16. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

§ 1. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

16. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера. Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:

а) организационно. Он не входит в состав какой-либо иной орга­низации, не является ее структурным подразделением;

б) функционально. Его главное назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, администра­тивно-политической сферах жизни общества в соответствии с ус­тановленным для него профилем функций;

в) юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закреп­ленную правовыми актами, не производную от компетенции како­го-либо иного органа.

Понятие органов исполнительной власти производно от прин­ципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью на­столько, что часто такие органы сами по себе не без оснований при­знаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть — «система органов государственного управ­ления (правительство, министерства и т. д.)»1.

С одной стороны, органы исполнительной власти — это разно­видность органов государственной власти, с другой, — субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее фор­мальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфи­ческую по своему содержанию и методам государственную деятель­ность — государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления.

Органы исполнительной власти своей государственной приро­дой отличаются от органов исполнительной власти местного само­управления, а по функциональному назначению — от органов дру-

гих ветвей государственной власти, а также от организаций, кото­рые как таковые не являются субъектами управления (государ­ственных предприятий, учреждений).

Необходимо уяснить, что орган исполнительной власти — все­гда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления признается органом исполни­тельной власти.

Эта власть имеет разветвленный организационный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти.

Так, создаваемые Правительством РФ координационные органы, выполняя функции управленческого характера, сами по себе не относятся к органам исполнительной власти.

О них и им подобных органах можно говорить как об орга­нах исполнительной власти лишь условно, в смысле их принадлеж­ности к этой власти либо создания их органом данной власти.

Ска­занное косвенно подтверждается тем, что правовые акты не отож­дествляют понятия «орган государственной власти» и «государствен­ный орган». Различие между ними отражено, например, в Федераль­ном законе «Об основах государственной службы РФ», где говорится о должностях органов государственной власти и других государ­ственных органов, в определении Конституционного Суда РФ от 29 мая 1997 г., по смыслу которого указанные понятия являются нетож­дественными.

Правовое положение органов исполнительной власти во мно­гом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно феде­ральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государствен­ного управления в принципе отделены от функций непосредствен­ного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Законом РФ «О конкуренции и ограничении монополистичес­кой деятельности на товарных рынках» запрещено совмещение функций органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, и, наоборот, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, пре­дусмотренных законодательными актами РФ.

Положения Конституции РФ относительно органов исполни­тельной власти весьма лаконичны. Они не дают полного представ­ления об их сущности, основах правового статуса и системе. Эти вопросы решаются с помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному числу нормативно-правовых актов и пока еще с не­надлежащей полнотой.

Основы современного правового статуса органов исполнитель­ной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным

числом общих позиций. Исходным является тот факт, что, представ­ляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они поль­зуются относительной юридической самостоятельностью в осуществ­лении исполнительной власти и в отношениях с субъектами пред­ставительной и судебной властей.

В период, предшествовавший введению института Президент­ства в РФ и провозглашения Конституции РФ 1993 г., органы го­сударственного управления находились в жесткой зависимости от представительных органов государственной власти.

Ведущие зве­нья этих органов (Советы Министров, министерства, государствен­ные комитеты, исполкомы местных Советов) образовывались и уп­разднялись представительными органами, были подотчетным и под­контрольным им исполнительным аппаратом.

Влияние судов общей юрисдикции и государственных арбит­ражей на состояние законности в сфере государственного управле­ния было незначительным, ограниченным узкой сферой подведом­ственных им дел и форм реагирования на ее нарушения.

Затем шло расширение полномочий Президента РФ в облас­ти организации и направления деятельности органов исполнитель­ной власти с одновременной дезорганизацией ее системы в целом, а также действовала тенденция усиления влияния судебной влас­ти на законность в деятельности органов государственного управ­ления и их должностных лиц.

Конституция РФ 1993 г. формально существенно изменила си­туацию. Ослаблено прямое организационно-распорядительное вли­яние представительной власти на органы исполнительной власти.

В своем большинстве они формируются при решающем участии Пре­зидента РФ и уполномоченных субъектов исполнительной власти, во многом не подотчетны и не подконтрольны органам представи­тельной власти.

Издание правовых актов в пределах представлен­ной компетенции — основное средство направляющего воздействия этих органов на функционирование исполнительной власти.

Органы исполнительной власти получили значительные воз­можности влиять на правотворческую деятельность представитель­ных органов (право законодательной инициативы Правительства РФ, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение пра­вовых актов, предоставленное главам администраций краев, обла­стей и др. субъектов). Расширена подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражных судов, возникающих в сфере государственного управления, например, расширены основания для отмены указанными судами неправомерных актов органов испол­нительной власти.

Взаимодействие органов исполнительной власти с представи­тельными (законодательными) и судебными органами является не­обходимым условием нормального функционирования государства. Оно осуществляется в различных организационных формах (со-

гласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представитель­ных органов и т. д.). В палатах Федерального Собрания и Консти­туционном Суде РФ имеются полномочные представители Прези­дента РФ1, а в указанных палатах — также представители Пра­вительства2.

Достаточно обширны и разнообразны отношения органов испол­нительной власти с представительными (законодательными) и су­дебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими кон­ституционных функций, например, по вопросам материально-тех­нического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и судебных органов.

Однако органы исполнительной власти самостоятельны, осуще­ствляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является, как уже отмечалось, исполнительной и распорядительной.

