14. Основы административно-правового статуса граждан.

Вопрос 14. Основы административно-правового статуса граждан

14. Основы административно-правового статуса граждан.

Субъект административного права — это участник общественных отношений, обладающий определенными правами и обязан­ностями, которыми он наделен в связи с необходимостью реализации своих жизненных потребностей.

В административном праве его нормы реализуются гражданами, государственными органами, общественными объединениями и другими, которые и являются субъектами административного права, т.е. носителями конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах административного права.

Права и обязанности субъекта административного права образуют в совокупности его правовой статус.

Вопрос 13. Субъекты административно-правовых отношений.

Вопрос 12. Основные черты административно-правовых отношений.

Правовой статус субъектов административного права образуют нормы общие для всех субъектов, например, нормы о соблюдении правил пожарной безопасности.

Правовой статус многих субъектов административного права объединяет нормы, которые реализуются только данным субъектом, например, есть правила, обращенные только к религиозным объединениям или только к охотникам.

Таким образом, в зависимости от вида и объема полномочий субъекты административного права могут быть классифицированы на группы и виды.

По своему административно-правовому статусу субъекты административного права делятся на две группы: физические лица и организации.

Физические лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства.

В основу этой классификации принята степень связи лица с данным государством и производный от этого объем прав и обязанностей конкретного лица.

Организации как субъекты административного права прежде всего надо разделить на государственные и негосударственный организации.

Различие их состоит в том, что государственные организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) они базируются на государственной собственности, 3) управляются государством.

К числу государственных организаций относятся органы государственного аппара­та — представительные, исполнительные, судебные, органы про­куратуры и др., государственные предприятия, учреждения и ор­ганизации — производственные, культуры, массовой информа­ции, учреждения здравоохранения и т.д.

Организации негосударственные отличаются тем, что они не выполняют задач и функций государства, хотя могут и способствовать этому. Они не финансируются государством и не ис­пытывают на себе непосредственного государственного управления.

К таким организациям можно отнести объединения граждан — профсоюзы, спортивные общества, творческие союзы, партии, религиозные организации и т.д., а также коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.

1. Субъект административного права –это физические или юридические лица, которые в соответствии с административно – правовыми нормами обладают правами и выполняют обязанности в сфере гос. управления.

Признаки субъектов:

1. вступают в правоотношенияв сфере гос. управления

2. отношения между ними урегулированы нормами административного права

3. субъектами могут быть как физические, так и юридические лица

4. не все физические и юридические лица могут быть субъектами административного права

Административная правоспособность –это закрепленная в административно – правовых актах возможность иметь юридические права и выполнять юридические обязанности.

Административная дееспособность —это закрепленная в административно – правовых актах способность субъекта самостоятельно приобретать и осуществлять права и обязанности в сфере гос. управления.

Правовой статус субъекта административного права определяется прежде всего объемом их административной дееспособности. Различие в административной дееспособности и является критерием деления субъектов.

Субъекты административного права:

I.Индивидуальные

1. Граждане

· Граждане РФ

· Иностранцы

· Лица без гражданства

2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

· должностные лица

· военнослужащие

· беженцы

· вынужденные переселенцы

· инвалиды

II.Коллективные

1. Организации

· Предприятия

· Учреждение

2. Структурные подразделения этих организаций

3. Трудовые коллективы

1. Основные полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти

1.Полномочия на формирование Федеральных органов исполнительной власти

· выдвижение на должность премьера

· указы и распоряжения обязательные для Правительства

· является Верховным главнокомандующим

2.в экономической сфере

3.в социально – культурной сфере

4.в административно – политической сфере

Президент – глава государства, но фактически он глава и исполнительной власти.

2. Коллективные субъекты

1. Органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти – это орган гос. управления (но не каждый орган гос. управления является органом исполнительной власти)

Признаки органа исполнительной власти:

· исполнительно – распорядительный характердеятельности

· подзаконный характер деятельности

· повседневный характер деятельности

Органы исполнительной власти – это такая организация, которая является частью гос. аппарата, это коллектив людей (гос. служащих, обладающих компетенцией), осуществляющий гос. управление в 3 — х сферах.

Органы исполнительной власти:

1.Федеральные органы исполнительной власти

Главенствующую роль играет Правительство РФ (ФКЗ «О Правительстве»)

Законодательные полномочия:

— право законодательной инициативы

— издание подзаконных н.п.а.

— одобрение проекта закона

2.Органы исполнительной власти субъектов

— Правительства

— Администрации

3.Территориальные органы исполнительной власти

3. Индивидуальные субъекты

1. Граждане

· Граждане РФ

· Иностранцы

· Лица без гражданства

2. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом

· должностные лица

· военнослужащие

· беженцы

· вынужденные переселенцы

· инвалиды

Среди столь многочисленных субъектов административного права тем не менее выделяются как основные, приоритетные, два вида субъектов — граждане и органы исполнительной власти.

Необходимым условием участия в административно-правовых отношениях является наличие административной правосубъектности. Традиционно ее рассматривают в качестве взаимосвязи двух элементов: административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности.

В свою очередь, административная дееспособность — возможность и способность субъекта своими самостоятельными осмысленными действиями приобретать права, создавать и нести обязанности, а также нести ответственность за свои действия (в ряде случаев — и за бездействие).

Иными словами, административная дееспособность означает возможность практической реализации административной правоспособности.

