1.3 Основные принципы административного законодательства

Административное право России

1.3 Основные принципы административного законодательства

Правовые принципы — это закрепленные в праве руководящие идеи, определяющие характер, основания и объем правового регулирования общественных отношений. Их принято делить на общие, характерные для права в целом, и отраслевые (специальные) принципы, отражающие особенности отраслевого правового регулирования.

В административном праве РФ в прямой форме не установлены его общие и отраслевые принципы. Исключение составляют лишь законодательство о государственной службе, которое содержит их перечень, применительно к данному институту, а также КоАП РФ, в котором имеются положения, закрепляющие принципы законодательства об административных правонарушениях.

Основные принципы административного права, в том числе и сочетаемые с общими правовыми, могут быть выявлены методом анализа Конституции РФ и текущего законодательства. Причем некоторые принципы административного права являются лишь специфическим проявлением общих принципов российского права, вытекающих из Конституции РФ.

Принципы административного права получили свое закрепление и выражение в многочисленных нормах законодательства.

закрепляющих прежде всего правовой статус личности в РФ. а также правовые основы организации и функционирования публичного управления. Они объемны по своему содержанию, которое раскрывается при освещении различных тем учебника. Здесь оно ограничено в основном лишь обозначением важнейших принципов, очевидных из законодательства.

Принцип приоритета личности, ее прав и свобод. Конституция РФ провозгласила, что человек, ею права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2).

Соблюдение данного принципа во всей своей деятельности является важнейшей обязанностью всех органов государственного управления и местного самоуправления, их должностных лиц и других служащих.

Нормы административного права, относящиеся к правовому положению личности, защите ее прав и свобод, имеются в многочисленных нормативных правовых актах, различных по юридической силе и формам. Среди них видное место занимают профильные правовые акты, т.е.

определяющие содержание этого принципа и практическую реализацию его требований (например, о здравоохранении, образовании, свободе передвижения и т.д.).

Принцип разделения осуществления государственной власти, в соответствии с которым административно-правовое регулирование выражает и обеспечивает самостоятельное в пределах закона функционирование исполнительной власти, недопустимость ее подмены законодательной и судебной властью и, наоборот, исполнительной властью указанных ветвей власти. Во взаимосвязи с нормами конституционного права и в порядке их реализации административное право определяет пределы взаимной зависимости ветвей власти, основанные на законе формы и методы их взаимодействия и сотрудничества.

Принцип федерализма воплощен в нормах, в том числе административного права, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов, закреплении систем федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, имеющих свою компетенцию, установленную нормативными актами о правовом положении соответствующих органов.

Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ отнесла к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов административное и административно-процессуальное законодательство (п. «к» ч. 1 ст. 72).

Принцип единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, которую образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах ведения РФ и полномочии РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Единая система исполнительной власти в Российской Федерации возглавляется Правительством РФ. На него возложен контроль за исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ (ст.

4 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»).

Своеобразие единства исполнительной власти в Российской федерации состоит в том, что оно предполагает широкую самостоятельность исполнительной власти субъектов РФ, основанную на Конституции РФ, федеральных законах и нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации по предметам их совместного с РФ и исключительного ведения.

Указанный принцип по своей сути представляет собой частную конкретизацию принципа федерализма применительно к системе исполнительной власти.

Принцип законности: субъекты управленческих отношений должны сообразовывать свою деятельность (поведение) с требованиями законно установленных административно-правовых норм исходя из их административно-правового положения.

В частности, органы государственного управления обязаны выполнять требования относящихся к ним законов и основанных на них нормативных правовых актов вышестоящих органов. В своей деятельности они должны строго соблюдать Конституцию РФ и законы РФ.

Принимаемые ими правовые акты, содержащие административно-правовые предписания, не должны противоречить действующему в Российской Федерации законодательству.

В свою очередь, физические лица и иные субъекты управленческих отношений должны выполнять адресованные им административно-правовые предписания уполномоченных органов (должностных лиц).

Принцип гласности выражен во многих нормах о правах граждан на получение информации о деятельности органов публичного управления.

Принцип гласности в правотворческой деятельности полупил свое определенное закрепление в Конституции РФ, в соответствии с которой любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (и. 3 ст. 15).

Данное конституционное положение получило свое развитие и конкретизацию в текущем законодательстве и подзаконных актах, регламентирующих порядок подготовки, официального опубликования и вступления в силу, в частности, нормативных правовых актов органов исполнительной власти.

Принцип ответственности закреплен в нормах, устанавливающих административную, дисциплинарную и материальную ответственность по административному праву. и формы реализации данного принципа зависят от особенностей каждого вида ответственности.

