1.2. Принципы правового регулирования банковской

Читать

1.2. Принципы правового регулирования банковской
sh: 1: —format=html: not found

Коллектив авторов

Банковское право: Шпаргалка

1. ПОНЯТИЕ БАНКОВСКОГО ПРАВА И БАНКОВСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Банковское право – самостоятельная комплексная отрасль права.

Предмет банковского права – банковские правоотношения как вид общественных отношений, которые возникают в процессе функционирования банковской системы, обслуживающей платежно-расчетные отношения, привлечение денежных средств юридических и физических лиц и размещение их от своего имени на определенных условиях.

Банковские правоотношения – это урегулированные нормами банковского права отношения, возникающие в процессе осуществления кредитными организациями банковской деятельности, в которых субъекты связаны между собой взаимными правами и обязанностями.

Признаки банковских правоотношений:

• основание возникновения – нормы гражданского и банковского права, корпоративные акты, договоры;

• специальные субъекты (кредитные организации), осуществляющие правоотношения;

• объект – банковская деятельность, включающая операции и сделки;

• предмет – деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, а также права требования по денежным обязательствам;

• опосредованность кредитно-денежной политики государства.

Метод регулирования банковского права носит комплексный характер и сочетает два подхода:

1) отношения «власти и подчинения». Этот базируется на иерархическом подчинении кредитных организаций от Центрального банка РФ (ЦБ РФ), когда осуществляется государственное регулирование;

2) отношения, основанные на равноправии сторон (т.е. договорные отношения). Равноправные отношения возникают и функционируют в случае заключения ЦБ РФ, кредитными организациями и их клиентами гражданско-правовых договоров.

Государственное регулирование банковских отношений – это комплекс методов, способов, мер, действий, нормативно-правовых актов, исходящих от ЦБ РФ и по отдельным аспектам – от компетентных государственных органов, в том числе Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

2. ИСТОЧНИКИ БАНКОВСКОГО ПРАВА

Общей нормативно-правовой базой курса «Банковское право» служит российское конституционное, гражданское, финансовое и банковское законодательство.

Специфика источников банковского права в следующем:

• многие сферы банковской деятельности урегулированы в большей степени нормативными актами ЦБ РФ, чем законами;

• применяются законы из разных отраслей права;

• банковское законодательство находится в стадии формирования и нуждается в систематизации. Конституция РФ устанавливает:

1) правовое регулирование банковской деятельности должно осуществляться исключительно федеральными законами. Регулирование на уровне субъектов РФ не допускается;

2) денежной единицей является рубль, введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются;

3) независимость ЦБ РФ от других органов государственной власти при выполнении им функции по защите и обеспечению устойчивости рубля.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) определяет признаки предпринимательской деятельности, виды юридических лиц, в том числе акционерных обществ, объекты гражданских, в том числе банковских правоотношений (например, ценные бумаги), вещные права (например, право собственности), виды обязательств и сделок (в том числе договоров).

Кроме Конституции РФ и ГК РФ, ведущую роль в системе источников банковского права играют федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О защите конкуренции», «Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О валютном регулировании и валютном контроле», «О кредитных историях» и другие федеральные законы, нормативные акты Правительства РФ и ЦБ РФ.

3. ПРИНЦИПЫ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выделяют следующие принципы банковской деятельности, как:

1. Принцип экономической свободы определен в ст. 8 и 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

2. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. В ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

3. Принцип единого экономического пространства. Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируется свободное перемещение финансовых средств. В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.

4. Принцип поддержания конкуренции и недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции. Данный конституционный принцип получил дальнейшее развитие в ФЗ «О защите конкуренции».

5. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

6. Принцип законности лежит в основе построения правового государства. Принцип законности обязателен как для кредитных организаций, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность.

Законность обеспечивает стабильность экономики и особенно ее финансовой системы.

Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу.

7. Принцип инициативности и добросовестности банкира является основой его подхода к делу и к отношениям с партнерами, конкурентами и потребителями, а также этот принцип определяет качество этих отношений.

8. Принцип свободы договора означает, что участники банковских правоотношений свободны в выборе партнера при заключении договора, в определении вида и условий договора, в установлении для регулирования своих взаимоотношений определенных правил.

