1.3. Виды и методы контроля: Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для

Виды, формы и методы контроля

1.3. Виды и методы контроля: Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный контроль, текущий контроль, периодический контроль, тематический контроль, итоговый контроль и отсроченный контроль.

Предварительный контроль, как правило, имеет диагностические задачи. Он проводится с целью выявления имеющихся знаний, умений и навыков учащихся к началу обучения. Применяется он обычно в начале учебного года или перед изучением новой темы. Предварительный контроль позволяет обучающему находить наиболее эффективные методы и формы работы.

Текущий контроль осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений, навыков, а также их глубину и прочность. Этот контроль дает возможность своевременно выявить пробелы в знаниях учащихся и оказать им помощь в усвоении программного материала. Текущий контроль стимулирует ответственность ученика за подготовку к каждому занятию.

Периодический контроль подводит итоги работы за определенный период времени. Он осуществляется в конце четверти, полугодия.

Тематический контроль осуществляется после изучения темы, раздела и имеет целью систематизацию знаний обучаемых.

Итоговый контроль призван определить конечные результаты обучения. Он охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.

Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до полугода и более). Отсроченный контроль как вид контроля соответствует требованию судить об эффективности процесса по конечному результату.

Контроль осуществляется в различных формах.По форме контроль подразделяется на индивидуальный, групповой и фронтальный.

При контроле используются различные методы. Методы контроляэто способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

В педагогической практике используются методы устного, письменного, практического, машинного контроля и самоконтроля.

Устный контроль осуществляется в процессе устного опроса обучаемых. Он позволяет выявить знания обучаемых, проследить логику изложения ими материала, умение использовать знания для описания или объяснения процессов и происходящих событий, для выражения и доказательства своей точки зрения, для опровержения неверного мнения и т. д.

Письменный контроль предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т. д.). Письменный контроль позволяет проверять знания всех обучаемых одновременно, но требует больших временных затрат на проверку письменных заданий.

Практический контроль применяется для выявления сформированности умений и навыков практической работы или сформированности двигательных навыков.

С развитием информационных технологий распространение получил контроль с использованием машин. Машинный контроль экономит время учащихся и учителя. С помощью контролирующих машин легко установить единые требования к измерению и оцениванию знаний. Результаты контроля легко поддаются статистической обработке. Устраняется субъективизм учителя при оценивании знаний.

Применение контролирующих машин позволяет успешно осуществлять самоконтроль. Самоконтроль возможен и без применения машин. Но для этого необходимо обучаемых учить самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неправильного решения познавательных задач, искать способы их устранения.

Сочетание различных методов контроля называется комбинированным (уплотненным ) контролем. Обычно это сочетание устного и письменного опроса.

К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования :

● индивидуальный характер контроля (осуществляется за работой каждого ученика, за его личной учебной деятельностью); нельзя допускать подмены результатов учения отдельных учащихся итогами работы коллектива, и наоборот;

● систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;

● разнообразие форм проведения контроля (обеспечивает выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функций контроля);

● всесторонность контроля (обеспечивает проверку теоретических знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков учащихся);

● объективность контроля (дает возможность исключить субъективные и ошибочные суждения и выводы);

● дифференцированный подход (необходимо учитывать индивидуальные личностные качества обучаемых);

● единство требований со стороны обучающих.

В последнее время все большее распространение получает тестовый контроль. Основным инструментом такого контроля является тест.В зависимости от предмета измерения выделяются тесты педагогические, психологические, социологические, социально-психологические, культурологические и др.

Тесты, применяемые для контроля в процессе обучения, представляют собой систему тестовых заданий стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, по которым судят о знаниях, умениях и навыках испытуемых.

Тестовые задания отличаются краткостью, на выполнение каждого не должно тратиться много времени. Не всякое задание подходит для теста. Оно должно быть строго определенным по форме, содержанию и специальным параметрам, оцениваемым в ходе математического анализа. Свойства заданий обусловливают свойства всего теста, поэтому должен быть не просто набор, а система заданий.

Наиболее распространенными являются следующие формы тестовых заданий:

закрытая форма тестовых заданий. Характерным для нее является то, что к заданию даются готовые ответы, один (или несколько) из которых правильный.

При использовании закрытых тестовых заданий существует возможность угадывания, что является главной причиной отрицательного к ним отношения.

Кроме того, такая форма тестовых заданий не стимулирует самостоятельный поиск ответа, а предоставляет возможность лишь выбора из предложенных вариантов;

открытая форма тестовых заданий не содержит готовых ответов, позволяя их сформулировать в свободной форме, что дает возможность выявить логику мышления тестируемого, его способность формулировать и аргументировать ответ (однако сложно анализировать результат);

● задания «на соответствие », суть которых заключается в необходимости установить соответствие элементов одного множества элементам другого;

● задания на «установление правильной последовательности ». Они позволяют проверить понимание последовательности действий, процессов, суждений, вычислений. Эти задания используются главным образом для оценки уровня профессиональной подготовки, а также для контроля знаний основных понятий и законов изучаемой учебной дисциплины.

Существуют и другие формы тестовых заданий.

Педагогическое тестирование как один из методов контроля усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков обладает определенными преимуществами перед традиционными методами контроля:

● более высокая объективность контроля. Как известно, на оценку обучаемого, помимо уровня его учебных достижений, могут влиять взаимоотношения между ним и преподавателем, строгость или либерализм последнего и многие другие факторы. В тесте такое влияние субъективных факторов исключается. При достаточно качественном тесте получаемая оценка может рассматриваться как объективная;

● более высокая дифференцированность оценки. При необходимости результаты тестирования благодаря особой организации тестов могут быть представлены в более дифференцированных шкалах, содержащих больше градаций оценки. При этом обеспечивается более высокая точность измерений учебных достижений;

● более высокая эффективность контроля. Тестирование одновременно можно проводить в больших группах; легче, быстрее обрабатываются полученные результаты.

При всех достоинствах тестирование как метод контроля имеет и негативные стороны : трудно проверить глубину понимания вопроса, логику мышления; существует вероятность случайности, особенно при использовании закрытых форм тестовых заданий. Тестовые задания не позволяют проверить творческое применение усвоенных знаний в новой ситуации.

