1.1. Возникновение финансов. Их связь с государством. Развитие

Возникновение финансов, их связь с государством и развитие товарно-денежных отношений

1.1. Возникновение финансов. Их связь с государством. Развитие

Тема №1. Возникновение финансов, их связь с государством и развитие товарно-денежных отношений.

Финансы — термин возник в 13-14 вв. в торговых городах Италии, и обозначал денежный платеж. Далее он получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношении.

Финансы — это совокупность денежных отношении, организованных государством в процессе которых осуществляется формирование и использование общественных фондов денежных средств, для осуществления экономических, социальных и политических задач.

Признаки финансов

1.Материальной основой всегда служат денежные отношения;

2.Субъектами этих отношении обладают разными правами (государство обладает особыми полномочиями);

3.Финансовые отношения носят фондовый характер;

4.Регулярное поступление средств в фонды не может быть обеспечено без придания налогам , сборам и др. платежам государственного принудительного характера, что достигается посредством правовой деятельности государства и созданием соответствующего фискального аппарата.

Предпосылки возникновения финансов и бюджета.

1.В Центральной Европе в результате первых буржуазных революции, хотя и сохранялся монархический режим, но власть монарха была значительно урезана и, произошло отторжение от казны. Таким образом возник общегосударственный денежный фонд-бюджет, которым глава государства не мог единолично воспользоваться.

2.Формирование и использование бюджета стали носить системный характер, т.е. возникли структуры государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением

Первые четыре направления государственных расходов:

— на военные цели,

-на управление,

-на экономику,

-на социальные нужды..

В это время появились понятия государственные финансы, государственный бюджет и государственный кредит.

3.Налоги в денежной форме приобрели преимущественный характер, тогда как ранее они формировались за счет натуральных податей.

4.В 20 в.

государство стало широко участвовать в процессе производства и перераспределения общественного продукта, стал усиливаться государственный сектор экономики, увеличивается занятость, появились новые государственные расходы (НИОКР, на защиту окружающей среды, на поддержку отсталых регионов).Значительное  увеличение расходов привело к значительному увеличению налогов в доходах государства.

В это время появляются понятия:

— территориальные финансы,

— государственные внебюджетные  фонды,

— финансы государственных предприятий.

Тема №2. Социально-экономическая сущность и функций финансов.

Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполнению основных функций.

Деньги — это всеобщий товар — эквивалент.

Финансы — это экономический инструмент  распределения и перераспределения ВВП и Национального дохода, и орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Функции финансов:

1. Распределительная появляется при:

— распределении НД между участниками материального производства.

— перераспределении НД, которое появляется при:

  а) межотраслевом и территориальном распределении средств в     интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплении.

         б) в связи с наличием непроизводственной сферы, где НД не создается.

         в)  в связи с перераспределением доходом между различными социальными слоями населения.

2. Контрольная — это контроль за распределением ВВП, по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. Контроль охватывает производственную и непроизводственную сферу и нацелен на повышение экономического стимулирования, на рациональное и бережное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств.

3.  Регулирующая функция связана с вмешательством государства через экономические инструменты в процесс воспроизводства.

К экономическим инструментам относятся:

— валютное регулирование,

— налоги и налогообложение,

— нормы ссудных процентов,

— объем денежной массы в стране.

Тема 3. Финансы Р.Ф. в условиях углубления рыночных реформ.

С 1991 г. Р.Ф. перешла к новым рыночным отношениям, которые сопровождались:

1.распадом экономических связей со странами социалистического содружества.

2.распадом СССР.

3.переходом на новые экономические отношения.

4.структурной перестройкой экономики.

Все это привело к глубокому и затяжному кризису.

С 1995г. Стали снижаться темпы инфляции, т.к. правительство отказалось от эмиссии для покрытия бюджетного дефицита.

В 1997 г. была выдвинута программа перехода к экономическому росту и развитию государства.

1997-98 г. проводилась работа в области финансового законодательства.

В 1998 г. была принята первая часть Налогового Кодекса.

В 2001 г. сальдо государственного бюджета стало положительно.

С 1991 г. идет процесс децентрализации финансовых ресурсов, крупные государственные средства перераспределяются через специальные внебюджетные фонды.

С 2002 г. значительно увеличиваются доходы бюджета, что дало возможность увеличить социальные выплаты населению, увеличить пенсии, проводить программы ипотеки, увеличились расходы на военные нужды и т.д.

Основные направления выхода из кризиса:

1.остановить спад производства

2.увеличить объем банковской сферы.

3.остановить инфляцию до уровня 3-4%.

4.активизировать инвестиционную деятельность со стороны государства, юридических и физических лиц.

5.далее совершенствовать налоговую систему и не допускать бюджетного дефицита более 3-4%.

Тема №4. Роль финансов в расширенном воспроизводстве.

Расширенное воспроизводство- это непрерывное возобновление и расширение воспроизводственных фондов, рост ВВП и НД,  воспроизводство рабочей силы и производственных отношении.

На расширенное воспроизводство оказывают влияние экономические рычаги, товарно-денежные и кредитные отношения.

Влиять на расширенное воспроизводство можно по тремя направлениям:

Первое направление — инвестиционная деятельность.

