- План и программа аудиторской проверки раздела учета
- 1.4 План и программа аудиторской проверки
- Программа аудита — Audit-it.ru
- Программа аудиторской проверки является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения аудиторских процедур
- При разработке программы аудиторской проверки необходимо учитывать:
- Образец программы на проведение аудиторской проверки
- 12.3. План и программа проверки. Методика аудиторской проверки
План и программа аудиторской проверки раздела учета
Прежде чем приступить к сплошной проверке кассовых операций, аудитор должен спланировать эту проверку, так как «сплошная» проверка не означает, что один за другим будут просмотрены все кассовые документы.
Эти документы могут просматриваться неоднократно, но каждый раз аудитор выполняет совершенно определенную процедуру, направленную на выявление одного из возможных нарушений.
Каждая процедура имеет свое назначение, преследует определенную цель, а ее результаты необходимо оформить в виде специальной таблицы (рабочего документа аудитора).
Составлению плана проверки предшествует оценка состояния внутреннего контроля за движением и сохранностью денежных средств и других ценностей в кассе предприятия.
Аудитор с помощью специально составленного вопросника определяет состояние внутреннего контроля, дает предварительную оценку соблюдения на предприятии кассовой дисциплины, выявляет наиболее уязвимые с точки зрения злоупотреблений места, планирует состав основных контрольных процедур, определяет специфические черты ведения учета кассовых операций на предприятии, описание которых отсутствует в имеющемся у него наборе стандартных процедур.
Признаками отсутствия или недостаточности внутреннего контроля за движением денежных средств в кассе предприятия для аудитора служат:
отсутствие на предприятии налаженной системы проведения внезапных ревизий кассы с полным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе;
отсутствие на предприятии приказа руководителя, устанавливающего периодичность проверок;
наличие признаков формального проведения ревизий кассы:
назначение в комиссии по проведению ревизий постоянно одних и тех же лиц, отсутствие прилагаемых к акту рабочих записей ревизионной комиссии, свидетельствующих о полистном пересчете банкнот, проведение проверок кассы на отчетные даты, когда кассир знает о них и заранее готовится, и др.;
предоставление права подписи приходных и расходных кассовых ордеров другим лицам помимо главного бухгалтера и руководителя предприятия, не отраженное в распоряжениях руководителя предприятия;
формальное проведение ревизии кассы при смене (увольнении) кассиров;
отсутствие в штате кассира и возложение этих функций на четного работника без письменного распоряжения руководителя предприятия;
отсутствие договоров с кассиром о полной материальной ответственности;
отсутствие у кассира навыков подготовки к ревизии кассы, свидетельствующих о том, что такая процедура является для него обычной.
Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных бухгалтеров и кассиров, поэтому аудитор должен опросить каждого из перечисленных ответственных лиц.
Вопросник аудитора составляется таким образом, что в большинстве случаев ответ не надо вписывать, так как аудитор отмечает в вопроснике полученный ответ, номер процедуры и номер предварительного вывода. Вопросник построен по принципу блок-схемы: если нет необходимости задавать какой-либо вопрос, номер следующего вопроса указан в графе «Номер следующего вопроса».
Вопросник аудитора составляется в трех экземплярах, на каждом из них проставляются должность, фамилия, имя и отчество лица, с которым будет проведена беседа.
Результаты опроса ответственных лиц могут не совпадать: кассир может не знать, имеется ли на предприятии приказ о внезапных ревизиях кассы, руководитель предприятия — о необходимости заключать договор о полной материальной ответственности с кассиром. Несовпадения в ответах на поставленные аудитором вопросы также свидетельствуют о слабых сторонах внутреннего контроля.
Ответы на вопросы могут быть типа «должен (должны) быть», т.е. отвечающий не уверен в своем ответе. В таком случае ответ на поставленный вопрос аудитору приходится находить самому или опрашивать других сотрудников предприятия.
По результатам опроса у аудитора складывается определенное мнение о состоянии кассовой дисциплины на предприятии. Представленный вопросник позволяет аудитору сделать ряд промежуточных выводов, совокупность которых дает право сделать основной вывод о том, что кассовая дисциплина у клиента не соблюдается, а порядок ведения кассовых операций нарушается.