Иногда, и на наш взгляд для этого есть основания, выделяют особый элемент административной дееспособности, именуемый административная деликтоспособность, — способность субъекта в соответствии с законом нести ответственность за свои неправомерные действия (в ряде случаев — за бездействие), в том числе подвергаться административному наказанию.

Важно отметить, что по общему правилу правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью.

В свою очередь, дееспособность гражданина в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, которое по российскому гражданскому и семейному законодательству наступает в восемнадцать лет.

До этого возраста гражданин имеет ограниченный объем дееспособности, зависящий прежде всего от его возраста (до 6 лет; от 6 до 14 лет; от 14 до 18 лет).

В ряде случаев ГК РФ допускает возникновение полной дееспособности до достижения 18 лет: перечень таких случаев включает в себя вступление в брак до достижения 18 лет, в случаях, когда это допускается по закону, а также объявление гражданина полностью дееспособным (эмансипация) при наличии условий, предусмотренных ст. 27 ГК РФ.

Необходимо отметить, что в ряде случаев гражданин может быть ограничен или даже лишен дееспособности. В частности, ст.

29 ГК РФ предусмотрено, что гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. В отношении такого гражданина устанавливается опека.

Другую многочисленную группу субъектов административно-правовых отношений составляют юридические лица. Говоря о данной категории субъектов, необходимо отметить, что административное право использует «наработки» гражданского права, подробно определяющего понятие и статус юридического лица

Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Перечень таких форм является закрытым и может быть изменен только внесением поправок в ГК РФ.

Что же касается юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. При этом ГК РФ не содержит исчерпывающего перечня возможных форм некоммерческих организаций, делегируя данную функцию специальным федеральным законам.

Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование. Он включает в себя четыре разновеликих элемента.

Первыйи самый большой объем прав и обязанностей представ­ляет собой правовой статус личности, человекакак субъекта административного права.

В РФ правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное, приоритетное место, ибо здесь выражается идея о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст.2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность госу­дарства». Конституция РФ признает естественную природу прав и свобод человека, они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17 Конституции).

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере администра­тивно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20 Конституции), на свободу и личную неприкосно­венность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст.

25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23). Провозглашая права личности, Конституция определяет личности и определенные обязанности, например, блюсти российские законы, платить налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу, окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).

Втораясоставная часть административно-правового статуса представляет собой статус гражданина РФ. Как субъект админи­стративного права каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.

Структура административно-правового статуса гражданина включает: 1) правовой статус личности, о чем речь шла выше и 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.

Нормы административного права, определяющие администра­тивно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности. Это нормы об участии в управлении делами государства (ст.32 Консти­туции), право на объединение (ст.

30), право мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31), обязанность нести воинскую службу (ст.59) и др.

Далее, это нормы, определяющие административно-правовой статус гражданина в его хозяйственно-трудовой деятельности, например, право на свободное использование своих способностей и иму­щества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст.37), право частной собственности, в том числе на землю (ст.35, 36), и др.

Когда физическое лицо обрело статус личности, затем гражда­нина, к ним добавляется третийэлемент административно-пра­вового статуса— социальный.

Он необходим, чтобы гражданин мог заняться конкретной трудовой профессиональной деятельнос­тью, учиться, служить в Вооруженных Силах и т.д. Личности и гражданину для этого необходимы новые, дополнительные права и обязанности, т.е.

сверх правового статуса личности и гражданина. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тыся­чи профессий и специальностей, и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и ад­министративного права.

И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы ра­бочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей.

Это, например, любители-охотники, лю­бители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д. Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каж­дого особого статуса субъекта установлен определенный круг прав и обязанностей.

Определенными особенностями характеризуется административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.С определенными изъятиями они на территории РФ пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не оговорено законом.

Каковы жеизъятия из этого общего положения: 1) они не могут избирать и быть избранными в государственные органы власти и органы местного самоуправления, 2) не несут обязанностей по военной службе, 3) не могут занимать служебные должности, если это предусмотрено соответствующим правовым актом; 4) им не могут быть проданы земельные участки, 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой другой деятельностью, связанной с обороной страны и государственной безопасностью, пользовани­ем информацией, составляющей государственную тайну; 6) исключительно к ним может быть применена и такая мера административной ответственности, как административное выдворение за пределы Российской Федерации (ст. 32 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Источник: https://studopedia.su/13_96001_vopros--osnovi-administrativno-pravovogo-statusa-grazhdan.html

Основы административно-правового статуса граждан Российской Федерации

14. Основы административно-правового статуса граждан.

⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 92Следующая ⇒

Административно-правовой статус граждан Российской Феде­рации составляет важнейшую и органичную часть их общего пра­вового статуса, установленного Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»1, Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.2

правового статуса граждан РФ обусловливается также международными правовыми актами. Например, нашим на­циональным законодательством восприняты определенные положе­ния Всеобщей декларации прав человека, принятые резолюцией 217 А/III Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.

Права и обязанности граждан в сфере административного пра­ва в основное производит от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

административно-правового статуса человека и гражданина составляют:

а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами

административного права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и мест­ного самоуправления.

Однако не все права и обязанности человека и гражданина про-изводны от его конституционного правового статуса. Немало и та­ких, которые находятся за пределами данного статуса и устанав-

1 СЗ РФ. 2002. № 11. Ст. 2091. 2 СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4571.
Раздел II. Субъекты административного права

ливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в РФ. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

Нормы административного права о статусе человека и граж­данина содержатся:

а) в комплексных правовых актах, включающих лишь часть норм, имеющих отношение к статусу человека и гражданина (акты о земле, собственности и др.);

б) в специальных правовых актах, регламентирующих конк­ретные вопросы статуса человека и гражданина (Закон РФ от 27 апреля 1993 г.