К конце 90-х г. была создана программа инвестиционной активности предприятий, которая подразумевала:

1. децентрализацию инвестиционного процесса на основе многообразных форм собственности.

2. перенос центра тяжести с безвозвратных инвестиции на кредитные.

3. размещение инвестиции на основе централизованных программ на конкурентной основе.

4. усиление контроля за инвестициями.

5. расширение практики государственно-коммерческих инвестиции.

6. использование большей части инвестиции на основе более быстрых и эффективноокупаемых проектов.

Второе направление. Налоговая политика.

На расширенное воспроизводство оказывают большое влияние виды налогов, ставки, сроки, льготы, отсрочки и рассрочки.

Сегодня налоговая политика государства не стимулирует расширенное воспроизводство.

Третье направление. Финансы выступают важным элементом в воспроизводстве рабочей силы.

 В стоимость которой входят:

— расходы на образование,

— оплата труда,

— здравоохранение ,

— социальное обеспечение.

Тема №5. Финансовая политика.

Финансовая политика — это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношении, которые направлены на обеспечение финансами, той или иной программы (экономической, социальной или политической).

Две цели финансовой политики:

1.обеспечение непрерывности воспроизводственного процесса.

2.обеспечение роста общественного богатства.

Финансовая политика охватывает все сферы жизни и бывает:

  • экономической;
  • социальной;
  • культурной;
  • технической;
  • внутренней;
  • внешней.

Финансовая политика – это определение целей и задач, на решение которых направляется процесс формирования, распределения и перераспределения общественного богатства.

Сама политика не может быть плохой или хорошей , смотрят обычно насколько она отражает интересы общества в конкретных исторических условиях и особенностях жизни.

Финансовая политика должна быть направлена на формирование максимально возможного объема финансовых ресурсов. Для решения этой задачи составляют достоверную информацию о государственном и финансовом положении государства.

Показатели финансовой статистики должны быть достоянием широких масс населения, а финансовая отчетность должна быть доступной, своевременной, достоверной.

 Основные исторические учения финансовой политики:

  1. Классическая модель (А. Смит и Д. Рикардо).

Ученые сводили финансовую политику к невмешательству государства в экономику и сохранению свободной конкуренции. роль в экономике отводилась рыночным механизмам и ее основой был бездефицитный и равновесный бюджет, доходы которого формировались за счет косвенных налогов.

  1. Кейнисианская модель (авт. Д. М. Кейнс), появилась в конце 20г 20в.

Основа политики необходимость усиления роли государства в регулировании экономикой.

Основной инструмент политики:

 расходы государства направлялись на создание новых рабочих мест, что приводило: 

А) к повышению занятости;

Б)  к сокращению безработицы;

В)  к росту предпринимательской деятельности;

Г)  к увеличению платежеспособного спроса населения;

Д)  к увеличению Н.Д;

Е) к увеличению финансирования социальных нужд и сокращению социальной напряженности общества.

3. Неоклассическая модель. (авт.А.Маршал).В 60-70г.20в.

Модель не отказывалась от регулирующей роли государства в экономике, но ограничивала степень его вмешательства в экономику, а регулирование ее стало проходить с помощью экономических инструментов.

В действительности регулирование экономикой стало протекать в скрытой , но более сильной форме.                                                                                                        4.Советская модель финансовой политики (авт.К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин).

Политика подразумевает финансовую централизацию и управление экономикой из двух финансовых центров Госплан и Госснаб).

В составе финансовой политики выделяют, как относительно самостоятельные, бюджетную и кредитно-денежную политику.

Под бюджетной политикой понимают определение государством:

— источников формирования доходов государственного бюджета;

— приоритетных направлении расходов бюджета;

-допустимых пределов разбалансированности бюджета;

— источников финансирования бюджетного дефицита;

— принципов взаимоотношении между отдельными звеньями бюджетной системы.

В свою очередь, в составе бюджетной политики приобретают относительную самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом, политика бюджетного дефицита.

Под кредитно-денежной политикой понимаются:

    • обеспечение устойчивости денежного обращения через управление эмиссией, регулирование инфляций и курса национальной денежной единицы;
    • обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных званиях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы;
    • управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи), через упреждающее повышение или понижение ЦБ ставки рефинансирования.

Источник: https://www.referat911.ru/Finansy/vozniknovenie-finansov-ih-svyaz-s/102099-1905769-place1.html

открытая библиотека учебной информации

1.1. Возникновение финансов. Их связь с государством. Развитие

Тема 1. Возникновение финансов их сущность, функции и роль

План:

1.1. Возникновение финансов, их связь с государством

1. . Этап развития финансов.

1.3. Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса.

1.4. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями во время стоимостного распределœения.

1.5. Функции финансов.

Рост производительных сил, развитие общественного разделœения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального производства и социального расслоения. То есть всœе выше перечисленное привело к разложению родового строя и замены его общественным в форме государства.

Потребности разделились на общественные (государственные) и личные. Личные потребности удовлетворялись, как и в настоящее время, отдельно каждым членом общества в силу своих сил и возможностей,общественные потребности призвано было реализовывать государство, ᴛ.ᴇ.

через его особые институты: армию, органы правопорядка, различные принудительные учреждения, организации, разрабатывающие и принимающие законы и т.д.