Если по результатам опроса сотрудников проверяемого предприятия и данным экспресс-анализа отчетности кассовые операции составляют небольшой удельный вес в общем числе хозяйственных операций, то аудитор может планировать проверку кассовых операций в обычном порядке для оценки существенности статьи «Касса» в отчетности предприятия.
Когда удельный вес кассовых операций велик, например, реализация продукции предприятия ведется через кассу, то это может послужить основанием аудитору для отказа от выражения своего мнения о достоверности отчетности предприятия.
В общем случае по результатам опроса, а также непосредственного наблюдения за совершением операций по приему и выдаче денег из кассы у аудитора оказывается сформированным план проведения проверки кассовых операций и намечен состав процедур.
Источник: https://vuzlit.ru/563414/plan_programma_auditorskoy_proverki_razdela_ucheta
1.4 План и программа аудиторской проверки
Начиная разработкуобщего плана и программы аудита,аудиторская организация должнаосновываться на предварительных знанияхоб экономическом субъекте, а такжена результатах проведенных аналитическихпроцедур.
С помощью проведенияаналитических процедур аудиторскаяорганизация должна выявить области,значимые для аудита. Сложность, объеми сроки проведения аналитическихпроцедур аудиторской организацииследует варьировать в зависимости отобъема и сложности данных бухгалтерскойотчетности экономического субъекта.12
В процессе подготовкиобщего плана и программы аудитааудиторская организация оцениваетэффективность системы внутреннегоконтроля, действующей у экономическогосубъекта, и производит оценку рискасистемы внутреннего контроля(контрольного риска).
Система внутреннегоконтроля может считаться эффективной,если она своевременно предупреждаето возникновении недостовернойинформации, а также выявляет недостовернуюинформацию.
Оценивая эффективностьсистемы внутреннего контроля,аудиторская организация должнасобрать достаточное количествоаудиторских доказательств.
Еслиаудиторская организация решаетположиться на систему внутреннегоконтроля и систему бухгалтерскогоучета для получения достаточнойстепени уверенности в достоверностибухгалтерской отчетности, она должнасоответствующим образом скорректироватьобъем предстоящего аудита.
При подготовкеобщего плана и программы аудитааудиторской организации следуетустановить приемлемые для нее уровеньсущественности и аудиторский риск,позволяющие считать бухгалтерскуюотчетность достоверной.
Планируяаудиторский риск, аудиторская организацияопределяет внутрихозяйственный рискбухгалтерской отчетности и рискконтроля, которые присущи этойотчетности независимо от аудитаэкономического субъекта.
С помощьюустановленных рисков и уровнясущественности аудиторская организациявыявляет значимые для аудита областии планирует необходимые аудиторскиепроцедуры. В процессе аудита могутвозникнуть обстоятельства, влияющиена изменение аудиторского риска иуровня существенности, установленныепри планировании.
Составляя общийплан и программу аудита, аудиторскойорганизации следует учитывать степеньавтоматизации обработки учетнойинформации, что также позволитаудиторской организации точнее определитьобъем и характер аудиторских процедур.
Аудиторскаяорганизация, если сочтет это целесообразным,может согласовать с руководствомпроверяемого экономического субъектаотдельные положения общего плана ипрограммы аудита.
При этом аудиторскаяорганизация является независимой ввыборе приемов и методов аудита,отраженных в общем плане и программе,но несет полную ответственность зарезультаты своей работы в соответствиис данным общим планом и данной программой.
Результатыпроводимых аудиторской организациейпроцедур при подготовке общего планаи программы следует детальнодокументировать, так как данные результатыявляются основанием для планированияаудита и могут использоваться в течениевсего процесса аудита.
Общий план долженслужить руководством в осуществлениипрограммы аудита.
В процессе аудитау аудиторской организации могутвозникнуть основания для пересмотраотдельных положений общего плана.Вносимые в план изменения, а такжепричины изменений аудитору следуетподробно документировать.
