14. Понятие, система и принципы гос. службы РФ. Виды гос. Службы.

Государственная служба Российской Федерации: понятие, система и принципы

14. Понятие, система и принципы гос. службы РФ. Виды гос. Службы.

Государственная служба Российской Федерации – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

– Российской Федерации;

– федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

– субъектов Российской Федерации;

– органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

– лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственным служащим как субъектам административного права принадлежит важнейшее роль в управлении в социально-экономической и административно-политической сферах, укреплении российской государственности и реформировании общества на основах демократии и права.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба;

— военная служба;

— правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Федеральные государственные гражданские служащие осуществляют профессиональную деятельность на должностях государственной гражданской службы в:

— Администрации Президента Российской Федерации,

— Аппарате Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации,

— Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации,

— Аппарате Правительства Российской Федерации,

— федеральных органах исполнительной власти,

— Управлении делами Президента Российской Федерации,

— Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации,

— представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти за рубежом,

— территориальных органах федеральных органов исполнительной власти,

— Аппарате Конституционного Суда Российской Федерации,

— Аппаратах федеральных судов общей юрисдикции,

— Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации,

— Аппаратах арбитражных судов Российской Федерации,

— Прокуратуре Российской Федерации,

— Аппарате Счетной палаты Российской Федерации,

— Аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации,

— Аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации,

— государственных органах Правительства Российской Федерации

Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» установлены следующие основные принципы ее построения и функционирования:

1) принцип федерализма. Обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации;

2) принцип законности. Означает, что исполнительные органы и должностные лица при решении своих задач и осуществлении функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе;

3) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность признания, соблюдения и защиты;

4) принцип равного доступа граждан к государственной службе. Закреплен в ст. 32 Конституции РФ.

Сущность принципа заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;

5) принцип единства правовых и организационных основ государственной службы. Предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы на уровне как федеральном, так и субъектов Федерации;

6) принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы.

Получил законодательное закрепление в единстве основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих. Соотносимы основные условия оплаты служебной деятельности и социальных гарантий, а также пенсионного обеспечения;

7) принцип открытости государственной службы и ее доступности общественному контролю. Гарантирует объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Именно по этому критерию, прежде всего, оцениваются достоинства кандидатов.

Профессионализм означает исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного времени) по приобретенной профессии за регулярно получаемое вознаграждение, проявляя при этом глубокое и всестороннее знание правил и процедур, владение практическими навыками в определенной сфере деятельности;

9) принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Это крайне необходимо для обеспечения нормальной деятельности государственных органов, исключения фактов коррупции и принятия незаконных решений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_96568_gosudarstvennaya-sluzhba-rossiyskoy-federatsii-ponyatie-sistema-i-printsipi.html

20. Понятие, виды и принципы государственной службы

14. Понятие, система и принципы гос. службы РФ. Виды гос. Службы.

В настоящее время вопросыпрохождения гражданами РФ государственнойслужбы регулирует Федеральный закон«О системе государственной службыРоссийской Федерации», которымопределяются правовые и организационныеосновы системы государственной службыРФ, в том числе системы управления этойслужбой.

Государственная службаРоссийской Федерации -это профессиональная служебнаядеятельность граждан РоссийскойФедерации по обеспечению исполненияполномочий: Российской Федерации,федеральных органов государственнойвласти, иных федеральных государственныхорганов, субъектов РФ, органовгосударственной власти субъектов РФ,иных государственных органов субъектовРФ, а также лиц, замещающих должности,устанавливаемые Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными законами длянепосредственного исполнения полномочийфедеральных государственных органов,и лиц, замещающих должности, устанавливаемыеконституциями, уставами, законамисубъектов РФ для непосредственногоисполнения полномочий государственныхорганов субъектов РФ.

В современном Российскомгосударстве система государственнойслужбы включает в себя следующие виды:

—  государственнаягражданская служба;

—  военная служба;

—  правоохранительнаяслужба.

