15. Административно-предупредительные меры.: Применение принудительных средств законодательство связывает, как

Меры административного принуждения

15. Административно-предупредительные меры.: Применение принудительных средств законодательство связывает, как

Меры административного принуждения весьма разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создает объективные предпосылки для их классификации.

Меры административного принуждения применяются с целью предупреждения правонарушений или наступления тех или иных неблагоприятных последствий (например, эпидемии); если же правонарушение возникло, их цель – пресечь, прекратить его, и лишь позднее может появиться необходимость наказания правонарушителя.

При этом применение административного наказания представляет собой реализацию административной ответственности за совершенное правонарушение, тогда как административные меры предупредительного характера могут применяться и при отсутствии правонарушений (например, личный досмотр пассажиров в аэропортах).

В ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривается возможность применения принудительных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Они применяются в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях. В данном случае речь идет о мерах административного принуждения процессуального характера.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

  1. административно-предупредительные меры;
  2. меры административного пресечения;
  3. меры административной ответственности;
  4. меры административно-процессуального обеспечения.

1. Административно-предупредительные меры. Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей.

Однако угроза общественным и личным интересам и причинение человеку ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т. п.

Следовательно, основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством обстоятельств как связанных, так и не связанных с действиями человека.

Для их применения не требуется факт нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы. Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т. п.

Административно-предупредительные меры можно разделить на четыре группы:

  1. меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;
  2. меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных правонарушений, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);
  3. меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения своих обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и пр.);
  4. особую группу составляют так называемые лечебно-пре­дупредительные меры принуждения, назначение которых – не только обеспечить общественную безопасность, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных.

2. Меры административного пресечения. Реальные правонарушения представляют непосредственную угрозу охраняемым общественным отношениям, причиняют им вред.

Интересы их защиты требуют немедленного принятия мер органами исполнительной власти и их должностными лицами в целях пресечения действий, нарушающих правовые предписания.

Такими мерами являются, например, административное задержание нарушителя, запрещение эксплуатации неисправных машин и механизмов, приостановление работы магазинов или предприятий общественного питания при нарушении санитарных правил.

Суть подобных мер, несмотря на их многообразие, состоит в основном в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, организаций, нарушающих установленный порядок.

Значение этих мер в системе правоохранительных средств особенно велико, поскольку в ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения – административные правонарушения, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности.

Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями. Они могут применяться также для прекращения преступных действий.

Таким образом, основаниями применения мер административного пресечения являются: во-первых, совершение правонарушения и, во-вторых, совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий. При таких обстоятельствах применение мер пресечения обусловливается необходимостью быстрого и эффективного прекращения различного рода посягательств на личную безопасность, права и свободы граждан, интересы государственных и общественных организаций.

Меры административного пресечения можно сгруппировать следующим образом:

  • меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и факт доставки в милицию и др.);
  • меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений);
  • меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строитель­ных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);
  • меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);
  • меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);
  • меры, связанные с осуществлением лицензионно-разре­шительной системы (аннулирование разрешения, например: вида на жительство иностранного гражданина; приостановление действия лицензии);
  • меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Источник: https://investobserver.info/mery-administrativnogo-prinuzhdeniya/

Административное принуждение

15. Административно-предупредительные меры.: Применение принудительных средств законодательство связывает, как

Административныеправонарушения связаны с функционированиеммногих сотен тысяч людей — граждан,физических и юридических лиц,непосредственно затрагивают их жизненныеинтересы и потребности, посколькупроникают во все сферы и области жизни.

Всё большуюзначимость приобретает вопрос правильногои целесообразного примененияадминистративно-принудительных мер,так как они непосредственно связаны спривлечением физических и юридическихлиц к административной ответственности,сопряжены с ограничением прав и свободчеловека и подчас не имеют строгоустановленной процессуальной формыприменения.

Административноепринуждение– метод государственногоуправления, основанный на нормахадминистративного права, совокупностьсредств психического, физического ииного воздействия, применяемыхуполномоченными субъектами в установленномпроцессуальном порядке в целях обеспеченияобщественного порядка и общественнойбезопасности.