В общем планеаудиторская организация должнапредусмотреть сроки проведенияаудита и составить график проведенияаудита, подготовки отчета (письменнойинформации руководству экономическогосубъекта) и аудиторского заключения. Впроцессе планирования затрат времениаудитору необходимо учесть:
а) реальныетрудозатраты;
б) расчет затратвремени в предыдущем периоде (в случаепроведения повторного аудита) и егосвязь с текущим расчетом;
в) уровеньсущественности;
г) проведенныеоценки рисков аудита.
В общем планеаудиторская организация определяетспособ проведения аудита на основаниирезультатов предварительного анализа,оценки надежности системы внутреннегоконтроля, оценки рисков аудита. Вслучае решения провести выборочныйаудит аудитор формирует аудиторскуювыборку в соответствии с правилом(стандартом) аудиторской деятельности«Аудиторская выборка».
Составной частьюобщего плана являются положения попланированию управления и контролякачества выполняемого аудита. В общемплане рекомендуется предусмотреть:
а) формированиеаудиторской группы, численность иквалификацию аудиторов, привлекаемыхк проведению аудита;
б) распределениеаудиторов в соответствии с ихпрофессиональными качествами идолжностными уровнями по конкретнымучасткам аудита;
в) инструктированиевсех членов команды об их обязанностях,ознакомление их с финансово-хозяйственнойдеятельностью экономического субъекта,а также с положениями общего планааудита;
г) контрольруководителя за выполнением планаи качеством работы ассистентов аудитора,за ведением ими рабочей документациии надлежащим оформлением результатоваудита;
д) разъяснениеруководителем аудиторской группыметодических вопросов, связанных спрактической реализацией аудиторскихпроцедур;
е) документальноеоформление особого мнения членааудиторской группы (исполнителя) привозникновении разногласий в оценкетого или
иного факта междуруководителем аудиторской группы иее рядовым членом.13
Аудиторскаяорганизация определяет в общем планероль внутреннего аудита, а такженеобходимость привлечения экспертовв процессе проведения аудита.
Общий планаудиторской проверки
учетаматериально-производственных запасов
Проверяемая организацияПериод аудитаКоличество человеко-часовРуководитель аудиторской группыСостав аудиторской группы:Планируемый аудиторский рискПланируемый уровень существенности | ООО «Машиностроительный завод» |
Источник: https://studfile.net/preview/2798819/page:4/
Программа аудита — Audit-it.ru
Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт RosCo — Consulting & audit
Завершающим этапом процесса планирования аудиторской проверки является составление программы аудита. Программа аудиторской проверки представляет собой конкретный перечень действий аудитора с указанием проверяемых областей бухгалтерского, налогового учета, сроков и исполнителей.
Программа аудита определяет характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для реализации составленного общего плана аудита.
Программа аудиторской проверки является набором инструкций для аудитора, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения аудиторских процедур
В процессе подготовки аудиторской программы аудитор должен принимать во внимание оценку неотъемлемого риска и риска средств контроля (п.11 стандарта №3 «Планирование аудита»).
Важно!
Аудитором должны быть раскрыты в программе аудита «узкие» места, в которых существуют значительный риск искажения статей бухгалтерской (финансовой) отчетности клиента.
Для этого аудитором должны быть выбраны соответствующие аналитические процедуры, которые позволят снизить риск необнаружения существенных ошибок.
При необходимости аудитор может привлечь к проверке других аудиторов, обладающих специальными познаниями в данной области или экспертов.
При этом общий план аудита и, соответственно, программа аудиторской проверки могут по мере необходимости уточняться и пересматриваться в процессе проведения аудита.
Планирование аудитором объема и характера работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в процессе выполнения аудиторских процедур (наличие нехарактерных отклонений показателей финансовой отчетности клиента). Причины, по которым аудитором была скорректирована программа аудита, должны быть документально зафиксированы.
