1.Административная ответственность военнослужащих: Административная ответственность военнослужащих. Административная

Виды административной ответственности военнослужащих

1.Административная ответственность военнослужащих: Административная ответственность военнослужащих. Административная

Статус военнослужащих отличается от совокупности прав, обязанностей и правового положения обычных граждан. Среди видов ответственности военнослужащих, административная ответственность оговаривается законом отдельно.

Особенности устанавливаются статьей Кодекса об административных правонарушениях (ст.2.5 КоАП).

По единому правилу служащие Родине несут дисциплинарную ответственность, и лишь по некоторым составам привлекаются к административной на общих основаниях.

Особенности административной ответственности военнослужащих

Ответственность включается в понятие административно-правового статуса военнослужащего наряду с такими положениями, как права, обязанности, гарантии и ограничения. По сравнению с государственными служащими и лицами, работающими по трудовому договору, статус военнослужащих имеет существенные различия в части объема прав и обязанностей. Отличается и ответственность.

Особенности административной ответственности военных устанавливаются отдельно. Ст.2.5 КоАП определяет, что они не привлекаются наравне с гражданским населением, только это не означает, что форма дает иммунитет, наоборот, вместо административной ответственности военные привлекаются к дисциплинарной.

Часть 2 указанной статьи предусматривает составы правонарушений, по которым наступают последствия, установленные Кодексом. Другими словами, за некоторые нарушения военнослужащие наказываются в таком же порядке, что и гражданское население.

Правила распространяются не только на контрактников и офицеров, но и на лиц, находящихся на сборах.

Арест и исправительные работы не могут назначаться в качестве наказания для рассматриваемой категории граждан.

Административное производство предполагает наказание без протокола, к примеру, предупреждение. Однако в случае с военнослужащим оно применяться не может, даже при отсутствии возражений со стороны последнего.

Закон не предусматривает обязанность должностного лица выяснять статус привлекаемого к ответственности. Нет и норм, обязывающих военного предъявлять удостоверение, однако, умолчание может быть рассмотрено как злоупотребление.

Виды административной ответственности

Административная ответственность военнослужащих ограничена теми статьями и главами, прямо указанными в Кодексе. Среди составов, за которые наступает административная, а не дисциплинарная ответственность, указывается:

  • Нарушение прав граждан, предусмотренное некоторыми статьями главы 5. В основном оно касается порядка проведения выборов, референдума, работы избирательной комиссии, формирования документов и иных действий, связанных с правом выбирать.
  • Нарушение законов в области благополучия граждан, включая санитарно-эпидемиологическое (глава 6). В указанной главе возможно привлечение только по одной статье 6.3 — невыполнение санитарных правил, нормативов по гигиене и иных мероприятий.
  • Нарушение правовых норм в сфере охраны собственности (глава 7). Этот раздел обширен, однако, военнослужащих касаются только статьи, предусматривающие наказание за несоблюдение законодательства в сфере государственных закупок и контрактов, подготовки специальных документов.
  • Несоблюдение требований законов, охраняющих природу и определяющих порядок природопользования (глава 8). Этот раздел применяется к лицам в форме в полном объеме: ответственность наступает по всем статьям, включенным в него.
  • Невыполнение правил, установленных в области пожарной безопасности, но при условии, что они были замечены вне места несения службы или сборов. В главе 11 применяется только одна статья 11.16.
  • Нарушение правил дорожного движения. Статьи, включенные в главу 12, применяются в полном объеме.
  • Несоблюдение правовых норм, регулирующих ведение предпринимательской деятельности в части ограничения конкуренции. К военнослужащим применяется всего лишь 2 статьи.
  • Нарушение законодательства о налогах и сборах, правил страхования и обращения с ценными бумагами: глава 15 применяется в полном объеме.
  • Статьи за нарушения в области таможенного законодательства также применяются полностью (глава 16).
  • За некие посягательства на институты госвласти устанавливается общая ответственность: игнорирование судейского распоряжения, неисполнение требований прокурора и некоторые другие, касающиеся деятельности судов и судебных приставов (гл.17).
  • За некоторые административные правонарушения в области защиты границы, в частности, касающиеся нарушения ее режима, правил пересечения, поведения в территориальном море и другие, устанавливается общая ответственность.
  • Нарушение правил, определенных в части порядка управления. В главе 19 применению подлежат некоторые из статей: невыполнение решений ФАС и иных органов.
  • Нарушения общественного порядка в части несоблюдения правил пожарной безопасности вне места службы или сборов, и уклонения от несения наказания (глава 20).

