1. Понятие финансов.: Сущность финансов и закономерности их развития определяются

Сущность и понятие финансов

1. Понятие финансов.: Сущность финансов и закономерности их развития определяются

Термин finansia возник в XIII-XV вв.[1] В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Выделим основные признаки финансов:[2]

  • · наличие денежных отношений между двумя субъектами, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);
  • · субъекты обладают разными правами в процессе денежных отношений, один из них (государство) обладает особыми полномочиями;
  • · в процессе денежных отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств — бюджет (можно сказать, что эти отношения носят фондовый характер);
  • · регулярное поступление средств в бюджет не может быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно-приоритетного характера, что достигается посредством правовой нормотворческой деятельности государства, создания соответственного фискального аппарата.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

Финансы — историческая категория. Они появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы.

Можно выделить следующие предпосылки возникновения финансов:[3]

  • 1. Именно в центральной Европе в результате первых буржуазных революций хотя и сохранились монархические режимы, но власть монархов была значительно урезана и самое главное произошло отторжение главы государства (монарха) от казны. Возник общегосударственный фонд денежных средств — бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.
  • 2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер, т.е. возникли системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.
  • 3. Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее доходы государства формировались главным образом за счет натуральных податей и трудовых повинностей.

Таким образом, в докапиталистических формациях эпохи феодализма большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

И только в условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в. особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30% до 50%).

[4]Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений.

Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.

https://www.youtube.com/watch?v=NxELk62poio

В развитых зарубежных странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества.

Выпуск акций явился одной из мощных форм мобилизации капитала, которая позволила трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции.

Без акций, облигаций, кредитов банков и других элементов финансового рынка корпорации должны были бы находиться на самофинансировании, что резко ограничило бы возможности их роста.

Сегодня финансовая сторона деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение.

Успех деятельности предприятий, независимо от форм собственности, в современных условиях воспроизводства и обострения конкурентной борьбы во многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансового менеджмента (т.е. наиболее эффективного управления средствами предприятий).

Таким образом, финансовые отношения охватывают две сферы:

  • · экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
  • · экономические денежные отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов предприятий.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы — экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.[5]

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, возникающие между субъектами этих отношений (государством, предприятиями, организациями, гражданами и т.п.).

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны, который представляет собой вновь созданную стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.

Валовой внутренний продукт — это стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

Объем национального дохода и его составных частей — фонда потребления и фонда — определяет пропорции развития экономики и ее структуру.

Финансы — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода.

Финансы воздействуют на производство, распределение и потребление и носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории, хотя они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

По своему материальному содержанию финансы — это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие собой финансовые ресурсы страны, главное условие роста которых — увеличение национального дохода.

Следует разделять понятия — финансы и финансовые ресурсы, — поскольку сами по себе финансовые ресурсы не определяют ни сущности финансов, не раскрывают ни их внутреннего содержания, ни их общественного значения.

Финансы — это, прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода.

Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании — за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

В процессе исторического развития сущность перераспределительных процессов существенно изменилась. Это, прежде всего, выразилось в крупной доле средств, направляемых на социальные цели. В связи с требованиями научно-технической революции особенно возросли расходы на образование. Получили значительное развитие внебюджетные социальные фонды.

Однако рост социальных расходов связан и с крупными расходами на военные нужды, затратами по выплате процентов и погашению государственного долга, при которых получателями средств выступают монополии, входящие в военно-промышленный комплекс, и другие (страховые компании, банковские монополии, акционерные общества).

Характер перераспределительных процессов во многом определяется уровнем милитаризации экономики. В странах с высокими военными расходами затраты на социальные цели ниже, а в странах с низкими военными расходами социальные расходы выше.

Таким образом, финансы — это распределительная категория. Вместе с тем следует отметить, что распределительные процессы происходят не только через финансы, но и путем использования цен и кредита.

Цена есть денежное выражение стоимости товара. Прежде чем произойдет распределение и перераспределение национального дохода, товар должен быть реализован.

Цена предопределяет величину денежных средств, поступающих от реализации продукции к ее собственникам, и выступает исходной основой дальнейшего перераспределительного процесса.

В условиях гиперинфляции в РФ произошел резкий рост цен и перераспределительная функция цены усилилась. Цены также регулируют спрос и предложение на товары и тем самым оказывают воздействие на воспроизводство.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Финансы и кредит — взаимосвязанные категории. В сочетании они обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе.

Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осуществляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денежные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предприятиям, нуждающимся в них.

В отличие от финансов, выражающих одностороннее и безвозмездное движение стоимости, кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов.

Источник: https://vuzlit.ru/1677676/suschnost_ponyatie_finansov

1. Понятие фин-ов, этапы становления и развития финансов

1. Понятие финансов.: Сущность финансов и закономерности их развития определяются

  1. Социально-экономическая сущность финансов, их признаки.

  2. Этапы развития финансов, основные концепции финансов.

  3. Функции и принципы финансов.

  4. Финансовая политика: содержание, структура и задачи.

  5. Управление финансами: сущность, методы, инструменты.

  6. Финансовое планирование и прогнозирование.

  7. Бюджетно-налоговая политика – как составная часть финансовой политики.

  8. Денежно-кредитная политика – как составная часть финансовой политики.

  9. Финансовый механизм: понятие, типы

  10. Финансовая система РФ: понятие, структура.

  11. Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие, принципы.

  12. Государственный бюджет: понятие, функции и задачи.

  13. Состав и структура доходов федерального бюджета РФ.

  14. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.

  15. Дефицит бюджета: понятие, методы управления

  16. Налоговая система РФ: роль, структура и принципы построения.

  17. Налоговая политика: сущность, цели, задачи.

  18. Государственный кредит, его сущность, особенности.

  19. Консолидированный бюд­жет его роль в бюджетной системе РФ.

  20. Стабилизационный фонд РФ, порядок его формирования и использования.

  21. Государственный долг и причины его возникновения.

  22. Классификация долговых обязательств. Государственный и муниципальный долг.

  23. Управление государственным долгом.

  24. Финансовый контроль: сущность, принципы, задачи, объекты и субъекты

  25. Классификация финансового контроля.

  26. Региональные финансы, сущность, состав, роль.

  27. Муниципальные финансы: социально-экономическое назначение.

  28. финансового регулирования, его формы и методы

  29. Сущность, виды и функции финансового рынка России.

  30. Бюджетный федерализм: понятие, модели.

  31. Межбюджетные отношения: понятие, принципы.

  32. Оценки финансового положения и качества управления финансами субъекта РФ и муниципальных образований

  33. Страхование как финансовая категория, ее особенности.

  34. Рынок ценных бумаг и его роль в финансовой системе страны.

  35. Валютный рынок, его функции и структура.

  36. Финансы коммерческих предприятий: сущность, функции, принципы.

  37. Финансы некоммерческих организаций.

  38. Финансы индивидуальных предпринимателей.

  39. Роль Федерального Казначейства в управлении финансами и его задачи.

  40. Финансовые инструменты, понятие, закономерности использования в РФ.

  41. Внебюджетные фонды, цель их создания и экономическая сущность.

  42. Государственные внебюджетные фонды, основные источники их формирования.

  43. Пенсионный фонд РФ, направления использования средств фонда.

  44. Основные задачи, реализуемые Фондом социального страхования.

  45. Механизм функционирования фондов обязательного медицинского страхования.

  46. Финансовая безопасность государства.

  47. Международные финансовые организации и их роль в экономическом развитии РФ.

  48. Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества.

  49. Финансовая глобализация: сущность, субъекты, особенности.

  50. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах

Выделенныхвопросов нет…. Если у кого есть –поделитесь пожалуйста….

Фин. предст. собойэкон.-ден. отношения, складывающ. впроцессе распред-ия ст-ти совокупногопродукта путем образов. и использ. фондовденеж. ср-в целевого назначения.

2 этапа: 1) Неразвитаяформа фин-ов: хар-ая черта: — непроизв-ыйхар-р использ. … денеж. ср-в. – незначит.регулир-щее влияние бюджета на экономику(все шло на войну).

Фин. с-ма состоялаприимущ-о из гос. бюджета, а др. формыфин. отнош. были ограничены. Характеризовался:- многозвенность фин. с-мы (появилисьфинансы отраслей, юр. лица, промыш. п/п…);- значительная, регулир.роль бюджета всоц-экон. развития гос-ва; — наряду сбюджетом появ. внебюдж. фонды.

С точки зренияфин-ов сущ. 2 концепции: — распред-ая; -воспроизв-ая.

Термин финансывозникает в XIII — XV вв. в торговых городахИталии. Первоначально он обозначаллюбой денежный платеж.

