11.1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

3.2 Основы функционирования рынка ценных бумаг

11.1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Рынок ценныхбумаг (РЦБ)— совокупность эко­номическихотношений по поводу выпуска и обраще­нияценных бумаг.

Рынокценных бумаг имеет ряд функций, которыеусловно можно разделить на две группы:обще рыночные функции, присущие обычнокаждому рынку, и специфические функции,которые отличают его от других рынков.

Кобщерыночным функциям относятся такие,как:

коммерческаяфункция,т.е. функция получения прибыли от операциина данном рынке;

ценоваяфункция,т.е. рынок обеспечивает процесс складываниярыночных цен, их постоянное движение ит.д.;

информационнаяфункция,т.е. рынок производит и доводит до своихучастников рыночную информацию обобъектах торговли и ее участниках.

регулирующаяфункция,т.е. рынок создает правила торговли иучастия в ней, порядок разрешения споровмежду участниками, устанавливаетприоритеты, органы контроля или дажеуправления и т.д.

Кспецифическим функциям рынка ценныхбумаг можно отнести следующие:

перераспределительнуюфункцию;

функциюстрахования ценовых и финансовых рисков.

 Перераспределительнаяфункция условно может быть разбита натри подфункции:

перераспределениеденежных средств между отраслями исферами рыночной деятельности;

переводсбережений, прежде всего населения, изнепроизводительной в производительнуюформу;

финансированиедефицита государственного бюджета нанеинфляционной основе, то есть безвыпуска в обращение дополнительныхденежных средств.

Структура рынкаценных бумаг:первичныйрынок —осуществляется размещение впервыевыпущенных ценных бумаг;

вторичныйрынок —осуществляется обращение ра­неевыпущенных ценных бумаг. Формывторичного рынка ценных бумаг: а)Фондоваябиржа —организованный вторичный РЦБ, имеетрегламентированный режим работы,осу­ществляет организацию торговлимежду покупателя­ми и продавцамичерез биржевых посредников (про­фессиональныхучастников РЦБ);

б)Внебиржевойрынок— вотличие от организо­ванной биржевойторговли, этот рынок считаетсяне­организованным.

3.3 Профессиональные участники рынка ценных бумаг

Участникирынка ценных бумаг— это физические лица или организации,которые продают либо покупают ценныебумаги, обслуживают их оборот и расчетыпо ним. Это те, кто вступает между собойв определенные экономические отношенияпо поводу кругооборота ценных бумаг.

Существуютследующие основные группы участниковрынка ценных бумаг в зависимости от ихфункционального назначения:

•продавцы;

•инвесторы;

•фондовые посредники;

•организации,обслуживающие рынок ценных бумаг;

•органы регулированияи контроля.

Продавцы— это эмитентыи владельцы ценных бумаг.

Инвесторы— это те, ктовкладывают («инвестируют») свой реальныйкапитал в ценные бумаги.

Фондовыепосредники —это торговцы, обеспечивающие связьмежду эмитентами и инвесторами на рынкеценных бумаг.

Организации,обслуживающие рынок ценных бумаг, —это организации, выполняющие все другиефункции на рынке ценных бумаг, кромефункции купли-продажи этих ценных бумаг.

Эмитенты— этогосударство, коммерческие предприятияи организации.

Инвесторы— этонаселение, а также коммерческиеорганизации, заинтересованные вувеличении (приросте) свободных денежныхсредств.

Фондовыепосредники —это организации, которые осуществляютна рынке ценных бумаг брокерскую илидилерскую деятельность, или деятельностьпо управлению ценными бумагами.

Организации,обслуживающие рынок ценных бумаг,могутвключать:

•организатороврынка ценных бумаг (фондовые биржи иливнебиржевые организаторы рынка);

•расчетные центры(расчетные палаты, клиринговые центры);

• депозитарии;

•регистраторов;

•информационныеагентства и другие организации,оказывающие услуги участникам рынка.

Государственныеорганы регулирования и контроля рынкаценных бумаг в Российской Федерациивключают:

•высшие органыуправления (Президент, Правительство);

•министерства иведомства (Министерство финансовРоссийской Федерации, Комиссия по ценнымбумагам при Правительстве РоссийскойФедерации и др.);

• Центральныйбанк Российской Федерации.

На рынке ценныхбумаг взаимодействуют эмитенты,вла­дельцы ценных бумаг и профессиональныеучастники рынка ценных бумаг.

Эмитент ценнойбумаги —юридическое лицо или орга­ныисполнительной власти либо органыместного самоуправ­ления, несущие отсвоего имени обязательства передвладель­цами ценных бумаг поосуществлению прав, закрепленных ими.

Владелец ценнойбумаги —лицо, которому ценная бума­га принадлежитна праве собственности или ином вещномправе. Владельцев ценных бумаг принятоделить на две кате­гории: инвесторови спекулянтов.

Инвесторпокупаетценные бумаги на длительный срок, сцелью осуществления долгосрочныхвложений.Спекулянтиграет накраткосрочных колебаниях курса. Однакоразграни­чение между первой и второйкатегорией сильно размыто.

