1. Понятие и виды объектов экологического права.: В юридической литературе нет единства мнений по вопросу о сущности

К вопросу о понятии экологических правонарушений

1. Понятие и виды объектов экологического права.: В юридической литературе нет единства мнений по вопросу о сущности

Ильясова Майра Тимишевна

доцент кафедры гражланского и трудового права

Акимжанова Маржангуль Турсунхановна

преподаватель кафедры гражданского и трудового права

Карагандинский Государственный Университетим.Е.А.Букетова

К ВОПРОСУ ОПОНЯТИИ  ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Определениепонятия и видов экологических правонарушений является исходным моментом инеобходимой предпосылкой решения всех, по существу, вопросов юридическойответствен­ности в области охраны окружающей среды.

В основе ответ­ственности лежитправонарушение — конкретный факт поведе­ния.

Проблема правовой ответственностив любой отрасли права есть проблема правоотношения, порожденногоправонарушением как определенным юридическим фактом.

Различнымаспектам понятия экологического правонаруше­ния посвятили свои исследованияР.Д.Боголепов, С.Н.Кравченко, Ю.И.Ляпунов, В.Л.Мунтян, В.Д.Пакутин, В.В.Петров,Ю.С.Шемшученко, О.С.Колбасов, Н.И.Краснов,Б.В.]Егюфеев, Ф.Х.Адиханов и другие. Вюридической литературе существуют следующие понятия. Профессор В.В.

Петровотмечает: «экологическое правонаруше­ние» — это виновное, противоправноеповедение, посягающее на установленный экологический правопорядок и причиняющеевред природной среде либо создающее реальную угрозу причинения та­кого вреда.

[1]При этом под экологическим правопорядком понима­ется система правил,обеспечивающая научно обоснованное взаимодействие общества и природы. ПрофессорБ.В.

Ерофеев отмечает, что это такое правонарушение, которое противоречит требо­ваниямэкологического законодательства и посягает на установ­ленный в стране порядок иправила природопользования и охраны окружающей среды.[2]  Профессор Ф.Х.Адиханов отмечает, чтоэкологическое пра­вонарушение и экологическая ответственность имеют ряд осо­бенностей,обусловленных спецификой посягательства.

Во-первых, вред, причиненный экологическими правонару­шениями,в отличие от вреда, причиненного другими правонару­шениями, рассматривается вдвух аспектах: экономическом (ма­териальном) и экологическом (нематериальном).

Экономический вред носит материальный характер, реально исчислимый в де­нежномвыражении, как и вред, причиненный другими правона­рушениями.

Экологический жевред причиняется природным объектам прежде всего не как материальным ценностям,а как ок­ружающей среде, месту обитания человека, животных и расте­ний.

Этотвред выражается в ухудшении естественного состояния природных объектов, вослаблении экологических связей, эколо­гических функций, в снижении или потереспособностей некото­рых природных объектов к самоочищению и самовосстановле­нию,в ослаблении защитных свойств природы, а вместе с этим  и человека. При этом экологический вред невсегда реально исчис­лим в денежном выражении.

Во-вторых, есть особенности в порядке исчисления размерапричиненного ущерба. Поскольку природные ресурсы не имеют стоимости, тоиспользуется так называемый таксовый метод под­счета ущерба, когда размерпричиненного ущерба определяется условно по заранее установленным расценкам.

В-третьих, в случае незаконного завладения природнымиобъектами ответственность наступает не за хищение, как в случа­ях незаконногоприсвоения других объектов, а по специальным статьям административного иуголовного кодексов.

Следует отметить, что имеются особенности и в составеэко­логического правонарушения.

Основанием эколого-правовой от­ветственностиявляется совершение экологического правонару­шения, под которым понимаетсяпротивоправное, виновное дей­ствие или бездействие, нарушающее урегулированныенормами права общественные отношения и причиняющее вред государ­ству, природопользователями окружающей среде, а через это и здоровью человека, либо содержащее реальнуюугрозу причине­ния такого вреда.

Сущность экологического, как и всякого иного правонару­шения,раскрывается через его состав: субъект, объект, субъек­тивную и объективнуюстороны. Отсутствие хотя бы одного из элементов состава правонарушенияисключает возможность при­менения юридической ответственности.

Из всехэлементов соста­ва экологических правонарушений для выделения их в самосто­ятельнуюгруппу наибольшее значение имеет объект соответству­ющих правонарушений.

Вюридической литературе под объектом экологических правонарушений понимается, водних случаях, природная среда, охраняемая законом, а через нее и здоровье че­ловека,в других — нормы лесного, водного, земельного и горно­го законодательства иурегулированные ими общественные отно­шения, в-третьих — нормальные отношениямежду людьми по поводу окружающей среды как основы существования и жизне­деятельностичеловека, в-четвертых — сложный целостный ком­плекс фактических общественныхотношений экологического характера, в-пятых — экологический интерес. Существуютв литературе и другие классификации. Так, Ю.С.Шемшученко указывает, что квопросу об объекте экологических отношений следует под­ходить дифференцированнои выделить общий и специальный объекты экологических правонарушений. Общимобъектом всех соответствующих правонарушений является установленный в го­сударствеэкологический правопорядок. Его основу составляют общественные отношения поохране окружающей среды и раци­ональному использованию природных ресурсов,урегулирован­ные нормами права. Всякое посягательство на этот правопорядок естьего нарушение, влекущее в установленном законом случае применение к виновнымлицам мер юридической ответственнос­ти. Общий объект дифференцируется наспециальные объекты.[3] Предпосылкойэтого является комплексный характер окружа­ющей среды и системы общественныхотношений, связанных с ее охраной. В качестве специальных объектовэкологических право­нарушений выступают группы однородных общественных отно­шенийпо охране и рациональному использованию земли, вод, недр, лесов, животногомира, охране атмосферного воздуха, осо­бо охраняемых природных территорий иобъектов и некоторые другие.

В качестве объекта экологического правонарушения могутвыступать:

—        правособственности на природные объекты; порядок при­родопользования и охраныприродных объектов;

—        праваи законные интересы юридических и физических лиц, являющихсяприродопользователями.

Объектом указанных правонарушений является также самаприродная среда как условие жизни на земле, а также здоровье человека. С этойточкой зрения следует согласиться. Однако бо­лее четко по данному вопросувысказывается профессор Б.В.

Еро­феев, который отмечает, что объектомправонарушения в области природопользования и охраны окружающей природной средыяв­ляются экологические отношения, т.е. общественные отношения в областирационального использования природных ресурсов, объектов природы и охраныокружающей среды.

В качестве предмета посягательства выступают различныеприродные богат­ства: земля, недра, вода, леса, животный мир, атмосферный воз­духв их естественном состоянии и окружающая среда в целом.

Субъектами экологического правонарушениямогут быть физические и юридические, а также должностные лица.

Объективная сторона экологического правонарушениявы­ражается в действиях, нарушающих экологические предписания, причиняющих вредприродной среде, либо в бездействии, кото­рое заключается в невыполненииобязательных предписаний.

Противоправное поведение посягает на установленныйэкологи­ческий правопорядок, т.е. систему правил, обеспечивающих на­учнообоснованное взаимодействие общества и природы.

Проти­воправность поведенияимеет место, когда нарушается конкрет­ная норма экологического законодательства.

К числу основопола­гающих признаков объективной стороны экологического право­нарушенияотносится причинение вреда природной среде, здо­ровью человека или реальнаяугроза такого причинения. При этом между нарушением закона и наступившимипоследствиями должна существовать причинно-следственная связь.

Субъективная сторона экологического правонарушенияха­рактеризуется наличием вины правонарушителя. Экологическое законодательствопредусматривает обе формы вины: умысел и неосторожность.

К умыслу относятся,например, самовольная рубка леса, отстрел животных без разрешения, превышениенор­мативов предельно допустимых выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Кнеосторожности или небрежности при со­вершении экологического правонарушенияможно отнести: не­соблюдение правил пожарной безопасности в лесах, пренебреже­ниеправилами применения ядохимикатов в сельском хозяйстве и др. Признакомсубъективной стороны являются также мотив и цель правонарушения.

Правильное понимание экологического правонарушенияслужит научной базой, предпосылкой правотворческого процес­са. Для объяснениятого или иного способа поведения неправо­мерным необходимо четкое представлениео признаках этого по­ведения, требованиях, соблюдаемых при построении его право­воймодели и т.д.

, внутренних связях его элементов, в частности, соотношенияправила, диспозиции и санкции. Определение гра­ниц категории экологическихправонарушений обязательно для полного использования возможностей юридическойответствен­ности как средства охраны окружающей среды.

