1.2. Необходимость государственного кредита: С помощью государственного кредита государство мобилизует

Государственный кредит необходимость и сущность

1.2. Необходимость государственного кредита: С помощью государственного кредита государство мобилизует

Сохрани ссылку в одной из сетей:

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра«Финансы и кредит»

Курсоваяработа

ГОСУДАРСТВЕННЫЙКРЕДИТ: НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ

Специальность«Финансыи кредит»

Автор работы

студентка4 курса, 2 группы

Руководитель

Преподаватель

Гродно2009

РЕФЕРАТ

Тема курсовойработы

«Государственныйкредит: необходимость и сущность»

Работасодержит: 50 страниц, 3 рисунка, 4 таблицы,18 использованных источников литературы.

Ключевыеслова: кредит, кредитные отношения,государственный кредит, государственныйдолг, анализ внешнего, внутреннегогосударственного долга, управлениегосударственным кредитом, преимуществагосударственного кредита, перспективысовершенствования государственногокредита.

Цель курсовойработы – раскрыть сущность государственногокредита, его необходимость, специфическиечерты и роль в системе экономическихотношений.

Объектомисследования выступает государственныйкредит как экономическая категория.

Предметомисследования являются особенностигосударственного кредита и государственногодолга в системе экономических отношений,способы управления государственнымдолгом.

При написанииработы были использованы следующиеметоды: анализ, синтез, сравнение,графический и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙКРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯКАТЕГОРИЯ………………………………………………………………………6

1.1. Сущностьэкономического кредита, его виды ифункции…………………6

1.2. Государственныйдолг, его содержание и виды…………………………..10

1.3. Правовыеосновы осуществления государственногокредита……………17

2. АНАЛИЗГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА……………………………..22

2.1. Спецификагосударственного кредита на современномэтапе…………..22

2.2. Анализвнутреннего государственнодолга……………………………….28

2.3. Анализвнешнего государственногодолга………………………………..32

3.ПРОБЛЕМЫРАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РЕСПУБЛИКИБЕЛАРУСЬ……………40

3.1. Преимуществагосударственного кредита перед другимиисточниками бюджетного финансированияв Республике Беларусь………………………..40

3.2. Путидальнейшего совершенствования управлениягосударственным долгом…………………………………………………………………………….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49

ВВЕДЕНИЕ

Внастоящее время экономика РеспубликиБеларусь нуждается в эффективномпреобразовании, однако собственныхсредств на это не хватает.

В этих условияхнаиболее активной и перспективнойформой обновленияэкономики является государственныйкредит.

Государственныйкредит — форма кредитныхотношений, предполагающая возможностьиспользовать государственно-кредитныеоперации внутри страныи в международных экономическихотношениях.

С помощьюгосударственного кредита государствомобилизуетдополнительные финансовые ресурсы дляфинансированияобщегосударственных расходов и выполнениясвоих функций.Необходимость использованиягосударственного кредита объясняетсяпротиворечиями между растущимипотребностямиобщества и отставанием возможности ихудовлетворения за счетдоходов бюджета и других государственныхфондов.

Проблемакредитных отношений является оченьактуальной на данном этапе развитияэкономики Республики Беларусь, так какотечественная экономика ощущает оструюнеобходимость в ресурсах, а из-за ихнехватки невозможно провести должноепреобразование экономической системынашей страны. Вмировой практике государственный кредитявляется одним из основных инструментовпривлечения средств, чтоособенно актуальнодля современного этапа экономическогоразвития в Беларуси.

Исходяиз вышесказанного, можно определитьцель написания данной работы, а именно–рассмотреть теоретические аспекты ипровести анализ развития государственныхкредитных отношений в РеспубликеБеларусь.

Из поставленнойцели вытекают следующие задачи:

  • раскрыть сущность государственного кредита;
  • рассмотреть основные функции и виды государственного кредита;
  • проанализировать состояние государственного кредита на современном этапе;
  • определить преимущества и недостатки государственного кредита
  • выявить проблемы, препятствующие должному развитию кредитных отношений, и определить пути их преодоления.

Следовательно,можно определить предмет и объект даннойработы.

Предмет –государственный кредит, кредитныеотношения, государственный долг.

Объект –особенности и преимущества государственногокредита Республики Беларусь.

