13. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Административное право России

13. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему, закрепленную Конституцией РФ. В этом смысле конституционные права и обязанности приобретают нередко реальное значение, когда они трансформируются в административно-правовые.

Конституционное положение о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, не исключает того, что конституционные права предполагают ту или иную степень участия административного права в правовом механизме их реализации.

Возникновение права собственности, например, часто удостоверяется юридическим документом, выдаваемым уполномоченным на это административным правом органом или должностным лицом.

Конституционный запрет на насилие «уживается» с правом работника милиции применять физическую силу, специальные сродства в случаях угрозы жизни людей, общественной безопасности.

Права и обязанности граждан по содержанию можно изначально подразделить на две группы:

а) статутные, указывающие на положение гражданина в социальной структуре страны. Они имеют универсальное значение, поскольку не увязываются с темп или иными сферами общества.

Таких прав немного, но, с точки зрения своего содержания, они стоят особняком и не могут быть объединены в группы с другими правами.

Например, право на жизнь, право на пользование родным языком, запрет на высылку гражданина РФ за ее пределы или выдачу его другому государству, запрет на принудительный труд и др.;

б) адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут реализовываться. Они делятся: на личные (личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни) социально-экономические (право частной собственности, право на не запрещенную законом предпринимательскую деятельность и др.

); социальные (право на социальное обеспечение, на образование, на охрану здоровья и др.); социально-культурные (право на свободу литературного, художественного творчества, на участие в культурной жизни и др.); политические права и свободы (право на свободу слова, право проводить собрания, митинги и т.д.

).

Административное право влияет на осуществление конституционных прав, обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений (право на личную неприкосновенность, на неприкосновенность жилища и др.).

Наиболее значительно влияние административного права на осуществление тех прав, свобод и обязанностей, процесс которого предполагает конкретизацию конституционных положений, взаимодействие граждан с управленческими структурами, контроль с их стороны за соблюдением конституционного принципа: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» (п. 3 ст. 17 Конституции РФ).

Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего следующие права, свободы и обязанности:

1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. В результате гражданин может стать соучастником либо непосредственным субъектом управленческой деятельности.

Гражданин может участвовать в управлении делами государства, реализуя право доступа к государственной службе. Нормативными правовыми актами предусматриваются также различные формы взаимодействия граждан РФ непосредственно либо через их объединения с органами государственного управления как в процессе реализации ими субъективных прав и обязанностей.

так и в обеспечении публичных интересов.

Граждане участвуют в осуществлении местного самоуправления в различных формах, в том числе и через его органы, а также в статусе муниципальных служащих.

2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Административная правосубъектность общественных объединений, в частности, их взаимоотношения с гражданами, а также с органами государственного управления и местного самоуправления, детализируется в специально изданных правовых актах.

3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, т.е. публичное мероприятие (акцию).

4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Основания и порядок применения административного задержания, а также ареста урегулированы, в основном, законодательством об административных правонарушениях.

По общему правилу, срок административного задержания не должен превышать три часа, а в исключительных случаях — не более 48 часов (ст. 27.5 КоАП РФ).

Например, лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, посягающего на установленный режим Государственной границы РФ, о нарушении таможенных правил и т.д.

Случаи, допускающие административное задержание не более 48 часов, должны быть предусмотрены федеральным законом.

Административный арест ограничен законом как по основаниям его назначения, так и по кругу лиц, в отношении которых он может быть применен, а также по сроку и порядку его назначения (ст. 3.9 КоАП РФ).

Что касается личной неприкосновенности, то право на нее ограничивается в случаях, когда поведение гражданина является противоправным.

К гражданам, совершившим правонарушения, могут быть применены физическое насилие и иные меры принуждения в целях пресечения правонарушения, обеспечения производства по делу и обеспечения выполнения постановления о применении наказания (применение приемов борьбы, личный досмотр и др.).

6. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Законодательством предоставлено право проникать в жилище против воли проживающих в них лиц, например: работникам милиции в установленных случаях; уполномоченным должностным лицам налоговой инспекции в отдельных случаях, связанных с контролем соблюдения налогового законодательства; военнослужащим внутренних войск — при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо при наличии достаточных данных полагать, что в жилище совершено или совершается преступление либо произошел несчастный случай; судебным приставам, исполняющим решения судов.

7. Право на передвижение. Каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации. Они предусмотрены Законом РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации».

Данное право может быть ограничено: в пограничной полосе; в закрытых военных городках; в закрытых административно-территориальных образованиях; в зонах экологического бедствия: на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности; на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Этим Законом вместо прописки, существовавшей до его принятия, введена регистрация граждан Российской Федерации и установлены основы порядка ее осуществления.

В настоящее время ограничения указанного права в пределах РФ допускаются в основном в соответствии с этим Законом.

Процедуры и организационный механизм, связанные с обеспечением исполнения этого Закона, определены Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденными постановлен нем Правительства РФ от 17 июля 1995 г.

Законом и Правилами установлены особенности регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства. В соответствии с федеральным законом гражданину отказывается в регистрации по месту жительства, если: дом (жилое помещение) грозит обвалом, размер жилой площади, приходящейся на одного проживающего, окажется менее нормы жилой площади, установленной федеральным законом, и др.

Постановлением от 17 июля 1995 г. утвержден перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ регистрация по месту жительства является уведомительной, а не разрешительной мерой.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями, уставами и законами субъектов РФ.

Правовыми актами субъектов РФ вышеназванные Закон и Правила адаптируются к конкретным условиям, регламентируя организацию практического осуществления регистрации и снятие с регистрационного учета граждан РФ.

Лица, находящиеся на территории Российской федерации, могут свободно выезжать за ее пределы. Правом беспрепятственного возвращения в РФ обладают только ее граждане.

