1.3. Принципы государственной службы: основы построения системы

Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды

1.3. Принципы государственной службы: основы построения системы

Законодатель не дает определения принципов ГС, но дает их перечисление в нормативных актах. Принципы государственной службы устанавливаются ради устойчивого регулирования деятельности ОГВ, ГС и т.д.

Принципы государственной службы – основополагающие идеи и установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач, функций государственных органов, полномочий ГС, действующих в системе ОГВ и в системе ГС.

Значение принципов в том, что они должны объективно отражать сущность ГС, ее наиболее важные черти, они устанавливают наиболее важные закономерности в системе организации и функционирования ГС, отражая объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений.

Отсутствие принципов влечет появление элементов произвола, бюрократизма, неорганизованности. Принципы отражают активное и динамичное начало, поскольку они обусловливают определяемую законодателем модель ГС.

Формулировка и установление законодателями принципов ГС зависят от избранной модели ГС, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования.

Принципы закрепляются в ряде НПА, главные – о системе ГС РФ и о ГГС РФ

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы РФ» основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы);

2) законность;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4) равный доступ граждан к государственной службе;

5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) профессионализм и компетентность государственных служащих;

9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Принципы можно выделить на конституционные – обусловленные КРФ, организационные – отражающие механизм построения и функционирования ГС, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. ФЗ «О системе ГС» устанавливает основные принципы построения и функционирования системы ГС. Можно выделить также основные и иные принципы ГС (ФЗ устанавливает основные, можно выделить иные.)

ФЗ «О ГГС» выделяет принципы ГГС – приоритет ПСЧГ, единство правовых и организационных основ службы РФ и субъектов, равный доступ граждан, владеющих русским, к службе, профессионализм и компетентность госслужащих, стабильность гражданской службе, доступность информации о ней, взаимодействие с общественными организациями и гражданами, защищенность служащих от неправомерного вмешательства в их деятельность.

Конституционные принципы ГС:

1. Принцип верховенства КРФ и ФЗ над иными актами, должностными инструкциями ГС – принцип законности, в т.ч принцип верности государству и принцип доверия со стороны иных субъектов.

2. Принцип приоритета ПСЧГ, их непосредственного действия, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. – принцип Федерализма.

4. Принцип разделения властей.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

6. Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.

Организационно-функциональные принципы:

1. Принцип обязательности для служащих решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах полномочий в соответствии с законодательством РФ. – подконтрольности и подотчетности.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госслужбе. – правовых и организационных основ, требований к служащему

3. Принцип профессионализма и компетентности служащих

4. Принцип гласности в осуществлении службы

5. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

6. Принцип стабильности службы.

7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы

8. Принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного в их профессиональную служебную деятельность.

9. Принцип социально-правовой защиты

10. Запрет на забастовки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_92624_printsipi-postroeniya-i-funktsionirovaniya-sistemi-gosudarstvennoy-sluzhbi-ponyatie-i-vidi.html

Основы государственной службы и кадровой политики

1.3. Принципы государственной службы: основы построения системы

При строительстве государственной службы очень важно обращать внимание на принципиальные вопросы. Без этого невозможно построение и функционирование системы административной власти в стране.

Общеизвестно, что государственная служба строится на основе принципов и механизмов ее организации и функционирования. В данном случае мы рассматриваем принципы, отражающие объективную природу этого института власти, закономерности его организации, развития и функционирования. Принципы составляют фундамент системы государственной службы любого государства.

Искусство управления таким сложным организмом, как государственная служба, не может опираться только на интуицию или организаторский талант руководителя. Оно должно базироваться на прочной основе — сплаве теоретических обобщений и накопленного в этой сфере опыта, сформулированном в виде исходных положений — принципов.

Под принципами государственной службы понимаются основные идеи, исходные положения о ее построении, организации и функционировании, выдвинутые в результате научного обобщения практики государственной службы.

Принципы государственной службы устанавливают основные правила административного управления. Они положены в основу формирования и дальнейшего развития государственной службы всех ее уровней, видов и ветвей власти.

Основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют правовое и организационное содержание, построение и функционирование государственной службы, устанавливают важнейшие связи в данном механизме государственного управления. Имея субъективную природу (они разработаны человеком), принципы объективны по своему содержанию, поскольку отражают объективные связи, тенденции и закономерности в сфере административной деятельности.

Современный законодатель не даст определения принципа государственной службы, но формулирует их в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 3) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст.

4), Законодатель формулирует принципы государственной службы исходя из конкретного правового опыта и уровня правовой культуры в стране.

Правовое установление этих принципов зависит также от политических предпочтений руководства страны и действующей модели государственной службы и государственного управления.

Принципы, закрепленные в современном российском законодательстве, не просто отражают смысл государственной службы — они образуют начала организации всей административной власти в Российской Федерации.

Главное состоит в том, что эти принципы, имея государственное значение, всеобщи и общеобязательны. Все федеральные органы власти и органы власти субъектов РФ обязаны проводить их в жизнь. Все государственные служащие в России обязаны руководствоваться ими в своей работе.

При классификации принципов государственной службы в научных целях обычно выделяют три их вида: общие (конституционные); организационные (специальные); технологические (профессиональные).

Конституционные принципы вытекают из соответствующих норм Конституции РФ, касающихся государственного управления и государственной службы. В них отражены принципы организации и деятельности государства и его органов, закрепленные в Конституции.

Организационные (специальные) принципы отражают механизм построения и функционирования государственного аппарата и его звеньев.

Профессиональные (технологические) принципы касаются механизма и процедур прохождения государственной службы, служебной деятельности и поведения чиновников.

Каждый конкретный принцип отражает лишь какую-то одну связь-отношение, присущую государственной службе. Но вместе, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, они определяют организацию и функционирование государственной службы как системы.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ 2003 г. (ст. 3) не подразделяет принципы на виды или категории; он даст их перечень и формулирует девять основных принципов построения и функционирования государственной службы:

  • федерализм;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной службы;
  • взаимосвязь государственной и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы, ее доступность общественному контролю;
  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. дополняет данный перечень новыми принципами, характерными для гражданской службы:

  • стабильность гражданской службы;
  • взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.

Принцип федерализма — конституционный; он требует единства государственной власти и государственной службы, особенно в исполнительной ветви власти. Предполагается наличие вертикали исполнительной власти в стране, которая смогла бы обеспечить высокую степень управляемости в государстве и стабильное развитие государства и общества.

В Конституции РФ (ст. 77) сказано, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Пока этот принцип до конца не реализован.

И это порой ведет к несогласованности действий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.

Принцип обеспечивает:

  • единство системы государственной службы России;
  • соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации в этой области.

Согласно Конституции РФ в России как федеративном государстве существует два уровня государственной власти, а значит, и два уровня государственной службы — федеральная и субъектов РФ. Они автономны и независимы друг от друга. Конституция РФ (ст.

71—73) разграничивает предметы ведения между федеральными и региональными органами государственной власти, а также определяет то, что находится в их совместном ведении.

Из этого следует, что и государственная служба строится и функционирует в соответствии с этими разграничениями предметов ведения.

Вместе с тем ст. 77 Конституции РФ обязывает субъекты РФ устанавливать систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительной и исполнительной власти, установленными федеральными законами.

Принцип законности является всеобщим, ориентируя государственную службу на безусловное следование требованиям Конституции и закона. В соответствии с нормами Конституции РФ (ст. 4 и 76) он указывает на то, что Конституция и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны. Федеральные законы имеют прямое действие на всей территории России.

Данное положение требует, чтобы конституции, уставы, законы субъектов РФ в полной мере соответствовали Конституции и законам Российской Федерации. Это главное требование, которое предъявляется к законодательству о государственной службе субъектов РФ. Региональное законодательство о государственной службе не должно противоречить федеральному.

Правовыми нормами на основе Конституции РФ регулируются все основные стороны федеральной и региональной государственной службы: ее правовые, организационные и финансово-экономические основы, правовой статус государственных служащих, порядок поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения государственно-служебных отношений.

Принцип законности означает, что деятельность и поведение государственных служащих регулируются нормативными правовыми актами разного уровня и осуществляются в целях реализации законов и подзаконных актов в жизнь.

