17.Административный процесс и его виды: Процесс — совокупность последовательных действий, совершаемых для

Содержание
  1. Административный процесс
  2. Административно-процессуальные нормы и отношения
  3. Субъекты административного процесса
  4. Структура и стадии административного процесса
  5. Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты
  6. Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура
  7. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура
  8. Административный процесс: сущность, виды. Процесс — совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной
  9. 17. Административный процесс и его виды
  10. Тема 17. Административно-процессуальная деятельность 17.1
  11. § 1. Административный процесс: сущность, виды: Процесс — совокупность последовательных действий, соверша­емых для

Административный процесс

17.Административный процесс и его виды: Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

  • вид юридического процесса, соотносятся как часть и целое;
  • представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
  • обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
  • целью является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел;
  • результаты (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
  • регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
  • обладает определенным строением (структурой).

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность.

Принцип законности — реализация материальных административно-процессуальных норм должна строиться в точном соответствии с административно-процессуальными нормами.

Принцип процессуального равенства означает: во-первых, равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств перед законом; во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимообусловленных прав, обязанностей и ответственности.

Принцип материальной истины — решение, принятое в рамках административного процесса, которое должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать на всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом.

Принцип гласности — административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса.

Принцип национального языка — процесс ведется на государственном языке Российской Федерации или языке республики – субъекта РФ, автономной области, автономного округа или большинства населения данной местности. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика.

Принцип быстроты {оперативности) — административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом.

Принцип экономичности (малозатратности) — административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению.

Принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее ведение процесса — органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушения административно-процессуальных норм, проявленные при этом бюрократизм и волокиту.

Административно-процессуальные нормы и отношения

Административно-процессуальная норма вид административно-правовой нормы, определяющий основания, порядок и условия реализации материальной нормы административного права.

Административно-процессуальная норма регламентирует порядок деятельности органов и должностных лиц государственного управления (исполнительной власти) по реализации возложенных на них полномочий.

Особенности административно-процессуальных норм:

  1. являются разновидностью административно-правовых норм;
  2. выполняют служебную, обеспечивающую роль по отношению к материальным административно-правовым нормам;
  3. имеют установленную структуру (строение);
  4. содержатся в определенных источниках;
  5. обеспечиваются принудительной силой государства;
  6. нарушение административно-процессуальных норм влечет за собой привлечение виновных к юридической ответственности.

По сфере регулирования существуют следующие виды административно-процессуальных норм: регламентирующие общественные отношения в сфере экономики, регламентирующие общественные отношения в административно-политической сфере, регламентирующие общественные отношения в социально-культурной сфере, регламентирующие общественные отношения в сфере межотраслевого управления.

По объему регулирования: общие и специальные нормы.

По юридической силе: нормы законов и нормы подзаконных актов.

По действию во времени: срочные, бессрочные и специальные нормы.

По действию в пространстве: действующие в пределах Российской Федерации, действующие в пределах региона (федерального округа), действующие на территории субъекта РФ, действующие в пределах муниципального образования, локальные, действующие на территории предприятия, учреждения, организации.

По кругу лиц: нормы общего действия и специальные нормы.

По видам производств: нормы, регулирующие производство административного правотворчества, регулирующие производство по делам о поощрениях, регулирующие лицензионно-разрешительное производство, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях, регулирующие другие виды административных производств.

Административно-процессуальные отношения вид правовых отношений, основанных на административно-процессуальных нормах, возникающих в сфере государственного управления, участники которых наделены административно-процессуальными правами и обязанностями.

Характерные черты административно- процессуальных отношений:

  • носят управленческий, организационный характер;
  • основываются на административно-процессуальных нормах, являются результатом их воздействия на общественные отношения;
  • регулируют деятельность органов государственного управления и их должностных лиц по реализации возложенных на них правомочий;
  • являются вторичным, производным от материальных административно-правовых отношений.

Субъекты административного процесса

Субъекты административного процесса лица, участвующие в управленческом процессе, обладающие административно-процессуальной правосубъектностью.

Административно-процессуальная правосубъектность — основанная на административно-процессуальных нормах способность лица быть субъектом административного процесса.

Административно-процессуальная правосубъектность включает в себя административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Административно-процессуальная правоспособность — способность лица иметь в силу административно-процессуальных норм субъективные права и юридические обязанности.

Административно- процессуальная дееспособность — способность лица, установленная административно-процессуальными нормами, своими действиями реализовать субъективные права и юридические обязанности в административном процессе.

Виды субъектов административного процесса:

Субъекты административного процесса могут выступать в процессе в следующих качествах:

  • субъекта, возбудившего управленческое дело;
  • субъекта, полномочного рассматривать (разрешать) управленческое дело и принимать другие юридически властные решения, определяющие движение административного дела;
  • стороны административного процесса;
  • третьего лица, т. е. лица, заявившего самостоятельное требование на предмет спора;
  • уполномоченного представителя;
  • лица, привлекаемого к административной, дисциплинарной ответственности;
  • лица, защищающего права и интересы других лиц;
  • лица, содействующего отправлению административного процесса.

Структура и стадии административного процесса

Структура и стадии административного процесса – внутреннее строение административного процесса, совокупность образующих его административных производств.

Элементами структуры административного процесса служат административно-нормотворческий, административно-правонаделитель-ный (оперативно-распорядительный), административно-юрисдикци-онный процессы.

Стадии административного процесса – относительно самостоятельная часть административного производства, для которой характерны конкретные задачи, состав участников, процессуальное оформление результатов.

Общие стадии административного процесса:

  • анализ управленческой ситуации;
  • рассмотрение дела и принятие решения;
  • исполнение принятого по делу решения.

Черты стадий административного процесса:

  • регламентируются нормами административно-процессуального права;
  • обусловлены логикой всего производства;
  • направлены на решение конкретных задач;
  • характерен определенный круг участников;
  • определенные сроки совершения;
  • соответствующее процессуальное оформление.

Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты

Административно-нормотворческий процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по созданию подзаконных нормативных правовых актов в целях создания правовой базы для реализации законов.