Принаписании данной работы были использованыследующие источники: учебник подредакцией Н.Е. Заяц «Теория финансов»,журналы «Деньги и кредит», «Банкаўсківеснік»и нормативно-правовые акты, регулирующиеразвитие государственного кредита вРеспублике Беларусь.

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙКРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Экономическаясущность государственного кредита, егоформы.

Государственныйкредит — самостоятельное звено финансовойсистемы государства, и в этом качествеон обслуживает формирование и использованиецентрализованных денежных фондовгосударства.

Государственный кредит —важная составная часть государственныхфинансов, поэтому ему присущи такие ихчерты, как обязательное участиегосударства в лице его органов властии управления в государственно-кредитныхотношениях, распределительный характерэтих отношений, жесткая государственнаярегламентация условий и порядкаосуществления государственно-кредитныхопераций.

В то же времягосударственный кредит — одна из формкредитных отношений, имеющая следующиепризнаки кредита: наличие кредитора изаемщика; аккумуляция свободных денежныхсредств населения, предприятий иорганизаций на принципах возвратности,срочности и платности (в исключительныхслучаях допускается беспроцентный заемресурсов); возможность использоватьгосударственно-кредитные операциивнутри страны и в международныхэкономических отношениях.

При осуществлениигосударственно-кредитных операцийвнутри страны государство являетсязаемщикомсредств,а физические и юридические лица —кредиторами.

Кредитополучателюданная форма кредита позволяетмобилизовать дополнительные денежныересурсы на покрытие бюджетного дефицитабез использования с этой цельюбумажноденежной эмиссии, для неинфляционногофинансирования государственного долга,с целью регулирования кредитно-денежногообращения путем операций на открытомрынке, формирования финансового рынка.В международных экономических отношенияхгосударство выступает в роли, какзаемщика,таки кредитора.В системе государственно-кредитныхотношений есть понятие «условныйгосударственный кредит», когдагосударство выступает гарантом покредитам, предоставляемым иностраннымзаемщикам, местным органам власти ихозяйственным органам внутри страны.

Государственныйкредит представляет отношения в основномвторичногораспределениястоимости ВВП.Через государственный кредитперераспределяютсясредства, направляемые в фонды потребления.

Обычно ими являютсявременно свободные денежные средстванаселения, предприятий и организаций,не предназначенные для текущегопотребления.

Но в определенных экономических иполитическихситуациях население и хозяйственныеорганизации могут идтина сознательное ограничение потребления,и в сферу государственногокредита втягиваются средства,предназначенные длятекущих производственных или социальныхнужд [15, c.275].

Государственныйкредит бывает нескольких видов, чтообусловленорядом факторов:

  • кем являются кредитополучатель и кредитор;
  • причинами, по которым государство мобилизует средства;
  • местом получения кредита;
  • формой оформления кредита;
  • методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;
  • сроками погашения государством своих обязательств;
  • степенью риска кредитора и кредитополучателя.

Классификациягосударственного кредита представленав табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Классификациягосударственного кредита

Признак классификацииВид государственного кредита
По эмитентам1.размещаемые центральными органами управления2. размещаемые территориальными органами управления
По месту размещения1. внутренние2. внешние
В зависимости от обращения на рынке1. рыночные2. нерыночные
По срокам привлечения средств1. краткосрочные2. среднесрочные3. долгосрочные
По обеспечению долговых обязательств1. закладные2. беззакладные
По характеру выплачиваемых доходов1. выигрышные2. процентные3. с нулевым купоном
В зависимости от метода определения доходов1. долговые обязательства с твердым доходом2. с плавающим доходом
В зависимости от обязанностей заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленной при его выпуске1. обязательства с правом досрочного погашения2. без права досрочного погашения
По методу размещения1. добровольные2. размещаемые по подписке3. принудительные

Источник:[15].

Государственныйкредит как финансовая категория выполняетраспределительную, регулирующую иконтрольную функции.