9. Принцип информационной безопасности означает наличие общего для предпринимателей информационного пространства, включающего установленные правила операций с информационными продуктами, единую информационную систему (сведения о добросовестных и недобросовестных кредиторах и заемщиках, а также сведения о некачественных услугах), наличие коммерческой тайны.

10. Принцип защиты прав и интересов предпринимателя. Кредитная организация может использовать как юрисдикционные, так и неюрисдикционные способы защиты, причем можно обращаться в суд с иском о возмещении убытков к государственным и муниципальным органам, если незаконными действиями этих органов был причинен ущерб.

4. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Согласно ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация – юридическое лицо (вид финансовой организации), которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные данным законом.

Банк России осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и ведет книгу государственной регистрации (ст. 12 Закона о банках).

Кредитная организация, не получившая лицензию ЦБ РФ, не имеет права осуществлять банковские операции.

Характеристика кредитной организации:

1) тип – коммерческая организация, т.е. ее цель – получение прибыли;

2) образуется на основе любой формы собственности;

3) организационно-правовая форма – хозяйственное общество (ООО, ЗАО, ОАО);

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=285086&p=1

Принципы правового регулирования банковской деятельности

1.2. Принципы правового регулирования банковской

Под правовыми принципами понимаются исходные положения, предопределяющие правовое регулирование.

В зависимости от сферы действия можно выделить следующие виды правовых принципов, которые соответствуют правовым образованиям, составляющим систему права:

ü общие (общеправовые), которые распространяются на всю систему права;

ü принципы частного и публичного права;

ü межотраслевые принципы, которые распространяются на несколько отраслей права;

ü отраслевые, которые распространяются на одну профилирующую (фундаментальную, основную) отрасль права;

ü специальные принципы, распространяющиеся на одну комплексную отрасль права;

ü подотраслевые принципы (например, принципы налогового или авторского права);

ü институциональные принципы, характерные для отдельных институтов права (например, принципы правового регулирования расчетных отношений).

Правовое регулирование банковской деятельности, являющейся разновидностью предпринимательской деятельности, строится на тех же принципах, что и предпринимательская деятельность.

Основная отличительная особенность принципов правового регулирования предпринимательской деятельности заключается в том, что они одновременно составляют закрепленные в гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя Российской Федерации.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 16 Конституции РФ основам конституционного строя не могут противоречить никакие другие ее положения.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются:

— единство экономического пространства;

— свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

— поддержка конкуренции.

Рассматривать эти положения как общие (общеправовые) принципы, как принципы частного или публичного права, либо как отраслевые принципы не представляется возможным. С одной стороны, на них строится правовое регулирование только экономических, а не всех общественных отношений.

С другой стороны, эти отношения составляют предметы регулирования как частного, так и публичного права, а также таких отраслей, как гражданское и административное (в том числе финансовое) право. Например, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств является принципом, закрепленным и в ГК РФ (п. 3 ст.

1), и в части первой НК РФ (п. 4 ст. 3).

При этом несмотря на закрепление этого принципа в ГК РФ, он не может быть отнесен к отраслевому принципу гражданского права, поскольку понятие «гражданский оборот» является более широким, чем понятие «экономический оборот», так как включает в свое содержание действия безвозмездные (дарение, завещание и др.), по своей природе несовместимые с экономическим оборотом (обменом)[1].

Тем самым перечисленные принципы следует отнести к специальным принципам правового регулирования предпринимательской, а следовательно, и банковской деятельности.

Из принципа единства экономического пространства вытекает обязанность государства обеспечить создание и функционирование единой денежной и налоговой систем (ст. 75 Конституции РФ).

Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств порождает обязанность государства не устанавливать и не допускать установления на территории Российской Федерации таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ст. 74 Конституции РФ).

На принципе поддержки конкуренции основывается запрет, содержащийся в ч. 2 ст.

34 Конституции РФ, согласно которому не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Из этой нормы вытекает обязанность законодателя принять законы, определяющие антимонопольную политику государства и устанавливающие критерии определения недобросовестной конкуренции.

