1. Понятие, предмет и методы экологического права.

Понятие, предмет и метод экологического права

1. Понятие, предмет и методы экологического права.
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 12Следующая ⇒

Экологическое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие между человеком, обществом и государством с одной стороны, и окружающей природной средой – с другой, по поводу охраны, рационального использования окружающей природной среды и природных объектов, восстановления нарушенных экосистем в интересах настоящего и будущих поколений людей (экологические отношения).

Данное определение основано на преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды», в которой отмечается: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Экологическое право является комплексной отраслью права, так как она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права — земельное, горное, лесное, водное, фаунистическое.

Предметом экологического права являются общественные отношения в области охраны, восстановления и улучшения окружающей среды, предупреждения и устранения последствий вредных воздействий, создании и обеспечении режима сбалансированного взаимодействия человека и природы.

Таким образом, общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды можно подразделить на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды;

2) природоресурсное право, регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей — земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды, — заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом, иные же отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и др.

Экологическое право, как и многие другие отрасли российского права, не обладает каким-то особым, присущим только ему методом правового регулирования. Поэтому представляется более правильным говорить не о методе или методах экологического права, а о методах правового регулирования, применяемых к экологическим отношениям.

Характерной особенностью экологического права является преобладание императивных норм. Преимущественная часть регулируемых отношений представляют собой отношения власти и подчинения. Именно административными, властными полномочиями обладают соответствующие государственные органы, стоящие на страже интересов общества и гражданина, призванные обеспечивать охрану окружающей среды.

Не является исключением регулирование экологических правоотношений с использованием диспозитивных норм. На основе гражданско-правового метода осуществляется заключение отдельных соглашений между субъектами, таких как, например, договор аренды участка лесного фонда, договор водопользования, соглашение о разделе продукции и т.п.

Активно применяются методы экономического регулирования вопросов воздействия на окружающую среду. Используется система налогообложения и взимания иных платежей за природопользование, за загрязнение окружающей среды.

Наряду с этим устанавливаются определенные льготы и преимущества за рациональное использование природных ресурсов.

Целью указанных методов является ограничение негативного влияния человека на природу, стимулирование осуществления различными субъектами экологически безопасной деятельности.

Система экологического права – совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности согласно экологическому законодательству. Институтом экологического права является совокупность эколого-правовых норм, регулирующих узкий круг сходных общественных отношений.

Выделяют следующие части экологического права: общую, особенную и специальную.

В общую часть входят следующие основные институты: понятие, предмет, метод, субъекты, объекты экологического права, право природопользования, государственное управление в сфере охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за нарушение экологического законодательства и т.д.

К особенной части относят эколого-правовой режим охраны и использования природных ресурсов и природных объектов: земель, вод, недр, растительного и животного мира, атмосферного воздуха и т.д. В специальную часть входит международно-правовой механизм охраны окружающей среды и особенности правового регулирования охраны окружающей среды в зарубежных странах.

В понятие «система экологического права» входят три смысловых значения: отрасль права, наука и учебная дисциплина.

Источники экологического права. Экологические правоотношения

Источники экологического права – нормативные акты, принятые уполномоченными на то государственными органами и органами местного самоуправления в установленной форме и с соблюдением определенной процедуры, регулирующие общественные отношения в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Классификация источников экологического права может быть проведена по ряду оснований:

а) По юридической силе нормативные правовые акты экологического права подразделяются на законы (нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти): «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об экологической экспертизе» и т.д. и подзаконные акты (акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ, органами государственной исполнительной власти и субъектов Федерации, органами местного самоуправления):

б) По предмету правового регулирования источники экологического права подразделяются на общие – Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и специальные – Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и т.д.;

в) По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные (устанавливают права и обязанности, а также ответственность участников экологических правоотношений) – Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др.; процессуальные (регулируют процессуальные отношений в сфере охраны окружающей среды): ГПК РФ, УПК РФ, КоАП РФ и т.д.;

г) По степени систематизации: кодифицированные — Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Земельный кодекс РФ и некодифицированные – Закон «О недрах»; Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» и т. д.

Система источников

Международные договоры, соглашения и конвенции – особый источник права. В соответствии со ст.