Он требует неукоснительного соблюдения государственными служащими всех уровней власти при осуществлении своих управленческих действий законности, безусловного соблюдения Конституции РФ и других правовых актов, вплоть до своего должностного регламента.

Этот принцип включает организацию правовой подготовки государственных служащих, наличие у них определенного уровня правовых знаний и правовой культуры.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина — один из основополагающих либеральных принципов, закрепленных в международном праве: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека (1948), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966). В ноябре 1991 г. Россия присоединилась к международному сообществу, приняв Декларацию прав и свобод человека и гражданина.

В деятельности государственных служащих современной России этот принцип означает прежде всего прямое и непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина Человек, его права и свободы признаются Конституцией РФ (ст. 2,18) высшей ценностью.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Установленный в Конституции РФ перечень прав и свобод незыблем и общеобязателен для деятельности чиновников.

Данное положение означает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — прямая обязанность государства и всех государственных служащих.

Работники государственного аппарата должны не только признавать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, но и соблюдать их, т.е., будучи облечены властными полномочиями, они должны защищать эти права и свободы.

По сути, данный принцип определяет главный смысл и содержание деятельности государственных служащих. Они должны служить прежде всего народу, обществу как носителю суверенитета и единственному источнику власти в стране (ст. 3 Конституции РФ).

В конечном счете, сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия населения в государственном управлении, в контроле над государственным аппаратом, в реализации на практике равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, пола, расы, языка социального происхождения, имущественного и должностного положения, политических убеждений, религии, места жительства и т.д.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе — важная конституционная норма (ст. 32), подчеркивающая демократизм системы государственного управления России. Данное положение соответствует требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1966 г.

), согласно которому каждый гражданин без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность быть допущенным в своей стране к государственной службе.

С помощью данного принципа во многом реализуется конституционное право российских граждан участвовать в управлении делами государства и общества.

Это означает, что при поступлении на государственную службу и ее прохождении запрещена всякая дискриминация.

Граждане РФ, владеющие государственным языком, имеют равный доступ к государственной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного служащего.

Этот принцип означает право всех граждан России на получение любой аппаратной должности в государственных органах. Но нельзя трактовать данное право декларативно и слишком расширительно.

Следует различать: общие требования при поступлении на государственную службу — это рассматриваемая норма; специальные квалификационные требования — образование, опыт работы, знания, навыки и т.д. Общие положения о равенстве прав на доступ к государственной службе не исключают ограничений, которые касаются особых случаев.

В действительности по квалификационным требованиям и установленным критериям не все граждане РФ могут быть приняты на государственную службу.

Право равнодоступности граждан к государственной службе реализуется только в соответствии с их способностями, заслугами и профессиональной подготовкой.

Российским законодательством установлены социальные, медицинские и процедурные ограничения, не позволяющие тем или иным гражданам состоять на государственной службе России (гражданам иностранного государства, лицам моложе 18 лет, лицам, не знающим государственного языка, недееспособным, имеющим серьезное заболевание, отказывающимся от оформления допуска и т.п.). Главное условие — чтобы человек отвечал квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности государственной службы.

Равный доступ к государственной службе важен также для предотвращения или ограничения бюрократизации и коррупции в органах государственной власти.

Через механизм равнодоступности граждан к государственной службе должны отсекаться от административной власти коррумпированные слои бюрократии и приходить новые здоровые силы.

Инструментом реализации принципа равнодоступности к государственной службе является конкурс — конкурентный отбор при поступлении на государственную службу и на замещение вакантных должностей государственной службы.

Отсутствие вакансий должностей государственной службы является сдерживающим фактором для реализации рассматриваемого принципа. По мере приближения к главным и высшим должностям число должностей, а значит, вакансий резко уменьшается. Становится призрачной и возможность доступа для человека к высоким должностям государственной службы.

Источник: https://isfic.info/gossab/civserv14.htm

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

1.3. Принципы государственной службы: основы построения системы

Закон о системе государственной службы в ст. 3 закрепляет основные принципы построения и функционирования государственной службы.

Важно запомнить!