Административноепринуждение призвано обеспечиватьисполнение правил поведения, изложенныхв административно-правовых нормах. Дляих применения характерен внесудебныйпорядок, т. е. их применение, возложенона те исполнительные органы (должностныхлиц), которые наделены специальными нато полномочиями (например, органывнутренних дел, контрольно-надзорныеорганы и т. п.).

Административноепринуждение осуществляется в рамкахадминистративно-процессуальных норм.Следует отметить еще одну принципиальнуюособенность административногопринуждения.

Если все иные видыгосударственного принуждения равнозначныпо своему содержанию, соответствующемувиду юридической ответственности(уголовное принуждение — уголовнойответственности, дисциплинарноепринуждение — дисциплинарной ответственностии т.д.

), то понятия административноепринуждение и административнаяответственность не равнозначны -административное принуждение по своемусодержанию шире административнойответственности.

Административноепринуждение охраняет не толькоадминистративно-правовые нормы, но инормы гражданского, трудового, земельного,экологического, таможенного, налоговогоправа, реализация которых возложена наорганы исполнительной власти.

Все мерыадминистративного принуждения делятсяобычно на три группы (вида):

  • административно-предупредительные;
  • административного пресечения;
  • административные взыскания.

Соответственноэти меры имеют различное юридическоезначение.

Административно-предупредительные меры

Административно-предупредительныемерыне являются мерами наказания.Они применяются в случаях, когда ещенет правонарушения, и осуществляютсяв целях охраны общественных игосударственных интересов и безопасностиграждан как средство предотвращения,предупреждения возможных нежелательных,вредных последствий либо правонарушений.

К числуадминистративно-предупредительных меротносятся: введение карантина приэпидемиях и эпизоотиях; закрытие участковграницы (например, при возникновенииэпидемий); обязательное медицинскоеосвидетельствование лиц и санитарногосостояния предприятий общественногопитания; закрытие определенных участковдороги или улицы для движения транспортапри возникновении угрозы безопасностидвижения (например, угрозы горных обвалови оползней, обвалов домов); административныйнадзор милиции за лицами, освобожденнымииз мест лишения свободы; досмотр вещейи личный досмотр пассажиров гражданскихвоздушных судов; проверка документов,удостоверяющих личность; техническийосмотр транспортных средств.

Меры административного пресечения

Мерыадминистративного пресеченияиспользуются как средство принудительногопрекращения уже совершающихсяправонарушений и предотвращения ихвредных последствий.

К числу таких меротносятся, например, административноезадержание лица для составления протоколаоб административном правонарушенииили установлении его личности; привод;доставление в медицинское учреждениелибо в дежурную часть милиции;принудительное лечение лиц, страдающихзаболеваниями, опасными для окружающих;требование прекратить противоправныедействия; непосредственное физическиевоздействие; применение специальныхсредств (резиновые палки, слезоточивыйгаз, наручники, водометы и т.п.) дляпресечения массовых беспорядков игрупповых действий, нарушающих работутранспорта, связи, предприятий иучреждений; применение оружия в особыхслучаях; временное отстранениеинфекционных больных от работы; запрещениеэксплуатации транспортных средств,техническое состояние которых неотвечает установленным требованиям, идр.

Источник: https://studfile.net/preview/2094180/

15. Административно-предупредительные меры

15. Административно-предупредительные меры.: Применение принудительных средств законодательство связывает, как

Административноепринуждение– особый вид государственного принуждения,предназначенный для охраны общественныхотношений, складывающихся преимущественнов сфере государственного управления.Используется в качестве предупреждения,пресечения и наказания за правонарушения.

Институтадминистративного принуждения– совокупность мер принудительногообеспечения должного поведенияуправляемых. Для применения этих мерхарактерен внесудебныххарактер –исполнительный орган (должностное лицо)реализует их в процессе своей деятельностибез обращения в суд.

Однако при наложениинаиболее строгих административныхвзысканий предусмотрено обращение всуды общей юрисдикции. Применяетсятолько теми исп. органами, которыенаделены спец. полномочиями поосуществлению административной власти(органы внутренних дел).

Применяетсяк третьим лицам– к тем, кто не находится в непосредственномподчинении у полномочных исполнительныхорганов – гражданам, иногда юридическимлицам (например, в области охраныокружающей среды).

Меры административногопринужденияприменяются для соблюдения толькообщеобязательных правил поведения всфере государственного управления(правила безопасности дорожногодвижения).