Профессиональныеучастники рынка ценных бумаг пред­ставленыюридическими и физическими лицами,которые осуществляют на рынке ценныхбумаг виды деятельности, определенныезаконом. К ним относятся:

Брокер— профессиональный посредник на рынкецен­ных бумаг, к которому обращаетсяинвестор — покупатель или продавец,желающий купить или продать ценныебума­ги. Брокер осуществляет этиоперации в интересах клиента и за егосчет.

Дилер—профессиональный посредник на фондовомрын­ке, совершающий сделки купли-продажиот своего имени и за свой счет, и можетбыть только юридическим лицом, яв­ляющимсякоммерческой организацией.

Депозитарий— место хранения документарных ценныхбумаг. Цель этой деятельности — хранение,учет прав по ценным бумагам и выполнениефункций номинального держателя акций.

Брокерскойдеятельностьюпризнается деятельность по совершениюгражданско-правовых сделок с ценны­мибумагами от имени и за счет клиента (втом числе эмитента эмиссионных ценныхбумаг при их размеще­нии) или от своегоимени и за счет клиента на основа­ниивозмездных договоров с клиентом.Профессиональ­ный участник рынкаценных бумаг, осуществляющий брокерскуюдеятельность, именуетсяброкером.

Дилерскойдеятельностьюпризнается совершение сделок купли-продажиценных бумаг от своего имени и за свойсчет путем публичного объявления ценпо­купки и/или продажи определенныхценных бумаг с обязательством покупкии/или продажи этих ценных бумаг пообъявленным лицом, осуществляющимта­кую деятельность, ценам.Профессиональный участ­ник рынкаценных бумаг, осуществляющий дилерскуюдеятельность, именуетсядилером.Дилером может быть только юридическоелицо, являющееся коммерческой организацией.

Финансовыйконсультант на рынке ценных бумаг —юридическоелицо, имеющее лицензию на осуществле­ниеброкерской и/или дилерской деятельностина рынке ценных бумаг, оказывающееэмитенту услуги по подго­товкепроспекта ценных бумаг.

Деятельностьюпо управлению ценными бумага­мипризнается осуществление юридическимлицом от своего имени за вознаграждениев течение определен­ного срокадоверительного управления переданнымиему во владение и принадлежащими другомулицу в интересах этого лица или указанныхэтим лицом тре­тьих лиц: ценнымибумагами; денежными средства­ми,предназначенными для инвестированияв ценные бумаги; денежными средствамии ценными бумага­ми, получаемыми впроцессе управления ценными бумагами.

Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющийдеятельность по управлению ценны­мибумагами, именуетсяуправляющим.

Клиринговаядеятельность— деятельность по оп­ределениювзаимных обязательств (сбор, сверка,кор­ректировка информации по сделкамс ценными бу­магами и подготовкабухгалтерских документов по ним) и ихзачету по поставкам ценных бумаг ирас­четам по ним.

Депозитарнойдеятельностьюпризнается оказание услуг по хранениюсертификатов ценных бумаг и/или учетуи переходу прав на ценные бумаги.

Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющийдепозитарную деятельность, имену­етсядепозитарием.Депозитарием может быть только юридическоелицо. Лицо, пользующееся услугамиде­позитария по хранению ценных бумаги/или учету прав на ценные бумаги,именуетсядепонентом.

Деятельностьюпо ведению реестравладельцев цен­ных бумаг признаютсясбор, фиксация, обработка, хранение ипредоставление данных, составляющихсис­тему ведения реестра владельцевценных бумаг.

Деятельностью по ведениюреестра владельцев цен­ных бумагимеют право заниматься только юридичес­киелица.

Лица, осуществляющие деятельностьпо ве­дению реестра владельцев ценныхбумаг, именуются держателямиреестра (регистраторами).

Деятельностьюпо организации торговлина рын­ке ценных бумаг признаетсяпредоставление услуг, непосредственноспособствующих заключениюграж­данско-правовых сделок с ценнымибумагами между участниками рынка ценныхбумаг.

Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющийдеятельность по организации тор­говлина рынке ценных бумаг, называетсяорганиза­тором торговлина рынке ценных бумаг.

Кроме перечисленныхвидов деятельности на фондовом рынкесуществует деятельность по определениювзаимных обязательств, по ведениюреестра владельцев ценных бумаг, поорганизации торговли на рынке ценныхбумаг.

Инвестиционныйфонд —находящийся в собствен­ностиакционерного общества либо в общейдолевой собственности физических июридических лиц иму­щественныйкомплекс, пользование и распоряжениекоторым осуществляются управляющейкомпанией ис­ключительно в интересахакционеров этого акционер­ногообщества или учредителей доверительногоуправ­ления.