Данный терминотражал денежные отношения между двумясубъектами — деньги выступали материальнойосновой функционирования финансов.Государство и население обладали разнымиправами в процессе этих отношений;государство, кроме того, имело особыеполномочия.

В процессе денежныхотношений формировался бюджет. Регулярноепоступление средств в бюджет не моглобыть обеспечено без придания налогам,сборам и другим платежамгосударственно-принудительногохарактера, что достигалось посредством:

— правовойнормотворческой деятельности государства;

— созданиясоответствующего фискального аппарата.

Эти признакиявляются основными признаками финансов.

— первый этап -неразвитая форма финансов, котораяхарактеризуется прежде всегонепроизводительным характером финансов(основная часть бюджета расходоваласьна военные цели и практически не оказывалареального воздействия на экономику);

— второй этапхарактеризуется узостью финансовойсистемы, так как она состояла исключительноиз бюджетного звена, и количествофинансовых отношений было ограничено.

По мере развитиягосударственности и товарно-денежныхотношений возникала необходимость вновых общегосударственных фондахденежных средств и соответственно новыхгруппах денежных отношений.

  1. Распределительная (проявляется при распределении нац.дохода, когда происходит структурная перестройка народного хозяйства, выделение приоритетных отраслей экономики; конечная цель – распределение и перераспределение нац.дохода и ВВП);

  2. Контрольная (через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – сигнализирование о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств, поступление финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования и их экономное использование);

  3. Стимулирующая или регулирующая (эта функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

    На микроуровне эта функция стимулирует деятельность субъектов хозяйствования или предприятия путём создания различных фондов, способствующих улучшению качества производственного процесса.

    А на макроуровне эта функция с помощью экономических инструментов, таких как налоги, государственный кредит и другие, достигает таких же результатов). принципы

  1. единство (единство законодательной и нормативно-правовой базы; денежной, кредитной и налоговой системы)

  2. сбалансированность (объем предполагаемых расходов должен соответствовать общему объему доходов)

  3. целевая направленность (привлечение доходов в форме сборов и неналоговых поступлений)

  4. диверсификация (каждый участник финансовых отношений должен быть кредитором не для одного, а для нескольких заемщиков, одновременно он должен заимствовать у нескольких кредиторов)

организация вовремени (наряду с текущими задачамисубъекты фин.отношений должныориентироваться на среднесрочные идолгосрочные перспективы

Источник: https://studfile.net/preview/1474663/

Тема 11 сущность и содержание финансов 1 понятие и сущность финансов их признаки 2 основные функции фин

1. Понятие финансов.: Сущность финансов и закономерности их развития определяются
Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

Раздел 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ

ТЕМА 1.1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВ

1 Понятие и сущность финансов, их признаки

2 Основные функции финансов

3 Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

4 Финансовые ресурсы и источники их формирования

1 Понятие и сущность финансов, их признаки

Появление финансов обусловлено возникновением государства, его развитием и отражают они, главным образом, денежные отношения между государством и субъектами хозяйствования.  

Необходимость появления финансов обусловлена рядом факторов: развитием товарно-денежного обмена; действием закона стоимости, обеспечивающего распределение ВВП; разрывом во времени процессов производства и потребления.

В обычной жизни финансы часто отождествляют с деньгами.  Однако это два различных, хотя и взаимосвязанных, понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги –это товар особого рода, выделившейся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда товаропроизводителей.  

Финансы представляют собой экономическую категорию, характеризующую процесс образования и использования доходов, централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием и использованием денежных фондов, образуют финансовые отношения.

Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля образования и использования фондов денежных средств.

Финансы характеризуются определенными признаками:

  1.  всегда выступают в форме денежных потоков и образуются в процессе создания, аккумуляции и использования денежных средств;
  2.  их материальной основой являются финансовые ресурсы, возникающие в результате движения входных и выходных потоков денежных средств;
  3.  способность финансов удовлетворять потребности государства или отдельных звеньев хозяйства зависит от уровня эффективности экономики и рациональной организации финансового механизма;
  4.  активный характер финансовых инструментов обусловлен экономическими интересами всего общества и его отдельных участников.

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечивать выполнение всех функций государства (обороны страны, охраны собственности и др.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Исходя из всего сказанного выше, можно дать следующее определение финансов. Финансы – это специфическая часть денежных отношений, связанных с формирование, распределением и использование целевых фондов денежных средств для выполнения функций и задач государства и обеспечением расширенного воспроизводства [Финансы / под ред. Л.А. Дробозиной. М., 1999. С. 13].

