18. Контроль и надзор за общественными объединениями

33. Основы взаимоотношений государства с общественными объединениями граждан, пределы государственного контроля и надзора за их организацией и деятельностью

18. Контроль и надзор за общественными объединениями

Административно-правовойстатус общественных объединенийреализуется ими во взаимоотношениях сгосударственными и муниципальнымиорганами, которые в соответствии стребованиями Конституции РФ обеспечиваютсоблюдение прав и законных интересовобщественных объединений всеми имеющимисяв их распоряжении силами и средствами.

Вотношении политических общественныхобъединений (политических партий иполитических общественных движений),участвующих в формировании государственнойвласти, государство обеспечивает полную«прозрачность», т.е.

гласность и открытостьих деятельности для общества и государства,чтобы граждане знали, ради каких целейсоздаются соответствующие политическиепартии и движения, кем они финансируются,как и на что тратят свои средства.

Неполитическимобщественным организациям (молодежным,детским, ветеранским, организациямзащиты материнства и детства и т.д.)государство предоставляет различныеналоговые и иные льготы и преимущества,а также в плановом организованномпорядке оказывает всяческую материальнуюпомощь и финансовую поддержку.

Органыобщественной самодеятельности иразличные клубы по интересам (цветоводов,филателистов, кинологов и т.д.) действуютнезависимо от государства, решая своизадачи совершенно самостоятельно.

Административно-правовымиотношениями опосредуется процессгосударственной регистрации уставовобщественных объединений.

Политическиеобщественные объединения подлежатгосударственной регистрации в обязательномпорядке, а уставы и другие учредительныедокументы профессиональных союзовподлежат не государственной регистрации,а только учету в органах Министерстваюстиции, поскольку по закону профсоюзынезависимы в своей деятельности оторганов государственной исполнительнойвласти и органов местного самоуправления,им не подчинены и не подконтрольны.

Государственнаярегистрация общероссийских и международныхобщественных объединений производитсяМинистерством юстиции РФ, межрегиональных— органами юстиции по месту нахожденияпостоянно действующего руководящегооргана общественного объединения, арегиональных и местных общественныхобъединений — органами юстициисоответствующих субъектов РФ. Отказ вгосударственной регистрации общественногообъединения по мотивам нецелесообразностиего создания не допускается и возможенлишь при наличии конкретных строгоопределенных оснований.

Отказв государственной регистрацииобщественного объединения, а так жеуклонение от такой регистрации могутбыть обжалованы в суд.

Органыюстиции, регистрирующие общественныеобъединения, осуществляют контроль засоответствием их деятельности уставнымцелям.

Этот контроль призван обеспечитьфункционирование зарегистрированныхобщественных объединений в строгомсоответствии с Конституцией РФ,действующим законодательством, а такжев соответствии с их уставными целями.

При этом государственные органы наделенынеобходимыми полномочиями длявоспрепятствования деятельности,выходящей за пределы уставных целейобщественных объединений, а такжедеятельности, осуществляемой безнадлежащего разрешения либо запрещеннойзаконом.

Порезультатам контроля за деятельностьюобщественных объединений органы юстициив установленных законом случаях вправевынести руководящим органам общественныхобъединений письменное предупреждение,основанием для вынесения которогоявляется нарушение действующегозаконодательства или совершениеобщественными объединениями действий,противоречащих их уставным целям.

Регистрирующийобщественное объединение орган юстициивправе подать заявление в суд оприостановлении деятельности общественногообъединения после двух письменныхпредупреждений, если эти предупрежденияне были обжалованы в судебном порядке(или не признаны судом не основаннымина законе). Постановка вопроса передсудом о приостановлении деятельностиобщественного объединения может иметьместо только в случаях нарушенияфедерального законодательства изаконодательства субъектов Федерации.

Вслучае приостановления деятельностиобщественного объединения в течениеустановленного решением суда срокаприостанавливаются и права общественногообъединения как учредителя средствмассовой информации, ему запрещаетсяорганизовывать собрания, митинги,демонстрации и другие публичныемероприятия, принимать участие в выборах,использовать банковские вклады, заисключением расчетов по хозяйственнойдеятельности.

Инициаторомприостановления деятельности общественныхобъединений могут выступать и органыпрокуратуры. В соответствии со ст.

42 и44 Закона РФ «Об общественных объединениях»Генеральный прокурор РФ и прокурорысубъектов РФ могут обращаться в суд сзаявлениями не только о приостановлении,но и о ликвидации общественногообъединения и запрете на его деятельностьв случаях нарушения им законодательства.

Источник: https://studfile.net/preview/4271817/page:20/

Основы взаимоотношений с государством. Контроль и надзор за деятельностью общественных объединений

18. Контроль и надзор за общественными объединениями

Федеральный закон «Об общественных объединениях», определяя принципиальные основы взаимоотношений общественных объединений и государства, предусматривает возможности его надзора и контроля в отношении их деятельности.

Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается. Есть различные формы воздействия друг на друга, разрешенные названным Законом.

Вместе с тем государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам; заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг, социального заказа на выполнение государственных программ неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе.

Кроме того, вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений, решаются органами государственной власти и местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ.

Федеральные органы государственного финансового контроля, по контролю и надзору в области налогов и сборов, по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Новеллами от 20 июля 2012 г. усилен государственный контроль в данном направлении.

В том числе установлено, что некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов — один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, — ежеквартально, аудиторское заключение — ежегодно.

Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

В организации текущего контроля важные задачи выполняет регистрирующий орган. Он осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, налоговых органов, иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций.

В Федеральном законе «Об общественных объединениях», а также в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрен ряд мер (санкций) в отношении общественных объединений.

Это объявление предостережения общественному объединению, письменное предупреждение руководящему органу объединения, приостановление и ликвидация (запрет деятельности) объединения.

Рассмотрим эти меры.

  • 1. Объявление предостережения. Данная мера предусмотрена Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности». В соответствии со ст. 6 Закона «при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности» соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке. Предостережение может быть обжаловано в суд в установленном порядке.
  • 2. Предупреждение. Об этой мере говорят оба названных акта. По Федеральному закону «Об общественных объединениях» в случае выявления нарушений Конституции РФ или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, соответствующим регистрирующим органом может быть вынесено руководящим органам общественных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения (ст. 38). Предупреждение может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

По Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» (ст.

7) общественному или религиозному объединению либо иной организации в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии в их деятельности, в том числе в деятельности хотя бы одного из их региональных или других структурных подразделений, признаков экстремизма, выносится предупреждение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения, в том числе допущенных нарушений. В случае если возможно принять меры по устранению допущенных нарушений, в предупреждении также устанавливается срок для устранения указанных нарушений, составляющий не менее двух месяцев со дня вынесения предупреждения. Предупреждение выносится соответствующим прокурором или регистрирующим органом.

Таким образом, если речь идет о нарушениях, не содержащих признаки экстремизма, предупреждение может быть вынесено регистрирующим органом. Если же налицо такие квалифицирующие признаки, предупреждение может исходить как от регистрирующего органа, так и от соответствующего прокурора.

В обоих законах говорится о возможности обжалования предупреждения в суд в установленном порядке.

Вместе с тем в Федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности» добавлено: в случае если предупреждение не было обжаловано в суд или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не устранены допущенные нарушения либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности организаций, в установленном названным Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежат ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.

3. Приостановление деятельности.

По первоначальной редакции Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае нарушения общественным объединением ограничений на его создание и деятельность, а также совершения действий, противоречащих его уставным целям, соответствующий прокурор вносил в руководящий орган общественного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливал срок для их устранения. Если в этот срок нарушения не устранялись, деятельность общественного объединения могла быть приостановлена решением соответствующего суда на основании заявления прокурора. А регистрирующий орган должен был сначала сделать два письменных предупреждения, и если они не обжаловались в суд либо не признавались судом основанными на законе, тогда регистрирующий орган был вправе подать заявление в суд о приостановлении деятельности общественного объединения.

Одновременно с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в Федеральный закон «Об общественных объединениях» были внесены серьезные изменения, касающиеся порядка приостановления деятельности общественных объединений. Так, теперь ст.

42 Закона предусматривает, что в случае нарушения общественным объединением Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законодательства РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям, соответствующий регистрирующий орган либо прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. Если в этот срок нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Это решение может быть обжаловано в суд.

Сравнение с прежней редакцией свидетельствует о том, что норма Закона стала гораздо жестче. Ранее вопросы приостановления решал суд. Теперь в суд обращаться не надо: прокурор или регистрирующий орган вправе сам приостановить деятельность общественного объединения.

По Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» приостановление деятельности общественного объединения применяется еще в одном случае — в связи с обращением в суд для решения вопроса о ликвидации либо о запрете деятельности такого объединения.

Орган, обратившийся в суд с таким заявлением, вправе своим решением приостановить деятельность общественного или религиозного объединения до рассмотрения судом указанного заявления.

Решение о приостановлении деятельности общественного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете деятельности может быть обжаловано в суд в установленном порядке.

В случае приостановления деятельности общественного объединения приостанавливаются его права как учредителя СМИ, ему запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.

4. Ликвидация и запрет деятельности общественного объединения. Обе названные меры являются конституционно-правовыми санкциями.

Различие между ними не сущностное, а процессуальное: ликвидация применяется в отношении зарегистрированных общественных объединений, а запрет деятельности — в отношении незарегистрированных. Согласно ст.

