10. Классификация административно-правовых норм.: 1. по предмету регулирования различают а) материальные – нормы,

Вывод по первому вопросу:

10. Классификация административно-правовых норм.: 1. по предмету регулирования различают а) материальные – нормы,

Такимобразом, можно отметить, что элементысистемы механизма административно-правовогорегулирования в своей совокупностиреализуют совершенно новые качественныеспособы воздействия на общественныеотношения в сфере исполнительной власти,государственного управления, нежелиоказываемое воздействие этих элементовна отношения в отдельности.

Вопрос 2. Понятие, структура, виды административно-правовых норм. Реализация административно-правовых норм, ее виды

Любаяотрасль права состоит из совокупностиюридических норм, ее первичных «клеток».

Административно-правовыенормы – это установленные илисанкционированные государством правила,регулирующие отношения, возникающиепри формировании и деятельностиисполнительной власти (мнение Д.Н.Бахрах).

Или,административно-правовые нормы — этоустановленные или санкционированныегосударством правила, регулирующиеотношения в сфере государственного,муниципального и общественногоуправления, а также отношенияуправленческого характера, возникающиев иных сферах государственной деятельности(осуществление правосудия, прокурорскийнадзор и др.).

Реализациянормы обеспечивается разнообразнымисредствами, включая государственноепринуждение.

Административно-правовыенормы имеют ряд особенностей:

  1. они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;

  2. с помощью административно-правовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и др.;

  3. административно-правовые нормы устанавливаются не только органами законодательной власти, а часто в процессе реализации исполнительной власти;

  4. административно-правовые нормы, в отличие от большинства норм других отраслей права, сами способны защитить себя в случаях невыполнения или недобросовестного выполнения их требований — это нормы, устанавливающие административную и дисциплинарную ответственность;

  5. совокупность административно-правовых норм отличается гигантским количеством, не поддающимся более или менее точному исчислению и единой кодификации.

Структураадминистративно-правовой нормы (внутреннее строение нормы, определенныйпорядок взаимосвязи, взаимообусловленностисоставных частей, элементов норм):

    1. Гипотеза содержит указание на фактические условия реализации норм, т.е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими административно-правовые отношения.

    2. Диспозиция – правило поведения, предписываемое нормой. В административно-правовых нормах диспозиция излагается преимущественно какправа, правомочия, дозволенияили в видепредписаний, обязанностей, а такжезапретаилиограничений.

    3. Санкция содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю. Особенностью санкций является наличие многообразных средств административного воздействия и множественность органов (должностных лиц), уполномоченных государством применять их к правонарушителям.

      Это проявляется в следующем,например, во многих случаях санкция административно-правовой нормы может содержаться в одном правовом акте, в товремя как гипотеза и диспозиция – в другом, поскольку норма административного права не тождественна содержанию статьи или параграфа того или иного акта управления, или санкция предусматривает не любое административное воздействие, а лишь такое, которое содержит административно-правовая норма в связи с совершением проступка.

Многообразиеадминистративно-правовых норм позволяетклассифицировать их по целому рядуоснований.

Поюридической силе административно-правовыенормы делятся на:

законодательные,содержащиеся в законах и иныхнормативных актах органов законодательнойвласти РФ и ее субъектов, нормативныхактах законодательных (представительных)органов местного самоуправления;

подзаконные,содержащиеся в актах Президента РФ,президентов республик в составе России,постановлениях Правительства РФ, главадминистраций и правительств субъектовРФ, глав местных администраций;

отраслевые(ведомственные), содержащиеся вотраслевых (ведомственных) нормативныхактах;

локальные,содержащиеся в нормативных актахорганизаций.

Поцелевому назначению административно-правовыенормы делятся на:

регулятивные,т.е. регулирующие правила поведенияучастников административно-правовыхотношений, определяют обстоятельства,условия и порядок возникновения,изменения и прекращения данных отношений(например, пункты Правил дорожногодвижения);

охранительные,которые обеспечивают защиту (охрану)урегулированных общественных отношений(статьи КоАП РФ).

Попредмету регулирования нормыподразделяются на:

материальные,юридически закрепляющие обстоятельстваи условия возникновения, изменения ипрекращения административно-правовыхотношений, правила поведения, права,обязанности и ответственность ихучастников и др.;

процессуальные,которые регламентируют порядок(процедуру) организации административно-правовыхотношений; реализации участникамиотношений установленных материальныминормами прав и обязанностей; т.е.определяют, как, в каком порядке, ссоблюдением каких процедурных правилреализуются материальные нормы.

Например,согласно статье 1 Закона РФ «Об обжалованиив суд действий и решений, нарушающихправа и свободы граждан», каждый гражданинвправе обратиться с жалобой в суд, еслисчитает, что неправомерными действиямигосударственных органов нарушены егоправа и свободы, а статья 2 данного Законаопределяет действия, органов и должностныхлиц, которые могут быть обжалованы.Содержащиеся в них положения –материальные нормы. Статья же 6 Законарегулирует порядок рассмотрения жалобы,что является процессуальной нормой.