Порядок реализации этих конституционных прав регламентируется Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

Им регламентируется порядок осуществления указанных прав как гражданами РФ, так и иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Данным Законом предусмотрены основания и порядок ограничения права гражданина Российской Федерации на выезд из РФ, а также устанавливается, что он не может быть лишен права на въезд в РФ. Выезд гражданина РФ не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав.

Въезд и выезд граждане РФ осуществляют по действительным документам, удостоверяющим личность гражданина за пределами РФ. Такими основными документами являются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение моряка). Порядок оформления, выдачи и изъятия эти документов определяется указанным Законом.

Случаи возможных временных ограничений прав гражданина РФ на выезд оговорены в самом Законе и касаются лиц, обладающих сведениями, которые относятся Законом РФ «О государственной тайне» к сведениям особой важности и совершенно секретным. При этом возможность временного ограничения должна быть оговорена в трудовом договоре (контракте).

Кроме того, ограничен определенными сроками выезд за границу лиц, призванных на военную службу; задержанных по подозрению в совершении преступления либо привлеченных в качестве обвиняемых; осужденных за совершение преступления: уклоняющихся от исполнения обязательств, наложенных судом; сообщивших о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда.

8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом.

Осуществление этого права регламентируется Законом РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», а также отдельными указами Президента РФ, направленными на обеспечение этого права.

Отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах безопасности РФ, регулируются Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне».

9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, закреплено в ст. 53 Конституции РФ. Гражданский кодекс РФ предусматривает право граждан на возмещение вреда, причиненного также органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Вред, причиненный гражданину незаконными действиями (бездействием) указанных органов и должностных лиц, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования. По этим же основаниям и в таком же порядке подлежит возмещению вред, причиненный гражданину в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры.

Однако вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного наказания в виде ареста, возмещается за счет казны РФ, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта РФ или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц этих правоохранительных органов, а также суда. Порядок возмещения вреда в таких случаях должен определяться законом.

Возмещение вреда гражданину в рассмотренных случаях по своей сути представляет собой один из гражданско-правовых способов, во-первых, защиты законных прав и интересов граждан, а во-вторых, укрепления законности в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц во взаимоотношениях с гражданами. При этом следует иметь в виду, что в широком смысле органы прокуратуры, суда также относятся к органам государственной власти, а их ответственность выделяется исходя из специфики выполняемых ими функций.

Для правильного понимания значения этих и иных конституционных прав для реальной жизни людей необходимо иметь в виду, что:

во-первых, права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Но понимание «меры», «необходимости», «целей» может быть различным и всегда привязано к их пониманию заинтересованными властными структурами;

во-вторых, закрепление ряда прав сопровождается бланкетными нормами, предусматривающими издание закона, регламентирующего возможность и режим их осуществления (например, случаи проникновения в жилище против воли проживающих в нем лиц, перечень сведений, составляющих государственную тайну, и т.д.), определяется федеральными законами;

в-третьих, ограничение некоторых прав возможно на основании судебного решения (например, ограничение права на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений и т.д.); но такие решения, в свою очередь, должны быть основаны на законе;

в-четвертых, многие права закрепляются без подобных оговорок, однако их осуществление будет невозможно без издания закона, устанавливающего режим и механизм их осуществления (например, право на передвижение, право на объединение, право на благоприятную окружающую природную среду и др.);

в-пятых, ряд положений Конституции РФ, посвященных правам, в действительности представляет собой декларации, провозглашающие цели, к которым необходимо стремиться.

Конституция РФ содержит принципиально важную оговорку о том, что перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

За их пределами граждане РФ имеют и другие права, в том числе и входящие в содержание их административно-правового статуса.

Например, право на изменение фамилии, имени и отчества, право на управление транспортными средствами, право на донорство, на приобретение оружия и др.

Граждане, достигшие 18-летнего возраста, имеют право на изменение фамилии, имени и отчества. Этот вопрос решается по инициативе самих граждан органами загса в соответствии с Законом РФ от 15 ноября 1997 г.

«Об актах гражданского состояния».

Не допускается изменение фамилии, имени и отчества, если заинтересованное в этом лицо находится под следствием, судом или у него имеется судимость, а также в случае возражения со стороны заинтересованных государственных органов.

Право на донорство крови и ее компонентов закреплено Законом РФ от 9 июня 1993 г. «О донорстве крови и ее компонентов», Законом РФ от 22 декабря 1992 г. «О трансплантации органов и (или) тканей человека» определены условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека.

Граждане РФ имеют право на приобретение оружия. Данное право и основные принципы его реализации закреплены федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии».

Закон определяет субъектов, имеющих право на приобретение оружия, а также виды оружия, которые каждый из них может приобретать. В частности, определенные виды оружия могут приобретать граждане, достигшие 18-летнего возраста.

Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут снизить этот возраст на два года.

Для приобретения оружия гражданин должен получить лицензию в органах внутренних дел по месту жительства.

Лицензия не выдается гражданам РФ, не достигшим возраста, установленного Законом «Об оружии»; не представившим медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к владению оружием; имеющим судимость за совершение умышленного преступления; отбывающим наказание за совершенное преступление; совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или установленный порядок управления; не имеющим постоянного места жительства; не представившим в органы внутренних дел документы, подтверждающие прохождение проверки знания правил безопасного обращения с оружием, и другие документы.

Граждане РФ, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них законом обязанности. Конституция РФ акцентирует внимание на равенстве не только прав, но и обязанностей граждан.

К ним Конституция РФ относит обязанность платить законно установленные налоги и сборы; сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природным богатствам; защищать Отечество.

Этот весьма ограниченный круг обязанностей в действительности гораздо многообразнее в силу того, что обязанностью граждан является соблюдение Конституции РФ и законов. Законность и правопорядок предполагают, чтобы граждане не только в полной мере могли использовать данные им права и свободы, но и с наилучшим результатом выполняли свои обязанности.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

В систему административного права входит значительное число норм, устанавливающих правовой режим охраны собственности, пользования природными ресурсами, охраны окружающей природной среды, сохранения культурных ценностей, образования, охраны здоровья. Видное место занимают нормы, касающиеся охраны общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с антиобщественными поступками. Соблюдение их является важнейшей обязанностью граждан.