Строгое соблюдение этих принципов позволяет придать правовому регулированию предпринимательской, в том числе банковской, деятельности стабильность и предсказуемость, что является необходимым условием их развития.

Кроме того, в качестве основ конституционного строя закрепляются свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), а также признание и защита равным образом всех форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ).

Данные принципы являются межотраслевыми, поскольку определяют правовое регулирование экономической деятельности в широком смысле, т.е.

не только активной экономической (предпринимательской) деятельности, но и пассивной экономической деятельности, связанной с любым распоряжением имуществом.

Принцип свободы экономической деятельности лежит в основе таких прав, как право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ), право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ) и некоторых других.

Принцип признания и защиты равным образом всех форм собственности предопределяет правовой статус всех субъектов права собственности (граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований) и применяется как в гражданско-правовой, так и публично-правовой сфере[2].

Перечисленные принципы устанавливают пределы осуществления прав предпринимателей, в том числе кредитных организаций, и соответственно пределы государственного вмешательства в экономику.

1.1.3. Особенности правового регулирования банковской деятельности

Правовое регулирование банковской деятельности имеет ряд особенностей по сравнению с другими сферами правового регулирования. Наиболее важными являются следующие особенности.

1. Банковская деятельность регулируется только на федеральном уровне.

Это следует из ст. 71 Конституции РФ, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации относятся установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки, гражданское право (п. «ж», «о»).

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются Конституцией РФ и федеральными законами.

Источник: https://studopedia.ru/9_41725_printsipi-pravovogo-regulirovaniya-bankovskoy-deyatelnosti.html

§ 2. Принципы банковского права

1.2. Принципы правового регулирования банковской

помощи которых осуществляется регулирование банковских правоотношений.

К приемам императивного метода относят ограничения, запреты, обязывания. Элементами диспозитивного метода являются дозволения, свобода договора, свобода выбора вариантов поведения.

Таким образом, возможность выделения определенного круга общественных отношений, объективно нуждающихся в особых способах и средствах правового регулирования, обосновывает выделение в правовой системе России комплексной отрасли — банковского права.

Принципы банковского права представляют собой общие начала правового регулирования банковских правоотношений. Возможна их следующая классификация.

Общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:

а) принцип неприкосновенности собственности (ч. 1 ст. 35, ч. 2 ст. 8 Конституции РФ1);

б) принцип поощрения конкуренции и запрещения монополизации (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34 Конституции РФ);

в) принцип осуществления банковской деятельности на едином экономическом пространстве (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 74 Конституции РФ);

г) принцип свободы экономической (банковской) деятельности (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 Конституции РФ).

Специальные принципы правового регулирования банковской деятельности:

а) принципы построения и развития банковской системы:

— принцип двухуровневого построения банковской системы РФ (ст. 2 закона РФ «О банках и банковской деятельности»1 (далее — Закон о банках и банковской деятельности));

1 Конституция Российской Федерации : принята всенародным анием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации : от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газ. — 1993. — 25 дек.

—принцип независимости Банка России от органов госу-

дарственной власти (ст. 1 закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации»2 (далее — Закон о Банке России)).

б) принципы осуществления банковской деятельности:

—принцип ответственности Банка России (ч. 2 ст. 75 Конституции РФ);

—принцип монопольного осуществления Банком России эмиссии наличных денег (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ);

—принцип недопустимости вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в оперативную

деятельность кредитных организаций (ст. 9 Закона о банках

ибанковской деятельности);

—принцип исключительной правоспособности кредитных организаций;

Вопрос исключительной правоспособности возникает тогда, когда

заходит речь об исключительном виде деятельности субъекта права, в нашем случае — кредитной организации. В п. 1 ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что отдельными видами деятельности юридическое лицо вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Принцип исключительной правоспособности предполагает более жесткие ограничения, нежели соответствие уставным целям: кредитной организации необходимо наличие специального разрешения для осуществления соответствующей деятельности, устанавливается запрет на осуществление торговой, страховой и производственной деятельностью.

—принцип сохранения банковской тайны;

—принцип срочности и возвратности денежных средств при осуществлении банковской деятельности (ст. 1 Закона о банках и банковской деятельности).