Паевой инвестиционныйфонд (ПИФ)представ­ляет собой обособленныйимущественный комплекс, состоящий изимущества, переданного в доверитель­ноеуправление управляющей компанииучредителем доверительного управленияс условием объединения этого имуществас имуществом иных учредителейдо­верительного управления, и изимущества получен­ного в процессетакого управления, доля в правесоб­ственности на которое удостоверяетсяценной бумагой,выдаваемойуправляющей компанией (инвестицион­нымпаем). ВидыПИФов:открытые, интервальные, закрытые.

Акционерныйинвестиционный фонд (АИФ)— от­крытое акционерное общество,исключительным пред­метом деятельностикоторого является инвестирова­ниеимущества в ценные бумаги и иные объекты,пре­дусмотренные законом, и фирменноенаименование которого содержит слова«акционерный инвестици­онный фонд»или «инвестиционный фонд». Иныеюридические лица не вправе использоватьв своих наименованиях слова «акционерныйинвестиционный фонд» или «инвестиционныйфонд» в любых сочета­ниях, за исключениемслучаев, предусмотренных законом.

Источник: https://studfile.net/preview/4029709/page:10/

Особенности функционирования рынка ценных бумаг в России

11.1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

⇐ Предыдущая138139140141142143144145146147Следующая ⇒

Рынок ценных бумаг, как и другие рынки, представляет собой сложную организационно-экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов, оказывает большое влияние на другие рынки, в том числе и финансовые. Инвестиционные, страховые и пенсионные фонды, а также крупные компании осуществляют операции на валютном рынке, для того чтобы покупать ценные бумаги иностранных государств и совершать спекулятивные сделки на самом Международном валютном рынке.

Рынок ценных бумаг в России – это молодой динамичный рынок с быстро нарастающими объемами операций, со все более совершенными финансовыми инструментами.

Участниками его (как потенциальными, так и действующими) являются около 2400 коммерческих банков. Возглавляют этот список Центральный банк РФ и крупнейший Сберегательный банк РФ.

Качественно этот рынок характеризуется:

— небольшими объемами и неликвидностью;

— «неоформленностью» в макроэкономическом смысле;

— неразвитостью материальной базы, технологии торговли, регулятивной и информационной инфраструктуры, пониженной регулятивной ролью государства на этом рынке;

— необходимостью крупных инвестиций для создания материальной базы и обеспечивающих подсистем рынка;

— отсутствием у государства какой-нибудь продуманной долгосрочной политики формирования рынка ценных бумаг;

— высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

— высоким уровнем инфляции, падением валютного курса рубля, что делает неэффективными инвестиции в ценные бумаги;

— крайней нестабильностью в движении курсов, объемов рынка;

— инвестиционным кризисом;

— отсутствием обученного персонала, крупных инвестиционных институтов с длительным опытом работы;

— невыполнением основного предназначения рынка (перераспределение денежных ресурсов на цели производительных инвестиций);

— расширение рынка государственных долговых обязательств и спроса государства на деньги, что сокращает производительные инвестиции в ценные бумаги, усиливает неустойчивость и спекулятивный характер фондового рынка .

Рынок ценных бумаг в России динамичен и развивается на основе масштабной приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг, быстрого создания новых коммерческих образований, привлекающих средства на акционерной основе, внедрения долговых ценных бумаг и облигационных займов.

Стихийно в России выбрана смешанная, промежуточная модель фондового рынка, на котором одновременно и на равных правах присутствуют и коммерческие банки, имеющие все права на операции с ценными бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

В российской практике по существу выбрана европейская модель универсального коммерческого банка, имеющего глубокие ограничения на операции с ценными бумагами. Это – модель агрессивного банка, имеющего крупные портфели акций нефинансовых предприятий, окруженного различными небанковскими финансовыми институтами.

В данной модели существенно повышена рискованность операций банка. Его риски по операциям с ценными бумагами не ограничены от рисков по кредитно-депозитной и расчетной деятельности.

В зависимости от выбора модели рынка ценных бумаг, банковский или небанковский характер будут носить регулятивные органы (Центральный банк или Министерство финансов, или Комиссия по ценным бумагам).

В результате можно сделать вывод, что рынок ценных бумаг в России – это:

— рынок с еще не сформировавшейся концепцией, моделью, лежащей в основе его развития;

— остроконкурентный рынок, на котором в перспективе будет разворачиваться ожесточенная конкуренция между банками и небанковскими институтами.

210. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг: органы государственного надзора, законодательно-правовая база регулирования, национальные особенности регулирования рынка.

Государство на российском рынке ценных бумаг выступает в качестве:

• эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;

• инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий;

• профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукцинов;

• регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;

• верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регулирование со стороны общественных органов государственной власти. Система государственного регулирования рынка включает:

• государственные и иные нормативные акты;

• государственные органы регулирования и контроля. Формы государственного управления рынком можно разделить на:

• прямое, или административное, управление;

• косвенное, или экономическое, управление. Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

1) установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

2) регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

3) лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

4) обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;

5) поддержания правопорядка на рынке. Косвенное, или экономическое, управление рынком ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

• систему налогообложения;

• денежную политику;

• государственные капиталы;

• государственную собственность и ресурсы.

