14.АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Административно-правовые отношения представляют собой разновидность

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура, виды

14.АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Административно-правовые отношения представляют собой разновидность

Уникальность административно-правовых отношений заключается в том, что с одной стороны является элементом механизма административно-правового регулирования, а с другой стороны – целью функционирования данного механизма.

Предназначение механизма административно-правового регулирования состоит в переводе управленческих отношений в административно-правовые.

Административно-правовые отношения – это управленческие отношения, урегулированные нормами административного права, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями.

Административно-правовым отношениям присущи следующие особенности:

– являются властеотношениями, т. е. обусловлены неравенством участников;

– выступают результатом реализации административно-правовых норм;

– для них характерно наличие обязательного субъекта, наделенного полномочиями государственно-властного характера;

– возникают в связи с практической деятельностью органов государственного управления;

– могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны не является обязательным;

– споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном (административном) порядке;

– при нарушении требований административно-правовой нормы стороны несут юридическую ответственность перед государством с учетом тяжести наступивших последствий;

– по своей сути являются организационными, т. е. направлены на организацию совместной деятельности субъектов государственного управления.

Важное значение при характеристике административно-правовых отношений имеют их предпосылки, которые предваряют их возникновение. К числу предпосылок административно-правовых отношений относятся: наличие административно-правовой нормы, правосубъектность участников общественного отношения, юридический факт.

Административно-правовые отношения относятся к сложным юридическим явлениям, которым присуща определенная структура. К числу структурных элементов административно-правового отношения относятся: субъекты правоотношения, объекты правоотношения, содержание правоотношения.

Субъект административно-правовых отношений – это участник административно-правовых отношений (физическое или юридическое лицо), обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями.

Административная правосубъектность представляет собой единство двух элементов – административной правоспособности и административной дееспособности.

Административная правосубъектность физических лиц и организаций имеет существенные различия. Правосубъектность физических лиц, в отличие от юридических лиц, включает такие элементы, как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Административная правоспособность – это способность физического лица, в силу норм административного права, быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Правоспособность физического лица возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Она не может передаваться, быть объектом купли-продажи или отторгаться каким бы то ни было способом.

Административная дееспособность физического лица – способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность предопределяется рядом факторов, к числу которых относятся: возраст, состояние здоровья, уровень профессионального образования, квалификация, семейное положение и др.

Различают полную, частичную и ограниченную административную дееспособность. Полная дееспособность наступает с момента достижения лицом восемнадцатилетнего возраста. Частичная дееспособность подразделяется на дееспособность малолетних, лиц в возрасте от шести до четырнадцати лет и несовершеннолетних – от четырнадцати до восемнадцати лет.

Малолетние и несовершеннолетние вправе совершать действия, определенные в п. 2 ст. 29 ГК РФ.

Дееспособность может быть ограничена полностью или частично. Правом ограничения дееспособности обладает исключительно суд.

Ограничение дееспособности лишает физическое лицо права быть полноценным участником управленческих отношений.

Так, гражданин не может быть принят на государственную службу в случае признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Объекты административно-правовых отношений – это то, на что направлено воздействие субъектов отношений. К ним относятся самые разнообразные блага и явления, на которые распространяются субъективные права и юридические обязанности участников правоотношений. К их числу относятся следующие: предметы материального мира (земля, вода, недра, здания, сооружения, деньги и др.);

– личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, деловая репутация и др.); продукты духовного творчества (произведения литературы, живописи, кино и др.); поведение участников правоотношений, т. е.

взаимодействие физических лиц и их коллективов с окружающей действительностью, которое может осуществляться в активной форме (действие) или пассивной (бездействие); результаты поведения участников правовых отношений, т. е.

итоги действия или бездействия, которые могут быть как правомерными, так и противоправными.

Объектами административных правовых отношений являются все качественные разновидности объектов, которые перечислены выше.

административно-правовых отношений образуют субъективные права и юридические обязанности их участников. Субъективное право – это мера возможного поведения участника административно-правовых отношений, принадлежащая управомоченному лицу. Это потенциально возможное поведение, реализация которого определена административно-правовой нормой.

В этой связи при характеристике субъективного права используется слово «мера», что понимается как количественно-качественная характеристика определенного варианта поведения участника управленческого отношения. Управомоченный субъект может отказаться от реализации субъективного права без опасения за наступление негативных правовых последствий.

Реализация субъективного права предполагает активность, инициативу управомоченного лица.

