18. Виды и принципы построения системы органов исполнительной власти.

Органы исполнительной власти

18. Виды и принципы построения системы органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти — учреждение, созданное в соответствии с требованиями законодательства для участия в осуществлении функций исполнительной власти и наделенное для этих целей государственно-властными полномочиями.

Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответствии с его компетенцией) и юридически (компетенция не производна от компетенции иного органа).

Основы правового статуса, порядок деятельности и компетенция, система органов исполнительной власти регулируются Конституцией РФ и рядом нормативно-правовых актов.

Органы исполнительной власти:

  • самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей. Но в целях нормального функционирования государства органы исполнительной власти постоянно взаимодействуют с другими ветвями власти;
  • обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции;
  • их деятельность носит подзаконный характер;
  • находятся на бюджетном финансировании.

Виды органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков:

1. В зависимости от государственного устройства:

  • федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, службы и надзоры, российские агентства);
  • органы исполнительной власти субъектов Федерации.

2. По организационно-правовым формам:

  • правительства, советы министров, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, республик, Москвы, Санкт-Петербурга);
  • комитеты, службы, главные управления, отделы, инспекции, агентства, администрации, мэрии и т. д. (на различных уровнях).

3. По характеру компетенции выделяют:

  • органы исполнительной власти общей компетенции: осуществляют на определенной территории руководство всеми или большинством отраслей управления (Правительство РФ; правительства, администрации субъектов Федерации);
  • органы исполнительной власти отраслевой компетенции: руководство подведомственными отраслями (напр., Министерство путей сообщения);
  • органы исполнительной власти межотраслевой компетенции: выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей управления (напр., Министерство промышленности, науки и технологий);
  • органы исполнительной власти внутриотраслевой компетенции: руководство определенным участком работ в пределах отрасли.

4. По характеру разрешения подведомственных вопросов:

  • единоначальные: решающая власть принадлежит руководителю;
  • коллегиальные: решения принимаются группой лиц, но существует персональная ответственность за их исполнение.

Понятие и принципы построения системы органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти — совокупность органов исполнительной власти и система их взаимоотношений, построенная на основе разграничения компетенции между ними.

Система органов исполнительной власти строится и функционирует на основе следующих принципов:

федерализма, который отражается:

а) на структуре системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ);

б) на юридическом положении органов исполнительной власти:

  • определение компетенции органов исполнительной власти основывается на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации;
  • законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;
  • формой регулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти выступают административные соглашения, в результате которых федеральные органы исполнительной власти могут передать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;

сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы органов исполнительной власти, влияет на функционирование всей системы исполнительной власти.

Централизация — сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти (в основном по предметам ведения РФ).

Децентрализация — закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

Формой децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части полномочий территориальным органам, в результате чего центр решения общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места; законности, которая проявляется в обязанности всех органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, НПА субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Систему федеральных органов исполнительной власти, установление которой относится к ведению РФ, образуют:

  • Правительство РФ;
  • федеральные министерства (отраслевое управление);
  • государственные комитеты, федеральные комиссии (межотраслевое управление);
  • федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры (осуществляют специальные функции в установленных сферах ведения);
  • иные федеральные органы исполнительной власти (напр., Управление делами Президента РФ).

Систему органов исполнительной власти субъектов Федерации образуют:

  • высший орган исполнительной власти субъекта Федерации;
  • иные органы исполнительной власти, формы которых определяются самими субъектами Федерации.

Система федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации

Особенности федеральных органов исполнительной власти:

Классификация федеральных органов исполнительной власти.

1. По характеру деятельности:

  • министерства: осуществляют различные виды деятельности, управление, регулирование и координацию в соответствующей области (отраслевые и межотраслевые);
  • государственный комитет, федеральная комиссия — осуществляют межотраслевую координацию, функциональное регулирование по вопросам их ведения;
  • федеральная служба, российское агентство, федеральный надзор — осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие) функции.