15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Эти положения находят свое отражение в ст.82 Федерального закона «Об охране окружающей среды», в соответствии с которой: международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, не требующие для применения издания внутригосударственных актов, применяются к отношениям, возникающим при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, непосредственно.

В системе источников экологического права основополагающую роль играет Конституция РФ. При характеристике Конституции РФ как источника экологического права надо обратить особое внимание на специальные – экологические нормы. Одной из центральных по значимости является ст.

9, согласно которой «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».

При этом в пункте 2 указанной статьи закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются также статьей 36 Конституции РФ, закрепившей следующее: «владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

В развитие содержащегося в ст.2 Конституции РФ положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, она закрепляет в ст. 42 право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Вместе с тем, на граждан возлагается обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

Далее по степени значимости источником экологического права является Закон. Система экологического законодательства состоит из двух подсистем: природоохранительной и природоресурсной.

Первую подсистему составляют Федеральные законы: «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О безопасности гидротехнических сооружений», «Об отходах производства и потребления», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об использовании атомной энергии» и т.д.

Особое место среди природоохранительных законов занимает Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Данный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и регулирует отношений в сфере взаимодействия общества и природы, которые возникают при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

Также общественные отношения в области охраны и рационального использования отдельных природных ресурсов регулируются природоресурсным законодательством: Земельным кодексом РФ, Водным кодексом РФ, Лесным кодексом РФ, Федеральными законами: «Об охране атмосферного воздуха», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «О животном мире» и т. д.

В общем объеме источников экологического права преобладают подзаконные акты (акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения), а среди подзаконных актов – нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ведомственные акты).

Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется подзаконными актами (например: порядок лицензирования, разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов, государственного экологического контроля, ведения кадастров, мониторинга природных объектов).

Экологические правоотношения — общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы, урегулированные нормами экологического права.

В соответствии с функциями норм права экологические правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные экологические правоотношения направлены на обеспечение развития общественных отношений по природопользованию и охране окружающей среды.

Это – правоотношения по поводу экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, аудита и др.

К охранительным правоотношениям относятся правоотношения по защите экологических прав физических и юридических лиц, по применению юридической ответственности за экологические правонарушения.

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xa1f.html

2.1 Экономическое регулирование

Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется путем:

· разработки государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

· разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации;

· разработки и проведения мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде;

· установления платы за негативное воздействие на окружающую среду;

· установления лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

· проведения экономической оценки природных и природно-антропогенных объектов;

· проведения экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

· предоставления налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· поддержки предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды;

Источник: https://mirznanii.com/a/30274/ponyatie-predmet-i-metod-ekologicheskogo-prava

Лекция 1. Экологическое право как отрасль права

1. Понятие, предмет и методы экологического права.

В.Т. Батычко
Экологическое право
Краткий конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009.

1.1. Понятие, предмет и метод экологического права

Развитие общества за период своего существования воздействовало на окружающую природную среду, преобразовывало ее.

Нежелательные последствия для природы, а также для человека потребовали развития определенного спектра знаний, направленных на изучение вопросов восстановления, сохранения, рационального использования и охраны окружающей природной среды, закономерностей обеспечения природных условий жизни человека и др. Международным сообществом были обозначены глобальные проблемы современности: экологический кризис, охрана окружающей среды.

Термин «экология» возник в конце XIX в. Впервые в научную терминологию слово «экология» было введено немецким ученым-биологом Геккелем в 1886 г. и имело сферу своего применения только в рамках науки биологии. Слово «экология» в переводе с греческого означает «наука о доме» (oikos — дом, жилище, logos — учение)[3].

Сначала экология развивалась как часть биологии.

«В узком смысле экология (биоэкология) — одна из биологических наук, изучающая отношения организмов (особей, популяций, сообществ) между собой и окружающей средой.

Предметом изучения биоэкологии (общей экологии) являются объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой…

В широком смысле экология (глобальная экология) — комплексная (междисциплинарная) наука, синтезирующая данные естественных и общественных наук о природе и взаимодействии природы и общества. Задачи глобальной экологии — изучение законов взаимодействия природы и общества и оптимизация этого взаимодействия»[4].