С возникновением государства, для его содержания, появилась крайне важность отыскания ресурсов, которые начинают собираться в принудительной форме с помощью различных сборов и налогов. По этой причине финансы категория историческая, т.к. появилась с возникновением государства.

Многие ученые занимались изучением вопроса о функционировании государства, формированием средств необходимых для выполнения возложенных на него функций и решения поставленных задач.

Вклад учёных в развитие науки о финансах различен. Это связано с эпохой, в которую они жили.

Первая работа посвящённая финансам написанная Ксенофонтом (430- 355 ᴦ.ᴦ. до н.э.) называлась «О доходах Афинской республики».

К древнейшим авторам сочинœений в области финансов относят и Аристотеля (384 – 322 ᴦ.ᴦ. до н.э.), который в своей работе «Афинское государственное устройство» изложил основные воззрения в области финансов.

Индийский учёный Вашнагупта (321-297 ᴦ.ᴦ. до н.э.) в работе «Наука о политике» уделил много внимания налогам и государственному хозяйству.

Арабский ученый Кодама в 948 ᴦ. до н.э. исследовал налоги.

Фома Аквинский (1225-1274 ᴦ.ᴦ.) исследовал источники государственных доходов и впервые сделал попытку обосновать право короля на сбор налогов с подданных.

В европейских странах первыми авторами работ по финансам были итальянцы: Ф.Петрарка, Д.Караф, Бернардо, Ф.Гвиччардини, Дж. Ботеро, Н.Макиавелли и др.

В XVII веке наиболее значительный вклад в теорию финансов внесли английские ученые: Т. Мен, Дж. Локк, Т. Гоббс, Гаутон.

Переход от рабовладельческой общественно — экономической формации к феодальной привел к образованию феодальных государств.

В данный период почти всœе государственные потребности удовлетворялись путём установления различного рода натуральных повинностей и сборов.

Государство определяло общую сумму налогов, которую поручало собрать городской общинœе или откупщику. В европейских государствах до XVI века не было финансового аппарата для определœения и сбора налогов.

С распадом феодализма и постепенного развития в его недрах капиталистического способа производства всё большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства (государственные финансы), вследствие резкого сокращения натуральных повинностей и сборов.

По мнению многих ученых финансовая теория возникает в XV-XVI веке в период зарождения капитализма. Некоторые исследователи считают, что возникновение финансовой науки связано с работами Диомеде Карафа (XV в), он продолжительное время руководил финансовым хозяйством Неаполитанского королевства.

В XVI веке появляются государственные финансовые учреждения, которые устанавливают норму налогообложения и контролируют сбор налогов.

Финансовые отношения порождаются общественными потребностями. Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов.

Финансы – историческая категория, так как они появились одновременно с возникновением государства и имеют стадии возникновения, развития, ᴛ.ᴇ. изменяются во времени.

человеческое общества в своем развитии прошло три эпохи: дикость, варварство, цивилизация. Каждая из них состоит из трех ступеней: низшей, средней, высшей.

Финансы как историческая категория являются продуктом цивилизации. Οʜᴎ возникли на высшей ступени цивилизации с появлением торговли и развиваются как ее производная часть.

Термин «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего конец, окончание, финиш. В древнем мире и в средние века термин «finis» применялся в денежных отношениях, возникающих между государством и населœением, и отражал окончательный расчет, ᴛ.ᴇ. означал завершение денежного платежа.

В CIII-CÑв термин «финансы» использовали в торговых городах Италии и обозначал он любой денежный платёж.

Сегодня трудно назвать автора, который ввёл в обиход термин «финансы». Авторство этого термина можно оставить за французским учёным Ж. Боденом. Он в 1577 году издал работу «Шесть книг о республике», в которой впервые использовал термин «финансы» как экономические отношения между государством и обществом, посредством которых формируются денежные фонды государства.

В CÑII-CÑIIIвв. обогатили финансовую науку немецкие учёные Л. фон Секендорф, С. Пуфендорф, И. Зоннендельс их относят к представителям немецкой школы камералистики. Камералистика (нем. Kameralistik, от позднее лат.

camera – дворцовая казна) – совокупность административных и хозяйственных знаний по ведению камерального хозяйства.

Камералистика преподавалась в XVII — XVIII веках в университетах Германии и других европейских странах, а также со второй половины XIX века в университетах России.

К CÑI веку на европейском континœенте налаживается обмен информацией и среди авторов, затрагивающих аспекты финансов, можно выделить: Т. Гоббса, Дж. Локка, Д. Юм, В. Петти, С. Вобана, Дж. Стюарта.

CÑIII век характеризуется зарождением и развитием классической политэкономии (Тюрго, Кенэ, А.Смит, Д.Рикардо).

Многие считают, что основоположником финансовой науки является А. Смит (CÑIII в.), который в своём труде «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 ᴦ.) впервые разработал отдельные положения о сущности финансов государства.

Он пришел к выводу, что учение о финансах можно свести к четырём основным положениям:

— государство крайне важно, поскольку оно охраняет «естественный порядок» от зависти и покушений;

— содержание правительства должно быть дешёвым, так как расходы на управление государством являются непроизводительными;

— государство не должно нарушать «естественный порядок», ᴛ.ᴇ. право собственности и конкуренции, путём установления таможенных пошлин и монополий;

— государством должны соблюдаться основные принципы налогообложения: налоги должны платить всœе в соответствии со своими доходами, налог должен быть непроизвольным, взимание налогов дешёвым и взиматься он должен в удобное для плательщика время.

