19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.

19. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти

19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.

Обусловленыего конституционным статусом как главыгос-ва, гаранта Конституции, прав исвобод человека и гражданина. Президент.контроль в сфере управления осущ-ся в2 формах: а) непосредственный контрольПрезидента РФ.

— осущ-ся в области подбораи расстановки кадров на федеральномуровне (назначает на должности заместителейПредседателя Правительства и федеральныхминистров). — имеет право председательствоватьна заседаниях Правительства, участвоватьв обсуждениях, вносить предложения.

-имеет право отменять постановления ираспоряжения Правительства, если онипротиворечат Конституции, законам иуказам Президента; принимать решенияоб отставке Правительства; б) президентскийконтроль через соответствующиепрезидентские структуры: — в составеАдминистрации Президента есть специальноеструктурное подразделение с контрольнымифункциями — это Главное контрольноеуправление. Оно систематически проверяетдеятельность фед. органы исп. власти(Мин-во обороны, мин-во внутр. дел…) +органы исп. власти субъектов по исполнениюзаконов, указов и распоряжений Президента.Это управление вправе создавать комиссии,привлекать к работе правоохранит. органыи по результатам проверок устранятьнарушения. — в регионах контроль заисполнением ФЗ и указов Президентавозложен на полномочных представителейПрезидента в федеральных округах.Назначается по представлению руководителяАдминистрации Президента. По результатамконтроля он готовит аналитическиематериалы об экон., соц. и политич.процессах на территории соотв. субъекта.О фактах нарушений пишет представленияв Главное контрольное управление илив законодат. орган субъекта. Осуществляясвою деятельность, п/п не вправевмешиваться в оперативную деятельностьорганов исп. власти, предприятий,учреждений, организаций. — Главноегос.-правовое управление контролируетпроцесс подготовки законопроектов,проектов нормативных указов През-та.

20. Цели, признаки, функции деятельности органов исполнительной власти

Главныецели исполнительной власти:

1)обеспечение безопасности граждан,общества, государства

2)создание условий, способствующихблагополучию граждан, общества,государства, развитию экономики страны;

3)создание условий для реализациигражданами и организациями их прав исвобод, для свободной политической,экономической, социальной, духовнойжизни людей.

Государственнаяадминистрация сама обеспечиваетбезопасность страны и ее жителей,осуществляет защиту слабых, создаетсистему административной опеки. И онаже создает условия для того, чтобымеханизмы саморегуляции действоваливо всех сферах общественной жизни.

Исполнительнаявласть — инструмент защиты и обеспеченияинтересов гражданского общества и егоотдельных членов. Общество, создаваягосударственную администрацию, оплачиваяее содержание, выполняя ее требования,ожидает, что деятельность этогоинструмента будет эффективной, т. е.поставленные цели будут достигнуты воптимальные сроки и с наименьшимизатратами.

Чтобыбыть эффективной, государственнаяадминистрация должна действоватьцелесообразно, рационально используясвои полномочия и ресурсы. И в то жевремя она должна строго соблюдать закон.

Целесообразность в рамках закона,законная целесообразность — основнойпринцип административной деятельности.И чем последовательнее он осуществляется,тем она эффективнее.

Специфика целей ипринципов — одна из существенныхособенностей исполнительной власти.

Признакиисполнительной власти:

1.Первый признак административной власти— ее вторичность, ее подчиненноеположение, зависимость от высшей власти.

2.Второй признак — ее организующий характер.Она необходима для налаживания сложнойсети общественных связей в экономической,социально-культурной, административно-политическойсферах, в созидательной и охранительнойдеятельности.

В ней сосредоточена всяреальная практическая работа поосуществлению законов, актов высшегоруководства. Она переводит политическиепроблемы в организационные.

Административнаявласть обязана объединять энергию,усилия граждан, наводить порядок и внормальных, и в экстремальных условиях.

Законявляется только абстрактной нормой,намечающей модель поведения людей. Дляего исполнения необходимы организующие,координирующие и контролирующие действиягосударства. Их осуществляет государственнаяадминистрация, имеющая дело сдействительными явлениями жизни ивыполняющая задачи постоянного,целенаправленного управления людьми,а через них — имуществом и общественнымипроцессами.

3.Административная деятельность — этосистематическая, непрерывная организация,направленная на сохранение социальнойсистемы, ее укрепление, развитие.

4.Административная власть имеетуниверсальный характер во времени ипространстве, т. е. осуществляется везде,где функционируют человеческиеколлективы.

Она непосредственноорганизует оборону страны, охранугосударственной и общественнойбезопасности, деятельность государственныхпредприятий и учреждений, осуществляетобщее руководство негосударственнымиорганизациями (регистрация, лицензирование,налогообложение, контроль), с помощьюправовых норм воздействует на граждани организации.