По целевомуназначениюмеры административного принуждения:

  • административно-предупредительные (превентивные) – «до» совершения правонарушения – носят профилактический характер (инспектор ГИБДД проверяет документы).

Виды:

меры, применяемыев целяхпредотвращения угрозынаступления возможных вредных, опасных,тяжких последствий (введение карантина);

меры, направленныена предупреждениесовершения правонарушений(таможенный досмотр, проверка документов);

меры, препятствующиеуклонениюсоответствующих субъектов от исполненияими обязанностей (реквизиция, принудительноемедицинское освидетельствование);

лечебно-предупредительныемеры принуждения,назначение которых не только обеспечениеобщественной безопасности, но и лечениеопасных душевнобольных, наркоманов,инфекционных больных.

«Административно-предупредительныемеры являются самостоятельным видоммер принуждения, назначение которых -предупреждение правонарушений иобеспечение общественной безопасности.

Административно-предупредительныемеры имеют строго целевой профилактическойхарактер и направлены на предотвращениесоздания противоправных и иных,представляющих общественную опасность,ситуаций». Основанием для примененияадминистративно-предупредительных мерявляется не правонарушение, а наступлениеособых установленных законодательствомусловий.

Особенностиадминистративно-предупредительныхмер: » Административно-предупредительныемеры являются средством охраныобщественного порядка и безопасности.» Административно-предупредительныемеры применяются с целью предупредитьвозможность совершения правонарушения.

» Как правило, административно-предупредительныемеры не связаны с совершениемадминистративного правонарушения. «Административно-предупредительныемеры предшествуют применению иных мер.

К административно-предупредительныммерам относят: » административныйнадзор за лицами, освобожденными измест лишения свободы; » личный досмотри досмотр вещей; » введение карантина;» прекращение движения транспортныхсредств и пешеходов при возникновенииугрозы общественной безопасности; «проверка документов и административныйдосмотр (при обеспечении паспортногорежима, у водителей автотранспортныхсредств, в погранзоне и др.); » уничтожениенедоброкачественных продуктов питания;» ограничение права водопользованияи т. п. Административно-предупредительныемеры выступают в виде административныхограничений (например, введение карантинапри эпидемиях и эпизоотиях и т. д.) илив виде определенных административныхдействий в отношении той или инойкатегории организаций и лиц (например,досмотр).

  • административно-пресекательные – «в момент» совершения правонарушения – принудительное прекращение противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, нарушающих установленный порядок. Тесно связаны с мерами административной ответственности, нередко предшествуют им.

Виды:

меры, применяемыенепосредственнок личности правонарушителя(требование прекратить неправомерноеповедение, непосредственное физическоевоздействие, доставление в милицию);

меры имущественногохарактера(изъятие огнестрельного охотничьегооружия, снос самовольно возведенныхстроений);

меры техническогохарактера(запрещение эксплуатации неисправноготранспорта);

меры финансовогохарактера(отзыв лицензии, дающей право осуществлятьфинансовые операции, прекращениекредитования);

меры медико-санитарногохарактера(отстранение от работы инфекционныхбольных);

меры специальногои исключительного назначения (применениеогнестрельного оружия, химических,слезоточивых веществ).

  • меры административной ответственности – «после» совершения правонарушения;
  • меры административно-процессуального обеспечения.

Источник: https://studfile.net/preview/6331949/page:13/

Виды мер административного принуждения

15. Административно-предупредительные меры.: Применение принудительных средств законодательство связывает, как

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

Административно-предупредительные меры. Применение принудительных средств законодательство связывает, как правило, с фактом нарушения лицом возложенных на него правовых обязанностей.

Однако угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие не только правонарушения, но и стихийных бедствий, действий психически больных лиц и т.п.

Поэтому государство вынуждено прибегать к применению принудительных мер и в отношении лиц, невиновных в нарушении норм права, компетентные органы в предусмотренных законом случаях ограничивают их права.

Таковы действия органов внутренних дел, устанавливающих административный надзор в отношении определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы; пожарных, уничтожающих постройки в целях локализации пожара, и т.д. Основной целью названных защитных мер государства являются предупреждение правонарушений и уклонения от выполнения юридических и иных обязанностей, а также охрана общественной безопасности.

Основанием для применения а.п. мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий как связанных, так и не связанных с действиями человека.

