2.1.3. Взаимное признание: Способность самоопределения предполагает изучение способности

Содержание
  1. Понятие профессионального самоопределения
  2. Галина Резапкина :
  3. Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»
  4. Ход лекции
  5. Самоопределение личности
  6. Что такое самоопределение личности
  7. Какие виды самоопределения изучают исследователи
  8. Самоопределение подростков
  9. Что такое профессиональное самоопределение личности
  10. Тест по педагогической психологии
  11. Опыт создания условий воспитания и развития личности
  12. Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников
  13. а/ Позитивная «Я-концепция»
  14. б/ Развитость рефлексивных способностей
  15. Описание модели педагогической деятельности
  16. 1 этап — ориентировочный
  17. 2 этап — вступление в эмоциональной контакт с ребенком
  18. 3 этап — выяснение сути проблемы
  19. Задачи педагога:
  20. 4 этап — самоопределение в проблемной ситуации
  21. 5 этап — новые перспективы
  22. 6 этап — выбор новой стратегии
  23. 7 этап — воплощение планов
  24. 8 этап — рефлексия

Понятие профессионального самоопределения

2.1.3. Взаимное признание: Способность самоопределения предполагает изучение способности

Самоопределения

11.1. Понятие профессионального самоопределения

11.2. Психологические пространства профессионального и личностного самоопределения

11.3. Типы и уровни профессионального самоопределения

Понятие профессионального самоопределения

Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореали­зация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание.Самоопределение личности,личнОстное самоопределение – самоут­верждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе.

Про­фессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения[1].

Процесс профессионального самоопределения– это действия мо­лодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требова­ниям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя спо­собностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений[2].

Е.А. Климов выделяет два уровня профессионального самооп­ределения:

1) гностический – перестройка сознания и самосозна­ния;

2) практический – реальные изменения социального статуса человека.

Этот процесс обусловлен проявлениями внутренних ресурсов, сил, установок на пути профессионального становления личности и ее развития.

Профессиональное самоопределе­ние человека в мире профессий и на профессиональном пути является личным и личностным аспектом формирова­ния профессионала.

Проблему самоопределения личности следует рассматривать в контексте не только юношеского возраста или выбора профессии, но и в более широком смысле, в связи с вопросами профессионального развития личности.

Профессиональное самоопределение является много­мерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

— как серию задач, которые ставит общество перед лич­ностью и которые ей следует решать;

— как процесс поэтапного принятия решения, посред­ством которого человек формирует баланс между соб­ственными предпочтениями, интересами, целями и требованиями трудовой деятельности, потребностями общества и т. п.;

— как процесс формирования личности профессионала, его индивидуального стиля и оценки деятельности.

С этих позиций профессиональное самоопределение трактуется как «Я-концепция» индивида, отражающая его понимание, переживания и намерения, предметные дей­ствия в профессиональной деятельности (В.А. Бодров[3]).

Перечисленные выше целевые функции профессионального самоопределе­ния по своей сути являются критериями оценки професси­ональной пригодности.

Профессиональное самоопределение предполагает фор­мирование субъекта, обладающего высокой мобильностью, широкой ориентацией в мире профессионального труда, не ограничивая возможности личностного развития, то есть отражает единство жизненного (профессионального) и лич­ностного самоопределения.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора профессии, но динамическая процедура формирования профессионала на всем жизненном пути.

По мнению Н.С. Пряжникова, в настоящее время все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам этой проблемы.

Профессиональное и личностное самоопределение имеют очень много общего, а в высших своих проявлениях они почти сливают­ся.

Если же попытаться развести их, то можно выделить два прин­ципиальных отличия междупрофессиональным и личностным са­моопределением:

Профессиональное самоопределение Личностное са­моопределение
• более кон­кретное, его проще оформить официально (получить диплом и т.п.); • больше за­висит от внешних (благоприятных) условий • более сложное по­нятие (диплом «на личность», по крайней мере, психически здо­ровым людям, пока еще не выдают); • зависит от самого человека, и часто именно плохие усло­вия позволяют кому-то проявить себя по-настоящему (герои по­являются в переломные эпохи)

Поэтому личностное самоопределение в благополучные эпохи, с одной стороны, все-таки предпочти­тельнее, но, с другой стороны, и намного сложнее, чем в труд­ные, «героические» периоды развития общества, поскольку в эпоху относительного благополучия подлинное личностное самоопре­деление часто обрекает человека на настоящее одиночество, не­понимание и даже осуждение со стороны окружающих. Именно поэтому призывать или как-то «формализовать» психологическую помощь в личностном самоопределении нежелательно. Лучше ос­торожно проводить ее на фоне более привычной и понятной для большинства людей работы по профориентации (профессиональ­ному самоопределению).

профориентация– широкий, выходящий за рамки только педагогики и психологии, комплекс мер по оказанию помощи в выборе про­фессии, куда входит и профконсультация[4].

ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ – индивидуально ори­ентированная помощь в профессиональном самоопределении[5].

КАРЬЕРА (франц. carriere) – 1) успешное продвижение в какой-либо области деятельности; 2) род занятий, профессия[6].

КАРЬЕРА – путь к успеху, видному положению в обществе, на служебном поприще, а также самое достижение такого положения[7].

КАРЬЕРА (по Дж. Сьюперу[8]) – определенная после­довательность и комбинация ролей, которые человек выполняет в течение своей жизни (ребенок, учащийся, отдыхающий, работ­ник, гражданин, супруг, хозяин дома, родитель)[9].

Профессиональный выбор –это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, ко­торый может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем слу­чае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Дж. Сьюпер считает, что в течение жизни (карьеры) человек вы­нужден совершать множество выборов (сама карьера рассматри­вается как «чередующиеся выборы»).

Во многих исследованиях проблема самоопределения рассматривается как поиск смысла (целостно-смысловой ас­пект проблемы), и в этом плане самоопределение является личностным новообразованием, связанным с формировани­ем внутренней позиции, построением жизненных планов, выбором профессии, определением смысла собственного существования. Личностное самоопределение отражает по­требность в формировании смысловой системы, в которой слиты представления о себе и мире, оно ориентировано в будущее и связано с содержательным конструированием че­ловеком своего жизненного поля. Рассмотрим некоторые варианты смысласамоопределения:

ü поиск такой профессии и работы, ко­торая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т. е. в соответствие с затраченны­ми усилиями (или в соответствие с вкладом человека в общество);

ü повышение чувства собственного достоинства, собственной значимости;

ü стремление к элитарности, которое в профессиональном само­определении предполагают не только «престиж» и «высокий зара­боток», но и действительно творческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы и ценности. Пробле­ма лишь в том, как разобраться, где подлинные ценности, а где мнимые, где элита, а где – псевдоэлита.

Обобщая проведенный анализ профессионально­го становления личности, выделим основные моменты этого процесса[10]:

1. Профессиональное самоопределение – это изби­рательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии.

2. Ядром профессионального самоопределения явля­ется осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профес­сиональной деятельности и социально-экономи­ческих условий.