В русском языке термин «финансы», позаимствованный из французского, полтора века содействовал с термином «казна». В научный обиход его ввёл профессор права Московского университета Семён Десницкий. С образованием в России в 1802 году Министерства финансов данный термин прочно входит в научную терминологию.

Финансы – категория экономическая, так как возникла в результате развития товарно–денежных отношений. Во всœех общественно — экономических формациях основой общественных отношений являются производственные отношения, которые бывают двух видов: организационные и экономические.

Производственные экономические отношения возникают в процессе производства как такового. Это отношения между людьми по поводу присвоения ими средств труда и продуктов производства, ᴛ.ᴇ.

отношения собственности.

Финансовая наука изучает общественные отношения, возникающие на основе образования, распределœения и использования ресурсов, она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Экономические производственные отношения имеют две формы реализации: натуральные отношения и денежные отношения.

Натуральные отношения реализуются через изъятие части продуктов производства в натуральной форме.

Денежные отношения проявляются через оборот денеᴦ. В процессе оборота деньги становятся капиталом т. е. деньгами, которые предназначены для получения прибыли.

Рассмотрим предпосылки возникновения финансов как экономической категории.

1. Первые буржуазные революции привели к тому, что глава государства был полностью или частично отстранён от государственных денежных средств, которыми он бесконтрольно распоряжался раннее. Возник общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

2. Формирование и использование бюджета стало носить системный характер (возникли системы государственных расходов и доходов с определённым составом, структурой и законодательным закреплением).

Уже тогда были обозначены основные направления расходов: на военные цели, управление, содержание двора создание инфраструктуры (строительство дорог, портов, культовых сооружений и т.д.).

В данный период основными доходами являлись: военная добыча, дань с покорённых народов, поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определёнными товарами), натуральные иногда денежные сборы, повинности, пошлины, займы (налоги).

3. Налоги в денежной форме приобретали преимущественный характер. И только на данном этапе развития государственности и денежных отношений становится возможным распределœение созданного продукта в стоимостном выражении.

Функционирование финансовых отношений связано с объективно существующей крайне важностью изъятия, концентрации и перераспределœения государством части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Отсюда специфичность общественного назначения финансов – распределœение и перераспределœение части стоимости ВВП в денежной форме.

Своеобразие отношений, составляющих содержание финансов как экономической категории, состоит по сути в том, что это всœегда денежные отношения, которые возникают между:

— предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг;

— предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и их распределœении;

— государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

— государством и гражданами при внесении ими налогов, добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

— отдельными звеньями бюджетной системы;

— органами страхования, предприятиями, населœением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Денежный характер финансовых отношений – важный признак финансов, так как деньги являются обязательным условием существования финансов. В связи с этим неправомерно относить к финансам натуральные отношения (бартер). Финансы и деньги это две разные категории. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги разрешили противоречие товарного производства. Их особенность выражается в следующем:

— деньги — ϶ᴛᴏ стихийно выделившийся товар;

— деньги — ϶ᴛᴏ особый привилегированный товар, играющий роль всœеобщего эквивалента;

— деньги разрешили противоречия между потребительной стоимостью и стоимостью, свойственные всœем товарам, в том числе и деньгам.

Финансы — ϶ᴛᴏ экономический инструмент распределœения и перераспределœения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода.

Финансам присущи три признака:

— это всœегда экономические денежные отношения;

— это денежные отношения между двумя субъектами, один из которых (государство) имеет особые полномочия;

— это отношения перераспределœения уже распределённого продукта.

Можно сделать вывод, что если денежным отношениям двух или более субъектов присущи всœе три вышеперечисленные признака, то это и есть финансы.

Источник: http://oplib.ru/random/view/1131747

История возникновение и развитие финансов во взаимосвязи с развитием государства

1.1. Возникновение финансов. Их связь с государством. Развитие

До сих пор в мировой экономической науке не сложилось общепринятого представления о происхождении понятия «финансы».

Во Франции в XVI в. Слово «финансы» использовалось в значении «государственные доходы», «денежные суммы». Употреблённое во множественном числе оно обозначало государственное достояние и состояние правительственного хозяйства. Может быть, поэтому именно во Франции в XVIII в. финансы сформировались в самостоятельную науку.

Во всех остальных европейских странах начала финансовых знаний входили в состав так называемых камеральных наук, которые исследовали надлежащее управление так называемой «камерой» — помещение, в котором хранилось частное имущество главы государства. Поэтому впоследствии этим термином стали обозначать само учреждение (управление), заведовавшее государственным (камеральным) имуществом. [13, с. 8]

С распространением в России французского языка слово «финансы» в значении государственного имущества и управления им стало вытеснять из оборота слово «казна», пришедшее к нам из тюркского. Русский профессор Десницкий С.Е. говорил, что «финансы заключают в себе смысл пространный: они имеют предлогом доставление государству надельных и довольных по его надобности доходов».