В соответствии с законода­тельством эти органы обладают государственно-властными полно­мочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены .широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны.

Но они самосто­ятельны только в пределах, очерченных правом. К ним не приме­няется принцип «разрешено все, что не запрещено».

Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной ему компетенции, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.

При этом под компетенцией органа государственного управле­ния понимается «система полномочий этого органа по осуществле­нию государственной власти… она включает в себя обязанность (пе­ред государством) и право (по отношению к управляемым объектам) выполнять определенные задачи и функции…

применительно к этим объектам»3. Подзаконность деятельности органов исполнительной власти — важнейший момент в их правовом положении.

Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Кон­ституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции спо­собствовать их выполнению другими.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном фи­нансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обла­дают гражданской правоспособностью.

Права органов исполнительной власти гарантируются Консти­туцией РФ, конституциями и уставами ее субъектов, другими нор­мативно-правовыми актами, устанавливающими их статус.

В каче­стве их организационных гарантов являются президенты, органы, решающие вопросы образования соответствующих органов; органы прокуратуры.

Защита прав органов исполнительной власти может быть предметом разбирательства судебных органов.

Слабым местом в статусе органов исполнительной власти яв­ляется неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности.

Источник: https://all-sci.net/administrativnoe-pravo_717/ponyatie-pravovoy-status-organov-ispolnitelnoy-61249.html

Понятие и административно-правовой статус органов исполнительной власти

16. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

Осуществление государственной власти в Российской Федерации происходит с помощью ее распределения на 3 ветви. Эти ветви разделяют все органы государства на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Замечание 1

Административно-правовой статус органов исполнительной власти включает механизм государственной власти. Его составляющие элементы имеют специфическое устройство и выполняют только функции, которые присущи для них.

Исполнительная власть включает ветвь систему органов исполнительной власти. Они производят государственное управление с помощью реализации властных полномочий государства. Они имеют исполнительно-распорядительный характер.

Исполнительная деятельность (управленческая деятельность) заключается в реализации органами государственной власти функций государства в области культуры, экономики, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, государственной безопасности и охраны порядка в обществе. Положения статей Конституции содержат информацию о субъектах в сфере выражения исполнительной власти. Они представлены субъектами, в состав компетенции которых включена реализация власти.

Теоретически органы исполнительной власти представляют собой самостоятельные структурные единицы, включенные в систему исполнительной власти. С их помощью происходит реализация функции управления в стране в рамках предоставленных полномочий. В число признаков органов исполнительной власти необходимо включить следующие действия:

  • выполняют публичные, государственные функции, основанные на властных полномочиях (состоят в исполнительных, регулятивных, координационных, контрольных и надзорных форм управленческой деятельности в некоторой отрасли, районе, сфере;
  • оформляется правовой статус органа с помощью положения, утвержденного вышестоящими органами или законодателем;
  • наделены правом принятия в ходе исполнительной и распорядительной деятельности управленческих решений в виде правовых актов, соответствующих действующим законам и обязательных к исполнению в области ведения этого органа;
  • обладают сложной внутренней структурой;
  • д) финансируются из бюджета страны (федеральный, бюджет субъекта РФ), при этом ни орган, ни его служащие не вправе вести хозяйственную и коммерческую деятельность;
  • включены в систему соподчинения в рамках исполнительной власти, должны вести отчетность перед органом власти, который его учредил.

Черты органов исполнительной власти

Определение 1

Орган исполнительной власти представляет собой орган власти в государстве, которые юридически и организационно обособлен и наделен властными полномочиями. Это необходимо для достижения целей, решения задач и выполнения функций государства в разных жизненных областях.

Органы исполнительной власти отличаются несколькими характерными чертами:

  1. Они могут являться составным элементом единой системы органов власти в нашей стране. Конституционные положения установили, что федеративное устройство России основано на единстве государственной власти. Каждый из органов имеет государственно-властные полномочия. Они дают возможность решать определенные вопросы, находящиеся в рамках предоставленных прав. Органы занимаются изданием актов, обязательных для исполнения прочими государственными органами, физическими и должностными лицами. Также орган обеспечивает исполнение данных актов.
  2. Для всех органов присущи государственно-властные полномочия, которые выражены в рамках компетенции. Компетенция представляет собой систему предметов ведения и полномочий, которыми органы наделяются в отношении своего предмета ведения. Ее определяют Конституционные положения, уставы субъектов РФ, федеральные законы и законы субъектов страны, президентские указы, постановления Правительства РФ и исполнительных органов и др.
  3. Их формирование происходит в порядке, который установлен законом. Например, порядок создания Правительства РФ установлен положениями Конституции и Закона о Правительстве. Любой орган государства уполномочивается для осуществления соответствующих задач и функций. Формирование, реорганизацию и ликвидацию федеральных органов исполнительной власти осуществляет по законодательству РФ Президентом. В субъектах РФ создание, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти происходит по законам субъектов РФ. Это осуществляют главы субъектов или их законодательные органы.
  4. Они работают в установленном государством порядке. Так, Конституция в 114 статье определяет порядок работы Правительства РФ.

Что касается полномочий органов исполнительной власти, то они, в первую очередь, выражены изданием правовых актов управления и обеспечением их исполнения с помощью организационных и юридических средств.