Источник: https://isfic.info/alehin/kargol07.htm

Основные принципы законодательства об административных правонарушениях

1.3 Основные принципы административного законодательства

Состав административного правонарушения- совокупность элементов (признаков), при наличии которых конкретное антиобщественное деяние является административным правонарушением. Наличие состава административного правонарушения в конкретном деянии является единственным основанием наступления административной ответственности за его совершение.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Основными характерными признаками административного проступка являются:

а) общественное деяние, посягающее на общественные отношения;

б) противоправность деяния, то есть нарушение норм различных отраслей права, охраняемых административными мерами;

в) виновность лица, совершившего деяние;

г) возможность применения административных взысканий.

д) действие или бездействие лица.

В состав административного проступка включаются четыре элемента: субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона. Субъектом административного правонарушения является вменяемое лицо, достигшее определенного возраста. По общему правилу ответственность за административные проступки наступает с 16 лет.

Административное законодательство подразделяет субъекты на общие и специальные (должностные лица, особые категории служащих). Объектом административного правонарушения является то, на что правонарушение направлено (здоровье граждан, их права, свободы, государственная или личная собственность, общественный порядок и др.).

Субъективная сторона включает три компонента: вина, цель и мотив. Вина – психическое отношение субъекта к совершенному им правонарушению. Формы вины, учитываемые в административном законодательстве при определении меры наказания, – умысел и неосторожность.

Объективную сторону составляют: противоправное деяние; причиненный вред (с учетом места, времени, способа, средства совершения проступка), и причинная связь между противоправным деянием и наступившим результатом.

62.Законодательство об административных правонарушениях. 1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. 2.

Кодекс об АП основывается на 121993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30122008 N -ФКЗ, от 30122008 N -ФКЗ)»Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

1. Принцип равенства перед законом. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, и лица, привлеченные к административной ответственности, наделены в соответствии с нормами КоАП взаимными обязанностями и правами и по существу равны перед законом.

2.Принцип федерализма. Законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ.

3.Принцип неотвратимости наказания — означает неизбежность наступления юридической ответственности, если она предусмотрена законом за совершение правонарушения, соответствует правовому режиму конституционности и законности и составляет одно из обязательных условий правопорядка.

4.Презумпция невиновности

5.Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ, здесь же предусмотрено и верховенство международного договора Российской Федерации в сравнении с федеральными законами, а следовательно и КоАП, и законами субъектов РФ.

Источник: https://studopedia.su/13_145864_osnovnie-printsipi-zakonodatelstva-ob-administrativnih-pravonarusheniyah.html

ГЛABA 3 АДМИНИСТРАТИВНО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА, ЕГО НОРМЫ И ОТНОШЕНИЯ 3.1. Механизм административноправового регулирования. Принципы административного права

1.3 Основные принципы административного законодательства

Механизмом административноправового регулирования является совокупность административноправовых средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений, которые возникают по поводу правоотношений реализации исполнительной власти.

К элементам административноправового регулирования относятся:— принципы административного права;— нормы административного права;— акты официального толкования норм административного права;— акты применения норм административного права;— административноправовые отношения.

Принципами административного права являются его основополагающие идеи, требования, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность.К числу основных принципов относятся:1. Принцип демократизма нормотворчества и реализации права.

В правотворчестве этот принцип проявляется в широком участии населения и общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избранные ими органы власти) формировании норм административного права.

В реализации административного права он проявляется в степени подконтрольности, открытости правоприменительных органов гражданам, а также наличии общественного контроля.2. Принцип равенства граждан перед законом и правоприменителем.

Все граждане, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности.3. Принцип взаимной ответственности государства и личности.

Данный принцип говорит о том, что юридическую ответственность должна нести не только личность за нарушение норм административного права, но и государство в лице его органов и должностных лиц за нарушение (ненадлежащее исполнение) обязанностей перед личностью.4.

Принцип федерализма — это определение компетенции федеральных органов властн, органов власти субъектов Федерации в установлении совместного ведения.5. Припцин гуманизма — юридическое признание приоритета ценностей человека, его прав и свобод как критерия оценки общественных отношений.6. Принцип законности точная, строгая реализация требований законности, обращенных к специальным субъектам в правотворческой и правоприменительной деятельности.7. Принцип справедливости — требование соответствия между поведением субъекта и юридическими последствиями эа его результат.В законодательстве существует два способа закрепления принципов административного права:вопервых, текстуальный, когда принцип непосредственно закреплен в конкретной статье закона;

вовторых, смысловой, когда принцип вытекает из анализа содержания нормативного акта.