Четкое представ­ление округе экологических правонарушений необходимо для правильной оценкиобщественной опасности противоправных по­сягательств на окружающую среду,измерения причиненного ими вреда, проявляющегося в различных негативныхсоциально-экологических последствиях, для выявления реальных тенденций которыехарактеризуют структуру и динамику этой группы правонарушений.

Характеристика экологических правонарушений лежит воснове решения ряда вопросов обеспечения эффективности юриди­ческой ответственностив области охраны окружающей среды.

Она определяет особенностиправоприменительной деятельнос­ти, виды применяемых санкций и их взаимныесвязи, права и обя­занности субъектов правонарушений, потерпевших, положениегосударства, а также решение многих других вопросов.

Границы и содержаниегруппы экологических правонарушений предопре­деляет построение системы органов,несущих ответственность за борьбу с ними, права и обязанности этих органов иотдельных лиц по профилактике экологических правонарушений, порождаетпотребность в создании необходимой для борьбы с ними ресур­сной базы.

Начальным моментом и исходным пунктом исследованияэкологических правонарушений является выявление тех характе­ристик, которыеопределяют экологичность и соответственно со­циальную вредность запрещаемогоповедения. Как отмечает В.В.

Петров, «экологическое правонарушение естьвиновное, про­тивоправное поведение, нарушающее законы об охране природы ипричиняющее вред природе, здоровью человека, либо созда­ющее реальную угрозутакого причинения.

При наличии всех элементов юридического состава (вины,противоправного поведе­ния, причинной связи между ними и наступившимрезультатом факт причинения вреда природе (здоровью человека) либо реаль­наяугроза его наступления являются решающим признаком эко­логическогоправонарушения, придающим специфику всему его юридическому составу. Какобязательный признак экологическо­го правонарушения рассматривается не всякий,а именно эколо­гический вред, проявляющийся в загрязнении, истощении при­роднойсреды, разрушении его экологических связей».[4]

«Решение вопроса об экологичности правонарушений, тоесть о возможности отнесения данного правонарушения или дан­ного видаправонарушения к группе экологических, может осно­вываться только на рядепризнаков и понятии экологически зна­чимого (и юридически небезразличного)поведения».[5]При этом учитывается, что экологичность (или отнесение к экологическим того илииного правонарушения):

—        основываетсяна социальных и природных закономернос­тях взаимодействия общества и природы;

—        отражаетисторический уровень науки и технологии;

—        зависитот уровня научных представлений о механизме различных видов человеческойдеятельности;

—        даетвозможность с учетом отсутствия в природе и обще­стве абсолютныхразграничительных линий выделить группу экологических правонарушений какотносительно самостоятельную в структуре иных правонарушений.

«Экологически значимое поведение можно рассматривать каксовокупность социально обусловленных, волевых действий отдельных людей иликоллективов — действий, состоящих в ис­пользовании окружающей среды ивызывающих (могущих выз­вать) в ней изменения, затрагивающие охраняемые закономоб­щественные интересы».

[6]Экологическое правонарушение — суть, разновидность экологически значимогоповедения в целом: оно противостоит правомерному экологическому поведению.

Поэто­му его сущность проявляется в того же рода признаках, что и сущностьэкологически значимого поведения, хотя,  само собой  разумеется, чтонаправленность поведения в данном случае иная.

В этом смысле главными признаками экологическихправонару­шений следует считать:

—        освоение(использование) объектов окружающей среды как базиса деятельности или инойзначимой социальной ценности;

—        направленностьна такое использование объектов окружа­ющей среды, которое запрещено правом;

—        непосредственное(контактное) социально осуждаемое из­менение состояния или отдельных параметровокружа­ющей среды.

Как видно, эти признаки существуют наряду с общими приз­накамиправонарушений, пусть даже в их конкретном проявле­нии в данной сфере. Онивыражают лишь то, что делают правона­рушения (если они действительноправонарушения) экологичес­кими.

Принято считать, что общественная опасность: это социаль­но-политическаяхарактеристика правонарушения, а противоп­равность деяния — юридическоевыражение этого свойства пра­вонарушения.[7]Оба эти признака очень важны для понимания природы экологическихправонарушений, их влияния на социаль­ное развитие. Важно учитывать их и дляразработки мер с эколо­гическими правонарушениями.

Общественная опасностьэкологи­ческих правонарушений не сводится к сумме вредных единичныхпоследствий, к сумме причиненного экологического и экономи­ческого вреда, хотяэта составная часть общественной опасности наиболее очевидна и, быть может,наиболее ощутима. Как отме­чает Ю.А.

Демидов: «Исключительно важно вметодологическом отношении для понимания сущности общественной опасности за­мечаниео том, что преступная сущность действия заключается: не в посягательстве налес, как на нечто материальное, а в посяга­тельстве на государственный нерв его— на право собственности как таковое».

[8]Поэтому общественная опасность экологических правонарушений должна иметькачественную и количественную характеристику.  Качественная   характеристика   общественной опасности определяетсяхарактером положительных социальных ценностей, которым противопоставляетсяданное противоправное поведение, расхождением этого поведения с действительнымиинтересами и возможностями общества и личности.

Качественная характеристикаобщественной опасности экологических правона­рушений определяется всемсодержанием поведения, а при обра­щении к составу — всеми признаками состава:объектом, субъек­том, объективной и субъективной сторонами.

Количественная ха­рактеристикаобщественной опасности экологических правонару­шений позволяет сравниватьоднородные правонарушения между собой, а в ряде случаев и подгруппы различныхэкологических правонарушений.

  Теоретически количественная оценка обще­ственной опасности выражается вее степени, а в законодатель­стве она находит отражение в санкциях, всодержании ответ­ственности за совершенное деяние.

Следует отметить, что пра­вильнаяоценка и закрепление в юридически значимых признаках количественных икачественных характеристик общественной опасности экологических правонарушений- задача сложная и важная. При ее решении следует учитывать, что общественнаяопасность — категория объективная: она действительно вопло­щает существующийразрыв между противоправным поведением и возможностью использования естественныхзакономерностей. Но отражение в норме общественной опасности — и процесс, ирезультат субъективный. Оно зависит от многих факторов: зако­нодательнойтехники, познания естественных научных законо­мерностей, актуальных интересовобщества и т.д. В то же время нормативное закрепление общественной опасности -важнейшее условие эффективности юридической ответственности.

В практическом плане решение задачи правильной оценкиобщественной опасности связано с социально-правовым изучени­ем экологическогоповедения и более тщательной разработкой признаков состава экологическогоправонарушения, в частности, повторности характера, вины, объекта деятельностии др.

Противоправность экологических правонарушений — слож­ныйюридический феномен. Экологические правонарушения, как и все остальные,обладают свойством противоправности, понима­емым как нарушение правилаповедения, обязательно закреплен­ного в соответствующей правовой норме.

Противоправность эко­логических правонарушений может носить предметно различныйхарактер: уголовно-правовой, гражданско-правовой, администра­тивный,дисциплинарный. Она может быть и смешанной, когда состав правонарушения и ответственность за негорегулируются нормами различных отраслей права.

Противоправность экологи­ческихправонарушений устанавливается нормами различной юридической силы —  от конституционных до локальных.

Таким образом, можно определить экологические правона­рушениякак общественно опасные деяния (действия или бездей­ствие), состоящие внепосредственном противоправном исполь­зовании природных объектов какоперационного базиса деятель­ности или в качестве иной социальной ценности иприводящие (либо могущие привести) к социально осуждаемым изменениям окружающейсреды в результате прямых контактов с нею.[9]

Основные черты экологических правонарушений(экологичность, общественная опасность, противоправность) должны отра­зиться всоставах таких правонарушений, т.е. в совокупности признаков, характеризующихэлементы правонарушения: объект, объективную сторону, субъективную сторону исубъект.

Следо­вательно, характеристика экологических правонарушений дол­жнаперерасти в характеристику признаков сторон состава право­нарушения. При этомвозникает задача построения характеристи­ки состава такой степени обобщенности,которая позволила бы отнести ее ко всем видам экологических правонарушений.

Суще­ствуют различные способы получения характеристики состава экологическихправонарушений. Важно последовательное рас­смотрение признаков состава,характеризующих различные эле­менты правонарушения.

Возможно выявление рядаособенностей, которые характерны для всех и каждого состава экологическихправонарушений.

Актуальной задачей является разработка общих правовыхпонятий, которые отражают в переработанном виде данные наук о природе и ееохране и могут использоваться для введения в за­конодательство составов высокойстепени обобщенности.

[10]Пос­ледние могут играть роль родовых составов для группы правона­рушений,причем даже независимо от характера наступающей от­ветственности. Серьезнойпроблемой для экологических правона­рушений является соотношение диспозициинормы и признаков состава.