Так или иначе любые общественные отношения должны осуществляться посредством правового регулирования. И сегодня экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, прошедшей свой этап формирования и развития. Кроме того, экологическое право является наукой и учебной дисциплиной.

С принятием и вступлением в силу Федерального закона «Об охране окружающей среды», интенсивным развитием земельного законодательства, проведением административной реформы органов государственной власти Российской Федерации за последние два года наступил новый этап в развитии экологического права.

Сегодня наступил процесс «экологизации» отдельных отраслей права.

Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.

Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений[5]

Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.

«Становление науки экологического права началось в 70-х годах, хотя и до этого публиковались отдельные работы Г.А. Аксененка, Н.Д. Казанцева, Г.Н. Полянской, И.В. Павлова и других ученых. Знаковой была знаменитая работа О.С.

Колбасова «Экология: политика – право», вышедшая в издательстве «Наука» в 1975 г. Конечно, благодаря работам Г.Н. Полянской, Н.Д.

Казанцева и других специалистов, некая база была создана, но эколого-правовую парадигму, основу современного экологического права (и именно его) представил и сформулировал О.С. Колбасов. Не менее значительна была и роль В.В.

Петрова, представителя университетской науки, написавшего первые учебники экологического права в нашей стране, не только сформировавшего основы преподавания экологического права, но и сыгравшего самую важную роль в создании Закона «Об охране окружающей природной среды», принятого 19 декабря 1991 г.»[6]

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;

2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования — земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;

3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);

административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права — из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);

историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).

[3] См.: Семьянинова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.

[4] Колесников С.И. Основы экологии для инженеров. Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 5, 6.

[5] См.: Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2001; Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник для юридических вузов. М.: Юридическая литература, 2000; Петров В.В. Экологическое право России: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996.

[6] Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. М.: ТК Велби; Проспект, 2003. С. 51.

Источник: http://www.aup.ru/books/m230/2_1.htm

Вопрос 1. Понятие, предмет и метод экологического права

1. Понятие, предмет и методы экологического права.

Исторически система правового регулирования взаимодействия общества и природы подразделяется на четыре этапа: гражданско-правовой, земельный, земельно-ресурсный, экологический.

Хотя главную роль в системе регулирования «общество — природа» всегда выполняло земельное право, так как именно оно через свои регулятивные нормы выражало интересы общества в потреблении природных ресурсов.

Толчком для развития экологического права как самостоятельной отрасли права послужило первоначально выделение земельного права как самостоятельной отрасли из системы гражданского права.

По мере вовлечения в эксплуатацию других природных ресурсов из земельного права стали выделяться другие отрасли права — лесное, водное, горное. Появляется Природоресурсовое право, цель которого состояла в организации рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества.

Но постепенно, по мере роста отрицательного воздействия хозяйствования на окружающую среду в требование рационального использования включается экологический элемент и образуется новая область права — природоохранительное право.

Таким образом, такой исторический процесс привел к созданию экологического права как совокупности природоохранительного и природноресурсового отраслей права.

экологическое право — специфическая самостоятельная отрасль права, которая включает общие нормы и шесть самостоятельных отраслей (земельное, водное, лесное, недр, или горное право, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха). Иногда в литературе формулируют также право особо охраняемых природных территорий.

Понятие «экологическое право» имеет три основных значения: • отрасль науки, • отрасли права,

• учебная дисциплина.

ЭП как отрасль науки – наука о правовой охране окружающей среды. Предметом науки ЭП являются: методы научных исследований, законодательство, правоприменительную и правотворческую практику, историю развития ЭП, источники ЭП, экологические правоотношения, управление, контроль и т.д.

ЭП как отрасль права – совокупность правовых норм (законодательство), регулирующих общественные отношения в процессе взаимодействия общества и природы.

Она включает общие нормы и самостоятельные отрасли права (земельное, горное (недр), водное, лесное, охраны и использования животного мира, охраны атмосферного воздуха).

ЭП как учебная дисциплина — система знаний, которая охватывает лишь основные аспекты отрасли права и отрасли знаний, призванные обеспечить понимание теоретических основ и реализация на практике правовых норм.