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг: Высшие органы государственной власти; (Государственная Дума издает законы, регулирующие рынок ценных бумаг; Президент издает указы; Правительство— выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента); Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня; Федеральная служба по финансовым рынкам; Министерство финансов РФ; Центральный банк РФ; Государственный комитет по антимонопольной политике.

Федеральная служба по финансовым рынкам имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т. д.

Министерство финансов РФ — министерство в составе Правительства — регистрирует выпуски ценных бумаг корпораций, субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и регулирует их обращение.

Центральный банк РФ — федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ценных бумаг кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бумаг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке ценных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами, контролирует экспорт и импорт капитана.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

Положения и постановления, принимаемые Федеральной службой по финансовым рынкам.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг (все по состоянию на сегодняшний день):

· Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995—1996);

· Закон «О банках и банковской деятельности» (2003);

· Закон «О Центральном банке Российской Федерации» (2002);

· Закон «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991);

· Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992);

· Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (2003);

· Закон об акционерных обществах (1996);

· Закон «О рынке ценных бумаг» (1996);

· указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;

· постановления Правительства РФ (в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях).

Главный документ, регулирующий отношения государства с инвесторами, — Закон «О государственном внутреннем долге РФ»; он определяет понятие государственного долга, а также выделяет среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощью эмиссии ценных бумаг.

Контроль за состоянием государственного долга был возложен на Верховный Совет РФ, затем — на Государственную Думу; управление долгом — на Правительство РФ. Обслуживание государственного долга осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Закон закрепил как эмитента ценных бумаг Правительство РФ, которое уполномочено определять условия и порядок эмиссии государственных долговых обязательств и нести ответственность по ним.

Эта ответственность не распространяется на ценные бумаги, эмитированные субъектами Федерации и местными органами власти.

Нормативным документом, регулирующим рынок ценных бумаг, является Положение о выпуске и обращении ценных бумаг на фондовых биржах в России. В документе формулируется определение государственных долговых обязательств, а также устанавливается, что среди прочих эмитентами ценных бумаг могут выступать государство, государственные органы и органы местной власти.

Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок в целом, стал Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», согласно которому эмитентами ценных бумаг помимо других юридических лиц могут становиться органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

В законе систематизируется терминология фондового рынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности и участники рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи, рассматриваются вопросы информационного обеспечения рынка ценных бумаг, в частности вопросы раскрытия информации эмитентами, ответственности за использование служебной информации, рекламы на фондовом рынке.

211. Инвестиционная деятельность кредитно-финансовых институтов на рынке ценных бумаг – банков, страховых компаний, инвестиционных компаний, пенсионных фондов и прочих институтов.

К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

-инвестиционные банки, занимающиеся эмиссионно — учредительской деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на это доход.

Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства.

На сегодняшний день в России они немногочисленны.

-обширная группа сберегательных учреждений, занимающая важное место в кредитной благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.

-страховые компании, для которых характерна специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы, они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги.

-пенсионные фонды, которые различаются по организации, управлению и структуре активов.

Так, имеются застрахованные пенсионные фонды, (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности — банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и многие другие.

-инвестиционные компании, размещающие среди мелких держателей свои обязательства (акции) и использующие полученные средства для покупки ценных бумаг народного хозяйства.

Под инвестиционной политикой банков понимается совокупность мероприятий, направленных на разработку и реализацию стратегии по управлению портфелем инвестиций, достижение оптимального сочетания прямых и портфельных инвестиций в целях обеспечения нормальной деятельности, увеличения прибыльности операций, поддержания допустимого уровня их рискованности и ликвидности баланса. Она разрабатывается руководством банка (возможно, совместно с консультирующим его по этим вопросам учреждением). Важнейший элемент инвестиционной политики — разработка стратегии и тактики управления валютно-финансовым портфелем банка, включающим наряду с прочими его элементами портфель инвестиций.

Инвестиционный портфель (портфель инвестиций) — совокупность средств, вложенных в ценные бумаги сторонних юридических лиц и приобретенных банком, а также размещенных в виде срочных вкладов иных банковских и кредитно-финансовых учреждений, включая средства в иностранной валюте и вложения в иностранные ценные бумаги. Критериями при определении структуры инвестиционного портфеля выступают прибыльность и рискованность операций, необходимость регулирования ликвидности баланса и диверсификация активов. Возможны различные принципы и подходы к управлению инвестиционным портфелем предприятий и банков. Наиболее распространенным является принцип ступенчатости погашения ценных бумаг, позволяющий поступающие от погашения (или реализованных) ценных бумаг средства реинвестировать в ценные бумаги с максимальным сроком погашения.

Основное содержание инвестиционной политики банка составляет определение круга ценных бумаг, наиболее пригодных для вложения средств, оптимизация структуры портфеля инвестиций на каждый конкретный период времени.

При этом часть банков (главным образом средних и мелких) осуществляют инвестиционные операции, не руководствуясь каким-либо заранее составленным и одобренным планом.