44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются: нарушение им прав и свобод человека и гражданина; неоднократные или грубые нарушения Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей уставным целям; неустранение в срок, установленный федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности общественного объединения.

Надо сказать, что Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» предусмотрел более широкие основания для обращения в суд с заявлением о ликвидации общественного объединения либо запрете его деятельности в случае, если речь идет о борьбе с экстремизмом.

Если их обобщить, то речь идет о следующем: во- первых, объединению сделано предупреждение прокурором или органом юстиции, оно не оспорено в суде либо оспорено, но не признано незаконным; во-вторых, объединение в срок, установленный в предупреждении, не устранило допущенные нарушения; в-третьих, в течение 12 месяцев после вынесения предупреждения выявлены новые нарушения; в-четвертых, осуществление общественным объединением экстремистской деятельности повлекло нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создало реальную угрозу причинения такого вреда (ч. 4 ст. 7, ч. 2 ст. 9 рассматриваемого Закона).

Заявление о ликвидации общероссийского или международного общественного объединения подается в Верховный Суд РФ Генеральным прокурором РФ. Заявления о ликвидации иных общественных объединений подаются в суды общей юрисдикции субъектов РФ прокурорами субъектов РФ.

Согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» (ст.

9) по основаниям, связанным с противодействием экстремистской деятельности, с заявлением о ликвидации общественного объединения или запрете его деятельности в суд может обращаться также и соответствующий регистрирующий орган.

Источник: https://studref.com/664424/pravo/osnovy_vzaimootnosheniy_gosudarstvom_kontrol_nadzor_deyatelnostyu_obschestvennyh_obedineniy

Государственный контроль деятельности общественных объединений

18. Контроль и надзор за общественными объединениями

Гиренко К. Э. Государственный контроль деятельности общественных объединений // Молодой ученый. — 2018. — №1. — С. 83-85. — URL https://moluch.ru/archive/187/47648/ (дата обращения: 08.02.2020).



Взаимоотношения органов власти и некоммерческих организаций в лице общественных объединений заключаются в государственной регистрации, а также в осуществлении контроля и надзора за деятельностью не только лишь зарегистрированных, но и не зарегистрированных в качестве юридических лиц общественных объединений.

Так, согласно статье 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» [1], а также Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» единственных органом, который вправе осуществлять надзор за соблюдением законодательства, в том числе и общественными объединениями, является прокуратура Российской Федерации.

Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет государственную функцию по контролю, в том числе, за общественными объединениями, в сфере их уставной деятельности, соблюдением заявленных целей и задач, а также за соблюдением законодательства Российской Федерации [2].

Среди многих ученых существуют противоречия по поводу разграничения понятий «контроль» и «надзор». Из обыденного понимания данных слов можно сделать вывод, что это тождественные понятия. Так, как под «контролем», так и под «надзором» понимается «наблюдение или постоянное наблюдение с целью присмотра, проверки за кем- или чем-нибудь, за соблюдением каких-нибудь правил» [3].

Некоторыми учеными понятие «контроль» трактуется несколько шире понятия «надзор». Ученые объясняют это тем, что «контроль» позволяет «не только лишь надзирать, то есть наблюдать за законностью и ставить вопрос об устранении нарушений, но и устранять данные нарушения в силу компетентности своей власти» [4].

По моему же мнению, как и, по мнению иных ученых, вышеуказанные понятия тождественными не являются.

Так, по мнению Л. А.

Николаева «основной задачей прокуратуры является обеспечение точного и неуклонного исполнения законодательства, а, следовательно, и деятельность поднадзорных органов прокуратуры оценивается только с точки зрения законности.

У органов госконтроля это, прежде всего, проверка фактического исполнения нормативных актов, оценка количества и качества результатов деятельности, целесообразность выбора средств и способов управления» [5].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что в случае, если речь идет об исполнении законодательства и законности правовых актов, то, следовательно, речь идет о предмете прокурорского надзора. Органы государственного контроля ограничены в своей деятельности определенным кругом возникших правоотношений.

Так, Министерство юстиции Российской Федерации контролирует исполнение общественными организациями требований Федерального закона «Об общественных объединениях».

Поскольку Минюст России является еще и органом, принимающим решение о государственной регистрации данной формы некоммерческих организаций, он осуществляет контроль по трем направлениям:

  1. Соблюдение общественными объединениями требований законодательства, в частности Федерального закона «Об общественных объединениях» в части ежегодного информирования общественным объединением о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа и данных о руководителях.
  2. Соответствие деятельности общественных объединений целям и задачам, которые предусмотрены их уставами. Такие организации должны предоставлять по запросу Минюста России годовые и квартальные отчеты о своей деятельности, допускать представителей данного органа на проводимые организацией мероприятия.
  3. Финансовый аудит общественного объединения в виде опубликования данными некоммерческими организациями отчетов об использовании своего имущества, а также обеспечения доступности ознакомления с указанными отчетами; информирования об объеме получаемых денежных средств и иного имущества, в том числе и от иностранных организаций и граждан, о целях их расходования или использования в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Непредставление организацией вышеуказанных сведений в установленные сроки являются основанием для обращения в контролирующего органа в суд с заявлением о признании данной организации, прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об ее исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

Контроль за деятельностью общественных объединений можно разделить на три вида: проведение проверок по вопросам, которые отнесены к компетенции Минюста России; анализ отчетов, представленных данными организациями; участие в мероприятиях, которые проводят вышеуказанные общественные объединения.