Встречаются в экономической литературе и другие определения финансов.

2 Основные функции финансов

По мнению многих экономистов, для финансов характерны две функции: распределительная и контрольная.

Распределительная функция обеспечивает каждое звено финансовой системы финансовыми ресурсами. Она проявляется при распределении национального дохода, когда в процессе распределения среди участников общественного производства формируются основные (первичные) доходы.

Они делятся на две группы: доходы предприятий и заработную плату, и их сумма равна национальному доходу. Первичного распределения недостаточно для успешного функционирования экономики, поэтому необходимо дальнейшее перераспределение национального дохода между территориями, отраслями производства, различными социальными группами населения.

Осуществляется это с помощью налогов и обязательных отчислений в соответствии с законодательством.

Посредством распределительной функции осуществляется возмещение стоимости потребленных средств производства, образование доходов, формирование целевых бюджетных и внебюджетных фондов, содержание и развитие социальной сферы; происходит внутриотраслевое, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение национального дохода.

Объектами действия распределительной функции финансов являются ВВП, национальный доход, амортизационные отчисления (в случае, когда предприятия перечисляют часть амортизационного фонда в инновационные фонды при министерствах и ведомствах), часть национального богатства страны.

Субъектами при финансовом распределении являются государство, юридические и физические лица, в распоряжении которых формируются и используются фонды целевого назначения.

Основными целями распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода являются:

•равномерное и эффективное развитие всех отраслей народного хозяйства;

  1.  укрепление государства, его, экономики, обороноспособности;
  2.  повышение социального уровня населения страны.

Контрольная функция финансов не зависит от воли и сознания людей, имеет объективный характер. Контрольная функция финансов обслуживает весь воспроизводственный процесс сферы материального производства, а также формирование и использование централизованного фонда государства. Контрольная функция имеет нормативную основу.

Формой реализации контрольной функции является финансовая информация, отражающая такие основные финансовые показатели, как выручка, прибыль, рентабельность, ликвидность, платежеспособность, оборачиваемость и другие.

 Реализуется контрольная функция на практике через осуществление финансового контроля посредством специального финансового аппарата.

Финансовый контроль охватывает производство товаров и услуг и направлен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, предупреждение бесхозяйственности и расточительства.

В экономической литературе количество и содержание функций финансов рассматриваются с разных позиций.

Так С.В. Галицкая в учебном пособии «Деньги, кредит, финансы» выделяет распределительную, контрольную, регулирующую и стимулирующую функции.

В учебнике «Финансы  кредит»  под редакцией М.В. Романовского отмечены две основные функции —формирование денежных фондов и использование денежных фондов (доходов), а контрольная функция не выделяется, поскольку автор считает, что устойчивость формирования доходов и эффективность их использования должны обеспечиваться соответствующей организацией контроля.

На основании сущности и особых признаков финансов, по мнению О. А. Пузанкевич, целесообразно выделить следующие три функции:

) аккумуляция денежных доходов;

2) распределение денежных доходов;

  1.  контроль за эффективностью использования денежных ресурсов.

Для того чтобы распределять финансовые ресурсы, их прежде необходимо аккумулировать, так что процесс аккумуляции следует признать первостепенной функцией финансов, а ее содержанием и назначением —определение механизма формирования доходов.

3 Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями

Финансы отличает тесная взаимосвязь с такими экономическими категориями, как цена, кредит и заработная плата.

Цена есть денежное выражение стоимости товара. Распределению и перераспределению национального дохода предшествует реализация товара, и от цены зависит величина денежных средств, которые поступят к собственникам продукции от ее реализации.

Таким образом, цена выступает основой распределительного процесса.

 Функционирование цены и финансов в этом процессе осуществляется в тесной взаимосвязи, так как цена является конкретной формой выражения финансовых отношений и одновременно категорией, через которую происходит первичное распределение ВВП и национального дохода.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфере кредитных отношений. Взаимосвязь финансов и кредита ярко проявляется в банковском проценте.

Источником выплаты процента за пользование привлеченными средствами является доход банка, формирование и использование которого опосредуются финансовыми отношениями.

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита на воспроизводственный процесс выступают все звенья финансовой системы.