Конкретный объем обязанностей граждан в отдельных сферах определяется многочисленными нормативными актами, содержащими административно-правовые нормы по данному вопросу.

Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребление своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия.

В необходимых случаях уполномоченные на то органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица привлекают граждан к административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в зависимости от характера совершенного правонарушения.

Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей, закрепленных нормами административного права, предполагает совершение ими юридических действий. Они делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные действия граждан могут быть связаны как с их правами, так и с обязанностями.

К правомерным действиям, связанным с реализацией гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на:

  • фактическое использование прав (например, обучение в университете, предполагающее посещение занятий, сдачу экзаменов);
  • приобретение законных прав (например, подача заявления о поступлении в вуз);
  • защиту нарушенных прав (подача жалобы). Правомерные действия, вытекающие из обязанностей, выражаются в добровольном их выполнении, соблюдении требований законности.

Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение. Причинение административным правонарушением материального ущерба может повлечь за собой наряду с административной гражданско-правовую ответственность.

Правомерные действия граждан и совершенные ими административные правонарушения влекут возникновение, изменение или прекращение конкретных административных правоотношений.

Источник: https://isfic.info/alehin/kargol19.htm

Обязанности граждан в государственном управлении

13. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Государственное управление опосредует властную деятельность государства по упорядочению общественных отношений. При этом государственное управление может рассматриваться:

  • в широком смысле как управленческая деятельность, реализуемая всеми ветвями государственной власти;
  • в узком смысле, государственное управление предполагает управленческую деятельность органов исполнительной власти.

Субъектом государственной управленческой деятельности выступает не просто система органов государства как политико-правовая организация общества, но общество в целом. Другими словами, управление осуществляется населением непосредственно или через соответствующие государственные и гражданские институты.

Замечание 1

Государственное управление в демократическом государстве всегда стремится обеспечить наиболее полное удовлетворение потребностей населения, всестороннее обеспечение прав личности.

Указанное требует активного поведения граждан по реализации своих прав и исполнению обязанностей в области государственного управления, граждане должны быть социально и политически активны и ответственны.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Роль граждан в государственном управлении

К числу направлений реализации прав и исполнения обязанностей граждан в государственном управлении можно отнести следующие:

  1. Права и обязанности граждан, которые определяют их участие непосредственно или через своих представителей в управлении делами государства. Основные права и обязанности могут быть реализованы только при активном волеизъявлении со стороны самих граждан. Так, в частности, для участия в деятельности представительного органа публичной власти гражданин должен выступить в роли кандидата в депутаты и соблюсти ряд обязывающих норм, например, отказаться от осуществления предпринимательской деятельности, от занимаемой должности в исполнительном органе и др.
  2. Права и обязанности граждан в государственном управлении, которые не могут быть реализованы ими самостоятельно, а требуют содействия со стороны органов исполнительной власти и их должностных лиц. Так, например, для проведения митингов, демонстраций и иных публичных мероприятий граждане должны получить разрешение в административном порядке, при организации политических партий должны пройти соответствующие регистрирующие процедуры и пр.
  3. Права и обязанности граждан, которые связаны с содействием со стороны граждан органам публичной власти в реализации их полномочий. Так, в частности, граждане могут привлекаться как эксперты, консультанты, члены советов и комиссий для решения управленческих задач, требующих специальных знаний.

Понятие обязанностей граждан в государственном управлении

В качестве основной обязанности граждан в области государственного управления следует назвать обеспечение режима законности, то есть соблюдение требований основного закона, принятых в соответствии с ним законов, и подзаконных нормативно-правовых актов в своей повседневной деятельности. Так, обеспечение законности и правопорядка требует от граждан высокой правовой культуры, развитого правосознания и собственной убежденности и активности в исполнении требований закона.

Определение 1

Обязанности граждан в государственном управлении – это закрепленные в нормативно-правовых актах требования, предъявляемые к человеку и гражданину как субъекту обеспечения интересов общества и государства.

Обязанности населения страны в государственном управлении можно разделить на две группы:

  • обязанности, в основе которых лежит гражданство как правовая связь личности и государства, находящая выражение в системе взаимных прав и обязанностей (это, в частности, обязанность защищать Отечество);
  • обязанности, которые не обусловлены наличием правовой связи между индивидом и государством, они возлагаются и на лиц, которые в число граждан не входят. Это обязанности по обеспечению законности – соблюдению обязывающих, рекомендательных и запретительных правовых норм индивидами, по уплате установленных законом налогов и сборов, по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.

Характеристика отдельных обязанностей граждан в государственном управлении

К числу важнейших обязанностей граждан в области государственного управления относятся следующие:

  • обязанность российских граждан защищать страну от внешней агрессии. Эта обязанность, будучи закреплена на конституционном уровне, получила конкретизацию в федеральном законодательстве. Воинская обязанность российского гражданина включает в себя целый комплекс обязанностей, в частности это обязанность встать на воинский учет, пройти подготовку к военной службе, пройти военную службу по призыву и пр.;
  • обязанность по обеспечению режима законности: граждане, наряду с органами публичной власти федерального, регионального и местного уровней, должностными лицами названных органов, должны исполнять требования основного закона, иных законов и подзаконных нормативно-правовых актов;
  • прямо вытекает из предыдущей обязанности обязанность исполнять законные требования органов государственной власти;
  • еще одной важнейшей обязанностью граждан в сфере государственного управления является уплата налогов и сборов. Уплата налогов в размере и порядке, установленном законом, является залогом обеспечения эффективности деятельности государственного механизма, эффективности реализации прав личности и др.;
  • граждане обязаны рационально использовать природные ресурсы, обеспечивая их сохранение и восстановление, охранять природу, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности и др.