Пометоду воздействия на поведение субъектовадминистративно-правовые нормы можноразделить на:

обязывающие,которые содержат предписания субъектамправоотношений совершать в определенныхусловиях те или иные действия (например,согласно Закону о воинской обязанностии военной службе, все граждане РФмужского, достигшие 18-летнего возраста,обязаны пройти действительную военнуюслужбу и быть приняты на воинский учет);

запрещающие,содержащие запрет на совершение техили иных действий (нормы Особенной частиКоАП РФ);

уполномочивающие,в которых не содержатся прямые предписанияи запреты, но отражается возможностьсубъекта административно-правовыхотношений действовать с учетом требованийнормы по своему усмотрению (например,сотрудник милиции может задержатьправонарушителя или не делать этого);

стимулирующие(поощрительные), которые с помощьюсредств материального и моральноговоздействия обеспечивают должноеповедение участников регулируемыхобщественных отношений (например, забезаварийную работу на транспорте –поощрение).

Поформе предписания административно-правовыенормы подразделяются на:

императивные(категорические), подлежащиеобязательному, безусловному исполнению;

рекомендательные,которые не имеют обязательногохарактера, а направлены на совершенствованиерегулирования общественных отношений.

Посодержанию административно-правовыенормы подразделяются в зависимости отсубъектов-участников регулируемыхобщественных отношений на:

нормы,регламентирующие административно-правовойстатус граждан;

нормы,регламентирующие организацию идеятельность органов исполнительнойвласти и административно-правовойстатус государственных служащих;

нормы,регламентирующие организацию идеятельность органов местногосамоуправления, которые осуществляютисполнительные функции (местнойадминистрации) и административно-правовойстатус муниципальных служащих;

нормы,регламентирующие отдельные вопросыдеятельности судов, связанные срассмотрением дел об административныхправонарушениях и жалоб на неправомерныедействия и решения государственных(муниципальных) органов и должностныхлиц;

нормы,регламентирующие административно-правовойстатус общественных объединений граждан,отдельные (регулируемые государством)вопросы организации и деятельностинегосударственных структур, включаячастные.

Попределу действия (кругу лиц) нормыможно разделить на:

общеобязательные,которые адресованы широкому кругуучастников административно-правовыхотношений;

внутриаппаратные,адресованные государственным имуниципальным служащим.

Потерритории действия административно-правовыенормы делятся на:

общефедеральные,действующие на всей территории России;

нормысубъекта Федерации,действующие натерритории одного субъекта РФ;

местные,содержащиеся в нормативных актах органовместного самоуправления, их должностныхлиц и действующие на территориимуниципального образования;

межтерриториальные,действующие в нескольких территориальныхобразованиях.

Пообъему регулирования административно-правовыенормы можно разделить на:

общие,регулирующие вопросы организации идеятельности во всех отраслях экономики,социально-культурной иадминистративно-политической сферах(например, положения Правил подготовкинормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти и ихгосударственной регистрации, которыеобязательны для исполнения во всехотраслях и сферах);

межотраслевые,регулирующие вопросы организации идеятельности нескольких отраслей(например, Основы законодательства РФо культуре регулируют организацию идеятельность всей социально-культурнойсферы);

отраслевые(ведомственные), регулирующиеорганизацию и деятельность одной отрасли(например, положения Инструкции МВДРоссии о применении Правил регистрациии снятия граждан с регистрационногоучета по месту пребывания и по местужительства в пределах РоссийскойФедерации);

локальные,установленные для конкретнойорганизации, предприятия, учреждения.

Посроку действия административно-правовыенормы подразделяются на:

срочные,которые рассчитаны на определенный,указанный в норме срок ее действия;

постоянные(бессрочные), не имеющие такого срока;

чрезвычайные,рассчитанные лишь на время существованиячрезвычайных обстоятельств (например,введения особых условий управления).

Поуровню обобщенности диспозицииадминистративно-правовые нормы можноразделить на:

общие,которые регулируют всю совокупностьопределенных правоотношений;

специальные,которые являются исключениями изобщих правил, и, действуя лишь при наличиидополнительных, указанных в ее гипотезефактов, регулируют отдельные, специфическиемоменты правоотношений.

Например,статья 20.8 КоАП РФ определяет ответственностьза нарушение правил производства,продажи, коллекционирования, экспонирования,учета, хранения, ношения или уничтоженияоружия и патронов к нему (общая норма),а статья 20.10 Кодекса – за незаконныеизготовление, продажу или передачупневматического оружия (специальнаянорма).

Административно-правовыенормы должны быть оформлены в такомвиде, чтобы участники общественныхотношений, которым они адресованы, моглис ними ознакомиться.