1 О банках и банковской деятельности: федер. закон от 2 дек. 1990 г. (с изм. 7 февр. 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 6. — Ст. 492; 2011. — № 7. — Ст. 905.

2 О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон РФ от 10 июля 2002 г. (в ред. от 7 февр. 2011 г.) // Там же. — 2002. — № 28. — Ст. 2790; 2011. — № 7. — Ст. 907.

Задание 1.1. Используя соответствующие нормативные источники, раскройте содержание каждого принципа банковского права.

Все перечисленные принципы находят свое отражение в нормах банковского законодательства.

§ 3. Источники банковского права

Понятие источника банковского права требует разъяснения понятия источника права, которое в науке государства и права трактуется неоднозначно. Исходя из общеизвестного в правовой науке подхода под источником права понимается внешняя форма выражения правовой нормы. В соответствии с этой позицией выделяют следующие группы источников права:

1.Нормативно-правовые акты, являющиеся основным источником права романо-германской правовой системы и российской правовой системы в частности.

2.Правовые обычаи — правила поведения в сфере правового регулирования, сложившиеся вследствие фактического их применения в течение длительного времени.

3.Прецедент — судебное решение по конкретному делу, обязательное для последующих решений.

Проблема источников права может трактоваться и гораздо шире, что позволяет охватить максимальное число нормативноовеществленных проявлений права: нормативно-правовые акты, общие правовые принципы, прецеденты, договоры нормативного характера, научная доктрина.

Источники банковского права представляют собой многоуровневую систему нормативно-правовых актов и иных источников права. Эта система может быть представлена следующим образом:

— Конституция РФ;

— федеральные законы;

— подзаконные нормативные акты;

— иные источники права.

Конституция РФ устанавливает для банковского права основополагающие нормы, которые являются конституционными основами банковского права. Конституция РФ в ст. 8 гарантирует единое экономическое пространство, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. В п. «ж», «з» ст. 71;

ст. 74, 75; п. «г» ст. 83»; п. «в» ч. 1 ст. 103; ч. 3 ст. 104; п. «в» ст. 106; п. «б» ч. 1 ст.

114 непосредственно содержатся положения, касающиеся банковской сферы: независимость осуществления Банком России эмиссии наличных денег; порядок назначения Председателя Банка России; установление денежной единицы России; указание основной функции ЦБ РФ — защиты и обеспечения устойчивости рубля и т. д. Важным является то положение, согласно которому установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Таким образом, регулирование банковской деятельности отнесено к ведению Российской Федерации. Поэтому источником банковского права являются только федеральные законы, среди которых можно выделить общие и специальные.

Общее законодательство включает:

—Гражданский кодекс РФ (далее — ГК РФ), устанавливающий общие правила об организационно-правовых формах юридических лиц, о сделках, договорах, ответственности и т. п.,

атакже правила, применяемые непосредственно в банковской деятельности — нормы о договорах банковского счета, вклада, о расчетах, факторинге и т. д.;

—законы о юридических лицах: об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью1;

—Закон о рынке ценных бумаг2;

1Об акционерных обществах: федер. закон от 26 дек. 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2010 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. —

№1. — Ст. 1; 2011. — № 1. — Ст. 21; Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон от 8 февр. 1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2010 г.) // Там же. — 1998. — № 37. — Ст. 785; 2011. — № 1. — Ст. 13.

2О рынке ценных бумаг : федер. закон от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ (в ред.

7 февр. 2011 г.) // Там же. — 1996. — № 174; 2011. — № 7. — Ст. 905.

—Закон о валютном регулировании и валютном контроле1;

—Закон о противодействии легализации (отмыванию) до-

ходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма2 и т. д.

Специальное законодательство составляют следующие федеральные законы:

—Закон о банках и банковской деятельности;

—Закон о Центральном банке Российской Федерации (Банке России);

—Закон о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций3;

—Закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации4;

—Закон о кредитных историях5 и т. д.

Согласно п. 2 ст.

2 Закона о банках и банковской деятельности правовое регулирование банковской деятельности осуществляется Конституцией РФ, настоящим федеральным законом, федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», другими федеральными законами, а также нормативными актами Банка России. Как видно, здесь не представлены такие подзаконные акты, как указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Думается, что такой список не следует считать исчерпывающим, скорее, такая формулировка призвана подчеркнуть особое значение среди источ-

1О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 7 февр. 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2003. — № 50. — Ст. 4859; 2011. — № 7. — Ст. 905.