Но между финансами и кредитом существуют отличия:

  1.  кредитные ресурсы обладают такими признаками, как возвратность, срочность и платность, не характерными для финансовых;
  2.  кредитные ресурсы выражают двустороннее движение от кредитора к заемщику и обратно, а финансовые — только одностороннее;

В распределении стоимости общественного продукта наряду с финансами участвует и заработная плата. Существование заработной платы связано с формированием доходов конкретных работников. Как экономическая категория заработная плата имеет и общие черты с финансами, и отличия.

Общие черты в том, что, заработная плата так же является частью системы стоимостного распределения и стоит в одном ряду с финансами, подготавливая условия для последующего удовлетворения определенных потребностей.

Отличие заработной платы от финансов в том, что она становится собственностью отдельных работников, в то время как посредством финансов происходит распределение и перераспределение ВВП и национального дохода между всеми участниками общественного производства.

Взаимодействие финансов и заработной платы осуществляется двояко: с одной стороны, с помощью финансовых отношений формируется фонд оплаты труда; с другой —заработная плата, начисление которой по времени не совпадает с выплатой, выступает источником формирования части финансовых ресурсов предприятия.

  1.  Финансовые ресурсы и источники их формирования

Материальным содержанием финансов являются финансовые ресурсы, которые аккумулируются в централизованных денежных фондах государства (государственном бюджете и внебюджетных фондах) и децентрализованных денежных фондах накопления и потребления хозяйствующих субъектов и населения. Финансовые ресурсы являются основой бизнеса, его эффективного развития.

Финансовые ресурсы — это фонды денежных средств, находящихся в распоряжении государства, субъектов хозяйствования, органов местного самоуправления, населения. Их можно физически потрогать, подсчитать, ощутить. Источниками финансовых ресурсов являются:

• на уровне субъектов хозяйствования: прибыль, амортизационные отчисления, кредиты, доходы от реализации ценных бумаг, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемыми другими эмитентами;

  1.  на уровне населения: заработная плата, надбавки к заработной плате, премии, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, потребительский кредит и т.д.;
  2.  на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий; доходы от приватизации государственного и муниципального имущества; доходы от внешнеэкономической деятельности; налоговые доходы; эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Принадлежность финансовых ресурсов конкретному субъекту хозяйствования и государству позволяет классифицировать их по уровню управления на:

  •  централизованные (финансовые ресурсы государства);
  •  децентрализованные (финансовые ресурсы субъектов хозяйствования).

Финансовые ресурсы государства в форме налогов и обязательных отчислений, сосредоточенные в государственном бюджете и внебюджетных фондах, используются для финансирования расходов государства по выполнению его  функций, финансовых обязательств, социальной защиты  населения, выполнения государственных программ.

Финансовые ресурсы субъектов, хозяйствования в виде фондов накопления и потребления используются на текущие затраты и затраты по обновлению и расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей работающих.

От размеров, источников формирования денежных фондов предприятия, методов их распределения зависит непрерывная деятельность предприятия, его выживание в условиях рыночных отношений и конечные финансовые результаты работы субъекта хозяйствования.

В отличие от финансовых ресурсов, финансы — это денежные отношения, которые являются абстрактной категорией, их нельзя физически потрогать, ощутить.

К финансам не относятся: процессы купли-продажи между отдельными гражданами; акты дарения и наследования денег; денежные отношения, связанные с денежным обращением; система планового ценообразования, использования денег как средства учета и контроля за мерой труда и потребления и т.п.

Задания для самостоятельной работы

Проанализируйте различные точки зрения экономистов [2. с. 13-14] и  [4.  с. 20-24] по вопросам сущности финансов и их функции.

Источник: http://samzan.ru/237308

Тема 1. Понятие, сущность и функции финансов

1. Понятие финансов.: Сущность финансов и закономерности их развития определяются

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Дисциплины

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ

ОПД.Ф.04

Специальность 061000 — Государственное и муниципальное управление

Составитель Г.В. Морунова

Канд. экон. наук

Санкт-Петербург

Тема 1. Понятие, сущность и функции финансов

Финансы — определенная система экономических отношений, связанных с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств (государства, организаций и других хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций и задач государства и местного самоуправления и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Денежные средства — это деньги, находящиеся в полном распоряжении экономических субъектов и используемые ими свободно, без целевого назначения и ограничений. Денежные фонды — это обособившаяся часть денежных средств, имеющая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.

Централизованные денежные фонды — фонды, формируемые и используемые государством (бюджет, специальные целевые фонды, внебюджетные фонды) в лице его органов федеральной, региональной и местной власти. Децентрализованные денежные фонды — фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов и граждан.