Исходя из смысла термина «принцип», означающего начало, основу, правовые принципы определяются как основополагающие идеи, закрепленные в законе. Указанный Закон является базовым для всей системы государственной службы. Поэтому принципы, закрепленные в нем, должны учитываться при разработке всех иных законодательных и подзаконных актов о государственной службе. [1] [2] [3] [4] [5]

ООН от 19 декабря 1966 г., вступил в силу 23 марта 1976 г.

), согласно которому каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации (в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства) и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе.

  • 5. Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы трех видов, использование общероссийской системы государственных должностей.
  • 6. Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной службы основывается на единстве основных квалификационных требованиях для замещения должностей государственной гражданской и муниципальной службы, требованиях к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, установленных в законодательстве РФ.
  • 7. Принцип открытости государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих основывается на положениях ст. 15 Конституции РФ.
  • 8. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих следует из сущности государственной службы как профессиональной деятельности, требующей для своего осуществления специальных знаний и навыков. Реализации этого принципа служат закрепленные в законодательстве требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на замещение должностей государственной службы. С целью повышения профессионализма и компетентности государственных служащих установлены их профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка.
  • 9. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Этот принцип является важным условием эффективного осуществления своей деятельности служащими и означает, что они обязаны исполнять поручения лишь соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий. Государственный служащий имеет также право на защиту от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Государственный служащий — гражданин Российской Федерации, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Исторический экскурс

Еще в XVII в. Т. Гоббс отметил, что государственным служителем является тот, кому суверен (будь то монарх или собрание) поручает известный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо государства[1].

Впервые в законодательстве определено, что нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а государственного гражданского служащего субъекта РФ — соответствующий субъект РФ.

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества. Однако их состав неоднороден, их функциональное назначение разнообразно, и трудятся они в разных условиях.

Поэтому государственных служащих можно классифицировать по различным критериям.

  • 1. В соответствии с принципом разделения властей выделяют государственных служащих органов: судебной власти; законодательной власти; исполнительной власти; иных государственных органов (органов прокуратуры, администрации Президента РФ и др.).
  • 2. По масштабу деятельности государственного органа различают: федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъекта РФ.
  • 3. По функциональному предназначению государственной службы государственные служащие делятся на государственных гражданских служащих, военнослужащих и государственных служащих иных государственных органов, например правоохранительных.
  • 4. По объему полномочий — на должностных лиц (лиц, имеющих государственно-властные полномочия) и служащих, не являющихся должностными лицами.

Определение должностного лица дано в ст. 2.4 КоАП РФ. К должностным лицам относятся: прокуроры, следователи, судебные исполнители, сотрудники полиции, таможенных, налоговых органов и др.

  • 5. Государственных служащих можно различать по наличию у них классного чина, дипломатического ранга, воинского или специального звания.
  • 6. В зависимости от срока службы выделяют государственных служащих, назначаемых на должность государственной службы: на неопределенный срок; определенный срок; срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и определенный срок государственной службы после его окончания.
  • 7. Государственных служащих можно разделять также по наличию у них высшего образования, по возрасту, по полу и другим критериям.

Page 3

Правовое положение (статус) государственного служащего —

это его права, обязанности, запреты и ограничения, связанные с государственной службой, правила служебного поведения, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров. Правовой статус устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Этот вопрос разберем на примере правового статуса государственного гражданского служащего.

Мнение специалиста

В. М. Манохин приводит следующий перечень элементов, характеризующих правовой статус государственного служащего:

  • 1) государственный служащий — это гражданин Российской Федерации;
  • 2) государственный служащий замещает государственную должность государственной службы;
  • 3) служебные обязанности государственный служащий исполняет в порядке, установленном федеральным законом;
  • 4) труд государственного служащего оплачивается государством из бюджетных средств — федерального бюджета или бюджета субъекта РФ[1].

Установлено, что гражданский служащий имеет право: на обеспечение надлежащих условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности; отдых; оплату труда; получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений; доступ в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации; ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела; должностной рост на конкурсной основе; профессиональную переподготовку; членство в профессиональном союзе; медицинское страхование; государственную защиту жизни и здоровья, а также принадлежащего ему имущества; государственное пенсионное обеспечение и другие права, перечисленные в ст. 14 Закона о гражданской службе.

Установлено, что гражданский служащий вправе с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов.