Отсутствие тех или иных признаков состава в диспози­циинормы, как правило, выполняется обращением к общей части данной правовойотрасли, при условии, что в последней достаточно хорошо развито нормативноеописание субъекта правона­рушения, признаков вины (умысла и неосторожности и ихформ), признаков объекта и объективной стороны. Нормы же, регулиру­ющиеинституты отраслевой юридической ответственности, дале­ко не во всех случаяхучитывают то специфическое, что создается экологичностью состава.

Таким образом, специфические свойства экологических пра­вонарушенийкак поведенческих актов проявляются в следующих особенностях их составов:применение многообразных приемов законодательной техники и используемыхюридических конструкций; трудности восполнения признаков состава путемобращения к общей части правовой отрасли; различия в исполь­зуемом правовомязыке, связанные со сложностью составов и др. Все это делает актуальнойпроблему в проработке общих эколого-правовых понятий, необходимых для описаниясоставов пра­вонарушений и усвоения существующего содержания составов. Этапроблема наиболее продуктивно решается при одновремен­ном движении от общего кчастному и от частного к общему.

Другая классификация составов правонарушений, в основекоторой лежит предмет посягательства, — вид природных объек­тов.

Она используется для разработки сборниковнормативных актов, для характеристики отдельных направлений правовой охраныприроды. Эта классификация, распределяя составы пра­вонарушений по четковыделенным группам, позволяет легче обозревать их.

Например, В.В.Петроввыделяет по объектам по­сягательства и способам следующие виды нарушенийэкологи­ческого законодательства:

1.    бесхозяйственноеиспользование земель, порча сельскохо­зяйственных и иных земель, загрязнение ихотходами производ­ства и сточными водами и т.п.;

2.    невыполнениеправил по геологическому изучению недр, их разработки, сбережению полезныхископаемых;

3.    бесхозяйственноеиспользование вод, загрязнение водо­охранного режима, истощение водных запасов;

4.    невыполнениеправил лесопользования: незаконная по­рубка леса, нарушение правил пожарнойбезопасности и т.д.;

5.    загрязнениеатмосферного воздуха опасными для здо­ровья людей и внешней среды веществами;

6.    загрязнение среды обитания наземных и водных живот­ных,нарушение правил охоты и рыболовства, уничтожение ред­ких и исчезающих животныхи птиц;

7.    уничтожение,повреждение памятников природы, наруше­ние режима заповедных и другихохраняемых зон.[11]

Для построения классификации составов правонарушенийО.С.Колбасов и Н.И.Краснов применили метод распределения по ключевым словам иоборотам. На основании этого ими была предложена следующая классификация:

1.    составыпротивоправного уничтожения или повреждения природных ресурсов;

2.    составыпротивоправного ухудшения объектов окружа­ющей среды, например, выборочнаяобработка богатых участков месторождений, приводящих к необоснованным потерямбалан­совых запасов полезных ископаемых;

3.    составынарушения правил выделения передачи и эксплу­атации природных объектов,связанных с возможным причинени­ем вреда природе (формальные составыпреступлений);

4.    составыбездействия, невыполнение правил (материаль­ные и формальные);

5)    составыиспользования природных ресурсов из корыстных побуждений.[12]

Полнота и правильность выделения указанных видовповедения, строгость классификации нуждаются в дальнейшем совершенствовании.

Выделенные виды противоправного экологически значимого поведения могут бытьположены в основу определения состава экологического правонарушения иконкретизироваться с помощью, например, таких квалифицирующих признаков какповторность, особая важность предмета посягательства, наличие особо вредныхпоследствий и т.п.

Таким образом, все экологические правонарушения можноклассифицировать на два вида:

— нарушения права собственности на землю и другие при­родныеобъекты и ресурсы (совершение сделок с недрами, водами, лесами и инымиприродными ресурсами: купля-продажа, дарение, залог, самовольный обмен,самоволь­ное занятие земельного, водного, лесного участка и другиепротивоправные сделки);

— правонарушения, оказывающие отрицательные воздействияна окружающую среду и ее компоненты, т.е. действия, вызывающие загрязнение,засорение, истощение.

Соответственно видам экологических отношений выделяютследующие экологические правонарушения: земельные, горные,

водные, лесные; нарушения законодательства об охране и использованиирастительного мира, об охране и использовании животного мира, об охранеатмосферного воздуха.

В соответствии со статьей  319 Экологического Кодекса Республики Казахстан к видам  экологических правонарушений  относятся:

1.    нарушения  экологического законодательства РеспубликиКазахстан, влекущие  имущественнуюответственность;

2.    административныеправонарушения  в  области охраны  окружающей  среды, использования  природных ресурсов;

3.    экологическиепреступления.

В соответствии со статьей 320 Экологического Кодекса Республики Казахстаннарушение экологического законодательства Республики Казахстан  влечет ответственность  в соответствии с  законами  РеспубликиКазахстан.

Источник: http://www.rusnauka.com/5_NITSB_2009/Pravo/41286.doc.htm

Экологическое право России

1. Понятие и виды объектов экологического права.: В юридической литературе нет единства мнений по вопросу о сущности

Основу любого научного знания составляет понятие о тех или иных объектах, представляющее собой совокупность необходимых признаков, которая позволяет в обобщенной форме получить точное представление об этих изучаемых объектах.

Признаки, составляющие основу любого понятия, должны быть:

  1. необходимыми, т.е. присущими именно изучаемому объекту. Так, понятию «окружающая среда» присущи только земные элементы и не присущи элементы космические, галактические и т.д.;
  2. приведенными в системную совокупность. Например, признаки понятия «окружающая среда» должны быть построены в схеме «от первоначального — к последующему», поэтому в данном понятии вначале приводятся признаки целостной природной среды, являющейся основой жизни на Земле; следом за ней идут признаки природных объектов как составных элементов этой среды: затем приводятся признаки антропогенно измененных элементов среды.

Рассмотрим вышеприведенное на основе действующего экологического законодательства.

Согласно положениям, содержащимся в преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды», окружающая среда — это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, обеспечивающих в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Для получения более четкого представления об окружающей среде рассмотрим подробнее элементы, образующие ее содержание.

Природная среда — совокупность компонентов природной среды, в структуру которых входят:

  • земля (почва);
  • недра;
  • лесной фонд;
  • поверхностные и подземные воды;
  • атмосферный воздух;
  • растительный мир;
  • животный мир и иные организмы;
  • озоновый слой атмосферы;
  • околоземное космическое пространство.

Особенностью данного элемента окружающей среды является всеобщая экологическая взаимосвязанность всех составляющих ее элементов, при которой воздействие хотя бы на один из них дает резонанс для изменений других элементов.

Например, чрезмерное уплотнение обрабатываемой почвы колесами тяжелых сельскохозяйственных машин негативно влияет на баланс круговорота атмосферной влаги в природной среде, что в свою очередь негативно сказывается на состоянии климатических условий в данной местности.

Природный объект — составной элемент природной среды, включающий в себя следующие компоненты:

  • естественную экологическую систему;
  • природный ландшафт;
  • составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Комплекс функционально и естественно связанных между собой природных объектов, объединенных географическими и иными соответствующими признаками, называется природным комплексом.

Естественная экологическая система — это объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией.

Природный ландшафт — это территория, которая не подверглась изменению в результате хозяйственной и иной деятельности и характеризуется сочетанием определенных типов рельефа местности, почв, растительности, сформированных в единых климатических условиях.

Природно-антропогенный объект — природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) созданный человеком объект, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенный объект — объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

В этимологическом понимании термин экология (от греч. oikos — дом и logos — наука) означает науку о местообитании. Впервые он был использован в работе немецкого ученого Э. Геккеля «Всеобщая морфология организмов» (1866).

Сегодня понятие «экология» многогранно, и в него может быть вложено следующее содержание:

  • изучение отношений между живыми организмами;
  • изучение среды обитания живых существ;
  • исследование положения человека в биосфере, его связей с экологическими системами;
  • система научных знаний о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой;
  • наука об охране окружающей природной среды и жизнеобеспечении людей.

Экологическое право — это совокупность (система) правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи и по поводу использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Тем самым экологическое право представляет собой основанную на естественных законах природы, юридически опосредованную форму осуществления взаимодействий между обществом и природой.

Целями эколого-правового регулирования являются:

  • сохранение и оздоровление окружающей среды;
  • обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов;
  • осуществление эффективной охраны и защиты природных ресурсов;
  • обеспечение экологической безопасности (экологического благополучия);
  • обеспечение, защита и восстановление экологических прав и интересов физических и юридических лиц.