Комплекс обязанностей граждан в области государственного управления закреплен многочисленными нормативными актами – от конституционного уровня до местного. Несоблюдение гражданами возложенных на них законом обязанностей в области государственного управления, злоупотребление ими своими правами являются основаниями для применения мер правового воздействия.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/obyazannosti_grazhdan_v_gosudarstvennom_upravlenii/

Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

13. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Права граждан в сфере государственного управления это мера возможного поведения граждан в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Виды прав граждан в сфере государственного управления:

1) на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

2) на поступление на государственную службу;

3) на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

4) на свободу передвижения;

5) на неприкосновенность личности;

6) на неприкосновенность жилища;

7) на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

8) на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

9) на изменение фамилии и имени;

10) на свободу передвижения;

11) на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

12) на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

13) на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

14) на образование;

15) на охрану здоровья;

16) вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

17) на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

18) на реализацию юридических свобод.

Обязанности граждан в сфере государственного управления –это предусмотренная административно-правовыми нормами мера необходимого, должного поведения граждан в сфере государственного управления.

В сфере государственного управления граждане обязаны:соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления, соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования), получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

Административные права и обязанности граждан чрезвычайно разнообразны.

Они возникают в самых различных сферах общественных отношений: в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в области образования, здравоохранения и социальной защиты, на государственной и муниципальной службе, при подаче любых обращений в органы публичной администрации, при проведении контрольных и надзорных мероприятий, в случаях привлечения к административной ответственности и т.д.

Административные права граждан можно с определенной долей условности распределить по трем большим группам.

Права граждан на участие в государственном управлении. В ст. 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Этот комплекс прав граждан обеспечивает их правовое воздействие на органы публичной администрации.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане имеют право своевременно и полностью получать пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Граждане имеют право на выбор места работы, в частности, путем бесплатного посредничества органов службы занятости.

Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.

Гражданам Российской Федерации гарантируются:

— свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда;

— защита от безработицы;

— бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости;

— информирование о положении на рынке труда.

Безработным гражданам гарантируются:

— социальная поддержка; Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. не может быть ограничен доступ к: нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а информации о состоянии окружающей среды;

Права граждан на защиту:

§ право на административную жалобу;

§ право на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

§ право на необходимую оборону;

§ право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях.

Административные обязанности граждан не менее многочисленны. Все граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, правила благоустройства населенных пунктов, сохранять природу и окружающую среду, регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.

Законодательство о воинской обязанности и военной службе обязывает отдельные категории граждан Российской Федерации состоять на воинском учете, проходить военную службу по призыву и военные сборы, участвовать в мобилизационных мероприятиях. На владельцев транспортных средств распространяется военно-транспортная обязанность.

Разнообразные административные обязанности возникают у граждан в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

При осуществлении предпринимательской деятельности граждане обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в органах Федеральной налоговой службы, в установленных законом случаях — получить лицензию (разрешение) на осуществление отдельных видов деятельности, обеспечить сертификацию продукции, безопасность товаров, работ и услуг.

Граждане-предприниматели обязаны в установленных законом случаях и объеме предоставлять информацию и документы о своей деятельности органам государственной власти и органам местного самоуправления, допускать должностных лиц для осуществления государственного контроля (надзора) и т.д.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_133953_prava-i-obyazannosti-grazhdan-v-sfere-gosudarstvennogo-upravleniya.html

21. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

13. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Праваграждан в сфере государственногоуправления этомера возможного поведения граждан всфере деятельности органов исполнительнойвласти.

Правграждан в сфере государственногоуправления:

  1. на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей;

  2. на поступление на государственную службу;

  3. на обращение в органы государственной власти, органы местного самоуправления и к их должностным лицам как индивидуально, так и коллективно;

  4. на свободу передвижения;

  5. на неприкосновенность личности;

  6. на неприкосновенность жилища;

  7. на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов;

  8. на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований;

  9. на изменение фамилии и имени;

  10. на свободу передвижения;

  11. на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

  12. на обжалование действий и решений органов, учреждений, организаций и их должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;

  13. на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;

  14. на образование;

  15. на охрану здоровья;

  16. вносить в государственные органы, органы местного самоуправления предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе;

  17. на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействиями) органов государственной власти или их должностными лицами;

  18. на реализацию юридических свобод.

Обязанностиграждан в сфере государственногоуправления -это предусмотренная административно-правовыминормами мера необходимого, должногоповедения граждан в сфере государственногоуправления.

В сферегосударственного управленияграждане обязаны: 

  1. соблюдать законность и дисциплину в сфере государственного управления

  2. соблюдать специальные запреты (заниматься определенными видами деятельности, например оказывать медицинские услуги без соответствующего образования)

  3. получать разрешение (лицензию) от органа государственного управления, местного самоуправления на совершение ряда действий (например, на осуществление грузопассажирских перевозок).

22. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Гарантииадминистративно-правового статусаграждан комплексорганизационных, экономических,политических, идеологических и юридическихмер, обеспечивающих реализацию прав,обязанностей и ответственности гражданв сфере государственного управления.Существуют экономические, политические,идеологические (культурно-нравственные)и специальные юридические гарантииадминистративно-правового статусаграждан.

Экономические гарантии– состояние развития экономическойсферы общества, возможность экономического(материально-финансового) обеспеченияреализации прав и обязанностей граждан,характеризующиеся:

  • уровнем экономического развития общества;
  • признанием и защитой равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности;
  • запретами принудительного внесудебного отторжения собственности;
  • обеспечением условий для свободного перемещения товаров, услуг;
  • поддержкой государством добросовестной конкуренции и ограничением монополизации и др.