Источник: https://students-library.com/library/read/57220-vidy-formy-i-metody-kontrola

Виды и методы контроля: Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для

1.3. Виды и методы контроля: Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для
Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для осуществления финансового контроля и аудиторских прове­рок. Существуют разные принципы их классификации.

По организационным формам (по субъектам проведения) кон­троль подразделяется на:

• государственный;

• ведомственный (внутриведомственный);

• вневедомственный;

• аудиторский (независимый);

• внутрихозяйственный.

Государственный контроль осуществляется преимущественно государственными органами контроля и управления, а также ор­ганами законодательной власти.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль проводится министерствами, федеральными службами и агентствами, депар­таментами и другими органами государственного управления за деятельностью подведомственные им предприятий (объединений), организаций и учреждений. Обычно такой контроль реализуется путем проведения ревизий и тематических проверок.

Вневедомственный контроль осуществляется, например, Феде­ральной службой финансово-бюджетного надзора МФ РФ в от­ношении различных предприятий и организаций в виде ревизий производственно-хозяйственной деятельности.

Аудит также имеет форму вневедомственного контроля, но он, кроме того, является независимым контролем и проводится ауди­торскими фирмами, имеющими лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Внутрихозяйственный (внутренний) контроль за деятельностью филиалов, цехов, участков, бригад, отделов, служб и других внут­рихозяйственные формирований ведется на предприятиях их ру­ководителями, специалистами, штатными контролерами-ревизо- рами (аудиторами).

В зависимости от времени проведения контроль подразделяет­ся на предварительный, текущий (оперативный), последующий.

Предварительный контроль проводится до принятия управ­ленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер.

Его субъекта­ми могут быть внутрихозяйственные планы, бизнес-планы, про­ектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств, на отпуск продукции и др.

Цель предварительного кон­троля — предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономически нецелесообразные хозяйственные операции.

Предварительный контроль полезен и необходим на всех уров­нях управления. Он способствует предотвращению непроизводи­тельных расходов, неправильному оформлению документации хо­зяйственных операций.

Текущий (оперативный) контроль, как правило, организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Имен­но поэтому текущий контроль называют также оперативным. И действительно, этому виду контроля присуща максимальная опе­ративность. Субъекты текущего контроля значительно более раз­нообразны, чем предварительного.

Последующий контроль осуществляется после совершения хо­зяйственных операций. Число объектов последующего контроля определяется самим проверяющим исходя из различных факторов: задач и целей проверки, финансовых затрат на его осуществление и др. Последующий контроль применяется и при проведении ре­визии, и при организации аудиторской проверки.

Субъектами последующего контроля могут быть различные финансовые и налоговые органы, органы валютного и таможенно­го контроля и др. Среди субъектов последующего контроля внеш­ний аудит занимает особое место.

В зависимости от источников информации контроль подраз­деляется на документальный и фактический.

Документальный контроль предусматривает использование пер­вичных документов для установления достоверности и законно­сти совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.

Фактическим является контроль, при котором количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавлива­ется путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешива­ния, лабораторного анализа и других способов проверки факти­ческого состояния объектов. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно­материальные ценности, готовая продукция, выполненные рабо­ты и услуги.

Документальный и фактический контроль тесно взаимосвя­заны и зачастую используются совместно, позволяя установить действительное состояние объекта проверки.

Применяемые методы контроля и система контрольные дей­ствий позволяют организовать проверку, используя для этих це­лей ревизии, аудит, тематическую проверку, следствие, служеб­ное расследование.

Ревизия — это система контрольные действий, осуществляемые ревизионной группой или ревизором, за деятельностью подве­домственные предприятий, при которой устанавливается закон­ность, достоверность и экономическая целесообразность совер­шенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностные лиц, участвовавших в их проведении. Ревизия про­водится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля и др.

Аудит — независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов.

Тематическая проверка — это проверка определенной темы (задачи) производственной или финансово-хозяйственной дея­тельности предприятия или организации, например проверка ор­ганизации учета товарно-материальных ценностей, сохранности денежных средств и ценных бумаг и др.

Следствие представляет собой процессуальное действие, в хо­де которого устанавливают виновность отдельных лиц в совер­шении тех или иные нарушений, связанных с присвоением де­нежных средств, материальные ценностей, бесхозяйственностью и совершением должностные злоупотреблений. Следствие осуще­ствляется судебно-следственными органами и регулируется осо­бым процессуальным законодательством.

Служебное расследование — это проверка соблюдения ра­ботниками предприятия должностных обязанностей, а также должностных документов, регулирующих производственные от­ношения. Оно проводится специальной комиссией, создаваемой приказом руководителя предприятия в случаях выявления хи­щений, недостач, потерь, порчи материальные ценностей и в дру­гих случаях.

Приведенные классификации показывают разнообразие под­ходов к понятиям видов и методов контроля и, не будучи ис­черпывающими, дают общее представление о подходах к этой проблеме.

1.1.

Источник: https://all-sci.net/audit/vidyi-metodyi-kontrolya-60099.html

Основные виды, формы и методы контроля

1.3. Виды и методы контроля: Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для

Основная часть процесса обучения включает в себя контроль. Его делят на 4 вида: предварительный, текущий, периодический, итоговый.

  1. Предварительный контроль. Обладает диагностическими задачами и проводится с целью выявления знаний, умений, навыков перед началом обучения. Его применяют в начале учебного года перед изучением нового материала.

Прослеживается его важность, так как характер изучения новой темы зависит от степени усвояемости прошлой. Если педагог не владеет такой информацией, то он не способен грамотно проектировать и управлять учебным процессом.

Предварительный контроль позволяет фиксировать начальный уровень обученности, при сопоставлении которого с достигнутыми имеется возможность измерить «прирост» знаний, степень формирования умений, навыков, проанализировать динамику и эффективность учебного процесса, сделать выводы о вкладе учителя в обученность детей, оценить профессиональную компетентность.

  1. Текущий контроль. Выполняется посредством учителя в ходе ежедневной работы для квалификации степени сформированности знаний, умений, навыков и оценки их глубины и прочности. Контроль способствует обнаружению пробелов учащихся и позволяет помочь в усвоении нового материала.