3. Профессиональное самоопределение осуществля­ется в течение всей профессиональной жизни: лич­ность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждает­ся в профессии.

4. Актуализация профессионального самоопределе­ния личности инициируется разного рода событи­ями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, по­вышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др.

5. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологи­ческой зрелости личности, ее потребности в са­мореализации и самоактуализации.

11.2. Психологические пространства профессионального

и личностного самоопределения

Для теории и практики профессионального самоопределения важно выделить те «пространства выбора», в которых нередко оказываются самоопределяющиеся люди и которые не всегда са­ми могут осознавать «что» и «из чего» они вообще выбирают.

Иногда профконсультационная помощь клиенту может заклю­чаться и в своеобразном информировании его об имеющихся «пространствах» самоопределения, что создает ориентировочную основу действий самоопределяющегося человека.

Прежде чем назвать основные ориентирысамоопределяющегося человека, представим основ­ные понятия, которые так или иначе связаны с планированием жизненных и профессиональных перспектив человека.

Как уже отмечалось, профессиональное самоопределение – это не только выбор конкретной профессии, но часто и выбор всей жизни.

Напомним, что и за рубежом близкое понятие «карь­ера» предполагает постоянную смену различных жизненных ро­лей и выполнение этих ролей (по Дж. Сьюперу).

Таким образом, часто человек выбирает не только данную про­фессию, но нечто более важное (то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни).

Рассматривая проблемы построения человеческой судьбы, Э. Берн[11] выделял жизненные сценарии и жизненные стратегии.

жизненные сценарии – это программы поступатель­ного развития, выработанные в раннем детстве под влиянием ро­дителей и определяющие поведение индивида в важных аспектах его жизни. Сценарии охватывают всю жизнь человека в подроб­ностях, а стратегии рассматриваются как общие представления о человеческой жизни.

Основные типы сценариев (по Э. Берну):

ü «никогда не де­лаю»;

ü «делаю всегда»;

ü «ни разу не делал раньше»;

ü «не буду делать (сделаю потом)»;

ü «делаю вновь и вновь»;

ü «буду делать до тех пор, пока уже невозможно будет сделать».

На основе выделения этих сценариев были выведены следующие три типа людей: победите­ли

непобедители

неудачники.

Э. Берн приводит примеры этих типов, связывая их с определенными «играми», из которых не­редко и состоит жизнь многих людей:

Типы людей «Игры»
Неудачник • «Бесприданница», где самим человеком заранее определяется, что с него взять нечего; • «Сизиф» или «начни снача­ла»
Непобедитель • «Кому я нужен»
Победитель • «Я прав!»; • «Если не так, то иначе!»

При этом Э. Берн отмечал, что «сценарии возможны потому, что большинство людей не понимают, что делают», при этом понимать – это «выйти из-под власти сценариев». Можно добавить к этому, что понимать – значит научиться стро­ить перспективы своего профессионального и личностного развития самому (!), не быть игрушкой в руках судьбы.

Профконсультанту важно уточнить для себя и такие понятия, как стиль и образ жизни, поскольку, как уже отмечалось, мно­гие люди выбирают не столько профессии, сколько определен­ный образ жизни и жизненный стереотип.

Стиль жизни– это тип поведениялюдей, где акцент делается на субъективной и динамической стороне жизни отдельного чело­века.

Образ жизни– это комплексное рассмотрение жизнедеятельности(труд, быт, обще­ственная жизнь), часто связанное с рассмотрением качества жиз­ни отдельного человека, социальной группы, общества в целом.

В социальной психологии выделены и такие важные для проф-консультирования понятия, как социальные роли и социальные стереотипы.

Социальная роль – это социальная функ­ция личности, его место в определенной сообщности людей(роль лидера, отверженного и т.п.).

Социальный стереотип – это схематизированное представление о каком-либо соци­альном объекте(о человеке, о социальной или профессиональной группе).

Интересными, хотя и нетрадиционными для теории и прак­тики профконсультирования, являются выделенные еще К.Г. Юнгом[12] архетипы.

архетип – коллективное бессознательное (К.Г. Юнг выделяет сознание, личное бессозна­тельное и коллективное бессознательное),некие мифологические фигуры, образы, усредненный опыт пережива­ний многих поколений, который «в процессе истории повторя­ется там, где свободно проявляется творческая фантазия» дан­ного человека.

При этом «каждый шаг к более высокой созна­тельности», означающий «исполнение задачи, которую он об­наружил в своем мире» и связанный с «добродетельностью» и «дельностью» в лучшем смысле этого слова, означает отдаление человека от общего бессознательного толпы, но одновременно делает его более «одиноким», непонятым и часто вызывает со­мнения и подозрения со стороны обычных людей. Ины­ми словами, «прорыв бессознательного» (в частности, коллек­тивного бессознательного) может расширить возможности са­моопределения человека в мире, но может и осложнить для него жизнь.

Для дальнейшего рассмотрения «пространств» самоопределе­ния можно выделить более конкретные варианты выборов, где как бы конкретизируются те или иные социальные и профессио­нальные стереотипы, жизненные сценарии и т. п. Типологии профессионального и лично­стного самоопределенияможно рассматривать в свете признаков, по которым классифицируют профессии (вспомните признаки классификации профессий из лекции 6).

За рубежом на сегодняшний день наиболее известна и попу­лярна типология Дж. Голланда[13] (Дж. Холланда), основанная на сопоставлении типов личностиитипов профессиональной среды:

1) реалисти­ческий тип (техника, мужские профессии) – Р;

2) интеллекту­альный тип – И;

3) социальный – С;

4) конвенционный (знако­вые системы, требующие структурированности) – К;

5) пред­принимательский – П;

6) артистический – А.

Предполагается, что определенному личностному типу должен соответствовать свой тип профессиональной среды, что и обеспе­чивает более полноценную реализацию работника в своем труде. В таблице представлены примерные соотношения типов личнос­ти и типов профессиональной среды

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_324118_ponyatie-professionalnogo-samoopredeleniya.html

Галина Резапкина :

2.1.3. Взаимное признание: Способность самоопределения предполагает изучение способности

On-line самодиагностика «Эрудит»

Инструкция. Вы должны выполнить четыре серии заданий, содержащих по двадцать вопросов. Каждой вопрос имеет только один правильный ответ. Ориентировочное время, которое вы можете затратить на каждую серию – 8-10 минут.

Перед выполнением каждой серии заданий необходимо внимательно прочитать инструкцию. Ответы следует записывать справа от номера вопроса.

Если не знаете ответа, не старайтесь его угадать – поставьте прочерк в соответствующей клетке бланка и переходите к следующему вопросу.

Задание 1. Даны три слова. Первое и второе слово связаны по смыслу. Из четырех вариантов выберите слово, связанное по смыслу с третьим.

Рядом с номером задания запишите букву, соответствующую выбранному слову. Например, конструктор – самолет = писатель – … а) читатель, б) книга; в) библиотека; г) литература.

Конструктор создает самолет, писатель создает книгу. Правильный ответ – б) книга.