Экологическое право основано на системе руководящих принципов.

Принципы экологического права — это нормативно-правовые начала, которые определяют сущность и содержание основных институтов эколого-правового регулирования и механизмов их реализации.

К числу наиболее важных принципов экологического права следует отнести:

  • приоритет охраны жизни и здоровья человека;
  • обеспечение благоприятных условий для жизни, труда и отдыха населения;
  • разнообразие форм и видов собственности на природные ресурсы и равноправная их защита;
  • комплексный подход при проведении всех видов природоохранительных мероприятий;
  • научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества, обеспечивающее реальные гарантии прав человека на здоровую окружающую природную среду;
  • обеспечение рационального использования природных ресурсов с учетом законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды, необходимости воспроизводства природных ресурсов;
  • неукоснительное соблюдение норм экологического законодательства, неотвратимость ответственности за экологические правонарушения;
  • гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и гражданами в решении природоохранительных задач.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться исходя из следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платность природопользования и возмещение вреда, нанесенною окружающей среде;
  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
  • обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достичь на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
  • обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим ее осуществление;
  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • организация и развитие системы экологического образования. воспитание и формирование экологической культуры;
  • всеобщность, непрерывность и комплексность экологического образования и экологического просвещения;
  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды1По вопросу о принципах экологического права см.: Ерифеев Б. В. Экологическое право России: Учебник для высших учебных заведений. М.: Профобразование. 2003..

Экологическое право как наука — это система научных знаний об основных компонентах окружающей среды, о взаимоотношениях между ними и обществом, а также об их влиянии на природу, здоровье и безопасность человека, выраженных в различных эколого-правовых категориях.

Кроме того, в предмет науки экологического права входят вопросы об этапах становления и развития экологического права как отрасли права, эффективности составляющих его правовых норм и институтов, применяющих их органов государственной власти, наделенных полномочиями по управлению природопользованием, и охраны окружающей среды. На основе проводимых научно-теоретических исследований разрабатываются практические рекомендации по созданию наиболее эффективного и рационального режима природопользования, предложения по совершенствованию действующего законодательства и иных правовых актов в области использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Экологическое право как учебная дисциплина — это совокупность знаний об экологическом праве как отрасли науки и права, содержание и объем которых определяются учебной программой курса «Экологическое право» в зависимости от специализации учебного заведения, в котором осуществляется подготовка тех или иных специалистов.

Источник: https://isfic.info/ecolog/nikar01.htm

1. Понятие, предмет и метод экологического права

1. Понятие и виды объектов экологического права.: В юридической литературе нет единства мнений по вопросу о сущности

Предмет,источники и объекты экологическогоправа

Экология—это наука,рассматривающая проблемы взаимоотношенийчеловека и ок­ружающейсреды. Впервые в научную терминологиютермин «эколо­гия»был введен немецким ученым Гсккелем в1866 г., но как наука эко­логиявозникла в начале XXвека. Современная экология в литературеопределяетсякак учениео взаимодействии живых организмов сокру­жающейих природной средой обитания.

Экологическоеправо —это совокупностьнорм, регулирующих обще­ственные(экологические) отношения в сферевзаимодействия обще­стваи природы в интересах сохранения ирационального использования окружающейприродной среды для настоящих и будущихпоколений лю­дей[77, с. 2].

Предметомэкологического права являютсяобщественные(эколо­гические) отношения в областивзаимодействия общества и природы,которыеподразделяются на две группы: отраслевыеи комплексные.

Отраслевыеэкологические отношения ~ этоземельно-охранитель­ные отношения,отношения по охране недр, лесоохранительныеи водоохранительныеотношения, отношения по охране животногомира и атмосферноговоздуха.

Комплексныеотношения относятсяк охране природных территорий, комплексов,природно-заповедного фонда,лечебно-оздоровительных, рекреационных,санитарных и иных зон.

Во взаимодействииотраслевых и комплексных отношенийэкологи­ческое право и решает задачиобеспечения качества природной среды.

Методэкологического права — это совокупностьприемов и спосо­бовправового воздействия на экологическиеобщественные отношения путемзаконодательного закрепления значимыхэлементов экологиче­скойсистемы страны, стриктуры органовуправления и круга природа-пользователей,а также установление четкой регламентацииправил природопользованияи юридической ответственности за ихнарушение. метода экологического права составляютследующие элементы.

1. Закреплениев экологическом законодательстве техэлементов экологическойсистемы страны, которые экологическии экономиче­скизначимы и использование которых нуждаетсяв правовом регули­рованиии обеспечении,

  1. Закрепление в экологическом законодательстве структуры орга­нов, осуществляющих управление использованием природных объек­тов и контролирующих сохранность и воспроизводство экологической системы страны.

  2. Закрепление в экологическом законодательстве круга природо-пользователей, а также лиц, которые своими действиями неизбежно влияют на экосистему страны.

  1. Четкая регламентация правил природопользования, которые, с одной стороны, обусловлены спецификой объекта природопользования, а с дру­гой — правовым статусом природопользователя.

  2. Установление юридической ответственности за нарушение пра­вил природопользования.

1.2. Источники экологического права

Источникамиэкологического права признаютсянормативно-право­выеакты, в которых содержатся правовыенормы, регулирующие эколо­гическиеотношения.

Кисточниками экологического праваотносятся федеральные законы, указы,постановления и распоряжения высшихдолжностных лиц Рос­сийскойФедерации (Президента РФ, ПравительстваРФ), норматив­ныеакты федеральных министерств и ведомств(Минприроды, Минздра­ва,Минпромнауки, Госсанэпиднадзора,Росземкадастра и др.), законы инормативно-правовые акты субъектов РФ.

Источникиэкологического права обладают всемипризнаками, свойственнымиисточникам права вообще, но при этомимеют свои особенности:

а)в них представлен значительный весзаконов по сравнению с дру­гимиформами права;

б) ониотличны по содержанию так называемых«экологизирован­ных» норм и нормативныхактов, иначе говоря, тех актов, кото­рые,регулируя соответствующие отношения,отражают сопут­ствующиеим требования охраны окружающей среды;

в) вчисле источников экологического праваопределенное место за­нимаютмежду народно-право вые акты, регулирующиевнутрен­ние экологические отношенияна основе примата международно­гоправа.

Системаэкологического законодательства состоитиз двух подсистем:природоохранительного и природоресурсногозаконодательств.

Подсистемуприродоохранительного законодательстваобразуют Фе­деральныйзакон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охранеокружающей среды*,Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ«Об охране ат­мосферноговоздуха, а также другие законодательныеакты комплекс­ногорегулирования.

Вподсистему природе ресурсногозаконодательства входят: Земель­ныйкодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ,Лесной кодекс РФ от 29января 1997 г. № 22-ФЗ (с изм. и доп. от 30декабря 2001 г.), Водный кодексРФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ (с изм. и доп.

от 30 декабря 2001г.), Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земельсельскохозяйственного назначения»,Федеральный закон от 24апреля 1995 г.

№ 52-ФЗ «О животном мире», атакже другие законо­дательные инормативные акты, регулирующиеиспользование природ­ных ресурсов.

Источник: https://studfile.net/preview/3003970/

Понятие и сущность экологического права

1. Понятие и виды объектов экологического права.: В юридической литературе нет единства мнений по вопросу о сущности

Частное образовательное учреждение высшего образования

ФИЛИАЛ В Г. РЯЗАНИ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Экологическое право

На тему: «Проблемы развития международного экологического права »

Выполнил:

студент 2 курса

гр. РЮД 22.1/1-15

юридического факультета

специальность

«Юриспруденция»

Аполлонов Виктор Алексеевич

Проверил:

д.и.н., проф., Ю.С. Бадальянц

Рязань 2016

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….
1. Понятие и сущность экологического права………………………………
2. Международное экологическое право ……………………………………………. 3. Проблемы развития международного экологического права……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….

ВВЕДЕНИЕ

Возникновение и развитие отрасли экологического права — результат углубления противоречий между обществом и природой, результат осознания потребности и необходимости значительного расширения юридического вмешательства в регулирование отношений по охране и использованию природной среды.

В отличие от иных отраслей права экологическое право имеет свои особенности. Эти особенности проистекают из специфики предмета правового регулирования, т. е. из сферы взаимодействия общества и природы как особой сферы отношений.

Данные особенности обусловлены тем, что экологическая функция по своей форме относится к системе права, а по содержанию — к экологии.

В экологическом праве применение правовых норм связано с объективными законами природы, которые можно познать, учесть или игнорировать. Сегодня человеку как для сохранения своего вида вообще, так и для сиюминутного благополучия в частности необходимо считаться с ними при каждом своем действии, как связанном, так и не связанном с вторжением в природную среду.