Юридическая обязанность – это мера должного поведения субъекта в интересах управомоченного лица. Носитель юридических обязанностей не вправе отказаться от возложенной на него юридической обязанности.

Отказ от необходимого поведения или неполная реализация обязанности влечет наступление негативных юридических последствий для их носителя. Юридическая обязанность имеет определенные рамки, которые ограничены административно-правовой нормой.

Требование исполнения юридической обязанности сверх меры – это нарушение законности.

Совокупность субъективных прав и юридических обязанностей административно-правового отношения всегда конкретна.

Например, государственные гражданские служащие наделены общими правами и обязанностями, закрепленные в статьях 14, 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Совокупность субъективных прав и юридических обязанностей лица в сфере государственного управления образует его административно-правовой статус, который содержит закрепление юридического положения лица в сфере публичного администрирования.

Обязательными условиями возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, его предпосылками является наличие административно-правовой нормы, правосубъектности его участников, юридического факта.

Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма административного права связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

Посредством юридического факта запускается в действие административно-правовые отношения.

Он выполняет роль своеобразного катализатора, благодаря которому происходит правовая «реакция» под названием «административно-правовое отношение».

Учитывая разнообразие административно-правовых отношений, целесообразно рассмотреть проблемы классификации юридических фактов. В ее основу могут быть положены следующие признаки: порождаемые последствия, связь с волей участников, форма проявления.

В зависимости от порождаемых последствий различают правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие юридические факты. Правообразующие юридические факты влекут за собой возникновение административно-правовых отношений (например, поступление на государственную службу).

Правоизменяющие – преобразуют (изменяют) реально существующие отношения (например, назначение на вышестоящую государственную должность).

Правопрекращающие юридические факты влекут за собой прекращение существующих административно-правовых отношений (увольнение государственного служащего).

По отношению к воле людей юридические факты подразделяются на действия и события. Действиями признаются такие юридические факты, которые связаны с волей их участников. В зависимости от их соотношения с правовыми нормами различают правомерные и противоправные действия.

Правомерные действия также могут быть классифицированы с учетом направленности воли субъектов права.

Действия, которые совершены с намерением породить юридические последствия, называются юридическими актами (постановление по делу об административном правонарушении, приказ о назначении на должность государственного служащего и т.п.).

Событиями признаются такие юридические факты, которые влекут наступление юридических последствий независимо от воли субъектов. К числу событий относятся стихийные бедствия, рождение, смерть человека, достижение им определенного возраста. Они имеют юридическое значение, так как оказывают влияние на управленческие отношения.

По форме проявления различают положительные и отрицательные юридические факты.

Положительными юридическими фактами являются такие факты, с наличием которых административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений.

Отрицательные юридические факты связывают возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений с отсутствием определенного действия или события.

Административно-правовые отношения отличаются многообразием, поэтому для уяснения их сущности важным является видовая классификация. В зависимости от направленности различают внешневластные и внутриорганизационные административно-правовые отношения.

Внешневластные отношения направлены на реализацию тех задач, для разрешения которых создан субъект государственного управления, т. е. связаны с реализацией внешневластных полномочий органов исполнительной власти.

Например, отношения по поводу привлечения к административной ответственности, которые возникают между органами внутренних дел и лицом, совершившим административное правонарушение.

С учетом функций административно-правовых норм различают регулятивные и охранительные административно-правовые отношения. Регулятивные административно-правовые отношения представляют собой результат воздействия норм административного права на позитивные управленческие отношения.

Охранительные административно-правовые отношения возникают в силу возникновения конфликтов в сфере государственного управления. Совершенно очевидно, что подавляющее большинство административных отношений – это регулятивные отношения.

Только в тех случаях, когда положительным управленческим отношениям причиняется вред, в действие вступают охранительные нормы административного права, что предопределяется необходимостью защиты позитивных управленческих отношений.

По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, различают административно-правовые отношения, порождаемые правомерными и неправомерными действиями, событиями.

В подавляющем случае административно-правовые отношения являются результатом действия правомерных фактов, которые предусматриваются нормами административного права и выступают итогом реализации регулятивной функции административного права.

Вместе с тем имеют место и нарушения правовых предписаний, изложенных в административно-правовых нормах. Тогда в основе возникновения административно-правовых отношений выступают неправомерные (противоправные) факты.