Нормы административногоправа содержатся в актах, издаваемыхорганами государственной власти иместного самоуправления, руководителямиорганизаций, предприятий, учреждений.

Административно-правовые нормы могутсодержаться в актах других отраслейправа, они имеются в международныхактах, действующих актах СССР и РСФСР.

Реализацияадминистративно-правовых норм представляетсобой логический процесс претворенияв жизнь государственной воли субъектамив соответствии с требованиями нормы.

Влитературе различают несколько форм(способов реализации) норм: исполнение,соблюдение, использование, применение.

Исполнениезаключается в активных действияхсубъектов права по выполнению обязанностей,предписаний, содержащихся в норме(например, оплата проезда в транспорте).

Соблюдение— воздержание субъекта от совершениядействий, запрещенных нормой. Отличаетсяот исполнения пассивным поведениемсубъекта.

Использованиесостоит в добровольном совершениисубъектом предусмотренных нормойдействий по реализации субъективныхправ в сфере государственного управления.Субъект сам принимает решение о том,воспользоваться или нет предоставленнымему субъективным правом,например,обжаловать ли действия должностныхлиц, нарушающие его права.

Применениесостоит в принятии компетентнымсубъектом власти индивидуального (поконкретному делу) юридически властногорешения (акта) на основе действующейнормы.

Применениеадминистративно-правовых норм являетсяпрерогативой субъектов, осуществляющихисполнительные, административныефункции. Граждане не имеют полномочийпо применению норм административногоправа.

Применение норм права являетсяважнейшей правовой формойдеятельностиадминистративной власти, которое частоосуществляется в особом процессуальномпорядке.

В некоторых случаях, предусмотренныхзаконодательством, применение возлагаетсяна суды (судей), например, прирассмотрении дел об административныхправонарушениях или жалоб на неправомерныедействия и решения государственныхорганов и их должностных лиц.

Основнымитребованиями правильности применениянорм административного права являются:законность, обоснованность,целесообразность.

Законностьозначает применение компетентнымиорганами государства или должностнымлицом административно-правовых нормтолько в пределах предоставленныхполномочий, а также строгое соблюдениепроцессуального порядка применениянормы и обязанность уполномоченных нато органов и должностных лиц применятьее во всех необходимых случаях.

Обоснованностьозначает возможность применениянормы только в результате анализадостоверной информации о событии,вызвавшем необходимость ее применения,только после всесторонней проверкивсех фактов и обстоятельств дела.

Целесообразностьозначает, что в результате применениянормы возможно в конкретной ситуациидостичь цели, ради которой применяется норма.

Источник: https://studfile.net/preview/2465307/page:2/

Административно-правовые нормы

10. Классификация административно-правовых норм.: 1. по предмету регулирования различают а) материальные – нормы,

Система элементов механизма административно-правового регулирования – совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных и взаимозависимых и образующих информационно-правовое единство в целях упорядочивающего воздействия и устойчивого развития управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления и иных регулируемых административными правовыми нормами управленческих отношениях.

Элементы механизма административно-правового регулирования:

  1. нормы административного права, регламентирующие принципы организации и деятельности органов исполнительной власти, государственного управления; формирование целей, постановки задач; определение функций, компетенции органов исполнительной власти, государственного управления, содержащихся в Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, а также аналогичные нормативные акты на уровне субъектов РФ и другие нормативные акты, принятые полномочными органами государственной власти и управления;
  2. акты толкования норм административного права, как правило, Конституционным Судом РФ, другими судебными органами власти;
  3. индивидуальные акты;
  4. акты применения норм административного права (акты применения в отличие от обычных индивидуальных актов, реализуют юрисдикционные (подведомственные) властные полномочия);
  5. административно-правовые отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления – это прежде всего урегулированные нормами административного права полномочия, функции, задачи, формы, методы в деятельности субъектов права.

Особое значение в системе элементов механизма административно-правового регулирования занимает правосознание граждан, методы убеждения и административного принуждения.

Правосознание как совокупность идей, взглядов, мнений, выражающих определенные отношения людей, их социальных групп к нормам права, правоприменительной деятельности, законности, правосудию, их мнения о правомерности или неправомерности этих видов юридических отношений.

Процесс административно-правового регулирования – последовательное воздействие правовых методов и средств для достижения целей регулирования поведения участников управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Административно-правовые нормы: понятие и структура

Особое значение в функционировании системы механизма административно-правового регулирования имеют правовые акты, которые включают в себя понятие нормативных и индивидуальных актов.

Система административных нормативно-правовых актов – взаимосвязанная и взаимозависимая совокупность норм и правил, выраженная в форме административных норм, обеспеченных мерами убеждения и государственного принуждения.

Особенности системы административных нормативно-правовых актов состоят в том, что они находятся в соподчиненной взаимосвязи друг с другом, тип связи определяется юридической силой этих актов.