Функция текущего контроля – обратная взаимосвязь. Учитель получает сведения о ходе процесса усвоения новой темы каждого ученика. Он позволяет не только видеть необходимые сведения, но и контролировать учебно-воспитательный процесс, вести наблюдение за работой класса.

Осуществление текущего контроля выполняется при помощи устного опроса: выборочный или фронтальный. При использовании тестовых заданий можно сэкономить время и проверить знания 2-3 последних проведенных уроков. Окончание работы характеризуется наличием анализа допущенных ошибок.

  1. Периодический контроль. Его рассматривают в качестве тематического с целью систематизации знаний обучаемых. Применение целесообразно после завершения модулей, раздела программы или в конце учебной четверти. Такой контроль служит помощником в подведении результатов работы определенного периода времени.
  2. Итоговый контроль. Необходим для обозначения конечных результатов обучения для систематизации и обобщения всего учебного материала. Его осуществление характерно для конца учебного года или по завершении курса обучения в качестве экзаменов.

Последнее время технологии итоговых испытаний с применением компьютеров и специализированных программ становятся часто используемым видом контроля. Тестовые задания имеют несколько вариантов ответов, из которых следует выбирать верное решение.

Использование информационных технологий связано с их максимальной объективностью при выведении конечного результата.

Минус лишь в том, что они не способны выявлять конкретные затруднения учащихся персонально, что делает преподаватель при наличии традиционной системы формального контроля.

Формы контроля

Специфика организационной структуры учебной работы зависит от применяемых форм работы в течение урока. Их классифицируют на:

  • фронтальный метод (работа со всем классом на примере фронтального опроса);
  • групповой метод (контролируется работа учащихся в группах и их умение взаимодействовать);
  • индивидуальный метод (выявление знаний и умений учащегося на примере ответа у доски);
  • комбинированный метод (сочетание индивидуального с групповым и фронтальным);
  • метод самоконтроля (для определения внутренней обратной связи с пониманием предметной области).

Методы контроля

Определение 1

Метод контроля – это называется способом, при помощи которого можно оценить результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

Основными методами контроля считают наблюдение, опрос, письменные работы, зачеты, экзамены.

При помощи наблюдения педагог составляет суждение об отношении ученика к предмету, доступности в понимании, посильности для него в изучении материала. Основываясь на этом, учитель планирует и организовывает контроль знаний у определенного учащегося персонально.

Рассматривая опрос в виде метода, можно классифицировать на:

  • индивидуальный (ответ у доски или с места на оценку);
  • фронтальный (регулярная форма опроса всего класса по пройденному материалу для выявления усвояемости темы);
  • комбинированный (задействование максимального количества учащихся группами с разной формой работы в течение урока).

Комбинированный опрос имеет преимущество в возможности проведения фундаментальной проверки нескольких обучаемых за короткий промежуток времени с максимальным выявлением уровня знаний и их усвоения.

Письменные работы классифицируют на проверку тетрадей, проведение контрольных, оценку домашнего задания.

Определение 2

Итоговый контроль – это самый важный метод проверки знаний посредством зачетов, экзаменов. Его использование относится к учащимся старшей школы общеобразовательного заведения. Наличие зачетной системы позволяет вести тематический учет знаний, экзамен выявляет добросовестную работу педагога-предметника и всего учреждения в целом.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/osnovnye-vidy-formy-i-metody-kontrolja/

Формы контроля

Формы контроля находятся в зависимости от специфики организационной структуры учебной работы. Традиционно выделяют 5 ключевых форм контроля:

  1. фронтальная форма (ученики с места предоставляют короткие ответы на вопросы, составленные учителем по небольшому объему изученного материала);
  2. групповая форма (контроль осуществляется только для определенной части класса, то есть вопросы ставятся перед конкретной группой учеников, но в этом могут принимать участие и оставшиеся учащиеся);
  3. индивидуальный контроль (используется для полного ознакомления учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся, которые вызываются для ответа к доске);
  4. комбинированная форма (сочетание индивидуального контроля с фронтальным и групповым);
  5. самоконтроль (обеспечивает функционирование внутренней обратной взаимосвязи в ходе обучения).

Методы контроля

Определение

Методы контроля – это способы, с помощью которых оценивается результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя.

Среди главных методов контроля выделяют следующие: наблюдение, опрос, письменные работы, зачеты и экзамены.

Ежедневное наблюдение помогает учителю составить верное суждение об отношении ученика к занятиям, доступности и посильности для него учебного материала. На этой основе возможно планирование и организация особого контроля знаний конкретного ученика.

Опрос, как метод контроля, может быть индивидуальным (вызов ученика к доске для развернутого ответа на оценку), фронтальным (вызов множества учащихся для ответа на вопросы, требующие маленького по объему ответа), комбинированным (одновременно вызываются несколько учеников, из которых один отвечает устно, а другие по указанию учителя выполняют письменные либо практические задания по карточкам, по учебным пособиям). Плюсы комбинированного опроса в том, что он дает возможность провести фундаментальную проверку нескольких учащихся за короткий промежуток времени. Его использование уместно, когда весь материал усвоен и нужно выяснить степень усвоения знаний сразу у нескольких учащихся.

К письменным работам относятся: проверка тетрадей, проведение контрольных, оценка домашних заданий, работа с тетрадями на печатной основе.

Зачеты и экзамены являются отличительным методом итогового контроля и используются, как правило, в старших классах. Зачетная система дает возможность вести тематический учет знаний, а экзамен также позволяет следить за работой каждого учителя и всей школы в целом.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/osnovnye_vidy_formy_i_metody_kontrolya/

1.3. Виды и методы контроля

1.3. Виды и методы контроля: Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для

Наряду с измерением существует понятиеконтроля. Под контролем понимаютоперации, включающие проведениеизмерений, испытаний, проверки однойили нескольких характеристик изделияи определения их соответствия установленнымнормам [2].

Различают измерительный (объективный)и неизмерительный (субъективный)контроль.

Измерительный контроль– этоконтроль, осуществляемый с применениемсредств измерений. Измерительныйконтроль отличается от измерений тем,что вместо численного значения величинырезультатом является заключение вида«Да» либо «Нет» [7].