  1. Рабовладельцы – капиталисты = рабы – …
      а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наёмные рабочие; г) пленные.
  2. Богатство – бедность = крепостная зависимость – …
      а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) неравенство; г) частная собственность.
  3. Первобытный строй – рабовладельческий строй = рабовладельческий строй – …
      а) социализм; б) капитализм; в) демократия; г) феодализм.
  4. Роза – цветок = капиталист – …
      а) эксплуатация; б) рабочие; в) капитализм; г) класс.
  5. Война – смерть = частная собственность – …
      а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы.
  6. Стихотворение – поэзия = рассказ – …
      а) проза; б) писатель; в) повесть; г) предложение.
  7. Старт – финиш = пролог – …
      а) заголовок; б) введение; в) кульминация; г) эпилог.
  8. Роман – глава = стихотворение – …
      а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм.
  9. Числительное – количество = глагол – …
      а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи.
  10. Глагол – спрягать = существительное – …
      а) изменять; б) образовывать; в) употреблять; г) склонять.
  11. Колумб – путешественник = землетрясение – …
      а) природное явление; б) образование гор; в) извержение; г) жертвы.
  12. Север – юг = осадки – …
      а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха.
  13. Папоротник – спора = сосна – …
      а) шишка; б) семя; в) растение; г) ель.
  14. Растение – стебель = клетка – …
      а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент.
  15. Понижение атмосферного давления – осадки = антициклон – …
      а) ясная погода; б) циклон; в) гроза; г) влажность.
  16. Фигура — треугольник = состояние вещества – …
      а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода.
  17. Прямоугольник – плоскость = куб – …
      а) сторона; б) ребро; в) высота; г) объем.
  18. Диаметр – радиус = окружность – …
      а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) круг.
  19. Холодно – горячо = движение – …
      а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие.
  20. Слагаемые – сумма = множители – …
      а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.

Задание 2. Даны четыре слова, три из которых объединены общим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Например, в ряду а) корова; б) лошадь; в) собака; г) волк три слова обозначают домашних животных, а четвертое – дикого. Значит, правильный ответ – г) волк.

  1. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.
  2. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) техника.
  3. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов.
  4. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.
  5. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.

  6. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.
  7. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ.
  8. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев.
  9. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог.

  10. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) сказание.
  11. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас.
  12. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость.
  13. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.

  14. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия.
  15. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал.
  16. а) парабола; б) гипербола; в) ломаная; г) прямая.
  17. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак.
  18. а) длина; б) метр; в) масса; г) объём.

  19. а) скорость; б) колебание; в) вес; г) плотность.
  20. а) круг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треугольник.

Задание 3. Определите, что общего у этих понятий, и выберите из четырех вариантов ответа тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки. Например,сосна – ель а) растения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья.

Правильный ответ – г) хвойные деревья, потому что он точнее всего отражает особенности этих понятий.

  1. Феодализм – капитализм
      а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство; г) общественный строй.
  2. Радио – телевидение
      а) способы передачи информации; б) средства массовой информации; в) достижения науки; г) формы воздействия на людей.
  3. Наука – искусство
      а) виды творчества; б) интеллект; в) культура; г) области человеческой деятельности.
  4. Школа – институт
      а) образование; б) здания; в) учебные заведения; г) способы получения знаний.
  5. Монархия – демократия
      а) государственный строй; б) формы правления; в) правительство; г) устройство общества.
  6. Сказка – былина
      а) литературный жанр; б) выдумка; в) устное народное творчество; г) литературное произведение.
  7. Пролог – кульминация
      а) литературный прием; б) элементы литературного произведения; в) художественные средства; г) способы изложения.
  8. Глагол – прилагательное
      а) главные члены предложения; б) части речи; в) второстепенные члены предложения; г) лингвистические термины.
  9. Классицизм – романтизм
      а) стиль; б) жанры; в) художественный стиль; г) направления в искусстве.
  10. Определение – обстоятельство
      а) члены предложения; б) части речи; в) виды предложений; г) уточняющие слова.
  11. Азия – Африка
      а) страны; б) континенты; в) материки; г) части света.
  12. Сердце – артерия
      а) органы кровообращения; б) анатомия; в) система кровообращение; г) органы тела.
  13. Облачность – осадки
      а) природные явления; б) дождь; в) погода; г) атмосферные явления.
  14. Жиры – белки
      а) биологические вещества; б) микроэлементы; в) органические вещества; г) химический состав тела.
  15. Канал – плотина
      а) гидроэлектростанции; б) водные сооружения; в) водоемы; г) водные преграды.
  16. Сумма – произведение
      а) математические термины; б) вычисления; в) результаты математических действий; г) результаты вычислений.
  17. Газ – жидкость
      а) молекулы; б) состояние; в) химическое вещество; г) агрегатное состояние вещества.
  18. Дифракция – интерференция
      а) волновые явления; б) характеристики световой волны; в) природные явления; г) физические термины.
  19. Ампер – вольт
      а) электричество; б) физические величины; в) единицы измерения электрического тока; г) ученые-физики.
  20. Синус – косинус
      а) квадратичные функции; б) тригонометрические функции; в) четные функции; г) нечетные функции.

Задание 4. Числа в каждом ряду расположены по определённому правилу. Вы должны понять эту закономерность и записать в шестой колонке бланка ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять арифметические действия.

61.691215182123
62.9171513
63.23568911
64.10129118107
65.1368161836
66.3469131824
67.15131612171118
68.1248163264
69.12510172637
70.14916253649
71.128643216842
72.12615315692
73.31241813964
74.25512763311573
75.34817335894
76.47393226211714
77.174171575418155
78.54191814692
79.30129449441184
80.2346489698196198

Обработка результатов. Обработка заключается в подсчете правильных ответов и предполагает количественный и качественный анализ ответов. Каждый правильный ответ оценивается в один балл (выделен жирным шрифтом). Максимальный результат по тесту – 80 баллов.
Качественный анализ результатов выявляет уровень усвоения школьных понятий различных учебных циклов.

Первые пять (1–5) строк бланка занимают вопросы социально-экономической направленности (история, обществоведение) (И-О),
следующие пять (6–10) – вопросы филологии (Ф),
с 11 по 15 – естественнонаучного цикла (Е-Н),
с 16 по 20 – физико-математического цикла (Ф-М).

Уровень сформированности основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количества правильных ответов по четырем сериям:
1 – «Установление аналогий» (А),
2 – «Классификация» (К),
3 – «Обобщение» (О),
4 – «Поиск закономерностей» (З).

Примечание.

Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы и сформированности основных мыслительных процессов учащихся.

Она состоит из четырех серий заданий, выявляющих способности к установлению аналогий, классификации, обобщению и поиску закономерностей на основе понятий физико-математического, естественнонаучного, общественного и гуманитарного учебного цикла. Задания четвертой серии направлены на изучение способности к анализу и синтезу знаковой информации.