Дела, по которым предусмотрено судебное разбирательство, к примеру, когда они касаются лишения права управления автомобилем, передаются на рассмотрение не в гражданский суд, а в гарнизонный.

По иным, не указанным составам, назначаются меры дисциплинарной ответственности.

Порядок привлечения к административной ответственности

Привлечение военнослужащих и лиц, призванных на сборы, к административной ответственности реализуется в особом порядке.

Однако есть отдельные общие основания, которые стоит принять во внимание, поскольку от них зависит наличие возможности привлечения. Любая ответственность предполагает существование 4-х основных компонентов:

  • действие или бездействие, образующее объективную сторону, и за их совершение предусмотрена ответственность;
  • лицо, совершившее или не осуществившее действие;
  • нарушенная правовая норма;
  • отношение лица к совершенному нарушению. Наказание наступает и за умысел, и за неосторожность. Разница лишь в том, что первый предполагает осознанное желание наступления определенных последствий, а вторая — допущение или надежду на предотвращение.

Их совокупность образует состав, при наличии которого на виновника налагаются санкции. Общий порядок действий при выявлении нарушения таков:

  • составление протокола;
  • прекращение дела;
  • передача материалов в часть;
  • расследование внутри части;
  • изучение материалов дела;
  • назначение наказания.

При выявлении административных проступков должностные лица и органы, ответственные за контроль соблюдения законодательства, сообщают об этом командованию части. Чаще всего ведомством, докладывающим о нарушении, является полиция. Вообще за каждую группу нарушений, предусмотренных КоАП, отвечают отдельные органы, которые выявляют факты несоблюдения законодательства, и составляют протокол.

Задерживать военнослужащего, даже если он совершил административное правонарушение, нельзя. Он передается в военную комендатуру, где удерживается до выяснения причин. Также нельзя подвергнуть выдворению иностранца из страны, если он служит в вооруженных силах.

Составленный административный протокол на военнослужащего передается в часть в течение суток с даты его составления, после чего должностные лица части проводят свое расследование.

В него включается получение объяснений в письменной форме (рапорт) с подробным изложением мотивов и причин проступка. Рапорт рассматривает комиссия, которая выносит решение в форме протокола. Окончательный документ, устанавливающий вину — приказ командира.

В нем указываются меры воздействия, которые следует предпринять по отношению к провинившемуся военному.

Привлечь к ответственности солдат, проходящих срочную службу, допустимо. Ограничения лишь действуют в части выбора наказания.

К ним не применяются такие санкции, как штрафы и иные материальные взыскания. Они подлежат замене на наряды, запреты на увольнение из расположения воинской части.

Максимальное наказание — перевод в специальную дисциплинарную воинскую часть на основании приговора военного суда.

Последствия для дальнейшей службы

Последствия определяются тяжестью совершенного правонарушения. Перечень взысканий обозначен уставом, и носит закрытый характер. Общие виды наказаний сформулированы следующим образом:

  • выговор, включая строгий;
  • лишение права на увольнение или схода с корабля;
  • лишение знака отличника;
  • предупреждение об НСС (неполное служебное соответствие);
  • понижение по должности;
  • увольнение до истечения срока контракта в связи с невыполнением его условий;
  • отчисление из ВУЗа или со сборов;
  • арест.

Также п. 1 ст. 48 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» регламентирует, что военнослужащий, а также гражданин, пребывающий в запасе или находящийся в отставке, могут быть лишены воинского звания только по приговору суда за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.

Устав подробно описывает права командиров в отношении групп военнослужащих, имеющих определенные звания, в части наложения взыскания, а также перечисляет возможные виды наказаний, которые могут быть применены.

Как защитить свои права

Лицу, в отношении которого ведется расследование, предоставляются обширные права по своей защите. П.48 главы 3 Дисциплинарного устава предполагает возможность применения следующих правовых инструментов для защиты своих прав:

  • объяснение;
  • представление собственных доказательств;
  • обращение за правовой помощью к защитнику (но только с момента принятия к рассмотрению судьей дела о грубом проступке);
  • ознакомление с материалами, включенными в состав дела;
  • подача жалобы на решения и действия командования;
  • принятие участия в судебном рассмотрении дела.

Кроме указанных стоит отметить такой инструмент, как консультирование с юристами и адвокатами по вопросам привлечения к ответственности.