Источник: https://works.doklad.ru/view/Ll74EmAtYaU.html

Курсовая работа: Государственный кредит необходимость и сущность

1.2. Необходимость государственного кредита: С помощью государственного кредита государство мобилизует

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра «Финансы и кредит»

Курсовая работа

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ: НЕОБХОДИМОСТЬ И СУЩНОСТЬ

Специальность «Финансы и кредит»

Автор работы

студентка 4 курса, 2 группы

Руководитель

Преподаватель

Гродно 2009

РЕФЕРАТ

Тема курсовой работы

«Государственный кредит: необходимость и сущность»

Работа содержит: 50 страниц, 3 рисунка, 4 таблицы, 18 использованных источников литературы.

Ключевые слова: кредит, кредитные отношения, государственный кредит, государственный долг, анализ внешнего, внутреннего государственного долга, управление государственным кредитом, преимущества государственного кредита, перспективы совершенствования государственного кредита.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность государственного кредита, его необходимость, специфические черты и роль в системе экономических отношений.

Объектом исследования выступает государственный кредит как экономическая категория.

Предметом исследования являются особенности государственного кредита и государственного долга в системе экономических отношений, способы управления государственным долгом.

При написании работы были использованы следующие методы: анализ, синтез, сравнение, графический и т. д.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4

1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ………………………………………………………………………6

1.1. Сущность экономического кредита, его виды и функции…………………6

1.2. Государственный долг, его содержание и виды…………………………..10

1.3. Правовые основы осуществления государственного кредита……………17

2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА……………………………..22

2.1. Специфика государственного кредита на современном этапе…………..22

2.2. Анализ внутреннего государственно долга……………………………….28

2.3. Анализ внешнего государственного долга………………………………..32

3.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………40

3.1. Преимущества государственного кредита перед другими источниками бюджетного финансирования в Республике Беларусь………………………..40

3.2. Пути дальнейшего совершенствования управления государственным долгом…………………………………………………………………………….43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………49

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время экономика Республики Беларусь нуждается в эффективном преобразовании, однако собственных средств на это не хватает.

В этих условиях наиболее активной и перспективной формой обновления экономики является государственный кредит.

Государственный кредит — форма кредитных отношений, предполагающая возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества и отставанием возможности их удовлетворения за счет доходов бюджета и других государственных фондов.

Проблема кредитных отношений является очень актуальной на данном этапе развития экономики Республики Беларусь, так как отечественная экономика ощущает острую необходимость в ресурсах, а из-за их нехватки невозможно провести должное преобразование экономической системы нашей страны. В мировой практике государственный кредит является одним из основных инструментов привлечения средств, что особенно актуально для современного этапа экономического развития в Беларуси.

Исходя из вышесказанного, можно определить цель написания данной работы, а именно – рассмотреть теоретические аспекты и провести анализ развития государственных кредитных отношений в Республике Беларусь.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

· раскрыть сущность государственного кредита;

· рассмотреть основные функции и виды государственного кредита;

· проанализировать состояние государственного кредита на современном этапе;

· определить преимущества и недостатки государственного кредита

· выявить проблемы, препятствующие должному развитию кредитных отношений, и определить пути их преодоления.

Следовательно, можно определить предмет и объект данной работы.

Предмет – государственный кредит, кредитные отношения, государственный долг.

Объект – особенности и преимущества государственного кредита Республики Беларусь.

При написании данной работы были использованы следующие источники: учебник под редакцией Н.Е. Заяц «Теория финансов», журналы «Деньги и кредит», «Банкаўскі веснік» и нормативно-правовые акты, регулирующие развитие государственного кредита в Республике Беларусь.

1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ

1.1. Экономическая сущность государственного кредита, его формы.

Государственный кредит — самостоятельное звено финансовой системы государства, и в этом качестве он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

Государственный кредит — важная составная часть государственных финансов, поэтому ему присущи такие их черты, как обязательное участие государства в лице его органов власти и управления в государственно-кредитных отношениях, распределительный характер этих отношений, жесткая государственная регламентация условий и порядка осуществления государственно-кредитных операций.

В то же время государственный кредит — одна из форм кредитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляция свободных денежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать государственно-кредитные операции внутри страны и в международных экономических отношениях.

При осуществлении государственно-кредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а физические и юридические лица — кредиторами.

Кредитополучателю данная форма кредита позволяет мобилизовать дополнительные денежные ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без использования с этой целью бумажноденежной эмиссии, для неинфляционного финансирования государственного долга, с целью регулирования кредитно-денежного обращения путем операций на открытом рынке, формирования финансового рынка. В международных экономических отношениях государство выступает в роли, как заемщика, так и кредитора. В системе государственно-кредитных отношений есть понятие «условный государственный кредит», когда государство выступает гарантом по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти и хозяйственным органам внутри страны.