Источник: https://studopedia.su/14_157329_administrativno-pravovie-otnosheniya-ponyatie-osobennosti-struktura-vidi.html

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, структура и виды

14.АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Административно-правовые отношения представляют собой разновидность

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Поскольку административно-правовые отношения являются разновидностью правовых отношений вообще, то они обладают всеми общими признаками, которые присущи любым правовым отношениям. Вместе с тем они обладают особенностями, которые свойственны им как административно-правовым отношениям.

Эти особенности состоят в том, что административно-правовые отношения складываются в сфере управления, т.е. непосредственной, повседневной деятельности по осуществлению управления социально-политической, социально-культурной и хозяйственной сферами, а также иной управленческой деятельностью.

Элементами структуры административно-правовых отношений являются:

— Субъекты (участники);

— Объекты (то, по поводу чего возникли отношения);

— правоотношения.

Следовательно, под структурой (составом) административно-правовых отношений принято понимать совокупность взаимосвязанных обязательных элементов: субъекты (их должно быть как минимум два), объект (объекты) правоотношения, содержание правоотношения и юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений — это лица и организации, которым административным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в сфере управленческой деятельности (таким образом становиться участниками административных правоотношений) и вступать в конкретное административно-правовое отношение. Субъектами правоотношений выступают право- и дееспособные физические лица, юридические лица и государство в целом.

Под объектом административно-правовых отношений в настоящее время большинство ученых понимает то, на что воздействуют субъективные права и юридические обязанности субъектов, т.е. волевое фактическое поведение участников правоотношений по осуществлению их прав и обязанностей.

Особенности административно-правовых отношений:

— это властные отношения, т.е. они обусловлены неравенством участников отношений;

— это результаты опосредования управленческих отношений административно-правовыми нормами;

— для них характерен обязательный субъект, наделенный полномочиями государственно-властного характера;

— возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти;

— могут возникать по инициативе любой из сторон и согласие второй стороны необязательно;

— споры о праве разрешаются чаще всего во внесудебном Административном порядке;

— при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством;

— по своей сути — организационные, т.е. направлены на тонизацию совместной деятельности людей и их коллективов.

1. Административно-правовые отношения по характеру правовой связи между субъектами:

а) вертикальные административные правоотношения (могут быть в форме организационной, функциональной подчинённости или межотраслевой координации). Это административно-правовые отношения, которые носят субординационный характер. Они имеют место там, где одна сторона подчинена другой. Это взаимоотношения, существующие между вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти

б) горизонтальные административные правоотношения.

(при издании совместных актов; при организации деятельности консультативно-совещательных органов; проведение совместных мероприятий) это те административно-правовые отношения, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически-власт­ные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно, тако­го рода правоотношения не столь распространены в сфере государст­венного управления, как вертикальные.

2. Административно-правовые отношения по юридическому содержанию:

а) Материальные административно-правовые отношения. Это такие правоотношения, которые возникли в сфере деятельности органов исполнительной власти, территориальных органов государственного управления, регламентируемые материальными нормами административного права. В этих нормах, как правило, отражена властная природа административного права.

б) Процессуальные.

К процессуальным административным правоотношениям относят те отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением дел и регулируются административно-процессуальными нормами, в сфере исполнения функций государственно-властными структурами. Например: рассмотрение и разрешение заявлений, предложений и жалоб граждан органами управления и их должностными лицами.

3. Административно-правовые отношения по способу защиты:

а) Административные правоотношения, защищаемые в административном порядке и в судебном порядке.

б) Правоотношения, защищаемые только в суде.

4. Административно-правовые отношения по составу участников:

— внутриаппаратные

— внешнеаппаратные

5. Административно-правовые отношения по цели:

— регулятивные

— охранительные

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_96552_administrativno-pravovie-otnosheniya-ponyatie-osobennosti-struktura-i-vidi.html

Административно-правовые отношения: понятие, особенности, виды, структура

14.АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Административно-правовые отношения представляют собой разновидность
Определение 1

Общественные отношения, находящиеся в сфере гос. управления, регулируемые при помощи административно-правовых норм, субъекты которых выступают как носители взаимных прав и обязанностей относятся к административно-правовым отношения.

Основанием и обязательным условием зарождения административных правоотношений выступают нормы административного права. Отсутствие административно-правовых норм исключает появление административно-правового отношения, но при этом возможно существование административно-правовой нормы самой по себе, без вызывания до определенного времени административных правоотношений.