2О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 авг. 2001 г.

№115-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.) // Там же. — 2001. — № 33. — Ст. 3418; 2010. — № 31. — Ст. 4166.

3О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций: федер. закон от 25 февр. 1999 г. (в ред. от 19 июля 2009 г.) // Там же. — 1999. — № 9. — Ст. 1097; 2009. — № 29. — Ст. 3632.

4О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации: федер. закон от 23 дек. 2003 г. № 177-ФЗ (в ред. от 29 дек. 2010 г.) // Там же. — 2003. — № 52. — Ст. 5029; 2011. — № 1. — Ст. 49.

5О кредитных историях: федер. закон от 30 дек. 2004 г. № 218-ФЗ (в ред. от 6 апр. 2011 г.) // Там же. — 2005. — № 1. — Ст. 44; 2011. — № 15. — Ст. 2038.

ников регулирования банковской деятельности нормативных актов Банка России.

Не останавливаясь в рамках данной главы на специфике правовой природе Банка России, следует отметить, что согласно вопросам свой компетенции в Банке России издаются подзаконные нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций. Соответственно письма и телеграммы не являются нормативными актами и не имеют общеобязательного характера.

Указание ЦБ РФ — нормативный акт, устанавливающий отдельные правила по вопросам компетенции, определенным федеральным законом о Банке России.

Положение ЦБ РФ — нормативный акт, устанавливающий системно связанные между собой правила по вопросам компетенции, определенным федеральным законом о Банке России.

Инструкция ЦБ РФ — нормативный акт, определяющий порядок применения положений нормативно-правовых актов по вопросам компетенции, определенным федеральным законом о Банке России.

Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. При этом правила подготовки нормативных актов устанавливаются Банком России самостоятельно.

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», не имеют обратной силы и должны быть зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ в общеустановленном порядке для регистрации нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

 Не подлежат государственной регистрации нормативные акты

Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Действие всех нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц определяется по общим правилам, за исключением описанных особенностей для нормативных актов Банка России.

К иным источникам банковского права следует отнести прежде всего нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, так как в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы».

Таким образом, правила совершения отдельных видов банковских операций, по сути, представляющие собой обычаи и обыкновения, принятые в международной банковской практике (Унифицированные правила МТП по инкассо в редакции 1995 г. (Публикация МТП № 522), Унифицированные правила и обычаи МТП для документарных аккредитивов в редакции 1993 г.

(Публикация МТП № 500), Унифицированные правила МТП по договорным гарантиям 1978 г. (Публикация МТП № 325), Унифицированные правила МТП для гарантий по требованию 1992 г.

(Публикация МТП № 548), типовые законы и руководства о международных кредитовых переводах, об электронном переводе средств), конвенции, действующие на территории подписавших их стран (Женевская конвенция 1930 г. «О единообразном законе о переводном и простом векселях», Женевская конвенция 1931 г.

«О единообразном законе о чеках», Оттавская конвенция УНИДРУА 1988 г. «О международном финансовом лизинге» и т. д.), международные банковские стандарты, разрабатываемые Международной организацией по стандартизации, являются источниками банковского права.

Обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике,— один из сложнейших для толкования источник банковского права.

Существование банковского обычая, не свойственного в качестве источника права для континентальной правовой семьи, возможно в силу признания ГК РФ в числе прочих источников обычая делового оборота.

В литературе отмечается, что банковские обычаи в России только начинают складываться ввиду небольшого срока существования банковской системы в ее современном виде. Есть и иная позиция относительно фактического существования банковских обычаев, примером которого выступает

регламентация осуществления безналичных расчетов с использованием банковских карт с учетом международного банковского опыта до момента издания ЦБ РФ соответствующего акта. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Авторы многих работ по банковскому праву отмечают, что «обычаи делового оборота, применяемые в банковской практике, включают в себя и международные обычаи, сложившиеся в международной практике и представляющие собой правила делового оборота, носящие международный характер» 1. В качестве таковых рассматриваются международные обычаи, закрепляемые в уже упомянутых выше сборниках Международной торговой палаты (МТП), известные как акты неофициальной кодификации международных обычаев.