«Об обжаловании з суд действий и решений, нару­шающих права и свободы граждан»1 с изменениями и дополнения- ми, внесенными Законом РФ от 15 ноября 1995 г., Указ Прези­дента РФ от 25 мая 1992 г.

«О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикети­рования»2 и др.).

Правовые акты, относящиеся к установлению административ­но-правового статуса человека и гражданина, могут быть подраз­делены также в зависимости:

а) от принципа разделения властей — на акты органов зако­нодательной власти и акты органов исполнительной власти. Многие вопросы указанного статуса регламентируются актами Президен­та РФ как главы государства, а также президентов субъектов РФ;

б) от юридической силы — на законы и подзаконные акты;

в) от характера компетенции издающих их органов — на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенции часто именуют ведомственными актами.

В силу полномочий, вытекающих из закона, акты, влияющие на правовой статус гражданина, могут издавать также органы ме­стного самоуправления.

В правовых актах не отождествляется правовой статус лич­ности (человека) и гражданина РФ. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем человек как таковой. Лица, не являющиеся гражданами РФ, не имеют некоторых прав и обязан­ностей, принадлежащих ее гражданам. Например, доступ к госу­дарственным должностям федеральных органов имеют только граж­дане РФ.

Однако в действующем праве, в том числе в Конституции РФ, различия в статусе личности и гражданина отражаются не всегда

четко. Например, Конституция РФ закрепляет право на обраще­ние в государственные органы только применительно к гражда­нам РФ, но этим правом могут воспользоваться также иностран­ный гражданин и лицо без гражданства, находящиеся на терри­тории РФ.

Административно-правовой статус граждан РФ устанавлива­ется прежде всего Конституцией РФ, актами органов представи­тельной (законодательной) власти. Но в формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также ролъ органов исполнительной власти и мест­ного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

а) издают правовые акты, влияющие на содержание стату­са граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование пред­полагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

б) организуют исполнение законов, имеющих непосредствен­ное отношение к административно-правовому положению граждан;

в) помогают, содействуют гражданам в реализации их кон­кретных субъективных прав, например, в вопросах социальной за­щиты;

г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях актами органов исполнительной власти и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законо­дательными актами.

Органы исполнительной власти в пределах своей компетенции непосредственно, в качестве первичных, устанавливают права и обязанности граждан, в том числе административно-правового ха­рактера. Например, они предусмотрены Правилами дорожного дви­жения РФ, утвержденными Правительством РФ1.

Нормы административного права, определяющие администра­тивно-правовой статус граждан, регулируют, в частности, поря­док решения органами исполнительной власти и местного самоуп­равления многих индивидуальных дел, устанавливают отдельные гарантии их прав и обязанностей.

Административно-правовое положение граждан определяет­ся прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право­способность и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина по­нимается признаваемая за ним законом возможность быть субъек­том административного права, иметь права и обязанности админи-

САПП РФ. 1993. № 47. Ст. 4531.

1 ВВС РФ. 1993. № 19. Ст. 685; СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.

2 ВВС РФ. 1992. № 22. Ст. 1216.

Раздел И. Субъекты административного права

стративно-правового характера. Она возникает с момента рожде­ния гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержа­ние названной правоспособности устанавливаются и изменяются при no-мощи норм административного права. В основных чертах они за-креплены в Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ изданы многочисленные федеральные акты, а также акты субъек­тов РФ, регламентирующие те или иные стороны административ­но-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах общества.

Так, права и обязанности граждан в области защиты Оте­чества детализируются в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе»1.

Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод че­ловека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещает любые формы ограничения граждан по признакам со­циальной, расовой, национальной, языковой или религиозной при­надлежности.

Декларированный в Конституции принцип равенства «привя­зан» к разного рода факторам, могущим быть сведенными в следу­ющие группы.

Во-первых, факторы биологического и физиологичес­кого свойства (раса, национальность, язык, пол); во-вторых, факто­ры, относящиеся к убеждениям, мировоззрению человека и граж­данина (отношение к религии, убеждения); в-третьих, факторы, относящиеся к происхождению; в-четвертых, факторы, указываю­щие на социальное положение человека и гражданина (имуществен­ное и должностное положение, место жительства, принадлежность к общественным объединениям).

Кроме последней группы все другие факторы не зависят от человека и гражданина, поскольку они не могут их изменить.

При­менительно к ним принцип равноправия в сфере функционирова­ния исполнительной власти осуществляется в основном достаточно последовательно. Изъятия, особенно в повседневной жизни, встре­чаются лишь в отношении пола.

Так, составляя большинство насе­ления, женщины сравнительно мало представлены в органах госу­дарственной власти.

Больше всего принцип равенства отдален от факторов четвер­той группы (это характерно не только для России, но и для других стран). Применительно к ним данный принцип во многом деклара­тивен.

В нем, как и в закреплении многих конституционных прав, выражен недостижимый идеал, в стремлении к которому может смягчиться фактическое неравенство в конкретно-исторических условиях.

Признавая этот идеал, мы тем самым создаем концепту-

1 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1464. • . . • i

Глава 5. Физические лица

альные предпосылки для того, чтобы в государственной деятель­ности правильно расставить акценты на ее приоритетах в пользу справедливости.

