13. Сущность и роль государственного бюджета:      Основным инструментом финансов является бюджет. Государственный

Введение

13. Сущность и роль государственного бюджета:      Основным инструментом финансов является бюджет. Государственный

Приоритетную, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры всякого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики.

Первостепенным инструментом государственной реализации экономической и социальной политики является финансовый механизм — финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли, не затронуть, сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Вне всяких сомнений, успех экономического реформирования в нашей стране обусловлен векторами преобразования финансовой системы общества, бюджетной политикой государства и её грамотностью.

Ключевым механизмом реализации экономической и социальной политики является финансовая система и входящий в ее состав — государственный бюджет. Посредством гос. бюджета осуществляется целенаправленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Не лишним будет привести несколько более расширенное толкование понятия бюджета государства.

Государственный бюджет — это экономические отношения между государством и субъектами всех форм собственности и отдельными гражданами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций.

Посредством государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.

Бюджет показывает объёмы необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране.

Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Вместе с тем бюджет правомерно рассматривать как экономическую категорию, которая выражает определенные экономические отношения. Бюджет — категория свойственная различным отношениям.

Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства.

Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.

Бюджетные отношения, как экономическая категория, являются составной частью финансовых отношений, следовательно, им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет выполняет следующие ключевые задачи:

  • * перераспределение ВВП;
  • * государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • * финансовое обеспечение бюджетной сферы и реализации социальной политики государства;
  • * контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных ресурсов.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП.

С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, управляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов.

Регулируя, таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

  • 1) образование доходов бюджета;
  • 2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В процессе образования доходов бюджета происходит принудительное изъятие в пользу государства части ВВП, созданного в процессе общественною воспроизводства. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Основным источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т. д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Структура бюджетных доходов подвижна и во многом определяется конкретными экономическими условиями. Например, в странах с высоким уровнем жизни основой налоговых доходов являются доходы с физических лиц, а в странах с низким уровнем жизни — косвенные налоги и налоги с юридических лиц. государство доходы бюджетный безвозмездный

Бюджетная система государства — это совокупность бюджетов государственно-территориальных и административно-территориальных образований, находящихся в определенной взаимосвязи друг с другом на основе принципов, установленных законодательством.

Состав бюджетов, входящих в бюджетную систему, и формы их взаимосвязей зависят от типа государственного устройства страны (федеративного или унитарного).

Последнее определяет административно-территориальное деление страны, уровни государственной власти и соответствующие им органы государственной власти, основы разграничения полномочий между ними.

Как и любая система, представляющая совокупность элементов, находящихся в определенной взаимосвязи, бюджетная система состоит из отдельных элементов — видов бюджетов и уровней бюджетной системы.

Вид бюджета означает форму образования и расходования бюджетных ресурсов определенного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Совокупность определенных видов бюджета, соответствующих определенному уровню государственной власти или местного самоуправления, представляет уровень или звено бюджетной системы.

Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. С этой точки зрения государства можно подразделить на три типа: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство по административно-территориальному делению едино и не имеет в своем составе автономных образований. В государстве действует конституция и единые органы власти, осуществляющие централизованное управление политическими, экономическими и социальными процессами. Бюджетная система такого государства имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.

Конфедеративное (союзное) государство представляет собой союз суверенных государств, объединенных для совместного решения политических, военных и экономических задач. Бюджет союзного государства формируется из взносов каждого государственного образования, образующего конфедерацию. У государств, входящих в конфедерацию, имеются собственные бюджетные системы.

Федеративное государство представляет собой такое административно-территориальное устройство, которое состоит из государственных образований, имеющих собственную государственность и обладающих определенной политической самостоятельностью в соответствии со своими конституциями и законами. К такому типу государственного образования относятся Российская Федерация.

«Бюджетная система Российской Федерации — совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве РФ и регулируемая нормами права. Корни современной бюджетной системы России следует искать в её истории. Таким образом, в следующем параграфе курсовой работы будет рассмотрена история развития бюджетной системы Российской Федерации.

Page 3

Бюджетная система РФ представляет собой комплекс отношений, реализуемых между разнообразными субъектами в ходе:

  • -формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
  • -составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Исходя из положений Бюджетного Кодекса РФ, бюджетная система России, состоит из бюджетов следующих уровней:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты муниципальных районов, городских округов;

бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность всех бюджетов на соответствующей территории составляет консолидированный бюджет.

Базовыми принципами формирования бюджетной системы РФ можно назвать следующие:

единство бюджетной системы РФ (статья 29 БК РФ);

разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ (статья 30 БК РФ);

самостоятельности бюджетов (статья 31 БК РФ);

полноты отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов (статья 32 БК РФ);

сбалансированности бюджета (статья 33 БК РФ);

эффективности и экономности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ);

общего (совокупного) покрытия расходов бюджета (статья 35 БК РФ);

гласности (статья 36 БК РФ);

достоверности бюджета (статья 37 БК РФ);

адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 БК РФ).

Правовой статус субъектов бюджетных отношений в РФ регламентируется:

  • -Бюджетным кодексом Российской Федерации (это ключевой законодательный акт);
  • -Соответствующими специальными законами — федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
  • -Указами Президента Российской Федерации; —
  • -Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  • -Соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.

В условиях федеративного государства бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной стороны создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена — федерального бюджета, сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом.

Таким образом, государственная бюджетная система оказывает воздействие па все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.

В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохранил свою ведущую роль, изменились лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств.