Государственные гражданские служащие обязаны: соблюдать Конституцию РФ, иные нормативные правовые акты; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом; исполнять поручения руководителей, данные в пределах их полномочий; соблюдать права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать служебный распорядок государственного органа; поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей; не разглашать сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей; беречь государственное имущество; представлять сведения о полученных им доходах и имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера; сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства; соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

Важно запомнить!

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению им вреда.

В Законе особо оговаривается, что служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При его получении он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности поручения и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме и отказаться от его исполнения.

В случае исполнения неправомерного поручения он и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законом.

Установлены ограничения, связанные с государственной гражданской службой.

Так, гражданин не может быть принят на гражданскую службу или находиться на ней в случае: признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда; осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия судимости; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей по его должности связано с их использованием; наличия заболевания, препятствующего поступлению на службу или ее прохождению; близкого родства или свойства с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства; представления ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления установленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и др.

Запреты, связанные с государственной гражданской службой, определены в ст. 17 Закона о гражданской службе. Гражданскому служащему запрещается:

  • — участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
  • — замещать должность гражданской службы в случае: избрания или назначения на государственную должность; избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза;
  • — осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • — приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
  • — быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность;
  • — получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц. Подарки, полученные в связи с официальными мероприятиями, признаются государственной собственностью и передаются в государственный орган, в котором он замещает должность, за исключением случаев, установленных ГК РФ;
  • — выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок;
  • — использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, государственное имущество, а также передавать его другим лицам; разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, служебную информацию и др.

Page 4

Общими условиями государственной службы для всех видов государственной службы являются: формирование кадрового состава государственной службы; отбор на службу наиболее достойных кандидатов; установление такого порядка прохождения службы, который бы способствовал развитию профессиональных качеств государственных служащих, их должностного роста; использование классных чинов, дипломатических рангов, воинских и специальных званий как эффективного критерия ранжирования должностей государственной службы и классификации государственных служащих; создание гарантий правовой и социальной защиты государственных служащих и лиц, прекративших службу.

Федеральными законами о видах государственной службы устанавливаются порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей на конкурсной основе, условия формирования конкурсных комиссий, правила опубликования информации о конкурсах в средствах массовой информации.

На государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком РФ и достигшие возраста, установленного для прохождения государственной службы данного вида.

Важно запомнить!

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств.

Контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Федеральным законом о виде государственной службы определяется предельный возраст пребывания на государственной службе данного вида.

Прохождение государственной службы включает в себя: назначение на должность; присвоение классного чина, дипломатического ранга, воинского и специального звания; аттестацию или квалификационный экзамен; другие обстоятельства (события), связанные с ее прохождением (например, поощрения, взыскания служащих).

Основания прекращения государственной службы, в том числе основания увольнения в запас или в отставку государственного служащего, устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Ими являются: соглашение сторон служебного контракта; истечение срока действия срочного контракта; расторжение контракта по инициативе служащего или представителя нанимателя; перевод служащего в другой государственный орган или на государственную службу иного вида; отказ от предложенной для замещения иной должности; отказ от перевода в другую местность вместе с государственным органом и др. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности и увольнение со службы оформляются правовым актом государственного органа.

Источник: https://studme.org/297275/pravo/osnovnye_printsipy_postroeniya_funktsionirovaniya_sistemy_gosudarstvennoy_sluzhby

Принципы государственной службы

1.3. Принципы государственной службы: основы построения системы

Определение 1

Принципы государственной службы – это совокупность основополагающих начал, в соответствии с которыми осуществляется несение государственной службы лицами, занятыми на ней.

Под государственной службой в России понимают профессиональную служебную деятельность российских граждан, направленную на обеспечение исполнения полномочий:

  • во-первых, собственно России;
  • во-вторых, органов государственного управления федерального уровня;
  • в-третьих, органов государственного управления регионального уровня;
  • в-четвертых, лиц, которые замещают должности, предусмотренные на уровне Конституции России, федеральных законов с целью непосредственного исполнения полномочий органов государственного управления федерального уровня;
  • в-пятых, лиц, которые замещают должности, установленные такими нормативными актами как конституции, уставы и законы регионального уровня с целью осуществления исполнения полномочий органов государственного управления регионального уровня в непосредственной форме.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Осуществление и организация государственной службы регламентируется определенными принципами этой службы, действие которых не распространяется на деятельность тех лиц, которые замещают государственные должности федерального и регионального уровня.

