13.Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Административно-правовые гарантии прав граждан

13.Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

К гарантиям прав и обязанностей граждан в юридической литературе иногда относят закрепляющие их правовые нормы. Это не совсем точно. Закрепление прав и обязанностей граждан в законодательстве — необходимое, но далеко недостаточное условие для установления реального статуса гражданина.

Опыт показывает, что без надежных, автоматически действующих гарантий провозглашение прав и свобод даже в Конституции страны может оказаться юридической фикцией, как юридическое прикрытие политической игры. Гипертрофированная политическая власть способна превратить Конституцию в юридическую пустышку, в «бумажку исторического значения».

В юридической литературе распространена неточность и другого рода. Обоснованно выделяя административно-правовые гарантии, она дает им слишком широкое толкование, включая в них судебный контроль, прокурорский надзор. Гарантии прав и свобод граждан, закрепленных нормами административного права, могут быть и неадминистративно-правовыми.

Изначальным и универсальным гарантом может быть только закон. Декларирование в этом вопросе приоритета государства, каких-либо его органов и должностных лиц способно лишь ослабить гарантии и открыть путь произволу. Ибо любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона и только в этих рамках они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.

Таким образом, между законом и государством как гарантами прав и обязанностей граждан существует сложная связь, нарушение которой ставит под сомнение реальность тех или иных гарантий.

Закон может, выполнить функцию гаранта при соблюдении ряда условий.

Прежде всего он должен быть адекватным экономической и политической ситуации в стране и в то же время достаточно стабильным, отвечать высокому уровню юридической техники и быть органичным звеном всей правовой системы; содержать вместо деклараций конкретные нормы и механизмы их реализации; определять круг органов и должностных лиц, на которые возлагается обязанность создавать условия для реализации прав и свобод, принимать меры к их безусловному обеспечению, а также предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав граждан и за несвоевременное принятие мер по их защите. Должен последовательно осуществляться принцип неотвратимости ответственности виновных в этом лиц.

Иной подход будет означать отступление от конституционного положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2 Конституции Российской Федерации). Безнаказанность, как известно, стимулирует произвол.

В общем виде организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида: судебные и внесудебные.

Статус судебной власти и процессуальные формы ее осуществления выдвигают суды как гаранты прав и свобод граждан на первый план. Их приоритет в этой области определен Конституцией Российской Федерации, установившей, что права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы человека, выполнение ими своих обязанностей. Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, и их должностных лиц.

Законодательство последовательно расширяет возможности судебного обжалования их правовых актов. Некоторые правовые акты и действия могут быть совершены только на основании судебного решения (ограничение права на тайну переписки, проникновение в жилище и др.).

Роль органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц в реализации прав и свобод граждан, выполнении ими своих обязанностей определяется тем, что они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.

Указанные органы и должностные лица, выполняя свою роль, действуют по двум направлениям.

Они создают (участвуют в создании) необходимые материальные, организационные, правовые условия деятельности органов, предприятий и учреждений, опосредующей реализацию прав, свобод и обязанностей гражданами; разрешают конкретные индивидуальные дела, возникающие по инициативе граждан (например, в связи с их обращениями), либо по инициативе органов и должностных лиц в порядке их контрольно-надзорной деятельности (например, контроль соблюдения налогового законодательства, правил дорожного движения и т.д.).

Охраняя права граждан, органы государственного управления, местного самоуправления, их должностные лица заслушивают отчеты органов и должностных лиц, уполномоченных применять административные взыскания; осуществляют контроль; рассматривают протесты и представления органов прокуратуры, частные определения и представления судов; проводят проверки по выступлениям печати, информирующим об ущемлении прав и свобод человека и др.

Конституция Российской Федерации предусматривает учреждение должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

В соответствии с данным законом Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Защита прав осуществляется путем рассмотрения жалоб граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства и по собственной инициативе Уполномоченного в случаях, установленных законом, например, при массовых нарушениях прав указанных субъектов.

Объектом проверок Уполномоченным могут быть государственные органы (кроме Федерального Собрания), органы местного самоуправления, должностные лица, государственные служащие, а предметом — их решения и действия (бездействие), нарушающие права.

Полномочия Уполномоченного, связанные с зашитой прав, подразделяются на две группы: а) по выявлению нарушений прав — проведение проверок по жалобам, истребование необходимых для этого материалов, привлечение к проверкам представителей государственных органов и др., б) по устранению выявленных нарушений.