К способам защиты относится и возможность обжалования принятого решения. Варианта два: подать жалобу вышестоящему начальнику или представить заявление в гарнизонный суд. Срок обжалования — один месяц.

Срок давности составляет один год. Это означает, что по прошествии указанного промежутка с момента совершения правонарушения наказать военнообязанного не получится. В этот же срок приводится в действие исполнение наказания. Если оно не начато в обозначенный период, то уже не исполняется.

 Загрузка …

Источник: https://nagrazhdanke.ru/sluzhba-v-vs/administrativnaya-otvetstvennost/

Виды ответственности военнослужащих

1.Административная ответственность военнослужащих: Административная ответственность военнослужащих. Административная

Каждый гражданин РФ, занимая ту или иную должность, принимает на себя ряд обязательств.

Любая деятельность регламентирована законами Российского Государства и человеку придется нести ответственность, если он нарушил или проигнорировал установленные правила.

Лица, находящиеся на службе Вооруженным силам нашей страны, подчиняются не только законам РФ, но и более узким уставным документам.

Военнослужащий — лицо, обеспечивающее защиту и безопасность государства.

Граждане (в том числе и иностранные подданные) приобретают статус военнослужащих с началом службы в армии и утрачивают его с увольнением со службы (Федеральный закон от 11 ноября 2003 года №141-ФЗ).

Лица, служащие Вооруженным Силам РФ, равны перед законом, звание и должность не имеют значение.

К военнослужащим приравниваются служащие по контракту, граждане, проходящие срочную службу, лица, призванные на военные сборы, курсанты военных училищ и другие (Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ, часть 2).

В случае, если человек, находящийся на военной службе пренебрег своими функциями, намеренно или случайно допустил правонарушение, ему придется понести юридическую ответственность.

Юридическая ответственность — применение мер государственного принуждения к нарушителю за совершение противоправного действия.

Военнослужащие или граждане, проходящие военные сборы, могут привлекаться к следующим видам юридической ответственности:

  • дисциплинарной;
  • административной;
  • материальной;
  • гражданско-правовой;
  • уголовной.

В зависимости от характера и тяжести деяния, к военнослужащему будет применен какой-либо из видов юридической ответственности. При этом у гражданина есть право доказать свою неповинность.

Дисциплинарная ответственность

Такой вид ответственности следует при целенаправленном или случайном нарушении воинского порядка, которое не имело серьезных последствий. Не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности если:

  • проступка не произошло;
  • действие (бездействие) содеяно по причине психического нездоровья;
  • за проступок уже было получено наказание;
  • прошел год или более года с момента свершения проступка, за исключением случаев, когда федеральными законами обозначены другие сроки привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности;
  • военнослужащий уволился из армии или период военных сборов закончился (п. 28.3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ).

За правонарушение к военнослужащему или гражданину, проходящему военные сборы, может применяться ряд дисциплинарных взысканий:

  • выговор;
  • строгий выговор;
  • лишение увольнения из расположения части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличия;
  • вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии;
  • снижение в должности или звании на одну ступень;
  • досрочное прерывание военной службы;
  • отчисление из военных образовательных учреждений;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест (Дисциплинарный Устав ВС РФ, Указ Президента РФ от 14 декабря 1993 г. № 2140)

Согласно Уставу внутренней службы Вооруженных Сил РФ (утв. Указом Президента РФ от 10 ноября 2007 г. №1495), заключение о дисциплинарном наказании могут выносить командиры в отношении подчиненных, дежурные по воинской части – к военнослужащим, младшим или равным им по воинскому чину, начальники гарнизона и т.д.

При этом, командир, на свое усмотрение, имеет право ограничится устным предупреждением. Если же военачальник считает, что его власти не достаточно и наказание должно быть строже, он обязан ходатайствовать к вышестоящему командованию.

Административная ответственность

Применяется к гражданам, которые допустили административное преступление, по причине игнорирования или неправильного исполнения своих прямых обязанностей по службе.

При расследовании в расчет берутся характер проступка, личность правонарушителя и его материальное положение.

В случае вины военнослужащего чаще всего административное наказание заменяется дисциплинарным взысканием (ч. 2 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).