Она в процессе исполненияактов высшего руководства осуществляетеще и правотворчество, и юрисдикционнуюдеятельность (наказывает, разбираетспоры). Универсализм этой властипроявляется и в способах воздействияна людей (поощрение, убеждение, договор,регистрация, разрешение, пресечение идр.).

Как композитор из существующегоразнообразия звуков создает мелодию(хорошую или не очень), так и администраторы,используя существующие способывоздействия на волю людей, создаюторганизованность, порядок в обществе(хороший или не очень).

Государственнаяадминистрация сама обеспечиваетбезопасность страны, руководит многимипредприятиями, учреждениями и в то жевремя создает условия для того, чтобыв обществе действовали муниципальные,общественные, частные механизмысаморегуляции.

5.Существенный признак административнойвласти — наличие в ее непосредственномведении огромных ресурсов — правовых,информационных, экономических,технических, идеологических,организационных. В ней сконцентрированафактическая государственная мощь. Посуществу, только она наделяет конкретныхсубъектов правами, выделяет им ресурсы,осуществляет правоприменительное,правонаделение.

6.Ведая огромными ресурсами, государственнаяадминистрация непосредственно их неиспользует, она не производит продукцию,не лечит, не учит. Она распоряжаетсядействиями людей, природными и инымиресурсами, чтобы организовать производство,образование, здравоохранение и др.

Административнаявласть — это исполнительно-распорядительнаявласть, в процессе исполнения веленийвышестоящей власти она издает огромноеколичество распоряжений — административныхактов (о выделении, приеме, призыве,поощрении, наложении взысканий и др.).

7.В непосредственном ведении государственнойадминистрации находятся вооруженныесилы, полиция (милиция), органыгосбезопасности, специализированныепринудительные учреждения.

Субъектыадминистративной власти используютимеющиеся у них фактические и правовыевозможности для осуществлениявнесудебного, административногопринуждения.

Принудительность, опорана силу, возможность самостоятельноосуществлять физические, организационныеи иные меры принуждения в административномпорядке — важная черта административнойвласти.

8.Названные выше признаки содержаниягосударственной административнойвласти -универсальность, принудительность,организующий характер — детерминируютее организационную форму — единую,большую по объему, иерархическипостроенную государственную администрацию.Единство многоуровневой административноймашины — важнейшая основа единствагосударства.

Известно,что и законодательная, и судебная властине обладают организационным единством,иерархией, подчинением нижестоящихзвеньев вышестоящим. В отличие от другихвластей, административная властьорганизационно едина, ее нижестоящиезвенья подчинены вышестоящим, онаделится на иерархические уровни.

9.Непосредственная повседневная организацияразнообразных социальных связей,реальное осуществление принуждениятребуют большого количества работниковаппарата.

Несомненно, что численныйсостав административного аппарата,количество лиц, занимающихсяадминистративной деятельностью, намногопревосходит общее число работниковвсех иных государственных органоввместе взятых.

Реализация административнойвласти требует большого числапрофессионалов и рациональной организацииих труда. Основная фигура в администрации- чиновник.

Административнаявласть — власть чиновников. Как соотносятсяблизкие по содержанию понятия«административная власть» и «исполнительнаявласть». Исполнительная власть — этоадминистративная власть в условияхправового государства, демократическиорганизованного общества.

Мировойопыт свидетельствует о том, чтоадминистративная власть всегда стремитсяк расширению своего влияния, своихполномочий, своего аппарата, числачиновников.

Ее бесконтрольность влечетбюрократизацию общества, коррупцию,административный произвол.

Поэтому припоследовательной реализации принципаразделения властей организующая,универсальная, профессиональнаяиерархическая административная властьприобретает два новых признака: онастановится подзаконной и подконтрольной.

10.Административная власть выступает каквторичная по отношению к представительным(законодательным) органам, которыеопределяют ее структуру, полномочия ееорганов, даже если носители исполнительнойвласти избираются непосредственнонародом (президент, губернатор и т. д.).

Издаваемые ими властные акты (даже указыПрезидента) подзаконны, они развивают,уточняют, детализируют, применяют вконкретной обстановке закон. Действияадминистрации не могут противоречитьзакону, являются его исполнением.

Поэтомуорганы называют исполнительными, авласть — исполнительной.

Конечно,администрация всегда служила высшейвласти, исполняла ее веления, подчиняласьей. В правовом государстве его администрацияподчиняется не другой власти, а закону.Она исполняет не акты монархов, а законы,то есть она становится подзаконной.

11.В условиях правового государствазначительно изменяются объем и формыконтроля за деятельностью исполнительнойвласти. Ее подконтрольность приобретаеткачественно иной характер.