Уполномоченный обязан направить органам и лицам, в решениях или действиях которых он усматривает нарушения прав и свобод граждан свое заключение с рекомендациями о возможных и необходимых мерах восстановления нарушенных прав и свобод.

Однако Уполномоченный не вправе отменять решения и действия, нарушающие права и свободы, и применять к виновным меры принуждения.

Но он может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод; в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностных лиц, в решении или действиях которых усматриваются прав и свобод; в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; в Конституционный Суд Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле и т.п.

Успешной деятельности Уполномоченного должны способствовать нормы закона, устанавливающие его независимость и неподчиненность каким-либо государственным органам и должностным лицам; обязанность проверяемых им органов и лиц в течение 15 дней предоставлять материалы, а также не позднее чем в месячный срок давать Уполномоченному письменный ответ о результатах рассмотрения его заключения.

Установлена административная ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, за неисполнение должностными лицами их обязанностей, установленных Федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», а равно вос-препятствование его деятельности в иной форме (ст. 165). Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является предметом общенадзорной деятельности органов прокуратуры.

При Президенте Российской Федерации образована Комиссия по правам человека с целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации.

В соответствии с Положением о данной Комиссии, ее основной задачей является содействие реализации полномочий Президента как гаранта основных прав и свобод человека; уважению и соблюдению прав и свобод человека в Российской Федерации; совершенствованию законодательного обеспечения прав и свобод человека; защите прав и покровительству граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами.

При выявлении нарушений прав и законных интересов граждан соответствующие органы должны принимать меры к восстановлению их нарушенных прав и законных интересов, а также к привлечению виновных в этом лиц к ответственности.

Профсоюзные органы, будучи общественными образованиями, играют важную роль в охране трудовых прав работников, определенных им законодательством и их уставами.

Для обеспечения прав и свобод граждан большое значение имеет строгое следование конституционным требованиям, состоящим в том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В этом ключе сформулирован также ряд других положений:

  • в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина;
  • их ограничение возможно только федеральным законом и только при наличии определенных обстоятельств;
  • определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще;
  • любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. В этом смысле незаконными являются записи в подобных актах об их вступлении в силу (введении в действие) с момента принятия или подписания.

Провозглашенную Конституцией Российской Федерацией непосредственность действия прав и свобод человека и гражданина нельзя воспринимать буквально.

Это руководящая идея, которая должна быть ориентиром в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Она не означает, что гражданин может претендовать на обязанность органов государственной власти удовлетворить предусмотренные в Конституции Российской Федерации его права в полном объеме.

Прерогативы в определении смысла, содержания, применения законов принадлежат субъектам законодательной и исполнительной власти, а оценивать их конституционность — Конституционному Суду Российской Федерации. С этой точки зрения не все конституционные права и свободы являются непосредственно действующими.

Имея право на жилище, гражданин, обратившись в компетентные органы за получением жилья, не обязательно его получит, а Конституционный Суд не обязательно признает отказ неконституционным. В этом и подобных случаях (например, в сложившейся криминогенной обстановке трудно говорить о гарантиях права на жизнь и т.п.) имеются в виду юридически закрепленные цели программного характера.

При равенстве конституционных прав и свобод может быть узаконено неравенство отдельных категорий людей в зависимости от различных обстоятельств. Имеются существенные особенности в правовом статусе вынужденных переселенцев, беженцев, людей, проживающих в местностях экологического бедствия.

Их статус или его особенности регламентируются специальными законами и другими нормативными актами: Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» в редакции Закона от 22 ноября 1995 года, Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года «О беженцах»; дополнительно регулируется статус граждан, проживающих в местностях, пораженных радиацией результате Чернобыльской катастрофы, и др.

Вынужденный переселенец — гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводом для проведения враждебных компаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка, а также другие лица, указанные в этом законе.

Беженец — прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении его насилия или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений (ст. 1 Закона о беженцах). Беженцами и вынужденными переселенцами не могут быть лица, совершившие преступление против мира, человечности и другое тяжкое умышленное преступление против мира, человечества и другое тяжкое умышленное преступление.

Предусматривая государственно-правовые институты обеспечения прав и свобод граждан, Конституция Российской Федерации закрепляет право человека и гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, например, объявление забастовок, в форме обращений в официальные инстанции т.д. Гражданин имеет право на необходимую оборону.