При неизмерительном контролеотсутствуют количественные критериии оценки. Цель неизмерительного контролязаключается в проверке соответствияопределенных качественных свойствобъекта (например, цвета, формы и т. п.)заданным требованиям.

Неизмерительный контроль можно разделитьна два вида: визуальный и невизуальныйконтроль.

Визуальный контрольоснован навоздействии электромагнитного излучениявидимого спектра, вызывающего зрительныеощущения оператора при полученииинформации об объекте контроля [8].

Невизуальный контрольоснован навоздействии различных величин, вызывающихслуховые, температурные, обонятельныеи другие (кроме зрительных) ощущенияоператора при получении информации обобъекте контроля.

Часто неизмерительный контрольдополняется (или заменяется) измерениями.

Контроль в зависимости от степенипригодности контролируемого объектак дальнейшей эксплуатации по назначениюпосле проведения операций контроляможет быть разделен на два вида: 1)разрушающий контроль; 2) неразрушающийконтроль (НК). НК позволяет оценитькачество продукции без нарушения еепригодности к использованию по назначению[9].

Неразрушающий контроль в зависимостиот физических явлений, положенных в егооснову, подразделяется на 9 видов:акустический; магнитный; тепловой;электромагнитный; оптический;электрический; радиационный; радиоволновый;с использованием проникающих веществ.

В зависимости от характера взаимодействияфизических полей или веществ сконтролируемым объектом, информативнымпервичным параметром и способа полученияпервичной информации все виды контроляразделяются на методы контроля.

Например,магнитный контроль разделяется намагнитопорошковый, феррозондовый,индукционный и другие методы [8].

1.4. Основные характеристики средств измерений

Средства измерений (СИ) имеют большоеколичество различного рода показателейи характеристик. Все средстваизмерений можно характеризоватьнекоторыми общими свойствами –метрологическими характеристиками[10].

Различают статические и динамическиехарактеристики СИ.

Статические характеристикиСИ возникают пристатическом режиме его работы. Статическийрежим работы – это такой режим, прикотором СИ воспринимает изменениевходной величины и размеры измеряемойвеличины не изменяются во времени.

К статическим метрологическимхарактеристикам СИ относятся: диапазонизмерений;измеряемая, преобразуемаяили воспроизводимая (для мер) величина;градуировочная характеристика;чувствительность (коэффициентпреоб­разования); порог чувствительности;потребляемая мощность; входное и выходноесопротивления и др.

Динамические характеристикиСИ возникают придинамическом режиме его работы.

Динамический режим работы – это такойрежим, при котором СИ воспринимаетизменение входной величины и размерыизмеряемой величины изменяются вовремени.

Динамическими характеристикамиявляются: операторная чувствительность,комплексная чувствительность, переходнаяхарактеристика, амплитудно-частотнаяи фазочастотная характеристики (АЧХ иФЧХ) и др.

Метрологическая характеристика– это характеристика одного из свойствсредства измерений, влияющая на результатизмерений и на его погрешность.

Для каждого типа средств измеренийустанавливают свои метрологическиехарактеристики.

Метрологические характеристики,устанавливаемые нормативно-техни-ческимидокументами, называют нормируемымиметрологическими характеристиками, аопределяемые экспериментально–действительными метрологическимихарактеристиками.

Рассмотрим основные метрологическиехарактеристики СИ.

Диапазон измерений– это областьзначений величины, в пределах которойнормированы допускаемые пределыпогрешности средства измерений.

Значения величины, ограничивающиедиапазон измерений снизу и сверху (слеваи справа), называют соответственнонижним пределом измерений иливерхним пределом измерений.

Нижний предел измерения (преобразования)реально не бывает равным нулю, так какон ограничивается обычно порогомчувствительности, помехами илипогрешностями измерений.

Диапазон измерений нельзя путать сдиапазоном показаний средства измерений.

Измеряемая, преобразуемая величинахарактеризует назначение ИП дляизмерения (преобразования) той или инойфизической величины.

Для каждого ИП устанавливаетсяестественная входная величина,которая наилучшим образом воспринимаетсяим на фоне помех, иестественнаявыходная величина, которая определяетсяподобным образом. Например, естественнойвходной величиной терморезистивногоИП является температура, а естественнойвыходной величиной–сопротивление.

Градуировочная характеристика средстваизмерения – это зависимость междузначениями величин на входе и выходесредства измерений, полученнаяэкспериментально.

Градуировочная характеристика можетбыть выражена в виде формулы, графикаили таблицы.

Для ИП нормируется номинальнаястатическая градуировочная характеристикаYH=fH(X).Она приписывается средству измеренийна основе анализа совокупности такихсредств.

При градуировке серии однотипныхпреобразователей функции преобразованиякаждого ИП могут отличаться от паспортной(номинальной), образуя полосунеопределенности.

Реальная функция преобразования YP=fP(X)–функция, которую имеетИП в действительности.

Чувствительность средства измерений– это свойство средства измерений,определяемое отношением изменениявыходного сигнала этого средства квызывающему его изменению измеряемойвеличины.

Различают абсолютную иотносительнуючувствительность. В общем случаеабсолютная чувствительность определяетсякак

. (1.4)

Эта величина является размерной изависит от единиц, в которых выражаютсяXиY. Например,для терморезистивного ИП размерностьабсолютной чувствительности будетОм/К.

В практике пользуются относительнойчувствительностью:

, (1.5)

где X/Xотносительное изменение входнойвеличины, выражаемое чаще всего впроцентах. Относительная чувствительностьS0имеет размерность выходной величинына 1% изменения входной величины.

Применяют также выражение относительнойчувствительности в виде

,(1.6)

выражая числитель и знаменатель чащевсего в процентах (например, 1 % изменениявеличины Х вызывает изменениеYнаn%).

Порог чувствительности средстваизмерений –это характеристикасредства измерений в виде наименьшегозначения изменения физической величины,начиная с которого может осуществлятьсяее измерение данным средством.

На практике применяются также термины:реагирование ипорог реагирования,подвижность средства измерений ипорог подвижности, срабатывание ипорог срабатывания.