Общие черты административно-нормотворческого процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • ему свойствен неюрисдикционный (позитивный) характер;
  • осуществляется в целях создания правовой базы для реализации законов;
  • реализуется ограниченным кругом уполномоченных субъектов;
  • результатом является подзаконный нормативный правовой акт.

Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура

Административно-правонаделительный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению позитивных управленческих дел.

Общие черты административно-правонаделительного процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • направлен на создание условий для реализации позитивных задач в сфере деятельности исполнительной власти;
  • в ходе административно-правонаделительного процесса разрешаются индивидуально-конкретные управленческие дела;
  • правонаделительную деятельность осуществляет широкий круг уполномоченных субъектов;
  • состоит из административных производств;
  • результатом правонаделительной деятельности является правоприменительный акт.

Виды производств административно- правонаделительного процесса: производство по предложениям и заявлениям граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере управления, лицензионно-разрешительное производство, учетно-регистрационное производство, производство по делам о поощрениях, производство по организационным делам в сфере управления, производство по формированию кадров, административно-договорное производство, производство по приватизации-национализации собственности, другие производства.

Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура

Административно-юрисдикционный процесс совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них юрисдикци-онная деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц по разрешению конфликтов в сфере государственного управления и применению мер административного принуждения.

Общие черты административно-юрисдикционного процесса:

  • является составным элементом (частью) административного процесса;
  • регламентирует правоприменительную деятельность юрисдикционного характера;
  • направлен на разрешение конфликта (спора) в сфере государственного управления, применения мер административного принуждения;
  • выступает средством реализации охранительной функции административного права;
  • характеризуется множественностью субъектов осуществления;
  • состоит из определенных административных производств;
  • результатом является принятие административно-юрисдикционного акта.

Виды административно-юрисдикционных производств: производство по жалобам, производство по применению мер административного предупреждения, производство по применению мер административного пресечения, административно-процессуальное производство (по применению мер административно- процессуального обеспечения), дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

Источник: http://be5.biz/pravo/a013/19.html

Административный процесс: сущность, виды. Процесс — совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата. Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной

17.Административный процесс и его виды: Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для

Учебные пособия
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОРаздел: Экономика

5.1.1. Административный процесс: сущность, виды

Процесс — совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществ­ления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, напри­мер, о законодательном, бюджетном, землеустроительном процессе и т.п.

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управ­ленческая деятельность, постольку имеются необходимые основания для того, чтобы ее также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет про­цессуальную форму.

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права. Исходя из данной методо­логической позиции, деятельность по реализации материальных ад­министративно-правовых норм можно рассматривать в качестве адми­нистративного процесса.

В подобном понимании он предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления в целях достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т.е.

соответствующих правил должного поведения.

Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнитель­ной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически-властная реализация задач и функций исполнительной власти.

Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов испол­нительной власти приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм.

Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-про­цессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и право­охранительный.

При характеристике административного процесса прежде всего необходимо учитывать общие качества, присущие этим двум направ­лениям его практического воплощения в повседневной государствен­но-управленческой деятельности.

Эти качества, во-первых, находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридичес­ком понимании и, во-вторых, органически связаны с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнитель­ной власти.

Последние находят свое выражение в юридической власт­ности и односторонности волеизъявлений соответствующих субъектов исполнительной власти.

Административно-процессуальная деятель­ность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризую­щих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, мето­дами ее осуществления и т.п.).

Есть еще одно важное обстоятельство, без учета которого нельзя понять сущность административного процесса и, соответственно, ад­министративно-процессуальной деятельности.

Его суть заключается в том, что реально административно-правовые отношения всегда вос­принимаются только как процессуальные.

Это означает, что особен­ности данного вида правовых отношений получают свое выражение прежде всего и главным образом в процессуальной форме.

В целом проблема административного процесса до сих пор у нас полностью не решена как в теоретическом, так и в законодательном или ином юридическом варианте. Об этом, в частности, свидетельст­вует тот факт, что начиная с 60-х годов ведется непрекращающаяся дискуссия по этому поводу. В результате сложились два подхода к ее решению, причем оба они имеют право на существование.

1. Административный процесс иногда рассматривается как сово­купность всех действий, совершаемых исполнительными органами (должностными лицами) для реализации возложенных на них задач и функций.

В таком понимании административный процесс трактуется в качестве самой государственно-управленческой деятельности во всем многообразии ее практических проявлений.

С фактической сто­роны, действительно, отождествление деятельности по управлению с процессуальной оправдано. С чисто же юридической стороны дело обстоит иначе.

Действующее российское законодательства и подзаконные административно-правовые нормы не содержат доброкачественной юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса.

Речь может идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных сто­рон повседневно осуществляемых управленческих действий, разнообразных по своему назначению, юридическому содержанию и пос­ледствиям.

Существующий нормативно-правовой материал, позволя­ющий объединить любые управленческие действия под эгидой адми­нистративного процесса, крайне разрознен; единые правила соверше­ния таких действий в большинстве случаев отсутствуют, хотя значи­мость их бесспорна.

Действительно, должны существовать общие правила, например, разработки административно-правовых актов, как нормативных, так и индивидуальных; единые правила совер­шения различного рода распорядительных действий по реализации за­претов, разрешений, дозволений и прямых предписаний, контрольно-надзорных, разрешительных, регистрационных, координационных и прочих полномочий, реализуемых субъектами исполнительной влас­ти. Конечно, такого рода правила существуют, но они формулируются применительно к конкретным управленческим действиям конкретных исполнительных органов (должностных лиц), причем далеко не во всех случаях. Содержатся они в разрозненных, нескоординированных правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведомственный подход к формиро­ванию такого рода правил. Все это свидетельство того, что админист­ративно-процессуальное законодательство в его совершенном и уни­версальном варианте пока еще отсутствует.

Практически речь идет о различного рода административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах. Создание на их основе свода (кодекса) — перспективная за­дача, прямо связанная с укреплением правовой базы государственно-управленческой деятельности, механизма реализации задач и функций исполнительной власти.

Существуют определенные процедуры подготовки и издания пра­вовых актов управления (например, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации).