3.2. Понятие, структура и виды административноправовых нормЛюбая отрасль права состоит из определенных правовых норм. Административноправовые иормы — это нормы права, которые регулируют отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, которые возникают в процессе осуществления государственной деятельности.

Нормы административного права определяют границы должного, допустимого или рекомендуемого поведения участников управленческих отношений, устанавливают правовое положение и компетенцию органов исполнительной власти, а также регулируют ее деятельность, регламентируют формы и методы осуществления исполнительной власти и определяют порядок взаимоотношений между субъектами управления.

Административноправовые нормы имеют ряд особенностей:1) они определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в сфере государственного управления;2) определяя границы дол ясного поведения в сфере государственного управления, административноправовые нормы устанавливают и обеспечивают режим законности и государственной дисциплины в общественных отношениях, возникающих, в процессе государственноуправленческой деятельности;3) административная ответственность является юридическим средством защиты от посягательств на административноправовые нормы;4) с помощью административноправовых норм обеспечивается регулирование таких общественных отношений, как финансовые, земельные, трудовые и другие;5) административноправовые нормы часто устанавливаются в процессе реализации исполнительной власти.Что касается структуры административноправовых норм, то она традициониа и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.Гипотеза как часть административноправовой нормы содержит указание на фактические условия реализации норм, т. е. на те общественные отношения, на которые она призвана воздействовать и которые в свою очередь порождают конкретные правовые отношения. Следовательно, обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы, являются юридическими фактами, порождающими адмипистративноправовьге отношения.Диспозиция — правило поведения, предписываемое нормой. Диспозиция в административноправовых нормах излагается преимущественно как права, правомочия, дозволении или ь виде предписаний, обязанностей, а также запрета или ограничений.Сашсция как элемент административноправовой нормы содержит указание на меры административного воздействия, применяемые к правонарушителю.Административноправовые нормы по различным основаниям классифицируются на определенные виды:1) по конкретному содержанию общественных отношений административноправовые нормы подразделяются на:— общие нормы, регулирующие общественные отношения общего характера (для всех сфер и отраслей);Щ особенные нормы, регулирующие общественные отношения в конкретной сфере управления;2) по предмету регулирования:— материальные — нормы, которые юридически закрепляют комплекс обязанностей и прав, а также ответственность участников управленческих отношений, регулируемых административным правом, то есть фактически их административноправовой статус;— процессуальные — нормы, определяющие методы (способы, порядок, процедуры) деятельности по реализации государственного управления и регламентирующие управленческие отношения;3) по предмету воздействия на субъектов административного права иормы подразделяются на:— обязывающие — нормы, предписывающие совершать определенные действия. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание;— запрещающие — нормы, предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в определенных условиях. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий (бездействий), подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальпых средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних);— дозволительные (разрешительные) иормы, в которых выражается возможность адресата действовать н рамках установленных требований по своему усмотрению;— стимулирующие (поощрительные) нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное но ведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и так далее);— рекомендательные — иормы, которые носят рекомендательный характер, чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований. Однако рекомендации иногда содержатся в нормативных актах, адресованных нижестоящим субъектам исполнительной власти или подведомственным объединениям;4) по адресату отмечают нормы, регламентирующие:— организацию и деятельность механизма исполнительной власти, то есть различных звеньев аппарата государственного управления;— административноправовой статус государственных служащих — работников управленческого аппарата;— вопросы организации и деятельности государственных предприятий и учреждений;— административноправовой статус общественных объединений;— отдельные стороны функционирования различных коммерческих структур;— административноправовой статус гражданина;5) по пределу действия нормы разделяют на три вида:— по территориальному масштабу деятельности административно* правовые нормы подразделяются иа территориальные — действующие в границах государства, государственнотерриториальных образований (например, иормы Кодекса РФ об административных правонарушениях — общегосударственные, но правила охоты, установленные местными органами, действуют в границах территории), а также на межтерриториальные — нормы, действующие в границах нескольких административнотерриториальных образований (например, акты в условиях чрезвычайного положения, которые могут действовать в указанных территориальных масштабах);— по действию во времени административноправовые нормы бывают: срочные, для которых определен срок действия, и бессрочные — нормы без указания срока действия, то есть до официальной отмены компетентным органом;— по кругу лиц — нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо на всех (например, порядок уплаты налогов для всех юридических лиц), либо на отдельных юридических лиц (например, порядок уплаты налогов страховыми организациями), а также бывают нормы, действие которых связано с распространением устанавливаемых правил либо иа всех граждан, либо на отдельные их группы (распространение льгот в осуществлении кредитования жилищного строительства на военнослужащих).