Время выполнения всего теста — 40 минут. По результатам тестирования класс подразделяется на пять групп:

    1) наиболее успешные – 10% от общего числа испытуемых; 2) близкие к успешным – 20% от общего числа испытуемых; 3) средние по успешности – 40% от общего числа; 4) мало успешные – 20 % от общего числа; 5) наименее успешные – 10 % от общего числа испытуемых.

Результаты диагностики могут учитываться при комплектовании профильных классов.

Источник: http://metodkabi.net.ru/index.php?id=ms_9

Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»

2.1.3. Взаимное признание: Способность самоопределения предполагает изучение способности

Ирина Алексеевна Началова
Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»

Педагог – психолог, методист Началова И. А.

Лекция для учащихся «Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении»

Цели лекции:

1. Дать определения понятий «профессиональный «интерес», «склонности», «задатки»«способности»; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей.

2. Развивать умение осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов, склонностей и способностей.

3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей

Ход лекции

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор профессии, являются интересы и склонности.

Интересы — это побуждения познавательного характера.

Интересы обусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении, общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности, материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.

Профессиональный интерес — эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Интересы различают:

1. по содержанию (например, музыкальные, технические);

2. по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);

3. по глубине (глубокие или поверхностные);

4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.

Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо.

Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов.

Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.

Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т. е.

не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует.

Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать».

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности.

Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Эффективность профессиональной деятельности зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.

Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков.

Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей).

Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора.

Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов и комбинировать их нужна математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения.

Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей.

Они прояв-ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодействии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Виды способностей

В любой профессии общие и специальные способности должны сочетаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности.

Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности.

Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.

Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности.

Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)

Литературные Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков

Технические Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т. п.

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

Художественные Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность

Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.

Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности.

Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.

Интернет-ресурсы по данной теме:

http://www.nesterova.ru/cgi-bin/proftest/proftest.

cgi?view=O — тест, в котором надо ответить на четыре группы вопросов (всего 64 вопроса): 1) люди и общество; 2) технологические процессы и системы; 3) общение и искусство; 4) наука и техника.

После ответов на вопросы компьютер обрабатывает результаты теста и выдает список наиболее подходящих для тестируемого специальностей и соответствующую сферу деятельности.

1. Закрепление знаний учащихся

1.1 Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?

1.2 В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?

1.3 Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?

1.4 Чем отличаются профессиональные склонности от профессиональных интересов7

1.5 Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?

1.6 Как вы думаете, от каких условий зависит развитие способностей?

1.7 Каким образом в профессиональном самоопределении учитываются общие и специальные способности?

2. Физкультминутка

2.1 Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.

2.2 Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.

2.3 Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.

3. Практическая работа «Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик»

«Дифференциально- диагностический опросник» (ДДО,

«Коммуникативно-организаторские склонности» (КОС,

«Методика определения профессиональных интересов и направленности личности»,

«Карта интересов»

3.1 Вводный инструктаж

3.2 Самостоятельная работа учащихся

3.3 Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

3.3.1 Формирование новых умений: проверка организованности начала работы учащихся;

3.3.2 Усвоение новых знаний: проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД);

3.3.3 Целевые обходы:

инструктирование учащихся по выполнению задания;

оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

контроль за бережным отношением учащихся к средствам обучения;

рациональное использование учебного времени учащимися.

3.3.4 Заключительный инструктаж:

анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

разбор типичных ошибок учащимися;

вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

7. Подведение итогов урока учителем

сообщение учителя о достижении целей урока;

объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся;

сообщение о теме следующего урока;

задание учащимся на подготовку к следующему уроку.

8. Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

9. Уборка рабочих мест

Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между названиями и определениями специальных способностей.

Технические Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания

Математические Способности к литературной деятельности, овладение языками

Педагогические Творческое воображение, образное мышление

Организаторские Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми

Литературно-лингвистические Умение логически мыслить, анализировать, обобщать

Способности к искусствам Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.

Задание: необходимо вставить в предлагаемых определениях пропущенные слова.

1. Под интересом понимается. познавательная. человека на той или иной.

2. Склонность —. заниматься определенной., постоянно. знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельности.

3. Способности — любые индивидуально-психологические. человека, помогающие. в какой-либо деятельности и приводящиеся к знаниям, навыкам.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-516875.html

Самоопределение личности

2.1.3. Взаимное признание: Способность самоопределения предполагает изучение способности

  • Кем стать?
  • Где учиться?
  • Как расти?
  • Что пробовать?

ico 28.11.2018 Читать: 3 мин.

Каждый день мы помогаем подросткам и взрослым в выборе профессии.

Но более научно и точно называть этот процесс помощью в профессиональном самоопределении личности. Начиная с подросткового возраста, человек задумывается – Кто я? Какое мое место в этом мире? Что я собой представляю? Что я могу? Чего я хочу? Самоопределение – довольно сложное понятие.

Давайте разбираться.

Что такое самоопределение личности

Самоопределение личности — это сознательный самостоятельный выбор человеком жизненного пути и позиций, которых он придерживается в различных ситуациях. Выбор ценностей, нравственных норм, профессии, религии, условий жизни. В процессе мы отвечаем себе на два вопроса: «Кем быть?» и «Каким быть?».

О самоопределении можно говорить только тогда, когда у человека есть свобода выбора. Еще лет 150 назад у наших прапра…прабабушек и дедушек было мало возможностей свободно выбирать вид деятельности, религию и условия жизни. Да и до сих пор, конечно, мы не может говорить об абсолютной свободе самоопределения.

Сложно стать католиком, если родители исповедуют православие. Трудно поступить в Гарвард, если ты родился в малообеспеченной вологодской семье. Но, к счастью, это все же возможно. Как считал знаменитый психолог Сергей Рубинштейн, внешние причины действуют только через внутренние условия.

А Уолт Дисней говорил на это: «Все наши мечты могут стать реальностью, если у нас хватит смелости следовать им до конца».

Какие виды самоопределения изучают исследователи

Самоопределение личности обсуждается во всех гуманитарных науках — психологии, философии, социологии, педагогике и пр. Исследователей интересуют разные аспекты выбора.

    Социальное самоопределение — осознанная принадлежность к социальным группам и следование социальным нормам. Болельщик «Спартака»? Любительница классического балета? Хипстер? Вор в законе? ✔ Гражданское самоопределение — позиция гражданина. Как я отношусь к своей стране и что для нее готов сделать? ✔ Общественно-политическое самоопределение — приверженность политическим взглядам и партиям. Консерватор? Либерал? Или за полную анархию? ✔ Профессиональное самоопределение — сознательный выбор профессии и дела жизни. Хочу быть актером? Врачом? Руководителем? Иметь собственный бизнес? ✔ Религиозное самоопределение — приверженность конкретной религии и отношение к другим конфессиям. Считаю ли я себя толерантным? ✔ Семейное самоопределение — представление о модели семьи и отношений в ней. Хочу ли я жениться и заводить детей? Можно ли прожить в браке с одним человеком всю жизнь? ✔ Внутригрупповое самоопределение — осознание своей роли внутри социальной группы. Я лидер или ведомый? Могу ли я влиять на других членов группы?