Источник: https://isfic.info/adom/cint32.htm

13. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

13.Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Под гарантиямиюридических прав, обязанностей и законныхинтересов гражданпонимаются условия и средства, которыеобеспечивают их фактическую реализациюи надежную охрану (защиту).

В развернутомварианте механизмтаких гарантийслагается из следующих юридическизначимых действий, совершаемыхпол­номочными государственнымиорганами:

  • выполнение юридической обязанности по обеспечению реа­лизации конституционных прав и свобод граждан;
  • создание необходимых условий для их реализации;
  • постоянное наблюдение и контроль за их реализацией;
  • охрана прав и свобод граждан;
  • применение санкций в случае их нарушения.

При этом необходимоучитывать, что гарантии, о которых идетречь, носят государственный характер.Это означает, что на все го­сударственныеорганы КРФ и российским законода­тельствомвозлагаются обязанности, связанные среализацией прав и свобод граждан.Выполнение таких обязанностей органамиисполнительной власти составляетсодержаниеадминистратив­но-правовых гарантий.

Два основныхнаправления,по которым гарантии проявляются впроцессе государственно-управленческойдея­тельности.

1. Административно-правовыегарантии реализации прав и свободграждан. Вданном случае подразумеваются юридическиеобязанности исполнительных органов(должностных лиц) как по обеспечениюреализации,так и по созданиюусловий реализацииправ граждан.

Одним из принциповгос. службы является прио­ритет прави свобод гражданина, обязанностьгосударственных служащих признавать,соблюдать и защищать их. Тем самым праваи свободы граждан определяют деятельностьис­полнительной власти (ст. 18 КонституцииРФ).

Важное значениеимеют специальные административно-про­цессуальныегарантии прав граждан,устанавливаемые законодательством опроизводстве по делам об админ.правона­рушениях, по заявлениям ижалобам граждан и т.п.

(закреплениеобстоятельств, смягчающих АО, ограниченияпри применении наиболее строгих админ.наказаний, предоставление гражданам,привлекаемым к админ.

ответственности,широкого комплекса прав процессуальногохарактера, устанавли­ваемых КоАП, идр).

Кроме того,предусмотрены административныепроцедуры, в рамках которых происходитреализацияправ граждан.Так, по­добные процедуры действуютпри приеме граждан на работу, прирассмотрении их заявлений и жалоб, приосуществлении лицензи­рованияразличного рода деятельности,осуществляемой ими, и т.п.

С учетом особенностейадминистративно-правовых отношениймеханизмрассматриваемых административно-правовыхгаран­тийесть совокупность следующих юридическизначимых дейст­вий:

  • обращение гражданина к исполнительному органу (должно­стному лицу) по поводу реализации закрепленных за ним прав;
  • рассмотрение компетентным органом (должностным лицом) обращения гражданина на предмет установления его правомерности и обоснованности;
  • вынесение им решения по предмету обращения;
  • исполнение принятого решения.

Главное при этомзаключ-ся в том, что исполнит. ор­ган(должностное лицо) юридически обязанпринять обращение гражданина и вынестипо нему властное одностороннее решение,а также провести его в жизнь.

Эту обяз-тьорган выполняет в силу требований законалибо подзаконного правового акта. Сдру­гой стороны, он обязан не толькоперед законом, но и перед граж­даниномкак сторона возникшего админ.-правовогоот­ношения.

Это и есть проявлениеюр-х гарантий прав граждан.

2. Административно-правовыегарантии охраны прав и сво­бод граждан.Это осуществление исполнит. органами(должностны­ми лицами) действий понаблюдениюза реализацией прав и свобод граждан,по их непосредственной защите,наконец, по примене­ниюадминистративно-правовых санкцийв случае их нарушения.

Наблюдательнаяфункцияисполнительных органов (должно­стныхлиц) находит свое практическое выражениев осуществлении ими контроля за тем,как осуществляется реализация правграждан в подведомственных им (нижестоящих)органах, пред­приятиях и учреждениях,государственными служащими. Другойвариант такого рода функций выражаетсяв осуществлении ими на основе спец.полномочий такого же характера наблюденияв отношении неподведомственных объектови лиц. В данном слу­чае имеются в видуполномочия надзорного характера.