Политические гарантии– состояние развития политическойсферы общества, состояние государственнойвласти, развитие институтов демократии,характеризующиеся:

  • уровнем политической стабильности в обществе;
  • эффективностью деятельности органов государственной власти;
  • созданием условий для реализации народом власти непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления;
  • социализацией государственной власти, ее ориентированием на создание достойных условий жизни граждан;
  • наличием многопартийности;
  • наличием общественных объединений, в том числе профессиональных союзов и религиозных объединений;
  • поддержанием (стимулированием) политической активности граждан и др.

Идеологические(культурно- нравственные) гарантии– определяются состояниемдуховно-нравственной сферы общества,уровнем политической и правовой культуры,характеризуются:

  • уровнем общественного, в том числе правового, сознания граждан, их убежденности следовать действующим социальным нормам;
  • состоянием социальных норм в обществе, их качеством;
  • уровнем общественного порядка и др.

Специальныеюридические гарантии– закрепленные в законодательствесредства, а также система государственныхорганов, обеспечивающих реализациюправ, обязанностей и ответственностьграждан в сфере государственногоуправления.

Виды специальныхюридических гарантий:

  1. нормативно-правовое закрепление прав, свобод и обязанностей граждан в сфере государственного управления;

  2. ответственность органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц за нарушение прав и свобод граждан;

  3. наличие юридических процедур;

  4. право граждан на обжалование незаконных действий (решений) органов управления и их должностных лиц;

  5. право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов, органов местного самоуправления и их должностными лицами;

  6. контрольно-надзорная деятельность органов и должностных лип государственных органов и местного самоуправления;

  7. прокурорский надзор;

  8. обращения граждан.

Источник: https://studfile.net/preview/5826639/page:12/

3, Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

13. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

КонституцияРоссийской Федерации в ст. 17 закрепля­етположение о том, что права и свободычеловека неот­чуждаемы и принадлежаткаждому от рождения, а осуще­ствлениеправ и свобод человека и гражданина недолжно нарушать права и свободы другихлиц.

Главной особенностьюграждан как участников адми­нистративныхправоотношений является то, что онивы­ступают в качестве частных лиц, т.е. реализуют свои лич­ные общегражданскиеправа и обязанности в сфере ис­полнительнойвласти, а не права государственных илинегосударственных организаций, ихдолжностных лиц.

Права граждан всфере государственного управленияделятся:

В зависимостиот механизма их реализации на:

абсолютные— права, которыми лица пользуются посвоему усмотрению, а субъекты властиобязаны со­здавать условия и не мешатьих реализации, а наобо­рот, защищать,например, право на отдых, право на труди

относительные— права, для реализации которых ну­женакт государственного органа, например,приказ о назначении на должность,лицензия на осуществле­ниепредпринимательской деятельности, идр.

Взависимости от круга лиц, которымпредоставляются права, и оснований ихвозникновения:

общиеправа граждан,которые распространяются на все отраслии сферы управления, например, право наобжалование действий государственныхорганов и должностных лиц;

специальныеправа — этоправа граждан в той или иной сфере илиотрасли управления, например, в сфереэко­номики — каждый гражданин имеетправо на осуще­ствление предпринимательскойдеятельности.

Посвоему содержанию права делятсяна три вида:

правона участие в государственном управлении.К та­ковым относятся, например, правона государствен­ную службу, право наполучение необходимых доку­ментов,пресечение противоправных действий состороны других граждан, и др.;

правона государственное участие, содействие,помощь компетентных организаций.К таковым можно отнес­ти: право наполучение организационной, техничес­кой,санитарно-эпидемиологической, медицинскойпомощи и др.;

правона защиту.Основными формами реализации права назащиту являются: административнаяжалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощьнегосударственных организаций.

Вовзаимодействии с управленческимиструктурами гражданами России реализуютсяпрежде всего следующие права:

1.Право граждан участвовать в управлениигосудар­ством, как непосредственно,так и через своих пред­ставителей(ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепля­етсяих правом избирать и быть избранными ворганы государственной власти и органыместного само­управления.

2.Право граждан на объединение, включаяправо со­здавать профессиональныесоюзы для защиты своих интересов (ст.30 Конституции РФ).

3.Право граждан проводить собрания,митинги, демон­страции, шествия ипикетирование (ст. 31 Конститу­ции РФ).Порядок реализации указанного праварег­ламентируется Указом ПрезидентаРоссийской Феде­рации от 25 мая 1992 г.«О порядке организации и проведениясобраний, митингов, уличных шествий,демонстраций и пикетирования».

4.Право граждан обращаться лично, а такженаправ­лять индивидуальные иколлективные обращения в государственныеорганы и органы местного самоуп­равления(ст. 33 Конституции РФ).

5.Право граждан на свободу и личнуюнеприкосно­венность. Арест, заключениесод стражу и содержа­ние под стражейдопускаются только по судебному решению.

До судебного решения лицо не может бытьподвергнуто задержанию на срок болеечем 48 ча­сов (ст. 22 Конституции РФ).

Основания и поря­док примененияадминистративного задержания, а такжеадминистративного ареста урегулированызаконодательством об административныхправо­нарушениях.

6.Неприкосновенность жилища означает,что никто не вправе проникать в жилищепротив воли проживаю­щих в нем лициначе как в случаях, установленныхфедеральным законом, или на основаниисудебного решения (ст. 25 КонституцииРФ).

7.Право на свободное передвижение, выборместа пребывания и места жительства,свободного выезда за пределы РоссийскойФедерации и возвращения (ст. 27 КонституцииРФ). Ограничения, установленные правовымиактами, связаны с режимом паспортнойсистемы и регистрации.

8.Право каждого свободно искать, получать,переда­вать, производить и распространятьинформацию любым законным способом, заисключением сведе­ний, составляющихгосударственную тайну.

Перечень сведений,составляющих государственную тайну,оп­ределяется федеральным законом(ст. 29 Конститу­ции РФ). Осуществлениеэтого права регламентиру­ется ЗакономРоссийской Федерации от 27 декабря 1991г.