В прошломее контролировал монарх и уполномоченныеим чиновники: прокуроры и иные представителивысшей власти. Это был контроль заподчиненными, осуществляемый свыше,чаще всего, контроль одних чиновниковза другими.

В правовом государствеисполнительная власть не подчиненадругим властям, она самостоятельна, ноее вправе контролировать все существующиевласти: и парламенты, и суды, и иныеорганы, не при- надлежащие ни к одной изтрех ветвей государственной власти(прокуратура, счетная палата, уполномоченныйпо правам человека и др.). В Россииогромные контрольные полномочияпринадлежат президентской власти,занимающей особое положение в российскойсистеме разделения властей.

Уровеньподконтрольности государственнойадминистрации резко возрастает вусловиях развитой демократии и еепроявлений: свободы слова, права наполучение информации, многопартийностии др.

Такимобразом, можно сформулировать следующееопределение понятия «исполнительнаявласть»: исполнительная власть — этовторичная подзаконная ветвь государственнойвласти, имеющая универсальный предметныйи организующий характер, на которуювозложена организационно-управленческая,исполнительно-распорядительнаядеятельность, осуществляемая определеннымиорганами государства и должностнымилицами, имеющими возможность, в случаенеобходимости, самостоятельно осуществлятьфизические, организационные и иные мерыпринуждения в административном порядкена основе и во исполнение законов сцелью обеспечения повседневного(текущего) функционирования государстваи его аппарата.

2.Функции исполнительной власти

Государственнуюадминистрацию можно рассматривать икак совокупность государственныхслужащих, и как систему органовгосударственной исполнительной власти.Они (органы, служащие) осуществляютисполнительно-распорядительнуюдеятельность, содержанием которойявляется непосредственная, повседневнаяорганизация выполнения внутренних ивнешних функций государства, стоящихперед ним задач.

Административнаядеятельность (управление) объективнонеобходима. В соответствии с закономразделения труда она делится на болеепростые, специальные виды организационнойдеятельности. Их принято называтьфункциями управления (административнойдеятельности).

Объясняяфункциональную природу деятельностиисполнительной власти, мы тем самымраскрываем ее содержание.

Вюридической литературе чаще всегофункция понимается в двух смыслах:

1.Функция связывается с объектомадминистративного воздействия (предметныйподход). Соответственно различают такиефункции государственной администрации:

а)Обеспечение безопасности личности,общества, государства:

*обеспечение обороны;

*обеспечение общественного порядка;

*осуществление разведки и контрразведки;

*обеспечение охраны государственнойграницы и др.

б)Обеспечение развития экономики,осуществление административно-хозяйственнойдеятельности:

*руководство промышленностью;

*руководство транспортом;

*руководство сельским хозяйством;

*сбор налогов;

*содействие развитию предпринимательства;

*антимонопольная деятельность и др.

в)Обеспечение реализации социальнойполитики государства:

*организация образования;

*организация здравоохранения;

*организация научных исследований;

*организация социальной защиты и др.

г)Осуществление связей с другимигосударствами, с международнымиорганизациями (политических, экономических,культурных, научных, спортивных и т.д.).

2.Функция понимается как один из общихспособов организации, административноговоздействия исполнительной власти наподвластных (инструментальный подход).В литературе такие функции чаще всегоназывают общими функциями управления.

Общиефункции — это всеобщие, типичные способыинформационного взаимодействия междусубъектами и объектами социальногоуправления. Это устойчивые, относительносамостоятельные, специализированныевиды административной деятельностивообще. Каждая общая функция объективнонеобходима. Они отличаются друг от друганепосредственной целью, содержанием,процедурами осуществления, используемойинформацией.

Кчислу общих функций можно отнести:прогнозирование, планирование, нормативноерегулирование, методическое руководство,работу с кадрами, учет, контроль и др.Организовывать, осуществлять исполнительнуювласть — это значит прогнозировать,планировать, контролировать и т. д.Каждый субъект административной властиосуществляет несколько или хотя бы однуфункцию.

Функциональноеразделение труда закрепляется структурно,т. е. создаются особые звенья, которыезанимаются планированием, учетом,контролем и т. д. Организационнаяобособленность — важный признак развитойи значительной по объему функции.

Посколькуобщие «беспредметные» функции — этовсего лишь научная абстракция, а вреальной жизни определенные субъектывоздействуют на конкретные объектыособым образом, то общие функции вреальной жизни конкретизируются,приобретают специфические черты.

Так,существует не контроль вообще, афинансовый, внутриведомственныйконтроль, инспектирование и т. д.

Особенности объектов и субъектов, ихвзаимоотношений, внешней среды серьезновлияют на административные функции,видоизменяют их, наполняют конкретнымсодержанием, обусловливают многообразиеформ осуществления.