С одной стороны акты органов являются подзаконными, то есть их издание происходит по закону и для его исполнения. С другой стороны они концентрируются на регулировании отношений в обществе.

По этой причине для актов таких органов характерен исполнительно-распорядительный характер.

Классификация органов исполнительной власти

Правовая литература использует несколько критериев для классификации органов исполнительной власти.

В соответствии с территорией деятельности они могут быть:

  • федеральными;
  • субъектов РФ.

В зависимости от оснований образования:

  • основанные на законодательстве РФ;
  • основанные на законодательстве субъектов РФ.

В соответствии с характером компетенции:

  • общая компетенция (органы функционируют в отношении всех сфер и отраслей управления в государстве, включая правительство, административные единицы и др.);
  • отраслевая компетенция (органы ведают определенной отраслью управления, включая министерства и прочие отраслевые органы исполнительной власти);
  • межотраслевая компетенция (органы координируют работу других органов исполнительной власти, включают федеральные министерства);
  • специальная компетенция (органы выполняют регулятивную, разрешительную, контрольную и надзорную функцию в разных областях управления, включая федеральные службы).

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

  • коллегиальные (например, правительство);
  • единоначальные (например, министерство).

По организационно-правовой форме:

  • министерство;
  • прочие федеральные органы (агентства, службы);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ.

Статья 77 Конституции гласит, что в пределах ведения и полномочий РФ, касающихся предметов совместного ведения государства и его субъектов, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ объединены в единую систему исполнительной власти нашей страны.

Определение 2

Система органов исполнительной власти представляет собой систему органов, которые имеют компетенции в сфере управления государством, человеческими, материальными и другими ресурсами, которые требуются для исполнительной и распорядительной деятельности.

Система исполнительной власти, в первую очередь, является подсистемой государственной власти, ветвь которой в структуре разделения властей представлена единым целым в организационном механизме государственной организации общества и ведения его дел. Она обладает соответствующим структурным строением, которое включает несколько уровней (выстраиваются по иерархии, вертикально); звеньев (выстраиваются на одном уровне формирования однородных органов); виды и формы.

Орган исполнительной власти представляет собой первичную и основную структурную единицу в рассматриваемой системе. Орган в качестве структурной единицы обладает сложнейшим внутренним строением, включающим структурные подразделения аппаратного назначения. Такие подразделения не наделены полномочиями власти.

Система исполнительной власти нашей страны включает элементы:

  • федеральные органы;
  • органы субъектов РФ, включая республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа.

Обеспечение единства этой системы происходит с помощью верховенства Конституции и федеральных законов; обязательности для исполнения в рамках государства президентских, правительственных указов и распоряжений.

Большую роль играют и федеральные суды, которые подчиняются Конституции и федеральным законам и имеют полномочия в оценке решений и действий органов исполнительной власти и их должностных лиц. В рамках рассматриваемых органов действует и Прокуратура.

С ее помощью производится контроль исполнения законов.

Особенное значение в поддержке единой системы исполнительной власти имеет Президент РФ. По положениям Конституции он занимается обеспечением согласованной работы и связи между органами государственной власти.

Он же имеет полномочия федеральной власти государства на всей территории, может приостанавливать работу актов органов исполнительной власти субъектов РФ при наличии противоречий Конституции, федеральному законодательству, международным обязательствам РФ и др.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/ponjatie-i-administrativno-pravovoj-status-organov/

16. Понятие, система и правовой статус органов исполнительной власти рф

16. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

Органисполнительной власти – это структурноеподразделение государственно-властногомеханизма (государственного аппарата),создаваемое специально для повседневногофункционирования в системе разделениявластей с целью проведения в жизнь(исполнения) законов в процессе управления(регулирования) экономической,социально-культурной иадминистративно-политической сферамижизни общества.

    Видыорганов исполнительной власти:

    1) пофедеративному устройству:

    – федеральныеорганы исполнительной власти;

    – органыисполнительной власти субъектовФедерации;

    – территориальныеорганы федеральных органов исполнительнойвласти;

    2) похарактеру компетенции:

    – общейкомпетенции, которые осуществляютмежотраслевое руководство (ПравительствоРФ);

    – органыспециальной компетенции, сферадеятельности которых ограничиваетсяодной отраслью или несколькими смежнымиотраслями (Министерство по налогам исборам);

    3) посоставу руководства:

    – единоличные(различные министерства);

    – коллегиальные(Правительство РФ);

    4) поорганизационно-правовым формам:

    – нафедеральном уровне;

    – науровне субъекта Федерации;

    5) поисточникам финансирования:

    – финансируемыеза счет средств федерального бюджета;

    – финансируемыеза счет средств бюджетов субъектовФедерации.

    Компетенцияорганов исполнительной власти – этосовокупность полномочий органагосударственной власти по предметамведения, установленным КонституциейРФ и принятыми в соответствии сКонституцией РФ конституциями (уставами)субъектов РФ.

    Структуракомпетенции: 1) цели и задачи органаисполнительной власти; 2) совокупностьфункций государственного органа; 3)комплекс прав и обязанностей (полномочий);4) формы и методы деятельности органовисполнительной власти.

17. Полномочия Президента рф в сфере исполнительной власти

СтатусПрезидента определяется КРФ (Президентиногда выступает не только как главагосударства, но и как глава исполнительнойвласти — когда он председательствуетна заседаниях Правительства), все егополномочия вытекают из нее.