Государственный кредит представляет отношения в основном вторичного распределения стоимости ВВП. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления.

Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Но в определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйственные организации могут идти на сознательное ограничение потребления, и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд [15, c.275].

Государственный кредит бывает нескольких видов, что обусловлено рядом факторов:

· кем являются кредитополучатель и кредитор;

· причинами, по которым государство мобилизует средства;

· местом получения кредита;

· формой оформления кредита;

· методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;

· сроками погашения государством своих обязательств;

· степенью риска кредитора и кредитополучателя.

Классификация государственного кредита представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Классификация государственного кредита

Признак классификацииВид государственного кредита
По эмитентам1.размещаемые центральными органами управления2. размещаемые территориальными органами управления
По месту размещения1. внутренние2. внешние
В зависимости от обращения на рынке1. рыночные2. нерыночные
По срокам привлечения средств1. краткосрочные2. среднесрочные3. долгосрочные
По обеспечению долговых обязательств1. закладные2. беззакладные
По характеру выплачиваемых доходов1. выигрышные2. процентные3. с нулевым купоном
В зависимости от метода определения доходов1. долговые обязательства с твердым доходом2. с плавающим доходом
В зависимости от обязанностей заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленной при его выпуске1. обязательства с правом досрочного погашения2. без права досрочного погашения
По методу размещения1. добровольные2. размещаемые по подписке3. принудительные

Источник: [15].

Государственный кредит как финансовая категория выполняет распределительную, регулирующую и контрольную функции.

Посредством распределительной функции государственного кредита осуществляются формирование и использование централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности, обеспечивается дополнительный приток финансовых ресурсов. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.

Регулирующая функция государственного кредита выражается, прежде всего, в активном воздействии на макроэкономические показатели общества. Государственный кредит влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, валютный курс, производство и занятость. Он является инструментом финансовой политики государства.

Контрольная функция государственного кредита тесно связана с деятельностью государства и состоянием бюджета и других государственных фондов.

Контроль охватывает двустороннее движение стоимости, поскольку государственно-кредитные операции совершаются на принципах возвратности и платности получения средств.

Контроль над правильностью и эффективностью данных операций осуществляют как финансовые, так и кредитные уполномоченные органы [15, c.278].

Как особая сфера экономических отношений государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от банковского кредита. Данные отличия представлены в табл. 1.2.

Таблица 1.2.

Отличительные черты государственного и банковского кредита

ПризнакГосударственный кредитБанковский кредит
Потребность в кредитеНа покрытие бюджетного дефицитаПри неравномерности движения стоимости в процессе производства и обмена
Интересы участниковЭкономические интересы различныСовпадение экономических интересов
НазначениеСредства расходуются государством в соответствии с текущими потребностями экономики, для финансирования чрезвычайных расходовЦелевое назначение, для обеспечения своевременности денежного оборота
Срок возвратаСтрогой регламентации нет, экономические санкции к заемщику-государству не применяютсяСрок возврата ссуды строго регламентирован, его нарушение влечет экономические санкции
Влияние на состояние денежной массыВсегда является средством сокращения денег в обращенииСпособен увеличивать или сокращать денежную массу

Источник: [15].

Государственный кредит имеет сущностные черты двух экономических категорий — финансов и кредита. Это позволяет считать его самостоятельной финансовой категорией.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов посредством государственно-кредитных отношений отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы привлечения денежных ресурсов государством.

Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью, срочностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга, представляющего собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая сумму начисленных процентов, которые должны быть по ним выплачены.

Таким образом, государственный кредит является одним из основных источников поступления средств в государственный бюджет. Однако следует помнить, что, как и любой форме кредита, ему присущи принципы платности и возвратности.

Поэтому необходим постоянный контроль со стороны государства за ходом осуществления государственных кредитных операций и анализом создавшегося государственного долга, а также определение наиболее эффективных методов управления государственным кредитом.