Отмечаяспецифику каждой общей функции, ееструктурную обособленность, необходимоподчеркнуть, что в то же время все ониявляются частями одного целого.

Ихобъединяет единая конечная цель, единаяинформационная природа, организационноеединство осуществляющего их субъекта.Каждая часть активно взаимодействуетс целым, а также с другими частями.

Административная деятельность — целостнаясистема, комплекс взаимосвязанных,взаимообусловленных функций.

Источник: https://studfile.net/preview/3858278/page:9/

Читать

19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.
sh: 1: —format=html: not found

Коллектив авторов

Административное право: Шпаргалка

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ, ЕЕ ПРИЗНАКИ

Изучая основные понятия, положения и институты административного права как одной из основных отраслей публичного права, следует осмыслить сам термин «административный», означающий в переводе с латинского языка «управленческий или руководящий», т. е. имеющий государственный, властный характер.

По своей сути административное право – государственное управленческое право, реализующее публичный правовой интерес большинства граждан, для чего субъекты управления наделяются юридически властными полномочиями.

Следовательно, предметом и объектом действия юридических норм являются управленческие отношения (точнее, поведение), возникающие между субъектами управления, реализующими свои права и обязанности.

Эти управленческие отношения бывают как внутриорганизационными, так и внешними для осуществления функций и задач, стоящих перед органами власти, государством и обществом в целом.

Система управления – совокупность двух и более элементов (подсистем), взаимосвязанных и взаимозависимых между собой и образующих целостное единство.

Виды систем управления: социальные (государственные и общественные), биологические и технические. Мы рассматриваем понятие государственной системы управления, тесно взаимодействующей с общественными системами управления.

Признаки системы управления

Первый признак системы управления: она имеет два и более элемента (подсистемы), т. е. управляющий элемент (властный субъект права) и управляемый элемент системы (подвластный субъект права).

Как правило, система конкретного органа управления является одновременно управляющей системой по отношению к нижестоящей управляемой подсистеме и управляемой по отношению к вышестоящей управляющей системе управления, т. е.

системы иерархичны (соподчинены).

Второй признак системы управления – это взаимосвязь и взаимозависимость, которая регламентирована как социальными нормами (традициями, обычаями, моралью и др.) – эти управленческие отношения имеют общественно-властный характер, – так и правовыми.

Отношения же взаимосвязи и взаимозависимости, возникающие между управляющей и управляемой системами, одной из которых обязательно является юридическое лицо государственной формы собственности, муниципальной или смешанной, регламентированы административными правовыми нормами и правилами и имеют государственно-властный характер.

Третий признак системы управления: целостное единство системы понимается как интегрированное качество, а не как арифметическая сумма качеств функционирующих элементов системы. То есть взаимосвязь между элементами одной системы всегда теснее, нежели с элементами других систем или внешней среды.

2. СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ОБЩЕСТВЕННОЕ

Государственное управление – это сознательное и целенаправленное воздействие, осуществляемое специальными уполномоченными органами государственной и муниципальной власти (в основном исполнительными) по предметам ведения и в объеме полномочий на основании и в порядке, определенном законодательством, с использованием системы мер убеждения и административного принуждения для обеспечения достойных условий жизни личности, семьи и общества в целом.

Общественное управление делами государства осуществляется в основном политическими партиями, профессиональными союзами, общественными объединениями и иными негосударственными организациями, а также гражданами РФ (ст. 32, 33 Конституции РФ).

Эти два вида социального (государственного и общественного) управления не противопоставляются, а дополняют друг друга, образуя целостную систему социального управления.

Признаки социального (государственного и общественного) управления:

• сознательный (волевой) характер воздействия субъекта управления на объекты управления. Он может быть реализован различными методами и формами в соответствии с содержанием системы управления, ее зависимости от влияния различных факторов и условий внешней среды;

• целенаправленность воздействия, так как цель государственного управления имеет не только объективный характер развития общества, но и субъективное преломление, так как отражает интересы определенных классов, социальных групп или же большинства граждан страны. В актах управления требование законности сочетается с требованием целесообразности;

• наличие в системе управления элементов управления:

1) субъект управления – руководитель;

2) объекты управления – подчиненные;

3) прямые связи (приказы, команды, указания и др.);

4) обратные связи (информация, получаемая субъектом управления (руководителем) о результатах работы подчиненных, включая различные формы контроля);

• правовая регламентация процесса организации управления.

Административно-правовые нормы закрепляют разделение труда, функции, права, обязанности субъектов управления, способствуют повышению ответственности каждого звена системы управления в обществе, исключают дублирование и подмену одних органов управления другими, фиксируя разделение функций и задач по предметам ведения и в объеме полномочий конкретного органа управления. Административно-правовые нормативные акты организуют деятельность органов исполнительной власти, государственного управления, придают им целенаправленность, упорядоченность и согласованность.