Таким образом, можно выделить органы: осуществляющие руководство отраслями; занимающиеся межотраслевым регулированием, координацией; контроля надзора; органы по определенным проблемам.

2. По подчинению:

  • в ведении Правительства РФ (большинство), которое утверждает положения об этих федеральных органах исполнительной власти и назначает руководителей; — подчиненные Президенту РФ (Министерство обороны, внутренних дел, ФСБ и др.), который имеет аналогичные полномочия.

3. По способу решения подведомственных вопросов:

  • — единоначальные (министерства, некоторые другие федеральные органы исполнительной власти), но может образовываться коллегия. Она рассматривает наиболее важные вопросы деятельности, принимает решения большинством членов. В случае разногласий министр проводит в жизнь свое решение;
  • коллегиальные (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы/надзоры, российские агентства): образуются коллегии в составе руководителя органа, его замов, руководящих работников. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

Система органов исполнительной власти субъектов Федерации определяется ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и законодательством субъекта Федерации:

  • во главе — высший исполнительный орган государственной власти субъекта Федерации, который возглавляется руководителем этого органа либо высшим должностным лицом субъекта Федерации (президентом, главой субъекта Федерации);
  • органами общей компетенции являются правительства республик, администрации в иных субъектах Федерации;
  • органы отраслевой и межотраслевой компетенции — министерства, государственные комитеты, комитеты, главные управления, департаменты, отделы.

Правительство РФ

Правительство РФ является высшим исполнительным органом РФ, возглавляет единую систему исполнительной власти.

Правовую основу его деятельности составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы и нормативные указы Президента РФ.

1. Правительство РФ — это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти РФ и издает административно-правовые акты от своего имени.

Состав Правительства РФ, порядок его формирования, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоотношения с Президентом РФ и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ.

Согласно ст. 110 Конституции РФПравительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства РФ обладает особым статусом:

  • возглавляет Правительство РФ, определяет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу;
  • представляет Правительство в РФ и за пределами ее территории;
  • ведет заседания Правительства, обладая правом решающего голоса;
  • подписывает акты Правительства; представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и освобождении от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, о наложении на них взысканий и об их поощрении.

2. Конституция РФ предусматривает следующие полномочия Правительства РФ:

  • разработку и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • управление федеральной собственностью;
  • реализацию мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, внешней политики РФ;
  • обеспечение законности, прав и свобод граждан;
  • охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью;
  • иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Президент РФ

Статус Президента РФ определен Конституцией РФ.

Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.

Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:

В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий:

  • назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
  • имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
  • принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;
  • формирует Администрацию Президента РФ;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;
  • вносит законопроекты в Государственную Думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);
  • обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
  • издает указы и распоряжения;
  • может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Органы местного самоуправления как субъекты административного права

Местное самоуправление — гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления (ОМС) вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления — это выборные и иные органы местного самоуправления, образуемые в городских и сельских поселениях и на других территориях (собрания представителей, глава местного самоуправления).

Создание ряда органов местного самоуправления обязательно в силу указания закона, другие же могут создаваться в соответствии с уставом муниципального образования.

Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Представительные органывыборные органы местного самоуправления, обладающие правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения. Работают на непостоянной основе, созываются главой муниципального образования.

Исключительная компетенция представительных органов:

Глава муниципального образования – выборное должностное лицо, которое возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на муниципальной территории. Избирается гражданами, проживающими на соответствующей территории, или представительным органом, которым он подотчетен.

Иные органы местного самоуправления образуются на основании устава муниципального образования.

Правовой статус органов местного самоуправления (ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»):

  • не входят в систему органов государственной власти;
  • могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых материальных и финансовых средств;
  • основы статуса, полномочия, структура установлены законом;
  • могут вступать в различные, в том числе административно-правовые, отношения;
  • принимают по вопросам своего ведения правовые акты;
  • наделяются правом самостоятельного решения вопросов местного значения;
  • общие принципы, гарантии МС не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти;
  • решения органов местного самоуправления могут быть отменены только принявшими их органами или признаны недействительными по решению суда (обязанность отменить данный акт возлагается на субъектов, их принявших).