«О средствах массовой информации»,а также отдельными Указами Президента,направленными на обеспечение этогоправа.

9.Право граждан на возмещение государствомвреда, причиненного незаконнымидействиями (или бездей­ствием) органовгосударственной власти или их долж­ностныхлиц (ст. 53 Конституции РФ).

Вред, причи­ненныйгражданину незаконными действиямигосу­дарственных органов, а такжедолжностных лиц при исполнении имиобязанностей в области администра­тивногоуправления, возмещается на общихосновани­ях, установленных гражданскимзаконодательством.

Имея права, гражданеРоссийской Федерации вместе с темвыполняют возложенные на них КонституциейРос­сийской Федерации обязанности.

Административно-правовыеобязанности граждан Рос­сийскойФедерации, подразделяются на два вида:

1)абсолютные— возлагаются на каждого и не зависятот конкретных обстоятельств (например,соблюдение законов, уплата установленныхналогов и т. п.);

2)относительные— возникают из правомерных дей­ствий,направленных на приобретение прав ипользо­вание ими (обязанностьсобственника автомобиля — платитьналоги, поступающие в дорожные фонды,и т. п.).

Обязанностиграждан Российской Федерациикак субъек­тов административногоправа заключаются в следующем:

— платитьзаконно установленные налоги и сборы(ст. 57 КонституцииРФ);

— сохранятьприроду и окружающую среду, бережноотноситься к природным богатствам (ст.58 Консти­туции РФ);

— защищатьОтечество (ст. 59 КонституцииРФ);

— незаниматься экономической деятельностью,на­правленной на монополизацию инедобросовестную конкуренцию (ст. 34Конституция РФ);

— соблюдатьКонституцию и законы РоссийскойФеде­рации (ст. 15 Конституции РоссийскойФедерации). Как видно из приведенногонами перечня, все обязан­ности гражданРоссийской Федерации закреплены вОс­новном Законе — КонституцииРоссийской Федерации.

Важнейшейобязанностью граждан как субъектовадми­нистративного права являетсясоблюдение ими административно-правовыхнорм и основанных на них законныхтребований органов государственнойвласти и местного самоуправления, ихдолжностных лиц.

Невыполнениегражданами своих обязанностей в сфе­регосударственного управления влечет засобой примене­ние различных мервоздействия, включая и средстваадми­нистративно-правового характера.В этом случае, при на­личии достаточныхк тому оснований, граждане могут бытьпривлечены к административной,дисциплинарной, материальной и уголовнойответственности.

Источник: https://studfile.net/preview/6061752/page:13/

Глава 2. Права и обязанности  граждан в сфере государственного управления

2.1. Права граждан в сфере государственного управления

В административно-правовых отношениях с участием граждан наиболее распространенными являются правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации гражданами принадлежащих им прав и свобод в сфере государственного управления.

Профессор А.П. Коренев подразделяет права и свободы граждан в сфере государственного управления на абсолютные и относительные. В качестве обоснования своего подхода он указывал на степень возможности их реализации. Права и свободы он подразделял также на социально-экономические, политические и личные8.

Профессор Д.Н. Бахрах выделяет права абсолютные (безусловные) и относительные. К абсолютным он относит права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их. Относительными следует считать такие права, для реализации которых нужен акт государственного органа.

По кругу лиц, которым права предоставляются, и основаниям их возникновения можно различать общие и специальные права. С учетом территориального фактора права могут быть федеральными, региональными, локальными.

По содержанию различаются такие группы прав граждан, как право на социально-политическую активность, на участие в государственных делах9.

Наиболее распространенным в современной юридической литературе является выделение следующих групп прав и свобод граждан:

1. Права и свободы, относящиеся к общему правовому статусу личности и непосредственно реализуемые в сфере государственного управления.

2. Права и свободы, вытекающие из характера государственно-управленческой деятельности.

3. Права, вытекающие из совершаемых гражданами действий и гарантируемые законами и подзаконными правовыми актами. Например, Министерство образования и науки Российской Федерации определило порядок приема граждан в государственные образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования

Права граждан в сфере государственного управления можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от механизма их реализации на:

    • абсолютные — права, которыми лица пользуются по своему усмотрению;
    • относительные — права, для реализации которых нужен акт государственного органа.

В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения на:

    • общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления, например, право на обжалование действий государственных органов должностных лиц;
    • специальные права — это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики — каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности.

По своему содержанию права делятся на три вида:

  1. право на участие в государственном управлении;
  2. право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций;
  3. право на защиту.

Основные права граждан в административной сфере закреплены Конституцией Российской Федерации:

  1. Право граждан участвовать в управлении государством, как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32 Конституции РФ). Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ).
  3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование (ст. 31 Конституции РФ). Порядок реализации указанного права регламентируется Федеральным Законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»10.
  4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).
  5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более чем 48 часов (ст. 22 Конституции РФ). Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях.
  6. Право на неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).
  7. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения (ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.
  8. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29 Конституции РФ). Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации»11.
  9. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

Следует отметить, что именно проблема прав граждан, вытекающих из их административно-правового статуса, является наиболее часто поднимаемой в работах исследователей.

Зачастую уделяется большее внимание именно процессу и условиям реализации данных прав на практике и действительно данную проблему нельзя игнорировать, так как она действительно существует.

Однако и исполнение своих обязанностей гражданами в рамках правового статуса также крайне важно.

2.2. Обязанности граждан в сфере государственного управления

Обязанности граждан в сфере государственного управления дополняют их административно-правовой статус и представляют собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость их должного поведения в сфере государственного управления. обязанностей в сфере государственного управления выражается в двух разновидностях:

1) необходимость совершать активные положительные действия (активные);

2) необходимость воздерживаться от действий, запрещенных нормами права (пассивные).

Важнейшей обязанностью граждан следует признать четкое следование существующим административно-правовым нормам.