Даже литература включается в дискуссию о самоопределении. Интересно, что вся литература нового и новейшего времени построена на проблемах персонажей с личностным самоопределением.

Евгений Онегин, Жюльен Сорель, Дориан Грей, Илья Обломов, Мадам Бовари, Родион Раскольников, Анна Каренина, Григорий Мелехов, Юрий Живаго — любой персонаж психологического романа испытывает трудности с определением жизненной позиции.

О каком самоопределении идет речь в романе «Анна Каренина»? А в «Преступлении и наказании»? Поэтому рассматривать урок литературы стоит не только с точки зрения расширение кругозора, но и с точки зрения расширения эмоционального опыта подростков.

Книга дает возможность моделировать непривычные социальные и психологические ситуации и взвешивать — а как я поступил бы на месте персонажа?

Самоопределение подростков

С какого возраста можно говорить о самоопределении? Даже ребенок-дошкольник может сознательно выбирать модели поведения: я буду капризничать для того, чтобы… Но актуальным этот вопрос становится в юношеском возрасте, когда подросток получает всю полноту выбора, а точнее «сталкивается» с ней, потому что уже пора выбирать. Сигналом того, что подросток «самоопределился», становится то, что он сам принимает решения о выборе и несет за них ответственность. То есть, не винит родителей, если что-то пошло не так.

Из всех типов самоопределения для подростка на первый план выходит социальное и внутригрупповое. Он ищет свое место среди сверстников в классе, в спортивной секции или хоре, во дворе.

Самоопределение — это важнейший этап взросления. Самоопределившийся подросток — это значит социально зрелый подросток, готовый к взрослой жизни. Именно такую личность стремятся воспитать родители.

Этапы самоопределения подростка:
① Осознает себя частью общества, в котором действуют социальные нормы, ценности и оценки.
② Сравнивает себя с другими и «примеряет» на себя требования действительности.
③ Оценивает себя.

④ Учится выбирать социальную роль, гражданскую позицию, ценности, профессию.

В западной психологии процесс личностного самоопределения называется формированием идентичности. Этот термин подчеркивает, что для взросления человеку необходимо научиться отделять себя от окружающего мира, понимать свою уникальность и находить свое место во внешнем мире.

Что такое профессиональное самоопределение личности

Профессиональное самоопределение наступает вслед за социальным. Термин «профессиональное самоопределение» используется как синоним слову «профориентация». Хотя можно провести тонкую грань между этими словами.

Когда мы говорим о «профориентации молодежи», молодежь выглядит пассивным объектом, к которому применяют профориентационные методики. А в «профессиональном самоопределении» явно чувствуется активность человека, который находится в процессе самоопределения.

Поэтому психологи предпочитают говорить именно о профессиональном самоопределении старшеклассников.

В современной школе этап выбора профессии длится с 14 до 18 лет. Старшекласснику важно представить, какое место на рынке труда он хочет и готов занять. Чтобы немного «оттянуть» профессиональное самоопределение до 20 лет, можно выбрать фундаментальное образование. В этом случае момент принятия решения наступает примерно на 3-м курсе, в период выбора специализаций.

Как и любой другой тип самоопределения, выбор профессии требует серьезной интеллектуальной работы и активного поиска. Специалисты в профориентации используют термин «готовность к профессиональному самоопределению». Это заинтересованность и способность человека сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

Уровень готовности вполне можно оценить с помощью профдиагностических методик. Чтобы понять готов ли подросток к самоопределению, важно оценить разные внутренние и внешние показатели.

    1. Внутренняя готовность (субъективная). Источником формирования внутренней готовности является сам субъект самоопределения. К факторам внутренней готовности относятся:
      a. Понимание себя: адекватная самооценка своих способностей, учебно-профессиональных достижений, интересов, черт характера, осознание образа «Я» в контексте профессионального самоопределения.b. Ответственность, или «автономность» (термин А.П. Чернявской): понимание того, что профессиональный выбор необходимо делать самостоятельно, без давления родителей, друзей, преподавателей, а также нести ответственность за него в дальнейшем.c. Эмоциональный настрой: мотивы выбора профессии, положительное отношение к профессиональной деятельности и необходимости обучения, жизненный оптимизм, эмоциональная уравновешенность и переносимость неудач.

    2. Информированность: получение необходимой для профессионального самоопределения информации из внешних источников. Какие типы информации требуются подростку, желающему выбрать профессию:

      a. Знание профессий и сфер деятельности: осведомленность о работе специалистов конкретных профессий, их условиях труда и уровне зарплат; знание профнаправлений и отраслей экономики; знание о востребованности профессий сейчас и о профессиях будущего; понимание современных особенностей и тенденций на рынке труда.b. Знание систем образования: осведомленность о высшем и среднем профессиональном образовании в своем регионе и стране, возможностях обучения за границей, знание правил поступления, сроках и особенностях обучения.c. Отсутствие мифов и заблуждений о выборе профессии: понимание того, что профессиональная траектория изменчива и не выбирается «раз и навсегда», понимание того, что нет профессий, которые напрямую приводят к богатству или успеху.

    3. Факторы принятия решения: жизненные установки человека, которые влияют на выбор профессии:

      a. Выбор образования: сформированность ценностей и склонностей в выборе вуза, колледжа, техникума или другого типа образования, установки на выбор образования по продолжительности обучения и стоимости.b. Согласованность выбора: соответствие мнения человека о выборе профессии с мнением окружения – родителей, друзей, преподавателей; учет потребностей общества и рынка труда при выборе профессии.c. Определенность выбора: выявленные склонности к конкретной профессии или предпринятые ранее шаги на пути выбора профессии.

Тестирование покажет, насколько серьезно старшеклассник подходит к вопросу выбора будущего, насколько активна его жизненная позиция. Желаем вам научиться принимать взвешенные решения и воплощать мечты в жизнь!

Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиональном становлении, подпишитесь на нашу рассылку.

Вернуться к списку статей

Источник: https://proforientator.ru/publications/articles/samoopredelenie-lichnosti.html

Тест по педагогической психологии

2.1.3. Взаимное признание: Способность самоопределения предполагает изучение способности
Страница 1 из 2Страница 2 из 2

  • 1. о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности
  • 2. о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания
  • 3. о структуре и закономерностях протекания процесса учения
  • 4. изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
  • 1. содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения
  • 2. формирование умений и навыков
  • 3. содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения
  • 4. овладение социокультурным опытом.