При разработке программы аудиторской проверки необходимо учитывать:
- деятельность аудируемой компании (общие экономические факторы и условия в отрасли, в которой осуществляет деятельность аудируемая компания, общий уровень компетентности руководства);
- системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля (учетная политика и ее изменения, влияние принятых новых правил в части бухгалтерского учета на отражение в финансовой отчетности результатов деятельности аудируемой компании);
- планы использования в процессе аудита тестов средств контроля и процедур проверки по существу;
Программа тестов средств контроля — это перечень действий, предназначенных для сбора информации о функционировании системы внутреннего контроля и учета. Подобные тесты необходимы для выявления существенных недостатков средств контроля аудируемой компании.
- риск и существенность (ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, определение наиболее важных областей для аудита, установление уровней существенности для аудита;
- выявление сложных областей бухгалтерского учета, в том числе таких, где результат зависит от субъективного суждения бухгалтера (например, при подготовке оценочных показателей));
- характер, временные рамки и объем процедур (относительная важность различных разделов учета для проведения аудита, влияние на аудит наличия компьютерной системы ведения учета и ее специфических особенностей, существование подразделения внутреннего аудита и его возможное влияние на процедуры внешнего аудита);
- координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы (привлечение других аудиторских компаний к аудиту филиалов, подразделений, дочерних компаний клиента, привлечение экспертов);
- количество и квалификацию специалистов, необходимых для работы с клиентом;
- обстоятельства, требующие особого внимания (например, существование аффилированных лиц);
- срок работы сотрудников аудитора и их участие в оказании сопутствующих услуг клиенту;
- форму и сроки подготовки заключений и иных клиенту и условиями конкретного аудиторского задания.
Программа аудиторской проверки должна быть документально оформлена, каждая задача проверки обозначена номером или кодом.
Обязательный аудит
Образец программы на проведение аудиторской проверки
Программа аудиторской проверки подразделяется по соответствующим разделам бухгалтерского учета. В программе аудита указывается наименование задачи и раскрывается последовательность ее решения. В соответствующем столбце программы приводится ссылка на номер рабочего документа, в котором раскрывается информация по данной тематике.
Фрагмент программы аудиторской проверки (по одному разделу) представлен ниже:
№ п/п | Наименование раздела или статьи отчетности | Код статей формы отчетности | Тематика раскрываемой информации | Процедуры получения аудиторских доказательств | Номер рабочего документа |
1 | Аудит учредительных документов компании | Статья 1310 бухгалтерского баланса | -основные положения Устава компании и сведения об учредителе;-наличие документов, подтверждающих внесение изменений и дополнений в учредительные документы;-наличие филиалов, представительств и других обособленных структурных подразделений;-вывод о соответствии Устава действующему законодательству. | -устав компании;-учредительный договор;-свидетельство о государственной регистрации;-протоколы собраний учредителей;-проспекты эмиссии ценных бумаг;-акты оценки имущества, внесенного в счет вклада в уставный капитал;-журналы-ордера и ведомости по счетам 75 «Расчеты с учредителями», 80 «Уставный капитал», 81 «Собственные акции (доли)», 83 «Добавочный капитал», 82 «Резервный капитал», главная книга;-бухгалтерская отчетность. | РД 1/2РД 2/2РД 3/2 |
По каждому разделу программы аудиторской проверки аудитор фиксирует выводы в рабочих документах.
Важно!
На основе приведенной информации по каждому разделу аудиторской проверки аудитором составляется расчет влияния выявленных в процессе аудита отклонений на достоверность бухгалтерской отчетности клиента.
Информация приводится в аудиторском отчете и является отправной точкой для формирования аудиторского заключения (объективного мнения аудитора о достоверности проверяемой бухгалтерской (финансовой) отчетности компании).
Статья актуальна на 04.07.2016
Источник: https://www.audit-it.ru/articles/audit/a105/882865.html
12.3. План и программа проверки. Методика аудиторской проверки
Планирование аудиторской проверки постановки бухгалтерского учета включает следующие основные этапы:
предварительное планирование;
подготовка и составление плана;
подготовка и составление программы.
На этапе предварительного планирования аудитору следует получить и изучить информацию о деятельности предприятия, его организационно-управленческой структуре, видах производственной деятельности, номенклатуре выпускаемой продукции, структуре уставного капитала, технологических особенностях производства, основных покупателях и поставщиках, системе внутреннего контроля.