3. ЦЕЛИ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ

Классификация целей управления:

• по содержанию (напр., экономические, социальные, политические, идеологические, научно-технические);

• по уровням управления (общегосударственный, отраслевой, межотраслевой, территориальный и локальный).

Все цели находятся в соподчинении друг с другом иерархия целей); общие, стратегические цели конкретизируются во множестве подцелей (разветвленность целей), одни цели более важны, первостепенны или приоритетны по сравнению с другими (ранжирование целей). Иногда иерархию целей называют «деревом целей».

Однако приоритет целей «подвижен», так как зависит от влияния факторов внешней среды. Поэтому на практике в рациональном управлении чаще имеют дело с приоритетом цели в реальном режиме времени, т. е. сформулированная приоритетная цель должна быть адекватна действиям факторов и условиям внешней среды.

Классификация функций органов управления:

1) основные (предметные) функции, для осуществления которых образован соответствующий орган исполнительной власти, государственного управления;

2) обеспечивающие – функции, которые необходимы для успешной реализации предметных функций. Для осуществления обеспечивающих функций создаются специальные организационные структуры, обычно они являются структурными подразделениями органа управления, образованного для реализации предметных функций.

К обеспечивающим функциям можно отнести: правовые, информационные, внутриорганизационные, кадровые, финансовые, материально-технические, социальные и др., создающие благоприятные условия для реализации предметных функций соответствующего органа управления.

По содержанию управление сводится к совокупности циклически повторяющихся стадий по осуществлению функций управления (так называемый управленческий цикл). Он может детализироваться с разной степенью в зависимости от задач исследования, а по содержанию управленческий цикл и есть те управленческие отношения, которые регулируются нормами административного права.

Управленческий цикл – повторяющаяся совокупность последовательно осуществляемых управленческих операций или стадий, по мере и в ходе реализации которых субъект управления достигает желаемых результатов (промежуточных или конечных).

Источник: https://files.litmir.me/br/?b=285081&p=11

Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти

19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.

Правительство РФ является органом государственной власти, воз­главляющим ветвь исполнительной власти Российской Федерации.

Правительство РФ:

— разрабатывает и представляет Государственной Думе федераль­ный бюджет и обеспечивает его исполнение;

—представляет Государственной Думе отчет об исполнении феде­рального бюджета;

—обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финан­совой, кредитной и денежной политики;

—обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государ­ственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохране­ния, социального обеспечения экологии;

—осуществляет управление федеральной собственностью;

—осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государст­венной безопасности, реализации внешней политики Российской Федера­ции;

—осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод гра­ждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступно­стью;

—осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституци­ей РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Правительству РФ принадлежит также право законодательной ини­циативы.

Правительство РФ руководит работой значительного числа федераль­ных органов исполнительной власти и осуществляет контроль за их дея­тельностью.

Правительство РФ наделено также полномочиями по координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Феде­рации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъ­ектов в сфере управления и контролю за их деятельностью.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоря­жения, которые обязательны к исполнению на территории Российской Фе­дерации, а также обеспечивает их исполнение.

Основной организационной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания, которые проводятся не реже одного раза в месяц.

Президиум Правительства РФ образуется по предложению Предсе­дателя Правительства РФ исключительно для решения оперативных во­просов. Его заседания проводятся по мере необходимости. Решения Прези­диума принимаются большинством от общего числа его членов. Правительство РФ вправе отменить любое решение своего Президиума.

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы.

Председатель Правительства РФ:

—возглавляет Правительство РФ;

—определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу;

—представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за ее пределами;

—ведет заседания Правительства РФ, подписывает принятые на них акты;

—информирует Президента РФ о работе Правительства РФ;

—вносит предложения Президенту РФ о структуре федеральных ор­ганов исполнительной власти.

Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации кон­троля за выполнением органами исполнительной власти решений, приня­тых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства РФ, который возглавляет Руководитель Аппарата Правительства РФ. Аппарат Прави­тельства РФ взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппара­тами палат Федерального Собрания РФ.

5. Федеральные органы исполнительной власти

К федеральным органам исполнительной власти в соответствии с но­вой системой данных органов относятся федеральные министерства, фе­деральные службы и федеральные агентства.

На указанные органы возлагаются полномочия по принятию норматив­ных правовых актов, по контролю и надзору, по управлению государствен­ным имуществом и по оказанию государственных услуг.