Главным материальным источников денежных фондов выступает национальный доход страны — вновь созданная стоимость.

Финансы — неотъемлемая часть денежных отношений, но не всякие денежные отношения являются финансовыми. Деньги первичны — финансы вторичны.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей, а финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Финансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования и домашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежных средств.

Критерием отнесения тех или иных отношений к финансовым являются:

1. Реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому.

2. Распределительный характер этих отношений (распределение стоимости ВВП и доходов от внешнеэкономической деятельности).

3. Место возникновения — вторая стадия воспроизводственного процесса (производство, обмен, потребление).

Таким образом, с помощью финансов:

— распределяется стоимость произведенных товаров и услуг и происходит формирование и использование денежных доходов, поступлений и накоплений у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства, которые используются для решения социальных и экономических задач;

— производится перераспределение доходов и накоплений прошлых лет через бюджетную систему (налоги, займы, ассигнования, субсидии, пенсии) и через финансовый рынок (выпуск ценных бумаг, размещение паев, кредитов и займов, поступление дивидендов, процентов, страховые взносы и выплаты);

— количественно отображается воспроизводственный процесс в целом и его отдельные фазы (через индексы фондовых бирж, рентабельность хозяйств, бюджетные доходы, государственный долг, дефицит бюджета и т.д.).

Финансовые отношения, выражая непрерывное движение стоимости, циркулируют на всех уровнях мировой системы хозяйствования и классифицируются следующим образом (рис.1):

Финансовые отношения

Рис. 1. Классификация финансовых отношений

Примерами финансовых отношений являются отношения между:

— предприятиями в процессе приобретения товаров, реализации продукции и услуг;

— предприятиями и вышестоящими организациями при соз­дании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

— государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

— государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей;

— предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

— отдельными звеньями бюджетной системы;

— органами имущественного и личного страхования, пред­приятиями, населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая;

— денежные отношения, опосредующие кругооборот фондов предприятий.

— предприятиями и банками (хранение собственных средств предприятий на счетах в банках, депозиты, краткосрочное и долгосрочное кредитование);

— банками и населением (вклады населения в сбербанк и другие банки, приобретение банковских сертификатов, выплата банками населению дохода по вкладам, сертификатам;

— вышеуказанными сферами и отраслями и теневой экономикой.

Материальной основой финансовых отношений являются финансовые ресурсы — как совокупность доходов и поступлений, находящихся в распоряжении субъекта хозяйствования.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

— на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа цен­ных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам, выпускаемым другими эмитентами;

— на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредит­но-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

— на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от госу­дарственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации го­сударственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономи­ческой деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципаль­ный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Финансовые ресурсы предназначены для:

— выполнения финансовых обязательств;

— покрытия затрат по расширенному воспроизводству;

— материальному поощрению работников.

В целом, финансовые ресурсы государства складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов;

3) ресурсы, получаемые самими предприятиями (прибыль, амортизация).

Функции финансов

Выделяют две основные функции финансов — распределительную и контрольную.

1. Распределительная функция финансов заключается (рис. 2):

1) в создании так называемых основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства;

2) в создании вторичных или производных доходов путем перераспределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами страны, формами собственности и социальными группами населения.

Рис. 2. Распределительная функция финансов

Созданный в обществе ВВП за вычетом потребленных в процессе производства средств производ­ства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участников сферы ма­териального производства. Возникает необходимость перераспре­деления созданного продукта, которое обусловлено:

— наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образова­ние, здравоохранение, оборона и т.п.);

— дифференциацией доходов различных групп населения, ко­торая неизбежна в условиях рыночной экономики;

— неравномерностью развития отдельных территорий и отрас­лей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; на­селение получает дополнительные денежные средства через соци­альные выплаты; территории и предприятия -дополнительные ресурсы для развития.

Таким образом, вторичные доходы форми­руют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уров­ня жизни широких слоев населения.

2. Контрольная функция состоит в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и их расходованием по целевому назначению посредством регламентации финансовой информации и стимулирования процесса расширенного воспроизводства.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений как на микро-, так и на макроуровне.

Финансовый контроль для частных предприятий связан с кон­тролем в части полноты и своевременности налоговых платежей, правильности отражения затрат на производство и реализацию продукции, формирования и использования доходов от предпри­нимательской деятельности. Для бюджетной сферы — это конт­роль за целевым использованием бюджетных средств, исполнени­ем сметы расходов. Для частных лиц контроль связан со своевре­менностью и полнотой уплаты налогов с доходов, собственности.