Норма административного права, как и норма другой отрасли права, – это правило общего характера, конкретная мера возможного, должного или обязательного поведения участников управленческих отношений, установленная или санкционированная государством, гарантирующая их реализацию специальными мерами государственного стимулирования или принуждения.

Особенностью норм административного права является то, что они являются регулятором управленческих отношений, складывающихся в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления. Нормами административного права может быть предусмотрена не только юридическая ответственность, но и поощрение за образцовое выполнение своих служебных обязанностей.

Административно-правовые нормы способствуют решению следующих основных задач:

Структура нормы административного права – способ и форма взаимосвязи ее элементов. Такими элементами являются гипотеза, диспозиция и санкция. Вместе с тем нормам административного права присуще и поощрение.

Гипотеза административно-правовой нормы – управленческие отношения, на которые она призвана при определенных условиях воздействовать.

Диспозиция – правило поведения сторон, предписываемое нормой. Диспозиция всегда предполагает тесную взаимосвязь прав и обязанностей субъектов права.

Санкция всегда содержит указание на меры административного наказания (или иной меры принуждения), применяемые к правонарушителю.

Поощрение – публичное признание заслуг лица в выполнении им правовых обязанностей и общественного долга, сформулированных в диспозиции административной правовой нормы.

Классификация административно-правовых норм

1. По содержаниюадминистративно-правовые нормы объединяются в правовые институты, c их помощью регулируются родственные по содержанию управленческие правоотношения. Это прежде всего следующие группы (виды) норм:

  1. регламентирующие порядок образования, функции, задачи, структуру и компетенцию органа исполнительной власти, государственного управления;
  2. закрепляющие основные положения организации, функционирование и правовое положение государственных предприятий, учреждений и организаций;
  3. устанавливающие оптимальные формы и методы реализации деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  4. закрепляющие права, обязанности и ответственность граждан и их общественных объединений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  5. закрепляющие и регулирующие основные положения, принципы организации и деятельности института государственной службы;
  6. регламентирующие способы обеспечения законности и дисциплины в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления;
  7. разрешающие вопросы административной юрисдикции (подведомственность) правового разрешения управленческих споров и конфликтов, рассмотрения индивидуальных дел об административных правонарушениях и принятия мер административного принуждения, в том числе и мер административного наказания;
  8. определяющие положения и принципы регулирования отношений между субъектами административного права в экономике, промышленности, аграрном секторе, хозяйственной сфере, социально-культурной и административно-политической сфере и межотраслевом управлении.

2. По предмету правового регулирования:

  1. материальные – регулирующие сущность управленческих отношений, правила поведения субъектов административного права в процессе осуществления прав, обязанностей, задач, функций и полномочий;
  2. процессуальные – регламентирующие порядок реализации этих управленческих отношений или порядок, процедуру рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесение решения о виде административного наказания, порядок обжалования решения и порядок исполнения решения.

3. По методу воздействия на поведение субъектов управленческих отношений:

  1. обязывающие;
  2. уполномочивающие;
  3. запрещающие;
  4. стимулирующие;
  5. согласительные.

4. По форме предписания административно-правовые нормы бывают:

  1. категорические (императивные);
  2. рекомендательные;
  3. диспозиционные.

5. По способу действия:

  1. в пространстве – общероссийские, в пределах субъекта РФ, местные правовые акты и др.;
  2. по времени – с определенным сроком действия, бессрочные, не имеющие предварительного срока действия;
  3. по субъектам регулирования – в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, касающиеся физических или юридических лиц, государственных служащих, негосударственных учреждений.

Реализация административно-правовых норм

Формы реализации административно-правовых норм:

  1. соблюдение;
  2. исполнение;
  3. использование;
  4. применение.

Наиболее широко используемая форма реализации – это соблюдение права, т. е. добровольное исполнение субъектами управленческих отношений требований, предписываемых административно-правовой нормой.

Исполнение права в отличие от соблюдения заключается в активных правомерных и позитивных действиях субъектов управленческих отношений по выполнению предписаний, содержащихся в нормах. В определенных ситуациях пассивное поведение субъекта управления может рассматриваться как упущение, недобросовестность, халатность.

Использование права есть активное и добровольное совершение субъектами и объектами управленческих отношений правомерных действий, которые связаны с реализацией субъективных прав и обязанностей в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления.

Применение права всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами исполнительной власти, государственного управления.

Подобная классификация норм административного права позволяет быстрее выявлять субъектов и круг их отношений с целью совершенствования управленческих отношений.

Требования к применению норм административного права:

1. Соблюдение законности в процессе административного нормотворчества и правоприменительной практики в сфере управленческой деятельности является обязанностью органов исполнительной власти, государственного управления.