Виды административного наказания:

  • предупреждение – выносится, если военнослужащий впервые нарушил закон и проступок не повлек серьезных последствий;
  • административный штраф — не распространяется на сержантов, старшин, солдат и матросов, проходящим военную службу по призыву, курсантов военных училищ до подписания контракта о прохождении военной службы (Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 203-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам ответственности военнослужащих»);
  • конфискация орудия с помощью которого было совершено административное нарушение;
  • лишение специального права (от 1 месяца до 3 лет);
  • административный арест (до 15 суток или дольше по решению суда);
  • административное выдворение из Российского Государства подданных других стран или лиц без гражданства;
  • дисквалификация – лишение права замещать определенные должности или заниматься деятельностью, обозначенную в статье 3.11 КоАП РФ. Срок наказания от 6 месяцев до 3 лет;
  • административное приостановление работы юридических лиц, с целью предохранения от угроз жизни и здоровью людей, возникновения эпидемий, заражений и т.д. (п. 3.12 КоАП РФ);
  • обязательные работы — выполняются гражданином в свободное от военной службы или учебы время без материального вознаграждения.

Материальная ответственность

Наступает в случае, когда военнослужащий нанес имущественный вред другому человеку или юридическому лицу. Виновный должен возместить урон в том объеме и порядке, который регламентирован трудовым законодательством РФ:

  • Военнослужащие, находясь при исполнении, несут материальную ответственность, регулируемую Федеральным законом от 12 июля 1999 г. N 161-ФЗ«О материальной ответственности военнослужащих». Но если ущерб произошел вне служебного времени, то наступает гражданско-правовая ответственность, распространяющаяся на любого подданного РФ.
  • Если ущерб вызван исполнением распоряжений командира или в результате обоснованных действий, то штрафа для военнослужащего не последует. В этом случае, возмещать урон должно юридическое лицо, т.е. военная часть (ст. 1068 ГК РФ).

Гражданско-правовая ответственность

Данный вид ответственности наступает, когда военнослужащий допустил незначительное правонарушение или причинил материальный ущерб, не находясь на службе. При этом наказание регулируется общегражданскими законами и правовыми актами РФ.

Уголовная ответственность

Устанавливается в результате опасного преступления и регулируется Уголовным Кодексом РФ.

Военнослужащий, как и каждый гражданин России, должен понести наказание, независимо от должности и звания.

Особенности военной службы в том, что лицо привлекается не только за общеуголовные преступления, но и за особые военные деяния(регламентированы военным уголовным законодательством).

Преступления против военной службы, определенные Уголовным кодексом РФ

Действия против военной службы – нарушение существующего порядка прохождения военной службы, совершенное лицами, находящимися на военной службе государства (глава 33 УК РФ). Преступление, содеянное группой лиц и по предварительному сговору, наказывается строже, чем правонарушение совершенное по неосторожности.

К преступлениям против военной службы относятся:

  • Сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы. В армии действуют уставные отношения, при которых нижестоящее лицо подчиняется приказам начальства. Если данная цепочка нарушена, то этот факт расценивается как сопротивление командующему. К противодействиям относится не только неповиновение вышестоящему лицу, но и в физическом или моральном воздействии на него. В качестве наказания может быть выбрано заключение под арест сроком до 2 лет. В случае, если существуют отягощающие условия (группа лиц, применение оружие, нанесение ущерба здоровью или причинение смерти), то суд имеет право лишить человека свободы до 8 лет.
  • Насильственные действия в отношении начальника. Под такими поступками понимаются избиение, нанесение незначительных увечий, ограничение свободы, пытки и т.д. Максимальная мера наказания — 8 лет лишения свободы.
  • Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношения подчиненности. В этом случае чаще всего страдает честь и достоинство человека, в результате издевательств над ним (лишение еды, сна, свободы передвижения и другое). Реже причиняется легкий ущерб здоровью. Мера наказания — заключение под стражу от 2 до 10 лет.
  • Оскорбление военнослужащего – унижение чести и достоинства человека, нанесенное в неприличном виде, выраженных в устной и письменной речи, а также набором оскорбительных действий. Наказание следует в форме заключения под арест сроком до полугода.
  • Самовольное оставление части или места службы. Под термином понимается отбытие из части без позволения командующего сроком от 2 до 10 дней. К этому преступлению приравнивается неявка без предупреждения или без веской причины в расположение части после увольнения, отпуска, командировки и другое. Если военнослужащий отсутствует на месте службы более двух суток, наступает уголовная ответственность. С каждым днем наказание усиливается. Например: отсутствие до 10 суток — лишение свободы до 1 года (ст. 337.1 УК РФ). Если военнослужащий не явился в часть более 1 месяца — заключение до 5 лет.
  • Дезертирство — побег из части по доброй воле, с целью увиливания от военной службы. Если будет доказано, что уклонение произошло по серьезным причинам, то военнослужащий может избежать наказания. Если преступление признано дезертирством, то карается лишением свободы до 7 лет.
  • Дезертирство с оружием. В случае побега военного с оружием, выданным по заданию, или отклонение от службы в составе группы по заранее согласованному плану — то гражданину грозит заключение 10 лет.
  • Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симулирования болезни или иными способами. Если военнослужащий имитирует болезнь, преувеличивает симптомы существующего недомогания, занимается подлогом медицинских документов или умолчивает о факте выздоровление – такие действия расцениваются как преступление против военной службы. За эти деяния можно лишиться свободы на 1 год. А если лицо пытается казаться больным, чтобы добиться вынесения решения о полной негодности к военной службы, то, в случае обнаружения доказательств данного правонарушения, человеку грозит заключение на 7 лет.
  • Нарушение уставных правил караульной службы. Военнослужащие, находящиеся в карауле занимаются охраной и, в случае нападения неприятеля, оборонной военных и государственных объектов, а также всего имущества: техники, оружия и т.д. Действия караульных регламентируются Уставом гарнизонной и караульной службы Вооруженных Сил РФ, а также иными нормативными правовыми актами. Если военнослужащий совершил поступок, расходящийся с интересами государства (покинул пост, заснул, пропустил граждан без разрешительных документов и т. д.), то для этого лица последует уголовное наказание — от 2 до 7 лет (в случае наступления тяжких последствий).
  • Нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне. Патруль занимается охраной личного состава и собственности военной части, контролирует порядок в расположении, а также на вверенной территории (железнодорожные станции, аэропорт, военный городок и т.д.). Если военнослужащий нарушил уставные правила несения внутренней службы, покинул пост по собственной инициативе, изменил маршрут следования, применил оружие или физическую силу, не имея на то достаточных оснований, то будет признан виновным в преступлении и ограничен по службе сроком до 2 лет или лишится свободы (если деяние вызвало тяжелые последствия) до 5 лет.
  • Утрата военного имущества. Военнослужащий обязан не только хранить собственность военной части, но предпринимать меры по уходу за ней. В случае, если оружие, техника и другое было утеряно или повреждено по неосторожности, на виновного может быть наложен штраф, ограничение по службе до 2 лет или лишение свободы на 2 года.

В Российской Федерации существует структура, военная полиция, которая создана для защиты естественных прав военнослужащих. К функциям данного органа относятся: сохранение порядка и дисциплины в армии, оберегание военных объектов, регулирование дорожного движения в Вооруженных Силах и т.д.

Именно военная полиция расследует преступления, совершенные военнослужащим или лицом, призванного на военные сборы, осуществляет дознание, разыскивает дезертиров и т.п.

Армия — опора Государства, которая защищает границы страны, ее интересы и права. Поэтому за всеми правонарушениям, совершенными военнослужащими, осуществляется жесткий контроль.

И если будет доказано, что гражданин, находящийся на службе Вооруженных Сил РФ, виновен в противоправном деянии, то понесет ответственность по закону. Самый верный способ избежать наказания – не совершать преступления и действовать согласно нормативных документов Российской Федерации.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристуна сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfeb27602ec5300aa1c1dc5/5c532cf9f3e87e00ad215028

Работа на тему: «Административная ответственность военнослужащих» (стр. 1 )

1.Административная ответственность военнослужащих: Административная ответственность военнослужащих. Административная

Введение………………………………………………………………………….1

Общие характеристики института административной ответственности военнослужащих………………………………………..3

1.1 Военнослужащие как специальные субъекты административной ответственности………………………………………………………………….3

1.2 Цели и задачи, применяемые к административной ответственности военнослужащих…………………………………………………………………7

2. Применение административной ответственности к военнослужащим………………………………………………………………11

2.1  Особый порядок привлечения военнослужащих……………………..11

2.2 Процессуальные особенности, применяемые административной ответственности к военнослужащим………………………………………….18

Заключение…………………………………………………………………….28

Список литературы…………………………………………………………..31

Введение

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Нормы административного права подлежат соблюдению всеми гражданами Российской Федерации, в том числе и военнослужащими. При этом военнослужащие обязаны их исполнять не только во внеслужебное время, но и, как правило, на службе. По этой причине в случае нарушения указанных норм военнослужащие подлежат ответственности юридической (в том числе и административной).