Важное место на предварительном этапе планирования занимает анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, который позволяет аудитору оценить финансовое положение предприятия, а также определить важнейшие показатели хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, помогает установить плановый уровень существенности. На этапе предварительного планирования аудиторская организация оценивает возможность проведения аудита.
По окончании предварительного планирования руководитель проверки должен составить и документально оформить план аудита, описав в нем предполагаемые объем и порядок проведения аудиторской проверки.
При планировании проверки должны соблюдаться принципы комплексности и оптимальности (см. параграф 5.1 главы 5).
плана аудита системы бухгалтерского учета может уточняться в ходе проверки в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.
При разработке плана аудита системы бухгалтерского учета необходимо учитывать:
общие экономические факторы и условия в отрасли, влияющие на деятельность предприятия;
особенности деятельности предприятия, его финансовое состояние, требования к финансовой (бухгалтерской) или иной отчетности;
общий уровень компетентности руководства;
учетную политику, принятую предприятием, и ее изменения;
влияние нормативно-правовых актов на организацию бухгалтерского учета;
ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля;
существование подразделения внутреннего аудита и возможное влияние результатов его работы на процедуры внешнего аудита и т. Д.
Заключительным этапом процесса планирования является разработка и документальное оформление программы аудита.
Программа аудита системы бухгалтерского учета более детально определяет характер, временные рамки и объем заплани-рованных аудиторских процедур, необходимых для выполнения плана аудита.
Таким образом, программа является более подробным разви-тием плана аудиторской проверки для полного сбора информации, достаточной для составления обоснованного и объективного заключения о системе бухгалтерского учета предприятия.
Программа аудита включает набор инструкций для аудитора, выполняющего проверку системы бухгалтерского учета, и должна быть подробно проработана с тем, чтобы одновременно являться руководством при выполнении задания, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы.
Аудиторскую программу целесообразно составлять в виде программы тестов и аудиторских процедур по существу. Программа тестов представляет собой перечень процедур для сбора информации о функционировании системы бухгалтерского учета. Аудиторские процедуры по существу включают в себя детальную проверку достоверности отражения в учете оборотов и сальдо по счетам.
Аудитор в ходе планирования и непосредственного проведения аудиторской проверки обязан достичь понимания системы бухгалтерского учета проверяемого предприятия. С этой целью уже на стадии планирования аудитору необходимо предварительно оценить систему бухгалтерского учета.
Для этого изучению, анализу и оценке подвергаются самые существенные стороны деятельности предприятия (критериями выбора служат максимальные суммы по оборотам и сальдо счетов бухгалтерского учета), и, основываясь на том, как осуществляется учет и контроль на этих самых больших и ответственных участках, аудитор формирует свое мнение о состоянии системы бухгалтерского учета в целом.
На стадии планирования руководитель аудиторской проверки разрабатывает аудиторские процедуры, позволяющие провести анализ и оценку полученной аудитором информации, исследование важнейших финансовых и других показателей (особенно их необычных отклонений от ожидаемых значений), а также выяснить причины их искажений.
При аудите системы бухгалтерского учета необходимо проверить:
имеются ли должностные инструкции на каждого работника бухгалтерии;
есть ли график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ;
назначены ли приказом материально-ответственные лица и заключены ли с ними договоры о полной индивидуальной и материальной ответственности;
соответствие методических вопросов учетной политики действующему законодательству;
соблюдается ли в течение отчетного года принятая учетная политика отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации; • полноту отражения в учете за отчетный период (месяц, квартал, год) всех хозяйственных операций, осуществленных в этот период;
проведена ли инвентаризация имущества и обязательств, правильно ли оформлены ее результаты;
правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам;
наличие приказа об учетной политике и ее соответствие действующему законодательству и специфике деятельности предприятия;
применяемую форму бухгалтерского учета, ее соответствие форме учета, утвержденной в установленном порядке;
соответствие структуры и штата бухгалтерии объему совершаемых операций.
Источник: https://knigi.news/audit/123-plan-programma-proverki-metodika-25183.html