2. Оптимальность применения нормы в соответствии с целью, сформулированной в норме права и в связи с конкретными условиями ее реализации. Субъекты управления должны осуществлять свои функции и задачи с минимально возможными затратами ресурса.

3. Обоснованность применения нормы на основе достоверных фактов. Обоснованность назначения административного наказания исчерпывающе регламентирована в КоАП.

4. Научная организация правоприменительной деятельности выражена:

а) оптимизацией процесса применения административно-правовых норм;
б) рациональным разделением труда между субъектами отношений;
в) обоснованным распределением полномочий и компетенции между субъектами административно-правовых отношений;
г) использованием количественных методов, современных компьютерных средств и новых информационных технологий;
д) использованием передового опыта.

5. Целесообразность применения норм административного права объясняется характером деятельности органов исполнительной власти, государственного управления на основании закона и во исполнение цели, заложенной в законе.

6. Стабилизация управленческих отношений является одной из основных целей административно-правового регулирования, так как позволяет реализовать каждому свои права, свободы, законные интересы в любой не запрещенной законом сфере деятельности.

Источник: http://be5.biz/pravo/a017/4.html

Классификация правовых норм:

10. Классификация административно-правовых норм.: 1. по предмету регулирования различают а) материальные – нормы,

1)по предмету правового регулирования(отраслевой признак):

А)уголовные;

Б)гражданские;

В)административные;

Г)трудовые;

Д)конституционные;

Е)семейные;

Ж)экологические и др.

2)по содержанию все нормы права подразделяютсяна:

А) материальные– фиксируют права и обязанности субъектовправоотношений;

Б) процессуальные– описывают порядок реализации прав иисполнения обязанностей. Данные гномырегулируют деятельность правоприменительныхорганов, участников судебных процедур,др.

3)по методу правового регулирования нормыправа подразделяются на:

А) императивные(категорические)– юридические властные предписания,не допускающие видоизменения ихсубъектами правоотношения; т.е. непредполагаютвозможность отклонения от установленныхтребований.

Субъекты обязаны вступатьв правоотношения, возникающие на основеимперативной нормы. Субъекты такогоправоотношения находятся в неравномположении.

Например, налог на авто:взимается в пользу государства, суммуналога изменить нельзя.

Б) диспозитивные— допускают регулирование отношенийсторонами. Субъекты правоотношения,возникшего на основе данных норм, могутпо своему желанию менять содержаниетакого правоотношения.

Субъекты вступаютв данное правоотношение по своейинициативе. Субъекты находятся в равномположении.

Например, продажа авто:стороны устанавливают цену, дату продажи,после чего совершается сделкакупли-продажи.

Исходяиз этой классификации существуетклассификация отраслей права на публичныеи частные:

а) публичныеотраслиоперируют императивными нормами(конституционное, административное,уголовное право; бюджетное и налоговоезаконодательство, др.);

б) частныеотрасли праваоперируют диспозитивными нормами(гражданское, семейное, трудовое,земельное право).

4)исходя из функций права все правовыенормы подразделяются на 2 большие группы:

А)регулятивныенормы– устанавливают права, обязанностисубъекта, направленные на регулированиеправомерности поведения субъекта;

Б)охранительные– начинают реализовываться в случаенеправомерного поведения субъекта.Данные нормы фиксируют меры правовогопринуждения, применяемые к нарушителям.

Такжевыделяют специализированные нормы,которые помогают осуществить процессправового регулирования:

  • нормы-начала – предписания, конституционно закрепляющие основы социально-экономической, политической и государственной жизни, основы взаимоотношений государства и личности, прав и свобод граждан. Нормы-начала в своём большинстве сосредоточены в основном законе государства — Конституции.
  • нормы-принципы – закрепляют основные направляющие начала юридической деятельности (например, в Конституции закреплён принцип народовластия; также существует принцип презумпции невиновности).
  • нормы-цели – определяют и юридически закрепляют перспективные цели политико-правового развития (в формулировке должно быть слово «цель»).
  • нормы-дефиниции – содержат определения конкретных юридических понятий.

5)по субъекту правотворчества и юридическойсиле нормы подразделяют на:

А)конституционные нормы;

Б)конституционные законы;

В)федеральные законы;

Г)подзаконные нормативно-правовые акты(субъекты: Президент РФ, органыисполнительной власти, в т.ч. федеральныеминистерства, службы. Такие нормы могутсодержаться в указах, постановлениях,распоряжениях, положениях, инструкциях);

6)по территории действия выделяют:

А)федеральные нормы;

Б)нормы субъектов РФ (региональные);

В)нормы, действия которых распространяютсяна муниципальные образования (муниципальные(местные) нормы);

Г)локальные нормы (действуют на территорииопределенного объекта: организация,ТвГУ, др.).