Кроме того, исследуя понятие«государственная служба», следуетсделать вывод о том, что государственнаягражданская служба подразделяется нафедеральную государственную гражданскуюслужбу и государственную гражданскуюслужбу субъекта РФ, а военная служба иправоохранительная служба являютсявидами федеральной государственнойслужбы.

Государственная службапостроена на следующих принципах:

федерализм, обеспечивающийединство системы государственной службыи соблюдение конституционногоразграничения предметов ведения иполномочий между федеральными органамигосударственной власти и органамигосударственной власти субъектов РФ;

законность;

приоритет прав и свободчеловека и гражданина,их непосредственное действие,обязательность их признания, соблюденияи защиты;

равный доступ гражданк государственной службе;

единство правовых иорганизационных основ государственнойслужбы, предполагающеезаконодательное закрепление единогоподхода к организации государственнойслужбы;

взаимосвязь государственнойслужбы и муниципальной службы;

открытость государственнойслужбы и ее доступность общественномуконтролю, объективноеинформирование общества о деятельностигосударственных служащих;

профессионализм икомпетентность государственных служащих;

защита государственныхслужащих от неправомерного вмешательствав их профессиональную служебнуюдеятельностькакгосударственных органов и должностныхлиц, так и физических и юридических лиц.

21. Административно-правовой статус государственных служащих

Федеральный государственныйслужащий — гражданин, осуществляющийпрофессиональную служебную деятельностьна должности федеральной государственнойслужбы и получающий денежное содержание(вознаграждение, довольствие) за счетсредств федерального бюджета.

Государственныйгражданский служащий субъекта РоссийскойФедерации — гражданин, осуществляющийпрофессиональную служебную деятельностьна должности государственной гражданскойслужбы субъекта Российской Федерациии получающий денежное содержание(вознаграждение) за счет средств бюджетасоответствующего субъекта РоссийскойФедерации.

В случаях, предусмотренныхфедеральным законом, государственныйгражданский служащий субъекта РоссийскойФедерации может получать денежноесодержание (вознаграждение) также засчет средств федерального бюджета.

Нанимателемфедерального государственного служащегоявляется Российская Федерация,государственного гражданского служащегосубъекта Российской Федерации -соответствующий субъект РоссийскойФедерации.

Правовоеположение (статус) федеральногогосударственного служащего игосударственного гражданского служащегосубъекта Российской Федерации, в томчисле ограничения, обязательства,правила служебного поведения,ответственность, а также порядокразрешения конфликта интересов ислужебных споров устанавливаетсясоответствующим федеральным закономо виде государственной службы.

Государственнымслужащим предоставлен значительныйобъем служебных (должностных) прав.

Наиболее существенными из них являютсяследующие:•принятие решений и участие в их подготовкев соответствии с должностнымиобязанностями;•ознакомление со всеми документами,определяющими его права и обязанностипо занимаемой должности;•получение информации и материалов,необходимых для исполнения служебныхобязанностей;•посещение для исполнения должностныхобязанностей различных объектовнезависимо от формы собственности;•ознакомление со всеми материаламисвоего личного дела;•проведение по его требованию служебногорасследования для опровержения сведений,порочащих его честь и достоинство.Служащийвправе участвовать по своей инициативев конкурсе на замещение вакантнойдолжности государственной службы. Емупредоставлено право продвижения послужбе (должностная карьера), на увеличениеденежного содержания, а также напереподготовку и повышение квалификации.В соответствии со стажем государственнойслужбы он имеет право на социальноеобеспечение. Для защиты своих интересовгосударственные служащие вправеобъединяться в профсоюзы.Дляразрешения споров, связанных сгосударственной службой, служащий можетобратиться в соответствующиегосударственные органы или в суд(например, по вопросам квалификации иаттестации, приема на службу, еепрохождения, реализации своихправ).Основныеобязанности государственных служащихсвязаны с:•соблюдением законности;•обеспечением прав и законных интересовграждан;•исполнением приказов, распоряжений иуказаний руководителей (за исключениемнезаконных);•соблюдением правил внутреннего трудовогораспорядка, должностных инструкций;•своевременным рассмотрением обращенийграждан и организаций и принятием поним решений;•хранением государственной и служебнойтайны. Принесении государственной службы служащийобязан ежегодно представлять в органыгосударственной налоговой службысведения о полученных им доходах иимуществе, принадлежащем ему на правесобственности и являющихся объектаминалогообложения.Законодательствомустановлен ряд ограничений, связанныхс государственной службой. Служащий невправе:•заниматься другой оплачиваемойдеятельностью (кроме педагогической,научной и иной творческой);•быть депутатом любого представительногооргана;•заниматься предпринимательскойдеятельностью лично или через доверенныхлиц;•состоять членом органа управлениякоммерческой организации;•быть поверенным или представителем поделам третьих лиц в органе, в которомон состоит на службе либо которыйнепосредственно подчинен или подконтроленему;•использовать в неслужебных целяхгосударственное имущество и служебнуюинформацию;•получать гонорары за публикации иливыступления в качестве государственногослужащего;•получать от физических и юридическихлиц подарки, денежное вознаграждение,оплату отдыха и развлечений и т.п., еслиэто связано с исполнением должностныхобязанностей;•принимать участие в забастовках;•использовать свое служебное положениев интересах политических партий,общественных организаций.