Предмет экологического права – отношения в сфере взаимодействия общества и природы по поводу использования, воспроизводства и охраны объектов природной среды. К предмету ЭП относятся 4 группы отношений: 1. собственности на природные объекты и ресурсы 2. управления (деятельность государственных органов в данной области) 3. по природопользованию

4. охранительные отношения

Метод правового регулирования экологического права – способ правового воздействия на поведение участников экологических правоотношений.

В науке права существует два основных метода: административно-правовой и гражданско-правовой, но в системе белорусского права выделено более 10 отраслей права.

Это значит, что большинство отраслей, в том числе и экологическое, не имеют собственного метода правового регулирования.

Специфика метода ЭП заключается в том, что он сочетает в себе черты двух основных методов права. В экологическом праве приоритетным методом является административно-правовой, так как природные ресурсы находятся преимущественно в собственности и ведении государства.

Суть административно-правового метода регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства.

Соответственно стороны находятся в неравном положении – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения. В экологическом праве данный метод опосредуется в специфических формах – нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др.

Гражданско-правовой метод регулирования проявляется в порядке заключения договоров на природопользование, судебном разрешении возникающих споров, определения размера вреда, причинённого экологическими правонарушениями.

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 765 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/15-75999.html

Экологическое право. Предмет, метод и принципы экологического права (Н. А. Кузнецова, 2010)

1. Понятие, предмет и методы экологического права.

Предмет, метод и принципы экологического права

Предмет экологического права – это общественные отношения в области взаимодействия общества и природы, производственные отношения, складывающиеся в сфере действия экологоправовых норм, между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу улучшения, восстановления, эффективного использования природных объектов (экосистем) в целях сохранения окружающей среды.

Эти общественные отношения должны:

1) иметь волевой характер, то есть их возникновение, изменение и прекращение определяются в значительной степени волей людей, поддаваться правовому регулированию (миграции животных – нет)и иметь «правовую природу»;

2) складываться по поводу объектов природы, образующих различные экологические системы (окружающая человека природа), а также многообразных внутренних и внешних экономических связей (литосфера, гидросфера, атмосфера);

3) быть направлены на регулирование совокупности объектов, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Если общественные отношения складываются по использованию объектов имущественного характера, не относящихся к числу объектов природы, их не всегда следует признавать предметом экологического права.

Например, общественные отношения по поводу мелиоративных работ являются предметом экологического права, но непосредственную эксплуатацию мелиоративных систем нельзя отнести к предмету экологического права (это отношения имущественного характера).

Комплекс экологических общественных отношений, составляющих предмет экологического права, выражен в комбинации методов его правового регулирования.

Метод экологического права основан на соблюдении в правовом регулировании закономерностей, присущих как природе, так и обществу. Законодатель избирает способы правового воздействия на экологические общественные отношения с учетом этой совокупности закономерностей.

В экологическом праве ведущим является метод экологизации, направленный на гармонизацию отношений общества и природы: любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, то есть экологизировать каждое действие, связанное с вторжением в природную среду.

Метод экологического права содержит:

1. Закрепление в законодательстве элементов экологической системы страны, экологически и экономически значимых, использование которых либо воздействие на которые нуждается в правовом регулировании и обеспечении (например, закрепление ландшафтного подхода в отводе земель и формировании регионов).

2. Закрепление в законодательстве структуры органов, осуществляющих конкретное регулирование использования природных объектов, контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны (Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, межведомственные и ведомственные службы).

3. Закрепление в законодательстве круга экологопользователей и лиц (физических и юридических), неизбежно влияющих своими жизнеобеспечительными функциями на экосистему страны (пользователи земли, недропользователи, лесопользователи, водопользователи, пользователи животного мира: ст. 27 Закона о недрах; ЛК РФ).

4. Четкая регламентация правил экологопользования, обусловленных спецификой объекта экологопользования и правовым статусом экологопользователя. (Пользование дикой фауной (охота) регламентировано с учетом ее особенностей и уставной правоспособности организации, которой выделены данные охотничьи угодья.)