В реальной жизни равноправие, даже при самом тщательном его закреплении в Конституции, не может исключить особого адми­нистративно-правового статуса. Сейчас его имеют переселенцы, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, Герои Россий­ской Федерации и т. д.

Поэтому важно уяснить, что вопрос заключается не столько в самом принципе равноправия, сколько в его способности корректи­ровать нашу действительность, не могущую обеспечивать фактичес­кое равноправие всем и везде.

Иными словами, равенство административной правоспособно­сти граждан РФ как общей способности иметь права и нести обя­занности не означает, что реально все граждане обладают всем ком­плексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмот­ренных законом. Каждый имеет возможность занять должность ми­нистра, но реально министрами являются единицы.

Однако в подобных случаях имеются в виду права, которые приобретаются в результате реализации административной право­способности, что само по себе не колеблет принципа ее равенства для всех граждан.

Данный принцип сохраняется, когда момент воз­никновения входящих в нее прав связывается с достижением оп­ределенного возраста либо ограничивается установленными требо­ваниями к состоянию здоровья, уровню образования и т. п.

, по­скольку все это относится не к конкретным лицам, а имеет общее

значение.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом.

Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодатель­ством, например, в связи с совершением уголовного или админист­ративного правонарушения, за которые закон предусматривает сан­кции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и дру­гих правоограничений. Так, УК РФ устанавливает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 44).

Административное право также устанавливает исключитель­ные случаи временного лишения или ограничения отдельных граж­дан прав за некоторые правонарушения.

Так, КоАП предусматри­вает возможность лишения гражданина специально предоставлен­ного ему права управления транспортным средством, права охоты.

Режим чрезвычайного положения предполагает возможность вве­дения в соответствии с федеральным конституционным законом ограничений прав и свобод граждан с указанием пределов и срока их действия.

Раздел П. Субъекты административного права

Конституцией РФ обозначены виды прав и свобод, не подле­жащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность час­тной жизни, свобода совести и др.).

Административная правоспособ­ность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обя­занностей, выражающей сочетание интересов каждого граждани­на с интересами других граждан.

Права граждан сочетаются с их определенными обязанностями перед обществом в целом.

Основной особенностью административной правоспособности является то, что ее осуществление предполагает различные усло­вия и характер взаимодействия с системой исполнительной вла­сти.

Если раньше особенность административной правоспособнос­ти усматривалась в ограничении ее рамками государственного уп­равления, то теперь указанное взаимодействие должно строиться на иных концептуальных подходах.

Административная правоспособ­ность может быть реализована в сфере взаимодействия:

а) с системой исполнительной власти;

б) с системой местного самоуправления;

в) с государственными предприятиями, учреждениями и орга­низациями;

г) с негосударственными предприятиями, учреждениями, орга­низациями и их представителями, правда, в достаточно ограничен­ных случаях. Например, при участии в осуществлении обществен­ного контроля.

Система исполнительной власти остается важнейшей сферой реализации административной правоспособности граждан, связан­ной с определенными правами граждан на участие в государствен­ном управлении, то есть с возможностью вступать в администра­тивные правоотношения. При этом другой стороной в таких право­отношениях являются орган исполнительной власти (должностное лицо) либо организация или ее представитель, обладающие полно­мочиями административно-правового характера.

На осуществление административной правоспособности влия­ют разнообразные фактические обстоятельства, наличие которых порождает у граждан соответствующие субъективные права и обя­занности.

Например, законом предусмотрены условия, при наличии которых гражданин приобретает право на альтернативную военной гражданскую службу. Подобные обстоятельства влияют и на содер­жание административной правоспособности.

Например, студенты не­государственных вузов могут не иметь права на отсрочку от призы­ва в армию.

Связь реализации административной правоспособности с теми или иными реальными обстоятельствами обусловлена необходимо­стью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья, наиболее правильного использования способностей и активности граждан в социальной деятельности.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности, а также субъектив­ных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина — признан­ная за ним способность своими личными действиями: а) приобретать права и обязанности административно-правового характера; б) осу­ществлять их. Такая дееспособность включает также способность гражданина лично нести ответственность за совершенные право­нарушения в соответствии с действующими правовыми актами.

Мо­мент возникновения административной дееспособности гражданина единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего воз­раста. Согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Однако момент возникновения административной дееспособности ос­тается неопределенным. В различных сферах частичная дееспособ­ность может возникать до достижения 18-летнего возраста.

Так, субъектами административных правонарушений признаются лица, достигшие 16 лет; определенные меры дисциплинарного воздейст­вия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащим­ся образовательных учреждений, возраст которых не уточняется. Не все граждане Российской Федерации обладают одинаковой административной дееспособностью.

Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, в которых приобретение и осуществление соответствующих прав и обязанностей своими лич­ными действиями предполагает наличие определенного уровня ум­ственного и психического развития, жизненного опыта, способнос­ти отдавать отчет в последствиях своих действий и т. д.

В административном праве отсутствуют правовые нормы, ко­торые бы определяли возможность и основания ограничения дееспо­собности граждан, а также каким органом и в какой форме мог бы решаться данный вопрос.

Несомненно, однако, что общие основания ограничения дееспособности граждан служат таковыми и для огра­ничения их административной дееспособности. Так, некоторые из граждан по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (душевная болезнь, слабоумие).