Президент:представляет РФ внутри страны и вмеждународных отношениях; определяетосновные направления внутренней ивнешней политики; обеспечиваетсогласованное функционирование ивзаимодействие органов государственнойвласти.

ВзаимоотношенияПрезидента с исполнительной властью:а) назначает с согласия ГД председателяПравительства; б) имеет правопредседательствовать на заседанияхправительства; в) принимает решения оботставке правительства; г) по предложениюпредседателя Правительства назначаети снимает с должности заместителейпредседателя и федеральных министров.

Взаимоотношенияс законодательной властью:а) вносит законопроекты в ГД; б) имеетполномочия подписывать и обнародоватьфедеральные законы, обращаться кфедеральному собранию с ежегоднымсообщением о положении в стране, основныхнаправлениях внутренней и внешнейполитики.

Сфераобороны и безопасности(непосредственное руководствоПрезидентом): а) формирует и возглавляетСовет Безопасности РФ; б) утверждаетвоенную доктрину РФ; в) является ВерховнымГлавнокомандующим ВС РФ; г) в случаеагрессии или непосредственной угрозыагрессии вводит на территории РФ или вотдельных местностях военное положениес незамедлительным сообщением об этомв СФ и ГД; д) вводит на территории РФ илив местностях чрезвычайное положение ссообщением СФ и ГД; е) назначает иосвобождает высшее командование ВС РФ;ж) присваивает высшие воинские звания.

Сферавнешних сношений(подведомственна непосредственнопрезиденту): а) осуществляет руководствовнешней политикой РФ; б) ведет переговорыи подписывает международные договорыРФ; в) подписывает ратификационныеграмоты; г) принимает верительные иотзывные грамоты аккредитуемых при немдипломатических представителей; д)назначает и отзывает после консультациис комиссиями палат ФС дипломатическихпредставителей РФ в иностранныхгосударствах и международных организациях.

Полномочияпо формированию аппарата:а) назначает и освоб полномочныхпредставителей Президента РФ; б) формируетАдминистрацию Президента РФ.

Иныеполномочия:а) представляет Гос.Думе кандидатурудля назначения на должность председателяЦБ РФ и ставит перед ГД вопрос обосвобождении от должности председателяЦБ; б) решает вопросы гражданства,награждает государственными наградами,осуществляет помилование; в) назначениевыборов, роспуск ГД; г) проведениереферендума; д) представление кандидатурыГенерального прокурора.

Президентиздает указы и распоряжения,обязательные для исполнения на всейтерритории РФ, которые не должныпротиворечить Конституции РФ и федеральнымзаконам.

Источник: https://studfile.net/preview/5368971/page:8/

19. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

16. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

Органыисполнительной власти – это частьгосударственного аппарата, осуществляющаядеятельность по государственномуправлению с целью исполнения законов,связанная с полномочиями распорядительногохарактера.

Признакиоргана исполнительной власти:

  • исполнительно – распорядительный характердеятельности
  • подзаконный характер деятельности
  • повседневный характер деятельности

Правовоеположение (или правовой статус) органовисполнительной власти подразумевает,что все они действуют на основе законови других нормативных актов, осуществляютнормотворческую деятельность, совершаютдействия, возложенные на них нормативнымиактами, имеют полномочия (компетенцию),а также обладают оперативнойсамостоятельностью, но в пределахустановленной компетенции.

Правовойстатус органов исполнительной властихарактеризуется тем, что эти органыявляются самостоятельными и независимымиименно в осуществлении предоставленныхим полномочий.

Независимость от органовзаконодательной власти устанавливаетсяКонституцией РФ, федеральными законами,актами Президента и Правительства РФ,а также другими нормативными правовымиактами.

Превышение пределов установленныхкомпетенций означает незаконноеприсвоение властных полномочий.

Видыорганов исполнительной власти.

IВ зависимости от того, из какого бюджетафинансируются органы исполнительнойвласти (а это совпадает с их подчинённостью),различают:

1)Федеральные органы исполнительнойвласти.

2)Органы исполнительной власти субъектовфедерации.

3)Местные органы исполнительной власти.

IIПо организационно-правовому принципуорганизации и деятельности различают:

1)правительство;

2)министерства;

3)комитеты;

4)надзоры и т. д.

IIIПо характеру компетенции различают:

1)Общей компетенции (Правительство РФ,Правительства субъектов РФ).

2)Отраслевой компетенции (Министерства).

3)Межотраслевой компетенции (Комитеты).

 /дополнительно/Специальной компетенции (Инспекции,службы).

IVПо порядку разрешения дел различают:

1)Коллегиальные (Правительство).

2)Единоличные (Министр).

20. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти

СтатусПрезидента определяется КонституциейРФ

полномочияП.:

-представляет РФ внутри страны и вмеждународных отношениях;

-определяет основные направлениявнутренней и внешней политики;

-обеспечивает согласованное функционированиеи взаимодействие органов гос. власти.

Похарактеру полномочий президентскаявласть тяготеет к исполнительной, ноесть сферы деятельности, которымиПрезидент руководит непосредственнов силу своих полномочий. Нельзя утверждать, что Президент относится кисп. власти, но на этот счет не существуетединого мнения.

ВзаимоотношенияПрезидента с исполнительной властью:

1.П.назначает с согласия ГД председателяПравительства.

2.Имеетправо председательствовать на заседанияхправительства.