Источник: https://studwood.ru/785584/finansy/ponyatie_suschnost_funktsii_gosudarstvennogo_byudzheta

Понятие, сущность и роль бюджета

13. Сущность и роль государственного бюджета:      Основным инструментом финансов является бюджет. Государственный

 Центральное место в любой финансовой системе занимает бюд­жетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюд­жет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ.

budget — сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспече­ния функций и задач соответствующих органов власти (государствен­ной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает со­держание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве.

Бюджет в этом смысле — основа функ­ционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший ис­точник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на ре­шении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финан­совой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-эконо­мическая роль бюджета.

В условиях планово-директивной экономи­ки бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества.

Рыночная экономика из­менила   соотношение   между   централизованными   (прежде   все­го — бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних.

Бюджетные средства все в большей степени сосре­доточиваются на решении глобальных, общенациональных задач — структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурентоспособности отечественного производителя и т. п.

Усили­вается социальная направленность бюджета, ориентация его на осу­ществление программ, связанных с обеспечением защищенности на­селения от рыночных рисков, инфляционных и кризисных явлений.

Все это осуществляется на фоне правовой и организационной под­держки предпринимательства, стимулирования его инициативы, раз­вития децентрализованных фондов денежных средств.

С сущностный позиций как экономическая категория бюджет рассматривается как система экономических (денежных) отношений между государством, экономическими субъектами и населением по поводу перераспределения части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования особого централизованного фонда денежных средств для удовлетворения наиболее важных на данном этапе развития потребностей общества. Такой подход нахо­дит развитие в трактовках более прикладного характера.

Так, в Бюд­жетном кодексе РФ (ст.

6) с позиции хозяйственной практики бюд­жет трактуется как форма образования и расходования фонда денеж­ных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В этом случае бюджет интерпретируется со стороны источников его формирования и тех конкретных форм, в которых осуществляется движение (расхо­дование) бюджетных средств, а также со стороны отношений, состав­ляющих суть этих процессов.

В ряде исследований под термином «бюджет» понимается сово­купность доходов и расходов, приведенная в определенную систему и приуроченная к определенному периоду времени. Так, известный финансист дореволюционной России Л. В. Ходский писал: «Под го­сударственным бюджетом …

разумеют бюджетную роспись, т. е.

рос­пись (со всеми приложениями) государственных расходов и предпо­лагаемых для покрытия их доходов на определенный период време­ни, составленную (как проект) финансовым управлением, рассмотренную в законодательном учреждении и скрепленную (ут­вержденную) представителем верховной власти».

Этот подход характеризует бюджет как финансовый план страны, который формируется и исполняется в установленном порядке, представляет собой юридически оформленный документ (имеет силу закона), где в количественном выражении отражается процесс получения и распределения государством денежных ресур­сов. Составление и контроль за исполнением бюджета находятся в исключительной компетенции государственных органов власти.

Бюджет как главный финансовый план страны закрепляет юри­дические права и обязанности участников бюджетных отношений, координирует и организует деятельность всех звеньев финансовой системы, всех участников хозяйственных связей. Координация осу­ществляется через взаимосвязь показателей бюджета с показателями других финансовых планов, инвестиционных программ и т. п.

В ча­стности, в финансовых планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и для ряда предприятий — возмож­ные поступления из бюджета; все средства, выделяемые по смете госбюджетным органам, структурам полностью проходят по расход­ной части соответствующего бюджета.

Бюджет — это специфический, универсальный финансовый план, поскольку его показатели охваты­вают практически все сферы экономического и социального разви­тия страны.

В контексте этих подходов в хозяйственной практике бюджет рассматривается и используется государством как важнейший инст­румент финансового регулирования.

Бюджетное регулирование — процесс распределения доходов и пере­распределения средств между бюджетами разных уровней в целях вы­равнивания доходной базы местных бюджетов, осуществляемый с уче­том государственных минимальных социальных стандартов (ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»). Основой бюджетного регулирования являет­ся закрепленное законом распределение источников доходов между бюджетами разного уровня.

В составе бюджетов могут создаваться це­левые и резервные бюджетные фонды, средства которых в целях осу­ществления социальных, экономических и других программ, покрытия дефицита, ликвидации последствий стихийных бедствий могут переда­ваться безвозмездно в бюджеты нижестоящих уровней. Регулирующее воздействие на субфедеральный уровень и товаропроизводителей госу­дарство оказывает также через систему налогообложения, государствен­ные кредиты и инвестиции, процентные ставки и т. п.

Бюджетное регулирование — одна из важнейших хозяйственных функций государства. Цель его — поддержание стабильности экономи­ки, обеспечение ее сбалансированности, структурных сдвигов, решение глобальных задач функционирования и развития общества.

Бюджет­ное регулирование достаточно развито в различных экономических системах.

Хотя, следует сказать, что в условиях рыночной экономики степень государственного вмешательства в движение финансовых ре­сурсов регионов и предприятий гораздо меньше, чем в экономике не­рыночного типа и носит, как правило, косвенный характер.

Таким образом, бюджет — это объективно обусловленное звено финансовой системы, особый сегмент денежных отношений, связан­ный с формированием, распределением и использованием централи­зованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспече­ния функцийи задач государства и его территориальных подсистем; это главный финансовый план страны, важнейший инструмент госу­дарственного регулирования.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-finansam/ponyatie-suschnost-i-rol-biudzheta-1436

Studio-pravo
Добавить комментарий