На­пример, согласно КоАП не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

Возможность признания гражданина временно недееспособным предусмотрена Законом РФ «О психиатрической помощи и гаран­тиях прав граждан при ее оказании»1. Согласно Закону гражданин может быть временно, на срок не более пяти лет и с правом пос-

ВВС РФ. 1992, № 33. Ст. 1913.

Раздел II. Субъекты административного права

ледующего переосвидетельствования, признан непригодным вслед­ствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и работы, связанной с источником повышенной опасности.

Решение об этом принимается врачебной комиссией, уполномоченной на то органом здравоохранения, на ос­новании оценки состояния психического здоровья гражданина в соответствии с перечнем медицинских психиатрических показаний.

Такое решение может быть обжаловано в суд.

Закон РФ «Об основах государственной службы в РФ», опре­деляя требования к гражданам, претендующим на замещение го­сударственных должностей, устанавливает, что кандидаты на соот­ветствующие должности должны удовлетворять определенному со­стоянию здоровья1.

На основе административной правоспособности дееспособные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, всту­пая в конкретные административно-правовые отношения.

В таких отношениях граждане могут выступать стороной, обязанной выпол­нять обращенные к ней административно-правовые нормы и осно­ванные на них требования, исходящие от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (например, обязанность соблюдать правила дорожного движения); стороной, вступающей в правоотношения, связанные с реализацией принад­лежащих ей законных прав (например, с заявлением о назначении пенсии) или их охраной (подача жалобы).

Различаются административные правоотношения, складываю­щиеся в связи с:

а) реализацией гражданами принадлежащих им по закону прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жи­лище и др.);

б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохра­нять природу, защищать Отечество и др.);

в) нарушением органами исполнительной власти, местного са­моуправления и их должностными лицами прав и законных инте­ресов граждан (например, отношение по жалобе);

г) нарушением гражданами их административно-правовых обя­занностей (например, ответственность за административные право­нарушения).

Указанные правоотношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязаннос­тей как по собственной инициативе, так и в порядке односторон­него волеизъявления органа исполнительной власти, местного са-

1 СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2290. В соответствии со ст. 92 Конституции РФ Президент РФ прекращает исполнение полномочий, в частности, в случае стой­кой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

Глава 5. Физические лица

моуправления или его должностного лица. При этом в осуществле­нии субъективных прав инициатива преимущественно принадле­жит гражданам.

В случаях, установленных законодательством, субъективные права и обязанности могут приобретаться гражданами через сво­их законных представителей (родителей, опекунов, специально уполномоченных представителей).

Но имеются также права и обя­занности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на участие в государственном управле­нии, воинская обязанность и др.

), то есть без участия третьих лиц.

В целом вопрос о реализации прав и обязанностей граждан, закрепленных административным правом, через представителей, не получил должного разрешения в российском законодательстве. Во всяком случае это понятие не тождественно представительству по гражданскому праву.

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

Date: 2016-02-19; view: 338; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/10-114064.html

Основы административно-правового статуса гражданина Российской Федерации

14. Основы административно-правового статуса граждан.

Правовой статус гражданина – одна из важнейших политико-юридических категорий, неразрывно связанных с социальной структурой общества, уровнем демократии и состоянием законности в нем. Юридический статус человека и гражданина в обществе, государстве представляет собой сложный и многосторонний конституционно-правовой механизм.

Те контакты, которые возникают между государством и индивидом, а также взаимоотношения друг с другом фиксируются государством в юридической форме прав, свобод и обязанностей, образующих в своем единстве правовой статус индивида.

Построение правового гражданского общества немыслимо, если частное лицо не занимает в его правовой системе одну из ведущих позиций, если интересы рядового гражданина стоят ниже государственных.

Таким образом, три юридических кита составляют основу цивилизованной человеческой системы – права и свободы человека, приоритет частного права, независимое и сильное правосудие.

Административно-правовой статус граждан РФ устанавливается, прежде всего, Конституцией РФ, актами органов представительной власти, нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных Министерств, высших должностных лиц и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, которые предоставляют определенным категориям лиц льготы, закрепляют процедуры деятельности различных инспекций, устанавливают общеобязательные правила. При этом, нормы административного права главным своим предназначением имеют регулирование и охрану прав и свобод российских граждан. Правовое же регулирование прав, свобод и обязанностей граждан, а также закрепление мер их защиты от административного произвола и ведомственных злоупотреблений ставится во главу угла административно-правового регулирования, а сами граждане обретают статус ведущего субъекта административного права.

Обеспечение и защита прав и свобод граждан наполняют деятельность государственных органов и органов местного самоуправления социальным смыслом, служат целевым ориентиром всех управленческих действий и решений.

Согласно же ст.

18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Права и обязанности могут быть общими для всех без исключения граждан, особенными – для отдельных категорий лиц и специальными, специфическими – для некоторых субъектов административно-правовых отношений. Таким образом, последние выступают как разновидности и части единого административно-правового статуса гражданина.

Административно-правовой статус гражданина, как сложное юридическое образование, включает в себя четыре разновеликих составных элемента.

Первым элементом совокупности прав и обязанностей является правовой статус личности, человека как субъекта административного права.

В российском государстве правовое регулирование положения личности, человека должно занимать центральное место, ибо выражает идею того, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку. Именно эта мысль выражена в ст.

2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».

Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере административно-правового регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ч. 1 ст. 20), право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст.

25), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1 ст. 23), право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию (ст.

27) и др.