В современной России в соответствии с законодательством система государственной службы включает в себя следующие составляющие:

  • во-первых, государственная гражданская служба, которая включает в себя государственную службу федерального и регионального уровня;
  • во-вторых, военная служба;
  • в-третьих, государственная служба других видов.

Формирование правовой базы организации несения государственной службы федерального уровня выступает в качестве предмета ведения Российской Федерации. Государственная гражданская служба регионального уровня выступает в качестве совместного предмета ведения России и ее субъектов, при этом организационные вопросы является предметом ведения регионов.

Характеристика содержания принципов государственной службы

Перечень принципов государственной службы устанавливается статьей 3 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации».

К числу принципов государственной службы относятся следующие.

Принцип федерализма, который призван обеспечивать единство государственной службы в системном смысле и соблюдение закрепленного в Конституции разграничения полномочий и предметов ведения между органами государственного управления федерального и регионального уровня.

Сущность данного принципа состоит в том, что государственная служба выступает в качестве системы должностей, которые учреждаются единой системой органов государственной власти. По отношению к государственной службе федерализм рассматривается в нормативном, организационном, финансовом и функциональном аспекте.

Сущность нормативного аспекта федерализма государственной службы состоит в конституционных и законодательных разграничениях компетенций государственной службы федерального и регионального уровня.

Сущность организационного аспекта государственной службы состоит в соблюдении принципа федерализма при организации государственной службы, ее делении на федеральную и региональную.

Сущность финансового аспекта государственной службы состоит в соблюдении принципа федерализма в отношении ресурсного обеспечения государственной службы за счет бюджетов соответствующего уровня. Сущность функционального аспекта государственной службы состоит в самостоятельности ее действий при решении вопросов кадрового обеспечения и иных вопросов функциональной значимости.

Принцип законности, подразумевающий полное регулирование порядка несения государственной службы федеральным законодательством, а также региональными нормативными актами. Кроме того, данный принцип подразумевает соответствие всех нормативных актов Конституции России и федеральным законам, регулирующим государственную службу.

Принцип приоритетности свобод и прав гражданина и человека, выражающийся в непосредственном действии этих свобод и прав, обязательности их соблюдения, признания и защиты.

В контексте государственной службы свободы и права гражданина и человека выступают в качестве определяющего смысла, содержания и области применения законодательства.

Установлен запрет на дискриминацию граждан со стороны лиц, несущих государственную службу, по любым признакам. И тот же запрет действует в отношении дискриминации государственных служащих.

Принцип равенства доступности государственной службы для всех граждан России, подразумевающий возможность поступления на государственную службу любого дееспособного человека, обладающего соответствующими знаниями и опытом работы.

Принцип единства основ государственной службы правового и организационного характера, выражающийся в законодательном закреплении единообразного подхода к процессу организации и несения государственной службы.

Принцип взаимосвязи муниципальной и государственной службы, выражающийся в установлении соответствия между видами и категориями государственных и муниципальных служащих.

Принцип открытости несения государственной службы и ее подведомственности контролю со стороны общества, обеспечения объективного информирования общественности о действиях государственных служащих.

Принцип компетентности и профессионализма лиц, занятых на государственной службе, подразумевающий наличие у государственных служащих специальных знаний, навыков и умений, позволяющих им эффективно осуществлять свои должностные обязанности.

Принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного характера в осуществление ими профессиональной служебной деятельности со стороны физических, юридических лиц, должностных лиц и государственных органов.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/principy_gosudarstvennoy_sluzhby/

1.3. Принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации

1.3. Принципы государственной службы: основы построения системы

Арсенал средств и инструментовгосударственного (муниципально-го)управления включает многообразие принципов управленческой деяте-льности,синтезирующих действие социальныхзакономерностей и кон-кретные подходы к их реализации на практике. Терминпринцип( лат. -principium)означает «основа», «начало». Этимтермином обозначают ос-новное, исходноеположение какой-либо теории, учения ит.д.; руководя-щую идею, правилодеятельности.