7)по характеру предписания:

А) обязывающиенормыустанавливают предписание субъектусделать что-либо (субъект обязан платитьзаконно установленные налоги, вернутьдолг в установленный соглашением сроки др.) Предписания такого рода, какправило, начинаются словами: «обязан»,«необходимо», «должен» и т.п.;

Б) запрещающиенормыустанавливают недопустимость какого-либодействия (не допускается одностороннийотказ от договора, за исключениемустановленных законом случаев). Такиенормы формулируются в виде запретасовершать какие-либо действия. Предписаниятакого рода, как правило, начинаютсясловами: «запрещается», «не разрешается»,«не допускается»;

В) управомочивающиенормыпредоставляют субъекту права возможностьвыбора: он может действовать определённымобразом или воздержаться от такихдействий (распоряжаться своим имуществом,принимать или не принимать завещание,становиться членом того или иногообъединения граждан или нет, т.п.). Втексте эти нормы могут начинатьсясловами: «вправе», «имеет право»,«разрешается» и т.д.

8)нормы права по действию во временибывают:

А)постоянные– действуютбез ограничения определённым сроком;

Б)временные– действуют в строго ограниченныйпериод времени.

9)критерий действия по кругу лиц:

А) общиенормы– их действие распространяется на всехлиц (субъектов), проживающих в даннойместности (стране, регионе);

Б) специальныенормы– их действие распространяется наотдельные категории лиц (государственныеслужащие, студенты, военные и т. п.).

Нормативно-правовойакт (НПА) – основнойисточник права.

Нормативно-правовойакт– официальный документ, принятый(изданный) в пределах компетенцииуполномоченного государственногооргана (должностного лица) или путёмреферендума, в установленном закономпорядке, содержащий правовые нормы(общеобязательные правила поведения),рассчитанные на неопределенный круглиц и неоднократное применение иобеспечиваемые силами государственногопринуждения.

Основныепризнаки нормативного-правового акта:

  • имеет форму письменного документа;
  • данный письменный документ имеет внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Нормативный акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных законодательством обязательных реквизитов (дата, номер, наименование, подпись, др.);
  • официальный текст нормативно-правового акта составлен на государственном языке;
  • нормативно-правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции. Компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления определена в ст. 71, 72 ,73 Конституции РФ и главе 3 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» соответственно;
  • содержит нормы права;
  • обладает юридической силой;
  • вступает в законную силу в порядке, предусмотренном законодательством;
  • действует во времени, в пространстве, в отношении определённого круга лиц;
  • публикуется в официальных печатных изданиях.

Источник: https://studfile.net/preview/6020805/page:2/

Классификация административно-правовых норм | Учеба-Легко.РФ — крупнейший портал по учебе

10. Классификация административно-правовых норм.: 1. по предмету регулирования различают а) материальные – нормы,

   В связи с многообразием правовых норм в административном праве подходы к их классификации также носят различный характер. В то же время выделяются чаще следующие виды административно-правовых норм:

  1. по способу (методу) регулирования поведения субъектов нормы: принципы, императивные, поручения, задачи, стимулы, указания, дефиниции, запреты, учредительные, санкции, стандарты, договорные, рекомендации, нормативы

  2. по предмету регулирования:

   — материальные — регулируют сущность управленче­ских отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);

   — процессуальные — определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.

  3. по функциям права: регулятивные и охранительные;

  4. по содержанию регулирования:

   -общие — регулируют общие для всех отраслей управ­ления общественные отношения;

   -особенные — регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, со­циально-культурной). 

 5. По предмету воздействия на субъекты административного права выделяют:    

   ➥ обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные дей­ствия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;

   ➥ иногда называют ограничительные – вводят ограничения на поведение субъекта;

   ➥ запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий или специальный характер;

   ➥ уполномочивающие (управомочивающие) или дозволительные (диспозитивные) — нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению);

   ➥ стимулирующие (поощрительные) — обеспечивают с помощью средств материального или морального воз­действия должное поведение участников регулируемых управленчес­ких отношений;

   ➥ рекомендательные — рекомендательные нормы чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных фор­мирований.

  6. В зависимости от предела действия: по территории, по сроку по кругу лиц:

   а) по территории действия (в пространстве): федеральные, региональные, местные, локальные;

— общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);

— межтерриториальные (акты, действующие в услови­ях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований); 

— нормы субъекта Федерации;

— местные (локальные);

— специальные (определенный регион).

  бпо сроку действия (во времени):

  •  
    • постоянные, временные, чрезвычайные;
    • срочные и бессрочные

  в) по кругу лиц: общие и специальные;

  7. по юридической силе: законы и подзаконные акты;

  8. по субъектной направленности: управленческие и общегражданские.

   Административно-правовые нормы могут подразделяться на: юрисдикционные, процедурные, функционально-процессуальные, регламентные и другие.

   Основное назначение административно-правовых норм заключается в регулировании отношений в сфере реализации исполнительной власти. Реализация норм административного права – это воплощение норм права в правовом поведении субъектов управленческих правоотношений, процесс практического воплощения в жизнь государственной воли, выраженной в административно-правовых нормах.