Провозглашая права личности, Конституция РФ устанавливает для человека определенные обязанности и запреты, например, платить законно установленные налоги и сборы (ст.

57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), запрещается заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч. 2 ст.

34), запрещается принудительный труд (ч. 2 ст. 37).

Вместе с тем Конституция РФ (ч. 3 ст. 55) допускает в исключительных случаях возможность ограничения федеральным законом прав личности, причем эти нормы обычно носят административно-правовой характер.

Например, право на неприкосновенность жилища может быть ограничено сотрудниками полиции на основе Федерального закона «О полиции» при наличии оснований, предусмотренных соответствующими административно-правовыми нормами, в частности, для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях, для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления, для пресечения преступления, для установления обстоятельств несчастного случая.

Таким образом, общий административно-правовой статус гражданина включает в себя права и обязанности граждан, закрепленные в главе 2 Конституции РФ и реализуемые гражданином через вступление его в административно-правовые отношения с соответствующими субъектами.

Они принадлежат всем гражданам и не связаны с какими-либо особенностями и спецификой конкретной общественно-государственной, производственно-хозяйственной, трудовой и социальной деятельности гражданина во всех отраслях и сферах его деятельности.

Это многочисленные и разнообразные личные, политические, общественно-экономические, социально-культурные права и свободы граждан, а также права по защите этих прав и законных интересов гражданина.

Вторым элементом административно-правового статуса являетсясоциальный статус гражданина РФ.

Нормы административного права, определяющие административно-правовой статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в государственной и общественной деятельности, в хозяйственно-трудовой деятельности, в личной или семейной сфере (например: право на литературное, художественное, научное, техническое творчество, право на изменение фамилии).

Социальный административно-правовой статус охватывает все реализуемые в административно-правовых отношениях особые специфические права и обязанности гражданина в тех или иных конкретных отраслях и сферах функционирования исполнительной власти.

Личности, гражданину для этого нужны новые, дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права.

Это особенные права гражданина как субъекта административно-правовых отношений, выступающего, например, в качестве предпринимателя, рабочего, служащего, фермера, менеджера, клиента, пассажира, абитуриента и студента, пациента, допризывника, военнослужащего, военнообязанного и т.д.

Составляющие социальный административно-правовой статус права и обязанности гражданина регламентируются в основном нормами Особенной части административного права.

Третьим элементом административно-правового статуса является специальный статус. Он включает в себя специальные права и обязанности отдельных специфических категорий граждан в узкоспециализированных сферах функционирования исполнительной власти.

К специальному административно-правовому статусу относятся, например, реализуемые в административно-правовых отношениях права и обязанности безработных, вынужденных переселенцев, беженцев, сирот, лиц без определенного места жительства, жителей территорий с особыми административно-правовыми режимами.

Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающий в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу для удовлетворения своих чисто индивидуальных потребностей.

Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, спортсмены-непрофессионалы, туристы, коллекционеры и т.д.

Все они получают официальный документ для занятия избранным делом, причем для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока.

Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ).

При этом понятие участия в управлении «делами государства» является чрезвычайно широким и, по существу, охватывает все сферы жизни страны.

Вместе с тем особенность данной группы прав и обязанностей граждан в государственном управлении состоит в том, что их реализация требует, прежде всего, активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

Второй блок прав и обязанностей граждан отличается тем, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум – содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления.

В самом деле, без поддержки, помощи и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать свое право на проведение собраний, митингов, демонстраций и других публичных мероприятий (ст.

31 Конституции РФ), право на объединение для защиты своих интересов (ст. 30), право на обращение лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст.

33), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53) и т.д.

Кроме того, реализация прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требует от органов исполнительной власти, должностных лиц многообразной функциональной деятельности по их защите, государственной гарантии, созданию условий для практического осуществления, наконец, просто доброжелательного отношения.

Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию и т.д.

На основе этих нормативных актов обеспечивается защита прав граждан, например, как потребителей в сфере торговли и предоставления услуг, пользователей средствами связи и массовой информации, гарантируются права граждан в области образования и здравоохранения, физкультуры и спорта.

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов научно-технических, экспертно-консультативных, координационных советов, межведомственных и рабочих комиссий, внештатных инспекторов, инструкторов, экспертов и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, – например добровольных народных дружин.

4. Административно-правовые гарантии прав граждан.

В Российской Федерации заложена основа построения правового демократического государства, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. При этом государство должно создавать условия и предоставлять такие средства, чтобы гражданин свободно и беспрепятственно имел возможность реализовать закрепленные за ним права или восстановить их в случае нарушения.

Корреспондирующая обязанность государства находит свое юридическое выражение в виде установленных гарантий.

Под гарантиями прав и интересов граждан понимаются общие социально-экономические, политические, организационные и духовные условия, а также специальные юридические средства, позволяющие реализовывать и охранять права и свободы, которые обеспечивают постоянное совершенствование этих прав и интересов, их реальное осуществление, а в необходимых случаях – и эффективную защиту от возможных нарушений.

Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. В ст.45 Конституции РФ зафиксировано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Конституция предусматривает различные юридические средства, обеспечивающие права и свободы.

Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон.

Законные права граждан в сфере государственного управления подлежат защите, для чего закон устанавливает специальные гарантии.

Однако закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий, прежде всего он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным.

Экономические гарантии – это материальные условия для фактической реализации прав и свобод граждан.