С целью управления деятельностью человека по отношению к окружающей среде возникло экологическое право, под которым понимается совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы и в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящего и будущих поколений людей.

Понятие и сущность экологического права.

Экологическое право является комплексной отраслью в системе российского права. Она включает в себя ряд самостоятельных отраслей права:

•земельное; •водное; •горное; •воздухоохранительное; •лесное;

•фаунистическое.

Комплексный характер отрасли экологического права определен тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права, включая гражданское, конституционное, административное, уголовное, предпринимательское, финансовое, аграрное и др.

Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил название экологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д.

Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 8 — административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Налоговый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов.

Общее правило, касающееся экологического законодательства, регулирующего общественные отношения, затрагивающие экологические права и интересы общества, заключается в следующем. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Из этого конституционного положения следует вывод, что в процессе развития и совершенствования каждой отрасли российского законодательства законодательная власть должна предусматривать характерные для каждой из них правовые меры по обеспечению корректного отношения общества к природе с учетом интересов как самой природы в силу ее самоценности, так и человека, исходя, в частности, из необходимости и возможности обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.

Формирование экологического права как комплексной отрасли наложило отпечаток и на механизм действия его норм.

Основными его элементами являются:

•экологическое нормирование;

• оценка воздействия на окружающую среду;

• экологическая экспертиза;

• лицензирование;

• экономические меры;

• сертификация;

•аудит; •контроль;

•применение мер юридической ответственности, предусматриваемых трудовым, административным, уголовным и гражданским правом.

Таким образом, под экологическим правом понимается совокупность основанных на эколого-правовых идеях норм, регулирующих общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, и конкретных правоотношений в данных сферах.

Под экологическим правом понимается не только отрасль права, но также наука и учебная дисциплина. Экологическое законодательство, практика его применения, проблемы, достижения, недостатки и пути развития являются предметом научного исследования ученых-юристов и изучения в высших учебных заведениях.

Наука экологического права представляет собой систему знаний, теоретических положений в области экологического права, и является составной частью системы юридических наук.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов науки экологического права выделяются:

1. окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);

2. природные комплексы;

3. отдельные природные объекты или ресурсы;

4. человек как органический элемент природы.

Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным объектом, а другие — дифференцированными объектами.

Предметом науки экологического права являются:

1. отрасль экологического права. Наукой изучаются нормы и институты экологического права, анализируется роль данных правовых норм и институтов в регулировании соответствующих общественных отношений.

Наукой исследуются источники отрасли, ее система, особенности эколого-правовых отношений, виды норм и способы их реализации, специфический характер предмета отрасли, место отрасли экологического права в правовой системе РФ;

2. эколого-правовые отношения. Исследование права невозможно без изучения, обобщения практики его применения. Их изучение позволяет выявить проблемы реализации изучаемых правовых норм, выработать предложения по повышению эффективности их применения.

Сделанные на основе обобщения практического опыта выводы и теоретические концепции составляют содержание науки экологического права.

На основе изучения практики норм экологического права разрабатываются предложения по совершенствованию норм и применения действующего законодательства.

Сами по себе положения эколого-правовой науки не имеют нормативного, общеобязательного характера, однако становятся теоретической базой для создания новых правовых норм, для дальнейшего развития и совершенствования законодательства.

В настоящее время проблемы правовой охраны окружающей среды являются крайне актуальными и, как следствие, обусловливают активное развитие данной отрасли, появление новых научных исследований эколого-правового направления.

Одним из закрепленных в ст. 3 Закона об охране окружающей среды принципов охраны окружающей среды является принцип организации и развития системы экологического образования, воспитания, формирования экологической культуры.

Общие нормы об экологическом образовании и просвещении установлены в гл. 13 указанного Закона.

Общественные отношения в области экологического воспитания и образования регулируются также законодательством об образовании и правовыми актами субъектов РФ, поскольку вопросы охраны окружающей среды и общие вопросы воспитания и образования отнесены ст. 72 Конституции к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Экологическое образование — это непрерывный процесс обучения, воспитания, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование целостных ориентаций, поведенческих норм и специальных знаний по сохранению окружающей среды и природопользованию.

Цель экологического образования состоит в формировании экологических знаний и ответственного отношения к окружающей среде. Экологическое образование необходимо для дальнейшего сохранения окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам. Без экологических знаний невозможно развитие человека как гармоничной личности с гуманистическим отношением к природной среде.

Согласно ст.

71 Закона об охране окружающей среды в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее профессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов. Преподавание основ экологических знаний осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовой формы.

Экологическое право входит в государственный стандарт юридического образования.

Цель изучения экологического права состоит в том, чтобы студенты получили представление о развитии данной отрасли права, ее месте в системе отраслей права РФ, об экологических правах и обязанностях граждан, а также способах защиты прав, о законодательных требованиях к хозяйствующему субъекту в области охраны окружающей среды, об ответственности за причинение вреда окружающей среде и иных институтах экологического права.

При определении структуры экологического права как учебной или научной дисциплины применяется комбинация оснований, позволяющая наиболее полно и успешно решить стоящие перед ними задачи.

При этом структура экологического права как учебной дисциплины может включать общую часть (куда входят в основном положения, обосновывающие наличие отрасли экологического права, и институты данной отрасли), особенную часть (содержащую специфические правовые меры по обеспечению рационального использования и по охране земель, недр, вод, лесов и других природных ресурсов, правовой режим особо охраняемых природных территорий, экологически неблагоприятных территорий, правовое регулирование обращения с химическими и иными веществами, материалами и отходами и др.) и специальную часть (право окружающей среды в зарубежных государствах и международное право окружающей среды).

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 1154 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/14-72769.html

Понятие и виды экологических преступлений

1. Понятие и виды объектов экологического права.: В юридической литературе нет единства мнений по вопросу о сущности

В УК составы экологических преступлений выделены в са­мостоятельную 11 главу. Это связано с особой важностью благ и ценностей, охватываемых интересами защиты экологической безопасности в РК.

Экологические преступления посягают на окружающую природную среду, т.е. это одно из бесценных благ, которым человек должен благоразумно и бережно пользоваться, памя­туя о том, что природная среда концентрирует в себе естествен­ную основу для обеспечения нормальной жизнедеятельности людей.

Кроме того, это источник благосостояния народа, даль­нейшего укрепления и развития социально-экономического фундамента общества, государства. Природные богатства яв­ляются достоянием всего народа Казахстана и поэтому нужда­ются в защите от посягательства именно в интересах этого са­мого народа.

В связи с этими рассуждениями вполне логично признание экологической безопасности составной частью на­шей национальной безопасности в Законе РК «О националь­ной безопасности Республики Казахстан» от 26 июня 1998 г.

1 (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О вне­сении изменений и дополнений в Закон РК «О национальной безопасности»» от 28 апреля 2000 г. № 45-П2): «экологическая безопасность является одним из направлений правовых отно­шений в области обеспечения национальной безопасности в стране.

Под экологической безопасностью следует понимать со­стояние защищенности жизненно важных интересов и прав лич­ности, общества и государства от угроз, возникающих в резуль­тате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.

Бесспорно, разрушительные последствия экологических правонарушений в своей совокупности представляют серьез­ную угрозу интересам национальной безопасности нашей рес­публики.

Сложившиеся в сознании множества наших граждан иждевенческо-потребительское, а порой и варварско — вандальское отношение к окружающей природной среде привели к со­зданию социальной атмосферы низкой экологической культу­ры в стране.

Экологическая культура есть часть общечелове­ческой культуры.

В основу экологического воспитания долж­но быть положено чувство бережного отношения к окружаю­щей природной среде у всех наших граждан с детства на основе неоспоримой заповеди о том, что человек и природа составля­ют целостное, неразрывное сущностное единство. Человек дол­жен стремиться к сохранению и приумножению природных богатств, а не к разрушению их.

Наблюдающиеся в нашем обществе факты совершений в массовых масштабах различных экологических правонаруше­ний есть свидетельство низкого уровня экологической культу­ры в обществе, когда считается, что причинение ущерба приро­де особого значения не имеет и никакой ответственности за это не предусмотрено или когда природоразрушители руководству­ются расхожими обывательскими рассуждениями: «После нас хоть трава не расти». Такое отношение к природе, конечно же, бесконечно продолжаться не может. В цивилизованном обще­стве государство должно взять на себя полностью ответствен­ность за надлежащее обеспечение защиты природной среды от посягательств. Ибо защищая природу, государство тем самым берет под защиту и граждан своей страны, их настоящее и бу­дущее, генофонд страны.