Под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных кон­ституционных законов, федеральных законов обязательных для исполне­ния органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил по­ведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

Под функциями по контролю и надзору понимается деятельность рас­сматриваемых федеральных органов за исполнением органами государст­венной власти, органами местного самоуправления, их должностными лица­ми, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и дру­гими нормативными правовыми актами общеобязательных правил пове­дения.

Под функциями по управлению государственным имуществом понима­ется осуществление полномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственным уни­тарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государст­венным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а так­же управление находящимися в федеральной собственности акциями от­крытых акционерных обществ.

Под функциями по оказанию государственных услуг понимается пре­доставление федеральными органами исполнительной власти непосредст­венно или через подведомственные им федеральные государственные уч­реждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым орга­нами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в

области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.

Федеральным министерством является федеральный орган испол­нительной власти по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности.

Федеральная служба является федеральным органом исполнитель­ной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установ­ленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обо­роны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

Федеральное агентство является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государствен­ным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функ­ций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководи­тель (директор) федерального агентства.

Правовой статус федеральных органов исполнительной власти опре­деляется положениями о них, которые утверждаются либо Президентом РФ, либо Правительством РФ в соответствии с их компетенцией.

В положе­ниях о федеральных органах исполнительной власти определяются задачи и функции этих органов, их взаимоотношения с иными федеральными орга­нами исполнительной власти и с органами исполнительной власти субъек­тов РФ, а также полномочия должностных лиц, в том числе и руководителя конкретного органа и т.д.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2016-07-09; просмотров: 1272; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/8-38257.html

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере исполнительной власти

19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12.05.2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» с 17 января 2012 г. сокращено два заместителя. Таким образом у Председателя Правительства России осталось семь заместителей, в том числе два первых.

Надо всегда учитывать, что за должностным сокращением (назначением) на верхнем уровне системы государственного управления следует перестановка кадров, их переподготовка, что связано с дополнительными нагрузками на бюджет, не говоря уже о временной дезорганизации государственного управления в целом.

Именно поэтому частые изменения структуры ФОИВ в Конституции РФ (ст. 112) не предусмотрены.

Правительство России как субъект административного права имеет следующие общие полномочия:

  • 1) распределяет функции между ФОИВ, утверждает положения
  • 0 федеральных министерствах и иных ФОИВ, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер зарплаты исходя из бюджета;
  • 2) назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей ФОИВ, находящихся в ведении Правительства России, и их заместителей, руководителей ФОИВ, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве России;
  • 3) в случае изменения в установленном порядке системы и структуры ФОИ В до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции ФОИВ, за исключением функций ФОИВ, деятельностью которых руководит Президент России;
  • 4) представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении в сроки, установленные федеральным законом.

Правительство России в пределах своих полномочий:

  • 1) организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • 2) осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • 3) обеспечивает единство системы исполнительной власти[1] в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • 4) формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • 5) реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В соответствии с указами Президента РФ заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры могут замещать

должности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Члены Правительства Российской Федерации не вправе:

  • • быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов МСУ;
  • • замещать другие должности в органах государственной власти и органах МСУ, за исключением случаев, установленных ФКЗ, ФЗ и указами Президента РФ.

Особо важное значение имеет Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 г. № 159 «Об утверждении Правил проведения общественного обсуждения проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов», которым определяет порядок обсуждения в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ.

Правительство России в сфере экономики обладает следующими полномочиями:

  • 1) осуществляет правовое регулирование экономических процессов;
  • 2) обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • 3) прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
  • 4) вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
  • 5) осуществляет управление федеральной собственностью;
  • 6) разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;
  • 7) осуществляет общее руководство таможенным делом;
  • 8) принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;
  • 9) формирует мобилизационный план экономики, обеспечивает функционирование оборонного производства.

Правительства России в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики обладает следующими полномочиями:

  • 1) обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • 2) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • 3) представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • 4) разрабатывает и реализует налоговую политику;
  • 5) обеспечивает совершенствование бюджетной системы;
  • 6) принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  • 7) осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
  • 8) осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
  • 9) руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях РФ с иностранными государствами;
  • 10) разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Правительство России в социальной сфере обладает следующими полномочиями:

  • 1) обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
  • 2) принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
  • 3) разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
  • 4) обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
  • 5) принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
  • 6) содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
  • 7) взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
  • 8) разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Правительство России в сфере науки, культуры, образования обладает следующими полномочиями:

  • 1) разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;
  • 2) обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;
  • 3) обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

4) обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия общегосударственного значения, культурного наследия народов РФ.