5. Установление юридической ответственности за нарушение правил экологопользования. Так, предусмотрена ответственность дисциплинарная (ст. 135 ТК РФ), административная (ст. 46–48, 50–87 КоАП РФ и др.), уголовная (ст. 246–262 УК РФ и др.), материальная (ст. 118–121 ТК РФ и ст. 1064 ГК РФ и др.), специальная (лишение права пользования объектами, изъятие объектов).

Метод правового регулирования экологического права – это способ правового воздействия на экологические общественные отношения, работающий, законодательным закреплением элементов экологической системы страны, значимых для правового регулирования, структуры органов управления и круга экологопользователей, а также установлением четкой регламентации правил экологопользования и юридической ответственности за нарушение правомочий субъектов экологических правоотношений.

Принципы экологического права:

Общеправовые (конституционные) принципы экологического права в основном закреплены в Конституции России.

1. Принцип народовластия: российский народ осуществляет свою власть в экологических отношениях непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 ст. 3 Конституции РФ).

2. Принцип гуманизма: отношения экологопользования в стране и в сфере международных отношений строятся прежде всего с учетом интересов не только нынешнего, но и будущих поколений людей.

3. Принцип социальной справедливости: равноправие всех перед судом и законом (ст. 19 Конституции РФ); право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ); гарантия судебной защиты прав и свобод любого гражданина РФ, если они кем-либо нарушаются (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ).

4. Принцип законности: точное и безусловное выполнение всех нормативных предписаний всеми субъектами экологических правоотношений.

5. Принцип интернационализма (имеет международный и национальный аспекты): международное сотрудничество в области охраны окружающей среды (ст.

92 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды»), внутригосударственное сотрудничество Федерации и ее субъектов в вопросах владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами, в природопользовании и охране окружающей среды (ст. 72 Конституции РФ).

6. Принцип единства прав и обязанностей субъектов экологических правоотношений (ст. 42 и 58 Конституции РФ): осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданами своих обязанностей.

7. Принцип гласности: право каждого проживающего на территории России на правдивую информацию о состоянии окружающей среды (ст. 42 Конституции РФ).

8. Принцип строго целевого использования природных объектов: обязанность каждого экологопользователя использовать природные объекты в точном соответствии с их целевым назначением (не допускается использование земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных целей, за исключением случаев, допускаемых законом).

9. Принцип рационального и эффективного использования природных объектов: экономическая сторона экологопользования – стремление с минимальными затратами получать наибольший эффект от хозяйственной эксплуатации природных объектов, не нанося при этом экономического и экологического вреда.

Всем принципам экологического права присущи такие черты:

1. Объективная обусловленность: правовой принцип можно признать верным, только если он соответствует природе, истории и обществу.

2. Историческая обусловленность: с изменением государственной политики и государственного строя меняются в первую очередь принципы правового регулирования (по Конституции СССР 1977 г.

земля и природные объекты находились в исключительной собственности государства, по Конституции России 1993 г.

они могут находиться и в частной собственности граждан – принцип исключительной государственной монополии на природные объекты изменен).

3. Системность: все принципы экологического права можно разделить на общеправовые, принципы Общей части и принципы Особенной части.

Основные принципы охраны окружающей среды – это: приоритет охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха людей; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую природную среду; рациональное использование природных ресурсов с учетом законов природы; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушения; гласность и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%9A%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9D_%D0%90_%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/2

Понятие, предмет, методы, принципы, источники экологического права

1. Понятие, предмет и методы экологического права.

Экологическое право как отрасль российского права

Слово «экология» впервые было введено в научную терминологию немецким ученым Геккелем в 1866 г. Свою популярность оно получило в середине 20 века, когда обострились отношения между человеком и средой, обществом и природой.

Экология определяется как учение о взаимодействии живых организмов с окружающей их средой обитания.

Выделяют общую экологию и ее составную часть – социальную экологию, в состав которой, в свою очередь, входит правовая экология, регулирующая экологические отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Экологическое право является одним из проявлений правовой экологии.

Экологическое право как отрасль российского права представляет собой совокупность правовых норм, специфическим способом регулирующих экологические общественные отношения в целях достижения гармонических отношений между обществом и природой, при которых будет удовлетворен интерес общества в природном сырье при одновременном улучшении состояния окружающей среды.