Введение этого параметра вызвано тем,что не всякое малое изменение измеряемойвеличины вызывает изменение результатаизмерения, а только лишь большее некоторойпороговой величины. Порог чувствительностиравен абсолютной погрешности средстваизмерений, т. е. ПОР=X.

Например, если самое незначительноеизменение массы, которое вызываетперемещение стрелки весов, составляет10 мг, то порог чувствительности весовравен 10 мг.

Потребляемая мощность –мощность,которая потребляется от объектаизмерения. Измеряемый объект и средствоизмерений связаны и взаимодействуютмежду со­бой. Такое взаимодействиенеобходимо для проведения измерения.

Для приведения в действие первичногоизмерительного преоб­разователянеобходима энергия, которая потребляетсяот объекта измерения. Естественно, этаэнергия должна быть небольшой, чтобыизмерительный прибор не вносил заметногоискажения в измеряемый процесс.

Сравнитемежду собой измерение ртутным термометромтемпературы моря и жидкости в пробир­ке.Во втором случае термометр можетсущественно нагреть или охладитьжидкость в пробирке.

Поскольку мощность,потребляемая входной цепью прибора,конечна, ее значение является важнымпо­казателем средства измерения.

У средств измерений электрическихвеличин потребляемая мощность определяетсявходным сопротивлением прибора.

Дляприбо­ров, реагирующих на напряжение(включаемых параллельно участку цепи),входное сопротивление должно бытьбольшим, тогда входная мощность Р= U2/Rбудет невелика.

У прибров, чувствительныхк току (включаемых последовательно вэлектрическую цепь), входное сопротивление,наоборот, должно быть минимальным (покрайней мере, намного меньшим, чемсопротивление участка цепи).

Понятие входного сопротивленияприменяется не только к из­мерениюэлектрических величин, но и к измерениюмеханических, тепловых и другого родавеличин.

В связи с этим нашло примене­ниеболее общее понятие: обобщенное входноесопротивление, определяемое какотношение обобщенной силы к обобщеннойскорости.

Например, под механическимсопротивлением понимают отношение силык вызванной ею скорости равномерногодвижения. Однако не для всех видовэнергии понятие сопротивлениясоответствует общему определению.

Выходное сопротивление измерительногопреобразователя характеризует реакциюего выходного сигнала на подключениек его выходу фиксированной нагрузки.Преобразователь с выходной стороныбывает нагружен входным сопротивлениемпоследующего измерительногопреобразователя.

Для наиболее эффективногоиспользования преобразователейнеобходимо согласование выходногосопротивления данного преобразователяс входным сопротивлением последующегопреобразователя.

Чем меньше выходноесопротивление предшествующегопреобразователя по отношению к входномусопротивлению следующего преобразователя,тем меньше потребляемая последующимпреобразователем мощность и тем меньшевзаимная зависимость характеристикпреобразователей.

Динамические характеристикиИП описываютего инерционные свойстваи определяют зависимость выходногосигнала ИП от меняющихся во временивеличин: входного сигнала, нагрузки,влияющих величин.

Для описания поведения большинствасредств измерений в динамическом режимеработы с достаточной степенью приближенияможно использовать линейное дифференциальноеуравнение с постоянными коэффициентами:

, (1.7)

где и– постоянные коэффициенты;YиХ– мгновенные значения информативногопараметра изменения выходной и измеряемойвеличин.

Средства измерения и измерительныепреобразователи в частности при любомизменении входной величины можнохарактеризовать операторнойчувствительностью,определяемой какотношение операторного изображенияинформативного параметра изменениявыходной величиныY(p)к операторному изображению преобразуемой(измеряемой) величины X(p):

, (1.8)

где оператор Лапласа.

В случае гармонического изменениявходной величины используется комплекснаячувствительность:

, (1.9)

где AиB– вещественная и мнимая частикомплексной чувствительности.

Для измерительных преобразователейдинамические характеристики обычновыражают в виде переходных или амплитудно-и фазочастотных характеристик.

Модуль комплексной чувствительностиназывается амплитудно-частот­нойхарактеристикой:

, (1.10)

а аргумент – фазочастотной характеристикой:

. (1.11)

При ступенчатом изменении входнойвеличины Х = Х0 = constсредства измерения описываютсяпереходной характеристикой:

. (1.12)

Для измерительных приборов обычноуказывается время установления показания:промежуток времени с момента началаизмерения до момента установленияпоказаний (т. е. когда переходный процессзакончился).

Величина, обратная времениизмерения, получила название быстродействиясредства измерения.

Быстродействиевыражается числом, равным максимальномучислу измерений, сделанных с помощьюданного прибора, в секунду.

Высокоебыстродействие дает возможность измерятьмгновенные значения быстроменяющихсявеличин, а также дает возможностьповышать точность измерений введениемдополнительных вычислительных устройствдля обработки большого числа единичныхизмерений.

При использовании средств измерений вреальных условиях необходимо учитыватьхарактеристики среды, в которой этосредство измерений находится приэксплуатации. Изменение внешних условийприводит к изменению метрологическиххарактеристик СИ, например к увеличениюпогрешности измерения.

Величины, которыевлияют на метрологические характеристики,помимо измеряемой величины, называютвлияющими величинами.

Влияющимивеличинами могут быть: температура,влажность, атмосферное давление,напряжение источника питания, напряженностьвнешних магнитных и электрическихполей, вибрации, ускорения и т. д.

Крометого, влияющими величинами считаютсяте параметры входного сигнала, изменениякоторых не несут информации об измеряемойвеличине, но влияют на результатыизмерений. Например, показания электронноговольтметра зависят не только от величиныпеременно­го напряжения, но и егочастоты.

Различают нормальные условия применениясредств измерений и рабочие условияприменения.

При работе средства измерений в нормальныхусловиях воздействием влияющих величинна результаты измерений можно пренебречь.Нормальные условия эксплуатации зависятот назначения СИ и его метрологическиххарактеристик.

Для основной массыприборов, используемых в промышленности,нормальными условиями эксплуатациисчитаются: температура окружающеговоздуха (20 ± 5) 0С; от­носительнаявлажность 30–80 %; атмосферное давле­ние630–795 мм рт. ст.