Часто действия, совершаемые в этих целях, охватываются понятием делопроизводства (например, делопроизводство в Администрации Президента Российской Феде­рации), либо порядка (например, порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, порядок расс­мотрения предложений и заявлений граждан и т.п.).

Применительно к деятельности федеральных надзоров (например, санитарно-эпидемиологического) и их местных представителей определен порядок подго­товки и проведения контрольно-надзорных действий и т.п.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации дает основания для того, чтобы сделать вывод о широком распростра­нении разрешительной системы, при которой полномочные испол­нительные органы (должностные лица) по ходатайствам тех или иных сторон разрешают либо отказывают в разрешении совершать опреде­ленные действия.

Официальные разрешения при этом означают фак­тическое санкционирование названными органами действий в интере­сах обеспечения общественной безопасности либо в целях проверки их законности или хозяйственной и иной целесообразности.

Полномочия по выдаче разрешений предоставлены многим исполнительным орга­нам (должностным лицам), а не только органам внутренних дел, как это всегда утверждалось.

Последние выдают в соответствии с законо­дательством разрешения на приобретение, хранение, ношение и пере­возку огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых ма­териалов, а также на открытие и функционирование объектов, где они обращаются, на создание негосударственных детективных служб.*

_____________________

*См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и ВерховногоСовета Российской Федерации. 1991. № 16. Ст. 503.

Разрешительными полномочиями наделены и государственные надзорные органы.

Так, в порядке осуществления природоохранительного (экологического) контроля и в целях обеспечения охраны окружающей природной среды эти органы выдают разрешения на за­хоронение (складирование) промышленных, коммунально-бытовых и иных отходов, на использование природных ресурсов (земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира), на выброс и сброс вредных веществ и т.п.*

______________________

* См.: Там же. 1992. № 10. Ст. 457

Исполнительные органы осуществляют некоторые регистрацион­ные функции. Действующим законодательством предусмотрена госу­дарственная регистрация предприятий, независимо от их организа­ционно-правовой формы, причем предприятие считается учрежден­ным со дня его регистрации.

Государственной регистрации подлежат общественные объединения, а также кооперативы, средства массовой информации, уставы религиозных организаций, автомототранспортные средства и т.п.

Как правило, регистрационные функции реализу­ются органами системы Министерства юстиции Российской Федера­ции, органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также органами исполнительной власти субъектов федерации.

Ос­новное назначение регистрации — проверка соответствия учредитель­ных документов или специальных прав требованиям российского за­конодательства.

В административном порядке осуществляется в предусмотренных случаях также государственное лицензирование отдельных видов дея­тельности с целью обеспечения единой государственной политики в соответствующей области.

 Данный вариант административно-процессуальной деятельности можно характеризовать как организационно-процедурный. Он важен для понимания правоустановительной и правоприменительной функ­ций, осуществляемых в ходе реализации исполнительной власти в позитивном смысле.

Иначе говоря, он служит целям организации по­вседневной работы исполнительного аппарата. В силу этого очевиден его чрезвычайно широкий диапазон, не позволяющий получить кон­центрированное представление о его подлинном содержании, тем бо­лее — его типизированное правовое оформление.

2. Существует и иная трактовка процесса вообще, адми­нистративного — в частности. Она базируется на традиционно сло­жившихся взглядах на процессуальную деятельность в юридическом смысле как на чисто юрисдикционную.

В данном случае за основу бе­рется осуществление правоохранительной функции. Процесс при этом отождествляется с осуществлением правосудия по гражданским и уголовным делам, а в последнее время и по административным делам.

Именно в таком аспекте определяется функционально-компетенционное содержание судебной власти (ст. 118 Конституции Рос­сийской Федерации).

Однако юрисдикционную функцию, причем в значительном объе­ме, повседневно и на различных уровнях системы государственного управления осуществляют исполнительные органы (должностные лица) непосредственно, т.е. во внесудебном порядке. Такого рода их действия выражают реализацию одного из составных элементов их административной право- и дееспособности.

Это значит, что тем са­мым они осуществляют административную юрисдикцию. Такого рода юрисдикция, однако, не является главным и определяющим со­держание государственно-управленческой деятельности признаком, что характерно для функционирования судебных органов.

В основе юрисдикционной деятельности лежит рассмотрение и разрешение спорных вопросов применения материальных правовых норм, право­вая оценка поведения тех или иных лиц, применение в необходимых случаях при негативной оценке их поведения предусмотренных дейст­вующим законодательством мер государственного (юридического) принуждения.

Так, в частности и поступают судебные органы при рас­смотрении правовых споров, давая тем самым основу для понимания реального юридического содержания юрисдикции и юрисдикционной деятельности.

Данные позиции в целом применимы и для характеристики юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должност­ных лиц).

В рамках своей управленческой компетенции они вправе, а во многих случаях — обязаны, рассматривать и разрешать админист­ративно-правовые споры, самостоятельно оценивать правомерность поведения участников управленческих общественных отношений, применять в необходимых случаях меры административной ответ­ственности. Они совершают при этом действия, совпадающие по сво­ему назначению и характеру с теми, которые осуществляются в рам­ках судебного процесса или судебной юрисдикции.

Таковы исходные позиции, необходимые для правильного пони­мания административного процесса в его наиболее распространенных вариантах.

Основу для формирования его понятия как в широком (правоустановительном и правоприменительном), так и в узком (юрисдикционном) или собственном смысле, следовательно, составля­ет административно-процессуальная деятельность, которая понимает­ся в двух вариантах:

а) административно-процедурном;

б) административно-юрисдикционном.

Конечно, оба варианта имеют некоторые сходные черты: преиму­щественно внесудебный порядок; индивидуальный, как правило, ха­рактер дел; их регламентация нередко в одном нормативно-правовом акте (например, установлен единый порядок рассмотрения заявлений, предложений и жалоб граждан, хотя административно-правовой спор налицо лишь в последнем случае) и т.п.

Более существенно разграничение между ними, проводимое по следующим основаниям.

Во-первых, либо исполнительный орган (должностное лицо) со­вершает действия, не связанные с необходимостью рассмотрения и разрешения административно-правового спора, либо его действия обязательно связываются с возникающей в сфере государственного уп­равления спорной ситуацией.