1.2. Государственный долг, его содержание и виды

Государственный долг — это сумма задолженности по обязательствам государства перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Долговые обязательства государства формируются за счет государственных займов и кредитов, полученных органами государственной власти страны, или других долговых обязательств, гарантированных правительством [8, c.12].

Государственный долг включает капитальный и текущий долги.

Капитальный государственный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства на определенную дату, включая начисленные проценты.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате причитающихся кредиторам доходов по всем долговым обязательствам государства и погашению обязательств по наступившим в отчетном периоде срокам оплаты.

Существует два подхода к определению государственного долга в рыночной экономике: классический и альтернативный.

Классический подход к определению роли государственного долга в экономике заключается в использовании государственных займов в качестве субститута налоговых поступлений. В экономике современных государств данный подход связан с отношением к государственному долгу как к инструменту стабилизационной макроэкономической политики.

В фазе понижения деловой активности снижаются поступления в бюджет. Правительство в этот период заинтересовано в сохранении уровня расходов, поэтому возникает вопрос о компенсации снижения доходной части бюджета.

Принято считать, что при снижении деловой активности хозяйствующих субъектов увеличение налоговых ставок усиливает негативные тенденции в экономике, поэтому целесообразно компенсировать снижение доходной части бюджета за счет государственных займов.

Государственный долг становится, таким образом, субститутом (заменителем) налоговых поступлений.

В фазе увеличения деловой активности поступления в бюджет увеличиваются, объем займов сокращается или становится отрицательным (т. е. имеет место досрочное погашение долга), за счет чего относительный размер долга снижается до первоначального уровня.

В период экономического спада целесообразно снижать размер государственного долга, поскольку в этом случае государственная задолженность оказывает весомое отрицательное влияние, как на государственные финансы, так и на экономику в целом.

Итак, классический подход к определению роли государственного долга в экономике состоит в использовании государственного долга в качестве субститута налогов и заключается в том, что объем государственных займов увеличивают в фазе снижения деловой активности. В фазе увеличения деловой активности объем займов снижают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают государственный долг.

Недостатком классического подхода служат риски ошибочного планирования сальдо бюджета. Дело в том, что в фазе снижения деловой активности решение о наращивании займов принимается на основе прогноза будущей динамики реального ВВП.

Нужно знать, чем закончится фаза снижения деловой активности – фазой оживления или экономическим спадом.

Наращивание объемов займов в фазе снижения деловой активности превращается в ошибку, если фаза снижения деловой активности перерастает в фазу экономического спада.

Классический подход предоставляет правительству возможность не менять уровень налогообложения или даже несколько снизить его в фазе снижения деловой активности, но при этом сохранить уровень государственных расходов. В этом состоит преимущество классического подхода.

Альтернативный подход к определению роли государственного долга в экономике основан на прямо противоположной концепции – в фазе снижения деловой активности объем займов сокращают. В фазе увеличения деловой активности объем займов увеличивают. В фазе экономического спада и в период, предшествующий экономическому спаду, объем займов минимизируют или досрочно погашают госу­дарственный долг.

В данном подходе есть свое рациональное ядро. Он обладает рядом преимуществ перед классическим подходом. Во-первых, альтернативный подход при прочих равных условиях позволяет привлекать в бюджет больший объем денежных ресурсов за экономический цикл.

Во-вторых, при реализации альтернативного подхода при прочих равных условиях наблюдается более низкая амплитуда колебаний относительного объема долга в течение экономического цикла. Максимальное значение относительного размера долга за период экономического цикла меньше.

В-третьих, решение об оптимальном размере государственных займов принимается не на основе прогнозных оценок фаз экономического развития, а на основе фактических данных о темпах экономического развития: вошла экономика в фазу усиления деловой активности – увеличили займы, наступил спад деловой активности – сократили займы, наступил экономический спад – минимизировали займы. Это означает, что риск ошибочного планирования сальдо бюджета в данном случае существенно ниже.

В рамках рассматриваемого подхода государственный долг выполняет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие,

В фазе усиления деловой активности правительство наращивает объем займов, тем самым получает возможность направить дополнительные денежные ресурсы на финансирование проектов, обеспечивающих снижение издержек экономической деятельности и тем самым усилить устойчивость экономического роста. Растущая экономика, в свою очередь, обеспечит рост доходов бюджета, который позволит правительству выполнить свои финансовые обязательства [15, c.286].