Для их применения не требуется факта нарушения правовой нормы, а необходимо наступление, как правило, особых условий, предусмотренных гипотезой нормы.

Это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т.п.

Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность.

Среди административно-предупредительных мер можно выделить четыре группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и-тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, пораженных эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и др.;

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причем не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принуди­тельное медицинское освидетельствование и проч.);

4) особую группу составляют так называемые лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т.д.

Меры административного пресечения.Суть подобных мерсостоит в принудительном прекращении противоправных действий (деятельности) граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, нарушающих установленный порядок.

В ходе их применения пресекаются наиболее распространенные правонарушения — административные проступки, обеспечивается возможность привлечения нарушителей к ответственности. Однако назначение мер административного пресечения не исчерпывается борьбой с административными правонарушениями.

Они могут применяться также и для прекращения преступных действий.

Основаниями являются: 1) совершение правонарушения и 2) совершение объективно противоправных деяний или наступление представляющих опасность противоправных состояний или событий.

Многообразные меры административного пресечения можно сгруппировать в несколько видов.

В частности, к ним относятся:

1) меры, применяемые непосредственно к личности правонарушителя (требование прекратить неправомерное поведение, непосредственное физическое воздействие, административное задержание и доставление в милицию и др.);

2) меры имущественного характера (изъятие огнестрельного охотничьего оружия, снос самовольно возведенных строений и др.);

3) меры технического характера (запрещение эксплуатации неисправного транспорта, приостановление работы предприятий ввиду нарушения правил техники безопасности, правил пожарной безопасности, запрещение или ограничение ремонтно-строительных работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности, и др.);

4) меры финансового характера (прекращение кредитования, сокращение бюджетного финансирования, отзыв лицензии, дающей право осуществлять финансовые операции, изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями в результате нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др.);

5) меры медико-санитарного характера (отстранение от работы инфекционных больных, запрещение эксплуатации предприятий торговли или общественного питания из-за их антисанитарного состояния и др.);

6) меры, связанные с осуществлением лицензионно-разрешительной системы (отказ в выдаче лицензии на тот или иной подлежащий лицензированию вид деятельности, приостановление действия лицензии и др.);

7) меры специального или исключительного назначения (применение огнестрельного оружия, химических слезоточивых веществ, водометов, резиновых палок, наручников и др.).

Меры адм.пр.: доставление – кратковременное ограничение свободы(ст. 27.2 КоАП; принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным.

); административное задержание(принудительное, как правило, кратко­временное ограничение свободы физического лица, совершившего административное правонарушение (ст. 27.3 КоАП). А. задержание применяется с целью пресечения, прекращения административного правонарушения, когда исчерпаны другие меры воздействия в отношении нарушителя.

); личный досмотр, досмотр вещей и документов (ст. 27.7 КоАП; сущность административного досмотра состоит в принудительном обследовании гражданина либо его имущества с целью обнаружения и изъятия документов, вещей и других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения.

Личный досмотр и досмотр вещей производится также в целях выявления и пресечения административных нарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, составления протокола об административном правонарушении, установления личности, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения административных дел.

);осмотр помещений и территорий (юридических лиц); досмотр транспортного средства, оценка стоимости вещей; задержание транспортного средства (это запрещение эксплуатации с помещением его на специально охраняемую стоянку, определенную органами местного самоуправления, а маломерных судов — на базу (сооружение) для их стоянок); отстранение от управления (запрещение лицу осуществлять действия, ко­торыми транспортное средство может быть приведено в движение.); медицинское освидетельствование (м.о. на состояние опьянения и оформление его результатов осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ. Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения прилагается к соответствующему протоколу); арест товаров (Арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, заключается в составлении описи названных предметов с объявлением лицу, в отношении которого предусмотрена данная мера, либо его законному представителю о запрете распоряжаться, а если необходимо, то и пользоваться ими. Эта мера применяется, если указанные товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно или их сохранность может быть обеспечена без изъятия. Предметы, на которые наложен арест, могут быть также переданы на ответственное хранение иным лицам, назначенным должностным лицом, наложившим арест); привод.

Источник: https://studopedia.su/15_103346_vidi-mer-administrativnogo-prinuzhdeniya.html

Studio-pravo
Добавить комментарий