Контроль за деятельностью общественных объединений осуществляется как Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии со статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях», так и федеральными органами государственного финансового контроля, федеральными органами исполнительной власти, которые уполномочены на контроль и надзор в области налогов и сборов, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществлении функции по противодействию легализации доходов, которые получены преступным путем, и финансированию терроризма. Вышеназванные органы устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и задачам и сообщают о результатах Минюсту России. Контролирующие органы не ограничены по кругу субъектов, а значит, указанный в статье 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» перечень органов государственного контроля может рассматриваться шире.

Для выявления нарушений, которые совершены общественными объединениями, органы юстиции напрямую взаимодействуют с органами прокуратуры. Также, для более эффективного контроля и надзора, данные органы заключают договоры, издают совместные приказы, распоряжения о взаимодействии между собой, а также с иными государственными органами.

Так, в 1998 году между Прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации было заключено соглашение «О формах взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и Министерства юстиции РФ в сфере надзора и контроля за ведомственным нормотворчеством, принятыми актами субъектов Российской Федерации, а также за созданием и деятельностью общественных и религиозных объединений».

Также, для осуществления эффективного контроля за деятельностью общественных объединений, Минюст России привлекает в своей деятельности иные государственные органы власти, а также органы местного самоуправления.

Так, территориальные органы Минюста России помимо контрольных органов, указанных в законодательстве, взаимодействуют и с областными избирательными комиссиями, Уполномоченным по права человека, органами внутренних дел, органами федеральной службы безопасности и другими.

Так, 3 сентября 2016 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации совместно с правоохранительными органами проведена внеплановая проверка Централизованной религиозной организации «Религиозная ассоциация Церкви Иисуса Христа и Святых последних дней в России» Местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в г. Владивостоке, в ходе которой обнаружены диски, которые, предположительно, содержат видео порнографического характера с участием несовершеннолетних.

Взаимодействие между органами государственной власти по контролю и надзору за деятельностью общественных объединений можно, условно, разделить на три вида: обмен информацией; проведение совместных проверок деятельности конкретной организации; Совместное участие во всевозможных комиссиях, рабочих группах и т. д.

Согласно законодательству Российской Федерации, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением российского законодательства общественными объединениями, и, в случае несоблюдения данными организациями законов, вправе приостановить деятельность этой организации либо ликвидировать ее.

Так, как прокуратура, так и суды приходят к выводу, что оказание общественными объединениями образовательных, медицинских услуг без соответствующего разрешения на данный вид деятельности, а также длительное нарушение федеральных законов, невыполнение неоднократных предписаний уполномоченного органа, признаются грубыми нарушениями.

При разрешении вопроса о ликвидации общественного объединения судам необходимо устанавливать соразмерность его действий закрепленной ответственностью.

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что государственный контроль и надзор являются самой оптимальной формой взаимодействия государственных органов и некоммерческих организаций в лице общественных объединений.

Для более же эффективного использования данной формы взаимодействия государственные органы заключают между собой всевозможные соглашения.

Однако, до сих пор остается проблемным вопрос контроля и надзора за деятельностью общественных объединений, не зарегистрированные общественные объединения в качестве юридических лиц.

Литература:

  1. ФЗ «Об общественных объединениях»
  2. Приказ минюста РФ от 31.03.2016 №90
  3. Ожегов С.И. толковый словарь русского языка
  4. Швецова В.И. Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации.
  5. Николаева Л.А. Соотношение прокурорского надзора и государственного контроля. Вопросы теории и практики прокурорского надзора

Основные термины(генерируются автоматически): Российская Федерация, объединение, Россия, орган, деятельность, Министерство юстиции, общественное объединение, контроль, исполнительная власть, государственный контроль.

Источник: https://moluch.ru/archive/187/47648/

Общественный контроль и государственный надзор: в чем разница

18. Контроль и надзор за общественными объединениями

Начнем с понятия государственного надзора.

В соответствии с законопроектом «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» государственный надзор это «деятельность федеральных органов исполнительной власти… направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами и организациями, их руководителями и иными должностными лицами… требований, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений, а также … по систематическому анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности гражданами и организациями». 

То есть, если перевести на русский язык, задача государственного надзора – выявить и пресечь нарушения недобросовестных граждан и организаций.