3.Принимаетрешения об отставке правительства.

4.По предложению председателя Правительстваназначает и снимает с должностизаместителей председателя и федеральныхминистров.

Взаимоотношенияс законодат властью.

1.П.вносит законопроекты в ГД.

2.Онимеет полномочия подписывать иобнародовать федеральные законы,обращаться к федеральному собранию сежегодным сообщением о положении встране, основных направления внутреннейи внешней политики.

Сфераобороны и безпасности- непосредственное руководствоПрезидентом:

1.Формируети возглавляет Совет Безопасности РФ.

2.Утверждаетвоенную доктрину РФ.

3.ЯвляетсяВерховным Главнокомандующим ВС РФ.

4.Вслучае агрессии или непосредственнойугрозы агрессии вводит на территорииРФ или в отдельных местностях военноеположение с незамедлительным сообщениемоб этом в СФ и ГД.

5.Вводитна территории РФ или в местностяхчрезвычайное положение с сообщениемСФ и ГД.

6.Назначаети освобождает высшее командование ВСРФ.

7.Присваивает высшие воинские звания.

Сферавнешних сношений(подведомственна непосредственнопрезиденту):

1.Осуществляетруководство внешней политикой РФ.

2.Ведетпереговоры и подписывает международныедоговоры РФ.

3.Подписываетратификационные грамоты.

4.Принимаетверительные и отзывные грамотыаккредитуемых при нем дипломатическихпредставителей.

5.Назначаети отзывает после консультации с комиссиямипалат ФС дипломатических представителейРФ в иностранных государствах имеждународных организациях.

Полномочияпо формированию аппарата:

1.Назначаети освобождает полномочных представителейПрезидента РФ.

2.ФормируетАдминистрацию Президента РФ.

Иныеполномочия:

1.Представляет ГД кандидатуру дляназначения на должность председателяЦБ РФ. Ставит перед ГД вопрос обосвобождении от должности председателяЦБ.

2.Решаетвопросы гражданства, награждаетгосударственными наградами, осуществляетпомилование.

3.Назначениевыборов, роспуск ГД. Проведениереферендума.

4.Представление кандидатуры Ген.прокурора.

Президентиздает указы и распоряжения,обязательные для исполнения на всейтерритории РФ, которые не должныпротиворечить Конституции РФ и федеральнымзаконам.

Источник: https://studfile.net/preview/6320027/page:34/

Вопрос 8. Понятие, правовой статус и виды органов исполнительной власти

16. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 7Следующая ⇒

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением. Орган исполнительной власти обособлен юридически (имеет свою структуру, не входит в состав другой организации, его компетенция не производна от компетенции иного органа), функционально (осуществляет управленческие функции в определенной сфере жизни общества в соответ­ствии с его компетенцией).

Отличительные особенности органов исполнительной власти: самостоятельны в осуществлении исполнительной и распорядительной деятельности, в отношениях с субъектами представительной и судебной властей; обладают государственно-властными полномочиями строго в пределах установленной для них компетенции; их деятельность носит подзаконный характер; находятся на бюджетном финансировании.

Органы исполнительной власти обладают следующими признаками:

· осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность

· наделены оперативной самостоятельностью;

· имеют, как правило, постоянные штаты;

· образуются вышестоящими органами;

· подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти как статус коллективного субъекта состоит из следующих блоков:

1. целевой (включает нормы о целях, задачах, функциях, принципах деятельности);

2. организационно-структурный (включает в себя правовые предписания, регламентирующие: порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность);

3. компетенционный как совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и т. д.).

Органы исполнительной власти разнообразны, что связано с различными сферами их деятельности, объемом компетенции и т.д. Это дает возможность группировать их по различным основания:

A. В соответствии с федеративным государственным устройством Российской Федерации различаются:

— федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и комиссии, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, российские агентства);

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.

B. В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить:

= органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);

= органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление (Агентство по атомной энергетике, ФСБ);

= органы отраслевой компетенции — осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления (министерство путей и сообщений, Минавиапром и т.п.);

= органы внутриотраслевой компетенции — руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);

= органы межотраслевой (функциональной) компетенции — выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (пр. Министерство промышленности, науки и технологий);

= органы смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности

C. Организационно-правовая форма являются признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:

правительства ( РФ, входящих в ее сотав республик, городов фед. Зн-я, отдельных краев, областей);

министерства

государственные комитеты

федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы, федеральные надзоры

администрации или мэрии

департаменты, главнее управления, управления, комитеты, отделы – структурные подразделения ОИВ

По источнику финансирования: бюджетные и хозрасчетные органы.

По порядку образования ОИВ: органы, формироване которых в соотвествии с Конституцией РФ отнесено к ведению РФ. ОИВ, формирование которых отнесено к ведению субъектов РФ.

По способу формирования: образуемые в установленном порядке и ОИВ, образуемые путем избрания.

D. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:

единоначальные — органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;

коллегиальные — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства).

Вопрос 9.Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

Статус Президента РФ определен Конституцией РФ (глава 4 – Президент РФ). Президент осуществляет государственную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти.

Тем не менее основной удельный вес полномочий и их характер позволяют отнести его также к особым субъектам исполнительной власти.

Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент РФ, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:

— непосредственно (исходя из прямой подчиненности ФОИВ);

— косвенно (через Правительство РФ). В сфере исполнительной власти Президент РФ обладает рядом полномочий:

— назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; — имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; — принимает решение об отставке Правительства РФ;

— представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ и ставит вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ;

— по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров; — формирует и возглавляет Совет безопасности РФ;

— формирует Администрацию Президента РФ;

— назначает и освобождает полномочных представителей Президента РФ;

— вносит законопроекты в Государственную Думу;

— подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе по вопросам исполнительной власти);

— обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;

— издает указы и распоряжения;

— может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между различными органами исполнительной власти субъектов Федерации;

— вправе приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и международным обязательствам РФ или нарушения этими актами прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Вопрос 10.Система федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ)

Система органов исполнительной власти — это юридически упорядоченная внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между ними и образующих интегрированное единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает как комплексное образование, имеющее свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни и организующее на правовой основе в соответствии с государственной политикой повседневное оперативное управление общественными процессами. Система органов исполнительной власти в РФ образуется и функционирует в соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных начал в государственном управлении. Система ФОИВ включает: Федеральные министерства, службы, агентства и Правительство РФ.

Правительство РФвысший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России. Статус Правительства и порядок его деятельности определены Главой 6-й Конституции и федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года.

Федеральное министерство –является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

Федеральная служба — является федеральным органом исполнительной власти, основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере.

Федеральное агентство — федеральный орган исполнительной власти России. Основные функции — правоприменение, оказание государственных услуг, управление государственным имуществом.

Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Согласно данному Указу, различают:

1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам.

2. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

3. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2x8648.html

Понятие и правовой статус органов исполнительной власти

16. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

Под органом исполнительной власти как ветви государственной власти следует понимать политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера.

Орган исполнительной власти является учреждением, обособленным:

  • организационно. Он не входит в состав какой-либо иной организации, не является ее структурным подразделением;
  • функционально. Его главное назначение — осуществление управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности по руководству в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества в соответствии с установленным для него профилем функций;
  • юридически. Данный орган имеет свою компетенцию, закрепленную правовыми актами, не производную от компетенции какого-либо иного органа.

Понятие органов исполнительной власти производно от принципа разделения властей, а содержание этого понятия определяется свойствами исполнительной власти, связано с самой ее сутью настолько, что часто такие органы сами по себе не без оснований признаются исполнительной властью (например, утверждается, что исполнительная власть — «система органов государственного управления (правительство, министерства и т.д.)».

С одной стороны, органы исполнительной власти — это разновидность органов государственной власти, с другой, — субъекты именно исполнительной власти, призванные обеспечивать ее формальную и фактическую реализацию. Они осуществляют специфическую по своему содержанию и методам государственную деятельность — государственное управление, являясь, следовательно, также органами государственного управления.

Органы исполнительной власти своей государственной природой отличаются от органов исполнительной власти местного самоуправления, а по функциональному назначению — от органов других ветвей государственной власти, а также от организаций, которые, как таковые, не являются субъектами управления (государственных предприятий, учреждений).

Необходимо уяснить, что, во-первых, орган исполнительной власти — всегда орган государственного управления, в то время как не всякий орган государственного управления является органом исполнительной власти.

Эта власть имеет разветвленный организационный механизм, в том числе управленческие органы, действующие лишь в качестве звеньев этого механизма иного (второго) порядка, чем органы исполнительной власти. Так, создаваемые Правительством Российской Федерации координационные органы, выполняя функции управленческого характера, сами по себе не относятся к органам исполнительной власти.

О них и им подобных органах можно говорить как об органах исполнительной власти лишь условно, в смысле их принадлежности к этой власти либо создания их органом данной власти. Сказанное косвенно подтверждается тем что правовые акты не отождествляют понятия «орган государственной власти» и «государственный орган».

Различие между ними отражено, например, в Федеральном законе «Об основах государственной службы в Российской Федерации», где говорится о должностях органов государственной власти и других государственных органов, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 1997 г.

по смыслу которого указанные понятия являются нетождественными);

во-вторых, в нормативных актах последнего времени к органам исполнительной власти относятся образования, которые ими не являются (многие службы, агентства, надзоры). Подобные образования имеют в своем составе органы, выполняющие функции исполнительной власти, но в целом не являющиеся органами этой власти.

Правовое положение органов исполнительной власти во многом предопределяется тем, что они в своей основе (особенно федеральные) все в большей степени становятся органами политического руководства в установленных сферах, ибо их функции государственного управления в принципе отделены от функций непосредственного управления хозяйственной и иной деятельности предприятий, учреждений и организаций.

Законом Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещено совмещение функций органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, и, наоборот, наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.

Положения Конституции Российской Федерации относительно органов исполнительной власти весьма лаконичны. Они не дают полного представления об их сущности, основах правового статуса и системе. Эти вопросы решаются с помощью правовых норм, рассредоточенных по значительному числу нормативно-правовых актов и, пока еще, с ненадлежащей полнотой.

Основы современного правового статуса органов исполнительной власти в целом могут быть охарактеризованы незначительным числом общих позиций.

Исходным является тот факт, что представляя собой одну из ветвей единой государственной власти, они пользуются относительной юридической самостоятельностью в осуществлении исполнительной власти и в отношениях с субъектами представительной и судебной властей.