Пример 1

Административно-правовые нормы, касающиеся чрезвычайных положений и реквизиций существуют, но не вызывают административно-правовых отношений до наступления конкретных обстоятельств и наличия определенных условий.

Особенности административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения могут обладать как универсальными для любых правоотношений свойствами, так и своеобразными, характерными отдельной отрасли атрибутами.

Главным отличием в ряду других правоотношений является их содержание.

Административные правоотношения необходимы для опосредования сферы организационной государственной деятельности и должной организации и организационного обеспечения функционирования гражданского общества.

Существование административно-правовых отношений характеризуется исключительно как правовое, в отличии от семейных, товарообменных, трудовых и др., объективно существующих в независимости от существования норм права, их регулирующих.

Функция государства заключается в их опосредовании, направлении в нужное русло с помощью норм отраслей частного права.

Если говорить об административно-правовых отношениях, то их существование обуславливается наличием регулирования с помощью норм админ. права.

Среди отличительных особенностей административно-правовых отношений стоит выделить также то, что они обладают огромным многообразием и всеобъемлющим характером. Буквально со дня рождения все граждане вступают в административные правоотношения.

Дальше происходит постоянное расширение и углубление их административной правосубъектности.

И после смерти граждан для оберегания памяти возникают административные правоотношения, которые регулируют специальные нормы, такие как законодательство о погребении, порядок ликвидации мест захоронения, перезахоронения и тд.

Виды административно-правовых отношений

Административно-правовые отношения классифицируются на основании различных факторов и оснований.

Исходя из характера взаимоотношений административные правоотношения разделяются на отношения материального и процессуального характера.

На основе характера взаимоотношений между субъектами выделяют:

  • вертикальные административные правоотношения, где субъектами выступают: министерство и подведомственная организация или же руководитель и подчиненный;
  • горизонтальные административные правоотношения, где в качестве субъекта выступают: два или более министерств со структурными подразделениями органа исполнительной власти в процессе внутренних взаимоотношениях;
  • диагональные административные правоотношения, в которых субъектами выступают, к примеру, государственный санитарный или пожарный инспектор, а также должностные лица объектов, подлежащих контролю.

По характеру юридических фактов, порождающих отношения, выделяют:

  • административные правоотношения, порожденные на основании правомерных действий. Такого рода отношения направленны на реализацию положений нормы права;
  • административные правоотношения, порожденные в результате неправомерных действий, и направленные на реализацию правовых санкции.

По времени действия нормативно-правовые отношения разделяют краткосрочные, бессрочные и срочные.

Исходя из объема и места в административно-правовой системе регулирования выделяют отношения общего, отраслевого и межотраслевого уровня, а также отношения на федеральном, региональном или местном уровнях.

Структура административно-правовых отношений: субъекты, объекты и юридические факты

Определение 2

Структура административно-правовых отношений представляет собой комплекс обязательных элементов, связанных между собой, таких как: субъекты, объекты, права и обязанности субъектов отношений и условия, приведшие к возникновению отношений такого типа, то есть юридические факты.

Субъекты административно-правовых отношений

Субъектом административных правоотношений могут выступать органы государственной власти, а также их структурные подразделения; должностные лица, служащие предприятий, учреждений и других организаций; граждане и объединения граждан.

Замечание 1

В обязательном порядке одной из сторон административных правоотношений должны выступать гос. органы или же их структурные подразделения и служащие. Существование административных правоотношения между двумя и более гражданами или их общественными объединениями невозможно, так как в этом случае ни одна из сторон не наделена императивными государственными полномочиями.

Объекты административно-правовых отношений

В качестве объектов административных правоотношения выступают действия, обстоятельства и предметы, то есть все, что привело к возникновению и развитию такого рода отношений. Объектами могут служить:

  • конкретные действия и поведение лиц;
  • личное, общественное или государственное имущество в процессе регистрации, конфискации, изъятия, приватизации и т.д.;
  • предметы, относящиеся к области духовного наследия;
  • права, свободы и обязанности, являющиеся базой административно-правового статуса граждан и их взаимоотношений с государственными органами;

Замечание 2

Большое количество объектов является можно считать отличительной особенность административно-правовых отношений в ряду других.