Обычно средства измерений продолжаютнормально выполнять функции в болееширокой области значений влияющихвеличин. В этом случае для средствизмерений указываются рабочие условияэксплуатации. Метрологическиехарактеристики средств измерений врабочих условиях могут существенноизменяться под воздействием влияющихвеличин.

Кроме метрологических характеристик,при эксплуатации средств измерения,важно знать и неметрологическиехарактеристики, такие как: показателинадежности, электрическую прочность,сопротивление изоляции, устойчивостьк климатическим и механическимвоздействиям, время установлениярабочего режима, экономичность и др.

Источник: https://studfile.net/preview/2687264/page:3/

Методы неразрушающего контроля

1.3. Виды и методы контроля: Рассмотрим основные виды и методы контроля, применяемые для

Нормативная классификация видов и методов неразрушающего контроля содержится в ГОСТ 18353-79. Ниже приводится краткий реферат с описанием основных методов НК, применяемого оборудования и общей информацией по аттестации лабораторий и специалистов в области неразрушающего контроля. Проверить свои знания по методам НК можно пройдя онлайн-тест.

Визуальный и измерительный контроль (ВИК)

Визуальный и измерительный контроль (ВИК) относиться к числу наиболее дешевых, быстрых и в тоже время информативных методов неразрушающего контроля. Данный метод является базовыми и предшествует всем остальным методам дефектоскопии.

Внешним осмотром (ВИК) проверяют качество подготовки и сборки заготовок под сварку, качество выполнения швов в процессе сварки, а также качество основного металла. Цель визуального контроля – выявление вмятин, заусенцев, ржавчины, прожогов, наплывов, и прочих видимых дефектов.

Визуальный и измерительный контроль может проводиться с применением простейших измерительных средств, в том числе невооруженным глазом или с помощью визуально-оптических приборов до 20ти кратного увеличения, таких как лупы, эндоскопы и зеркала.

Несмотря на техническую простоту, основательный подход к проведению визуального контроля, предусматривает разработку технологической карты — документа, в котором излагаются наиболее рациональные способы и последовательность выполнения работ.

Проведение измерительного контроля регламентируется инструкцией по визуальному и измерительному контролю — РД 03-606-03 скачать. В инструкции содержатся требования к квалификации персонала, средствам и процессу контроля, а также к способам оценки и регистрации его результатов.

Основной набор средств визуального контроля входит в состав набора ВИК, в стандартную комплектацию набора входят: шаблоны сварщика УШС-2 и УШС-3, шаблон Красовского УШК-1, угольник, штангенциркуль, фонарик, маркер по металлу, термостойкий мел, лупа измерительная, набор щупов №4, наборы радиусов №1, №3, рулетка, линейка, зеркало с ручкой. Допускается применение других средств контроля при наличии соответствующих инструкций и методик их применения.

Современные средства визуально-измерительного контроля дают возможность выявления мелких дефектов, обнаружение которых, ранее было ограничено недостаточной мощностью используемых оптических средств. Так, например портативный фотоаппарат-микроскоп X-loupe дает возможность фотосъемки дефектов от 5мкр до 12 мм, с последующей возможностью их измерения и составления информативных фотоотчетов.

Контроль визуальный и измерительный при оценке состояния материала и сварных соединений в процессе эксплуатации технических устройств и сооружений выполняют в соответствии с требованиями руководящих документов (методических указаний) по оценке (экспертизе) конкретных технических устройств и сооружений.

К проведению визуально-измерительного контроля допускаются только квалифицированные специалисты, аттестованные в соответствии с правилами аттестации персонала в области неразрушающего контроля – ПБ 03-440-02.

Специалисты НК в зависимости от их подготовки и производственного опыта аттестуются по трем уровням профессиональной квалификации — I, II, III. Согласно ПБ-03-440-02 квалификация 1 уровня не дает права подписи заключений о результатах контроля, такую возможность имеют специалисты II уровня квалификации и выше.

Аттестацию специалистов неразрушающего контролю, проводят независимые органы по аттестации персонала в сфере НК.

При подготовке и аттестации специалистов могут быть дополнительно использованы следующие учебные материалы:

Ультразвуковой контроль (УЗК)

Ультразвуковой метод контроля был предложен советским физиком С.Я. Соколовым в 1928 году и в настоящее время является одним из основных методов неразрушающего контроля.

Методы ультразвуковой дефектоскопии позволяют производить контроль сварных соединений, сосудов и аппаратов высокого давления, трубопроводов, поковок, листового проката и другой продукции.

Ультразвуковой контроль является обязательной процедурой при изготовлении и эксплуатации многих ответственных изделий, таких как части авиационных двигателей, трубопроводы атомных реакторов или железнодорожные рельсы.

По сравнению с другими методами неразрушающего контроля ультразвуковой метод обладает важными преимуществами:

  • высокая чувствительность к наиболее опасным дефектам типа трещин и непроваров
  • низкая стоимость
  • безопасность для человека (в отличие от рентгеновской дефектоскопии)
  • возможностью вести контроль непосредственно на рабочих местах без нарушения технологического процесса
  • при проведении УЗК исследуемый объект не повреждается
  • возможность проводить контроль изделий из разнообразных материалов, как металлов, так и неметаллов.

К недостаткам ультразвукового метода контроля можно отнести невозможность оценки реального размера и характера дефекта, трудности при контроле металлов с крупнозернистой структурой из-за большого рассеяния и сильного затухания ультразвука, а также повышенные требования к состоянию поверхности контроля (шероховатости и волнистости)

Многообразие задач, возникающих при необходимости проведения неразрушающего контроля различных изделий, привело к разработке и использованию ряда различных акустических методов контроля.

Согласно ГОСТ 23829-85 акустические методы контроля делятся на 2 большие группы: использующие излучение и приём акустических колебаний и волн (активные методы) и основанные только на приёме колебаний и волн (пассивные методы).