  • 1. процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков
  • 2. процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику
  • 3. предпринимаемые учеником учебные действия
  • 4. процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
  • 1. научение
  • 2. учение
  • 3. обучение
  • 4. обученность.
  • 1. принцип социального моделирования
  • 2. принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач
  • 3. принцип личностно — деятельностного подхода
  • 4. принцип установления связи между стимулами и реакциями
  • 5. принцип упражняемости.
  • 1. воспроизведение
  • 2. понимание
  • 3. узнавание
  • 4. усвоение.
  • 1. методы педагогики
  • 2. методы общей психологии
  • 3. обучающий эксперимент
  • 4. обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии.
  • 1. не подразумевает обучение
  • 2. требует специальных лабораторных условий
  • 3. предполагает — планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий
  • 4. ориентирован на развитие познавательных процессов.
  • 1. отождествляя процессы обучения и развития
  • 2. полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка
  • 3. полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
  • 1. низкий уровень знаний
  • 2. недостаточно развитые познавательные процессы учащихся
  • 3. недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
  • 1. развитие ученика как субъекта учебной деятельности
  • 2. достижение высокого уровня обученности учащихся
  • 3. формирование умственных действий и понятий
  • 4. развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
  • 1. учебной задачи и учебных действий
  • 2. мотивационного, операционного и регулирующего компонентов
  • 3. работы познавательных процессов
  • 4. действий внутреннего контроля и оценки.

  • 1. потребность изменить социально-статусную позицию в общении
  • 2. потребность получать одобрение и признание
  • 3. стремление соответствовать требованиям преподавателей избежать наказания
  • 4. стремление приобрести новые знания и умения.
  • 1. организация обучения от частного к общему
  • 2. логика восхождения от абстрактного к конкретному
  • 3. овладение большой суммой знаний
  • 4. принцип усвоения логических форм.
  • 1. отсутствие четких критериев контроля знаний
  • 2. недостаточное развитие самостоятельности учащихся
  • 3. отсутствие индивидуального подхода к обучению
  • 4. недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
  • 1. программированного обучения
  • 2. проблемного обучения
  • 3. теории поэтапного формирования умственных действий и понятий
  • 4. традиционного обучения.
  • 1. материальное действие
  • 2. создание ориентировочной основы действия
  • 3. речевую форму выполнения действия
  • 4. внутреннюю речь.
  • 1. овладение основными навыками чтения и счета
  • 2. развитие у ребенка мелкой моторики
  • 3. желание ребенка ходить в школу
  • 4. зрелость психических функций и саморегуляция
  • 5. наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
  • 1. существующим уровнем знаний и умений учащегося
  • 2. способностью учителя научить ребенка
  • 3. психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения
  • 4. зоной актуального развития учащегося.
  • 1. :
  • 2. восприятие
  • 3. мотивация
  • 4. внутренний план действия
  • 5. сравнение
  • 6. рефлексия
  • 7. внимание
  • 8. теоретический анализ.
  • 1. взаимодействие учащихся в процессе обучения
  • 2. процесс взаимодействия педагога с учеником
  • 3. процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.
  • 1. определение уровня фактического исполнения учебного действия
  • 2. осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения
  • 3. развитие мотивационной сферы учащегося.

  • 1. предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям
  • 2. усвоением нравственных знаний и форм поведения
  • 3. умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.
  • 1. любовь к детям
  • 2. система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя
  • 3. желание освоить профессию педагога.
  • 1. академических способностей 6) перцептивных способностей
  • 2. дидактических способностей.
  • 1. педагогической направленностью
  • 2. педагогической деятельностью
  • 3. педагогическим общением
  • 4. педагогической компетентностью.
  • 1. отбора учебного содержания
  • 2. выбора методов и форм обучения
  • 3. анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
  • 1. К.Д. Ушинский
  • 2. А.П. Нечаев
  • 3. П.Ф. Каптерев
  • 4. А.Ф. Лазурский.
  • 1. разработка теоретических основ психологии теории обучения
  • 2. обще дидактические этапы
  • 3. оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль.
  • 1. педагогика
  • 2. педология
  • 3. дидактика
  • 4. психопедагогика.
  • 1. организационным методам
  • 2. эмпирическим методам
  • 3. способам обработки данных
  • 4. интерпретационным методам.
  • 1. о наличии явления
  • 2. о наличии связи между явлениями
  • 3. как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями
  • 4. о наличии причинной связи между явлениями.
  • 1. обучение
  • 2. педагогическое управление
  • 3. педагогический процесс.
  • 1. физиологии
  • 2. социологии
  • 3. биологии
  • 4. психологии.
  • 1. научение навыкам
  • 2. научение действиям
  • 3. сенсомоторное научение
  • 4. научение знаниям.
  • 1. Я.А. Коменский
  • 2. И. Гербарт
  • 3. Б. Скиннер
  • 4. К. Коффка.
  • 1. приобретение знаний, умений и навыков
  • 2. усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий
  • 3. специфический вид учебной деятельности
  • 4. вид деятельности.
  • 1. Л.С. Выготский
  • 2. С.Л. Рубинштейн
  • 3. Б.Г. Ананьев
  • 4. Дж. Брунер.
  • 1. обученность, воспитанность, развитость
  • 2. обучаемость, воспитуемость, развиваемость
  • 3. самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость
  • 4. обученность, обучаемость.
  • 1. принципы
  • 2. формы
  • 3. средства
  • 4. цель
  • 5. содержание
  • 6. методы
  • 1. педагогическая ситуация
  • 2. педагогический процесс
  • 3. педагогическое конструирование.
  • 1. этап качественного и количественного анализа
  • 2. подготовительный этап
  • 3. этап интерпретации
  • 4. исследовательский этап.
  • 1. одна из форм проявления усвоения
  • 2. разновидность усвоения
  • 3. уровень усвоения
  • 4. этап усвоения.
  • 1. разумность
  • 2. осознанность
  • 3. прочность
  • 4. освоенность.
  • 1. меру развернутости
  • 2. меру освоения
  • 3. меру самостоятельности
  • 4. меру обобщенности.
  • 1. широкими познавательными мотивами
  • 2. широкими социальными мотивами
  • 3. учебно-познавательными мотивами
  • 4. узкими социальными мотивами.
  • 1. Я.А. Коменский
  • 2. А. Дистервег
  • 3. К.Д. Ушинский
  • 4. Ж.Ж. Руссо.
  • 1. традиционный
  • 2. проблемный
  • 3. программированный
  • 4. догматический.
  • 1. организационной
  • 2. конструктивной
  • 3. коммуникативно-стимулирующей
  • 4. информационно-обучающей.
  • 1. самообязательство
  • 2. самоотчет
  • 3. осмысление собственных действий
  • 4. самоконтроль.

Страница 1 из 2Страница 2 из 2

Источник: https://geetest.ru/tests/pedagogicheskaya_psihologiya/list/0

Опыт создания условий воспитания и развития личности

2.1.3. Взаимное признание: Способность самоопределения предполагает изучение способности

Стр. «73—80»

Наталия Касицына

Педагогические условия развития способности к самоопределению у старшеклассников

Самоопределение как часть базовой культуры личности

Проблематика самоопределения и ее актуализация на современном этапе имеет глубокие культурно-исторические корни в нашем обществе. Прежде всего, это объясняется непрерывной сменой проблемных ситуаций, которыми характеризуется наше существование.

Можно сказать, что в настоящий момент педагогическая наука утвердилась в мнении о включении культуры самоопределения в число показателей базовой культуры личности.