Предусматривается возможность участия населения в осуществлении местного самоуправления в форме территориального общественного самоуправления (на территориях, не являющихся муниципальными образованиями).

Источник: http://be5.biz/pravo/a018/5.html

Принципы построения органов исполнительной власти

18. Виды и принципы построения системы органов исполнительной власти.

Система органовисполнительной власти в РоссийскойФедерации строится и функционирует наоснове следующих принципов:

1. федерализма,который обусловлен государственнымустройством Российской Федерации. Вструктурном смысле он проявляется втом, что в общую систему органовисполнительной власти входят федеральныеорганы исполнительной власти и органыисполнительной власти субъектовФедерации.

В юридическом плане принципфедерализма проявляется в определениикомпетенции органов исполнительнойвласти, основываясь на актах, закрепляющихразграничение предметов ведения иполномочий между РФ и субъектамиФедерации.

Законные акты федеральныхорганов исполнительной власти обязательныдля соответствующих органов субъектовФедерации, а законные акты органовисполнительной власти субъектовФедерации подлежат соблюдению федеральныхорганов исполнительной власти.

Формойрегулирования взаимоотношений междуорганами исполнительной власти выступаютадминистративные соглашения, в результатекоторых федеральные органы исполнительнойвласти могут передавать осуществлениечасти своих полномочий органамисполнительной власти субъектовФедерации по соглашению с ними, инаоборот;

2. сочетанияцентрализации и децентрализации,который действует на различных уровняхсистемы органов исполнительной властии влияет на функционирование всейсистемы исполнительной власти.Централизация — сосредоточение большейдоли предметов ведения и полномочий введении центральных федеральных органовисполнительной власти (в основном попредметам ведения РФ).

Децентрализация- закрепление за органом предметовведения и полномочий, которые оносуществляет без вмешательства состороны вышестоящих органов.

Формойдецентрализации является делегированиефедеральным органом исполнительнойвласти части полномочий территориальныморганам, в результате чего решениеобщефедеральных, территориальных задачсмещается из центра на места;

3. законности,которыйпроявляется в обязанности всех органоввласти соблюдать Конституцию РФ изаконы. Кроме того, нормативно-правовыеакты субъектов Федерации не могутпротиворечить федеральным законам,принятым в пределах ведения РФ исовместного ведения РФ и субъектовФедерации;

4.

ответственность,который проявляется в претерпеваниинеблагоприятных юридических последствийруководителями органов исполнительнойвласти РФ и субъектов РФ за неисполнениеили ненадлежащее исполнение возложенныхна них функций и полномочий (например,Президентом, Правительством или главойисполнительной власти субъекта федерацииможет быть наложено соответствующеевзыскание на руководителя органаисполнительной власти виновное за“срыв” отопительного сезона в регионе,вплоть до освобождения от занимаемойдолжности).

Принципы построения системы органов исполнительной власти

18. Виды и принципы построения системы органов исполнительной власти.

Под системой органов исполнительной власти понимается их совокупность и система взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними.

Система органов отражает разделение предметов ведения и полномочий в организации самой исполнительной власти в осуществлении ее функций множеством субъектов.

Своеобразие решения разделения предметов ведения и полномочий в системе исполнительной власти Российской Федерации заключается в том, что на него оказывает непосредственное влияние федеративное устройство Российского государства.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении членов Российской Федерации (ст. 5 Конституции Российской Федерации).

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности. Эти принципы вытекают из Конституции Российской Федерации.

Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством России. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему этих органов входят:

  • федеральные органы исполнительной власти;
  • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, созданные по другим предметам ведения, уже не входят в единую систему исполнительной власти.

Вместе с тем, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в силу особенностей, присущих статусу Российской Федерации и ее субъектов, представляют собой относительно самостоятельные системы.

В юридическом аспекте принцип федерализма проявляется в том, что, во-первых, компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются прежде всего на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; во-вторых.