Каждый участник административных правоотношений наделен и субъективными правами, и обязанностями юридического характера, которые обеспечены защитой на государственном уровне и несут за собой право на применение санкций. По отношению к участникам административно-правовых отношений могут применятся разнообразные методы:

  • рекомендационный метод, дающий субъекту, которому направленны рекомендации, право их принятия, изменения согласно своих потребностей или оставления без последствий;
  • метод согласований, предполагающий взаимное согласование позиций всех субъектов взаимоотношений;
  • метод взаимной ответственности всех участников административных правоотношений;
  • административно-договорной метод, получающий все большее распространение в современных административных правоотношениях.

Юридические факты

В качестве основного условия для появления административно-правового отношения выступают юридические факты.

Определение 3

Под юридическим фактом подразумевается обстоятельство, приведшее к возникновению, изменению (развитию) или прекращению конкретных административных правоотношений.

Административно-правовые нормы вступают в действие только в результате наступления условий или событий, предусмотренных данной нормой, или конкретных действий юридического или физического лица. События и действия различны тем, что наступление и развитие событий не зависит от воли человека, а действия всегда характеризуются ясно выраженной направленностью.

В независимости от того, было действие правомерным или неправомерным, оно всегда порождает административные правоотношения, если ему законодательно присвоен статус юридического факта.

Еще одной характерной чертой административных правоотношений служит тот факт, что большинство из них возникают в результате правомерных действий, в отличии от отношений уголовно-правового характера.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativno-pravovye-otnoshenija/

14. Административно-правовые отношения

14.АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Административно-правовые отношения представляют собой разновидность

Административно-правовоеотношение имеет ряд особенностей,которые могут служить основой для ихотграничения от других видов правоотношений.Естественно, что эти особенностиобусловлены, прежде всего, той сферой,в которой они возникают, изменяются ипрекращаются.

Причем, они достаточносущественны, так как оказывают на природуадминистративно-правовых отношенийопределяющее влияние.

Всамом общем виде административно-правовоеотношение представляет собойурегулированное административно-правовойнормой управленческое общественноеотношение, стороны которого выступаютв качестве носителей взаимных прав иобязанностей, установленных игарантированных административно-правовойнормой.

Налицовыражение одной из существенныхособенностей административно-правовыхотношений, а именно то, что они представляютсобой не любое общественное отношение,а управленческое, получившее юридическую,в нашем случае — административно-правовую окраску.

15. Виды админитративно-правовых отношений

Диапазон управления,осуществляемый исполнительной властью,многоаспектный. Отношения, которыевозникают в результате управленческойдеятельности, различаются между собойпо отдельным признакам, которые являютсяоснованием для их классификации.

Административно-правовыеотношения подразделяются на виды: взависимости от элемента юридическойнормы; по содержанию; по характерудействий обязанного субъекта; взависимости от распределения прав иобязанностей между сторонами; похарактеру связей между сторонами.

В зависимости отэлемента юридической нормы (диспозицииили санкции) административныеправоотношения делятся на регулятивныеи охранительные.

Регулятивныеправоотношения— это правовое регулированиеорганизационных управленческих отношенийв обществе, связанных с реализациейположительных задач исполнительнойвласти. Примером таких правоотношенийможет служить постановление КабинетаМинистров Украины от 2 августа 1996 г.

«Осоздании единой государственнойавтоматизированной паспортной системы»,которым предусмотрено проведениеорганизационной работы, связанной ссозданием единой государственнойавтоматизированной паспортной системы.

Организация создания такой системывозложена на Министерство внутреннихдел Украины, а общее руководство — наМежведомственную комиссию по координациипроведения паспортизации граждан.

Охранительныеправоотношениярегулируют правоохранительнуюдеятельность путем установления правовыхзапретов и применения к нарушителяммер административного принуждения,например, мер административногопресечения (задержание правонарушителей),административной ответственности идругих мер административного воздействия.

По содержаниюадминистративно-правовые отношенияразделяются на материальные ипроцессуальные.

Материальныеадминистративно-правовые отношениявозникают на основе материальной нормы.

Административно-процессуальныеотношения — это отношения, которыескладываются в связи с решениеминдивидуальных дел в сфере управленияи регулируются административно-процессуальныминормами.

Типичным примером этого можетбыть Порядок рассмотрения обращенийграждан в сфере управленческойдеятельности (раздел II Закона Украиныот 2 октября 1996 г. «Об обращенияхграждан»[1]).

Административно-процессуальныенормы этого Закона регулируют рассмотрениепредложений (замечаний), заявлений(ходатайств) и жалоб граждан.