Если же говорить об общественном контроле, то в соответствии с законом «Об основах общественного контроля в РФ» это «деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти … а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений».

А значит и общественному контролю тоже доступно многое: наблюдение, проверка, анализ и оценка. Если, конечно, этими возможностями продуманно распорядиться.

Итак, есть карающий меч государственного надзора и мягкая сила общественного контроля.

В цивилизованных современных государствах, заинтересованных в ценностях типа «обеспечения реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений», «учете общественного мнения», «общественной оценке деятельности органов государственной власти» общественный контроль это правая рука государственной его части. Механизм, который не просто дополняет «карающий меч», но и позволяет избежать (ну или хотя бы ослабить) давления государства на бизнес.

К сожалению, на сегодняшний день государство рассматривает институт общественного контроля как угрозу деятельности своих же государственных органов.

Но здесь важно понять, что имеется ввиду под словом «государство». Этот термин в данном контексте может включать в себя те государственные органы, которые не желают, чтобы их деятельность контролировалась «какими-то» общественниками.

Хотя именно за счет общественного контроля и снижается не только давление на бизнес, но и нагрузка само государство.

 Общественный контролер сможет обеспечить современным продуманным подходом к получению, обработке и передачи информации в те самые органы госконтроля, снижая их административные расходы, и при этом повышая показатели результативности. Правда, остается вопрос, а такая задача перед государственными органами стоит?

Ну и, конечно, польза для общества: развитие важнейших гражданских институтов в России, на которые опираются все ведущие мировые экономики, институты, которые являются связующим звеном единой системы контроля, и эксперименты с которыми, с другой стороны, могут откатить развитие потребительского рынка и экономики страны в целом на много лет назад. Именно сейчас такие институты необходимы нашей стране, когда только немой не кричит о необходимости запуска несырьевой части новой российской экономики.

Пример из практики Росконтроля

Многолетняя работа нашей организации доказала, что без экспертных институтов сформировать рынок добросовестной экспертизы просто невозможно. В любой спорной ситуации не к кому обратиться ни бизнесу, ни государству.

Даже нам приходилось крепко подумать: каким образом получать достоверные результаты испытаний. Провели испытания в одной лаборатории, потом в другой лаборатории, а результаты отличаются в разы. При том, что обе лаборатории – аккредитованы.

Приходилось включать механизмы межлабораторных сличительных испытаний, определять действительно компетентную лабораторию и уже дальше взаимодействовать с ней, постоянно мониторя ситуацию. Были случаи, в особо спорных ситуациях – приходилось подключать европейские лаборатории, т.к. невозможно было провести в России даже межлабораторные сличения.

А ведь вопросы достоверности, независимости, компетентности испытаний должны контролироваться государством.

Снова вопрос – почему и для бизнеса, и для государства необходимость профессиональных компетентных экспертных институтов всё еще стоит под вопросом?

В то время как за рубежом именно на институтах общественного контроля, на экспертных институтах строилось и гражданское общество, и доверительные взаимоотношения между государством, потребителем и бизнесом.

На потребительском рынке России действуют несколько государственных проверяющих организаций – это и Роспотребнадзор, и Россельхознадзор, и Прокуратура. Но смогут ли они одни решить все проблемы на рынке?

Давайте посмотрим, какие механизмы предлагает действующий закон об общественном контроле.

В соответствии с законом общественный контроль может осуществляться «в формах общественного мониторинга, общественной проверки, общественной экспертизы …, а также в таких формах взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления, как общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия».

Получается, что в нашем арсенале и мониторинг, и проверки, и экспертизы, и возможность донести информацию до потребителей.

И когда граждане получают данные от тех организаций, которые проводят общественные экспертизы, — они могут поинтересоваться уже у ответственных государственных органов о том, почему проверки показывают, что некоторые важные требования не выполняются.

В том числе и требования по безопасности, по предоставляемой им информации на полках магазинов. А иногда и почему некоторые представители бизнеса позволяют себе впрямую вводить потребителей и государство в заблуждение.

Здесь очень важен факт контакта результатов общественного контроля и реакции со стороны государства на эти факты. Если сцепка интересов происходит, если государственные надзорные органы готовы, заинтересованы реагировать, в этом случае начинает происходить чудо преобразования рынка из серого в белый, в прозрачный, в цивилизованный.

Именно общественный контроль может показывать ответственным государевым органам надзора на те важные точки на рынке, на которые следует обращать дополнительное, усиленное внимание с одной стороны, и наоборот – с какого ответственного, добросовестного бизнеса такое давление необходимо снимать.

Общественный контроль позволяет внедрять очень важную т.н. риск-ориентированную модель контроля за потребительским рынком, которую так давно ожидает добросовестный бизнес.