Конституция Российской Федерации регламентирует соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов.

В главном концепция сводится к тому, что законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти; в-третьих, одной из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации становится административный договор.

Он используется в качестве элемента механизма реализации принципа федерализма прежде всего в сфере функционирования исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В свою очередь органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст. 78 Конституции Российской Федерации).

Принцип сочетания централизации и децентрализации тесно связан с принципом федерализма, но нетождествен ему. Нетождествен потому, что сочетание этих его элементов может иметь место на различных уровнях и не обязательно сопутствует только федеративному государственному устройству.

Указанный принцип оказывает большое влияние на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация вытекает из единства этой системы, обусловленного наличием предметов и полномочий, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, и их совместного ведения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Централизованное осуществление исполнительной власти может сосредотачиваться в руках федеральных органов и органов субъектов Российской Федерации в пределах, определенных законодательством. В общегосударственном масштабе более высокая степень централизации проявляется по предметам ведения Российской Федерации, она несколько ослабляется в отношении предметов совместного ведения.

За пределами этих видов ведения, как известно, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции Российской Федерации). В последнем случае соотношение централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти определяется самими субъектами Российской Федерации.

Следует иметь в виду, что одно из трудно преодолимых, требующих к себе постоянного внимания, противоречий в функционировании исполнительной власти связано со сферой совместного ведения Российской Федерации и се субъектов. Данное противоречие не может быть разрешено однажды и навсегда.

Постоянной должна быть задача его ослабления и учета в правотворчестве и правоприменении. Это тем более важно, что совместное ведение не означает, что по образующим его вопросам принимаются совместные решения органами исполнительной власти Российской федерации и ее субъектов.

Напротив, по общему правилу, решения на соответствующих уровнях принимаются органами в соответствии с законодательством, но самостоятельно.

Децентрализация означает закрепление законодательством предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом органов), которые он (они) должен осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

При этом отсутствует «расщепление» предметов ведения и полномочий по вертикали, что имеет место при совместном ведении.

При децентрализации предметы ведения и полномочия как бы отторгаются, обретают высокую степень независимости от властных полномочий вышестоящих органов исполнительной власти.

Особой разновидностью децентрализации является делегирование органом исполнительной власти части своих полномочий подчиненному органу в целях удобства управления на основе приближения его к объектам.

Например, федеральными органами исполнительной власти создаваемым ими территориальным органам.

В этом случае децентрализация осуществляется в виде деконцентрации полномочий, передачи их от вышестоящего к нижестоящему органу.

На осуществление деконцентрированных полномочий может серьезным образом влиять вышестоящий орган.

Создание подобных органов способно служить организационно-правовым средством решения общефедеральных и территориальных задач на основе смещения тяжести управления с центра на места, а также усиления взаимодействия между субъектами Российской Федерации.

Целесообразность взаимодействия между названными органами может возникнуть при осуществлении полномочий как по предметам ведения Российской Федерации, так и ее совместного ведения с субъектами Российской Федерации.

Сочетание централизации и децентрализации в осуществлении исполнительной власти позволяет реализовать ее единство в многообразии.

Принцип законности проявляется прежде всего в том, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Данное требование относится также к конституциям и другим актам законодательства субъектов Российской Федерации.

Одним из важных аспектов принципа законности является обязательность строгого соблюдения положений Конституции Российской Федерации о соотношении актов органов государственной власти и ее субъектов. Они сформулированы в ст. 76.

В частности, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с Конституцией Российской федерации.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации и ее совместного ведения с субъектами Российской Федерации, действует нормативно-правовой акт субъекта Российской Федерации.

Источник: https://isfic.info/adom/cint39.htm

23Принципы построения системы органов исполнительной власти

18. Виды и принципы построения системы органов исполнительной власти.