Вопрос о признании судебной практики в качестве источника банковского права остается спорным.

Однако если придерживаться широкого подхода к пониманию источников права, судебная (арбитражная) практика может рассматриваться в качестве источника банковского права.

При этом выполняется ее основное назначение: толкование норм закона, условий договора и восполнение пробелов нормативного регулирования.

В литературе в качестве источника права также рассматриваются локальные акты кредитных организаций, которые подразделяются на акты, регламентирующие деятельность кредитных организаций (уставы, лицензии), и акты, посредством которых руководители кредитных организаций осуществляют текущее руководство кредитной организацией. Однако указанные правовые акты лишены свойства общеобязательности для применения, присущего нормативным правовым актам как источникам банковского права.

Задание 1.2. Изобразите схематически систему источников банковского права, при этом соблюдая их иерархию.

1 Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право: учеб. пособие.— М.,

1998.— С. 7.

Таким образом, в сферу регулирования нормами банковского законодательства вовлекается достаточно широкий круг общественных отношений, связанных с осуществлением банковской деятельности и регулированием ее осуществления со стороны государства. Банковское законодательство, в составе которого специальные федеральные законы и нормативные акты Банка России имеют огромное значение, является основным источником, регулирующим осуществление банковской деятельности.

Контрольные вопросы и задания

1.В чем проявляется комплексный характер банковских правоотношений?

2.Опишите метод банковского права.

3.Укажите нормативные акты Банка России, определите особенности действия этих актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.

4.Какие общественные отношения составляют предмет банковского права?

5.В чем заключаются особенности определения места банковского права в системе правовых отраслей Российской Федерации?

6.Каково значение принципа сохранения банковской тайны?

7.Какие нормативные акты Банка России не подлежат государственной регистрации?

Библиографический список

Основная литература

1. Алексеева, Д. Г. Банковское право : учеб. пособие / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин, Е. Г. Хоменко; М-во образования и науки Российской Федерации, Моск. гос. юрид. акад. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2007. — С. 17–41.

2.Банковское право : учеб. Е. О. Бонда [и др.]; под ред. И. Ш. Килясханова, Е. Ф. Жукова. — М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2008. —

С. 7–33.

3.Тосунян, Г. А. Банковское право Российской Федерации. Общая часть : учеб. / Г. А. Тосунян, А. Ю. Викулин, А. М. Экмалян; под общ. ред. акад. Б. Н. Топорнина.— М., 1999.— С. 15–121, 126–139.

4. Эриашвили, Н. Д. Банковское право : учеб. / Н. Д. Эриашвили.— М. : ЮНИТИ : Закон и право, 2009. — С. 9–13.

Дополнительная литература

1. Братко, А. Г. Банковское право России : учеб. пособие / А. Г. Братко.— М. : Юрид. лит., 2003. — 848 с.

2.Ерпылева, Н. Ю. Международное банковское право : учеб. пособие / Н. Ю. Ерпылева; Акад. нар. хоз-ва. — М. : Дело, 2004. — 480 с.

3.Саперов, С. А. Банковское право: теория и практика / С. А. Саперов. — М. : Экономика, 2003. — 640 с.

4.Тедеев А. А. Банковское право : учеб. / А. А. Тедеев. — М. : Эксмо, 2005. — 432 с.

5. Тосунян, Г. А. Теория банковского права : в 2 т. Т. 1 / Г. А. Тосунян; РАН. Ин-т государства и права. — 2-е изд., перераб.

идоп. — М. : Юристъ, 2004. — 696 с.

6.Тосунян, Г. А. Теория банковского права : в 2 т. Т. 2 / Г. А. Тосунян; РАН. Ин-т государства и права, Ассоц. рос. банков. — М. : Юристъ, 2004. — 672 с.

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации : принята всенародным анием 12 дек. 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г.

№6-ФКЗ и от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ) // Рос. газ.— 1993.— 25 дек.

2.О банках и банковской деятельности : федер. закон от 2 декабря 1990 г. (с изм. от 7 февр. 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 6. — Ст. 492; 2011. — № 7. — Ст. 905.