Наблюдательными(контрольно-надзорными) полномочиямив сфере реализации прав и свобод гражданнаделены в соответствую­щем объемевсе органы исполнительной власти какобщей, так и отраслевой и межотраслевойкомпетенции. Действуют также спе­циальныенадзорные органы, осуществляющиенаблюдение за проведением в жизньопределенных общеобязательных правил,например санитарно-гигиенических,природоохранных, противопожарных ит.п.

Непосредственнаязащита прав граждан исполнительнымиорганами(должностными лицами) предполагаетпрактическое ис­пользование имидостаточно широкого арсенала юридическивластных средств:

  • приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент РФ может приостанавливать действие правовых актов органов исполнит. власти субъектов Федерации; Правительство РФ полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств рес­публик, входящих в состав РФ;
  • приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (на­пример, органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, государственного надзора в области охраны труда и т.п.);
  • отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство РФ вправе отменять такого рода акты фед. органов исполнит. власти, а Президент РФ — акты самого Правительства и т.п.

В этих полномочиях,в частности, отчетливо проявляетсясле­дующая конституционная позиция:любые нормативныеправо­вые акты, затрагивающие права,свободы и обязанности граждан, не могутприменяться(ч. 3 ст. 15).

И хотя в данном случае имеетсяв виду обязательное условие их официальногоопубликования, есть основания для того,чтобы считать, что акты тем более немо­гут применяться, если ими нарушаютсяправа, свободы и закон­ные интересыграждан.

В осуществлениизащитыправ граждан существенна роль не толькочисто административно-правовых средств,но и полномочий, которыми наделеныорганы судебной власти и прокуратуры.

В частности, правом отмены актовуправления наделены суды об­щейюрисдикции, а также арбитражные суды.Конст.суд РФ может признать такие актынеконституционными, что вле­чет засобой утрату ими юридической силы.

Органы прокуратуры опротестовываютправовые акты управ­ления в случаенарушения ими прав граждан.

Наконец, нельзя неотметить и то, что самим гражданампредо­ставляется юр-кая возможностьсвоими средствами защи­щать своиправа в сфере гос.-управленческойдеят-ти. Конечно, гражданин не обладаетполномочиями по отмене или приостановлениюправовых актов, ущемляющих его права изакон. интересы. Но путем обжалованиятакого рода актов он приводит в движениегос. механизм защиты его прав.

Применениеадминистративно-правовых санкцийкак средст­ва защиты их прав и законныхинтересов находит свое выражение в том,что она является следствием использованияисполнитель­ными органами, равно каки другими полномочными гос. органами,их наблюдательных и защитительныхгаран­тий. Конечно, ответственностьв буквальном смысле не ограждает то илииное субъективное право личности.

Темне менее, ее юриди­ческая значимостьнесомненна, ибо сама возможностьответствен­ности за свои действия,нарушающие субъективные права граж­дан,имеет большое превентивное(предупредительное) значение. Сам фактее наступления есть результат неправомерныхдействий.

При этом, естественно,подразумевается юридическаяответствен­ность прежде всегодолжностных лиц государственно-управленче­скогоаппарата.

Предусмотрены восновном два вида такой ответственностина­званных лиц: дисциплинарная иадминистративная. Конечно, за преступныедеяния должностные лица несут и уголовнуюответст­венность.

Дисциплинарнаяответ-тьнаступает при нарушении гос. служащимвозложенных на него служебных обязанностей,в числе к-х значится обеспечениесоблюдения и защиты прав и законныхинтересов граждан. Неисполнение илиненадлежащее исполнение этой обязанностивлечет за собой нало­жение на негоорганом или руководителем, имеющимправо назна­чать служащего на должность,дисциплинарных взысканий.

Административнаяответственностьнаступает для долж­ностных лиц засовершение ими административныхправонаруше­ний, связанных снесоблюдением установленных правил всфере охраны порядка управления,государственного и общественногопорядка, природы, здоровья населения ит.п.

Должностные лица отвечают занарушение таких общеобязат-х правил,обеспечение выполнения которых входитв их служебные обязанности. Ихадминистративная ответственностьнаступает в случаях, когда совершеннымиими действиями либо бездействиемнарушаются права и свободы граждан.

КоАП преду­сматривает широкий кругсоставов таких нарушений, субъектамикоторых являются должностные лица.Например, ст. 5.27 «Нарушение законо­дательствао труде и об охране труда»; ст. 5.26«Нарушение законодательства о свободесовести, свободе вероисповедания и орелигиозных объединени­ях» и т.д.Админ.