Особого внимания заслуживают выводы профессора И. Ш. Борчашвили: «Любое государство, стремящееся к прогрессу и ци­вилизации, должно в первую очередь заботиться о физическом, психическом и нравственном здоровье своих граждан, посколь­ку именно от этих факторов непосредственно зависит качество генофонда населения. Государство, которое устраняется от ре­шения этой проблемы, не имеет будущего»1

Законодательную основу уголовно-правовых норм, регла­ментирующих ответственность за экологические преступления, составляют идеи, заложенные в ст. 31 Конституции РК:

1.Государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека.

2.Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом.

Поскольку диспозиции уголовно-правовых норм, помещен­ных в главе 11 УК РК, бланкетные, их применение требует об­ращения к экологическому законодательству, к Законам РК «Об охране окружающей среды» от 15 июля 1997 г. № 160-12 (с изм. и доп.

, внесенными Законом РК «О внесении изменений и до­полнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного Управления и бюджетными отношениями» от 09 декабря 2004 г.3и от 20 декабря 2004 г.'); «Об особо охраняемых природных тер­риториях» от 15 июля 1997 г. № 162-12 (с изм. и доп.

, внесенны­ми Законом РК «О внесении изменений и дополнений в неко­торые законодательные акты РК по вопросам охраны окружа­ющей среды и особо охраняемых природных территориях» от 26 мая 2004 г. № 5533 и от 20 декабря 2004 г.), «Об экологичес­кой экспертизе» от 18 марта 1997 г. № 854 (с изм. и доп.

, вне­сенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам особо охра­няемых природных территориях» от 11 мая 1999 г. № 381-15 и от 20 декабря 2004 г.) и другим законодательным актам.

Под экологическим преступлением следует понимать вре­дительство, проявляющееся в совершении посягательства на установленный законодательством РК экологический правопо­рядок, экологическую безопасность общества и причиняющее существенный ущерб окружающей природной среде или здоровью человека.

Законодатель, сообразуясь с учетом особой значимости от­ношений экологической безопасности в обществе, интересы охраны окружающей среды от преступных посягательств вклю­чил в ст.

2 УК РК, то есть в задачи Уголовного кодекса впервые включены интересы окружающей среды по осуществлению борьбы с преступностью, и тем самым возвел отношения по охране экологической безопасности в ранг особых благ и цен­ностей общества, взятых под самостоятельную защиту государ­ством, уголовным законом.

Экологическими преступлениями признаются общественно опасные, противоправные, виновные, уголовно-наказуемые деяния, посягающие на отношения экологической безопаснос­ти, причиняющие существенный ущерб окружающей природ­ной среде, наносящие вред здоровью, а иногда и жизни челове­ка и деформирующие общественные отношения по обеспече­нию урегулированности и порядка в деле организации охраны окружающей человека природной среды и рационального ис­пользования природных ресурсов и богатств в полном соответствии с законодательством РК и международными норматив­ными актами и соглашениями.

По характеру и степени общественной опасности экологи­ческие преступления правомерно отнести к категории одной из весьма распространенных и опасных разновидностей преступ­лений, хотя в структуре официально зарегистрированных пре­ступлений они составляют небольшое количество. Вместе с тем нельзя умалять степень социальной опасности и социально-опасные последствия экологической преступности.

Впервые понятие «экология» ввел в научное обращение Э. Геккель в работе «Всеобщая морфология», изданной в 1866 г.'. Само слово долгое время употреблялось для обозначения есте­ственно-научной дисциплины — раздела биологии, изучающе­го взаимодействие живых организмов с окружающей средой.

За последние годы понятию «экология» начал придаваться социальный смысл.

Это связано, прежде всего, с ухудшением среды обитания людей под влиянием их собственной деятель­ности, с изменением характера производственной деятельнос­ти, с разработкой новых взглядов на проблему потребления и использования природных ресурсов и т.п.

2 В новом значении экология понимается как наука о взаимодействии общества с окружающей его природной средой. Появились и производные понятия от слова «экология», такие как экология человека, эко­логические принципы, экологический кризис, экологическая политика и др.1

Общественная опасностьэкологических преступлений зак­лючается в том, что они посягают на человека через природу, посредством уничтожения или качественного ухудшения био­логической основы его существования.

Не явились исключением и общественные отношения, яв­ляющиеся объектом преступных посягательств на окружающую природную среду. Такое положение складывается в результате того, что природоохранительные отношения, как совершенно правильно отметил Э. Н. Жевлаков, представляют собой слож­ное и пока еще малоизученное явление1.

В юридической литературе до настоящего времени нет едино­го мнения относительно объекта экологических преступлений.

На основании изложенных законодательных актов И. Ш. Борчашвили признает объектом экологических преступлений от­ношения по поводу конституционного права каждого человека на благоприятную окружающую среду2.

Впоследствии, корректируя свой подход к данной категории на основе вступившего в действие УК РК, он определяет родо­вой объект экологических преступлений как общественные отношения, связанные с охраной, рациональным использова­нием окружающей природной среды и обеспечением экологи­ческой безопасности населения.

С. М. Иманбаев считает, что под объектом экологических преступлений следует понимать совокупность общественных отношений, обеспечивающую нормальное функционирование отдельных природных компонентов в единой экологической системе.

С. М. Куставлетов признает родовым объектом посяга­тельств, описанных в главе «Экологические преступления» УК РК, общественные отношения, направленные на обеспечение нормального естественного функционирования окружающей среды.

Ю. И. Ляпунов понимает под объектом данного деяния от­ношения собственности, материализованные в природных бо­гатствах.

Правильное определение объекта экологических преступ­лений возможно только через призму Конституции РК и дру­гих национальных законов природоохранного характера.

Исходя из вышеизложенного под родовым объектомэколо­гических преступлений следует считать группу однородных, тождественных общественных отношений, возникающих и сло­жившихся в комплексе обширной сферы взаимодействия об­щества и природы, затрагивающих и охватывающих собой дея­тельность по рациональному природопользованию, обеспече­нию охраны окружающей среды, защите экологической безо­пасности и соблюдению экологического правопорядка в стране.

В уголовно-правовой науке нет единства взглядов по пово­ду определения непосредственного объекта экологических пре­ступлений. Непосредственный объект по своей социально-по­литической сущности всегда находится в соответствии с родо­вым объектом и входит в него в качестве компонента.

По мнению И. Ш. Борчашвили, непосредственным объек­том экологических преступлений выступают общественные от­ношения по рациональному использованию, охране, воспроиз­водству и сохранению экологического равновесия тех или иных видов природных богатств.

С. М. Иманбаев вкладывает в понятие непосредственного объекта экологических преступлений конкретные обществен­ные отношения, направленные на охрану и рациональное ис­пользование отдельных видов природных богатств как состав­ной части природной среды2.

Основным непосредственным объектомпреступлений дан­ного вида являются конкретно определенные общественные отношения, блага, интересы и ценности, подвергающиеся раз­личным вредоносным и ущербным деформациям и разрушени­ям вследствие посягательств на экологическую безопасность и экологический правопорядок.

Спорным в юридической литературе является и вопрос от­носительно существа предмета преступления.

Следует отметить, что в уголовно-правовой науке неоднок­ратно поднимался вопрос о разграничении предмета экологических и иных преступлений, в частности преступлений против собственности. Не отражая весь ход дискуссий, отметим, что основная проблема сводилась к вопросу, через призму каких правоотношений должен рассматриваться природный ресурс, в который вложен человеческий труд.

По этому поводу И. Ш.

Борчашвили справедливо отмечает, что природный ресурс может быть признан товаром (а значит, и предметом преступления против собственности), если в этот природный ресурс вложено определенное количество конкрет­ного общественно необходимого труда человека, с одной сто­роны, а с другой — природный ресурс должен быть им извлечен полностью или обособлен от окружающей среды в иной фор­ме1. Именно по предмету экологические преступления отлича­ются от преступлений против собственности.

Законодательные акты, в частности уголовно-правовые нор­мы, как мы уже отмечали, строятся таким образом, что направ­лены на охрану различных благ природы. Вода, земля, воздух, рыбные богатства, животные охраняются и рассматриваются сквозь призму полезности для человека.

УК РК, выделив экологические преступления в самостоя­тельную главу, безусловно, в некоторой степени, разграничил хозяйственные и экологические интересы человека, однако некоторые нормы этой главы по-прежнему рассматривают по­сягательства на природные объекты сквозь указанную призму полезности для человека и его хозяйственных и иных интере­сов.

Например, загрязнение, засорение и истощение вод (ст.