Для того чтобы определить роль государственного долга в экономике, исходя из классического и альтернативного подхода, рассмотрим все возможные варианты выбора сальдо бюджета в зависимости от фазы экономического развития. Выделим три варианта сальдо бюджета – профицит, увеличивающийся дефицит, снижающийся дефицит. Установим четыре фазы экономического развития:

1) экономический рост в период усиления деловой активности хозяйствующих субъек­тов;

2) экономический рост в период снижения деловой активности;

3) краткосрочный экономический спад;

4) дол­госрочный экономический спад.

Всего получается 12 пар возможных сочетаний сальдо бюджета и фаз экономического развития. Перечислим эти пары.

1) увеличивающийся дефицит в фазе повышен­ной деловой активности. Данный вариант характеризуется увеличивающимся дефицитом бюджета и экономическим ростом в фазе усиления деловой активности хозяйствующих субъектов, приносит экономике наибольшую выгоду.

Правительство приобретает в данной ситуации возможность привлечь в бюджет заемные денежные ресурсы без каких-либо отрицательных последствий и за счет них поддержать экономический рост.

Государственный долг в этом случае играет роль финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие.

2) сокращающийся дефицит в фазе повышенной деловой активности. В этом случае, также как и в первом, экономика получает выгоду. Однако правительство в этом случае не использует в полной мере экономическую конъюнктуру, благоприятную для привлечения в бюджет заемных денежных ресурсов.

Переход из первой области во вторую снижает экономическую выгоду от использования государственного долг и может быть обусловлен потребностью в снижении его объема и/или улучшении каких-то других характеристик долга, например, снижении ставки обслуживания.

Поэтому второй вариант характерен как для случая использования государственного долга в качестве механизма ускорения экономического развития, так и для случая, когда государственный долг играет роль заменителя налогов.

3) сокращающийся дефицит в фазе пониженной деловой активности. Данный вариант используется в том случае, если государственный долг выполняет функцию финансового механизма, ускоряющего экономическое развитие. Сокращение дефицита бюджета в период снижения деловой активности повышает устойчивость государственных финансов.

4) увеличивающийся дефицит в фазе пониженной деловой активности. При этом государственный долг используется в качестве заменителя налоговых поступлений.

Данный вариант не лишен экономической целесообразности, однако его полезность самая низкая среди рассмотренных первых четырех вариантов, поскольку альтернативный подход обладает тремя преимуществами над классическим подходом, о которых уже говорилось.

5) профицит бюджета в фазе повышенной деловой активности,

6) профицит бюджета в фазе пониженной деловой активности. Два вышеперечисленных варианта не позволяют государству извлечь какую-либо выгоду из долгового механизма финансирования дефицита бюджета.

Профицит бюджета в фазе экономического роста имеет место только в тех случаях, когда решается задача о снижении объема долга и улучшении долговых характеристик.

В рассматриваемых случаях профицит бюджета направляется либо на досрочное погашение государственного долга, либо на пополнение государственных резервов. В любом случае государство не получает никакой пользы от государственного долга.

7) профицит бюджета в фазе краткосрочного экономического спада.

8) профицит бюджета в фазе долгосрочного экономического спада. В период экономического спада государственный долг превращается в негативный фактор. В это случае правильной стратегией управления государственным долгом является курс на профицит бюджета т.е. седьмой и восьмой варианты.

9) сокращающийся дефицит в фазе краткосрочного экономического спада.

10) увеличивающийся дефицит в фазе краткосрочного экономического спада.

11) сокращающийся дефицит в фазе долгосрочного экономического спада.

12) увеличивающийся дефицит в фазе долгосрочного экономического спада.

Выбор оставшихся шести вариантов сопровождается риском долгового кризиса. Дефицит бюджета очень плохо сочетается с экономическим спадом. Такова неприятная специфика государственного долга, и с этим ничего нельзя сделать.

Государственный долг может быть полезен для экономики только в период устойчивого экономического роста. В фазе экономического спада дефицит бюджета существенно ухудшает состояние государственных финансов, повышает риск долгового кризиса и тем самым приводит к ухудшению общего состояния экономики.

Дефицит бюджета в фазе краткосрочного экономического спада ухудшает параметры долга, но это явление все же остается временным.