Административно-процессуальныеотношенияздесь возникают между органамигосударственной власти, органамиместного самоуправления, учреждениями,организациями независимо от формсобственности, объединениями граждан,предприятиями, средствами массовойинформации, их руководителями и инымидолжностными лицами и гражданами.

По характерудействий обязанного субъект аадминистративно-правовые отношениямогут быть активными, т. е.

обязанныйсубъект должен совершить определенныедействия (гражданин, которому исполнилось16 лет, обязан получить паспорт, сполучением повестки явиться в военкомат),или пассивными — обязанный субъектдолжен воздержаться от совершенияопределенных действий (от совершенияправонарушения: дисциплинарного,административного).

В зависимости отраспределения прав и обязанностей междусторонами административно-правовыхотношений они могут быть как односторонние,так и двусторонние (взаимно обусловленныеправа и обязанности субъектовправоотношений).

По характеру связеймежду сторонами административно-правовыхотношений последние разделяются навертикальные и горизонтальные.

Вертикальныеадминистративно-правовые отношения— это отношения субординационногохарактера. Они имеют место там, где однасторона подчинена другой.

Этовзаимоотношения, существующие междувышестоящими и нижестоящими органамиисполнительной власти (например,отношения Министерства образования инауки Украины с управлением образованияобластной государственной администрации).

Вертикальные административно-правовыеотношения существуют и тогда, когдаодна из сторон, наделенная определеннымобъемом властных полномочий, имеетправо издавать акты, осуществлятьпредписания, которые являются обязательнымидля неподчиненной стороны.

Примеромтаких отношений может быть деятельностьорганов специальной компетенции(санитарная, ветеринарная и другиеинспекции).

Характерная особенностьвертикальных отношений состоит в том,что в них наиболее ярко проявляетсяосновной метод административно-правовогорегулирования — метод властногоподчинения относительно участниковадминистративных правоотношений. Ноадминистративно-правовые отношения,как уже отмечалось, не всегда являютсяотношениями, которые строятся по методувласти и подчинения. Эти отношениявозникают и действуют на основании каквласти и подчинения, так и равенствасторон. В административно-правовыхотношениях, как правило, правам однихсубъектов отвечают обязанности другихи, наоборот, обязанности одних отвечаютправам других.

Горизонтальныеадминистративно-правовые отношениявозникают между неподчиненными органамигосударственной власти, предприятиями,учреждениями, организациями, должностнымилицами, гражданами.

Иными словами, этоотношения, участники которых не находятсяв подчинении друг друга (например,отношения, которые возникают междуорганами исполнительной власти игражданином в связи с назначениемпенсии, рассмотрением заявления, жалобы,и т. п.).

Защитаадминистративно-правовых отношенийосуществляется в административном исудебном порядке. Споры рассматриваютсяи решаются в большинстве случаев вадминистративном порядке, т. е.непосредственно распоряжениемуполномоченного на то органа исполнительнойвласти в внесудебном порядке, в границахадминистративной юрисдикции.

Судебнаязащита административно-правовых (каки других) отношений гарантируетсяКонституцией и иным законодательствомУкраины, а права и свободы человека игражданина защищаются судом путемобжалования в суде решений, действийили бездеятельности органов государственнойвласти, органов местного самоуправления,должностных и служебных лиц.

Источник: https://studfile.net/preview/7037523/page:6/

Виды административно-правовых отношений

14.АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Административно-правовые отношения представляют собой разновидность

1. Понятие административно-правового отношения и его структура

Административные отношения — общественные отношения, возникающие в сфере и по поводу государственного управления.

Административные отношения являются разновидностью правовых отношений и выражают все основные признаки, присущие правоотношениям в целом. Вместе с тем административные правоотношения имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов отношений.

Административные отношения представляют собой не всякие общественные отношения, а лишь управленческие. Они возникают в области функционирования исполнительной власти или в областях, так или иначе связанных с государственным управлением. Государственное управление распространяется на экономическую, социально-культурную, политическую и иные сферы деятельности государства.

Особенность административно-правовых отношений проявляется в сфере их возникновения. Они возникают в связи с практической реализацией исполнительно-распорядительных функций государства в лице его исполнительных органов и должностных лиц.

При этом необходимо учитывать, что административное право интересуют только те отношения, которые связаны с управлением, а не любые отношения с участием органов исполнительной власти и должностных лиц.

Так, гражданско-правовые отношения с участием государства — предмет регулирования все же по большей части гражданского права.