Однако применение к военнослужащим мер юридической ответственности за нарушение норм административного права имеет некоторые особенности, учитывающие специфику правового положения этой категории граждан (особые дисциплинарные требования к поведению военнослужащих, последовательное единоначалие в организации военного управления).

Актуальность темы обусловлена тем, что административная ответственность военнослужащих это особый вид ответственности, так как военнослужащие обладают специфическим статусом.

Целью курсовой работы является изучение административной ответственности военнослужащих.

Для достижения поставленной цели необходимо решит следующие задачи:

Исследовать специальные субъекты административной ответственности на примере военнослужащих; Изучить цели и задачи, применяемые к административной ответственности военнослужащих; Проанализировать особый порядок привлечения военнослужащих; Обозначить процессуальные особенности, применяемые административной ответственности к военнослужащим;

Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, прежде всего Кодекс об административных правонарушениях, а также другие нормативно-правовые акты.

Объектом исследования является административная ответственность военнослужащих.

Научная разработанность проблемы рассматривалась многими известными авторами, такими как, , В работах данных авторов изложены проблемные аспекты административной ответственности, а также ее связь с административными правонарушениями и административными наказаниями. 

Источниковая база исследования заключается в изучение и обобщение научной литературы, формулировка выводов, а также  применение методов системного подхода.

Практическая значимость исследования заключается в оценке административной ответственности военнослужащих в системе мер государственного принуждения.

Данная работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Общие характеристики института административной ответственности военнослужащих Военнослужащие как специальные субъекты административной ответственности

Субъектами административной ответственности чаще всего выступают субъекты административного проступка, т. е. совершившие административное правонарушение физические лица и привлекаемые за это к административной ответственности.

Личность правонарушителя индивидуальна, и все ее компоненты так или иначе накладывают свой отпечаток на правонарушение, но лишь некоторая незначительная их часть учитывается при правовой оценке содеянного.

Оцениваются лишь юридически значимые признаки личности правонарушителя, которые принято разделять на две группы:

Входящие в состав административного проступка конструктивные признаки, включенные законодателем в состав административного проступка и подлежащие обязательной оценке органом или должностным лицом административной юрисдикции при квалификации совершенного деяния; Особые свойства субъекта административной ответственности, подлежащие обязательному учету при определении формы, вида и размера наказания.

Военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, также относятся к категории особых субъектов административной ответственности1.

Согласно КоАП РФ, к таким субъектам относятся и те, кто занимается административной, хозяйственной или распорядительно-организационной работой в ВС РФ — как в войсках, так и воинских формированиях.

Что касается военнослужащих, то это особые субъекты административной ответственности. Все заключается в особых должностных функциях, выполняемых этой категорий лиц и в их статусе.

Согласно положению ст. 2.5 КоАП РФ, административная ответственность может наступить в определенных случаях.

Упомянутой статьей предусматривается условие, которое указывает на то, что военнослужащие за допущенные ими нарушения правовых норм могут быть привлечены к ответственности дисциплинарного характера, за исключением ситуаций, отраженных в ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ.

В этой части упомянутой статьи предусматривается общий порядок, согласно которому предусмотрена возможность привлечения субъектов административной ответственности к таковой в случаях нарушения ими перечисленных в статье правовых норм2.

Указанные в кодексе нормы касаются и нарушения требований пожарной безопасности, в том числе вне места прохождения службы или проведения военных сборов3.

Должностные лица также выступают в качестве особенных субъектов административной ответственности.

В соответствии с примечанием к ст. 2.

4 КоАП РФ под должностным лицом как особым субъектом административной ответственности следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Особенностями административной ответственности должностных лиц как особых ее субъектов является то, что:

фактическим основанием административной ответственности должностных лиц является административно-дисциплинарное правонарушение, отличающееся от обычного административного проступка определенной спецификой; в целом и даже в пределах одного и того же административного проступка законодательство устанавливает для должностных лиц более строгие административные взыскания, чем для граждан; к должностным лицам могут применяться специфические административные наказания4.

Положения о дисциплинарной ответственности в отношении военнослужащих, в соответствии с действующим законодательством, оговариваются и уставами воинских частей или иных формирований.

Предусмотрены следующие виды такой ответственности:

выговор, в т. ч. строгий; вынесение предупреждения о неполном служебном соответствии; лишение очередного увольнения или нагрудного знака.

Помимо этого, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, к военнослужащему может быть применена мера ответственности в виде понижения в должности или снижения звания на одну ступень. В некоторых случаях такие меры могут быть применены совместно.