Методы
МетодыОписание
Методы прохождениявыявляют глубинные дефекты типа нарушения сплошности, расслоения.
Методы отражениявыявляют дефекты типа нарушения сплошности, определяет их координаты, размеры, ориентацию путём прозвучивания изделия и приёма отраженного от дефекта эхо-сигнала.
Импедансный методпредназначен для контроля клеевых, сварных и паяных соединений, имеющих тонкую обшивку, приклеенную или припаянную к элементам жёсткости.
Методы свободных колебанийприменяются для обнаружения глубинных дефектов.
Методы вынужденных колебаний (резонансные)применяются в основном для измерения толщины изделия и для обнаружения зоны коррозионного поражения, расслоений в тонких местах из металлов.
Акустико-эмиссионный методобнаруживает и регистрирует только развивающиеся трещины или способные к развитию под действием механической нагрузки (квалифицирует дефекты по степени их опасности во время эксплуатации).

Наиболее широкое распространение в практике ультразвуковой дефектоскопии нашли методы прохождения и отражения (импульсные методы), реже применяют другие методы: резонансный, импедансный и метод акустической эмиссии.

Импульсные методы (прохождения и отражения)

Среди многочисленных методов прохождения и отражения на сегодняшний день наибольшее применение в дефектоскопии нашли: теневой, зеркально-теневой, и эхо-метод. Эхо-метод, в отличии от других, применим при одностороннем доступе к исследуемому объекту, и при этом позволяет определить размеры дефекта, его координаты и характер.

В общем случае, суть перечисленных методов заключается в излучении в изделие и последующем принятии отраженных ультразвуковых колебаний с помощью специального оборудования — ультразвукового дефектоскопа и пьезоэлектрического преобразователя (ПЭП) и дальнейшем анализе полученных данных с целью определения наличия дефектов, а также их эквивалентного размера, формы, вида, глубины залегания и пр. Чувствительность ультразвукового контроля определяется минимальными размерами выявляемых дефектов или эталонных отражателей, выполненных в контрольном образце предприятия (СОП). В качестве эталонных отражателей обычно используют плоскодонные сверления, ориентированные перпендикулярно направлению прозвучивания, а также боковые сверления или зарубки.

Самой массовой областью применения ультразвуковой дефектоскопии являются сварные соединения. Основным документом в России по ультразвуковому контролю сварных швов является ГОСТ Р 55724-2013 «Контроль неразрушающий. Соединения сварные.

Методы ультразвуковые», в котором рассмотрены в полном объёме методы контроля стыковых, тавровых, нахлесточных и угловых сварных швов, выполненных различными способами сварки.

Также в нём подробно описаны калибровочные (стандартные) образцы СО-2, СО-3 и СО-3Р, V-1, V-2 и контрольные (стандартные) образцы предприятия (СОП), необходимые для настройки дефектоскопа, а также параметры для их изготовления.

Проведение ультразвукового контроля сварных соединений и наплавок оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок регламентируется документом ПНАЭ Г-7-030-91 «Унифицированные методики контроля основных материалов (полуфабрикатов), сварных соединений и наплавки оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок. Ультразвуковой контроль».

В зависимости от области использования, различают ультразвуковые дефектоскопы общего и специального назначения. Дефектоскопы общего назначения могут использоваться для контроля самой разнообразной продукции, а специализированные дефектоскопы созданы для решения узкоцелевых задач. К наиболее популярным моделям ультразвуковых дефектоскопов общего назначения относятся:

Ультразвуковая толщинометрия (резонансный и импульсный метод)

Как правило, ультразвуковой метод толщинометрии применяют в случаях недоступности или труднодоступности объекта для измерения его толщины механическим измерительным инструментом.

Ультразвуковая толщинометрия — неотъемлемая процедура при определении толщины стенок труб, котлов, сосудов, то есть объектов замкнутого типа или с односторонним доступом, а также объектов судостроительного и судоремонтного производства.

Современные ультразвуковые толщиномеры позволяют измерять толщины от 1 до 50 мм с точностью ±0,001 мм. По физическим принципам, используемым для измерения толщины, акустические толщиномеры делят на резонансные и эхо-импульсные.

Резонансный метод контроля основан на возбуждении и анализе резонансных колебаний в исследуемом объеме изделия, при этом исследование проводится при доступности одной стороны изделия, а погрешность метода составляет менее 1%. Резонансным методом измеряют толщину стенок металлических и некоторых неметаллических изделий (керамика, стекло, фарфор).

Кроме того, при помощи резонансной дефектоскопии можно выявлять зоны коррозионного поражения, зоны непроклея и непропоя листовых соединений, зоны расслоения в биметаллах, тонких листах.

Резонансные методы вынужденных колебаний в настоящее время не имеют широкого применения, так как задачи дефектоскопии и толщинометрии более точно решают импульсные ультразвуковые методы.

Принцип ультразвуковой импульсной толщинометрии основан на измерении времени прохождения ультразвукового импульса в изделии или в слое и умножении измеренного времени на коэффициент, учитывающий скорость звука в материале изделия. Основные нормативные документы по проведению ультразвуковой толщинометрии:

  • ГОСТ Р 55614-2013 «Контроль неразрушающий. Толщиномеры ультразвуковые. Общие технические требования».
  • ГОСТ Р ИСО 16809-2015 «Контроль неразрушающий. Контроль ультразвуковой. Измерение толщины».
  • ПНАЭ Г-7-031-91 «Унифицированные методики контроля основных материалов (полуфабрикатов), сварных соединений и наплавки оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок. Ультразвуковой контроль. Часть III. Измерение толщины монометаллов, биметаллов и антикоррозионных покрытий».

К наиболее популярным моделям ультразвуковых толщиномеров можно отнести:

Импедансные дефектоскопы и твердомеры (импедансный метод)

Импедансный метод разработан советским ученым Ю.В. Ланге в 1958 году. Он основан на использовании зависимости полного механического сопротивления (импеданса) контролируемого изделия от качества соединения отдельных его элементов между собой.

Этим методом можно выявлять дефекты в клеевых, паяных и других соединениях, между тонкой обшивкой и элементами жёсткости или заполнителями в многослойных конструкциях. Импедансные дефектоскопы широко используются в авиастроении, автомобильной и космической промышленности.

Они способны обнаружить непроклеенные участки, расслоения, нарушения целостности и пустоты в различном оборудовании, приборах, конструкциях.