Как отмечает В.В.

Черепанов, принципыгосударственной службы– это основныеидеи, исходные положения о ее построении,организации и функционировании,выдвинутые в результате научногообобщения практи-ки государственнойслужбы и устанавливающие основныеправила адми-нистративного управления.Они составляют основу формирования идаль-нейшего развития государственнойслужбы всех ее уровней, видов и вет-вейвласти.

Основное значение принципов государственнойслужбы состоит в том, что они определяютправовое и организационное содержание,постро-ение и функционированиегосударственной службы, устанавливаютваж-нейшие связи в данном механизмегосударственного управления. Имеясубъективную природу (они сформулированылюдьми), принципы объек-тивны по своемусодержанию, поскольку отражают объективныесвязи, тенденции и закономерности всфере административной деятельности.1

При классификации принципов государственнойслужбы в научных целях обычно выделяюттри их вида: общие (конституционные);органи-зационные (специальные);технологические (профессиональные).

Вконс-титуционных принципах государственнойслужбы находят свое отражение закрепленныев Конституции России принципы организациии деятельно-сти государства и егоорганов. Организационные (специальные)принципы отражают механизм построенияи функционирования государственногоаппарата и его звеньев.

Технологические(профессиональные) принципы касаютсямеханизма и процедур прохождениягосударственной службы, служебнойдеятельности и поведения чиновников.

Каждый принцип отражает, таким образом,лишь какую-то одну связь-отношение,присущую государственной службе. Но вцелом, будучи органически взаимосвязаннымии взаимообусловленными, они определяюторганизацию и функционированиегосударственной службы как системы.

Федеральным законом от 27 мая 2003 г.№ 58-ФЗ «О системе госу-дарственнойслужбы Российской Федерации» (п.1 ст.3)нормативно зак-реплены следующиепринципы построения и функционированиясистемы государственной службы РоссийскойФедерации:

  • федерализм;
  • законность;
  • приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредствен-ное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
  • равный доступ граждан к государственной службе;
  • единство правовых и организационных основ государственной служ-бы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
  • взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
  • открытость государственной службы и ее доступность общественно-

муконтролю, объективное информированиеобщества о деятельно-

стигосударственных служащих;

  • профессионализм и компетентность государственных служащих;
  • защита государственных служащих от неправомерного вмешатель-ства в их профессиональную служебную деятельность как государст-венных органов и должностных лиц, так и физических и юридиче-ских лиц.

Обстоятельный содержательный анализ принциповпостроения и

функционированиясистемы государственной службы РоссийскойФедера-ции проведен Д.М. Овсянко,1а также В.В.Черепановым и рядом другихавторов.

Принцип федерализмаобеспечиваетединство системы государст-

веннойслужбы и соблюдение конституционногоразграничения предметов ведения иполномочий между федеральными органамигосударственной власти и органамигосударственной власти субъектов РФ.Согласно п. «т» ст.

71 Конституции введении Российской Федерации находитсяфедераль-ная государственная служба(федеральная государственная гражданская,военная, правоохранительная).

Правовоерегулирование государственной гражданскойслужбы субъекта РФ находится в совместномведении Феде-рации и ее субъектов, а ееорганизация – в ведении субъекта РФ.

Принципзаконностиозначает, что исполнительныеорганы и долж-ностные лица при осуществлениисвоих задач и функций обязаны строгособлюдать законы и иные нормативныеправовые акты о государственной службе.Этот принцип отражает требования ст.

4Конституции России о том, что Конституциястраны и федеральные законы имеютверховенство на всей территорииРоссийской Федерации, а все остальныенормативные правовые акты, в том числепо вопросам государственной службы,должны соответствовать Конституции.

Принципприоритета прав и свобод человека игражданина, их непосредственноедействие, обязательность их признания,соблюдения и защиты обусловлен тем, чтов правовом государстве права личностиявля-ются высшей ценностью, а всегосударственные служащие несутпредус-мотренную законодательствомРоссии ответственность за деяния,наруша-ющие права и законные интересыграждан. Гражданин должен быть на-дежнозащищен от «усмотрений» органовгосударства и его работников.