Экологическое право является развивающейся самостоятельной комплексной отраслью права, регулирующей отношения в области взаимодействия общества и человека с окружающей средой.

В качестве отрасли оно признается, поскольку являясь крупным звеном структуры права в целом, охватывает основные специфические виды отношений, требующие обособленного юридически своеобразного регулирования.

Комплексность экологического права объясняется тем, что оно включает в себя и собственно экологические нормы и привлекает для решения поставленных перед ним задач нормы других отраслей права, как фундаментальных (уголовного, гражданского, конституционного, административного), так и производных, вторичных (земельного, водного, горного, лесного, трудового и т.п.).

Предметом отрасли являются экологические общественные отношения, связанные с функционированием всех природных объектов, их экосистем и других материальных объектов природы, влияющих на качество жизни, условия жизнедеятельности, здоровье человека или взаимодействие этих факторов при одновременной их охране в целях максимального обеспечения сохранности окружающей среды в интересах настоящих и будущих поколений людей. В целом экологические отношения можно подразделить на две группы:

1. Отраслевые — экологические отношения – это земельноохранительные отношения; отношения по охране недр, лесоохранительные и водоохранные отношения; отношения по охране животного мира и атмосферного воздуха.

2. Комплексные экологические отношения. Эта группа относится к охране природных территорий, комплексов, природозаповедного фонда, лечебно-оздоровительных, рекреационных, санитарных и иных зон.

Взаимодействие этих видов отношений и обеспечивает возможность охраны окружающей природной среды, бережного отношения к природным богатствам посредством соблюдения требований экологического права.

Комплекс сложных экологических отношений выражен в комбинации методов. Основным методом экологического права, отражающим его специфику большинство ученых (В.В. Петров, Б.В. Ерофеев, М.М Бринчук и др.) признают метод экологизации, который, как и сама отрасль, является комплексным.

Административнои гражданскоправовой методы входят составными частями в метод экологизации Метод экологизации порожден особенностями предмета экологического права, заключающегося в том, что любой вид экологопользования связан с применением законов природы, а для успешной его реализации необходимо подчиняться данным законам, т.е.

экологизировать каждое действие, связанное с вторжением в природную среду. Разработана система нормативов качества окружающей среды, устанавливаются пределы допустимого воздействия хозяйствующих субъектов на природу. Превышение предусмотренных показателей влечет за собой юридическую ответственность.

Законом предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная, материальная и специальная (лишение права пользования теми или иными объектами, изъятие объектов и т.п.) ответственность.

Кроме того в данной отрасли права некоторые авторы выделяют еще и другие методы, например, историко-правовой и диагностический, которые относят к вспомогательным..

Видный теоретик экологического права В.В.

Петров одним из методов правового регулирования признавал экономический метод – «через материальный интерес в ее охране и в рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта»[1].

Методы экологического права на практике реализуются путем установления политических, организационных, экономических, юридических гарантий соблюдения эколого-правовых требований.

В ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» перечисленыосновные принципы охраны окружающей среды.

К ним относятся: приоритет охраны жизни и здоровья человека; обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения; научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду; рациональность использования ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов и недопущения необратимых последствий для окружающей природной среды и здоровья человека; соблюдение требований природоохранительного законодательства, неотвратимость наступления ответственности за их нарушение; гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач; международное сотрудничество в охране окружающей природной среды.

Некоторые из приведенных в законе принципов являются спефическими для экологического права, некоторые – общими для любой отрасли права.

Помимо общих принципов экологического права выделяются принципы государственного управления охраной окружающей среды и принципы, определяющие существование и функционирование отдельных правовых институтов.

Так к специфическим принципам построения и функционирования системы экологического управления относятся: комплексный подход в решении вопросов окружающей среды; организация управления с учетом не только административно-территориального, но и природно-географического районирования страны («бассейновый принцип»); разделение хозяйственно-организаторских и контрольно-надзорных полномочий и другие.

Система экологгического права до того как произошло отграничение экологического права от природоресурсовых отраслей права, носила комплексно-отраслевой характер.