В толковом словаре XIX в. Академией наук отмечалось, что финансы собираются «с подданных для содержания Государства и всех частей оного, как-то: Государева дома, армии, флота, государственных министерств и других статских чинов и пр. пр»

После опубликования в 1889 г. Профессором Лебедевым В.А. работы «Финансовое право» под финансами стали понимать не только государственные доходы, но и все материальные и личные средства, которыми располагает государственная власть. [4, с. 9]

Более широкая трактовка финансам была дана в работах Витте С.Ю. Он определяет финансы не только как доходы государства, но и его расходы, включая государственный долг. [4, c. 10]

Все теоретики едины во мнении, что понятие «финансы» в историческом аспекте связано с государством и появилось в процессе многовекового развития товарно-денежных отношений.

Действительно, исторически финансы как категория связаны с появлением государства, с обеспечением его функций.

Появление государства в экономике имеет долгую историю, и практика здесь почти всегда опережала теорию.

В Европе позднего Средневековья, или раннего капитализма, в примитивных формах существовали централизованный контроль над ценами, качеством товаров и услуг, надзор за процентными ставками и внешней торговлей.

Меркантилисты Вильям Стаффорд и Томас Мэн писали в XVII в. о том, что только скрупулёзное руководство со стороны правительства способно обеспечить хозяйственный порядок и социальную справедливость. Они настаивали на том, что следует запрещать или сокращать импорт при увеличении собственного вывоза, приращении собственного богатства в денежной форме.

С упрочнением в Западной Европе капитализма свободной конкуренции многие заповеди меркантилистов канули в лету, хотя конечно, они и имели историческое объяснение. Но к тому времени «вершителями судеб» в экономике стали рынок и свобода выбора.

Последняя предполагает в экономическом смысле две главные составляющие: защищённое законом право частной собственности и самостоятельность принятия решений. В XVIII-XIX вв.

экономическая роль государства сводилась в основном к охране этих первичных прав.

Таким образом, значимость государства постоянно менялась в экономической жизни, однако его присутствие было необходимо Поэтому на всём протяжении формирования и развития государства общество (население) удовлетворяло его потребности, формируя государственные доходы сначала в натуральной, а потом и в денежной форме, современным аналогом которых выступают налоги.

На начальном этапе развития общества государственные доходы обеспечивали затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений (храмов, каналов, дорог и т.п.).

С развитием товарно-денежных отношений всё большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

Этот процесс усиливается с расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций государства.

Именно с формированием доходов и расходов государства за счёт доходов общества исторически и связано появление финансов.

Императивный характер такого перераспределения доходов населения в пользу государства на ранних стадиях развития государства проявлялся в том, что не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С отделением государственной казны от личной кассы и собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникли такие понятия, как государственные финансы, государственный бюджет, государственный кредит. [13, с. 10]

Не вникая пока в сущность явления «финансы», обозначим его исторические характеристики.

— Финансы формировались либо в виде натуральных повинностей или сборов в пользу государства, либо в форме налоговых платежей, призванных содержать государство как общественный институт. С помощью финансов реализовывались доходы и расходы государства в обществе.

Причём, менялась сфера участия государства в общественной жизни (дифференцировались расходы), менялась доля доходов общества, присваиваемая государством, но продолжало существовать государство как явление хозяйственной жизни, а вместе с ним — и финансы как способ содержания данного института.

— Способ перераспределения доходов общества в пользу государства носил, как правило, императивный (обязательный для всех) характер. Такой способ обеспечения экономического явления может быть обусловлен только тем, что оно (государство) необходимо обществу.

Ведь государство исторически развивалось, выполняя те функции, без которых общество не могло обойтись, поскольку оно делало это намного эффективнее и с более низкими, чем другие институты, издержками.

Если бы вместо государства возник иной частный институт, служащий интересам общества, на его создание оно вынуждено было бы выделять больше национального дохода, т.е. более значительные финансы подключались бы к его обслуживанию.

— Через механизм финансов перераспределяется значительная часть доходов общества для обеспечения функций государства, следовательно, оно демонстрирует наиболее эффективный способ использования значительной части денежных доходов общества.

Т.е. с помощью финансов осуществляется не только перераспределение доходов общества в пользу государства, но и наиболее эффективное их использования и результативность хозяйственной деятельности с помощью государства повышается. [13, с.

 11]

Сделаем следующие выводы:

— финансы исторически возникли как механизм обеспечения деятельности государства как института, необходимого обществу, поскольку оно способствует ускорению экономического развития общества в целом;

— первоначально финансы выступали на поверхности явлений хозяйственной жизни в форме экономических отношений между домашними хозяйства и производителями, с одной стороны, и государством — с другой, по поводу перераспределения в пользу государства части денежных доходов хозяйствующих субъектов, а также использования сформированных таким образом фондов денежных средств.

Т.о., именно государство стало первым элементом, на котором стала строиться теория финансов. Финансы являются дальнейшим развитием денежных отношений, одной из сторон которых вначале стало государство. Именно государство нуждалось в денежных ресурсах для обеспечения своей деятельности, необходимой обществу. [12, с. 60]

финансы государство денежный товарный

Источник: https://studbooks.net/792999/finansy/istoriya_vozniknovenie_razvitie_finansov_vzaimosvyazi_razvitiem_gosudarstva

1.1. Возникновение финансов. Их связь с государством. Развитие товарно-денежных отношений

1.1. Возникновение финансов. Их связь с государством. Развитие

Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов.

Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монаха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений.

Главными доходами являлись поступления от государственного имущества, военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные денежные сборы и повинности, пошлины и займы.

С разложением феодализма и развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существует разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы, поскольку монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха, возникают такие понятия как государственные финансы, государственный бюджет и госкредит. Государственные финансы послужили мощным рычагом для первоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв.

Из колониальных стран притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы широко использовались в производственных целях для создания первых капиталистических предприятий. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

20 век характеризуется мощным развитием производственным сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функции государства. Государства не только обеспечивало обороноспособность страны, но и стали участвовать в процессе производства, распределении и использовании общественного продукта.

В структуре государственных расходов после Второй Мировой войны произошли существенные изменения. Они выразились в том, что несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию, удельный вес этих затрат по сравнению с концом 19 в. понизился и существенно увеличился удельный вес социальных расходов.

Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику. Это выразилось в том, что возросли капитальные государственные вложения в электроэнергетику, угольную, газую и другие отрасли промышленности. Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов. В 20 в.

особенно возросло значение прямых налогов, главным из которых является Подоходный налог. Налогом на доходы физических лиц облагается практически все самодеятельное население. Вторым крупным прямым налогом является Налог на прибыль предприятий. Однако, несмотря на повышение налогов, доходов все-таки не хватает на покрытие постоянно возрастающих расходов.

Бюджеты капиталистических стран в годы после Второй Мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами. Они покрываются государственными займами, выпуск которых влечет рост государственного долга. После Второй Мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений, значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.

Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов.

Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монаха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений.

Главными доходами являлись поступления от государственного имущества, военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные денежные сборы и повинности, пошлины и займы.

С разложением феодализма и развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существует разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы, поскольку монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха, возникают такие понятия как государственные финансы, государственный бюджет и госкредит. Государственные финансы послужили мощным рычагом для первоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв.

Из колониальных стран притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы широко использовались в производственных целях для создания первых капиталистических предприятий. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете.

20 век характеризуется мощным развитием производственным сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функции государства. Государства не только обеспечивало обороноспособность страны, но и стали участвовать в процессе производства, распределении и использовании общественного продукта.

В структуре государственных расходов после Второй Мировой войны произошли существенные изменения. Они выразились в том, что несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию, удельный вес этих затрат по сравнению с концом 19 в. понизился и существенно увеличился удельный вес социальных расходов.

Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику. Это выразилось в том, что возросли капитальные государственные вложения в электроэнергетику, угольную, газую и другие отрасли промышленности. Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов. В 20 в.

особенно возросло значение прямых налогов, главным из которых является Подоходный налог. Налогом на доходы физических лиц облагается практически все самодеятельное население. Вторым крупным прямым налогом является Налог на прибыль предприятий. Однако, несмотря на повышение налогов, доходов все-таки не хватает на покрытие постоянно возрастающих расходов.

Бюджеты капиталистических стран в годы после Второй Мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами. Они покрываются государственными займами, выпуск которых влечет рост государственного долга. После Второй Мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений, значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.

Источник: http://www.srinest.com/book_964_chapter_4_I._VESHHNYE_PRAVA_NA_ZEMLJU._PRIVATIZA%D0%A1IJA_I_INYE_SPOSOBY_OTCHUZHDENIJA_ZEMLI.html

Экономическая сущность финансов

1.1. Возникновение финансов. Их связь с государством. Развитие

                                            Тема 1: Экономическая сущность финансов 

      1.Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений.

      2.Сущность финансов, их объективная необходимость.

      3.Функции финансов.

      4.Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями в процессе стоимостного распределения.

      Возникновение финансов, их связь с государством и развитием товарно-денежных отношений.

      1.В рамках экономической системы товарно-денежные отношения выступают основной причиной возникновения и развития  всей совокупности стоимостных (денежных) экономических категорий, опосредствующих воспроизводственный процесс, — денег, цены, кредита, прибыли, заработной платы и т.д. 

      Определенное место в системе стоимостных экономических категорий занимают – финансы.

      Финансы возникли в условиях регулярного товарно-денежного обращения, в связи с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

      Понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». На уровне общественного восприятия – деньги и финансы трудно различимы. В отличии от денег, финансы всегда – неосязаемое явление.

      Слово «финансы» происходит от латинского слова finis, означающего – конец, окончание, финиш.

В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице судьи, князя или короля, это слово означало завершение платежа, окончательный расчет.

Лица, платившие взносы в пользу судьи, государя и различных государственных органов, получали соответствующий документ, который называли fine.

      Позднее от термина finis произошло слово fihahcia. Термин finansia возник в XIII – XV вв в торговых городах Италии и сначало обозначал любой денежный платеж.

Во Франции этот термин применялся в XVI веке уже в более широком смысле – как совокупность публичных доходов и расходов.

Несколько позже появился термин «публичные финансы» (public finance) как в русском, так и во всех западноевропейских языках, и означал совокупность государственных доходов и расходов.

      От латинского слова fiscus произошел термин «фиск» (казна). Этим словом в латинском языке называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, полученные государством от населения в качестве налогов. Термин fiscus, таким образом, получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагало государство.