ответ-ть должностные лица несутперед органами, наделенными полномочиямипо осуществ­лению админ.надзора.Постановление о возбужде­нии админ.производства вправе выносить прокурор.

Названные видыюридической ответственности носятперсо­нальныйхарактер(отвечает конкретное должностное лицо).От­ветственность исполнительныхорганов не предусматривается.

Гражданин имеетправо на возмещениегос-вом ущерба,причиненного незаконными действиямиисполнительных органов (должностныхлиц). Такое возмещение осущ-ся вграж­данско-процессуальном порядке.

Источник: https://studfile.net/preview/6331949/page:11/

Административно — правовые гарантии прав и свобод граждан

13.Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Говоря о гарантиях реализации прав субъектов административно-правовых отношений, традиционно принято выделять экономические, социальные, правовые гарантии, в том числе судебной защиты.

В самом общем виде под гарантиями понимается комплекс средств, позволяющих обеспечить реализацию субъектами административно-правовых отношений своих прав.

Во многих случаях гарантии принимают форму прав, воспользовавшись которыми заинтересованные субъекты могут обеспечить реализацию иных прав.

Административно-правовые гарантии — это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

Регулирование прав и свобод человека и гражданина должно осуществляться только федеральным законодательством (ст.71 Конституции Российской Федерации).

Что же касается законотворческих полномочий органов государственной власти субъектов Федерации в данной сфере, то они распространяются лишь на защиту прав и свобод человека и гражданина, которая отнесена к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Помимо этого нельзя не учитывать и указание ч.3 ст.

55 Конституции России о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, если административно-правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина в сфере управления стало уже привычным, а за последнее время и приоритетным институтом административного права Российской Федерации, то на уровне субъекта Российской Федерации существование такого института является принципиально невозможным.

В лучшем случае, можно предположить, что задачей регионального административного права является не регламентация правового статуса граждан в сфере управления, а защита прав и свобод, урегулированных федеральным административным законодательством, посредством закрепления специальных административно-правовых гарантий.

Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, устойчивую финансовую и денежную систему, твердый курс рубля, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, высокий прожиточный уровень населения, рост благосостояния граждан и многое другое.

Политические гарантии предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие, стабильную государственную власть, согласие в государстве и многонациональном обществе.

Организационные гарантии представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах.

Юридические гарантии, в том числе и административно-пра­вовые, можно разделить на два вида: судебные — реализуемые судами в процессе осуществления правосудия и внесудебные (административные) — реализуемые в рамках управленческой компетенции органов государственного управления и их должностных лиц.

Виды административно-правовых гарантий:

экономические;

политические;

идеологические;

организационные;

юридические.

Способы защиты субъективных права и свобод:

самозащита;

судебная защита;

внесудебная защита.

Граждане вправе обратиться за защитой нарушенных прав и интересов в вышестоящие органы и к вышестоящим должностным лицам в порядке их подчиненности.

При этом:

граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам;

граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц;

рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Формы обращения граждан за защитой:

предложение — рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц;

жалоба — это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные и муниципальные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как названные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений). Обращение граждан за защитой в суд можно разделить на два вида: исковое заявление;

заявление.

Изначальным и универсальным гарантом прав граждан является закон. Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов. Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

положения, содержащиеся в законе, должны соответствовать экономической и политической ситуации в стране, обладать юридической стабильностью;

отвечать высокому уровню юридической техники;

содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;

определять государственные органы, которые обязаны создавать условия для реализации прав и свобод;

предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и обязанностей граждан.

К гарантиям прав и обязанностей граждан относят конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Основными видами обращений граждан являются:

предложение — привлечение внимания к несовершенству организации,

деятельности или регулирования в той или иной области и указание на пути их устранения;

заявление — обращение гражданина по поводу реализации права или законного интереса, не связанного с его нарушением;

жалоба — обращение в государственные или иные официальные органы к должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Административная ответственность — это применение государственными органами, должностными лицами и представителями власти установленных государством мер административного воздействия к гражданам, а в соответствующих случаях — и к организациям за совершенные административные правонарушения.

Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности — уголовной, дисциплинарной, материальной.

Это выражается в принудительном характере мер воздействия на правонарушителей, отрицательной оценке их поведения и наступлении для них неблагоприятных последствий, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию правонарушителей и предупреждению правонарушений. В то же время административная ответственность имеет свои специфические особенности, характерные признаки.