В период, предшествовавший введению института Президента Российской Федерации и провозглашения Конституции Российской Федерации 1993 года, органы государственного управления находились в жесткой зависимости от представительных органов государственной власти. Ведущие звенья этих органов (Советы Министров, министерства, государственные комитеты, исполкомы местных Советов) образовывались и упразднялись представительными органами, были подотчетным и подконтрольным им исполнительным аппаратом.

Влияние судов общей юрисдикции и государственных арбитражей на состояние законности в сфере государственного управления был незначительным, ограниченным узкой сферой подведомственных их дел и форм реагирования на ее нарушения.

Затем шло расширение полномочий Президента Российской Федерации в области организации и направления деятельности органон исполнительной власти с одновременной дезорганизацией ее систем в целом, а также действовала тенденция усиления влияния судебной власти на законность в деятельности органов государственного управления и их должностных лиц.

Конституция Российской Федерации 1993 года формально существенно изменила ситуацию. Ослаблено прямое организационно-распорядительное влияние представительной власти на органы исполнительной власти.

В своем большинстве они формируются при решающем участии Президента Российской Федерации и уполномоченных субъектов исполнительной власти, не подотчетны и не подконтрольны органам представительной власти.

Издание правовых актов в пределах представленной компетенции — основное средство направляющего воздействия этих органов на функционирование исполнительной власти.

Органы исполнительной власти получили значительные возможности влиять на правотворческую деятельность представительных органов (право законодательной инициативы Правительства Российской Федерации, право подписи и возвращения на повторное рассмотрение правовых актов, предоставленное главам администраций краев, областей и др. субъектов). Расширена подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражных судов, возникающих в сфере государственного управления, например, расширены основания для отмены указанными судами неправомерных актов органов исполнительной власти.

Взаимодействие органов исполнительной власти с представительными (законодательными) и судебными органами является необходимым условием нормального функционирования государства.

Оно осуществляется в различных организационных формах (согласительные комиссии, заслушивание информации должностных лиц органов исполнительной власти на заседаниях представительных органов и т.д.).

В палатах Федерального Собрания и Конституционном Суде Российской Федерации имеются полномочные представители Президента Российской Федерации, а в указанных палатах — также представители Правительства.

Достаточно обширны и разнообразны отношения органов исполнительной власти с представительными (законодательными) и судебными органами, возникающие вне связи с выполнением ими конституционных функций, например, по вопросам материально-технического обеспечения и охраны деятельности представительных (законодательных) и судебных органов.

Однако органы исполнительной власти самостоятельны, осуществляя специфический вид государственной деятельности, которая по своему юридическому содержанию является, как уже отмечалось, исполнительной и распорядительной.

В соответствии с законодательством эти органы обладают государственно-властными полномочиями, в том числе по изданию правовых актов и их реализации. В целом они наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны.

Но они самостоятельны только в пределах, очерченных правом. К ним не применяется принцип «разрешено все, что не запрещено».

Из правовых актов вытекает общее правило: каждый орган исполнительной власти действует в пределах установленной ему компетенции, в определенном порядке и в установленных правовых формах, хотя бы на этот счет и не было специальной оговорки в правовых актах, закрепляющих его задачи, функции и полномочия.

При этом под компетенцией органа государственного управления понимается «система полномочий этого органа по осуществлению государственной власти она включает в себя обязанность (перед государством) и право (по отношению к управляемым объектам) выполнять определенные задачи и функции применительно к этим объектам». Подзаконность деятельности органов исполнительной власти – важнейший момент в их правовом положении. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.

Органы исполнительной власти находятся на бюджетном финансировании. Они являются юридическими лицами, то есть обладают гражданской правоспособностью.

Права органов исполнительной власти гарантируются Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами ее субъектов, другими нормативно-правовыми актами, устанавливающими их статус.

В качестве их организационных гарантов являются Президенты, органы, решающие вопросы образования соответствующих органов; органы прокуратуры.

Защита прав органов исполнительной власти может быть предметом разбирательства судебных органов.

Слабым местом в статусе органов исполнительной власти является неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности.

Источник: https://isfic.info/adom/cint36.htm

Правовой статус органов исполнительной власти

16. Понятие и правовой статус органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти — это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности.

Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.

Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:

— они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

— они наделены оперативной самостоятельностью;

— они имеют, как правило, постоянные штаты;

— образуются вышестоящими органами;

— они подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.

Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Они призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других актов органов законодательной власти и Указов Президента.

Административно-правовой статус органов исполнительной власти определяется Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными и иными законами (например, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации), положениями (например, Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации).

При этом все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью.

Административно-правовой статус органа исполнительной власти определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.

Вместе с тем общими чертами правового положения органа являются:

— подзаконный характер деятельности органов исполнительной власти;

— наделение их правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты, в том числе акты нормативного характера;

— подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов вышестоящим в той или иной системе управления, обязательность распоряжений вышестоящих органов для нижестоящих.

При этом органы государственного управления могут действовать в рамках двойного подчинения — вертикальном и горизонтальном.

В тех отраслях управления, где требуется высокая степень централизации, двойное подчинение отсутствует, например, управление оборонной промышленностью, железнодорожным транспортом и др. Это объясняется спецификой данной отрасли управления;

— оперативная самостоятельность органов в пределах компетенции. Компетенция органа исполнительной власти, определяемая законодательным или иным нормативным актом, включает: задачи органа, его функции, обязанности и права, ответственность, формы и методы деятельности, а также структуру органа.