3.О валютном регулировании и валютном контроле : федер. закон от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ (в ред. от 7 февр. 2011 г.) // Там же. — 2003. — № 50. — Ст. 4859; 2011. — № 7. — Ст. 905.

4.О кредитных историях : федер. закон от 30 дек. 2004 г.

№218-ФЗ (в ред. от 6 апр. 2011 г.) // Там же. — 2005. — № 1. — Ст. 44; 2011. — № 15. — Ст. 2038.

5.О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций : федер. закон от 25 февр. 1999 г. (в ред. от 19 июля 2009 г.) // Там же. — 1999. — № 9. — Ст. 1097; 2009. — № 29. — Ст. 3632.

6.О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : федер. закон от 7 авг. 2001 г. № 115-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.) // Там же. — 2001. — № 33. — Ст. 3418; 2010. — № 31. — Ст. 4166.

7.О рынке ценных бумаг : федер. закон от 22 апр. 1996 г. № 39-ФЗ (в ред. от 7 февр. 2011 г.) // Там же. — 1996. — № 174; 2011. — № 7. — Ст. 905.

8.О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации : федер. закон от 23 дек. 2003 г. № 177-ФЗ (в ред. от 29 дек. 2010 г.) // Там же. — 2003. — № 52. — Ст. 5029; 2011. — № 1. — Ст. 49.

9.О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) : федер. закон от 10 июля 2002 г. (в ред. от 7 февр. 2011 г.) // Там же. — 2002. — № 28. — Ст. 2790; 2011. — № 7. — Ст. 907.

10.Об акционерных обществах : федер. закон от 26 дек. 1995 г.

№208-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2010 г.) // Там же. — 1996. — № 1. — Ст. 1; 2011. — № 1. — Ст. 21.

11.Об обществах с ограниченной ответственностью : федер. закон от 8 февр. 1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 28 дек. 2010 г.) // Там же. — 1998. — 37. — ст. 785; 2011. — № 1. — Ст. 13.

12.О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России : положение ЦБ РФ от 15 сент. 1997 г. № 519 (в ред. указания Банка России от 24 июня 1998 г. № 262-У) // Экономика и жизнь.— 1997.— № 42.

Источник: https://studfile.net/preview/5996306/page:3/

1.2 Принципы банковской деятельности

1.2. Принципы правового регулирования банковской

Свобода выбора коммерческой политики, предоставленная коммерческим банкам, ограничена рядом принципов, лежащих в основе организации деятельности всех финансовых институтов вне зависимости от их специализации и величины собственных средств.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. В этих условиях банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков и своих клиентов, предоставлять кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах.

Работа в пределах реально имеющихся ресурсов означает, что коммерческий банк должен обеспечивать не только количественную зависимость между своими ресурсами и кредитными вложениями, но и добиваться соответствия структуры банковских активов специфике мобилизованных им ресурсов.

Прежде всего, это относится к установлению сроков предоставления кредитов, зависящих от длительности пользования вложенными в банк средствами. Так, если банк привлекает средства главным образом на короткие сроки и вкладывает их преимущественно в долгосрочные ссуды, то его способность без задержек расплачиваться по своим обязательствам оказывается под угрозой.

Наличие в активах банка большого количества ссуд с повышенным риском требует от банка увеличения удельного веса собственных средств в общем объеме его ресурсов. Жесткая зависимость активов банка от характера его пассивов должна учитываться при оценке экономических нормативов деятельности банка и при регулировании его операций.

Возможность совершения тех или иных специфических банковских операций (ипотечных, инвестиционных и т. п.) определена структурой пассивов банка. Поэтому, разрабатывая условия этих операций, необходимо первостепенное внимание уделить источникам формирования соответствующих пассивов.

В пределах имеющихся ресурсов банк свободен определять порядок проведения своих активных операций. При условии соблюдения установленных ЦБР экономических нормативов, структура и объем активных операций не могут быть ограничены административными методами.

Управленческое регламентирование государством деятельности банка может иметь разовый, чрезвычайный характер, его систематическое применение подрывает коммерческие основы деятельности банка, и поэтому приоритет в регулировании, в том числе, имеющем рестриктивную направленность, должен быть отдан экономическим мерам.