   Реализация норм административного права имеет следующие аспекты:

  ♦ Исполнение – активная форма поведения субъекта, точное, обязательное следование субъектов управленческих отношений положениям нормативно-правовых актов во исполнение возложенной на него обязанности.

  ♦ Соблюдение –  субъект соблюдает установленные запреты, в основном пассивная форма поведения, связанная с реакцией участников управленческих отношений на запреты и выражающаяся в воздержании от совершения действий, запрещенных нормой административного права (запрет на охоту в заповеднике).

  ♦ Использование – добровольное совершение правомерных действий при осуществлении субъективных прав. В отличие от предыдущих видов субъект сам решает воспользоваться или нет своим правом  и возможностями, которые предоставляются нормой (участвовать в конкурсе на должность или нет, наследник может предъявить свои права на наследство, а может отказаться).

  ♦ Применение – выражается в практическом разрешении конкретного дела и издании управомоченным субъектом управления нормативного акта, основанного на требованиях материального или процессуального права (приказ о назначении на должность).

   В отдельных случаях изложение содержащихся в актах норм права может по-разному трактоваться (пониматься) в силу их расплывчатости, нечеткости. Это вызывает необходимость пояснения их направленности или разъяснения их смысла.

Разрешению таких вопросов служат акты официального толкованиянорм административного права, к которым относятся правовые акты, принятые компетентными государственными органами и должностными лицами и содержащие разъяснение норм административного права.

   Акты толкования норм административного права могут быть:

a.  по форме выражения: письменные и устные;

b.  по юридическому содержанию: нормативного толкования и казуального:

c.  по виду государственного органа: законодательных органов, исполнительных органов, судебных органов, органов прокуратуры и др.;

d.  по субъекту толкования: аутентичные и легальные.

Источник: http://uclg.ru/education/pravovedenie/osnovyi_rossiyskogo_prava/otrasli_materialnogo_prava/lecture_klassifikatsiya_administrativno-pravovyih_norm.html

Классификация административно-правовых норм

10. Классификация административно-правовых норм.: 1. по предмету регулирования различают а) материальные – нормы,

Классификация административно-правовых норм определяет цель более точного определения содержания, функционального назначения и роли административно-правовых норм, составляющих единую отрасль административного права.

В зависимости от определенных практических целей, классификации могут быть различны, а также критерии ее осуществления.

В административном праве и правоприменительной практике наиболее часто используются такие критерии, как целевое назначение норм; их содержание; метод воздействия на регулируемые общественные отношения, а также степень обобщенности правил, сформулированных в диспозиции правовых норм.

Существует много видов классификаций административно-правовых норм. Все виды исходят из правоотношений какие они регулируют. Во-первых выделяют по целевому назначению:

— обязывающие( содержат правила правомерного поведения граждан),

Пример обязывающей нормы:

Ст.25.8 КоАП «Специалист»

ч.2 Специалист обязан:

  • 1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
  • 2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
  • 3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
  • — запрещающими (содержат запреты на совершение действий, обязанность воздерживаться от их совершения),

Пример запрещающей нормы:

Ст. 12.18 КоАП «Непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения»

Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участкам дорожного движения…влечет наложение штрафа от одной тысячи пятисот рублей»

-управомачивающие ( содержат дозволительные нормы права)

Пример управомачивающей нормы:

Ст.25.6 КоАП «Свидетель»

ч.3 Свидетель вправе:

  • 1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
  • 2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
  • 3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
  • 4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Существуют и охранительные нормы, они призваны обеспечить защиту, охрану урегулированных юридическими нормами отношений.

И соответственно административное право можно рассматривать как комплекс, состоящий из норм, регламентирующих созидательную деятельность исполнительной власти и ее охранительную деятельность.

Во- вторых, выделяют нормы адмнистративного права и по содержанию(порядку реализации прав и обязанностей участников административно-правовых отношений) — материальные и процессуальные:

  • — Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют обязанности, права, а также ответственность участников общественных отношений Например, ФЗ-79 «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего.
  • — Процессуальные административно-правовые нормы по своему назначению определяют порядок реализации обязанностей и прав, устанавливаемых нормами материального административного права в рамках государственного управления, они определяют порядок поступления на государственную службу и ее прохождения.

В-третьих, административные нормы бывают стимулирующие, рекомендательные.

  • — стимулирующие (поощрительные), т.е. обеспечивающие должное поведение с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия на участников регулируемых управленческих отношений (например, налоговые или иные льготы, применение льготного кредитования и т. д.).
  • — рекомендательные нормы дают возможность поисков вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства).
  • -четвертых, по предметам действия:
  • — по действию в пространстве (территориальному масштабу): общефедеральные, действующие на территории субъекта РФ или региона, межотраслевые, отраслевые, локальные (внутриорганизационные)

Действие административно-правовых норм в пространстве связано с положением органа, издавшего акт.