В связи с модернизацией отношений между экологическим и природоресурсовыми отраслями права, выходом из системы экологического права земельного, водного, лесного, недрового, возникла необходимость пересмотра системы экологического права и построения ее применительно к нуждам и потребностям среды в условиях рыночной экономики.

Система экологического права – это совокупность его институтов и входящих в них норм, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями. Экологическое право включает общую, особенную и специальную части.

Общая часть рассматривает такие понятия как предмет, метод, принципы, источники, объекты экологического права, экологические правоотношения, право собственности на природные ресурсы и природопользования, экологическую экспертизу, экологический контроль государственное управление в области охраны окружающей среды, ответственность за экологические правонарушения.

В содержание Особенной части входят вопросы правового режима, использования и охраны отдельных природных ресурсов и их комплексов.

В этот перечень входят следующие эколого-правовые режимы: землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром; использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного и сельскохозяйственного производства, экологических систем, в которых находятся населенные пункты.

Нормы Особенной части предусматривают эколого-правовую защиту атмосферного воздуха, природных объектов и комплексов, эколого-правовое обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и экологическое обеспечение Вооруженных сил РФ.

Специальная часть регулирует такие вопросы как международно-правовая охрана окружающей среды; загрязнение Мирового океана; экология и космос.

Кроме того, экологическое право как отрасль характеризуется комплексностью и состоит из природоохранного и природоресурного права.

Природоохранное право, в свою очередь, включает в себя следующие институты: общие положения; цели и задачи природоохранного права; объекты окружающей среды; принципы охраны; управление в области охраны окружающей среды; право граждан на благоприятную окружающую среду; другие институты.

Источниками экологического права являются нормативно-правовые акты, содержащие правила поведения, регулирующие отношения человека с окружающей средой.

Источники экологического права наделены некоторыми особенностями в связи с тем, что земельное, водное, лесное законодательство, а также законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесены Конституцией РФ к предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, а эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях.

Кроме специального законодательства об окружающей среде нормы экологического права содержатся в актах гражданского, уголовного, конституционного и другого законодательства.

Источники экологического права необходимо соответствующим образом классифицировать по:

— юридической силе (законы и подзаконные акты);

— по предмету регулирования на: а) общие, которые характеризуются тем, что предмет их регулирования достаточно широк и охватывает не только экологические, но и другие общественные отношения; б) специальные – это акты, которые полностью посвящены только вопросам окружающей среды или же ее каким-то элементам (например, ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.).

— по характеру правового регулирования на: 1) материальные – акты содержащие нормы материального права (например, ФЗ «Об экологической экспертизе»); 2) процессуальные, регулирующие процессуальные отношения в области природопользования и охраны окружающей среды (например ГПК РФ, УПК РФ)

Среди законов можно выделить конституционные и федеральные, занимающие верховное место в иерархии нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства.

В вопросах природопользования и охраны окружающей среды огромное значение имеет Конституция РФ.

Она закрепила в области экологии положение о том, что деятельность по формированию современного законодательства об окружающей среде и его рационального использования является весьма существенной, так как экологические интересы человека и всего общества в целом – это проблемы социального характера. В ст. 9, 36, 42 Конституции РФ закреплены основные экологические права человека и гражданина в области охраны окружающей природной среды, а также его обязанности.

В 1991 год был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды», заложивший основы прогрессивного развития данной отрасли права с учетом политических, экологических, экономических и социальных условий нашего государства.

Главенствующее место в законе отводилось предупреждению нанесения вреда природной среде, стимулиролванию и обеспечению исполнения экологических требований всеми гражданами, должностными лицами, предприятиями и учреждениями.

В 2002 году был принят ФЗ «Об охране окружающей среды», который восполняет пробелы предыдущего закона, так как содержит общие экологические требования , которые должны соблюдаться как при планировании и проектировании использования земель для различных нужд, так и в процессе их непосредственной эксплуатации. Вышеназванные законы составляют законодательство об окружающей среде, так как объектом их правового регулирования является вся окружающая среда.

Источник: https://studopedia.su/16_137976_ponyatie-predmet-metodi-printsipi-istochniki-ekologicheskogo-prava.html

Studio-pravo
Добавить комментарий