Есть банки, где служащие, занимающиеся инвестиционной деятельностью, руководствуются официально утвержденными руководством банка установками в отношении инвестиционной политики.

При этом совет банка по крайней мере один раз в год вносит в нее определенные изменения с учетом складывающейся конъюнктуры рынка.

Одна из особенностей страховой деятельности состоит в том, что в отличие от сферы производства, где товаропроизводитель сначала несет затраты на выпуск продукции, а затем компенсирует их за счет выручки от ее реализации, страховщики сначала аккумулируют средства в виде страховых взносов, создавая необходимые страховые резервы, и лишь в дальнейшем при наступлении страхового случая несут затраты, связанные со страховыми выплатами. В результате страховые организации получают возможность в течение определенного, порой весьма длительного, периода распоряжаться полученными от страхователей средствами. Кроме того, страховщики распоряжаются имеющимся у них уставным капиталом и другими собственными средствами. Это предопределяет возможность и необходимость осуществления страховщиками инвестиционной деятельности, которая является еще одним источником прибыли страховых организаций и в ряде случаев даже компенсирует те убытки, которые страховщики могут иметь от осуществления непосредственно страховой деятельности.

Проводя инвестиционные операции и извлекая прибыль от них, страховщики в то же время оказываются в значительной степени зависимыми от положения дел на денежное и финансовом рынках, неся инвестиционный риск. Это вынуждает их к проведению достаточно осторожной инвестиционной политики.

Основными требованиями, которым должна отвечать инвестиционная политика страховых организаций, являются надежность и доходность. С одной стороны, потеря средств, инвестированных страховщиком, может привести к невыполнению им своих обязательств по договорам страхования и к банкротству.

С другой стороны, страховая компания заинтересована в получении как можно большего дохода от вложенных средств. В то же время, как правило, высокий доход сопутствует низкому уровню надежности. Поэтому страховщик должен гармонизировать указанные цели, что достигается путем осуществления оптимизационных расчетов.

При этом принципами, которыми должны руководствоваться страховщики при осуществлении инвестиционной деятельности, являются диверсификация, возвратность, прибыльность и ликвидность.

Основополагающее значение при осуществлении инвестиционной деятельности имеет оценка риска потери средств из-за неплатежеспособности организаций, в которые вложены средства страховщиков.

Для осуществления таких оценок используются методики анализа платежеспособности, а также экспертные оценки специалистов, которые должны исходить не только из текущего состояния дел, но и из перспектив его изменения.
На основе проведенного анализа составляется перечень возможных объектов для инвестирования с их характеристиками, включающими оценку степени инвестиционного риска, из которых и формируется инвестиционный портфель страховщика.

Выбор объектов инвестирования должен осуществляться страховыми организациями в зависимости от сроков, на которые могут быть размещены средства, а они, в свою очередь, во многом определяются прогнозами сроков возникновения потребности в средствах для осуществления страховых выплат.

Для составления таких прогнозов страховщики на основе имеющейся статистики строят модели распределения вероятности времени наступления страховых случаев и размеров страховых выплат по различным видам договоров страхования, которые ими заключены.

На основе проведенных расчетов определяется соотношение между долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными инвестициями, с тем чтобы обеспечить высокую доходность в сочетании с надежностью и гибкостью вложений.

Инвестиционный фонд и взаимный фонд инвестиционной компании имеет право вкладывать в приобретение акций одного эмитента не более 5% своих активов. При этом имеется право приобретать не более 10% уставного капитала (фонда) одного эмитента, однако за приватизационные бумаги допускается приобретение до 25% уставного капитала.

Ценные государственные бумаги и ценные бумаги, гарантом которых выступает государство, могут приобретаться без ограничения доли в активах.

Эмиссия инвестиционных сертификатов инвестиционных и взаимных фондов допускается на сумму не более чем в 15 раз превышающую размер собственного уставного капитала.

Если фонд имеет право работать с приватизационными бумагами, то допускается дополнительная эмиссия инвестиционных сертификатов в 50-кратном размере к объему принятых приватизационных бумаг.

Таким образом, средства, получаемые в результате размещения акций среди учредителей, формируют уставный капитал (уставный фонд) инвестиционного фонда.

Для привлечения средств на осуществление совместного инвестирования инвестиционные фонды и взаимные фонды инвестиционных компаний выпускают инвестиционные сертификаты. Инвестиционный сертификат является ценной бумагой, которая дает право ее владельцу на получение дохода в виде дивидендов.

Следует учитывать, что выплата дивидендов не носит обязательный характер, и решение о выплате принимают только учредители.

Пенсионные фонды: нельзя вкладывать более 20% в один объект финансирования, не более 20% средств могут быть вложенные эмиссионные ценные бумаги, вложения в государственные ценные бумаги не должны превышать 50% резервов НПФ и тому подобное. (регламентируется законодательством)

Итак, три основные проблемы стоят перед руководителем финансовой службы: определение оптимального соотношения между размерами долга (заемными средствами) и собственными средствами и определение структуры долга по срокам; разработка политики в отношении выплаты дивидендов; оптимизация структуры инвестиций.