Административно-правовые отношения могут возникать, равно как и прекращаться, по инициативе одной стороны таких отношений.

Инициатором их возникновения или прекращения вправе выступить должностное лицо государства, юридическое лицо, гражданин или любой иной субъект в рамках предоставленных законодательством полномочий.

В отличие от этого гражданско-правовые отношения, например, возникают, изменяются и прекращаются, как правило, по соглашению сторон.

В связи с тем, что это управленческие отношения, они являются властеотношениями, т.е. построены по принципу «власть — подчинение», где изначально предполагается неравенство сторон.

В административных отношениях выражаются воля и интересы государства, и, значит, они носят публично-правовой характер.

Административные отношения требуют наличия особого субъекта. В качестве такового выступает исполнительная власть в лице ее полномочных представителей, наделенных властью и возможностью реализации этой власти.

Для административных отношений характерно то, что они не ограничены рамками своей отрасли Административного права. Они проникают в иные отрасли права и в предусмотренных случаях регулируют отношения, относящиеся к предмету иных отраслей.

Например, зачисление работника на работу оформляется приказом администрации предприятия, который, по сути, является управленческим актом.

Административному регулированию подвержены некоторые отношения земельного, природоохранного, налогового права.

Если для гражданско-правовых отношений характерно наличие ответственности одной стороны перед другой стороной возникших отношений, то для административных отношений это не свойственно. Нарушения в сфере административного права расцениваются как нарушения, направленные против публичных интересов. Соответственно ответственность наступает перед государством.

Это далеко не весь перечень характерных особенностей административных отношений, здесь мы рассмотрели лишь некоторые из них.

Административное правоотношение имеет свой состав (структуру). Его элементы – субъекты (участники), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание (порядок осуществления управленческой деятельности).

2. Юридические факты в административном праве

Административно-правовые отношения возникают при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами.

Это — юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями данной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

В качестве юридических фактов выступают, как правило, действия, а в некоторых случаях — события.

Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. По характеру различаются правомерные и неправомерные действия.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям административно-правовых норм.

В качестве юридических фактов выступают правомерные действия граждан и других возможных участников административно-правовых отношений.

Например, подача гражданином жалобы влечет за собой возникновение конкретного административного правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется.

Особенностью юридических фактов по административному праву является то, что основным видом правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся к конкретному адресату и делу, характер.

Прямое их юридическое последствие — возникновение, изменение или прекращение административно-правового отношения.

Например, приказ о назначении на должность влечет за собой возникновение государственно-служебных отношений, являющихся разновидностью административно-правовых.

Неправомерные действия не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их.

Это — дисциплинарные и административные проступки как наиболее характерные для сферы государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения.

К числу неправомерных относится также бездействие (например, непринятие службой внутренних дел необходимых мер по обеспечению общественного порядка).

События — явления, независимые от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие и проч.).

3. Виды административно-правовых отношений

Государственное управление охватывает многообразные сферы, поэтому административно-правовые отношения различны по своему характеру, направленности и содержанию.

Классификацию административных отношений можно представить следующим образом:

По юридическому характеру:

— Материальные, возникающие в сфере управления и регулируемые материальными нормами.

— Процессуальные, возникающие в сфере управления при разрешении индивидуально-конкретных дел и регулирующиеся процессуальными нормами.

В зависимости от субъектов административных отношении:

— Отношения между вышестоящими и нижестоящими органами. Например, между ректоратом и факультетом

— Различными органами, не подчиненными друг другу.

— Отношения между государственными и негосударственными органами.

— Органами государственного управления и гражданами.

По соотношению прав и обязанностей у субъектов:

— Горизонтальные, складывающиеся между несоподчиненными субъектами. Например, между различными министерствами.

— Вертикальные. Отношения, в которых один участник подчинен другому. Они возникают по волеизъявлению полномочного органа или должностного лица исполнительной власти и помимо или даже вопреки волеизъявлению другого субъекта.

В зависимости от характера отношений:

— Отношения, связанные с непосредственным управлением.

— Отношения, не связанные с непосредственным управлением.

По областям деятельности:

— В сфере управления народным хозяйством.

— В сфере социально-культурного строительства.

— В сфере административно-политического строительства.

По способам защиты:

— В административном порядке.

— В судебном порядке.