Правительство России в сфере природопользования и охраны окружающей среды обладает следующими полномочиями:

  • 1) обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
  • 2) принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;
  • 3) организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ;
  • 4) координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство России в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью обладает следующими полномочиями:

  • 1) участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
  • 2) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
  • 3) разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;
  • 4) осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Обеспечение законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью является исключительно важным, так как именно с разрешения этих проблем реально может быть начат процесс восстановления справедливости. Разработка и принятие ФЗ «Об административных процедурах» во многом бы способствовали в разрешении многих из этих актуальных проблем.

Правительство России по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации обладает следующими полномочиями:

  • 1) осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности России;
  • 2) организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования РФ;
  • 3) обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;
  • 4) обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;
  • 5) принимает меры по охране Государственной границы России;
  • 6) руководит гражданской обороной.

Правительство России в сфере внешней политики и международных

отношений обладает следующими полномочиями:

  • 1) осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ;
  • 2) обеспечивает представительство РФ в иностранных государствах и международных организациях;
  • 3) в пределах своих полномочий заключает международные договоры России, обеспечивает выполнение ее обязательств;
  • 4) отстаивает геополитические интересы РФ, защищает граждан России за пределами ее территории;
  • 5) осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство России осуществляет также и иные полномочия.

Правительство России на основании и во исполнение Конституции России, ФКЗ, ФЗ, указов Президента России издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.

Постановления и распоряжения Правительства России обязательны к исполнению ФОИВ, находящихся в его ведении. Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства России.

Постановление является коллегиальным нормативным актом, а распоряжение является индивидуальным актом управления, принимаемым по оперативным тактическим вопросам организации деятельности.

Датой официального опубликования постановления или распоряжения Правительства России считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации.

Акты Правительства России, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

Постановления Правительства России, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее дня их официального опубликования.

Иные постановления Правительства России вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства России не предусмотрен иной порядок их вступления в силу.

Распоряжения Правительства России вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства России могут быть обжалованы в суд. Правительство России вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Полномочия Председателя Правительства России по организации его работы:

  • 1) возглавляет Правительство России и определяет основные направления его деятельности[2];
  • 2) представляет Правительство России внутри и за пределами территории Российской Федерации;
  • 3) ведет заседания Правительства России, обладая правом решающего голоса;
  • 4) подписывает акты (постановления и распоряжения) Правительства России;
  • 5) представляет в семидневный срок после своего назначения Президенту России предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, а также назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров или наложении на них дисциплинарных взысканий или об их поощрении;
  • 6) распределяет обязанности между членами Правительства России.

Председатель Правительства России систематически информирует Президента России о работе Правительства России[3].

Полномочия заместителей Председателя Правительства России:

  • 1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях и в выработке и реализации политики Правительства России;
  • 2) участвуют в подготовке постановлений и распоряжений, обеспечивают их исполнение;
  • 3) координируют в соответствии с распределением обязанностей работу ФОИВ, дают им поручения;
  • 4) предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство России;
  • 5) осуществляют иные полномочия.

Полномочия федеральных министров:

  • 1) участвуют с правом решающего голоса в заседаниях;
  • 2) принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений, обеспечивают их исполнение;
  • 3) принимают участие в выработке и реализации политики Правительства России;
  • 4) обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих ФОИ В;
  • 5) координируют и контролируют деятельность ФОИ В, находящихся в ведении федеральных министерств;
  • 6) назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей ФОИ В, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов.

Правительство России решает вопросы в сфере организации своей деятельности с обязательным участием федеральных министров или представителей федеральных министерств, к ведению которых отнесены рассматриваемые им вопросы.

При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству России, а в определенных случаях и Президенту России.

Заседания Правительства России проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители Председателя Правительства России и федеральные министры участвуют в заседаниях лично.

В случае невозможности участия в заседании заместители Председателя Правительства России и федеральные министры информируют об этом Председателя Правительства России.

Представители палат ФС, КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ, Счетной палаты РФ, Центрального банка РФ, иные лица вправе участвовать в заседаниях Правительства РФ.

Правительство России может рассматривать отдельные вопросы на закрытых заседаниях.

Подготовка и проведение заседаний Правительства России осуществляются в соответствии с его Регламентом.