К военнослужащим, несмотря на то, что эти субъекты административной ответственности наделены особым статусом, также могут применяться такие виды дисциплинарной ответственности, как увольнение до момента окончания контракта либо отчисление из военного учебного заведения или с проводимых военных сборов. Самым суровым наказанием следует считать дисциплинарный арест: он заключается в содержании военнослужащего в специальном изоляторе при воинской части или гарнизоне, который называется гауптвахта.

Важно сказать, что применение такой дисциплинарной меры возможно только в том случае, если за совершенное правонарушение в соответствующей статье КоАП предусмотрена аналогичная ответственность, т. е. административный арест.

В виду того, что данная мера пресечения напрямую связана с ограничением прав и свобод человека и гражданина, причем одного из важнейших прав — свободы передвижения, назначение такого наказания возможно только гарнизонным судом.

При рассмотрении вопроса о привлечении военнослужащего к ответственности в виде дисциплинарного ареста суд обязан учитывать фактически обстоятельства дела, характеристики личности военнослужащего, а также отягчающие или смягчающие вину обстоятельства, если таковые имеются5.

Следует также отметить, что все вышеперечисленное применяется к субъекту административной ответственности не только в зависимости от тяжести совершенного правонарушения, но также и в зависимости от его должности, звания или статуса при прохождении военной службы, обучения в образовательном учреждении военной направленности или прохождения военных сборов.

Подведем итог по первому параграфу данной главы, военнослужащие являются особым субъектом административной ответственности. За административные правонарушения военнослужащие несут не только административную ответственность по некоторым статьям КоАП РФ, но и дисциплинарную ответственность, которая не предусмотрена для обычных граждан.

Цели и задачи, применяемые к административной ответственности военнослужащих

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, т. е.

нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод граждан, охрана их здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений6.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5

Источник: https://pandia.ru/text/80/521/22539.php

1. Административная ответственность военнослужащих

1.Административная ответственность военнослужащих: Административная ответственность военнослужащих. Административная

Особенностиадминистративной ответственностивоеннослужащих, прежде всего, определяютсяст. 2.5 КоАП РФ,а также эти особенности вытекают изположений ряда иных статей того жеКодекса.

Кроме того, вопросы административнойответственности военнослужащих вопределенной степени также регулируютсяФедеральным законом «О статусевоеннослужащих» и общевоинскими уставамиВооруженных Сил РФ.

При этом в последниегоды законодательство об административнойответственности военнослужащихсущественно изменялось.

Наиболеесущественные отличия ответственностивоеннослужащих и лиц, призванных навоенные сборы, за административныеправонарушения состоят в том, что пообщему правилу за них военнослужащиенесут дисциплинарную ответственность,и только в порядке исключения заадминистративные правонарушения,предусмотренные ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, длявоеннослужащих наступает административнаяответственность.

Административнаяответственность военнослужащих и лиц,призванных на военные сборы, на общихоснованиях согласно КоАП РФ наступаетза следующиеправонарушения:

-административные правонарушения,посягающие на отдельные права граждан(ст. ст. 5.1; 5.3 – 5.26);

-за нарушение законодательства о выборахи референдумах (ст. ст. 5.45 – 5.52, 5.56);

-за нарушение законодательства в областиобеспечения санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения (ст. 6.3);

-за административные правонарушения вобласти охраны окружающей природнойсреды и природопользования (гл. 8);

-за нарушение правил пожарной безопасностина железнодорожном, морском, внутреннемводном или воздушном транспорте (ст.11.16 – в части нарушения правил пожарнойбезопасности вне места военной службы(службы) или прохождения военных сборов,поскольку в ином случае наступаетдисциплинарная ответственность);

-за административные правонарушения вобласти дорожного движения (гл. 12)

-за административные правонарушения вобласти финансов, налогов и сборов,рынка ценных бумаг (гл. 15 (ст. 15.32, 15.33,15.34 вступают в силу с 1 января 2010 года));

-за административные правонарушения вобласти таможенного дела (нарушениятаможенных правил) (гл. 16);

-за невыполнение законных требованийпрокурора, следователя, дознавателяили должностного лица, осуществляющегопроизводство по делу об административномправонарушении (ст. 17.7);

-за некоторые административныеправонарушения в области защитыГосударственной границы РоссийскойФедерации и обеспечения режима пребыванияиностранных граждан или лиц безгражданства на территории РоссийскойФедерации (ст. ст. 18.1 -18.4);

-за нарушение требований пожарнойбезопасности (ст. 20.4 – в части нарушениятребований пожарной безопасности внеместа военной службы (службы) илипрохождения военных сборов, посколькув ином случае наступает дисциплинарнаяответственность).