Экономические гарантии обусловлены состоянием и развитием промышленности, сельского хозяйства в стране, устойчивой финансовой и денежной системой, признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг, уровнем благосостояния населения.

Политические гарантии проявляются в политической стабильности в обществе, в принадлежности государственной власти народу, в эффективной деятельности органов государственной власти, в создании условий для реализации гражданами своего права на управление делами государства, в стимулировании их политической активности, а также в наличии многопартийности, наличии общественных объединений.

Идеологические гарантии определяются состоянием духовно-нравственной культуры общества, уровнем политической и правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания, развитием социальных норм в обществе, их качеством, уровнем общественного порядка.

Организационные гарантии состоят в том, что в своей деятельности государство должно исходить из единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти России и органами государственной власти субъектов Федерации, разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.

Организационные гарантии также включают в себя деятельность различных органов по охране прав индивида: судебных органов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, адвокатуры, нотариата, многочисленных контролирующих, надзирающих и инспектирующих органов (контрольного управления Президента РФ, Счетной палаты, образуемой парламентом Российской Федерации, органов исполнительной власти). Все эти органы на основе и во исполнение законов и в силу возложенных на них полномочий осуществляют практическую реализацию прав и интересов граждан в различных областях государственного управления: в экономике, социально-культурной и административно-политической сферах.

Юридические гарантии – это система правовых норм, определяющих условия и порядок реализации прав и свобод граждан, а также средства их охраны и защиты. Ведущее место в этой системе принадлежит конституционным нормам, которые устанавливают, например, гарантии прав и законных интересов граждан путем предоставления им права:

– обжалования решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст.46 Конституции РФ);

– на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество (ч.3 ст.46 Конституции РФ);

– на возмещение государством ущерба, причиненного незаконными действиями (или бездействием) государственных органов и их должностных лиц (ст.53 Конституции РФ).

Источник: https://studopedia.ru/5_164274_osnovi-administrativno-pravovogo-statusa-grazhdanina-rossiyskoy-federatsii.html

Основы административно-правового статуса граждан

14. Основы административно-правового статуса граждан.

Понятие правового статуса в теории государства и права относится к дискуссионным. Споры касаются как самого понятия, так и элементов состава (структуры).

Общепризнанным является, что правовой статус личности – это гарантированные государством и закрепленные в нормах права свободы, права и обязанности личности. Выделяются следующие основные понятия:

1. структура (элементы) правового статуса;

2. содержание (видовая принадлежность, то есть, отраслевые права и обязанности);

3. механизм реализации (гарантии).

По отраслевой принадлежности выделяют конституционно-правовой статус, административно-правовой, гражданско-правовой и др. Конституционный статус является основой всех иных видов отраслевых статусов. Статус личности и гражданина не отождествляется. В статьях Конституции РФ различаются термины «каждый» и «гражданин».

Административно-правовой статус определяют как права, свободы и обязанности граждан в области государственного управления, закрепленные и гарантированные государством в нормах административного права.

Он является юридическим закреплением отношений между государством и человеком или его объединениями в области государственного управления.

Таким образом, административно-правовой статус – это положение гражданина в отношениях с исполнительной властью (и другими субъектами), осуществляющими государственное управление.

Роль государственно-властного субъекта выражается в следующем:

— издание правовых актов, влияющих на содержание статуса;

— организация исполнения законов, имеющих непосредственное отношение к реализации статуса;

— содействие гражданам в реализации их прав;

— осуществление охраны прав и свобод граждан.

Административно-правовые отношения могут складываться в связи со следующими факторами:

1. с реализацией гражданами принадлежащих им прав;

2. с выполнением гражданами их обязанностей;

3. в связи с нарушением государством или его органами прав и законных интересов граждан;

4. в связи с нарушением гражданами их обязанностей.

Ключевыми элементами административно-правового статуса являются права и обязанности, свободы. Дискуссии касаются гражданства, правоспособности, дееспособности, гарантий. Например, является ли гражданство элементом или условием возникновения статуса?

административно-правового статуса: отраслевая право — и дееспособность, комплекс прав и обязанностей, установленных нормами административного права.

Административная правоспособность – признаваемая законодательством возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности, возникает с момента рождения и прекращается со смертью гражданина.

Административная правоспособность не может быть отчуждаема и передаваема.

Временное ограничение возможно в случаях и в порядке, предусмотренных законом (например, права охоты или права управления транспортным средством). Режим чрезвычайного положения предусматривает возможность ограничения правоспособности в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении.

Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом. В ней концентрируются те юридические права и обязанности, которыми может обладать человек, однако, это не значит, что он реально обладает ими. Чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть дееспособным.

Административная дееспособность – это признанная нормами административного права способность своими осознанными действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, а также нести ответственность за совершенные правонарушения.

В отличие от правоспособности момент возникновения четко и единообразно не установлен. В полном объеме наступает с 18 лет, но осуществление отдельных прав может быть обусловлено возрастом.

Например, административная ответственность наступает с 16 лет, дисциплинарная – с 14 лет, право на пенсию – с 60 лет.

Школьники обладают определенными правами и обязанностями в учебном процессе, могут самостоятельно обратиться за медицинской помощью или с жалобой на нарушение своих прав в комиссию по делам несовершеннолетних, к Уполномоченному по правам ребенка и т.д.

Факторы, влияющие на содержание и объем дееспособности:

возраст, пол, (например, обязанность служить в армии для мужчин с 18 лет); состояние здоровья (например, для получения водительских прав); родство или свойство (запрет совместной службы родственников); брак, религиозные убеждения (альтернативная служба); законопослушность субъектов (для получения разрешения на приобретение оружия).