В этой связи деятельность, выстраиваемая педагогами по развитию лидерских качеств у современных подростков, не может обойти и создание условий для развития у них способности к самоопределению.

Показатели развитости способности самоопределения

Анализ работ, посвященных проблеме самоопределения (Божович Л.И., Гинзбурга М.Р., Кожухарь Г.С., Кона И.С., Сафина В.Ф., Фрумина И.Д., Шендрика И.Г. и др.) позволил нам выделить в числе факторов, указывающих на развитость этой способности следующие.

а/ Позитивная «Я-концепция»

Позитивную «Я-концепцию» можно приравнять к позитивному отношению к себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности. «Я-концепция» играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию приобретенного опыта и является источником ожиданий относительно самого себя.

б/ Развитость рефлексивных способностей

Для развитой рефлексии человека характерно: видение и обоснованное связывание далеко отстоящих во времени значимых событий жизни; осознание себя во времени субъектом собственной жизнедеятельности, самостоятельно организующим, регулирующим время своей жизни и несущим ответственность за нее; высокое внимание к социальной идентичности своего «Я» во времени; видение реальных обоснованных «выходов» своего прошлого, настоящего в будущее, анализ настоящего с позиций будущего; критичность по отношению к прожитому.

Другим показателем развитых рефлексивных способностей является способность выстраивать отношение к себе как к другому и видение себя «глазами других», удержание многопозиционности при осуществлении деятельности.

в/ Наличие антиципирующих способностей(способность предвосхищения результата действия), опосредованных накоплением некоторого количества отрефлексированного опыта разрешения проблемных ситуаций.

г/ Внутренний локус контроля — склонность брать на себя ответственность за результаты своей деятельности, а не приписывать ее внешним силам.

Актуализация потребности в самоопределении и ее разрешение

Большинство исследователей отмечает, что потребность в самоопределении актуализируется в проблемной ситуации, при этом варианты отношения к ситуации самоопределения различны:

— уход, защитные механизмы;

— компромисс — «и вашим и нашим»;

— борьба, выбор одного из…;

— осмысление противоречия, интеграция, позитивный катарсис.

Именно последнее и является конструктивным разрешением проблемы.

В аспекте педагогической обусловленности развития способности к самоопределению у старших школьников нам представляется важным рассмотреть работу с проблемой ребенка как предмет педагогической деятельности.

Обучение старших школьников способам разрешения проблемных ситуаций является условием развития у них способности к самоопределению.

Способность к самоопределению формируется в условиях осознания возможностей выбора способов удовлетворения своих потребностей и соотнесения последствий выбора с ценностно-значимым для данного человека образом жизни.

Приведенные соображения накладывают определенные рамки на нормирование деятельности, направленной на развитие способности к самоопределению.

Проблемная ситуация — условие для развития самоопределения

Необходимым для начала деятельности педагога по созданию условий для самоопределения ребенка является наличие у ребенка реальной проблемной ситуации, требующей разрешения. Задача педагога — работа с актуальными потребностями ребенка в момент их неудовлетворения, поскольку у него в этот момент актуализируется потребность повышения уровня вооруженности.

В отличие от психологической напряженности, вызванной необходимостью выбора, проблема — психологическая невозможность нормального существования личности ввиду столкновения в ее психике несовместимых интересов.

В редуцированной форме проблемную ситуацию можно представить как столкновение предельных ценностей «Я» и «Другие» (в том числе и «Я» как «Другой» ).

Выявление противоречия интересов индивида и общества, представление его ребенку, чтобы оно было обнаружено и зафиксировано им как свое личное затруднение, преодоление которого для него значимо — такова, на наш взгляд, задача педагога.

Не снятие затруднений ребенка, а организация на фоне этого затруднения рефлексии, с целью поиска в ребенке того, что способствовало бы преодолению затруднения.

В задачу воспитателя входит придание этического и эстетического смысла проблемной ситуации; уход от коммунального и выход в ценностно-смысловое целеполагание; опосредованное предъявление культурных способов и средств возможных выходов из проблемной ситуации.

Только тогда, когда человек может выстроить систему, в которой противоречие снимается, т.е. когда существуют оба полюса и не исключают друг друга, он способен решить проблему. Образно это можно описать как выход в третье пространство, пространство, в котором возможен диалог между двумя полюсами.

Тогда понятной становится позиция педагога в акте самоопределения ребенка: он являет собой это третье пространство, описывает его, помогает выстраивать коммуникацию ребенка с его проблемой, дает возможность увидеть ситуацию в ином контексте, выводит ребенка в рефлексивную позицию, в субъектное отношение к своей биографии, организует личностное проектирование.

Способность к самоопределению и условия ее развития

Способность к самоопределению — способность выйти в это пространство самому, таким образом стать консультантом для самого себя. Это требует способности к децентрации, самоотстранению, рефлексии, удержанию разнопозиционности.

Педагогическая деятельность, которая формирует у ребенка рефлексивную позицию по отношению к самому себе и способность удержания разнопозиционности — это условие развития у него способности к самоопределению.

Развивающей ситуацией для способности самоопределения является ситуация осознания возможности выбора. Осознание возможностей выбора предполагает наличие (на уровне пережитого опыта, знаний или предположений) вариантов действий в данных условиях.

В этом плане, одним из направлений деятельности педагога может стать стимулирование поисковой активности ребенка при решении им жизненно важных задач (в отличие от предложения «действовать по образцу») и формирование у него установки на многовариантность возможностей действования, понимания, отношения, заключенных в любой ситуации или событии.

В основе такого рода педагогической деятельности должны лежать принципы философии центрированной на ребенке — вера в способность ребенка направлять свой собственный рост, понимать собственное «Я», учет феноменального опыта ребенка и уважительное к нему отношение. Эти принципы лежат в основе разработанных и описанных К. Роджерсом условий, облегчающих реализацию внутренних источников роста ребенка1:

а) естественность, подлинность, искренность педагога в выражении своих чувств, способность его «быть самим собой»;

б) теплая забота и принятие ребенка таким какой он есть, уважение к ребенку как личности, заслуживающей внимания;

в) эмпатия, сензитивное понимание, умение взглянуть на ребенка с его собственной точки зрения, эмоциональный контакт с миром чувственного опыта ребенка.

Итог самоопределения: выход в конструктивно-деятельностную позицию по отношению к своей проблеме.

Выход ребенка в проектно-программный режим (от идеи и замысла — к проекту, а затем к программе действий) указывает на окончание этапа самоопределения, что подразумевает изменение деятельности педагога и использование им (в случае необходимости) средств оказания помощи и поддержки ребенку в осуществлении им своего выбора.

Описание модели педагогической деятельности

описываемая нами модель педагогической деятельности представляет собой попытку анализа и типологизации взаимодействия педагога и ребенка, суть которого заключается в психолого-педагогическом сопровождении ребенка при решении им своих личностных проблем. направлено такое взаимодействие на создание необходимых условий для развития у ребенка способности к самостоятельному решению проблем и трудностей, развитие у него способности к самоопределению.