— по кругу лиц: общеобязательные для всех субъектов, для специальных субъектов (отдельных групп лиц)

По кругу физических лиц действие административно-правовых норм связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на отдельные их группы (военнослужащие, работники т.д.) — это специальные субъекты.

В-пятых,по юридической силе нормы делятся сходя из законодательных актов:

  • — законодательные акты
  • — подзаконные акты — могут содержаться в указах Президента, постановлениях Правительства, приказах и постановлениях ведомственных органов, постановлениях глав администраций.

Решения Конституционного и других судов имеют большую юридическую силу, чем подзаконные акты и даже законы.

В-шестых, выделяют и по сроку действия:

  • — временные(значит, что нормы временны, имеют определенный срок).
  • — постоянные( значит, что нормы действуют на неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены).

Административно-правовые нормы составляют закон, правовой акт. В свою очередь, действие закона — это состояние, существенное действие предписаний закона в данный период времени, на данной территории, в отношении конкретного круга лиц.

Действие закона распространяется в отношении граждан; также иностранцев, лиц без гражданства, организаций; государственных органов; объединений. Любой нормативный акт издается для того, чтобы регулировать поведение людей.

Действие во времени. Закон начинает действовать с момента вступления его в силу. Закон вступает в силу с момента его принятия управомоченным органом и начинает действовать по истечении определенного срока. В нашей стране законодательные акты вступают в силу через 10 дней с момента их закрепления в официальном источнике определенной законодательной власти.

Вступает в силу закон со времени, указанного в самом акте.

Зачем нужен точный срок? Срок вступления в силу закона важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению. Обратной силы он не имеет. Этот принцип означает, что предписания нормативного акта не распространяются на те отношения, которые возникли до его издания.

Данный процесс является надежной гарантией обеспечения прав и обязанностей граждан, поддержания правопорядка.

Но бывают и исключения, предусмотренные в двух случаях: если закон устанавливает обратную силу; если акты административного законодательства смягчают наказание либо исключают наказуемость деяния, нет состава правонарушения.

Закон может утратить свою силу в том случае, если истек срока действия закона; в связи с изданием нового закона его смена другим актом; если уполномоченный орган принял решение отменить нормативный акт.

Таким образом, действие во времени включает в себя процесс вступления, принятия закона, его срок действия, условия отмены и принятия.

Действие в пространстве нормативно-правового акта определяются территорией, на которую распространяются его предписания.

Территория — это земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Действие нормативных актов распространяется, как правило, на территорию, которая подведомственна органу, их издавшему.

Таким образом, нормативные акты на федеративном уровне действуют на ее территории; акты местных органов — на территории определенного района.

Есть исключения, когда при федеративном устройстве в некоторых случаях допускается возможность действия правовых норм одного государства на территории другого государства.

Действие по кругу лиц представляет собой распространяется на всех лиц, проживающих на определенной территории. Законы и нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства.

Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд, в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.

Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Однако имеются исключения, когда действия нормативно-правовых актов по кругу лиц не совпадают с их действием по территории.

Так, иностранные граждане, пользующиеся правом дипломатического иммунитета на территории другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, вызываться в суд для дачи показаний. Если такие лица совершают правонарушение, вопрос об их ответственности разрешается дипломатическим путем.

Особым преимуществом в правах обладают дипломаты, судьи. У них имеется личная неприкосновенность и особый статус, позволяющий пользоваться этими правами и исключать некоторую ответственность.

Нормативные акты могут распространять не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и тд).

Page 3

Источники административного права — это определенные формы выражения административно-правовых норм, которыми различны по юридической силе и содержанию.

Источники как форма закрепления административно-правовых норм представляют собой акты органов законодательной и исполнительной власти.

Классификация источников административного права:

  • 1. Нормы международного права и международные договоры РФ — включаются в систему источников норм административного права в соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ.
  • 2. Конституция РФ, а также конституции и уставы субъектов Федерации — содержат нормы, имеющие определенную административно-правовую направленность, например нормы, устанавливающие основы организации и функционирования исполнительной власти и др.

Место Конституции в системе нормативных правовых актов страны занимает значимое положение в классификации источников права, так как она обладает высшей юридической силой, формирует и закрепляет основные принципы правового регулирования, является базой всего законодательства.

Юридическая сила акта это как его обязательность, так и его место в иерархии правовых актов.

Из ст.

5 Конституции следует, что, будучи субъектами Российской Федерации, республики (государства) имеют свои конституции и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа — свои уставы и законодательство. Согласно п. «к» ст. 72 Конституции, административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Источник: https://studwood.ru/904391/pravo/klassifikatsiya_administrativno_pravovyh_norm

Studio-pravo
Добавить комментарий