Задачи и цели органа исполнительной власти: это то, чего он должен достичь в процессе и в результате своей деятельности в порученной ему области.

Функции органа указывают, из чего складывается практическая повседневная деятельность органа, направленная на выполнение поставленных перед ним задач.

Основными функциями, присущими компетенции почти всех органов управления, являются: прогнозирование, планирование, кадровое дело, финансирование, материально-техническое обеспечение, контроль и другие.

Права и обязанности определяют границы полномочий органа исполнительной власти в осуществлении каждой из его функций.

Формы и методы работы органа исполнительной власти определяются применительно к его задачам, функциям, правам и обязанностям. Наиболее общими методами и формами работы органов исполнительной власти являются: принятие нормативных, общих и индивидуальных правовых актов; разработка мер по их обеспечению: инструктирование, инспектирование; организация взаимодействия с общественностью и др.

Как и иные субъекты административного права, органы исполнительной власти наделены административной право- и дееспособностью; возникает она одновременно с их образованием и определением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением.

По своему правовому положению органы исполнительной власти делятся на виды по следующим признакам:

а) по порядку образования;

б) по территории деятельности;

в) по характеру компетенции;

г) по способу разрешения подведомственных вопросов;

д) по источникам финансирования.

По порядку образования органы исполнительной власти делятся на две группы:

— к первой из них относятся органы, образование которых предусмотрено конституциями (это правительства);

— ко второй группе относятся органы, которые образуются на основе текущего законодательства и подзаконных актов — министерства, государственные комитеты, департаменты, управления, отделы, службы, администрации и другие ведомства.

По территориальным масштабам деятельности органы исполнительной власти делятся на:

а) федеральные органы исполнительной власти, распространяющие свою деятельность на всю территорию России (правительство России, федеральные министерства, федеральные службы и агентства);

б) региональные федеральные органы исполнительной власти, действующие на территории определенных регионов, то есть на части территории России;

в) органы исполнительной власти субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и автономных округов.

В масштабе республик действуют правительства, министерства, комитеты и иные ведомства.

В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).

По характеру компетенции органы исполнительной власти делятся на органы общей компетенции (общего управления), органы отраслевой компетенции и органы межотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции — это правительства, администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных образований, они ведают всеми отраслями и сферами управления.

Органы отраслевой компетенции — министерства, некоторые службы, они осуществляют руководство подведомственными им отраслями.

Органы межотраслевой компетенции — органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации и другие, они осуществляют управление, имеющее межотраслевое значение.

По порядку разрешения подведомственных вопросов, органы исполнительной власти делятся на, коллегиальные и единоначальные.

В коллегиальных органах — правительство Российской Федерации, правительства субъектов Федерации, некоторые государственные комитеты — решения принимаются большинством членов коллегии с предварительным обсуждением вопроса и учетом высказанных замечаний.

Таким образом, коллегиальность позволяет избежать однобоких решений и учесть коллективный опыт.

В единоначальном органе, например, министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрация и другие, во главе стоит одно лицо — руководитель, который все вопросы решает лично, несет персональную ответственность за свои решения и деятельность всего подчиненного ему коллектива.

По источнику финансирования — органы исполнительной власти подразделяются на бюджетные и хозрасчетные.

Бюджетные органы не связаны непосредственно с производством и обращением материальных ценностей, лишены имущественной самостоятельности, по их обязательствам несет ответственность государство, а финансируются они соответственно из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации.

Иное правовое положение у хозрасчетных органов. Они наделены основными и оборотными средствами, имеют самостоятельный баланс, таким образом, имущественно обособлены, непосредственно отвечают по своим обязательствам, их деятельность обычно связана с производством материальных ценностей или оказанием платных услуг и получением прибыли.

Система органов исполнительной власти базируется на принципе федерализма. Юридически она закреплена Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с принципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит из следующих звеньев:

1. Федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации:

— правительство Российской Федерации;

— федеральные министерства;

— федеральные службы России;

— федеральные агентства России;

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения автономной области, автономных округов), это:

— правительства республик и других субъектов Федерации;

— администрации краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Правовое положение Правительства, его состав, порядок формирования определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», принятым Государственной Думой 11 апреля 1997 года.

Основные правила организации деятельности правительства по реализации его полномочии закреплены в Регламенте правительства Российской Федерации.

Правительство — высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации. Правительство является органом государственной власти Российской Федерации. Оно осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации.

Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Состоит оно из членов правительства Российской Федерации.

Правительство в своей деятельности руководствуется рядом принципов, к которым в частности относятся:

— верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов;

— принцип народовластия;

— принцип федерализма;

— принцип разделения властей;

— принцип ответственности;

— принцип гласности;

— принцип, обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, международных договоров РФ.

Осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство согласно Конституции Российской Федерации обладает широкими полномочиями во всех сферах жизнедеятельности государства.

Правительство РФ издает постановления и распоряжения, а также обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений правительства. Акты по оперативности и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений правительства.

Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать и то, что акты правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Для решения оперативных вопросов правительство Российской Федерации по предложению его председателя может образовать президиум правительства РФ.

Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие правительства РФ и других органов государственной власти.

Источник: https://studopedia.su/16_89784_pravovoy-status-organov-ispolnitelnoy-vlasti.html

Studio-pravo
Добавить комментарий