверждает, что в среднем подготовка профессионального специалиста по взысканию долгов занимает не менее 3 месяцев, поэтому выполнение данных функций сугубо по совместительству сотрудниками банковских служб безопасности является неэффективной. [стр.5]

Что касается самих россиян основным признаком мирового финансового кризиса 22% россиян назвали высокую инфляцию. О таком его «симптоме», как банковский кризис, вспомнили 10% респондентов, нестабильность мировой экономики отметили 9%.

При этом для 9% опрошенных экономический кризис проходит бессимптомно, а у 39% этот вопрос вызвал затруднения.

Источник: https://studwood.ru/1234342/bankovskoe_delo/mery_pravitelstva_preodoleniyu_krizisa

Studio-pravo
Добавить комментарий