Кроме того, метод ультразвукового контактного импеданса широко применяется для измерения твёрдости изделий из металлов и сплавов, таких как сосуды давления различного назначения (реакторы, парогенераторы, коллекторы, котельные барабаны) роторы турбин и генераторов, трубопроводы, детали различных транспортных средств, промышленные полуфабрикаты (отливки, поковки, листы) и т.д. Метод контактного импеданса основан на измерении режима колебаний преобразователя, соприкасающегося с объектом. По амплитудам и резонансным частотам такого преобразователя (часто имеющего вид стержня) судят о твердости материала изделия, податливости (упругому импедансу) его поверхности.

К наиболее популярным моделям ультразвуковых твердомеров можно отнести:

Средства для проведения ультразвукового контроля

Следующим важнейшим инструментом для проведения ультразвукового контроля являются пьезоэлектрические преобразователи (ПЭП), которые выступают в качестве излучателя и приемника ультразвукового импульса, обрабатываемого дефектоскопом или толщиномером.

Принцип действия пьезоэлектрических преобразователей основан на использовании прямого или обратного пьезоэлектрических эффектов.

Прямой пьезоэффект представляет собой способность некоторых материалов образовывать электрические заряды на поверхности при приложении механической нагрузки, обратный пьезоэффект заключается в изменении механического напряжения или геометрических размеров образца материала под воздействием электрического поля. В качестве пьезоэлектрических материалов обычно используют естественный материал кварц, турмалин, а также искусственно поляризованную керамику на основе титаната бария (ВаТiO3), титаната свинца (PbTiO3) и цирконата свинца (PbZrO3)

Основные требования к ультразвуковым преобразователям указаны в:

  • ГОСТ Р 55725-2013 «Преобразователи ультразвуковые пьезоэлектрические. Общие технические требования» (pdf)
  • ГОСТ Р 55808-2013 «Преобразователи ультразвуковые. Методы испытаний» (pdf)

Подробнее о ультразвуковых преобразователях, их классификации, маркировке и применении можно посмотреть здесь.

Для обеспечения хорошего контакта между ультразвуковым преобразователем и контролируемой поверхностью, а также для предотвращения образования воздушного зазора, создающего помехи звуковому импульсу, необходимо использовать различные контактные жидкости или гели.

Контактная жидкость должна иметь специальный химический состав, соответствующий диапазону температур той или иной контролируемой поверхности и ее структуре.

Так, для контроля арматурных стержней и неровных поверхностей необходимо использовать контактный гель высокой степени вязкости, при контроле нагревающихся поверхностей рекомендуется применять контактные гели на водной основе, а при очень низких температурах (до -60ºC) в качестве контактной жидкости можно использовать пропиленгликоль.

Также стоит отметить, что в некоторых случаях (в частности, при контроле оборудования, используемого в ядерной промышленности) требуются контактные среды с ограниченным галогенным и серным составом. Подробнее о контактных жидкостях для ультразвукового контроля можно посмотреть здесь.

Важнейшим фактором для качественного ультразвукового контроля изделий, материалов и сварных соединений является обеспечение достоверности и единообразия при проведении контроля, особенно при диагностике объектов повышенной опасности.

Метрологическое обеспечение оборудования подразумевает обязательную проверку работоспособности аппаратуры перед проведением ультразвукового контроля с использованием специальных образцов.

Существует два вида образцов: калибровочные (стандартные образцы СО) и контрольные образцы предприятия (ранее-стандартные образцы СОП).

Комплект калибровочных образцов необходим для проверки основных параметров аппаратуры (разрешающей способности, мертвой зоны, угла ввода, стрелы ПЭП), а по контрольным образцам предприятия СОП осуществляют настройку глубиномера дефектоскопа и определение уровней чувствительности для проведения контроля конкретного изделия по определенному НД. К используемым калибровочным образцам относятся:

Калибровочный образецМатериалОсновное назначение
Основные калибровочные образцы
(входят в обязательный перечень оборудования необходимого для аттестации лабораторий)
СО-1органическое стекло марки ТОСП
  • Определение условной чувствительности в мм.
  • Оценка лучевой разрешающей способности прямого ПЭП
  • Оценка лучевой разрешающей способности наклонного ПЭП
СО-2Сталь марки 20 или сталь марки 3
  • Измерение угла ввода преобразователя
  • Проверка мертвой зоны дефектоскопа с преобразователем
  • Определение условной чувствительности в децибелах
СО-3Сталь марки 20 или сталь марки 3
  • Определение точки выхода и стрелы ПЭП
  • Настройка глубиномера наклонного ПЭП
  • Настройка глубиномера для прямого и РС ПЭП
Специальные калибровочные образцы
СО-3РСталь марки 20Специальный образец для калибровки ультразвуковых дефектоскопов при контроле качества рельсов, а также деталей и узлов железнодорожного подвижного состава при совмещенной и раздельной схеме работы ПЭП с частотой более 1,5 МГц.
V-1Образец из углеродистой стали с цилиндром из органического стеклаОбразец применяют в соответствии с рекомендациями Международного института сварки (МИС) и требованиями EN 12223-2000 (pdf), ISO 2400-2013 (pdf) для настройки и проверки параметров дефектоскопа и ПЭП.
V-2Образец из углеродистой мелкозернистой сталиОбразец применяют в соответствии с рекомендациями Международного института сварки (МИС) и требованиями EN 12223-2000 (pdf), ISO2400-2013 (pdf) для настройки и проверки параметров дефектоскопа с использованием малогабаритных и миниатюрных преобразователей.
Подробнее о калибровочных образцах, их классификации и схемах применения можно посмотреть здесь

Контрольные образцы предприятия (СОП) предназначены для настройки глубиномера и чувствительности при проведении ультразвукового контроля конкретного изделия.

Наиболее распространенными типами применяемых отражателей при контроле сварных соединений являются: плоскодонные отражатели, «зарубки» и сегменты.

Подробнее о назначении, типах и области применения контрольных образцов можно посмотреть здесь.

Помимо технических требований, предъявляемых к процессу ультразвукового контроля, существует и установленный порядок организации работ. Так лаборатории, выполняющие ультразвуковой контроль должны быть аттестованы в соответствии с

  • ПБ 03-372-00 «Правила аттестации и основные требования к лабораториям неразрушающего контроля»

Источник: http://www.ntcexpert.ru/85-acenter/953-metody-

Studio-pravo
Добавить комментарий