Финансовый контроль со стороны органов го­сударственной власти — это проверка со­блюдения финансового законодательства в части своевременнос­ти и полноты выполнения всеми хозяйствующими субъектами и гражданами обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, кредитной системой, а также взаимных расчетов и пла­тежей между предприятиями и организациями.

Таким образом, финансовый контроль нацелен на повышение эффективности использования бюджетных средств, экономическое стимулирова­ние предпринимательской деятельности, рациональное использо­вание имеющихся в распоряжении общества материальных, при­родных, трудовых и финансовых ресурсов.

Помимо распределительной и контрольной функций финансы выполняют регулирующую функцию, которая проявляется через воздей­ствие государства на экономическое развитие (поведение хозяй­ствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, являются следующие:

— налоги, которые могут как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

— государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определенный уровень доходов некоторым слоям населения;

— регулирование или контроль, посредством принятия соот­ветствующих законов, определенных видов экономической дея­тельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

— установление предельных цен на некоторые товары и услу­ги (главным образом в отраслях естественных монополий).

В условиях рыночных отношений финансы должны также выполнять стабилизирующую функцию, которая заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о стабильности финансового законодательства, поскольку без этого невозможно осуществление инвестиционной политики в производственную сферу со стороны частных инвесторов.

Функции финансов осуществляются:

— на всех уровнях управления экономической системой (федеральном, территориальном, местном);

— во всех сферах общественной жизни (материальное производства, сфера обращения, сфера потребления);

— на всех уровнях экономической системы (внутрихозяйственном — финансы предприятий, внутриотраслевом — финансы комплексов, межотраслевом и межтерриториальном — госбюджет и внебюджетные фонды).

Контрольные вопросы

1. Дайте определение финансам, укажите их специфические черты.

2. Что является объектом распределительной функции финансов?

3. Каково содержание контрольной функции финансов?

4. Что является объектом регулирующей функции финансов?

5. Что является объектом стабилизирующей функции финансов?

6. Что такое финансовые ресурсы?

7. Перечислите источники и виды финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и органов государственной и местной власти.

8. Что выступает материальной основой денежных фондов государства и органов МСУ?

Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 2066 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Источник: https://lektsii.org/8-92428.html

Сущность, возникновение и функции финансов

1. Понятие финансов.: Сущность финансов и закономерности их развития определяются

ТЕМА № 1: Социально-экономическая сущность финансов и элементы финансовой системы России.

План.

1. Сущность, возникновение и функции финансов.

2. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

3. Понятие финансовой системы.

4. Основные элементы финансовой системы.

Сущность финансов, закономерности развития, возникнове­ния определяются экономическим строем общества.

Финансовые отношения порождаются общественными по­требностями, а не деятельностью государства, которое само «есть продукт общества на известной ступени развития».

Необходимо выделить причины, лежащие в основе возникно­вения финансов:

• расслоение общества на классы;

• возникновение и увеличение денежных потребностей со стороны государства;

• активное формирование товарно-денежных отношений, вызванных развитием общественного разделения труда, ростом промышленного производства;

• постепенное формирование и создание централизованного фонда денежных средств, принадлежащего государству;

• развитие и формирование системы отношений между госу­дарством и хозяйствующими субъектами, населением по поводу изъятия налогов.

Следует разобраться, будет ли правильным утверждение о том, что с исторической точки зрения категория «финансы» появляет­ся одновременно с государством, при расслоении общества на классы.

Для этого проследим этапы формирования данной категории, связанные со сменой способов производства. В определенном смысле каждый из них сыграл свою роль, наделяя ее чертами, при­сущими конкретному способу производства. Рассмотрим подроб­но этапы становления категории «финансы».

Первобытнообщинный строй. В связи с отсутствием обществен­ного разделения труда, системы взаимоотношений между хозяй­ствами и соответственно товарно-денежных отношений объектив­ной основы для формирования категории «финансы» нет.

Рабовладельческий строй. Появляются первые государства, что влечет за собой потребность в денежных средствах на различные цели: ведение войн, строительство храмов, оросительных систем и проч. Естественно, возникает вопрос о том, каким образом бу­дут удовлетворяться денежные потребности государства.

Каждое государство по-своему решало данную проблему. Об­щим стало то, что из доходов населения начали осуществляться разные виды изъятий: дани, подати, оброки, пошлины.