Выделяют следующие принципы банковской деятельности:

1. Первым принципом, на котором основана деятельность коммерческих банков является работа в пределах реально привлеченных ресурсов, увеличивающая заинтересованность банка в привлечении депозитов, способствующая развитию конкуренции за пассивы и освобождающая движение кредитных ресурсов от административных ограничений единого государственного банка.

Острая борьба за пассивы стимулирует поиск наиболее эффективных сфер приложения банковских ресурсов.

Происходит реальное перемещение банковского капитала в наиболее рентабельные и динамичные отрасли (в условиях инфляции наиболее доходной становится сфера обращения — торговля, биржевой бизнес) и банковский капитал стимулирует рост спекулятивных операций.

В подобных условиях кредитное планирование в банках осуществляется на основе анализа ресурсов, а не вложений. Работать в пределах реально привлеченных средств, обеспечивая поддержание своей ликвидности, коммерческий банк может, только обладая экономической свободой в сочетании с экономической ответственностью за результаты деятельности.

2. Вторым принципом является полная экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты деятельности.

Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, выбора клиентов и вкладчиков, распределения доходов, остающихся после уплаты налогов.

Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров.

Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям.

Экономическая ответственность коммерческого банка не ограничивается его текущими доходами, как это имело место в условиях административной экономики, но также распространяется на его капитал.

По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами, на которые в соответствии с действующим законодательством может быть наложено взыскание.

Весь риск от проводимых операций коммерческий банк берет на себя.

3. Третий принцип предусматривает организацию взаимоотношений коммерческого банка с клиентами в соответствии с рыночными условиями. Предоставляя ссуды, коммерческий банк руководствуется критериями прибыльности, риска и ликвидности.

4. Четвертый принцип работы коммерческого банка заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими, а не административными методами. Государство определяет законодательно-нормативную базу функционирования коммерческих банков, но не вправе диктовать условия и направления деятельности.

5. А также принцип экономической свободы определен в ст. 8 и 34 Конституции РФ: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности».

6. Принцип признания многообразия и юридического равенства частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности и равной их защиты. В ст. 8 Конституции в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

7. Принцип единого экономического пространства. Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируется свободное перемещение финансовых средств. В соответствии с данным принципом на территории РФ ни законодательно, ни в административном порядке никто не вправе устанавливать таможенные границы, вводить пошлины или создавать иные препятствия, нарушающие экономическое пространство РФ.

8. Принцип поддержания конкуренции и недопущения монополизации и недобросовестной конкуренции. Данный конституционный принцип получил дальнейшее развитие в ФЗ «О защите конкуренции».

9. Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

10. Принцип законности лежит в основе построения правового государства. Принцип законности обязателен как для кредитных организаций, так и для государственных органов, регулирующих их деятельность.

Законность обеспечивает стабильность экономики и особенно ее финансовой системы.

Во исполнение данного принципа действуют правила регистрации ведомственных нормативных актов в Министерстве юстиции РФ до официального опубликования и вступления в правовую силу.

11. Принцип инициативности и добросовестности банкира является основой его подхода к делу и к отношениям с партнерами, конкурентами и потребителями, а также этот принцип определяет качество этих отношений.

12. Принцип свободы договора означает, что участники банковских правоотношений свободны в выборе партнера при заключении договора, в определении вида и условий договора, в установлении для регулирования своих взаимоотношений определенных правил.

13. Принцип информационной безопасности означает наличие общего для предпринимателей информационного пространства, включающего установленные правила операций с информационными продуктами, единую информационную систему (сведения о добросовестных и недобросовестных кредиторах и заемщиках, а также сведения о некачественных услугах), наличие коммерческой тайны.

14. Принцип защиты прав и интересов предпринимателя. Кредитная организация может использовать как юрисдикционные, так и неюрисдикционные способы защиты, причем можно обращаться в суд с иском о возмещении убытков к государственным и муниципальным органам, если незаконными действиями этих органов был причинен ущерб.

Источник: https://banki.bobrodobro.ru/15831

Studio-pravo
Добавить комментарий