Правительство России информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

Исключительно на заседаниях Правительства России:

1) принимаются решения о представлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;

  • 2) рассматриваются проекты программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон;
  • 3) устанавливается номенклатура товаров, в отношении которых применяется государственное регулирование цен;
  • 4) устанавливаются объемы выпуска государственных ценных бумаг;
  • 5) принимаются решения о внесении Правительством России законопроектов в Государственную Думу;
  • 6) рассматриваются проекты программ приватизации федеральной государственной собственности;
  • 7) рассматриваются вопросы предоставления дотаций, субсидий, оказания иной поддержки на безвозвратной основе за счет средств федерального бюджета, а также вопросы оказания финансовой поддержки на возвратной основе, при сроке возврата более двух лет;
  • 8) рассматриваются вопросы приобретения государством акций;
  • 9) рассматриваются вопросы заключения подлежащих ратификации международных договоров России;
  • 10) принимаются решения о подписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • 11) образуется Президиум Правительства России;
  • 12) утверждаются положения о федеральных министерствах и об иных ФОИВ;
  • 13) устанавливается порядок создания и обеспечения деятельности территориальных органов ФОИВ;
  • 14) утверждается Регламент Правительства Российской Федерации;
  • 15) утверждается Положение об Аппарате Правительства России.

Для решения оперативных вопросов Правительство России по

предложению Председателя может образовать Президиум Правительства России; его заседания проводятся по мере необходимости. Решения Президиума Правительства России принимаются большинством от общего числа членов Президиума и эти решения не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства России. Правительство России вправе отменить любое решение своего Президиума.

Особенности деятельности Правительства России при введении режима военного и чрезвычайного положения определяются федеральными конституционными законами. Правительство России осуществляет иные полномочия, возложенные законодательством и указами Президента России.

Источник: https://studref.com/645218/pravo/polnomochiya_pravitelstva_rossiyskoy_federatsii_sfere_ispolnitelnoy_vlasti

Система полномочий Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти

19. Полномочия Правительства РФ в сфере исполнительной власти.

Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. Правительство РФ для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц[71].

Как федеральный орган исполнительной власти общей компетенции Правительство Российской Федерации наделено широкими полномочиями во всех областях жизнедеятельности государства. В частности, Правительство Российской Федерации (статья 114 Конституции Российской Федерации):

1) разрабатывает и представляет Государственной Думе Российской Федерации федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

2) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, налоговой, кредитной и денежной политики;

3) обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4) осуществляет управление федеральной собственностью;

5) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, осуществлению внешней политики России;

6) осуществляет меры по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Правительство в пределах своих специальных полномочий:

В сфере экономики Правительство РФ: обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие страны; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества.

В сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство РФ: обеспечивает ее единство в стране; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, а также отчет о его исполнении; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами; разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере Правительство РФ: обеспечивает проведение единой государственной социальной политики в данной области, реализацию трудовых прав и прав граждан по социальному обеспечению, а также проведение единой миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта, туризма, санитарно-культурной сферы и др.

В сфере науки, культуры и образования Правительство РФ обеспечивает: государственную поддержку фундаментальной и приоритетных направлений прикладной науки; проведение единой государственной политики в области образования; поддержку культуры и сохранение культурного наследия страны.

В сфере охраны окружающей среды Правительством РФ: обеспечивается проведение единой политики в этой области, в частности по экологической безопасности; принимаются меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду; организуется деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов; координируется деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, ликвидации их последствий и др.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство РФ: участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями.

В сфере обороны и государственной безопасности Правительством РФ: осуществляются все необходимые меры в этой области; организуется оснащение вооружением и военной техникой Вооруженных Сил; обеспечиваются социальные гарантии для военнослужащих; принимаются меры по охране Государственной границы; осуществляется руководство гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство РФ: осуществляет меры по реализации внешней политики страны; заключает международные договоры и обеспечивает их выполнение.

Правительство РФ вправе принимать также обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

Правила организации деятельности Правительства РФ по реализации его полномочий устанавливаются в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», иными федеральными законами и указами Президента РФ, Регламентом Правительства РФ.[72]. Регламентом определяются порядок планирования, подготовки и проведения заседаний, оформления принятых решений, внесения и рассмотрения проектов актов, работы с обращениями граждан и другие вопросы.

Согласно отчету Председателя Правительства РФ о деятельности Правительства РФ за 2011 год[73] приоритетными направлениями работы Правительства по всем направлениям реализации его полномочий являются: активная демографическая и социальная политика, развитие дальневосточных регионов и Сибири, создание качественных рабочих мест, построение новой высокотехнологичной и устойчивой экономики, обеспечение конкурентоспособности отечественной экономики на международной экономической арене.

Современный правовой статус Правительства РФ включает в себя довольно широкий перечень полномочий, как общего, так и специального характера.

Соответственно эффективно реализовать этих полномочия невозможно без системы соответствующих процедур деятельности Правительства РФ и их правовой регламентации, работы его аппарата, а также работы различных координационных и совещательных органов осуществляющих свою деятельность при Правительстве Российской Федерации.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_9945_sistema-polnomochiy-pravitelstva-rossiyskoy-federatsii-kak-visshego-organa-ispolnitelnoy-vlasti.html

Studio-pravo
Добавить комментарий