Наосновании ч.2 ст. 24.5 КоАП РФ(в редакции Федерального закона от 4декабря 2006г. № 203-ФЗ), в случае, когдаадминистративное правонарушениесовершено военнослужащим или лицом,призванным на военные сборы, за исключениемвышеперечисленных случаев (ч. 2 ст. 2.

5КоАП РФ), когда за такое административноеправонарушение это лицо несетадминистративную ответственность наобщих основаниях, производство по делуоб административном правонарушениипосле выяснения всех обстоятельствсовершения административногоправонарушения подлежит прекращениюдля привлечения указанного лица кдисциплинарной ответственности.

Вуказанном случае, в силу ч. 2 ст. 28.9 КоАПРФ(в редакции Федерального закона от 4декабря 2006г.

№203-ФЗ), постановление опрекращении производства по делу обадминистративном правонарушении совсеми материалами дела в течение сутокс момента вынесения постановлениянаправляется в воинскую часть, органили учреждение по месту военной службы(службы) или месту прохождения военныхсборов лица, совершившего административноеправонарушение, для привлеченияуказанного лица к дисциплинарнойответственности.

Востальных случаях военнослужащие могутбыть привлечены к административнойответственностина общих основаниях,но с отдельными особенностями примененияк ним административных наказаний.

Согласноранее действовавшей редакции ст.2.5 КоАП РФ,к военнослужащим и гражданам, призваннымна военные сборы, не могли быть примененыадминистративные наказания в видеадминистративного ареста, а квоеннослужащим, проходившим военнуюслужбу по призыву, также в видеадминистративного штрафа.

С1 января 2007г. с принятием Федеральногозакона «О Внесении изменений в отдельныезаконодательные акты РоссийскойФедерации по вопросам ответственностивоеннослужащих» от 4 декабря 2006г. №203-ФЗ действуют следующие ограниченияпо применению административных наказаний.

Административныйштраф не может применятьсяк сержантам, старшинам, солдатам иматросам, проходящим военную службу попризыву, а также к курсантам военныхобразовательных учреждений профессиональногообразования до заключения с нимиконтракта о прохождении военной службы(ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ). Указанное исключениене касается офицеров, призванных навоенную службу, а также лиц, призванныхна военные сборы.

Административноевыдворениеза пределы Российской Федерации,применяемое к иностранным гражданам илицам без гражданства, не может применятьсяк военнослужащим – иностранным гражданам(ч. 3 ст. 3.10 КоАП РФ).

Административныйарест не может быть применен ко всемкатегориямвоеннослужащих и лиц, призванных навоенные сборы (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

В то жевремя к военнослужащим и лицам, призваннымна военные сборы, за совершениеадминистративных правонарушений, всоответствующий случаях, может бытьприменен дисциплинарный арест,предусмотренный Дисциплинарным уставомВС РФ (ч.

4 ст. 28.4 ФЗ «О статусе военнослужащих»и ст. 94 Дисциплинарного устава ВС РФ).

Назначениедисциплинарного ареста за совершенноеадминистративное правонарушение такжеосуществляется с рядом особенностей.

Еслисовершенным военнослужащим грубымдисциплинарным проступком являетсяадминистративноеправонарушение,то дисциплинарный арест может бытьприменен только в том случае, когда затакое административное правонарушениеКодексом Российской Федерации обадминистративных правонарушенияхпредусмотрено административное наказаниев виде административного ареста. В этомслучае срок дисциплинарного арестаназначается в пределах срокаадминистративного ареста, установленногоза такое административное правонарушениеКоАП РФ.

Всрокдисциплинарного ареста засчитываетсясрок задержаниявоеннослужащего (если такая мераобеспечения производства по материаламо дисциплинарном проступке была примененак военнослужащему) в связи с совершениемим дисциплинарного проступка, за которыйназначен дисциплинарный арест.

Однакодисциплинарныйарест не применяется к офицерам,военнослужащим, не приведенным к Военнойприсяге(не принесшим обязательство), военнослужащим,не достигшим 18-летнего возраста, ивоеннослужащим женского пола.

Дисциплинарныйарест исполняется только в отношениивоеннослужащего, который по состояниюздоровья может содержаться поддисциплинарным арестом.

Источник: https://studfile.net/preview/6701163/

Studio-pravo
Добавить комментарий