      Итак, термин «финансы» получив международное распространение стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств. Это значит, что данный термин  отражал:

      1. денежные отношения между двумя субъектами, т.е. деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов);

      2. субъекты обладали разными правами в процессе этих отношений: один из них, а именно государство, обладал особыми властными полномочиями;

      3. в процессе этих отношений формировался  общегосударственный фонд денежных средств – бюджет;

      4. регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим платежам государственно – принудительного характера, что достигалось посредством правовой деятельности государства, создания соответствующего фискального аппарата, или аппарата принуждения.

      Финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития.

Они появились, как уже отмечалось, одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы и изменялись вместе с ним.

Поэтому сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного воспроизводства определяются природой и функциями государства.

      В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии.

Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монарха, государственного аппарата; строительство общественных сооружений (храмов, каналов для оросительных систем, портов, дорог, водопроводов).

Главными доходами являлись: поступления от государственного имущества (доменов) и регалий (монопольного права монарха на отдельные промыслы и торговлю определенными товарами); военная добыча, дань с покоренных народов; натуральные и денежные сборы и повинности, пошлины, займы.

      С разложением феодализма и постепенным развитием в его недрах капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства; доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

      На ранних стадиях развития государства не существовало разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы: монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (16-17 вв) возникают понятия  государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

      Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв. Из колониальных стран в метрополии притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала.

Государственные займы и налоги широко использовались в производительных целях для создания первых капиталистических предприятий.

Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, которая позволяла первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

      В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения  в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

      Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете. 

      Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, усилением милитаризации экономики.

В конце 19 в почти во всех капиталистических странах затраты государства на военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов.

Крупные средства направлялись также на  содержание государственного аппарата – парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здравоохранение были крайне невелики. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.

      Двадцатый век характеризуется мощным развитием производительных сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функций капиталистических государств.

Государство не только обеспечивало обороноспособность страны, охрану частной собственности на средства производства, свободу предпринимательства и правопорядок, но и стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

      В условиях государственно-монополистического капитализма, особенно после второй мировой войны, резко возрастают государственные расходы, в значительной мере обусловленные затратами на милитаризм. В их структуре произошли существенные изменения.

Они выразились в том, что, несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом 19 и началом 20в понизился и существенно увеличился удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных. Отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».

      Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику. Это выразилось в том, что возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства.

В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко увеличился государственный сектор экономики.

Пытаясь увеличить занятость населения и сократить безработицу, правительства выдают предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений. Резко повысились затраты на научно-технический прогресс (до 50-70% общей суммы расходов на эти цели).

Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам так называемые экспортные премии.

      Расходы по регулированию процесса капиталистического воспроизводства во многих странах достигли 20% и более общей суммы расходов государственного бюджета.

      Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Так, страны Европейского Сообщества (ЕС) создали межгосударственные фонды денежных  средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, переподготовки и передислокации рабочей силы, преодоления существенных диспропорций в развитии отдельных регионов этих стран.

      Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных районов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

      Огромные расходы вызвали необходимость увеличения  налогов – главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты. Налоги – важнейшее орудие перераспределения национального дохода.

      В 20в возросло значение прямых налогов и главного среди них – подоходного налога с физических лиц. Впервые этот налог был введен в Великобритании в 1842 г, а в большинстве стран Западной Европы и США – в 1-й четверти 20 в.

Вследствие понижения необлагаемого минимума и уменьшения налоговых льгот по семейному положению в годы второй мировой войны этот налог превратился в массовый налог, в налог на заработную плату и небольшие доходы. Им облагается практически все самодеятельное население.

Вторым крупным прямым налогом выступает налог на прибыль корпораций.

      Наряду с увеличением прямых налогов в 1970-90 г.г. произошло повышение косвенных налогов, прежде всего за счет поступлений по акцизам и налогу на добавленную стоимость. Возрос удельный вес налогов в валовом национальном продукте – с 30% (в США) до 50% и более (в малых странах Западной Европы).

      Однако, несмотря на повышение налогов, аккумулируемых доходов не хватает на покрытие все возрастающих расходов государства. Бюджеты капиталистических стран в годы после второй мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами, покрываемыми государственными займами, выпуск которых влечет за собой рост государственного долга.

      После второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили территориальные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий.

      Однако финансы развивались не только в государственной сфере. Значительное развитие получили финансы предприятий различных форм собственности. В странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой стали акционерные общества.

Выпуск акций – мощная форма мобилизации капитала. Она позволяет трансформировать денежные средства в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпораций.

Без этого они вынуждены были бы находиться  на самофинансировании, развиваться за счет собственных, относительно ограниченных средств.

      В странах, где рыночные отношения получили широкое развитие, финансовая сторона  деятельности акционерных обществ и предприятий других форм собственности приобретает все большее значение. Повышается, прежде всего, роль качества управления финансами.

Источник: https://www.stud24.ru/finance/jekonomicheskaya-sushhnost-finansov/65343-212521-page1.html

Возникновение финансов, их связь с государственным развитием товарно-денежных отношений — FINDOUT.SU

1.1. Возникновение финансов. Их связь с государством. Развитие

Социально-экономическая сущность финансов. Признаки финансов как экономической категории.