Совершенно очевидно, что на данном этапе в примитивном виде начинает складываться система денежных отношений между членами общества, а точнее классами и государством, по поводу разных форм изъятия доходов.

Феодальный строй. Потребности в денежных доходах и расхо­ды государства возрастают.

Начинает происходить формирование доходов, наполняющих казну государства. На этом этапе не разграничивались денежные средства государства и его главы.

В XVI-XVII вв. возникают понятия государственных финан­сов, государственного бюджета, государственного кредита.

В этих условиях главными доходами казны становятся:

• доходы от государственного имущества (доменов) и рега­лий (монопольное право монархов на отдельные промыслы и тор­говлю определенными товарами),

• военная добыча;

• натуральные и денежные сборы, пошлины.

На этом этапе создаются предпосылки для формирования ка­тегории «финансы».

Капиталистический строй.

Происходит быстрый рост денеж­ных расходов государства, связанный с активным созданием про­мышленного производства, усилением милитаризации экономи­ки, погашением государственного долга, содержанием армии и аппарата государственного управления. Как следствие, увели­чивается потребность в денежных доходах государства, которые аккумулируются в государственном бюджете. Источником дохо­дов государства становятся налоги.

Следует отметить, что в этих условиях затраты на социальную сферу, включая просвещение, здравоохранение, были незначи­тельными.

На этом этапе категория «финансы» окончательно формиру­ется и начинает выражать экономические отношения, связанные с образованием, распределением и использованием фондов де­нежных средств государства.

История. Впервые термин «финансы» упоминается в итальян­ской литературе в XIII в.: «ФИНАНСЫ — ЭТО ПЛАТЕЖ», — впо­следствии значение этого термина изменялось и в настоящее вре­мя он трактуется следующим образом.

Финансы — это совокупность экономических отношений, воз­никающих в связи с формированием, распределением и исполь­зованием централизованных и децентрализованных фондов де­нежных средств государства.

Централизованные финансы — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в госу­дарственной бюджетной системе и правительственных внебюд­жетных фондах.

Децентрализованные финансы — это денежные отношения, складывающиеся в рамках деятельности предприятий.

Суть категории «финансы» невозможно понять, не раскрыв систему денежных отношений, возникающих между различными субъектами хозяйственной деятельности.

Основные линии денежных взаимоотношений, раскрывающих сущность финансов:

• между государством и юридическими лицами любой орга­низационно-правовой формы (формы собственности) — по пово­ду системы изъятия налогов;

• между предприятиями — денежные отношения предприя­тий по поводу поставок продукции, перевода денежных средств со счета на счет и т.д.;

• между предприятиями и коммерческими банками — при получении кредитов, уплате процентов;

• между работодателями и физическими лицами — по поводу выплаты и получения заработной платы;

• между физическими лицами и государством — по поводу налога на доходы;

• между юридическими лицами стран — по поводу экспорта и импорта.

Сущность финансов раскрывается через их функции. Выделя­ют две основные функции:

• распределительную;

• контрольную.

Распределительная функция. Формой реализации данной функции является создание первичных и вторичных доходов.

Первичные, или основные, доходы формируются путем распре­деления национального дохода среди участников процесса мате­риального производства.

Вторичные, или производные, доходы формируются путем пере­распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, регионами страны, отраслями, социальными группами.

Наличие вторичных доходов обусловлено тем, что первичные не в полной мере обеспечивают достаточную финансовую базу для развития приоритетных отраслей экономики, социальной сферы (науки, здравоохранения, образования), а также межотрас­левого и территориального перераспределения.

Контрольная функция финансов реализуется через финансовый контроль.

Финансовый контроль — это система мероприятий, с помощью которых осуществляется реальный контроль за деятельностью всех хозяйственных структур экономики, а также за распределением и перераспределением валового внутреннего продукта (ВВП).

Объектом контрольной функции финансов являются:

• на микроуровне — финансовые показатели деятельности предприятий, организаций;

• на макроуровне — ВВП.

В зависимости от того, кто осуществляет финансовый кон­троль, различают:

государственный финансовый контроль (Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и проч.);

внутрихозяйственный финансовый контроль, который про­водится финансовыми службами предприятий, учреждений, ор­ганизаций;

общественный финансовый контроль;

аудиторский финансовый контроль.

Источник: https://studopedia.su/9_36327_sushchnost-vozniknovenie-i-funktsii-finansov.html

Studio-pravo
Добавить комментарий