Вторым аспектом правовой природы обязанностей является подчинение законным требованиям органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти представляют собой их общие конституционные обязанности (например, платить налоги, защищать Отечество и др.).

В общем можно выделить следующие виды административно-правовых обязанностей, которыми наделяются граждане Российской Федерации в зависимости от их статуса:

    • абсолютные — возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т.п.);
    • относительные — возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанность собственника автомобиля платить налоги, поступающие в дорожные фонды, и т.п.).

Сущность обязанностей граждан Российской Федерации можно выразить в виде следующих принципов:

    • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);
    • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);
    • защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);
    • не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);
    • соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Нетрудно видеть, что основой всех административно-правовых обязанностей, которые должны осуществлять граждане, как субъекты правоотношений является Основной Закон — Конституции Российской Федерации. В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть первоочередность именно этого нормативно-правового акта для раскрытия сущности административно-правового статуса граждан.

При этом определяя обязанности граждан в качестве одного из элементов их конституционно-правового статуса, необходимо подчеркнуть следующие принципы:

    • во-первых, обязанности, в отличие от большинства прав и свобод, носят позитивный характер, т. е. устанавливаются нормативно (законами), тогда как права человека по отношению к государству имеют преимущественно естественный, внезаконотворческий характер. Таким образом, никаких «естественных», дозаконотворческих и внезаконотворческих обязанностей у человека по отношению к государству нет;
    • во-вторых, Конституция РФ исходит из принципа единства не только прав и свобод, но и обязанностей граждан Российской Федерации (ч. 2 ст. 6), следовательно, ни один гражданин России не может и не должен произвольно уклоняться или освобождаться от выполнения той или иной конституционной обязанности, которая, в отличие от права, являющегося мерой возможного поведения управомоченного лица, есть мера должного, необходимого поведения обязанного лица. Освобождение от той или иной обязанности, как и ее установление, может иметь место только на основании закона;
    • в-третьих, как и некоторые права и свободы, отдельные обязанности могут быть возложены не на любого человека, проживающего в России (например, обязанность платить налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду и др.), а только на граждан Российской Федерации (в частности, обязанность по защите Отечества).

Для более детального рассмотрения административно-правовых граждан необходимо обратиться к конкретным более частным примерам их осуществления.

Так, например, Законодательство о воинской обязанности и военной службе обязывает отдельные категории граждан Российской Федерации состоять на воинском учете, проходить военную службу по призыву и военные сборы, участвовать в мобилизационных мероприятиях.

Разнообразные административные обязанности возникают у граждан в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

При осуществлении предпринимательской деятельности граждане обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в органах Федеральной налоговой службы, в установленных законом случаях — получить лицензию (разрешение) на осуществление отдельных видов деятельности, обеспечить сертификацию продукции, безопасность товаров, работ и услуг.

В случае, когда гражднае не исполняют свои прямые обязанности в сфере государственного управления в их отношении возможно применение разных способов воздействия, в том числе и административно-правовых.

В данной ситуации, при существовании определенных оснований, граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Таким образом, установление для граждан юридических обязанностей помимо предусмотренных в законе строго наказуемо.

Следует подчеркнуть выделения  в административно-правовом статусе гражданина административную ответственность в качестве самостоятельного структурного элемента В структуре административно-правового статуса гражданина административная ответственность представляет собой необходимость принудительного претерпевания гражданином лишений и ограничений личного, морального или материального характера в случае совершения им административного правонарушения.

Закрепление в законодательстве административной ответственности граждан ставит их в определенное регламентированное положение по отношению к государству и обществу, заставляя тем самым граждан соблюдать установленные нормы и правила. Введение или отмена административной ответственности, ее усиление или ослабление влекут изменения в содержании административно-правового статуса гражданина.

Таким образом, реализация административно-правового статуса граждан в сфере государственного управления, осуществляются путем реализации гражданами принадлежащих им прав (право на поступление в высшее учебное заведение); в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей (обязанность гражданина представить на технический осмотр принадлежащий ему автомобиль); ввиду нарушения органами государственного управления и местного самоуправления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отказ без достаточных оснований в выдаче заграничного паспорта); по факту нарушения гражданами их административно-правовых обязанностей, влекущего ответственность за административные правонарушения или дисциплинарные проступки.

Глава 3. Гарантии административно-правового статуса личности

Реализация прав и свобод граждан в сфере государственного управления предполагает наличие соответствующей системы ее гарантий.

Она представляет собой сложный механизм, объединяющий различные средства и способы, обеспечивающие благоприятные условия для претворения в жизнь прав и свобод граждан.

Другими словами гарантии административно-правового статуса граждан комплекс организационных, экономических, политических, идеологических и юридических мер, обеспечивающих реализацию прав, обязанностей и ответственности граждан в сфере государственного управления.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_48/prava-i-obyazannosti-grazhdan-v/573885.3477542.page2.html

5.2. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

13. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления.

Наиболее существенное значение при осуществлении государственного управления, взаимодействия граждан с любыми управленческими структурами имеют следующие.

1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей. Оно подкрепляется их правом избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Право граждан на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ). Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем. В соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г.

«Об общественных объединениях» общественные объединения — это добровольные, самоуправляемые, некоммерческие формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

———————————

СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930.

3. Право граждан проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ). Федеральный закон от 19 июня 2004 г.

N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествий и пикетированиях» определяет порядок подачи и рассмотрения уведомления о проведении соответствующих мероприятий, их ограничения, ответственность лиц, виновных в нарушении порядка проведения собраний, митингов и других массовых акций.

———————————

СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2485.

4. Право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено в ст.

33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

В этой статье речь идет о важнейшем элементе демократически организованного общества. Обращения граждан к субъектам публичной власти — главное средство реализации, защиты прав, они позволяют укрепить законность, повысить эффективность работы органов власти и исправить их ошибки.