Функции финансов.

1.

Финансы – категория историческая, так как они имеют стадии возникновения и развития.

Они появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним, поэтому сущность финансов, закономерность их развития, сфера деятельности и роль в процессе общественного воспроизводства определяется природой и функциями государства.

В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления разного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было небольшим и ограниченным.

Общегосударственный фонд денежных средств – бюджет, также был небольшим и основная его часть (2/3) расходовалась на военные цели, какого – либо практического воздействия на экономику оказать такой бюджет не мог.

Позднее формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер, стали возникать системы государственного дохода и расхода с определенным составом, структурой и законодательным закреплением.

На протяжении многих столетий в государствах обозначились 4 устойчивых направления расходования денежных средств: на военные цели, управление, поддержание тех или иных сфер экономики, социальные нужды. Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов.

На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме, вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, так как она состояла из 1 звена: бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено. Все они были связаны с формированием и использованием бюджета. По мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности возникла необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи образованием, распространением и использованием фонда денежных средств в процессе распределения и перераспределения ВВП и НД.

Крупномасштабное и качественно новое развитие финансовых отношений произошло в 20 вв, особенно после Второй Мировой Войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в огромных суммах.

Во всех странах произошло огосударствление значительной части НД. Государство стало собственником 50% его объема.

Располагая огромными суммами денежных средств, государство оказало огромное влияние на процесс производства.

Т.о можно выделить два основных этапа развития финансов: первый этап это неразвитая форма финансов, которым был присущ непроизводственный характер, т.е основная масса денежных средств государства расходовалась на военные цели и практически не оказывала воздействия на экономику. Этому этапу свойственна узость финансовой системы.

По мере развития финансовых отношений возникла необходимость в новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений. Т.о. образованные финансы вступили во второй этап своего развития.

Данный этап характеризуется многозвенностью финансовой системы, высокой степенью воздействия на экономику, большим разнообразием финансовых отношений.

2.

Понятие финансов отождествляется с понятием деньги, однако, это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги – товар особого рода, его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда, а финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения ВВП, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное назначение финансов в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы – это не сами денежные средства, а отношения между людьми, государством по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественно экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансы – совокупность экономических, денежных отношений, организованных государством при распределении ВВП и НД, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Т. о. можно выделить централизованные и децентрализованные финансы.

Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах. Под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, организующие кругооборот денежных фондов предприятия.

Т. о. социально – экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса: за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства. Финансам, как экономической категории присущи следующие признаки:

1) Финансы – это всегда денежные отношения, в которых одним из субъектов выступает государство, но не все денежные отношения принадлежат к финансам. Большинство денежных отношений в обществе носят эквивалентный характер, т. e.

движение денег всегда сопровождается встречным движение товаров или услуг. Финансы же организуют неэквивалентное денежное движение.

Например: предприятие берет в банке кредит для производственных нужд – это денежные отношения, но если предприятие получает бюджетное финансирование – это финансовые отношения.

  2) Финансы – это отношения, не выходящие за рамки распределительного процесса. С их помощью осуществляется вторичное распределение (перераспределение) НД.

3.

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают “работу”, выполняемую финансами. Выделяют следующие функции:

1) Распределительная. Распределение НД заключается в создании так называемых основных или первичных доходов. Основные доходы формируются при распределении НД среди участников материального производства. Они делятся на 2 группы:

· З/пл рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, других категорий работников, занятых в сфере материального производства.

· Доходы предприятий сферы материального производства.

Однако распределение НД не ограничивается лишь его распределение между теми, кто его создавал, т. e. среди участников материального производства.

Государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную, где НД не создается, но оно должно заботиться о развитии их, а значит выделять для этого денежные средства.

Для того чтобы быть способным нести эти денежные расходы государство с помощью финансов изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя тем самым перераспределение НД.

Финансы в этом случае активно участвуют в распределении и перераспределении НД, способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении НД, пропорций его конечного использования. Перераспределение НД происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономики.

2) Контрольная. Заключается в контроле за распределением НД, ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Цель финансового контроля: рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Одной из важных задач финансового контроля является проверка соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий по расчетам и платежам.

Контрольная функция осуществляется через деятельность финансовых органов.

3) Регулирующая (стимулирующая). Сущность данной функции финансов состоит в том, что государство с помощью целой системы государственных рычагов может оказать воздействие на развитие предприятий, отраслей в нужном обществу направлении. Т. к.

финансы участвуют в процессе создания денежных доходов и их распределении, то, имея такой финансовый рычаг как распределение денежных доходов и умело, управляя им, государство может эффективно стимулировать или сдерживать развитие того или иного экономического процесса.

Если говорить о конкретных рычагах и способах воздействия на экономические процессы, надо назвать следующие:

· Бюджет. Средства из бюджета на развитие той или иной отрасли можно выделить или не выделить.

· Цены, тарифы. Государство вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы, которые оказывают влияние на финансовое состояние компаний.

· Налоги. Это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство, а высокими подорвать его.

Тема 3. Финансовая система.

Источник: https://findout.su/1x7662.html

Studio-pravo
Добавить комментарий