Принциправного доступа граждан к государственнойслужбеза-креплен в ст. 32 КонституцииРоссии. Это соответствует ст. 25Междуна-родного пакта о гражданских иполитических правах от 16 декабря 1966 г.

Сущность принципа заключается в том,что при приеме на государственную службуне допускается каких бы то ни было прямыхили косвенных ограничений в зависимостиот расы, пола, национальности, языка,социального происхождения, имущественногои должностного по-ложения, местажительства, наличия или отсутствиягражданства субъекта РФ, отношения крелигии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям. Возможностьдоступа к государственной службеобусловлена владением государственнымязыком Российской Федерации, возрастоми другими требованиями, установленнымифедеральным законом о виде государственнойслужбы.

Принципединства правовых и организационныхоснов государ-ственной службыпредполагает законодательное закреплениеединого подхода к организациигосударственной службы как на федеральномуров-не, так и на уровне субъектов РФ.

Залог эффективности государственнойслужбы, ее способности решать сложнейшиезадачи регионального и об-щенациональногосоциально-экономического развития вусловиях федера-тивного государства,- следование Закону № 58-ФЗ системегосударствен-ной службы РоссийскойФедерации и нормативным правовым актамо го-сударственной гражданской службе.

Принципвзаимосвязи государственной имуниципальной служ-быполучил своеотражение в законодательном закрепленииединства ос-новных квалификационныхтребований для замещения должностейгосу-дарственной гражданской службы идолжностей муниципальной службы,требований к профессиональной подготовке,переподготовке и повыше-нию квалификациигосударственных гражданских служащихи муниципальных служащих. Соотносимыосновные условия оплаты слу-жебнойдеятельности и социальных гарантий, атакже пенсионного обеспе-чения.

Открытостьгосударственной службыи ее доступностьобществен-ному контролю, объективноеинформирование общества о деятельностигосударственных служащих являетсяважной предпосылкой эффективногофункционирования государственнойслужбы. При этом ст.15 Конституции Россииустановлено, что законы подлежатобязательному опубликованию,неопубликованные законы не применяются.

Любые нормативные право-вые акты,затрагивающие права, свободы и обязанностичеловека и граж-данина, не могутприменяться, если они не опубликованыофициально для всеобщего сведения.

Обеспечение доступности граждан кинформации о деятельности государственныхорганов и органов местного самоуправле-нияявляется важнейшим направлениемпроводимой в настоящее времяад-министративной реформы в России.

Принциппрофессионализма и компетентностигосударственных служащих имеетпервостепенное значение при отборекандидатов для за-мещения должностейдля государственной службы.

Высокийуровень про-фессионализма и профессиональнойкомпетентности является сегодняне-обходимым условием результативногои эффективного выполнения каж-дымгосударственным служащим его обязанностейпо занимаемой долж-ности, а такжеучитывается при формировании кадровогорезерва и реше-нии вопросов должностногопродвижения служащих.

Значениепрофессио-нализма и компетентностигосударственных служащих особо возрастаетв период проведения глубоких экономическихи политических реформ, а также решениязадачи кардинального повышенияэффективности государ-ственногоуправления в современной России.

Защитагосударственных служащихотнеправомерного вмеша-тельства в ихпрофессиональную служебную деятельностькак государст-венных органов и должностныхлиц, так и физических и юридических лицкрайне необходима для обеспечениянормальной деятельности государст-венныхорганов, исключения фактов коррупциии принятия незаконных решений.

Реализация перечисленных принциповпостроения и функционирова-

ниясистемы государственной службы Россииобеспечивается федераль-ными законамио видах государственной службы. Указаннымифедераль-ными законами могут бытьпредусмотрены также другие принципыпост-роения и функционирования видовгосударственной службы, учитываю-щиеих особенности.

Источник: https://studfile.net/preview/3220205/page:3/

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

1.3. Принципы государственной службы: основы построения системы

Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года

Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года

Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяются правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Государственная служба Российской Федерации

1. Государственная служба Российской Федерации (далее — государственная служба) — профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее — федеральные государственные органы);

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы субъектов Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее — лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее — лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется.

Статья 2. Система государственной службы

1. Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

2. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

3. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

4. Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы

1. Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Просмотров 185

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-436.html

Studio-pravo
Добавить комментарий