Органисполнительной власти — структурноеподразделение государственно-властногомеханизма (государственного аппарата),создаваемое специально для повседневногофункционирования в системе разделениявластей с целью проведения в жизнь(исполнения) законов в процессе управления(регулирования) экономической,социально-культурной иадминистративно-политической сферамижизни общества.

СистемаОИВ.

1правительство

2Органы исполнит власти (министерства.Службы. Агенства,)

3на уровне субъектов Рф (глава- высшеедолжностное лицо; правительство; органыисполнит власти. Органы исполнительнойвласти создаются в муниципальныхобразованиях, обладают полномочиями)

4.Исполнит власть находится на предприятиях( даректора, совет директоров, др. органы)

5.Общественные объединения и политическиепартии

1 Общие принципы

1.Самостоятельность органов исполнительнойвласти.При разделении властей (ст.10) органыисполнительной власти не находятся вподчинении у органов законодательнойвласти, имеют свои функции и компетенцию.

2.Единство системы органов исполнительнойвласти.Система органов исполнительной властисубъектов Федерации устанавливаетсяими самостоятельно в соответствии сосновами конституционного строя РФ иобщими принципами организацииисполнительных органов государственнойвласти, установленными федеральнымзаконом.

3.пр-пФедерализмавсистеме ОИВ обусловлен гос.устройствомРФ.

Вструктурном плане он проявляется в томчто в общую систему ОИВ входят:

  • Федеральные ОИВ;
  • ОИВ субъектов РФ- республик, краев, областей, городов фед-го значения, автоном-ой обл-ти, автономных округов.

а)к ведению РФ отнесено решение основныхвопросов организации государственногоуправления на федеральном уровне;ст. 71 Конституции

б)к ведению субъектов Федерации отнесенорешение вопросов организациигосударственного управления нарегиональном уровнест. 72 Конституции.

4.пр-пЗаконностипроявляетсяв том что все органы гос.власти обязанысоблюдать законы и К-цию РФ.

5.Гласность предполагаетширокое обнародование через средствамассовой информации процесса и результатовработы органов исполнительной власти.

6.Верховенство закона

7пр-псочетанияЦентрализации и децентрализацииоказывает большое влияние нафункционирование всей системы ИВ.

Централизация-сосредоточение большей части гос-хф-ций в ведении центр-х органов федеральнойисполнительной власти.

Децентрализацияозначает закрепление предметов веденият полномочий за тем или иным органом,которые он должен осуществлятьсамостоятельно без вмешательства состороны вышестоящих органов.

8Ответственности- Все органы исп властинесут ответственность за поставленныезадачи

24Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

всфере исполнительнойвластиПрезидент РФ обладает рядомполномочийон в частности:

  • — назначает с согласия Гос. Думы Председателя Правительства РФ;

-имеет правопредседательствовать на заседанияхПра­вительства РФ;

  • принимает решение об отставке Правительства РФ;
  • представляет Гос. Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;
  • по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
  • назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ; Их задачи: ·обеспеч. единства гос полит. в деят-ти ОИВ,
  • вносит законопроекты в гос. Думу;
  • подписывает и обнародует федеральные законы (в т.ч. по вопросам исполнительной власти);
  • обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики гос-ва;
  • издает указы и распоряжения; (ст. 90 Кон­ституции РФ);
  • может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ, а также между различными органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • вправе приостановить действие актов органов исп. Власти субъектов РФ (п. 2 ст. 85 Конституции).в случае их противоречия Конституции , федеральным законами международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.
  • назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента;
  • назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (ст. 83 Конституции).

Вслучае агрессии против РоссийскойФедерации или непосредственной угрозыагрессии Президент вводит на территориистраны или в отдельных ее местностяхвоенное положение.При обстоятельствах и в порядке,предусмотренных федеральным конституционнымзаконом, Президент вводитповсеместно либо в отдельных местностяхчрезвычайное положение.

Источник: https://studfile.net/preview/6323474/page:14/

Органы исполнительной власти: система, виды и принципы построения

18. Виды и принципы построения системы органов исполнительной власти.
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 16Следующая ⇒

Система органов исполнительной власти в Российской Федерации строится и функционирует на основе принципов федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности.