Нельзя относить к административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера любого рода правоохранительные действия исполнительных органов (должно­стных лиц), если их предмет не составляет конкретного адми­нистративно-правового спора. Иначе говоря, юрисдикционная дея­тельность не тождественна правоохранительной.

Последняя более широка по своему объему.

Например, при осуществлении контрольно-надзорных полно­мочий процессуальные действия налицо (выбор того или иного варианта проверочных действий, процедура их осуществления), одна­ко административно-правовой спор при этом отсутствует.

Он может возникнуть по результатам такого рода действий (например, при обжаловании примененных санкций). Значит, приведенный пример иллюстрирует административно-процессуальную деятельность не юрисдикционного характера.

Налицо — административно-процедур­ная акция, равно как и в случаях совершения разрешительных регистрационных, поощрительных, стимулирующих и иных управ­ленческих действий.

Аналогично может быть решен вопрос о соотно­шении рассмотрения заявлений граждан, которые, как правило, свя­заны с реализацией субъективных прав, и жалоб, в которых всегда инициируется конкретный административно-правовой спор.

Во-вторых, правовая оценка поведения участников управлен­ческих общественных отношений осуществляется в рамках обоих, вариантов административного процесса.

Однако при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности она обязательно предполагает таковую в отношении сторон возникшего спора, в то время как при административно-процедурной деятельности правовая оценка является условием удовлетворения соответствующих ходатайств (например, выдачи разрешения, лицензии и т.п.

). Она может и отсутствовать, когда соответствующие процедуры ее не требуют, (например при подготовке управленческого решения). Для юрисдикции же она обязательна.

В-третьих, в обоих вариантах фигурируют индивидуальны, административные дела, однако — различные по своему характеру. Такого рода дела в административных процедурах лишены спорного характера. Кроме того, в этих процедурах индивидуальные дела не­редко вообще отсутствуют (например, в административном дело­производстве, т.е. в работе со служебной документацией).

В-четвертых, при осуществлении административной юрисдикции принуждение — возможный результат разрешения административно-правового спроса. Свое выражение оно находит в применении к винов­ной стороне соответствующих мер административной или иной юри­дической ответственности.

Административные процедуры лишены этого признака, так как они используются не для приведения в действие механизма ответственности, а как процессуальное средство реализации иных целей государственно-управленческой деятель­ности, включая и применение административно-принудительных средств, не носящих характера юридической ответственности (преду­преждение и пресечение).

В-пятых, административно-процедурная деятельность, как пра­вило, не отличается сложностью (например, для регистрации общест­венного объединения достаточно подачи заявления и учредительных документов), а потому и не требует детальной регламентации, что ха­рактерно для всех случаев, когда предметом процессуальной деятель­ности является административно-правовой спор.

С учетом изложенного к административно-процедурным делам можно отнести многие из тех, которые нередко относят к административному процессу, понимаемому в широком смысле, как-то: по изобретениям и открытиям, по патентам; по различным ходатайст­вам государственных и негосударственных формирований; по адми­нистративному надзору; по применению административно-прину­дительных мер, лишенных характера юридической ответственности; по приему на работу (службу); по приватизации имущества; по поощ­рению и т.п. Часто порядок рассмотрения и разрешения такого рода дел, равно как и юрисдикционных, характеризуют единым термином — «производство». Тем не менее различия между двумя вариантами административно-процессуальной деятельности не следует игнори­ровать.

В качестве примера административно-процедурной деятельности можно назвать лицензионное производство.

Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление юридическими или физическими лицами, в том числе и иностран­ными, указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока, а также определяет условия его осуществления.

В соответствии с рядом нормативных актов Правительства Российской Федерации ус­тановлен порядок лицензирования определенных видов деятельности (например, по эксплуатации инженерных систем городов и населен­ных пунктов, по геологическому изучению и использованию недр и т.п.

) Выдача лицензий осуществляется соответствующими федераль­ными органами исполнительной власти, их территориальными органами или органами исполнительной власти субъектов Российской Фе­дерации.

Например, краевая, областная администрация выдает ли­цензии негосударственным организациям на право оказания услуг в сфере занятости граждан; городская администрация выдает лицензии на игорный бизнес и т.п. Руководители и должностные лица органов лицензирования несут ответственность за нарушение или ненадлежа­щее исполнение установленного порядка лицензирования. Они же осуществляют контроль за соблюдением условий, установленных в лицензии.

Для получения лицензии заявитель (юридическое или физичес­кое лицо) представляет в орган лицензирования заявление о выдаче лицензии с указанием данных о заявителе, вида деятельности, срока действия лицензии; копии учредительных документов и свидетельств о государственной регистрации (для юридических лиц); документ, подтверждающий оплату за рассмотрение заявления; справку налого­вого органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя; сведения (справку) о технической или иной готовности к выполнению работ и профессиональной пригодности физических лиц (персонала). Требовать представления иных документов запрещается. Все представлен­ные документы регистрируются лицензионным органом.

При рассмотрении заявления о выдаче лицензии проводится экс­пертиза специальной экспертной комиссией. Возможно проведение дополнительной, в том числе и независимой, экспертизы (например, в случае возникновения спорных вопросов).

Решение о выдаче лицензии принимается в течение 30 дней со дня получения заявления.

В лицензии указывается: наименование органа, выдавшего лицензию; юридический адрес предприятия-за­явителя и паспортные данные физических лиц; вид лицензируемой деятельности; срок действия лицензии; условия осуществления дея­тельности.

Лицензии выдаются на срок не менее трех лет. Передача лицензии другому юридическому и физическому лицу запрещается. Копии лицензии регистрируются лицензионным органом.

В выдаче лицензии может быть отказано на основании наличия в заявлении недостоверной или искаженной информации, а также отрицательного экспертного заключения.

Органы лицензирования могут приостановить действие лицензии, аннулировать ее либо изъять (например, в случае нарушения лицен­зиатом условий действия лицензии).

При несогласии владельца лицензии с негативным решением лицензионного органа последнее может быть им обжаловано в судеб­ном порядке.* К процедурным относятся также регистрационное, разрешительное производство, производство по подготовке правовых актов управления и т.д.