В период долгосрочного экономического спада дефицит бюджета приводит к существенному ухудшению долговой ситуации, которая если и не перерастает в долговой кризис, то, во всяком случае, потребует многолетнего периода нормализации долговой ситуации [17, c.52].

1.3. Правовые основы осуществления государственного кредита

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-263078.html

Необходимость и сущность государственного кредита

1.2. Необходимость государственного кредита: С помощью государственного кредита государство мобилизует

Государственный кредит является структурным элементом, звеном общегосударственных финансов. С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнение свих функций.

Необходимость существования государственного кредита как источник финансовых ресурсов государства объясняется тем, что он является формой разрешения противоречий между растущими потребностями общества в финансовых ресурсов и возможностями их удовлетворения за счет доходов бюджета и других поступлений.

Государственный бюджет в основном перераспределяет часть национального дохода страны, который в современных условиях сокращается в связи с выбранными Республикой Беларусь приоритетами развития общества. Вместе с тем объем доходной части бюджета Республики Беларусь ограничен уровнем налогообложения, установленных действующим законодательством, платежеспособностью предприятий.

Одновременно растет нагрузка на расходную часть бюджета Республики Беларусь. Это связано с тем, что растут затраты государства по проведению социальной политики, обеспечению обороны страны, участию в международной деятельности. Доходов же бюджета не хватает для покрытия постоянно увеличивающихся расходов. И таким образом образуется дефицит бюджета.

В этих условиях главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит.

В период экономического подъема, потребность в государственном кредите сокращается, и сфера его применения сужается.

Как показывает исторический опыт стран с рыночной экономикой, использование государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является более эффективным и верным средством по сравнению с дополнительной эмиссией денег.

Дело в том, что спрос на денежные ресурсы перемещается от юридических и физических лиц к правительственным структурам. В то же время совокупный спрос на деньги и их количество в обращении не меняется. Временное изъятие денег у населения и предприятий сокращает их платежеспособный спрос, из обращения изымаются избыточные деньги, замедляется обесценивание денег.

Государственное заимствование может осуществляться как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Ныне эти две формы кредита используются в Республике Беларусь.

Емкость внутреннего рынка в большинстве стран незначительная, в связи, с чем их правительства прибегают к заимствованию у других стран и международных финансовых организаций, т.е.

происходит развитие международного государственного кредита.

Масштабы заемной деятельности правительств многих стран достигают огромных размеров. Так, Министерство финансов США ежегодно производит займы на международном рынке ссудных капиталов в объеме 500 миллиардов долларов. Эти средства в основном идут на финансирование дефицита федерального бюджета.

Набирает темпы и заемная деятельность белорусского правительства. Причем в последние годы она в основном осуществляется на внутреннем финансовом рынке. Все большая часть бюджетного дефицита покрывается за счет различных государственных краткосрочных и долгосрочных обязательств.

Необходимо подчеркнуть, что в Республике Беларусь в первой половине 90-х годов XX столетия для покрытия дефицита бюджета, укрепления белорусского рубля и модернизации производства широко использовалось привлечение иностранных кредитов.

Однако, затем произошло значительное сокращение заемной деятельности белорусского правительства на внешних финансовых рынках.

Это имеет как позитивное, (уменьшение заимствования не способствует росту государственного внешнего долга), так и негативное значение, поскольку внутренних накоплений в республике недостаточно для коренной структурной перестройки экономики.

При проведении госкредитных операций внутри страны государство является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В международных экономических отношениях государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Государственный кредит представляет собой отношения вторичного распределения стоимости совокупного общественного продукта. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости.

Посредством государственного кредита перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.

Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозяйствующие субъекты могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита привлекаются средства, предназначенные для текущих производственных и социальных нужд.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита, поэтому имеет особенности и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Финансовые отношения, складывающиеся, в процессе функционирования государственного кредита имеют три стороны.

Первая, характеризует государственный кредиткак особую форму движения стоимости, посредством государственного кредита формирует дополнительные общегосударственные финансовые ресурсы.

Вторая заключается в том, что ресурсы, мобилизуемые с помощью государственного кредита, характеризуются возвратностью и платностью.

Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода, как правило, в виде процентов. Выплата процентов происходит в основном за счет государственного бюджета.

Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения носят перераспределительный характер.