Источник: https://studfile.net/preview/6196310/page:17/

Понятие, виды и принципы государственной службы

14. Понятие, система и принципы гос. службы РФ. Виды гос. Службы.

Слово «служба» имеет несколько значений. Под службой может пониматься как орган исполнительной власти (Федеральная служба безопасности), так и структурное подразделение органа исполнительной власти (служба общественной безопасности УВД). Государственная служба определяется как вид деятельности.

Определение государственной службы в РФ дает Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 названного нормативно-правового акта государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

— РФ;

— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

— субъектов РФ;

— органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

— лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Так как обеспечением исполнения полномочий РФ и субъектов РФ занимаются (в виде правила) лишь соответствующие государственные органы, то выделять в определении государственной службы в качестве основного этот вид деятельности признак обеспечения исполнения их полномочий представляется нецелесообразным: это усложнит само определение.

От имени же государственных органов в правоотношениях могут выступать лишь должностные лица этих государственных органов, наделенные соответствующими государственно-властными полномочиями по непосредственному исполнению их задач и функций.

Таким образом, государственная служба — это вид профессиональной, служебной деятельности граждан РФ по непосредственному исполнению полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, а также деятельность граждан РФ на должностях государственной службы по обеспечению исполнения таких полномочий.

Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» достаточно узко определяет понятие государственной службы. Он предъявляет жесткое требование к лицам, способным осуществлять названный вид деятельности. Это должны быть лишь граждане РФ.

Исключения из этого требования не делается даже для обеспечивающих специалистов, чьи должности учреждены для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов (п. 4 ч. 2 ст.

9 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

Одним из требований, предъявляемых к государственной службе, является возможность ее осуществления только на профессиональной основе (т. е. категорией служащих, для которых работа в государственном аппарате — основная профессия). Под профессиональной основой А. П.

Алехин[54] понимает деятельность непрерывную, преемственную и компетентную. Д. Н. Бахрах — деятельность постоянную в течение определенного времени в рамках определенного коллектива за регулярно получаемое вознаграждение[55].

Отмечая справедливость данных высказываний, необходимо заметить, что на практике по указанным признакам определить профессиональную основу деятельности будет крайне затруднительно.

Под профессиональной основой деятельности предлагается понимать вид деятельности гражданина РФ, являющийся для него преобладающим.

Основной вид деятельности различными учеными предлагается определять по-разному (по месту нахождения трудовой книжки, размеру получаемого материального вознаграждения и т. д.).

Авторам пособия представляется в качестве главного критерия профессиональной основы деятельности критерий иной. Служба по совместительству возможна по своему определению только для лиц, имеющих основное место работы. Постановлением СМ — Правительства РФ от 23 июля 1993 г.

«О порядке и условиях службы (работы) по совместительству в системе МВД РФ» регулируется продолжительность работы по совместительству временем, не превышающим половины месячной нормы основного рабочего времени.