отличия работы педагога с проблемами ребенка от психологического консультирования

следует отличать работу педагога с проблемой ребенка от психологического консультирования, которое уже приобрело определенный статус в педагогическом сообществе с появлением школьных психологов, открытием психологических консультационных пунктов, ростом психологической информированности общества.

первое, и основное, отличие состоит в том, что различен предмет деятельности (создание условий для развития способностей ребенка, его взросления и социализации — у педагога; выявление закономерностей развития психики и ее функционирования — у психолога), это задает различие и в практике консультирования.

психологическая консультация, по существу, является услугой, коррекционной работой по запросу клиента. психолог-консультант имеет дело, как правило, с явно выраженной проблемой, требующей узкоспециальной помощи.

педагогическое же консультирование обслуживает учебно-воспитательный процесс, естественным образом в него включено и носит характер превентивных мер. это и влечет за собой различие в организации процесса: фиксированные по месту и времени автономные консультативные встречи в психологической практике; неструктурированность, включенность в естественные условия — в педагогической.

этапы процесса педагогического консультирования

предложенная нами модель представляет собой описание восьми этапов, условно выделенных в нелинейном, циклически повторяющемся процессе педагогического консультирования.

подготовительные этапы

1 этап — ориентировочный

Задача педагога на этом этапе заключается в анализе ситуации с целью определения наличия у ребенка проблем (по прямым или косвенным показателям) и принятия решения о начале взаимодействия.

Выделим следующие показатели:

1. Непосредственное обращение ребенка за помощью.

2. Проявление ребенком негативных чувств, беспокойство, тревога, уныние, состояние аффекта, агрессивность и т.п.

3. Результаты психодиагностики.

4. Жалобы других детей на ребенка, учителей, родителей или высказывание ими беспокойства по поводу его состояния.

2 этап — вступление в эмоциональной контакт с ребенком

На этом этапе, который может занять всего несколько секунд, а может длиться месяцами, важно создать атмосферу безопасности и доверия. Назовем некоторые факторы, способствующие созданию этой атмосферы, располагающей к глубинному личностному общению, дающей возможность педагогу и ребенку вести конструктивный диалог:

1. уважение к ребенку и самому себе, признание за любым человеком права чувствовать то, что он чувствует, быть тем, кто он есть;

2. аутентичность (подлинность) — искренность в выражении своих чувств, непротиворечивость сигналов вербального и невербального уровня;

3. состояние эмоциональной устойчивости, отсутствие у педагога (в момент установления контакта) аффективных реакций, способность сконцентрировать внимание на ребенке;

4. владение вербальными и невербальными средствами выражения одобрения, поддержки и симпатии;

5. информированность о стереотипах позитивного и негативного восприятия данным ребенком взрослого, умение создать позитивную установку на себя.

3 этап — выяснение сути проблемы

На данном этапе общение педагога и ребенка сводится к уточнению и детализации проблемной ситуации, проявлению личностных смыслов ребенка и противоречия в его ценностно-смысловой сфере.

Эффективность этого и последующих этапов во многом определяется коммуникативной компетентностью педагога. Не останавливаясь на этом подробно, назовем лишь некоторые необходимые базовые техники и умения. Это техники активного и рефлексивного слушания, переинтерпретации сообщений, умение быть понятным, умение выстраивать договорные отношения, умение давать обратную связь.

На этом этапе важно создать рефлексивное пространство, в котором бы были максимально полно воссозданы все возможные контексты ситуации.

Задачи педагога:

— уточнение контекста ситуации и прояснение смысла проблемы;

— описание возможных видений ситуации;

— предъявление норм и ценностей;

— демонстрация и удержание норм коммуникации, фиксирование разрывов в коммуникации;
рефлексия;

— стимулирование самостоятельных размышлений;

— оперативное управление ситуацией и деятельностью на основе рефлексии и системы обратной связи, включающей разделение ответственности за исход ситуации между педагогом и ребенком.

Задача ребенка — освоение опыта: выстраивания отношений и коммуникации, мыследеятельности, инсайтов, самоанализа, объективации своих переживаний, понимания, фиксирования изменений в себе, усомнения в своей правоте.

Если предыдущие три этапа можно образно назвать «ориентировка», то следующие три — представляют собой собственно консультирование ребенка, оказание ему непосредственной помощи. Они рассматриваются, чаще всего, как целостный процесс и разделены весьма условно.

Этапы консультирования и оказания помощи

4 этап — самоопределение в проблемной ситуации

Это — кульминационная точка консультирования.

Главные вопросы, требующие ответа ребенка: «Как ты к этой ситуации относишься? Готов ли ты что-то предпринять для ее изменения? Нужна ли тебе помощь?» По сути дела на этом этапе обостряется проблема принятия на себя ответственности за самого себя, за свой выбор и его последствия.

Важно, чтобы ребенок мог предположить наличие вариантов действий в данной проблемной ситуации (на уровне пережитого опыта, знаний или предположений). Поэтому следующий — пятый этап — хоть и выделен, как отдельный, но может быть составной частью или предшествовать четвертому.

5 этап — новые перспективы

Теперь в режиме творческого сотрудничества взрослого и ребенка идет поиск и обсуждение различных вариантов того, как можно выйти из проблемной ситуации.

Для этого хорошо подходит режим «мозгового штурма», когда сначала фиксируется без критики все возможные идеи, которые приходят в голову. Отсутствие критики стимулирует креативные способности и повышает творческую продуктивность.

Когда идей набирается достаточное количество, они обсуждаются и сравниваются между собой, например, по таким основаниям:

— учет интересов всех сторон;

— простота и доступность реализации;

— эмоциональная привлекательность решения;

— достижение положительных побочных результатов;

— возможные негативные последствия;

— что может помешать реализации решения и т.п.

6 этап — выбор новой стратегии

После анализа идей осуществляется выбор какого-либо конкретного решения, определяется план его осуществления, моделируется новое поведение. На этом этапе возможно проведение тренировочных занятий с целью отработки какого-либо навыка, либо разыгрывание сюжетно-ролевых имитационных игр. Все это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и естественно в реальной жизненной ситуации.

Завершающий цикл — состоит из 7-го и 8-го этапов. Это получение разноуровневой обратной связи, анализ и коррекция.

Этапы обратной связи

7 этап — воплощение планов

На этом этапе анализируются конкретные предпринятые шаги и, в случае необходимости, происходит корректировка планов.

8 этап — рефлексия

В некоторых случаях имеет смысл обсудить вместе с ребенком этапы консультирования, проследив — когда и за счет чего произошло освобождение от проблемы.

Прохождение всех восьми этапов вовсе необязательно для оказания полноценной помощи ребенку. Вполне вероятно, что на каком-то из них ребенок выйдет в самостоятельный режим. А именно это было обозначено как цель педагогического консультирования.

Готовность педагога к осуществлению этой деятельности базируется на рефлексии собственного самоопределения в личностно-смысловом и процессуальном аспектах.

  1. Rogers C. Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin,1951.

Источник: http://rl-online.ru/articles/1-00/14.html

Studio-pravo
Добавить комментарий