⇐ Предыдущая138139140141142143144145146147Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-09-20; просмотров: 928 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/1-79434.html

Особенности функционирования рынка ценных бумаг

11.1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Рынок ценных бумаг (РЦБ) — это часть денежно-финансового рынка, включающего в себя операции по эмиссии и купле-продаже ценных бумаг.

Через рынок ценных бумаг аккумулируются денежные накопления юридических, физических лиц и государства и направляются на производственное и непроизводственное вложение капиталов.

Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней.

В структуре любого рынка одним из важнейших элементов является товар или объект экономических отношений. Рынок ценных бумаг отличается специфичностью своего товара. Ценные бумаги весьма разнообразны.

Они могут представлять титулы собственности, долговые обязательства, права на получение дохода или обязательства по его выплате. Ценные бумаги как рыночный товар обладают свойствами обращаемости, ликвидности, стандартности, рискованности и т.п.

Функционирование рынка ценных бумаг осуществляется посредством организационно-экономического механизма.

Организационно рынок ценных бумаг представляет собой структуру, состоящую из первичного и вторичного рынка.

Первичный рынок ценных бумаг объединяет конструирование нового выпуска ценных бумаг и их первичное размещение среди инвесторов, то есть приобретение ценных бумаг их первыми владельцами.

Размещение ценных бумаг на первичном рынке предполагает разработку эмитентами условий выпуска ценных бумаг, обеспечивающих их ликвидность и спрос, а также регистрацию ценных бумаг в соответствующем государственном органе.

Развитие первичного рынка ценных бумаг тесно связано с процессами приватизации и разгосударствления, финансирования государственного долга через выпуск ценных бумаг, а также доступностью информации для инвесторов и внебиржевым оборотом ценных бумаг.

Выделяют две формы первичного рынка ценных бумаг:

  • — частное (закрытое) размещение — характерна продажа ценных бумаг ограниченному числу заранее определенных инвесторов.
  • — публичное (открытое) предложение. — размещением ценных бумаг путем публичного объявления и продажи их неограниченному количеству инвесторов.

На практике основными способами размещения ценных бумаг на первичном рынке являются: подписка, аукционы, торги, конкурсы.

При этом наиболее распространенными методами продажи, как на развитых, так и на развивающихся рынках, являются аукцион и подписка.

Аукционный метод размещения предполагает заблаговременный доступ инвесторов к информации, установление цены и продажу ценных бумаг на конкурсной основе. В отличие от аукционов подписка осуществляется по заранее установленной цене.

Под вторичным рынком ценных бумаг понимаются отношения, складывающиеся при обращении ранее выпущенных и размещенных на первичном рынке ценных бумаг.

Основу вторичного рынка ценных бумаг составляют операции, оформляющие перераспределение собственности, спекулятивные и страховые операции.

Вторичный рынок ценных бумаг обеспечивает перелив капиталов в наиболее эффективные сферы деятельности, стабильность и ликвидность рынка. Наличие развитого вторичного рынка является условием функционирования первичного рынка ценных бумаг.

В странах с рыночной и стабильной экономикой объем оборота ценных бумаг на вторичном рынке значительно превосходит объем их размещения на первичном рынке.

При развитом рынке ценных бумаг важнейшее место на вторичном рынке занимает организованный его сегмент — фондовые биржи, которые обеспечивают регулярную торговлю ценными бумагами, их ликвидность, определение цен и т.д. Фондовые биржи представляют институционально организованный биржевой рынок ценных бумаг, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и действуют профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Внебиржевой рынок охватывает операции с ценными бумагами, совершаемые вне бирж, и представляет собой компьютеризированные системы торговли ценными бумагами с упрощенными правилами допуска ценных бумаг, участников, технологий торговли.

Наиболее известными внебиржевыми системами являются «Система автоматической котировки Национальной ассоциации инвестиционных дилеров» (NASDAQ) и «Ценные бумаги национального рынка» (NMS) в США, Канадская система внебиржевой автоматической торговли (СОАТС).

Вместе с тем следует отметить, что биржевой и внебиржевой вторичный рынок взаимосвязаны, имеют общий круг инвесторов, посредников, а также тесную взаимозависимость конъюнктуры. [1, стр. 12]

Кроме того, РЦБ можно классифицировать по территориальному признаку (международный, национальный и региональный рынки), видам ценных бумаг (рынок акций, рынок облигаций и т.п.), видам сделок (срочный форвардный) рынок, спотовый (кассовый) рынок и т.д.

, эмитентам (рынок государственных ценных бумаг, рынок корпоративных ценных бумаг и т.п.), срокам (рынок кратко-, средне-, долгосрочных и бессрочных ценных бумаг), отраслевому и другим признакам.

При этом в некоторых странах основную посредническую роль на РЦБ играют крупнейшие коммерческие банки.

Центральным звеном на рынке ценных бумаг развитых стран являются фондовые биржи.