Обращение можно рассматривать и как форму обратной связи, по каналам которой руководители получают информацию о положении дел на местах, об отношении граждан к деятельности властных субъектов.

5. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (ст. 22 Конституции РФ).

Основания и порядок применения административного задержания, а также административного ареста урегулированы законодательством об административных правонарушениях. Что касается личной неприкосновенности, то право на нее не охватывается случаями, когда поведение гражданина является противоправным.

К гражданам, совершившим правонарушения, могут быть применены физическое насилие и иные меры обеспечения производства по делу и меры обеспечения выполнения решения о применении взыскания (применение силовых приемов, личный досмотр и др.).

6. Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и достоинства (ст. 23 Конституции РФ). Отношения в сфере личной жизни регулируются в основном нормами нравственными.

Право на неприкосновенность частной жизни, на личную и семейную тайну как юридическая категория состоит из правомочий, обеспечивающих гражданину возможность находиться вне службы, вне производственной обстановки в состоянии известной независимости от государства и общества, а также юридические гарантии невмешательства в реализацию этого права.

Предусмотренное в части 2 ст. 23 Конституции РФ право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений является важной гарантией права на неприкосновенность частной жизни человека, его личную и семейную тайну, но не может быть, однако, сведено к ней.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции РФ).

С целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, 27 июля 2006 г. принят Федеральный закон N 152-ФЗ «О персональных данных» .

———————————

СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3451.

7. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ). Например, в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г.

N 3-ФЗ «О полиции» проникновение сотрудников полиции в жилые помещения допускается для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; для пресечения преступления; для установления обстоятельств несчастного случая. При этом сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в указанные помещения и на указанные земельные участки и территории, и осмотр находящихся там объектов и транспортных средств.

———————————

СЗ РФ. 2011. N 7. Ст. 900.

8. Право на передвижение. В настоящее время ограничение данного права в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Лица, находящиеся на территории Российской Федерации, могут свободно выезжать за ее пределы. Правом беспрепятственного возвращения в Российскую Федерацию обладают только ее граждане.

Право на передвижение граждан СНГ по территории бывшего СССР регулируется особыми соглашениями государств — членов СНГ.

9. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом за исключением сведений, составляющих государственную тайну.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. В соответствии с Законом РФ от 21 июня 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 18 июля 2009 г.

) к государственной тайне могут быть отнесены сведения:

———————————

СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3617.

1) в военной области (о содержании стратегических и оперативных планов, о направлении развития вооружения и военной техники и т.д.);

2) в области экономики, науки и техники (об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней и т.д.);

3) сведения в области внешней политики и экономики;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с соответствующими органами, о методах и средствах защиты секретной информации и т.д.).

Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» , а также отдельными указами Президента РФ. Указанными нормативными актами цензура запрещается. Также провозглашается недопустимость злоупотребления свободой массовой информации. Не допускается использование средств массовой информации:

———————————

Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1992. N 7. Ст. 300.

а) в целях совершения уголовно наказуемых деяний;

б) для разглашения сведений, составляющих государственную и иную специально охраняемую законом тайну;

в) для призыва к захвату власти, насильственному изменению конституционного строя и целостности государства, для разжигания национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость.

Запрещается использование в теле-, видео-, а также кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам вставок, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих влияние на их здоровье.

10. Право граждан на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Право на возмещение вреда возникает при условии постановления оправдательного приговора; прекращения уголовного дела за отсутствием события или состава преступления либо за недоказанностью участия гражданина в совершении преступления; прекращения дела об административном правонарушении.

Конституция Российской Федерации содержит принципиально важную оговорку о том, что перечисление в ней основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Например, право на изменение фамилии, имени и отчества, право на управление транспортными средствами, право на донорство, на приобретение оружия и др.

Граждане Российской Федерации, имея права, вместе с тем выполняют возложенные на них обязанности.

Граждане РФ обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15 Конституции РФ). Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют (ст. 57 Конституции РФ).

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ).

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38 Конституции РФ).

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ).

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59 Конституции РФ).

В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» граждане мужского пола в возрасте 18 — 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, подлежат призыву на военную службу.

На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповедованию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, имеет право на замену ее альтернативной службой.

В соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если: несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповедованию; он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований: в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти; в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ; в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Важнейшей обязанностью граждан как субъектов административного права является соблюдение ими административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

В систему административного права входит значительное число норм, устанавливающих правовой режим охраны собственности, пользования природными ресурсами, охраны окружающей среды, сохранения культурных ценностей, охраны здоровья. Видное место занимают нормы, касающиеся охраны общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с антиобщественными поступками.

Несоблюдение гражданами обязанностей, уклонение от их выполнения, злоупотребления своими правами влекут возможность применения мер правового воздействия.

В необходимых случаях уполномоченные на то органы государственной власти, местного самоуправления и их должностные лица привлекают граждан к административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в зависимости от характера совершенного правонарушения.

Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими. Они могут быть правомерные и неправомерные. Правомерные действия связаны как с реализацией гражданских прав, так и с выполнением возложенных на них обязанностей.

К правомерным действиям, связанным с реализацией гражданами своих прав, относятся такие, которые направлены на:

а) фактическое использование прав (например, обучение в университете, предполагающее совершение таких действий, как посещение занятий, сдача экзаменов);

б) приобретение законных прав (например, подача заявления о поступлении в ВУЗ);

в) защиту нарушенных прав (подача жалобы). Правомерные действия, вытекающие из обязанностей, выражаются в добровольном их выполнении, соблюдении требований законности.

Неправомерные действия граждан образуют административные правонарушения, влекущие административное принуждение. Причинение административным правонарушением материального ущерба может повлечь за собой наряду с административной гражданско-правовую ответственность.

Источник: https://sci-lib.biz/pravo-rossii-administrativnoe/prava-obyazannosti-grajdan-sfere-44434.html

Studio-pravo
Добавить комментарий