281 УК РК) само по себе не образует состава преступления, если эти деяния не повлекли причинение существенного вреда жи­вотному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Загрязнение морской среды (ст.

283 УК РК) будет преступлением лишь в том случае, если загрязнение происходит веществами и материалами, вредными для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих пра­вомерному использованию морской среды.

Список аналогично построенных конструкций составов можно продолжить.

С объективной стороныэкологические преступления, как правило, выражаются в нарушении путем действия или бездей­ствия соответствующих правил природопользования и охраны окружающей среды. Диспозиции норм, определяющие призна­ки таких преступлений, являются бланкетными.

По своей конструкции экологические преступления пред­полагают материальные составы преступлений, которые требу­ют наступления определенных в законе последствий. Некото­рые из них являются формальными составами.

Формальными являются такие составы, как: Нарушение экологических тре­бований при производстве и использовании экологически по­тенциально опасных химических, радиоактивных и биологичес­ких веществ (ч. 1 ст. 278 УК РК); Нарушение правил безопас­ности при обращении с микробиологическими или другими био­логическими агентами или токсинами (ч.

1 ст. 279 УК РК); На­рушение законодательства о континентальном шельфе РК и об исключительной экономической зоне РК (ст. 284 УК РК).

Объективную сторону экологических преступлений нельзя ограничивать лишь указанием на преступное деяние, выража­ющееся, например, в нарушении каких-либо правил или отно­шений.

Объективная сторона каждого конкретного экологичес­кого преступления, исходя из законодательного описания, мо­жет включать в себя, как вытекает из приведенных примеров, последствия, что обуславливает установление причинно-след­ственной связи, а также факультативные признаки.

Например, в п. «г» ч. 1 ст.

288 УК РК «Незаконная охота» имеется прямое указание на особо охраняемые природные тер­ритории и территории с чрезвычайной экологической ситуаци­ей, как на место совершения преступления.

В этом случае, как и в некоторых других составах экологических преступлений, место совершения преступления переходит из разряда факуль­тативных признаков в обязательные признаки преступления.

С субъективной стороныэкологические преступления мо­гут быть охарактеризованы как умышленной, так и неосторож­ной виной, а также проявлением двойной формы вины в сово­купности со ст. 22 УК РК.

Субъектэкологического преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста. По отдельным видам этих преступлений в диспозициях статей законодателем подразумевается специаль­ный субъект преступления.

В отношении специальных признаков субъекта экологичес­ких преступлений в юридической литературе нет единого мне­ния. Считается, что субъектом большинства экологических преступлений может быть как частное, так и должностное лицо1.

Однако следует отметить, что большинство экологических пре­ступлений связано с нарушением определенных правил, кото­рые могут нарушить лица, ответственные за их соблюдение и в этой связи в таких составах предусмотрены признаки специ­ального субъекта.

В юридической литературе вопрос о систематизации эколо­гических преступлений учеными-юристами решается по-разно­му. Наиболее целесообразным представляется мнение ученых-юристов которые, основываясь на особенностях непосредствен­ных объектов экологических преступлений, систематизируют их на общие и специальные составы2.

В соответствии с приведенными положениями к группе эко­логических преступлений общего характера следует отнести преступления, предусмотренные ст. ст. 277—280 УК РК.

К экологическим преступлениям специального характера надлежит отнести все остальные статьи главы 11 Особенной части УК РК, то есть преступления, предусмотренные ст. ст. 281-294 УК РК.

Экологические преступления имеют трехзвенную классифи­кацию:

1.преступные нарушения экологически значимой деятель­ности (ст. ст. 277; 278; 279; 280 УК РК);

2.преступления, посягающие на отдельные элементы окру­жающей среды (ст. ст. 281;282;283;284;285;286;293;294УКРК);

3.преступления, посягающие на объекты флоры и фауны (ст. ст. 287; 288:289; 290; 291; 292 УК РК).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_124696_ponyatie-i-vidi-ekologicheskih-prestupleniy.html

Понятие экологического права

1. Понятие и виды объектов экологического права.: В юридической литературе нет единства мнений по вопросу о сущности

Экологическое право является юридической формой экологических отношений. Вопрос об экологическом праве как отрасли права, его становление впервые были рассмотрены в правовой литературе в монографии А. С.

Колбасов.

Его развитие и становление проходит в широкой научной дискуссии, что является вполне оправданным, так как только в процессе научного обсуждения можно выработать оптимальный подход к пониманию экологического права.

И.И. Каракаш обращает внимание на то, что когда в 80-е годы прошлого века преимущественно признавалось природноресурсового право, в которое включались и экологические отношения, то в 90-е — наоборот, приоритетным стало экологическое право, интегрировало природноресурсови отношения.

Несмотря на сходство этих отраслей законодательства и права, они все же имеют существенные различия и отличаются по своей структуре, системе, источниками, методами и принципами регулирования, содержанием правовых институтов и т.п.. В связи с этим И.

Каракаш считает, что природноресурсови отношения достаточно самостоятельны и могут рассматриваться как отдельные общественные отношения. Этим он объясняет выделение природноресурсового отношений из состава экологических отношений.

Кроме того, природноресурсови отношения имеют комплексный характер, поскольку объединяют земельные, горные, водные и лесные общественные отношения, также отношения по использованию объектов природно-заповедного фонда, растительного и животного мира и других природных объектов и их ресурсов.

Вызывает определенные сомнения позиция автора относительно характера природноресурсового отношений, поскольку вряд ли на основании разновидностей указанных отношений говорить об их комплексность. Скорее всего более обоснованным будет положение по сложного характера правоотношений.

Но впоследствии автор приходит к выводу, что так или иначе дифференцированный и интегрированный взгляды на современное экологическое право предоставляют основания для определения однородности или комплексности содержания его правовых норм и структуры как отрасли права.

Однако они существенно не влияют на определение самостоятельной природы самой отрасли экологического права. Таким образом, экологическое право рассматривается им как самостоятельная отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, установленных и гарантированных государством, регулирующих общественные отношения в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, с целью защиты экологических прав и свобод граждан, обеспечения экологической безопасности общества и экологических интересов нынешних и будущих поколений людей в качественном состоянии окружающей среды.

Высказанные в науке мнения относительно понятия экологического права в общих чертах сводятся к двум основным направлениям. Одни авторы считают, что экологическое право принадлежит к комплексным (интегрированных) отраслей права, в состав ее входит несколько самостоятельных отраслей права, регулирующих различные виды экологических отношений.

При этом комплексность экологического права такие авторы трактуют по-разному. Например: а) каждая отрасль права, входит в состав экологического права, регулирующего самостоятельный вид экологических отношений, в основу которых положены различные экологические объекты.

Поэтому и существуют такие самостоятельные отрасли права, как земельное, лесное, водное, горное, фаунистическое, атмосфероповитряне и др..

Б) экологическое право — интегрированная правовая общность (комплексная отрасль права), которая объединяет совокупность эколого-правовых норм, регулирующих экологические отношения в целях эффективного использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, обеспечения качества окружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, реализации защиты экологических прав.

С точки зрения Ю. С. Шемшученко, определяющим для предмета экологического права как комплексной отрасли есть четыре группы общественных отношений: а) отношения по охране окружающей природной среды, б) отношения по использованию природных ресурсов, в) отношения по обеспечению экологической безопасности; г) отношения по формированию, сохранению и рациональному использованию экосети. И напоминает позиция В. В. Костицкого.

В современных условиях все больше обращается внимание на общепризнанные принципы приоритета международного права, в соответствии с которыми государство обязано адаптировать свою эколого-правовую терминологию с международными стандартами.

Некоторые специалисты считают, что целесообразно употреблять термин «окружающая среда», который является более адекватным термину «окружающая среда», чем «окружающую среду» или «экологическое», в названии отрасли права.

А ситуацию, когда одна и та же отрасль права имеет разные названия, нельзя считать нормальной.

Одновременно получает развитие и концепция, согласно которой экологическое право не является комплексной отраслью права, а представляет собой самостоятельную отрасль в общей системе права. Так, Ю. А.

Вовк считает, что природоресурсовое (экологическое) право имеет единственный предмет правового регулирования — общественные отношения, которые складываются по поводу рационального использования и охраны природных ресурсов.

Другие авторы, поддерживая такое мнение, считают, что единственные экологические отношения имеют несколько разновидностей (земельные, водные, лесные, горные, фаунистические и др..

), Которым присущи свои существенные специфические особенности и специальные правовые формы в виде подотраслей экологического права: земельного , водного, лесного, горного, фаунистического, атмосфероповитряного, природно-заповедного и т.п.. По их мнению, такой подход к пониманию экологического права обеспечивает его единство как самостоятельной (некомплексных) отрасли права и внутреннюю дифференциацию.