Формы организации фондовых бирж различны, но все они концентрируют информацию об эмитентах, их финансовом положении и рейтинге ценных бумаг, выступают посредниками между продавцами и покупателями ценных бумаг, создают необходимые условия торговли, определенные гарантии ее участникам, что повышает ликвидность рынка ценных бумаг в целом.

Поскольку развитие рынка ценных бумаг является одним из направлений финансовой политики государства, то государство регулирует и контролирует деятельность рынка ценных бумаг.

В современной рыночной экономике «жизненный цикл» ценных бумаг состоит из трех неравных по времени фаз:

  • — две-три недели уходит на конструирование нового выпуска ценных бумаг;
  • — две-три недели уходит на первичное размещение нового выпуска ценных бумаг;
  • — собственно обращение ценных бумаг, связанное с их «долгой» жизнью на вторичном рынке.

Ценные бумаги — исключительно специфический товар, у которого по сравнению с «нормальным» товаром, крайне смещен баланс между собственной стоимостью и потребительной стоимостью в пользу второй.

Иными словами, курс (цена) фондовой бумаги определяется в первую очередь ее ценностью (полезностью) для продавца (эмитента) и покупателя (инвестора). В данном случае собственно стоимость или номинал ценной бумаги не играет главенствующей роли.

Поэтому спрос на ценные бумаги со стороны инвесторов формируется на основе таких факторов, как:

  • * прибыльность — способность ценной бумаги приносить доход через процент, дивиденд или в результате роста курса на бирже;
  • * степень риска — возможность понести потери;
  • * ликвидность — возможность для держателя выручить за них деньги.

Все эти факторы должны учитываться инвестором в сопоставлении с альтернативными формами вложения средств, к которым можно отнести помещение денег в банк, приобретение каких-либо товаров, в том числе недвижимости, золота и других, организацию собственного дела.

Для создания рынка ценных бумаг необходимы определенные предпосылки.

Однако важнейшим условием эффективного функционирования рынка ценных бумаг, при котором ценные бумаги будут продаваться и покупаться за деньги, является полноценное выполнение деньгами своих функций.

Невыполнение деньгами своих функций сильно ограничивает, принижает действие системы стимулов и мотивов при операциях с ценными бумагами.

Так, покупая акции какого-либо предприятия, крупный инвестор думает не о том, что он будет получать доход с этой ценной бумаги или не об увеличении стоимости этих финансовых активов и своего богатства в деньгах, а в основном связывает приобретение акций данного предприятия с какими-либо возможностями по управлению данным предприятием с дальнейшим правом распределения прибыли. [6, стр. 221]

Источник: https://vuzlit.ru/93126/osobennosti_funktsionirovaniya_rynka_tsennyh_bumag

Рынок ценных бумаг: функционирование, содержание, формы деятельности, субъекты

11.1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Определение 1

Механизм функционирования рынка ценных бумаг — взаимодействие различных рыночных субъектов, которое относится к осуществлению фондовых операций.

Механизм функционирования рынка ценных бумаг находится под регламентом действующего законодательства. Факторы, которые его определяют:

  • концепция развития фондового рынка в системе национальной экономики;
  • конкретная финансовая политика определенного региона, предприятия, организации;
  • взаимное влияние государства и рынка ценных бумаг.

Эффективная работа рынка ценных бумаг формируется с помощью степени развития рыночной инфраструктуры, свободной конкуренции и цивилизованного распределения собственности. Механизм функционирования рынка ценных бумаг обладает особенностями. Такой рынок может функционировать при наличии цели, связанной с несколькими понятиями:

  • конкретная структура обращающихся ценных бумаг;
  • деловая активность рыночных участников;
  • общее экономическое состояние;
  • выбранная рыночная модель.

Замечание 1

При этом рынок ценных бумаг (рцб) должен учитывать ценность, природу и специфику отдельных видов ценных бумаг, которые могут являться финансовыми инструментами (коносаменты, товарные и финансовые фьючерсы, опционы, векселя и др.).

Структура и субъекты рынка ценных бумаг

Механизм функционирования рынка ценных бумаг относится к составным элементам структуры рынка и классифицируется на несколько секторов в соответствии с:

  1. структурой участников (эмитент, инвестор, посредник);
  2. экономической природой ценных бумаг, с их отношением к собственности (владение, распоряжение, пользование);
  3. связью ценных бумаг с выпуском, первичным размещением и дальнейшим обращением (первичный и вторичные рынки). Первичный рынок осуществляет выпуск ценных бумаг в обращение (то есть проводит эмиссию), вторичный рынок проводит различные фондовые операции по уже выпущенным ценным бумагам;
  4. эмитентами и инвесторами (физические и юридические лица, органы местного самоуправления, государство);
  5. гражданством эмитентов и инвесторов (разделены на резидентов и нерезидентов);
  6. территорией, где происходит обращение ценных бумаг (региональные, национальные и мировой рынок);
  7. степенью риска (высокий, средний и малый риск).