1. Принцип федерализма в системе органов исполнительной власти обусловлен государственным устройством Российской Федерации. В структурном плане он проявляется в том, что в общую систему органов исполнительной власти входят:

• федеральные органы исполнительной власти;

• органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

В юридическом смысле принцип федерализма проявляется в следующем:

• компетенция органов исполнительной власти и взаимоотношения между ними определяются на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами;

• соотношение правовых актов органов государственной власти и ее субъектов регламентируется Конституцией РФ (законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для аналогичных органов субъектов Российской Федерации; законные акты федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти);

• одна из правовых форм регулирования взаимоотношений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации — административный договор (федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации).

2. Принцип сочетания централизации и децентрализации оказывает существенное влияние на функционирование всей системы исполнительной власти.

Централизация — сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов федеральной исполнительной власти.

Децентрализация означает закрепление предметов ведения и полномочий затем или иным органом, которые он должен-осуществлять самостоятельно без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

3. Принцип законности проявляется в том, что все органы государственной власти и должностные лица обязаны соблюдать законы и Конституцию РФ.

Право граждан на обращения.

Право на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления, к должностным лица, в различные организации предусмотрено, прежде всего Конституцией РФ (статья 33 — Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления).

Специальный закон об обращениях граждан еще не принят, поэтому по-прежнему действует Указ Президиума ВС СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

В субъектах РФ приняты собственные законы об обращениях граждан, например, в Москве это Закон г. Москвы от 18 июня 1997 г. N 25 «Об обращениях граждан». Обращение в суд помимо Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ) регулируется, в частности, Законом РФ от 27 апреля 1993 г.

«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Под обращениями понимаются изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения и петиции граждан.

Обращения могут быть индивидуальными и коллективными.

Виды обращений:

· Предложение — обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов государственной власти города и органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений.

· Заявление — обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, законами Российской Федерации, другими нормативными актами.

· Жалоба — обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов государственной власти города, органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.

· Ходатайство — письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих.

· Коллективные обращения — обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, принятое на митинге, собрании и подписанное организаторами и (или) участниками митинга или собрания, имеющее общественный характер.

· Петиции — коллективные обращения граждан в органы власти о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения законодательства.

Обращения могут быть устными и письменными.

Устные обращения граждан рассматриваются в тех случаях, когда изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, личности обращающихся известны или установлены.

На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной форме.

Письменные обращения граждан должны содержать:

· наименование и адрес органа власти города или должностного лица, которым они адресованы,

· изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства,

· фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, контактные телефоны,

· дату и личную подпись.

Обращения, в которых отсутствуют фамилия, адрес и личная подпись, считаются анонимными и не подлежат рассмотрению.

Обращение может подаваться следующим образом:

· в ходе личного приема;

· направляться по почте;

· передаваться через канцелярию, секретариат, экспедицию.

Обращение следует подавать таким образом, чтобы у заявителя оставались доказательства, подтверждающие сам факт подачи обращения, и его дату.

Такими доказательствами может быть роспись принявшего лица на втором экземпляре обращения, уведомление о вручении при направлении по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, квитанция о приеме документов, выдаваемая канцелярией или экспедицией.

К обращению необходимо прилагать копии документов, относящихся к нему или подтверждающих изложенные в нем обстоятельства. Если обязательно предоставление оригиналов, необходимо сделать для себя копии. О том, что к обращению прилагаются документы, необходимо указывать в тексте обращения.

Обращения должны подаваться в орган, должностному лицу, к ведению которого относится решения данного вопроса.

Вместе с тем, если обращение подано в орган (должностному лицу), к ведению которого не относится решение данного вопроса, должны принять письменное обращение и в 5-дневный срок направить его по принадлежности, уведомив об этом заявителя, а если обращение подается в ходе личного приема — разъяснить, куда следует обратиться.