Зарубежный опыт показывает, что внедрение модели государственного надзора, учитывающей интересы добросовестного бизнеса и сконцентрировавшей свое основное внимание на более рисковых зонах – в разы проще и дешевле при наличии рабочего института общественного контроля. А без него – напротив — практически нереализуемо.

Государственный надзор не защищает добросовестный бизнес: его задача найти и наказать виновного (ну или же предупредить нарушение, но это уже высший пилотаж о котором мы можем пока только мечтать).

А также, по-хорошему, государственный надзор должен вычищать для добросовестного бизнеса рынок, тем самым снимая барьеры для развития: неоправданный демпинг, дешевая, но опасная продукция, борьба с фальсификатом. Но возможно ли это в современных условиях? К сожалению пока нет.

Именно поэтому мы считаем, что исключительно профессиональные общественные контролеры смогут дать толчок для развития единой прозрачной среды на рынке. Обеспечив и мониторинг, и качественную экспертизу. А дальше, получая такую независимую информацию, смогут перераспределять свои ресурсы и государственные надзорные органы.

Пример из практики Росконтроль

Проведя мониторинг рынка молочной продукции, Росконтроль выявил ряд нарушений, которые показали, что определенные проблемы на рынке – системные. И срочно нужно решать вопросы фальсификации сливочного масла, сыра.

Понять, что происходит с массовым введением в заблуждение потребителей: когда применяется в промышленных объемах замена молочных жиров на растительные.

Множество аналогичных нарушений с фальсификацией мы выявили и в колбасной продукции.

Вот когда необходимо надзорным организациям бить в набат!

Здесь хочу привести хороший пример реакции рынка. Мгновенно отреагировал добросовестный ритейл, который задал вопросы производителю, мол, а как же так? Ведь первым получает проверку от государственного надзора именно продавец, именно он на виду, именно он продает товар потребителю.

Это и есть классика общественного контроля, который автоматически запускает, в том числе, и саморегулирование потребительского рынка, столь важного для потребителя и государства.

Саморегулирование – локомотив снижения давления на рынок. Именно саморегулирование, основанное на современном общественном контроле, сможет сменить преобладающий тренд «бесконечных запретов» на тренд освобождения добросовестных участников рынка от лишних требований и проверок.

К сожалению, пока институты общественного контроля недостаточно поддерживаются ни бизнесом, ни государством. Но по результатам нашей деятельности мы видим, что перемены возможны.

Мы надеемся, что как раз на примере контроля потребительского рынка и появится первый экспертный институт общественного контроля, который запустит долгожданные механизмы саморегулирования и поддержки честного рынка и прозрачной конкуренции.

В качестве основных результатов мы ожидаем, в первую очередь, того, что необходимо потребителю и бизнесу, встающему на ноги – безопасный товар на полках, понятная градация качества товара для возможности осознанного выбора, добросовестная конкуренция, а также, самое главное – запуск диалога между государством, бизнесом, потребителями и экспертным сообществом. Без такого диалога российская экономика не сможет преодолеть современные вызовы.

Подписка

Подпишитесь на полезные статьи

Каждую неделю мы рассказываем о новых сравнительных тестах продуктов
питания и бытовой техники. Коротко и по делу.

Источник: https://roscontrol.com/community/companies/blog/4-fakta-o-tom-chem-gosudarstvenniy-nadzor-otlichaetsya-ot-obshchestvennogo-kontrolya

Статья 38. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений | ГАРАНТ

18. Контроль и надзор за общественными объединениями

Статья 38. Надзор и контроль за деятельностью общественных объединений

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура Российской Федерации.

Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе:

1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы;

2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях;

3) не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи;

4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Федеральные органы государственного финансового контроля, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, устанавливают соответствие расходования общественными объединениями денежных средств и использования иного имущества уставным целям и сообщают о результатах в орган, принявший решение о государственной регистрации соответствующего общественного объединения.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, анализирует информацию об операциях общественных объединений, полученную им на основании Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и при наличии оснований, свидетельствующих о неполноте и (или) недостоверности указанной информации либо о том, что общественное объединение не исполняет или не в полной мере исполняет требования законодательства Российской Федерации, сообщает об этом органу, принявшему решение о государственной регистрации данного общественного объединения, по запросу указанного органа или по собственной инициативе.