1. Административная ответственность регулируется КоАП, Таможенным и Налоговым кодексами РФ, Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, рядом федеральных законов об ответственности юридических лиц за административные правонарушения, а также некоторыми подзаконными актами. В целях полной кодификации нормативно-правовой базы в этой области подготовлен проект нового КоАП.

Согласно действующему законодательству, устанавливать административную ответственность могут не только органы законодательной власти, а в пределах своей компетенции — органы исполнительной власти (Правительство РФ, правительства и администрация субъектов Федерации), а при стихийных бедствиях и эпидемиях—также и органы местного самоуправления. Путем издания правовых норм ими определяются основания ответственности, процедура рассмотрения дел о правонарушениях, меры, которые могут применяться к нарушителям, и порядок реализации этих мер. Совокупность таких материальных и процессуальных норм и регулируемых ими отношений образует правовой институт административной ответственности, который представляет собой важнейшую часть административного права, подобно тому значению, которое имеют институты уголовной, дисциплинарной и материальной ответственности в соответствующих отраслях права.

Согласно ст. 72 Конституции, административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Однако вопрос о компетенции органов государственной власти субъектов Федерации в области установления и реализации ответственности за административные правонарушения, хотя и предусмотрен действующим КоАП, пока не разрешен.

Необходимо также иметь в виду, что административную ответственность предусматривают не только нормы административного права, но и ряда других отраслей права (трудового, финансового, земельного и др.).

  • 2. Главное различие между административной и другими видами ответственности (уголовной, дисциплинарной, материальной) заключается в основании ответственности. Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного проступка, т. е. совокупности специфических признаков, по которым проводится отличие административного проступка от преступления, дисциплинарного проступка и неправомерных действий, вызывающих последствия имущественного характера.
  • 3. Субъектами административной ответственности являются не только физические, но и юридические лица — предприятия, учреждения, организации. Государственные служащие несут административную ответственность по общим правилам, наравне с остальными гражданами России.
  • 4. За совершение административного правонарушения применяются административные взыскания, а в некоторых случаях — иные меры воздействия (например, дисциплинарные). Для административной ответственности характерно и наличие специфических оснований, условий и последствий освобождения от нее лиц, совершивших административные правонарушения, или замены административных взысканий другими мерами воздействия (мерами общественного воздействия, иными мерами).
  • 5. В отличие от дисциплинарной ответственности, при которой между органом или руководителем, применяющим меры взыскания, и лицом, привлекаемым к ответственности, существуют отношения подчиненности, при административной ответственности таких отношений нет. Административные взыскания применяются широким кругом специально уполномоченных на то органов (должностных лиц) исполнительной власти, местного самоуправления, а также судами и мировыми судьями.
  • 6. Административной ответственности присущ особый процессуальный порядок применения. Он изложен в КоАП, а также в ряде федеральных законов, не вошедших в Кодекс. По сравнению с судебным процессом по гражданским и уголовным делам он сравнительно прост, что создает условия для оперативного и экономного разрешения дел об административных правонарушениях. В то же время он содержит необходимые гарантии законности, осуществления права граждан на защиту.
  • 7. Имеются также особенности наложения и действия административных взысканий. К таким особенностям относятся: принципы наложения взысканий; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность; исчисление сроков административного взыскания и сроков их давности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и др.

В гл. 4 КоАП РФ закреплены основные правила привлечении к административной ответственности и назначения административных наказаний. Анализ санкций статей гл. 20 КоАП РФ показывает, что мерами административной ответственности за административные правонарушения, которые посягают на общественный порядок, являются:

  • — предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица;
  • — административный штраф — денежное взыскание, которое выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей;
  • — возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения — их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;
  • — конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — их принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей;
  • — административный арест — содержание нарушителя в условиях изоляции от общества, которая устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток;
  • — административное приостановление деятельности — временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, за совершение административного правонарушения.

Page 3

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Перейти к загрузке файла

Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права.

Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.

Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности:

  • 1) административная правоспособность — это способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Она возникает с момента рождения и прекращается смертью
  • 2) административная дееспособность — способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административными нормами.

На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний — душевная болезнь, слабоумие. В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными.

Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти закреплены в Конституции РФ.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая >

Источник: https://studwood.ru/1367288/pravo/administrativno_pravovye_garantii_prav_svobod_grazhdan

Studio-pravo
Добавить комментарий