Важно подчеркнуть, что В. В. Петров, долгое время не разделял таких взглядов, в последних работах обоснованно отмечает, что экологическое право, учитывая его предмет является совокупностью однородных общественных экологических отношений, поэтому его не следует относить к комплексным отраслям права. В литературе справедливо отмечается, что экологические отношения являются единственными.

Еще одна интересная точка зрения О. Л.

Дубовик рассматривает экологическое право как самостоятельную комплексную отрасль права, регулирующая отношения в сфере взаимодействия общества и человека с окружающей средой, предлагает определить экологического права в правовой системе как над / супер / более отрасль права , мотивируя это тем, что основная цель экологического права-сохранения жизни на Земле и обеспечения необходимых условий жизнедеятельности человека.

В юридической литературе есть и другие предложения относительно выделения подотраслей (отраслей) экологического права — флористического права, ландшафтного права и т.п. Юристы также обосновывают наличие комплексной отрасли экологического права — права экологической безопасности, а также эколого-процессуальной подотрасли.

Можно сделать вывод, что в науке идет активный поиск оптимального понимания сущности экологического права, его места в системе права. Наиболее аргументированной мнение тех авторов, которые рассматривают экологическое право как самостоятельную (некомплексную) отрасль права с подотраслевой структурой.

Изложенное позволяет сделать вывод, что экологическое право как отрасль права представляет собой систему правовых норм, регулирующих экологические отношения, которые возникают между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, охраны , а в определенных случаях — защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия с целью предупреждения, предотвращения, устранения его негативных последствий, и удовольствие экологических и других интересов соответствующих субъектов и поддержания устойчивого экологического развития, экологического равновесия в стране и отдельных ее регионах.

Наряду с изложенным следует помнить, что экологическое право — это относительно «молодая» отрасль права, которая развивается очень динамично в современных условиях.

Многочисленность и разнообразие нормативно-правовых актов, регламентирующих экологические отношения, обусловленные большим количеством объектов данной отрасли права и их видовой дифференциацией.

Многие общественных отношений уже экологизированная, часть еще нуждается в дальнейшей экологизации, продолжается процесс систематизации экологического законодательства.

Метод правового регулирования экологических отношений

Метод правового регулирования связан с вопросом, каким образом право регулирует общественные отношения.

Под методом правового регулирования общественных отношений понимают совокупность средств и приемов, с помощью которых право через поведение субъектов влияет на общественные отношения.

Это общее определение метода правового регулирования общественных отношений в своей основе касается и метода регулирования экологических отношений.

В действующей системе права по регулированию общественных отношений используют два основных способа воздействия на поведение человека: диспозитивный, который характеризуется автономией и равноправием сторон; императивный, основанный на властных предписаниях.

Если исходить из этой классификации метода правового регулирования, то нет необходимости в обязательном определении метода для каждой отрасли права, поскольку указанные элементы охватывают основные способы и приемы воздействия на общественные отношения.

Однако использование указанных методов не исключает, а даже предполагает установление дополнительных и специфических способов воздействия на субъектов отношений, регулируемых с учетом их характера.

Кроме того, в литературе справедливо отмечается, что метод правового регулирования является многоэлементной явлением и может заимствовать приемы и способы воздействия на субъектов в однородных областях права, формируя при этом определенные специфические черты метода самостоятельной отрасли права.

В экологическом праве применяются приемы и способы диспозитивного (гражданско-правового) и императивного (административно-правового) методов правового регулирования экологических отношений.

Этот особый (смешанный) метод правового регулирования составляют названные элементы.

их сочетание образует этот отраслевой метод, определяет его специфику, которая проявляется во всех элементах системы экологического права.

Приемы и способы диспозитивного метода используются чаще всего при регулировании отношений собственности на природные объекты, договорных отношений, отношений по совместному использованию природных объектов, при решении эколого-правовых споров, при возмещении убытков различных видов и т.д.

В современных условиях, учитывая развитие рыночных отношений, этот метод получать все более широкое применение. Оптимальное сочетание двух методов правового регулирования экологических отношений — единственно верный путь надлежащего правового регулирования.

Использование императивного метода регулирования экологических отношений в настоящее время является необходимым и оправданным. Этому методу присущ проявление власти и подчинения. Сущность метода заключается в установлении предписаний, разрешений, запретов, ограничений и др..

Он проявляется в проведении экологической экспертизы, в случаях возникновения чрезвычайных экологических ситуаций, при осуществлении необходимых охранных экологических мероприятий и т.п.. В таком случае следует преимущественно использовать властные предписания, обязательные для исполнения.

Необходимо подчеркнуть, что при регулировании экологических отношений применяется преимущественно именно императивный метод.

Итак, метод правового регулирования экологических отношений базируется на сочетании императивных и диспозитивных способов и приемов воздействия норм экологического законодательства на субъектов таких отношений. Таким образом, экологическое право как самостоятельная отрасль права имеет свой ??метод правового регулирования экологических отношений.

Предметом экологического праваявляются общественные отношения, возникающие между субъектами по поводу обеспечения экологической безопасности, принадлежности, использования, воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, охраны, а в определенных случаях — защиты человека, окружающей природной среды от вредного воздействия с целью предупреждения, предотвращения, устранения его негативных последствий и удовлетворение экологических и других интересов.

Экологические отношения по своему содержанию разнообразны, но взаимосвязанными и единственными, их единство обусловлено связью всех природных объектов между собой, в результате чего существует единая экологическая система.Наряду с этим единство экологических отношений не исключает существования их разновидностей, обусловленных экологическими факторами.

В частности, природные объекты (земля, воды, растительный мир, леса, недра, фауна, атмосферный воздух и т.д.) по своим природным характеристикам отличаются друг от друга и имеют различные природно-антропогенные ценности.

В силу этого возникают разновидности единых экологических отношений: земельные, водные, флористические, фаунистические, атмосферно-воздушные и другие, обусловливающих необходимость определения их правовых форм. Дифференциация экологических отношений природными объектами не нарушает единства экологических отношений, их предметной целостности. В соответствии со ст.

5 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» от 25 июня 1991 года № 1264-ХII объектом государственной охраны от негативного воздействия неблагоприятной экологической обстановки также жизни и здоровья людей наряду с природными ресурсами, природными территориями и объектами, подлежащих особой охране.

Непосредственно все многообразие особо охраняемых территорий и объектов охватывается понятием экологическая сеть, правовой режим которой устанавливается в соответствии с Законом Украины «Об экологической сети Украины» от 24 июня 2004 года № 1864-1V2.

Дифференциацию экологических отношений можно проводить по основным сферам деятельности людей в области окружающей среды: 1) отношения, возникающие по поводу обеспечения экологической безопасности окружающей среды, общества и граждан, 2) отношения, возникающие по поводу принадлежности природных объектов и комплексов определенным суб 'объектам на праве собственности или на праве пользования, 3) отношения по эксплуатации природных ресурсов конкретными субъектами с целью удовлетворения интересов 4) отношения, складывающиеся в области воспроизводства (восстановления) природных объектов и комплексов, улучшение их качества, 5) отношения, возникающие в сфере охраны окружающей природной среды; 6) отношения по защите окружающей среды и человека от вредного воздействия.

Возможно существование производных от них отношений, в частности, эколого-процессуальных, эколого-информационных отношений в сфере рассмотрения споров и др.

Производности этих отношений заключается в том, что они осуществляются наряду с основными экологическими отношениями в процессе их возникновения, развития, прекращения.

Поэтому такие отношения имеют подчиненный характер относительно основных экологических отношений.

Экологические правоотношения можно классифицировать на виды по другим основаниям. По методу регулирования они подразделяются на: управленческие, основанные на властных взаимоотношениях субъектов, и договорные, для которых характерны равенство сторон, автономное положение относительно друг друга.

В зависимости от взаимоотношений субъектов экологических правоотношений они подразделяются на относительные и абсолютные. В относительных четко определяется и уполномоченный, и обязанный субъект.

В абсолютных персонально определена только уполномоченное лицо, а обязанными являются все остальные субъекты, призванные воздерживаться от посягательств на интересы уполномоченного.

В зависимости от характера экологических отношений можно выделить материальные, устанавливающие содержание прав и обязанностей, и процессуальные, регулирующие порядок решения конкретных вопросов. Для дифференциации экологических правоотношений могут применяться и другие критерии, например, по функциям права, составу участников, по времени действия и т.д.

Источник: http://studies.in.ua/ekolog_pravo/2063-ponyatie-ekologicheskogo-prava.html

Studio-pravo
Добавить комментарий