____________________

*  См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 1. Ст. 69, № 32. Ст. 3315; №45. Ст. 4433.

К содержанию книги: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Разработка управленческого решения   Система государственного управления   Социология управления

 Административное право России

Административноеправо можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. … которые…

Административное право – совокупность правовых норм, с помощью…

§ 1. Что регулирует административноеправо? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным…

Административное право

Административноеправо можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. … которые…

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. Вопросы курса административного…

Административноеправо можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. … которые…

Сущность административного права. Административное право…

Административноеправо является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административноеправо. Смотрите также. … огромное разнообразие специальных…

Административное право – самостоятельная отрасль российского…

Административноеправо как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности…

… системность, ее структура. Система административного права

Административноеправо принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административногоправа носит публично-правовой характер.

Особенности метода административного права. Административное…

Административноеправо практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие…

Нормы административного права. Критерий предела действия норм….

К содержанию книги: Административноеправо России. АдминистративноеправоАдминистративноеправо. Экологический контроль.

Административное право тесно взаимодействует с другими отраслями…

Поэтому административноеправо ограничивается лишь определением структуры … Административноеправо можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, …

Источник: https://www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-6/117.htm

17. Административный процесс и его виды

17.Административный процесс и его виды: Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для

Административныйпроцесс –урегулированная административно-процессуальныминормами деятельность исп. органов(должностных лиц) по рассмотрению иразрешению различного рода индивидуальныхадминистративных дел, возникающих всфере государственного управления, впорядке реализации задач и функций ИВ.

В зависимостихарактера индивидуальных дел формируетсяпонятие административное производство.

Административноепроизводство– это нормативно урегулированныйпорядок совершения процессуальныхдействий, обеспечивающий законное иобъективное рассмотрение и разрешениеиндивидуальных административных дел,объединенных общностью предмета.

Индивидуальноеадминистративное дело– возникший в сфере государственно-управленческойдеятельности вопрос, связанный сприменением АПН и требующий в целях егорешения распорядительных(оперативно-исполнительных) действийполномочных исполнительных органов(должностных лиц).

В рамкахадминистративного процесса реализуютсядиспозиции и санкции административно-правовыхнорм. Налицо, таким образом, дванаправления, по которым административныйпроцесс воплощается в повседневнойгосударственно-управленческойдеятельности.

Иначе говоря, основудля формирования понятия административногопроцессакак в широком (правоприменительном),так и узком (правоохранительном) смысле,составляет административно-процессуальнаядеятельность:

а) административно-процедурная— имеются в виду распорядительныедействия исполнительных органов(должностных лиц) по осуществлениюустановленных административно-правовыминормами различного рода административныхпроцедур, не связанных с юрисдикцией.Это — порядок реализации прав и законныхинтересов граждан и юридических лиц,включая разрешительно-лицензионные,регистрационные и т.п. функции и полномочияорганов исполнительной власти.

б)административно-юрисдикционная— в центре внимания — осуществлениеисполнительными органами (должностнымилицами) функции правоохраны в порядкесовершения юрисдикционных действий вих традиционном понимании.

Фактически прилюбом понимании административно-процессуальнойдеятельности акции, совершаемыеисполнительными органами (должностнымилицами), имеют своим результатом изданиененормативных, т.е.

индивидуальных,правовых актов,с помощью которых административно-правовыенормы применяются к конкретнымобязательствам либо к лицам. Тем самымразрешаются разнообразные индивидуальныедела в сфере государственного управления.

От характера таких дел зависит реализациялибо диспозиции (процедуры), либо санкции(юрисдикция) соответствующей нормыматериального административного права.

Следовательно,основаниемадминистративно-процессуальнойдеятельностиявляются именно индивидуальные дела.

Предписания правовых норм практическиреализуются в индивидуальных действияхтех или иных органов по фактаминдивидуального характера (например,по факту совершения административногоправонарушения или дисциплинарногопроступка, по факту выдачи разрешенияна совершение определенного видадеятельности, по факту обжалованиянеправомерных действий должностныхлиц и т.п.). Разрешение подобныхиндивидуальных дел и составляет основуадминистративного процесса.

Под индивидуальнымадминистративным деломследует понимать возникающий в сферегосударственно-управленческойдеятельности вопрос, связанный сприменением административно-правовыхнорм и требующий в целях его разрешенияраспорядительных (оперативно-исполнительных)действий полномочных исполнительныхорганов (должностных лиц).

Административно-процессуальнаядеятельностьрегламентируется процессуальныминормами административного права иреализуется в административно-процессуальныхотношениях. Вне правовых нормадминистративный процесс как явлениеюридической реальности не существует.

Границы административно-процессуальнойдеятельности соответственно определяютсятаким образом, что в рамках административногопроцесса разрешаются не все индивидуальныедела, а только определенные, на которыераспространяется установленныйадминистративно-процессуальными нормамипроцессуальный порядок.

Значит, различногорода действия материально-техническогои организационного характера, необлеченные в правовую форму, нет основанийотносить к административному процессу.

Следует учитывать,что часть процессуальных действийисполнительных органов (должностныхлиц) может осуществляться без изданияиндивидуальных актов в порядке применениярегламентированных правом процессуальныхмер.

Например, это некоторые мерыобеспечения производства по делам обадминистративных правонарушениях(административное доставление физическоголица, применение принудительных мер вусловиях чрезвычайных ситуаций и т.п.).

Административныйпроцесс имеет несколько конкретныхвариантов своего выражения в практическойдеятельности исполнительных органов(должностных лиц). В зависимости отхарактера, схожести, однородностииндивидуальных дел формируется понятиеадминистративного производства.

Административноепроизводство— это нормативно урегулированный порядоксовершения процессуальных действий,обеспечивающий законное и объективноерассмотрение и разрешение индивидуальныхадминистративных дел, объединенныхобщностью предмета.

Например, порядокразбора жалоб граждан, порядоклицензирования, порядок применения мерадминистративного принуждения и т.п. -все это виды административных производств.Следовательно, сам административныйпроцесс представляет собой совокупностьразличающихся конкретными предметамиадминистративных производств.