Субъекты отечественного рцб включают:

  • Президента РФ, осуществляющего общее руководство рцб, подписывающего законы и издающего указы, регламентируя развитие этого рынка;
  • Совет Федерации, который ратифицирует законодательные акты в области развития рцб;
  • Государственную Думу, разрабатывающую законодательные акты по развитию рцб;
  • Правительство РФ, формирующее общие направления развития рцб
  • Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР РФ), проводящую разработку концепции рыночного развития и нормативно-правовые акты, которые регулируют данное развитие; государственную регистрацию проспектов выпуска ценных бумаг; осуществляющую контроль рцб, аттестацию и выдачу лицензий;
  • Министерство финансов РФ, проводящее общее регулирование развития рцб в качестве составной части финансового рынка, осуществляя эмиссию государственных ценных бумаг;
  • Федеральное агентство управления федеральным имуществом (Росимуществом), которое управляет пакетами ценных бумаг в государственной собственности, включая «золотые» акции, дающие право вето на соответствующие решения общего собрания акционеров;
  • ЦБ РФ, размещающий ценные бумаги государства, регулирующий с помощью управления ценными бумагами деятельность коммерческих банков на фондовых рынках и на основе генеральной лицензии осуществляющий лицензирование специалистов данных структур;
  • Федеральное казначейство (Казначейство РФ), размещающее казначейские обязательства;
  • краевые и областные думы и прочие территориальные законодательные органы, осуществляющие законодательную инициативу в области регулирования развития региональных рцб;
  • администрации автономных республик, краев, областей, районов и городов, а также прочие территориальные органы исполнительной власти, осуществляющие текущий контроль и управление региональными рцб, выпуск муниципальных ценных бумаг;
  • территориальное управление, представительство, отделы и комиссии (ФСФР РФ, Министерство финансов России, Росимущество, Центральный банк РФ, Федеральное казначейство, Федеральная антимонопольная служба), которые исполняют функции федеральных органов на региональном уровне;
  • федеральные комитеты, министерство и управление, которые руководят фондовыми операциями на предприятиях, подчиненных им;
  • фондовые биржи и фондовые отделы товарной и валютной биржи, организующие биржевую торговлю ценными бумагами;
  • региональные комиссии по рцб краев и областей, контролирующие и регулирующие работу рцб на региональном уровне;
  • инвестиционные фонды и организации, занимающиеся профессиональной специализированной деятельностью на региональном рцб;
  • коммерческие банки, выпускающие собственные ценные бумаги и участвующие в фондовых операциях прочих субъектов региональных рынков ценных бумаг, осуществляющих операции в области государственных и корпоративных ценных бумаг;
  • фондовые центры и магазины, осуществляющие продажу ценных бумаг;
  • пенсионные фонды и страховые организации, которые вкладывают временно свободные средства в ценные бумаги;
  • депозитарии и реестродержатели, сохраняющие ценные бумаги и ведущие их реестр;
  • СРО (саморегулируемые организации) в лице общественных объединений профессиональных участников региональных рцб, которые разрабатывают стандарты поведения на рынках;
  • АО (акционерные общества), которые проводят выпуск ценных бумаг;
  • юридические и физические лица, которые совершают в рамках действующего закона различные фондовые операции.

Формы деятельности рцб

Федеральный закон от 22.04.96 г. № 39-Φ3 «О рынке ценных бумаг» формулирует определение основной формы деятельности, которая включает государственную, профессиональную и частную.

Функционирование рынка ценных бумаг, как и функционирование фондового рынка, включая государственную деятельность, осуществляет Президент России, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) РФ, Центральный банк РФ, Минфин России, Минэкономразвития России, областные организации.

Профессиональную деятельность ведут специалисты фондовых бирж, фондовых отделов товарной и валютной биржи, инвестиционных фондов и компаний, брокеры и дилеры, маклеры, специализированные реестродержатели и депозитарии, клиринг, аудит операций с ценными бумагами. Специалисты представлены профессиональными участниками рцб, которые должны иметь квалификационные аттестаты и лицензии.

Замечание 2

Помимо названных участников рцб важную роль играет СРО, то есть организации, объединенные в лице профессиональных участников.

Определение 2

Сущность частной деятельности заключается в том, что ее осуществляют остальные субъекты рынка, не имеющие отношения к профессиональным участникам и не обладающие лицензиями на право ведения профессиональной деятельности.

Участники рцб вправе осуществлять различные виды деятельности (брокерская, дилерская, деятельность по управлению ценными бумагами, клиринговая, депозитарная, деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, организация торговли на рцб, траст и консалтинг).

Ведение профессиональной деятельности на рцб строго регламентировано органами государства. Так, приказ ФСФР России от 24.04.07 г.

№ 07-50/пз-н «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» устанавливает определенные нормативы, касающиеся собственных средств. Примерами могут быть нормативы:

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/buhgalterskij-uchet-i-audit/uchet-tsennyh-bumag-i-finansovyh-vlozhenij/funktsionirovanie-rynka-tsennyh-bumag/

Studio-pravo
Добавить комментарий