Федеральный орган государственной регистрации при получении от общественного объединения заявления, указанного в части пятой статьи 27 настоящего Федерального закона, проводит проверку в отношении этого общественного объединения незамедлительно с извещением органов прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Федеральный орган государственной регистрации принимает решение об исключении общественного объединения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента:

1) в случае прекращения деятельности общественного объединения в связи с его ликвидацией или реорганизацией в форме, предусматривающей прекращение деятельности юридического лица, или в связи с исключением общественного объединения, прекратившего свою деятельность в качестве юридического лица, из единого государственного реестра юридических лиц;

2) если по результатам проверки, проведенной на основании, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, установлено, что общественное объединение в течение года, предшествовавшего дню подачи заявления, указанного в части пятой статьи 27 настоящего Федерального закона, не получало денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовало в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

3) если по результатам проверки, проведенной на основании, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, в отношении общественного объединения, ранее исключавшегося из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, установлено, что это общественное объединение в течение трех лет, предшествовавших дню подачи заявления, указанного в части пятой статьи 27 настоящего Федерального закона, не получало денежные средства и иное имущество от иностранных источников и (или) не участвовало в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации;

4) если по результатам проверки, проведенной на основании, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, установлено, что общественное объединение не позднее чем через три месяца со дня включения его в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, отказалось от получения денежных средств и иного имущества от иностранных источников и возвратило денежные средства и иное имущество иностранному источнику, от которого они были получены.

Решение об исключении общественного объединения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случае, предусмотренном пунктом 1 части шестой настоящей статьи, принимается федеральным органом государственной регистрации не позднее чем через пять дней со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи.

Решение об исключении общественного объединения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, в случаях, предусмотренных пунктами 2 — 4 части шестой настоящей статьи, или об отказе в исключении общественного объединения из такого реестра принимается федеральным органом государственной регистрации не позднее чем через три месяца со дня получения заявления, указанного в части пятой статьи 27 настоящего Федерального закона.

Решение об отказе в исключении общественного объединения из реестра некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, принимается федеральным органом государственной регистрации в случае, если по результатам проверки, проведенной на основании, предусмотренном частью пятой настоящей статьи, установлено, что общественное объединение представило недостоверные сведения о прекращении им деятельности в качестве некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента. Указанное решение может быть обжаловано общественным объединением в суд.

Источник: https://base.garant.ru/5756295/31c8140a2e1dc585c5111b6d2281821d/

Контроль и надзор за деятельностью общественных организаций

18. Контроль и надзор за общественными объединениями

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ.

Орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности указанным целям (то есть Минюст).

Он имеет право: 1) запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; 2) направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объеди­нениями мероприятиях; 3) не чаще одного раза в год проводить про­верки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным opганом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции; 4) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного но контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных Финансовых организаций; 5) в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции и законодательства РФ или совершения ими дей­ствий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного наруше­ния, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

Общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с законодатель­ством.

В случае нарушения законодательства Российской Федерации общественными объединениями, не обладающими правами юри­дического лица, ответственность за данные нарушения несут лица, входящие в состав руководящих органов этих объединений.

В случае нарушения общественным объединением Конституции, законодательства Российской Федерации и совершения действий, противоречащих уставным целям, федераль­ный орган государственной регистрации или его территориальный орган либо Генеральный прокурор Российской Федерации или под­чиненный ему соответствующий прокурор вносит в руководящий орган данного объединения представление об указанных нарушениях и устанавливает срок их устранения. В случае, если в установленный срок эти нарушения не устраняются, орган или должностное лицо, внесшие соответствующее представление, вправе своим решением приостановить деятельность общественного объединения на срок до шести месяцев. Решение о приостановлении деятельности обществен­ного объединения до рассмотрения судом заявления о его ликвидации либо запрете его деятельности может быть обжаловано в суд. Деятель­ность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

В случае приостановления деятельности общественного объедине­ния приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации, ему запрещается организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные массовые акции или публичные мероприятия, принимать участие в выборах, использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяй­ственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных его действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.

Если в указанный период общественное объединение устранило все нарушения, то его деятельность может быть возобновлена.

Также, при нарушении законодательства РФ общественное объединение может быть ликвидировано или на его деятельность может быть наложен запрет.

Заявление в суд о ликвидации международного или общероссийского общественного объединения вносится Генеральным прокуро­ром Российской Федерации или федеральным органом государственной регистрации.

Заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Ликвидация общественного объедине­нии по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.

Общественное объединение может быть ликвидировано, а деятельность общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена также в соответствии с ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Решение о приостановлении деятельности или ликвидации общественного объединения может быть обжаловано в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Отмена решения о ликви­дации общественного объединения влечет возмещение государством всех убытков, понесенных общественным объединением в связи с его незаконной ликвидацией.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_88164_kontrol-i-nadzor-za-deyatelnostyu-obshchestvennih-organizatsiy.html

Конституционное право

18. Контроль и надзор за общественными объединениями

Конституция РФ и законодательство устанавливают для всех видов общественных объединений одинаковый правовой режим и дают возможность создать любое объединение в рамках требования закона.

Запрещается создание тайных общественных объединений или военизированных организаций, выступающих против конституционного строя, разжигающих социальную, расовую, национальную или религиозную рознь.

В то же время общественные объединения обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также устав.