Видыадминистративного процесса:

  • Административно-процедурная деятельность – распорядительные действия исполнительных органов по осуществлению установленных административно-правовыми нормами различного рода административных процедур, не связанных с юрисдикцией. Это реализация разрешительно-лицензионных, регистрационных и т.п. функций и полномочий. Основанием этого вида деятельности являются индивидуальные дела. Разрешение подобных индивид. дел и состав. основу административного процесса.
  • Административно-юрисдикционная деятельность – осуществление исполнительными органами функции правоохраны в порядке совершения юрисдикционных действий в их традиционном понимании.

Оба видаадминистративных производств имеютнекоторые общие черты.В их числе:

преимущественновнесудебный порядок разрешенияиндивидуальных дел;

юридически властноеначало; урегулированность (однако вразной степени) административно-процессуальныминормами; административно-процессуальныеотношения и принципы и т.п.

Источник: https://studfile.net/preview/6331949/page:15/

Тема 17. Административно-процессуальная деятельность 17.1

17.Административный процесс и его виды: Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для

Процесс – совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата, порядок осуществления какой-либо деятельности (например, законодательный, бюджетный, землеустроительный процесс и т. п.).

Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, имеются необходимые основания для того, чтобы ее также рассмотреть с процессуальных позиций. Это означает, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму.

С юридических позиций процесс – это реализация норм материального права, поэтому деятельность по реализации материальных административно-правовых норм можно рассматривать в качестве административного процесса, который предназначен для того, чтобы обеспечить применение указанных правовых норм в сфере государственного управления для достижения юридических результатов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы, т. е. соответствующих правил должного поведения.

Данная функция составляет прерогативу субъектов исполнительной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме: происходит юридически-властная реализация задач и функций исполнительной власти.

Но процесс правоприменения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъектов исполнительной власти приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм.

Соответственно, возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный.

При характеристике административного процесса прежде всего надо учитывать общие качества, присущие этим двум направлениям его практического воплощения в повседневной государственно-управленческой деятельности: во-первых, прямая зависимость от основного признака процесса в его юридическом понимании и, во-вторых, органическая связь с определяющими свойствами деятельности по практической реализации исполнительной власти. Административно-процессуальная деятельность не может осуществляться вне влияния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т. п.).

Под административным процессом в широком смысле понимается процесс исполнительной деятельности органов государственного управления, т. е.

процессуальные формы ее осуществления; в узком смысле – это урегулирование административно-процессуальными нормами деятельности органов государственного управления по разрешению индивидуальных, конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений для обеспечения законности и укрепления правопорядка.

Нередко административный процесс рассматривается по аналогии с уголовным и гражданским процессом как юрисдикционная деятельность.

Характерной особенностью отличающей его от других видов процесса (уголовного и гражданского), является то, что он охватывает более широкий круг общественных отношений, имеет более сложную структуру производств, регламентируемую многочисленными административно-процессуальными нормами.

Сфера применения административного процесса не исчерпывается реализацией норм административного права и защитой административных правоотношений.

Нередко на основании норм административного процессуального права применяются материальные нормы иных отраслей права: финансового, земельного, налогового, трудового и др.

(например, производство по делам об отводе земель и земельных участков и их изъятии; производство по налоговым делам; производство по некоторым трудовым спорам и т. д.).

Основу для формирования понятия административного процесса составляет административно-процессуальная деятельность, которая понимается как административно-процедурная и административно-юрисдикционная.

Будучи органической частью управленческой деятельности, административный процесс естественно и неизбежно базируется на принципах, лежащих в основе государственного управления.

Однако как специфическая деятельность исполнительно-распорядительных органов и других компетентных субъектов, связанная с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления, административный процесс и все составляющие его виды производств осуществляются на основе специальных принципов:

· законность административного процесса;

· охрана интересов государства и личности;

· объективность (материальной истины);

· равенство сторон;

· гласность;

· экономичность;

· ведение дела на государственном языке;

· двустепенность;

· ответственность за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение).

Под стадией административного процесса понимается относительно самостоятельная часть последовательно осуществляемых действий, которая наряду с общими задачами имеет свойственные только ей цели и особенности, касающиеся участников процесса, их прав и обязанностей, сроков совершения процессуальных действий и характера оформляемых процессуальных документов, которые как бы подводят итог деятельности.

После принятия процессуального документа начинается новая стадия производства.

К стадиям процесса относятся:

· возбуждение административного дела и направление его по подведомственности;

· рассмотрение дела и принятие по нему решения;

· обжалование и опротестование решения (факультативная стадия);

· исполнение решения.

Возбуждение административного дела и его расследование – это компетенция уполномоченного на то государственного органа (должностного лица), общественной организации и ее представителей, а также граждан (например, дело об административном проступке возбуждается на основании протокола (акта) о правонарушении, составленного уполномоченным на то должностным лицом (работником милиции, инспекции); дело по жалобе – по инициативе лица, подающего жалобу). Стадия возбуждения дела по жалобе складывается из двух моментов – подачи жалобы и ее регистрации.

Существенное значение в стадии возбуждения административного дела имеют установленные законом процессуальные сроки: по делам об административных правонарушениях административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения.

Рассмотрение дела осуществляется уполномоченным на то органом (должностным лицом). В этой стадии исследуются все обстоятельства, а в случае необходимости – собираются доказательства. Орган, рассматривающий дело, обязан обеспечить установление истины.

Рассмотрение дела завершается принятием по нему решения, которое является индивидуальным правовым актом управления и должно удовлетворять всем требованиям, предъявляемым к документам подобного рода. Законодательством определены порядок и сроки вынесения решения по делу, способы доведения его до заинтересованных лиц, органов и организаций.

Обжалование и опротестование решения и его пересмотр являются факультативной стадией, т. е. не обязательной. На практике это осуществляется следующими способами:

— обжалование решения в суд, где проводится фактически исследование всех обстоятельств по делу;

— административное обжалование решения и пересмотр дела в порядке внутриведомственного или надведомственного контроля;

— прокурорский надзор путем опротестования в порядке общего надзора незаконных решений государственных органов и их должностных лиц;

— пересмотр органом принятого им решения (в связи с признанием допущенных в процессе вынесения решения ошибок или по вновь открывшимся обстоятельствам).