И, наконец, с учетом федеративного устройства России, существуют нормы, устанавливаемые субъектами Федерации, и общефедеральные нормы.

Источник: http://oprave.ru/?p=15028

Принципы административного права

1.3 Основные принципы административного законодательства

Определение 1

Принципы административного права понимаются как основные идеи, требования, положения, выражающие его сущность и определяющие содержание административно-правовых норм.

Административное право, как и прочие отрасли права, обладает как набором общих принципов, характерных для права в целом, так и собственными особыми принципами, придающими уникальность административному праву.

Определение 2

Принципы — это основополагающие начала отрасли, своеобразная квинтэссенция ее норм.

Ранее указанное положение подтверждается тем фактом, что в тех основных отраслях права , которые под собой имеют законодательную основу в виде кодексов, законодатель вынес основополагающие принципы в самое начало данных актов, как бы подчеркивая, что именно эти положения являются отличительной чертой конкретной отрасли.

Административное право, в отличие от иных отраслей, например налогового права или семейного, не имеет особого единого перечня принципов данной отрасли.

Основные принципы административного права содержит в себе Кодекс об административных правонарушениях.

Он особо выделяет такие принципы как равенство перед законом, презумпция невиновности, обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с совершением административного правонарушения.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Многочисленные акты, которые регламентируют вопросы административного права, содержат в себе множество различных принципов, в том числе общеправовые, свойственные всем отраслям права, межотраслевые, которые характерны для группы отраслей, которые имеют направленность публично – правового характера, а также принципы, которые подчеркивают индивидуальность административного права как отрасли.

Изначально следует обратить внимание на общеотраслевые принципы, которые можно применять к отрасли административного права. К таким в частности можно отнести:

  1. Принцип равенства перед законом. Частный случай реализации данного принципа мы можем наблюдать при анализе норм КоАП РФ, согласно ч. 1 ст. 1.4 которого лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом.
  2. Принцип законности. Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и ее законы.

    Данный принцип требует от участников административно-правовых отношений реализации закрепленных соответствующими нормами возможностей сообразно требованиям законодательства. Особое значение данный принцип имеет в деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих.

  3. Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Основа данного принципа — положения ст.

    2 Конституции РФ, закрепляющей положения о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства.

    Данное конституционное положение транслируется в законы и иные нормативные правовые акты — источники административного права.

  4. Принцип гласности. данного принципа включает несколько уровней. Прежде всего это требование к гласности источников административного права. Частью 3 ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.

    Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

    Данное конституционное положение развивается в иных нормативных правовых актах административного характера, о чем будет сказано, когда будем рассматривать источники административного права.

К числу принципов, относящихся к межотраслевым, которые также применимы к административному праву можно отнести:

  • принцип федерализма;
  • принцип разделения властей;
  • принцип признания местного самоуправления;
  • принцип разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Замечание 1

Большую часть принципов административного права составляют принципы, которые можно назвать отличительными особенностями собственно административного права.

Как правило, эти принципы, которые будут указаны позднее, определяют содержание какой-либо из определенных сфер административно-правового регулирования.

К таким, например, можно отнести принципы организации деятельности государственной гражданской службы: стабильность гражданской службы; защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность.

Выводы

Рассмотрев некоторые принципы, на которых базируется административное право, можно сделать следующие выводы:

  1. перечень принципов не является закрытым. Приведенные принципы относятся к числу наиболее распространенных в административном праве, однако это не означает, что оно ограничивается только ими. Ряд авторов к числу принципов, влияющих на содержание административно-правовых норм, относят такие принципы, как светский характер государства, социальный характер государства, считают целесообразным особо выделять принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения и т.д.;
  2. формулировка и содержание принципов не должны рассматриваться в качестве некоей догмы. Их большинство имеет исключения, которые тем не менее лишь подчеркивают общее правило, содержащееся в природе принципа. Например, исключениями из принципа гласности являются режим государственной тайны, использование органами исполнительной власти, наделенными соответствующими полномочиями (органами федеральной службы безопасности, федеральной службы охраны), сочетания гласных и негласных методов работы.
  3. Важно, что любое отступление от общего правила, сформулированного принципом, имело под собой не только правовое, но и в не меньшей степени моральное обоснование. Иными словами, исключений не может быть слишком много, в противном случае существует риск утраты самого принципа.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_administrativnoe_pravo/principy_administrativnogo_prava/

Studio-pravo
Добавить комментарий