Законодательство предъявляет к общественным объединениям и иные требования.

Так, они должны отчитываться о своем финансовом состоянии, указывать источники и статьи доходов и расходов, устав объединения должен предусматривать последствия при роспуске или самороспуске организации.

Возможность принудительного роспуска общественных объединений в Российской Федерации связывается с нарушением положений Конституции РФ и законодательства только на основе судебного решения.

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, что можно признать важным свидетельством развития демократических начал в нашей общественной жизни.

Государство может предоставлять налоговые льготы и преимущества, осуществлять целевое финансирование отдельных общественно полезных программ, на конкурсной основе распределять социальный заказ на выполнение различных государственных программ и др.

Законодательством устанавливается принцип невмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений.

Количество и разновидность общественных организаций с каждым годом растут. Наряду с ростом их числа отмечается и распространенность нарушений прав граждан на объединение в организации, на свободу деятельности последних.

Вместе с тем встречаются и факты нарушения законодательства самими общественными объединениями.

Выражаются они в нарушении установленных Конституцией РФ и федеральными законами условий создания и деятельности общественных объединений.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» перечисляет ряд органов, осуществляющих контроль и надзор за общественными организациями. Так, в соответствии со ст. 38 указанного Закона надзор за выполнением существующих норм и стандартов общественными объединениями осуществляет прокуратура.

Обязанности по контролю за соблюдением требований, предъявляемых к документам при регистрации общественного объединения, и выявлению формальных нарушений возложены на Министерство юстиции РФ, т.е. на регистрирующий орган.

Контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют также финансовые и иные органы в пределах своей компетенции.

Указанные органы имеют право обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности объединений либо их ликвидации. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 17 января 1992 г.

«О прокуратуре Российской Федерации» на прокуратуре лежит обязанность но осуществлению надзора за упущениями и нарушениями, допускаемыми контролирующими органами в процессе выполнения ими своих профессиональных функций.

Новая редакция ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. «Об общественных объединениях» не распространяет действие этого закона на политические партии и религиозные объединения (и создаваемые ими коммерческие организации и некоммерческие союзы). Вместе с тем ст.

25 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и ст. 38 Федерального закона «О политических партиях» возлагают на регистрирующий орган контроль за соответствием деятельности общественных объединений целям, обозначенным в уставах этих организаций.

Из материалов судебной практики и проверок контролирующих органов усматривается, что многие из зарегистрированных общественных объединений не ведут никакой деятельности, существуют лишь формально, «на бумаге» и создаются порой для получения налоговых льгот.

Нередко встречаются случаи принятия общественными объединениями уставов, не соответствующих действующему законодательству, например, предусматривающих членство лиц, не достигших совершеннолетия, в не молодежных организациях.

Нарушения, допускаемые как при регистрации общественных объединений, так и в деятельности самих объединений, являются неоднородными. Нередко наблюдаются случаи, когда имеется несколько оснований для обращения в суд относительно прекращения деятельности одной организации.

В целях выявления нарушений в регистрации либо в деятельности общественных объединений управлениями юстиции практикуется проведение проверок совместно с заинтересованными ведомствами.

Участие прокуратуры и контролирующих организаций в таких совместных проверках не только желательно, но и необходимо для выявления общественных организаций, реальная деятельность которых не соответствует уставным целям.

Законом «О противодействии экстремистской деятельности» прокурору предоставлено право, минуя иные средства прокурорского реагирования, объявить письменное предупреждение руководителю общественного объединения (или предостережение физическому лицу) о недопустимости такой деятельности.

В случае неустранения нарушений в установленный ст.

7 этого Закона двухмесячный срок прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в целях приостановления деятельности общественных объединений, пропагандирующих идеи насилия, социальной, национальной, расовой розни, допускающих иные нарушения действующего законодательства (ст. 9 и 10).

Основаниями для обращения в суд с заявлением о приостановлении деятельности общественных объединений или их ликвидации являются случаи нарушения ими Конституции РФ, законодательства Российской Федерации, конституций и уставов субъектов РФ и совершения действий, противоречащих уставным целям. Деятельность общественного объединения может быть также приостановлена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности». Как уже отмечалось, на конец мая 2013 г., в соответствии с перечнем некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», было ликвидировано 32 организации minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret.

Ликвидация общественных объединений или запрет на их деятельность производятся по решению суда по следующим основаниям:

  1. нарушение общественным объединением прав и свобод человека и гражданина (например, безосновательный отказ в приеме в организацию, лишение права избирать или быть избранным в руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения; ущемление прав членов общества на выход из организации и контроль за деятельностью руководящих органов в соответствии с уставом объединения);
  2. неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое нарушение уставных целей своей деятельности.

Источник: https://isfic.info/ebzeev/konprav25.htm

Studio-pravo
Добавить комментарий