В результате рассмотрения жалобы или протеста принимается одно из следующих решений:

· решение оставляется без изменения, а жалоба или протест – без удовлетворения;

· решение отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;

· решение по делу подвергается изменению;

· решение отменяется и дело прекращается.

Исполнение решения является завершающей стадией и осуществляется в установленном порядке.

Источник: https://sci-lib.biz/pravo-rossii-administrativnoe/tema-administrativno-protsessualnaya-44306.html

§ 1. Административный процесс: сущность, виды: Процесс — совокупность последовательных действий, соверша­емых для

17.Административный процесс и его виды: Процесс - совокупность последовательных действий, совершаемых для
Процесс — совокупность последовательных действий, соверша­емых для достижения определенного результата; порядок осуще­ствления какой-либо деятельности. В таком понимании говорят, например, о законодательном, бюджетном, землеустроительном про­цессе и т. п.

Государственно-управленческая деятельность имеет процессу­альную форму.

С юридических позиций процесс есть реализация норм мате­риального права. Деятельность по реализации материальных ад­министративно-правовых норм можно рассматривать в качестве ад­министративного процесса.

Он предназначен для того, чтобы обес­печить применение указанных правовых норм в сфере государ­ственного управления в целях достижения юридических резуль­татов (последствий), предполагаемых диспозицией нормы.

Данная функция составляет прерогативу субъектов исполни­тельной деятельности, осуществляемой в процессуальной форме. Именно в такой форме происходит юридически-властная реализа­ция задач и функций исполнительной власти.

Но процесс правопри­менения не сводится лишь к обеспечению соблюдения соответству­ющих правил поведения (диспозиции). В равной мере на долю субъ­ектов исполнительной власти приходится и реализация санкций материальных административно-правовых норм.

Соответственно возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: право-применителъный и правоохранительный.

При характеристике административного процесса прежде всего необходимо учитывать общие качества, присущие этим двум на­правлениям его практического воплощения в повседневной государ­ственно-управленческой деятельности. Эти качества, во-первых,

находятся в прямой зависимости от основного признака процесса в его юридическом понимании и, во-вторых, органически связаны с определяющими свойствами деятельности' по практической реали­зации исполнительной власти.

Последние находят свое выражение в юридической властности и односторонности волеизъявлений со­ответствующих субъектов исполнительной власти.

Административ­но-процессуальная деятельность не может осуществляться вне вли­яния этих свойств, поскольку она фактически проявляется как один из элементов, характеризующих исполнительную власть в динамике (наряду с формами, методами ее осуществления и т. п.).

Есть еще одно важное обстоятельство, без учета которого нель-3h понять сущность административного процесса и, соответственно, административно-процессуальной деятельности.

Его суть заключа­ется в том, что реально административно-правовые отношения все­гда воспринимаются только как процессуальные.

Это означает, что особенности данного вида правовых отношений получают свое вы­ражение прежде всего и главным образом в процессуальной форме.

В целом проблема административного процесса до сих пор у нас полностью не решена как в теоретическом, так и в законодатель­ном или ином юридическом варианте. Об этом, в частности, свиде­тельствует тот факт, что начиная с 60-х гг. ведется непрекращаю­щаяся дискуссия по этому поводу. В результате сложились два подхода к ее решению, причем оба они имеют право на существо­вание.

1. Административный процесс иногда рассматривается как со­вокупность всех действий, совершаемых исполнительными орга­нами (должностными лицами) для реализации возложенных на них задач и функций.

В таком понимании административный процесс трактуется в качестве самой государственно-управленческой дея­тельности во всем многообразии ее практических проявлений.

С фактической стороны, действительно, отождествление деятельно­сти по управлению с процессуальной деятельностью оправданно. С чисто же юридической стороны дело обстоит иначе.

Действующее российское законодательство и подзаконные ад­министративно-правовые нормы не содержат доброкачественной юридической основы для того, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса.

Речь мо­жет идти лишь о частичных вариантах регламентации тех или иных сторон повседневно осуществляемых управленческих действий, раз­нообразных по своему назначению, юридическому содержанию и последствиям.

Существующий нормативно-правовой материал, по­зволяющий объединить любые управленческие действия под эгидой административного процесса, крайне разрознен; единые правила совершения таких действий в большинстве случаев отсутствуют, хотя значимость их бесспорна. Действительно, должны существовать

общие правила, например, разработки административно-правовых актов, как нормативных, так и индивидуальных; единые правила совершения различного рода распорядительных действий по реали­зации запретов, разрешений, дозволений и прямых предписаний, контрольно-надзорных, разрешительных, регистрационных, коорди­национных и прочих полномочий, реализуемых субъектами испол­нительной власти. Конечно, такого рода правила существуют, но они формулируются применительно к конкретным управленческим дей­ствиям конкретных исполнительных органов (должностных лиц), причем далеко не во всех случаях. Содержатся они в разрозненных, нескоординированных правовых актах различного назначения и различной юридической силы. Господствующим является ведом­ственный подход к формированию такого рода правил. Все это — свидетельство того, что административно-процессуальное законода­тельство в его совершенном и универсальном варианте пока еще отсутствует.

Практически речь идет о различного рода административных процедурах и соответствующих им административно-процедурных правилах. Создание на их основе свода (кодекса) — перспективная задача, прямо связанная с укреплением правовой базы государ­ственно-управленческой деятельности, механизма реализации за­дач и функций исполнительной власти.

2. Существует и иная трактовка процесса вообще, админист­ративного — в частности. Она базируется на традиционно сложив­шихся взглядах на процессуальную деятельность в юридическом смысле как на чисто юрисдикционную.

В данном случае за основу берется осуществление правоохранительной функции. Процесс при этом отождествляется с осуществлением правосудия по гражданс­ким и уголовным делам, а в последнее время — и по администра­тивным делам.

Именно в таком аспекте определяется функциональ-но-компетенционное содержание судебной власти (ст. 118 Консти­туции РФ).