Обращения должны разрешаться по существу в срок не более 1 месяца с момента подачи. Если вопрос сложен, требует дополнительного изучения и проверки, указанный срок может быть продлен в виде исключения, но не более чем на 1 месяц. О продлении срока рассмотрения обязательно должен быть уведомлен заявитель.

В случае, если обращение не требует дополнительного изучения и проверки, оно должно разрешаться безотлагательно, но не позднее 15 дней.

Органы прокуратуры РФ осуществляют надзор за соблюдением законов государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами при работе с обращениями граждан.

В случае, если гражданин не удовлетворен результатами рассмотрения его обращения, он вправе обратиться в вышестоящий орган в порядке подчиненности с жалобой на вынесенное решение. Вышестоящий орган не вправе передать жалобу для разрешения по существу в тот орган, решение которого обжалуется.

Гражданин имеет право не обжаловать вынесенное решение в вышестоящий орган, а обратиться с жалобой сразу в суд. Суд не вправе отказать в рассмотрении жалобы на том основании, что заявитель не обращался в вышестоящий орган.

Рассмотрение жалобы в суде регулируется гражданским процессуальным законодательством РФ.

Одним из действенных вариантов осуществления и защиты прав является обращение к депутатам законодательных органов (Государственная Дума РФ или законодательный орган субъекта РФ). Согласно действующему законодательству, депутаты обязаны вести прием избирателей, рассматривать их обращения. Сроки работы с обращениями для депутатов те же.

Обращения можно подавать как лично, на приеме, так и по почте или через канцелярию (секретариат, экспедицию) законодательного образа. Можно обращаться как к депутату, избранному по избирательному округу, в котором проживает заявитель, так и депутату, возглавляющему или входящему в комитет, занимающийся вопросами, относящимися к обращению.

78. Административно-правовой статус организаций, учреждений и предприятий.

Административно-правовой статус предприятия (учреждения) — комплекс прав и обязанностей, которые предприятие (учреждение) при­обретает и реализует в процессе совершения следующих действий:

— создание предприятия (учреждения) по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива предприятия;

— государственная регистрация, осуществляемая по месту нахождения

предприятия (учреждения) местным органом государственной власти;

— получение разрешения на занятие определенными видами деятельно­сти, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной власти;

— формирование органа управления делами;

— определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государствен­ных органов в отношении предприятия (учреждения);

— ведение и представление бухгалтерской и статистической отчетности.

В число гарантий прав предприятия входят некоторые меры админис­тративно-правового характера:

= недопущение отказа в регистрации предприятия (учреждения) по мо­тивам нецелесообразности;

= запрет на вмешательство органов государства в деятельность предприятия (учреждения), за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

= защита имущества предприятия от незаконного изъятия;

= недопущение монопольного положения на рынке отдельных предприятий и недобросовестной конкуренции.

Предприятие — это хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Основу этой деятельности составляет его имущество.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

Признаки предприятий:

~ организационное единство;

~ имущественная обособленность;

~ самостоятельная имущественная ответственность;

~ в гражданском обороте выступает от своего имени;

~ выполнение работ услуг на возмездной основе с целью получения прибыли.

Законодательство о предприятиях в равной степени распространяется на предприятия всех форм собственности. Это — выражение юридического равенства всех форм собственности, установленного ч. 2 ст. 8 Конституции России.

Однако для государственных предприятий законодательство предусматривает особые правила.

Например, только они могут осуществлять производство любых видов оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ и других предметов так называемой разрешительной системы.

Предприятие считается созданным с момента его государственной регистрации и действует на основе учредительных документов.

Учреждение в отличие от предприятия выполняет только социально-культурные или административно-политические функции. Учреждения создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, здравоохранения).

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных, административно-политических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая собственником полностью или частично. Социально-культурные функции выполняют учреждения образования, науки, культуры, здравоохранения и др. Различия между предприятиями и учреждениями состоят в содержании их основной деятельности.

⇐ Предыдущая6789101112131415Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2x8636.html

Studio-pravo
Добавить комментарий