Источник: https://admin-laws.ru/administrativnoe-pravo-opornyj-konspekt-lekczij/142-osnovy-administrativno-pravovogo-statusa-grazhdan.html

Административно-правовой статус граждан

14. Основы административно-правового статуса граждан.

административно-правового статуса человека и гражданина составляют:

В правовых актах не отождествляется правовой статус человека и гражданина РФ, так как гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей ввиду нахождения в состоянии гражданства РФ.

Значительна также и роль органов исполнительной власти и местного самоуправления в формировании и реализации административно-правового статуса гражданина. В пределах предоставленной компетенции они:

  • издают правовые акты, влияющие на содержание административно-правового статуса гражданина;
  • реализуют их исполнение;
  • содействуют гражданам в реализации их субъективных прав;
  • осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право- и дееспособность.

Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая законом возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема.

Ее объем изменяется лишь законом: она может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодательством, например в связи с совершением уголовного или административного правонарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и других правоограничений.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющейся необходимым условием реализации этой правоспособности.

Административная дееспособность гражданина — признанная за ним способность своими личными действиями: приобретать права и обязанности административно-правового характера; осуществлять их. Момент ее возникновения единообразен и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18-летнего возраста, ограниченная — с 16 лет, частичная — с 7 лет.

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

Административное право в основном влияет на осуществление прав и обязанностей человека и гражданина, процесс которого предполагает взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (ст. 17 Конституции РФ). Это следующие права, свободы и обязанности:

  • право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;
  • право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;
  • право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование;
  • право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;
  • право граждан на свободу и личную неприкосновенность (не касается случаев, когда поведение граждан является противоправным);
  • право на неприкосновенность жилища;
  • право на передвижение;
  • право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
  • право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Граждане РФ, имея права, вместе с тем исполняют и обязанности. Конституция РФ относит к ним следующие обязанности:

  • соблюдать Конституцию и законы РФ;
  • платить законно установленные налоги и сборы;
  • сохранять природу и окружающую среду;
  • бережно относиться к природным богатствам;
  • защищать Отечество.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них требований государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия.

Гражданин реализует свои права и обязанности посредством следующих правомерных действий: фактического использования прав; приобретения законных прав; защиты нарушенных прав.

Неправомерные действия являются административными правонарушениями.

Административно-правовые гарантии прав граждан

Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в этих рамках они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.

Закон может выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий: он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным; отвечать высокому уровню юридической техники; содержать конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению, а также предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав.

При этом не должны издаваться законы, ограничивающие права человека; ограничение прав возможно лишь при определенных обстоятельствах или должно быть предусмотрено законом; существует перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению; любые акты, затрагивающие права и обязанности человека, не могут применяться без официального опубликования.

Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные (административные).

Судебные гарантии реализуются судами в процессе осуществления правосудия. Порядок рассмотрения дел, возникших из административно-правовых отношений, установлен законодательством о гражданском судопроизводстве.

Административные гарантии реализуются во внесудебном порядке. В рамках установленной компетенции должностные лица обязаны рассматривать вопросы обеспечения административно-правовых гарантий прав граждан и принимать меры для их реализации.

Конституцией РФ предусмотрено право граждан обращаться лично, а также направлять коллективные и индивидуальные обращения в государственные органы или органы местного самоуправления.

Основные виды обращений граждан:

  • предложение — привлечение внимания к несовершенству организации, деятельности или регулирования в той или иной области или указание пути их устранения;
  • заявления — обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;
  • жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушения права или законного интереса гражданина.

Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства

Законы РФ распространяются на всех лиц, находящихся на ее территории.

Согласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ (кроме случаев, установленных законом) и подлежат административной ответственности на общих основаниях. Правовое положение иностранных граждан регулируется Конституцией РФ, международными договорами, а также Правилами пребывания иностранных граждан в СССР.

Как и граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами: на обжалование незаконных действии (решений) органов государственной власти, их должностных лиц; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность жилища; на свободный труд; на медицинскую помощь; на образование и т. д.

Законодательство различает иностранных граждан, постоянно проживающих в РФ и временно пребывающих на территории РФ, связывая с этим определенные правовые последствия.

Иностранные граждане могут постоянно проживать на территории РФ, если они имеют разрешение и вид на жительство. Иностранные граждане, находящиеся на территории РФ на ином законном основании, считаются временно пребывающими.

Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав, чем временно пребывающие.

РФ предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства уже правоспособности граждан, так как некоторые права неразрывно связаны с состоянием гражданства. Так, иностранные граждане и лица без гражданства:

  • не имеют доступа к государственной службе и некоторым должностям, а также к деятельности, связанной с государственной тайной;
  • не подлежат воинской обязанности;
  • не пользуются избирательными правами;
  • проживают и осуществляют свою деятельность на основании специальных документов;
  • пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ в том случае, если они имеют дипломатические привилегии.

Кроме того, для иностранных граждан и лиц без гражданства применяется особый режим передвижения, въезда и выезда, они могут быть ограничены в выборе места жительства. Только они могут привлекаться к ответственности за ряд правонарушений, только к ним может применяться такое административное наказание, как выдворение.

Источник: http://be5.biz/pravo/a018/4.html

Studio-pravo
Добавить комментарий