Таким образом, в качестве главного (и наиболее объективного) критерия, определяющего выполнение работы на профессиональной основе, предлагается считать продолжительность рабочего времени.

На профессиональной основе осуществляется лишь основной для гражданина РФ вид деятельности, определяемый исходя из того принципа, что этот вид деятельности у гражданина составляет большую продолжительность его общего рабочего времени.

Федеральный закон под государственной службой понимает вид служебной деятельности. От иных видов деятельности служебная деятельность отличается непроизводственной направленностью своего характера.

Она направлена не на удовлетворение физических (материальных) потребностей членов общества (как производственный характер деятельности), а на удовлетворение основных потребностей членов общества (в основном духовных) в социально-культурной или административно-политической сферах деятельности этого общества.

Государственная служба как вид профессиональной служебной деятельности граждан РФ имеет и свой особый характер.

Если исходить из приведенного определения, то становится видно, что он направлен на непосредственное исполнение полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, а также на обеспечение исполнения таких полномочий лицами, замещающими должности государственной службы.

Статья 2 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» выделяет три вида государственной службы, это:

— государственная гражданская служба;

— военная служба;

— правоохранительная служба.

При этом государственная гражданская служба подразделяется законом на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта РФ.

Военная и правоохранительная государственная служба такого подразделения не имеют и могут быть лишь федеральными.

Законом установлено, что иные виды государственной службы могут быть установлены только лишь путем внесения соответствующих изменений

в Федеральный закон «О системе государственной службы РФ».

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (ст. 5 закона).

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства (ст. 6 закона).

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина (ст. 7 закона).

Правовое регулирование федеральной гражданской государственной службы, а также военной и правоохранительной государственной службы (являющихся только федеральными) соответственно относится к ведению РФ. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (п. 4 ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы РФ»).

Таким образом, федеральная гражданская государственная служба, а также военная и правоохранительная государственная службы могут быть урегулированы лишь соответствующими федеральными законами и по некоторым их вопросам указами Президента РФ. Государственная гражданская служба субъекта РФ может быть урегулирована как названными федеральными нормативно-правовыми актами, так и законами субъектов РФ.

Так, 27 июля 2004 г. был принят Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» № 79-ФЗ. Данный нормативно-правовой акт регламентирует правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ. На его основе могут приниматься соответствующие законы субъектов РФ (см.

, например, Закон Волгоградской области «О государственной гражданской службе Волгоградской области» от 8 апреля 2005 г.
№ 1045-ОД; Закон Магаданской области «О государственной гражданской службе Магаданской области» от 9 февраля 2005 г.

№ 553-ОЗ; Закон Нижегородской области «О государственной гражданской службе Нижегородской области» от 10 мая 2006 г. № 40-З; и т. д.).

В Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ после принятия Федерального закона «О системе государственной службы РФ» были внесены ряд дополнений и изменений.

Названный федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами РФ конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в РФ иностранных граждан.

Федеральный закон «О государственной правоохранительной службе» до настоящего времени не принят. Однако до его принятия действует указ Президента «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных средств».

На основе названных федеральных законов регламентация института государственной службы осуществляется рядом нормативно-правовых актов, закрепляющих особенности порядка прохождения службы в отдельных государственных органах.

Такая регламентация содержится, например:

— в законах РФ: «О статусе военнослужащих», «О статусе судей в РФ», «О Прокуратуре РФ», «О полиции» и др.;

— положениях: «О прохождении службы в органах налоговой полиции РФ», «О службе в органах внутренних дел РФ» и т. д.

Статьей 3 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» закреплены 9 принципов построения и функционирования государственной службы. Ими являются:

1. Федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (далее — государственные органы).

2. Законность.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

4. Равный доступ граждан к государственной службе.

5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

6. Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих.

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих.

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Предыдущая17181920212223242526272829303132Следующая

Дата добавления: 2016-02-11; просмотров: 728; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-2158.html

Studio-pravo
Добавить комментарий