Лекция 4. Субъекты административного права

Вопросы: 1. Понятие субъектов административного права и их виды

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-12-10; просмотров: 8302; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/6-14757.html

4.Административно-правовые отношения: понятие, виды, особенности

14.АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: Административно-правовые отношения представляют собой разновидность

Административно-правовыеотношения – это общественные отношения,урегулированные нормами административногоправа, возникающие в сфере исполнительнойвласти (государственного управления).Признаки административных правоотношений:

являются публичнымиправоотношениями, имеющими в своейоснове общественный, государственныйинтерес;

носят властныйхарактер, так как в процессе возникновения,изменения и прекращения данныхправоотношений реализуется государственноеуправление;

являютсяорганизационными, поскольку государственноеуправление связано с организационнымиустановками, что и проявляется ворганизационном характере административныхправоотношений;

в случае нарушенияадминистративно-правовых отношенийнаступает административная ответственностькак способ их защиты.

Административныеправоотношения отличаются особымадминистративно-правовым порядкомразрешения споров участниковправоотношений. Разрешение спорныхситуаций, возникающих в процессесуществования административногоправоотношения, может осуществлятьсяв рамках других административно-правовыхотношений. Таким образом, административныеправоотношения разрешаются внутрисамой системы.

Структураадминистративно-правовых отношений:

объект административныхправоотношений – то, на что направленысубъективные права и юридическиеобязанности участников административно-правовыхотношений;

субъект административныхправоотношений совпадает с субъектомгосударственного управления – это либогражданин, либо объединение граждан, втом числе государственный орган;

юридические факты,обусловливающие возникновение, изменениеи прекращение правовых отношений;

содержание, котороевключает в себя субъективные права июридические обязанности;

методадминстративно-правового регулированияпоказывает способ взаимодействиясубъектов административных правоотношений;

способы защитыадминистративно-правовых отношений(самозащита, административный, судебный).

Видыадминистративно-правовых отношений:

1) по характеруправоотношений:

материальные,основанные на нормах материальногоправа;

процессуальные,возникающие в связи с практическойреализацией материальных норм;

2) по видувзаимоотношений, возникающих междусубъектами:

горизонтальные –возникают при взаимодействии властныхструктур между собой в условиях, когдаотсутствует соподчиненность;

вертикальные –возникают с случаях, когда одна сторонаправоотношений организационно или инымобразом подчинена другой либо когдазаконом предусмотрена обязательностьактов управляющего субъекта;

субординационные– основаны на властных правомочияходного из субъектов в отношении другого(соподчинение);

координационные– властные полномочия используютсядля эффективной совместной деятельностинескольких управляющих субъектов;

3) по целям:

регулятивные –регулируют экономические отношения иличные неимущественные отношения. Припомощи данного вида отношенийосуществляется правомерная деятельностьграждан и организаций;

охранительные –направлены на регламентацию мерюридической ответственности, а такжегосударственно-принудительных мерзащиты субъективных прав.

Особенности:

для административно-правовыхотношений в наибольшей степени характернопроявление властной природы права. Иэта их особенность не колеблется вусловиях проведения экономическихреформ, так как они (условия) настоятельнодиктуют необходимость расширения сферынормативного регулирования, придающегоразнообразным общественным отношениям,включая управленческий, юридическийхарактер.

в административно-правовыхотношениях всегда выделяется субъектуправления, всегда налицо приоритетволи такого субъекта, имеющей своимадресатом сознательно-волевое поведениетех участников этого рода правовыхотношений, которые выступают в ролиобъекта управления, всегда в том илиином варианте находит свое выражениесоподчинение воль, всегда воле«властвующего» участника подчиняетсяволя иных участников таких правовыхотношений.

для административно-правовыхотношений характерна особая сфераобщественной и государственной жизни– сфера государственного управления.

специфическойособенностью административно-правовыхотношений является то, что во всехслучаях необходимо следующее непременноеусловие – обязательное участие в нихстороны, наделенной юридически властнымиполномочиями. Такой стороной являютсяорганы государственного управления,т.е. субъекты исполнительной власти, атакже представляющие их должностныелица.

административно-правовыеотношения могут возникать и вопрекижеланию или согласию второй стороны.

ответственностьстороны административно-правовогоотношения наступает перед государствомв лице его соответствующих органов(исполнительных либо судебных). Такойпорядок ответственности обусловлентем, что нарушение административно-правовыхнорм посягает на публично-правовыеинтересы, которые, как уже известно,способны выразить только государственныеорганы.

Источник: https://studfile.net/preview/6212217/page:4/

Studio-pravo
Добавить комментарий