Третья отражает добровольный характер государственного кредита.

Следует заметить, что в истории нашего государства наблюдался и отход от этого принципа (в период Великой Отечественной войны кредитные средства привлекались в принудительном порядке).

Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других общегосударственных программ. Это форма мобилизации временно свободных денежных средств предприятий, организаций, учреждений и населения для удовлетворения потребностей общества на условиях возвратности и платности.

Финансовые отношения, складывающиеся, в процессе осуществления госкредитных операций имеют свои особенности. Назовем основные из них:

Государственный кредит, как правило, берет государство в основном в затруднительных ситуациях в основном для покрытия бюджетного дефицита, и на другие расходы;

На уровне центрального правительства государственный кредит не имеет конкретного целевого характера, тогда как позаимствованные средства на более низком уровне или банковский кредит имеют четко выраженную целевую направленность, Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

Если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения, обычно выступают какие-то конкретные ценности, товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество государства.

При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет за собой экономические санкции. Например, установление выплаты повышенных процентов за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся на добровольных началах, экономические санкции к заемщику — государству не применяются.

Государственный кредит всегда является средством сокращения денег в обращении. При непродуманной кредитно-денежной политике с помощью банковского кредита увеличивается избыточная масса денег в обращении, что приводит к инфляции.

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую, контрольную.

Распределительная функция осуществляется в процессе формирования централизованных денежных фондов государства и их использование на основе платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита.

Финансирование расходов капитального характера за счет позаимствованных средств в определенных пределах имеет положительное значение. Школа или библиотека обеспечивают потребности не одного поколения, так как служат 50 — 100 лет.

Финансирование строительства этих объектов одним поколением неразумно, правильным было бы переложить финансирование на все поколения, которые будут ими пользоваться. Такое растяжение источников финансирования во времени и обеспечивается выпуском займов на соответствующий срок.

В этом случае поколение, строящее школу, несет аналогичное финансовое бремя, что и последующие поколения, за счет налогов, с которых погашается как основной долг, так и проценты по нему.

Таким образом, положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется по времени.

Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются, (что пришлось бы сделать в противном случае).

Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например финансирования за их счет военных или социальных расходов, единственным источником погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке ценных бумаг и капиталов, производство и занятость.

Используя государственный кредит, как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Это осуществляется путем регулирования денежного обращения, размещение займов среди различных групп инвесторов.

Посредством государственного кредита государство может уменьшать инфляцию, так как, мобилизуя средства физических лиц, государство уменьшает их платежеспособность.

Абсолютное сокращение денежной массы в обращении произойдет в том случае, если за счет государственного кредита профинансируются государственные затраты, например, инвестиции.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, чем способствует росту цены кредита. Удорожание заемных средств для предпринимателей вынуждает их сокращать инвестиции в сфере производства и стимулирует накопление в виде ценных бумаг. В необходимых случаях таким образом можно замедлять темпы экономического роста.

Выступая в качестве кредитора и гаранта для отечественных хозяйствующих субъектов, государство увеличивает спрос на продукцию национального производства за счет заимствованных за рубежом средств.

Контрольная функция государственного кредита связана с контрольной функцией финансов, но вместе с тем имеют свои отличия, поскольку эта категория тесно связана с деятельностью государства и состоянием государственного бюджета, охватывает движение стоимости в двухстороннем порядке, поскольку предполагает возвратность и возможность получения средств. Контроль за состоянием задолженности государства в Республике Беларусь осуществляют Парламент и Совет Министров.

При правильной организации государственный кредит оказывает положительное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует укрепления денежного обращения в стране и вместе с тем служит источником доходов для инвесторов финансовых ресурсов.

Мобилизация временно свободных денежных средств используется государством для двух целей:

1) на покрытие дефицита госбюджета примерно 80% (посредством выпуска государственных краткосрочных облигаций);

2) на финансирование отдельных статей госбюджета сверх текущих возможностей государства (посредством выпуска государственных краткосрочных облигаций).

Для кредиторов – физических и юридических лиц, государственный кредит – форма сбережения, инвестирование средств в ценные бумаги, приносящая дополнительный доход.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/7_64452_neobhodimost-i-sushchnost-gosudarstvennogo-kredita.html

Studio-pravo
Добавить комментарий