Однако юрисдикционную функцию, причем в значительном объеме, повседневно и на различных уровнях системы государствен­ного управления осуществляют исполнительные органы (должнос­тные лица) непосредственно, то есть во внесудебном порядке. Та­кого рода их действия выражают реализацию одного из составных элементов их административной право- и дееспособности.

Это зна­чит, что тем самым они осуществляют административную юрис­дикцию. Такого рода юрисдикция, однако, не является главным и определяющим содержание государственно-управленческой дея­тельности признаком, что характерно для функционирования судеб­ных органов.

В основе юрисдикционной деятельности лежит рас­смотрение и разрешение спорных вопросов применения материаль­ных правовых норм, правовая оценка поведения тех или иных лиц,

применение в необходимых случаях при негативной оценке их по­ведения предусмотренных действующим законодательством мер го­сударственного (юридического) принуждения. Так, в частности, и поступают судебные органы при рассмотрении правовых споров, давая тем самым основу для понимания реального юридического содержания юрисдикции и юрисдикционной деятельности.

Данные позиции в целом применимы и для характеристики юрисдикционной деятельности исполнительных органов (должнос­тных лиц).

В рамках своей управленческой компетенции они впра­ве, а во многих случаях — обязаны рассматривать и разрешать ад-министративно-правовые споры, самостоятельно оценивать пра­вомерность поведения участников управленческих общественных отношений, применять в необходимых случаях меры администра­тивной ответственности. Они совершают при этом действия, совпадающие по своему назначению и характеру с теми, которые осуществляются в рамках судебного процесса или судебной юрис­дикции.

Таковы исходные позиции, необходимые для правильного по­нимания административного процесса в его наиболее распростра­ненных вариантах. Основу для формирования его понятия как в широком (правоустановительном и правоприменительном), так и в узком (юрисдикционном) или собственном смысле, следовательно, составляет административно-процессуальная деятельность, которая понимается в двух вариантах:

а) административно-процедурном',

б) административно-юрисдикционном.

Конечно, оба варианта имеют некоторые сходные черты: пре­имущественно внесудебный порядок; индивидуальный, как прави­ло, характер дел; их регламентация нередко в одном нормативно-правовом акте (например, установлен единый порядок рассмотре­ния заявлений, предложений и жалоб граждан, хотя администра­тивно-правовой спор налицо лишь в последнем случае) и т. п.

Более существенно разграничение между ними, проводимое по следующим основаниям.

Во-первых, либо исполнительный орган (должностное лицо) совершает действия, не связанные с необходимостью рассмотрения и разрешения административно-правового спора, либо его действия обязательно связываются с возникающей в сфере государственно­го управления спорной ситуацией.

Нельзя относить к администра­тивно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера любого рода правоохранительные действия исполнительных орга­нов (должностных лиц), если их предмет не составляет конкретно­го административно-правового спора. Иначе говоря, юрисдикцион-ная деятельность не тождественна правоохранительной.

Последняя более широка по своему объему.

Например, при осуществлении контрольно-надзорных полно­мочий процессуальные действия налицо (выбор того или иного ва­рианта проверочных действий, процедура их осуществления), од­нако административно-правовой спор при этом отсутствует.

Он мо­жет возникнуть по результатам такого рода действий (например, при обжаловании примененных санкций). Значит, приведенный при­мер иллюстрирует административно-процессуальную деятельность неюрисдикционного характера.

Налицо — административно-проце­дурная акция, равно как и в случаях совершения разрешитель­ных, регистрационных, поощрительных, стимулирующих и иных уп­равленческих действий.

Аналогично может быть решен вопрос о соотношении рассмотрения заявлений граждан, которые, как пра­вило, связаны с реализацией субъективных прав, и жалоб, в кото­рых всегда инициируется конкретный административно-правовой спор.

Во-вторых, правовая оценка поведения участников управлен­ческих общественных отношений осуществляется в рамках обоих вариантов административного процесса.

Однако при осуществлении административно-юрисдикционной деятельности она обязательно предполагает таковую в отношении сторон возникшего спора, в то время как при административно-процедурной деятельности право­вая оценка является условием удовлетворения соответствующих ходатайств (например, выдачи разрешения, лицензии и т.

п.). Она может и отсутствовать, когда соответствующие процедуры ее не требуют (например при подготовке управленческого решения). Для юрисдикции же она обязательна.

В-третьих, в обоих вариантах фигурируют индивидуальные административные дела, однако — различные по своему характе­ру. Такого рода дела в административных процедурах лишены спор­ного характера. Кроме того, в этих процедурах индивидуальные дела нередко вообще отсутствуют (например, в административном делопроизводстве, то есть в работе со служебной документацией).

В-четвертых, при осуществлении административной юрисдик­ции принуждение — возможный результат разрешения админис­тративно-правового спроса. Свое выражение оно находит в приме­нении к виновной стороне соответствующих мер административной или иной юридической ответственности.

Административные проце­дуры лишены этого признака, так как они используются не для приведения в действие механизма ответственности, а как процес­суальное средство реализации иных целей государственно-управ­ленческой деятельности, включая и применение административно-принудительных средств, не носящих характера юридической от­ветственности (предупреждение и пресечение).

В-пятых, административно-процедурная деятельность, как правило, не отличается сложностью (например, для регистрации

общественного объединения достаточно подачи заявления и учре­дительных документов), а потому и не требует детальной регла­ментации, что характерно для всех случаев, когда предметом про­цессуальной деятельности является административно-правовой спор.

С учетом изложенного к административно-процедурным делам можно отнести многие из тех, которых нередко относят к админи­стративному процессу, понимаемому в широком смысле, как-то: по изобретениям и открытиям, по патентам; по различным ходатай­ствам государственных и негосударственных формирований; по административному надзору; по применению административно-при­нудительных мер, лишенных характера юридической ответствен­ности; по приему на работу (службу); по приватизации имущества; по поощрению и т. п. Часто порядок рассмотрения и разрешения такого рода дел, равно как и юрисдикционных, характеризуют еди­ным термином — «производство». Тем не менее различия между двумя вариантами административно-процессуальной деятельности не следует игнорировать.

Источник: https://all-sci.net/administrativnoe-pravo_717/administrativnyiy-protsess-suschnost-61306.html

Studio-pravo
Добавить комментарий